Рассказ о причастии по русскому языку 7 класс

К нему можно задать два вопроса: какой? и что делающий?.2 909автор: морозов алексейдата: 17.06.2021причастие это часть речи, которая отвечает

Рассказ о причастии по русскому языку 7 класс

К нему можно задать два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?».

2 909

что такое причастие простыми словами

Рассказ о причастии по русскому языку 7 класс

Автор: Морозов Алексей

Дата: 17.06.2021

Причастие – это часть речи, которая отвечает на два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?». Например: мальчик (какой? что делающий?) играющий на скрипке. А вот к слову «игривая (натура)» можно задать только вопрос «какая?», поэтому игривый – прилагательное. К глаголу «играть» задается тоже только один вопрос – «что делать?», а к деепричастию «играя (на скрипке)» – вопросы «как?», «что делая?».

То есть причастие совмещает в себе признаки и прилагательного и глагола. Обозначает и признак, и в то же время действие. Например: читающий, играющий, поющий – он вроде бы и «какой», то есть описывается признак, и в то же время «делающий что-то» – дается указание на действие.

Что надо говорить о причастии вашей учительнице

Вот тут есть проблема. Определение причастия в разных учебниках не совсем одинаковое. Н. М. Шанский считает, что причастие – самостоятельная часть речи, а В. В. Бабайцева – что это форма глагола.

Если у вас учебник русского от В. В. Бабайцевой и называется «Русский язык. Теория. 5-9 класс», говорите, что причастие – форма глагола. Если учебник Ладыженской (синенький, с гжелью, там и теория, и упражнения, учебник для каждого класса свой), надо говорить, что причастие – самостоятельная часть речи.

Дальше, вне зависимости от учебника, вы будете говорить: «обозначает признак предмета по действию, совмещает признаки глагола (вид, время, залог) и признаки прилагательного (род, склонение)». Чтобы запомнить их, придумайте себе какое-нибудь бестолковое выражение типа «ВоВа ЗаРоС» – вид, время, залог, род, склонение.

Виды причастий – вот тут все срезаются

В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.

По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:

  1. Прочитавший (книгу) – «Какой?», «Что Сделавший?» – Совершенного вида.
  2. Читавший (книгу) – «Какой?», «Что делавший?» – несовершенного, нет буквы «с» в вопросе.

По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:

  1. Танцующая (балерина) – «Какая?», «Что делающая?» – настоящего времени. То есть она вот сейчас передо мной танцует.
  2. Танцевавшая – «Какая?», «Что делавшая?» – прошедшего времени. Уже не танцует.

По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.

  1. Играющий (мальчик) – «Какой?», «Что делающий?» – действительного залога. Понятное дело, что он сам играет.
  2. Сыгранная (пьеса) – «Какая?», «Что сделанная?», «С которой что сделали?» – страдательного залога. С ней что сделали? Сыграли. Понятно, что она сама себя сыграть не могла.
  3. Построенный дом – «Какой?», «Что сделанный?», «С которым что сделали?» – страдательного залога. С ним что сделали? Построили. Он сам себя не построит.

Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.

По роду: мужского, женского, среднего рода:

  1. [Он] пьющий – «Какой?», «Что делающий?» – мужского рода.
  2. [Она] пьющая – «Какая?», «Что делающая?» – женского рода.
  3. [Оно] пьющее – «Какое?», «Что делающее?» – среднего рода.

Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:

  1. Именительный падеж (какой? какие?): спящий, спящие.
  2. Родительный (нет какого? каких?): спящего, спящих.
  3. Дательный (даю какому? каким?): спящему, спящим.
  4. Винительный (виню какого? каких?): спящего, спящих.
  5. Творительный (творю с каким? с какими?): со спящим, со спящими.
  6. Предложный (предложение о каком? о каких?): о спящем, о спящих.

Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный, Пеленку – предложный.

Еще два слова о действительных причастиях

Действительные причастия могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными.

Возвратное – это когда есть -ся:

  1. Воспроизводящаяся (дорожка) – «Какая?», «Что делающая?» – возвратное, с -ся.
  2. Воспроизводящее (устройство) – «Какое?», «Что делающее?» – невозвратное, без -ся.

Переходное – когда есть (или может быть) зависимое существительное в винительном падеже без предлога. Например, причастие «изучающий» – переходное, потому что при нем может быть прямое дополнение в винительном падеже без предлога: изучающий биологию.

Возвратность и переходность – это признаки только действительных причастий, у страдательных их не может быть в принципе.

Пример характеристики причастия

Для закрепления. Характеризую причастие «Проигранный (бой)» по нашей схеме: ВоВа ЗаРоС:

  1. Вид: бой (что Сделанный? с которым что Сделали?) проигранный – совершенного вида.
  2. Время: бой (с которым что сделали [в прошлом]?) проиграли, он уже давно проигранный – прошедшего времени.
  3. Залог: бой (с которым что сделали?) проиграли, он проигранный – страдательный залог. Он сам себя не мог проиграть. И выиграть тоже.
  4. Род: бой (он какой?) проигранный – мужского рода.
  5. Склоняется: проигранный бой, проигранного боя, проигранному бою, проигранные бои, проигранных боев, проигранным боям и так далее по всем падежам.
  6. Категорий возвратности и переходности нет, потому что страдательное.

Всё. Есть вопросы – пишите в комментариях. И не забывайте нашу прикольную фразу «Вова зарос». Завтра напишу статью про причастный оборот.

Всем хороших оценок, высоких баллов на ЕГЭ.

P. S. Мое видео про причастия.

( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )

Оцените статью

Рассказ о причастии по русскому языку 7 класс

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Часть речи, сочетающая в себе свойства прилагательного и глагола, называется причастием. В данной статье описаны характерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного. Также приведены примеры для лучшего усвоения материала.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

Понятие о причастии как о грамматической единице

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):

  • Залог (действительное или страдательное);
  • Вид (совершенный или несовершенный);
  • Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

  • 1. Виды причастий
  • 2. Причастие и деепричастие — правила с примерами
  • 3. Причастие как часть речи
  • 4. Причастие
  • 5. На какие вопросы отвечает причастие?
  • Форма (полная или краткая);
  • Число (единственное или множественное);
  • Род (мужской, женский, средний);
  • Падеж.

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный).

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Типы Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет) Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)
Настоящего времени -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ- живущий, играющий, дрожащий -ом-/-ем-;
-им-
обсуждаемый, направляемый, гонимый
Прошедшего времени -вш-/-ш- знавший, танцевавший, замерзший -нн-/-енн-/-т- увлеченный, описанный, сбитый

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: Причастие

Разработка урока с элементами занимательности в 7 классе на тему: «Грамматические секреты Причастия»
I Введение. Цели и задачи урока: Цель данного урока – желание разобраться в следующих вопросах: можно ли заставить школьников учиться светло, радостно, без принуждения и надрыва? С помощью каких методов, средств зажечь в их глазах огонек жажды знаний? Что значит обучать творчески, с опорой на активные методы развития мышления? Думаю, известный поэт Роберт Рождественский очень точно и верно дал ответ на мои напряженные поиски интересной методики преподавания, на размышления о том, как заставить ребят слушать на уроке. Хочется словами великого человека выразить свою позицию: Твердят: «Вначале было Слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви – И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви… Основная задача этой работы состоит в том, чтобы на материале сложной темы показать, как элементы творческого подхода могут превратить скучный учебный процесс в познавательный диалог учителя с учеником. Учить творчески – нелегкая задача, ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Необходимо выбрать интересную методику объяснения, закрепления сложных тем, и корень учения может изменить свой вкус. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мысли, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивная восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, взаимообучение учителя и ученика, урок открытых мыслей, урок – монолог, монолог лирического произведения и другие). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих подобным находкам и открытиям. Чтобы добиться желаемого результата, необходимо изменить стиль общения с учащимися: научиться уважать незнание и непонимание ребенка, стараться найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения приказов учителя. «Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, — это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он прячет свое «я» под маской. Терпение, терпимость и безусловное приятие любого ребенка – залог успеха учителя. Исходным в творческой работе является живое впечатление, наличие пережитого. Если ученик убеждается, что при выполнении упражнения учится размышлять, самостоятельно делать выводы, если очевидна для него значимость порученного дела, чувствуется связь с жизнью, он с особым желанием включается в работу. Важны и условия, которые нужно создать учителю и остальным участникам педагогического процесса для развития ученика, его активности, самостоятельности, инициативы. Мне кажется, необходимым условием является раскрепощенность от страха получить плохую оценку, от нежелания выглядеть среди одноклассников смешным, нелепым. Уроки с творческим заданием, на которых учитель составляет вместе с учениками разноуровневые задания помогают каждому ребенку поверить в свои силы, выбрать то, что ему доступно, интересно, что получается, раскрыть внутренний потенциал, узнать себя с иной стороны. Итак, цель творческих уроков состоит в том, чтобы заложить в ученике механизм саморазвития, самореализации, признание его индивидуальности, самобытности. Нарисовать себе картинки — правила, «поиграть» всеми таблицами, придумать самостоятельно схему, составить упражнение – эта интересная методика, безусловно, помогает разобраться в трудностях русской орфографии и пунктуации. Чтобы доказать свою точку зрения, хочется из своей педагогической копилки представить урок на тему: «Грамматические секреты причастия», главная цель которого разобраться в сложных вопросах о причастии, используя интересный, занимательный материал. 1.Назначение урока с элементами занимательности, его цели и задачи Урок на тему: «Грамматические секреты причастия», основанный на необычной организации учебного материала, — это иллюстрация к пониманию того, как можно выразить сотворчество учителя и ученика, превратив урок в театр, в котором режиссирует и играет не только учитель, но и его ученики. Обычный класс становится сценической площадкой, на которой уже не играют, а живут жизнью изучаемых по программе трудных причастий. «Грамматические секреты причастия» — урок обобщения и систематизации полученных знаний. Этот урок – решение учителя творчески подойти к изучению сложного учебного материала о причастии, ведь тема всегда вызывает особую трудность у семиклассников Основными учебными задачами урока являются следующие: 1.умение находить причастия и правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий; 2.учить конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; 3.расширить знания о причастии как основном признаке глагола; 4.осуществлять синонимическую замену синтаксических конструкций; 5.развивать творческие способности учащихся; 6.учить грамотному употреблению причастий в речи. Задания к уроку проектированы учителем совместно с учащимися. Это связано с потребностью в мотивированном отношении к данному уроку. Важно заметить, что грамматические сочинения: «Творческий портрет Причастия», «Автобиография слова – причастия» — побуждают учеников в своем воображении представить зрительный образ, картинку, которая помогает им запомнить главные отличительные черты причастия. Так, в увлекательной форме ребята, как настоящие эксперты, делились собственными исследованиями, пытаясь на слообразовательном уровне объяснить, что такое причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Подобные творческие задания побуждают ребят глубоко аргументировать свою точку зрения. Хочется подробнее остановиться на методических играх на уроке: «Домино. «Образование причастий»» и «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях»». Игры я придумывала вместе с ребятами. Это совместное проектирование связано с потребностью в мотивированном отношении к уроку и заданиям. Игру «Домино» мы придумывали так. Была поставлена задача: доступно и в игровой форме показать, как образуются причастия. Каждая игра требует неукоснительного выполнения правил, условий, тогда ты близок к успеху. Это самый верный, неоспоримый аргумент для каждого ученика для того, чтобы выучить все правила образования причастия. Так, мы видим, у школьника в созданной учителем особой обстановке появляется и активность, и самостоятельность, и увлеченность, и особая ответственность. Методическая игра «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях» предполагает уже другую форму работы: «в парах» (метод взаимопроверки). Роль учителя выполняет ученик – консультант, который достает карточки и называет условия орфограммы. Но главная его миссия в другом: он должен проверить работу одноклассников и оценить. Следует отметить, что ученик, чувствуя важность порученного дела, готовится самостоятельно или сотрудничая с учителем так, что свободно владеет сложным учебным материалом, может объяснить товарищу. При ответах чувствуется глубоко аргументированная точка зрения. Подобный урок отвечает методическим требованиям уроков с элементами творческого подхода, ведь главная задача – учить детей сложным навыкам грамотного письма, учитывая их индивидуальность, особые интересы. Тема урока «Грамматические секреты причастия» Цели урока: 1. Обобщить и систематизировать изученный материал; 2. Расширить знания о причастиях как основных признаках глагола; 3. Повторить правописание причастий и пунктуацию в предложениях с причастным оборотом; 4. Углубить знания об образовании причастий, правописании суффиксов; 5. Развивать творческие способности учащихся; Учить грамотному употреблению причастий в речи. Эпиграф к уроку. Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В. Ломоносов. Ход урока Вводная часть Постановка целей и задач урока На уроках, посвященных причастию, самой необычной, вызывающей много разногласий и споров ученых, вы со¬брали достаточный материал и теперь мы проведем свое собственное расследование по делу: «Причастие — это форма глагола или самостоятельная часть речи». «Грам¬матические секреты причастия». В начале всякого расследования необходимо ближе позна¬комиться с особой Причастие, на которую и заведено дело. Вы познакомите нас с грамматической биографией при¬частия, с версией о названии или ее имени, представите грамматический портрет этой загадочной особы. Выступление Группы «Экспертов» Биография Причастия Версия о том, почему оно так названо. Герб причастия. Творческие портреты Причастия Причастие — кораблик Для меня причастие — это кораблик, играющий волнами в открытом океане. Этот океан называется Грамматика. Почему кораблик? Потому что главное в характере прича¬стия — стремительность, движение, ведь оно образовано от глагола, а от прилагательного — признак, качество это¬го движения — летящий, плывущий, тоскующий о Роди¬не. У меня кораблик — причастие может быть действи¬тельным (сам совершает действие) — плывущий, а стра¬дательным (когда ему помогают плыть солнышко и ве¬терок, он испытывает действие со стороны другого) — подгоняемый ветром. Причастие – растение Я представляю причастие в образе прекрасного растения. Объясню, почему так считаю. Почва — наука Граммати¬ка. Она взрастила разные части речи. Вот и глагол — ствол растения (основательный во всем и главный) появился из этой почвы. Для причастия глагол — тело, основа. А как может жить растение — глагол без души? И прилагатель¬ное, заботясь о растении, поливая его, согревая, подарила душу, наполненную признаками, качествами. Листочки — это грамматические признаки причастия: род, число, па¬деж, вид и время. У причастия нет будущего времени. Оно живет прошлым и настоящим. Грамматическая биография Причастия Причастие родилось в стране Грамматика. Отцом ее был Глагол, от которого она унаследовала совершенный и не¬совершенный вид, настоящее и прошедшее время, но, к сожалению, не переняла формы будущего времени. Мате¬рью была часть речи Прилагательное. От нее у причастия способность изменяться по падежам, числам и родам. Следует заметить, что Причастие — характерная особа. Часто меняет свое настроение. То оно действительное, то страдательное. В отличие от родителей имеет особые при¬меты: обозначает признак действия, имеет необычные, характерные суффиксы (-ущ-, -ющ-, ащ-, -ящ-, -ем, -им-, -т-, -нн-, -енн-). В настоящее время причастия прочно закрепились в на¬шей речи, сделав ее более выразительной и образной, а предложения более яркими, даже поэтичными. Сейчас она живет по постоянному адресу: страна Грамматика, город Морфология, улица Прилагательная. История названия Почему причастие так названо? Вы не задумывались? А ведь и в названии — имени нет случайностей. При при¬ ставка, «при глаголе», так как основная его форма, но обо¬ значает не действие, а признак действия. Таким образом приставка при- объясняет промежуточное положение. Причастие — «при прилагательном» и «при глаголе». Ко¬ рень «часть» обозначает, что причастие — часть глагола, так как от него образовано. Автобиография причастия «Расскажи о слове-причастии» Я, причастие( ), происхожу из семьи И ( ) мой отец ( ) оставил мне Значение( ) , ( ) время, ( ) вид. Мать ( )оставила в наследство вопрос( ), свою синтаксическую роль( ), и научила изменяться по ( ), _( ). Сейчас я стою в форме ( )рода, ( )числа и ( ) падежа. Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство — ( ) II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА 1.Образование причастий. Правописание суффиксов Комментированное письмо. Работа по творческим группам.Дифференцированное задание Задание для 1 группы Завис…щие вид…мый Сто…щие недорого кле…щие обои выслуша…ые замечания (выслушать) колыш…щиеся от ветра замеш…ое тесто (замесить) намас…ый блин (намаслить) КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР № 1 — ущ-} Если от глагола -ющ-} 1 спряжения -ащ-} Если от глагола -ящ-} 2 спряжения Если глагол на –ать- или –ять, то пиши — -нн-, на –ить-, -еть-, пиши — енн 2. Задание для 2 группы: Задание для 3 группы образуй от данных глаголов причастия 1.спр. писать – (пишущий) 3.Задание для 4 группы 2 спр. строить — (строящий) Найти причастие, в котором пишется 1. леч…щий врач суффикс –ющ- 2. жал…щие осы 3. кол…щие дрова 4. по…щие мальчики 5.стел…щиеся растения 6.терп…щие Комментирование знаков препинания. Запись под диктовку. 2. Выделение причастного оборота запятыми. Определения, выраженного причастным оборотом а) Смышленый мальчик, / утомленный (сообразительный, понятливый) математическими заданиями и убаюкиваемый покачиванием вагона/, очень скоро уснул. Конструирование предложений. (правописание окончаний, согласование с определяемым словом) б) Лукашка разглядывал прямо на него х какую? (надвигавшаяся) фигуру, своими очертаниями (напоминавшая) названого брата. кр.страд. в) Цветник запущен, сорные травы сплелись х (сплел) на/ вросших в землю клумбах,/ никем не расчищенных и / уже давно не посыпанных песком. Динамическая пауза. «Ответь на вопрос» . Как мы скажем об ученике, который читает книгу? — о шаре, который летит? — о девочке, которая бежит? — о яблоке, которое краснеет? — о море, которое бушует? — о солнце, которое заходи в лес? КАРТОЧКА — ИНФОРМАТОР№ 1 -ем- 1 спр. -им- 2 спр. б) страдат. Причастия настоящ. времени 1 спр. колебать — колеблемый 1 спр. подгонять — подгоняемый 2 спр. любить – любимый Домино « Образование причастий» 1 комплект писать – ущ-брить – ющ-лечить –-ащ-| ненавидеть – ящ- |гнать -им- |рассказать – ем-|склетить- -енн- |завещать – анн-| настоять -янн-| 2 комплект зависеть — -ящ-| колыхать – -ущ-| бороться — -ющ-| значить-ащ-| читать — -ем-| слышать- -им-|выдержать -анн-| развеять — -янн-| остричь — -енн-| 3 комплект пилить — -ящ-| дышать-ащ-| полоть — -ущ-|отвлекать — -ем-| видеть — -им-| изранить- нн-| посеять –нн-| выслушать-анн-|– резать- ущ- | 4 комплект ненавидеть – ящ-| лечить-ящ-| брить — -ющ-| махать –- ущ-| гнать — -им-| рассказывать-ем-| склеить — -енн-| завещать-анн-| повеять —янн-| Орфографическое лото «нн и н в причастиях» Ученик-консультант а) есть зависимое слово достает карточки б) приставка есть с описаниями в) нет зависимого слова условий г) от глагола соверш. вида орфограммы д) слова — исключения «н и нн в причастиях», и учащиеся закрывают соответствующие примеры слов – причастий и от- глагольных прилагательных Карточка – лото организова…ый купле…ый жаре..ый в масле девочка причеса…а некоше…ый юноша взволнова… ране…ый перекраше…ый Задание 2. Творческая работа «Наш маршрут» Нужно дописать предложения, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помнить, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову. Мы идем по дороге( )Наш путь лежит мимо памятника ( ) Рядом с памятником растут елочки. Они стоят неподвижно( ) Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию Чкалову( ) Задание 3 «Помоги жителям Причастино» Прочитать текст и исправить грамматические ошибки при употреблении причастного оборота «Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Не портите радующихся глаз зелень и цветы. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником» Задание 4 Соедините части слов так, чтобы получились причастия, а над ними подпишите: действительные или страдательные. Воз, рас, зва, сши, ко, хло, лож, стил, ког, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, не, е Ответы: воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-не-ся, зва-ны-е, сиш-ты, ко-леб-ле-мо-го, кло-ког-ущ-ему. Задание 5 Составь с найденными существительными как можно больше словосочетаний с причастиями протекающий ТОК Меняющийся маринованный СОК Разведенный Задание 6 Составить рассказ на одну букву (букву п). В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом по причастию. Например, Принесенному письму порадовалась Полина. Карточка — информатор № 2 Работа «в парах» Правописание причастий .1 этап работы 1.Струи воды не__ скова__ые льдом вливались в свинцовые волны униза___ые мерца__имися звездами. – 2.Давно не___ бритый боец ране__ый осколком 1. Медленно шел на санитарный пункт, расположе__ый недалеко от дороги. 2.Не__украше__ые броским цветом осени большие , листья колебл__мые ветром не__прекраща__мся ни на минуту были прекрасны. 3.Не__исправле__ая смышле__ым мальчиком ошибка осталась почти не__замече__ой 1 вариант. Найти в тексте причастный оборот, Расставить знаки препинания. 2 вариант. Вставить пропущенные буквы. Прокомментировать орфограммы: «н и нн в суффиксах Причастий», «не с причастиями». Карточка – информатор № 3 1. нет приставки, кроме не -НН- 1. есть приставка 2. не зависимых слов 2. есть зависимые слова 3. слова-исключения 3. есть –ован- -еван- 4. краткие страдательные причастия 4. образовано от глагола совершенного вида III. ОБОЩЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫВОДЫ . Данный рабочий материал по теме «Необычная страна Причастие» поможет каждому учителю русского языка провести уроки более содержательно, вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению темы, развить их творческие навыки. Творческий подход в обучении позволяет ярче проявлять себя не только ученику, но и учителю. Он выступает на уроке в такие отношения с учеником, когда обе стороны начинают сотрудничать между собой. На таких уроках учитель становится коллегой ученика, пусть более старшим и опытным, одинаково с учениками заинтересованным в хороших результатах труда. Его роль – это не роль контролера или охранника напротив, учитель эмоционально поддерживает учеников, создает условия для успешной работы, дает консультации, подсказывает, как лучше выполнить то или иное задание, советует обратить внимание на чью-то интересную работу. Он должен видеть, слышать и понимать каждого ученика, обращать внимание на интересное предложение ученика, а при подведении итогов акцентировать внимание на вкладе каждого в успех общего дела. Главная задача педагога, исповедующего творческое обучение, — содействовать ученику в преодолении пассивной позиции в учебном процессе, помочь открыть себя. Только от учителя зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от нас, Трудно? А как же иначе? Таково наше высочайшее предназначение: светить, озарять, любить, облагораживать, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе вечное» в юных душах учителей, зависит, будет ли наша страна богата талантами. Домашнее задание Написать сочинение на тему, в которой должны быть причастия, причастные обороты. Какую картину ты представляешь, когда говорят: «Море и вечерний закат», «Лунная дорожка моря», «Березовая роща в лучах утреннего солнца», «Весенняя капель». Например: я представляю родничок, то бурлящий, перекатывающий разноцветные камушки, то радостно журчащий своими переливами. А водичка, с такой любовью омывающая каждый камушек и заботливо оттачивающая их острые углы, тихо напевает убаюкивающую песенку весны Список использованной литературы: Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности. Русская словесность, 2000, № 4 Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост, 1991, 3 6 Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. № 6- М., 1996 Иванова С. Нетрадиционный урок литературы.1998., № 5-6 Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? Народное образование., 1996, № 1 Московкина И.И. Урок осмысления эссе. Литература в школе. 1995, № 6 Шоган В.В. Приемы эмоционально-художественного воздействия на уроках /Сборник научных трудов НИИ Художественного воспитания. М., 1986.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе. Причастие Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Похожие статьи:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Прилагательные и причастия

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении, достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:

  • Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена, которые рассеяли по ветру);
  • Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек).

Различия между прилагательными и причастиями изучаются в 7 классе.

Популярные сочинения

  • Любовная лирика Есенина — сочинение 11 класс
    Есенин был довольно любвеобильным человеком, хотя, если посмотреть на некоторые особенности его биографии более подробно, открываются весьма неординарные детали
  • Сочинение Я люблю свою Родину Россию
    Мы любим Родину все от мала до велика, это наше место рождения, наша земля, здесь мы рождены. Нет лучшей страны, чем наша, нет более красивых и красочных пейзажей, чем наши. Путешествуя по нашим дорогам
  • Выбор профессии — сочинение 11 класс
    Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос о том, какую выбрать профессию. Это очень важный выбор, ведь от того на сколько грамотно он будет сделан зависит дальнейшая жизнь человека.

Часть речи, сочетающая в себе свойства прилагательного и глагола, называется причастием. В данной статье описаны характерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного. Также приведены примеры для лучшего усвоения материала.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

Понятие о причастии как о грамматической единице

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):

  • Залог (действительное или страдательное);
  • Вид (совершенный или несовершенный);
  • Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

  • 1. Виды причастий
  • 2. Причастие и деепричастие — правила с примерами
  • 3. Причастие как часть речи
  • 4. Причастие
  • 5. На какие вопросы отвечает причастие?
  • Форма (полная или краткая);
  • Число (единственное или множественное);
  • Род (мужской, женский, средний);
  • Падеж.

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный).

Сочинение рассуждение на тему причастие как часть речи

2014- Я выбрала эту тему, потому что я считаю, что причастие – это одна из самых сложных частей речи. Она зависит от грамматических показателей глагола. Четыре, а если учесть и возвратные, то шесть причастий образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Так, от «читать» возможны шесть причастий: читающий, читавший, читаемый и возвратные: читающийся, читавшийся. Очень метко о причастиях сказал В.И. Даль, автор знаменитого словаря: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.» Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное: изменяется по родам, числам и падежам, согласуется с существительными и отвечает на вопрос какой? Следовательно, в причастиях заложены признаки и глаголов и прилагательных. Эту двойственность причастия заметили и древние грамматисты, дав ему имя «причастие», т.е. причастное к имени и глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи естественно делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на что обратил внимание еще М.В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. Это свойство причастий заключать “в себе имели и глагола силу” широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Но в обычной разговорной речи причастия резки. Об этом писал еще А.С.Пушкин: «Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» А теперь обратимся к деепричастиям. В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин “деепричастие” возник в XVII веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, это форма глагола означает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам эта форма похожа на наречие, так как не изменяется, поэтому в некоторых грамматиках деепричастие называют отглагольным наречием. В своем реферате я хотела разъяснить самые сложные моменты в образовании, употреблении и т.п. причастий и деепричастий. Основная сложность и частые ошибки возникают из-за того, что многие путают причастия с прилагательными. В сравнении и на примерах, на ошибках можно всё-таки научиться писать грамотно и понимать все тонкости и глубину великого русского языка.

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Типы Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет) Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)
Настоящего времени -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ- живущий, играющий, дрожащий -ом-/-ем-;
-им-
обсуждаемый, направляемый, гонимый
Прошедшего времени -вш-/-ш- знавший, танцевавший, замерзший -нн-/-енн-/-т- увлеченный, описанный, сбитый

Сочинение на лингвистическую тему 7 класс причастие

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И. Б. Голуб: «Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Текст (1)Средняя полоса Россия – страна необыкновенная. (2) Достаточно увидеть, как ветер уносит в синеющую осеннюю дальлиственный убор лесов или как застенчивым счастьем блестят газа белоголового мальчишки со свистулькой в руках, чтобы понять это. (3) Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце сразу, навсегда, навек покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой. (4) Я вырос на юге и впервые увидел Среднюю Россию, Когда мне было двадцать лет. (50) Это было осенью. (6) Я ехал из Киева в Москву. (7) Невдалеке от Москвы я увидел из окна вагона неправдоподобно синюю, совершенно индиговую маленькую реку, которая была вся засыпана жёлтыми листьями. (8) Я высунулся в окно, и вдруг у меня перехватило дыхание. (9) В лицо светило нежаркое сентябрьское солнце. (10) Я смотрел до головокружения на шумливые рощи, трепет осин и берёз, блеск светлых речушек, на луга и кромку строгих, как кремлёвские стены, сосновых боров по горизонту. (11) Отчего это со мною произошло? (12) Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (13) Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилось за окнами в холодеющем воздухе. (14) Так, мелькнув, впервые появилась новая родина, чтобы захватить всё моё сердце. (15) Это вначале удивило меня самого. (16) На следующий день в Москве, куда я попал впервые, я пошёл в Третьяковскую галерею. (17) Поднялся по лестнице. (18) вошёл в боковой зал наверху. (19) Вдруг снова перехватило дыхание, невольные слёзы обожгли мне глаза, хотя я тогда очень стыдился слёз. (20) Я стоял пред «Золотой осенью» Левитана. (21) Эта картина вошла в моё сознание сразу, как появление настолько величавой и облагораживающей красоты, что до тех пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете. (22) Все семь дней, какие я пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана, изумлённый, взволнованный, притихший. (23) Всё дрожало у меня на душе: я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное. (24) А происходило величайшее событие в моей жизни: я обрёл свою родную страну. (25) Я полюбил её до последней прожилки на каждом незаметном дубовом листке. (26) Тогда впервые дошёл до меня подлинный смысл таких слов, как «священная земля», «отечество»… (27) С тех пор Средняя Россия стала для меня действительно священной землёй, и я часто видел её так, как в первый раз. (28) Невыразимо прекрасную, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины и залитую сиянием нежаркого солнца. (По К. Г. Паустовскому*) *Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – известный русский прозаик, автор повестей, рассказов и очерков.
Повторим теорию Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? Причастие образуется от глагола и объединяет в себе морфологические признаки глагола и признаки прилагательного. Стилистическая роль причастий в русском языке своеобразна. Эта форма передает смысловую точность, сжатость, лаконичность речи, вносит в текст элементы книжности, в публицистических и художественных текстах причастия приобретают экспрессивную окраску. Эпитет – красочное определение. Причастие и причастный оборот могут выступать в роли эпитетов. Работаем с черновиком

Прилагательные и причастия

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении, достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:

  • Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена, которые рассеяли по ветру);
  • Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек).

Различия между прилагательными и причастиями изучаются в 7 классе.

Сочинение на лингвистическую тему о причастии

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И. Б. Голуб: «Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Текст (1)Средняя полоса Россия – страна необыкновенная. (2) Достаточно увидеть, как ветер уносит в синеющую осеннюю дальлиственный убор лесов или как застенчивым счастьем блестят газа белоголового мальчишки со свистулькой в руках, чтобы понять это. (3) Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце сразу, навсегда, навек покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой. (4) Я вырос на юге и впервые увидел Среднюю Россию, Когда мне было двадцать лет. (50) Это было осенью. (6) Я ехал из Киева в Москву. (7) Невдалеке от Москвы я увидел из окна вагона неправдоподобно синюю, совершенно индиговую маленькую реку, которая была вся засыпана жёлтыми листьями. (8) Я высунулся в окно, и вдруг у меня перехватило дыхание. (9) В лицо светило нежаркое сентябрьское солнце. (10) Я смотрел до головокружения на шумливые рощи, трепет осин и берёз, блеск светлых речушек, на луга и кромку строгих, как кремлёвские стены, сосновых боров по горизонту. (11) Отчего это со мною произошло? (12) Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (13) Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилось за окнами в холодеющем воздухе. (14) Так, мелькнув, впервые появилась новая родина, чтобы захватить всё моё сердце. (15) Это вначале удивило меня самого. (16) На следующий день в Москве, куда я попал впервые, я пошёл в Третьяковскую галерею. (17) Поднялся по лестнице. (18) вошёл в боковой зал наверху. (19) Вдруг снова перехватило дыхание, невольные слёзы обожгли мне глаза, хотя я тогда очень стыдился слёз. (20) Я стоял пред «Золотой осенью» Левитана. (21) Эта картина вошла в моё сознание сразу, как появление настолько величавой и облагораживающей красоты, что до тех пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете. (22) Все семь дней, какие я пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана, изумлённый, взволнованный, притихший. (23) Всё дрожало у меня на душе: я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное. (24) А происходило величайшее событие в моей жизни: я обрёл свою родную страну. (25) Я полюбил её до последней прожилки на каждом незаметном дубовом листке. (26) Тогда впервые дошёл до меня подлинный смысл таких слов, как «священная земля», «отечество»… (27) С тех пор Средняя Россия стала для меня действительно священной землёй, и я часто видел её так, как в первый раз. (28) Невыразимо прекрасную, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины и залитую сиянием нежаркого солнца. (По К. Г. Паустовскому*) *Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – известный русский прозаик, автор повестей, рассказов и очерков.
Повторим теорию Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? Причастие образуется от глагола и объединяет в себе морфологические признаки глагола и признаки прилагательного. Стилистическая роль причастий в русском языке своеобразна. Эта форма передает смысловую точность, сжатость, лаконичность речи, вносит в текст элементы книжности, в публицистических и художественных текстах причастия приобретают экспрессивную окраску. Эпитет – красочное определение. Причастие и причастный оборот могут выступать в роли эпитетов. Работаем с черновиком

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Причастие — это осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и соче­та­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и прилагательного.

Причастие в русском языке

Чтобы понять, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке, ука­жем, что оно обра­зу­ет­ся от  гла­го­ла с помо­щью харак­тер­ных фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов:

  • гла­дить — гладящий кош­ку;
  • отпра­вить — отпра­вивший пись­мо;
  • коле­бать — колеблемый вет­ром;
  • ука­зать — ука­занный ею.

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обла­да­ет при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го. С одной сто­ро­ны, при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, как и при­ла­га­тель­ное, но, с дру­гой сто­ро­ны, это при­знак осо­бен­ный, кото­рый свя­зан с дей­стви­ем.

Имя при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни (пла­ток какой? синий), а при­ча­стие — это гла­голь­ная фор­ма, выра­жа­ю­щая при­знак, свя­зан­ный с тече­ни­ем времени.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «пла­ва­ю­щая утка» при­ча­стие «пла­ва­ю­щая» обо­зна­ча­ет при­знак. К нему мож­но задать вопрос прилагательного:

утка (какая?) пла­ва­ю­щая

И в то же вре­мя этот при­знак свя­зан с дей­стви­ем в насто­я­щем времени:

пла­ва­ю­щая утка — это пти­ца, кото­рая (что дела­ет?) пла­ва­ет сей­час, в момент речи о ней

Сравним с дру­гой фор­мой причастия:

пла­вав­шая неда­ле­ко от бере­га утка

Здесь речь идет о пти­це, кото­рая пла­ва­ла  рань­ше, до момен­та речи об этом, то есть в про­шлом. Признак свя­зан с уже совер­шен­ным действием.

Подытожим наши наблю­де­ния опре­де­ле­ни­ем, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Определение

Причастие — это неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет вре­мен­ной при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие?

Причастие сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи: гла­го­ла и прилагательного.

Признаки прилагательного у причастия

Как и при­ла­га­тель­ное, причастие

1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопросы:

  • отец, (какой?)ненавидящий ложь;
  • бабуш­ка, (какая?) любящая внуков;
  • зда­ние, (какое?) осве­щен­ное солнцем;
  • род­ствен­ни­ки, (какие?) при­е­хав­шие в гости;

2. изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, то есть склоняется:

Падеж Мужской род Женский род Средний род Мн. чис­ло
И. п. игра­ю­щий игра­ю­щая игра­ю­щее игра­ю­щие
Р. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щей игра­ю­ще­го игра­ю­щих
Д. п. игра­ю­ще­му игра­ю­щей игра­ю­ще­му игра­ю­щим
В. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щую игра­ю­щее игра­ю­щих
Т. п. игра­ю­щим игра­ю­щей игра­ю­щим игра­ю­щи­ми
П. п. об игра­ю­щем об игра­ю­щей об игра­ю­щем об игра­ю­щих

3. при­ча­стие изме­ня­ет­ся по родам:

  • вымытый стол  
  • вымытая тарелка
  • вымытое окно

4. согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и падеже:

  • выгру­женный песок  
  • мимо выгру­женного песка
  • с выгру­женным песком

и т. д.

В пред­ло­же­нии при­ча­стие выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль определения.

В густой кроне дере­вьев на вет­ках сидят пою­щие скворцы.

Признаки глагола у причастия

Как и гла­гол, от кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ча­стие, оно име­ет грам­ма­ти­че­ские категории:

1. вид

  • несо­вер­шен­ный (что делать? петьпев­ший);
  • совер­шен­ный (что сде­лать? запеть — запев­ший).

2. дей­стви­тель­ный или стра­да­тель­ный залог

Причастие в фор­ме дей­стви­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, кото­рое совер­ша­ет сам производитель:

  • чита­ю­щий книгу;
  • смот­рев­ший в окно вагона.

Причастие в фор­ме стра­да­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, под­вер­га­ет­ся чьему-то воздействию:

  • вле­ко­мый ветром;
  • испе­чен­ный на мас­ле блин;
  • рас­тер­тый в порошок.

3. Причастие сохра­ня­ет переходность/непереходность про­из­во­дя­ще­го глагола:

  • несу­щий корзинку;
  • плы­ву­щий по реке.

4. возвратность/невозвратность

  • бежать — бегу­щий по тропинке;
  • стро­иться — стро­я­щийся у дороги.

5. у при­ча­стий раз­ли­ча­ют насто­я­щее и про­шед­шее время:

  • гово­рить — гово­ря­щий по телефону;
  • устать — устав­ший к кон­цу работы.

Действительные причастия

Действительное при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лен­ное состояние.

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.):

  • ска­кать (I) — они скачут — скачущая лошадь;
  • пол­зать (I) — они пол­зают — пол­зающий жучок;
  • дышать (II) — они дышат — дышащий пол­ной грудью;
  • ста­рить­ся (II) — они старятся — старящие лицо морщины.

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -вш- (после глас­но­го), -ш- (после соглас­но­го) и окон­ча­ний прилагательных:

  • сте­лить — сте­ливший пол;
  • шур­шать — шур­шавший камыш;
  • везти — везший тележ­ку.

Страдательные причастия

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, над кото­рым совер­ша­ет­ся или уже про­из­ве­де­но дей­ствие извне. Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов. Эти фор­мы так­же обла­да­ют кате­го­ри­ей времени.

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­са -ем- (от гла­го­лов I спря­же­ния) или суф­фик­са -им- (от гла­го­лов II спряжения):

  • отте­нять (I) — мы отте­няем — отте­няемый сумра­ком;
  • вво­зить (II) — мы ввозим — ввозимый с юга.

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -:

  • собрать — собранный уро­жай;
  • обна­ру­жить — обна­руженный враг;
  • запе­реть — запертый дом.

Страдательный при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую форму:

  • посе­ян­ный — посеян;
  • раз­ре­шен­ный — разрешен.

Краткие фор­мы при­ча­стий, как и при­ла­га­тель­ных, не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • он увле­чён  
  • девуш­ка увле­чена
  • дитя увле­чено
  • все увле­чены.

Причастия могут поте­рять при­знак дей­ствия и пере­хо­дить в име­на при­ла­га­тель­ные. Наиболее часто пере­хо­дят в при­ла­га­тель­ные стра­да­тель­ные при­ча­стия. Некоторые из них совсем утра­ти­ли связь с глаголом:

  • натя­ну­тые отношения;
  • рас­те­рян­ный вид;
  • при­под­ня­тое настроение;
  • сдер­жан­ный характер.

Морфологический разбор причастия

Начальная фор­ма при­ча­стия — это пол­ная фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

I. Особая фор­ма гла­го­ла — причастие

1. началь­ная форма

II. Постоянные при­зна­ки:

а) дей­стви­тель­ное или страдательное

б) вре­мя

в) вре­мя

г) воз­врат­ность

III. Непостоянные при­зна­ки:

а) пол­ная или крат­кая форма;

б) падеж (в пол­ной форме);

в) чис­ло

г) род (в един­ствен­ном числе).

IV. Синтаксическая роль

Примеры

Ольга толк­ну­ла створ­ки рас­сох­ших­ся ставен.

Рассохшихся — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

  • н. ф. рас­сох­ший­ся
  • дей­стви­тель­ное
  • про­шед­шее время
  • совер­шен­ный вид
  • воз­врат­ное
  • пол­ная форма
  • роди­тель­ный падеж
  • мно­же­ствен­ное число.

Синтаксическая роль — определение.


Село рас­по­ло­же­но на высо­ком бере­гу реки.

Расположено — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

  • н. ф. рас­по­ло­жен­ный
  • стра­да­тель­ное
  • про­шед­шее время
  • совер­шен­ный вид
  • невоз­врат­ное
  • крат­кая форма
  • един­ствен­ное число
  • сред­ний род

Синтаксическая роль — сказуемое.

Видеоурок

ava author

План урока:

Причастие и его признаки

Правила образования причастий от глагола

Грамматические признаки прилагательного у причастия

Глагольные признаки: вид и время причастий

Образование действительных и страдательных причастий

Виды словосочетания с причастием

Использование причастий в речи

Причастия и его признаки

Существует две особые глагольные формы, в них характеристики глагола совмещаются с характеристиками иных слов. Такой частью речи выступает причастие. Название «причастие» происходит от латинского participium (pars«часть» — сопричастие).

Называя описание предмета по признаку, причастие имеет признаки прилагательного и глагола одновременно. Но если прилагательное подразумевает собой постоянное качество (пример: холодный), то причастие – признак, развивающийся в определенный момент времени (холодеющий, охлажденный).

Опишите собаку, назовите ее внешние качества.

Пушистая, рыжая, большая, лохматая.

Какую часть речи вы применили для описания собаки?

Прилагательное. Это характеристики собаки, по которым мы выделяем именно эту собаку. Это постоянные признаки собаки, она с рождения обладала этими признаками. Но, если её постричь и покрасить, она станет постриженная и покрашенная.

Это тоже характеристики собаки, но не постоянные, а временные и по действию. Над собакой совершены действия, после этого она стала постриженной и покрашенной.

Запомним:

собака (какая?) покрашенная (та, которую покрасили);

собака (какая?) постриженная (та, которую подстригли).

Вопросы к причастию и его роль в предложении

Можно сделать вывод, что причастие является специальной глагольной формой, характеризующей предметный признак по действию в его динамике, в развитии. Поэтому причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Отдельно выделим вопросы кратких причастий: каков? какова? каково?

Возможно задать и глагольные вопросы:

  • что делающий?
  • что сделавший?
  • что делавший?
  • что делаемый кем-либо?
  • что деланный кем-либо?

Давайте разберемся, каким же членом предложения причастие выступает в русском синтаксисе. Если стоит в полной форме и сочетается с именами существительными или местоимениями, то причастие является определением.

Краткие причастия всегда входят в состав сложного сказуемого. В роли сказуемого причастие выступает тогда, когда сочетается с глагольными формами.

3 prichastie

Попробуйте определить, каким членом предложения являются причастия:

  • Выглянувший солнечный луч.
  • Серебристые сверкающие звезды.
  • Холодное бушующее море.
  • Освещенная уютная комната.

4 prichastie
Источник

Изучение истории причастия

Изучение причастия в лингвистике берет начало в трудах Михаила Васильевича Ломоносова, который дал определение слову причастие, впервые описал и изучил это слово и роль в речи. Ученый писал, что «причастие — это слова, заключающие в себе имени и глагола силу». Он уже тогда выделял признаки глагола и прилагательного у причастия. Их он относил к служебным словам.

Ломоносов объяснял причину распространенности причастия в текстах книг, они заимствованы из старославянского языка, поэтому у них сохранились особенные фонемы. Он также выделял грамматические характеристики этих слов, единственное и множественное число причастий.

5 prichastie
Портрет Д.Х.Востокова Источник

В русском языке историю причастий продолжил изучать в 1831 году известный исследователь церковнославянского языка Александр Христофорович Востоков.

В своем труде «Русская грамматика» изучал спорные вопросы причастия и деепричастия,описал причастия не как самостоятельные слова, но как специальную глагольную форму. Также в его труде причастия рассматривались в качестве разновидности прилагательных.

Правила образования причастий от глагола

Рассмотрите примеры образования причастий от глаголов в таблице, акцентируя внимание на характеристиках глаголов:

7 prichastie
Источник

В таблице представлены все варианты образования причастий и деепричастий от глаголов разных видов. Основные закономерности образования причастий:

  • Действительные и страдательные причастия от глаголов несовершенного вида можно создать тогда, когда глагол будет настоящего времени.
  • Слова страдательные причастия формируются исключительно от переходных глаголов.
  • Действительные и страдательные причастия настоящего времени формируются с помощью глаголов настоящего времени.

Действительные причастия называют качество предмета, который сам выступает источником действия, а страдательные причастия обозначают характеристику предмета, который подвергается воздействию кого-то или чего-то (засохший (сам засох) – засушенный (кто-то засушил).

  • Страдательные и действительные причастия прошедшего времени можно сформировать, используя основу начальной глагольной формы.
  • С помощью глагольных основ совершенного вида преимущественно создаются краткая и полная форма страдательного причастия прошедшего времени.

Особенности суффиксов причастий

Формирование новых причастий всегда происходит исключительно от глагольных форм. Временные характеристики выражаются грамматически с применением суффиксов, образующих причастие.

8 prichastie
Источник

Данные суффиксы всегда помогут нам в определении причастия в предложении, потому что у остальных частей речи таких нет.

Помогите Гарри Поттеру и его друзьям придумать причастия от глаголов и найти суффиксы причастий в словах: говорить, петь, одевать, заклеить, застрелить, распилить.

Проверь себя:

9 prichastie

Для успешной сдачи экзаменов нужно знать и некоторые правила правописания гласных в суффиксах причастий действительных и страдательных.

Чтобы определить, какую гласную поставить в суффиксе настоящего времени, необходимо выяснить спряжение исходного глагола.

Выясним глагольное спряжение, поставив глагол в начальную форму. Когда глагол заканчивается на – ить, это II спряжение (кроме слов стелить, брить). Кроме того, сюда причисляют слова: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, слышать, дышать. Глаголы с иными вариантами букв на конце относят к I спряжению.

Например:

Стреляют – нач. ф. стрелять, заканчивается на –ять, значит это 1 спр. Купишь – нач.ф. купить, заканчивается на – ить, значит это 2 спр.

Перед суффиксом причастия прошедшего времени гласная остается та же, что стоит в основе инфинитива.

10 prichastie
Источник

Для правильного подбора гласной в причастном суффиксе настоящего времени рассмотрите такие примеры:

  • они умеют – уметь (I  спр.) — умеющий быстро читать;
  • он рисует – рисовать (I спр.) — рисующий художник;
  • она смотрит – смотреть (исключ., II спр.) — смотрящая вдаль женщина.

Для причастий прошедшего времени обращаем внимание на букву перед –ти, -ть. у инфинитива:

  • пришил – пришить – пришивший пуговицу;
  • завязал – завязать – завязавший шнурки;
  • унес – унести – унесший дрова.

Грамматические признаки прилагательного у причастия

Правильное написание и разбор причастий вызывает обычно больше трудностей, чем глагола или существительного. Для умения делать письменный разбор причастий важно знать все характеристики прилагательного у них. Выделим эти признаки:

  • согласуется с существительным, иными словами, причастие изменяется по родам и числам (выращенная картошка, выращенное дерево, выращенный дуб, выращенные культуры);
  • полные причастия изменяются по падежам (разлитым (твор. п.) молоком, разлитого (род.п.) молока;
  • играет роль определения или сказуемого в тексте;
  • окончания причастий соответствуют окончаниям прилагательных (милый – светящий, милого — светящего);
  • выделяют краткую и полную формы причастия (обученный — обучен).

Исторически краткая форма причастий, как и у прилагательных, формируется от основы полных причастий. Сохраняется написание суффиксов причастий и добавляется окончание. Нулевое окончание формирует форму причастия мужского рода, а — женского, о — среднего, ы — множественного числа.

Рассмотри пример: загруженная (полн. ф.) программа – программа (какова?) загружена (крат. ф.,ж.род); посаженное (полн. ф.) дерево – дерево (каково?) посажено (крат. ф.,ср. род); закрытые (полн. ф.) двери – двери (каковы?) закрыты (крат. ф., мн. ч.).

Так происходит образование с применением суффикса краткой формы причастия в русском языке:

11 prichastie
Источник

Краткие причастия изменяются исключительно по числам. В единственном числе причастие изменяется по родам. Склонения по падежам кратких форм не происходит. С точки зрения синтаксиса в речи краткие причастия выступают в роли составного именного сказуемого.

Чтобы определить, каким членом предложения краткое причастие является, нужно задать вопрос от определяемого слова и определить его форму.

Найдите сокращенную форму и подчеркните причастия как члены предложения:

  • Ружье забыто охотником в лесу.
  • Периодический закон в химии открыт Д.И. Менделеевым.

Проверь себя:

Ружье забыто охотником в лесу. (ружье (каково?) забыто)

Периодический закон в химии открыт Д.И. Менделеевым. (закон (каков?) открыт)

Традиционно принято задавать вопрос к краткому причастию каков? какова? каково? В академических учебниках используется такой вариант вопросов. Однако никто не мешает задать вопросы: что сделано? что сделан?

Способы для разграничения причастия от имени прилагательного:

  • Вместо прилагательного возможно использовать сходное по смыслу слово. Причастие заменяемо только словосочетанием изначального глагола и местоимения который(в наст.вр. или прош. вр.).Сравни: усталый (прилаг.) ребенок – бессильный ребенок (прилаг. синоним); уставший (прич.) ребенок – ребенок, который устал (мест.который +глаг.)
  • Отличить причастие возможно изучением морфем,для этого выделить суффиксы причастий: у прилагательных есть морфемы–уч-, -юч-,у причастия –ащ-, -ящ-. Гремучий – гремящий.

Важно также понять, от какого слова получено причастие. Формирование причастия возможно от глаголов. Образование прилагательных происходит от имен существительных.

Сравните: весенний — весна, веселящий — веселить.

Попробуйте найти причастия полной формы в тексте из книги Григория Остера «Гадания по рукам, ногам, спине и шее». Постарайтесь запомнить употребление гласных в суффиксах причастий:

12 prichastie

Проверь себя: обутые,промокшие, распахнувшая, ожидающих присутствующих, дрожащих, измазанная, идущих, бегущие.

Правописание окончаний причастий

Безударные окончания причастий проверяются аналогично окончаниям имен прилагательных. Нужно задать правильный вопрос к причастию, тогда окончание вопроса и падеж причастия подскажет, какую гласную писать в конце: волнующимся синим морем (морем каким?)

Падеж и род прилагательных и причастий легко определить с помощью заданного вопроса.

Сопоставьте окончания двух частей речи в данной схеме:

13 prichastie
Источник

Определите, в каком причастии пишется окончание –ИЙ:

с замолчавш… посетительницей, тающ… сугроб, на затвердевш… корочке, к поющ… блогеру.

Для определения окончания зададим вопрос от существительного или осуществим замену прилагательным в таком же падеже: тающий (какой?) сугроб – глубокий(какой?) сугроб, к поющему (какому?) блогеру – к популярному (какому?) блогеру.

Глагольные признаки: вид и время причастий

Для разграничения причастия от других слов необходимо также хорошо знать основные глагольные характеристики у причастия. Они влияют на правописание окончаний и суффиксов причастий:

  • действительный и страдательный залог причастия (засученные доктором рукава – доктор, засучивший рукава);
  • вид совершенный и несовершенный (пустеющий (несов.в.) сад (пустеть) — опустевший (сов.в.) сад (опустеть);
  • возвратность и невозвратность (умывающийся (возвр.) – бегающий (невозвр.);
  • время причастия — прошедшее и настоящее (знающий, наст.вр. – знавший, прош. вр.);
  • непереходность и переходность причастия по действию (убирающий (что?) мусор–говорящий).

Рассмотри на общие признаки глагола и причастия в таблице:

14 prichastie

Чтобы определить вид причастия, нужно выяснить вид глагола по вопросу, заданному к причастию. Закономерно, что от глагола несовершенного вида возможно сформировать причастия несовершенного вида.

Сравни: болтать (что делать? – несов. в.) – болтающий, прыгать(что делать? – несов. в.) – прыгавший, носить (что делать? – несов. в.) – ношеный.

Глагол совершенного вида участвует в образовании причастия с использованием суффиксов причастия совершенного вида: спилить (что сделать? – сов.в.) – спиленный, обнять (что сделать? – сов.в.) – обнявший.

15 prichastie
Источник

Образуй причастия от глаголов совершенного вида: полить, лить, помнить, запомнить, тратить, потратить, мерзнуть, замерзнуть.

Проверь себя: политый, запомнивший, потраченный, замерзший.

В данном примере политый, потраченный являются полными страдательными причастиями совершенного вида.

Возвратные причастия, как и глаголы, легко найти, обратив внимание на постфикс –ся или –сь в конце слова. При отсутствии этих постфиксов причастие будет невозвратным. Сравни: загорающий (невозвр.) мальчик – загорающийся (возвр.) костер, разваливший (невозвр.) план – развалившийся (возвр.) шкаф.

Переходность причастия определяется так: если возможно к нему добавить зависимое слово, имя существительное либо местоимение, в винительном падеже без предлога, то это будет переходное причастие: (жующий (что?) хлеб, яблоко; любящий (что/кого?) маму, тетю, кошку).

К непереходным причастиям такое слово подобрать невозможно: бегающий щенок – непереходное, так как нельзя бегать кого-то или что-то.

16 prichastie

Ответ: знающий (кого?) человека, мешающий (что?) суп, смотревший (что?) фильм, мотающий (что?) клубок, пачкающий (кого?) меня.

Образование действительных и страдательных причастий

Качество или характеристика предмета во временном промежутке является результатом собственных действий предмета (говорящий человек, окрепший малыш). Когда на предмет воздействует кто-то или что-то, в результате возникает иной признак (пролистанный журнал, забытая газета). Результат действия содержится в глагольной основе причастия.

Сравни: мычащий (действительное причастие несовершенного вида) – который мычит.

17 prichastie

Причастия, называющие качество предмета, который выступает источником действия, называют действительными причастиями. Причастия, обозначающие характеристику предмета, который подвергается воздействию, называют страдательными.

Важно знать, что страдательные причастия как члены предложения иногда выступают в роли сказуемых, если используются их укороченная форма.

Настоящее и прошедшее время страдательных причастий и действительных причастий оформляется с использованием особых суффиксов. Зная эти суффиксы, можно выяснить время или залог.

Изучи суффиксы страдательных причастий полных и кратких форм в схеме.

18 prichastie
Источник

19 prichastie
Источник

Глядя на схему,образуйте действительные причастия настоящего времени от этих слов: запустить, идти, получать, получить, нести, мыть.

Проверьте: идущий, получающий, несущий, моющий. Почему не от всех глаголов получилось образовать нужные причастия?Исключительно от глагола несовершенного вида возможно создание настоящего времени действительных причастий.

Виды словосочетания с причастием

Причастия в тексте могут сочетаться с разными частями речи. Если в тексте имеется словосочетание причастия и существительного, то тогда причастие относится к существительному и зависит от него. Член предложения, от которого зависит причастие, называют определяемым или главным. Важно определить связи слов в словосочетании.

Пример: Растущие на поле сорняки нужно выполоть. Задаем вопрос от существительного: растущие (какие?) сорняки. Можно определить вид связи слов в словосочетании – согласование. Это словосочетание типа «прич. + сущ.», где существительное – главное слово, а причастие – зависимое.

Помоги роботу R2-D2 решить задачу, укажи словосочетание с причастием и суффиксы:поющий блогер, заслуженный лайк, чёрная стена, чернеющая пропасть, необитаемый Марс, модный дизайнер, спелая клубника, приземлившийся марсоход, современный гаджет, скрытые комментарии.

20 prichastie

В таких словосочетаниях причастие согласуется с определяемым словом полностью в роде, числе и падеже:поющий блогер (им.п.), поющего блогера (род.п.), поющим блогером (твор.п.).

Причастие как определяемое слово в словосочетании

Бывает так, что у причастия есть зависимые слова. В этом случае от причастия можно задать вопрос к одному слову или нескольким словам, причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастный оборот может включать одно зависимое от причастия слово или несколько.

Посмотрите на пример разбора словосочетания с причастием и зависимым словом:

21 prichastie
Источник

На письме употребление причастного оборота может вызвать трудности при оформлении знаками препинания. Расположение причастия после определяемого слова, при наличии хоть одного зависимого слова у причастия, требует обязательного выделения оборота запятыми.

22 prichastie
Источник

Кроме того, наличие зависимых слов влияет на правописание частицы не с причастием. К примеру, причастие с зависимым словом пишется сне раздельно, а без зависимых слов – слитно.

23 prichastie
Источник

Другой вариант — словосочетание причастия с глаголом. При этом причастие также выступает в роли главного слова, а глагол в начальной форме бывает зависимым словом: вынужденный уйти, мечтающий выиграть, закончивший петь.Синтаксическая роль причастия в словосочетании с глаголом – составное именное сказуемое.

Волшебник Гендальф добавил причастия в известные цитаты из фильмов. Из данных предложений выпишите причастия с определяемыми словами:

24 prichastie

Правильный ответ: забытое предложение, тренированный джедай, с потерянными данными, испачканные хоббиты, закрытый перелом.

Использование причастий в речи

Причастия с давних времен используются в славянских языках. Рассмотрим, какова роль причастий в предложении.

Сравните предложения:

Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города,который находится на границе двух Республик.

Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города, находящегося на границе двух Республик.

Из этого примера видно, что употребление определения, выраженного причастием, помогает избегать тавтологии. Речь при этом приобретает большую выразительность.

Наличие постоянных признаков глагола у причастия позволяет образно характеризовать предмет и представлять его признак в динамике, развитии.

Например: Мы видим бегущих по дорожке спортсменов, старающихся прийти к финишу первыми, делающих последний решающий рывок к заветной ленте. Что вы увидели в своем воображении?

25 prichastie

Словосочетания с причастиями, а также обороты с ними помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинёнными предложениями.

Сравните два варианта предложений:

Рыбак, разложивший свои удочки на берегу, думал только о пойманной им рыбе и стремительно восходящем солнце.

Рыбак, который разложил свои удочки на берегу, думал только о рыбе, которую он поймал, думал о солнце, которое стремительно всходило.

В этом примере втрое предложение перегружено повторами сложноподчиненных предложений с союзным словом который, что значительно усложняет восприятие смысла текста. Кроме того, такие предложения со сложными конструкциями требуют правильной постановки всех запятых.

При замене глаголов и союзов причастиями мы можем более конкретно сформулировать мысль без лишних повторов.

Рассмотри картину И.К. Айвазовского «Девятый вал» и прочитай ее описание. Найди в тексте описания все причастия.

26 prichastie

Проверь себя: поднимающееся, грядущий,скрыто,ревущие, спасающихся.

Слово «скрыто» бывает прилагательным, когда обозначает постоянное качество и не употребляется с зависимыми словами. Здесь его возможно заменить глаголом (Ночной мрак скрыл все). Имеются и зависимые слова (скрыто (чем?) ночным мраком). Обозначает непостоянный признак. В данном случае это краткое причастие.

Причастие имеет признаки глагола, это позволяет заменять глагол с местоимением в тексте и речи. Такая замена придает выражению особую динамику, способствует экономной и сжатой формулировке основного смысла. Наиболее часто используются в художественных текстах и книжной речи.

Сравните отрывки из художественной речи:

Деревня меня манит своими просторами, зеленеющими вокруг полями, манящими запахами земли, щебечущими с утра птицами… 

Деревня меня манит своими просторами, полями, которые зеленеют вокруг,запахом земли, который манит, птицами, которые щебечут с утра…

В первом примере автор описал картину природы с использованием всего трех причастий, характеризующих притягательную деревенскую красоту в динамике довольно емко. В одном слове удалось описать красоту целого лета, а не статичную картину: поля зеленеют весь год, птицы щебечут весь день.

Кроме синтаксической роли причастия и деепричастия позволяют добиться краткости и точности языка. Поэтому их часто используют в научном и деловом стилях, в публицистике, где смысл должен отличаться краткостью и четкостью.

Пример из текста делового стиля: Ответ на письмо контрагента по замене отправленного днем товара получено в пятницу.

Данное предложение будет длиннее, если не использовать причастия: Ответ на письмо контрагента по замене товара, который отправили днем, получено в пятницу.

Морфологический разбор причастия

В школьной программе ученикам часто приходится делать морфологический разбор причастий. Такой разбор дает возможность лучше понять роль причастий в речи и запомнить их признаки.

В таблице представлен план разбора причастия:

27 prichastie
Источник

Используя план, попробуйте выполнить письменный морфологический разбор причастия — вылетевшее слово.

28 prichastie
Источник

Итак, еще раз вслух назовите признаки прилагательного у причастия и попробуйте выполнить тесты.

  • Рассказ о природной зоне тундра
  • Рассказ о празднике покров 2 класс
  • Рассказ о празднике покрова пресвятой богородицы для детей
  • Рассказ о празднике хэллоуин на английском с переводом
  • Рассказ о пресноводной гидре