Рассказ о публицистическом стиле 7 класс

Доклады разные публицистический стиль что же такое публицистический стиль? на самом деле, ответ кроется в самом прилагательном, характеризующем данный жанр
  • Доклады
  • Разные
  • Публицистический стиль

Что же такое «публицистический стиль»? На самом деле, ответ кроется в самом прилагательном, характеризующем данный жанр письма и речи. По сути, публицистический стиль является официальным языком СМИ – именно в такой стилистике пишутся статьи, заметки, репортажи и тексты публичных выступлений.

Чаще всего публицистический стиль используется именно в письменной речи, гораздо реже – в устной.

Публицистический стиль имеет свои характерные черты, среди которых:

  • Эмоциональность и образность (эти средства создают специфическую атмосферу, «нагнетают обстановку», заинтересовывают читателя либо слушателя, вносят некую изюминку);
  • Оценочность и уверенность (они позволяют заинтересовать читателя, убедить его в том, что источнику информации можно доверять, что все данные проверены на практике);
  • Легкое и понятное изложение – всем известно, что СМИ предоставляют информацию для очень широкой аудитории, среди которой могут быть представители различных поколений. Именно потому, задача публицистического стиля – изложить материал так, чтобы его поняли как бабушки, так и их внуки;
  • Призыв к действию и общедоступность

В лексике преобладают эмоционально-экспрессивные и разговорные слова, а также устойчивые выражения и фразеологизмы. В зависимости от специфики издания могут появляться даже жаргонизмы и сленг (естественно, в умеренной степени).

Преобладают прилагательные, местоимения, наречия. Глаголы, как правило, в настоящем времени (редко в прошедшем). Относительно предложений, они бывают совершенно разными- от простых и коротких то тяжелых сложносочиненных и сложноподчиненных – однако, построение, как правило, простое – текст не должен «отягощать» читателя, дабы ему не пришлось прибегать к многократным перечитываниям.

Нельзя не отметить «подвижность» этого стиля – в отличие от научного, который имеет строгие правила, публицистический стиль способен заимствовать отличительные черты других стилей (допустим, официально – делового, научного, разговорного), используя их для гармонизации своей структуры, тематики и стилистики.

Допустим, имеется две статьи – одна о великом ученом эпохи Возрождения, другая – о современном рок-музыканте или группе. Конечно же, речь будет довольно сильно отличаться. И если в первом случае, читателя ожидает более сухая и «книжная» речь (информация будет подаваться в стиле некоего альманаха), то во втором случае будут (к месту) употребляться более простые конструкции, с примесью молодежного сленга и даже жаргонизмов.

Пример 1: В 2016-м году  двумя итальянскими учеными была обнаружена новая линия потомков Леонардо да Винчи. Большинство из них до сих пор проживает в регионе Тосканы. «Это открытие позволит сделать  наши исследования еще более убедительными» — признаются исследователи. (Более сдержанная речь, направленная на передачу точной информации, возможно, с учетом важных исторических фактов и дат).

Пример 2: Как признаются сами участники группы Nightwish, атмосфера на фестивале была действительно потрясающая. «Такого трэша и угара мы не испытывали еще никогда!»- признался басист Марко Хиетала – «Не только я, но и все ребята «отжигали» по – полной! Мы надолго запомним этот день! Спасибо тебе, Тампере! Люди здесь – просто бомбезные! Кстати, мне иногда кажется, что они знают слова наших песен лучше нас самих! » (Допущены сленговые выражения с целью передать эмоциональное состояние участников мероприятия)

Как можно заметить, в обоих случаях имеется отрывок публицистического текста, только во втором изложение более «свободное», ближе к разговорной речи, а в первом —  более строгое.

Что же касается важности публицистического стиля, она не вызывает сомнений – ведь именно он чаще всего используется для передачи информации на телевидении, радио и в излюбленной всеми Всемирной Сети.

Естественно, время меняется – а вместе с ним и язык публикаций. Даже в «серьезных» изданиях он уже не такой «тяжеловесный» и «суровый», как в былые времена – наверное, это «заслуга» более молодого поколения журналистов, пришедшего на смену «деятелям пера» старой, советской закалки.

Картинка к сообщению Публицистический стиль

Публицистический стиль

Популярные сегодня темы

  • Животные Арктики

    Арктическая зона самая таинственная и неизведанная зона земного шара. Здесь бесконечные просторы льда и снега, под которыми и на которых таится много опасного и чудесного

  • Традиции удмуртского народа

    Удмурты – коренные жители среднего и северного Предуралья и Прикамья. Относятся к финно-угорской этнической группе, и проживают на территориях Удмуртской Республики и соседствующих с ней обла

  • Культурные растения

    С самого зарождения жизни на нашей планете, развивалось огромнейшое количество разновидностей этих самых видов, что в итоге и создало то многообразие живых существ, которое мы имеем на данный

  • Горох

    Горох – травянистое растение, как правило, зеленого цвета, с полым стеблем, относящееся к семейству бобовых. Данная культура имеет белые, самоопыляющиеся цветки, а плод гороха является струч

  • Герань

    Родиной герани является южная часть Африки. Ученым известно более 300 видов пеларгонии (научное название герани). Это кустарниковые, травянистые и ползущие растения. В Европе она появилась в

  • Китай

    Китай – государство, которое расположено в Восточной Азии и находится третьим в списке самых больших стран мира. Оно является единственным государством

Сочинение публицистического стиля в 7 классе

Берегите книгу!

Дорогие первоклассники! Вы только начали учиться в школе и всем вам выдали новые книги! Посмотрите на них внимательнее. Какие все книжечки гладкие, красивые и яркие! Просто заглядение, а не книги! Приятно вам держать их в своих руках? А вы знаете, что только от вашего бережного отношения зависит, насколько долго книга вам прослужит.

Книга – богатство человека, так как из неё мы черпаем для себя много нового и интересного. В древние времена она стоила очень дорого, потому что писалась от руки. Продав одну книгу, можно было купить стадо коров. Сейчас книги доступны всем. Что может быть лучше увлекательной, хорошо написанной книги, которая дарит нам многие часы удовольствия? Но, к сожалению, мы не всегда бережно относимся к этому чуду. Некоторые считают, что книгу можно порвать, рисовать на её страницах рожицы, зная, что можно пойти и купить другую. Мы забываем о том, что за книгой стоит колоссальный труд многих людей: писателей, учёных, художников, производителей. Так давайте же помнить о тех, кто дает нам возможность получать знания из книг! Давайте будем беречь труд этих людей! Лично я всегда бережно отношусь к своим собеседникам – книгам. Берегите книги!

Ступин Данил 7-Б класс.

Помните о том, что книга — это источник знаний!

Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, сколько деревьев рубят, чтобы мы и вы могли получать знания? Сколько тонн древесины уходит на изготовление книжных изделий?

Только представьте, что из себя представляет процесс изготовления книг.

Берегите за это природу и уважайте труд людей, которые делают книги.

В нашей библиотеке учебники переходят из рук в руки. Берегите книги, не разрисовывайте, не рвите и помните о том, что книга — это источник знаний, которые вы получаете.

Зыкина Ангелина 7-Б класс

Книгу нужно беречь.

Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.

Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы. С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам. Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли. Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.

Подоксенов Данил 7-Б кл.

Берегите книги!

Дорогие ребята, вы, наверняка, все любите читать книги. И, пожалуйста, не портите их, так как вы даже не представляете, сколько уходит на их изготовление усилий.

Книги делаются из дерева, и когда вы рвете и рисуете на них, вы также уничтожаете деревья, которых итак осталось очень мало. Если вам не нужна книга, то лучше отдайте ее кому-нибудь другому, а не рвите ее. Представьте, сколько уходит усилий, чтобы изготовить хотя бы одну книгу. Это очень трудоемкая и долгая работа, которую вы можете испортить за одно лишь мгновенье. А также, когда вы берете книги из школьной или городской библиотеки, не портите их, так как такая же вся изорванная, изрисованная книга может попасть и вам в руки.

Книга — очень важная и нужная вещь, поэтому берегите её!

Зубарев игорь 7-Б класс

Книгу нужно беречь.

Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.

Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы. С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам. Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли. Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.

Берегите книги!

Дорогие учащиеся вы прекрасно видите, в каком состоянии вы получаете учебники.

Давайте мы с вами рассмотрим работу библиотекаря в нашей школе. Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Как правило, библиотекари работают в государственных библиотеках или средних учебных заведениях, начальных или средних школ. Также библиотекарь следит за состоянием учебников, которые вы сдаете. Если учебник в плохом состоянии, то библиотекарю приходится подклеивать, обёртывать учебники. Плохо обращаясь с книгами, вы усложняетете работу библиотекаря. А как вы знаете, учебники передаются из поколения в поколение, и если каждый не будет беречь книги, то мы будем учиться по рваным и грязным учебникам.

Дорогие ребята, убедительная просьба — не портите учебники, ведь может по ним будут учиться ваши дети.

Дамм Анастасия 7-Б класс

Берегите книги.

Дорогие первоклассники, если бы вы знали какая это кропотливая и сложная работа – издание книги. Для того чтобы написать книгу нужен талант, знание, терпение и трудолюбие. Ведь эта работа не из лёгких нужно много материалов. Трудно стать писателем , а хорошим писателем стать ещё труднее. Ведь в одну книгу вложено много труда. Ведь чтоб написать книгу нужно уметь научить читателя или передать основную мысль до читателя. Мы просим вас не портите книги берегите их.

Болотов Юра 7-Б кла

Как нужно обращаться с книгами.

Дорогие ребята!

Мы собрали вас для того, чтобы поговорить о том, как нужно обращаться с книгами.

Книга — это лучший друг! Она помогает вам во всем: учиться читать, писать, познавать много нового, учить других чему-то хорошему. Для этого надо беречь книги, не рисовать на них, не выдирать листы. Если увидите, что книга порвана, то ее надо подклеить, придать ей хороший вид. Ведь,может, ею будут пользоваться еще многие другие читатели и ученики. И тогда книги будут передаваться из поколения в поколение.

А знаете ли вы, что на изготовление книги уходит 1/6 часть дерева? И над созданием одной книги трудятся огромное количество людей. Работают целые лесоперерабатывающие заводы или фабрики. Поэтому мы просим вас беречь книги, относиться к ним с любовью и думать о том, что эта книга ещё будет использоваться не один год.

Денисенко Александра 7- Б класс

В книгу вкладывается очень много труда.

Дорогие первоклассники, знаете ли вы из чего, делаются книги? Сколько дерева уходит на то что бы сделать одну тоненькую книгу?

Нужны годы, чтобы росли деревья, за ними нужен уход, благоприятная почва. Некоторые ребята не задумываются об этом и рисуют на страницах и рвут их. А наши школьные книги передаются из года в год другим новоприходящим ученикам.

В книгу вкладывается очень много труда и средств. Из отпечатанных листов делают что-то в виде тетради. Потом делается книжный блок ,а далее идёт соединение всех деталей.

Так что, ребята, задумайтесь над тем, сколько труда вкладывается в изготовление книг, и начинайте уважать труд тех людей, которые для вас старались, чтобы сделать книгу!

Рассадникова Настя 7- Б класс

Книга- твой друг, без нее как без рук

Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, как делали книги раньше.

Сначала их писали на глине, на коре, на шкурах животных. И только много времени спустя люди изобрели бумагу. Писали на бумаге вручную, поэтому переписывание одной книги занимало не один год. Книги в то время считались роскошью.

В наше время книги печатали быстро и в очень большом количестве. Для изготовления книг, деревья нужно спилить, загрузить, обработать и отправить на фабрику. Там из этого делают бумагу. А уже писатели, ученые, которые много знают, составляют и пишут для нас книги. И мне хочется, чтобы вы любили книги, умели бережно относиться к книге. Не рвать, не мять, не рисовать на них. Пословицы подтверждают, что «Книга- твой друг, без нее как без рук» и «Кто много читает, тот много знает».

Однажды встретились две книжки Разговорились меж собой: — Ну, как твои делишки? — Одна спросила у другой. — Эх, милая, мне стыдно перед классом, Хозяин мой обложки вырвал с мясом. Да что обложки, оборвал листы! Из них он делает кораблики, плоты, И голубей… Боюсь, листы пойдут на змей, Тогда лететь мне в облака! А у тебя целы бока? -Твои мне незнакомы шутки, Не помню я такого дня, Чтобы, не вымыв чисто руки, Сел ученик читать меня. А посмотри-ка на мои листочки На них чернильной не увидишь точки. Про кляксы я молчу — О них и говорить-то неприлично Зато и я его учу, не как-нибудь, А на отлично.

Емашёв Данил 7-Б класс

Обращайтесь с учебниками очень аккуратно.

Ребята берегите книги, так как они передаются из поколения в поколение!

Книги содержат много полезного. И чтобы они продолжали быть пригодными для учёбы, нужно их подклеить. Всё, что написано карандашом, нужно стереть. Обращайтесь с учебниками очень аккуратно. Не рвите, не рисуйте ручкой в учебнике. И дома складывайте учебники аккуратно, что странички не мялись. Подумайте о других ребятах, которым будет конечно приятно взять хороший, не изорванный учебник в руки. И они будут так же обращаться с учебниками, как и вы. Ведь вы покажете малышам пример для подражания.

Лавров Семён 7-Б кл.

Создаём текст публицистического стиля.

Проектная работа учащихся 7-Б класса.

Руководитель Панфилова Светлана Алексеевна

2012 год

Стиль речи и его характерные черты

Оценочное суждение, логичное и последовательное изложение мысли, аргументирование, эмоциональность (в разумных количествах) – это лишь малая часть того, что свойственно жанрам публицистики. На самом деле особенностей очень много. Но самое главное требование, которое предъявляется к любому подобному произведению (сочинение в публицистическом стиле также относится к таковым), – это общедоступность.

Дело в том, что подобные тексты рассчитаны на широкую аудиторию и, соответственно, должны быть понятны всем. Этим, кстати, определяется ещё одна сложность, касающаяся создания подобных произведений. Ведь написать в публицистическом стиле не так-то просто. Даже не каждый опытный журналист способен создать текст, который мог бы прочувствовать каждый читатель. Для этого надо быть разносторонним человеком и знать, как преподнести информацию, чтобы большинство могло понять смысл написанного.

Эмоциональность – главный жанровый элемент

Для лексики подобного стиля является характерным употребление довольно большого количества слов с ярко выраженной эмоциональной окраской. Умение грамотно выразить свои чувства, преподнести эмоции так, чтобы они были поняты остальными, – этому учит публицистический стиль. 7 класс, 8-й, 9-й и в последующие годы школьники должны изучать его особенности, поскольку это развивает не только грамотность. Умение выражать свои мысли пригодится в жизни, а написание таких сочинений является отличной тренировкой.

Надо помнить, что средства эмоционального воздействия, которые очень часто употребляются в данном стиле речи, довольно разнообразны. Только их назначение заключается не в том, чтобы создавать художественные образы. Они должны воздействовать на читателя и убеждать в чем-либо. Очень часто применяются эпитеты, метафоры, лексические повторы. Отличным ходом будет введение в текст обращения – так у читателя появляется ощущение, что всё написанное относится лишь к нему одному. Вследствие этого возникает доверие к автору и желание поверить в его слова.

Выразительность

Продолжая тему эмоциональности, хотелось бы отметить, что в публицистических произведениях часто встречаются пословицы, цитаты, фразеологизмы, сатира и даже анекдоты. Всё это помогает сделать слог более живым. Намного приятнее читать (или слушать) подобные строчки, чем текст, написанный сухим языком.

Этим и примечателен публицистический стиль. Примеры, кстати, – прямое тому доказательство. В тех же политических газетах можно встретить такие иронические выражения, как «инфляция совести», «паразит на теле общества», «баланс экономических сил» и т. д. Однако не стоит увлекаться – всего должно быть в меру. Это также нужно чувствовать, чтобы не перенасыщать текст эмоциональными выражениями. Ведь главное – это информативность. Сочинение в публицистическом стиле должно оповестить читателя о том или ином событии, рассказать ему нечто важное.

Цель урока:

  • дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления;
  • формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;
  • научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста;
  • развивать навыки грамотной речи при устном ответе;
  • воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;
  • интерес и бережное отношение к литературному языку.

Оборудование: учебник (Русская речь. 7кл.), презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Ребята, давайте с вами вспомним, что такое текст.

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

2. Что такое тема, основная мысль и идея текста?

Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится.

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.

3. Что может быть отражено в заглавии текста?

И тема текста, и его основная мысль.

4. Назовите, какие типы речи вы знаете.

Повествование, описание, рассуждение.

5. Чем различаются типы речи?

6. Что можно определить у текста по языковым средствам (СТИЛЬ) (слайд 1)

7. Какие стили речи вы знаете? (слайд 2)

Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический

 III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. (слайд 3)

Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим – и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.

 Запишем тему урока: «Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления». (слайд 4)

— Ребята, по каким признакам можно определить стиль текста?

— Напишите по слайду, какие стили представлены? слайды 5, 6

Делаем вывод.

  • задача речи,
  • сфера употребления,
  • стилевые черты,
  • жанры.

IV. Работа над темой урока:

1. Словарно-орфографическая работа.(слайд 7)

Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

  • Какой общий корень имеют слова?
  • Какое явление вы увидели в этом корне? (Чередование согласной (ц//к//ч))
  • Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)
  • Публицист – автор публицистических произведений
  • Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе
  • Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.

2. На стр. 80 учебника прочитаем материал о публицистическом стиле.

1. Название стиля происходит от какого слова?

Произошло от латинского слова общественный.

2. Где используется публицистический стиль?

В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…

Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу. (ЦЕЛЬ) (8 слайд)

V. Работа с текстом. слайды 9, 10

1. Пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать — на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

2. Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).

Посмотрим, каковы же отличительные черты публицистического стиля. (слайд 12)

3. Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?

4. К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать).

Призывность – отличительная черта публицистического стиля.

5. Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования).

– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.

– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля доходчивость.

– Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи? (слайд 13)

– Найдите в тексте:

  • побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
  • риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);
  • повторы;
  • однородные члены;
  • параллелизмы (сходное построение предложений текста).

– Определим, какие лексические средства связи использует автор. (слайд 14)
— Найдите в тексте
— Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? В публицистическом стиле часто используются

  • литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.
  • антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.);
  • слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).

– Найдите в тексте

  • слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

 – Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

 Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю. (слайд 15 )

– Запишем их и дадим толкование:

Заметка – краткое сообщение в печати.

Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого чего-нибудь в печати или в устной форме.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

1) П.8, упр.88.

2) В газетах и журналах найти примеры публицистического стиля.

Конспект  урока по развитию речи в 7  классе

Тема урока: Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера               употребления

Тип урока: комбинированный

Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Средства обучения: словарики, портрет Д.С.Лихачева, сборник статей «Земля родная» Лихачева, «Толковый словарь» Ожегова.

Ход урока: I  Речевая разминка.

— Прочитайте текст про себя.

   Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь… Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

   Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

   В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…

                                                                                 (Из «Поучения Владимира Мономаха»)

— Какова цель автора «Поучения…»? Как она влияет на интонацию?

— Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?

— Как лексика влияет на тон текста?

-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. (Два-три ученика читают, остальные рецензируют)

II Работа по теме.

   1. — Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.

                                         разговорный

Стили речи                                                          художественный

                                         книжный                      научный

                                      официально-деловой

   2. — Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем — публицистическим — и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

   — Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

   — Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.

   — Какой общий корень имеют слова?

   — Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

   — Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

   Публицистический стиль — это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных  стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

   3. — Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С.Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу.

Учитесь говорить и писать

   Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

   Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

   И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

   Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

   Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

   Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

   — Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)

   — Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)

   — К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

   — Призывность — отличительная черта публицистического стиля.

   — Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

   — Задача публицистики — сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.  

Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов — доходчивость.

   — Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

   — Найдите в тексте:

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

повторы;

однородные члены;

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

   — Как вы думаете, к кому обращается автор?

   — Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

   — Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы ( говорить — «плеваться словами»; обычные слова — жаргонные выражения, сильнее всех — трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи ( обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать — книжная лексика; нипочем, плюётся словами — разговорная лексика).

   — Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

   — В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото — хлопок, огненные годы — военные годы.

  —  Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

   белая смерть — сахар,

   битва за урожай — уборка урожая,

   черное золото — нефть,

   зеленый щит земли — лес,

   королева спорта — легкая атлетика,

   голубые дороги — водные пути.

   — Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

   — Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

   — Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

   В результате работы с текстом должна получиться таблица:

Цель высказывания

Стилевые черты

  Языковые средства

Сфера употребления

   Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей.

Эмоциональность, страстность. Призывность.

Актуальность.

Доходчивость.

Лексические:

— общественно-политическая лексика;

— совмещение торжественной лексики и разговорных

средств;

-антонимы.

Синтаксические:

-побудительные и восклицательные предложения;

риторические вопросы;

-повторы;

-параллелизм;

-ОЧ; обращения;

-использование лит-ных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок.

В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, речи адвокатов, в передачах по радио и ТВ;

в письменной речи: статьи в газетах, журналах.

   4. — Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся снова к «Поучению» и попытаемся увидеть их в этом тексте, написанном ещё в 1117 году.

   — Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.

   5. — Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

   — Запишем их и дадим толкование:

   Заметка — краткое сообщение в печати.  

   Статья  — научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

   Очерк — небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

   Репортаж — Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).

   Интервью — Предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

   Отзыв — отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

   Рецензия — критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

   Фельетон —газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

   В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

   — Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

(Отзыв, рецензия).

   — Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

(У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)

   — А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С.Лихачева «Учитесь говорить и писать»?  (Статья)

   6. — Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля — интервью. Слово интервью — английское — это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

Посмотрим, как строится интервью     (записывают в тетрадь)

   1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

   2) В основной части — беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

   3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

   7. Подведение итогов.

III. Задание на дом.   1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь

              таблицей.

                                     2. Составить интервью с воображаемым собеседником — киногероем

                                     или героем прочитанного литературного произведения.

Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.

Примеры публицистического стиля: пример 1, пример 2.

Публицистический стиль: черты и примерыОбщими чертами этого стиля можно назвать:

  • эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
  • оценочность и уверенность – для заинтересованности;
  • логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
  • призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
  • легкое и внятное изложение.

Стилевые черты проявляются на языковых уровнях следующим образом:

  • в лексике (употреблении слов) – эмоционально-экспрессивные и разговорные слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, диалектные или жаргонные слова – в зависимости от специфики аудитории;
  • в морфологии (использование частей речи) – обилие прилагательных, местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени;
  • синтаксисе (построение определенных типов предложений) – короткие и неполные предложения чередуются с тяжелыми сложноподчиненными, построение предложение – разговорное, простое для восприятия.

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Есть выход!

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

На самом деле тут все круто!
Все исполнители — настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка ;)

Заказать выполнение школьной или студенческой работы

Публицистический стиль: черты и примеры

Публицистический стиль: разбор примера

Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на примере.

Отрывок из статьи:

Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:

  • слова общего употребления: экзамен, человек, обед, вечер;
  • термины: классная комната, Интернет, меловая пыль;
  •  разговорные слова: образование, дом, обозначил;
  • жаргонные слова: зачетка;
  • речевые клише: давать урок, сдавать экзамен, входит в Интернет, не последний человек;
  • фразеологизмы: дышать полной грудью, грызть гранит науки.

2. Морфология данного отрывка:

  • тематика текста диктует совмещение морфологических черт публицистического стиля с чертами других;
  • использование отвлеченных существительных, стоящих в родительном, дательном и винительных падежах: процесс получения, перерыва на обед, образования;
  • можно выделить использование глаголов в 3 лице единственного числа и настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта действия: так не думает, садится, уже спит.

3. Синтаксис:

  •  предложения короткие, простой структуры;
  • интонация, цель высказывания – повествовательная и побудительная;
  • неполные предложения: «Сдавать экзамен без зачетки в кармане?»

Публицистический стиль: черты и примеры

Научно-публицистический стиль: разбор примера

Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия.

Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили:

  • собственно публицистический;
  • научно-публицистический (научные статьи);
  • художественно-публицистический (статьи развлекательного характера).

Рассмотрим пример научно-публицистического стиля.

Отрывок из статьи:

Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?

Черты научного стиля:

  1. Терминологичность (падение рубля, цент, экономические реформы, вкладчики, приватизация).
  2. Среди существительных встречаются те, которые обозначают признак, состояние (падение, преступность).
  3.  Количество существительных и прилагательных значительно выше, чем глаголов («…здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок«).
  4.  Множественное употребление отглагольных оборотов и слов (падение, образование, преступность, приговоры).
  5.  Глаголы в настоящем времени, встречающиеся в тексте, часто имеют «вневременное» значение, другими словам, их лексико-грамматическое значение времени, лица, числа ослаблено (мы знаем, скрывают).

Черты публицистического стиля:

  1. Коммуникативными целями текста, в первую очередь, являются информационная и воздействующая.
  2.  Так же присутствует официальность, которая подчеркивает важность и особое значение фактов, приводимой информации («Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен»).
  3. Широкий диапазон лексики: начиная с научных и технических терминов и заканчивая словами обыденной просторечной лексики (дикость, разграбляются, падение рубля, цент, экономические реформы, грозные приговоры);
  4. Наличие категорических оценок, поданных через нестандартные лексические сочетания (национальная катастрофа, какая дикость, скандальные случаи приватизации, грозные приговоры, катастрофически падает);
  5. Непринужденное использование одновременно экспрессивных и обычных языковых средств (грозные приговоры, тогда это авантюра);
  6.  Сочетание в лексике абстрактных и конкретных понятий (национальное достояние, государство, рубль равен центу);
  7. Принципиальное отождествление автора с рассказчиком;
  8. В синтаксисе следует отметить правильность и четкость строения предложений, а также их простоту и ясность.

Публицистический стиль: черты и примерыПублицистический стиль, пожалуй, является сегодня одним из самых используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только журналистам, рерайтерам или блогерам, но и писателям. Мы постоянно слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая лексику и речевые обороты из СМИ, чтобы после также подсознательно использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется в языке СМИ, годится для художественных текстов, для которых предназначен свой стиль.

О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье.

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

  • Рассказ о простых людей
  • Рассказ о приходе весны
  • Рассказ о прогулке в осеннем лесу
  • Рассказ о природной зоне по плану
  • Рассказ о природе житков