Рассказ о предложении 5 класс русский язык

Русский язык5 классурок 14предложениеперечень вопросов, рассматриваемых по теме:предложение как единица синтаксиса.отличие предложения от словосочетания.предложения односоставные и двусоставные. тезауруссловосочетание

Русский язык

5 класс

Урок № 14

Предложение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Предложение как единица синтаксиса.
  2. Отличие предложения от словосочетания.
  3. Предложения односоставные и двусоставные.

Тезаурус

Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.

Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.

Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016 .– С. 66-69.

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравните содержание колонок.

Лес

Туман

Солнце

Медведица

Прогулка

Утренний лес

Густой туман

Лучи солнца

Осторожная медведица

Вышла на прогулку

Утренний лес окутал туман.

Лучи солнца пробивались сквозь туман.

Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.

Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.

Чем же предложение отличается от словосочетания?

Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?

Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.

В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).

Сравните предложения.

  1. Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен. (А. Ахматова). – Иду по тропинке, собираю цветы.

2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.

3. Наступила осень. – Осень.

В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.

По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами двусоставные предложения.

В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.

Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.

Предложение

Словосочетание

• единица общения

• выражает законченную мысль

• характеризуется интонацией законченности

• имеет грамматическую основу

• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.

• состоит из главного и зависимого слова

• уточняет значение слова

• не выражает законченной мысли

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Сгруппируйте предложения по наличию главного члена: подлежащее, сказуемое.

Подлежащее:

Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Сказуемое:

Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.

Подлежащее: Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

  1. Соотнесите понятия.

Односоставное предложение

Двусоставное предложение

Есть подлежащее и сказуемое.

Есть только подлежащее или только сказуемое.

Разбор задания: вспоминаем: Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения. Следовательно: Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое. Двусоставное предложение это предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое.

Тема урока: Предложение.

Тип урока: Обобщение и систематизация
знаний.

Форма урока: Урок-практикум.

Технологии:

  • Элементы технологии развивающего обучения;
  • Элементы нейролингвистического
    программирования.
  • Здоровьесберегющие методы и средства.

Цели урока:

Образовательные:

  • Закрепление практических умений разбора и
    характеристики синтаксических конструкций;
    Установление внутрипредметных и межпредметных
    знаний; Формирование навыков монологической
    устной речи;
  • Развитие навыков самостоятельной работы;
  • Попутное повторение морфемного состава слова.

Развивающие:

  • Обобщение и систематизация знаний по
    синтаксису и пунктуации.
  • Формирование целостной системы ведущих знаний
    о простом и сложном предложении;
  • Поддерживание познавательный интерес к
    предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к русскому языку;
  • Формирование умения работать в парах, группах;
  • Воспитание чувства коллективизма,
    сплоченности, взаимовыручки и дружбы;
  • Воспитание сопереживания успеху.

Оборудование:

1.Среда WORD, Power Point; (Приложение 1.
Приложение 2). 2.Сигнальные
карточки зеленого и красного цвета; 3. Алгоритм
определения предложения по цели высказывания.

Ход урока

1. Организация начала урока

.

А. Якорение.

Дети заходят в класс, садятся за парты.
Урок начинается с ритмических хлопков. Весь
класс подстраивается к такту. Общий ритм и темп
хлопков объединяют преподавателя и учащихся,
включают в общее действие. Таким образом,
создается радостное настроение, благоприятная
атмосфера на уроке, что способствует лучшему
усвоению материала.

Б. Активизация мышления с помощью
метафоры

(Метафора основана на сходстве, и ее
использование обогащает модель мира,
воздействуют на оба полушария, активизируют
мышление и память, задействуют глубинные
структуры психики, так как для создания метафоры
используется особый язык – паттерны языкового
влияния или Милтон-модель)

Учитель: – “Учиться можно
любой вещи, – говорил Учитель своим ученикам. –
Все в этом мире существует, чтоб наставлять нас”.
“Чему же учит нас железная дорога?” – спросил
ученик. “Тому, что, опоздав на мгновение, ты
можешь упустить все”. “А телеграф?” “Тому, что
каждое наше слово учитывается”. “А телефон?”
“Все, что мы говорим здесь, слышно там”.

В. Вступительное слово учителя

Учитель: – Ребята, сегодня мы
закрепим теоретические и практические умения и
навыки, которые приобрели на предыдущих уроках,
изучая простые и сложные предложения. Все готовы.

(Дети поднимают карточки, которые
говорят об их готовности)

Учитель: – Кто может
сформулировать тему нашего урока?

(После ответов детей число и тема
проецируется на экране)

Слайды № 1-2.

Число. Классная работа.

Простые и сложные предложения.

2. Воспроизведение и коррекция
опорных знаний.

(На экране проецируются слова:
подлежащее, определение, существительное,
дополнение).

Слайд № 3.

Подлежащее
Определение
Существительное
Дополнение

Учитель: – Что можно
сгруппировать?

Учитель: – Что лишнее?

Учитель: – На какие две группы
можно разделить члены предложения?

3. Повторение и анализ основных
фактов, явлений, событий.

А. Повторение теоретического
материала при помощи “Игры с мячом”.

(Этот прием очень полезен при закреплении и
повторении материала. Когда ребенку бросают мяч,
он впадает в кратковреиенное состояние, подобное
конфузионному трансу. Его сознание занято
контролем за движениям и ловлей мячика. В этот
момент его бессознательное занято решением
вопроса, который он слышит).

Учитель: – Что называется
предложением?

Учитель: – Какое предложение
называется простым?

Учитель: – Какое предложение
называется сложным?

Учитель: – Что называется
грамматической основой?

Учитель: – Что называется
подлежащим?

Учитель: – Что называется
сказуемым?

Б. Выборочное списывание.

Учитель: – Из предложений,
спроецированных на экран, выпишите
грамматические основы.

– Определить вид предложения по его
конструкции.

– Всем понятно задание?

(Дети показывают карточки).

Слайд: № 4. (см. Приложение
2
)

Задание: Выпишите
грамматические основы.

Определите вид предложения по его
конструкции.

1. В избах красным огнем горят лучины,
за воротами слышатся заспанные голоса.
2. Молнии не ударяли в землю зигзагами, а полыхали
розовым светом.
3. Туча уходила на север, а на юге вечернее небо
уже очистилось.
4. На небе засверкали звезды, когда туча совсем
ушла.

Учитель: – Сравните выписанное
вами с записью на экране.

Слайд: № 5.

Проверь себя:

1. Горят лучины, слышаться голоса.
СБП
2. Молнии не ударяли, а полыхали. ПП
3. Туча уходили, а небо очистилось. ССП
4. Засверкали звезды, когда туча ушла. СПП

(Дети проверяют и оценивают себя)

В. Психологическая пауза.

Учитель: – А сейчас мы с вами перенесемся в
театр жестов. – Что передают наши предложения?
(состояние природы)

Учитель: – А какими жестами и мимикой вы
передадите смысл этих предложений?

Учитель: – Вы на уроках много пишите и не
всегда следите за своей осанкой. Покажите, как
сидит царица или царь? А как сидит кассир в
магазине?

Учитель: – Покажите, как вы сердитесь? А как
радуетесь своей удаче? А как радуетесь удаче
одноклассника?

Г. Осложненное списывание.

Учитель: – А как вы скажете своему
товарищу об этом?

Учитель: – Какое у вас получилось
предложение по эмоциональной окраске?
(восклицательное).

Учитель: – А какие бывают
предложения по цели высказывания?

Учитель: – Спишите предложения и
расставьте знаки препинания.

– Всем понятно задание? (дети
показывают карточки)

– Если у кого-то возникнут вопросы в
процессе выполнения задания, вы можете поднять
красную карточку, я к вам подойду.

(один ученик работает за доской).

Слайд № 6.

Задание: Спишите
предложения и расставьте знаки препинания.

  1. Откуда начинается Россия
  2. Друзья мои прекрасен наш союз
  3. Полюбуйтесь этим небом этим полем этим хлебом
  4. Ветер внезапно налетел и промчался

Учитель: – Как мимика и жесты
могут нам донести смысл этих предложений?

Учитель:– Составьте
побудительное восклицательное предложение.

Учитель: – Расскажите о каждом
виде предложений по цели высказывания по схеме

Слайд № 7.

img1

Учитель: – Повествовательное
предложение разберите по членам предложения,
сделайте схему.

Ученики: – (самостоятельно делают
полный синтаксический разбор в тетрадях).

Учитель:– А теперь поменяйтесь
тетрадями и проверьте выполнение задания у
своего соседа по парте, сверив с доской.

(Один ученик читает разбор,
спроецированный на экран).

Слайд № 8

img2

(Один ученик на доске чертит схему).

Д. Составление монологических
высказываний.

Учитель: – Чем же осложнено это
простое предложение?

Учитель: – А какие члены
предложения могут быть однородными?

Учитель: – Расскажите об
однородных членах предложения.

Ученики: – (Рассказывают всё об
однородных членах по цепочке, а в это время один
ученик чертит на доске)

(Запись, которая должна появиться на доске).

img3.gif (4642 bytes)

4. Повторение, обобщение и систематизация
понятий, усвоение системы знаний, ведущих идей и
основных теорий.

А. Работа с текстом в парах.

(Текст у каждого в отпечатанном виде).

Учитель: – Прочитайте внимательно
предложения.

Слайд № 9.

1.Васютка проснулся поздно. 2.
В избушке одна мать. 3. Дедушка Афанасий ушел
куда-то. 4. Васютка поел, полистал учебники,
оборвал листок календаря и с радостью
отметил, что до первого сентября осталось
всего десять дней. 5.Потом засобирался
по кедровые шишки.

Учитель: – Ответьте на вопросы.

Слайд № 9.

Вопросы к тексту

1. Что перед
нами: текст или отдельные предложения? Докажите
свой ответ.
2. Выпишите из первого предложения
грамматическую основу.
3. Составьте схему третьего предложения.
4. Определите тип четвертого предложения?
5. Назовите слова с нулевым окончанием. Какие это
части речи?

(Проверка практической части задания в виде
развернутого ответа на каждый вопрос по мере
выполнения)

Б. Диктант с условными обозначениями.

(Для закрепления навыков определения
на слух предложения по его синтаксической
конструкции).

Учитель: – А сейчас мы с вами
напишем диктант с условными обозначениями. Я
буду диктовать предложения, а вы распределите их
по группам. В первый столбик вы записываете номер
простого предложения, а в левый столбик
записываете номер сложного предложения.

1.Егоров подал знак, и оба разведчика
бесшумно приблизились к нему вплотную.
2.Разведчики окружили окопчик и растянули руками
концы своих плащ – палаток. 3.Мальчик вскочил на
ноги, подхватил свою торбу и побежал что есть
мочи в лес. 4.Ваня не откликнулся, и только гулкое
лесное эхо прилетело назад откуда – то сбоку.
5.Передний грузовик немного замедлил ход, и
солдат вскочил на подножку. 6.Водитель резким
рывком переставил рычаги, и машина с ноющим
звуком ползла в гору. 7.Ваня посмотрел в глаза
капитану Енакиеву и понял все. 8.Капитан Енакиев
притянул к себе мальчика и вдруг быстро прижал
его к груди. 9.Ваня и Биденко прошли через город.

(По В. Катаеву)

Слайд № 10.

Проверка диктанта.

простые предложения: 2, 3, 7, 8, 9;
сложные предложения: 1, 4, 5, 6.

5. Итог урока.

Учитель: – Какой теоретический
материал мы повторили на уроке?

– Какие практические навыки
закрепили?

– О каком предложении мы говорили
больше?

– Кто догадается, что мы будем
повторять на следующем уроке?

6. Домашнее задание.

Слайд № 12.

Учитель: – На следующем уроке мы с
вами будем играть в игру “Я учитель русского
языка”. Для этого вам нужно дома составить и
записать на карточке не менее 5-ти сложных
предложений без знаков препинания. На уроке мы
будем работать по этим карточкам.

7. Выставление оценок.

Самым активным учащимся поставить
оценки, а остальных отметить словесно.

«Грамматическая основа предложения»
(Урок русского языка в 5 классе с применением методики обучения средствами субъективизации)

  • Малолетникова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель и задачи урока:

  • обобщить и закрепить изученный материал;

  • формировать у обучающихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции;

  • развивать умение детей самостоятельно получать знания;

  • развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление;

  • развивать познавательные способности через разнообразные виды деятельности;

  • воспитывать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация.

презентация

Ход урока

I. Организационный этап

II. Мобилизующий этап

( слайд 1)

Пришла осень и без красок и кисти перекрасила все листья.

Учитель. Задание выписать словосочетания из предложения. Один из учеников выписал следующие сочетания слов:

· все листья;

· перекрасила без красок;

· пришла осень;

· перекрасила без кисти;

· перекрасила листья.

Справился ли ученик с заданием? Свою точку зрения объясните. /Пятиклассник не совсем справился с заданием. Сочетание слов пришла осень не является словосочетанием, это предложение./

2. Формулирование учащимися темы и цели урока. (слайд 2)

Учитель. Определите синтаксическую функцию слов пришла осень. Сформулируйте тему урока. /Это подлежащее и сказуемое, то есть грамматическая основа. Тема урока — «Грамматическая основа предложения» /.

Учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись на доске:

Цель: 1) вспомнить, что … … … …;

2) узнать новые лингвистические термины;

3) учиться выделять … … …

3. Актуализация знаний учащихся. (слайд 3)

Учитель. Приступим к реализации цели урока. Расскажите, что такое предложение. Перечислите основные признаки предложения.

Учитель. Что называется грамматической основой предложения?

4. Изучение нового материала.

(слайд 4)

Я иду по осеннему сказочному лесу.

Ты покажешь мне вечерний закат?

Разбушевался листопад.

Иду по осеннему сказочному лесу.

Покажешь мне вечерний закат?

Листопад.

В сумерках идём по полю, слушаем крики перепёлок и любуемся мерцанием дальних звёзд.

Учитель. Прочитайте предложения. Выделите в них главные члены. Установите различие между грамматическими основами предложений, записанных в первом и втором столбиках.

Учитель. Предложения, грамматическая основа которых включает в себя и подлежащее, и сказуемое, называются двусоставными. Определите, какие из записанных в таблицу предложений являются двусоставными. (Делается запись на доске в первой строке первого столбика таблицы). Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Значит, во второй колонке таблицы записаны односоставные предложения. (Запись в таблице). (слайд 5)

На экране воспроизводится схема-вывод:

Предложения по количеству главных членов

бывают

двусоставные односоставные

Учитель. Прочитайте предложение, которое написано на доске под таблицей. Выделите в нём грамматическую основу.

Учитель. Как вы думаете, односоставное это предложение или двусоставное?

Учитель. Итак, если грамматическая основа предложения состоит только из однородных подлежащих или однородных сказуемых, это предложение является односоставным.

Учитель. Расскажите, что вы узнали нового о грамматической основе предложения. При ответе пользуйтесь планом, (слайд 6).

План

1. Что такое грамматическая основа предложения?

2. На какие группы делятся предложения по количеству главных членов?

3. Какие предложения являются односоставными?

4. Какие предложения называются двусоставными?

5. Закрепление изученного.

Упражнение 1. (слайд 7)

1. Гуляешь по прекрасной местности и любуешься красотой природы. 2. Золотой метелью мчится жёлтый лист. 3. Зрелые плоды груш висят в саду. 4. Какая тихая ночь! 5. Льётся желтолистая река. 6. Мёртвая тишь.

Односоставные предложения.

Двусоставные предложения.

Учитель. Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к этому упражнению. /Необходимо распределить в две колонки предложения, ориентируясь на количество главных членов в них./

Учитель. В записанных предложениях выполним задание по вариантам: первый вариант обозначит орфограммы в именах существительных, второй – в глаголах. (слайд 8)

6. Словарноорфографическая работа (слайд 9)

Учитель. Найдите однокоренные слова в одном из предложений, с которыми мы работали в начале урока. Назовите их. Эти слова мы запишем в словари.

Учитель. Что обозначает слово сумерки?

Учитель. О происхождении слова сумерки мы узнаем из рассказа.

Рассказ о происхождении слова (слайд 10)

Наши предки представляли силы природы в виде живых существ. Самым страшным враждебным человеку божеством была Морана. Богиня ночи, зимы, смерти. Морана, по представлению славян, была всесильна. Но вот и весна. Светлые боги заключают богиню мрака в оковы. За весной не за горами и лето. Возвращается злая Морана. Так происходит вечная борьба света и тьмы. От имени богини ночи вошли в наш язык слова м р а к , м о р , с у м е р к и, с м е р к а т ь с я .

Учитель. Запишите слова с корнем –мерк-/-мерц- : сумерки, сумеречный, смеркаться, мерцание.

Учитель. Определите на слух, односоставными или двусоставными являются предложения текста о богине Моране. При прочтении односоставного предложения поднимите руку, при прочтении двусоставного предложения хлопните в ладоши. (Тот же текст читается по предложениям).

Упражнение 2. (слайд 11)

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

1). Идёш… по разноцветному к…вру из листьев и любуеш…ся окружающей тебя красотой. 2). З…л…тая ос…нь. 3). Шуршание оп…дающих листьев слыш…тся в мёртвой тиш…не. 4). Вместе с лё…ким утренним заморо…ком устанавлива…тся ясная п…года.

1. .

2. .

3. . ТЕКСТ

4. и .

/Надо записать предложения в порядке, указанном схемами, чтобы получился текст. Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы./

Учитель. Прочитайте запись. Докажите, что это текст.

Учитель. Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами, сгруппировав их по видам орфограмм.

6. Итог урока (слайд 12)

Учитель. Какие термины вы узнали сегодня на уроке?

Учитель. Расскажите всё, что вы знаете о предложении, дополнив свой рассказ сведениями, полученными на уроке.

Учитель. Приведите примеры односоставных и двусоставных предложений.

7. Домашнее задание (слайд 13), как и выполненные на уроке упражнения, будет связано с осенним пейзажем. Составьте текст-описание, содержащий односоставные и двусоставные предложения. В двусоставных предложениях определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);

  • вопросительное (вопрос, проблема);

  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основ.

Определение простого предложения

Мы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа.

Примеры простых предложений:

  • Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).

  • Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).

  • Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).

По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:

  • Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.

  • Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.

Односоставные конструкции делятся на:

  1. Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.

  2. Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.

  3. Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.

  4. Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.

Примеры односоставных предложений:

  • Лето!

  • Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).

  • Его взяли на должность (неопределенно-личное).

  • Стало моросить (безличное).

Примеры двусоставных предложений:

  • Я пришла поздно с учебы.

  • Выстрелил фейерверк.

  • Очень странная история произошла со мной сегодня утром.

Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

  • Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.

  • Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.

Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:

  • Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.

  • Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.

По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные.

Характеристики полных предложений:

  • Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.

  • Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.

Примеры полных предложений:

  • Я не боюсь привидений.

  • Она не хочет в школу.

Характеристики неполных предложений:

  • Если для понимания предложения не хватает компонентов.

  • Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.

В неполном предложении могут отсутствовать все главные члены, а также второстепенные члены.

Примеры неполных предложений:

  • Я не боюсь привидений.

  • Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

  • Ты закончил?

Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.

Проверьте себя

Определите вид простых предложений по наличию второстепенных членов и составу грамматической основы. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

  1. Дедушка пошел в магазин.

  2. Люблю цветы!

  3. Лето кончилось.

  4. Вернемся завтра вечером.

  5. Заходите!

Простое предложение с осложненными фразами

Предложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:

  • однородные члены;

  • обособленные определения, дополнения и обстоятельства;

  • приложения;

  • вводные слова и обращения;

  • уточняющие члены.

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом. Обычно имеют последовательную связь и раскрывают смысл выражения более детально.

  • Он любит и активные прогулки, и расслабляющий отдых, и ничегонеделание.

Обособленные определения всегда выделены интонационно и пунктуационно, выступают в роли определения. Они поясняют слова, от которых зависят, уточняют место, положение, отношение к чему-либо.

  • Друг, верящий в мой талант, поддержал меня.

Приложения — это определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Они показывают особенности грамматической основы.

  • Всем любящим цветы известен этот сорт.

Обособленные дополнения и обстоятельства примыкают к сказуемому и подлежащему, помогают выразить мысль более точно.

  • Дочитав книгу, я пошла готовить ужин.

  • Мне понравилась музыка этого музыканта, за исключением нескольких песен.

Вводные слова и обращения часто используются в диалогах:

  • Сегодня, наверное, я лягу спать раньше.

Уточняющие члены предложения делают его яснее.

  • Будильник прозвенел в пять утра, на рассвете.

           Простые и сложные предложения.

Цели урока:

образовательные:

-закрепить знания о структурных различиях между простыми и сложными предложениями,  видах сложных предложений  по способу связи простых в составе сложных;

-продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения;

развивающие:

-развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

 -развивать навыки чтения схем;

воспитательные:

-прививать интерес к русскому языку;

Оборудование:

-рабочие тетради, учебник, карточки, интерактивная доска, толковый словарь.

                     План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Словарная работа.
  4. Актуализация знаний.
  5. Работа с учебником.
  6. Закрепление материала.
  7. Творческая работа.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Тест-контроль.
  10. Заключительное слово учителя.
  11. Домашнее задание.
  12. Оценивание.

                                  Ход урока.

I.Организационный момент.

1 слайд.

  Вступительное слово.

 — Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка.

Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь. Садитесь.

2 слайд. 

 Русский язык  для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём.                                  А.С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

  Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.

  Итак, начинаем!

II. Минутка чистописания.

Слово учителя.

— Перед тем как начать работать, мы с вами выполним пальчиковую гимнастику.

3 слайд.

   Мы наши пальчики сплели

   И вытянули ручки.

   Ну, а теперь мы от земли

   Отталкиваем тучки.

Откройте тетради. Запишите  

                     Двадцатое ноября.

                     Классная работа.

4 слайд.

— Помните о правилах письма.

   Тетрадь я правильно кладу,

   Ручку правильно держу.

   За посадкою слежу,

   На «отлично» напишу!

Послушайте загадку. О какой букве говорится?

5 слайд.

   По белому полю                            

  В туман и снега

  Бредут потихоньку

  Бараньи рога.

Запишите прописную и строчную букву «з», а также разные сочетания этой буквы с другими буквами алфавита. Их вы видите на слайде.

— На дворе поздняя осень, и слова, с которыми мы будем работать, будут соответствовать этому времени года.

— Запишите

                            Словарная работа.

6 слайд.

-Посмотрите на слайд. Вы должны восстановить данные слова, образовать словосочетания, записать, подчеркнув опасные места, обозначить главное и зависимое слово.

     Моро…, сала…ки, заморо…ки, сколь…ко.

            (ученики по очереди работают у доски).

7 слайд.

Сегодня мы с вами познакомимся со словом  изморозь.

Скажите, каково лексическое значение этого слова?

— Давайте проверим, как толкуется значение этого слова в толковом словаре Ожегова.

8 слайд.

  Род инея – рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане.

— Составьте словосочетание с этим словом. Запишите его. Запомните, что на конце пишется буква «з» и «Ь». Не путайте написание этого слова со словом изморось, которое имеет значение моросящий дождь, на конце этого слова пишется «С» и «Ь».

— Мы с вами справились с этим заданием. За работу у доски оценки получают…

III. Актуализация знаний.

 Слово учителя.

— Теперь мы с вами перейдем к более сложной синтаксической единице – предложения.  На партах лежат листы. Положите их перед собой. Мы работаем с карточкой №1.

9 слайд.

Прочитайте предложения.

Шуршат листья под ногами.

Журавли полетели в тёплые края, когда наступили осенние дни.

Осенний вечер близился к концу.

Веют холодные ветры, и качаются ветви берёз, а на землю падают жёлтые  листья.

 Рванул ветер, в воздухе закружилась пыль.

10 слайд

     — Какие это предложения по составу? Докажите.

     — Какие предложения мы называем простыми, сложными?

     — Назовите способы связи простых предложений в составе сложного.

     -Чем разделяются простые предложения в БСП?

     -На какие группы делится сложное союзное предложение?

I  вариант  найдите простые  предложения,  подчеркните  грамматическую основу и  начертите  схемы.

II вариант  —  сложные   предложения , подчеркните  грамматическую основу и  начертите  схемы.

(ученики по очереди работают у доски).

— С какими предложениями по наличию грамматической основы мы с вами работали?

— Определите тему урока.

11 слайд.

Запишите в тетрадях.

            Простые и сложные предложения.

Постановка цели урока.

Слово учителя.

-Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о структурных различиях простых и сложных предложениях, а также знания о видах сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

IV. Работа с учебником.

12 слайд.

Слово учителя.

— Откройте учебники стр. 90 упр. 212.

— Читаем задание. Ученики работают  устно.

— В последнем предложении дважды встречается союз «И». Что соединяет в первом случае союз «И»? Что – во втором случае?

13 слайд.

                [   ] ,и [   ].

                [      и     ].

— Схемы этих предложений выведены на слайде.

— Что общего и в чём различие между этими схемами?

— Итак, скажите, когда перед союзом «И» ставится запятая, а когда —  не ставится.

14 слайд.

Вывод:

   На письме части сложного предложения разделяются запятой.

   Если части сложного предложения соединяет союз «и», запятая ставится перед союзом.

   Если союз «и» соединяет два однородных члена, то запятая не ставится.

(чтение правила учеником).

— Перестройте второе и третье предложения в одно сложносочиненное с союзом «И», дайте характеристику и начертите схему. К доске пойдет работать…  За работу у доски получаешь оценку…

— Чтение правила в учебнике на стр. 90.

V.  Физкультминутка .

Я буду вам читать предложения. Если вы услышите простое предложение  – делаете хлопок. Если же предложение сложное – вы топаете ногами.

1 Я вспомнил день, когда впервые выпал снег.

2.И  все ярче сверкали звезды.

3. Мы торопились, потому что начали замерзать.

4. К вечеру наступили заморозки.

5. Я любовался изморозью, которая сверкала солнечными бликами. 

VII. Закрепление материала.

1) Упр. №214.(выполняются первые два предложения)

-Начертите схемы.

2) Упр. №218.(выполняются первые два предложения)

VI. 15 слайд.

                                    Творческая работа.

Слово учителя.

— Мы работали со словосочетаниями,  предложениями. Сейчас нам предстоит работа уже более серьёзная. Мы с вами сказали, что на дворе стоят  последние осенние деньки. Скоро наступит зима. Каждое время года имеет свои прелести. Например, чем вы любите заниматься летом? А что вы будете делать зимой? Зиму любят не только дети, но и взрослые. Многие поэты, художники  восхищались этим временем года. Они писали стихи, рисовали картины. Посмотрите на иллюстрации к репродукциям великих мастеров.

— Напишите рассказ из четырёх-пяти предложений, используя в своей работе простые и сложные предложения. Можете использовать сюжеты картинок, которые вы видите на слайде.

16 слайд.

 — Те ребята, которые затрудняются написать рассказ, можете составить только предложения.

(играет музыка, работа длится пять минут).

— Чтение 1-2 работ. Оценивание.

VII. Подведение итога урока.

Слово учителя.

_ По мере того как мы с вами отвечали, посмотрите, какая выстроилась логико-смысловая таблица.

17 слайд.

По цели высказывания                         По интонации

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ                                 ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ                            НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

ПОБУДИТЕЛЬНОЕ

                                    ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

                  По наличию грамматических основ

         ПРОСТОЕ                                          СЛОЖНОЕ

  По наличию главных членов 

                                                         По способу связи

  Односоставное                             СОЮЗНОЕ              БЕССОЮЗНОЕ

  Двусоставное                          Виды предложений

                                         1) СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ (И, А, НО)

                                         2) СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ (ЧТО, ЧТОБЫ,

                                         ПОТОМУ ЧТО, ГДЕ, КОГДА, ЕСЛИ)

— Откройте карточку №2, выполните тест-контроль.

VIII. Заключительное слово учителя.

— Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Чтобы владеть им, понимать его красоту, нужно любить его и обязательно учить.

18 слайд.

         Учите русский – годы кряду,

                                С душой, с усердием, с умом!

                                Вас ждёт великая награда,

                                И та награда в нём самом!

X. Домашнее  задание.

19 слайд. Закончить творческую работу, упр.219, &36.

XI.Оценивание.

Слово учителя. — Благодарю за работу. Оценки на уроке получают…

                           Урок русского языка.

Простые и сложные предложения.

                                                                   Разработала и провела

                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                   МОБУ СОШ№6 им. М.А. Киняшова

                                                                   г. Благовещенска

                                                                   Мендеева Д.Р.

                               20 ноября 2009г.

  • Рассказ о празднике наурыз
  • Рассказ о празднике сабантуй для детей
  • Рассказ о предках 4 класс
  • Рассказ о пребывании пушкина в петербурге кратко
  • Рассказ о преданности собаки к человеку