Автор На чтение 13 мин. Просмотров 29 Опубликовано
Стихотворение «Пророк» является философским размышлением о роли поэзии в обществе и особой гражданской миссии, которая возложена на создателя поэтических текстов. Это своеобразный литературный манифест уже сложившегося, самоопределившегося поэта (читайте анализ этого произведения). «Пророк» был написан ссыльным поэтом в имении Михайловском в 1826 году. Считается, что основным толчком для создания стихотворения послужило глубокое душевное потрясение — незадолго до этого Пушкин узнал о казни пяти декабристов и ссылке в Сибирь некоторых своих друзей, принявших активное участие в восстании. Пушкин не на шутку обеспокоился и о своей судьбе, ведь он тоже находился в царской опале. Но в то же время он горячо поддерживал декабристов, скорбел о казненных. В это время Пушкин особенно усиленно читал Закон Божий, который прислал ему брат. Он всерьез увлекся библейскими сюжетами, один из которых и лег в основу этого стихотворения. В библейской легенде говорится о видении серафима, посланника Божьего, пророку Исайе. Под впечатлением от этой встречи Исайя стал проповедником, рассказывая неверующим о Законе Божьем. Александр Сергеевич даже писал, обращаясь к своему другу Плетневу: «Я — пророк, ей-богу, пророк!» Создатель стихотворения практически полностью сохранил сюжет легенды, но только в качестве пророка, которому явился серафим, выступил поэт, готовый переродиться для духовного служения обществу. Призвание поэта, как и пророка, духовно просвещать и направлять современников, нести им правду. Искусство свято и политике не подчинено. Разумеется, данное утверждение вызвало неблагоприятные толки в обществе. Пушкин подвергался риску, ведь ему предстояло встретиться с Николаем Первым. От решения нового царя зависела дальнейшая судьба опального поэта. Стихотворение написано в духе классицистов и изобилует торжественными оборотами. И действительно, находясь в ссылке Пушкин запоем читал Державина, Тредиаковского, Ломоносова. В 20-е годы Пушкин создал множество стихотворений-манифестов, в которых он стремился раскрыть свое видение окружающей действительности. Такие стихотворения как «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» повествуют о думах Пушкина о роли поэзии и литературы в целом в жизни современного ему общества.
Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина
Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.
«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.
Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.
Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.
Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.
Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.
Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в одноименном произведении Лермонтов.
«Пророк» – хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.
История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.
Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.
Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.
Метафоры – «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».
Эпитеты – «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».
Сравнения – «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
История создания
История создания произведения связана с печальным событием – казнью друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.
Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.
Тема
В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.
В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. «Шестикрылый серафим
» оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.
Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей. После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.
После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: «Глаголом жги сердца людей
».
Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых
» слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.
Жанр
Жанр – элегия, так как автор размышляет над вечной философской проблемой. В произведении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».
Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый»
, сравнения – «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 8
В каком году было написано стихотворение А. Пушкина «Пророк»?</h3>
- <label>1825 г.</label>
- <label>1826 г.</label>
- <label>1827 г.</label>
- <label>1828 г.</label>
(новая вкладка)
Пророк | |
---|---|
Жанр | лирическое стихотворение |
Автор | Александр Сергеевич Пушкин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1826 |
Дата первой публикации | 1828 |
Текст произведения в Викитеке |
«Проро́к» — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Первая публикация этого стихотворения состоялась в «Московском вестнике» (№ 3) за 1828 год. Предположительно, стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырёх стихотворений, под заглавием «Пророк». По свидетельству М. П. Погодина «Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано (Духовной жаждою томим etc.)»[1]. Остальные три стихотворения до нас не дошли.
Создание и тема стихотворения
Написание «Пророка» относится, вероятно, к лету 1826 года[2].
М. О. Гершензон отмечает: «Мицкевич несомненно был прав, когда назвал „Пророка“ Пушкина его автобиографическим признанием. Недаром в „Пророке“ рассказ ведется от первого лица; Пушкин никогда не обманывал. Очевидно, в жизни Пушкина был такой опыт внезапного преображения».
С. Булгаков писал: «В зависимости от того, как мы уразумеваем Пророка, мы понимаем и всего Пушкина. Если это есть только эстетическая выдумка, одна из тем, которых ищут литераторы, тогда нет великого Пушкина, и нам нечего ныне праздновать. <…> Таких строк нельзя сочинить, или взять в качестве литературной темы, переложения, да это и не есть переложение. Для пушкинского Пророка нет прямого оригинала в Библии. <…> Однако, и здесь мы имеем некое обрезание сердца, Божие призвание к пророческому служению. Тот, кому дано было сказать эти слова о Пророке, и сам ими призван был к пророческому служению»[3]. Эту точку зрения оспаривал Владислав Ходасевич, писавший: «Пушкин всегда конкретен и реален. Он никогда не прибегает к аллегориям. Его пророк есть именно пророк, каких видим в Библии»[4].
«Срединная» точка зрения состоит в восприятии «Пророка» не в качестве свидетельства глубоких религиозно-мистических переживаний самого поэта, но и не как просто талантливой стилизации под одну из религиозных книг: Библию или Коран, а в качестве духовного идеала, открывшегося поэту в момент, когда жизнь и история поставили его перед необходимостью выбора жизненного предназначения. Такая точка зрения на внерелигиозный характер пушкинского пророка согласуется и с позицией Владимира Соловьёва[5].
Тот утверждал, что «Пророк» воплощает в себе «идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании». Это произведение является хронологически первым в ряду пушкинских стихотворений, в которых Пушкин «открывает нам свои мысли или свои внутренние опыты относительно существенного характера и значения поэзии, художественного гения вообще и настоящего призвания поэта. Эти произведения — неодинакового характера и неравного художественного достоинства — внутренне связаны между собою и представляют в сущности лишь вариации одной главной темы». Это стихотворения «Поэт» («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…»), «Эхо» («Ревёт ли зверь в лесу глухом…»), «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Чернь», «Памятник»; к этому же ряду примыкает «Моцарт и Сальери». «Пророк» перекликается и с написанными ранее «Подражаниями Корану». Далее Соловьёв приходит к выводу, что пушкинский Пророк «есть чистый носитель того безусловного идеального существа поэзии, которое было присуще всякому истинному поэту, и прежде всего самому Пушкину в зрелую эпоху его творчества и в лучшие минуты его вдохновения»[6].
Интертекстуальность
Очевидна тематическая соотнесённость «Пророка» с Книгой пророка Исайи, в особенности с шестой главой, а также с Кораном. На генезис поэтического текста повлияла лирика Г. Р. Державина, особенно прецедентным в этом отношении является текст оды «Властителям и судьям». На идейное содержание «Пророка» некоторое влияние оказала лирика декабристов; в качестве примера можно отметить стихотворение Ф. Н. Глинки «Призвание Исайи», а также стихотворение В. К. Кюхельбекера «Пророчество». Обращает на себя внимание монологичность стихотворения, в котором посредством торжественного ораторского стиля передаётся напряжённая драматичность универсального действия преображения.
Примечания
Литература
- Вацуро В. Э.Пушкин. Пророк // Записки комментатора. — СПб.: Гуманит. агентство «Акад. проект», 1994. — С. 7-16. — 348 с. — 3600 экз. — ISBN 5-7331-0007-9.
- Благой Д. Д.Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. — С. 172-180. — 723 с.
- Седакова Т. В.Личность Пушкина в лирике // Проблемы современного пушкиноведения: Межвузовский сборник научных трудов / Цветкова Н. В. и др.. — Вологда: ВГПИ, 1989. — С. 19-28. — 168 с. — 1000 экз.
- Есипов В. М.«К убийце гнусному явись…» // Московский пушкинист: Ежегод. сб.. — 1998. — Вып. V. — С. 112—134.
Эта страница в последний раз была отредактирована 11 февраля 2020 в 10:50. Используемые источники:
- https://poetpushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/istoriya-sozdaniya-stihotvoreniya-prorok.html
- https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-prorok/
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/prorok.html
- https://wiki2.org/ru/пророк_(стихотворение)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по крымскотатарской литературе
9 класс
на 2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая
программа по учебному предмету «Крымскотатарская литература» составлена на
основе:
·
Федерального
закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
·
Закона
Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
• Приказа
Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред.
приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»)
• Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и
программы по крымскотатарской литературе для 5-9 классов (под редакцией
Аблятипова А.С., Алидиновой М.И.).
• Методических
рекомендаций КРИППО об особенностях преподавания крымскотатарской литературы в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2017-2018 учебном году.
• Основной
образовательной программы ООО ФГОС МОУ «Медведевская школа», утвержденной
приказом директора от 31.05.2017г. №106
• Учебного
плана МОУ «Медведевская школа» на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом
директора от 25.05.2019г.№187.
• Положения
о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным
предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МОУ «Медведевская
школа», утверждено приказом директора от 30.08.2019г.№205
Изучение крымскотатарской литературы в основной школе направлено на достижение
следующих
целей:
1. воспитание духовно
развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского
сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и
культуре;
2. развитие эмоционального
восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
3. освоение текстов
художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. овладение
умениями
чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
1. развитие
речи, познавательности, уважения к родному языку и литературе, этнического
самосознания;
2. формирование
гражданских, патриотических чувств;
3. составление
простых высказываний, пересказов, письменных описаний небольших объемов;
4. воспитание
положительного ценностного отношения к родному языку и литературе.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Крымскотатарская
литература»
Личностные
результаты:
•
совершенствование
духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму,
уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам
других народов;
•
использование
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и
др.).
Метапредметные
результаты:
•
умение
понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы,
выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях; формулировать выводы;
•
умение
самостоятельно организовать собственную деятельность;
•
умение
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать
в самостоятельной деятельности.
Предметные
результаты:
•
понимание
проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
•
понимание
связи литературных произведений с эпохой их написания,
•
умение
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
•
определение
в произведении сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка,
понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения;
•
владение
элементарными литературными терминами;
•
приобщение
к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление
их с духовно-нравственными ценностями других народов;
•
понимание
авторской позиции и свое отношение к ней;
•
восприятие
на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
•
умение
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания; вести диалог;
•
написание
классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и
проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на
литературные и общекультурные темы
2. Содержание программы.
Крымскотатарская литература.
9 класс (17 ч.)
Введение
(1 ч.)
Литература
как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
Литература
древнего периода (2ч.)
Махмуд
Къашгъарий. «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка –
жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник сведений о тюркской
истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии.
Махмуд Къырымлы. «Юсуф ве Зулейха». Основа
сюжета — кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе
и его братьях).
(Анализ произведени
Литература
периода Золотой Орды (1 ч.)
Эбубекр
Къалендер. «Къалендер-наме»
Литература
периода Крымского Ханства(2 ч.)
Литература
XVIII—XIX веков
Гъазайи. «Долап»
месневи. Тематическое
и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка
газелей. Философские представления о смысле жизни.
Ашыкъ
Умер.
Семаи; Къошма; Тарих тюшюрме санаты; «Багъчасарай чешмеси китабеси»
ЛИТЕРАТУРА
ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (3 ч.)
И.
Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан
мектюплери (отдельные главы). Автобиографичность образа Моллы Аббаса.
Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и
стилистические особенности романа-эпопеи.
Джемиль
Сейдамет. «Амам аралыгъы», «Къую тюбюнде». Рассказы. Жизнь и
творчество.Сюжет, композиция и особенности повествования.
Теория литературы. Роман.
Роман-эпопея.
Литература XX века (7ч)
Ш.
Бекторе. «Айт, Чатыртав!», «Къырым акъкъында», «Татарлыгъым»,
«Миллетнинъ кябеси».Стихотворения. Жизнь и творчество.Раздумья поэта о
судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
А.
Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери». Жизнь и
творчество. Изображение трагических последствий голода 1922 года в Крыму.
Тяжелая судьба детей.
Внутренний
мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о
беззащитном.
Ш.
Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли». Нравы и обычаи
крымскотатарской семьи. Салядин – выразитель сущности народного характера.
Теория литературы. Юмор,
юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род.
ДЛЯ
ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Одно-два
стихотворения Ашыкъ Умера.
Одно-два
стихотворения Ш.Бекторе.
Отрывок
из повести А. Ильмия «Ачлыкъ хатирелери»
Внеклассное
чтение
М.Севдияр Рассказ
«Эки тамчы козьяш
3.
Тематическое планирование
9 класс
№ | Раздел | Кол.ч. | К.р. | Р.р. | Сочин. | Дом.соч. | В.ч. |
1 | Введение | 1 | |||||
2 | Литература | 2 | |||||
3 | Литература | 1 | |||||
4 | Литература | 2 | 1 | ||||
5 | Литература | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
5 | Литература | 7 | 1 | 1 | |||
6 | Повторение | 1 | |||||
итого | 17 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
№ п/п | Тема | Кол-во час- ов | | |
план | факт | |||
1 | Введение. | 1 | ||
| 2 | |||
2 | Махмуд | 1 | ||
3 | Махмуд | 1 | ||
| 1 | |||
4 | Эбубекр | 1 | ||
Литература | 2 | |||
5 | Гъазаий. | 1 | ||
6 | Ашыкъ | 1 | ||
Литература | 3 | |||
7 | И.Гаспринский. | 1 | ||
8 | Джемиль | 1 | ||
9 | Р.Р№1 | 1 | ||
Литература | 7 | |||
10 | Ш.Бекторе. | 1 | ||
11 | А.Ильмий. | 1 | ||
12 | Н.И. | 1. | ||
13 | Контрольное | 1 | ||
14 | Внеклассное | 1 | ||
15 | Ш. | 1 | ||
16 | Контрольная | 1 | ||
17 | Повторение. | 1 |
Хөрмәтле татарстанлылар! Кадерле ватандашлар!
Сезне истәлекле һәм мөкатдәс көн – Идел буе Болгар дәүләтендә ислам динен рәсми кабул итү көне белән тәбриклим.
Унбер гасыр элек Болгар дәүләте бөек мөселман цивилизациясенең аерылмас өлеше итеп танылды. Шул вакыт эчендә игелекле җирлеккә төшкән иман бөртекләре, шытып, бай рухи җимешләр китерделәр.
Болгарларның ислам динен кабул итүе халкыбызның һәм аның дәүләтчелегенең үсешен билгеләде. Хәнәфи мәзһәбе таралу фәнни белемнәр артуда, милләтара һәм динара мөнәсәбәтләр, ил эчендәге һәм халыкара бәйләнешләр ныгуда мөһим роль уйнады. Болгар дин белгечләре калдырган бай мирас күренекле татар мәгърифәтчеләре хезмәтләрендә чагылыш тапты.
Нәкъ менә бүген – 2016 нчы елның 21нче маенда – ата-бабаларыбыз ислам динен рәсми кабул иткән җирдә фән, мәгърифәт һәм аң-белем таратучы алдынгы үзәк – Болгар ислам академиясенә беренче нигез ташы салу тирән символик мәгънәгә ия. Ул диндар халкыбызның рухи яңарышка, хак белем һәм дини хәзинәләрне таратуга омтылышын чагылдыра. Әлеге уку йортын булдыру ниятен Россия Президенты Владимир Путин да хуплады.
Академия төзелеше Казан изге Ана иконасы соборын яңадан булдыру белән бер үк вакытта барачак. Бу республика сайлаган курс эчкерсезлегенең тагын бер билгесе. Быелгы Идел буе Болгар дәүләтендә ислам динен рәсми кабул итү көне зур һәм матур вакыйгаларга бай булыр дип ышанам. Барыгызга да исәнлек, тынычлык, мул-имин тормыш телим. Аллаһы Тәгалә рәхим-шәфкатеннән аермасын!
Татарстан Республикасы Президенты Р.Н. Миңнеханов
Идел буе Болгар дәүләтенең 922 елда Ислам динен рәсми кабул итүгә багышланган “Изге Болгар җыены” быел Болгар ислам академиясенең нигезенә истәлек капсуласы салу вакыйгасы белән тарихка кереп калыр. Бәйрәм тантанасы да академия төзелә торган урыннан берничә метр ераклыкта урнаштырылган сәхнәдә барды.
Тарихи вакыйгада Татарстан Президенты Рөстәм Миңнеханов, ТР Дәүләт Киңәшчесе,ТР тарихи һәм мәдәни һәйкәлләрне торгызу буенча “Яңарыш” Республика фонды попечительлек советы рәисе Минтимер Шәймиев, Татарстан мөфтие Камил хәзрәт Сәмигуллин, ТР Дәүләт Советы Рәисе Фәрит Мөхәммәтшин, ТР Премьер-министры Илдар Халиков, Милләтләр эшләре буенча федераль агентлык җитәкчесе Игорь Баринов, Россия Югары мөфтие, Россия мөселманнары Үзәк Диния нәзарәте рәисе шәйхелислам Тәлгать Таҗетдин, Метрополит Феофан һ.б. рәсми затлар бар иде.
Чара Коръән укудан һәм Аллаһ Тәгаләдән яңа ният-максатларның хәерле, бәрәкәтле һәм нәтиҗәле булуларын сорап дога кылу белән башланып китте.
Рөстәм Миңнеханов Болгар җирлегендә берьюлы ике бәйрәм булуын билгеләп үтте. Аның беренчесе Ислам динен рәсми кабул иткән көн булса, икенчесе исә Болгар ислам академиясе нигезенә истәлек капсуласы салу. “Безнең бурыч – динебезне, гореф-гадәтләребезне, йолаларыбызны саклап калу. Соңгы елларда монда күп нәрсә эшләнелде”, – диде республика җитәкчесе һәм әлеге изге урынны торгызуда ярдәм итүчеләргә рәхмәт белдерде. Зур рәхмәтләрен ул ТР Дәүләт Киңәшчесе Минтимер Шәймиев адресына юллады, тантана алдыннан Болгарда төзелә торган кунакханәне карауларын хәбәр итте. “Бу мөселманнар гына түгел, безнең бөтен кунакларыбыз да килә торган урын булачак. Иң мөһиме – безнең, илебезнең динлелеген саклап калу. Моның өчен без лаеклы белем бирү йорты булдырырга тиеш. Кызганыч, йөз ел эчендә без бик күп нәрсә югалттык. Безнең тарихыбызда бөтен дөньяга танылган татар мөселман галимнәре күп булган. Кызганыч, ул вакытлар инде узган”, – диде һәм бүген нигез салыначак академиянең эш максаты лаеклы дин әһелләре әзерләү икәнен ассызыклады.
“Бүген дөньяда җиңел вакытлар түгел, бигрәк тә ислам динендә. Шуңа да без тынычлык һәм татулыкта ничек яшәү үрнәген күрсәтергә тиеш. Ата-бабаларыбыздан күчкән гореф-гадәтләр шул тынычлык нигезе булып тора”, – диде Рөстәм Миңнеханов һәм җыенда катнашучыларга рәхмәт әйтеп, исәнлек-саулык теләде.
Игорь Баринов бу урынны гаҗәеп тарихи урын дип атады. “Мондый проектлар Татарстан өчен генә түгел, ил өчен дә мөһим. Аларның мөһимлеге – илкүләм мәсьәләләрне хәл итүдә, конфессияара һәм милләтара тынычлыкны урнаштыруда, дини каршылыклар китереп чыгармауда, безнең халыкның бердәмлеген ныгытуда һәм илнең халыкара дәрәҗәсен күрсәтүдә”, – дип ассызыклады һәм дини белем бирү проектларының нәкъ менә хәзер кирәклеген билгеләп үтте.
Алга таба тантанада катнашучыларга Минтимер Шәймиев мөрәҗәгать итте. “Елдан-ел безнең очрашуыбызның эчтәлеге байый, үзара аңлашу һаман киңәя. Тагын да уңайлы шартлар тудырабыз, бу юнәлештә эшләр бара. Әле шушы көннәрдә генә Иделгә чыга торган юлда тирәнәйтүләр ясадык. Хәзер зур теплоходлар, кайсы яктан гына килсәләр дә, Болгарның изге җирләрен күрә алачак”, – дип хәбәр итте. Академиягә килгәндә, Дәүләт Киңәшчесе аның бөтен шартлар тудырылган комплекс булачагын билгеләп үтте.
Камил хәзрәт Сәмигуллин тантанага килүчеләргә Аллаһ сүзләрен җиткереп, гыйлем эстәүнең һәр мөселман өчен фарыз гамәл булуын ассызыклады. “Бу академиябез гыйлем үзәге булачак, гыйлемебезне бөтен дөньяга таратачак. Болгар ислам академиясен булдыру юлында барча тырышлыкларыбыз уң һәм бәрәкәтле булсын”, – дигән теләкләрен ирештерде мөфти.
Тәлгать Таҗетдин чыгышында: “Бүген без Аллаһның “Укы” дигән аятен тормышка ашырабыз. Ата-бабаларыбыз борынгыдан мәчет янында мәдрәсә салган. Бүген дә бу гадәтебез бар, Аллага шөкер”, – дип шөкер кылды.
“Изге Болгар җыены” кысаларында, Болгар ислам академиясе нигезенә истәлек капсуласы салынды, аңарчы аның эчтәлеге укылды. Истәлек капсуласы салынганда, бар халык тәбарәк әйтеп торды. Киләчәк буынга юлланылган капсула татар, рус, инглиз һәм гарәп телләрендә язылган. РФ Президенты Владимир Путин тарафыннан хупланылган дини белем бирү югары уку йортында бер үк вакытта 300 ләп кеше укый алачак. Болар – квалификацияләрен күтәрә торган имамнар, 75-100 чамасы магистрлар һәм докторлар. Академиядә 5 кафедра эшләр дип ниятләнә.
Җыен Болгар шәһәрлегендә 1995 елдан бирле оештырыла. Бу җыенны Россия мөселманнарының Үзәк Диния нәзарәте рәисе Тәлгать Таҗетдин гамәлгә куйган. 2005 елдан ул ТР Мәдәният министрлыгы, Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитеты, ТР мөселманнары Диния нәзарәте һәм Спас муниципаль районы тырышлыгы белән үткәрелә. ТР Дәүләт Советы, бу чараның мөһимлеген истә тотып, “Татарстан Республикасының бәйрәм һәм истәлекле даталары турында”гы ТР Законына үзгәрешләр кертү хакында” ТР Законын кабул итте. Шулай итеп, 21 май Идел Болгарстаны тарафыннан Ислам динен рәсми рәвештә кабул итү көне һәм истәлекле дата итеп тәгаенләнде. “Изге Болгар җыены” өйлә намазы белән тәмамланачак.
“Татар-Информ” МА материаллары буенча әзерләнде
24 апреля в Буинском медресе состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам. В этом году медресе выпустило 25 специалистов. В торжестве приняли участие также казый северо-западного региона Татарстана Рустем хазрат Валиуллин, декан шариатского факультета Российского исламского университета Рамиль хазрат Гиззатуллин, руководитель районного отдела образования Буинского муниципального района Ильгиз Ханбиков, директор Буинского медресе Рашид хазрат Маликов, казый Юго-западного регион Инсаф хазрат Залялетдинов, имам-мухтасиб Буинского района и преподаватель медресе Ильмир хазрат Хасанов, преподаватели медресе, имам-хатыйбы г.Буинска, студенты и приглашенные гости.
Вечер начался чтением Священного Корана. Выступая перед выпускниками, от имени муфтия казый Северо-западного региона Татарстана Рустем хазрат Валиуллин отметил их роль Буинского медресе в развитии традиционного ислама, пожелал выпускникам никогда не останавливаться на достигнутом в знаниях и привел в качестве наставления хадис Пророка Мухаммада (саляллаху алейхи вассалам): «Приобретайте знания от колыбели до могилы».
Руководитель районного отдела образования Буинского муниципального района Ханбиков Ильгиз Фаридович поздравил от имени главы Буинского района Айзатуллова А.К.. Отметил важность роль медресе в религиозном просвещении населения. Поздравил каждого выпускника и вручил им дипломы.
Выпускники выразили огромную благодарность директору медресе, а также всем преподавателям за их труд и терпение. В руководстве медресе уверены, что знания и опыт, полученные в стенах их учебного заведения непременно оставят глубокий след в нравственном воспитании личности, во многом помогут в предстоящей жизни.
После вручения дипломов выпускной завершился совместной молитвой за праздничным столом.
25 марта 2016 года в Буинском медресе состоялся зональный конкурс по мусульманской культуре среди детей школьного возраста “Молодые таланты” («Яшь талантлар»).
Организаторами выступили Духовное управление мусульман РТ, Буинское медресе, Буинский мухтасибат ДУМ РТ, Центр внешкольной работы г.Буинск и Буинский филиал Всемирного Конгресса татар. На конкурсе приняли участие около 150 учащихся 1-10 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ искусств Тетюшского, Апастовского, Дрожжановского, Буинского районов Республики Татарстан, родители, учителя. Среди гостей присутствовали: начальник отдела Дагвата ДУМ РТНияз хазрат Сабиров, имам мечети «Шамиль» г. Казань Махмут хазрат Шарафутдинов, имам-мухтасиб Буинского района Ильмир хазрат Хасанов, директор Буинского медресе Рашид хазрат Маликов.
По итогом конкурса победителями стали:
В номинации «Лучшее исполнение стихотворения на Исламскую тематику»:
1 место – Мифтахутдинова Лейля (Буинский район, с.Новые Тинчали, стихотворение «Авылым мәчете»)
2 место – Гаязова Гулина (г. Тетюши), Марданова Иркэ (п.Апастово, стихотворение «Таян Аллага»)
3 место – Яруллин Алмаз (Буинский район, д.Кильдуразы, стихотворение «Көйле иман»), Зарипова Камиля (г. Буинск, стихотворение «5 столпов Ислама»)
В номинации «Лучшая постановка сценки на Исламскую тематику»:
1 место – шакирды Буинского медресе, спектакль «Случай из жизни халифа Умара ибн аль-Хаттаба»
В номинации «Лучший исполнение рассказа на Исламскую тематику»:
1 место – Галимова Назлыгуль (г. Тетюши, рассказ «Күчтәнәч»)
2 место – Хайруллин Рустам (г.Тетюши, рассказ о Пророке Нух)
3 место – Самитова Алина (Буинский район, с. Бик-Утеево, рассказ о Пророке Юсуфе)
В номинации «Лучшее исполнение песен на Исламскую тематику»:
1 место – Валеев Камиль (г.Буинск, лицей №2, песня «Ассаляму галейкум»), ансамбль «Кояшкай» (Тетюшский район, д. Кляшево, песня «Мунаджат»)
2 место – Зайнуллина Ильнара (г.Тетюши, песня «Ассаляму галейкум»)
3 место – Гамирова Гульгуна (Буинский район, д.Бик-Утеево, «Мунаджат»)
Все участники конкурса получили подарки, угощения за праздничным столом, а лучшие работы были отмечены дипломами и ценными призами.
ДУМ РТ
25 марта 2016 года в Буинском медресе состоялся зональный конкурс по мусульманской культуре среди детей школьного возраста “Молодые таланты” («Яшь талантлар»).
Организаторами выступили Духовное управление мусульман РТ, Буинское медресе, Буинский мухтасибат ДУМ РТ, Центр внешкольной работы г.Буинск и Буинский филиал Всемирного Конгресса татар. На конкурсе приняли участие около 150 учащихся 1-10 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ искусств Тетюшского, Апастовского, Дрожжановского, Буинского районов Республики Татарстан, родители, учителя. Среди гостей присутствовали: начальник отдела Дагвата ДУМ РТНияз хазрат Сабиров, имам мечети «Шамиль» г. Казань Махмут хазрат Шарафутдинов, имам-мухтасиб Буинского района Ильмир хазрат Хасанов, директор Буинского медресе Рашид хазрат Маликов.
По итогом конкурса победителями стали:
В номинации «Лучшее исполнение стихотворения на Исламскую тематику»:
1 место – Мифтахутдинова Лейля (Буинский район, с.Новые Тинчали, стихотворение «Авылым мәчете»)
2 место – Гаязова Гулина (г. Тетюши), Марданова Иркэ (п.Апастово, стихотворение «Таян Аллага»)
3 место – Яруллин Алмаз (Буинский район, д.Кильдуразы, стихотворение «Көйле иман»), Зарипова Камиля (г. Буинск, стихотворение «5 столпов Ислама»)
В номинации «Лучшая постановка сценки на Исламскую тематику»:
1 место – шакирды Буинского медресе, спектакль «Случай из жизни халифа Умара ибн аль-Хаттаба»
В номинации «Лучший исполнение рассказа на Исламскую тематику»:
1 место – Галимова Назлыгуль (г. Тетюши, рассказ «Күчтәнәч»)
2 место – Хайруллин Рустам (г.Тетюши, рассказ о Пророке Нух)
3 место – Самитова Алина (Буинский район, с. Бик-Утеево, рассказ о Пророке Юсуфе)
В номинации «Лучшее исполнение песен на Исламскую тематику»:
1 место – Валеев Камиль (г.Буинск, лицей №2, песня «Ассаляму галейкум»), ансамбль «Кояшкай» (Тетюшский район, д. Кляшево, песня «Мунаджат»)
2 место – Зайнуллина Ильнара (г.Тетюши, песня «Ассаляму галейкум»)
3 место – Гамирова Гульгуна (Буинский район, д.Бик-Утеево, «Мунаджат»)
Все участники конкурса получили подарки, угощения за праздничным столом, а лучшие работы были отмечены дипломами и ценными призами.
ДУМ РТ
В честь завершения учебного года в примечетских курсах 25 апреля Буинское медресе совместно с Буинским мухтасибатом организовал IV Межрайонный конкурс чтецов Корана и основам Ислама среди представителей среднего и старшего поколения. В мероприятии приняли участие директор Буинского медресе Рашид хазрат Маликов, имам-мухтасиб Буинского района Ильмир хазрат Хасанов, главный редактор Буинской районный газеты “Знамя” Гакиль Камалетдинов, имам-мухтасиб Дрожжановского района Рустам хазрат Ракипов, преподаватели медресе, имамы района, преподаватели примечетских курсов и приглашенные гости.
В конкурс приняли участие более 150 человек из Апастовского, Тетюшского, Дрожжановского и Кайбицкого районов Татарстана. Конкурс проходил в 2 номинациях.
Победители среди мужчин:
1 место – Загиров Альфис;
2 место – Хуснутдинов Расых Рауфович (Буинск);
2 место – Шакиров Ильдар Шакирзянович;
3 место – Ракипов Гомар Галимухамметович (Дрожжаное);
3 место – Файзуллин Фарит Шайхуллович (Кайбцы);
3 место – Шакиров Мунавир Мунир улы (Апастово).
Победители среди женщин:
1 место – Хайрутдинова Галия (Дрожжаное);
2 место – Фахрисламова Альфинур (Буинск);
2 место – Хайрутдинова Наиля (Буинск);
3 место – Гайнуллина Резида (Буинск);
3 место – Хасанова Роза;
3 место – Миришина Гузалия (Кайбцы).
Побдители получили дипломы и ценные подарки. Мероприятие завершился за праздничным столом.