Рассказ о природной зоне тайга

Автор: левкова лариса владимировна образовательное учреждение: мбоу сидоровская сош колыванского района новосибирской области название учебного предмета: физическая география россии. название

Автор: Левкова Лариса Владимировна

Образовательное
учреждение:
МБОУ
«Сидоровская СОШ» Колыванского района Новосибирской области

Название учебного
предмета
: Физическая
география России.

Название раздела
учебного предмета
: Природа
России.

Название темы: Природное районирование. Природные различия на
территории России.

Название темы
урока:
Природные зоны
России. Зона лесов и степей.

Краткое резюме
урока:
Урок – ярмарка.

Цель урока

1.      Используя
нетрадиционные формы обучения закрепить знания о природных зонах России:
тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей;

2.     
Показать
значение этих зон в жизни человека;

3.     
Воспитывать
любознательность, стремление к получению новых знаний;

4.      Воспитывать
интерес к изучению традиций России, истокам ее зарождения.

Ход урока.

Актуализация
темы урока:

Пролегли от городов
пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям дороженькам идет
славушка великая про землю нашу русскую.

Чем запоминается Россия? Неброской красотой
природы, синевой бесчисленных озер. Время словно остановилось в небольших
затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних городов,
новостройках, затерявшихся среди болот. « Живая природа» сопровождает человека.
Принято считать, что главное в «живой природе» растительность, флора. О ней
говорят названия природных зон —  тайга, степь, лесостепь. Сегодня мы заслушаем
результаты ваших исследований, оформленных в виде презентаций. Во время ваших
выступлений ребята должны заполнять таблицу приложения.

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Ключевского:       
« Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, — природа его
страны».

Наша задача – подтвердить это высказывание,
оперируя фактами.

Вступительное слово учителя (на фоне песни
Чердинцева «Еду я на ярмарку»)

-Добрый день, гости
званные и желанные, и вы, купцы торговые! Собрались мы на ярмарку, на веселую,
на столичную!

(Выходят коробейники предлагают свои
товары, а один говорит)

-Давай подходи и других подводи! Хоть я сам не
пригож, но товар привез хорош!

(Второй коробейник)

-А вы думаете, что, сидя в этом классе во
многих городах российских побывать можно?

(Первый коробейник)

-На ярмарке все возможно.

(Второй коробейник)

-Покупайте, продавайте и жетоны набирайте!

(Учитель)

-Всем кто подходит, и всем, кто уже есть,
объявляем важную весть. Приехали к нам торговые купцы из далекой Иркутской
области.

(Ребята первой группы, представляющие зону
тайги)

-Прежде чем представлять наш товар, мы
расскажем Вам о нашем крае.

(Рассказ о
географическом положении, климате, почвах, растительном и животном мире зоны
тайги с демонстрацией слайдов).

(Выступления ребят из 1 группы)

Первый ученик — Привезли мы товару разного: ягоды, грибы, орехи, соболя. А
послушайте, люди добрые, о нашем товаре, может, и купите.

Второй ученик — Я жду опять дождя грибного,

Я по лесам бродить привык,

И жду опять, когда пробьется снова

Едва приметный боровик.

Третий ученик:

-Покупайте грибы:
соленые, сушеные.

Первый ученик: Покупайте орехи кедра! Орехи – это до 36% жирного масла, крахмал,
клетчатка, витамины. В скорлупе орехов 12% дубильного вещества. Ядра орехов
содержат 1 мг витамина В, до 10 мг витамина Е. Скорлупу орехов применяют в виде
настоя от глухоты. Масло орехов используется в парфюмерии, в консервации. Орехи
по питательным качествам превосходят такие продукты, как молоко.

            Второй ученик: Покупайте
ягоды брусники! Это не только вкусно, но и полезно. Даже листья брусники лечат!
А ягоды! Чай с брусничным вареньем. Какое наслаждение!

            Третий ученик: Покупайте
клюкву! Она может храниться долго благодаря бензойной кислоте. Ягоды вкусные,
полезные. В них есть витамин С, каротин, железо, разные кислоты, которые
необходимы человеку!

(Учитель)

-Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ!  Ну-ка,
красавицы, выходи вперед!

(исполнение танца «Девичья плясовая»)

(Первый коробейник): 
Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не
считайте, подешевле покупайте!

(Второй
коробейник)
: Ну, что за товар! И этот хорош! И другой
хорош! Выбирай, который хошь!

            (Учитель):
 А теперь отгадайте загадку. Отгадка поможет нам определить природную зону, о
которой нам расскажут ребята из группы 2.

Стоит дерево кудряво, на том дереве пять
угодьев.

 Первое угодье — хворому здоровье,

второе угодье – разбитому крепость,

третье угодье – заперто море,

четвертое угодье – малому,

пятое угодье – ночной свет.

( веник, береста, разбитая посуда, стянутая   
берестой, кнут, лучина)

(Учитель):  А теперь слово купцам из группы 2, которые представят нам природную
зону смешанных и широколиственных лесов.

(Рассказ о
географическом положении,  климате, почвах, растительном и животном мире
природной зоны смешанных и широколиственных лесов с демонстрацией слайдов)

                (Учитель):-Нижегородские купцы, а что вы нам
привезли?

(Выступления
ребят из 2 группы)

            (Первый ученик):  Покупайте
лекарственные травы! Лекарственные травы полезны всем. Вот, например, ромашка.
Она содержит необходимые нам полезные вещества. Нужно просто залить 1 ст. ложку
ромашки кипятком, можно добавить сахару. Это прекрасное средство от мигрени,
невралгии, при болях в желудке.

            (Второй ученик): Покупайте
листья сушеной крапивы. Ведь они содержат витамин К, муравьиную кислоту,
витамины С и В2. Они могут использоваться при приготовлении борщей, супов.

            (Третий ученик):  Покупайте
ложки! Они дошли к нам из каменного века. Их предвестниками были выструганные
или выдолбленные ковши. Высоким мастерством славились резчики из Архангельска,
Московской области, Калужской и Тверской областях.

            (Первый ученик): -А вы
знаете как их делали? Перво-наперво разрубали поленья березы, клена, осины или
липы на одинаковые чурки-баклуши. Затем из них резали ложки. Далее их
грунтовали, втирая разведенную в воде глину, а потом (после просушки)
накладывали несколько слоев олифы: на недосохшую и чуть липкую поверхность
наносили порошок олова (сейчас алюминия). Затем на серебристый фон наносили
рисунок. Затем покрывали слоем лака. И — в печь при температуре +300°С. Из печи
она доставалась позолоченной.

            (Второй ученик):   Покупайте
платки! В 19 веке на Руси возникло производство платков и шалей. Оно живо и
поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные
платки, которые пользуются спросом у нас, в России, и за рубежом.

            (Учитель): Балалайка
звонкая, тульский самовар! Праздник на ярмарке, праздничный базар.

(девочки исполняют частушки о Павлово-Посадских
платках
).

Вы, подружки мои,

В стороне не стойте,

А частушки про платки

Веселее пойте.

На платочке два цветочка

Голубой да синенький.

Про любовь никто не знает,

Только я да миленький.

Повяжу платок я туго,

Чтобы ветер не порвал.

Поведу машину лугом,

Чтобы милый увидал.

            (Учитель): А вот и
пожаловали купцы с юга России. Но сначала о природной зоне степей.

(Рассказ о
географическом положении,  климате, почвах, растительном и животном мире
природной зоны степей с демонстрацией слайдов)

            (Учитель):Уважаемые купцы,
а что вы нам привезли с юга России?

(Выступление ребят из 3 группы)

            (Первый ученик):-Привезли
мы товару разного, нужного и не очень. Послушайте люди — добрые, может, что и
купите.

Степь-это
край-кормилец! Говорят: «Земля-матушка, а хлеб-батюшка». У народа есть слова
«:Хлеб всей жизни голова. Без золота проживешь, а без хлеба нет. Когда хлеба ни
куска, так и в тереме тоска».

            (Второй ученик):   Покупайте
подсолнечник! Чрезвычайно важная сельскохозяйственная культура. Он дает около
90% растительного жира, употребляемого в промышленности. Полезное применение
находит все растение. Мякина превращается в эластичную массу-фактис-заменитель
каучука. Из подсолнечника изготавливают: силос, жмыхи, ткани, резину. Из него
делают продукты — масло, халву, маргарин. Подсолнечник младший брат в семье
культурных растений бескрайной русской степи.

            (Третий ученик):   Покупайте
гречку, вкусно и полезно.

            (Первый ученик):   Покупайте
сахар. Сахар – это сахароза. Ее получают из сахарной свеклы. Очищенную сахарную
свеклу в свеклорезках превращают в тонкую стружку и помещают в специальные
сосуды, где пропускают горячую воду. Потом это все обрабатывают, упаривают, и
вот и сахар!

(Первый
коробейник)
:   Таты-бары, растабары. Есть хорошие
товары. Не товар, а сущий клад, забирайте нарасхват!

(В
центр класса встает коробейник с шестом, на котором привязаны ленты. Каждый
берет по ленте и делает вид, что покупает товары. При этом отдает купцу жетон.
Когда заканчивается музыка, все отпускают ленты и садятся на место)

(Учитель):-Кто
больше продал товара, какие купецы самые ловкие, быстрые удачливые?

-Что продали
нижегородские купцы?

-Что продали купцы
из Иркутска?

-Сколько товара
продали краснодарские купцы?

-Лучшими и
удачливыми купцами оказались…… Они продали все свои товары

(Учитель):  Слушая
ваши отчеты, дорогие купцы, мы незаметно подошли к пониманию слов Ключевского.
Как удивительна и разнообразна природа России. И прикосновение к ней должно
быть бережное.

Земля наш дом, человек должен осознавать свою
ответственность перед потомками. Будущее процветание России возможно только при
разумном сочетании древнего, гуманного отношения к природе.    

Вы успешно справились с работой, а теперь
проверим, как вы усвоили материал. Заполните мини-тест  (Приложение
6)

(Учитель): Итак,
связь человека и природы настолько тесная, что рассматривать их отдельно
нельзя. Изменения в природе, происходящие по вине человека, в первую очередь
влияют на его самого. И для того, чтобы сохранить будущее человека, нужно
беречь природу, знать ее законы, разумно использовать ее богатства

Человек он ведь тоже природа

Он ведь тоже — закат и восход,

И четыре в нем времени года,

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство света

То с жестоким, то с добрым огнем.

Человек он зима или лето,

Или осень с грозой и дождем?

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночеств и встреч?

Человек он ведь тоже природа

Так давайте природу беречь!

(В заключениии демонстрируется клип на песню
Ю.Антонова «Живет повсюду красота»)

ПрезентацияПо окружающему миру4 классТема: Тайга

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ПрезентацияПо окружающему миру4 классТема: Тайга

    Описание слайда:

    Презентация
    По окружающему миру
    4 класс
    Тема: Тайга

  • 2 слайд

    4 класс. Учебник «Окружающий мир», автор Плешаков Тема: Природные зоны. Тайг

    Описание слайда:

    4 класс. Учебник «Окружающий мир», автор Плешаков
    Тема: Природные зоны. Тайга.
    Цель: формирование представления учащихся о природной зоне России — тайге.
    Задачи:
    Познакомить с географическим положением тайги, климатическими условиями, растительным и животным миром и хозяйственной деятельностью человека в зоне тайги.
    Развивать любовь к предмету «окружающий мир».
    Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

  • 3 слайд

    Географическое положение Тайга занимает громадное пространство на севере Евро

    Описание слайда:

    Географическое положение
    Тайга занимает громадное пространство на севере Европы, Азии и Северной Америки. Евразийская тайга — самая крупная непрерывная лесная зона на Земле. Она занимает более 60% территории Российской Федерации. Это самая большая по площади природная зона России. Она протянулась широкой непрерывной полосой от западных границ почти до побережья Тихого океана.
    Покажите зону тайги на карте. Зона тайги самая большая на территории России?

  • 4 слайд

    Климат в тайге суровый. За длительную и холодную зиму почва глубоко промерза

    Описание слайда:

    Климат в тайге суровый. За длительную и холодную зиму почва глубоко промерзает, а весной оттаивает медленно. Во многих местах сибирской таежной зоны под верхним слоем, оттаивающим за лето, лежит слой вечной мерзлоты. В Центральной Якутии даже средняя температура января падает ниже – 40 .Средняя температура июля изменяется от + 13 на севере до +19 на юге.
    Климат зоны тайги
    Какой климат в тайге? Что происходит с почвой зимой? А весной?

  • 5 слайд

    Характерные особенности тайгиПриродная зона тайги характеризуется природными

    Описание слайда:

    Характерные особенности тайги
    Природная зона тайги характеризуется природными лесами;
    Климат отличается сравнительно тёплым и влажным летом и прохладной или холодной зимой;
    Максимальное количество осадков приходится на вторую половину лета, июль и август;
    Минимальное количество осадков приходится на февраль и март.
    Какой климат в зоне тайги? В каком месяце выпадает минимальное количество осадков? А максимальное?

  • 6 слайд

    Почвы под таёжными лесами разные, но в основном это подзолистые и дерново-под

    Описание слайда:

    Почвы под таёжными лесами разные, но в основном это подзолистые и дерново-подзолистые. Характерная черта этих почв — их бедность питательными веществами.
    Почвы зоны тайги
    Подзолистые почвы
    Дерново-подзолистые почвы
    Какие почвы в зоне тайги? Что такое дёрн? Почему почвы бедны питательными веществами?

  • 7 слайд

    Растительный мир тайгиРастительный мир тайги покрыт густыми лиственными дерев

    Описание слайда:

    Растительный мир тайги
    Растительный мир тайги покрыт густыми лиственными деревьями, а наземный покров часто состоит из мхов, образующих сплошной зелёный ковёр и ягодных кустарников: черники и брусники.
    Пихта
    Ольха
    Какие классы деревьев есть в этой зоне? Какие ягоды растут?
    Рябина
    Брусника
    Черника
    Кислица

  • 8 слайд

    Животный мир тайгиЖивотный мир тайги так же разнообразен и широк. В тайге Рос

    Описание слайда:

    Животный мир тайги
    Животный мир тайги так же разнообразен и широк. В тайге России, несмотря на низкие температуры, достаточно много животных, которые обитают здесь круглый год. Животные давно приспособились к особенностям этих мест.
    Лось
    Белка
    Рысь
    Бурый медведь
    Глухарь
    Какие особенности у животных в этой природной зоне? Кто ещё может там обитать?

  • 9 слайд

    Основное направление сельского хозяйства - разведение молочного и мясомолочно

    Описание слайда:

    Основное направление сельского хозяйства — разведение молочного и мясомолочного крупного рогатого скота.
    Можно выращивать рожь, ячмень, картофель, овощи и кормовые травы.
    Люди занимаются добычей полезных ископаемых, таких как нефть, золото, алмазы, уголь.
    Хозяйственная деятельность человека
    Чем занимается население тайги? Что выращивает? Какие полезные ископаемые добывают?

  • 10 слайд

    Проверь себя1. Какие животные обитают в тайге? 2. Какие почвы в зоне тайги? 3

    Описание слайда:

    Проверь себя
    1. Какие животные обитают в тайге?
    2. Какие почвы в зоне тайги?
    3. Какой климат в зоне тайги?
    4. Чем тайга отличается от тех природных зон, которые мы уже изучили?
    5. Какие растения есть в тайге?
    6. Много ли территории занимает эта природная зона в России?
    7. Какая хозяйственная деятельность у человека в зоне тайги?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ о природной зоне тайга

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ о природной зоне тайга

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 50 человек из 29 регионов

Рассказ о природной зоне тайга

  • Сейчас обучается 59 человек из 32 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Тема:
Природные зоны России

Похожие материалы

  • Презентация по окружающему миру 4 класс на тему «Зона Тундры»

  • Презентация по окружающему миру на тему «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»

  • Тех.карта по окружающему миру на тему «Отечественная война 1812 года»

  • Классный час на тему «Правила дорожного движения»

  • Конспект урока:»Как животные весну встречают» (1 класс)

  • Конспект урока: «Узнавание овощей по внешнему виду.»

  • Конспект урока: «Транспорт. Мы пассажиры»

  • Урок » Млекопитающие животные»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446310 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Нормирование качества окружающей среды»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы учета и мониторинга обращения с отходами производства и потребления»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Управление образования администрации города Соликамска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №9»

Методическая разработка урока по теме:

«Природная зона России- степь»

Автор: Л.И.Тютина,  

учитель  начальных классов

МАОУ «СОШ №9»

Соликамск, 2020 г.

Оглавление

Введение        3

Основная часть        5

Заключение        9

Список использованных источников        9

Приложение 1.        10

Место и роль урока: данный урок является первым из четырёх отведённых часов на изучение темы «Решение уравнений» и 72-м уроком по курсу «Окружающий мир» в 4 классе. Урок тесно связан с предыдущими «Арифметические действия над числами» и является продолжением в изучении темы «Решение задач».

Актуальность: На данном уроке у учащихся формируется представление о природной зоне степей; они знакомятся  с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Особое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Предмет: Окружающий мир Класс: 4 УМК: ОС «Школа 2100» (авт. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова «Математика»)

Тема урока: природная зона России -степь

Цель: создание условий для формирования умений представления о природной зоне степей России 

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

  •  Образовательная: познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
  • Развивающая: развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
  • Воспитывающая:  прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон.

2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Метапредеметные:

1) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

3) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

4) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

5)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла,

выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.

Личностные:

1) Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

2) Умение анализировать свои действия и управлять ими.

3) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

 Приёмы, методы, технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценивания

Тип урока: урок построения системы знаний

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

  1. Стадия вызова:

Дети и учитель приветствуют друг друга.

Нас сегодня ждет дорога, а узнать нам надо много, так возьмемся же, ребята, скорее за работу!

Прием «Перепутанные логические цепочки.»

Дополните цепи питания:

а) ягель —>олень —> волк

б) грибы —> белка —> куница

в) водоросли —> рачки —>морж

Спасибо за работу, вы очень хорошо с ней справились.

Какие природные зоны России вы уже знаете?

Чем отличается климат Арктики от Тундры?

Чем отличается климат Тундры от Тайги?

Как вы думаете, а есть ли природные зоны с более теплым климатом?

Как она называется?

Что вы о ней знаете?

Приветствуют учителя

Дополняют цепи питания:

а) ягель —>—> волк

б) _____—> белка —> куница

в) водоросли —> рачки —>____

Арктика, Тундра, Тайга

Теплее

Теплее

Выдвигают предположения

Предметные:

1) Умение объяснять взаимосвязи в природе, понимать цепочки питания

2) Умение систематизировать знания

Метапредметные:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные:

 Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

2. Стадия осмысления

По какому алгоритмы мы изучали природные зоны?

Приложение 1 «План изучения природных зон»

Таким же образом мы будем работать по вновь изученным природным зонам.

Заполните таблицу: что вы уже знаете, а что узнаете сегодня на уроке.

У каждой команды есть маршрутные листы, для их заполнения вам потребуется 4 станции. На станциях лежат карточки с текстами, прочитайте их и заполните таблицу. На подготовку у вас будет 5 минут. После этого, по моему сигналу, вы идете дальше.

Что в маршрутных листах у вас еще не заполнено?

Прием » Тонкие/Толстые вопросы»

Прочитайте текст на цветном листе и составьте 3 тонких вопросов и 2 толстых вопросов по данному тексту

Название природной зоны, географическое положение климатические условия, животный мир, растительный мир, цепи питании, занятие населения, экологические проблемы

Заполняют таблицу

Заполняют маршрутные листы

Экологические проблемы

Придумывают по 5 вопросов по данному тексту

Предметные:

1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон.

2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Метапредметные:

1) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

2) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

3) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

4)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла,

выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.

Личностные:

1) Умение анализировать свои действия и управлять ими.

2) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

3.Физкультминутка

Давайте отдохнем. Полетаем ястребом, попрыгаем, как прыгает тушканчик, встанем прямо как суслики, подвигаем нижней челюстью и глазками как хомячки. Молодцы, садитесь!

Выполняют движения.

Бережное отношение к своему здоровью.

4. Рефлексия

Прочитайте что у вас получилось

Вы хорошо поработали сегодня!

Игра «Дополни предложения»

 Запишите домашнее задание на выбор

-Составить устный рассказ о природной зоне России — степи в соответствии с планом

-Учебник стр.43-46 читать, ответить на вопросы

-Составить кроссворд «Животные степи»

Исправляют текст

Каждая группа читает по 1 исправленному предложению

Дополняют предложения

Записывают домашнее задание

Метапредметные:

 Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

Личностные:

Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

 В результате данного урока достигается образовательный результат:

у учащихся формируется представление:

  • о природной зоне степей;
  • географическое положение зоны степей,
  • особенности животного и растительного мира;
  • о деятельности человека в степной зоне.

Название учебника Учебник Окружающий мир, 4 класс, авторы  Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С

Алгоритм изучения природных зон.

Знаю

Хочу знать

Узнал

— Название природной зоны

— Географическое положение

— Климатические условия

— Животный мир

— Растительный мир

— Цепи питании

— Занятие населения

— Экологические проблемы

© vk.com/typical_norilsk

Возбуждено уголовное дело о загрязнении атмосферы Норильска

17 Дек 2021, 10:22

Следственный комитет занимается уголовным делом о систематическом загрязнении атмосферы Норильска. Еще в 2019 году силовики отказались браться за проблему, но вернулись к этому только после экологической катастрофы на Таймыре и на фоне провала федерального проекта «Чистый воздух».

Центральный аппарат СК РФ возбудил дело из-за нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ в Норильске (ч. 1 ст. 251 УК). Расследование продолжается уже несколько месяцев, сообщил Тайге.инфо источник, знакомый с ситуацией.

Дело связано с работой предприятий ПАО «ГМК «Норильский никель». Официально о нем не сообщалось, но еще в начале июня 2021 года Красноярская природоохранная прокуратура установила, что корпорация допускает нарушения правил эксплуатации газоочистных установок, в том числе введенных с 1980 года.

«Надлежащий производственный контроль не осуществляется, плановые мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных для заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» Росприроднадзором, не выполнены, — говорили в прокуратуре. — Прокуратура руководителю заполярного филиала внесла представление, по итогам рассмотрения которого восемь виновных должностных лиц привечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры к устранению нарушений».

Кроме того, по постановлению прокурора четверо должностных лиц были привлечены к административной ответственности. Их оштрафовали, уточнили в ведомстве.

Жители Норильска и местные активисты неоднократно жаловались на проблемы с дыханием. Например, в октябре 2019 года председатель общественной организации «„Мой дом“ город Норильск» Руслан Абдуллаев подал заявление в полицию о серьезном загрязнении воздуха в центральном районе города.

161840

«В результате вдыхания загрязненного воздуха наблюдалось раздражения верхних дыхательных путей и глаз; першение в горле, чиханье, охриплость голоса, кашель и насморк, слезотечение», — говорилось в заявлении.

По предположению Абдуллаева, источником загрязнения стали объекты «Норильского Никеля». Он предложил запросить сведения о состоянии окружающей среды у гидрометцентра и федерального «Центра гигиены и эпидемиологии Красноярского края». Но полиция отказалась возбуждать дело. Там заявили, что в больницу не поступали пациенты с жалобами на отравление.

При этом, по данным городского филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», 8 октября 2019 года среднесуточная масса диоксида серы в воздухе составляла 0,52 мг/кубометр. В то время как предельно допустимая концентрация вещества составляет 0,05 мг/кубометр. Но врач центра гигиены заявила, что «выбросы оксида серы не повлекли существенного изменения природных свойств, загрязнения атмосферного воздуха».

В конце августа 2020 года красноярская природоохранная прокуратура нашла факты нарушения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Норильска. Несмотря на неблагоприятные условия, в городе не объявляется режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ), известный также как режим «черного неба», писала Тайга.инфо.

В ноябре 2020-го в разных точках Норильска газоанализатор показывал превышение ПДК по диоксиду серы в среднем в 10 раз.

Руслан Абдуллаев в беседе с редакцией напомнил, что местные общественники «годами указывали на проблемы». Несмотря на экологическую катастрофу на Таймыре летом 2020 года после разлива топлива и поручения Росприроднадзора, «Норникель» не сокращает вредные выбросы, считает активист.

Информация об уголовном деле по общей экологической ситуации в Норильске совпала с докладом вице-премьера Р Ф Виктории Абрамченко президенту Владимиру Путину об исполнении федерального проекта «Чистый воздух». Из него следует, что уровень вредных выбросов в Норильске, Красноярске, Омск и Братске практически не удалось снизить.

«В Норильске за год, к сожалению, не зафиксировано никакой положительной динамики. Крупные загрязнители в этих городах, в том числе „Норильский никель“, „РУСАЛ“, „Интер РАО“», — отметила Абрамченко.

По последним данным источника, следователи уже начали допрашивать свидетелей по уголовному делу о загрязнении воздуха в Норильске.

29 мая 2020 года на территории ТЭЦ-3 АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (входит в структуру «Норникеля») произошло разрушение резервуара с нефтепродуктами, около 20 тыс. тонн топлива разлилось на значительной площади, жидкость попала на грунт и в водоемы Норильска. По оценкам Росприроднадзора, порядка 15 тыс. тонн жидкости могло попасть в воду, в том числе в реку Амбарная. Дизтопливо ушло в озеро Пясино, позже оно могло попасть в реку Пясина, которая впадает в Карское море.

Росприроднадзор оценил ущерб от разлива топлива в 148 млрд рублей — это восемь годовых бюджетов Норильска. Владимир Путин подписал 31 июля закон, позволяющий зачислить штраф «Норникеля» в бюджет страны, а не пострадавшего города.

Ярослав Власов

                                      Конспект урока окружающего мира в 4 классе.

Учитель: Уракова Анастасия Ивановна

Тема: Леса России.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Личностные УУД

Осознавать уникальность природы зоны, ответственность человека за её состояние.

Регулятивные УУД

Понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

использовать карту, текст, презентацию и иллюстрации учебника для получения информации по теме урока; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды;

использовать знаково-символические средства (карта, схема, модель, условные знаки) при выполнении учебных заданий;

Познавательные УУД

Готовить групповое сообщение по теме урока, используя имеющиеся источники информации ( фотографии с изображением животных и растений, тексты ); при подготовке сообщения формулировать его тему, составлять план, выделять и фиксировать важные сведения для сообщения;

Коммуникативные УУД

Взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;

формулировать выводы из изученного материала;

осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

    Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представления о лесной зоне.
  • Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным лесом, широколиственным лесом;
  • Познакомить с растительным и животным миром зоны лесов.
  • Развивать познавательную деятельность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, ТСО.
  • Воспитывать умение работать в группах,  любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Оборудование: карта природных зон, компьютер, проектор, презентация к уроку «Леса Росси», карточки для учащихся, учебники, рабочие тетради, иллюстрации с изображением частей лесной зоны, карточки- помогайки, карточки с названиями растений, животных.

Ход урока

Этап I. Организационный этап

Учитель:   Приветствие учащихся. 

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Этап II. Проверка знаний и умений.

Фронтальная работа.

Учитель: Дорогие ребята, наша экспедиция по природным зонам продолжается. Для того чтобы двигаться дальше, нам нужно вспомнить те места, где мы с вами уже побывали.

Учитель: По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии?  

Дети: По тундре.

Учитель: Что вы скажете о географическом положении тундры? Покажите  расположение тундры на карте.

 Дети: Тундра расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

Учитель: В чём особенность климатических условий тундры?

Дети: Зима холодная, лето короткое, прохладное;

 полярная ночь – 2 месяца;

 летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху.

Индивидуальная работа по карточкам.( три человека работают по карточкам)

1)      Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.

2)      Перечисли экологические проблемы тундры.

3)      Перечисли сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

Индивидуальная работа (СЛАЙД 1)

Учитель: У вас на парте лежат листочки, подвиньте их к себе поближе и запишите свою фамилию. Я буду вам  зачитывать  утверждения  , если вы согласны должны  поставить знак «+», если нет  знак «-».

Взаимопроверка. Ответы записаны за закрытой доской.(СЛАЙД 2)

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Больше 3 ошибок – надо подойти на пересдачу.

  1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей – ДА
  2. В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день – НЕТ
  3. В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения – НЕТ
  4. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето – ДА
  5. Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя – ДА
  6. Растения тундры высоко тянутся к солнцу – НЕТ

  Учитель:  У кого не было ошибок? Молодцы! Листочки с результатами передайте по партам. По  результатам теста  и вашему довольному лицу я вижу, что вы готовы продолжить наше путешествие, и я приглашаю вас в следующую природную зону.

Этап III.       Подготовительная работа к усвоению нового материала.

МУЗЫКА

Звучит запись «В лесу».

На фоне музыки читаю:

Здравствуй лес! Дремучий лес,
Полный сказочных чудес!
Ты о чем шумишь листвою 
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Учитель:  В этом стихотворении спрятаны: тема и цели нашей научной экспедиции?

Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся?

Что мы будем изучать?

Дети:  «Леса России».  (СЛАЙД 4)

Учитель: Найдите на карте природную зону лесов. Что можете рассказать глядя на карту. Работа в парах по учебнику стр. 77  (СЛАЙД 5)

Карточка «помогайка» (на каждую парту).

Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

В каком тепловом поясе она расположена? Что характерно для этого пояса?

Какая земная поверхность в лесной зоне?

Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

 (СЛАЙД 6 )   КАРТА — СООБЩЕНИЕ. Лесная зона тянется от западных границ нашей страны нам восток. На карте зелёным цветом. Она находится южнее зоны тундры. Зона лесов занимает больше половины территории России.  ( СЛАЙД 7) Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены 4 времени года: холодная зима, теплое лето. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской равнине, Западно-сибирской равнине, Среднесибирском плоскогорье. В лесной зоне 3 части ( СЛАЙД 8) самая большая – тайга- хвойные леса (тёмно-зелёным цветом), ещё есть смешанные леса (тоже зелёный, но светлее), широколиственные леса (светло-зелёный цвет) Но это не значит, что вся территория покрыта сплошными лесами, здесь много водоемов, лугов. К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи поэтому приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. Почвы в лесной зоне богаче питательными веществами, чем в тундре.

Этап IV.     Приобретение новых знаний

 Учитель: Теперь вы понимаете куда отправляется наша экспедиция.

 Сегодня я прошу вас на время урока забыть, что вы простые ученики 4 класса. А представьте, вы ученые, профессионалы в сфере , ботаники, зоологии. Вы прибыли на экспедицию ученых, для того что бы осветить вопросы  «Растительного, животного мира, хозяйственной деятельности, и природоохраны в зоне лесов России. Но, чтобы вам было легко принять участие в этой экспедиции , давайте поделим наш класс на 3 микрогруппы исследователей природы. Для этого проведем жеребьевку. У вас на каждой спинке стула сзади, прикреплена этикетка с названием вашей научной специальности, возьмите ее и сядьте за столы. ( Ребята садятся по группам. На столах для каждой группы разложены карточки с заданиями и нужными материалами для выполнения заданий. ) 

Задания:  через 12 минут работы в группах вы должны  представить от своей группы отчет на тему, которая у вас прописана в карточке – помогайке . Для того чтобы работать плодотворно и был результат вашей экспедиции ,вам нужно распределить материал между друг другом, так чтобы каждый подготовил ответ на один вопрос. Чтобы ответить на вопросы используйте материалы, которые вам представили для работы. Ответ на вопрос должен содержать от 3до 4 предложений. Затем вы свои ответы соедините и получите текст доклада .

Работа по группам по карточкам.

(3 группы, на столах разложены карточки с заданиями, и с текстом, рисунками) 12 – 15 минут, работа в группах самостоятельная. (единый доклад)

«Хранитель времени», «докладчик»

А как вы думаете какие растения будут расти в зоне тайги? Об этом нам расскажет

1.первая группа ботаников (ботаника — наука о растения)

Вам помогут учебники стр.98-103, книга «От земли до неба», дополнительный материал, который вы готовили к уроку, карточки – «помогайки»

Что называют тайгой?

Природные условия тайги;

Что общего у всех растений тайги?

Какие растения растут в тайге?

ТАЙГА.

Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. В тайге растут сосны, ели, пихта, лиственница, кедры. Они менее требовательны к теплу.

Еловые леса мало пропускают света на поверхность земли, поэтому в лесах обычно царит полумрак, сырость. К таким условиям приспособились маленькие кустарнички – брусника, черника.

В еловом лесе растут хрупкие, нежные травы, которые не выносят яркого света. Это кислица, (ее листочки кислые на вкус), майник, седмичник. Эти травы цветут белыми цветками. Благодаря белой окраске цветков их лучше замечают в тенистом лесу насекомые- опылители. Зеленым ярким ковром покрывают почву мхи. В тайге хлодостойкие растения.

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны .Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (слайд)

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация ( СЛАЙД 9-14)

А что растёт в смешанных лесах и широколиственных лесах расскажет

2. вторая группа ботаников

Расположение смешанных и широколиственных лесов;

Природные условия этих лесов;

Что объединяет растения этих лесов?

Какие растения растут в этих лесах.

СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.

Смешанные леса растут южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. В смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников: орешник, бересклет, жимолость. Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуница и другие. И мхов гораздо меньше- слой опавших листьев мешает им расти. Южнее расположенышироколиственные леса, которые образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями. Они теплолюбивые растения.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

У клена большие резные листья, плоды – крылатки.

Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация. (СЛАЙД 15- 24)

3.третья группа зоологов (наука о животных) расскажут нам о животном мире лесной зоны.

Им поможет учебник стр. 100-101, книги, дополнительный материал, карточка-«помогайка»

Птицы тайги, что их объединяет;

Животные тайги, что их объединяет;

Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах).

Животный мир.

Животный мир лесной полосы очень разнообразен. Из птиц встречаются растительноядные – сойка, снегирь клест; насекомоядные – синица, дятел, кукушка; хищные- ястреб, сова.

Из млекопитающих травоядные – белка, заяц, мышь, лось; хищные – волк, лиса, рысь, куница; насекомоядные – крот; всеядные – кабан, медведь. Много насекомых: жук- короед, тля, гусеницы, муравьи.

В лесах кроме зверей, птиц, насекомых живут и земноводные: лягушки, жабы; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка. А в Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка–летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушках – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.

В лесах благоприятные условия для жизни животных:

  • достаточно корма
  • нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору
  • густой подшерсток, плотное оперенье
  • подкожный жир помогает переносить сильные зимние морозы

Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация. (СЛАЙД  25-26)

Физминутка двигательная

Этап V. Закрепление полученных знаний

Выступление детей, которое сопровождается презентацией.( результат работы получается виден на доске)

Учитель: Какие же условия благоприятствуют жизни в лесу такого разнообразия животных?  Спасибо, уважаемые учёные. Вы замечательно справились с вашим заданием.

Учитель :О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много здесь разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

— Не только мы с вами восхищаемся красотой леса, но и многие поэты, композиторы, художники в своих произведениях показали красоту и величие лесов. Послушайте одну историю…

 (СЛАЙД 27)Однажды один художник решил нарисовать лес. “Что такое лес?” — рассуждал художник. “Лес – это прежде всего деревья.” Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья. Они у него получились настолько красивые, что, казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. Ещё он нарисовал сочную траву, душистые лесные цветы, крепенькие грибки… Полюбовался художник на картину и уехал, а когда приехал — увидел…(СЛАЙД 28) о, боже! Лес зачах! (Картина зачахшего леса.)

Как вы думаете, почему это произошло? (СЛАЙД 29 — 30)

-А всегда ли человек справедлив к лесу?

— Совершенно верно, в природе все взаимосвязано!

Нашей экспедиции пора возвращаться назад, но чтобы ничего не забыть, давайте  вспомним:

1. Какие части выделим в лесной зоне?

2.Используя учебник (стр. 100-101) скажи  цепь питания характерную для леса (растения-заяц-рысь; растения – мышь-соболь;

Этап VI.   Итог урока.

 Домашнее задание.

Ребята, а какие деревья растут в нашей местности? приготовьте сообщения о животном или растительном мире нашей республики,  используя и дополнительную литературу и и интернет ресурсы.

 Рефлексия

Учитель: Посмотрите пожалуйста на слайд презентации и дополните каждую фразу устно: (СЛАЙД 31)

Что нового я узнал на уроке ________________________________

Что мне понравилось______________________________________

Поблагодарить за урок. (СЛАЙД 32)

  • Рассказ о природных явлениях 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о природе распечатать
  • Рассказ о природе и музыке
  • Рассказ о природе египта 5 класс история
  • Рассказ о природе 4 класс по литературе короткий