Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Доклады окружающий мир арктика месторасположение арктика представляет собой северную полярную часть планеты. ее омывает северный ледовитый океан, а так же
  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Арктика

Месторасположение

Арктика представляет собой северную полярную часть планеты. Ее омывает Северный Ледовитый океан, а так же несколько морей: Восточно-Сибирское, Баренцево, Чукотское, Гренландское, Карское, залив Фокс-Бейсин, проливы и заливы, относящиеся к Канадскому Арктическому архипелагу. Так же Арктика с северной стороны омывается Тихим и Атлантическим океаном.

Граница Арктики в некоторых местах уходит в южную сторону, но очерчивают ее по Северному Ледовитому океану (66 градусов 33/с. ш.).

Арктика вызывает особый интерес у географов, биологов и историков благодаря своему местоположению, а так же природе, растительности, климатической зоне и животному подводному миру.

Особенности местности

Особенности рельефа Арктики обусловлены вечной мерзлотой, из-за которой вся ее площадь практически покрыта льдом или горным рельефом. Но есть и местами зона пустынь Арктики с каменистой поверхностью, что так же примечательна для этой местности.  Северный Ледовитый океан со стороны Арктики в период, когда температуры понижаются до максимума, практически полностью покрыт толстым слоем льда. В летний период, наоборот, площадь замерзания уменьшается практически в 2 раза. В центральной части океана, независимо от времени года всегда лежит толстый слой льда.

Климатическая зона Арктики

Климат в Арктике весьма разнообразен. Например, на западе преобладает мягкий и влажный климат. На острове Гренландия температура воздуха держится на отметке – 30 градусов. В некоторых районах Арктики температура воздуха может понижаться до — 60 градусов в ночное время. В зимний период часто проходят полярные ночи. Для местных жителей это привычное явление, которое не доставляет неудобств. Летнему периоду присущи полярные дни. Но воздух остается холодным, повышаясь, в отличие от зимнего периода всего на несколько градусов.

Природа

Большая территория Арктики не имеет деревьев. По мере приближения к Скандинавии и России можно встретить еловые, березовые и сосновые леса. В тундре произрастают лишайники, осоки, злаковые растения, карликовые ивы и березы.

Животный мир

В отличие от других областей планеты здесь нет большого разнообразия животных. В основном здесь проживают белые медведи, олени, овцебыки, зайцы, песцы, куропатки, белые совы, лемминги и куры. Моря Арктики заселены тюленями, моржами, белугами, нарвалами и самым большим млекопитающим – гренландским китом.

Кто проживает на территории Арктики?

Здесь проживают как коренные жители, освоившие эти места несколько десятков тысяч лет назад, так и пришлые люди. К ним относятся эскимосы, индейцы дене, иннуиты, чукчи, ненцы и саамы. Арктика разделена на несколько частей и принадлежит таким государствам как Россия, Канада, Исландия, Гренландия, Фенноскания и Шпицберген.

Сообщение 2

Арктика – это большая территория земли, расположенная близко к Северному полюсу, это моря Северного Ледовитого океана и группы островов, По площади Арктика занимает 27 млн. км2. Для этой зоны характерны такие понятия, как полярная ночь и полярный день. Полярная ночь – это период времени, характеризующий зиму. Он длится несколько месяцев, когда солнце практически не светит, дуют сильные ветра, часто случаются снежные бури. Температура в этот период может опускаться до 60 градусов.

Когда наступает полярный день, несколько месяцев солнце светит ярко, температура воздуха может повышаться до 5 градусов.

Иногда в Арктике можно наблюдать удивительное явление – северное сияние, которое представляет собой большое скопление разноцветных огоньков. Обусловлено это процессами, происходящими на Солнце.

Жизнь в Арктике разнообразна и интересна. Среди растительности тут можно встретить мхи, лишайники, внешне напоминающие накипь, камнеломки, полярный мак.

В ледяной зоне живёт большое количество птиц и животных. Среди птиц встречаются чайки, утки, крачки, гагарки, тупики, кайры. Самки птиц откладывают свои яйца прямо на холодные и голые скалистые поверхности и их склоны.

Самым главным жителем холодных земель Арктики считается белый медведь. Это крупное животное с белой густой длинной шерстью. Волосяной покров способен защитить зверя от самых лютых морозов. Самцы и самки ведут различный образ жизни. Первые в поисках еды весь год бодрствуют, а самки, ожидающие скорого появления медвежонка, зимуют в берлоге. Именно тут у них и рождаются крохотные детёныши, которых по своему размеру можно сравнить с котятами. Берлога защищает медведицу и её медвежат от холодных ветров. Кормит самка детёнышей молоком. Когда они выйдут из берлоги, опытная охотница-мама научит их добывать себе пропитание — ловить сначала рыбу, а потом нерп и тюленей.

В холодных водах водятся тюлени, нерпы, моржи, касатка, морская свинья, киты. Тюлени, нерпы и моржи прекрасно чувствуют себя в ледяной воде. Греет их толстый слой подкожного жира. Они быстрые и манёвренные благодаря своему длинному телу и ластам. Пищу себе они добывают только в воде, а на суши выращивают своих детёнышей. Здесь они довольно неуклюжи и неповоротливы. Очень часто из-за своей медлительности они становятся лёгкой добычей белого медведя. Киты в водах Арктики вырастают до огромных размеров (20 м). Основной рацион их питания составляют рачки.

Таким образом, можно с уверенностью заметить, что, несмотря на суровый климат, Арктика очень разнообразна и интересна по-своему.

Сообщение про Арктику

Арктика — невероятно большая территория Северного ледовитого океана, включающая в свои просторы многочисленные моря и острова. Для этой зоны свойственно необычное явление. Бывает, что целые месяца солнце заходит и пропадает без следа. Это гласит о начале полярной ночи, которая может длиться довольно большой промежуток времени. Начинаются мощные бури и ветра, температура резко падает и поднимается вихрь пурги. Лето, проходящее в Арктике, зовется полярным днем. В такое время круглыми сутками светит солнце, но на температуру это не влияет. Вечные холода заполонили арктические земли. Но только в этом чудесном месте можно увидеть полярное сияние. Красивые яркие узоры на небе затмят любую радугу.

Несмотря на ужасные условия в данной среде, некоторым живым существам все-таки удалось приспособиться и обрести способ выживания. Огромные камни, расположившиеся на островах, покрыты лишайниками и мхом. Если хорошо поискать можно застать цветение полярного мака или же другого растения. Животные тоже прижились в ледяном царстве. Но в большинстве, этими представителями являются птицы. В летние дни на скалах и каменных наростах собираются стаи чаек, гагарок, тупиков. Такие громкие скопления принято называть «птичьими базарами». Здесь они чаще всего занимаются выводом потомства и охотой на рыб. Так как в Арктике практически нет растительности, птиц кормит море.

Вокруг ледников и сугробов, бродят белые медведи. Под слоями белой насыпи расположились их уютные берлоги, в которых самки в разгар лютой зимы, производят на свет своих детей. Комфортное жилище, оберегает семейство от грозных холодов и вьюг. Но густая шерсть, от природы предоставленная медведям, не дает им замерзать, а белоснежная окраска выгодно смотрится среди арктических пейзажей.

Тюлени, моржи и морские котики тоже неплохо ориентируются в холодной среде обитания. Как и птицы, они находят себе еду в море и неплохо владеют навыками рыбалки, чему может позавидовать любой профессионал.

Суровые погодные условия, не помешали людям освоить ледяные земли. На берегах островов, поселились небольшие скопления людей. Они занимаются здешними промыслами, дабы облегчить себе условия выживания. Так же в Арктике расположена сеть полярных станций, на которых опытные ученые занимаются исследованиями. Северная природа хранит в себе огромное количество загадок, которые еще предстоит изучить.

4 класс. Окружающий мир

Картинка к сообщению Арктика

Арктика

Популярные сегодня темы

  • Созвездие Овна

    В северном полушарии нашей планеты на небосклоне можно отыскать первое по счёту зодиакальное созвездие под названием «Овен». Древние отождествили эту группу звёзд с персонажем древнегреческой

  • Гоголь жизнь и творчество

    Каждый из нас читал знаменитую «Сорочинскую ярмарку» и смотрел легендарный фильм «Вий». Все эти произведения искусства были созданы величайшим классиком русской литературы

  • Алтайский край

    Алтай одно из самых удивительных мест в России. Сюда приезжают люди со всех уголков мира, что полюбоваться и насладиться первозданной, чистой и довольно загадочной природой. Место, в котором

  • Профессия пожарный

    Профессия пожарного — самая трудная, но и в то же время приятная работа. Каждый из нас, хоть раз, задумывался о том, чтобы стать в будущем пожарным, но не каждый задумывался об ответственност

  • Вред алкоголя на организм человека

    Медики различными методами пытаются предостеречь нерадивых горожан об опасности чрезмерного потребления алкоголя. В настоящее время, когда алкоголь занимает очень крепкую позицию в жизни люде

  • Достопримечательности Франции

    Знакомство с Францией, как правило, начинается с Парижа и с ее самой главной и знаменитой достопримечательности – Эйфелевой башни, построенной еще в 1889 году

На чтение 9 мин. Опубликовано

Такая манящая к себе на протяжении последних веков Арктика не зря названа зоной ледяных пустынь. И хотя песка, в отличие от пустынь в других географических поясах здесь мало, зато его отсутствие с лихвой покрывается наличием снега. Школьники изучают характеристику зоны арктических пустынь в 4 классе. Чтобы лучше вникнуть в эту тему, им будет полезно ознакомиться с характерными чертами этой области.

Общее описание

Здешние морозы настолько сильны, что океан практически всегда и везде скован льдами, а воздух сухой, как в классической пустыне. Да и по осадкам в виде дождя и/или снега эта территория немного опережает, к примеру, пустыню Сахару, так что свое название она носит вполне оправдано.

Достаточно малоизвестный факт, что холодные пустыни — это всего лишь небольшая часть Арктики. Она занимает всего 10° северной широты от 81 параллели (81° 45′ с. ш., 192 острова Земель Франца-Иосифа) до острова Врангеля, а также части Евразии и Северной Америки.

С точки зрения геополитики, Арктика является местом пересечения интересов 8 циркумполярных стран, имеющих выходы в зону (Дания через Гренландию, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция), т. к. там имеются не только огромные запасы неразработанных различных месторождений, в том числе нефтеводородов, но и кратчайший морской путь из Атлантики в Тихий океан.

Природные условия и географическое положение

В зоне день сменяет ночь всего лишь 1 раз в год и, соответственно, длится 6 месяцев, как и ночь, обильно освещая небо не солнцем, а северным сиянием. Правда, в отличие от смены погоды, это не происходит за одни сутки, и переходный период длится 2−4 месяца.

Полярник в Арктике

Почти везде с апреля по сентябрь немногочисленное пришлое население, состоящее из профессиональных исследователей и работников, обслуживающих немногочисленные месторождения и транспортные линии, радуется солнцу и относительному теплу.

Оно привыкает спать при затемненном свете дня, а зимой, с октября по март, восхищается полярным сиянием, привыкая переносить жестокую стужу и работать с круглосуточным электроосвещением. Спят при этом люди в темноте, но тоже с затемненными от всполохов северного сияния окнами. Местное население — эскимосы. Более привычное западное название их ветви — инуиты. Оно за более чем 800 лет адаптировались к этим условиям жизни.

Арктическая пустыня объединяет ряд островов, а также немного земли на севере азиатской части России, штата Аляска (США) и Канады. Рельеф, как правило, очень однообразен и состоит из снегов и торосов на равнинных участках, с отдельными вкраплениями гор, разных форм и размеров ледников на них и вне их, а также открытой каменистой тундровой почвы.

Более известны пейзажи Исландии, которая хоть официально не входит в зону, но имеет с ней внешнее сходство и по ней можно представить самый благоприятный вариант ледяной пустыни.

Особенности почвы

Вечная мерзлота уходит вглубь от поверхности земли на полкилометра. В результате летом на местах с открытым почвенным покровом образуются маленькие неглубокие озера. Также это затрудняет строительство привычных пришлому населению основательных строений, особенно многоэтажных.

Полярный мак в Арктике

Ледники переносят горные породы и щебень по всей территории пустыни, размывая и так очень тонкий и бедный по своему минеральному составу почвенный горизонт, в котором присутствует достаточно много песка. Только 5% территорий имеет хоть какой-то растительный покров.

В отдельных местностях с более теплым климатом и отсутствием фактора вымывания и выветривания встречаются так называемые коричневые почвы, имеющие пятнистый (островной) тип распространения. Бедные гумусом, эти почвы слабокислые и плохо восстанавливаются. На них произрастают мхи, грибы, трава и даже низкорослые кустарники и деревья.

В целом снега уступают место растительности (и то не везде) всего на 1/6 часть года. Таяние вечных льдов не может превышать полметра. По берегам морей и их заливов имеют место полярно-пустынные солончаковые почвы.

Климат территории

Климат арктических пустынь крайне суров. И хоть в разгар лета температура кое-где поднимается до +10°С, все же она значительно ниже 0° (обычно до -20° С, а зимой доходит до -60° С). Климатические условия меняются из-за движения огромных холодных воздушных масс, а летом еще и прогреваемых солнцем, теплом океана и отраженными от снега и льда солнечными лучами.

Вопреки расхожему мнению об Арктике, где зимой, по мнению множества людей, свирепствуют снежные бури и ураганы, осадков в виде снега и изморози выпадает не более 250 мм (в среднем по планете 1000 мм в год) и, как правило, в течение длинного арктического дня.

Беспрерывная ночь в Арктике

Промежуточных периодов для замены тепла на холод не бывает — меняется направление ветра и за одни сутки приходит зима (лето). Беспрерывная ночь на 75° с. ш. длится 98 дней, а на 5° севернее — 127 суток. Она уступает место периоду суточной смены дня и ночи (иногда для неопытного глаза даже незаметной). На указанных широтах это происходит в течение 82 и 52 сут. Потом короткое лето (соответственно, 102 и 133 сут) и переходный период (83 и 53 сут) к полярной зиме с ее северным сиянием и морозами.

В 2016 г. во всем мире было зафиксировано повышение среднегодовых температур. Коснулся этот феномен и Арктики, так как это был самый теплый период за все время наблюдений за этим регионом в течение 128 лет (самым холодным был 1902 г.). Северный Ледовитый океан в среднем потеплел на 1−2° по Цельсию, а воздух — на 2−4°. В отдельных местах потепление составило 10−14°.

Животные и растения

Несмотря на неблагоприятный климат, обедненные почвы и практически полновластие снега и льда, в Арктике ученые насчитали 700 видов представителей флоры и 120 — фауны. Составляя сообщение для 4 класса по животным Арктики, стоит отметить, что большинство — прилетающие на короткий летний период гнездования птицы. Наземные млекопитающие представлены:

  • арктическими песцами;
  • волками;
  • зайцами;
  • мышами;
  • новоземельским оленем;
  • гренландским мускусным быком.

«Царь» Арктики — белый медведь

Конечно же, живет тут и «царь» Арктики — белый медведь. Этот второй на планете по размерам хищник отлично плавает, поэтому на обед он ловит зазевавшихся моржей или тюленей, а, бывает, лакомится и небольшим китом. Поймать кого-то на суше из-за веса почти в полтонны и трудностей передвижения по снегу и льдам для него крайне затруднительно, если только отнять уже убитую кем-то добычу.

Из-за того, что на о. Врангеля насчитывается несколько сотен берлог, где рождаются медвежата, он фактически является основным «роддомом» этого вида на планете. В этих местах создан и уже 45 лет функционирует заповедник.

Птицы более тяготеют к побережью океана, где вдоволь корма, хотя, кроме кайр, чаек, гагар, соколов и крачек, в арктической пустыне на постоянной основе живут полярные совы, вороны, куропатки, птицы отряда воробьиных (пуночка, гренландская и тундровая чечетка). Самый большой на Земле птичий «базар» собирается летом на острове Гукера (архипелаг ЗФИ), который насчитывает 18 тыс. различных птиц. Есть и всевозможные насекомые. В гористых местах из растительности имеются:

  • накипные лишайники;
  • различные мхи;
  • там, где они омываются морями, есть водоросли.

Альпийский лисохвост

На проплешинах земли растительный мир арктических пустынь представлен дикими злаковыми и осокой. Коричневая почва более плодородна и на ней можно увидеть мак заполярья, звездчатку, альпийский лисохвост, арктическую «щучку», дриаду, камнеломку и многое другое. Это словно оазисы среди снегов. Растения успевают прорасти и отцвести, разбросав свои семена.

Зная все эти особенности, можно составить рисунок пустыни для 4 класса по окружающему миру (книге Плешакова). Наличие информации позволяет в точности представлять себе, как выглядят территории. В отдельных школах также проводят видеоуроки, после просмотра которых также можно нарисовать приближенную к реальности картинку этой зоны.

Народы местности

Основное местное население эскимосы (инуиты) — потомки так называемой арктической расы (монголоиды арктического типа). Многие из этих жителей еще продолжают жить в снежных хижинах (иглу) или в подобии чумов — палатках, выполненных из шкур и костей животных, а сейчас уже и из современных материалов. В основном это:

  • морские охотники;
  • рыболовы;
  • оленеводы.

Основное местное население эскимосы (инуиты)

Однако современная жизнь резко вмешивается в привычный им образ жизни, сокрушая его и переиначивая на современный лад. Передвигаются они уже не только на собачьих упряжках, байдарках и умиаках, но и на современных снегоходах и моторных лодках. Культурно они близки, независимо от местонахождения в зоне арктических пустынь.

Изначально эти народности разговаривали на диалектах единого языка — инуктитуте.

Охрана территорий

Неслучайно великий Фритьоф Нансен называл эти пустыни «Страной ледяного ужаса». Он знал, о чем говорил. Практически незатронутые промышленными разработками ресурсы, уникальный климат и природа вызывает растущий интерес со стороны туристической индустрии и не только среди экстремалов.

В настоящее время происходит «жесткая» борьба за владение Арктикой в целом и зоной арктических пустынь в частности. Причем борьба происходит не только среди циркумполярных стран, но и таких промышленных и экономических гигантов, как, к примеру, ЕЭС, Китай и Япония. И дело не только в наличии многих неразработанных, а, возможно, еще неоткрытых месторождений ресурсов, но и в том, что 1/5 часть запасов питьевой води планеты Земля сосредоточена именно в этом месте. Также тут имеется и потенциально самый короткий морской путь с запада на восток.

Сверхсильное таяние снега и ледников

Экстремальные условия жизни в арктических пустынях привели к тому, что плотность населения кране низка. В российских регионах она составляет 0,1−0,2 чел. на 1 км², а в зарубежных — 0,3 чел. на 1 км². Главные угрозы экологии — глобальное потепление, которое уже вызвало сверхсильное таяние снега и ледников, а также возможное бурное освоение ее месторождений природных ресурсов. Человечество изрядно замусорило уже всю планету. Остались только Арктика с Антарктикой.

Лишь твердая политическая воля и взаимодействие циркумполярных государств может обеспечить сохранение арктических пустынь в их первозданном виде даже в условиях глобального потепления и возможного ее «великого передела» в рамках намечаемого международного проекта. Это и будет реальным ответом человечества на брошенный ему вызов.

Таково описание области арктических пустынь для учащихся школы. Оно пригодится, если школьникам предстоит пройти тест по этой тематике либо написать доклад.

Цель: способствовать формированию знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных , занятиях людей в Арктике; помочь осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.

Планируемые результаты:

  • предметные – учатся читать карту, описывать особенности природной зоны, узнавать её на иллюстрации;
  • метапредметные:
    • познавательные – устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, дифференциацию, «чтение» информации по представленным материалам, анализ своего отношения к природе;
    • регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, дают оценку учебной деятельности;
    • коммуникативные – владеют правилами взаимодействия в совместной деятельности; личностные – имеют экологические представления об охране природы человеком.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, презентация «Край льда и снегов»;
  • карта природных зон России, иллюстрации животных Крайнего Севера;
  • карточки-схемы «Природная зона», «Цепи питания Арктики»;
  • карточки для самостоятельной работы в парах, для индивидуальной рефлексивной деятельности;
  • учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 ч.) Н.Ф.Виниградова, Г.С.Калинова, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» 4 класс (2ч.) Н.Ф.Виниградова, Г.С.Калинова.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

 На доске карточка со словом «пустыня».
— А вы знаете значение этого слова?
— А вот этого слова? (мороз)
— А могу я поставить между ними знак = ? Вы со мной согласитесь? Почему?
— А хочется разобраться в этом?

II. Постановка учебной задачи.

— Какую же цель поставим? Разобраться – может ли в пустыне быть мороз? И где это бывает?

III. Актуализация опорных знаний.

— Мы начали изучать природные зоны России.

— Кто как понял – что это такое? (схема на доске)

— Природные зоны располагаются с севера на юг. Почему? (Зависит от расположения Солнца над горизонтом и от длительности освещения земной поверхности летом и зимой).

IV. Открытие нового знания.

— Если мы посмотрим на карту России, то к какой территории мы можем отнести понятие «мороз» ? А к территории нашей Курской области можем отнести? Почему?

— Работать мы будем по плану (лист самооценки)

Арктика — царство льда и снега

 Основные понятия

 Результат

Географическое положение

Природные условия

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

1) Географическое положение (работа по карте – на доске и в тетради, с. 8-9)

 Показ учителем зоны.

— Зона Арктики занимает самый север нашей страны. Включает в себя Северный Ледовитый океана, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; острова: Шпицбергена, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров-заповедник).

— Кругом лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами, а самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м. Подумайте, почему? Посовещайтесь, обсудите в парах и предложите свою гипотезу.

(Работа в парах, предположения детей, обсуждение гипотез. Если верного ответа не найдено, учитель дает подсказку:

— Причина в географическом положении морей относительно океана. Баренцево море близко к бассейну Атлантического океана, где проходит теплое течение Гольфстрим – «природная грелка». Море Лаптевых удалено и от Атлантического, и от Тихого океана, близость Северного полюса.)

Запись в рефлексивную карту (1).

2) Природные условия (слайд 2 — 5)

— Как вы думаете, почему здесь льды и так холодно?

(Мало Солнца, солнечные лучи скользят по поверхности).

— Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до -30o, — 40oС. Самая низкая температура — 69oС. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток. (слайд 6)

Ученик читает стихотворение:

Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
— Что же это?

И лишь иногда черную непроглядную тьму разрывают сполохи северного сияния (слайд 7–8).

— Представьте, что наступило лето. Как освещена ледяная зона?

— Поэтому лето ясное, но холодное. Самая высокая температура + 5o, + 9oС. Даже в июне идет снег, но солнце щедро освещает землю и не уходит за горизонт (слайд 9) На полюсе полярный день длится 186 суток.

Запись в рефлексивную карту (2).

 3) Растительный мир.

— Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.

— Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы?

— А такое может быть? Вот какую историю рассказал один из полярников: «Высадились на остров мы и ахнули. У скал лежал красный снег. Слепили снежок из снега – розовый. Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь, а верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел.» (слайд 10) Это снежные водоросли.
— А с какими растительными организмами мы еще можем встретиться здесь? слайд 11)

— Почему этим растениям удаётся здесь выжить?

— Они растут в защищённых от ветра местах. Низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли). Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

Запись в рефлексивную карту (3).

Физминутка.

4) Животный мир

— Растительный мир скудный, а что же представляет собой животный мир?

— Где на территории Арктики могут обитать животные?

— Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша, которая питается в основном ракообразными.

(слайд 12–13)

— А если бы мы вышли сейчас на берег моря… (слайд 14)

— Ой, как шумно, как на базаре. Ребята, это же настоящий птичий базар!

— Если птицы живут около моря, значит, чем они питаются?

— А рыба живет в воде? Кто уже понял, какими качествами должны обладать эти птицы?

Сообщения о птицах (гагарке, кайре, тупике) подготовленных обучающихся (слайд 15 – 17)

Работа с учебником (с.9)

— Рассмотрите иллюстрации зверей, обитающих в Арктике. Что помогает им выжить в таких суровых условиях?

  • Толстый слой жира.
  • Густая тёплая шерсть у зверей.
  • Широкие лапы у зверей.
  • Окраска меха.
  • Сезонные передвижения.
  • Близость моря и пищи.

 — А теперь давайте узнаем о них поподробнее (иллюстрации). Сообщения подготовленных обучающихся о белом медведе, морже, тюлене.

Составление цепей питания в Арктике (схемы на доске)

— А как же питаются все эти обитатели Арктики?

Запись в рефлексивную карту (4).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в паре).

Вставьте пропущенные слова:

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими — … (рыбы). Основная пища птиц и животных — это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и …(гагарки), здесь они выводят … (потомство).
Птиц с необычными клювами называют … (тупики). Все звери — прекрасные — … (пловцы). От холода их защищает …(слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть …(белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу)

Самопроверка по слайду (18 )

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

5) Влияние деятельности человека на ледяную зону.

Удивительное место — Арктика! А Вам хотелось бы здесь побывать?

— Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа, обилие рыбы, морских зверей влекло сюда ученых, рыбаков, охотников.

— На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.

— В 1932 году был открыт Северный морской путь, по которому на суда осуществлялись перевозки. В этом году отмечалось 85 – летие этого события. (слайд 19–20)

Запись в рефлексивную карту (5).

6) Экологические проблемы Арктики.

— Но из-за освоения человеком Арктика оказалась в опасности. Почему?

С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось.

Основные причины: загрязнение морей, сокращение количества пищи, усиливающийся фактор беспокойства (суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).

Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля. (Рассказ учащегося о заповеднике, слайд 21–24)

VII. Рефлексия.

Мы заканчиваем наше путешествие по зоне арктических пустынь. Кто же может доказать наше равенство?

Проверим наши знания (выполнение задания рефлексии)

Карточка у каждого обучающегося.

Природная зона арктических пустынь расположена:

1) на островах Тихого океана
2) на островах Северного Ледовитого океана
3) на островах Тихого океана

В Арктике для растений и животных сложились
4) суровые условия
5) комфортные условия

В ледяной зоне растут
6) кедры, берёзы, черёмуха
7) лишайники, мхи, полярный мак
8) бузина, орешник, калина

В Арктике обитают животные:
9) бобры, суслики, хомяки
10) волки, белые медведи, рыси
11) моржи, тюлени, белые медведи

Найди верную цепь питания
12) водоросли – рачки – рыбы – гагарки – белый медведь
13) водоросли – рачки – сайки – тюлени

img1

 — У кого получилась пятёрка? Вы молодцы!

— А мне бы хотелось услышать в конце урока продолжение фразы — я сегодня удивился…

Домашнее задание: подготовить сообщение об арктической зоне России. По желанию, подобрать материал о северном сиянии.

Арктическая пустыня расположена в бассейне Северного Ледовитого океана. Всё пространство является частью арктического географического пояса и считается наиболее неблагоприятной для проживания местностью. Территория пустыни покрыта ледниками, обломками камней и щебнем.

Суровый климат способствует образованию ледяных и снежных покровов, которые сохраняются на протяжении всего года. Средняя температура зимой составляет -30 градусов, максимальная может достичь отметки -60 градусов.

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Из-за суровых климатических условий на территории арктической пустыни обитает малое количество животных, а также практически нет растительности. Для данной природной зоны характерны сильные ураганные ветра и бураны. Даже летом регионы пустыни минимально освещаются, и почва так и не успевает полностью оттаять. В «жаркое» время года температура поднимается до нуля градусов. Как правило, в пустыне облачно и часто идет дождь со снегом. В связи с сильным испарением воды с океана наблюдается образование туманов.

Пустыня арктическая примыкает к Северному полюсу планеты и расположена выше 75 градусов северной широты. Её площадь составляет 100 тыс. км². Поверхность занимает часть территории Гренландии, Северный полюс, некоторые острова, на которых живут люди и обитают животные. Горы, равнинные участки, ледники – составляющие арктической пустыни. Они могут быть разных форм и размеров, имеют отчетливую узорную структуру.

Южной границей арктической пустыни России является о. Врангеля, северной – о. Земли Франца-Иосифа. Зона включает в себя северную окраину Таймырского полуострова, о. Новой Земли, Новосибирские острова, моря, расположенные между участками суши. Несмотря на суровую природу в данной зоне, картина поистине выглядит сказочной и завораживающей: вокруг простираются необъятные ледники, и поверхность круглый год покрыта снегом. Несколько раз в году температура воздуха поднимается до 0-+5 градусов. Осадки выпадают в виде инея, снега, изморози (не более чем 400 мм). Для данной области характерны сильные ветра, туманы, облачность.

В общей сложности площадь арктических пустынь России составляет 56 тыс. км². В результате съезжания материковых льдов на побережье и их частого обмывания водой происходит образования айсбергов. Доля ледников колеблется от 29,6 до 85,1 %.

Как и арктическая тундра, пустыня считается суровым местом для жизни. Тем не менее, в первом случае животным выжить значительно проще, так как они могут прокормиться дарами тундры. В пустыне же условия намного жестче и достать еду крайне сложно. Не смотря на это, территории покрыта несомкнутой растительностью, которая занимает половину всей пустыни. Здесь нет деревьев и кустарников, но небольшие участки с лишайником, мхом, водорослями, расположенными на каменистом грунте, найти можно. Травяная растительность представлена осоками и злаками. В пустыне арктической также можно найти крупку, полярный мак, звездчатку, щучку, лютик, мятник, лисохвост альпийский, камнеломку и другие виды.

Полярный мак

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Звездчатка

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Лютик

lutik-altayskiy

Мятник

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Лисохвост альпийский

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Камнеломка

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Увидев островок с зеленью, создается впечатление оазиса, расположенного в глубине бесконечного льда и снега. Почва мерзлая и маломощная (остается такой практически круглый год). Мерзлота пробирается на глубину 600-1000 м и является причиной затруднения дренажа воды. В теплое время года на территории пустыни появляются озерца из талой воды. Питательные вещества в составе почвы практически отсутствуют, она содержит много песка.

В общей сложности, высших видов растений не больше 350. На юге пустыни можно найти кустарники полярной ивы и дриады.

Из-за недостаточности фитомассы фауна в ледяной зоне очень скудная. Здесь обитают всего 16 видов птиц, среди которых встречаются люрики, чистики, глупыши, чайки бургомистр, моевки, кайры, полярные совы и другие. К наземной фауне относятся арктические волки, новоземельские олени, мускусные быки, лемминги и песцы. Представителями ластоногих являются моржи и тюлени.

Люрик

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Чистик

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Глупыш

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Чайка бургомистр

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Кайра

kayra

Полярная сова

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

На территории пустыни обитают около 120 видов животных, среди которых выделяются белки, волки, зайцы, киты, арктические полевки. Все представители животного мира адаптированы к суровым климатическим условиям и способны выжить в экстремальных ситуациях. Животные обладают густой шерстью и толстым слоем жира, что помогает пережить холода.

Главными жителями арктических пустынь считаются белые медведи.

beliy-medved

Млекопитающие живут как на суше, так и в воде. Размножаются медведи на северном побережье Мыса Желаний, Чукотки, о. Земли Франциска-Иосифа. На суровых территориях расположен заповедник «Остров Врангеля», на котором обустроено около 400 берлог для млекопитающих. Данную местность называют «родильным домом» для белых медведей.

Представителями рыбы выступают форель, камбала, лосось и треска. В пустыне живут такие насекомые, как комары, кузнечики, мотыльки, мухи, мошки и арктические шмели.

Форель

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Камбала

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Лосось

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Треска

Рассказ о природной зоне арктика 4 класс

Несмотря на неблагоприятные условия для проживания, арктическая пустыня достаточно привлекательна для добычи полезных ископаемых. Основными природными ресурсами являются нефть и газ. Помимо этого, на заснеженных территориях можно найти пресную воду, изловить ценные виды рыбы и добыть другие ископаемые. Уникальные, нетронутые, завораживающие ледники привлекают тысячи туристов, приносящих дополнительную экономическую выгоду.

Арктические районы также имеют месторождения меди, никеля, ртути, олова, вольфрама, платиноидов и редкоземельных элементов. На территории пустыни можно найти запасы драгоценных металлов (серебра и золота).

Биоразнообразие данного региона во многом зависит от человека. Нарушение естественной среды обитания животных, либо малейшее изменение почвенного покрова могут привести к серьезным последствиям. На сегодняшний день именно Арктика является одним из основных источников пресной воды, так как содержит до 20% мирового запаса.

Комментарии преподавателя

 Арктика

Арк­ти­ка – это огром­ное про­стран­ство Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на с мо­ря­ми и ост­ро­ва­ми, на ко­то­рых на­хо­дят­ся арк­ти­че­ские пу­сты­ни (рис. 1).

Рис. 1. Арк­ти­ка (Ис­точ­ник)

Сол­неч­ные лучи толь­ко сколь­зят по их по­верх­но­сти, давая мало тепла, по­то­му что солн­це ни­ко­гда не под­ни­ма­ет­ся здесь вы­со­ко (рис. 2).

Рис. 2. Солн­це Арк­ти­ки (Ис­точ­ник)

В Арк­ти­ке очень су­ро­вый кли­мат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длин­ная и мо­роз­ная (до -60°), дуют ура­ган­ные ветры, по несколь­ко недель под­ряд бу­шу­ет пурга. С се­ре­ди­ны ок­тяб­ря солн­ца уже не видно – на­чи­на­ет­ся дол­гая по­ляр­ная ночь (длит­ся до 5 ме­ся­цев). Ино­гда по время по­ляр­ной ночи воз­ни­ка­ют по­ляр­ные си­я­ния, ко­то­рые длят­ся от несколь­ких минут до несколь­ких суток и бы­ва­ют на­столь­ко об­шир­ны­ми, что их света до­ста­точ­но даже для чте­ния (рис. 3).

Рис. 3. По­ляр­ное си­я­ние (Ис­точ­ник)

В конце фев­ра­ля по­яв­ля­ет­ся солн­це и на­чи­на­ет при­бы­вать день. А с се­ре­ди­ны мая до се­ре­ди­ны июня солн­це со­всем не скры­ва­ет­ся – на­сту­па­ет по­ляр­ный день. Но даже в это время тем­пе­ра­ту­ра под­ни­ма­ет­ся лишь на несколь­ко гра­ду­сов выше нуля.

 Растительный мир арктических пустынь

Ост­ро­ва на­столь­ко бедны рас­ти­тель­но­стью, что их на­зы­ва­ют арк­ти­че­ски­ми пу­сты­ня­ми. На кам­нях встре­ча­ют­ся мох, ли­шай­ни­ки, по­ляр­ный мак и неко­то­рые дру­гие рас­те­ния (рис. 4–6).

Рис. 4. Мхи на камне (Ис­точ­ник)

Рис. 5. Ли­шай­ни­ки на камне (Ис­точ­ник)

Рис. 6. По­ляр­ный мак (Ис­точ­ник)

Все рас­те­ния здесь – кар­ли­ки, их вы­со­та не более 10 см, толь­ко по­ляр­ная ива до­сти­га­ет 1 м (рис. 7).

Рис. 7. По­ляр­ная ива (Ис­точ­ник)

Но все рас­те­ния, за­щи­ща­ясь от хо­ло­да и ветра, вы­нуж­де­ны при­жи­мать­ся к земле.

 Животный мир арктических пустынь

Море кор­мит всех оби­та­те­лей ле­дя­ной зоны. В бо­га­той кис­ло­ро­дом и уг­ле­кис­лым газом воде ак­тив­но раз­мно­жа­ют­ся во­до­рос­ли и рачки – пер­вое звено пи­ще­вой цепи арк­ти­че­ской зоны (рис. 8).

Рис. 8. Мор­ские во­до­рос­ли, рачки и дру­гие оби­та­те­ли оке­а­на (Ис­точ­ник)

Ими кор­мят­ся рыбы и птицы. Птицы со­би­ра­ют­ся в боль­шие стаи, се­лят­ся на ска­лах, и, несмот­ря тес­но­ту и чис­лен­ность стаи, каж­дая птица без­оши­боч­но на­хо­дит свое гнез­до (рис. 9).

Рис. 9. Гнез­до­ва­ние кайр (Ис­точ­ник)

Кайры – шум­ные птицы, ко­то­рые гнез­дят­ся на от­вес­ных ска­лах, куда не может до­брать­ся ни один зверь (рис. 10).

Рис. 10. Кайры (Ис­точ­ник)

Кайры вы­си­жи­ва­ют толь­ко по од­но­му яйцу ко­ну­со­об­раз­ной формы (такая форма предо­хра­ня­ет яйцо от па­де­ния с вы­со­ких скал). Когда пте­нец под­рас­та­ет, кайра сбра­сы­ва­ет его в воду, где на­чи­на­ет­ся его взрос­лая жизнь: кайры – от­лич­ные плов­цы и ны­ряль­щи­ки (в воде раз­ви­ва­ют ско­рость до 20 км/ч, до­сти­гая глу­би­ны 140 м).

Чайки также при­спо­со­би­лись к усло­ви­ям Арк­ти­ки: они от­лич­но ле­та­ют, хо­ро­шо пла­ва­ют, но плохо ны­ря­ют (рис. 11).

Рис. 11. Чайки (Ис­точ­ник)

На неко­то­рых ост­ро­вах можно уви­деть огром­ное ко­ли­че­ство ту­пи­ков (рис. 12).

Рис. 12. Ту­пи­ки (Ис­точ­ник)

Это кра­си­вые мол­ча­ли­вые птицы с необыч­ным клю­вом. Для про­жи­ва­ния они вы­би­ра­ют ост­ро­ва с тол­стым слоем торфа, в ко­то­ром с по­мо­щью ког­ти­стых лап и клю­вов роют себе гнез­да. Тупик – пре­крас­ный до­быт­чик: он может на­хо­дить­ся под водой до 30 се­кунд, го­ня­ясь за рыбой, и при­но­сить в гнез­до до 10 рыбок за один раз.

Еще одна цепь пи­та­ния – это во­до­рос­ли – рачки – киты (рис. 13).

Рис. 13. Кит (Ис­точ­ник)

Эти огром­ные жи­вот­ные пре­крас­но при­спо­со­би­лись к жизни в ле­дя­ной зоне: во­до­не­про­ни­ца­е­мая шкура и тол­стый слой жира под ней за­щи­ща­ют их от хо­ло­да.

Тю­ле­ни – еще одни оби­та­те­ли Арк­ти­ки, живут и на суше, и в воде (рис. 14).

Рис. 14. Тю­ле­ни (Ис­точ­ник)

Они от­лич­ные плов­цы. Им нужно до 16 кг пищи в день. В конце зимы у тю­ле­ней по­яв­ля­ют­ся на свет бе­ло­снеж­ные де­те­ны­ши – бель­ки. Белый цвет по­мо­га­ет ма­лы­шам пря­тать­ся, мас­ки­ру­ясь под снег, чтобы спа­стись от вра­гов, в первую оче­редь от бе­ло­го мед­ве­дя. А взрос­лые тю­ле­ни спа­са­ют­ся от сво­е­го глав­но­го врага в воде, ведь на суше они мед­ли­тель­ны и неук­лю­жи.

Бе­ло­го мед­ве­дя на­зы­ва­ют царем Арк­ти­ки, ве­ли­ким пу­те­ше­ствен­ни­ком и охот­ни­ком (рис. 15).

Рис. 15. Белый мед­ведь (Ис­точ­ник)

Этот зверь ве­ли­ко­леп­но при­спо­со­бил­ся к жизни в ле­дя­ной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него от­лич­ный нюх, гу­стая белая шерсть и ши­ро­кие лапы с ост­ры­ми ког­тя­ми. Как и у всех оби­та­те­лей Арк­ти­ки, у него неболь­шие уши – чтобы не от­мерз­ли. Сам­ки-ма­мы на зиму за­ле­га­ют в снеж­ные бер­ло­ги, где у них рож­да­ют­ся мед­ве­жа­та (чаще всего мед­ве­жат двое, они ма­лень­кие, раз­ме­ром с ру­ка­вич­ку). Ма­ма-мед­ве­ди­ца кор­мит их и со­гре­ва­ет. Вес­ной мед­ве­жа­та вый­дут из бер­ло­ги, но еще два года мед­ве­ди­ца будет учить своих де­те­ны­шей ло­вить рыбу, охо­тить­ся на тю­ле­ней и мно­го­му дру­го­му (рис. 16).

Рис. 16. Белая мед­ве­ди­ца с де­те­ны­ша­ми (Ис­точ­ник)

Жи­вот­ный мир Арк­ти­ки уни­ка­лен. На ост­ро­ве Вран­ге­ля был со­здан за­по­вед­ник – здесь наи­боль­шие скоп­ле­ния мор­жей (рис. 17).

Рис. 17. Морж (Ис­точ­ник)

Бивни моржа – уни­вер­саль­ное ору­дие в до­бы­че пищи и ору­жие при обо­роне от врага, а также знак от­ли­чия (у кого самые боль­шие и мощ­ные бивни, тот и глав­ный). На морде моржа есть гу­стые усы – виб­риссы – с по­мо­щью ко­то­рых они отыс­ки­ва­ют пищу на дне моря (рис. 18).

Рис. 18. Виб­риссы на морде моржа (Ис­точ­ник)

Еще в этом за­по­вед­ни­ке можно уви­деть ов­це­бы­ков (рис. 19).

 

Рис. 19. Ов­це­бы­ки (Ис­точ­ник)

 Заповедник на острове Врангеля

Ко­гда-то они оби­та­ли на тер­ри­то­рии Рос­сии, но потом ис­чез­ли, и уче­ные за­вез­ли их на ост­ров Вран­ге­ля из Се­вер­ной Аме­ри­ки (так со­хра­ня­ют ред­кие и ис­че­за­ю­щие виды жи­вот­ных).

А еще этот за­по­вед­ник на­зы­ва­ют ро­диль­ным домом белых мед­ве­дей – мед­ве­ди­цы при­хо­дят сюда со всех угол­ков Арк­ти­ки, уче­ные на­счи­ты­ва­ют до 250 бер­лог за год.

Дол­гие годы Арк­ти­ка манит к себе людей, ко­то­рые, рискуя жиз­нью, в экс­тре­маль­ных усло­ви­ях изу­ча­ют ее про­сто­ры, со­став­ля­ют карты (рис. 20).

Рис. 20. Ис­сле­до­ва­те­ли Арк­ти­ки (Ис­точ­ник)

 Исследования Арктики

На дрей­фу­ю­щих льди­нах ор­га­ни­зо­вы­ва­ют по­ляр­ные стан­ции, где живут и ра­бо­та­ют уче­ные-по­ляр­ни­ки. Они на­блю­да­ют за по­го­дой, рас­ти­тель­ным и жи­вот­ным миром Арк­ти­ки (рис. 21).

Рис. 21. По­ляр­ная стан­ция (Ис­точ­ник)

источник лекции — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/zona-arkticheskih-pustyn?seconds=0&chapter_id=852

источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=ZLtt-o_SbSI

источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=LiSPqju2XOU

источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=Et6u1KblZRY

источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=cIyP18OYDDs

источник презентации — http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/11/prezentatsiya-zona-arkticheskikh-pustyn

  • Рассказ о природных явлениях 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о природе распечатать
  • Рассказ о природе и музыке
  • Рассказ о природе египта 5 класс история
  • Рассказ о природе 4 класс по литературе короткий