Рассказ о причастном обороте с примерами

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Определение причастного оборота

Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.

Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.

Запоминаем!

Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?

Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.

Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:

В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Границы причастного оборота

Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.

Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:

  • Пригревающее (кого?) — нас.
  • Пригревающее (как?) — нежно.

Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».

Запоминаем!

Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.

Знаки препинания при причастном обороте

Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.

По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:

  1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

    Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.

  2. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

    Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.

  3. Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

    • причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
    • причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    • причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:

  • Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.

    Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

    Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.

    Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.

    От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой

  • Страдательные и действительные причастия выполняют разную функцию.

    Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.

    Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.

  • Синтаксическая конструкция имеет однородный вид.

    Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.

    В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.

  • Главное слово стоит до или после ПО, а не разрывает его.

    Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.

    Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.

Класс: 7

Предмет: Русский
язык

Тема: Причастный
оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Учитель: Щеголева
Т.С

Дата:
_________

Цели и
задачи  урока:

Образовательные:

  •  закрепить
    понятие о причастном обороте и главном и зависимом слове  
  • формировать
    умения определять границы причастного оборота в предложении;
  • рассмотреть
    условия обособления причастного оборота;

Развивающие:

  • способствовать
    развитию логического мышления;
  • развивать
    интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать
    выводы;
  • развивать
    умение мыслить самостоятельно;
  • развивать
    умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные:

  • способствовать
    воспитанию культуры общения;
  • продолжить
    формирование познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать
    любовь к русскому языку.
  • формирование
    навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе
    и сотрудничества в решении поисковых задач

Оборудование:
карточки, иллюстрации, мультимедийный проектор

                                          
Ход урока

I.  Организация
класса к уроку.

Добрый
день, дорогие ребята, гости. Рада приветствовать всех на открытом уроке.

    II.  Актуализация.
Работа по образованию причастий.

 (Выступают старшеклассники с
поучительной историей)

 Автор:  Ребята,
вы слышали   историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий?

Дети: Нет.

Автор: В далёкой стране правил в давние времена ко­роль Который. Он настолько был горд собою, что
всем
подданным строго-настрого приказал:

Король: Восхваляйте  моё имя везде и всюду.

Автор: Даже придворных его звали весьма необычно.

(Слуга   раздаёт карточки, каждый ученик получает карточки):

Слуга: Я слуга, который служит.

Ты — поданный короля, который изучает.

Ты тот,  который читает

Ты тот, который  думает

Ты тот, который верил

Ты тот, который знал

Автор: Невеселой была жизнь в королевстве, где
каждый ребёнок был с рождения кото­рый…, каждая крошка — которая…,
каж­дое дитя — которое

Солнце, которое всходило, цветы, ко­торые расцветали, птицы,
которые щебета­ли, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо:
король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил
ей:

Король:
Я король, который любит.

Принцесса:
Любящий…

Король:
 Я тот,  который восхищается вами.

Принцесса:
Восхищающийся

Король:
 Годы, которые мне остались…

Принцесса:
Оставшиеся…

Король: 
Я хочу посвятить вам.

Принцесса
Хорошо,  но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил,
или веривший, тот, который знает, или знающий…

Автор:
Представьте, как обрадовались подданные короля!

Ребята, давайте
посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмеша­тельства
принцессы Причастие. Образуйте причастия:

Дети:

Я слуга, 
изучающий

-Я  поданный короля,
читающий

-Я поданный
короля, думающий

-Я слуга, веривший

-Я слуга, знавший

Король: Спасибо моим
поданным и моей принцессе из царства Причастий за то, что сделали нашу речь
краткой, яркой,  выразительной.

Учитель: А я
хочу поблагодарить наших старшеклассников за поучительную историю.

III. Определение темы и задач урока

-Переверните
карточки, отметьте определяемое слово прямоугольником.

А теперь подберите
 зависимые слова к причастиям.

Мальчик,
изучающий ( что) книгу.

Слуга,
думающий( о чём?)об отдыхе.

Читающий (
что?)книгу учёный.

Веривший
(во что?)в науку  звездочёт.

Дворецкий,
знавший ( кого?) короля

-Теперь зачеркните
красной пастой определяемое слово.

-Что у вас
осталось?

-Причастия и  слова

-В данных
словосочетаниях  определите главное слово,  поставьте крестики.

Какая часть речи
является главным  в словосочетаниях?

-Причастие.

-Правильно. От него
 можно задать вопрос  к остальным словам . Значит остальные слова являются
зависимыми по отношению к причастию.

-Так что осталось
?

 -Причастие с
зависимыми словами

-А кто знает, как
называется причастие с зависимыми словами?

-Причастный
оборот.

-Так как
называется тема сегодняшнего урока?

-Причастный
оборот.

-Молодцы. Теперь
вы знаете,  что причастие с зависимыми словами называется причастный оборот.
Всё, урок окончен……  Можете идти домой… Почему не уходите.

— А что вы хотите 
знать?  

Узнать,
что такое причастный оборот.

-Узнали.

-Научится отличать
причастный оборот от одиночного причастия.

-Я хочу  знать, сколько
слов
может входить в причастный оборот.

-Хочу знать, каким
членом предложения является причастный оборот.

-Узнать, к
какому слову
  в предложении относится причастный оборот.

-Обратите
внимание. В готовых карточках  в  некоторые предложениях  причастный  оборотом
выделен запятыми, а в  некоторых нет.  Чему мы ещё должны научиться?

-Как выделяется
на письме
причастный оборот?

— Запишем тему
урока в тетради.

-На ваших партах
лежат оценочные листы. Сегодня вы должны будете оценить свою работу, 
работу соседа по парте  после каждого вида работы. В конце урока  будет видно,
какую оценку вы получите за урок.

IV. Нахождении
причастного оборота.

1.Групповая
работа:

-Давайте
потренируемся в нахождении причастного оборота.

Работаем вместе.
Внимание на экран. Найдите причастные обороты:

         1)
спеющая рожь;   

         2)
лаявшая на людей;

         3)
расчищенная от снега;         

         4)
читающий мальчик;

         5)
развевающиеся знамена;     

         6)
очарованный музыкой.

— Оцениваем работу
 
в группе друг у друга. Ставим оценки. Кто как работал

2.Парная
работа

Распределите
данные словосочетания в две группы:

1. Причастие  с
определяемым словом

2. Причастный
оборот без определяемого слова

        
 Засеянное
поле, засеянное горохом;

        
 освещаемое
лампочкой, освещаемый зал;

        
 увлекающийся
музыкой, увлекающийся
человек;

— стелющийся над
рекой, стелющийся туман;

— задержанный
преступник, задержанный на улице.

Одиночное причастие
 

Причастный
оборот

Засеянное поле.

Освещаемый зал.

Увлекающийся человек.

Стелющийся туман.

Задержанный преступник.

Засеянное горохом.

Освещаемое лампочкой.

Увлекающийся музыкой.

Стелющийся над рекой.

Задержанный на улице.


Оценивание работы в паре. Ставим оценки соседу

V.Выделение
причастного оборота с запятыми

1. Составление
правила.

-Посмотрите на экран.

Листья, опавшие  с  дерева,  шуршат
под ногами.

Опавшие с
дерева листья шуршат под ногами.

— Сравните два
предложения и скажите, когда причастный оборот выделяется запятыми?

-Причастный оборот
на письме выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

-Найдите правило
в учебнике и ознакомьтесь с примерами
. ( стр 38)

-В русском языке
говорят, что
причастный оборот
на письме обособляется запятыми, если стоит
после определяемого слова

Какое слово вам
непонятно?

-Обособляется.

2.
Знакомство с понятием обособление

Что значит 
обособить?
Словарь
Сергея Ивановича   Ожегова(
выдающийся русский языковед,  лексиколог,
историк литературного языка, профессор, автор всемирно известного «Словаря
русского языка».
)

        
Обособить
– выделить особо, ограничить

        
Особенный
– не такой, как все, исключительный

        
Обособленный
– стоящий особняком, отдельный

        
Обособление
– выделение, ограничение

        
Обособиться
– выделиться из общего,

         изолироваться,
занять особое положение

4. Парная
работа. Расставьте знаки препинания

Лодка подплывающая
к берегу была полна людей. Я видел детей игравших на бульваре. Растущий на
клумбе цветок вдруг завял. Стоящий на опушке леса домик нас заинтересовал. Пруд
заросший камышами был живописен

Ответ: Лодка, 
подплывающая к берегу, была полна людей. Я видел детей, игравших на
бульваре. Растущий на клумбе цветок вдруг завял. Стоящий на опушке леса домик
нас заинтересовал. Пруд, заросший камышами,  был живописен.

Оценивание
работы ( соседа)

VI. Причастный
оборот как член предложения. Количество слов в причастном обороте.

1.Наблюдение

Посмотрите не
предыдущее задание, посмотрите в учебник( стр 37.) и сделайте вывод. 
 Каким
членом предложения является причастный оборот?

Причастный оборот является одним
членом предложения –определением
.

Причастный
оборот, выделенный запятыми  = обособленное определение

-Правильно. Молодцы Подчёркиваем волнистой
линией  как определение.

— Сколько слов может входить в причастный
оборот?

-Два, три , четыре ,  несколько

VII.
Физкультминутка

         
Назовите
причастия из физкультминутки.

VIII. Закрепление.

        1.
Готовимся
к ГИА!

1.Среди предложений 9-12 найдите
предложение с обособленным определением. Напишите его номер

 (9) Тут в голове
моей родился замысел, как традиционный поход превратить в увлекательное
приключение. (10) Дома у меня была оригинальной формы малахитовая шкатулка,
подаренная когда-то  отцом.  (11) В этой шкатулке хранились значки, которые я
лениво коллекционировал в детстве. (12) Шкатулку я решил использовать в
качестве клада.

Ответ: ( 10)

Среди предложений 32 – 36 найдите
предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

 (32)Королёв безмерно гордился подвигом
Гагарина и радовался его успеху куда больше, чем собственному.        (33) Один
из его друзей и соратников, удивлённый ликованием  Королёва, спросил как-то
раз:

(34) — Сергей Павлович, неужели ты
считаешь, что другие космонавты справились бы с заданием хуже, чем это сделал
Гагарин?

(35) — Ничуть! — горячо откликнулся
Королёв. (36) — Быть может, наступит время, когда каждый из них превзойдёт
Гагарина.

Ответ:33

-Оценивание работы ( себя)

2.Работа с текстом.
Упражнение 86.

Работаем самостоятельно! ( 5 минут)

Задание, которое  каждый выберет себе по
своему вкусу!!!Выбирайте!

« 3»-озаглавить текст,  выписать все
причастия

(Ответ: Старый дуб.

Причастия: сбежавшиеся, изображавшие,
отягчённой, пропиленной, нанесённой, поражённое, перебинтованным)

  «4» — озаглавить тест,  определить
основную мысль, выписать причастные обороты

(Ответ: Старый дуб. Любить и охранять
природу

Причастный оборот: сбежавшиеся с соседних
домов, изображавшие старый дворовый дуб, отягчённой густой кроной, нанесённой
старому дереву.

  «5»-Определить основную мысль,  тип
речи, стиль речи. Списать одно предложение с обособленным определением и одно
предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой.

( Любить и охранять природу.
Повествование, художественный стиль)

Текст: В. Дашкевич. Из интервью «Новой газете»

24.03.2021 21:32:18

Автор: Олег Спешилов


В данном тексте композитор В. Дашкевич поднимает проблему деградации современной культуры, отражённую в музыке.

По мнению автора музыка оценивается по двум критериям: существенность проблемы произведения и запоминаемость мелодии. В современных российских эстрадных композициях В. Дашкевич не находит ни того, ни другого качества. “Если вы не можете носить с собой мелодию больше года, то, скорее всего, ее не надо носить вообще. Мода ничего не значит.” Из этого следует вывод, что современная Россия не преуспела в создании собственной эстрады.

По мнению композитора, причина такого упадка качества музыкальных произведений кроется в современных технологиях и культуре потребления.

Раньше прослушивание музыки было значимым событием, доступным далеко не каждому, а теперь она производится и прослушивается в огромных количествах благодаря техническому прогрессу. По словам В. Дашкевича музыка, сделанная с помощью современных технологий “биологически несовместима с природой”, а компьютер “вообще не способен создавать художественную информацию”. Человек от таких композиций становится легко управляемым, а уровень востребованной им продукции понижается, что приводит к дальнейшему усугублению ситуации.

По мнению В. Дашкевича музыка из настоящего искусства превратилась в бездушный продукт, не стоящий ни гроша, используемый исключительно для удовлетворения мимолётных потребностей, а потом забытый навсегда.

С тем, что за последние несколько десятилетий было создано множество популярных, но при этом бессмысленных и однообразных музыкальных произведений, и что это поощряется культурой потребления, мне сложно не согласиться. Подобное будущее предвидел Ж. Верн в романе “Париж в XX веке”, в котором, среди всего прочего, популярность набрала бестактная, массово производящаяся электронная музыка, которую также могли записывать и с лёгкостью проигрывать когда угодно.  Однако это не значит, что стоящих произведений стало меньше, просто теперь их нужно искать самим. Также следует отметить, что компьютеры оказались способны создавать художественную информацию: например, благодаря компьютерам появились такие жанры, как чиптюн и синтвейв.  

Благодаря техническому прогрессу музыка стала доступной всем, вследствие чего на свет появляется много откровенного мусора. Но вместе с этим создаётся большее разнообразие стоящей музыки и у каждого из нас появилось больше возможностей найти композицию, приходящуюся нам по душе.


Здравствуйте, Олег!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 — Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения:  +1 балл

Ошибки:

По мнению композитора, причина такого упадка качества музыкальных произведений кроется в современных технологиях и культуре потребления.

Раньше прослушивание музыки было значимым событием, доступным далеко не каждому, а теперь она производится и прослушивается в огромных количествах благодаря техническому прогрессу.

Нарушение абзацного членения.

K6 — Точность и выразительность речи: 0 баллов

Ошибки:

K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

K8 — Соблюдение пунктуационных норм:+ 2 балла.

Ошибки:

По мнению автора ЗПТ музыка оценивается по двум критериям: существенность проблемы произведения и запоминаемость мелодии.

Запятая при вводном слове.

По словам В. Дашкевича  ЗПТ музыка, сделанная с помощью современных технологий  ЗПТ“биологически несовместима с природой”, а компьютер “вообще не способен создавать художественную информацию”.

Запятая при вводном слове.
Запятая при причастном обороте.

По мнению В. Дашкевича ЗПТмузыка из настоящего искусства превратилась в бездушный продукт, не стоящий ни гроша, используемый исключительно для удовлетворения мимолётных потребностей, а потом забытый навсегда.

Запятая при вводном слове.

С тем, что за последние несколько десятилетий было создано множество популярных, но при этом бессмысленных и однообразных музыкальных произведений, и что это поощряется культурой потребления, мне сложно не согласиться.

Запятая между однородными придаточными, соединенными союзом И, не ставится.

K9 — Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

В данном тексте композитор В. Дашкевич поднимает проблему деградации современной культуры, отражённую в музыке.

«…проблему, которая отражается НА музыке». Нарушение управления.

“Если вы не можете носить с собой мелодию больше года, то, скорее всего, ее не надо носить вообще. Мода ничего не значит.”

Неверное включение цитаты, цитата без вводящих ее слов.

о мнению В. Дашкевича музыка из настоящего искусства превратилась в бездушный продукт, не стоящий ни гроша, используемый исключительно для удовлетворения мимолётных потребностей, а потом забытый навсегда.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Но вместе с этим создаётся большее разнообразие стоящей музыки и у каждого из нас появилось больше возможностей найти композицию, приходящуюся нам по душе.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

K10 — Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

По мнению автора музыка оценивается по двум критериям: существенность проблемы произведения и запоминаемость мелодии. В современных российских эстрадных композициях В. Дашкевич не находит ни того, ни другого качества.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Человек от таких композиций становится легко управляемым, а уровень востребованной им продукции понижается, что приводит к дальнейшему усугублению ситуации.

Речевая недостаточность. Верно: » от прослушивания композиций».

Подобное будущее предвидел Ж. Верн в романе “Париж в XX веке”, в котором, среди всего прочего, популярность набрала бестактная, массово производящаяся электронная музыка, которую также могли записывать и с лёгкостью проигрывать когда угодно.

Неудачное употребление союзного слова. Непонятно, » в котором» — это о романе или о будущем.

K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Олег, сочинение хорошее. Не забывайте про связь между примерами и поработайте над точностью выражения мысли.

Удачи!

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Указание на связь между примерами: 0

K2 — Анализ связи между примерами: 0

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1

K6 — Точность и выразительность речи: 0

K7 — Соблюдение орфографических норм: 3

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 2

K9 — Соблюдение грамматических норм: 0

K10 — Соблюдение речевых норм: 1

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

Итоговый балл — 16

Возврат к списку

Главная » Статьи » Урок по русскому языку на тему Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Урок по русскому языку на тему Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Урок по русскому языку на тему Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.- 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Цели: повторить и закрепить знания о деепричастии; дать понятие о деепричастном обороте; способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.

Обучающие: Познакомить учащихся с деепричастным оборотом. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми.

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.

Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, исследование.

Образовательная технология: дифференцированного обучения, предметно-ориентированные технологии обучения.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Уметь находить деепричастия и деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; правильно выделять их на письме; конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Приёмы и методы работы

Деятельность ученика, формы работы

Постановка цели урока.

Этап проверки д/з

Самостоятельная работа с иллюстрацией

Актуализация знаний. Опрос

1) Повторение правила. Тест.

2) Упр. № 1.Найти деепричастия.

уч-ся к активному и

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи.

Синтаксический разбор предложения.

Работа с определением.

Представление основного материала в таблицах, рассказ, сообщение

Создание проблемной ситуации.

Запись предложения с д.о.

Работа с учебником.

Организовал работу с учебником.

1)Чтение правила с. 78

2)Выполнение Упр. 162, с. 79

выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

Запись на доске.

1).Выполнение заданий по карточкам.

Работа с упражнением

2)Выборочный диктант. Упр.3.

Этап контроля и самоконтроля

Записать номера предложений с од. д. и д.о.

Этап информации о домашнем задании

Дать информацию о д/з и комментарий к его выполнению.

Этап подведения итогов занятия

Ответы на вопросы

Не можешь — сумей, Не знаешь — узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, Ищи, Свершай, Достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. (Л. Татьяничева)

1) Правило. Карточки.

2) Найти деепричастия. Упр. 1 Слайд № 2-4

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Синтаксический разбор предложения.

— Замените глагол причастием и деепричастием.

Птицы догоняли друг друга и кружились в воздухе.

Птицы, догоняющие друг друга, кружились в воздухе. — Выделяем запятыми п.о.? Почему?

Птицы, догоняя друг друга, кружились в воздухе. (запись предложения в тетрадь)

—Подчеркните грамматическую основу, назовите глагол, в котором выражается основное действие; деепричастие, которое обозначает добавочное действие.

— Что стоит рядом с ним в предложении?

— Как бы вы назвали данную синтаксическую конструкцию?

— Какие знания помогли вам сделать такой вывод?

— Скажите своими словами, что такое деепричастный оборот.

—Тема урока (запись в тетради).

4.Объяснение нового материала.

Он бежал, оглядываясь по сторонам.

Он бежал, оглядываясь.

Он бежал, оглядываясь и спотыкаясь.

Работа с учебником. * 27 стр. 78 ПРАВИЛО

Деепричастия бывают одиночными и с зависимыми словами. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот в произношении выделяется интонацией и паузами, а на письме — запятыми. Запятыми выделяется независимо от того, где он стоит в предложении. Как и причастный оборот, деепричастный оборот рассматривается как один член предложения — обстоятельство.

— В чем разница между причастным и деепричастным оборотом? ( Причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие, а деепричастие относится к глаголу-сказуемому и характеризует добавочное действие).

Под голубыми небесами, великолепными коврами снег лежит и блестит на солнце.

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

— Из какого стихотворения взят отрывок? Сравним два предложения. -Роль д.о. в речи? (д. придаёт фразе живописность, дорисовывает, дополняет основное действие)

— Какая пунктуация соответствует деепричастному обороту?

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Работа с учебником. (Запись д.о. на доске.)

С. 79, упр. 162. — Назовите д.о.

6. Этап закрепления изученного.

1. Графически обозначить деепричастия и деепричастный оборот.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.

Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.

1.Поглядев на небо Алёша увидел одну только звёздочку

2. Лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону.

3. Не имея терпения ничему не научишься.

4.Утопая в снегу пробираясь с трудом сквозь бурелом брела олениха.

5. Благоухая сохли травы дымясь курились облака.

1.Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить слово.

2.Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями.

3.Бежит лыжня, искрясь и розовея, и пропадает где-то за сосной.

4.Мы шли с Дерсу, не торопясь и наблюдая птиц.

5. Шумели листья, облетая.

2. Трудные случаи расстановки знаков препинания при д.о.

Упр.2 Слайд № 5-7. Найти границы д.о.

Не обособляются деепричастия и д.о.

1). Одиночные деепричастия не отделяются запятыми лишь в том случае, если имеют значение обстоятельства образа действия и стоят после сказуемого. Пример. На сына мать смотрела улыбаясь.

2). Упр. 4 Слайд № 11-13. Фразеологизмы не выделяются запятыми.

3). Сравнить предложения. Слайд № 14.

7. Применение изученного.

1).Творческий диктант. (записать одно предложение на выбор)

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

2). Выборочный диктант.

«Собрать груши в корзину» Упр. 3 Слайд № 8-10.

3).Выбрать грамматически правильное продолжение предложения.

Упр. 5 Слайд № 16

8. Этап контроля и самоконтроля.

— Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте, деепричастии и причастном обороте. Урок на тему «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»

На уроке вы получите знания о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми. Мы поможем вам выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.

Тема: Причастие

Урок: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами

Например: рассказывающая (о чем?) о причастии; сидящая (за чем?) за столом.

Главным словом в причастном обороте всегда является причастие.

Читающая книгу

Вывод : причастным оборотом является словосочетание читающая книгу , т.к. от причастия можно задать вопрос: читающая (что?) книгу.

Причастный оборот в предложении является определением.

Причастный оборот всегда является одним членом предложения, а определяемое слово не входит в состав причастного оборота.

У окна .

deeprichastniy oborot znaki DE58

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется интонацией, а на письме — запятыми с двух сторон.

Сравните (см. таблицу):

ослепило нас. — ослепило нас.

Два причастных оборота, стоящие друг после друга, оформляются по общему правилу.

Например: Из окон были видны луга, , .

Два однородных определения, выраженные в предложении причастными оборотами, ведут себя так же, как и другие однородные члены предложения. Соответственно, знаки препинания между такими оборотами расставляются по правилам постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Например: Солнце, и , скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

deeprichastniy oborot znaki 25B78

Рис. 2. Перед одиночным союзом И, соединяющим однородные члены предложения, запятая не ставится.

Солнце, но все же скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

Рис. 3. Запятая перед противительными союзами А, НО. ()

Следует быть очень внимательным при определении границ причастного оборота, потому что в одном и том же предложении могут встретиться причастные обороты, которые нужно обособлять с обеих сторон запятыми, и причастный оборот, который выделять запятыми не нужно.

Домашнее задание

№ 69, 70. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Задание 2. Спишите. Подчеркните прямой чертой определяемые слова и волнистой — причастные обороты. Обратите внимание на роль союза и .

Великий, или Тихий, океан на этот раз словно бы хотел оправдать свое название, которое совершенно несправедливо дали ему моряки-португальцы, впервые побывавшие в нем и не встретившие ни разу бурь (Станюк.). 2) Не смеялся только бледнолицый, долговязый блондин, сидевший у окна, положив свою большую белобрысую голову на ладони, и, казалось, погруженный в созерцание звезд, сверкающих на небе (Станюк.). 3) Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, гроты, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрачность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот (Пауст.).

Русский язык в схемах и таблицах. Причастный оборот. Знаки препинания.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

Правописание причастий. Упражнения.

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. — М.: Мнемозина, 2012.

Еще со школьной скамьи у многих сохранилось представление, что, в отличие от причастий, деепричастия выделяются запятыми всегда, вне зависимости от наличия зависимых слов и места в предложении. На самом деле это представление не вполне верно — обособление деепричастий и деепричастных оборотов имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассмотрим обособление (и не обособление) одиночных деепричастий. Об читайте в соответствующей статье.

Общее правило таково — одиночные деепричастия обособляются (выделяются с обеих сторон запятыми), если выражают дополнительное действие, и не обособляются, если выражают оттенок основного действия . Например:

* «Она открыла дверь, засмеявшись» (два действия — «когда она открыла дверь, она засмеялась»).

* «Он шел по дороге не спеша и слушал пение птиц» («не спеша» — оттенок основного действия).

В первую очередь такими оттенками становятся деепричастия, которые в принципе практически утратили глагольное значение и воспринимаются скорее как наречия — «молча», «не спеша». Сложнее ситуация с теми деепричастиями, которые обособляются или не обособляются в зависимости от контекста. Например, «Она открыла дверь смеясь». Это деепричастие можно рассматривать как оттенок действия (как именно она открыла дверь?) или как самостоятельное действие (когда она открыла дверь, она смеялась). Соответственно запятая будет или не будет ставиться в зависимости от того смысла, который автор вкладывает в предложение.

Своеобразной подсказкой при принятии решения о постановке запятой может послужить следующее: как правило, оттенки действия выражаются деепричастиями, идущими сразу после глагола. При этом их можно заменить наречием или существительным с предлогом. Например «не останавливаясь» — «без остановок», «не спеша» — «без спешки», «улыбаясь» — «с улыбкой». Некоторые источники также указывают, что деепричастия, заканчивающиеся на «-а» и «-о» чаще являются оттенками, в то время как с «-в» и «-вш» — дополнительными действиями.

Оторванные от глагола деепричастия зачастую обособляются.

* «Она поздоровалась улыбаясь».

* «Она поздоровалась, улыбнувшись».

* «Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик».

Теперь обратим внимание на некоторые тонкости, касающиеся постановки запятых при обособляемых деепричастиях. В частности, если два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) одиночных деепричастия соединены союзом «и» (а также «либо», «или» и пр.), то вокруг данного союза запятые не ставятся — по аналогии с однородными членами предложения. Например, «Бегая и подтягиваясь, она быстро привела себя в форму». То же самое касается обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Обособляясь по отношению ко всей фразе, между собой эти члены предложения являются однородными (для этого деепричастия непременно должны относиться к одному глаголу).

Также запятые не ставятся, если союзом «и» соединены наречие и деепричастие, относящиеся к одному и тому же глаголу — такие члены предложения также считаются однородными (плюс к тому такие деепричастия часто выражают оттенки действия). Например, «Он ответил быстро и не задумываясь». При этом (по аналогии с однородными членами предложения) если соединительного союза нет или стоит союз «а» или «но», то между наречием и деепричастием стоит поставить запятую: «Он ответил быстро, не задумываясь».

Если деепричастие начинает придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который», то данное деепричастие не обособляется. Это же справедливо, если у деепричастия есть и другие зависимые слова. «Я мечтаю о таком платье, найдя которое буду чувствовать себя королевой».

Тема : Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

Цели : 1) Дать понятия «деепричастный оборот» и «одиночное деепричастие».

2) Вырабатывать умение видеть в предложении деепричастный оборот и одиночное деепричастие, обособлять их на письме, конструировать предложения.

3) Создать на уроке атмосферу доброты, сотрудничества.

4) Развивать навыки коммуникативного общения.

5) Учить видеть удивительное рядом, развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование : схемы, раздаточный материал, рисунки, текст, словари.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать урок мне хочется с таких стихотворных строк Аллы Мережко:

Хочу идти по жизни не спеша,

Любуясь ею, ожидая чуда,

Чтоб замирала радостно душа

В мелодии, звучащей ниоткуда. (На доске)

И вам, ребята, я желаю идти по жизни и любоваться удивительным миром, ожидать чуда, открывать для себя новое, что мы сегодня и постараемся сделать. Я верю, что у нас всё получится.

2.Целеполагание .

Тема нашего урока «Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии». Глядя на тему, сформулируйте цели нашего урока.

Итак, целями нашего урока будут:

1)познакомиться с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием,2)выяснить, когда же будем обособлять на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие, а также грамотно употреблять деепричастные обороты и одиночные деепричастия в речи.

3.Актуализация знаний.

А что означает обособить на письме запятыми? (Выделить запятыми).

Посмотрите, пожалуйста, на запятые в данном четверостишии. Постановку всех запятых мы можем объяснить? (Нет, только при причастном обороте)

(Вызываю ученика, который графически выделяет причастный оборот.)

Почему обособляем причастный оборот в данном предложении?

Всегда ли обособляем причастный оборот?

Напомните, пожалуйста, основные схемы-правила, когда обособляем, когда не обособляем причастный оборот.

(Вызываю ученика, который чертит схемы-правила.)

А что такое причастный оборот? Каким членом предложения является? Можем ли мы провести аналогию с причастным оборотом и ответить на вопрос: что такое деепричастный оборот?

Назовите деепричастные обороты в четверостишии. Каким членом предложения является деепричастный оборот? Почему вы сделали такой вывод?

Какими моделями словосочетаний представлены деепричастные обороты? Какой ещё моделью может быть представлен деепричастный оборот? Приведите примеры. Вывешиваю на доску схемы:

деепричастие +существительное; деепричастие +местоимение;

деепричастие +наречие.(деепричастие – главное слово)

Как вы понимаете, что такое одиночное деепричастие? Есть ли понятие одиночное причастие?

Итак, сделаем выводы. Продолжите предложения.

Деепричастный оборот – это…

Одиночное деепричастие – это…

4.Подход к теме

Можем ли мы сейчас объяснить запятые в четверостишии? Почему? (Мы ещё не знаем, при каких условиях обособляем и не обособляем деепричастный оборот и одиночное деепричастие.)

Какими способами узнаем? (Выдвижение гипотез: посмотрим в учебнике, самостоятельно постараемся узнать, спросим у учителя).

Для того чтобы вы сами могли сделать определённые выводы, я предлагаю вам материал для наблюдений.(Смотри ниже) Работать будете в парах. Анализируя примеры, сделайте выводы, когда будем ставить запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии, а когда не будем? Отразите выводы в схемах-правилах. (Обращаю внимание на доску, на которой оформлено всё, кроме схем)

Обособляем Не обособляем

Деепричастный оборот Деепричастный оборот

Одиночное деепричастие Одиночное деепричастие

После работы в парах вызываю ребят. Отвечают, когда обособляем, а когда нет. Затем вызываю учеников, которые чертят схемы, делают выводы. Говорю о нюансах схемы, где одиночное деепричастие не обособляется: обычно в конце предложения, можно заменить наречием, существительным с предлогом; важно, не что делает предмет, а как.

Проверим наши выводы по учебнику.

5.Первичное закрепление .

Вот теперь объясните знаки препинания в четверостишии? Как вы можете охарактеризовать обстоятельства? (Однородные.) Повторяем, какие члены предложения называют однородными.

Автор пишет, что хочет идти по жизни и любоваться жизнью. А когда человек чем-то любуется, какие чувства наполняют его душу? (Восторга, восхищения, любви, удивления)Работа со словарём. Ребята объясняют лексическое значение слова «удивляться» и подбирают синонимы.

Чему же можно удивляться? (В хорошем смысле этого слова)

Сконструируйте предложения, взяв за основу данные обороты

Море, рождая волны,…

Зачитывают свои предложения.

6.Закрепление .

Вы уже сами можете конструировать предложения. Отрадно, что без ошибок, но всё-таки, чтобы не допускать ошибок в употреблении деепричастных оборотов в речи, помните о …

Сравните два предложения и скажите, о чём необходимо помнить? Почему деепричастие предупреждает: «Не меряя семь раз, не режь».

Открыв окно, быстрый ветер ворвался в комнату.

Нежась на солнце, змея свивалась тройным кольцом.

Сделайте вывод. (И добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, выполняет одно лицо)

В дополнение к этому, подберите правильное продолжение к деепричастному обороту.

расцветает человеческая красота.

человек наполняет душу радостью жизни.

Можем ли мы данное предложение (второе) заменить синонимичной конструкцией? (Когда человек удивляется миру, он наполняет душу радостью жизни). Вспомните, как мы заменяли предложения с причастными оборотами.(сложноподчинённым предложением с придаточным определительным- понятие вводилось в 6 классе при изучении темы «Относительные местоимения».)

7.Работа по тексту .

Вы дружно работали, делали выводы, работая в парах и самостоятельно. Далее я предлагаю вам исследовать текст «Лебеди». (распечатка на парте). Первая группа – с точки зрения стиля речи, вторая группа – с точки зрения орфографии(пропущенные орфограммы);третья группа – найти деепричастные обороты и одиночные деепричастия. В ответе используйте научный стиль, можно свой ответ начинать с деепричастного оборота. (Исследуя текст с точки зрения…,….) Общее задание для трёх групп — роль деепричастных оборотов в тексте.

Ответы групп по предложенным вопросам.

Какова роль деепричастных оборотов в тексте? (Деепричастия более выразительно дописывают, дорисовывают основное действие. Показывают экспрессию движения, ярче подчёркивают динамику событий.) Работа со словарём толковым, затем со словарём антонимов: динамика-статика.

Ребята, какие чувства испытывает автор, когда наблюдает за птицами? Какие легенды о лебедях вы прочитали к уроку? Одну- две легенды слушаем. Затем прошу ребят сформулировать основную мысль легенды предложением с деепричастным оборотом.

Ребята, а в каком произведении идея любви, верности отражается так же ярко, как и в легенде. Это произведение – гимн любви, верности.(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»).С 2008 года 8 июля объявлен Всероссийским праздником семьи, любви и верности.

Ребята, что у нас может вызывать такие чувства, как в данном тексте? (Красота)Не только красота природы, человека, его поступков, но и красота слова, языка нам помогает выразить наши мысли, знания. Соприкосновение с удивительным миром делает нас духовно богаче, будит в нас прекрасное. Общаясь со мной на уроке, вы показали это. А хорошо ли поняли тему урока, проверим с помощью теста (+взаимопроверка).

Подумайте над всем услышанным во время урока и коротко оформите точку зрения по поводу урока.

Исследуя материал по теме, я (узнал, смог придумать…) и захотел…;

я (понял, разобрался…), теперь я….

9.Комментарий оценок.

Если вы не только поняли тему урока, но и услышали, что нас окружает удивительный мир, значит, урок не прошёл мимо вас. Нам, я думаю, стоит постараться не только видеть красоту, но и беречь её, чтобы ощущать радость жизни.

10.Домашнее задание.

Постарайтесь дома составить текст, используя в нём деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Подумайте, о чём можно рассказать, чтобы показать динамику событий. (Ответы детей.) Подсказываю рисунками с изображением дельфинов, бушующего моря и т.д.

Смотри приложение (материал для наблюдений, текст, тест)

Материал для наблюдений

Желаю успеха!

Деепричастный оборот обособляем.

1.Опрокидывая на своём пути, вихрь промчался над деревней.

2.Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

3.Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь, сверкая на солнце.

Будьте внимательны!

Деепричастный оборот не обособляем.

1.Ребята работали засучив рукава.

Мчаться высунув язык, работать спустя рукава, трудиться не разгибая спины, бежать сломя голову, говорить положа руку на сердце — что это?

Обособляем одиночное деепричастие.

1.Улыбаясь, я восторженно рассказывал об отдыхе.

2.Я узнал, приглядевшись, родную тропинку.

3.Мой друг радостно осмотрелся вокруг, приземлившись.

Будьте внимательны!

Одиночное деепричастие не обособляем.

1.Он работал шутя(=наречие легко).Он говорил улыбаясь(=сущ.с предлогом с улыбкой).

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё (не) вида..ым мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающ..хся с далёк..го юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещё..ые зарёю розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружились над заливом, потом стали садит..ся на воду.

Ещё никогда не видел я такой чудесн..й, почти сказочн..й картины. Я сидел на маленьк..м островке и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.

Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавш..м мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали поднимат..ся и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.

Тест по теме «Деепричастный оборот»

1.Найдите словосочетание деепричастие +существительное

а)скользя по снегу а)вырастить дерево

б)сбросить листья б)одетые в листву

в)заросший пруд в)замирая от страха

2.Найдите предложение с деепричастным оборотом

а)Морозец ударивший ночью а)Сверкая белоснежным оперением птица

сразу всё преобразил. пересекла реку.

б)Раскинув могучие крылья б)Листки сорванные ветром порхали

птица кружилась над серединой в воздухе.

3.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а)Пройдя длинную аллею лип, а)Ветер поднимая пыль на дороге,

старик опустился на скамейку. яростно выл в трубе.

б)Дорога, извиваясь подползает б)Море, рождая волны,

ближе к песчаной полоске. украшало их бахромой пены.

4.Найдите предложение, где не обособляем деепричастный оборот или одиночное деепричастие. Знаки препинания не расставлены.

а) Улучив удобную минутку а)Он отвечал скрепя сердце.

он вышел на свежий воздух.

б) Мы смотрели выпучив глаза. б)Приоткрыв глаза я увидел цветущий

5.Найдите предложение с грамматической ошибкой.

а)Подъезжая к станции, у меня а)Поднимаясь вверх, птицы хлопают

слетела шляпа. крыльями.

б) Не замечая меня, лебеди мирно б)Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

В предложении? В данной статье мы разберем эти вопросы, а также ответим на вопросы о том, когда необходимо обособлять подобные конструкции, а когда этого делать не стоит. Разумеется, в ходе статьи разберем и соответствующие примеры.

Вступление

Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте давно стали неотъемлемой частью изучения программы русского языка, проходить которую начинают еще в средней школе. Итак, а что же такое деепричастный оборот?

Деепричастным оборотом называется не что иное, как деепричастие, имеющее при себе зависимые слова. Таким оборотом может быть выражено и

Как известно, в русском языке имеются как самостоятельные части речи, так и служебные. Так вот, к первой группе относится как раз деепричастие, из которого составляется деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте регламентируются использованием соответствующих правил, которые мы рассмотрим в следующих пунктах.

Вообще, эта часть речи обозначает, по сути, добавочное действие. При этом оно относится к основному действию, описанному в определенном фрагменте текста. И еще: знаки препинания при причастном и деепричастном обороте ставятся одинаково.

Что сочетает в себе деепричастие?

deeprichastniy oborot znaki BF50

Оно сочетает в себе признаки сразу двух частей речи: глагола и наречия.

Что в деепричастии имеется от каждой названной части речи?

deeprichastniy oborot znaki 4E6D0

От глагола деепричастию “достались” такие признаки, как вид и залог, возвратность. А от наречия деепричастие “унаследовало” неизменяемость, а также которая свойственна обстоятельству.

На какие вопросы отвечает деепричастие?

deeprichastniy oborot znaki 0D21

Эта часть речи отвечает на следующие вопросы: “Что делая?”, “Что сделав?”

Введение в деепричастные обороты

deeprichastniy oborot znaki 065CEDF

Что такое одиночное деепричастие в русском языке, мы уже выяснили. А вот что представляет собой вся конструкция? Знаки препинания при деепричастном обороте могут расставляться в разных позициях, согласно правилам.

Конструкция представляет собой систему из одиночного деепричастия и зависимых слов, которые находятся при нем. Остальные параметры у оборота остаются теми же, что и у одиночного деепричастия. Речь идет в первую очередь о вопросах, на которые оно отвечает, а также о его роли в предложении. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом могут стоять в нескольких позициях.

Допустим, что в предложении имеется эта часть речи. Тогда в этом же предложении обязательно должно быть сказуемое, выраженное глаголом. Оно будет обозначать основное происходящее действие, в то время как деепричастие или деепричастный оборот будет это действие дополнять некоторыми, если угодно, пояснениями или уточнениями.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

deeprichastniy oborot znaki 960E54B

Сразу следует сказать, что постановка знаков препинания будет иметь некоторые нюансы. Есть некоторые алгоритмы, которые позволят разбираться в большинстве случаев. Однако порой правила становятся бессильными в случае тех предложений, когда, казалось бы, запятая должна стоять, но на самом деле ее нет. Тут помочь может только интуиция, потому что правилами такие случаи никак не объясняются. Но с этим мы разберемся позднее, а сейчас поговорим о другом.

Используя деепричастный оборот, человек должен четко осознавать, что при этом основное действие (выражающееся глаголом, роль которого — сказуемое) и добавочное действие (выражающееся нашим любимым деепричастным оборотом) имеют отношение к одному и тому же лицу.

Стоит отметить тот факт, что такие конструкции частенько имеют место в односоставных предложениях определенно-личного типа. При этом сказуемое в таком предложении может быть выражено глаголом, стоящим в повелительном наклонении. Это, кстати значит, что подлежащее в предложении будет достаточно легко найти.

Еще один нюанс: употреблять деепричастный оборот можно также в безличных предложениях. При этом он будет иметь связь с глаголом-инфинитивом.

Примеры деепричастных оборотов в предложениях

1) Тихо, едва ли не приседая до самой земли, он прошел мимо, не сводя глаз с объекта своего наблюдения.

2) Они долго ругались, пуская в ход острые слова, имеющие не самый хороший смысл, а затем она ушла, хлопнув на прощание дверью.

3) И кто бы мог подумать, что, решив, наконец-таки, привести свою комнату в порядок, он найдет то, чего ему так долго не хватало, о чем он уже почти забыл?

4) Увидев свору собак, кошка не просто вскарабкалась на дерево — она на него едва не взлетела.

5) Выпустив из-под колес клубы резко царапнула шинами асфальт и, протяжно взревев, сделала быстрый рывок вперед.

Постановка знаков препинания

Знаки препинания при деепричастном обороте ставятся в различных случаях. Их употребление регламентируется правилами и исключениями. Обычно они зависят от того, где в предложении стоит деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте могут ставиться с одной стороны (если оборот расположен в самом начале или конце предложения), с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения), а также могут вообще не ставиться (если имеет место исключение из правила).

Вообще, многие источники говорят о том, что оборот обособляется всегда, в любой позиции. Это неверно, поскольку существуют исключения, а также некоторые пункты, которые запрещают постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Их мало, бесспорно, но они все же есть. Постараемся дальше разобраться, что же это за случаи.

Когда деепричастный оборот не обособляется?

Постановка знаков препинания при деепричастном обороте не имеет места в том случае, если сам оборот сливается по смыслу с основным действием. А когда его нельзя употреблять?

Во-первых, если основное и добавочное действия относятся к разным словам. Пример: “Пробежав дистанцию быстрее всех, у финишировавшего обувь пришла в негодность”. Такое предложение, а вернее, использование в таком предложении данного деепричастного оборота станет нарушением синтаксических норм. Сравните это предложение со следующим: “Пробежав дистанцию быстрее всех, финишировавший вскоре отпраздновал свой триумф”.

Нельзя использовать деепричастие и деепричастный оборот в том случае, если в безличном предложении отсутствует инфинитив. То есть при этом конструкцию просто не к чему будет отнести. В то же время в подобном предложении может присутствовать сочетание, составленное из местоимения или существительного, играющего роль дополнения и глагола-сказуемого. Пример: “Посмотрев на то, какая погода за окном, мне сразу же погрустнело”. Это также нарушение синтаксических норм. Правильно будет в данном случае: “Посмотрев на то, какая за окном погода, я сразу же погрустнел”.

Запрещено использование конструкции, если она относится к причастиям страдательного рода. Выходит, что субъект действия, который обозначен деепричастием, и субъект действия, который выражен сказуемым, не совпадают между собой. Пример: “Мяч, улетев со стадиона, все же был пойман”. Здесь ошибка заключается в том, что один оборот относится к улетевшему мячу, а второй оборот — уже к людям, которые его поймали.

Заключение

Итак, что мы выяснили в ходе данной статьи? Во-первых, что знаки препинания в предложения с деепричастным оборотом могут ставиться по-разному, в зависимости от его нахождения в предложении. То есть они могут стоять с одной стороны (если оборот расположен в начале/конце предложения), а могут стоять сразу с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения). Во-вторых, знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте ставятся одинаково. В-третьих, постановка знаков препинания регламентируется синтаксическими нормами. В-четвертых, хотелось бы напоследок отметить сходство постановки, которую имеют знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

Тип урока. Усвоение нового материала

I. Образовательные:

  • повторить существенные признаки деепричастия как части речи;
  • усвоить существенные признаки деепричастного оборота как смыслового отрезка;
  • усвоить условия постановки знаков препинания в предложениях, осложненных деепричастным оборотом.
  • закрепить умение находить деепричастия в предложении;
  • сформировать умение находить границы деепричастного оборота;
  • сформировать умение выделять деепричастный оборот на письме.
  • воспитание культуры умственного труда на основе использования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
  • воспитание любви, бережного отношения к природе.
  • познавательные – уметь воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализировать, делать выводы; устанавливать причинно — следственные связи
  • регулятивные – уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать свою деятельность; анализировать собственную работу
  • коммуникативные – уметь взаимодействовать в группе, микрогруппе; формулировать собственное мнение и позицию
  • учебник;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • сигнальные карточки;
  • раздаточный материал;
  • компьютерная презентация.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ эпиграфа к уроку

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
М. Пришвин

Учитель. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что природу нужно охранять. Но понятие “природа” довольное обширное. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, беречь и спасать.

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1) Анализ текста

Учитель. Послушайте часть текста. Подумайте, почему я его прочитала.

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором.

Учитель. Это отрывок из текста. Как вы думаете, как автор закончил данный рассказ?

Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

  • Определите тему и идею рассказа.
  • К какому стилю относится данный текст?
  • Как вы думаете, чем интересен этот текст с точки зрения грамматики? (Наличие деепричастий)
  • Назовите деепричастия.
  • Вспомните, что вы знаете об этой части речи. Проверку усвоения изученного материала организуем по группам.
  • Группа А (1 колонка). Выберите для себя форму контроля: составление блок-схемы “Деепричастие как часть речи”, лингвистическая сказка о деепричастии, синквейн и т.д.
  • Группа В (2 колонка). Выполните тест в тетради. (Приложение №1)
  • Группа С (3 колонка). Пока остальные учащиеся выполняют творческие проекты и тесты, мы проведем фронтальный опрос по изученному материалу.
    Назовите общее грамматическое значение деепричастия.

  1. На какие вопросы отвечает деепричастие? Примеры
  2. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия? Примеры.
  3. Признаки каких частей речи соединены в деепричастии?
  4. Назовите признаки глагола. Примеры.
  5. Назовите признаки наречия. Примеры.

Учитель. Пока я проверяю качество выполнения заданий у других групп, выполните цифровой диктант в тетради. (Приложение №2)

Проверка качества выполнения теста группой В с помощью сигнальных карточек.

Проверка качества выполнения проектов группой С – индивидуальный опрос. .

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛ

Формулировка понятия на основе анализа языкового материала.

Перед вами “рассыпавшееся” предложение. Соберите его.

Человек и подчиняться природы частью должен ее является законам.

Замените первый глагол в предложении причастием. Запишите получившееся предложение. (Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам).

Выполните синтаксический разбор предложения.

  • Чем осложнено данное предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
  • Переконструируйте предложение так, чтобы в нем было деепричастие. (Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам).
  • Что такое причастный оборот?
  • А есть ли зависимые слова у деепричастий?
  • Сформулируйте, что такое деепричастный оборот.
  • Что станет предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке?
  • Сформулируйте тему урока. (Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом)
  • Сформулируйте цели и задачи урока.

V. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) фронтальная работа

  • Назовите существенные признаки понятия “деепричастный оборот”.
  • Сопоставьте сформулированное вами определение с определением в учебнике.
  • С какой новой информацией вы познакомились? (Деепричастный оборот – смысловой отрезок)

2) Групповая работа

То, что одиночное деепричастие и деепричастный оборот – это смысловой отрезок, докажет 1 группа . (Приложение №3)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами предстоит 2, 3, 4 группам. (Приложение № 4,5,6)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями предстоит 5 группе . (Приложение №7)

6 группе предстоит сопоставить особенности пунктуационного оформления причастного и деепричастного оборота. (Приложение №8)

(Отчеты руководителей групп)

VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Усвоение образца рассуждения (устно)

Учитель. Следующее умение, которое мы должны сформировать, — это умение находить деепричастный оборот в предложении. Давайте вернемся к нашему тексту о березе. Есть ли в нем одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором, огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

Основное действие выражено глаголом _________, добавочное действие деепричастием_____________. У деепричастия есть зависимое слово, следовательно, это деепричастный оборот, а деепричастный оборот, как правило, выделяется с двух сторон запятыми.

Аналитическое упражнение (письменно).

Учитель. С давних времен человек и природа взаимосвязаны. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя агрессивно.

Перед вами текст. Прочитайте его.

Береза всегда красива. Рождаясь маленьким стебельком не боясь холода и зноя она через несколько лет становится березкой. Пройти мимо не поглядев на нее нельзя. Она красивая но такая беззащитная. И так бывает обидно за людей которые ломают деревья не думая не стесняясь не переживая за содеянное и даже не понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дерево они могут поднять ее и на человека.

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте изученную пунктограмму.

Аналитико-синтетическое упражнение (письменно)

Учитель. Человек наделен Разумом. Это особый природный дар, поэтому мы должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Каждый из нас способен помочь природе, для этого нужно выполнять простые правила. Перед вами таблица. Соедините начало и конец предложения, и вы получите правила общежития с природой.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Человек и природа. Эти два понятия не разделимы. Природа – это храм, это источник жизни. И Человек, Человек разумный, должен чувствовать красоту и величие природы и понимать, как важно, как необходимо ее беречь.

VII. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП

Вспомните, какие цели и задачи мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?

А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.

В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

IX. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Уровень А. Употребление деепричастий в художественной речи (прозе).

Отрывок из повести Н.Гоголя “ Тарас Бульба” (глава 9). Со слов “А из города уже выступало неприятельское войско. ” до слов “. что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки”.

Примерные вопросы для исследования.

  • выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
  • проведите количественный анализ, выяснив, сколько в отрывке предложений и сколько раз встретились деепричастия и деепричастные обороты;
  • что помогают показать деепричастия в данном отрывке;
  • обобщите свои наблюдения и сделайте выводы.

Уровень В и С. Выполните упражнение №_____, выучите правило.

  1. http://1aya.ru/referat10/koncp-62174.php
  2. http://infourok.ru/-25694.html
  3. http://itv55.ucoz.ru/publ/urok_puteshestvie_ne_s_deeprichastijami/1-1-0-16

Hello, folks! В этой статье мы разберем такое понятие как самостоятельный причастный оборот в английском языке. Расскажем, какие бывают виды и как правильно использовать их в речи.

Типы причастных оборотов

В английском языке причастные обороты в функции обстоятельства бывают двух типов, а именно:

  • обороты, в которых причастие выражает действие, относящееся к подлежащему предложения. Такие обороты соответствуют деепричастным оборотам в русском языке:

Being in bad form, he cannot participate in the championship. – Будучи в плохой форме, он не может участвовать на чемпионате. (Being выражает действие, относящееся к подлежащему he) 

Having tested the new equipment, they agreed to sign a contract. – Протестировав новое оборудование, они согласились подписать контракт. (Having tested выражает действие, относящееся к подлежащему they)

  • обороты, в которых причастие имеет свое собственное подлежащее, выраженное существительным и общем падеже или местоимением в именительном падеже:

The weather being bad, the match was suspended. – Так как погода плохая, матч был приостановлен. (being bad имеет свое подлежащее the weather)

My husband having lost the key, we could not enter the house.

Так как мой муж потерял ключ, мы не могли войти в дом. (having lost имеет свое подлежащее my husband)

Причастные обороты этого типа называются самостоятельными причастными оборотами (The Nominative Absolute Participial Construction), так как, имея собственное подлежащее, они не связаны с подлежащим предложения.

Такие обороты не соответствуют русским деепричастным оборотам, так как русское деепричастие всегда выражает действие, относящееся к подлежащему предложения. Самостоятельные причастные обороты соответствуют в русском языке либо придаточным предложениям, либо самостоятельным предложениям.

Функции самостоятельной причастной конструкции

Значение the absolute participial construction определяется контекстом. Чаще всего такой оборот выражает:

  • время (time), соответствуя придаточному предложению времени:

This duty completed, he had a leave. – Когда эта работа была закончена, он получил отпуск.

Данное предложение можно перефразировать – When the duty was completed, he had a leave.

The papers examined, the watchman let us in. – Просмотрев документы, караульный позволил нам войти.

  • причину (reason), соответствуя придаточному предложению причины:

The professor being ill, the lecture was put off. – Так как профессор был болен, лекция была отложена. 

или

As the professor being ill, the lecture was put off.

There being little time left, they rushed to the station. – Поскольку времени оставалось мало, они бросились на вокзал.

  • сопутствующие обстоятельства (attendant circumstances), соответствуя самостоятельному предложению. Обратите внимание, что такие обороты всегда стоят в конце предложения:

A man with a bag fell over the stone, the potatoes rolling down the road. – Мужчина с сумкой споткнулся о камень; картофелины катились по дороге.

The girl was crying, her lips pursed. – Девочка плакала с поджатыми губами.

  • обстоятельства условия (conditionals). В этой ситуации мы обычно сталкиваемся с причастиями от глаголов to permit – позволять; to fail – провалиться, терпеть неудачу.

Weather permitting, we will start planting potatoes. – Если позволит погода, мы начнем сажать картофель.

Time permitting, I’ll visit you next month. – Если позволит время, я приеду к тебе в следующем месяце.

The absolute participial constructions могут соответствовать придаточным предложениям с оборотом there is и предложениям с формальным подлежащим it. В таких причастных оборотах перед причастием стоит соответственно there или it:

There being a severe storm at sea, the ship could not leave the port. – Так как на море был сильный шторм, корабль не мог выйти из порта.

It being Sunday, the shop was closed. – Так как было воскресенье, магазин был закрыт.

Наряду с самостоятельными причастными оборотами встречаются также равнозначные им причастные обороты, начинающиеся с предлога with. Они равнозначны абсолютным причастным оборотам, выражающим сопутствующие обстоятельства или причину:

The captain was standing on the deck with the pipe in his mouth. – Капитан стоял на палубе с трубкой во рту.

With the number of refugees increasing, Great Britain will soon face a serious of overpopulation. – Если количество беженцев будет увеличиваться, Великобритания скоро столкнется с проблемой перенаселения.

NB! Past Participle в самостоятельным причастных оборотах встречается достаточно редко:

The rain stopped, we returned home. – Когда дождь прекратился, мы вернулись домой.

The signal given, the performance started. – После того как сигнал был дан, начался концерт.

Использование в речи

Как вы могли заметить из примеров the absolute participial constructions очень распространены в научных, технических, экономических текстах. Они реже встречаются в художественной литературе и почти не употребляются в разговорной речи.

Читай также

Злодеус Злей и ошибки переводчиков в книгах о Гарри Поттере

Перевод самостоятельных причастных оборотов на русский

В зависимости от контекста самостоятельный причастный оборот переводится на русский язык:

  • обстоятельственным придаточным предложением с одним из подчинительных союзов: «так как», «поскольку», «ввиду того что», «после того как», «когда», если независимый причастный оборот предшествует основной части предложения:

The weather being fine, they went for a walk. – Так как погода была хороша, они пошли гулять.

The goods having been unloaded, the workers left the port. – После того как товары были разгружены, рабочие ушли из порта.

  • самостоятельным предложением с одним из сочинительных союзов: «причем», «в то время как«, «а», если независимый причастный оборот стоит после основной части предложения:

The treaty between the two countries is done in English and French languages, both texts being equally valid. – Договор между двумя странами составлен на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

The climbers left at dawn, returning late at night. – Альпинисты ушли на рассвете, а вернулись поздно вечером.

Present Participle (Participle I) следует переводить настоящим временем, если сказуемое выражено глаголом в настоящем времени, и прошедшем временем, если сказуемое стоит в прошедшем времени, поскольку Present Participle выражает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого:

That plant produces large quantities of pig-iron, most of the pig-iron being turned into steel. – Этот завод производит большие количества чугуна, причем большая часть чугуна перерабатывается в сталь.

Present Participle иногда можно переводить настоящим временем и в том случае, когда сказуемое стоит в прошедшем времени, поскольку Present Participle может выражать также действие, совпадающее с моментом речи, независимо от времени глагола-сказуемого: 

The ship could not enter the dock, its length exceeding 120 meters. – Корабль не мог войти в док, так как его длина превышает 120 метров. 

Perfect Participle I всегда переводится прошедшим временем, поскольку Perfect Participle всегда выражает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

The goods having been unloaded, the workers left the port. – После того как товары были разгружены, рабочие ушли из порта.

Глагол to be в пассивной форме в самостоятельном причастном обороте может опускаться:

The book (having been) discussed at the lesson, we decided to go to the cafe. – Обсудив книгу на уроке, мы решили пойти в кафе.

Часто нашим студентам бывает трудно распознать самостоятельный причастный оборот в тексте. Поэтому следует помнить его формальные признаки:

  1. перед причастием стоит существительное в общем падеже без предлога (или местоимение в именительном падеже)
  2. самостоятельный причастный оборот всегда отделен запятой.

Если будете помнить эти 2 признака, то без проблем сможете перевести данный оборот и успешно использовать его в письменной речи.

Статья была написана на основе учебника Практическая грамматика английского языка (К.Н. Качалова)

EnglishDom #вдохновляемвыучить

  • Рассказ о происхождение слов сорок и девяносто
  • Рассказ о происхождении имени дарья
  • Рассказ о происхождении имени сергей
  • Рассказ о природных зонах россии по карте природных зон 4 класс
  • Рассказ о природной зоне арктика 4 класс