Рассказ о прокофьеве для 2 класса по музыке

Биография прокофьева - великого русского и советского композитора - настолько большая и разносторонняя, что порой трудно представить - как это

Биография Прокофьева — великого русского и советского композитора — настолько большая и разносторонняя, что порой трудно представить — как это все умещалось в одном человеке? Пианист, музыкальный писатель, кинокомпозитор, дирижер — помимо этого Сергей Сергеевич создал свой собственный уникальный композиторский стиль, увлекался шахматами и Христианской наукой. Из этой статьи можно узнать краткую биографию Прокофьева, а также основные периоды его творческой жизни.

Детство и юность

Биография Прокофьева Сергея Сергеевича начинается в селе Сонцовка, расположенного в Екатеринославской губернии (современная Донецкая область Украины), 15 (27) апреля 1891 года, в купеческой семье. Мать Сергея, Мария Григорьевна, освоила фортепиано во время учебы в гимназии и дома часто исполняла произведения Бетховена и Шопена. Маленький Сережа нередко садился за клавиши рядом с матерью, запоминая ее игру визуально и на слух. С пяти лет начал свою музыкальную биографию Прокофьев Сережа, сочинив в столь юном возрасте свою первую пьеску — «Индийский галоп». Мария Григорьевна научила сына нотировать произведения, и все последующие небольшие рондо и вальсы собственного сочинения вундеркинд Прокофьев записывал самостоятельно.

Детское фото Прокофьева

В девять лет Прокофьев написал свою первую оперу под названием «Великан», а в 11 сыграл ее знаменитому композитору и педагогу Сергею Танееву. Танеев был впечатлен талантом мальчика и договорился со своим другом, тоже известным композитором Рейнгольдом Глиэром, об обучении Сережи Прокофьева.

Учеба и начало творчества

Вся ранняя биография Сергея Прокофьева составляется по его личным дневникам, которые он вел подробно и аккуратно на протяжении всей жизни. Уже в 1909 году, в возрасте 18 лет, Сергей окончил Петербургскую консерваторию как дирижер, а спустя пять лет, еще и как пианист. Его преподавателями были такие великие музыканты, как Римский-Корсаков, Лядов и Черепнин. Также во время учебы он познакомился с другими будущими великими композиторами — Сергеем Рахманиновым и Игорем Стравинским. На фото ниже Прокофьев во время учебы в консерватории.

Молодой Прокофьев

После дебютного выступления с собственными произведениями на фортепиано, творчество Прокофьева назвали смелым и оригинальным, с «необузданной игрой фантазии и экстравагантностью стиля». За начинающим композитором закрепился статус «крайнего модерниста».

В 1913 году, после выступления Прокофьева со «Вторым фортепианным концертом», публика четко разделилась на тех, кто восхищался композитором, и тех, кто критиковал его, называя произведение «скандальным и футуристским».

Лучшие произведения и мировое признание

С 1918 до 1936 года биография композитора Прокофьева повествует о его американском периоде жизни. Сергей Сергеевич воспринял Октябрьскую революцию спокойно, так как никогда не принадлежал ни к белому, ни к красному движению. Он эмигрировал в поисках нового вдохновения.

Прокофьев в Америке

Добившись признания по ту сторону океана, композитор возвращается на родину. Во время Великой Отечественной войны он не прекращает работу, его лучшими произведениями на этот момент становится балет «Золушка», опера «Война и мир» и «Пятая симфония». «Пятая», наравне с «Седьмой симфонией» Шостаковича, считаются важнейшими произведениями, созданными в период Отечественной войны. Отрывок из «Пятой симфонии» Прокофьева в исполнении симфонического оркестра можно увидеть ниже.

5308

В 1948 году Сергей Прокофьев, наравне с другими авангардными композиторами, такими как Шостакович и Хачатурян, был раскритикован за «формализм и футуризм» Комитетом по делам искусств, после чего были запрещены многие произведения Сергея Сергеевича. Но к счастью, Иосиф Сталин очень интересовался творчеством и биографией Прокофьева, а потому в 1949 году, по личному приказу вождя, запрет был снят, а действия Комитета — строго осуждены.

Уникальный стиль композитора

В мировой истории биография Сергея Сергеевича Прокофьева отличается, в первую очередь, созданием уникального музыкального языка. Приемы, отличающие произведения композитора, заключались в использовании особой формы доминанты (позже она получила название прокофьевской доминанты), линеарных и диссонирующих аккордов, а также хроматических кластеров, объединяющих звуковысоты при исполнении «навязчивых» музыкальных фраз. Своеобразными являются и композиционная, антиромантическая ритмика, придающая многим произведениям Прокофьева экспрессивную отрывчатость.

Сергей Прокофьев

Киноработы

За всю жизнь композитор написал музыку к восьми советским фильмам. Самыми известными киноработами в биографии Прокофьева считаются композиции, написанные к фильмам знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна: «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1945). Эйзенштейн был в восторге от работы с великим композитором, так как у режиссера и музыканта был схожий, авангардный подход к творчеству. Впоследствии Прокофьев доработал сочиненную к этим фильмам музыку до формы самостоятельных произведений. Отрывок из фильма «Иван Грозный» с композицией Прокофьева можно увидеть ниже.

5312

Произведения для детей

В творческой биографии Прокофьева и для детей написано немало произведений, например балеты «Золушка» и «Сказ о каменном цветке», сочинения для хора «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», «Зимний костер», «На страже мира».

Но самым известным детским произведением Прокофьева, без сомнения, является симфоническая сказка «Петя и волк». Это произведение Сергей Сергеевич сочинил и положил на собственный текст в 1936 году, для постановки в детском театре. «Петя и волк» стало первым сочинением композитора после возвращения на родину.

Иллюстрация к симфонической сказке "Петя и Волк"

Помимо спектаклей, существует несколько анимационных версий этой сказки: первая была создана в 1946 году на студии Уолта Диснея. Затем были выпущены два советских кукольных мультфильма (в 1958 и 1976), а также Польско-Британский, тоже кукольный мультфильм, удостоенный премии «Оскар» в 2006 году.

Другие увлечения

Будучи очень разносторонним человеком, Сергей Прокофьев занимался не только музыкой — вторым его увлечением была литература. Незаурядностью писательских способностей отмечено все, что выходило из-под его пера: это и огромная «Автобиография», охватывающая жизнь композитора с рождения до 1909 года, и его дневники, и все сочиненные им либретто и рассказы, наполненные оптимизмом и прекрасным чувством юмора.

Помимо музыки и литературы, Сергей Сергеевич серьезно увлекался шахматами и называл их «музыкой мысли». С 1914 по 1937 год, Прокофьеву удалось сыграть партии с такими знаменитыми шахматистами, как Капабланка, Ласкер и Тартаковер.

Прокофьев и шахматы

Также композитор был приверженцем Христианской науки, методы которой позволяли ему побороть волнение перед выступлениями. Прокофьев любил читать книгу «Наука и здоровье» Мэри Бейкер Эдди, в своих дневниках он не раз упоминал о ней, говоря, что эта книга помогла сформировать его личное отношение к добру, злу, Богу и человеку.

Личная жизнь

В 1923 году Прокофьев женился на каталонской камерной певице Лине Кодина, которая родила ему двух сыновей — Святослава и Олега. На фото ниже композитор с женой и сыновьями.

Прокофьев с первой женой и сыновьями

Несмотря на взаимопонимание с женой и восемнадцать лет совместной жизни, в 1941 году Прокофьев ушел из семьи и начал жить со студенткой филологического факультета Мирой Мендельсон. В 1948 году Сергей Прокофьев женился на Мире, не разведясь при этом с первой женой. В последующем судебном разбирательстве оба брака признали действительными. В связи с этим, советскими юристами был введен термин «Казус Прокофьева», относящийся к подобным инцидентам. Фото Прокофьева и его второй жены представлено ниже.

Прокофьев и Мира Мендельсон

С Мирой Мендельсон-Прокофьевой Сергей Сергеевич прожил до конца своих дней. Великий композитор Прокофьев скончался 5 марта 1953 — в тот же день умер Иосиф Сталин, а потому смерть композитора долгое время оставалась незамеченной.

Здравствуйте,
продолжим знакомство с миром музыкального творчества. А знаете ли вы, что музыка
способна оживить поникшие растения. Если рядом с увядающим цветком поставить
колонки и включить лёгкую музыку, то он на глазах оживет, наполнится красками и
может даже склониться к источнику музыки.

Сегодня
вы узнаете о жизни и творчестве русского композитора Сергея Сергеевича
Прокофьева
.

image001

Сергей
Прокофьев родился в 1891 году в Екатеринославской губернии. Его отец – Сергей
Алексеевич – был учёным-агрономом.

Агрономы
– это люди, которые применяют научные знания в сельском хозяйстве. Они знают,
как правильно ухаживать за растениями и как получить большой урожай.

Мама
Сергея Прокофьева – Мария Григорьевна – занималась ведением домашнего
хозяйства. Именно она научила маленького сына любить музыку. Мария Григорьевна
часто играла на пианино, и маленький Сергей подсаживался к ней и стучал по
клавишам.

Уже
в пять лет Сергей начал сочинять небольшие пьесы, а мама записывала это в
специальную тетрадь. К десяти годам у Сергея накопилось много собственных
произведений, среди которых были даже две оперы.

Опера
– это музыкальное произведение, которое исполняют в театре, а действующие лица
поют.

Сергей
Прокофьев не ходил в школу, он учился дома. Папа объяснял ему основы
математики, а мама учила французскому и немецкому языкам.

image002

Маленький
Серёжа не всё время посвящал музыке. Он был дружен с крестьянскими мальчишками,
жившими рядом. Его любимой игрой были пятнашки. Дети весело носились друг за другом
с весёлым криком поймавшего: «пятнашка!»

Все
друзья семьи Прокофьевых говорили, что Сергей очень талантлив и ему нужно
учиться музыке дальше. Поэтому в 13 лет мальчик поехал в Санкт-Петербург и
поступил в консерваторию. Он не смог определиться с направлением обучения,
поэтому выбрал сразу три специальности. Сергей Прокофьев стал композитором,
пианистом и органистом.

Вскоре
молодой композитор и исполнитель стал знаменитым. Он выступал в
Санкт-Петербурге, Москве и в концертном зале Павловского вокзала.

Жизнь
Прокофьева была насыщенной. Он много путешествовал. Давал концерты в
европейских городах. Во время этих путешествий Прокофьев скучал по России, ведь
«чужой» воздух плохо сказывался на его вдохновении.

image003

Прокофьев
очень любил играть в шахматы. Он говорил, что во время игры выстраивает
логические цепочки, которые помогают сочинять музыку.

В
1917 году в России произошла революция. Был свергнут царь, страна изменилась до
неузнаваемости. Прокофьев не хотел оставаться в такой России. Он уехал в
Японию, а оттуда в Соединённые Штаты Америки. Прокофьев был уже знаменит по
всему миру и его часто приглашали выступать на концертах.

Спустя
почти 20 лет Сергей Прокофьев вернулся в Москву. За годы жизни в России он
написал большую часть своих самых знаменитых произведений. Его творчеству не
помешала даже Великая Отечественная война. Прокофьев тяжело переживал все
происходившие вокруг ужасы. Возможно поэтому его произведения наполнились
надеждой на победу добра и любви.

В
1945 году, когда только-только закончилась война, появился балет Прокофьева
«Золушка»
. Композитор призывал людей возродиться к новой жизни, выгнать
страх из сердца и улыбнуться.

Прокофьеву
удалось на всю жизнь сохранить в сердце частичку детства, он помнил каково это
быть ребёнком. Поэтому его детские произведения настолько популярны и близки
каждому.

image004

Одно
из первых произведений для детей – опера «Любовь к трём апельсинам». Она
написана по мотивам сказки итальянского писателя Карло Гоцци. Опера получилась
лёгкой и весёлой. Слушателям казалось, что они попали в озорной итальянский
театр.

«Любовь
к трём апельсинам» рассказывает о принцах и королях, добрых магах и злых
ведьмах, о заколдованных проклятьях и о том, как важно в жизни не унывать.

Среди
детских произведений Сергея Прокофьева особое место занимает музыкальная
сказка «Петя и волк»
. Эта сказка с увлекательным сюжетом, рассказывается
чтецом и озвучена симфоническим оркестром. Прокофьев написал её, чтобы научить детей
распознавать тот или иной музыкальный инструмент и познакомить с его
особенностями.

Каждый
персонаж представлен каким-то инструментом. Мальчик Петя – это струнные
инструменты – скрипка, альт, виолончель и контрабас.

image005

Дедушка
Пети – «ворчливый» фагот. Это духовой инструмент в виде длинной слегка
расширяющейся трубы. Звук фагота очень низкий. Дедушка говорит басом,
неторопливо и как будто немного ворчливо.

image006

Птица
– мелодичная флейта. Это духовой инструмент в виде прямой трубки с отверстиями
и клапанами. Она имеет ясное, прозрачное, нежное, холодноватое звучание.
Мелодия птицы лёгкая, словно порхающая.

image007

Кошка
– грациозный, вкрадчивый кларнет. Это духовой деревянный инструмент в виде трубки.
Имеет красивый светлый, матовый тембр. Звуки мелодии передают мягкую,
вкрадчивую поступь хитрой Кошки.

image008

Утка
– «крякающий» гобой. Это духовой музыкальный инструмент, который звучит чуть
ниже, чем флейта, и чуть выше, чем кларнет. В мелодии Утки отражены
её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка.

image009

Волк
– валторны. Это медные духовые инструменты очень мягкого, благородного тембра.
Грозное
завывание трёх валторн звучит «страшно». Волк изображён опасным хищником.

image010

Охотники
– литавры и большой барабан. Литавры – это ударный музыкальный инструмент в
форме двух полушарий, обтянутых кожей. Они изображают выстрелы охотников.

image011

Дети
слушают сказку «Петя и волк» и знакомятся с основными инструментами
симфонического оркестра. Прокофьев говорил: «Мне важна была не сама сказка, а
то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Под
конец жизни Прокофьев практически не выезжал со своей дачи. Здесь он продолжил
сочинять музыку. На даче Сергей Прокофьев написал балет «Сказ о каменном
цветке»
на сюжет волшебных сказок Павла Бажова. Главная героиня балета –
волшебница Хозяйка Медной горы.

Музыка
Прокофьева погружает в невероятный мир. Звучит Вальс алмазов. Слушателю
кажется, что вокруг всё сверкает и переливается.

Темп
балета ускоряется цыганским танцем, когда герои оказываются на ярмарке. Музыка
становится быстрой и задорной, она словно увлекает всех в хоровод.

Сергей
Прокофьев умер в 1953 году. Спустя 40 лет в здании школы, где работала мама композитора,
открыли Музей Сергея Прокофьева.

В
Москве в квартире композитора тоже открыли музей. Здесь можно увидеть предметы,
которые окружали Прокофьева при жизни, его фотографии. В музее есть даже
детская студия, где проводят концертные вечера.

image012

Краткая биография сергея прокофьева самое главное для детей. Сергей Сергеевич Прокофьев

Краткая биография сергея прокофьева самое главное для детей. Сергей Сергеевич ПрокофьевСергей Прокофьев – знаменитый русский композитор . Родился Сергей Сергеевич 11 апреля 1891 года, в селе Красное. Сегодня это село часть Донецкой области.

Отец его — Сергей Алексеевич был ученым агронимом. Мать — Мария Григорьевна была родом из крепостных Шереметева. Хорошо играла на пианино.

Музыкой Сергей Прокофьев начал заниматься с раннего детства. Он даже сочинял произведения: пьесы, вальсы, песенки. А в 10 лет написал две оперы: «На пустынных островах» и «Великан». Родители Прокофьева стали брать частные уроки музыки для сына.

Будучи тринадцатилетним мальчиком, Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Учителями Сергея Прокофьева в столице, стали такие известные музыкальные деятели, как Римский-Корсаков , Есипова, Лядов.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию, как композитор, а отучившись еще пять лет — получил образование пианиста, золотую медаль и премию Рубенштейна.

В 1908 году Прокофьев начал выступать как пианист, через три года появились его первые нотные публикации, а еще через два года Прокофьев отправился на зарубежные гастроли.

Музыкальные критики называли Сергея Сергеевича музыкальным футуристом. Дело, в том, что он был сторонником шокирующих средств выразительности.

Музыка Сергея Прокофьева, на раннем этапе его творчества, обладает всесокрушающей радостной энергией. Однако этому творчеству не чужда и простая, стеснительная лирика.

Во многих своих произведениях, Сергей Прокофьев старается отобразить, так называемую общительность музыкального языка, показать богатство контрастов.

Творчество композитора представляет собой симбиоз лирики, юмора, иронии. Прокофьев пишет музыку для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», а так же несколько романсов на слова Анны Ахматовой .

В начале 1918 года Сергей Прокофьев покидает свою Родину . Четыре года композитор жил в Америке, потом уехал в Париж. В эмиграции композитор плодотворно и кропотливо работал. Плодами его трудов стали опера «Любовь к трем апельсинам», концерт номер 3 для фортепьяно с оркестром, соната номер пять для фортепьяно и многие другие.

В 1927 году Прокофьев дает гастроли в СССР. Концерты в Москве, Киеве, Харькове и Одессе имели огромный успех. После этого, гастроли Прокофьева в «бывшей Родине» участились.

В 1936 году Сергей Сергеевич возвращается в Россию, композитор остался жить в Москве. В этом же году закончил работу над балетом «Ромео и Джульетта». В 1939 году Прокофьев представил публике кантату «Александр невский». На 60-летие Сталина, он написал кантату – «Здравица».

В годы Великой Отечественной Войны , композитор написал балет «Золушка», а также несколько потрясающих симфоний. Особое место занимает опера по роману Л.Толстого «Война и мир».

Не стало Великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева 5 марта 1953 года. Умер знаменитый деятель культуры в один день с товарищем Сталин ым, поэтому его смерть прошла для общества почти не заметно. В 1957 году Прокофьеву, посмертно, была присуждена Ленинская премия.

Статьи по теме:

    Краткая биография сергея прокофьева самое главное для детей. Сергей Сергеевич Прокофьев 01

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых известных русских композиторов 20 века.

    Николай Андреевич Римский-Корсаков Николай Римский-Корсаков – один из величайших русских композиторов 19 века. Имя его имеет

    Краткая биография сергея прокофьева самое главное для детей. Сергей Сергеевич Прокофьев 02

    Сергей Васильевич Рахманинов В 19 веке Российская Империя бурно развивалась. Активно проходили реформы Александра II, общество

    Помните! Через века, через года помните! Прокофьев Александр Николаевич Помните! Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придет никогда, — помните!

    Краткая биография сергея прокофьева самое главное для детей. Сергей Сергеевич Прокофьев 03

    Санкт-Петербургская Консерватория Консерватория в Санкт-Петербурге является одним из старейших музыкальных учебных заведений России.

    Краткая биография сергея прокофьева самое главное для детей. Сергей Сергеевич Прокофьев 04

Количество симфоний в творческом наследии прокофьева. Заграничный период

Краткая биография сергея прокофьева самое главное для детей. Сергей Сергеевич Прокофьев 05

Сергей Прокофьев в 1918 году.

В конце 1917 года Прокофьев задумался об отъезде из России, записав в «Дневнике»:

Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду. Лишь бы Америка не чувствовала вражды к сепаратным русским! И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания?

С. С. Прокофьев. Дневник. 1907—1918.

7 мая 1918 года Прокофьев выехал Сибирским экспрессом из Москвы и 1 июня прибыл в. В Японии выступил как пианист с двумя концертами в Токио и одним в, которые, по словам антрепренёра А. Д. Строка, прошли бесславнои принесли мало денег. Два месяца композитор добивался американской визы и 2 августа отплыл в США. 6 сентября Прокофьев прибыл в Нью-Йорк, где осеньюгода завершил своё первое сочинение заграничного периода — «».

Условно, поскольку работа над некоторыми произведениями задумывалась или началась ранее, хронологические рамки заграничного периода Прокофьева определяются с 1918 по 1935 год до его окончательного переезда в Москву в 1936 году. Среди крупных сочинений данного периода создавались и были завершены оперы «» (1919), «» (1919—1927), балеты «» (1925), «» (1928), «» (1930),(1925),(1928) и(1930) симфонии;(1917—1921),(1931) и(1932) концерты для фортепиано. Перечень крупных сочинений композитора заграничного периода завершает(1935).

Во второй половине 1920-х и в первой половине 1930-х годов Прокофьев активно гастролировал в Америке и Европе как пианист (исполнял преимущественно собственные сочинения), изредка также как дирижёр (только собственных сочинений); в 1927, 1929 и 1932 годах — в СССР. В 1932 году записал в Лондоне свой(с) и в 1935 году в Париже — ряд собственных фортепианных пьес и обработок. Этим исчерпывается наследие Прокофьева-пианиста.

Весной 1925 года Прокофьев сблизился и вскоре подружился с, которого ранее встречал в Америке. К этому времени относится записанное в «Дневнике» композитора известное высказывание Дягилева о Прокофьеве как о втором сыне: «У меня, как у — три сына: Стравинский, Прокофьев и Дукельский. Вы, Серж, извините меня, что вам пришлось оказаться вторым сыном!».

За время продолжительного пребывания Прокофьева за границей истёк срок действия командировочного удостоверения, выданногов 1918 году, и композитор утратил советское гражданство. На основании данного факта, несмотря на то, что Прокофьев выказывал свою аполитичность и не примыкал к, композитор причисляется к. В 1927 году Прокофьевы получили советские паспорта, необходимые для первой гастрольной поездки по СССР. Саймон Моррисон упоминал о наличии у четы Прокофьевых. В 1929 году в Париже Прокофьев просил выдать себе и супруге новые советские паспорта взамен просроченных без аннулирования нансеновских и записал в «Дневнике» слова, предостерегавшего композитора о возможных проблемах с документами: « не мы, конечно, будем вам чинить неприятности, но у вас могут быть затруднения с иностранной полицией, когда узнают, что у вас два паспорта». Игорь Вишневецкий указывал, что Сергей и Лина Прокофьевы сохраняли нансеновские документы до 1938 года, ставшие востребованными для гастролей композитора зимой 1935/36 года в,,,и.

Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев биография

Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев биографияСергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена.

Начальное образование Прокофьев получил дома.

Важно

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.

В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».

Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.

Обратите внимание

В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.

В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».

В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».

С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».

Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Совет

В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.

В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.

  • Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
  • Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
  • Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
  • Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина, поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
  • Краткая биография Прокофьева для детей нашла отражение в книге «Детство», написанной самим композитором.

Балеты прокофьева.

Балеты зарубежного периода

Балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915–1920) начал создаваться в России и был завершен за рубежом. Либретто написано композитором. Это шесть картин по русской народной сказке, взятой из сборника А.Н. Афанасьева. По жанру это комедийный балет в народном духе. Претворение в музыке национальной образности не привело композитора к использованию народных мелодий: он без «цитирования» воспроизводит русские народные жанры – плясовые и хороводные. Музыкальные характеристики персонажей русской сказки плакатны, как в народном балагане. Отдельные ситуации стремительно раскручивающегося сюжета представляются музыкой изобразительного характера, иногда даже с элементами натурализма. Балет был впервые поставлен труппой Дягилева в Париже (1921).

Балет «Трапеция» (1924) отражает тенденцию французского искусства 20-х годов ХХ в. к демократизации академических жанров, к сближению с жизнью индустриального города. Отсюда и слияние «академического» балета с «площадным» цирком. Опыт Прокофьева в этом плане ( трапеция – акробатический снаряд) близок балетным произведениям Д. Мийо. Музыка «Трапеции» вошла в Квинтет оп. 39.

Балет «Стальной скок» (1925) воплощает тему индустриализации Советской России. И этот балет создавался по инициативе Дягилева. Замысел принадлежит художнику Якулову, который наблюдал процесс социалистического строительства. Он совместно с композитором написал либретто.

По жанру «Стальной скок» – агитационный плакатный дивертисмент, несущий на себе печать театрализованных представлений с музыкой, характерных для Советской России начала 20-х годов. В балете 11 номеров, которые группируются в две картины (№ 1–6 и 8–11). Они соединяются сценой, которая делает частью спектакля то, что обычно скрывают от зрителей. Эта сцена называется «Перемена декораций».

Действие 1-й картины происходит на вокзале. На сцене – мешочники, продавцы ирисок и папирос, комиссары и оратор, наконец, появляются два ведущих персонажа – Матрос в браслете и Работница.

Во 2-й картине отражена индустриальная романтика. Главные номера в ней «Фабрика» и «Молоты» – яркий образец урбанизма в музыке. Современников поражала их ликующая токкатность и звончатость, основанная на остинатности «вращающихся» фигур. Возникала иллюзия работающих механизмов.

Музыкальные характеристики персонажей несколько шаржированы. Основные жанровые прототипы музыки – частушки и фабричные песни. По мнению Асафьева, в музыке «Стального скока» великолепно схвачено и отражено все жизненно сильное и волевое, что можно услышать в русских плясовых напевах песенно-лирической и частушечной формаций в ее лучших образцах.

Балет был впервые поставлен труппой Дягилева в Париже (1927). На основе музыки балета сделана оркестровая сюита, в которую вошли четыре номера: «Явление участников», «Комиссары», «Матрос в браслете и Работница», «Фабрика».

Балет «Блудный сын» (1928) написан по мотивам евангельской притчи (общеизвестная картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»). В музыке этого балета появляются новые черты: некоторая экономия средств – «графичность» письма, использование лейтмотивов (как и в завершенной одновременно опере «Огненный ангел»), создание поэтичного, изысканного лирического образа (№ 3 – «Красавица»). Балет был поставлен в Париже (1929). Музыка этого балета использована композитором в его Четвертой симфонии.

Последний балет зарубежного периода творчества – «На Днепре» (1930) – памяти Дягилева. Основа либретто, написанного после создания музыки, – драма «треугольника», которая раскрывается в 2-х картинах, включающих танцевальные и мимические сцены. Балет был поставлен в Париже (1932).

Все балеты Прокофьева зарубежного периода творчества – одноактные. Почти все они написаны на либретто, созданные композитором или при его самом активном участии (за исключением «Блудного сына»). Все балеты различны по жанровому наклонению: народно-сказочный и грубовато-комедийный «Шут», «цирковая» «Трапеция», «индустриальный» «Стальной скок», лирико-драматический «Блудный сын».

Хобби прокофьева. Восьмая нота. У знаменитых музыкантов были неожиданные увлечения

Хобби прокофьева. Восьмая нота. У знаменитых музыкантов были неожиданные увлечения

Афиша шахматного матча между известными музыкантами: композитором Сергеем Прокофьевым и скрипачом Давидом Ойстрахом. Из-за начавшихся гастролей Ойстраха были сыграны лишь шесть партий из десяти. © /

И мало кто из них обходился без любимых «игрушек», которые иной раз были важнее, чем сама музыка.

Мы подо­брали несколько самых ярких примеров странных и неожиданных увлечений известных композиторов.

Джоаккино Россин и

Представить себе, чтобы преуспевающий художник на пике карьеры, славы и успеха бросил всё и занялся чем-то другим, почти невозможно. Тем не менее Россини в возрасте 37 лет перестал писать музыку и удалился, как пишут в энциклопедиях, «на покой». На самом деле композитор переселился в Париж и полностью посвятил себя кулинарии. Кое-что проскальзывало и ранее — известны музыкальные миниатюры с названиями «Четыре закуски», «Миндаль» и «О, горошек!». Однако подлинную славу новоявленному кулинару принесли не эти зарисовки, а его паста, индейка, фаршированная трюфелями, фуа-гра и турнедо а-ля Россини. Между прочим, рецепт последнего он доводил до ума несколько лет, а оперу «Севильский цирюльник» написал всего за 13 дней.

Хобби прокофьева. Восьмая нота. У знаменитых музыкантов были неожиданные увлечения

Джоаккино Россини. Фото: Commons.wikimedia.org

Сергей Рахманинов

«Шофёру необходимы концентрированная воля, напряжённость внимания и постоянное присутствие духа. Чтобы стать хорошим дирижёром, ко всему этому надо добавить лишь небольшое знание музыки» — это слова знаменитого русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова . Его страсть к технике поражала даже американцев, которых в этом деле трудно удивить. Рахманинов питал слабость к новинкам — вспоминают, как он хвастался своим лифтом, пылесосом и даже детской железной дорогой. Пробовал заниматься техникой и сам, причём небезуспешно — запатентовал муфту с электроподогревом для «приведения рук в рабочее состояние перед концертом», а также был вице-президентом фирмы знаменитого авиастроителя Игоря Сикорского .

Сергей Прокофьев

«Удивляюсь тебе. Такой редкий для тебя случай послушать хорошую музыку, а ты сидишь с ребятами и играешь в шахматы!» — сказала мама одному мальчику на рубеже XIX — XX вв. Мальчика звали Серёжа Прокофьев , и он, судя по всему, внял материн­скому совету очень своеобразно. Музыку не бросил и заслуженно считается чуть ли не крупнейшим композитором XX столетия. Но не оставил и шахматы. Имел первую категорию и в игре неоднократно ставил в затруднительное положение самого чемпиона мира Михаила Ботвинника : «Обычно Сергей Сергеевич играл на атаку и проводил её остроумно и изобретательно. Защищаться не любил». Страсть к шахматам прервала только смерть: «Он лежал в постели и чувствовал себя явно плохо. Но, увидев меня, спросил: «А где же обещанный вами сборник партий матча Стейниц — Ласкер 1894 года?»

Александр Бородин

«Поменьше занимайтесь музицированием, я на вас возлагаю большие надежды!», «Займитесь, наконец, музыкой!» Первая фраза принадлежит академику, председателю Русского химического общества Николаю Зинину. Вторая — композитору Римскому-Корсакову . А услышал их Александр Бородин , который уже не понимал, кто он такой — химик или всё-таки композитор. Справедливости ради надо сказать, что музыкой Саша занялся раньше — в 9 лет написал прекрасную польку «Helen». Химия стала его увлечением лишь два года спустя. Соответственно распределяются и результаты — Вторая («Богатырская») симфония композитора признаётся вершиной русского и мирового эпического симфонизма. Зато его отчёт о минеральных водах в костромском Солигаличе стал классикой трудов по б­альнеологии.

Джакомо Пуччини

Парусная шлюпка, ружейная охота, рыбная ловля, автоспорт — типичный портрет какого-нибудь английского лорда-бездель­ника. Тем не менее всё это Джакомо Пуччини , автор шедевров мировой оперы «Тоска», «Турандот» и «Мадам Баттерфляй». С последней произошёл казус. Будучи одним из пионеров автомобилизма (по­скольку первую машину он приобрёл ещё в 1900 г.), Пуччини вкусил всю прелесть дорог, абсолютно свободных от пробок. И вот результат — возвращаясь с женой и сыном домой на большой скорости, он не заметил обрыва. Автомобиль упал с высоты 5 метров. Все выжили, но композитору диагностировали контузию и перелом берцовой кости. Работа над оперой зависла — сочинять без рояля Пуччини не умел и дожидался разрешения ходить на костылях.

Хобби прокофьева. Восьмая нота. У знаменитых музыкантов были неожиданные увлечения

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году. Великий русский композитор известен тем, что своё первое большое музыкальное произведение написал в 9 лет. Сергей Прокофьев почти всю жизнь тяготел к крупным формам музыкального творчества.

Прокофьев родился в Екатеринославской губернии. Его семья не была музыкальной: отец — ученый-агроном, мать увлекалась игрой на фортепиано, но профессиональной музыкой не занималась. Именно она дала ему первые уроки музыки, научила любить ее и понимать.

Из автобиографии С. С. Прокофьева:

<…> Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
<…> Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.

В 1902 году Прокофьев начал учиться у композитора Рейнгольда Глиэра, а в 1904 поступил в Петербургскую консерваторию.

Сергей Прокофьев окончил консерваторию композитором, но отучился и на пианиста, увлекался органной музыкой. Сергей Прокофьев учился у Римского-Корсакова. Его первыми взрослыми сочинениями стали пьеса для фортепиано и сонаты.

Известность же Прокофьеву принесла опера «Любовь к трем апельсинам». Он также писал музыкальное сопровождение к фильмам, без его музыки невозможно представить картину «Александр Невский».

В 1918 году Сергей Прокофьев эмигрировал в США. Долгие годы он жил в Америке и Европе, гастролируя. Приезжал и на Родину. В 1936 году Прокофьев вернулся в СССР. К тому времени он был женат на испанке Лине (Кодина) Прокофьевой, в семье подрастали сыновья. В этот период Прокофьев написал сказку «Петя и волк» и оперу «Война и мир». Работа над этими произведениями заняла у Прокофьева 10 лет.

В 1948 году композитора настигла личная трагедия: его тогда уже бывшую супругу арестовали и сослали, самого же его начали корить за формализм, произведения подвергались резкой критике.

Вероятно, именно это стало причиной ранней трагической смерти композитора в возрасте 61 года. Сергея Прокофьева не стало 5 марта 1953 года.

Произведение Тональность Номер опуса Дата создания Жанр/исп.состав Комментарий Соната № 1 ор. 1 1907, 2-я редакция 1909 Для фортепиано 4 этюда ор. 2 1909 Для фортепиано Пьесы op. 3 1911 Для фортепиано Пьесы op. 4 1910-1912 Для фортепиано Симфониетта A-dur op. 5 1909 Для симфонического оркестра 2-я редакция 1914 Сны ор. 6 1910 Симфоническая картина. Для симфонического оркестра Два стихотворения ор. 7 1909-1910 Для женского хора и оркестра Слова К. Д. Бальмонта Осеннее ор. 8 1910 Симфонический эскиз. Для симфонического оркестра Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта ор. 9 1910-1911 Для голоса и фортепиано Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Des-dur ор. 10 1911-1912 Токката op. 11 1912 Для фортепиано 10 пьес op. 12 1913 Для фортепиано Юмористическое скерцо для 4 фаготов ор. 12 bis 1912 Маддалена ор. 13 1911, 2-я редакция 1913 Опера Сюжет и либретто М. Ливен. 2-я редакция не исполнялась Соната № 2 ор. 14 1912 Для фортепиано Баллада ор. 15 1912 Для виолончели и фортепиано Концерт № 2 для фортепиано с оркестром g-moll op. 16 1913, 2-я редакция — 1923 Сарказмы op. 17 1912- 1914 Для фортепиано Гадкий утёнок ор. 18 1914 Для голоса и фортепиано Сказка X. К. Андерсена. 2-я редакция для голоса и оркестра, 1914 Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur op. 19 1916- 1917 Ала и Лоллий (Скифская сюита) ор. 20 1914-1915 Сюита. Для симфонического оркестра Сказка про шута, семерых шутов перешутившего ор. 21 1915, 2-я редакция 1920 Балет По русским народным сказкам Пермской губернии, из сборника А. Н. Афанасьева, либретто Прокофьева. Поставлен 1921, «Театр лирик», труппа С. П. Дягилева, Париж Шут ор. 21 bis 1922 Сюита. Для симфонического оркестра (из балета) Мимолётности op. 22 1915-1917 Для фортепиано 5 стихотворений ор. 23 1915 Для голоса и фортепиано Слова В. И. Горянского, 3. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева Игрок ор. 24 1915-1916, 2-я редакция 1927 Опера По Ф. М. Достоевскому, либретто Прокофьева. 2-я редакция поставлена 1929, Королевский театр, Брюссель Симфония № 1, Классическая D-dur ор. 25 1916-1917 Для симфонического оркестра Концерт № 3 для фортепиано с оркестром C-dur op. 26 1917-1921 5 стихотворений ор. 27 1918 Для голоса и фортепиано Слова А. А. Ахматовой Соната № 3 ор. 28 1907, 2-я редакция 1917 Для фортепиано Соната № 4 op. 29 1908, 2-я редакция 1917 Для фортепиано Andante op. 29 bis 1934 Для симфонического оркестра Переложение для оркестра сонаты № 4 (op. 29) Семеро их ор. 30 1917-1918 Кантата. Для солистов, хора и оркестра Слова К, Д. Бальмонта Сказки старой бабушки op. 31 1918 Для фортепиано Пьесы ор. 32 1918 Для фортепиано Любовь к трём апельсинам ор. 33 1919 Опера По К. Гоцци, либретто Прокофьева. Поставлена 1921, Чикаго; 1926, Ленинградский театр оперы и балета Любовь к трём апельсинам ор. 33 bis 1934 Сюита. Для симфонического оркестра (из оперы) 2 концертные транскрипции из оперы «Любовь к трём апельсинам» ор. 33 1918 Для фортепиано Два фрагмента из оперы Увертюра на еврейские темы ор. 34 1919 Для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и фортепиано Увертюра на еврейские темы ор. 34 bis 1934 Для симфонического оркестра 5 песен ор. 35 1920 Для голоса и фортепиано Без слов 5 мелодий oр. 35 bis 1925 Для скрипки и фортепиано 5 стихотворений ор. 36 1921 Для голоса и фортепиано Слова К. Д. Бальмонта Огненный ангел ор. 37 1919-1927 Опера По В. Брюсову, либретто Прокофьева. Концертное исполнение 1954, «Театр Елисейских полей», Париж; поставлена 1955, театр «Фениче», Венеция Соната № 5 ор. 38 1923 Для фортепиано Квинтет ор. 39 1924 Для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса Симфония № 2 d-moll op. 40 1924 Для симфонического оркестра Стальной скок ор. 41 1925 Балет Либретто Г. Б. Якулова и Прокофьева. Поставлен 1927, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж Стальной скок ор. 41 bis 1926 Сюита. Для симфонического оркестра (из балета) Увертюра ор. 42 1926 Для 17 исполнителей и большого оркестра 1 вариант Увертюра ор. 42 bis 1928 2 вариант Дивертисмент ор. 43 1925-1929 Для симфонического оркестра Дивертисмент ор. 43 bis 1938 Концертное переложение для фортепиано Симфония № 3 c-moll op. 44 1928 Для симфонического оркестра Вещи в себе ор. 45 1928 Для фортепиано Блудный сын ор. 46 1928 Балет Либретто Б. Кохно. Поставлен 1929, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж Блудный сын ор. 46 bis 1929 Сюита. Для симфонического оркестра (из балета) Симфония № 4 C-dur op. 47 1930 Для симфонического оркестра Симфониетта, 3-я редакция A-dur ор. 48 1929 Для симфонического оркестра Четыре портрета и Развязка из оперы «Игрок» ор. 49 1931 Сюита. Для симфонического оркестра Струнный квартет № 1 ор. 50 1930 На кабардинские темы На Днепре ор. 51 1930 Балет Либретто С. Лифаря и Прокофьева. Поставлен 1932, театр «Гранд-Опера», Париж На Днепре ор. 51 bis 1933 Сюита. Для симфонического оркестра (из балета) Пьесы op. 52 1930-1931 Для фортепиано Концерт № 4 для фортепиано с оркестром B-dur op. 53 1931 Для левой руки Сонатина № 1, 2 op. 54 1932 Для фортепиано Концерт № 5 для фортепиано с оркестром G-dur op. 55 1932 Соната для 2-х скрипок ор. 56 1932 Симфоническая песнь ор. 57 1933 Для симфонического оркестра Концерт для виолончели с оркестром e-moll op. 58 1933-1938 Сонатина № 3, Пасторальная op. 59 1934 Для фортепиано Поручик Киже ор. 60 1934 Сюита. Для симфонического оркестра (из музыки к фильму) Египетские ночи ор. 61 1934 Сюита. Для симфонического оркестра (из музыки к спектаклю) Мысли ор. 62 1933-1934 Для фортепиано Концерт № 2 для скрипки с оркестром g-moll op. 63 1935 Ромео и Джульетта ор. 64 1935-1936 Балет По У. Шекспиру, либретто С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и Прокофьева. Поставлен 1938, театр «На градбах», Брно; 1940, Ленинградский театр оперы и балета Ромео и Джульетта ор. 64 bis 1936 Сюита. Для симфонического оркестра (1-я и 2-я сюита из балета) Детская музыка ор. 65 1935 Для фортепиано 12 лёгких пьес Летний день ор. 65 bis 1941 Сюита. Для симфонического оркестра Детская сюита 6 песен ор. 66 1935 Для голоса и фортепиано Слова M. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные Петя и волк ор. 67 1936 Симфоническая сказка. Для симфонического оркестра Слова Прокофьева. 3 детские песни ор. 68 1936-1939 Для голоса и фортепиано Слова А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в переводе С. В. Михалкова 4 марша ор. 69 1935-1937 Для духового оркестра Музыка к фильму «Пиковая дама» op. 70 1938 Музыка к спектаклю «Борис Годунов» Пушкина ор. 70 bis 1936 Музыка к драматическому спектаклю Постановка 1957, Центральный детский театр, Москва Музыка к спектаклю «Евгений Онегин» ор. 71 1936 Музыка к драматическому спектаклю По роману в стихах А.С. Пушкина. Камерный театр, Москва Русская увертюра ор. 72 1936 2 варианта — для четверного и тройного состава оркестра 3 романса ор. 73 1936 Для голоса и фортепиано Слова А. С. Пушкина К 20-летию Октября ор. 74 1936-1937 Текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина Ромео и Джульетта ор. 75 1937 Для фортепиано 10 пьес для фортепиано, концертная транскрипция из музыки к балету Песни наших дней ор. 76 1937 Вокально-симфоническая сюита Слова А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные Музыка к спектаклю «Гамлет» Шекспира ор. 77 1937-1938 Музыка к драматическому спектаклю Ленинградский драматический театр Гавот ор. 77 1938 Для фортепиано Концертная транскрипция из музыки к спектаклю «Гамлет» Александр Невский ор. 78 1938-1939 Кантата. Для солистов, хора и оркестра Слова Прокофьева и В. А. Луговского 7 песен ор. 79 1939 Для голоса и фортепиано Слова А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные Соната № 1 для скрипки и фортепиано ор. 80 1938-1946 Государственная премия СССР, 1947 Семен Котко ор. 81 1939 Опера Либретто В. П. Катаева и Прокофьева. Поставлена 1940, Оперный театр им. К. С. Станиславского, Москва Семен Котко ор. 81 bis 1941 Сюита. Для симфонического оркестра (из оперы) Соната № 6 op. 82 1939-1940 Для фортепиано Соната № 7 ор. 83 1939-1942 Для фортепиано Государственная премия СССР, 1943 Соната № 8 op. 84 1939- 1944 Для фортепиано Государственная премия СССР, 1946 Здравица ор. 85 1939 Кантата. Для солистов, хора и оркестра Текст из русского, украинского, белорусского, кумыкского, курдского, марийского и мордовского фольклора Обручение в монастыре (Дуэнья) ор. 86 1940 Опера По Р. Шеридану, либретто Прокофьева. Поставлена 1946, Ленинградский театр оперы и балета Золушка ор. 87 1940-1944 Балет Либретто Н. Д. Волкова. Поставлен 1945, Большой театр; Государственная премия СССР, 1946 Симфонический марш B-dur ор. 88 1941 Для симфонического оркестра 7 массовых песен ор. 89 1941-1942 Для голоса и фортепиано Слова В. В. Маяковского, А. А. Суркова, М. А. Мендельсон 1941 год op. 90 1941 Сюита. Для симфонического оркестра Война и мир ор. 91 1941-1943, 2-я редакция 1946-1952 Опера По Л. Н. Толстому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1946, Ленинградский Малый оперный театр Струнный квартет № 2 ор. 92 1941 Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным ор. 93 1942-1943 Кантата. Для солистов, хора и оркестра Слова П. Г. Антокольского Cоната для флейты и фортепиано ор. 94 1943 Соната № 2 для скрипки и фортепиано ор. 94 bis 1943-1944 Транскрипция сонаты для флейты и фортепиано 3 пьесы из балета «Золушка» ор. 95 1942 Для фортепиано Пьесы op. 96 1941-1942 Для фортепиано 10 пьес из балета «Золушка» ор. 97 1943 Для фортепиано Эскизы к гимну Советского Союза и к гимну РСФСР ор. 98 На слова С. Михалкова и Эль-Регистана; на слова С. П. Щипачева Марш ор. 99 1943-1944 Для духового оркестра Симфония № 5 B-dur op. 100 1944 Для симфонического оркестра Государственная премия СССР, 1946 Ромео и Джульетта ор. 101 1946 Сюита. Для симфонического оркестра (3-я сюита из балета) 6 пьес из балета «Золушка» ор. 102 1944 Для фортепиано Соната № 9 op. 103 1947 Для фортепиано 2 тетради русских народных песен ор. 104 1944 Обработки русских народных песен Ода на окончание войны ор. 105 1945 Для симфонического оркестра 2 дуэта ор. 106 1945 Для голоса и фортепиано Обработка русских народных песен Золушка ор. 107 1946 Сюита. Для симфонического оркестра 1-я сюита из балета Золушка ор. 108 1946 Сюита. Для симфонического оркестра 2-я сюита из балета Золушка ор. 109 1946 Сюита. Для симфонического оркестра 3-я сюита из балета Вальсы ор. 110 1946 Сюита. Для симфонического оркестра Симфоническая сюита в 6 частях Симфония № 6 es-moll op. 111 1945-1947 Для симфонического оркестра Симфония № 4, 2-я редакция C-dur op. 112 1947 Для симфонического оркестра Тридцать лет ор. 113 1947 Поэма. Для симфонического оркестра Расцветай, могучий край ор. 114 1947 Кантата. Для солистов, хора и оркестра Слова Е. А. Долматовского Соната для скрипки соло op. 115 1947 Музыка к фильму «Иван Грозный» op. 116 1942 За 1-ю серию Государственная премия СССР, 1946; на музыку из фильма созданы: оратория, 1961, музыкальная композиция А. Л. Стасевича, слова В. А. Луговского; балет — составлен М. И. Чулаки, 1975, Большой театр Повесть о настоящем человеке ор. 117 1947-1948 Опера По Б. Полевому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1948, Ленинградский театр оперы и балета, закрытый просмотр; 1960, Большой театр Сказ о каменном цветке ор. 118 1948-1950 Балет По П. П. Бажову, либретто М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского. Поставлен 1954, Большой театр Cоната для виолончели и фортепиано ор. 119 1949 Два пушкинских вальса ор. 120 1949 Для симфонического оркестра Солдатская походная ор. 121 1950 Для голоса и фортепиано Слова В. А. Луговского Зимний костёр ор. 122 1949 Вокально-симфоническая сюита Слова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951 Летняя ночь ор. 123 1950 Сюита. Для симфонического оркестра Из оперы «Обручение в монастыре» На страже мира ор. 124 1950 Оратория. Для солистов, хора и оркестра Слова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951 Симфония-концерт для виолончели e-moll op. 125 1950-1952 Свадебная сюита ор. 126 1951 Сюита. Для симфонического оркестра Из балета «Сказ о каменном цветке» Цыганская фантазия ор. 127 1951 Для симфонического оркестра Из балета «Сказ о каменном цветке» Уральская рапсодия ор. 128 1951 Для симфонического оркестра Из балета «Сказ о каменном цветке» Встреча Волги с Доном ор. 130 1951 Поэма. Для симфонического оркестра Симфония № 7 cis-moll op. 131 1951-1952 Для симфонического оркестра Ленинская премия, 1957 Концертино для виолончели g-moll op. 132 1952 Завершено другим автором Концерт для 2-х фортепиано и струнного оркестра ор. 133 1952 Не закончено Соната для виолончели соло cis-moll ор. 134 1952 Не закончено Соната № 5, 2-я редакция op. 135 1952-1953 Для фортепиано Соната № 10 oр. 137 1953 Для фортепиано Не закончено Музыка к спектаклю «Египетские ночи» без op. 1934 Музыка к драматическому спектаклю По У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину. Камерный театр, Москва 5 казахских народных напевов 1927 Музыка к фильму «Поручик Киже» 1933 Музыка к фильму «Александр Невский» 1938 Музыка к фильму «Лермонтов» 1941 Музыка к фильму «Тоня» 1942 Музыка к фильму «Котовский» 1942 Музыка к фильму «Партизаны в степях Украины» 1942 Сюита из вальсов Ф.Шуберта 1920 Обработка для фортепиано Сюита из вальсов Ф. Шуберта в 4 руки 1923 Обработка для фортепиано Органная прелюдия и фуга Д. Букстехуде 1920 Обработка для фортепиано

  • Рассказ о профессии бухгалтер
  • Рассказ о причастии 7 класс русский язык
  • Рассказ о причастном обороте с примерами
  • Рассказ о происхождение слов сорок и девяносто
  • Рассказ о происхождении имени дарья