Рассказ о простом предложении 8 класс

Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью. осложнение

Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью.

Осложнение предложения вызывают:

1) однородные члены,

2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот),

3) вводные слова и предложения, вставные конструкции,

4) обращения,

5) прямая речь.

Однородные члены предложения

Однородными называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной или бессоюзной связью и выполняющих одинаковую синтаксическую функцию.

Однородные члены равноправны, не зависят друг от друга.

Однородные члены соединяются сочинительными союзами или просто перечислительной интонацией. В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:

Это была полезная, потому что развивающая игра.

Книга интересная, хотя сложная.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены.

Однородные члены могут иметь одинаковое или разное морфологическое выражение:

Он часто был простужен и лежал неделями в кровати.

Некоторую сложность представляет выявление однорородности определений.

Определения считаются однородными в следующих случаях:

1) они используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны:

На столе разбросаны красные, синие, зеленые карандаши.

2) они перечисляют признаки одного предмета, оцениваемые положительно или отрицательно, т. е. синонимичные эмоционально:

Это была холодная, снежная, скучная пора.

3) последующее определение раскрывает содержание предыдущего:

Перед ним открылись новые, неведомые горизонты.

4) первое определение — прилагательное, второе — причастный оборот:

На столе лежал маленький, неразборчиво подписанный конверт.

5) при обратном порядке слов (инверсии):

На столе лежал портфель — большой, кожаный. 

При однородных членах могут быть обобщающие слова — слова с более общим по отношению к однородным членам значением. Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены, и могут стоять как до, так и после однородных членов.

1. Обобщающее слово до однородных членов:

Все изменилось: и мои планы, и мое настроение.

Все: и мои планы, и мое настроение — неожиданно изменилось.

Все изменилось, как-то: обстоятельства, мои планы, мое настроение.

2. Обобщающее слово после однородных членов

В столе, в шкафах — везде валялись обрывки бумаг и газет.

В столе, в шкафах — словом, везде валялись обрывки бумаг и газет. 

Обособленные члены предложения

Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу, интонационно и пунктуационно.

Обособленными могут быть любые члены предложения.

Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и нераспространенными:

Этот человек, тощий, с палочкой в руке, был мне неприятен.

Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.

Обособленные обстоятельства чаще бывают выражены деепричастиями и деепричастными оборотами:

Размахивая руками, он что-то быстро говорил.

Обособляться могут также обстоятельства, выраженные существительным с предлогомнесмотря на:

Несмотря на все старания, я никак не мог уснуть.

Обособление других обстоятельств зависит от намерения автора: они обычно обособляются, если им придают особое значение или, наоборот, рассматривают как попутное замечание. Особенно часто обособляются обстоятельства с предлогамиблагодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки:

Вопреки прогнозу, погода стояла солнечная.

Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

Кроме него, пришло еще пять человек.

Некоторые обособленные члены могут иметь уточняющий, поясняющий или присоединительный характер.

Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).

Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).

Пояснительным является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или (= то есть):

Последняя, четвертая часть романа заканчивается эпилогом.

Присоединительным является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания. Присоединительные члены обычно присоединяются словамидаже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только:

Над ним часто посмеивались, и справедливо. 

Обращение

Обращение — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь.

Обращение может выражаться однословно и неоднословно. Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в И. п. , неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или междометие о:

Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?

Ожидающие рейс из Сочи, пройдите в зону прилета.

Опять я ваш, о юные друзья! (название элегии А. С. Пушкина).

Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:

Эй, в шляпе, вы крайний?

В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:

Эй, вы, идите сюда! (предложение односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением).

Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:

Петя! Немедленно иди сюда! (предложение односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением).

Вставные конструкции

Вводные слова и словосочетания показывают отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

Вводные слова и словосочетания делятся на группы в зависимости от выражаемого ими значения:

1) чувства, эмоции: к сожалению, к досаде, к ужасу, к счастью, к удивлению, на радость, странное дело, не ровен час, спасибо еще и др.:

К счастью, с утра погода наладилась.

2) оценка говорящим степени достоверности сообщаемого: конечно, несомненно, пожалуй, возможно, кажется, должно быть, разумеется, в самом деле, в сущности, по существу, по сути, надо полагать, думаю и др.:

Пожалуй, погода сегодня будет хорошая.

3) источник сообщаемого: по-моему, помнится, мол, дескать, по словам, говорят, по мнению и др.:

По-моему, он предупреждал об отъезде.

4) связь мыслей и последовательность их изложения: во-первых, наконец, далее, наоборот, напротив, главное, таким образом, с одной стороны, с другой стороны и др.:

С одной стороны, предложение интересное, с другой — опасное.

5) способ оформления мыслей: словом, так сказать, иначе/вернее/точнее говоря, другими словами и др.:

Он пришел вечером, а точнее говоря, почти ночью.

6) обращение к собеседнику с целью привлечения внимания: скажем, допустим, поймите, извините, вообразите, понимаешь ли, поверьте и др.:

Я этого, поверьте, не знал.

7) оценка меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений:

Он говорил со мной, по крайней мере, как большой начальник.

8)  степень обычности: бывает, бывало, случается, по обыкновению:

Он, по обыкновению, сел в углу комнаты.

9) экспрессивность: кроме шуток, честно говоря, между нами будет сказано, смешно сказать и др.:

Я, честно говоря, сильно устал.

Необходимо различать вводные слова и омонимичные им союзы, наречия, слова именных частей речи.

Слово однако может быть вводным, но может быть противительным союзом (= но), используемым для связи однородных членов, частей сложного предложения или предложений в тексте:

Дождь, однако, зарядил надолго — вводное слово.

Ошибки негрубые, однако неприятные — союз (можно заменить на но).

Слово наконец является вводным, если стоит в перечислительном ряду (часто с вводными словами во-первых, во-вторых и т. д. ), и является наречием, если по значению равно наречному выражению в конце концов:

Я вышел наконец к просеке — наречие.

Во-первых, я болен, во-вторых, устал и, наконец, просто не хочу идти туда — вводное слово.

Аналогично этому необходимо различать вводное и невводное употребление слов таким образом, в самом деле, значит и других.

Вводными могут быть не только слова и словосочетания, но и предложения. Вводные предложения выражают те же значения, что и вводные слова, могут вводиться союзамиесли, как, сколько и др.:

Элегантность, я думаю, никогда не выйдет из моды (= по-моему).

Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла в прошлом году (= по-моему).

Прихожу я и — можете себе представить? — никого не застаю дома (= представьте).

В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.

Наконец (нелегко мне это далось!) она разрешила мне приехать. 

Прямая и косвенная речь

Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование, образуют так называемую чужую речь, которая бывает прямой и косвенной.

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Ср.:

Он сказал: «Я хочу пойти с вами».

Он сказал, что хочет пойти с нами.

Он сказал о своем желании пойти с нами.

В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменясь другими лексическими средствами:

Брат сказал: «Я приду поздно». ® Брат сказал, что он придет поздно.

Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» ® Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.

Вопрос, переведенный в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:

Я все думал, кто бы это был.

Я все думал: кто бы это был?

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон, например:

1) прямая речь после слов автора:

Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

2) прямая речь до слов автора:

«Я остаюсь дома», — сказал я решительно.

«Почему?» — удивился Антон.

3) слова автора разрывают прямую речь:

«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжелый выдался день».

«Решено, — мечтательно добавил он про себя, -хоть в выходные я наконец высплюсь».

«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». 

В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания.

4) прямая речь внутри слов автора:

Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору. 

Прямая речь может иметь форму диалога. Диалог оформляется двумя способами:

1. реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире:

— Ты придешь?

— Не знаю.

2. Реплики следуют в строку:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин). 

вернуться на страницу «Русский язык 8 класс»

Русский язык с репетиторами онлайн

Практичные советы по изучению русского языка

Мы в соцсетях:

Урок русского языка в 8 классе. (по ФГОС)

Учитель Бишадаева ЮН

Тема: Простое предложение

Цели:

— активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;

— закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;

— создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные:

— осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

— выявлять пробелы в знаниях и устранять их.

Метапредметные:

1.Познавательные

— умение опознавать простые предложения, определять их виды;

 — наблюдение за особенностями употребления простых предложений в речи и художественном тексте.

— умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов 

2. Коммуникативные:

— осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога

— согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога

— адекватное использование речи для представления результата.

3. Регулятивные:

— владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

— поиск и устранение причин возникших трудностей

— оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального состояния.

Предметные:

Умение:

— давать характеристику предложению;

— умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

Основное содержание темы, термины и понятия

— актуализация знаний о простом предложении: виды простых предложений по интонации, по цели высказывания, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения по количеству главных членов предложения, по осложнённости;

— изучение интонационно правильного произношения предложения.

Тип урока:  комбинированный

Организация образовательного пространства

Ресурсы

— Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений.- М.: Пролсвещение, 2007 г.

— Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.М.Александровой/ авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011 г. с. 46-51

— Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе : Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003 г. с 31-35,38-41

Формы работы:

— фронтальная форма;

— индивидуальная форма;

— работа в паре.

Оборудование

— ПК, медиа-проектор, карточки-задания для контроля знаний.

ЭТАП 1. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

 В 5-7 КЛАССАХ.

Цель:  активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;

Планируемые результаты

Личностные: выявление пробелов в своих знаниях по ранее изученному, их устранение.

Предметные:  умение опознавать простые предложения, определять их виды;

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности;  поиск и устранение причин возникших трудностей, выявить пробелы в знаниях по теме «Простое предложение» и устранить их.

Ситуативное задание.

Фронтальная работа. Работа с эпиграфом урока «С русским языком можно творить чудеса». (К.Паустовский)

Вопросы для учащихся:

1. Как вы понимаете это высказывание К.Паустовского?

2. При помощи чего вы выражали сейчас свои мысли?

3. О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли: ведь, общаясь друг с другом (разговаривая, беседуя о чём-то, рассказывая что-то), люди обмениваются не словами, не словосочетаниями, а предложениями. А так как в познании чего- либо идут от простого к сложному, то и мы начнём с простого, с простого предложения. Запись темы урока.

4. Какое предложение называется простым предложением?

5. Что входит в грамматическую основу предложения?

Индивидуальная работа с таблицей:  Предложение

1. Роль в языке.

Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определённых условиях.

2. Виды предложений по количеству главных членов.

Двусоставное, односоставное

3. Виды предложений по количеству грамматических основ.

Простые, сложные

4. Виды предложений по цели высказывания.

Повествовательное, вопросительное, побудительное

5. Виды предложений по интонации.

Восклицательное и невосклицательное.

6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов.

Распространённые и нераспространённые.

7. Виды предложений по осложнённости.

Могут быть осложнены обращениями, однородными членами, причастным и деепричастным оборотом

Ученики сверяют свои записи в таблице с ответами на презентации, обсуждают результаты, исправляют ошибки.

Учитель.  У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь?

Характеристика предложений по таблице:

1.  Выходишь ранней осенью в ближайшую рощу и удивляешься большой перемене. (односост., простое, повест., невосклиц., распрост., ослож. однород.чл.)

2. Уже не поёт, не заливается звонкой трелью соловей. ( двусост., простое, повест., невосклиц., распрост., осложн. однород.чл.)

6. Чем различаются эти предложения?

7. Какие предложения называются односоставными предложениями? двусоставными предложениями?

Цифровой диктант.

Учитель читает пронумерованные предложения, учащиеся 1 варианта записывают номера односоставных предложений, 2 вариант – номера двусоставных.

1. Ради розы терпят и шипы. (пословица)

2. Весна берёт свои права. (А.Фет)

3. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

4. Со скрипом опустили трап. (А.Толстой)

5. Еду-еду в чистом поле. (А.Пушкин)

6. Ведут ко мсне коня. (А.Пушкин)

7. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

8. Не спится, няня. (А.Пушкин)

9. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С.Васильев)

10. Кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

ОТВЕТЫ: 1 вариант: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10  2 вариант: 2, 7

Ученики сверяют свои ответы.

Учитель.  У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь

 ЭТАП 2. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ИНТОНАЦИЯ.

Цель: закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;

Планируемые результаты:

Познавательные:  умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов 

Коммуникативные:  осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога; согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;  адекватное использование речи для представления результата.

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей

Работа с предложениями

Бобры строят хатки.

Хатки строят бобры.

Строят бобры хатки.

1. Прочитайте предложения. Меняется ли смысл предложения?

2. От чего это зависит? (от изменения порядка слов в предложении)

3. Как еще можно изменить смысл предложения, не меняя порядка слов в предложении? (при помощи логического ударения)

4. Прочитайте предложение, меняя его смысл при помощи логического ударения.

Работа в группах.

Опираясь на теоретический материал & 14,15, заполните таблицу.

Характер порядка слов в русском языке

Порядок слов относительно свободный

От чего зависит порядок слов

Порядок слов в русском языке зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте.

Что такое интонация?

Интонация – это различные изменения в силе, тембре и темпе голоса.

Основные элементы интонации

Пауза, логическое ударение, изменение громкости, изменение тона, темп

Функции интонации.

Коммуникативная функция

Виды ударения.

Логическое, смысловое ударение

Функции ударения.

Придаёт речи особую выразительность

Стили речи, в которых используется логическое ударение.

Разговорный, публицистический стиль, стиль художественной литературы

Ученики сверяют свои записи в таблице с ответами на презентации, обсуждают результаты, исправляют ошибки.

Учитель.  У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину?

Работа с учебником: — упр. 82 (устно)                  — упр . 84 (устно)

ЭТАП 3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Цель: научить обучающихся подводить итоги, выделять главные мысли урока.

Планируемые результаты:

Личностные:  осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

Предметные:  уметь  давать характеристику предложению; уметь определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

Фронтальная работа.

1. Что такое  предложение?

2. Какое предложение мы называем простым предложением?

3. Какое предложение называется односоставным предложением? двусоставным предложением?

4. Что входит в грамматическую основу предложения?

5. Как можно изменить смысл предложения в устной речи?

Возвращение к эпиграфу урока.

6. Так какие же чудеса можно творить с русским языком? Возможно ли такое в изучаемых вами иностранных языках?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

По учебнику Л.А.Тростецовой, Т.А.Ладыженской и др. Русский язык: уче. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.Просвещение, 2007 г.

& 13-15, упр. 87, с. 44

ЭТАП 4. РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Цели:

научить школьников:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат своей деятельности;

— оценивать своё эмоциональное состояние;

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика.

задание 1. (самоанализ) Закончите предложение: На уроке я понял(а), что…

задание 2. (самооценка)

Оцените свою деятельность на уроке.

Урок русского языка. 8 класс 
«Общая характеристика простого предложения. Повторение
изученного о предложении в 5 – 7 классах»
1­ый урок в теме
Стратегия «Чтение текста с пометами»
Цель: вспомнить все сведения о простом предложении,
изученные в 5 – 7 классах, выявить новую информацию о
строении   простого   предложения,   его   функциях,
систематизировать   имеющуюся   и   полученную
информацию
Ход урока:
1. Стадия вызова.
происходит   формирование   мотивированности   деятельности   учащихся
на   получение   новой   информации.   Учащиеся   вызывают   те   сведения,
которые   приобретены   ранее   о   предложении   вообще   и   о   простом
предложении   в   частности.   Используемые   формы   работы   помогают
учащимся объективно оценить уровень их знаний (их недостаточность)
 Предлагается   вспомнить   все   параметры,   по   которым   можно
охарактеризовать   предложение(работа   ведётся   в   парах,   затём
результат выносится на коллективное обсуждение)
 В   процессе   коллективного   обсуждения   происходит   блочная
систематизация материала:
             ­ общее значение
             ­ по количеству основ (простое – сложное)
             ­ по цели высказывания (повествовательное–вопросительное –
                                                        побудительное)
                        ­ по интонации (восклицательное – невосклицательное)
                 ­ по наличию второстепенных членов (распространённое –        
                     нераспространённое)
 Групповое задание – составление кластера на основе приведённого 
плана
   по наличию второст. членов                                                               по кол­ву основ
                                                        
   распространённые      нераспространённые           Предложение         простые                          сложные
                                                                         
                      по интонации                                                                        по цели высказывания восклицательное      невосклицательное                             повествовательное            вопросительное
                                                                                                                                 побудительное
  
2. Стадия осмысления.
Вниманию   учащихся   предлагается   текст   с   заданием   прочитать,
маркируя информацию (известная – новая – оставшаяся без ответа,
неполная), записать возникшие вопросы.
3. Стадия рефлексии:
Закрепление информации, полученной из текста
 Различение предложений по составу ГО
 Полные/неполные предложения
 Разновидности второстепенных членов предложения
 Обособления и уточнения
На   данном   этапе   происходит   попытка   вербального   выражения
нового, возникает ситуация дискуссии
­    учащиеся получают индивидуальное задание заполнить
      маркировочную таблицу
­     обсуждение маркировочных таблиц в парах или группах
­     коллективное обсуждение маркировочных таблиц и вопросов, 
      возникших у учащихся по мере чтения текста
обратить внимание на ранее неизвестную
учащимся терминологию
Мотивация на дальнейшую деятельность – учитель объясняет, зачем
необходимо   изучение   данных   понятий,   какую   роль   играют   они   в
структуре   простого   предложения,   как   используются   различного
рода   простые   и   осложнённые   синтаксические   конструкции   для
обогащения культуры речи (оговорить сроки изучения данных тем)
­     коллективно составляется кластер с центром «Простое предло­
жение, в который вносится вся новая информация  (при  нали ­
чии времени возможно дополнение кластера,  который  состав­
лялся на стадии вызова) 4. Подведение итогов урока.  Домашнее задание  
Текст к уроку
Используемые значки:
         * ­ знаю
         + ­ новая информация
         ? – мало информации, она непонятная, неполная
       То, что предложение – это законченная мысль, навсегда внушили мне ещё в  начальной
школе,   кажется,   никогда   не   забуду.   А   вот   какие   бывают   предложения,   стал   я   выяснять
постепенно.  Информация  накапливалась   и,  в  результате,  сложилась  в  картинку. Только   в
моём   случае   эта   картинка   больше   напоминает   мозайку:   то   так   повернётся,   то   эдак   –
калейдоскоп какой­то. Никак не запомню, что за чем идёт, да и зачем мне всё это нужно,
никак не понимаю. Ну для чего мне знать, что предложения эти бывают разными по степени
сложности, какая разница, сколько там основ – одна или больше. Я ведь слышу, длинное
предложение или короткое, и достаточно. Разве я думаю, что в простом предложении одна
основа, а в сложном несколько? Конечно, нет. 
       А вот у Вовки, приятеля моего, с предложением другая беда: с целью высказывания не
разберётся никак. Ну, с вопросительными ещё туда – сюда, ведь вопрос он и есть вопрос, а вот
повествовательное от побудительного он никак отличить не может. Мне же именно это легко
даётся. Вот рассудите: если просят о чём­то, приказывают, побуждают к чему­то, ясно –
побудительное, а если рассказывают – повествовательное. И что тут не понять!
       А когда об интонации речь идёт, я сразу Алёнку вспоминаю, одноклассницу свою. У неё
что   ни   предложение,   то   сплошные   восклицательные   знаки,   в   отличие   от   Марь   Семённы,
учительницы   нашей.   Она   вот   говорит   тускло,   неэмоционально,   невосклицательными
предложениями. Мне лично Аленкина речь больше нравится.
             А с предложениями чем дальше, тем больше… Ещё какие­то второстепенные члены
появились (их­то я, конечно, помню), но чем «Я пошёл» отличается от «Я быстро пошёл» не
очень   –   то   понимаю,   всё   равно   же   я   иду,   а   уж   как   –   это   моё   дело.   И   зачем   тут   это
обстоятельство появилось? А ведь можно и дополнение прибавить, и определение – пока
разберёшься,   голову   сломаешь.   А   сестра   мне   говорила   (она   у   меня   старшая)   про   всякие
разновидности   этих   определений,   мол,   что   не   понимает,   где   согласованные,   где
несогласованные. И ещё про приложения, это тоже разновидность определений. Сестрица как
пересказывать начала, так я и понял, что через год у Марь Семенны совсем пропаду. В­общем,
лучше бы все предложения  нераспространёнными были, без второстепенных членов. А то
придумали распространённые. Кому это нужно! А недавно со мной казус случился. Меня с
биологии выгнали прямо к той самой Марь Семенне (она классная наша), а у неё восьмой
класс сидит. И она на мне, представляете, решила примеры приводить. Спрашивает меня,
сколько   мне   лет.   Отвечаю:   «Двенадцать».   А   она   почему­то   обрадовалась:   «Вот,   и   этот
неполными говорит!». Я тогда страх как обиделся.   Выяснилось же, что они про неполные
предложения   говорят,   а   чтобы   полным   предложение   было,   нужно   было   ответить:   «Мне
двенадцать   лет».   Так   что   эту   тему   я   на   год   раньше   выучил,   на   собственной   обиде.   И  в
следующем году учить уже не буду. А как­то вечером о тонкостях предложения я уже сам задумался. Например, чем «Иду»
отличается от «Я иду», и понял, что состав у основ разный: в первом один главный член, а во
втором   оба;   потом  уже   в   учебнике   прочитал,   что  предложения   с   одним   главным   членом
односоставными называются, а с двумя – двусоставными.
         И ещё одно мне в голову пришло, когда гулять я собрался и маме сказал, что приду
вечером. А она мне уточняет: «В восемь часов». Да голосом так ехидненько это выделяет. Тут
я и понял, что бывают ещё уточнения и обособления (голосом выделила, значит обособила).
А вы это знаете?

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);

  • вопросительное (вопрос, проблема);

  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основ.

Определение простого предложения

Мы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа.

Примеры простых предложений:

  • Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).

  • Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).

  • Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).

По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:

  • Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.

  • Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.

Односоставные конструкции делятся на:

  1. Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.

  2. Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.

  3. Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.

  4. Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.

Примеры односоставных предложений:

  • Лето!

  • Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).

  • Его взяли на должность (неопределенно-личное).

  • Стало моросить (безличное).

Примеры двусоставных предложений:

  • Я пришла поздно с учебы.

  • Выстрелил фейерверк.

  • Очень странная история произошла со мной сегодня утром.

Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

  • Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.

  • Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.

Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:

  • Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.

  • Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.

По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные.

Характеристики полных предложений:

  • Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.

  • Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.

Примеры полных предложений:

  • Я не боюсь привидений.

  • Она не хочет в школу.

Характеристики неполных предложений:

  • Если для понимания предложения не хватает компонентов.

  • Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.

В неполном предложении могут отсутствовать все главные члены, а также второстепенные члены.

Примеры неполных предложений:

  • Я не боюсь привидений.

  • Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

  • Ты закончил?

Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.

Проверьте себя

Определите вид простых предложений по наличию второстепенных членов и составу грамматической основы. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

  1. Дедушка пошел в магазин.

  2. Люблю цветы!

  3. Лето кончилось.

  4. Вернемся завтра вечером.

  5. Заходите!

Простое предложение с осложненными фразами

Предложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:

  • однородные члены;

  • обособленные определения, дополнения и обстоятельства;

  • приложения;

  • вводные слова и обращения;

  • уточняющие члены.

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом. Обычно имеют последовательную связь и раскрывают смысл выражения более детально.

  • Он любит и активные прогулки, и расслабляющий отдых, и ничегонеделание.

Обособленные определения всегда выделены интонационно и пунктуационно, выступают в роли определения. Они поясняют слова, от которых зависят, уточняют место, положение, отношение к чему-либо.

  • Друг, верящий в мой талант, поддержал меня.

Приложения — это определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Они показывают особенности грамматической основы.

  • Всем любящим цветы известен этот сорт.

Обособленные дополнения и обстоятельства примыкают к сказуемому и подлежащему, помогают выразить мысль более точно.

  • Дочитав книгу, я пошла готовить ужин.

  • Мне понравилась музыка этого музыканта, за исключением нескольких песен.

Вводные слова и обращения часто используются в диалогах:

  • Сегодня, наверное, я лягу спать раньше.

Уточняющие члены предложения делают его яснее.

  • Будильник прозвенел в пять утра, на рассвете.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения».
  • Развивающая: развивать умение  самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
  • развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся.
  • Воспитательная: воспитание любви к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.

Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции.

Технологии: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока «Простое осложнённое предложение». Она рассчитана на несколько уроков, а сейчас мы постараемся закрепить материал, изученный в предыдущих классах, вспомним односоставные предложения.

2. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

– Какие предложения являются определенно-личными? Обобщенно-личными?
– Как определить неопределенно-личные предложения?
– Чем выражено сказуемое в безличном предложении?
– Как называются предложения, где главный член выражен существительным?

На партах у учащихся лежат листки с предложениями (по вариантам)

Задание: определить вид односоставного предложения.

1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.)
2. Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с   собой уношу, уношу. (Б. Окуджава)
3. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин)
4. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин)
5. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь)
6. По улицам слона водили… (И. Крылов)

1. Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин)
2. И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв)
3. И скучно и грустно (М. Лермонтов) ; Но в них не видно перемены… (А. Пушкин)
4. Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, — тогда именно и овладевает тобою этот     сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн)
5.
Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин)
6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
7. Сделал дело — гуляй смело.

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют задания  под контролем учителя.

3. Объяснение материала

а) Синтаксическая пятиминутка

1. Сказочные узоры, украшающие стекла окон, казались необыкновенными и , наверное, заставляли прохожих ненадолго задуматься о красоте.

Учащиеся выделяют грамматическую основу, однородные члены, обособленное определение и вводное слово.

2. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.

Учащиеся выделяют грамматические основы предложения.

– Подумайте, чем отличается сложные и осложненные предложения. Как определить, какое оно?

Делается вывод.

б) Работа над  презентацией (Приложение 1)

Анализ 1 слайда. Запись в тетрадях.

Учитель: Вспомним, какие члены предложения называются однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах. Работа над 2 слайдом.

Вопросы: что делая? что сделав? как? Какой это обособленный член?

Расставьте знаки препинания, объясните схемы. Анализ  3 слайда.

Назовите вопросы определения и  условие для обособления. Работа над 4 слайдом.

– Что такое вводные слова, как они выделяются на письме?
– Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? Что   добавляют к смыслу предложения вставные конструкции?

Анализ 5 и 6 слайда.

– В каких случаях мы используем обращения в нашей речи? Объяснение знаков препинания по 7 слайду.

в) Работа над упражнением в учебнике (222).

Задание: определите, чем осложнены данные предложения. Средства осложнения выделены. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения и выделения (предложения разбираются по вариантам)

 г) Работа над орфограммами:

 т..рчат                            (не)погоды 
 пот..мнели                      свинц..м 
 сла..ко                             дремл..т
 (темно) зеленый              об..ятый
 г..лубой                           ябл..ни  
 убеле(н,нн)ой                  др..жащими

– А сейчас давайте поработаем  редакторами. Перед вами небольшой отрывок из художественного текста. Внимательно прочитайте и расставьте знаки препинания. Чем осложнены предложения? Работа над 8 слайдом.

5. Тест по простым осложненным предложениям

Тетради учащихся собираются на проверку.

1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет(2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.

1) 1,3,4       2) 1,2        3) 3,4       4) 1,2,3,4

2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.

1) 1,2,3     2) 2,3,4     3) 3,4      4) 1,2,3,4

3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.

1) 1,3,4     2) 1      3) 3     4) 1,2,3,4

4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.

1) 1,2,3     2) 1,2     3) 2,3     4) 2,3,4

5. Сопоставьте предложения и номер вопроса.

1) Мудрость приносят следующие три плода – дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит)
2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток.. (А.П.Чехов)
3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутым берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский)
4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.
5) А Петр Петрович, по крайней мере, по многим признакам человек весьма почтенный (Ф.Достоевский)

1. Укажите предложения с обращениями.
2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.
3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.
4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.
5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

6. Общие выводы. Подведение итогов урока

– В каких случаях простое предложение считается осложнённым?
– Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.
– Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?
– Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

7. Рефлексия   (9 слайд)

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Мы достигли поставленных задач, повторили изученное об односоставных предложениях, вспомнили обособленные, однородные члены, вводные слова, поработали редакторами текста. Надеюсь, что вам понравилась наша коллективная работа.

8. Выставление оценок

9. Информация о домашнем задании:

1. Подготовить сообщение о простых осложненных предложениях.
2. Составить 8 осложненных предложений, объединенных темой патриотизма.

  • Рассказ о профессии бухгалтер
  • Рассказ о причастии 7 класс русский язык
  • Рассказ о причастном обороте с примерами
  • Рассказ о происхождение слов сорок и девяносто
  • Рассказ о происхождении имени дарья