Часть речи, сочетающая в себе свойства прилагательного и глагола, называется причастием. В данной статье описаны характерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного. Также приведены примеры для лучшего усвоения материала.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?
Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.
Понятие о причастии как о грамматической единице
Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.
Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):
- Залог (действительное или страдательное);
- Вид (совершенный или несовершенный);
- Время (настоящее либо прошедшее).
Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
- 1. Виды причастий
- 2. Причастие и деепричастие — правила с примерами
- 3. Причастие как часть речи
- 4. Причастие
- 5. На какие вопросы отвечает причастие?
- Форма (полная или краткая);
- Число (единственное или множественное);
- Род (мужской, женский, средний);
- Падеж.
Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный).
Какие бывают причастия?
Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.
Типы | Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет) | Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом) | ||
Настоящего времени | -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ- | живущий, играющий, дрожащий | -ом-/-ем-; -им- | обсуждаемый, направляемый, гонимый |
Прошедшего времени | -вш-/-ш- | знавший, танцевавший, замерзший | -нн-/-енн-/-т- | увлеченный, описанный, сбитый |
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: Причастие
Разработка урока с элементами занимательности в 7 классе на тему: «Грамматические секреты Причастия»
I Введение. Цели и задачи урока: Цель данного урока – желание разобраться в следующих вопросах: можно ли заставить школьников учиться светло, радостно, без принуждения и надрыва? С помощью каких методов, средств зажечь в их глазах огонек жажды знаний? Что значит обучать творчески, с опорой на активные методы развития мышления? Думаю, известный поэт Роберт Рождественский очень точно и верно дал ответ на мои напряженные поиски интересной методики преподавания, на размышления о том, как заставить ребят слушать на уроке. Хочется словами великого человека выразить свою позицию: Твердят: «Вначале было Слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви – И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви… Основная задача этой работы состоит в том, чтобы на материале сложной темы показать, как элементы творческого подхода могут превратить скучный учебный процесс в познавательный диалог учителя с учеником. Учить творчески – нелегкая задача, ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Необходимо выбрать интересную методику объяснения, закрепления сложных тем, и корень учения может изменить свой вкус. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мысли, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивная восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, взаимообучение учителя и ученика, урок открытых мыслей, урок – монолог, монолог лирического произведения и другие). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих подобным находкам и открытиям. Чтобы добиться желаемого результата, необходимо изменить стиль общения с учащимися: научиться уважать незнание и непонимание ребенка, стараться найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения приказов учителя. «Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, — это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он прячет свое «я» под маской. Терпение, терпимость и безусловное приятие любого ребенка – залог успеха учителя. Исходным в творческой работе является живое впечатление, наличие пережитого. Если ученик убеждается, что при выполнении упражнения учится размышлять, самостоятельно делать выводы, если очевидна для него значимость порученного дела, чувствуется связь с жизнью, он с особым желанием включается в работу. Важны и условия, которые нужно создать учителю и остальным участникам педагогического процесса для развития ученика, его активности, самостоятельности, инициативы. Мне кажется, необходимым условием является раскрепощенность от страха получить плохую оценку, от нежелания выглядеть среди одноклассников смешным, нелепым. Уроки с творческим заданием, на которых учитель составляет вместе с учениками разноуровневые задания помогают каждому ребенку поверить в свои силы, выбрать то, что ему доступно, интересно, что получается, раскрыть внутренний потенциал, узнать себя с иной стороны. Итак, цель творческих уроков состоит в том, чтобы заложить в ученике механизм саморазвития, самореализации, признание его индивидуальности, самобытности. Нарисовать себе картинки — правила, «поиграть» всеми таблицами, придумать самостоятельно схему, составить упражнение – эта интересная методика, безусловно, помогает разобраться в трудностях русской орфографии и пунктуации. Чтобы доказать свою точку зрения, хочется из своей педагогической копилки представить урок на тему: «Грамматические секреты причастия», главная цель которого разобраться в сложных вопросах о причастии, используя интересный, занимательный материал. 1.Назначение урока с элементами занимательности, его цели и задачи Урок на тему: «Грамматические секреты причастия», основанный на необычной организации учебного материала, — это иллюстрация к пониманию того, как можно выразить сотворчество учителя и ученика, превратив урок в театр, в котором режиссирует и играет не только учитель, но и его ученики. Обычный класс становится сценической площадкой, на которой уже не играют, а живут жизнью изучаемых по программе трудных причастий. «Грамматические секреты причастия» — урок обобщения и систематизации полученных знаний. Этот урок – решение учителя творчески подойти к изучению сложного учебного материала о причастии, ведь тема всегда вызывает особую трудность у семиклассников Основными учебными задачами урока являются следующие: 1.умение находить причастия и правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий; 2.учить конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; 3.расширить знания о причастии как основном признаке глагола; 4.осуществлять синонимическую замену синтаксических конструкций; 5.развивать творческие способности учащихся; 6.учить грамотному употреблению причастий в речи. Задания к уроку проектированы учителем совместно с учащимися. Это связано с потребностью в мотивированном отношении к данному уроку. Важно заметить, что грамматические сочинения: «Творческий портрет Причастия», «Автобиография слова – причастия» — побуждают учеников в своем воображении представить зрительный образ, картинку, которая помогает им запомнить главные отличительные черты причастия. Так, в увлекательной форме ребята, как настоящие эксперты, делились собственными исследованиями, пытаясь на слообразовательном уровне объяснить, что такое причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Подобные творческие задания побуждают ребят глубоко аргументировать свою точку зрения. Хочется подробнее остановиться на методических играх на уроке: «Домино. «Образование причастий»» и «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях»». Игры я придумывала вместе с ребятами. Это совместное проектирование связано с потребностью в мотивированном отношении к уроку и заданиям. Игру «Домино» мы придумывали так. Была поставлена задача: доступно и в игровой форме показать, как образуются причастия. Каждая игра требует неукоснительного выполнения правил, условий, тогда ты близок к успеху. Это самый верный, неоспоримый аргумент для каждого ученика для того, чтобы выучить все правила образования причастия. Так, мы видим, у школьника в созданной учителем особой обстановке появляется и активность, и самостоятельность, и увлеченность, и особая ответственность. Методическая игра «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях» предполагает уже другую форму работы: «в парах» (метод взаимопроверки). Роль учителя выполняет ученик – консультант, который достает карточки и называет условия орфограммы. Но главная его миссия в другом: он должен проверить работу одноклассников и оценить. Следует отметить, что ученик, чувствуя важность порученного дела, готовится самостоятельно или сотрудничая с учителем так, что свободно владеет сложным учебным материалом, может объяснить товарищу. При ответах чувствуется глубоко аргументированная точка зрения. Подобный урок отвечает методическим требованиям уроков с элементами творческого подхода, ведь главная задача – учить детей сложным навыкам грамотного письма, учитывая их индивидуальность, особые интересы. Тема урока «Грамматические секреты причастия» Цели урока: 1. Обобщить и систематизировать изученный материал; 2. Расширить знания о причастиях как основных признаках глагола; 3. Повторить правописание причастий и пунктуацию в предложениях с причастным оборотом; 4. Углубить знания об образовании причастий, правописании суффиксов; 5. Развивать творческие способности учащихся; Учить грамотному употреблению причастий в речи. Эпиграф к уроку. Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В. Ломоносов. Ход урока Вводная часть Постановка целей и задач урока На уроках, посвященных причастию, самой необычной, вызывающей много разногласий и споров ученых, вы со¬брали достаточный материал и теперь мы проведем свое собственное расследование по делу: «Причастие — это форма глагола или самостоятельная часть речи». «Грам¬матические секреты причастия». В начале всякого расследования необходимо ближе позна¬комиться с особой Причастие, на которую и заведено дело. Вы познакомите нас с грамматической биографией при¬частия, с версией о названии или ее имени, представите грамматический портрет этой загадочной особы. Выступление Группы «Экспертов» Биография Причастия Версия о том, почему оно так названо. Герб причастия. Творческие портреты Причастия Причастие — кораблик Для меня причастие — это кораблик, играющий волнами в открытом океане. Этот океан называется Грамматика. Почему кораблик? Потому что главное в характере прича¬стия — стремительность, движение, ведь оно образовано от глагола, а от прилагательного — признак, качество это¬го движения — летящий, плывущий, тоскующий о Роди¬не. У меня кораблик — причастие может быть действи¬тельным (сам совершает действие) — плывущий, а стра¬дательным (когда ему помогают плыть солнышко и ве¬терок, он испытывает действие со стороны другого) — подгоняемый ветром. Причастие – растение Я представляю причастие в образе прекрасного растения. Объясню, почему так считаю. Почва — наука Граммати¬ка. Она взрастила разные части речи. Вот и глагол — ствол растения (основательный во всем и главный) появился из этой почвы. Для причастия глагол — тело, основа. А как может жить растение — глагол без души? И прилагатель¬ное, заботясь о растении, поливая его, согревая, подарила душу, наполненную признаками, качествами. Листочки — это грамматические признаки причастия: род, число, па¬деж, вид и время. У причастия нет будущего времени. Оно живет прошлым и настоящим. Грамматическая биография Причастия Причастие родилось в стране Грамматика. Отцом ее был Глагол, от которого она унаследовала совершенный и не¬совершенный вид, настоящее и прошедшее время, но, к сожалению, не переняла формы будущего времени. Мате¬рью была часть речи Прилагательное. От нее у причастия способность изменяться по падежам, числам и родам. Следует заметить, что Причастие — характерная особа. Часто меняет свое настроение. То оно действительное, то страдательное. В отличие от родителей имеет особые при¬меты: обозначает признак действия, имеет необычные, характерные суффиксы (-ущ-, -ющ-, ащ-, -ящ-, -ем, -им-, -т-, -нн-, -енн-). В настоящее время причастия прочно закрепились в на¬шей речи, сделав ее более выразительной и образной, а предложения более яркими, даже поэтичными. Сейчас она живет по постоянному адресу: страна Грамматика, город Морфология, улица Прилагательная. История названия Почему причастие так названо? Вы не задумывались? А ведь и в названии — имени нет случайностей. При при¬ ставка, «при глаголе», так как основная его форма, но обо¬ значает не действие, а признак действия. Таким образом приставка при- объясняет промежуточное положение. Причастие — «при прилагательном» и «при глаголе». Ко¬ рень «часть» обозначает, что причастие — часть глагола, так как от него образовано. Автобиография причастия «Расскажи о слове-причастии» Я, причастие( ), происхожу из семьи И ( ) мой отец ( ) оставил мне Значение( ) , ( ) время, ( ) вид. Мать ( )оставила в наследство вопрос( ), свою синтаксическую роль( ), и научила изменяться по ( ), _( ). Сейчас я стою в форме ( )рода, ( )числа и ( ) падежа. Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство — ( ) II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА 1.Образование причастий. Правописание суффиксов Комментированное письмо. Работа по творческим группам.Дифференцированное задание Задание для 1 группы Завис…щие вид…мый Сто…щие недорого кле…щие обои выслуша…ые замечания (выслушать) колыш…щиеся от ветра замеш…ое тесто (замесить) намас…ый блин (намаслить) КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР № 1 — ущ-} Если от глагола -ющ-} 1 спряжения -ащ-} Если от глагола -ящ-} 2 спряжения Если глагол на –ать- или –ять, то пиши — -нн-, на –ить-, -еть-, пиши — енн 2. Задание для 2 группы: Задание для 3 группы образуй от данных глаголов причастия 1.спр. писать – (пишущий) 3.Задание для 4 группы 2 спр. строить — (строящий) Найти причастие, в котором пишется 1. леч…щий врач суффикс –ющ- 2. жал…щие осы 3. кол…щие дрова 4. по…щие мальчики 5.стел…щиеся растения 6.терп…щие Комментирование знаков препинания. Запись под диктовку. 2. Выделение причастного оборота запятыми. Определения, выраженного причастным оборотом а) Смышленый мальчик, / утомленный (сообразительный, понятливый) математическими заданиями и убаюкиваемый покачиванием вагона/, очень скоро уснул. Конструирование предложений. (правописание окончаний, согласование с определяемым словом) б) Лукашка разглядывал прямо на него х какую? (надвигавшаяся) фигуру, своими очертаниями (напоминавшая) названого брата. кр.страд. в) Цветник запущен, сорные травы сплелись х (сплел) на/ вросших в землю клумбах,/ никем не расчищенных и / уже давно не посыпанных песком. Динамическая пауза. «Ответь на вопрос» . Как мы скажем об ученике, который читает книгу? — о шаре, который летит? — о девочке, которая бежит? — о яблоке, которое краснеет? — о море, которое бушует? — о солнце, которое заходи в лес? КАРТОЧКА — ИНФОРМАТОР№ 1 -ем- 1 спр. -им- 2 спр. б) страдат. Причастия настоящ. времени 1 спр. колебать — колеблемый 1 спр. подгонять — подгоняемый 2 спр. любить – любимый Домино « Образование причастий» 1 комплект писать – ущ-брить – ющ-лечить –-ащ-| ненавидеть – ящ- |гнать -им- |рассказать – ем-|склетить- -енн- |завещать – анн-| настоять -янн-| 2 комплект зависеть — -ящ-| колыхать – -ущ-| бороться — -ющ-| значить-ащ-| читать — -ем-| слышать- -им-|выдержать -анн-| развеять — -янн-| остричь — -енн-| 3 комплект пилить — -ящ-| дышать-ащ-| полоть — -ущ-|отвлекать — -ем-| видеть — -им-| изранить- нн-| посеять –нн-| выслушать-анн-|– резать- ущ- | 4 комплект ненавидеть – ящ-| лечить-ящ-| брить — -ющ-| махать –- ущ-| гнать — -им-| рассказывать-ем-| склеить — -енн-| завещать-анн-| повеять —янн-| Орфографическое лото «нн и н в причастиях» Ученик-консультант а) есть зависимое слово достает карточки б) приставка есть с описаниями в) нет зависимого слова условий г) от глагола соверш. вида орфограммы д) слова — исключения «н и нн в причастиях», и учащиеся закрывают соответствующие примеры слов – причастий и от- глагольных прилагательных Карточка – лото организова…ый купле…ый жаре..ый в масле девочка причеса…а некоше…ый юноша взволнова… ране…ый перекраше…ый Задание 2. Творческая работа «Наш маршрут» Нужно дописать предложения, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помнить, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову. Мы идем по дороге( )Наш путь лежит мимо памятника ( ) Рядом с памятником растут елочки. Они стоят неподвижно( ) Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию Чкалову( ) Задание 3 «Помоги жителям Причастино» Прочитать текст и исправить грамматические ошибки при употреблении причастного оборота «Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Не портите радующихся глаз зелень и цветы. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником» Задание 4 Соедините части слов так, чтобы получились причастия, а над ними подпишите: действительные или страдательные. Воз, рас, зва, сши, ко, хло, лож, стил, ког, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, не, е Ответы: воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-не-ся, зва-ны-е, сиш-ты, ко-леб-ле-мо-го, кло-ког-ущ-ему. Задание 5 Составь с найденными существительными как можно больше словосочетаний с причастиями протекающий ТОК Меняющийся маринованный СОК Разведенный Задание 6 Составить рассказ на одну букву (букву п). В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом по причастию. Например, Принесенному письму порадовалась Полина. Карточка — информатор № 2 Работа «в парах» Правописание причастий .1 этап работы 1.Струи воды не__ скова__ые льдом вливались в свинцовые волны униза___ые мерца__имися звездами. – 2.Давно не___ бритый боец ране__ый осколком 1. Медленно шел на санитарный пункт, расположе__ый недалеко от дороги. 2.Не__украше__ые броским цветом осени большие , листья колебл__мые ветром не__прекраща__мся ни на минуту были прекрасны. 3.Не__исправле__ая смышле__ым мальчиком ошибка осталась почти не__замече__ой 1 вариант. Найти в тексте причастный оборот, Расставить знаки препинания. 2 вариант. Вставить пропущенные буквы. Прокомментировать орфограммы: «н и нн в суффиксах Причастий», «не с причастиями». Карточка – информатор № 3 1. нет приставки, кроме не -НН- 1. есть приставка 2. не зависимых слов 2. есть зависимые слова 3. слова-исключения 3. есть –ован- -еван- 4. краткие страдательные причастия 4. образовано от глагола совершенного вида III. ОБОЩЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫВОДЫ . Данный рабочий материал по теме «Необычная страна Причастие» поможет каждому учителю русского языка провести уроки более содержательно, вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению темы, развить их творческие навыки. Творческий подход в обучении позволяет ярче проявлять себя не только ученику, но и учителю. Он выступает на уроке в такие отношения с учеником, когда обе стороны начинают сотрудничать между собой. На таких уроках учитель становится коллегой ученика, пусть более старшим и опытным, одинаково с учениками заинтересованным в хороших результатах труда. Его роль – это не роль контролера или охранника напротив, учитель эмоционально поддерживает учеников, создает условия для успешной работы, дает консультации, подсказывает, как лучше выполнить то или иное задание, советует обратить внимание на чью-то интересную работу. Он должен видеть, слышать и понимать каждого ученика, обращать внимание на интересное предложение ученика, а при подведении итогов акцентировать внимание на вкладе каждого в успех общего дела. Главная задача педагога, исповедующего творческое обучение, — содействовать ученику в преодолении пассивной позиции в учебном процессе, помочь открыть себя. Только от учителя зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от нас, Трудно? А как же иначе? Таково наше высочайшее предназначение: светить, озарять, любить, облагораживать, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе вечное» в юных душах учителей, зависит, будет ли наша страна богата талантами. Домашнее задание Написать сочинение на тему, в которой должны быть причастия, причастные обороты. Какую картину ты представляешь, когда говорят: «Море и вечерний закат», «Лунная дорожка моря», «Березовая роща в лучах утреннего солнца», «Весенняя капель». Например: я представляю родничок, то бурлящий, перекатывающий разноцветные камушки, то радостно журчащий своими переливами. А водичка, с такой любовью омывающая каждый камушек и заботливо оттачивающая их острые углы, тихо напевает убаюкивающую песенку весны Список использованной литературы: Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности. Русская словесность, 2000, № 4 Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост, 1991, 3 6 Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. № 6- М., 1996 Иванова С. Нетрадиционный урок литературы.1998., № 5-6 Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? Народное образование., 1996, № 1 Московкина И.И. Урок осмысления эссе. Литература в школе. 1995, № 6 Шоган В.В. Приемы эмоционально-художественного воздействия на уроках /Сборник научных трудов НИИ Художественного воспитания. М., 1986.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе. Причастие Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»
Похожие статьи:
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Прилагательные и причастия
Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении, достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:
- Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена, которые рассеяли по ветру);
- Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек).
Различия между прилагательными и причастиями изучаются в 7 классе.
Популярные сочинения
- Любовная лирика Есенина — сочинение 11 класс
Есенин был довольно любвеобильным человеком, хотя, если посмотреть на некоторые особенности его биографии более подробно, открываются весьма неординарные детали - Сочинение Я люблю свою Родину Россию
Мы любим Родину все от мала до велика, это наше место рождения, наша земля, здесь мы рождены. Нет лучшей страны, чем наша, нет более красивых и красочных пейзажей, чем наши. Путешествуя по нашим дорогам - Выбор профессии — сочинение 11 класс
Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос о том, какую выбрать профессию. Это очень важный выбор, ведь от того на сколько грамотно он будет сделан зависит дальнейшая жизнь человека.
План урока:
Причастие и его признаки
Правила образования причастий от глагола
Грамматические признаки прилагательного у причастия
Глагольные признаки: вид и время причастий
Образование действительных и страдательных причастий
Виды словосочетания с причастием
Использование причастий в речи
Причастия и его признаки
Существует две особые глагольные формы, в них характеристики глагола совмещаются с характеристиками иных слов. Такой частью речи выступает причастие. Название «причастие» происходит от латинского participium (pars«часть» — сопричастие).
Называя описание предмета по признаку, причастие имеет признаки прилагательного и глагола одновременно. Но если прилагательное подразумевает собой постоянное качество (пример: холодный), то причастие – признак, развивающийся в определенный момент времени (холодеющий, охлажденный).
Опишите собаку, назовите ее внешние качества.
Пушистая, рыжая, большая, лохматая.
Какую часть речи вы применили для описания собаки?
Прилагательное. Это характеристики собаки, по которым мы выделяем именно эту собаку. Это постоянные признаки собаки, она с рождения обладала этими признаками. Но, если её постричь и покрасить, она станет постриженная и покрашенная.
Это тоже характеристики собаки, но не постоянные, а временные и по действию. Над собакой совершены действия, после этого она стала постриженной и покрашенной.
Запомним:
собака (какая?) покрашенная (та, которую покрасили);
собака (какая?) постриженная (та, которую подстригли).
Вопросы к причастию и его роль в предложении
Можно сделать вывод, что причастие является специальной глагольной формой, характеризующей предметный признак по действию в его динамике, в развитии. Поэтому причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Отдельно выделим вопросы кратких причастий: каков? какова? каково?
Возможно задать и глагольные вопросы:
- что делающий?
- что сделавший?
- что делавший?
- что делаемый кем-либо?
- что деланный кем-либо?
Давайте разберемся, каким же членом предложения причастие выступает в русском синтаксисе. Если стоит в полной форме и сочетается с именами существительными или местоимениями, то причастие является определением.
Краткие причастия всегда входят в состав сложного сказуемого. В роли сказуемого причастие выступает тогда, когда сочетается с глагольными формами.
Попробуйте определить, каким членом предложения являются причастия:
- Выглянувший солнечный луч.
- Серебристые сверкающие звезды.
- Холодное бушующее море.
- Освещенная уютная комната.
Источник
Изучение истории причастия
Изучение причастия в лингвистике берет начало в трудах Михаила Васильевича Ломоносова, который дал определение слову причастие, впервые описал и изучил это слово и роль в речи. Ученый писал, что «причастие — это слова, заключающие в себе имени и глагола силу». Он уже тогда выделял признаки глагола и прилагательного у причастия. Их он относил к служебным словам.
Ломоносов объяснял причину распространенности причастия в текстах книг, они заимствованы из старославянского языка, поэтому у них сохранились особенные фонемы. Он также выделял грамматические характеристики этих слов, единственное и множественное число причастий.
Портрет Д.Х.Востокова Источник
В русском языке историю причастий продолжил изучать в 1831 году известный исследователь церковнославянского языка Александр Христофорович Востоков.
В своем труде «Русская грамматика» изучал спорные вопросы причастия и деепричастия,описал причастия не как самостоятельные слова, но как специальную глагольную форму. Также в его труде причастия рассматривались в качестве разновидности прилагательных.
Правила образования причастий от глагола
Рассмотрите примеры образования причастий от глаголов в таблице, акцентируя внимание на характеристиках глаголов:
Источник
В таблице представлены все варианты образования причастий и деепричастий от глаголов разных видов. Основные закономерности образования причастий:
- Действительные и страдательные причастия от глаголов несовершенного вида можно создать тогда, когда глагол будет настоящего времени.
- Слова страдательные причастия формируются исключительно от переходных глаголов.
- Действительные и страдательные причастия настоящего времени формируются с помощью глаголов настоящего времени.
Действительные причастия называют качество предмета, который сам выступает источником действия, а страдательные причастия обозначают характеристику предмета, который подвергается воздействию кого-то или чего-то (засохший (сам засох) – засушенный (кто-то засушил).
- Страдательные и действительные причастия прошедшего времени можно сформировать, используя основу начальной глагольной формы.
- С помощью глагольных основ совершенного вида преимущественно создаются краткая и полная форма страдательного причастия прошедшего времени.
Особенности суффиксов причастий
Формирование новых причастий всегда происходит исключительно от глагольных форм. Временные характеристики выражаются грамматически с применением суффиксов, образующих причастие.
Источник
Данные суффиксы всегда помогут нам в определении причастия в предложении, потому что у остальных частей речи таких нет.
Помогите Гарри Поттеру и его друзьям придумать причастия от глаголов и найти суффиксы причастий в словах: говорить, петь, одевать, заклеить, застрелить, распилить.
Проверь себя:
Для успешной сдачи экзаменов нужно знать и некоторые правила правописания гласных в суффиксах причастий действительных и страдательных.
Чтобы определить, какую гласную поставить в суффиксе настоящего времени, необходимо выяснить спряжение исходного глагола.
Выясним глагольное спряжение, поставив глагол в начальную форму. Когда глагол заканчивается на – ить, это II спряжение (кроме слов стелить, брить). Кроме того, сюда причисляют слова: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, слышать, дышать. Глаголы с иными вариантами букв на конце относят к I спряжению.
Например:
Стреляют – нач. ф. стрелять, заканчивается на –ять, значит это 1 спр. Купишь – нач.ф. купить, заканчивается на – ить, значит это 2 спр.
Перед суффиксом причастия прошедшего времени гласная остается та же, что стоит в основе инфинитива.
Источник
Для правильного подбора гласной в причастном суффиксе настоящего времени рассмотрите такие примеры:
- они умеют – уметь (I спр.) — умеющий быстро читать;
- он рисует – рисовать (I спр.) — рисующий художник;
- она смотрит – смотреть (исключ., II спр.) — смотрящая вдаль женщина.
Для причастий прошедшего времени обращаем внимание на букву перед –ти, -ть. у инфинитива:
- пришил – пришить – пришивший пуговицу;
- завязал – завязать – завязавший шнурки;
- унес – унести – унесший дрова.
Грамматические признаки прилагательного у причастия
Правильное написание и разбор причастий вызывает обычно больше трудностей, чем глагола или существительного. Для умения делать письменный разбор причастий важно знать все характеристики прилагательного у них. Выделим эти признаки:
- согласуется с существительным, иными словами, причастие изменяется по родам и числам (выращенная картошка, выращенное дерево, выращенный дуб, выращенные культуры);
- полные причастия изменяются по падежам (разлитым (твор. п.) молоком, разлитого (род.п.) молока;
- играет роль определения или сказуемого в тексте;
- окончания причастий соответствуют окончаниям прилагательных (милый – светящий, милого — светящего);
- выделяют краткую и полную формы причастия (обученный — обучен).
Исторически краткая форма причастий, как и у прилагательных, формируется от основы полных причастий. Сохраняется написание суффиксов причастий и добавляется окончание. Нулевое окончание формирует форму причастия мужского рода, а — женского, о — среднего, ы — множественного числа.
Рассмотри пример: загруженная (полн. ф.) программа – программа (какова?) загружена (крат. ф.,ж.род); посаженное (полн. ф.) дерево – дерево (каково?) посажено (крат. ф.,ср. род); закрытые (полн. ф.) двери – двери (каковы?) закрыты (крат. ф., мн. ч.).
Так происходит образование с применением суффикса краткой формы причастия в русском языке:
Источник
Краткие причастия изменяются исключительно по числам. В единственном числе причастие изменяется по родам. Склонения по падежам кратких форм не происходит. С точки зрения синтаксиса в речи краткие причастия выступают в роли составного именного сказуемого.
Чтобы определить, каким членом предложения краткое причастие является, нужно задать вопрос от определяемого слова и определить его форму.
Найдите сокращенную форму и подчеркните причастия как члены предложения:
- Ружье забыто охотником в лесу.
- Периодический закон в химии открыт Д.И. Менделеевым.
Проверь себя:
Ружье забыто охотником в лесу. (ружье (каково?) забыто)
Периодический закон в химии открыт Д.И. Менделеевым. (закон (каков?) открыт)
Традиционно принято задавать вопрос к краткому причастию каков? какова? каково? В академических учебниках используется такой вариант вопросов. Однако никто не мешает задать вопросы: что сделано? что сделан?
Способы для разграничения причастия от имени прилагательного:
- Вместо прилагательного возможно использовать сходное по смыслу слово. Причастие заменяемо только словосочетанием изначального глагола и местоимения который(в наст.вр. или прош. вр.).Сравни: усталый (прилаг.) ребенок – бессильный ребенок (прилаг. синоним); уставший (прич.) ребенок – ребенок, который устал (мест.который +глаг.)
- Отличить причастие возможно изучением морфем,для этого выделить суффиксы причастий: у прилагательных есть морфемы–уч-, -юч-,у причастия –ащ-, -ящ-. Гремучий – гремящий.
Важно также понять, от какого слова получено причастие. Формирование причастия возможно от глаголов. Образование прилагательных происходит от имен существительных.
Сравните: весенний — весна, веселящий — веселить.
Попробуйте найти причастия полной формы в тексте из книги Григория Остера «Гадания по рукам, ногам, спине и шее». Постарайтесь запомнить употребление гласных в суффиксах причастий:
Проверь себя: обутые,промокшие, распахнувшая, ожидающих присутствующих, дрожащих, измазанная, идущих, бегущие.
Правописание окончаний причастий
Безударные окончания причастий проверяются аналогично окончаниям имен прилагательных. Нужно задать правильный вопрос к причастию, тогда окончание вопроса и падеж причастия подскажет, какую гласную писать в конце: волнующимся синим морем (морем каким?)
Падеж и род прилагательных и причастий легко определить с помощью заданного вопроса.
Сопоставьте окончания двух частей речи в данной схеме:
Источник
Определите, в каком причастии пишется окончание –ИЙ:
с замолчавш… посетительницей, тающ… сугроб, на затвердевш… корочке, к поющ… блогеру.
Для определения окончания зададим вопрос от существительного или осуществим замену прилагательным в таком же падеже: тающий (какой?) сугроб – глубокий(какой?) сугроб, к поющему (какому?) блогеру – к популярному (какому?) блогеру.
Глагольные признаки: вид и время причастий
Для разграничения причастия от других слов необходимо также хорошо знать основные глагольные характеристики у причастия. Они влияют на правописание окончаний и суффиксов причастий:
- действительный и страдательный залог причастия (засученные доктором рукава – доктор, засучивший рукава);
- вид совершенный и несовершенный (пустеющий (несов.в.) сад (пустеть) — опустевший (сов.в.) сад (опустеть);
- возвратность и невозвратность (умывающийся (возвр.) – бегающий (невозвр.);
- время причастия — прошедшее и настоящее (знающий, наст.вр. – знавший, прош. вр.);
- непереходность и переходность причастия по действию (убирающий (что?) мусор–говорящий).
Рассмотри на общие признаки глагола и причастия в таблице:
Чтобы определить вид причастия, нужно выяснить вид глагола по вопросу, заданному к причастию. Закономерно, что от глагола несовершенного вида возможно сформировать причастия несовершенного вида.
Сравни: болтать (что делать? – несов. в.) – болтающий, прыгать(что делать? – несов. в.) – прыгавший, носить (что делать? – несов. в.) – ношеный.
Глагол совершенного вида участвует в образовании причастия с использованием суффиксов причастия совершенного вида: спилить (что сделать? – сов.в.) – спиленный, обнять (что сделать? – сов.в.) – обнявший.
Источник
Образуй причастия от глаголов совершенного вида: полить, лить, помнить, запомнить, тратить, потратить, мерзнуть, замерзнуть.
Проверь себя: политый, запомнивший, потраченный, замерзший.
В данном примере политый, потраченный являются полными страдательными причастиями совершенного вида.
Возвратные причастия, как и глаголы, легко найти, обратив внимание на постфикс –ся или –сь в конце слова. При отсутствии этих постфиксов причастие будет невозвратным. Сравни: загорающий (невозвр.) мальчик – загорающийся (возвр.) костер, разваливший (невозвр.) план – развалившийся (возвр.) шкаф.
Переходность причастия определяется так: если возможно к нему добавить зависимое слово, имя существительное либо местоимение, в винительном падеже без предлога, то это будет переходное причастие: (жующий (что?) хлеб, яблоко; любящий (что/кого?) маму, тетю, кошку).
К непереходным причастиям такое слово подобрать невозможно: бегающий щенок – непереходное, так как нельзя бегать кого-то или что-то.
Ответ: знающий (кого?) человека, мешающий (что?) суп, смотревший (что?) фильм, мотающий (что?) клубок, пачкающий (кого?) меня.
Образование действительных и страдательных причастий
Качество или характеристика предмета во временном промежутке является результатом собственных действий предмета (говорящий человек, окрепший малыш). Когда на предмет воздействует кто-то или что-то, в результате возникает иной признак (пролистанный журнал, забытая газета). Результат действия содержится в глагольной основе причастия.
Сравни: мычащий (действительное причастие несовершенного вида) – который мычит.
Причастия, называющие качество предмета, который выступает источником действия, называют действительными причастиями. Причастия, обозначающие характеристику предмета, который подвергается воздействию, называют страдательными.
Важно знать, что страдательные причастия как члены предложения иногда выступают в роли сказуемых, если используются их укороченная форма.
Настоящее и прошедшее время страдательных причастий и действительных причастий оформляется с использованием особых суффиксов. Зная эти суффиксы, можно выяснить время или залог.
Изучи суффиксы страдательных причастий полных и кратких форм в схеме.
Источник
Источник
Глядя на схему,образуйте действительные причастия настоящего времени от этих слов: запустить, идти, получать, получить, нести, мыть.
Проверьте: идущий, получающий, несущий, моющий. Почему не от всех глаголов получилось образовать нужные причастия?Исключительно от глагола несовершенного вида возможно создание настоящего времени действительных причастий.
Виды словосочетания с причастием
Причастия в тексте могут сочетаться с разными частями речи. Если в тексте имеется словосочетание причастия и существительного, то тогда причастие относится к существительному и зависит от него. Член предложения, от которого зависит причастие, называют определяемым или главным. Важно определить связи слов в словосочетании.
Пример: Растущие на поле сорняки нужно выполоть. Задаем вопрос от существительного: растущие (какие?) сорняки. Можно определить вид связи слов в словосочетании – согласование. Это словосочетание типа «прич. + сущ.», где существительное – главное слово, а причастие – зависимое.
Помоги роботу R2-D2 решить задачу, укажи словосочетание с причастием и суффиксы:поющий блогер, заслуженный лайк, чёрная стена, чернеющая пропасть, необитаемый Марс, модный дизайнер, спелая клубника, приземлившийся марсоход, современный гаджет, скрытые комментарии.
В таких словосочетаниях причастие согласуется с определяемым словом полностью в роде, числе и падеже:поющий блогер (им.п.), поющего блогера (род.п.), поющим блогером (твор.п.).
Причастие как определяемое слово в словосочетании
Бывает так, что у причастия есть зависимые слова. В этом случае от причастия можно задать вопрос к одному слову или нескольким словам, причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастный оборот может включать одно зависимое от причастия слово или несколько.
Посмотрите на пример разбора словосочетания с причастием и зависимым словом:
Источник
На письме употребление причастного оборота может вызвать трудности при оформлении знаками препинания. Расположение причастия после определяемого слова, при наличии хоть одного зависимого слова у причастия, требует обязательного выделения оборота запятыми.
Источник
Кроме того, наличие зависимых слов влияет на правописание частицы не с причастием. К примеру, причастие с зависимым словом пишется сне раздельно, а без зависимых слов – слитно.
Источник
Другой вариант — словосочетание причастия с глаголом. При этом причастие также выступает в роли главного слова, а глагол в начальной форме бывает зависимым словом: вынужденный уйти, мечтающий выиграть, закончивший петь.Синтаксическая роль причастия в словосочетании с глаголом – составное именное сказуемое.
Волшебник Гендальф добавил причастия в известные цитаты из фильмов. Из данных предложений выпишите причастия с определяемыми словами:
Правильный ответ: забытое предложение, тренированный джедай, с потерянными данными, испачканные хоббиты, закрытый перелом.
Использование причастий в речи
Причастия с давних времен используются в славянских языках. Рассмотрим, какова роль причастий в предложении.
Сравните предложения:
Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города,который находится на границе двух Республик.
Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города, находящегося на границе двух Республик.
Из этого примера видно, что употребление определения, выраженного причастием, помогает избегать тавтологии. Речь при этом приобретает большую выразительность.
Наличие постоянных признаков глагола у причастия позволяет образно характеризовать предмет и представлять его признак в динамике, развитии.
Например: Мы видим бегущих по дорожке спортсменов, старающихся прийти к финишу первыми, делающих последний решающий рывок к заветной ленте. Что вы увидели в своем воображении?
Словосочетания с причастиями, а также обороты с ними помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинёнными предложениями.
Сравните два варианта предложений:
Рыбак, разложивший свои удочки на берегу, думал только о пойманной им рыбе и стремительно восходящем солнце.
Рыбак, который разложил свои удочки на берегу, думал только о рыбе, которую он поймал, думал о солнце, которое стремительно всходило.
В этом примере втрое предложение перегружено повторами сложноподчиненных предложений с союзным словом который, что значительно усложняет восприятие смысла текста. Кроме того, такие предложения со сложными конструкциями требуют правильной постановки всех запятых.
При замене глаголов и союзов причастиями мы можем более конкретно сформулировать мысль без лишних повторов.
Рассмотри картину И.К. Айвазовского «Девятый вал» и прочитай ее описание. Найди в тексте описания все причастия.
Проверь себя: поднимающееся, грядущий,скрыто,ревущие, спасающихся.
Слово «скрыто» бывает прилагательным, когда обозначает постоянное качество и не употребляется с зависимыми словами. Здесь его возможно заменить глаголом (Ночной мрак скрыл все). Имеются и зависимые слова (скрыто (чем?) ночным мраком). Обозначает непостоянный признак. В данном случае это краткое причастие.
Причастие имеет признаки глагола, это позволяет заменять глагол с местоимением в тексте и речи. Такая замена придает выражению особую динамику, способствует экономной и сжатой формулировке основного смысла. Наиболее часто используются в художественных текстах и книжной речи.
Сравните отрывки из художественной речи:
Деревня меня манит своими просторами, зеленеющими вокруг полями, манящими запахами земли, щебечущими с утра птицами…
Деревня меня манит своими просторами, полями, которые зеленеют вокруг,запахом земли, который манит, птицами, которые щебечут с утра…
В первом примере автор описал картину природы с использованием всего трех причастий, характеризующих притягательную деревенскую красоту в динамике довольно емко. В одном слове удалось описать красоту целого лета, а не статичную картину: поля зеленеют весь год, птицы щебечут весь день.
Кроме синтаксической роли причастия и деепричастия позволяют добиться краткости и точности языка. Поэтому их часто используют в научном и деловом стилях, в публицистике, где смысл должен отличаться краткостью и четкостью.
Пример из текста делового стиля: Ответ на письмо контрагента по замене отправленного днем товара получено в пятницу.
Данное предложение будет длиннее, если не использовать причастия: Ответ на письмо контрагента по замене товара, который отправили днем, получено в пятницу.
Морфологический разбор причастия
В школьной программе ученикам часто приходится делать морфологический разбор причастий. Такой разбор дает возможность лучше понять роль причастий в речи и запомнить их признаки.
В таблице представлен план разбора причастия:
Источник
Используя план, попробуйте выполнить письменный морфологический разбор причастия — вылетевшее слово.
Источник
Итак, еще раз вслух назовите признаки прилагательного у причастия и попробуйте выполнить тесты.
Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает грамматические признаки глагола и прилагательного.
Причастие в русском языке
Чтобы понять, что такое причастие в русском языке, укажем, что оно образуется от глагола с помощью характерных формообразующих суффиксов:
- гладить — гладящий кошку;
- отправить — отправивший письмо;
- колебать — колеблемый ветром;
- указать — указанный ею.
Причастие — это особая неспрягаемая форма глагола, которая обладает признаками прилагательного. С одной стороны, причастие обозначает признак, как и прилагательное, но, с другой стороны, это признак особенный, который связан с действием.
Имя прилагательное обозначает постоянный признак предмета безотносительно ко времени (платок какой? синий), а причастие — это глагольная форма, выражающая признак, связанный с течением времени.
К примеру, в словосочетании «плавающая утка» причастие «плавающая» обозначает признак. К нему можно задать вопрос прилагательного:
утка (какая?) плавающая
И в то же время этот признак связан с действием в настоящем времени:
плавающая утка — это птица, которая (что делает?) плавает сейчас, в момент речи о ней
Сравним с другой формой причастия:
плававшая недалеко от берега утка
Здесь речь идет о птице, которая плавала раньше, до момента речи об этом, то есть в прошлом. Признак связан с уже совершенным действием.
Подытожим наши наблюдения определением, что такое причастие в русском языке.
Определение
Причастие — это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает временной признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастие совмещает в себе признаки двух самостоятельных частей речи: глагола и прилагательного.
Признаки прилагательного у причастия
Как и прилагательное, причастие
1. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:
- отец, (какой?)ненавидящий ложь;
- бабушка, (какая?) любящая внуков;
- здание, (какое?) освещенное солнцем;
- родственники, (какие?) приехавшие в гости;
2. изменяется по падежам и числам, то есть склоняется:
Падеж | Мужской род | Женский род | Средний род | Мн. число |
---|---|---|---|---|
И. п. | играющий | играющая | играющее | играющие |
Р. п. | играющего | играющей | играющего | играющих |
Д. п. | играющему | играющей | играющему | играющим |
В. п. | играющего | играющую | играющее | играющих |
Т. п. | играющим | играющей | играющим | играющими |
П. п. | об играющем | об играющей | об играющем | об играющих |
3. причастие изменяется по родам:
- вымытый стол
- вымытая тарелка
- вымытое окно
4. согласуется с существительным в роде, числе и падеже:
- выгруженный песок
- мимо выгруженного песка
- с выгруженным песком
и т. д.
В предложении причастие выполняет синтаксическую роль определения.
В густой кроне деревьев на ветках сидят поющие скворцы.
Признаки глагола у причастия
Как и глагол, от которого образовано причастие, оно имеет грамматические категории:
1. вид
- несовершенный (что делать? петь — певший);
- совершенный (что сделать? запеть — запевший).
2. действительный или страдательный залог
Причастие в форме действительного залога обозначает признак действия, которое совершает сам производитель:
- читающий книгу;
- смотревший в окно вагона.
Причастие в форме страдательного залога обозначает признак предмета, который испытывает действие со стороны, подвергается чьему-то воздействию:
- влекомый ветром;
- испеченный на масле блин;
- растертый в порошок.
3. Причастие сохраняет переходность/непереходность производящего глагола:
- несущий корзинку;
- плывущий по реке.
4. возвратность/невозвратность
- бежать — бегущий по тропинке;
- строиться — строящийся у дороги.
5. у причастий различают настоящее и прошедшее время:
- говорить — говорящий по телефону;
- устать — уставший к концу работы.
Действительные причастия
Действительное причастие обозначает признак предмета, который сам производит действие или испытывает определенное состояние.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени переходных и непереходных глаголов с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.):
- скакать (I) — они скачут — скачущая лошадь;
- ползать (I) — они ползают — ползающий жучок;
- дышать (II) — они дышат — дышащий полной грудью;
- стариться (II) — они старятся — старящие лицо морщины.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов с помощью суффиксов -вш- (после гласного), -ш- (после согласного) и окончаний прилагательных:
- стелить — стеливший пол;
- шуршать — шуршавший камыш;
- везти — везший тележку.
Страдательные причастия
Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым совершается или уже произведено действие извне. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Эти формы также обладают категорией времени.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени с помощью суффикса -ем- (от глаголов I спряжения) или суффикса -им- (от глаголов II спряжения):
- оттенять (I) — мы оттеняем — оттеняемый сумраком;
- ввозить (II) — мы ввозим — ввозимый с юга.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-:
- собрать — собранный урожай;
- обнаружить — обнаруженный враг;
- запереть — запертый дом.
Страдательный причастия прошедшего времени имеют полную и краткую форму:
- посеянный — посеян;
- разрешенный — разрешен.
Краткие формы причастий, как и прилагательных, не склоняются, а только изменяются по родам и числам:
- он увлечён
- девушка увлечена
- дитя увлечено
- все увлечены.
Причастия могут потерять признак действия и переходить в имена прилагательные. Наиболее часто переходят в прилагательные страдательные причастия. Некоторые из них совсем утратили связь с глаголом:
- натянутые отношения;
- растерянный вид;
- приподнятое настроение;
- сдержанный характер.
Морфологический разбор причастия
Начальная форма причастия — это полная форма именительного падежа единственного числа мужского рода.
I. Особая форма глагола — причастие
1. начальная форма
II. Постоянные признаки:
а) действительное или страдательное
б) время
в) время
г) возвратность
III. Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма;
б) падеж (в полной форме);
в) число
г) род (в единственном числе).
IV. Синтаксическая роль
Примеры
Ольга толкнула створки рассохшихся ставен.
Рассохшихся — это особая глагольная форма причастие
- н. ф. рассохшийся
- действительное
- прошедшее время
- совершенный вид
- возвратное
- полная форма
- родительный падеж
- множественное число.
Синтаксическая роль — определение.
Село расположено на высоком берегу реки.
Расположено — это особая глагольная форма причастие
- н. ф. расположенный
- страдательное
- прошедшее время
- совершенный вид
- невозвратное
- краткая форма
- единственное число
- средний род
Синтаксическая роль — сказуемое.
Видеоурок
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Всё о причастии.
2 слайд
Описание слайда:
Причастие как часть речи. Причастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.
3 слайд
Описание слайда:
Склонение причастий. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных.
4 слайд
Описание слайда:
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения- определением. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.
5 слайд
Описание слайда:
Действительные и страдательные причастия. Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.
6 слайд
Описание слайда:
Краткие и полные страдательные причастия. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму. В краткой форме они изменяются по числам и по родам. В предложении краткие страдательные причастия являются сказуемыми.
7 слайд
Описание слайда:
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. В суффиксах дейстительных причастий настоящего времени –ущ-(-ющ-) и –ащ(-ящ-) пишется:1. буква у или ю, еслипричастие образовано от глагола I спряжения; 2. буква а или я, если причастие образовано от глагола II спряжения.
8 слайд
Описание слайда:
Действительные причастия прошедшего времени. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш-, -ш-. Суффикс –вш- присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс –ш- — к основам, которые оканчиваются на согласную.
9 слайд
Описание слайда:
Страдательные причастия прошедшего времени.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. В суффиксах страдательных причастий настоящего времени –ем- и –им- пишется: 1. буква е, если причастие образовано от глагола I српяжения; 2. буква и, если причастие образовано от глагола II спряжения.
10 слайд
Описание слайда:
Страдательные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –нн-, -енн-. При помощи суффикса –нн- причастия образуются только от глаголов на –ать-(-ять). При помощи суффикса –енн- образуются причастия от глаголов на –ить- и от глаголов с основой на согласный.
11 слайд
Описание слайда:
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Буквы а и я пишутся перед одной или двумя буквами н в причастиях, образованных от глаголов на –ать- или –ять-. Буква е пишется перед одной или двумя буквами н в причастиях образованных от глаголов на –ить- или –еть-.
12 слайд
Описание слайда:
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Две буквы н пишутся в суфиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных — от глаголов совершенного вида; — от глаголов несовершенного вида. Эти причастия имеют при себе пояснительные слова и являются главным словом причастного оборота.
13 слайд
Описание слайда:
Одна идве буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Одна буква н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий. Две буквы н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени.
14 слайд
Описание слайда:
Слитное и раздельное написание не с причастиями. Не пишется раздельно:1. с краткими причастиями; 2. с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. Не пишется слитно с полными причастиями: 1. если без не они не употребляются 2. если нет противопоставления с союзом а.
15 слайд
Описание слайда:
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. В суффиксах причастий –енн- и –ен- после шипящих под ударением пишется буква ё, без ударения – е.
16 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 341 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:
Причастие —
это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?
Берёзы, берёзы России, —
Вы всё вместе с нами прошли,
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.
Слайд 5
Описание слайда:
Признаки прилагательного
Причастия изменяются по родам и падежам, то есть склоняются.
Согласуются с существительными в роде, числе и падеже в единственном числе и числе и падеже во множественном числе.
Могут иметь две формы – полную и краткую. Краткие причастия не склоняются.
В предложении полные причастия обычно выполняют роль определения, краткие – сказуемого.
Слайд 6
Описание слайда:
Признаки глагола
Причастия могут быть возвратными и
невозвратными.
Имеют два вида: совершенный и несовершенный. Причастия сохраняют вид того глагола, от которого образовались.
Имеют время – настоящее, прошедшее, но не имеют форм будущего.
Могут быть действительными и страдательными.
обозначает признак, который создается обозначает признак, который создаётся
действием самого предмета под действием другого предмета
Слайд 7
Описание слайда:
словообразование
Действительные причастия настоящего времени образуются от
основы глаголов настоящего времени
I спряжения с помощью суффиксов -ущ-, -ющ-
II спряжения с помощью суффиксов -ащ-, -ящ-
пр. несут нес+ущ+ий
отбрасываем личное окончание глагола (получаем основу настоящего времени)
добавляем суффикс причастия
присоединяем нужное окончание
Действительные причастия прошедшего времени образуются от
основы инфинитива (или основы глаголы про —
шедшего времени) с помощью суффиксов –вш-, -ш-
пр. читать чита+вш+ий
Действительные причастия имеют только полную форму.
Слайд 8
Описание слайда:
Словообразование
Страдательные причастия настоящего времени образуются от
основы глаголов настоящего времени
I спряжения с помощью суффиксов -ем-, -ом-
II спряжения с помощью суффиксов –им-
пр. решают реша+ем+ый
отбрасываем личное окончание глагола (получаем основу настоящего времени)
добавляем суффикс причастия
присоединяем нужное окончание
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от
основы инфинитива (или основы глаголы про —
шедшего времени) с помощью суффиксов –нн-, -т-
пр. прочитать прочита+нн+ый
Если в основу инфинитива входит суффикс –и-, то при образовании причастия он опускается и используется суффикс причастия –енн-
пр распилить распил+енн+ый
В суффиксе причастия –енн- после шипящих под ударением пишем ё
пр сожжённый
Страдательные причастия имеют только полную форму.
В кратких страдательных причастий пишется одна –н-
Слайд 9
Описание слайда:
Правописание нн и н
В полных страдательных причастиях с суффиксами –енн-, -нн- пишутся две н, если:
Причастие имеет приставку (кроме не) пр. сваренная
Причастие имеет зависимое от него слова пр. жаренная в масле рыба
Причастие совершенного вида пр. решённый пример
Причастие образовано от глаголов с суффиксами –ова-, -ева-, -ирова- пр. маринованные грибы, асфальтированное шоссе
ОСТОРОЖНО! Варёный, печёный, кипяченый, сушёный, вяленый, копчёный, мочёный, соленый, топлёный, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный. Это причастия, перешедшие в прилагательные
Слайд 10
Описание слайда:
Гласные в причастиях перед нн и н
Если причастие образовано от глаголов на –ать или -ять, то перед нн и н пишутся а или я
пр засеять – засеянный – засеян
Если причастие образовано от любых других глаголов (не на -ать, -ять), то перед нн, н пишется е
пр . изучить – изученный — изучен
Слайд 11
Описание слайда:
Правописание не с причастиями
Не с полными причастиями пишется раздельно:
если причастие имеет зависимые слова, т.е образует причастный оборот
если в предложении есть противопоставление с союзом а
Не с полными причастиями пишется слитно:
если не имеет зависимых слов
если причастие не употребляется без не
С краткими причастиями не пишется раздельно
Слайд 12
Описание слайда:
Причастный оборот
Это причастие с зависимыми от него словами.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми.
Слайд 13
Описание слайда:
Придумай сложные предложения с причастиями или причастным оборотом
Слайд 14
Описание слайда:
Придумай сложные предложения с причастиями или причастным оборотом
Слайд 15
Описание слайда:
Придумай сложные предложения с причастиями или причастным оборотом
Слайд 16
Описание слайда:
Придумай сложные предложения с причастиями или причастным оборотом
Слайд 17
Описание слайда:
Придумай сложные предложения с причастиями или причастным оборотом
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!