Рассказ о пугачеве с цитатами из текста

В 1899 году антон чехов написал одно из своих самых знаменитых произведений дама с собачкой. оно было опубликовано в

В 1899 году Антон Чехов написал одно из своих самых знаменитых произведений — «Дама с собачкой». Оно было опубликовано в журнале «Русская мысль» в этом же году. Рассказ повествует о знакомстве и взаимоотношениях двух любящих людей, которые очень боятся общественного осуждения. Чтобы понять замысел произведения «Дама с собачкой», рассмотрим его краткий пересказ. Основные события из текста, составляющие сюжет, помогут читателю быстро разобраться в том, что хотел сказать А.П. Чехов. «Дама с собачкой» в сокращении от Многомудрого Литрекона — это наиболее точное краткое содержание, обогащенное важными деталями из текста. А еще у него есть анализ рассказа по плану.

Глава 1: Знакомство

Однажды, гуляя по набережной, Дмитрий Гуров, главный герой рассказа, встречает женщину. Она была молодой и красивой блондинкой. Героиня  гуляла с собачкой — белым шпицем. Отдыхающие даже придумали ей прозвище “дама с собачкой”. Главный герой подумал, что было бы очень хорошо, если бы он познакомился с этой дамой, ведь она была красива и одинока. Знакомство героев произошло в парке в дневное время. 

Главным героем произведения является Дмитрий Гуров. Это человек примерно сорока лет с филологический образованием. Известно, что он работает в банке и проживает в Москве. Герой часто уезжал отдыхать в Ялту и другие города, но отдельно от семьи. В Москве остались его ждать супруга, которую он не любил, дочка и два сына. Герой изменял жене давно и часто, хотя считал всех женщин «низшей расой».  Однако это вовсе не мешает его любовным приключениям. 

Женили его рано, и супружеская жизнь успела ему надоесть. Супруга его была неизящной и недалекой, этим Дмитрий и оправдывал свои измены. Можно сказать, что его внешность и нрав притягивали представительниц прекрасного пола. С мужчинами он общаться не любил, зато с дамами всегда говорил с удовольствием.

Вот и сейчас Гуров легко познакомился с Анной. Он приманил ее собаку и начал разговор. Известно, что женщину зовут Анна Сергеевна Дидериц, и она родом из Петербурга. Однако уже 2 года она живёт в городе С., откуда героиня и приехала на отдых в Ялту. Также читатель узнает, что женщина замужем. Ее мужем является чиновник с немецкой фамилией. Анна несчастна в браке, она не любит своего мужа. Он ее не интересует, ведь героиня даже не помнит место работы своего мужа. 

Во время разговора она очень стеснялась, и Гуров понял, что она в такой обстановке впервые. Это лишь подзадорило его. А ведь она годилась ему в дочери…

Глава 2: Курортный роман

Неудивительно, что спустя неделю после знакомства у них завязался роман. Анна нервничала, много говорила, и внезапно Гуров обнял и поцеловал ее, видя, что она уже влюблена. И пара отправилась в номер Анны…

Однако Анну Сергеевну очень угнетает её поступок. Она сразу же поникла и завяла, а Гуров не мог вспомнить, чтобы у него были подобные женщины. Все они укладывались в определенные типажи, а эта вела себя нетипично, и была слишком неопытна. Героиня признаётся Гурову, что она всегда хотела настоящих чувств, а грех ей противен. «Я не мужа обманула, а самое себя» — говорила она. Она вышла замуж из любопытства, не по любви, и теперь тяготилась осознанием обмана, нечистоты. Она винила себя и не находила оправдания. Дмитрий старается всячески поднять дух Анне. 

Можно сказать, что отношениям героев протекают размеренно. Гуров преобразился и не отходил от своей возлюбленной. Он был страстным и нежным. Анна боялась, что он ее не уважает и не любит, поэтому часто была беспокойна и печальна. Герои в ожидании приезда мужа героини. Однако он не приезжает. Супруг просит в письме, чтобы Анна сама вернулась. Гуров провожает свою возлюбленную. У Анны нет слёз, а вот вид у нее очень печальный, она не может наглядеться на любовника. Дмитрий расстроен, ему ясно, что он так и не дал Анне счастья, что он невольно обманул ее, такую доверчивую и чистую. И все же он продолжает считать этот адюльтер очередным приключением. Он решает вернуться домой. 

Глава 3: Прозрение и разочарование

Гуров довольно легко вытягивается в ритм городской жизни. Вот он уже и читает газеты, ходит по ресторанам, принимает гостей. Дмитрий думал, что забудет об Анне, однако она появляется в его сознании снова и снова. Ее образ преследовал его везде, снился ему, следил за ним, и он помнил все, как будто только вчера был в Ялте. Героя настигла любовь, о которой он не мог никому рассказать. Он обнаружил, что одинок, что живет неинтересной и жалкой жизнью обывателя. Даже приятель не выслушал его историю любви, а лишь посетовал, что «осетрина была с душком». Гурову эти слова показались нечистыми, как и все вокруг. Все дела показались ненужными и мелкими, а он сам себе напоминал арестанта.

В результате, Гуров принимает решение поехать в город С. Там он снимает номер и начинает разыскивать семью Анны. Но он, как влюбленный студент, не решается пойти к ней домой или послать письмо, ведь она замужем, а может, и вовсе забыла о нем. Он мучается от неопределенности. Но герой нашел решение: поехал в местный театр и все же увидел ее. Тогда ему показалось, что нет на свете человека, который был бы ему ближе.

Увидев Дмитрия, героиня испугалась и попросила его уехать, дав обещание,  что сама приедет к нему. Она сказала:

Я так страдаю! — продолжала она, не слушая его. — Я всё время думала только о вас, я жила мыслями о вас. И мне хотелось забыть, забыть, но зачем, зачем вы приехали?

Он стал целовать ее, она слабо протестовала.

Глава 4: Настоящая жизнь

Героиня обманывает супруга. Она утверждает, что ездит на консультации в поликлинику, а сама встречается с Дмитрием несколько раз в месяц в Москве. Никто не знает об этом. Гуров теперь знал, что у каждого под покровом тайны есть своя особенная жизнь, и вот она-то и есть настоящая.

В финале произведения писатель рассказывает о встрече Анны и Дмитрия. Героиня начинает плакать, и Дмитрий позволяет своей любимой выплакаться. Герой дотрагивается её плеч, видя отражение в зеркале. Герой увидел морщины и седину. Ему очень жаль за ошибку, которую они вдвоём совершили. Ведь жили с нелюбимым людьми. Только в преклонном возрасте он смог познать радость от великого чувства. Герои надеются, что они смогут начать новую жизнь, полную любви и радости. 

Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем.

Автор: Виктория Комарова

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 20:20

Сложное создание человек по рассказам и. с тургенева муму бирюк

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 02:30

Нужен ! красота человека. какая она? красота человека бывает внешняя и внутренняя. проҹитав рассказ в. астафьева фотография, на которой меня нет, я заинтересовался внутренней красотой, красотой деревенского
ҹеловека. в рассказе астафьева описываются люди простой деревни. они живут небогато, их быт оҹень прост. но главное, ҹто они, живя в трудных условиях, сохранили в себе душевную теплоту и дарят ее другим. деревенские
жители, в изображении автора, неграмотны, их реҹь проста, они всегда говорят с душой. разве не в этом заклюҹается красота ҹеловека? по-настоящему добрые, всегда готовые ҹь люди. астафьев особенно выделяет быт и
простоту деревни. без всяких излишеств и удобств дома, дворы. люди, живущие в деревне, не всегда красивы внешне. в. астафьев приводит в пример дядьку левонтия. человек, который пьет, бьет посуду. но ҹеловек простой,
открытый для других, беззлобный. этот рассказ оҹень современен в наше время, нам не хватает красоты души. вот она, красота: в деревне, где соседи друг другу, наставляют молодых и неопытных, не жалеют угощения для
гостей, оказывают поддержку, не друзей. друг астафьева не пошел сниматься на фотографию, потому ҹто его товарищ болен. санька ҹувствует, ҹто и он виноват в болезни друга. он преодолевает большой соблазн, ведь
фотограф большой и редкий слуҹай в деревне. это пример дружбы, преданности, совести. деревенские бабы уҹителю и его жене, приносят угощение, заботятся о ребенке, наставляют молодую уҹительницу. пример уважения, и
взаимовыруҹки. оҹень редко можно встретить такое в наши дни, когда соседи друг другу. без всякой платы подшивают валенки школьному уҹителю. его уважают и любят уже за то, ҹто он здоровается со всеми и никогда ни в
ҹем не откажет. деревня живет, как одна большая семья, дружная и крепкая. пусть в ней слуҹаются порой ссоры, но силой добра, и прощая, можно победить все невзгоды. человек добрый, открытый, всегда всем нравится, он
приносит с собой свет в то общество, в которое попал. оҹень много красивых внешне людей, но некоторые из них могут оказаться с холодной душой, ҹто оҹень ҹасто отталкивает и обижает других. но по-настоящему красивый
ҹеловек тот, кто красив душой, красив своими поступками, теми словами, которыми он выражает свои мысли, своей улыбкой. красота заклюҹается в сердце!

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 12:50

Нужно сочинить сказку. кот, петух, медведь и лиса.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 23:10

Прокоментуйте висловлювання бернард шоу ті які найбільше вчать найменше знають

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 17.03.2019 17:48

Как вы полагаете почему у героини(дочери юшки) нет имени рассказ юшка

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 19.03.2019 16:48

Контрольна робота за творчістю о. довженка, н. бічуї початковий і середній рівні 1. молоді бійці з оповідання о. довженка «ніч перед боєм» перед своїм першим боєм запитали в командира петра колодуба: 0,5 б а) звідки він бере мужність і сили; б) що робити, коли ворога набагато більше й він краще озброєний; в) чому не можна відступати; г) що робити при пораненні 2. дід платон з оповідання о. довженка «ніч перед боєм» лаяв відступаючих наших бійців: 0,5 б а) за невміння користуватися зброєю, влучно стріляти; б) за невміння маскуватися, рити окопи; в) за боягузтво, невміння та небажання захищати рідну землю; г) за те, що забувають писати листи своїм рідним. 3. моральний урок дідів з оповідання о. довженка «ніч перед боєм» для молодих бійців полягав у тому, що: 0,5 б а) вони попалили всі човни й зірвали ворогові переправу; б) перевернули човни й загинули разом із ворогами; в) зробили засідку й побили багато ворогів; г) мужньо витримали знущання ворогів і не видали партизанів. 4. кого діди платон і савка ставили за приклад бійцям, що відступали: 0,5 б а) кармалюка; б) гонту залізняка; в) своїх синів; г) самих себе. 5. кульмінацією у творі н. бічуї «шпага славка беркути» є: 0,5 б а) поєдинок на шпагах юлька та славка; б) суд над славком; в) привід хлопця, який назвався беркутою, до дитячої кімнати міліції; г) спізнення славка на театральну виставу до лілі. 6. у невинуватість славка вірили: 0,5 б а) тренер, лілі; б) стефко та юлько; в) класний керівник і директор школи; г) інспектор дитячої кімнати міліції, надія григорівна. 7. юлько ващук, герой твору н. бічуї «шпага славка беркути», розчарувався у своєму батькові через те, що: 0,5б а) той збирався до міліції заявляти на славка за поранення; б) той скористався чужою працею, видавши її за свою; в) батько часто сварився з мамою юлька; г) не підтримував його захоплення музикою, малюванням. 8. установіть відповідність: 1,5 б герой учинок 1.славко беркута а) рятує сороку з переламаним крилом 2. стефко вус б) страждає через недовіру однокласників 3. юлько ващук в) вірить у невинність беркути 4. лілі теслюк г) в міліції називає чуже прізвище замість свого д) не боїться пити вино на вулиці. 8. порівняйте образи діда платона й діда савки з образом капітана колодуба (за оповіданнямо. довженка «ніч перед боєм»). 1б достатній рівень 9. висловіть свої судження про важливість моральних чеснот у житті людини, дружби та підтримки батьків (за твором н. бічуї «шпага славка беркути» та власними спостереженнями).1,5б

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 18:34

Почему платонов назыввет мир прекрасным и яростным? может ли ярость быть прекрасной ?

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 22:50

Как решается проблема чести в повести? капитанская дочка

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 22:59

Оком идёт речь? назовите героя, автора и его произведение: cедые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы.

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 21.03.2019 11:12

Всеволоду нестайку написати письмо​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 25.03.2019 02:00

Отношение к событиям передано пушкиным через восприятие савельича. почему это особенно важно для данной ситуации

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 29.03.2019 01:40

Почему театральное искуство считают синтетическим?

Ответов: 1

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 15.09.2019 03:10

Категория

Категория

Литература, 15.09.2019 03:10

Категория

Русский язык, 15.09.2019 03:10

Категория

Категория

Окружающий мир, 15.09.2019 03:10

Категория

Математика, 15.09.2019 03:10

Категория

Українська мова, 15.09.2019 03:10

Категория

Русский язык, 15.09.2019 03:10

Категория

Геометрия, 15.09.2019 03:10

Стихотворное произведение Сергея Есенина. Частично основано на фактах из его жизни.

Персонаж Характеристика персонажа Цитаты персонажа Сергуша Молодой человек, поэт, от лица которого ведется повествование. Имеет много общего с самим Сергеем Есениным. В начале повествования возвращается в родные края, убегая от войны, сам называет себя дезертиром. Он стал известным человеком, возвратился в родное село, но внутри него всё ещё копятся обиды на людей, он потерял веру в них, поэтому и дистанцируется от Анны. В её намерениях он видит лишь желание потешить своё самолюбие знакомством с известным теперь человеком. Тонко чувствует природу, обладает эстетическими чутьём, естественно выражает чувства.. Возмущается несправедливости войны, не видит смысла в кровопролитии, не понимает, почему знать отсиживается в безопасности, а народ проливает кровь. Бунтарь, однако протестует осмысленно и глубоко, имеет мягкий, печальный, надломленный произошедшими событиями характер. Устал от происходящего, пытается убежать от реальности в воспоминания о прошлом. Да что ж ты?

Имеешь ли душу?

За что ты с меня гребешь?

Анна Снегина Красивая дворянка, первая любовь поэта. Дочь помещицы, вышла замуж за белогвардейца и вышла в свет. От девушки, с которой был знаком поэт, её отделяет выгодное замужество, мужа она любила. Полностью осознаёт сословный барьер, разделяющий её с первой любовью. При первой встрече спустя много лет поэт не узнаёт в нарядной женщине девушку, с которой дружил в юности. За время его отсутствия на родине приобрела манеры и повадки высшего света. Теперь ей льстит тот факт, что она была знакома с известным поэтом, и поэтому она немного кокетничает с ним. В конце произведения мирится с ним, рассказывает ему о своих чувствах и принимает его чувства. Уезжает из страны, так как не может найти себе места в новых реалиях. — Ах, мамочка, это он!

Ты знаешь,

Он был забавно

Когда-то в меня влюблен.

Был скромный такой мальчишка,

А нынче…

Поди ж ты…

Вот…

Писатель…

Известная шишка…

Без просьбы уж к нам не придет.

Ну, сядем. Прошла лихорадка?

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой.

Да…

Не вернуть, что было.

Все годы бегут в водоем.

Когда-то я очень любила

Сидеть у калитки вдвоем.

Мы вместе мечтали о славе…

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер…

Мать Анны Рассудительная, хладнокровная женщина, которая ещё больше ожесточилась из-за того, что происходит вокруг. Стоически воспринимает смерть зятя, приводит дочь в чувства, при этом не теряя самообладания. А вы, вероятно, к дочери?

Присядьте…

Сейчас доложу…

Мельник Оптимистичный, весёлый, старый человек. Одинаково радушно принимает всех людей. У него можно найти утешение и возможность развеяться. В нем раскрыты лучшие черты русского человека. Голубчик! Да ты ли?

Сергуха!

Озяб, чай? Поди продрог?

Да ставь ты скорее, старуха,

На стол самовар и пирог!

Ну что же! Вставай, Сергуша!

Еще и заря не текла,

Старуха за милую душу

Оладьев тебе напекла.

Я сам-то сейчас уеду

К помещице Снегиной…

Ей

Вчера настрелял я к обеду

Прекраснейших дупелей.

Жена мельника Старуха. Болеет, устала от того, что происходит, боится. Думает, что все беды от отсутствия царя и того, что открыли тюрьмы, выпустив преступников. Дела одолели, дела.

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны —

Дерутся селом на село.

Сама я своими ушами

Слыхала от прихожан:

То радовцев бьют криушане,

То радовцы бьют криушан.

А все это, значит, безвластье.

Прогнали царя…

Так вот…

Посыпались все напасти

На наш неразумный народ.

Открыли зачем-то остроги,

Злодеев пустили лихих.

Теперь на большой дороге

Покою не знай от них.

Прон Оглоблин Большевик, отрицательный герой. Явно склонен к насилию, поскольку попал на каторгу за убийство. Постоянно на всех озлоблен и пьян. Пропагандирует социализм среди крестьян, одержим идее бунта, верит, что только радикальные меры сделают крестьян свободными и равными. Умирает во время Гражданской войны. Придите.

Вы самый близкий.

С любовью

Оглоблин Прон.

Дружище!

С великим счастьем!

Настал ожидаемый час!

Приветствую с новой властью!

Теперь мы всех р-раз и квас!

Без всякого выкупа с лета

Мы пашни берем и леса.

В России теперь Советы

И Ленин — старшой комиссар.

Дружище!

Вот это номер!

Вот это почин так почин.

Я с радости чуть не помер,

А брат мой в штаны намочил.

Лабутя Брат Прона, участвовал в русско-японской войне. Награжден двумя медалями, однако всё равно остаётся трусом. Именно он ездит первым описывать дом Снегиных, является противоположностью своему брату, хотя и принимает революцию. Берёт от идеологической борьбы только выгодные для него идеи, однако не разделяет их полностью. Прячется в сене, когда белые расстреливают его брата. Петя!

Мне больно… Не думай, что пьян.

Отвагу мою на свете

Лишь знает один Ляоян.

Метафора и язык: несколько слов о книге С.Б. Кураша

07.11.2021
 / 
Редакция

Рассказ о пугачеве с цитатами из текста

Рецензия на монографию

С.Б. Кураша «Метафорика русской и белорусской поэзии:

тексто-дискурсивный аспект.

– Мозырь: МГПУ им. И.П. Шамякина, 2020. – 322 с.

О метафоре писали и пишут многие, это один из наиболее частотных фактов языка, поэтому найти область менее изученную, слабо освещенную, до сих пор неизвестную представляется проблематичным. Однако С.Б. Курашу это удалось. Почему же? Ответим.

С одной стороны, исследователь подходил к метафоре с сопоставительных позиций, причем с равных: это русская и белорусская поэзия. В книге представлены оба списка слов буквально по каждому пункту, и здесь мы восхищаемся начитанностью автора монографии. Владимир Маяковский и Янко Купала, Борис Слуцкий и В. Аколава, В. Шефнер и М. Танк, … и … В общем списке отражены 133 наименования на русском и 114 – на белорусском языке, то есть это исследование вполне серьезное, отражающее суть метафорического прочтения действительности в обоих языках, при этом для пущей наглядности часто приводятся таблицы соотнесений, например:

Тип матафоры

Русск.

Белорусск.

однофокусная

К душе / льнѐт прилив незатейливых истин (Б. Ахмадулина); И тяжѐлым панцирем презренья / Я окован с головы до ног (О. Мандельштам); Но целую армию красок / художник / гнал в наступленье (Р. Рождественский

Ах, гэта азбука жыцця, / Якую з веку ў век мы вучым! (П. Макаль); Доўга слаць яшчэ нам / Лѐн турбот… (Р. Барадулін); Лесу арган ахрып. (Л. Філімонава); …З духоўнай торбаю ты выладзiшся ў свет… (В. Зуѐнак)

многофокусная

На небесном синем блюде / Жѐлтых туч медовый дым (С. Есенин); …у песни бегущей воды / эта рыбка – припев (Б. Окуджава); По министрам, по актѐрам / жѐлтой пяткою своей / солнце жарит полотѐром / по паркету из людей (А. Вознесенский)

Завабіўшы ў жытнѐвы гай густы, / Казыча сэрца колас умалотны… (П. Макаль); Паэт – ѐн гарыць, / Як балючы гузак / На лобе абражанага народа (Р. Барадулін); Ружаватыя воблакi ўнiзе плывуць астравамi / Па сцямнелым ужо акiяне вячэряiх нябѐс (Н. Гілевіч)

Мы привели лишь небольшой кусок сопоставлений, а в книге их много, что позволяет говорить о доказательности, аргументированности проведённых сопоставлений.

С другой стороны, во-вторых, Новизна монографии  в самой постановке проблемы. Автор придерживается весьма широкого подхода к метафоре, доказывая, что на метафорических сопоставлениях держатся, строятся, развиваются языки, как русский, так и белорусский.

Рассказ о пугачеве с цитатами из текстаСкажем здесь же, что это – монография, книга специальная, написанная для специалистов, и читать ее не просто. Обилие фамилий лингвистов дается буквально по каждому поводу, но и без них писать о метафоре невозможно. Фамилии сопровождаются цитацией. Споры идут по различным аспектам, и здесь приводятся сведения из поэзии, как русской, так и белорусской. Кстати, в итоге автор приходит к выводу, что в русскоязычной поэзии метафорическое обращение является более широким, тогда как в белорусской поэзии на первое место выводится малая родина, дом, место рождения, и говорится об этом мило, тепло и сердечно.

Цитация… В книге мы встречаем массу неожиданных цитат, которые позволяют по-новому взглянуть на давно известные стихи. Вот идет разговор об автометафоре. Цитируется В. Новиков: для Вознесенского это прием автопортретирования, лирического самопознания. Он сравнивает себя с М. Монро, Гоголем, Пушкиным, с одинокой женщиной, с администратором гостиницы, тогда как для Евтушенко автометафора – это прием сравнения себя со Стенькой Разиным, Пушкиным, декабристами, строителями Братской ГЭС… (с. 188). Делается вывод, что автометафора – это путь автокоммуникации человека с самим собой. Или такое утверждение: Ср. высказанную Л.Н. Мурзиным мысль о том, что текст не является высшим уровнем языка. Если признать семиотичность культуры, то именно культура и являет собой его наивысший уровень (с. 61), а ведь на этой идее выстраивается одно из ключевых звеньев монографии Сергея Кураша. Действительно, ни одному из феноменов слова не удалось заявить о себе столь ощутимо, как удалось это метафоре. Действительно, «следы изоморфизма» мы легко обнаруживаем там, где приложила свои силы метафора. Именно отсюда привычные нашему слуху выражения метафора города, метафора сада, метафора танца.

Изоморфизм метафоры позволяет проследить ее качественные свойства. Текст и метафора как зеркало и осколок зеркала, – вот о чем пойдет речь далее. Речка движется и не движется… Метафора и поэтический текст, метафора и диалог, метафора и слово, метафора и мышление – и все эти параллели есть методология подхода к метафоре. Текст – действительность, текст – язык, текст – интертекст, текст в аспекте адресации – текст в аспекте восприятия… не много ли изоморфизма? Нет, все эти параллели в книге С. Кураша прочерчиваются и цитатами из трудов предшественников, и ссылками на поэтические тексты.

Конечно, конечно здесь опять-таки много цитат, но они подводят к главной мысли, что произведение – это метафора (С.Б. Иванюк). Кстати, в работе много раз отмечаются исследования этого ученого («Метафора и литературное произведение». Черновцы, 1998. 252 с.), как и исследования в отношении белорусского текста В.Д. Стариченка («Образ человека в белорусском языковом континууме». Минск, 2018, 292 с.).

Итак, художественный текст – это метафора действительности, а метафора – это инструмент освоения действительности средствами художественного текста. Интересно анализируются в монографии различные виды асимметрии метафорического образа (Но что поделать с этими глазами  Высокими, Когда они слетят с лица Как ласточки. Е. Исаев), метафорико-фантастические тексты, метареальные тексты (Надо жизни кувшин жадно выпить до дна. В. Луговской. Небо, помещенное в звезду, – ночь. И. Жданов). Метареальная поэзия оформилась в самостоятельное течение в 80-х годах XX века, но ее корни уходят в поэзию Рильке, Валери, Мандельштама.

Рассказ о пугачеве с цитатами из текста

Исследуются метафоры, отвечающие векторам «свое – чужое», «чужое – чуждое», «чужое – свое». Вот пример на последний вектор: Открыв травой набитый рот, Скакал как лошадь, бегемот, И зверь, чудовищный на взгляд, С кошачьей мордой, а рогат – За ними (Н. Гумилев). Со второй половины XX века в русской поэзии преобладает поэтика максимальных, космических пространств: Есть пространство, где ракеты ставить, Есть простор, в котором жизнь и смерть (С. Куняев). Нас заставляют прислушиваться к ритму поезда стихи: Скорый поезд, скорый поезд, скорый поезд! Тамбур в тамбур, буфер в буфер, дым об дым! В тихий шелест, в южный город, в теплый пояс, К пассажирским, грузовым и наливным (С. Кирсанов). Филологическая терминологическая лексика попадает в круг метафоризации, причем берутся факты, как из родного, так и из других языков.  И далее идут: язык – живой организм, язык – гармония природы, язык – оружие. Сколько метафор! Поэзия – граната, взрывающая здравый смысл (Б. Слуцкий). А «диалоги метафор» – сколько здесь нового и интересного! Вот опять цитируется Маяковский, и это замечательно, поскольку поэзия Маяковского гениальна, а в нашей стране сложилось к нему несколько ироничное отношение из-за стихов, прославляющих Ленина и советский строй. А вот современное прочтение метафоры «любовь – горение»: Если ты – провода, то я – троллейбус. Ухвачусь за провода руками долгими, буду жить всегда-всегда твоими токами (Р. Рождественский). Большой интерес представляют эпиграфы: русских стихов к белорусским. Например: стихотворению Галины Дашкевич предпосланы в качестве эпиграфа есенинские строки: «Тихо льется с кленов листьев медь».

Монография интересна специалистам, но и при выборочном чтении она может сослужить хорошую службу. Хотя в книге цитат много, но мы осмелимся привести еще одну:  «Поэт – наиболее сенситивный, чутконюхий, но и самый зыбкий агент в этом мире речи. Если сравнить язык с шахматами, то пешками будут журналисты, турами – прозаики (с их эпической обстоятельностью и неповоротливостью), политики – конями (не знаешь, куда увильнет и от корявого косноязычия до афоризма один ход), поэт – ферзем: он может ходить, как ему вздумается, он дерзок, размашист и почти всесилен, но его гибель наиболее разительно сказывается на всем балансе сил… Функция поэтического языка не в гладеньком письме потомкам, но в том, чтобы каждый раз заново знакомить речь и человека, – в чуде языкового самообновления» (Федор Ермошин. Речь про речь // Знамя, 2007, № 10. С. 187). Читая монографию, мы все больше убеждаемся в справедливости слов И. Бродского: «Поэт – инструмент языка».

Вера Харченко

Рассказ о пугачеве с цитатами из текста

В. Ю. Драгунский
«Тайное становится явным»
.

Цели:                                                                                                                                                                                 
 1; познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»;                                                                                                                            2;
развивать навыки беглого выразительного чтения, умение анализировать поступки
героев, прогнозировать текст;                                                                                  3;
воспитывать честность.

                                Ход  урока

Актуализация знаний.

— Как 
называется раздел, по которому мы продолжаем работу ?              (“Мы
с мамой и папой”)

— О чем рассказывают произведения, включенные в данный раздел?
             
семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями
и детьми).

– Давайте прочитаем слова
испанского писателя Мигеля Сервантеса.                       (Читают со слайда
«Правда всегда
поднимается над ложью, как масло над водой».)
                                                                                                              
                                               — Как вы понимаете смысл
этих слов? (О правде всегда узнают.)                                                                      
 

— Скажите что писал Виктор Драгунский стихи, сказки
или рассказы?

— Верно рассказы.

— А какие рассказы он писал: смешные или грустные?

— Чему учат рассказы Виктора Драгунского?

(доброте, вежливости, дружбе)

— Как вы думаете, каким был  человеком Виктор
Драгунский?

(Он был весёлым человеком и очень любил детей)

— Совершенно верно. Поэтому множество своих рассказов
он посвятил детям.

И сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов,
который называется «Тайное становится явным».

— О чем может идти речь в этом произведении, судя по
названию?                                                                 —
Какую же тайну скрывает это рассказ? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?                                                                                                                                                       
— Ребята, любите ли вы тайны?                                                                                                                                                         —
Подберите слова близкие по значению синонимы к слову «тайна». (секрет)                               
                                                                                                                                    
   —
Иметь тайны хорошо или
плохо?                                                                                         
                                           —  Что значит тайное? ( Секретное,
потайное, скрытое, затаённое).
— Как вы понимаете значение слова “явное”? (Открытое, откровенное).

— Подберите синонимы (известным,
всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).

— Какой  пословицей можно
озаглавить рассказ?  (Шила в мешке не утаишь).
— О чём может идти речь в этом произведении,  судя по названию?                                         
— Чем закончится рассказ?                                                                                                                                     —
Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.

 Чтение вслух по частям с
комментариями.                                                                  
А) 1 часть.                                                                                                                                                         
— Какую хитрость
придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?

Б) 2 часть.

— Как называет мама Дениску? (Вылитый
Кощей)
                                                                —
Почему она так его назвала?                                                                                                       
— Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу?          (Заботилась
о сыне…)
                                                                                                                    
— Куда мама собиралась пойти после завтрака с Дениской?                                
                               — Был ли он раньше в Кремле?                                                                                                       
— Что посещал. Что видел он там?                                                            
                      (Грановитую и  Оружейную палату, Царь – пушку).

— Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?

ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы (полезно, надо утром кушать каши)

МАЛЬЧИКИ – позицию Дениски (не любит, невкусно)

— Кто прав?

— Как вообще можно разрешить конфликт? (уступить, договориться)         
— Как решили конфликт мам и Дениска? (договорились)

В) 3 часть.
Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.

— Любил ли Дениска манную кашу?                                  
                                     — Какие чувства испытывал Дениска, когда
экспериментировал кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).                                                             
Что он делал, чтобы съесть кашу?
(Пошлёпал ложкой, посолил, посыпал сахаром, долил кипятку, добавил хрена.)
                                                                    —
Какое выражение использует автор, чтобы показать, что кашу есть невозможно? (Глаза
на лоб полезли.)
                                                                                 —
Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? (Обрадовалась)

Г) 4 часть.

— Какого человека называют
интеллигентным?                                              Интеллигентом называют человека, обладающего
большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.

— Как вы понимаете выражение
«язвительно рассмеялся милиционер»? (Злобно – насмешливо).                                                                     
                                                   – Как изменилось настроение
у Дениски? ( Он испугался).                                                 
 — Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его
шляпе , брюках. А что он при этом чувствует? – Зачем автор смеётся сам и даёт
нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом
рассказе? (Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте.
Никому не нравится, когда над ним смеются).                                                                                                                             

Хорошо ли Дениска знал свою маму? (Хорошо)
— Какие слова это доказывают? Прочитайте. (Тут мама посмотрела на меня, и
глаза у неё стали зелёные, как крыжовник…)

— Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо?                      
 (У неё изменилось настроение.)                                                                              
— Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает,
затем испытывает стыд и неловкость за сына).

Д) 5 часть.

— Дочитаем
рассказ до конца.
— Почему мама “смотрела долго на сына”? (Хотела понять, что чувствует
Дениска).
                                                                                                                                   —
Чувства мамы смешались. С одной стороны она очень любит Дениску, доверяет ему,
а с другой она не понимает, как такое мог сделать её сын.                      
— Почему мама не стала наказывать Дениску? (Очень любит его.)
— Каков  Дениска по характеру? (Веселый, озорной, выдумщик,
внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей
неправоте.)
                                                                                 
                                                  — Что он запомнит на всю
жизнь? (Постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).

Работа
в парах.

Восстановите
последовательность событий, пронумеровав части.

У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.
Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий.

image001image002«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»image003

«Ты должен съесть все до конца!»

image004«Ты это запомнил на всю жизнь?»

image005«А я остался с кашей наедине»

— Давайте проверим.

Итог урока.

Ребята, а в вашей жизни происходили какие – либо ситуации, в
которых тайное становилось явным?

— Чему учит нас это произведение? (Нужно всегда
говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно.
Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда- то об этом
все равно узнают).

— Какая проблема волнует автора? (Отношения
детей и родителей. Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).

 

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Я
предлагаю вам выбрать 1 из предложений и закончить его.

  • Было интересно …
  • Я понял, что …
  • Меня удивило ….
  • Я сделал вывод, что
  • Мне захотелось …                                                                                                                          
            После сегодняшнего урока я….

Домашнее задание.

Закончить  урок я бы хотела словами Якова
Акима, близкого друга Драгунского.

 «Юному человеку нужны все
витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты,
благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим
ребятам щедро и талантливо В.Драгунский».

— Читайте рассказы Драгунского и
получайте нравственные витамины.

Расставьте  по порядку,
происходящие в тексте действия.

image006image006«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за
окно!»

image007«Ты должен съесть все до конца!»

image008image002image002«Ты это запомнил на всю
жизнь?»

  «А я остался с кашей наедине»

Расставьте  по порядку,
происходящие в тексте действия.

image009image009«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за
окно!»

image009«Ты должен съесть все до конца!»

image010image006image006«Ты это запомнил на всю
жизнь?»

  «А я остался с кашей наедине»

Расставьте  по порядку,
происходящие в тексте действия.

image011image011«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за
окно!»

image002«Ты должен съесть все до конца!»

image012image013image013«Ты это запомнил на всю
жизнь?»

  «А я остался с кашей наедине»

Расставьте  по порядку,
происходящие в тексте действия.

image014image014«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за
окно!»

image014«Ты должен съесть все до конца!»

image015image001image001«Ты это запомнил на всю
жизнь?»

  «А я остался с кашей наедине»

  • Рассказ о псковской области
  • Рассказ о птице орел
  • Рассказ о прошлых событиях в переводе с греческого
  • Рассказ о пустом стакане
  • Рассказ о пугачеве 8 класс кратко литература капитанская дочка