Рассказ о предметах традиционного русского быта

Мы поможем в написании ваших работ! знаете ли вы? урок русского родного языка в 5 классе история в слове: наименования
infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

Ф.И.О. Зазоркина Наталья Павловна
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский родной язык
Класс 5
Тема урока История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.
Тип урока Комбинированный
Образовательные ресурсы https://videouroki.net/razrabotki/v-russkoi-izbie-iz-istorii-russkogho-byta.html
http://sotok.net/russkij-mir/6823-russkaya-izba-i-tradiczionnyj-byt-.html
Оборудование Мультимедийное оборудование.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Задания для обучающихся 
Листы самооценки
Базовый учебник  О.М. Александрова «Русский родной язык»
Цель урока 1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;
2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.
4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.
Задачи урока направленные на достижение предметных результатов:
— создать условия для активизации использования изученных ранее тем.
— расширять понятийную базу;
— обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта»
направленные на достижение личностных результатов:
— актуализировать жизненный опыт учащихся;
— формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;
— развивать представление о жизни и быте крестьян;
направленные на достижение метапредметных результатов:
— создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;
— развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
— развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.
Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека.
Универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок)
Личностные:
— развитие мотивации учебной деятельности;
— развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
— осознание степени своего освоения материала;
— формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.
Методы и формы обучения Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оформление доски

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Вадим Шефнер

Ход урока

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

— Здравствуй, солнце золотое!

— Здравствуй, небо голубое!

— Здравствуйте, мои друзья!

— Всех вас видеть рада Я!

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Работа с текстом

Учитель: Прочитайте текст.(Текст на слайде №6).

-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль?

-Спишите один абзац на выбор, вставляя пропущенные буквы. ● С какими видами орфограммы вы работали? ( Текст распечатан для каждого)

Крестьянская изба

 Изба – ж…лище простого ру(с//сс)кого крест(?)янина и его сем(?)и. Здесь, в крест(?)янском доме каждый предмет д…машней утвари есть символ народного быта, то чем жили крест(?)яне и как работали, занимаясь х…зяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны ру(с//сс)ким духом и передают тот образ непростой крест(?)янской жизни на (Р//р)уси.

Ж…лище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или б…резы. Правильнее говорить не «построить избу», а «(з//с)рубить дом». Делалось это с помощью топора, а п…з(?)нее и пилы. Избы чаще всего делались кв…дратными или прямоугольными. Внутри ж…лища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни.

-Оценивание своей работы.

 2) Работа с текстом учебника. Стр. 36-37. Изба.

Откройте учебник. Прочитайте ещё один фрагмент «Толкового словаря живого великорусского языка». Что нового вы узнали об этом слове?

—  Какие значения слова изба отмечены в словаре? Слайд №8

-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась? Слайд №9

3) Учитель: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово? Слайд №10

По словам В.И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

 Дома вы провели небольшое исследование «История в слове». Послушаем небольшой рассказ о вещах, указанных под номерами: 1 – прялка; 2 – светец; 3 – ухват; 4 – лапти; 5 – кадушка; 6 – сундук; 7 – решето. О них расскажут наши «экскурсоводы». (Экскурсоводами являются члены краеведческого кружка или подготовленные учащиеся). Слайд №11-18

1. Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

2. Светец. В старину светцом называлось осветительное устройство, состоящее из подставки и укрепленной в ней лучины. В «Словаре устаревших слов русского языка» Р. П. Рогожниковой и Т. С. Карской находим толкование: «Светец – подставка для лучины, освещавшей жилье, и вместе с лучиной являвшаяся осветительным прибором». Если говорить об этимологии этого слова, то, нетрудно заметить, что оно происходит от существительного «свет», которое, в свою очередь, пришло к нам из старославянских и древнерусских языков. При образовании нового слова ударение сместилось на последний слог.

3.Рогач (ухват) — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина, чтобы поднять такой чугунок в печку на ухвате, должна обладать хорошей физической силой.

4. Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти, и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечности.

Лапти прочно вошли не только в повседневную жизнь крестьян, но и обогатили наш язык. Кроме упомянутых выше выражений, можно, к примеру, вспомнить «лаптем щи хлебать» (жить в нищете и невежестве) и «быть деревней лапотной» (прослыть некультурным или нищим человеком)

 5. Кадушка. Кадь или кадка — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Основное отличие кадки от бочки : кадка может находиться только в стоячем положении, а бочки, закрыв крышками и затычками, можно положить и перемещать в лежачем положении. Это выявил ещё Владимир Иванович Даль и назвал кадку «стойковой посудиной».

Само слово происходит от древнегреческого «кадо», означающего «кружка» или «ведро». Обычно в кадях держали хлеб, крупу, зерно и муку.
6. Сундук — тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком.  В Россию сундук пришел с Востока и стал «главой» всей домашней мебели. В дневное время он использовался как лавка, ночью на нем спали. Но всегда он служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

7. Решето — предмет хозяйственной утвари в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая для просеивания муки и т. п. О происхождении слова решето спорят. Есть предположение, что оно связано исчезнувшим из языка словом рѣхъ — «дыра», «отверстие». О том, что такое слово когда-то в русском языке было, можно догадаться  по слову прореха («дыра»). Тогда решето – это что-то дырявое. Решетом воду носить – бессмысленное, пустое занятие.

Учитель: За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. У каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна.

Физкультминутка. Слайд №19

Учитель: Что – то засиделись вы. Пора и ноги размять. А какие же посиделки без игр. В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек».

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд №21-22

Кроссворд «Утварь русской избы» (Приложение 3)

Ответы. По горизонтали. 4. Лукошко. 6. Сковорода. 8. Горшок. 10. Самовар. 11. Ухват. По вертикали. 1. Сито. 2. Чугунок. 3. Корыто. 5. Кадка. 7. Короб. 9. Кочерга.

Оценивание своей работы

Работа в парах.

— Обсудите с соседом предложенные вам русские народные пословицы и поговорки. На какие две группы их можно разделить? Свой ответ аргументируйте. Какие пословицы не вошли в эти две группы? Объясните, почему?

Изба красна углами, обед – пирогами; без веретена пряжи не спрядешь; кто пахать не ленится, у того и хлеб родится; у ленивой пряхи и про себя нет рубахи; не бравшись за топор, избы не срубишь; от хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки — дымом; огород — бабий доход; вскипело б железо, а молотки сыщутся; глину не мять — горшков не видать; всякой вещи — свое место.

-Аргументированный ответ учащихся.

— Не забывайте оценивать свою работу.

Рефлексия.

Подведем итоги.

Подумайте и ответьте себе на вопросы:

 — Что нового вы узнали?

 — Какие сведения из уроков русского языка вам пригодились при выполнении заданий?

 — Что было трудно для вас?

-Что было самым интересным?

Учитель: Наши посиделки подошли к концу. Мы с вами говорили о русской культуре, быте русского народа. Нам нужно помнить и беречь традиции наших предков, не забывать своих корней.

Одолевая жизни зло,

Мы чуем с предками родство.

Их золотое мастерство        

Чтоб к нашим детям перешло.

А для того чтобы узнать больше, я призываю вас обращаться к дополнительным источникам, которые откроют вам много тайн, связанных с культурой и бытом русского народа.

Слайд №24

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                 Уверен в своих силах

                       Хорошо

              Плохо

Крайне скверно

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание (По выбору) Слайд №25

1) Подготовьте небольшой проект. Выберите одну из предложенных вашему вниманию тем: «Наименования предметов русского быта. Посуда», «Из истории слова…».

2)Попробуйте сочинить свою историю происхождения какого-нибудь слова, затем сравните свою версию с объяснением в этимологическом словаре.

3)Нарисуйте иллюстрации к нескольким фразеологизмам по упр. 35.

Литература:

1. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2006 г, 252

2. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.

3. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

Интернет-источники:

http://sotok.net/russkij-mir/6823-russkaya-izba-i-tradiczionnyj-byt-.html

https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-derevnyu-derevenskuyu-utvar-dlja-detei-6-8-let-s-otvetami.html 

https://dslov.ru/txt/81/t81_31.htm

Фамилия__________________________________________________

Лист самооценки.

Тема: «______________________________________________________».

№ задания Работа с текстом Исследовательская работа Работа в группе Кроссворд Работа в паре  
итоговая
оценка            
 

Приложение 1

1-ая группа: “Изба, как образ мира”

1. задание. Из какого материала строили избу?­­­­­­­­­­­­­________________________

image001

Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

Ф.И.О. Зазоркина Наталья Павловна
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский родной язык
Класс 5
Тема урока История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.
Тип урока Комбинированный
Образовательные ресурсы https://videouroki.net/razrabotki/v-russkoi-izbie-iz-istorii-russkogho-byta.html
http://sotok.net/russkij-mir/6823-russkaya-izba-i-tradiczionnyj-byt-.html
Оборудование Мультимедийное оборудование.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Задания для обучающихся 
Листы самооценки
Базовый учебник  О.М. Александрова «Русский родной язык»
Цель урока 1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;
2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.
4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.
Задачи урока направленные на достижение предметных результатов:
— создать условия для активизации использования изученных ранее тем.
— расширять понятийную базу;
— обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта»
направленные на достижение личностных результатов:
— актуализировать жизненный опыт учащихся;
— формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;
— развивать представление о жизни и быте крестьян;
направленные на достижение метапредметных результатов:
— создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;
— развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
— развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.
Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека.
Универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок)
Личностные:
— развитие мотивации учебной деятельности;
— развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
— осознание степени своего освоения материала;
— формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.
Методы и формы обучения Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оформление доски

                                                            
Воспитатель Либацкая Ю.И.

Название

 проекта

«Русская
изба и старинные предметы быта»

Организаторы 

Воспитатели группы

Цель проекта 

Создание
условия для формирования основ нравственно патриотического воспитания у
дошкольников посредством изучения русской избы и старинных предметов быта. 

Задача

 проекта

1. Знакомить
воспитанников со строением русской избы, ее внутренним убранством и предметами
быта.

2. Приобщать
детей к истокам духовной культуры  русского народа. 

3. Формировать
у детей нравственно-патриотические  чувства. 

4. Воспитывать
любовь к Родине, к природе.

 5. Провести
цикл занятий и мероприятий по теме проекта.  

6. Создать
мини-музей «Русская изба и старинные предметы быта»; 

 7. Составить
картотеку «Русские народные игры».

8. составить картотеку
загадок, пословиц и поговорок о русской избе и старинных предметах быта;

 9. Привлечь
родителей в воспитательно — образовательный процесс по приобщению детей
к русской  народной культуре: совместное создание музея «Русская изба и старинные
предметы быта», совместное создание макета «Русская изба»; создание лепбука
«Жизнь русского народа в старину».

Принципы  

реализации  

проекта

принцип
наглядности; 

принцип
доступности; 

принцип
систематичности и последовательности;

      ∙ принцип
учета возрастно-психологических и

       индивидуальных
особенностей ребенка.

Участники  

проекта

Воспитатели,
дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Территория 

реализации  

проекта

ГБОУ школа 1538

Сроки

реализации
проекта

Февраль 2021

Вид проекта

Групповой, позновательно-творческий,
среднесрочный.

Краткое

описание
проекта

1.Подготовительный этап

Задачи:


познакомить родителей с целями и задачами

проекта;

подготовить
дидактические пособия для  групповых и индивидуальных занятий;

подобрать
методические материалы для реализации проекта;


подготовить художественные материалы для продуктивной
деятельности;

2.Основной этап

Задачи:

∙   познакомить
детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего
обихода, их названиями и назначением;


приобщать детей к истокам духовной культуры русского
народа;

формировать
у детей нравственно-патриотические чувства;

воспитывать
любовь к Родине, к природе;

провести
цикл занятий и мероприятий по теме проекта;

создать
мини-музей «Русская изба и старинные предметы быта»;

составить
картотеку «Русские народные игры»;

∙ составить картотеку
загадок, пословиц и поговорок о русской избе и старинных предметах быта;

привлечь
родителей в воспитательно — образовательный процесс по приобщению детей
к русской  народной культуре: совместное создание музея «Русская изба и
старинные предметы быта», совместное создание макета «Русская изба», создание
лепбука «Жизнь русского народа в старину».

Этапы
реализации проекта.

Вид деятельности 

Цель 

Ответственные 

Сроки

Рассказ + презентация: «Как строили
дом на Руси»

Формировать у
детей представление об устройстве Русской избы, о ее частях(кров, клеть,
подклеть), о процессе строительства.

Воспитатель 

Первая
неделя  февраля, вторая половина дня

Рассказ и рассматривание иллюстраций
«Деревянное кружево»

Познакомить
детей с резными украшениями снаружи дома (наличник, полотенца, подзоры, 
слуховые окнах, причелины, крыльцо), славянскими символами в деревянном
кружеве.

Воспитатель

Первая
неделя февраля, вторая половина дня

Рисование узора деревянного кружева.

Развивать
творческое воображение детей, учить рисовать узоры деревянной резьбы на
полосках бумаги.

Воспитатель

Первая
неделя февраля, вторая половина дня

Экскурсия в музей детского сада
«Русская изба»

Познакомить
детей с внутренним убранством избы, с предметами быта (стол, лавки, люльки,
сундук, печь).

Воспитатель

Вторая
неделя февраля, вторая половина дня

Рисование «Русской избы»

Формировать
умение рисовать русскую избу, передавая ее характерные особенности.

Воспитатель

Вторая
неделя февраля, вторая половина дня

Создание макета «Русская изба»

Привлечь
родителей в творческо — образовательный процесс по приобщению детей к
русской  народной культуре

Родители и дети

Вторая
неделя февраля, вторая половина дня

Рассказ и рассматривание иллюстраций
«Печь в русской избе и ее значение

Рассказать о
значении русской печи в избе, ее роли в жизни людей в старину.

Воспитатель

Вторая
неделя февраля, вторая половина дня

Рассказ и рассматривание иллюстраций «Предметы
быта в старину

Познакомить
детей с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и
назначением (ухват, горшок, веретено, кочерга, метла, коромысло, сито,
прялка, самовар, ступа, ведро).

Воспитатель

Третья
неделя февраля, вторая половина дня

Рассказ + презентация «Самовар-генерал
на столе»,

Познакомить
детей с историей самовара, его значении на столе на Руси.

Воспитатель

Третья
неделя февраля, вторая половина дня

Чтение книги Юрия Добрынина
«Самоварец, самовар, самоварище»

Продолжить
знакомить детей с историей самовара.

Воспитатель

Третья
неделя февраля, вторая половина дня

Создание самовара с
помощью техники оригами

Учить детей
создавать самовар с помощью техники оригами.

Воспитатель

Третья
неделя февраля, вторая половина дня

Разукрашивание самоваров
из оригами различными видами росписи: Гжель, Городецкая роспись, Хохлома.

Учить детей
задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (Хохломской, Дымковской,
Городецкой).

Воспитатель

Третья
неделя февраля, вторая половина дня

Роспись досок по мотивам
Городецкой росписи.

Воспитывать у
детей интерес к декоративно-прикладному искусству

Воспитатель

Четвертая
неделя февраля, вторая половина

дня

Заучивание и разъяснение поговорок и
пословиц об избе и предметах быта:

Не для лета изба рубится – для зимы; В
безлавочной избе и на полу ляжешь;

У нас так ведется, что изба веником
метется и др.

Воспитывать у детей интерес к русскому
народному фольклору, знакомить детей с помощью фольклора с бытом русского
народа в старину.

Воспитатель

Четвертая
неделя февраля, вторая половина дня

Русская народные игры: «Волшебный
платочек»; «Золотые ворота»; «Два мороза» и др.

Формировать у
детей интерес к народным играм, как культурному  наследию
русского  народа.

Воспитатель 

Четвертая
неделя февраля, вторая половина дня

Досуг загадок
«Русская изба и предметы быта»

Закрепить знания
детей о русской избе, названия ее частей, названия ее внутреннего убранства.

Воспитатель

Четвертая
неделя февраля, вторая половина дня

∙ Выставка музея  «Русская
изба».

Проект «предметы русского быта». Предметы русского быта

Проект «предметы русского быта». Предметы русского быта

Предметы русского быта.
Слайд 28 из презентации «Быт Русской избы»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Быт Русской избы.pptx» можно
в zip-архиве размером 2263 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Предмет истории» — Международный краеведческий детский форум «Зеленая планета 2006». Кружок. Факультатив. Что такое история? Конкурсы. СОШ №9 г. Вязники. Многообразие объектов изучения. Олимпиады. Знатоки истории. Кунсткамера. «Масленица». История – наука о прошлом. Музей. Исследовательских краеведческих работ школьников-участников краеведческого движения «Отечество».

«Предметы быта» — Раздел «Предметы быта». Ткацкий станок находится в рабочем состоянии до сих пор. Представлены орудия труда применяемые в сельском хозяйстве и в домашнем быту. Следует отметить, все орудия труда находятся в рабочем состоянии. На данный момент осталась только небольшая часть, остальная была расхищена в конце 80-х г.

«Предмет экологии» — Выхлопные газы. Численность популяции. Современный этап. Основные загрязнители. Предельно допустимый выброс. Защита атмосферы. Экологические функции атмосферы. Кривые выживания. Самые населенные страны. Состояние земельного фонда. Уровни организации материи. Круговорот углерода. Современное состояние биосферы.

«Основные предметы» — География. Алгебра. Английский язык. История. История Мира История России История Европы. Литература народов Западная Литература Зарубежная Литература. География мира География России География Европы География Азии. Практический Английский язык Орфография Грамматика. Физика. Русский язык. Физика термодинамика электростатика.

«Волшебные предметы из сказок» — « Рукавичка». «По Щучьему веленью» «По щучьему веленью, по моему хотенью…». Раздел «Волшебные вещи». Здесь вы увидите предметы, музыкальные инструменты сказочных героев. Вспомните волшебные слова и заклинания. « Петушок- золотой гребешок и чудо меленка». «Лиса и Журавль». Вопрос Какие слова произносил Иван , чтобы появилась Сивка –бурка?

«Счёт предметов» — Работа в парах. Посчитай. Счет предметов.

Старинные деревянные предметы быта. Домашний и сельский быт

Антикварные предметы сельского быта: память о далеком прошлом

Проект «предметы русского быта». Предметы русского быта 01 Одним из популярных среди коллекционеров и любителей старины направлений является сельский быт . В этой антикварной группе можно встретить старинные изделия самого разного назначения – для аграрных работ и ухода за хозяйством, декора интерьера и приготовления пищи, праздников и будней.

Магазин «Лавка старины»: приглашаем к сотрудничеству ценителей

В нашем каталоге представлены старинные предметы сельского быта в широком ассортименте и отличном состоянии. Каждый из них является оригинальным, самобытным и аутентичным, поскольку его форма, размер, материал и декор отражают не только функциональное назначение, но и традиции, верования и привычки сельских жителей минувших столетий.

В XVIII – XIX веках медь и олово относились к достаточно дорогим материалам, поэтому сельская утварь изготавливалась, как правило, из железа. Так, например, если вы желаете купить старинный амбарный замок в свою коллекцию, он однозначно будет железным – другие металлы в 18-19 веках для производства подобных изделий не использовались. Тем не менее, до наших дней дошли и некоторые эксклюзивные медные либо латунные изделия, в те времена являющиеся признаком достатка и зажиточности.

Например, латунный тульский самовар с уникальным клеймом мастера, подтверждающим его подлинность и солидный возраст, вполне можно приобрести в нашей лавке. Таких предметов антиквариата на сегодняшний день сохранилось немало, причем, они являются вполне рабочими – вы можете купить русский самовар, функционирующий на углях или дровах, и в этот же день устроить изысканное чаепитие со вкусом старины в кругу близких вам людей.

Проект «предметы русского быта». Предметы русского быта 02 В нашем каталоге собраны старинные сельские предметы не только из металла, но и из дерева, текстиля и других материалов. Здесь вы найдете отлично сохранившиеся лапти, ручные прялки, колеса от телег, разогревающиеся на печном жару утюги, необычные приспособления для сбора меда, подойники, ковши и многое другое.

Для владельцев антикварных вещей: покупаем ценности безопасно и выгодно

В дальнем углу чердака или чулана обнаружился старинный ухват, давно забытый прабабушкин утюг или самовар, доставшийся в наследство от далеких предков? Не торопитесь относить их к бесполезному хламу, от которого нужно избавиться! Наш антикварный магазин самоваров, сельской утвари и других предметов старины профессионально осмотрит вашу находку и определит ее историческую ценность. Мы готовы дорого, выгодно для вас, с мгновенной оплатой купить лапти, ухват для чугунка, печную дверцу и любую другую сельскую утварь, если она действительно представляет интерес для коллекционеров и ценителей старины.

Свяжитесь с нами любым удобным вам способом, обсудите предварительную стоимость вашей вещи с опытным экспертом-оценщиком и приносите в нашу лавку любые предметы старинного сельского быта!

Предметы русского быта сообщение. «В русской избе. Из истории русского быта»

Знакомство учащихся с предметами русской старины; их роль в жизни человека. Знакомство с лексическим значением устаревших слов.

Предметы русского быта сообщение. В русской избе. Из истории русского быта

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Баганской СОШ №1

Баганова Ирина Владимировна

В русской избе (из истории русского быта)

Предметы русского быта сообщение. В русской избе. Из истории русского быта

Цель:

1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;

2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Предметы русского быта сообщение. В русской избе. Из истории русского быта

Зимою много ест, летом много спит,

Тело теплое, крови нет,

Сесть на неё сядешь, а не везет.

Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка «плясать

от печки», то есть начать с главного

По народным поверьям, под печью или за нею живёт Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный в других. В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой».

Предметы русского быта сообщение. В русской избе. Из истории русского быта

Красный угол в избе

Это святое место – в нём

помещались иконы,

поэтому его ещё

называют «святым».

В красном углу

совершались ежедневные

моления, с которых

начиналось

любое важное дело.

Красный угол – самое

почетное место в доме.

Согласно традиционному

этикету, человек,

пришедший в избу,

мог пройти туда по

особому приглашению

хозяев.

Предметы русского быта сообщение. В русской избе. Из истории русского быта

Чем отличается

лавка от скамьи?

Предметы русского быта сообщение. В русской избе. Из истории русского быта

Полати – это

деревянный настил

на высоте

человеческого роста

от боковой стенки

печи до

противоположной

стены избы.

В конце 19 начале

20 века полати

исчезли, появились

кровати.

Предметы русского быта сообщение. В русской избе. Из истории русского быта

Количеством сундуков измерялся достаток в доме. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем её одежды и украшений.

Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро.

Предметы русского быта сообщение. В русской избе. Из истории русского быта

Крестьянскую

избу трудно

представить

без многочи

сленной

утвари.

Кто знает,

что

обозначает

это слово?

Предметы русского быта сообщение. В русской избе. Из истории русского быта

По словам В.И. Даля, автора «Толкового

словаря великорусского живого языка»,

утварь – это совокупность предметов,

необходимых человеку в его обиходе.

предметы русского быта

Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчеством всегда обставлялось большим количеством предметов утвари и орудий труда. Традиционно кухонная утварь, предметы для земледелия не отличались богатым украшательством, но были удобны и отличались лаконичной эстетикой.

предметы быта в русской избе

Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар

самовар

Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.


Сито

сито

Сито — практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого  сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.


Прялка

прялка

Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. На кудель или копыл, как обычно называли эту часть, складывалась расчесанная шерсть или лен. Из них, постоянно скручивая, тянули пряжу. Более современные устройства, появившиеся позднее, было с ножным приводом и большим колесом, приводящим в движение кудель.


Веретено

веретено

Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было еще проще устроено, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счет кручения веретена.


Горшок

горшок

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты.

В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью.


Ступа

ступа

Без ступы и в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа, сосуд, в котором пестиком дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева.


Метла

метла

Метла, или веник – собранные в пучок прутья, одеревеневшие стебли растений.  Полы в русской избе были неокрашенными, поэтому часто уборка их заключалась в подметании мусора. Интересно, что метла стала предметом многих русских поверий и сказок.


хозяйский двор

Двор был обширен, с местом для выгула птицы, проходами к колодцу, сараям и хлеву, огороду. Практически всегда имелся палисад с цветником и скамейками.  Традиционно в хозяйстве русского подворья использовалось несколько десятков предметов быта и орудий труда. Вот некоторые, особенно характерные из них.


Коромысло

коромысло

Коромысло представляло собой особым образом изогнутый плоский шест с двух сторон заканчивающийся железными крюками. Носить ведра на нем удобно, поскольку центр тяжести не только равномерно распределен по обоим плечам коромысла, но и находится примерно на уровне поясницы.


Русский колодец

русский колодец

Сруб колодца в России изготавливался обычно из дуба. Верхняя часть представляла собой ворот с перекладиной и веревкой или «журавлем» — высокой перекладиной, за один конец которой прикреплялось на веревку ведро, а за другой надо было тянуть, чтобы его поднять.


пашня

Практически каждый знойный день летних месяцев, да осенней жатвы не обходился крестьянину без работы в поле, где в труде на пашне использовались хозяйские предметы орудий труда для возделывания земли и сбора урожая.


Серп

серп

Серп – одно из древнейших орудий земледелия. Известен со времен Древнего Рима. В русском хозяйстве был просто незаменим для уборки небольших участков травы и зерновых. Серп был известен в советской России, как один из двух символов союза рабочих и крестьян.


Плуг

плуг

Плуг – сакральный образ земледелия. Его история начинается в III тыс. до н. э. Тогда он представлял собой выполненный из единого куска дерева лемех и дышло. Лемехом ворошился верхний слой почвы для улучшения условий произрастания культур, за дышло тянулся скотом или человеком.


Телега

телега

Телега – повозка на четырех, обычно деревянных колесах, которую тянет лошадь. Трудно представить русскую деревню еще в середине прошлого века без телеги.

Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта». Часть 1.

Ф.И.О.

Плесовских Евгения Владимировна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский родной язык

Класс

5

Тема урока

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Задания для обучающихся

Листы самооценки

Базовый учебник

О.М. Александрова «Русский родной язык»

Цель урока

  1. Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;
  2. формирование представлений об облике русской деревни, о традициях русского народа;

3) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Задачи урока

направленные на достижение предметных результатов:

— создать условия для активизации использования изученных ранее тем.

— расширять понятийную базу;

— обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта»

направленные на достижение личностных результатов:

— актуализировать жизненный опыт учащихся;

— формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;

— развивать представление о жизни и быте крестьян;

направленные на достижение метапредметных результатов:

— создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;

— развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

— развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека.

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок)

Личностные:

— развитие мотивации учебной деятельности;

— развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

— осознание степени своего освоения материала;

— формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.

Методы и формы обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

Стоит жилище — деревянные бочища,

Внутри печь да дрова это русская… (изба)

Слайд №1

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель. — Сегодня у нас не обычный урок, сегодня мы побываем в далёкой стране, которую раньше называли Русью.

-Как вы думаете, почему я пригласила вас в русскую избу? (ответы детей)

— А какие пословицы вы знаете об избе? (ответы детей)

А вот такие пословицы слышали? ( Слайд 2).  Давайте объясним их. (Дети по очереди объясняют значения пословиц).

3. Выявление места и причины затруднения. Слайд №4

-Посмотрите вокруг. Какие предметы вы видите? (Изба, печь и много хозяйственной утвари)

Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

-Почему не получается? (слов не знаем)

-Хотите узнать историю слова? Есть среди вас любопытные?

-Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)

— Какая тема нашего урока? (Ответы детей)

Учитель: Запишите тему урока

— На уроке вы будете себя оценивать сами (листы оценивания лежат на столах)

Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора? (Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим  предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Учитель: Прочитайте слова (Слайд 3)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

— Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «прошлым дорожить»? Свой устный ответ аргументируйте.

(Ответы детей)

Учитель: В наше компьютеризированное время меньше внимания стало уделяться русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой.

Как жили русские люди?

Чем украшали свой быт?

Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?

Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

1)Работа с текстом

Учитель: Прочитайте текст (Текст на слайде №4).

-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль?

-Спишите один абзац на выбор, вставляя пропущенные буквы.

— С какими видами орфограммы вы работали?

«Внутренн..е устройство избы отличалось пр..стотой. Основное пространство избы занимала печ(?), которая на большей части территориии (Р/р)оссии располагалась у входа, справа или слева от дв..рей. Стол всегда ст..ял в красном углу, по диагонали от печи. Над ним была ра..положена божница – полочка с иконами. Вдоль стен шли неподвижные ла(в/ф)ки, на ними – врезанные в стены полки. В задн..й части избы от печи до б..ковой ст..ны под потолком устраивался д..ревянный настил, на котором спали, — полати. Вся эта неподвижная обстано(ф/в)ка избы строилась плотниками вместе с домом и назвалась хоромным нарядом».

-Оценивание своей работы.

Учитель:  Так с чего же начинался дом, вы знаете? (дети рассуждают)— Так давайте вместе узнаем?! (Слайды 5-9)

2) Работа со словарными статьями. Дети ищут в толковом словаре имени М.Фасмера слова «зодчий», «изба», «хоромы».

Учитель просит выписать эти понятия в тетрадь. (Слайд 10)

  1. Физкультминутка.

Учитель: Что – то засиделись вы. Пора и ноги размять. А какие же посиделки без игр. В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек».

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.

  1. Работа с построенным проектом.

Учитель: Вы ходите по улицам нашего села и, конечно, заметили, что окна, стены и крыша избы для чего-то украшались. Как вы думаете для чего? (ответы детей). А вот и ответ на этот вопрос. (У доски зачитывает свой доклад один ученик).

Учитель: Мы с вами узнали, для чего наши предки украшали избу. Мы познакомились с их верованиями в духов природы, с обережной символикой в украшении избы. Но теперь хочется заглянуть и в жилище наших предков. Давайте посмотрим, как же выглядела изба изнутри. (Учитель разворачивает построенный проект, в котором каждый предмет повторяет оригинал в уменьшенном масштабе. Детям разрешается подойти и рассмотреть поближе избу). (Слайд 11)

В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта — стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. Сундук — неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа.

Учитель: Несмотря на то, что изба состояла из одной большой комнаты, она разделялась на зоны: красный угол, мужской угол, бабий кут. Важное место занимала русская печь. От русской печи грелись холодными зимами, в русской печи готовили еду, в ней же мылись, на ней спали, на ней лечились.  Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее: всех накормит, обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит. (Слайды 12).

Стол. Это божья ладонь. «Хлеба ни куска, стол-доска», — так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Когда же в дом входил гость, первым делом его взгляд натыкался на божничку, или как в народе говорят – красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почётное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте. Вокруг икон подвешивали рушники – расшитые полотенца  (Слайд 13).

Кроме того изба делилась на мужскую и женскую половины.

Бабий кут – это женская половина. (Слайд 14). Здесь женщины и девушки занимались женской работой: пряли, ткали, шили, вязали. Происходило это в то время, когда заканчивались летние полевые работы, собран урожай и наступила глубокая осень.

Коник – это мужской угол (Слайд 15). Здесь хранились инструменты и заготовки, которые были необходимы мужчине во время зимних работ. Он изготавливал конскую упряжь, плёл лапти и короба, делал туески из бересты, шил кожаные изделия, изготавливал деревянную посуду.

Полати были любимым местом детворы, так как с их высоты можно было наблюдать за тем, что происходит в избе, особенно в праздничные дни. (Слайд 16)

Лавки (Слайд 17) тоже старались украшать домотканными ковриками, дорожками.

4) Работа с текстом учебника. Стр. 36-37 упр. 33. Изба.

Учитель: Откройте учебник. Прочитайте ещё один фрагмент «Толкового словаря живого великорусского языка». Что нового вы узнали об этом слове?

— Какие значения слова изба отмечены в словаре? 

-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

— Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась? 

И чтобы обобщить проведём викторину (Слайд 18)

5) Рефлексия.

Учитель: Подведем итоги. Подумайте и ответьте себе на вопросы:

— Что нового вы узнали?

— Какие сведения из уроков русского языка вам пригодились при выполнении заданий?

— Что было трудно для вас?

-Что было самым интересным?

Учитель: Итак, мы с вами совершили незабываемое путешествие в мир Древней Руси. Но мы ещё вернёмся туда, нам предстоит узнать побольше о домашней утвари наших предков и о традициях, сопровождавших их. Домашнее задание с. 38 упр. 35. К одному фразеологизму нарисуйте иллюстрацию.

  • Рассказ о празднике рождество
  • Рассказ о преступлении рязанских князей
  • Рассказ о празднике пасха 4 класс музыка
  • Рассказ о праведной земле в пьесе на дне
  • Рассказ о правде луки и сатина сформулировать собственную позицию в данном споре