Рассказ о прилагательном 5 класс

Презентация на тему: имя прилагательное как часть речи 5 класс скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание


Презентация на тему: Имя прилагательное как часть речи 5 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Имя прилагательное как часть речи Урок русского языка в 5 классе подготовлен учи

Описание слайда:

Имя прилагательное как часть речи Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

№ слайда 2
Цель Знать: Морфологические признаки прилагательногоСинтаксическую функцию его в

Описание слайда:

Цель Знать: Морфологические признаки прилагательногоСинтаксическую функцию его в предложенииРоли прилагательного в текстеУметь:Употреблять прилагательные в речиОпределять морфологические признаки прилагательногоСинтаксическую роль в предложенииРасширить:Сведения о функции прилагательного в предложении

№ слайда 3
Работа с текстом К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестра

Описание слайда:

Работа с текстом К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая – белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит … , несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.

№ слайда 4
Работа с текстом О какой птице идет речь?Как вы это определили?Какие средства яз

Описание слайда:

Работа с текстом О какой птице идет речь?Как вы это определили?Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте?К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?

№ слайда 5
Понаблюдаем вместе Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Ян

Описание слайда:

Понаблюдаем вместе Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янссон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы. «Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов. — Одной пуговицы хватит! — Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или… — Можно обыкновенную брючную пуговицу, — сказал Юксаре.

№ слайда 6
Понаблюдаем вместе С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагател

Описание слайда:

Понаблюдаем вместе С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи:что означает, на какие вопросы отвечает?к словам какой части речи относится, как изменяется?

№ слайда 7
Отгадайте загадки Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Золотое решето

Описание слайда:

Отгадайте загадки Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Золотое решето черных домиков полно: сколько черненьких домов – столько беленьких жильцов.

№ слайда 8
Поэтическая пятиминутка Белая береза под моим окномПринакрылась снегом, точно се

Описание слайда:

Поэтическая пятиминутка Белая береза под моим окномПринакрылась снегом, точно серебром.На пушистых ветках снежною каймойРаспустились кисти белой бахромой.И стоит береза в сонной тишине,И горят снежинки в золотом огне.А заря, лениво обходя кругом,Осыпает ветви новым серебром. С.Есенин

№ слайда 9
Поэтическая пятиминутка Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать б

Описание слайда:

Поэтическая пятиминутка Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку?Как называется такое средство выразительности речи?Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

№ слайда 10
Игра «Составь слово» Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.Взять

Описание слайда:

Игра «Составь слово» Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. Получилось слово БесстрашныеС каким фонетическим явлением вы встретились?

№ слайда 11
Синтаксическая пятиминутка Составьте и запишите предложение со словом бесстрашны

Описание слайда:

Синтаксическая пятиминутка Составьте и запишите предложение со словом бесстрашные. Разберите его по составу. Разберите по составу предложение: Вода в озере холодная.Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?

№ слайда 12
Синтаксическая пятиминутка А кругом роса жемчужнаяОтливала блестки алые.И над оз

Описание слайда:

Синтаксическая пятиминутка А кругом роса жемчужнаяОтливала блестки алые.И над озером серебрянымКамыши, склонясь, шепталися. С.ЕсенинОпределите количество основ в предложении. Составьте схему.Какие выразительные художественные средства помогают автору создать яркую, образную картину?Придумайте и запишите синонимы к слову алый.

№ слайда 13
Лексическая работа Запишите предложения, выделите сказуемые и определения.Прибли

Описание слайда:

Лексическая работа Запишите предложения, выделите сказуемые и определения.Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин)Никнут шелковые травы. (С.Есенин)И в это время лебедь белая оглянула даль зеркальную. (С.Есенин)Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков)Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой)Что могут обозначать прилагательные?Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

№ слайда 14
Лексическая работа Составьте и запишите словосочетания.Определите, какие из них

Описание слайда:

Лексическая работа Составьте и запишите словосочетания.Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутреннее состояние, черты характера. Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый).Разобрать по составу слова задумчивый, заботливый. Приведите примеры прилагательных с такими же суффиксами.

№ слайда 15
Суффиксы имен прилагательных

Описание слайда:

Суффиксы имен прилагательных

№ слайда 16
Словарь трудных слов Баять (говорить)ОбаятельныйОбаятельноКраснобайАккуратность

Описание слайда:

Словарь трудных слов Баять (говорить)ОбаятельныйОбаятельноКраснобайАккуратность

№ слайда 17
Рассказ о прилагательном 5 класс

Русский язык

5 класс

Урок № 73

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в окончаниях имён прилагательных

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Имя прилагательное как часть речи.

2. Роль имён прилагательных в речи.

3. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Тезаурус

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».

Эпитет – это художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Качественные прилагательные – это прилагательные, которые отвечают на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику: по внешнему виду, по весу, величине, температуре и т. п.

Относительные прилагательные – это прилагательные, которые отвечают вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению.

Притяжательные прилагательные – это прилагательные, которые отвечают на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?» и обозначают принадлежность определённому человеку или животному.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.2// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 177.

Дополнительная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016. – 177 с.

2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?» (весёлый, глубокий, серьёзный), «чей?» (медвежий, заячий, мамин).

Давайте попробуем определить роль имени прилагательного в тексте.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные отметины на голове. Череп отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.

О какой птице идёт речь? Конечно же, все узнали дятла. Но как? С помощью каких языковых средств нам это удалось? Именно с помощью имён прилагательных мы можем дать точное и выразительное описание предмета или явления. Характеризовать, описывать предмет, назвать его отличительные признаки – вот главная роль имени прилагательного в речи.

Прочитайте миниатюру А. С. Пушкина, написанную в 1825 г. Найдите прилагательные.

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

Последние, роскошных, унылые, сладкого.

Эти слова являются эпитетами.

Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Как и любая изменяемая часть речи, имя прилагательное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

К постоянным морфологическим признакам относится разряд по значению: имена прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.

1. Качественные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», и обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику: по внешнему виду (привлекательное личико), по весу (тяжёлая сумка), величине (высокий дом), температуре (холодный чай) и т. п. Качественные прилагательные образуют краткую форму (высокий – высок, весёлый – весел) и степени сравнения (красивый – красивее, молодой – моложе), а также сочетаются со словами очень и весьма (очень горячий, весьма симпатичный).

2. Относительные прилагательные отвечают на те же вопросы, но обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению (городской житель – относящийся к городу, каменный дом – сделанный из камня). Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ан-, -ян-, -ск-, -ов- (песчаный берег, серебряное кольцо, ученический билет, лавровый венок).

3. Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?» и обозначают принадлежность определённому человеку или животному (лисий хвост, собачий нос, птичий клюв, папин портфель, бабушкины очки, Петин галстук). Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ин-, -ов-, -ий- (дедушкина машина, отцов ремень, кошачий глаз).

Попробуем определить разряд по значению предложенных имён прилагательных, распределив их на три группы: качественные, относительные и притяжательные.

Оловянный солдатик, мышиный хвостик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, синицыно гнездо, глупый вопрос, волчья пасть, сердечная мышца, каменный дом, московский метрополитен, детская литература, дедов кабинет, Машина работа.

Проверим:

Качественные

Относительные

Притяжательные

холодный день

оловянный солдатик

мышиный хвостик

длинный поезд

сердечная мышца

синицыно гнездо

смелый поступок

каменный дом

волчья пасть

добрый человек

московский метрополитен

дедов кабинет

глупый вопрос

детская литература

Машина работа

Посмотрите на словосочетания: на чист..м небе, весен..м утром

Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах?

Здесь действует правило правописания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Давайте составим алгоритм действий.

Итак,

1. В словосочетании определить главное слово.

2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

3. Выделить в слове-вопросе окончание.

4. Написать соответствующее окончание в прилагательном.

Подберите имена прилагательные к данным словам и графически выделите окончание.

По небу

Под снегом

В листву

(какому?)

(каким?)

(какую?)

Например, по синему небу, под хрустящим снегом, в жёлтую листву.

Имена прилагательные с именами существительными согласуются в роде, числе и падеже.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Восстановление последовательности элементов (горизонтальное)

Прочитайте имена прилагательные и составьте последовательность:

1) цвет;

2) вкус;

3) материал, из которого сделан предмет;

4) форма;

5) величина.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Ответы: Голубой, лиловый, красный; сладкий, горький, кислый; шерстяной, кирпичный, бумажный, железный; круглый, квадратный, треугольный; большой, маленький, высокий, низкий.

Выделение цветом

Прочитайте предложения и выделите цветом прилагательные.

В лесу на дорожках поднимался туман.

Внутри просторной коляски было темно.

Наша деревня расположена за рощей.

На горизонте показалось грозовое облако.

Ответ:

В лесу на дорожках поднимался туман.

Внутри просторной коляски было темно.

Наша деревня расположена за рощей.

На горизонте показалось грозовое облако.

Презентация для урока русского языка в 5 классе по теме

Имя прилагательное как часть речи

Подготовила:

Е.В. Головина,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска

Магнитогорск, 2018

Шестнадцатое марта

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..

Приметы пропавшей части речи

Имя прилагательное как часть речи

морфологические признаки

роль имен прилагательных в речи

синтаксическая роль в предложении

общее значение

План урока

  • роль имен прилагательных в речи;
  • общее значение;
  • морфологические признаки;
  • синтаксическая роль в предложении.

План урока

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает………………

и отвечает на вопросы……………………

Закончи предложение

Сравни

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Сравни

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

  • Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.
  • Глух…, ритмичн… стук;
  • лесн… царь; лесн… птица; длинн… клюв; голуб… небо;
  • ярк…, красн… перышки;
  • вредн… насекомые;
  • больн… деревья.

Вставьте окончания в имена прилагательные.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы…………………… Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

Закончи предложение

Прилагательное – присесть.

Глагол – подпрыгнуть.

Существительное – хлопнуть в ладоши.

Физминутка

1. Распустился красивый цветок.

2. Цветок красив.

Синтаксическая роль прилагательных

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы…………………… Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………

Закончи предложение

  • Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?
  • А) Имя существительное;

    Б) Имя прилагательное;

    В) Глагол.

Тест

2.  Имя прилагательное обозначает:

А) признак предмета;

Б) признак признака;

В) признак действия.

Тест

3. Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое;

Б) третье;

В)четвертое.

Тест

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок);

Б) о книжной (полке);

В) отцовского (участка).

Тест

5. Имя прилагательное не изменяется:

А) по падежам;

Б) по спряжению;

В) по числам.

Тест

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес;

Б) дружелюбный от природы.

Тест

  • Б
  • А «5» — 0 ошибок
  • В «4» — 1 ошибка
  • А «3» – 2 ошибки
  • Б «2» – 3 ошибки
  • Б

Ключ к тесту

Выучить правило на стр. 85;

Упражнение на выбор: 567, 572 или 575.

Домашнее задание

Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.

На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________.

И сейчас у меня ____________ настроение.

Рефлексия

  • сегодня я узнал …
  • было интересно …
  • было трудно …
  • я выполнял задания …
  • я понял, что …
  • теперь я могу …
  • я научился …
  • у меня получилось …
  • я смог …

Выберите начало фразы и закончите предложения:

Образец: 1 команда. (1 ряд)

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 команда. (2 ряд)

1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи.

Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный.

Образец: 3 команда. (3 ряд)

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

По смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.

  • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
  • http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка
  • Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon. gov. ru — сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www. mcko. ru — сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.

Список используемых источников:

Имя при­ла­га­тель­ное в рус­ском язы­ке — это само­сто­я­тель­ная часть речи. Укажем, что обо­зна­ча­ет имя при­ла­га­тель­ное, какие име­ет харак­тер­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи.

Прилагательное как часть речи

Слова рус­ско­го язы­ка обра­зу­ют строй­ную систе­му частей речи. Каждое сло­во что-то обо­зна­ча­ет, напри­мер име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют пред­ме­ты (доро­га, ябло­ко), гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия и состо­я­ния (гулять, при­ду­мать), место­име­ния ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства (кто, наш, столь­ко) и т. д.

В рус­ском язы­ке имя при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся само­сто­я­тель­ной частью речи, кото­рая име­ет общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние признака:

  • каран­даш (какой?) цвет­ной;
  • пес­ня (какая?) мело­дич­ная;
  • море (какое?) солё­ное;
  • дети (какие?) весё­лые.

Признаки и каче­ства могут так­же обо­зна­чать име­на суще­стви­тель­ные (белиз­на, крас­но­та, упрям­ство), но обо­зна­ча­е­мые ими при­зна­ки мыс­лят­ся отвле­чен­но от пред­ме­тов, кото­рым они при­над­ле­жат. Имена при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют такие при­зна­ки, кото­рые обя­за­тель­но при­над­ле­жат какому-либо предмету:

  • крас­ный платок;
  • белые цве­ты;
  • упря­мый характер.

Итак, при­ла­га­тель­ное име­ет общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние при­зна­ка. Чаще все­го оно харак­те­ри­зу­ет имя существительное.

Определение

Имя при­ла­га­тель­ное — это само­сто­я­тель­ная часть речи, обо­зна­ча­ю­щая при­знак, каче­ство пред­ме­та и отве­ча­ю­щая на вопро­сы какой? чей?

Определение из Википедии

Имя прилага́тельное — само­сто­я­тель­ная часть речи, обо­зна­ча­ю­щая непро­цес­су­аль­ный при­знак пред­ме­та и отве­ча­ю­щая на вопро­сы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В рус­ском язы­ке при­ла­га­тель­ные изме­ня­ют­ся по родам, паде­жам и чис­лам, могут иметь крат­кую фор­му. В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ное чаще все­го быва­ет опре­де­ле­ни­ем, но может быть и ска­зу­е­мым. Имеет тот же падеж, что и имя суще­стви­тель­ное, к кото­ро­му оно относится.

Прилагательное согла­су­ет­ся в роде, чис­ле и паде­же с име­нем суще­стви­тель­ным. В свя­зи с этим ука­зан­ные грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии пол­но­стью зави­сят от суще­стви­тель­но­го, кото­рое при­ла­га­тель­ное определяет:

  • кра­сивый пей­заж   ;
  • кра­сивая ска­терть   ;
  • кра­сивое зда­ние;
  • кра­сивые рисунки.

Род, чис­ло и падеж — это непо­сто­ян­ные при­зна­ки у слов этой части речи. В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла у при­ла­га­тель­ных род не определяется.

Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет прилагательное.

Разряды прилагательных

По сво­е­му зна­че­нию и по мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на три разряда:

  • каче­ствен­ные
  • отно­си­тель­ные
  • при­тя­жа­тель­ные
КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
Оценка: пло­хой, добрый… Материал: кожа­ный, деревянный… Принадлежность чело­ве­ку
или животному
(вопрос Чей?):
мед­ве­жья, мамин…
Размер: высо­кий, глубокий… Назначение: спор­тив­ный, военный…
Вес: тяже­лый, невесомый… Время: утрен­ний, ночной…
Запах: аро­мат­ный, душистый… Место: город­ской, лесной…
Температура: холод­ный, теплый… Количество: двух­лет­ний, столетний…
Действие: пуг­ли­вый, смелый…

Разряд явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком прилагательных.

Качественные прилагательные

Слова это­го раз­ря­да обо­зна­ча­ют при­знак, кото­рый может про­яв­лять­ся в боль­шей или мень­шей степени:

  • инте­рес­ный рассказ;
  • умный маль­чик;
  • мед­лен­ное течение.

Степени сравнения прилагательных

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют сте­пе­ни срав­не­ния: срав­ни­тель­ную и превосходную.

Сравнительная степень

Прилагательные в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни обо­зна­ча­ют, что свой­ствен­ный дан­но­му пред­ме­ту при­знак про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни по срав­не­нию с таки­ми же при­зна­ка­ми дру­гих пред­ме­тов либо в срав­не­нии с каче­ства­ми, кото­ры­ми обла­дал пред­мет ранее.

Сравнительная сте­пень быва­ет про­стой и состав­ной (слож­ной). Простая фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­сов -е, -ее(-ей), -ше:

  • лег­кий — легче;
  • инте­рес­ный — инте­реснее;
  • тон­кий — тоньше.

Составная фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни обра­зу­ет­ся при уча­стии слов «более», «менее» и началь­ной фор­мы прилагательного:

  • инте­рес­ный — более/менее интересный;
  • новый — более/менее новый.

Превосходная степень

Превосходная сте­пень обо­зна­ча­ет, что опре­де­лен­ный при­знак пред­ме­та про­яв­ля­ет­ся в наи­боль­шей сте­пе­ни по срав­не­нию с таки­ми же при­зна­ка­ми дру­гих пред­ме­тов. Различают про­стую и состав­ную фор­мы пре­вос­ход­ной сте­пе­ни. Простая фор­ма обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­сов -ейш-, -айш-:

  • пол­ный — полнейший;
  • близ­кий — ближайший.

Составная фор­ма обра­зу­ет­ся несколь­ки­ми способами:

1. при­со­еди­не­ни­ем к началь­ной фор­ме при­ла­га­тель­но­го слов «самый», «наи­бо­лее», «наи­ме­нее»

  • весе­лый — самый веселый;
  • широ­кий — наи­бо­лее широкий;
  • дале­кий — наи­ме­нее далекий.

2. с помо­щью при­со­еди­не­ния к про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни слов «все­го» или «всех»

  • гром­кий — гром­че всего;
  • сла­бый — сла­бее всех.

Краткая и полная форма прилагательных

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных упо­треб­ля­ет­ся в двух формах:

  • пол­ной (далё­кий, широ­кий);
  • крат­кой (далёк, широк).

Прилагательные в пол­ной фор­ме обо­зна­ча­ют посто­ян­ный при­знак пред­ме­та. Они изме­ня­ют­ся по родам в един­ствен­ном чис­ле, чис­лам и падежам:

  • сладкий чай;
  • сладкая конфета;
  • сладкое угощение;
  • сладкие яблоки.

В зави­си­мо­сти от твер­дой или мяг­кой осно­вы при­ла­га­тель­ные в фор­ме муж­ско­го рода име­ют окон­ча­ние -ый/-ий (твер­дый, гром­кий), в жен­ском роде — -ая/-яя (боль­шая, синяя), в сред­нем роде — -ое/-ее (круг­лое, жгу­чее).

Относительные прилагательные

Относительные при­ла­га­тель­ные назы­ва­ют посто­ян­ные каче­ства, при­зна­ки, выра­жая их не непо­сред­ствен­но, а через отно­ше­ние к дру­гим предметам:

  • сереб­ря­ный кре­стик — кре­стик из сереб­ра (мате­ри­ал);
  • ноч­ной поезд — поезд ночью (вре­мя);
  • верх­няя пол­ка — пол­ка навер­ху (место);
  • трех­лет­ний малыш — малыш трех лет (коли­че­ство);
  • кон­ская упряжь — упряжь для коня (назна­че­ние).

Часто отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся в пере­нос­ном зна­че­нии и при­об­ре­та­ют зна­че­ние каче­ствен­но­сти признака:

  • желез­ный гвоздь — желез­ное здо­ро­вье (хоро­шее, отличное);
  • сол­неч­ная энер­гия — сол­неч­ная улыб­ка (радост­ная);
  • осен­ний дождь — осен­нее настро­е­ние (печаль­ное).

Такие отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные пере­хо­дят в раз­ряд качественных.

Притяжательные прилагательные

Притяжательные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют при­над­леж­ность пред­ме­та какому-либо лицу или живот­но­му и отве­ча­ют на вопрос чей?

Слова это­го раз­ря­да обра­зу­ют­ся с помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов: -ин-/-ын- -ов-/-ев -ий/-й.

  • бабуш­ка → бабушкин голос;
  • цари­ца → царицын указ;
  • кро­ко­дил → кро­ко­диловы слё­зы;
  • Андрей → Андреев портфель;
  • говя­ди­на → говяжий балык;
  • вер­блюд → вер­блю­жья колюч­ка (я = [й’а]).

Склонение прилагательных

Имена при­ла­га­тель­ные в зави­си­мо­сти от конеч­но­го соглас­но­го осно­вы (твер­до­го или мяг­ко­го) при скло­не­нии име­ют раз­ные окончания:

  • в муж­ском роде в име­ни­тель­ном паде­же — окон­ча­ния -ый/-ий (мок­рый, близ­кий);
  • в жен­ском роде — -ая/-яя (сухая, синяя);
  • в сред­нем роде — -ое/-ее (сла­бое, лет­нее).

Понаблюдаем, какие окон­ча­ния име­ют при­ла­га­тель­ные в падеж­ных формах.

Морфологические признаки прилагательных

Подытожим наблю­де­ния за само­сто­я­тель­ной частью речи при­ла­га­тель­ным и ука­жем его посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

I. Постоянные признаки

  1. Разряд по зна­че­нию (каче­ствен­ное, отно­си­тель­ное или притяжательное)
  2. Степени срав­не­ния (у каче­ствен­ных прилагательных)
  3. Полная или крат­кая форма

II. Непостоянные признаки

  1. чис­ло
  2. род
  3. падеж

Синтаксическая роль прилагательных

Прилагательные в пол­ной фор­ме согла­су­ют­ся с опре­де­ля­е­мым суще­стви­тель­ным в чис­ле, роде и паде­же. В пред­ло­же­нии такие сло­ва выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль согла­со­ван­но­го определения:

Городской посе­лок воз­ник на месте древ­не­го сла­вян­ско­го селения.

Прилагательное в пол­ной фор­ме может быть частью состав­но­го имен­но­го сказуемого:

Ночь была тем­ная и холод­ная.

Прилагательное в крат­кой фор­ме или в фор­ме сте­пе­ни срав­не­ния — это сказуемое:

С утра она весе­ла и настро­е­на благодушно.

Летом вода в озе­ре синее, чем глу­бо­кой осенью.

Видеоурок

ava author

Класс 5

Тип урока: урок развития речи учащихся
с применением ИКТ

Цель урока – формирование умения
видеть образную, эмоциональную функцию имён
прилагательных в художественном тексте.

Задачи:

  • обучающая — повторение знаний о
    правописании безударных окончаний
    прилагательных;
  • развивающая – развитие умения
    использования эпитетов в речи, развитие
    творческих способностей учащихся, развитие
    навыков работы с ЭОР;
  • воспитывающая – воспитание чувства
    патриотизма и любви к родной природе, воспитание
    эстетического восприятия окружающего мира.

Оборудование: компьютеры,
мультимедийный проектор, ресурсы ЭОР (3 варианта
заданий), раздаточный материал, 2 фильма о родной
природе, презентация по теме “Имя
прилагательное”.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Психологический настрой на
успешную и плодотворную работу. Пожелание удачи.

Сообщение цели и задач урока (для учащихся).

ЦЕЛЬ УРОКА — углубление понятия о роли
прилагательного в речи.

ЗАДАЧИ:

1) научиться видеть образную, эмоциональную
функцию прилагательных в художественном тексте;

2) вспомнить о правописании безударных
окончаний имён прилагательных;

3) научиться эстетически воспринимать
окружающий мир;

4) научиться создавать художественные тексты с
использованием эпитетов в речи

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ — сочинение-миниатюра.

2. Вхождение в тему

Импровизированный турникет — приобретение
входного билета на урок.

Задание: подобрать красочные прилагательные к
предложенным именам существительным, выражающие
настроение, отношение к ним.

СОЛНЦЕ ………………………(какое?) (яркое, весёлое)

НЕБО ……………………………(какое?) (прозрачное,
бездонное)

ДЕРЕВЬЯ …………………….(какие?) (заснеженные,
притихшие)

ЗЕМЛЯ ……………………….. (какая?) (нарядная,
застенчивая)

СНЕЖОК ……………………….(какой?) (пушистый, лёгкий)

СНЕЖИНКИ ………………… (какие?) (узорчатые,
волшебные)

ПОГОДА ………………………..(какая?) (замечательная,
прекрасная)

ВОЗДУХ ……………………….(какой?) (чистый, свежий,
прозрачный)

НАСТРОЕНИЕ………………(какое?) (приподнятое,
радостное, восторженное)

3. Повторение ранее изученного об имени
прилагательном

Беседа по вопросам:

  • с помощью каких слов – частей речи мы
    характеризовали различные предметы? (с помощью
    имён прилагательных);
  • что обозначают имена прилагательные, для чего
    служат прилагательные в речи? (обозначают
    признак предмета, характеризуют предмет);
  • на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
    (какой? какая? какие? чей? и др.);
  • с какой частью речи употребляются (согласуются)
    имена прилагательные? (с именами
    существительными);
  • вывод о написании окончаний прилагательных.

4. Орфографическая работа (самостоятельная
работа по карточкам электронного
образовательного ресурса (ЭОР)

Самостоятельная работа представляет собой
карточки ЭОР по русскому языку (адрес сайта http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87343580-f6d0-4023-81da-77d589d280bb/index_listing.html)
и состоит из 3-х вариантов заданий. Учащиеся
индивидуально работают на компьютере с
карточками, вставляя на место пропуска окончания
имён прилагательных. Выполнить задание можно
многократно до получения правильного ответа. В
течение отведённого времени в зависимости от
степени подготовки и от темпа работы дети могут
выполнить от одного до трёх заданий. По итогам
работы каждый ученик должен получить резюме
программы о правильности выполнения карточки.

5. Работа с текстом. Определение роли
прилагательных в речи

Чтение 2-х вариантов текста (с прилагательными и
без прилагательных) И.С.Соколова-Микитова
“Зимний лес” (текст у учащихся на листочках).
Название текста детям не сообщается. (Приложение
1)

По итогам наблюдения беседа по вопросам:

  • можно ли назвать эти отрывки из произведения
    Соколова-Микитова текстом? Почему? (Да, это текст,
    так как предложения в нём связаны по смыслу и с
    помощью местоимений);
  • какой тип этого текста? (описание);
  • какова тема и основная мысль этого текста? (в
    тексте речь идёт о зимнем лесе, основная мысль в
    том, что “русский лес всегда хорош”);
  • какое название можно дать этому тексту? (зимний
    лес);
  • какие части речи помогают раскрыть тему текста
    и его основную мысль? (имена прилагательные);
  • какую роль они играют в этом тексте? (создают
    образ зимнего леса, рисуют картину природы,
    которую легко себе представить);
  • вывод о том, для чего нужны имена прилагательные
    в речи (характеризуют признаки, ярко, красочно
    описывают предмет, создают образную, объёмную,
    богатую картину, отражают эмоциональное
    восприятие, придают выразительность речи);
  • какую роль играют имена прилагательные в
    художественной речи? (имена прилагательные
    играют роль эпитетов – создают яркую, образную,
    красочную картину);
  • можно ли по тому, какие употреблены эпитеты в
    художественном тексте, понять авторское
    отношение к предметам, описываемым в тексте? (да,
    эпитеты помогают выразить авторское отношение к
    описываемым предметам).

6. Физкультминутка

Выполнение физических упражнений на
расслабление мышц спины, снятие напряжения глаз
под чтение отрывков из стихотворения А.С. Пушкина
“Зимнее утро”

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу утренней Авроры
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

7. Творческая мастерская “Вслед за
Пушкиным”

Учитель читает текст М.А.Шолохова “Здравствуй,
зима!” (Приложение 2) В это время через проектор
на доску проецируется фильм “Зима” в
сопровождении музыки Антонио Вивальди. После
прослушивания художественного текста ребята
пробуют свои силы в написании сочинений –
миниатюр о первом снеге.

Во время подготовки творческих работ учащихся
через проектор на доску проецируется фильм
“Первый снег” в сопровождении музыкальной
композиции Антонио Вивальди “Эльфийская ночь”.

Готовые работы ребят также озвучиваются под
музыкальное сопровождение А.Вивальди
“Эльфийская ночь”.

В прослушанных работах ребята находят эпитеты
и называют их.

8. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру “Первый снег”,
употребив в своих сочинениях имена
прилагательные в качестве эпитетов.

9. Рефлексия

В качестве подведения итогов урока ребята
заполняют таблицу (на раздаточных карточках),
проводя рефлексию своей работы на уроке, затем
высказывают свои мнения по вопросам о том, что
запомнилось на уроке и что захотелось
попробовать после его окончания. (Приложение 3)

Упражнение “Комплимент”. Ребята
высказываются о работе друг друга, оценивая
вклад каждого в урок, что способствует
удовлетворению потребности в признании
личностной значимости каждого.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕКСТ 1

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский
лес! В … зимний день выйдешь, бывало, в лес на
лыжах – дышишь и не надышишься. … лежат под
деревьями сугробы. Над … тропинками … арками
согнулись под тяжестью инея стволы … берез. …
шапками … снега покрыты … ветви … елей.

Идешь по … лесу и не налюбуешься. … спят сосны.
… тени их … стволов лежат на … сугробах.

Невидимой жизнью полнится … лес. От дерева к
дереву тянутся … следы, … мышиные и птичьи
следочки.

ТЕКСТ 2

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский
лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на
лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые
лежат под деревьями сугробы. Над лесными
тропинками кружевными белыми арками согнулись
под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми
шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви
высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься.
Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их
стройных стволов лежат на белых нетронутых
сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева
к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие
мышиные и птичьи следочки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

переливается в нем слепящим блеском.
Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов
и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви
тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся
ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь,
везде всё то же: снег, снег, снег. Изредка
подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато
как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие
снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч
морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим
зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь
волнующим чувством. Все живо, все ярко в
преобразившейся природе, все полно бодрящей
свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе,
что невольно улыбаешься и хочется сказать
дружески этому чудному зимнему утру:
“Здравствуй, зима!”

Шолохов Михаил Александрович

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы для проведения рефлексии

1 На уроке я работал активно / пассивно
2 Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3 Урок для меня показался полезен / бесполезен
коротким / длинным
интересен / скучен
4 За урок я не устал / устал
5 Мое настроение стало лучше / стало хуже
6 Материал урока мне был понятен / не понятен
7 Домашнее задание мне кажется легким / трудным
8 Продолжите фразу “Мне запомнилось…”  
9 Продолжите фразу “Я попробую …”  

Ответьте, пожалуйста, на приведённые ниже
вопросы, отметив нужный вариант знаком ? или
записав свой ответ

  • Рассказ о перелетных и зимующих птицах для детей
  • Рассказ о первом учителе от лица ребенка
  • Рассказ о памятнике журавли в саратове
  • Рассказ о папе в детский сад своими словами
  • Рассказ о невской битве и ледовом побоище