В 1899 году Антон Чехов написал одно из своих самых знаменитых произведений — «Дама с собачкой». Оно было опубликовано в журнале «Русская мысль» в этом же году. Рассказ повествует о знакомстве и взаимоотношениях двух любящих людей, которые очень боятся общественного осуждения. Чтобы понять замысел произведения «Дама с собачкой», рассмотрим его краткий пересказ. Основные события из текста, составляющие сюжет, помогут читателю быстро разобраться в том, что хотел сказать А.П. Чехов. «Дама с собачкой» в сокращении от Многомудрого Литрекона — это наиболее точное краткое содержание, обогащенное важными деталями из текста. А еще у него есть анализ рассказа по плану.
Глава 1: Знакомство
Однажды, гуляя по набережной, Дмитрий Гуров, главный герой рассказа, встречает женщину. Она была молодой и красивой блондинкой. Героиня гуляла с собачкой — белым шпицем. Отдыхающие даже придумали ей прозвище “дама с собачкой”. Главный герой подумал, что было бы очень хорошо, если бы он познакомился с этой дамой, ведь она была красива и одинока. Знакомство героев произошло в парке в дневное время.
Главным героем произведения является Дмитрий Гуров. Это человек примерно сорока лет с филологический образованием. Известно, что он работает в банке и проживает в Москве. Герой часто уезжал отдыхать в Ялту и другие города, но отдельно от семьи. В Москве остались его ждать супруга, которую он не любил, дочка и два сына. Герой изменял жене давно и часто, хотя считал всех женщин «низшей расой». Однако это вовсе не мешает его любовным приключениям.
Женили его рано, и супружеская жизнь успела ему надоесть. Супруга его была неизящной и недалекой, этим Дмитрий и оправдывал свои измены. Можно сказать, что его внешность и нрав притягивали представительниц прекрасного пола. С мужчинами он общаться не любил, зато с дамами всегда говорил с удовольствием.
Вот и сейчас Гуров легко познакомился с Анной. Он приманил ее собаку и начал разговор. Известно, что женщину зовут Анна Сергеевна Дидериц, и она родом из Петербурга. Однако уже 2 года она живёт в городе С., откуда героиня и приехала на отдых в Ялту. Также читатель узнает, что женщина замужем. Ее мужем является чиновник с немецкой фамилией. Анна несчастна в браке, она не любит своего мужа. Он ее не интересует, ведь героиня даже не помнит место работы своего мужа.
Во время разговора она очень стеснялась, и Гуров понял, что она в такой обстановке впервые. Это лишь подзадорило его. А ведь она годилась ему в дочери…
Глава 2: Курортный роман
Неудивительно, что спустя неделю после знакомства у них завязался роман. Анна нервничала, много говорила, и внезапно Гуров обнял и поцеловал ее, видя, что она уже влюблена. И пара отправилась в номер Анны…
Однако Анну Сергеевну очень угнетает её поступок. Она сразу же поникла и завяла, а Гуров не мог вспомнить, чтобы у него были подобные женщины. Все они укладывались в определенные типажи, а эта вела себя нетипично, и была слишком неопытна. Героиня признаётся Гурову, что она всегда хотела настоящих чувств, а грех ей противен. «Я не мужа обманула, а самое себя» — говорила она. Она вышла замуж из любопытства, не по любви, и теперь тяготилась осознанием обмана, нечистоты. Она винила себя и не находила оправдания. Дмитрий старается всячески поднять дух Анне.
Можно сказать, что отношениям героев протекают размеренно. Гуров преобразился и не отходил от своей возлюбленной. Он был страстным и нежным. Анна боялась, что он ее не уважает и не любит, поэтому часто была беспокойна и печальна. Герои в ожидании приезда мужа героини. Однако он не приезжает. Супруг просит в письме, чтобы Анна сама вернулась. Гуров провожает свою возлюбленную. У Анны нет слёз, а вот вид у нее очень печальный, она не может наглядеться на любовника. Дмитрий расстроен, ему ясно, что он так и не дал Анне счастья, что он невольно обманул ее, такую доверчивую и чистую. И все же он продолжает считать этот адюльтер очередным приключением. Он решает вернуться домой.
Глава 3: Прозрение и разочарование
Гуров довольно легко вытягивается в ритм городской жизни. Вот он уже и читает газеты, ходит по ресторанам, принимает гостей. Дмитрий думал, что забудет об Анне, однако она появляется в его сознании снова и снова. Ее образ преследовал его везде, снился ему, следил за ним, и он помнил все, как будто только вчера был в Ялте. Героя настигла любовь, о которой он не мог никому рассказать. Он обнаружил, что одинок, что живет неинтересной и жалкой жизнью обывателя. Даже приятель не выслушал его историю любви, а лишь посетовал, что «осетрина была с душком». Гурову эти слова показались нечистыми, как и все вокруг. Все дела показались ненужными и мелкими, а он сам себе напоминал арестанта.
В результате, Гуров принимает решение поехать в город С. Там он снимает номер и начинает разыскивать семью Анны. Но он, как влюбленный студент, не решается пойти к ней домой или послать письмо, ведь она замужем, а может, и вовсе забыла о нем. Он мучается от неопределенности. Но герой нашел решение: поехал в местный театр и все же увидел ее. Тогда ему показалось, что нет на свете человека, который был бы ему ближе.
Увидев Дмитрия, героиня испугалась и попросила его уехать, дав обещание, что сама приедет к нему. Она сказала:
Я так страдаю! — продолжала она, не слушая его. — Я всё время думала только о вас, я жила мыслями о вас. И мне хотелось забыть, забыть, но зачем, зачем вы приехали?
Он стал целовать ее, она слабо протестовала.
Глава 4: Настоящая жизнь
Героиня обманывает супруга. Она утверждает, что ездит на консультации в поликлинику, а сама встречается с Дмитрием несколько раз в месяц в Москве. Никто не знает об этом. Гуров теперь знал, что у каждого под покровом тайны есть своя особенная жизнь, и вот она-то и есть настоящая.
В финале произведения писатель рассказывает о встрече Анны и Дмитрия. Героиня начинает плакать, и Дмитрий позволяет своей любимой выплакаться. Герой дотрагивается её плеч, видя отражение в зеркале. Герой увидел морщины и седину. Ему очень жаль за ошибку, которую они вдвоём совершили. Ведь жили с нелюбимым людьми. Только в преклонном возрасте он смог познать радость от великого чувства. Герои надеются, что они смогут начать новую жизнь, полную любви и радости.
Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем.
Автор: Виктория Комарова
Похожие вопросы:
Литература, 09.03.2019 20:20
Сложное создание человек по рассказам и. с тургенева муму бирюк
Ответов: 3
Литература, 10.03.2019 02:30
Нужен ! красота человека. какая она? красота человека бывает внешняя и внутренняя. проҹитав рассказ в. астафьева фотография, на которой меня нет, я заинтересовался внутренней красотой, красотой деревенского
ҹеловека. в рассказе астафьева описываются люди простой деревни. они живут небогато, их быт оҹень прост. но главное, ҹто они, живя в трудных условиях, сохранили в себе душевную теплоту и дарят ее другим. деревенские
жители, в изображении автора, неграмотны, их реҹь проста, они всегда говорят с душой. разве не в этом заклюҹается красота ҹеловека? по-настоящему добрые, всегда готовые ҹь люди. астафьев особенно выделяет быт и
простоту деревни. без всяких излишеств и удобств дома, дворы. люди, живущие в деревне, не всегда красивы внешне. в. астафьев приводит в пример дядьку левонтия. человек, который пьет, бьет посуду. но ҹеловек простой,
открытый для других, беззлобный. этот рассказ оҹень современен в наше время, нам не хватает красоты души. вот она, красота: в деревне, где соседи друг другу, наставляют молодых и неопытных, не жалеют угощения для
гостей, оказывают поддержку, не друзей. друг астафьева не пошел сниматься на фотографию, потому ҹто его товарищ болен. санька ҹувствует, ҹто и он виноват в болезни друга. он преодолевает большой соблазн, ведь
фотограф большой и редкий слуҹай в деревне. это пример дружбы, преданности, совести. деревенские бабы уҹителю и его жене, приносят угощение, заботятся о ребенке, наставляют молодую уҹительницу. пример уважения, и
взаимовыруҹки. оҹень редко можно встретить такое в наши дни, когда соседи друг другу. без всякой платы подшивают валенки школьному уҹителю. его уважают и любят уже за то, ҹто он здоровается со всеми и никогда ни в
ҹем не откажет. деревня живет, как одна большая семья, дружная и крепкая. пусть в ней слуҹаются порой ссоры, но силой добра, и прощая, можно победить все невзгоды. человек добрый, открытый, всегда всем нравится, он
приносит с собой свет в то общество, в которое попал. оҹень много красивых внешне людей, но некоторые из них могут оказаться с холодной душой, ҹто оҹень ҹасто отталкивает и обижает других. но по-настоящему красивый
ҹеловек тот, кто красив душой, красив своими поступками, теми словами, которыми он выражает свои мысли, своей улыбкой. красота заклюҹается в сердце!
Ответов: 3
Литература, 13.03.2019 12:50
Нужно сочинить сказку. кот, петух, медведь и лиса.
Ответов: 2
Литература, 13.03.2019 23:10
Прокоментуйте висловлювання бернард шоу ті які найбільше вчать найменше знають
Ответов: 2
Литература, 17.03.2019 17:48
Как вы полагаете почему у героини(дочери юшки) нет имени рассказ юшка
Ответов: 3
Литература, 19.03.2019 16:48
Контрольна робота за творчістю о. довженка, н. бічуї початковий і середній рівні 1. молоді бійці з оповідання о. довженка «ніч перед боєм» перед своїм першим боєм запитали в командира петра колодуба: 0,5 б а) звідки він бере мужність і сили; б) що робити, коли ворога набагато більше й він краще озброєний; в) чому не можна відступати; г) що робити при пораненні 2. дід платон з оповідання о. довженка «ніч перед боєм» лаяв відступаючих наших бійців: 0,5 б а) за невміння користуватися зброєю, влучно стріляти; б) за невміння маскуватися, рити окопи; в) за боягузтво, невміння та небажання захищати рідну землю; г) за те, що забувають писати листи своїм рідним. 3. моральний урок дідів з оповідання о. довженка «ніч перед боєм» для молодих бійців полягав у тому, що: 0,5 б а) вони попалили всі човни й зірвали ворогові переправу; б) перевернули човни й загинули разом із ворогами; в) зробили засідку й побили багато ворогів; г) мужньо витримали знущання ворогів і не видали партизанів. 4. кого діди платон і савка ставили за приклад бійцям, що відступали: 0,5 б а) кармалюка; б) гонту залізняка; в) своїх синів; г) самих себе. 5. кульмінацією у творі н. бічуї «шпага славка беркути» є: 0,5 б а) поєдинок на шпагах юлька та славка; б) суд над славком; в) привід хлопця, який назвався беркутою, до дитячої кімнати міліції; г) спізнення славка на театральну виставу до лілі. 6. у невинуватість славка вірили: 0,5 б а) тренер, лілі; б) стефко та юлько; в) класний керівник і директор школи; г) інспектор дитячої кімнати міліції, надія григорівна. 7. юлько ващук, герой твору н. бічуї «шпага славка беркути», розчарувався у своєму батькові через те, що: 0,5б а) той збирався до міліції заявляти на славка за поранення; б) той скористався чужою працею, видавши її за свою; в) батько часто сварився з мамою юлька; г) не підтримував його захоплення музикою, малюванням. 8. установіть відповідність: 1,5 б герой учинок 1.славко беркута а) рятує сороку з переламаним крилом 2. стефко вус б) страждає через недовіру однокласників 3. юлько ващук в) вірить у невинність беркути 4. лілі теслюк г) в міліції називає чуже прізвище замість свого д) не боїться пити вино на вулиці. 8. порівняйте образи діда платона й діда савки з образом капітана колодуба (за оповіданнямо. довженка «ніч перед боєм»). 1б достатній рівень 9. висловіть свої судження про важливість моральних чеснот у житті людини, дружби та підтримки батьків (за твором н. бічуї «шпага славка беркути» та власними спостереженнями).1,5б
Ответов: 2
Литература, 20.03.2019 18:34
Почему платонов назыввет мир прекрасным и яростным? может ли ярость быть прекрасной ?
Ответов: 2
Литература, 20.03.2019 22:50
Как решается проблема чести в повести? капитанская дочка
Ответов: 2
Литература, 20.03.2019 22:59
Оком идёт речь? назовите героя, автора и его произведение: cедые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы.
Ответов: 3
Литература, 21.03.2019 11:12
Всеволоду нестайку написати письмо
Ответов: 3
Литература, 25.03.2019 02:00
Отношение к событиям передано пушкиным через восприятие савельича. почему это особенно важно для данной ситуации
Ответов: 1
Литература, 29.03.2019 01:40
Почему театральное искуство считают синтетическим?
Ответов: 1
Вопросы по другим предметам:
Математика, 15.09.2019 03:10
Литература, 15.09.2019 03:10
Русский язык, 15.09.2019 03:10
Окружающий мир, 15.09.2019 03:10
Математика, 15.09.2019 03:10
Українська мова, 15.09.2019 03:10
Русский язык, 15.09.2019 03:10
Геометрия, 15.09.2019 03:10
Стихотворное произведение Сергея Есенина. Частично основано на фактах из его жизни.
Имеешь ли душу?
За что ты с меня гребешь?
Ты знаешь,
Он был забавно
Когда-то в меня влюблен.
Был скромный такой мальчишка,
А нынче…
Поди ж ты…
Вот…
Писатель…
Известная шишка…
Без просьбы уж к нам не придет.
Ну, сядем. Прошла лихорадка?
Какой вы теперь не такой!
Я даже вздохнула украдкой,
Коснувшись до вас рукой.
Да…
Не вернуть, что было.
Все годы бегут в водоем.
Когда-то я очень любила
Сидеть у калитки вдвоем.
Мы вместе мечтали о славе…
И вы угодили в прицел,
Меня же про это заставил
Забыть молодой офицер…
Присядьте…
Сейчас доложу…
Сергуха!
Озяб, чай? Поди продрог?
Да ставь ты скорее, старуха,
На стол самовар и пирог!
Ну что же! Вставай, Сергуша!
Еще и заря не текла,
Старуха за милую душу
Оладьев тебе напекла.
Я сам-то сейчас уеду
К помещице Снегиной…
Ей
Вчера настрелял я к обеду
Прекраснейших дупелей.
У нас здесь теперь неспокойно.
Испариной все зацвело.
Сплошные мужицкие войны —
Дерутся селом на село.
Сама я своими ушами
Слыхала от прихожан:
То радовцев бьют криушане,
То радовцы бьют криушан.
А все это, значит, безвластье.
Прогнали царя…
Так вот…
Посыпались все напасти
На наш неразумный народ.
Открыли зачем-то остроги,
Злодеев пустили лихих.
Теперь на большой дороге
Покою не знай от них.
Вы самый близкий.
С любовью
Оглоблин Прон.
Дружище!
С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Приветствую с новой властью!
Теперь мы всех р-раз и квас!
Без всякого выкупа с лета
Мы пашни берем и леса.
В России теперь Советы
И Ленин — старшой комиссар.
Дружище!
Вот это номер!
Вот это почин так почин.
Я с радости чуть не помер,
А брат мой в штаны намочил.
Мне больно… Не думай, что пьян.
Отвагу мою на свете
Лишь знает один Ляоян.
ÐеÑаÑоÑа и ÑзÑк: неÑколÑко Ñлов о книге С.Ð. ÐÑÑаÑа
07.11.2021
/
РедакÑиÑ
РеÑÐµÐ½Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð° моногÑаÑиÑ
С.Ð. ÐÑÑаÑа «ÐеÑаÑоÑика ÑÑÑÑкой и белоÑÑÑÑкой поÑзии:
ÑекÑÑо-диÑкÑÑÑивнÑй аÑпекÑ.
â ÐозÑÑÑ: ÐÐÐУ им. Ð.Ð. ШамÑкина, 2020. â 322 Ñ.
РмеÑаÑоÑе пиÑали и пиÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ, ÑÑо один из наиболее ÑаÑÑоÑнÑÑ ÑакÑов ÑзÑка, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¹Ñи облаÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ изÑÑеннÑÑ, Ñлабо оÑвеÑеннÑÑ, до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð¿ÑоблемаÑиÑнÑм. Ðднако С.Ð. ÐÑÑаÑÑ ÑÑо ÑдалоÑÑ. ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¶Ðµ? ÐÑвеÑим.
С одной ÑÑоÑонÑ, иÑÑледоваÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð» к меÑаÑоÑе Ñ ÑопоÑÑавиÑелÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий, пÑиÑем Ñ ÑавнÑÑ : ÑÑо ÑÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¸ белоÑÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑзиÑ. Ркниге пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±Ð° ÑпиÑка Ñлов бÑквалÑно по ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑнкÑÑ, и здеÑÑ Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑÑ Ð¸ÑаемÑÑ Ð½Ð°ÑиÑанноÑÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑа моногÑаÑии. ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐаÑковÑкий и Янко ÐÑпала, ÐоÑÐ¸Ñ Ð¡Ð»ÑÑкий и Ð. Ðколава, Ð. ШеÑÐ½ÐµÑ Ð¸ Ð. Танк, ⦠и ⦠РобÑем ÑпиÑке оÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ñ 133Â Ð½Ð°Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑÑÑÑком и 114 â на белоÑÑÑÑком ÑзÑке, Ñо еÑÑÑ ÑÑо иÑÑледование вполне ÑеÑÑезное, оÑÑажаÑÑее ÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑаÑоÑиÑеÑкого пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑноÑÑи в Ð¾Ð±Ð¾Ð¸Ñ ÑзÑÐºÐ°Ñ , пÑи ÑÑом Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑÑей наглÑдноÑÑи ÑаÑÑо пÑиводÑÑÑÑ ÑаблиÑÑ ÑооÑнеÑений, напÑимеÑ:
Тип маÑаÑоÑÑ | Ð ÑÑÑк. | ÐелоÑÑÑÑк. |
одноÑокÑÑÐ½Ð°Ñ | РдÑÑе / лÑнÑÑ Ð¿Ñилив незаÑейливÑÑ Ð¸ÑÑин (Ð. ÐÑ Ð¼Ð°Ð´Ñлина); Ð ÑÑжÑлÑм панÑиÑем пÑезÑенÑÑ / Я окован Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð´Ð¾ ног (Ð. ÐанделÑÑÑам); Ðо ÑелÑÑ Ð°ÑÐ¼Ð¸Ñ ÐºÑаÑок / Ñ Ñдожник / гнал в наÑÑÑпленÑе (Ð . РождеÑÑвенÑкий | ÐÑ , гÑÑа азбÑка жÑÑÑÑ, / ЯкÑÑ Ð· Ð²ÐµÐºÑ Ñ Ð²ÐµÐº Ð¼Ñ Ð²ÑÑÑм! (Ð. ÐакалÑ); ÐоÑга ÑлаÑÑ ÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼ / ÐÑн ÑÑÑбоÑ⦠(Ð . ÐаÑадÑлÑн); ÐеÑÑ Ð°Ñган Ð°Ñ ÑÑп. (Ð. ФÑлÑмонава); â¦Ð дÑÑ Ð¾Ñнай ÑоÑÐ±Ð°Ñ ÑÑ Ð²ÑладзiÑÑÑ Ñ Ñвех (Ð. ÐÑÑнак) |
многоÑокÑÑÐ½Ð°Ñ | Ðа небеÑном Ñинем блÑде / ÐÑлÑÑÑ ÑÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð¾Ð²Ñй дÑм (С. ÐÑенин); …Ñ Ð¿ÐµÑни бегÑÑей Ð²Ð¾Ð´Ñ / ÑÑа ÑÑбка â пÑипев (Ð. ÐкÑджава); Ðо миниÑÑÑам, по акÑÑÑам / жÑлÑой пÑÑÐºÐ¾Ñ Ñвоей / ÑолнÑе жаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾ÑÑÑом / по паÑкеÑÑ Ð¸Ð· лÑдей (Ð. ÐознеÑенÑкий) | ÐавабÑÑÑÑ Ñ Ð¶ÑÑнÑÐ²Ñ Ð³Ð°Ð¹ гÑÑÑÑ, / ÐазÑÑа ÑÑÑÑа ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÑмалоÑнÑ⦠(Ð. ÐакалÑ); ÐаÑÑ â Ñн гаÑÑÑÑ, / Як балÑÑÑ Ð³Ñзак / Ðа лобе абÑажанага наÑода (Ð . ÐаÑадÑлÑн); Ð ÑжаваÑÑÑ Ð²Ð¾Ð±Ð»Ð°Ðºi Ñнiзе плÑвÑÑÑ Ð°ÑÑÑавамi / Ðа ÑÑÑмнелÑм Ñжо акiÑне вÑÑÑÑÑiÑ Ð½ÑбÑÑ (Ð. ÐÑлевÑÑ) |
ÐÑ Ð¿Ñивели лиÑÑ Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑÑой кÑÑок ÑопоÑÑавлений, а в книге Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾, ÑÑо позволÑÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ð¾ доказаÑелÑноÑÑи, аÑгÑменÑиÑованноÑÑи пÑоведÑннÑÑ ÑопоÑÑавлений.
С дÑÑгой ÑÑоÑонÑ, во-вÑоÑÑÑ , Ðовизна моногÑаÑии в Ñамой поÑÑановке пÑоблемÑ. ÐвÑÐ¾Ñ Ð¿ÑидеÑживаеÑÑÑ Ð²ÐµÑÑма ÑиÑокого Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð° к меÑаÑоÑе, доказÑваÑ, ÑÑо на меÑаÑоÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑопоÑÑавлениÑÑ Ð´ÐµÑжаÑÑÑ, ÑÑÑоÑÑÑÑ, ÑазвиваÑÑÑÑ ÑзÑки, как ÑÑÑÑкий, Ñак и белоÑÑÑÑкий.
Скажем здеÑÑ Ð¶Ðµ, ÑÑо ÑÑо â моногÑаÑиÑ, книга ÑпеÑиалÑнаÑ, напиÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ ÑпеÑиалиÑÑов, и ÑиÑаÑÑ ÐµÐµ не пÑоÑÑо. Ðбилие Ñамилий лингвиÑÑов даеÑÑÑ Ð±ÑквалÑно по ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ, но и без ниÑ
пиÑаÑÑ Ð¾ меÑаÑоÑе невозможно. Фамилии ÑопÑовождаÑÑÑÑ ÑиÑаÑией. СпоÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¿Ð¾ ÑазлиÑнÑм аÑпекÑам, и здеÑÑ Ð¿ÑиводÑÑÑÑ ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð· поÑзии, как ÑÑÑÑкой, Ñак и белоÑÑÑÑкой. ÐÑÑаÑи, в иÑоге авÑÐ¾Ñ Ð¿ÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº вÑводÑ, ÑÑо в ÑÑÑÑкоÑзÑÑной поÑзии меÑаÑоÑиÑеÑкое обÑаÑение ÑвлÑеÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑиÑоким, Ñогда как в белоÑÑÑÑкой поÑзии на пеÑвое меÑÑо вÑводиÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»Ð°Ñ Ñодина, дом, меÑÑо ÑождениÑ, и говоÑиÑÑÑ Ð¾Ð± ÑÑом мило, Ñепло и ÑеÑдеÑно.
ЦиÑаÑиÑ⦠Ркниге Ð¼Ñ Ð²ÑÑÑеÑаем маÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ ÑиÑаÑ, коÑоÑÑе позволÑÑÑ Ð¿Ð¾-Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑнÑÑÑ Ð½Ð° давно извеÑÑнÑе ÑÑÐ¸Ñ Ð¸. ÐÐ¾Ñ Ð¸Ð´ÐµÑ ÑÐ°Ð·Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ð¾Ð± авÑомеÑаÑоÑе. ЦиÑиÑÑеÑÑÑ Ð. Ðовиков: Ð´Ð»Ñ ÐознеÑенÑкого ÑÑо пÑием авÑопоÑÑÑеÑиÑованиÑ, лиÑиÑеÑкого ÑамопознаниÑ. Ðн ÑÑÐ°Ð²Ð½Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ñ Ð. ÐонÑо, Ðоголем, ÐÑÑкинÑм, Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð¾ÐºÐ¾Ð¹ женÑиной, Ñ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑÑаÑоÑом гоÑÑиниÑÑ, Ñогда как Ð´Ð»Ñ ÐвÑÑÑенко авÑомеÑаÑоÑа â ÑÑо пÑием ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñо СÑенÑкой РазинÑм, ÐÑÑкинÑм, декабÑиÑÑами, ÑÑÑоиÑелÑми ÐÑаÑÑкой ÐÐС⦠(Ñ. 188). ÐелаеÑÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо авÑомеÑаÑоÑа â ÑÑо пÑÑÑ Ð°Ð²ÑокоммÑникаÑии Ñеловека Ñ Ñамим Ñобой. Ðли Ñакое ÑÑвеÑждение: СÑ. вÑÑказаннÑÑ Ð.Ð. ÐÑÑзинÑм мÑÑÐ»Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑекÑÑ Ð½Ðµ ÑвлÑеÑÑÑ Ð²ÑÑÑим ÑÑовнем ÑзÑка. ÐÑли пÑизнаÑÑ ÑемиоÑиÑноÑÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑÑ, Ñо именно кÑлÑÑÑÑа и ÑвлÑÐµÑ Ñобой его наивÑÑÑий ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ (Ñ. 61), а Ð²ÐµÐ´Ñ Ð½Ð° ÑÑой идее вÑÑÑÑаиваеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ из клÑÑевÑÑ Ð·Ð²ÐµÐ½Ñев моногÑаÑии СеÑÐ³ÐµÑ ÐÑÑаÑа. ÐейÑÑвиÑелÑно, ни Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· Ñеноменов Ñлова не ÑдалоÑÑ Ð·Ð°ÑвиÑÑ Ð¾ Ñебе ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¾ÑÑÑимо, как ÑдалоÑÑ ÑÑо меÑаÑоÑе. ÐейÑÑвиÑелÑно, «ÑÐ»ÐµÐ´Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑизма» Ð¼Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ обнаÑÑживаем Ñам, где пÑиложила Ñвои ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¼ÐµÑаÑоÑа. Ðменно оÑÑÑда пÑивÑÑнÑе наÑÐµÐ¼Ñ ÑлÑÑ Ñ Ð²ÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑаÑоÑа гоÑода, меÑаÑоÑа Ñада, меÑаÑоÑа ÑанÑа.
ÐзомоÑÑизм меÑаÑоÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÐµÑ Ð¿ÑоÑледиÑÑ ÐµÐµ каÑеÑÑвеннÑе ÑвойÑÑва. ТекÑÑ Ð¸ меÑаÑоÑа как зеÑкало и оÑколок зеÑкала, â Ð²Ð¾Ñ Ð¾ Ñем Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÑ ÑеÑÑ Ð´Ð°Ð»ÐµÐµ. РеÑка движеÑÑÑ Ð¸ не движеÑÑÑ⦠ÐеÑаÑоÑа и поÑÑиÑеÑкий ÑекÑÑ, меÑаÑоÑа и диалог, меÑаÑоÑа и Ñлово, меÑаÑоÑа и мÑÑление â и вÑе ÑÑи паÑаллели еÑÑÑ Ð¼ÐµÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð° к меÑаÑоÑе. ТекÑÑ â дейÑÑвиÑелÑноÑÑÑ, ÑекÑÑ â ÑзÑк, ÑекÑÑ â инÑеÑÑекÑÑ, ÑекÑÑ Ð² аÑпекÑе адÑеÑаÑии â ÑекÑÑ Ð² аÑпекÑе воÑпÑиÑÑиÑ⦠не много ли изомоÑÑизма? ÐеÑ, вÑе ÑÑи паÑаллели в книге С. ÐÑÑаÑа пÑоÑеÑÑиваÑÑÑÑ Ð¸ ÑиÑаÑами из ÑÑÑдов пÑедÑеÑÑвенников, и ÑÑÑлками на поÑÑиÑеÑкие ÑекÑÑÑ.
ÐонеÑно, конеÑно здеÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑÑ-Ñаки много ÑиÑаÑ, но они подводÑÑ Ðº главной мÑÑли, ÑÑо пÑоизведение â ÑÑо меÑаÑоÑа (С.Ð. ÐванÑк). ÐÑÑаÑи, в ÑабоÑе много Ñаз оÑмеÑаÑÑÑÑ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑого ÑÑеного («ÐеÑаÑоÑа и лиÑеÑаÑÑÑное пÑоизведение». ЧеÑновÑÑ, 1998. 252 Ñ.), как и иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² оÑноÑении белоÑÑÑÑкого ÑекÑÑа Ð.Ð. СÑаÑиÑенка («ÐбÑаз Ñеловека в белоÑÑÑÑком ÑзÑковом конÑинÑÑме». ÐинÑк, 2018, 292 Ñ.).
ÐÑак, Ñ ÑдожеÑÑвеннÑй ÑекÑÑ â ÑÑо меÑаÑоÑа дейÑÑвиÑелÑноÑÑи, а меÑаÑоÑа â ÑÑо инÑÑÑÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑноÑÑи ÑÑедÑÑвами Ñ ÑдожеÑÑвенного ÑекÑÑа. ÐнÑеÑеÑно анализиÑÑÑÑÑÑ Ð² моногÑаÑии ÑазлиÑнÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð°ÑиммеÑÑии меÑаÑоÑиÑеÑкого обÑаза (Ðо ÑÑо поделаÑÑ Ñ ÑÑими глазами ÐÑÑокими, Ðогда они ÑлеÑÑÑ Ñ Ð»Ð¸Ñа Ðак лаÑÑоÑки. Ð. ÐÑаев), меÑаÑоÑико-ÑанÑаÑÑиÑеÑкие ÑекÑÑÑ, меÑаÑеалÑнÑе ÑекÑÑÑ (Ðадо жизни кÑвÑин жадно вÑпиÑÑ Ð´Ð¾ дна. Ð. ÐÑговÑкой. Ðебо, помеÑенное в звездÑ, â ноÑÑ. Ð. Ðданов). ÐеÑаÑеалÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ·Ð¸Ñ Ð¾ÑоÑмилаÑÑ Ð² ÑамоÑÑоÑÑелÑное ÑеÑение в 80-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ XX века, но ее коÑни ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð² поÑÐ·Ð¸Ñ Ð Ð¸Ð»Ñке, ÐалеÑи, ÐанделÑÑÑама.
ÐÑÑледÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑаÑоÑÑ, оÑвеÑаÑÑие векÑоÑам «Ñвое â ÑÑжое», «ÑÑжое â ÑÑждое», «ÑÑжое â Ñвое». ÐÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð½Ð° поÑледний векÑоÑ: ÐÑкÑÑв ÑÑавой набиÑÑй ÑоÑ, Скакал как лоÑадÑ, бегемоÑ, РзвеÑÑ, ÑÑдовиÑнÑй на взглÑд, С коÑаÑÑей моÑдой, а ÑÐ¾Ð³Ð°Ñ â Ðа ними (Ð. ÐÑмилев). Со вÑоÑой Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ñ XX века в ÑÑÑÑкой поÑзии пÑÐµÐ¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑика макÑималÑнÑÑ , коÑмиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑÑÑанÑÑв: ÐÑÑÑ Ð¿ÑоÑÑÑанÑÑво, где ÑакеÑÑ ÑÑавиÑÑ, ÐÑÑÑ Ð¿ÑоÑÑоÑ, в коÑоÑом Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ ÑмеÑÑÑ (С. ÐÑнÑев). ÐÐ°Ñ Ð·Ð°ÑÑавлÑÑÑ Ð¿ÑиÑлÑÑиваÑÑÑÑ Ðº ÑиÑÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÐµÐ·Ð´Ð° ÑÑÐ¸Ñ Ð¸: СкоÑÑй поезд, ÑкоÑÑй поезд, ÑкоÑÑй поезд! ТамбÑÑ Ð² ÑамбÑÑ, бÑÑÐµÑ Ð² бÑÑеÑ, дÑм об дÑм! Ð ÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¹ ÑелеÑÑ, в ÑжнÑй гоÑод, в ÑеплÑй поÑÑ, РпаÑÑажиÑÑким, гÑÑзовÑм и наливнÑм (С. ÐиÑÑанов). ФилологиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑеÑминологиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð»ÐµÐºÑика Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² кÑÑг меÑаÑоÑизаÑии, пÑиÑем беÑÑÑÑÑ ÑакÑÑ, как из Ñодного, Ñак и из дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑзÑков. Рдалее идÑÑ: ÑзÑк â живой оÑганизм, ÑзÑк â гаÑÐ¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑодÑ, ÑзÑк â оÑÑжие. СколÑко меÑаÑоÑ! ÐоÑÐ·Ð¸Ñ â гÑанаÑа, взÑÑваÑÑÐ°Ñ Ð·Ð´ÑавÑй ÑмÑÑл (Ð. СлÑÑкий). Р«диалоги меÑаÑоÑ» â ÑколÑко здеÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ и инÑеÑеÑного! ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¿ÑÑÑ ÑиÑиÑÑеÑÑÑ ÐаÑковÑкий, и ÑÑо замеÑаÑелÑно, поÑколÑÐºÑ Ð¿Ð¾ÑÐ·Ð¸Ñ ÐаÑковÑкого гениалÑна, а в наÑей ÑÑÑане ÑложилоÑÑ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð½ÐµÑколÑко иÑониÑное оÑноÑение из-за ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð², пÑоÑлавлÑÑÑÐ¸Ñ Ðенина и ÑовеÑÑкий ÑÑÑой. Ð Ð²Ð¾Ñ ÑовÑеменное пÑоÑÑение меÑаÑоÑÑ Â«Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ â гоÑение»: ÐÑли ÑÑ â пÑовода, Ñо Ñ â ÑÑоллейбÑÑ. Ð£Ñ Ð²Ð°ÑÑÑÑ Ð·Ð° пÑовода ÑÑками долгими, бÑÐ´Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð²Ñегда-вÑегда Ñвоими Ñоками (Ð . РождеÑÑвенÑкий). ÐолÑÑой инÑеÑÐµÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑÑÑ ÑпигÑаÑÑ: ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð² к белоÑÑÑÑким. ÐапÑимеÑ: ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ°Ð»Ð¸Ð½Ñ ÐаÑÐºÐµÐ²Ð¸Ñ Ð¿ÑедпоÑÐ»Ð°Ð½Ñ Ð² каÑеÑÑве ÑпигÑаÑа еÑенинÑкие ÑÑÑоки: Â«Ð¢Ð¸Ñ Ð¾ лÑеÑÑÑ Ñ ÐºÐ»ÐµÐ½Ð¾Ð² лиÑÑÑев медÑ».
ÐоногÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑна ÑпеÑиалиÑÑам, но и пÑи вÑбоÑоÑном ÑÑении она Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑоÑлÑжиÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑÑÑ ÑлÑжбÑ. ХоÑÑ Ð² книге ÑиÑÐ°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾, но Ð¼Ñ Ð¾ÑмелимÑÑ Ð¿ÑивеÑÑи еÑе однÑ:  «ÐоÑÑ â наиболее ÑенÑиÑивнÑй, ÑÑÑконÑÑ Ð¸Ð¹, но и ÑамÑй зÑбкий Ð°Ð³ÐµÐ½Ñ Ð² ÑÑом миÑе ÑеÑи. ÐÑли ÑÑавниÑÑ ÑзÑк Ñ ÑÐ°Ñ Ð¼Ð°Ñами, Ñо пеÑками бÑдÑÑ Ð¶ÑÑналиÑÑÑ, ÑÑÑами â пÑозаики (Ñ Ð¸Ñ ÑпиÑеÑкой обÑÑоÑÑелÑноÑÑÑÑ Ð¸ неповоÑоÑливоÑÑÑÑ), полиÑики â конÑми (не знаеÑÑ, кÑда ÑвилÑÐ½ÐµÑ Ð¸ Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑÑвого коÑноÑзÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð¾ аÑоÑизма один Ñ Ð¾Ð´), поÑÑ â ÑеÑзем: он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ, как ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð·Ð´ÑмаеÑÑÑ, он деÑзок, ÑазмаÑиÑÑ Ð¸ поÑÑи вÑеÑилен, но его Ð³Ð¸Ð±ÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑазиÑелÑно ÑказÑваеÑÑÑ Ð½Ð° вÑем баланÑе Ñил⦠ФÑнкÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑиÑеÑкого ÑзÑка не в гладенÑком пиÑÑме поÑомкам, но в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñаз заново знакомиÑÑ ÑеÑÑ Ð¸ Ñеловека, â в ÑÑде ÑзÑкового ÑамообновлениÑ» (Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ ÐÑмоÑин. РеÑÑ Ð¿Ñо ÑеÑÑ // ÐнамÑ, 2007, â 10. С. 187). ЧиÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¾Ð³ÑаÑиÑ, Ð¼Ñ Ð²Ñе болÑÑе ÑбеждаемÑÑ Ð² ÑпÑаведливоÑÑи Ñлов Ð. ÐÑодÑкого: «ÐоÑÑ â инÑÑÑÑÐ¼ÐµÐ½Ñ ÑзÑка».
ÐеÑа ХаÑÑенко
В. Ю. Драгунский
«Тайное становится явным».
Цели:
1; познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»; 2;
развивать навыки беглого выразительного чтения, умение анализировать поступки
героев, прогнозировать текст; 3;
воспитывать честность.
Ход урока
Актуализация знаний.
— Как
называется раздел, по которому мы продолжаем работу ? (“Мы
с мамой и папой”)
— О чем рассказывают произведения, включенные в данный раздел? (О
семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями
и детьми).
– Давайте прочитаем слова
испанского писателя Мигеля Сервантеса. (Читают со слайда «Правда всегда
поднимается над ложью, как масло над водой».)
— Как вы понимаете смысл
этих слов? (О правде всегда узнают.)
— Скажите что писал Виктор Драгунский стихи, сказки
или рассказы?
— Верно рассказы.
— А какие рассказы он писал: смешные или грустные?
— Чему учат рассказы Виктора Драгунского?
(доброте, вежливости, дружбе)
— Как вы думаете, каким был человеком Виктор
Драгунский?
(Он был весёлым человеком и очень любил детей)
— Совершенно верно. Поэтому множество своих рассказов
он посвятил детям.
И сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов,
который называется «Тайное становится явным».
— О чем может идти речь в этом произведении, судя по
названию? —
Какую же тайну скрывает это рассказ? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?
— Ребята, любите ли вы тайны? —
Подберите слова близкие по значению синонимы к слову «тайна». (секрет)
—
Иметь тайны хорошо или
плохо?
— Что значит тайное? ( Секретное,
потайное, скрытое, затаённое).
— Как вы понимаете значение слова “явное”? (Открытое, откровенное).
— Подберите синонимы (известным,
всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).
— Какой пословицей можно
озаглавить рассказ? (Шила в мешке не утаишь).
— О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?
— Чем закончится рассказ? —
Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.
Чтение вслух по частям с
комментариями. А) 1 часть.
— Какую хитрость
придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?
Б) 2 часть.
— Как называет мама Дениску? (Вылитый
Кощей) —
Почему она так его назвала?
— Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась
о сыне…)
— Куда мама собиралась пойти после завтрака с Дениской?
— Был ли он раньше в Кремле?
— Что посещал. Что видел он там?
(Грановитую и Оружейную палату, Царь – пушку).
— Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?
ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы (полезно, надо утром кушать каши)
МАЛЬЧИКИ – позицию Дениски (не любит, невкусно)
— Кто прав?
— Как вообще можно разрешить конфликт? (уступить, договориться)
— Как решили конфликт мам и Дениска? (договорились)
В) 3 часть.
Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.
— Любил ли Дениска манную кашу?
— Какие чувства испытывал Дениска, когда
экспериментировал кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).
— Что он делал, чтобы съесть кашу?
(Пошлёпал ложкой, посолил, посыпал сахаром, долил кипятку, добавил хрена.) —
Какое выражение использует автор, чтобы показать, что кашу есть невозможно? (Глаза
на лоб полезли.) —
Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? (Обрадовалась)
Г) 4 часть.
— Какого человека называют
интеллигентным? Интеллигентом называют человека, обладающего
большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.
— Как вы понимаете выражение
«язвительно рассмеялся милиционер»? (Злобно – насмешливо).
– Как изменилось настроение
у Дениски? ( Он испугался).
— Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его
шляпе , брюках. А что он при этом чувствует? – Зачем автор смеётся сам и даёт
нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом
рассказе? (Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте.
Никому не нравится, когда над ним смеются). —
Хорошо ли Дениска знал свою маму? (Хорошо)
— Какие слова это доказывают? Прочитайте. (Тут мама посмотрела на меня, и
глаза у неё стали зелёные, как крыжовник…)
— Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо?
(У неё изменилось настроение.)
— Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает,
затем испытывает стыд и неловкость за сына).
Д) 5 часть.
— Дочитаем
рассказ до конца.
— Почему мама “смотрела долго на сына”? (Хотела понять, что чувствует
Дениска). —
Чувства мамы смешались. С одной стороны она очень любит Дениску, доверяет ему,
а с другой она не понимает, как такое мог сделать её сын.
— Почему мама не стала наказывать Дениску? (Очень любит его.)
— Каков Дениска по характеру? (Веселый, озорной, выдумщик,
внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей
неправоте.)
— Что он запомнит на всю
жизнь? (Постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).
Работа
в парах.
— Восстановите
последовательность событий, пронумеровав части.
У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.
Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»
— Давайте проверим.
Итог урока.
— Ребята, а в вашей жизни происходили какие – либо ситуации, в
которых тайное становилось явным?
— Чему учит нас это произведение? (Нужно всегда
говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно.
Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда- то об этом
все равно узнают).
— Какая проблема волнует автора? (Отношения
детей и родителей. Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).
Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Я
предлагаю вам выбрать 1 из предложений и закончить его.
- Было интересно …
- Я понял, что …
- Меня удивило ….
- Я сделал вывод, что
… - Мне захотелось …
После сегодняшнего урока я….
Домашнее задание.
— Закончить урок я бы хотела словами Якова
Акима, близкого друга Драгунского.
«Юному человеку нужны все
витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты,
благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим
ребятам щедро и талантливо В.Драгунский».
— Читайте рассказы Драгунского и
получайте нравственные витамины.
Расставьте по порядку,
происходящие в тексте действия.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за
окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю
жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»
Расставьте по порядку,
происходящие в тексте действия.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за
окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю
жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»
Расставьте по порядку,
происходящие в тексте действия.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за
окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю
жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»
Расставьте по порядку,
происходящие в тексте действия.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за
окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю
жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»