Рассказ о природной зоне экваториальный лес 3 класс

В данной статье мы с вами узнаем экваториальные леса.самые древние природные зоны земли леса из гигантских деревьев, постоянно

В данной статье мы с Вами узнаем  – Экваториальные леса.

Самые древние природные зоны Земли — леса из гигантских деревьев, постоянно влажные, занимающие при экваториальные районы Африки, почти всю Амазонию, в Азии покрывают острова Индонезии, заходя на северную оконечность Австралии и южные районы Малаккского полуострова.

Экваториальные леса

Главная особенность этих лесов — удивительное постоянство температуры и влажности.

Только по окраинам лесных массивов, там, где растут переменно-влажные леса, лето отличается чуть меньшим количеством осадков — дожди идут всё же не каждый день.

Общая информация

Прежде всего попробуем дать определение такому понятию, как влажно-экваториальные леса. Растения, средой обитания которых служат регионы с ярко выраженным экваториальным, субэкваториальным и тропическим климатом, населяют данный вид природной зоны. Стоит обратить внимание на тот факт, что в этом случае к различного рода представителям флоры можно отнести не только травы, но и многочисленные деревья и кустарники.

Экваториальные леса

На первый взгляд сложно даже представить, но тут наблюдается до 2000, а то и 10 000 мм осадков в год. Для данных участков суши характерно огромное биоразнообразие, именно тут обитает 2/3 всех растений и животных нашей планеты. Кстати, далеко не всем известно о том, что миллионы видов все еще не описаны.

На нижнем ярусе во влажных тропических лесах недостаточно света, а вот подлесок, как правило, образуется слабый, поэтому человек может легко по нему передвигаться. Однако в том случае, если по какой-то причине лиственный навес отсутствует либо ослаблен, нижний ярус может быстро покрыться труднопроходимыми зарослями из лиан и хитросплетенных деревьев. Это и называется джунглями.

Климат экваториальных лесов

Климат экваториальных лесов характеризуется высокой влажностью, обычно 85%, приблизительно одинаковой температурой воздуха и интенсивным выпадением осадков. Средняя дневная температура составляет около 28ºC, ночью температура может опускаться ниже 22ºC.

В данной природной зоне наблюдается два основных сезона: засушливый и сезон проливных дождей. Засушливый сезон продолжается с июля по сентябрь. За год в экваториальном лесу выпадает от 250 см до 450 см осадков. Сильных порывов ветра в экваториальном лесу практически никогда не наблюдается.

влажные экваториальные леса ленивец

Такие климатические условия экваториального леса обусловили бурный рост растительности, из-за густоты которой экваториальные леса до сих пор являются труднопроходимыми и малоисследованными.

Отвечая на вопрос, что способствует формированию такого климата, можно сказать — главным фактором является расположение. Экваториальный лес находится во внутритропической зоне конвергенции. Это зона с относительно пониженным атмосферным давлением и слабыми ветрами переменных направлений.

Кроме того, обратная связь между конвекционными процессами и высоким уровнем влажности почвы, на ряду с перехватом осадков из плотного растительного покрова, приводит к транспирации. Эта обратная связь приводит к ежедневно повторяющейся климатической картине: жаркий влажный воздух, сухое, но туманное утро, вечерние ливни и конвективные шторма.

Растительность экваториальных лесов

Экваториальные влажные леса – это природная (географическая) зона, тянущаяся вдоль экватора с некоторым смещением к югу от 8° с.ш. до 11° ю.ш. Климат жаркий и влажный. Круглый год средние температуры воздуха составляют 24-28 С. Времена года не выражены. Выпадает не менее 1500 мм атмосферных осадков, так как здесь область пониженного давления (см. Атмосферное давление) , а на побережье количество атмосферных осадков увеличивается до 10000 мм. Осадки выпадают равномерно в течение всего года.

Такие климатические условия данной зоны способствуют развитию пышной вечнозеленой растительности со сложным ярусным строением леса. Деревья здесь мало ветвятся. Они имеют дисковидные корни, крупные кожистые листья, стволы деревьев поднимаются как колонны и только наверху раскидывают свою густую крону.

Экваториальные леса

Блестящая, как бы лакированная поверхность листьев спасает их от чрезмерного испарения и ожогов палящего солнца, от ударов дождевых струй при сильных ливнях. У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные.

Экваториальные леса Южной Америки называются сельвой (порт. — лес) . Эта зона здесь занимает гораздо большие площади, чем в Африке. Сельва влажнее, чем африканские экваториальные леса, богаче видами растений и животных.

Верхний ярус экваториальных лесов образуют фикусы, пальмы (200 видов) . В Южной Америке в верхнем ярусе произрастает сейба, достигающая высоты 80 м. В нижних ярусах растут бананы, древовидные папоротники.

Крупные растения обвиты лианами. На деревьях много цветущих орхидей. Среди растений экваториального леса встречаются и эпифиты (растения, живущие на других растениях, но не паразитирующие на них, а использующие их как место обитания, например мхи, лишайники, папоротники) .

Экваториальные леса

Почвы под пологом леса красно-желтые, ферролитные (содержащие алюминий и железо) .

Экваториальный лес — родина многих ценных растений, например масличной пальмы, из плодов которой получают пальмовое масло. Древесина многих деревьев идет на изготовление мебели и в большом количестве экспортируется. К ним можно отнести эбеновое дерево, древесина которого имеет черный или темно-зеленый цвет. Многие растения экваториальных лесов дают не только ценную древесину, но и плоды, сок, кору для использования в технике и медицине. Элементы экваториальных лесов проникают в тропики по побережью Центральной Америки, на Мадагаскар.

Основная доля экваториальных лесов располагается в Африке и в Южной Америке, однако они встречаются и в Евразии, преимущественно на островах. В результате значительной вырубки площади под ними резко сокращаются.

Экваториальные леса – Влажные вечнозелёные леса расположены неширокими полосами и пятнами вдоль экватора. «Зелёный ад» — так называли эти места многие путешественники прошлых веков, которым приходилось бывать здесь. Сплошной стеной стоят высокие многоярусные леса, под густыми кронами которых постоянно царят сумрак, чудовищная влажность, постоянная высокая температура, отсутствует смена сезонов, регулярно обрушиваются ливни почти сплошным потоком воды. Леса экватора называют ещё постоянно-дождевыми.

Экваториальные леса

Путешественник Александр Гумбольдт называл их «гилея» (от греч. hyle — лес — прим. от geoglobus.ru).

Скорее всего именно так выглядели влажные леса каменноугольного периода с гигантскими папоротниками и хвощами. Субэкваториальные леса отличаются тем, что среди вечнозелёных растений встречаются и те, что сбрасывают свои листья на несколько недель в году.

Жизнь в дождевом лесу расположена «по вертикали» — растения и животные оккупировали разные «высотные этажи» этого удивительного мира, приспособившись к его условиям. В таких лесах может быть до пяти подобных уровней.

Верхние этажи находятся на высоте до 45 м и не имеют сомкнутого покрова. Как правило, древесина этих деревьев самая прочная. Ниже, на высоте 18-20 м, расположены ярусы из растений и деревьев, образующих сплошной сомкнутый полог и почти не пропускающих солнечный свет вниз, к земле.

Экваториальные леса

Более редкий нижний пояс находится на высоте около 10 м. Ещё ниже растут кустарниковые и травяные растения, например ананасы и бананы, папоротники. Высокие деревья имеют утолщённые разросшиеся корни (их называют досковидными), помогающие исполинскому растению поддерживать прочную связь с почвой.

От земли по стволам высоких деревьев взбираются вверх растения-паразиты — лианы, которые без дополнительной поддержки не могут самостоятельно пробиться к солнцу. Не все имеют корни в толще земли. У многих есть воздушные корни, получающие питание не из почвы, а из воздуха.

Животные экваториальных лесов

Животные экваториальных лесовНе удивительно, что на земле в экваториальных лесах обитают звери и птицы. В Африке из млекопитающих это кистеухая и большая лесная свиньи, карликовый бегемот, африканский оленёк, дукеры и несколько других видов карликовых антилоп. На лесных опушках, где посветлее и больше травы и кустарников, живут окапи, эти же места предпочитают гориллы. В Южной Америке свиней заменяют похожие на них пекари, антилоп — маленькие олени мазамы, а аналогом бегемотов можно считать тапиров. Последние живут и в Юго-Восточной Азии, где водятся также и маленькие оленьки и свиньи.

Экваториальные леса

Наземных грызунов мало: это несколько африканских представителей семейства мышиных (пёстрые мыши, ржавоносая крыса), в Южной Америке — самый крупный грызун на Земле капибара, звери поменьше — пака и агути, а также несколько видов эхимиид, похожих на крыс и мышей.

Среди наземных хищников гилей Старого Света можно назвать леопарда, в Америке его заменяет ягуар. В американской гилее водятся и более мелкие кошки — оцелот, ягуарунди.

Наиболее разнообразен в экваториальных лесах животный мир в кронах деревьев. Здесь царствуют обезьяны — колобусы, мартышки, шимпанзе и мандриллы (в Африке), игрунки, цебиды, репуны, паукообразные обезьяны и капуцины (в Южной Америке), лори, гиббоны и орангутанг (в Азии). Всем известны приспособления обезьян к древесной жизни — тут и цепкие хвост и пальцы, и развитая мускулатура рук и ног, и пристрастие к фруктам, цветам, листьям, насекомым — ко всему, что можно в изобилии найти на деревьях.

влажные дождевые экваториальные леса климат животные и растения

Грызуны гилеи тоже приспособились к жизни между небом и землёй, многие из них перелетают с дерева на дерево, планируя на кожистой перепонке, растянутой между нотами и хвостом (шипохвосты в Африке). Самые же обычные грызуны — многочисленные виды белок. И уж совсем хорошо освоили воздушную стихию разнообразные летучие мыши.

В Южной Америке — сладкоежки листоносы и настоящие вампиры десмодусы. Среди млекопитающих, предпочитающих животную пищу, в древесном ярусе в Африке и Азии больше всего виверровых—генетт и тангалунгов. В Южной Америке живут муравьед тамандуа и небольшой хищник из семейства куньих тайра.

Большинство птиц предпочитают плоды, особенно заметны среди них попугаи. Фруктами питаются и африканские голуби, турако, птицы-носороги, бананоеды, американские краксы, а гоацин, обитающий в Амазонии, поедает и листья. Самые маленькие из этих лакомок— нектарницы в Старом Свете и колибри в Новом.

Эти птицы очень похожи, поскольку ведут сходный образ жизни, высасывая сладкий сок (а заодно и мелких насекомых) из венчиков цветков. Впрочем, и насекомоядных птиц не меньше.

Почва экваториальных лесов

Из-за  высокого содержания алюминия и железа, почвы экваториальных лесов обрели красно-желтый окрас.

Экваториальные леса

Несмотря на то, что экваториальный лес является средой обитания несметного количества видов растений, почвы данной зоны сравнительно неплодородны и бедны. Причиной этому жаркий климат, из-за которого растения быстро разлагаются под влиянием бактерий, что в свою очередь препятствует образованию плодородного (гумусного) слоя. Высокие осадки в свою очередь приводят к выщелачиванию, процессу вымывания водой растворимых солей и минералов, таких как кальций и магний.

Миллионы лет выветривание и проливные дожди приводили к потере почвой питательных веществ.

Также негативное влияние на быстрое вымывание необходимых для растений элементов имеет усугубившийся в последние несколько десятилетий процесс обезлесения.

Что будет, если уничтожить растения экваториальных лесов?

Во время вырубки экваториального леса человек, иногда сам того не осознавая, разрушает среду обитания множества животных и отбирает еду у термитов. Кроме этого, данный лес сдерживает еще и наступление губительных для всего живого пустынь.

Экваториальные леса

Но и это еще не все. Дело в том, что влажные экваториальные леса, хоть и занимают сравнительно небольшую часть Земли, являются так называемыми зелеными легкими нашей планеты. Именно здесь вырабатывается около 1/3 кислорода Земли, поэтому уничтожение экваториального леса вызовет необратимые экологические последствия, в том числе и увеличение содержания углекислого газа. Последнее, в свою очередь, приведет к повышению средней температуры, усилит вероятность таяния ледников, а значит, повлечет за собой последующее затопление множества плодородных земель.

Видео: Экваториальные леса

Источники:

https://magictemple.ru/rastenija-jekvatorialnogo-lesa/

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/848566

создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зоны африканских саванн.

способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись необходимой  информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные УУД);

развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные УУД);

содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные УУД).

содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Деятельность обучающихся

I. Оргмомент

— Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний. Желаю вам успехов на нашем уроке!

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу,

II. Мотивация к учебной деятельности.Подготовка к работе на основном этапе.

Содействовать развитию интереса к учебному материалу

-Один исследователь, вернувшись из очередного путешествия, написал: «Я побывал на втором по величине континенте мира. Это — страна контрастов. Меня поразило здесь разнообразие флоры и фауны, многие представители мира животных и растений встречаются исключительно на этом материке».

-Как вы думаете, где побывал путешественник?

(В Африке,  … Слайд 2)

-Верно, и мы с вами тоже продолжаем путешествовать по этому интересному и загадочному материку. Перед вами карта, какую информацию об Африке мы можем рассказать с её помощью?

1.Назовите самый большой остров Африки. (Мадагаскар).

2.Назовите один из самых крупных водопадов мира, который находится в Африке? (Виктория)

 3.Назовите океаны, омывающие берега Африки. (Атлантический и Индийский).

4.Назовите высочайшую вершину Африки (Калиманджаро).

5. Назовите единственный залив Африки. (Гвинейский).

6.  Назовите самую длинную реку Африки. (Нил).

7.Назовите самую полноводную реку Африки. (Конго).

8. Назовите один из самых крупных водопадов мира (Виктория).

10. Назовите озёра Африки. (Виктория, Танганьика, Ньяса)

 (Рассказ сопровождается показом на карте)

Слушают, анализируют информацию, отвечают на вопросы викторины, находят географические объекты на карте

III.Этап проверки домашнего задания

Развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей

— Первая остановка в путешествии по Африке у вас была в зоне влажных экваториальных лесов. Пожалуйста, работая в парах, вспомните, в каких климатических поясах находится Африка. Если необходимо, пользуйтесь картой на странице 153 Слайд 3

Работают в парах

Одна пара будет работать на доске — заполните таблицу «Влажные экваториальные леса»

-В каких климатических поясах находится Африка? (Экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом)

 Проверьте, пожалуйста, верно ли выполнено задание «Влажные экваториальные леса). (Проверка на доске)

Работая в парах актуализируют информацию о природной зоне влажных экваториальных лесов Африки

Проверяют работу, вносят поправки по мере необходимости

IV. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Способствовать развитию умений наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

-Сегодня мы с вами продолжаем исследовать Африку. Попробуйте предположить, в какой зоне мы сегодня сделаем остановку. Слайд 4 (видео) («Иногда эту зону называют  дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди растений встречаются редкие деревья. Так как места богаты растительной пищей, там много крупных травоядных животных. Можно увидеть огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго…»)

-Определите тему нашего урока. Цель урока.

-Итак, действительно, сегодня нам с вами предстоит изучить особенности новой природной зоны. 

Слайд 4  Запишите её название в тетради.

-Прошу вас открыть учебники на стр. 37, прочитаем статью о саванне.

Слушание, анализ полученной информации

Определение темы и цели урока

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Воспринимать учебную задачу

Хорошо читающие дети читают статью в учебнике, остальные следят.

-Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? Есть ли какие-то сходства с зоной экваториальных лесов?

(Много различных животных, это, пожалуй, самое большое сходство).

-Чтобы приступить к более детальному изучению данной природной зоны, предлагаю разделиться на группы:

1 группа – учёные-картографы – 1 ряд

2 группа – метеорологи – 2 ряд

3 группа – ботаники и зоологи — 3 ряд

Слайд 5

-Пожалуйста, получите задания

-В ходе работы, не забывайте о правилах работы в группе, строго выполняйте задания полученных вами инструкций. Если вы затрудняетесь в выполнении задания, то обращайтесь ко мне.

(работают в группах).

У доски, в ходе работы групп, продолжается создание детьми проекта «Природные зоны Африки»

Знакомятся со статьёй учебника, анализируют и сравнивают новые знания с уже имеющимися

Делятся на группы, повторяют правила работы в группе  и выполняют задание в соответствии с инструкцией

VI.Этап первичной проверки понимания изученного.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные УУД)

-План выступлений вы видите на доске, запомните, пожалуйста, кто за кем выступает. Право выступить первыми получает группа учёных-картографов (и т.д. по порядку)

-Будьте добры, слушайте внимательно, если сможете дополнить, я буду рада.

Слайд 6

Нам было дано задание в  учебнике найти информацию о понятиях: саванна и Африканские саванны.

Саванна – тропическая степь с редко рас-                                      тущими деревьями и кустарниками. 

 (словарь Ожегова)

Африканские саванны – это равнины с высокой травянистой растительностью и редкими деревьями.

  (статья в учебнике)

-Думаю, в ходе сообщения картографов у вас, ребята, появилась информация в графе географическое положение в нашей тетради.

Следующие у нас метеорологи. Мы готовы вас выслушать.

Слайд 7 В Африке два сезона года: зимний – сухой и жаркий и летний – влажный и жаркий. В летний сезон дождей много влаги. В зимний сезон наступает пора засухи. (видеофрагмент)

-Молодцы. Приглашаю ботаников и зоологов.

Слайд 8 Саванны богаты травянистой растительностью, некоторые травы, например, слоновая, достигают в высоту 2-3 метра, кустарники там разрастаются большими зарослями, много разновидностей акаций, но больше всего нас поразило дерево баобаб, которое обхватить могут несколько человек. (Видеофрагмент о баобабе)

Слайд 9  Животный мир саванн весьма разнообразен. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности. Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотятся на бредущие стада животных. Маленьким животным трудно пускаться на поиски воды, поэтому они предпочитают погружаться в спячку на всё время сухого сезона. (Видеофрагмент о животных Африки)

-Спасибо вам большое за работу. Сделаем небольшую остановку.

Выступление каждой группы с сообщением по выполненному заданию.

Остальные анализируют полученную информацию и заносят необходимые данные в таблицу.

Рассказ сопровождается просмотром видеофрагментов, подготовленных учителем.

VII.Этап коррекции способов действий учащихся

Развивать способность ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

-Проверьте, так ли у вас получилось? Итак, вы прослушали выступления  3 групп, пожалуйста, дополните свои записи в тетради, обсудите, что у вас получилось в парах.

Работая в парах, дополняют свои записи в тетради, вносят коррективы в случае необходимости

VIII.Этап подведения итогов

Сделать выводы и обобщения

-Влажные экваториальные леса – это вечное, царствующее лето. Множество растительности, богатый животный мир.

Саванны Африки оживают летом, после выпадения большого количества осадков. Африканская саванна густо заселена животными. Это самая благоприятная природная зона для выращивания культурных растений.

-Очень разнообразна природа Африки. Она включает следующие природные зоны: влажные экваториальные леса с разнообразной растительностью, саванны и редколесья с богатым животным миром, пустыни и полупустыни бедные и скудные участки материка. Но не смотря на все это Африка остается самым загадочным, сказочным и привлекательным материком.

Делают выводы и обобщения по теме урока

IX.Рефлексия учебной деятельности

Содействовать развитию внутренней позиции школьника

Наш урок подошёл к концу, попробуйте закончить предложения. Слайд 10.

  • Сначала мы рассуждали …
  • Потом мы …
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели …,
  • Значит…
  • Теперь мы будем…

Кто желает выступить?

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, выполняют рефлексивно-оценочную деятельность

X. Домашнее задание

Дать домашнее задание и рекомендации по его выполнению

Домашнее задание: пользуясь вашими тетрадями, учебником стр.37-40 составьте рассказ о саванне, также можно использовать дополнительную литературу, чтобы рассказать о растительном и животном мире африканской саванны

Слайд 11. Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание

Слайд 6

Тема урока: Особенности природы

Текст слайда:

Тема урока:
Особенности
природы
Африки


Слайд 7

«Африа» - безморозный почему?

Текст слайда:

«Африа» — безморозный
почему?

Что будем
изучать?


Слайд 8

Пресс

Текст слайда:

Пресс — конференция

Африка —
материк загадка,

уникальный материк.


Слайд 9

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АФРИКИ: Африка лежит в четырех полушариях Связь с Евразией на севере Второй материк по площади

Текст слайда:

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
АФРИКИ:

Африка лежит в четырех полушариях

Связь с Евразией на севере

Второй материк по площади


Слайд 10

Африка в основном расположена между тропиками.

Текст слайда:

Африка
в основном расположена между тропиками.


Слайд 11

АФРИКАС запада омывается Атлантическим океаномС востока омывается Индийским океаномБереговая линия изрезана слабо

Текст слайда:

АФРИКА

С запада омывается Атлантическим океаном

С востока омывается Индийским океаном

Береговая линия изрезана слабо


Слайд 12

Изучение древними египтянамиИстория открытия материка

Текст слайда:

Изучение древними египтянами

История открытия материка


Слайд 13

КарфагенИсследованияфиникийцевIV век до нашей эрыДревняя Греция

Текст слайда:

Карфаген

Исследования
финикийцев

IV век до нашей эры
Древняя Греция


Слайд 14

Северная часть АфрикиИсследования финикийцев

Текст слайда:

Северная часть Африки

Исследования финикийцев


Слайд 15

Васко Да Гама - португальский исследователь 1498 год

Текст слайда:

Васко Да Гама — португальский исследователь 1498 год


Слайд 18

Рельеф, строение земной коры АфрикиАФРИКА - самый высокий материк планеты. Рельеф

Текст слайда:

Рельеф, строение земной коры Африки

АФРИКА —
самый высокий материк планеты.

Рельеф Африки –
горы и плоскогорья.


Слайд 19

Атласские горы Молодые складчатые горы северо-западной Африки. В основании находится новая кайнозойская складчатость.Вулкан Килиманджаро (сияющая

Текст слайда:

Атласские горы

Молодые складчатые горы северо-западной Африки. В основании находится новая кайнозойская складчатость.

Вулкан Килиманджаро (сияющая гора) — самая высокая вершина Африки. Расположена в восточной части материка.


Слайд 20

Драконовы горы возвышаются на юго-востоке Африки.Капские горы расположены на юге материка.

Текст слайда:

Драконовы горы возвышаются на юго-востоке Африки.

Капские горы расположены на юге материка.


Слайд 21

Восточно-Африканские разломыСамый протяженный на суше пояс разломов, протяженностью 6 тыс. км.

Текст слайда:

Восточно-Африканские разломы

Самый протяженный на суше пояс разломов, протяженностью 6 тыс. км. Система разломов состоит из горстов и грабенов, которые заняты озерами.


Слайд 22

триполи+58Африка – самый жаркий материк планеты.

Текст слайда:

триполи

+58

Африка – самый жаркий материк планеты.


Слайд 23

Экваториальная Африка перед грозой.

Текст слайда:

Экваториальная Африка перед грозой.


Слайд 24

Внутренние воды АфрикиНил –самаядлиннаярека Мира.

Текст слайда:

Внутренние воды Африки

Нил –

самая

длинная

река

Мира.


Слайд 25

Нил имеет ледниковое питание.НИЛ - берет начало на Восточно-Африканском плоскогорье, протекает

Текст слайда:

Нил имеет ледниковое питание.

НИЛ — берет начало на Восточно-Африканском плоскогорье, протекает через озеро Виктория.


Слайд 26

Река Конго полноводна весь год, два раза пересекает экватор.По водности

Текст слайда:

Река Конго полноводна весь год, два раза пересекает экватор.

По водности на 2 месте в мире.


Слайд 27

Река Замбези полноводна летом.Водопад Виктория (гремящий дым), ширина – 1800 метров.

Текст слайда:

Река Замбези полноводна летом.

Водопад Виктория (гремящий дым), ширина – 1800 метров.


Слайд 28

Озеро Танганьика - «сестра Байкала»Расположено в зоне разломовВторое в мире

Текст слайда:

Озеро Танганьика — «сестра Байкала»

Расположено в зоне разломов

Второе в мире по глубине


Слайд 29

ОзероВикторияСамое большое озеро Африки по площади

Текст слайда:

Озеро
Виктория

Самое большое озеро Африки по площади


Слайд 30

Озеро ЧадСамое крупное в пустыне СахараПри длительной засухе сильно

Текст слайда:

Озеро
Чад

Самое крупное в пустыне Сахара

При длительной засухе сильно уменьшается по площади


Слайд 34

Природные зоны АфрикиШиротная зональность - закономерность размещения природных зон Африки.

Текст слайда:

Природные зоны Африки

Широтная зональность — закономерность размещения природных зон Африки.


Слайд 35

Влажный экваториальный лес.Вечнозеленый Ярусность,

Текст слайда:

Влажный экваториальный лес.

Вечнозеленый
Ярусность,
Много видов деревьев,
Большая влажность,
Мало света

Деревья – гиганты имеют корни подпорки.


Слайд 36

Лианы, пальмы, фикусы, хлебное дерево, мимозы, эбеновое дерево, красное дерево, железное дерево, масличная пальма, бананы

Текст слайда:

Лианы, пальмы, фикусы, хлебное дерево, мимозы, эбеновое дерево, красное дерево, железное дерево, масличная пальма, бананы


Слайд 37

БананыТравянистое многолетнее растениеЛистья длиной 4 метра, шириной 90 см.Высота растения до 10 м.

Текст слайда:

Бананы

Травянистое многолетнее растение
Листья длиной 4 метра,
шириной 90 см.
Высота растения до 10 м.


Слайд 38

Саванны - травянистые равнины Занимают 40% площади материка

Текст слайда:

Саванны — травянистые равнины

Занимают 40% площади материка


Слайд 39

Баобаб - символ саванн Африки.Это дерево живёт 4-5 тыс.лет, высота его редко превышает 25 м, зато в

Текст слайда:

Баобаб — символ саванн Африки.
Это дерево живёт 4-5 тыс.лет, высота его редко превышает 25 м, зато в обхвате – 40 м.
Баобабы не боятся пожаров, но их врагами являются слоны. Они объедают влажную кору.
Плодами дерева лакомятся обезьяны.


Слайд 40

Зонтичная акацияМелкие листья расположены ребром к солнцу, поэтому не дают тени.

Текст слайда:

Зонтичная акация

Мелкие листья расположены ребром к солнцу, поэтому не дают тени.


Слайд 41

Пустыни Африкисахара

Текст слайда:

Пустыни Африки

сахара


Слайд 43

Вельвичия – самое маленькое дерево планеты. Растет в Калахаре.

Текст слайда:

Вельвичия – самое маленькое дерево планеты. Растет в Калахаре.


Слайд 44

Животные Африки Эндемики – встречаются только в Африке.Муха це-цевызывает сонную болезнь.Окапи - родственник жирафа.

Текст слайда:

Животные Африки

Эндемики – встречаются только в Африке.

Муха це-це
вызывает сонную болезнь.

Окапи — родственник жирафа.


Слайд 48

Изменение природы на материкеСоздание заповедников, национальных парков – защита уникального животного мира материка.

Текст слайда:

Изменение природы на материке

Создание заповедников, национальных парков – защита уникального животного мира материка.


Слайд 49

В Африке исчезло много видов животных: голубая лошадиная антилопа, пустынный лев, зебра квагга

Текст слайда:

В Африке исчезло много видов животных: голубая лошадиная антилопа, пустынный лев, зебра квагга и другие.


Слайд 50

Работа в группе: составить синквейн «Природа Африки»Время – 2 минутыТема (существительное)Описание темы (2 прилагательных)Описание действия темы

Текст слайда:

Работа в группе:
составить синквейн «Природа Африки»
Время – 2 минуты

Тема (существительное)
Описание темы (2 прилагательных)
Описание действия темы (3 глагола)
Фраза, выражающая отношение к теме
Одно слово — обобщение


Слайд 51

Тест «Природа Африки»

Текст слайда:

Тест «Природа Африки»


Слайд 52

Ответы к тесту «Природа Африки»

Текст слайда:

Ответы к тесту «Природа Африки»

1 вариант: 1-а, 2-А, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б

2 вариант: 1 – Б, 2 – А, 3 – А, 4 – Б, 5 – А

Норма оценок:

«отлично» — 5 баллов
«хорошо» — 4 балла
«удовлетворительно» — 3 балла
«ниже среднего» — 2 — 1 балл


Слайд 53

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕПо выбору:Составить рассказ с географическими ошибками «Путешествие по Африке»Сочинить

Текст слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По выбору:

Составить рассказ с географическими ошибками «Путешествие по Африке»

Сочинить родным SMS «Если бы вы знали…..»
Сочинить стихотворение на тему «Африка»


Слайд 54

Чему я научился:Карточка розового цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с

Текст слайда:

Чему я научился:

Карточка розового цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».

Карточка жёлтого цвета обозначает: «Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточка зелёного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов».


Слайд 55

Посреди экватора,В равном удалении.Расположен материк,Всем на удивленье.Спасибо, ребята, вам за урок, Пусть все эти знания будут вам

Текст слайда:

Посреди экватора,
В равном удалении.
Расположен материк,
Всем на удивленье.

Спасибо, ребята, вам за урок,
Пусть все эти знания будут вам впрок!

На следующих уроках вы продолжите знакомство с этим удивительным и загадочным материком Земли.


  • Рассказ о причастии по русскому языку 7 класс
  • Рассказ о приключениях синухета
  • Рассказ о приключениях на английском языке с переводом
  • Рассказ о природной зоне тундра
  • Рассказ о празднике покров 2 класс