$Разработка урока по УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель начальных классов: Фоменко Ирина Владимировна
Предмет: окружающий мир.
Класс:4.
Тип урока: открытия нового знания
Тема: « Зона степей »
Оборудование: учебник «Окружающий мир» В.Ф.Виноградова,
рабочая тетрадь «Окружающий мир»
географическая карта природных зон;
$ план – рассказ о природных зонах;
план рассказа о животном;
интерактивная доска с изображением картины зоны степей, животных и растений;
гербарии растений зоны степи;
индивидуальные карточки для учащихся
текст стихотворения П. Вяземского «Степь»;
Цели урока: Сформировать представление учащихся о зоне степей;
развивать познавательный интерес, умение использовать $в работе ранее полученные знания;
логично выражать свои мысли, сравнивать, рассуждать, анализировать и делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе .
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Этап положительного самоопределения к учебной деятельности .
— Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями? Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим$ настроением, с хорошими мыслями. Вспомним правила совместной работы. Перечислите их.
— Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела.
Самопроверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для
« открытия нового знания».
— По какому разделу мы сейчас работаем? ( Мы работаем по разделу «Природные зоны»).
$ — Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились?
— Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? ( Мы изучали зону лесов)
А)Дифференцированная работа:
1 ученику задание: рассказать о зоне лесов по плану на первые два пункта.
ПЛАН .
1.М$естоположение природной зоны.
2. Климат.
— продолжительность зимы и лета; какая зима и лето; осадки; ветер;
3. Растения.
$
4. Животные.
5. Занятия населения.
6. Экологические проблемы.
2 ученику творческое задание: подумать, почему леса называют «легкими планеты»?
3 ученику задание: выбрать верное утверждение, доказав.
$ Карточка 1.
Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.
Карточка 2.
Перевозка грузов на кораблях, научные исследования, охота.
Карточка 3.
Лесозаготовки, охота, земледелие, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.
Б) Фронтальная работа с классом.
— На предыдущем уроке вы получили задание составить рассказ (устный или письменный) « Опиши животного лесной зоны» по плану.
Выставка работ на стенд «Прир$ода и мы».
-
План описания животного.
-
Название животного.
-
Группа животных ( птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающиеся или всеядные, растительноядные , насекомоядные , хищники ).
-
Чем питаются.
-
Значение в природе.
— Почему так разнообразен животный мир в зоне лесов? Верно ли утверждение ,Что природа нуждается в охране? От кого необходимо её защищать? Каким образом её можно з$ащитить?
Самооценка отвечающих по заданиям.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (« Чего мы еще не знаем?»).
Дети разбиты на 4 научные лаборатории: географы, ботаники, зоологи, социологи.
На интерактивной доске слайды зоны степей.
$ — Прослушайте стихотворение П. Вяземского «Степь» и выскажите предположение о теме урока.
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,$
Дни и версты нипочем!
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.
Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.
Шагом , с важностью спокойной
Тащут тяжести волы.
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
$Все вы – матушка Россия,
Какова она ни есть!
— Перед нами стоит задача, почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей? Как это сделать?
4. «Открытие» учащимися нового знания.
Цель: решение устной задачи $и обсуждение проекта ее решения.
— Чтобы ответить на наш вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.
( План рассказа о природной зоне записан на доске). Какие есть предположения в каждой научной группе о своем знании зоны степей?
Ученики каждой группы выдвигают свои предположения.
— Давайте теперь $посмотрим в учебники, прочитаем и более подробнее узнаем о зоне степей.
(Дети читают текст учебника, обмениваются мнениями. Им предстоит выбрать отвечающего, который будет представлять свою научную группу).
5. Физкультурная минутка
6. Первичное закрепление.
Цель: прочитывание и проговаривание нового материала.
Вспомним алгоритм работы в парах, группах.
Алгоритм работы в парах, группах.
-
Прочитай текст.
-
Выбери, отметь главные мысли.
-
Об$суди в группе.
-
Составь план ответа.
$ Учитель предоставляет слово выбранному ученику из каждой группы. (Географы, ботаники, зоологи, социологи).
Выступающий ученик использует картины, гербарии, предоставленные учителем в качестве дополнительного материала.
Класс слушает докладчика, добавляют своими ответами.
Лаборатория « географы» обозначила границы зоны, выбр$ала картины с изображением зоны степей, рассказала о климате — вывод.
Лаборатория «ботаники» использовали в своем докладе гербарии растений и полезные ископаемые (почва-чернозем). Попытались ответить на вопрос, как растения приспособились к степным условиям обитания.
Лаборатория «зоологи» проследили цепи питания данной зоны, рисунки животных. Как животные приспособились к условиям жизни в степи?
Лаборатория « социологи» попытались доказать, почему земледелие – это главное занятие данной зоны. Почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи?
$ Учитель обобщает знания детей и ставит проблему.
— Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи ?
(На доске таблица, которую заполняет учитель после ответов детей).
-
Вырубка лесных полос.
$
— Какие следствия?
-
Ветры суховеи. (Ветер будет выдувать верхний, плодородный слой почвы, пыльные бури).
-
Неправильная распашка почвы. ( Разрушение плодородного состава почвы, рост оврагов).
-
Смыв почвы водными потоками.
7 .Самост$оятельная работа с самопроверкой.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
Небольшой объем самостоятельной работы выполняется письменно.( Поуровневое задание).
Детям дается задание с цветными карточками: самое трудное задание -красный цвет карточки, самое легкое – зеленый цвет. Дети выбирают по желанию.
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА.
1.Растения степи :
ирис ковыль бере$за тюльпан типчак полярная ива
2.Животные степи :
Суслик дрофа соболь белая сова рысь степной хорек
3.Занятия людей степи:
Охота рыболовство земледелие садоводство разведение дроф
СИНЯЯ КАРТОЧКА.
1.Перечисли растения степи.
2.Перечисли животных степи.
3.Занятия людей степи.
КРАСНАЯ КАРТО$ЧКА.
1.Как приспособились такие растения, как ковыль, полынь к степным условиям обитания?
2.Составьте 1-2 цепи питания животных, характерные для зоны степей.
3.Представьте, что вы в поезде проезжаете зону степей. Как по внешним признакам определить, что это степь?
9. Включение нового$ знания в систему знаний и повторение.
Опрос детей, нацеливает их ответы на главный вопрос: « Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?».
10.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов деятельности своей и всего кла$сса.
— Какую ставили цель на уроке? (Познакомиться с зоной степей.)
— Какую ставили задачу? Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степи? Где можно применить новые знания? Какой вид работы понравился?
Дом . задание : нарисуй , как т$ы представляешь себе степь.
Доброе утро!
В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:
- Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
- Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
- В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
- В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.
ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.
В России
- В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
- Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
- Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
- Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
- С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
- Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.
Катастрофы
После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.
На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.
Вокруг света
В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.
Шесть ссылок
- Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
- Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
- Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.
Искренне Ваши,
Семь Сорок