Рассказ о пресмыкающихся 2 класс окружающий мир

Технологическая карта урока.ф.и.о.: ветрова наталья сергеевнаумк: перспективная начальная школакласс: 2дата проведения урока: 12.03.19дисциплина: окружающий миртип урока: открытие новых знанийтема урока:

Технологическая карта урока.

Ф.И.О.: Ветрова Наталья Сергеевна

УМК: Перспективная начальная школа

Класс: 2

Дата проведения урока: 12.03.19

Дисциплина: Окружающий мир

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема урока: Пресмыкающиеся

Цель: расширить и углубить знания учащихся о пресмыкающихся.

Задачи:

1)Обучающая: формировать представление о классе пресмыкающихся, выяснить черты сходства и различия крокодилов, черепах, ящериц, змей; углубить знания учащихся о жизни пресмыкающихся, их питании; познакомить с правилами безопасного поведения при встрече со змеями.

2) Развивающая: развивать умение различать пресмыкающихся животных от остальных животных; уметь отличать гадюку от ужа, уметь характеризовать пресмыкающихся по плану.

3) Воспитывающая: воспитывать любовь к природе и бережно отношение к ней; дать установку правильного поведения в лесу и при встрече с ядовитой змеей.

Планируемые результаты:

Предметные: характеризовать отдельные виды пресмыкающихся, группировать пресмыкающихся «неопасные — опасные», анализировать особенности жизни пресмыкающихся: черепахи, змеи, ящерицы и крокодила, объяснять правила поведения при встрече со змеей.

Личностные: проявление познавательного интереса.

Метапредметные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование: учебник по окружающему миру 2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Федотова О. Н.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин).

2. Актуализация опорных знаний (4 мин).

3. Целеполагание (3мин).

4. Работа по теме урока (7-10 мин).

5. Физкультминутка (1мин).

6. Продолжение работы по теме (15мин).

7. Итог урока (2-3мин).

8. Рефлексия (3мин).

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

момент.

Цель: мотивация

учащихся к учебной

деятельности.

Приветствие учителя:

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Сергеевна, сегодняшний урок у вас проведу я. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя (стоят возле парт).

Садятся за парты.

Коммуникативные: уметь договариваться о правилах общения и следовать им. Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познания нового.

Актуализация

опорных знаний.

Цель: закрепить

ранее полученные

знаний.

-В качестве домашнего задания вам было предложено найти сообщение о любом земноводном.

— Проверим, как вы справились с домашним заданием?

— Сейчас мы заслушаем ваши сообщения.

— О каком земноводном ты приготовил (-а)?

— Расскажи нам интересные факты об этом земноводном.

— Вы хорошо справились с домашним заданием.

— Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Познавательные:

Умение строить речевые высказывания в устной форме.

Целеполагание.

Цель: постановка

темы и цели урока.

Ребята, обратите внимание на доску. На доске кроссворд.

Я

Ч

К

Щ

Е

Р

Е

Р

З

О

Р

П

Р

Е

С

М

Ы

К

А

Ю

Щ

И

Е

С

Я

П

Е

О

Ц

А

Я

Д

А

Х

И

А

Л

-Для того, чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Живу на суши и в воде.

Мой панцирь очень нужен мне.

Я этим домом дорожу,

Хоть очень медленно хожу.

(Черепаха)

2. Я вовсе без ног,

Но двигаюсь ловко

По земле и в воде –

Помогает сноровка.

(Змея)

3. Вот лентяй

С зеленой кожей,

Он всегда гуляет лёжа.

(Крокодил)

4. С последней буквы алфавита

Я начинаюсь. Не беда –

Зато быстра и деловита,

Лишь хвост теряю иногда.

(Ящерица)

— Скажите, к какому виду относятся эти животные?

— Предположите тему нашего урока?

— Какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся отгадывают загадки.

— Пресмыкающиеся

–Тема нашего урока: Пресмыкающиеся.

-Мы будем расширять свои знания о пресмыкающихся.

Регулятивные:

-ставить перед собой учебную задачу

-определять цель деятельности.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

— умение слушать и вступать в диалог

— участвовать в обсуждении, умение аргументировать свою позицию.

Работа по теме урока.

Цель: изучение

нового материала

— Как вы считаете, почему пресмыкающиеся получили такое название?

— Правильно, потому что они ползают по земле, то есть «пресмыкаются».

— Пресмыкающиеся имеют и второе название – рептилии.

— Как вы понимаете слово «рептилии»?

— Что вам известно о пресмыкающихся?

— Где они обитают?

— Большинство пресмыкающихся живут в теплых и жарких странах, где не бывает зимы.

— Встретить пресмыкающихся можно только в теплое время года. Зимой они спят в норах под корнями деревьев. Весной выходят из укрытий и греются под лучами солнца. В теплое время года они очень быстро передвигаются.

— Открываем учебник на стр.18 – 19.

Рассмотрите представленных здесь животных.

— Расскажите, как выглядит каждое из них.

— Как вы думаете, чем похожи крокодил и птицы?

-Чем похожи ящерица и млекопитающие?

— Чем похожи змеи и рыбы?

— Чем похожи черепахи и крабы?

— Рассмотрите на стр.20 рисунки и скажите, чем питается уж?

— А чем питается гадюка?

Как вы думаете, чем питаются черепахи?

Ящерицы? Крокодилы?

К какой группе животных мы можем отнести черепаху, крокодила, ящерицу, змей?

— Какой общий признак для них характерен?

Хорошо, а сейчас давайте, отдохнём.

— потому что они ползают по земле.

-Ответы учащихся.

— Открывают учебник, отвечают на вопросы.

-Черепаху можно определить по панцирю.

Эфы, длинное, гибкое тело и ног нет.

Ящерица, четыре лапы с острыми когтями и длинный хвост.

Крокодил, похож на огромную ящерицу, хвост сжат с боков, а голова и туловище сплюснуты, пальцы задних ног крокодила соединены плавательной перепонкой.

— они откладывают яйца

— у них 4 ноги

— нет ног

— есть панцирь

-он охотится на лягушек

— мышами

— Все пресмыкающиеся ползают по земле, а так же их тело покрыто сухими чешуями или панцирем.

Регулятивные: умение точно выражать свои мысли.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

Личностные: умение определять и высказывать правила.

Физкультминутка.

Цель: снять

утомляемость детей.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

Продолжение работы по теме урока.

Цель: систематизация полученной информации.

— Продолжаем работу.

Что вам известно о ящерице.

Ящерица прыткая. Возможно, прыткой она названа не только потому, что быстро бегает. Но и потому, что делает это очень ловко, мгновенно, круто меняя направление, сбивая тем самым преследователя. А может, потому, что очень уж ловко охотиться – молниеносно прыгает на жуков и кузнечиков, а мух хватает даже на лету. Охотится прыткая ящерица много часов подряд, в ее меню более 300 различных видов насекомых. Эта ящерица не бывает более 25 см в длину.

Скажите,пожалуйста, знаете ли вы, кто является предком крокодилов?

-Что вам известно о динозаврах?

-Какие фильмы или мультфильмы о динозаврах вы смотрели?

— Верно, ли что на территории нашего края обитали динозавры?

— Да, верно.

-Не так давно на территории нашего края в пади Кулинда в поселке Новоильинск Чернышевского района травоядного пернатого динозавра, который жил около 150млн. лет назад.

Кромеобыкновенного ужа в нашей стране обитает водяной уж. В то время как обыкновенный уж любит «побродить» по бережку, погреться на солнышке, слазить на дерево , водяной уж только к вечеру выбирается на сушу, чтобы где-нибудь под корнями дерева провести ночь.

-Откройте страницу учебника 20 и найдите гадюку.

-Докажите, что это гадюка.

-Давайте вместе с вами составим план, что делать, если вы встретили на своём пути змею.

-Для начала ответьте на вопрос, нужно ли кричать?

-Нужно ли бить змею палкой?

— Запомните, ребята!

-При встрече со змеей нельзя:

Кричать.

Бить змею палкой.

Делать резких движений.

Запомните ребята также, что змея не хочет причинить вам вред, но любое ваше движение она воспримет как угрозу. А все из-за того, что мы большого размера по сравнению со змеей. Только представьте маленькая змея и большие мы.

-Ребята, а каких пресмыкающихся содержат в домашних условиях?

-А у кого-нибудь из вас жила или живёт черепаха? Какая черепаха сухопутная или морская?

— Ребята, скажите, пожалуйста, как называется место, в котором содержат змей?

-В последнее время становится популярным, держать змей у себя дома в качестве домашних питомцев. Следует помнить, что это очень опасно.

Каких пресмыкающихся вам удалось встретить в нашем крае?

Какие среди пресмыкающихся занесены в Красную книгу?

— Ребята, обратите внимание, в моих руках находится Красная книга Забайкалья.

На страницах этой книги мы можем встретить представителя пресмыкающихся — узорчатого полоза. Узорчатый полоз обитает в таёжных лесах. Отличительной особенностью является красивый узор и многообразие цветов и оттенков окраски тела этого вида, поэтому он и получил такое название.

Регулятивные: сохранение учебной задачи

-планировать свои действия в соответствии с учебной задачей

-умение правильно оценивать свои действия

— умение контролировать свою работу, свои действия

Личностные: учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу

Умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку

Коммуникативные: договариваться приходить к общему решению

— умение слушать товарищей

Познавательные: строить рассуждения

Итог урока.

Цель: подвести итоги урока

-Давайте вспомним, чем покрыты земноводные?

-А что вы узнали о кожный покровах пресмыкающихся?

-Чем питаются пресмыкающиеся?

— Выберите верное рассуждение:

1. Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц. Значит, ящерицы – птицы. (Неверно.)

2. У млекопитающих две пары ног. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее. (Неверно.)

3. Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из птиц. Ящерица – пресмыкающееся. (Верно.)

— Оценки за урок.

-Земноводные покрыты голой кожей.

-Кожа пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками.

-Пресмыкающиеся питаются как мелкими животными, так и более крупными.

Коммуникативные: умение слушать собеседника

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме

Рефлексия.

Цель: оценивать результат своей деятельности.

— У каждого из вас на столе лежит по одной карточке с изображением черепашки. Вам необходимо раскрасить их в один определенный цвет, который соответствует вашей работе на уроке. Зелёный цвет — вы были активны и вам всё понравилось. Желтый цвет — у вас остались вопросы. Красный цвет – совсем ничего не поняли на уроке

-Спасибо за урок!

Раскрашивают черепашек.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Методист_____________________________

Учитель_____________________________

Оценка_____________________________

Данная  презентация  подготовлена  дл  2  класса  по  УМК «Перспективная  Начальная  школа»

Скачать:

Подписи к слайдам:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС Тема «Пресмыкающиеся» УМК «Перспективная начальная школа.» Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ № 39 г.Твери Ермошкина Е.А.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
Если высказывание истинное, напиши ДА. Если ложное, напиши НЕТ.1.К земноводным относят лягушек, жаб, тритонов.2.Земноводные рождаются в воде. Взрослые живут и на суше, и в воде.3.Земноводные живут в воде, а размножаются на суше.4.Взрослые лягушки и жабы питаются растениями.5.Взрослые лягушки и жабы питаются насекомыми.6.Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей.7.Кожа у жаб гладкая, а у лягушек- с бородавками.
Правильные ответы
1. Да2. Да3. Нет4. Нет5.Да6 Да7 Нет
РЫБЫ
ПАУКООБРАЗНЫЕ
НАСЕКОМЫЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
?
Окружающий мир.Кто появился из скорлупы?
В воде гибнет множество личинок земноводных. Чтобы обеспечить выживание икры на суше необходимо создать вокруг икринки прочную водонепроницаемую оболочку — скорлупу. Древние земноводные, овладевшие способностью откладывать яйца в скорлупе, дали начало новой группе позвоночных — ……….
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ РЕПТИЛИИ
Кто такие пресмыкающиеся?
Змеи, крокодилы, черепахи, ящерицы – всё это пресмыкающиеся или рептилии.
Что нам известно о пресмыкающихся?
Всего на Земле обитает около 8 тысяч видов пресмыкающихся. Пресмыкающиеся или рептилии относятся к позвоночным животным. Рептилии — это холоднокровные животные, у которых отсутствуют механизмы регуляции температуры тела. Поэтому при температуре воздуха ниже +18ᵒ жизненная активность рептилий снижается: они впадают в оцепенение (спячку). А при температуре выше +51ᵒ пресмыкающиеся могут погибнуть. Чаще всего рептилии живут в жарких странах .
Змеи и прочие животные этого класса покрыты роговыми чешуйками, которые покрывают все тело животного, как черепица. Расцветка змеиной кожи бывает самая разнообразная.
Все змеи хищники. Они могут нападать на животное намного большее её по размеру. Змеи не пережевывают пищу, а заглатывают её целиком. Некоторые, чтобы убить добычу, используют яд, некоторые сжимают свою жертву, пока она не задохнётся.Самая крупная ядовитая змея – это азиатская королевская кобра. Её яда хватит, чтобы убить 20 с лишним человек. Змеи чувствуют запахи языком, а не носом.
Крокодилы – огромные и свирепые рептилии, живущие в жарких странах. Большую часть своей жизни они проводят в воде. Когда крокодил плывёт, над водой видны только его глаза и ноздри. Некоторые крокодилы в длину достигают 6 метров.
Большинство рептилий, в том числе и крокодилы, откладывают яйца. Их яйца не твёрдые, как у птиц, а мягкие и кожистые.
Крокодилы – заботливые родители. Они охраняют свои яйца, периодически переворачивают их для поддержания ровной температуры и влажности, а когда малыши вылупляются, помогают выбраться наружу, а порой переносят детишек к воде. «Мамы и папы» охраняют молодняк ещё несколько месяцев.
Черепахи – рептилии, тело которых покрывает твёрдый панцирь.
Он образован костными пластинками, сросшимися с рёбрами и отростками позвонков. Брюшной и спинной щиты панциря соединены так что свободными остаются только конечности, шея и хвост. Панцирь черепахи такой тяжёлый, что они с трудом передвигаются по земле, зато отлично плавают в воде.
Большинство черепах так или иначе связаны с водой. Морские черепахи покидают тёплые моря только для того, чтобы отложить яйца. Отдельные виды черепах редко или никогда не ступают в воду, а некоторые даже приспособились к жизни в пустыне. Размеры черепах очень разнятся – от 100г (замыкающаяся черепаха) и до 700 кг(морская кожистая черепаха).
ЯЩЕРИЦЫ
Увидеть можно только в тёплое время года.Мелкие охотятся на насекомых. Крупные ловят всех с кем могут справиться.Если окажется возле пасеки, то поедает и пчёл.
Самцы имеют 3м в длину и весят 135 кг.Питаются падалью, но могут напасть на себе подобных и даже на человека.Сбивает хвостом даже кабанов и оленей.
Самая крупная ящерица — варан
Хамелеон – это ящерица, которая живёт на деревьях, обхватывая ветки хвостом и коготками. Хамелеон ловит насекомых своим длинным липким языком. Он меняет свой цвет, чтобы слиться с окружающим фоном. Это называется маскировкой, и она помогает хамелеонам скрыться от врагов. Глаза хамелеона могут одновременно смотреть в разные стороны.
Динозавры, жившие на нашей планете миллионы лет назад – также являются представителями класса пресмыкающихся.
Динозавры являются самыми крупными наземными животными, когда-либо водившимися на Земле. Современные рептилии по размерам даже отдалённо не напоминают этих рекордсменов. Мы многое знаем о них, потому что найдены останки их костей, зубов и даже окаменелые яйца.
В устном народном творчестве также часто упоминаются пресмыкающиеся. Так мы говорим:
«Змею на груди пригреть»«Будьте мудры, как змеи…»«Змея подколодная»«Змея меняет шкуру, но не меняет свою натуру»«Крокодиловы слёзы»«В воде жить, с крокодилом речь вести»«Черепашьим шагом»«Мудрый, как черепаха, глупый, как слон»«Когда спросили, чья голова красивее, черепаха высунула свою» и др.
До новых встреч!

Мы подготовили для Вас несколько сообщений на тему пресмыкающихся. Используйте материал статьи для подготовки школьного доклада по биологии и окружающему миру (3-6 класс)

Доклад 1

Пресмыкающиеся более приспособлены к жизни на суше и имеют более совершенное строение, чем земноводные. Поэтому в процессе эволюции они заняли более разнообразные места обитания, и это привело к многообразию пресмыкающихся.

В мезозойскую эру, когда жили динозавры, многообразие пресмыкающихся было самым большим на Земле. Однако и сегодня пресмыкающиеся представлены в различных экологических нишах, хотя не так широко как млекопитающие. Пресмыкающиеся живут не только в теплом (в том числе и засушливом) климате, но некоторые из них вернулись к водной жизни, хотя при этом для откладывания яиц все-равно выходят на сушу и дышат легкими.

В классе пресмыкающихся выделяют четыре ныне существующих отряда. Это чешуйчатые, крокодилы, черепахи и клювоголовые. Общая численность составляет более 8000 видов.

Отряд Чешуйчатые

Представители отряда чешуйчатых составляют основу многообразия пресмыкающихся. Сюда относятся все ящерицы и змеи. Их тело покрыто достаточно мелкой чешуей. В наших местах обитает прыткая ящерица.

Веретеница — это безногая ящерица. В отличие от змей ее веки не срастаются. К ящерицам относятся и хамелеоны. Они живут на деревьях, способны менять цвет тела. Их глаза двигаются независимо друг от друга. Насекомых ловят длинным клейким языком.

Змеи в процессе эволюции появились позже всех других групп рептилий. У их предков были конечности. Однако у змей они редуцировались в связи с особым их способом передвижения (они извивают тело по земле). Также произошли другие изменения во внутреннем строении (исчезли грудина, одно легкое).

Представителями змей, обитающих в наших местах, являются уж и гадюка. Последняя ядовита. Кости в челюстях змей соединены подвижно связками. Кроме того связки могут растягиваться. Таким образом змеи могут широко раскрывать рот и заглатывать добычу целиком, наползая на нее. У ядовитых змей одна из слюнных желез видоизменяется в ядовитую железу. Ее канал проходит в передний зуб. При укусе яд вводится в организм жертвы.

Для чешуйчатых характерна частая линька, так как чешуи препятствуют росту. У змей старая кожа сходит целиком, как чулок, и называется выползком.

Отряд Крокодилы

Крокодилы — крупные пресмыкающиеся (до 7 метров), которые не могут похвастаться своим многообразием (всего 25 видов). Обитают в реках и озерах тропических стран. Отряд Крокодилы подразделяется на аллигаторов, настоящих крокодилов, гавиалов, кайманов. У настоящих крокодилов морда более острая, чем у аллигаторов.

Пальцы на задних лапах крокодилов имеют плавательные перепонки. Хвост сплюснут с боков. Ноздри и глаза находятся на возвышениях. Таким образом, крокодил может сидеть под водой выставив на поверхность только ноздри и глаза. Так он остается незаметным для жертвы. Кожа крокодилов покрыта щитками.

У крокодилов четырехкамерное, а не как у всех пресмыкающихся трехкамерное, сердце. В их желудочке сердца неполная перегородка становится полной. Однако кровь все равно частично смешивается при объединении аорт, выходящих из сердца.

Отряд Черепахи

Отряд Черепахи — самые древние из ныне живущего многообразия пресмыкающихся. В процессе эволюции они появились раньше других групп. В настоящее время живет около 300 видов черепах. Их панцирь состоит из спинного и брюшного щитов. Спинная пластина прирастает к позвоночнику, а брюшная — к грудине. Большинство черепах могут втягивать конечности, хвост и голову в панцирь, становясь недоступными для врагов.

У черепах нет зубов. Их челюсти покрыты роговыми пластинами. Среди черепах есть водные виды, у морских черепах конечности превращены в ласты.

Отряд Клювоголовые

Все представители этого отряда вымерли, кроме двух видов гаттерий, которые обитают в Новой Зеландии. В строении гаттерии отмечается ряд примитивных признаков. Например, у нее есть так называемый третий (теменной) глаз. Хотя этот глаз есть у многих ящериц.

Доклад 2

Пресмыкающиеся животные или рептилии – это самый древний класс настоящих позвоночных животных, поселившихся на суше. К пресмыкающимся относятся различные виды змей, крокодилов, черепах и ящериц. Они были самыми крупными представителями динозавров, которые господствовали на Земле 150 миллионов лет назад. Животные являются прямыми предками птиц несмотря на то что сейчас они обитают на болотах – некоторые из них умели летать, а удлиненные чешуйки со временем превратились в перья.

Описание

Название класса произошло от слова пресмыкаться – передвигаться ползком, волоча живот по земле. Это действительно так – у пресмыкающихся животных змей конечностей нет совсем, у остальных они расположены почти на уровне позвоночника.

Внешний вид

В отличие от земноводных – мокрых и скользких на ощупь, у пресмыкающихся кожа всегда сухая. Это помогает сохранять влагу внутри организма, что особенно важно для обитателей засушливых областей. Рептилии наделены прекрасно защищенной кожей от внешних воздействий, в том числе от палящего солнца, кожа покрыто чешуйками. Змеи и ящерицы периодически линяют, то есть сбрасывают кожный покров, из которого они выросли, а затем обрастают новой кожей.

Почти все животные класса пресмыкающиеся окрашены в соответствии с цветовой гаммой окружающей среды, чтобы не стать легкой добычей для хищников, и чтобы самим не быть слишком заметными для своих жертв. Хамелеон прославился тем, что может менять окраску в зависимости от многих факторов – температуры, влажности, чувства жажды, эмоционального состояния.

Питание

Животные не способны жевать пищу, они могут только рвать ее на куски. А змеи вообще заглатывают добычу целиком, причем часто размер жертвы превышает размеры самой змеи. Проделать такой трюк змея может благодаря способности очень широко открывать пасть, ее желудок способен растягиваться до неимоверных размеров.

Место обитания

Большинство пресмыкающихся животные обитают в теплых краях – в пустынях, полупустынях и влажных тропических лесах. Их можно встретить и в более прохладных природных зонах, в лиственных и смешанных лесах, но уже значительно реже.

Объясняется это тем, что температура тела пресмыкающихся животных практически не отличается от температуры окружающей среды. Поэтому пресмыкающихся животных обитающих в холодных районах приходится подолгу согреваться на солнце. В теплое время года они ведут активную жизнь, а в холодное – впадают в спячку.

Размножение

Пресмыкающиеся откладывают яйца в твердой защитной оболочке и оставляют их в гнездах или просто закапывают в песок. Все они за исключением крокодилов, не заботятся о дальнейшей судьбе своих детенышей – вылупившись из яиц, они уже ведут самостоятельную жизнь. Некоторые виды ящериц и змей – живородящие.

Красная книга

Практически все виды пресмыкающихся животных занесены в красную книгу, некоторые из них находятся на грани исчезновения. Со стороны правительств некоторых стран, принимаются меры, создаются специальные фермы для размножение того или иного вида который вот-вот исчезнет. Но это уже мало поможет, так-как многие виды пресмыкающихся животных уже настолько истреблены человеком, что во становить их не предоставляется возможным.

Продолжительность жизни

Благодаря тому, что все процессы в организме пресмыкающихся животных происходят очень медленно, продолжительность их жизни очень высока. Крокодилы живут около 70 лет, а черепахи – более 150.

Интересные факты:

1. Рептилии являются важным звеном пищевой цепи – они питаются насекомыми и мелкими грызунами и, тем самым, регулируют их количество. Сами рептилии служат пищей для некоторых диких животных.
2. Змеиный яд входит в основу многих лекарственных препаратов.
3. Из крокодиловой и змеиной кожи изготавливают дорогую обувь и аксессуары, а из панцирей черепах делают украшения.
Пресмыкающихся животных для этого выращивают на специальных фермах, чтобы не снижать их численность в дикой природе.
4. Мясо и яйца крокодилов и черепах употребляют в пищу жители многих тропических стран.

Цель: Познакомить учащихся с классом пресмыкающихся, показать все
многообразие представителей этого класса, особенности их жизнедеятельности,

Оборудование: проектор, экран, иллюстрации с изображениями
пресмыкающихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, объявление темы урока.

Сегодня на уроке окружающего мира мы мысленно перенесемся в жаркие страны, в
тропики, пустыни, чтобы познакомиться с представителями нового класса
позвоночных животных.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с проверки домашнего задания.

О чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (Тема прошлого урока
“Земноводные”.)

Какое было дано задание?

  • Игра . “Отгадай. Кто я?”.

Ученик описывает себя от имени какого-либо земноводного (внешний вид,
особенности поведения, место проживания, способ передвижения, дыхания, питания и
пр.). Дети должны угадать, кто это.

  • Задание . “Графический диктант”.

А теперь, ребята, я проведу небольшую игру. Для этого вам необходимо взять
листок бумаги. Я называю животное, если это будет земноводное, вы рисуете
кружочки. Если – нет, вы рисуете треугольник.


Лягушка, карась, медуза, жаба, бабочка, дельфин, тритон,
кенгуру, саламандра.

Итак, давайте проверим. Должно быть 4 кружочка и 5 треугольников.

  • Минутка Почемучек.

Дети могут задать любые интересующие их вопросы.

3. Новая тема (с демонстрацией презентации).

Ребята, посмотрите на эти иллюстрации (змея, крокодил, черепаха, ящерица).

Кого вы видите?

Как вы думаете, почему я объединила этих животных в одну группу?

Да, это новый класс позвоночных животных, и называется он “пресмыкающиеся”, а
по-другому “рептилии”. (Слайд 1 и 2)

Чаще всего рептилии обитают в жарких странах. Но почему? Что известно о
пресмыкающихся? (Слайд 3)

Всего на Земле обитает около 8 тысяч видов пресмыкающихся.

Как я уже говорила, пресмыкающиеся или рептилии относятся к позвоночным
животным.

Рептилии – особые животные, они холоднокровные, у них отсутствуют механизмы
регуляции температуры тела, как у большинства животных.

Поэтому при температуре воздуха ниже +18º
жизненная активность рептилий резко снижается: они впадают в оцепенение
(спячку). А при температуре выше +51º
пресмыкающиеся могут погибнуть от перегрева. Жизнь в холодном климате рептилиям
противопоказана.

Пресмыкающиеся могут в какой-то мере влиять на температуру своего тела. По
утрам они часто греются на солнце, в полуденный зной приподнимаются на ногах,
чтобы воздух охлаждал тело. Если очень жарко, некоторые рептилии прячутся в
тень, расщелины, другие же охлаждаются, часто дыша, могут забраться в воду.

А теперь поближе познакомимся с яркими представителями этого класса – змеями.
(Слайд 4)

Вопреки распространенному мнению змеи не покрыты слизью. Змеи и прочие
животные этого класса покрыты роговыми чешуйками или щитками, которые покрывают
все тело животного, как черепица. На ощупь они сухие. Расцветка змеиной кожи
бывает самая разнообразная, но не для красоты, а для того, чтобы отпугивать
врагов. А еще, чтобы напугать противника, змея может угрожающе свистеть или
шипеть.

(Слайд 5)

Все змеи хищники. Они могут нападать на животное намного большее ее
поразмеру.

Змеи не пережевывают пищу, а заглатывают ее целиком. Некоторые, чтобы убить
добычу, используют яд, некоторые сжимают свою жертву, пока она не задохнется.

Самая крупная ядовитая змея – это азиатская королевская кобра. Ее яда хватит,
чтобы убить 20 с лишним человек.

Змеи чувствуют запахи своим раздвоенным языком, а не носом.

Выступление ученика (одного или нескольких) с мини-сообщением о какой-либо
змее, заранее подготовленное.

(Слайд 6)

Крокодилы – огромные и свирепые рептилии, живущие в жарких странах.

Большую часть своей жизни они проводят в воде. Когда крокодил плывет, над
водой видны только его глаза и ноздри. Спрятавшись под воду, крокодилы ждут,
когда животные придут на водопой, и хватают добычу своими огромными челюстями.
Некоторые крокодилы в длину достигают 6 метров.

(Слайд 7)

Большинство рептилий, в том числе и крокодилы, откладывают яйца. Их яйца не
твердые, как у птиц, а мягкие и кожистые.

Крокодилы – заботливые родители. Они охраняют свои яйца, периодически
переворачивают их для поддержания ровной температуры и влажности, а когда малыши
появляются из скорлупы, помогают им выбраться наружу, а порой переносят своих
детишек к воде. “Мамы и папы” охраняют молодняк еще несколько месяцев.


Выступление ученика (одного или нескольких) с мини-сообщением о каком-либо
виде крокодилов, заранее подготовленное.

(Слайд 8)

Черепахи – рептилии, тело которых покрывает твердый панцирь.

Он образован костными пластинками, сросшимися с ребрами и отростками
позвонков. Брюшной и спинной щиты панциря соединены так что свободными остаются
только конечности, шея и хвост. Панцирь черепахи такой тяжелый, что они с трудом
передвигаются по земле, зато отлично плавают в воде.

(Слайд 9)

Большинство черепах так или иначе связаны с водой. Морские черепахи покидают
теплые моря только для того, чтобы отложить
яйца.

Отдельные виды черепах – сухопутные редко или никогда не ступают в воду, а
некоторые из них даже приспособились к жизни в пустыне.

Размеры черепах очень разнятся – от 100г (замыкающаяся черепаха) и до 700 кг
(морская кожистая черепаха).


Выступление ученика (одного или нескольких) с мини-сообщением о каком-либо
виде черепахи, заранее подготовленное.

(Слайд 10)

А теперь поближе познакомимся с хамелеоном.

Хамелеон – это ящерица, которая живет на деревьях, обхватывая ветки хвостом и
коготками. Хамелеон ловит насекомых своим длинным липким языком.

Он меняет свой цвет, чтобы слиться с окружающим фоном. Это называется
маскировкой, и она помогает хамелеонам скрыться от врагов. Хамелеоны темнеют,
когда они сердятся, и бледнеют от страха.

Глаза хамелеона могут одновременно смотреть в разные стороны.

(Слайд 11)

Динозавры, жившие на нашей планете миллионы лет назад – также являются
представителями класса пресмыкающихся.

Динозавры являются самыми крупными наземными животными, когда-либо
водившимися на Земле. Современные рептилии по размерам даже отдаленно не
напоминают этих рекордсменов. Мы многое знаем о них, потому что были найдены
останки их костей, зубов и даже окаменелые яйца с зародышами.

(Слайд 12)

Взаимоотношения человека и пресмыкающегося нельзя назвать простыми. Люди
одновременно и опасаются рептилий, и восхищаются их мудростью, красотой. Образ
рептилий очень часто воплощается в картинах художников, различных украшениях.

(Слайд 13)

В устном народном творчестве также часто упоминаются пресмыкающиеся. Так мы
говорим:

  • “Змею на груди пригреть”,
  • “Будьте мудры, как змии…”,
  • “Змея подколодная”,
  • “Змея меняет шкуру, но не меняет свою натуру”,
  • “Крокодиловы слезы”,
  • “В воде жить, с крокодилом речь вести”,
  • “Черепашьим шагом”,
  • “Мудрый, как черепаха, глупый, как слон”,
  • “Когда спросили, чья голова красивее, черепаха высунула свою” и др.

(Слайд 14)

Крокодил часто становился героем детских сказок:
Вы все знаете доброго крокодила Гену из сказки Э.Успенского, крокодила из
произведений К.Чуковского.

Известный юмористический журнал “Крокодил” несколько десятилетий выходил в
Советском Союзе.

(Слайд 15)

Черепаха – любимый сказочный персонаж.

Мы с детства знаем и любим мудрую черепаху Тортиллу из сказки А.Толстого
“Золотой ключик, или Приключения Буратино”, а песенку из мультфильма “Как
Львенок и Черепаха пели песню” знаем наизусть.

(Слайд 16)

На этом презентация заканчивается.

Задайте вопросы, которые у вас возникли.

4. Подведение итогов работы.

Итак, с какими животными мы сегодня познакомились?

Это позвоночные животные или беспозвоночные?

В какой класс они объединены?

Какие особенности есть у животных этого класса?

5. Домашнее задание.

Доклад про ящериц

Сообщение про ящериц для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ про ящериц для детей может быть дополнен интересными фактами.

Доклад по биологии на тему «Ящерицы»

Ящерица — это животное, которое относится к классу пресмыкающиеся (рептилии), отряду чешуйчатые, подотряду ящерицы.

Сегодня известно практически 6000 видов ящериц, которые живут на всей планете, кроме Антарктиды. Есть крохотные ящерки длиной всего 33 мм, а есть и великаны до 3 м в длину и массой от 100 кг. Всего два вида являются ядовитыми.

В природе самой распространенной является настоящая ящерица, средняя длина тела которой 10-40 см.

Описание ящериц

В основном это животные небольшого размера с двумя парами развитых конечностей. Их тело покрыто чешуей.

Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Часто на боках и спине находится узор в виде поперечных или продольных полосок. Некоторые животные могут менять яркость или цвет окраски за счет особого пигмента кожи.

В отличие от змей, ящерицы имеют подвижные, разделенные веки. Тело ящерицы упругое, вытянутое, оканчивающееся длинным хвостом. Лапы ящерицы пропорциональные, когтистые, средней длины. Тело рептилии покрыто ороговевшими чешуйками, которые в результате линьки отслаиваются несколько раз за сезон. Язык ящерицы может иметь разную форму, цвет и размеры, обычно он является подвижным и легко вытягивается из ротовой полости. Именно языком многие ящерицы ловят добычу.

Зубы ящериц служат для захвата, разрывания и перемалывания пищи. У варанов зубы разрезают добычу

Большинство ящериц имеют способность к автотомии (отбрасыванию хвоста), которую используют в экстренных случаях. Сокращение мышц позволяет ломать хрящевые образования позвонков и отбрасывать большую часть хвоста, при этом кровеносные сосуды сужаются, и потери крови практически не бывает. Какое-то время хвост извивается, отвлекая врага, а ящерица убегает. Хвост рептилии достаточно быстро восстанавливается, но уже в укороченном виде.

Чем питаются ящерицы?

Ящерица – хищник, на охоту выходит рано утром или на закате. Основная пища ящериц – это беспозвоночные: различные насекомые (бабочки, кузнечики, саранча, слизни, улитки), а также паукообразные, черви и моллюски.

Крупные хищники, такие как варан, охотятся на мелких животных – лягушек, змей, себе подобных, а также с удовольствием употребляют в пищу яйца птиц и пресмыкающихся.

Размножение ящериц

Большинство ящериц откладывают яйца, которые развиваются отдельно от тела самки, и из которых впоследствии вылупляются детеныши. Однако некоторые виды рептилий способны к яйцеживорождению. Яйца не покрываются скорлупой и не отделяются от тела матери, а на свет появляются уже вылупившиеся детеныши.

Количество яиц в выводке варьируется от 1 до 40.

Продолжительность жизни ящериц

Мелкие виды живут меньше года, крупные — от 3 до 5 лет.

Ящерицы истребляют насекомых-вредителей, оказывая этим неоценимую пользу человечеству.

Надеемся, изложенная информация о ящерицах помогла Вам. А свой доклад о ящерицах Вы можете оставлять через форму комментариев.

Источник

Рассказ про ящерицу, 2 класс. Окружающий мир

article13093

Занимательный рассказ по окружающему миру для детей 7-9 лет. Ящерицы

Ящерицы — юркие и быстрые создания, которых на земном шаре насчитывается более 5000 видов. Ящерицы встречаются повсеместно: в садах и огородах, в лесах и горах. В теплые дни они стремительно бегают среди камней и растений, по скалам и стенам домов. Ящерицы ловко взбираются на кустарники и деревья или, распластавшись, греются на солнце.

Многие сельские и городские жители относятся к ящерицам с боязнью или с пренебрежением, а некоторые считают их вредными или даже ядовитыми животными. Однако все виды ящериц не только безобидны, но и приносят огромную пользу.

Чаще всего в России встречается обыкновенная (прыткая) ящерица. Она имеет хорошо развитые ноги, на пальцах у нее слегка загнутые коготки, помогающие ей быстро передвигаться, туловище ящерицы сверху покрыто мелкой зернистой чешуей. Небольшие глаза снабжены раздельными веками. Когда ящерица обыкновенная спит, она закрывает глаза (чего не могут себе позволить, например, другие виды ящериц или змеи, у которых сросшиеся веки образуют прозрачное «окошко»). На юге в садах и огородах можно увидеть ящерицу зеленую.

Ящерицы размножаются, откладывая яйца в почву. Через 50-60 дней из яиц появляются новорожденные ящерки, готовые к самостоятельной жизни.

На Кавказе встречается безногая ящерица — веретеница, или медяница. Она живет скрытно, поэтому ее не часто можно увидеть. Это совершенно безобидное животное, которое, к сожалению, люди часто путают со змеями. Коричневое тело веретеницы покрыто совершенно гладкой крупной чешуей, глаза с раздельными веками. Эта ящерица не откладывает яйца, а рождает до 25 живых детенышей.

Почти у всех ящериц есть способность обламывать хвост. Это один из способов избежать опасности — пожертвовать хвостом, но спасти жизнь. На месте оторванного хвоста потом вырастет новый.

Питаются ящерицы беспозвоночными животными — червями, моллюсками, пауками, многоножками, насекомыми. Уничтожают различных садовых вредителей: разных жуков, мух, бабочек и их гусениц.

Ящерицы — животные холоднокровные, в утренние часы они принимают солнечные ванны. Нагревшись, ящерицы приступают к охоте. В самые жаркие часы ящерицы уходят в тень — заползают в различные укрытия. Они снова появляются на виду во второй половине дня, когда жара спадает.

В пасмурную холодную погоду ящерицы прячутся под корой упавших деревьев, в трухлявых пнях и норах. Температура тела в это время у них снижается, животные становятся холодными на ощупь. Ящерицы не питаются и не выходят на поверхность почвы, пока снова не наступят теплые солнечные дни. При осеннем похолодании (примерно в конце сентября) ящерицы закапываются в землю сада, появляясь вновь в марте-апреле.

Ящерицы — создания молчаливые и не могут общаться друг с другом посредством звуков. Но зато у них хорошо развито цветное зрение, благодаря которому самцы и самки одного вида находят друг друга по окраске.

1(818)

Плащеносная ящерица отпугивает врагов своим удивительным «плащом»: на шее у нее много складок, которые в минуты опасности раскрываются, как зонтик, превращаясь в огромный устрашающий воротник. Длина ящерицы 60-80 см.

Вараны — самые крупные ящерицы на земле, достигают в длину 3 метров. В сезон размножения устраивают борцовские поединки, обхватывая друг друга лапами и стараясь повалить соперника на землю. Самые сильные вараны получат право выбрать самку для продолжения рода.

Геккон — эта древесная ящерица способна очень быстро бегать по совершенно гладким поверхностям, охотясь на насекомых. Благодаря особым присоскам на лапках, они могут держаться даже на стеклах, повисая вниз головой. Многие гекконы селятся в домах, потому что привлеченные светом насекомые могут стать легкой добычей притаившихся гекконов.

Присоски на лапках состоят из миллионов крохотных крючочков, которые вцепляются в малейшую неровность поверхности.

Обитающие в портах гекконы часто забираются на корабли, охотясь на насекомых, и так безбилетными пассажирами путешествуют по всему миру.

Крошечные круглопалые гекконы относятся к самым маленьким, их длина всего 2,5 см. Однако они могут кричать и пищать так громко, что их слышно на расстоянии до 10 км.

Летающий дракон — эта небольшая ящерица (15 см) может перелетать с дерева на дерево благодаря особым крыльям, образующимся из складок кожи на боках, растягивающихся на длинных ребрах, причем хвостом ящерица направляет движение полета.

Морская игуана чувствует себя под водой как дома. Эти ящерицы питаются водорослями, которые добывает в море, заплывая в воду и ныряя. Во время отлива игуаны кормятся водорослями на мелководье, цепляясь за камни и кораллы острыми когтями.

Загадки про ящерицу

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)

В траве мелькает, хвостиком виляет,

Хвост потеряет — другой вырастает. (Ящерица.)

Источник

Природные сообщества — Виноградова 2 класс 2 часть

Ящерицы — это чешуйчатые рептилии, которые отличаются от змей областью ног, подвижными веками и наружными отверстиями для уха. Однако, некоторые ящерицы не имеют одной или нескольких из этих функций. Например, дегенерация конечностей и их потеря произошли у стеклянных ящериц. Подвижные веки были утеряны некоторыми видами гекконов и ночными ящерицами. Внешние отверстия уха исчезли у некоторых видов игуан. Большинство ящериц обитают в теплых регионах, но некоторые встречаются вблизи арктического побережья и у южной оконечности Америки.
Ящерицы являются самой разнообразной группой современных рептилий. Их размер варьируется от 2 см до 3 метров. Вес взрослых ящериц колеблется от 0,5 грамма до 150 кг. Мужские особи могут быть снабжены широким набором орнаментов, таких как растяжимые вентиляторы горла и оборки, горловые шипы, рога или каски на голове и хвостовые гребни.

Ящерицы занимают разнообразные среды обитания: болота, пустыни и тропики. Некоторые передвигаются медленно и маскируются для защиты под окружающую среду, в то время как другие могут быстро бегать по пустынным пескам.

Хотя ящерицы часто изображаются как насекомоядные, многие также потребляют мелких позвоночных и некоторые растения. Тем не менее, ящерицы едят большое количество насекомых и других беспозвоночных, оказывая человеку услугу по борьбе с ними. В то же время, крупные хищные ящерицы могут быть вредителями. Они охотятся на сельскохозяйственных животных или крадут куриные яйца.

Только два вида, монстр гила на юго-западе США и мексиканская ящерица в западной Мексике, являются ядовитыми. Оба вида кусают людей только тогда, когда они их провоцируют, а смертельные случаи очень редки. Самые безвредные ящерицы — это гекконы, которых, однако, считали ядовитыми во многих культурах мира.

Ящерицы также ценятся как объекты для биологических исследований. Их разнообразные способы размножения и способность поддерживать и регулировать температуру тела являются очень интересными с научной точки зрения. Огромное изобилие и простота наблюдения за многочисленными видами делают ящериц идеальными объектами для экологов и этологов. Способность некоторых видов восстанавливать сломанные хвосты изучается поведенческими экологами и биологами в области развития. Поскольку ящерицы относительно чисты и удобны в содержании, они также довольно популярны как домашние животные.

Внешний вид

Это небольшая ящерка, длина её тела 20 – 32см, из них 10 – 20см приходится на хвост. Она ловко и быстро бегает по земле, извиваясь туловищем, неплохо лазает по камням и деревьям. Голова у неё маленькая, мордочка заостренная, шея короткая, тело стройное. Конечности невысокие, на каждой из них по пять длинных тонких пальцев с острыми коготками. Кожица сухая, покрыта роговыми чешуйками. Глаза защищены подвижным веком.

Самцы по размерам тела немного больше самок, отличаются они и окраской. Самки серо-коричневые, самцы серо-зеленые. На спинке узор из пятен и ромбиков, крапин и полосок различного цвета (белые, черные, желтые) вдоль тела. Низ ящерицы всегда светлее основного окраса и может быть желтым, серо-белым и даже голубоватым. Камуфляж отлично маскирует нашу героиню среди травы, камней, да и вообще в любом месте её обитания.

Внешние отличия

Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Часто на боках и спине имеется узор в виде поперечных или продольных полосок. Многие животные способны менять яркость или цвет окраски за счет особого пигмента кожи.

Чешуйки могут мелкими или крупными и располагаются либо вплотную друг к другу, либо внахлест. Иногда чешуя имеет вид шипов или гребней. У некоторых ящериц под чешуей имеются костные пластинки, которые придают покрову дополнительную прочность. Ящерицы время от времени линяют, избавляясь от наружного слоя кожи.

Строение конечностей зависит от образа жизни и поверхности местности, по которой они перемещаются. У лазающих форм нижняя поверхность пальцев расширяется в подушечку и покрыта щетиной, при помощи которой животное крепко цепляется за поверхность и может легко передвигаться даже вертикально вверх ногами.

На нижней и верхней челюстях имеются зубы.

Образ жизни. Питание

Прыткая ящерица ведет активную жизнь днем. Ночью отсиживается в норе или под камнями, прячется под корой и в пнях. Ведет оседлый и одиночный образ жизни. В случае опасности спасается бегством и скрывается в своем укрытии, поймать её не так-то просто. Любит солнечный свет и тепло. Утром принимает солнечные ванны, согреваясь теплыми лучами, а потом отправляется на охоту. Питается различными насекомыми: жуки, земляные черви, бабочки и стрекозы, гусеницы; пауками, мелкими змеями и маленькими своими сородичами.

Никогда она не отходит далеко от своего жилища, это очень осторожная рептилия. У неё отличный слух, при малейшем шорохе убегает, спасая свою жизнь. Если не удалось, то частенько вместо себя, оставляет хищнику свой хвост. Его не жалко – новый вырастит. Может больно укусить.

Популярные темы сообщений

  • Доклад Обитатели озера
    Озеро представляет собой углубление на суше заполненное водой. От размеров и глубины озера, его местоположения на планете зависит количество и разнообразие его обитателей.
  • Орхидеи
    Орхидеи – это удивительные растения, которые можно выращивать в любом уголку Земли. Сложности могут возникнуть только в северных странах. На данный момент растения широко распространены в тропиках. Орхидеи легко приспосабливаются к новым
  • История календаря
    Давным-давно календарь использовался для того, что бы посчитать дни в году, и работал он только благодаря смене движений небесных тел. Удивительно, не так ли? Но в каждый из исторических периодов разные культуры по-разному воспринимали правила,

Размножение

Проснувшись весной (март), после зимнего сна, самцы, немного поев, начинают поиск самок. Начинается брачный сезон в апреле. Самцы одеваются в яркий наряд – темно-зеленый, издают громкие свистящие звуки и часто дерутся между собой за невесту. Вскоре самка отложит в неглубокую ямку 6 – 15 овальных яиц в кожистой оболочке, прикрывает землёй и уходит. Через 50 дней, это примерно в июле, появляются на свет маленькие ящерки светло-коричневого цвета. Длина тела новорожденного 24 – 32 мм. Он сами заботятся о себе, добывают еду. Конечно, многие из них погибнут, ведь у них нет защиты родителей.

В дикой природе прыткая ящерица живёт около 3 лет.

  • Класс – Пресмыкающиеся
  • Отряд – Чешуйчатые
  • Семейство – Настоящие ящерицы
  • Род – Зеленые ящерицы
  • Вид – Прыткая ящерица

Доклад про ящериц

Сообщение про ящериц для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ про ящериц для детей может быть дополнен интересными фактами.

Доклад по биологии на тему «Ящерицы»

Ящерица — это животное, которое относится к классу пресмыкающиеся (рептилии), отряду чешуйчатые, подотряду ящерицы.

Сегодня известно практически 6000 видов ящериц, которые живут на всей планете, кроме Антарктиды. Есть крохотные ящерки длиной всего 33 мм, а есть и великаны до 3 м в длину и массой от 100 кг. Всего два вида являются ядовитыми.

В природе самой распространенной является настоящая ящерица, средняя длина тела которой 10-40 см.

Описание ящериц

В основном это животные небольшого размера с двумя парами развитых конечностей. Их тело покрыто чешуей.

Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Часто на боках и спине находится узор в виде поперечных или продольных полосок. Некоторые животные могут менять яркость или цвет окраски за счет особого пигмента кожи.

В отличие от змей, ящерицы имеют подвижные, разделенные веки. Тело ящерицы упругое, вытянутое, оканчивающееся длинным хвостом. Лапы ящерицы пропорциональные, когтистые, средней длины. Тело рептилии покрыто ороговевшими чешуйками, которые в результате линьки отслаиваются несколько раз за сезон. Язык ящерицы может иметь разную форму, цвет и размеры, обычно он является подвижным и легко вытягивается из ротовой полости. Именно языком многие ящерицы ловят добычу.

Зубы ящериц служат для захвата, разрывания и перемалывания пищи. У варанов зубы разрезают добычу

Большинство ящериц имеют способность к автотомии (отбрасыванию хвоста), которую используют в экстренных случаях. Сокращение мышц позволяет ломать хрящевые образования позвонков и отбрасывать большую часть хвоста, при этом кровеносные сосуды сужаются, и потери крови практически не бывает. Какое-то время хвост извивается, отвлекая врага, а ящерица убегает. Хвост рептилии достаточно быстро восстанавливается, но уже в укороченном виде.

Чем питаются ящерицы?

Ящерица – хищник, на охоту выходит рано утром или на закате. Основная пища ящериц – это беспозвоночные: различные насекомые (бабочки, кузнечики, саранча, слизни, улитки), а также паукообразные, черви и моллюски.

Крупные хищники, такие как варан, охотятся на мелких животных – лягушек, змей, себе подобных, а также с удовольствием употребляют в пищу яйца птиц и пресмыкающихся.

Размножение ящериц

Большинство ящериц откладывают яйца, которые развиваются отдельно от тела самки, и из которых впоследствии вылупляются детеныши. Однако некоторые виды рептилий способны к яйцеживорождению. Яйца не покрываются скорлупой и не отделяются от тела матери, а на свет появляются уже вылупившиеся детеныши.

Количество яиц в выводке варьируется от 1 до 40.

Продолжительность жизни ящериц

Мелкие виды живут меньше года, крупные — от 3 до 5 лет.

Ящерицы истребляют насекомых-вредителей, оказывая этим неоценимую пользу человечеству.

Надеемся, изложенная информация о ящерицах помогла Вам. А свой доклад о ящерицах Вы можете оставлять через форму комментариев.

Прочитайте онлайн Легенды и мифы о животных | Ящерица

Символ ящерицы присутствует в мифологии многих народов мира. Например, австралийские аборигены считают ящерицу символом возрождения. В фольклоре Австралии, как и в сказаниях народов Меланезии и Африки, ящерица – одно из популярных действующих лиц или родовой предок. Например, ящерица Тарротарро считается культурным героем. Также существует значение ящерицы: в сказаниях аборигенов ящерицу преследует орел, что является знаком супружеской измены и семейной тематики. Существует еще несколько мифов, касающихся ящериц. Например, вот что говорится о ящерице в мифологии племени диери: «Сначала Мурамура создал множество маленьких черных ящериц, которых и сейчас находят под корой деревьев. Они показались ему очень привлекательными, и он решил, что они должны стать над всеми ползающими существами. Мурамура разделил их лапы на ноги и руки и сделал им пальцы. Затем он приставил свой палец к середине их лица и сделал нос, таким же образом он сделал им глаза, рот и уши. После этого он поставил одну из ящериц на задние ноги, но она упала. Тогда Мурамура отрубил ей хвост, и ящерица смогла ходить на задних ногах…»

У североамериканских индейцев ящерица – символ проворности и ловкости. Также, у них ящерицы – символ растущего маиса. Он олицетворяет плодородие и силу развития. В культуре коренных народов Америки существует глубокая внутренняя связь между ящерицей и силой плодородия. Такое же значение – плодородие – ящерица имеет у мексиканцев. Народы пуэбло (юго-запад США) считали ящерицу символом роста сексуальности и живительного дождя.

Ящерицы в наскальной живописи Аризоны, Нью-Мексико и Юты встречаются в сюжетах плодородия.

В египетском и греческом символизме ящерица означала божественную мудрость и удачу, а также символизировала бога Меркурия, покровительствовавшего торговле и красноречию. Ящерица – атрибут Сераписа и Гермеса, иногда Афину изображали с сидящей у нее на груди ящерицей, также ящерица была атрибутом аллегорических изображений Логики. В одном из мифов Аполлон, который символизирует Солнце, убивает ящерицу. Поэтому она должна находиться в тени и в расселине.

Аскалаб, в греческой мифологии сын Мисмы, напоил Деметру, когда та в поисках Персефоны изнывала от жажды. Аскалаб посмеялся над жадно пьющей богиней, и та, вылив на него остаток воды, превратила его в крапчатую ящерицу. Считалось, что убивающий ящерицу приносит жертву Деметре.

В римской мифологии считалось, что ящерица спит всю зиму, поэтому она символизировала смерть и воскресение. Ящерица была добрым знаком в Египте и вообще в античном мире, где иногда ее связывали с мудростью. Также в Египте ящерица была эмблемой зноя, жары и плодовитости.

По Плинию, крокодил и ящерица символизируют молчание, так как считалось, что у них нет языков.

На Таити ящерицы считались вместилищами богов или их священными животными, были богами королевской семьи. К ящерицам взывали жрецы, молясь о здоровье и благополучии наследника. Существовали поверья, что ящерицы живут в тех местах, где зарыт клад, сокровища или просто пласты золота, поэтому ее еще называли символом богатства и роскоши.

Народ Новой Зеландии считал ящерицу злом, веря, что ее появление принесет болезни и смерти. В Новой Зеландии мотив ящерицы част в реалистических деревянных скульптурах, а в татуировках трансформировался в стилизованный S-образный рисунок. Перед зелеными древесными ящерицами маори испытывали священный страх, считая их одной из физических манифестаций бога зла, вестниками болезней и смерти, духами-хранителями тайников.

В сказаниях африканских народов ящерица – это магический знак компромисса. Об этом говорит такая сказка: ящерица договаривается с пауком и дарит ему накидку (сетку) для ловли мух, а взамен получает свой хлеб обратно. Это магический знак умения достигать компромисса.

В Китае ящерица – это символ хитрости, жертвенности и быстроты. В Голландии ящерица являлась символом прорицания и тайной женской мудрости.

В народной российской традиции ящерица была подобна змее. Так, крестьяне верили, что укус ящерицы бывает ядовит, иногда даже смертелен; иногда считали, что ящерица может прогрызть кожу человека и добраться до самого сердца. Чтобы не умереть от укуса ящерицы или змеи, нужно, по народным поверьям, быстрее бежать к воде и напиться, причем сделать это нужно быстрее ящерицы, так как, если ящерица первой доберется до воды и напьется, человек умрет; если же человек окажется быстрее ящерицы, то ящерица умрет, а человек быстро выздоровеет.

В то же время в народе считалось, что ящерица может спасти человека от укуса змеи. Например, если рядом со спящим окажется змея, то ящерица влезает ему за пазуху и щекочет, пока он не проснется. Иногда крестьяне верили еще, что ящерица берет себе хвост от гадюки; поэтому ее били, чтобы она сбросила свой хвост. Еще считалось, что если подмешать в еду куски ящерицы, то из них выведутся маленькие ящерицы, которые будут потом клубками выходить через горло и задушат человека. Ведьмы сушили ящериц, стирали их в порошок и подмешивали в водку в убеждении, что тот, кто выпьет этой водки, умрет. Отвар из сушеных и истолченных ящериц девушки давали выпить парню, которого хотели приворожить; но при этом считалось, что если отвар простоит хотя бы сутки, он превратится в отраву, от которой человек сойдет с ума и умрет.

Убивать ящериц в народе нередко считалось грехом; этот запрет, вероятно, был связан с представлениями о душе умершего, появляющейся в виде ящерицы. Крестьяне верили, что если убить ящерицу-самца, в доме умрет отец, а если ящерицу-самку – мать; при этом женской считали зеленую ящерицу, а мужской – серую. Считалось, что ящерицы, греясь на солнце, «пьют солнце», поэтому крестьяне безжалостно убивали ящериц, наравне со змеями. Хотя в то же время в некоторых местах считалось, что «солнце плачет», увидев убитую ящерицу, поэтому ее следует зарывать в землю, иначе начнутся продолжительные дожди, так как небеса начинали оплакивать погибшую, и из-за этого могло начаться наводнение. При долговременной засухе ящерицу даже приносили в жертву, дабы вызвать дождь.

Кроме всего вышеперечисленного, в уральских мифах ящерица – дух гор. Хозяйка Медной горы превращалась именно в ящерицу.

Значение ящерицы как символа можно трактовать по-разному. Всем известно, что если ящерице отрубить хвост, он вырастет снова. (Можно предположить, что сила ящерицы заключена в ее хвосте). Но многие древние народы считали, что любая часть тела ящерицы (голова, лапы, туловище) также может отрасти. Именно поэтому изображению ящерицы придавалось большое символическое значение. Ящерица – это способность к самовосстановлению. С ящерицами вообще связано очень много легенд о творении, получении человечеством огня и не только. Например, согласно одной из легенд, когда-то давно на земле жили большие и сильные Ящеры. И настолько возгордились эти звери, что начали считать себя сильнее Бога. Тогда Бог прогневался на них и превратил их в крошечных тварей. Но ящерицы не испугались и не впали в уныние. И тогда Бог подарил им драгоценную чешую и способность к регенерации.

В легендах и сказаниях фино-угорских народов рассказывается о том, как «черт решил повторить творение – сжал пригоршню земли, но когда разжал руку, появилась ящерица».

Многочисленные мифы о получении человеком огня в качестве «героя», добывающего пламя, упоминают именно ящерицу. Так Камбел отправлял по очереди ящериц разных видов, и только самой маленькой удалось добраться до пандануса, под которым находился огонь, миновать охрану и вернуться, держа огонь под мышкой, чтобы вода не попала на него. Забавная деталь: Камбел не мог найти огонь, который ящерица, играя с хозяином, прятала от него.

В мифе кивай неудачу терпят крыса, игуана, змея, и только большой ящерице удается получить огонь. Даре посылает черного какаду Капиа, знавшего множество разных вещей и умевшего говорить по-человечески. Капиа нес раскаленную палочку в клюве, и от жара у него появились красные точки в углах рта. Хозяйка огня привязывает палочку к хвосту собаки, потом на спину, но на нее попадает вода. Наконец, в третий раз, палочка помещается на голове. Ящерица несет огонь во рту, держа голову над водой.

В зороастризме ящерица – символ Аримана (духа бедствий) и злое начало.

В христианстве ящерица трактуется неоднозначно. С одной стороны, она несла в себе зло и дьявола. Так как ящерицу, согласно народным поверьям, причисляли к «гадам», то люди полагали, что появляются они на свет из яиц черта и могут сглазить или околдовать человека. Она – атрибут Сабазия, который изображается с ящерицей в руках. В Библии смысл переменчивости Иуды передается таким символом как «дом ящерицы». Тип Иуды – это тип человека, не знающего покоя, который находится под Меркурием и должен развивать внешнюю кипучую деятельность, маскирующую внутреннюю сущность его беспокойства.

Особенности покровительственной окраски хамелеонов

Хамелеоны, благодаря своей природной способности к изменению цвета кожи, стали синонимом названия переменчивых людей. Близкими родственниками этих пресмыкающихся являются игуаны и агамы, но строение тела сильно отличается даже у близкородственных особей. Их семейство насчитывает 85 видов, каждый из которых уникален по-своему.

Мастер маскировки хамелеон достоин стать темой рассказа о необычных фактах, встречающихся в природе. Многие люди полагают, что он способен кардинально перевоплощаться при попадании на поверхность отличного от его покрова оттенка. Это утверждение правдиво лишь наполовину.

На самом же деле окрас зависит от видовой принадлежности и наличия клеток, содержащих пигмент (хроматофоры). Это существенно облегчает жизнь малоподвижным животным, потому что при смене общего фона хамелеон старается скорректировать окраску под цвет окружающей среды.

В природе существуют как полосатые, так и однотонные виды этих пресмыкающихся, проявляющих индивидуальность в своем чудесном преображении. Цветовые перемены возможны лишь в пределах заложенных возможностей клеток. На солнечном цвете окраска может становиться ярче, а при пасмурной погоде побледнеть. Также она зависит от настроения животного. Взволнованный и рассерженный хамелеон становится более ярким, а испуганный напротив сильно бледнеет.

Как ни странно, медлительность и вялость движений тоже является одним из способов защиты. Любая особь этого подвида чешуйчатых безобидна, поэтому нередко становится лакомой добычей для хищников. Многие виды на сегодняшний день являются редкими из-за низкой плодовитости и занесены в Красную Книгу. Один из таких представителей — хамелеон Смита знает, как перехитрить змей и некоторых птиц, обладающих способностью различать цвета. Для каждого типа врагов он использует особую тактику, что помогает ему оставаться живым и невредимым.

Феноменальная переменчивость помогает хамелеонам общаться между собой. Интенсивность природного оттенка дает понять соперникам, что самка уже занята, но исход битвы определяет самый стойкий самец.

Класс пресмыкающиеся

Тело ящерицы покрыто сухой кожей, практически лишенной желез, с роговыми чешуями и щитками. Такое строение покровов тела предотвращает высыхание организма, защищает от потери воды. Испарение через кожу сохраняется, но в минимальном объеме.

Тело подразделяется на голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности расположены по бокам туловища, поэтому поднять голову высоко над землей пресмыкающиеся не могут. Конечности пятипалого типа, перепонки между пальцами отсутствуют.

Предполагаю, вам с детства известно о том, что ящерицы могут отбрасывать свои хвосты. Это действительно так, для ящериц характерна автотомия (от греч. autos — сам и греч. tome — отсечение) — способность животного самопроизвольно отбрасывать части своего тела.

В случае нападения хищника автотомия может спасти жизнь ящерицы, так как отброшенный хвост приковывает к себе внимание и хищник перестает преследовать ящерицу.

Скелет почти полностью окостеневший, более прочный, чем у земноводных. Позвоночник состоит из 5 отделов: шейный (8 позвонков), грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Ребра, сочлененные одним концом с грудными позвонками, а другим — с грудиной, образуют замкнутую костную структуру — грудную клетку.

К ребрам крепятся впервые возникшие у пресмыкающихся межреберные мышцы, участвующие в дыхании.

За счет наличия 8 шейных позвонков значительно увеличивается подвижность головы, что имеет крайне важное значения для добывания пищи и ориентировке в окружающем мире. Полость тела рептилий — целом.

Скелеты поясов конечностей служат опорой для самих конечностей. Передний (плечевой) пояс состоит из парных ключиц, лопаток, вороньих костей (коракоидов) и надгрудинника (надключицы), а также хрящей. Задний (тазовый) пояс конечностей образован тремя костями: седалищной, лобковой и подвздошной, также включает в себя хрящевые прослойки между ними.

Скелеты передних и задних свободных конечностей аналогичны по строению конечностям амфибий. Однако стоит заметить, что голень и предплечье не состоят из одной единой кости: они подразделяются на лучевую и локтевую (составляют предплечье), малоберцовую и большеберцовую (составляют голень).

Строение пищеварительной системы рептилий более дифференцировано по сравнению с таковым у земноводных.

Конические зубы прочно срастаются с челюстями. Хорошо развиты слюнные железы, которые участвуют не только в смачивании пищи (как у амфибий), но и ферментативно обрабатывают пищевой комок за счет фермента — амилазы, расщепляющей углеводы.

Ротовая полость переходит в короткую глотку, которая продолжается в пищевод. Пищевод расширяется и переходит в желудок, от которого начинается тонкий, а затем толстый отдел кишечника. В тонкую кишку открываются протоки печени, поджелудочной железы и желчного пузыря.

Граница между тонкой и толстой кишкой особенно хорошо выражена: на ее месте располагается зачаток слепой кишки. Оканчивается пищеварительная система клоакой.

Кожа не участвует в дыхании, эту функцию берут на себя возникшие у рептилий ячеистые легкие. По сравнению с легочными мешками амфибий, ячеистые легкие имеют бо́льшую дыхательную поверхность.

Воздух присасывается в легкие благодаря движениям грудной клетки, которые происходят за счет сокращения межреберных мышц. Через воздухоносные пути: хоаны, глотку, гортань, трахею и бронхи — воздух достигает пузырьков, альвеол, стенка которых густо оплетена капиллярами, в которых и происходит газообмен.

Поскольку рептилии холоднокровные животные, то интенсивность их обмена веществ напрямую зависит от температуры окружающей среды. Частота дыхательных движений также коррелирует с метаболизмом, поэтому чем выше температура окружающей среды, тем чаще дышит животное.

Кровеносная система замкнутая. Сердце трехкамерное: два предсердия и один желудочек с неполной перегородкой. Разделение крови в желудочке эффективнее, чем у земноводных, но над перегородкой кровь смешанная, поэтому рептилии — холоднокровные.

От сердца отходят 3 сосуда: легочная артерия, по которой венозная кровь поступает в легкие, где насыщается кислородом, и две дуги аорты — правая и левая. От правой дуги аорты отходят сонные артерии, направляющиеся к головному мозгу.

Правая дуга аорты начинается от левой части желудка — вследствие чего у рептилий анатомически обусловлено поступление более насыщенной кислородом — артериальной крови — к головному мозгу, остальные органы получают смешанную кровь из левой дуги аорты.

По сравнению с земноводными выделительная система у рептилий более прогрессивного строения, представлена тазовыми (вторичными) почками, называемыми также — метанефрос, позволяющими гораздо эффективнее удерживать воду в организме, препятствуя ее избыточному удалению.

Выделительные канальцы становятся длиннее, за счет чего из их просвета большее количество воды успевает обратно всосаться в кровеносное русло. Это нужно для того, чтобы удержать воду в организме, ведь рептилии обитают в засушливых местах. Конечный продукт обмена веществ у пресмыкающихся — мочевая кислота.

Сравнивая головной мозг земноводных и пресмыкающихся, становятся заметны несколько существенных отличий.

Мозжечок развит лучше, чем у земноводных. У рептилий появляются зачатки новой коры переднего мозга, он значительно увеличивается в объеме и перестает быть исключительно обонятельным центром, вбирая в себя новые функции.

Для рептилий характерно более сложное (чем для амфибий) поведение, помимо заложенных генетически безусловных рефлексов, они способны вырабатывать адаптивные, условные рефлексы.

Органы чувств также претерпевают изменения. Аккомодация, настройка глаза на наилучшее видение объекта, теперь достигается не только перемещением хрусталика вперед-назад (так было у амфибий), но и изменением кривизны хрусталика. Это называется — двойная аккомодация, настройка глаза на резкость, так что видят рептилии лучше амфибий.

Веки и мигательная перепонка служат для увлажнения поверхности глаза и предохраняют от высыхания.

Орган слуха также совершенствуется: появляется круглое окно во внутреннем ухе, улучшается передача звуковых колебаний, благодаря чему слух рептилий становится острее. Среднее ухо по-прежнему представлено стремечком и барабанной перепонкой.

Имеются слаборазвитые органы вкуса, локализующиеся в глотке, и органы тепловой чувствительности, особенно хорошо развитые у змей, расположенные между глазом и носом на лице. Органы обоняния находятся в хоанах. Хоаны — внутренние носовые отверстия, с помощью которых полость носа сообщается с глоткой.

Мужская половая система представлена семенниками и отходящими от них семяпроводами, впадающими в мочеточники. Мочеточники открываются в клоаку. У самцов имеются особые совокупительные органы, предназначенные для введения семенной жидкости в половые пути самки. Оплодотворение у рептилий внутреннее.

У самок половая система состоит из яичников, от которых отходят яйцеводы, впадающие в клоаку. Сперматозоиды оплодотворяют яйцеклетки в верхней части яйцевода.

По мере продвижения яйца вниз по яйцеводу оно покрывается сначала белковой оболочкой, а затем скорлуповой. Эти оболочки — приспособление к жизни на суше, обеспечивающие всестороннюю защиту зародыша.

Напомню, что пресмыкающиеся (также, как птицы и млекопитающие) относятся к группе амниот, зародыш у которых окружен зародышевыми оболочками: наружной — серозой, внутренней — амниотической. Имеется особый зародышевый орган дыхания — аллантоис.

Последствия

Без хвоста, так называемого руля, ящерица – непревзойденный мастер маскировки – теряет присущую ей проворность, ловкость, быстроту и способность к размножению. Водяные ящерицы лишаются умения плавать, что вынуждает их менять образ жизни.

Хвост является своего рода аккумулятором энергии, накапливающим жиры и питательные вещества. Поэтому после его потери ящерица – непревзойденный мастер маскировки – может просто умереть. Часто пресмыкающееся, сумевшее спастись, отыскивает свой хвост и съедает его с целью восстановления утраченных сил.

Редко можно встретить в лесу ящерицу с двумя хвостами. Это можно объяснить тем, что в один неблагоприятный миг она-таки оказалась в зубах хищника, оставив тому на память маленький кусочек своего тела. Через некоторое время на месте утерянной части вырастет новый сегмент при оставшемся почти целом старом хвосте.

Органы чувств

Глаза у этих рептилий в зависимости от вида развиты по-разному. Есть особи с острым зрением, а есть слабовидящие. Почти все виды имеют подвижное нижнее чешуйчатое веко. Многие ящерицы от предков сохранили так называемый третий глаз на темени, способный различать свет и темноту. Ученые считают, что третий глаз реагирует на ультрафиолет и помогает животным регулировать пребывание на солнце.

У некоторых ящериц можно увидеть неглубокое отверстие слухового прохода. Такие животные воспринимают звуковые волны частотой 400—1500 Гц. Другие виды рептилий слуховое отверстие утратили.

В передней части неба есть орган, с помощью которого рептилии могут определять состав вещества, попадающего в рот.

Приспосабливаемость к природным условиям

Ящерице присуща цепкость пальцев с коготками на подвижных лапках, обеспечивающая высокую скорость при передвижении и ловкость при взбирании на деревья и кустарники на высоту нескольких метров. Окраска, оптимально приспособленная под окружающую природную среду, является эффективным маскировочным средством в случае надвигающейся опасности. Это позволяет практически сливаться с внешним миром. Чаще всего ящерица зеленая. Также встречаются серые и коричневые особи, наделенные яркими пятнами (синими, красными, лазурными, желтыми) на горле, брюшке и боках. Ящерица в пустыне отличается желтым цветом тела, имитирующим фактуру песка.

Врагов у нее достаточно. Это аисты, змеи, вороны, зимородки, удоды, мелкие соколы. Поэтому для защиты ящерица – непревзойденный мастер маскировки – пользуется различными методами: это быстрый бег с резкими непредсказуемыми поворотами, замирание, зарывание в песок.

Источник

  • Рассказ о предмете русского быта 5 класс
  • Рассказ о предпочтениях в еде на английском
  • Рассказ о преступлении на английском 10 предложений
  • Рассказ о представителях фамусовского общества
  • Рассказ о предметах труда растениеводства животноводства