Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Íà ñòðàíèöå îòîáðàæàþòñÿ âñå ðåöåíçèè ê ýòîìó ïðîèçâåäåíèþ â îáðàòíîì ïîðÿäêå, ñ 6 ïî 1
Ïîêàçûâàòü â âèäå ñïèñêà | Ðàçâåðíóòü ñîîáùåíèÿ
Ðåöåíçèÿ íà «Òðîïèíèí. Ïîðòðåò Ïóøêèíà. Òàëèñìàí» (Ãåííàäèé Ìàðòûíîâ)
Çäðàâñòâóéòå, Ãåííàäèé! Ñ îãðîìíûì óäîâîëüñòâèåì ÷èòàëà âàø ðàññêàç î Ïóøêèíå, Òðîïèíèíå, Âîðîíöîâûõ, ÷èòàëà âåëèêîëåïíûå ñòèõè, ðàññìàòðèâàëà ïîðòðåò ïîýòà, òàêîé ïî-÷åëîâå÷åñêè ò¸ïëûé, ïîíÿòíûé. Âû çàìå÷àòåëüíûé ðàññêàç÷èê, èçëàãàåòå íåñïåøíî, ïîäðîáíî, ñëîâíî ðèñóåòå ïî ïàìÿòè. Ìàòåðèàë âàø áåñöåííûé: ïîçíàâàòåëüíûé, ãëóáîêèé. Î÷åíü ïðèÿòíî, ÷òî ÿ çàãëÿíóëà ê âàì ñåãîäíÿ — íàïîëíèòüñÿ ðàäîñòüþ ïðèêîñíîâåíèÿ ê ïðåêðàñíîìó — ðàçâå íå ðàäîñòü? Æåëàþ âàì ðàäîñòè è çäîðîâüÿ!Òàêèì è äîëæåí áûòü ýêñêóðñîâîä — îòâåòñòâåííûì, èçáèðàòåëüíûì â ñâîèõ ðàññêàçàõ,(âàø ïðèìåð ñ ôðàíöóçàìè))), âåäü îí — õðàíèòåëü êóëüòóðû. Ñïàñèáî âàì!
Íàòàëüÿ Êîíîâàëåíêî 24.08.2021 23:50
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Äîáðûé âå÷åð. Ñïàñèáî çà ò¸ïëûé îòçûâ. Ìíå äàæå íåìíîãî íåóäîáíî.  ñìóùåíèå Âû ìåíÿ ââåëè. À âîò ñ ôðàíöóçàìè ÿ äàâíî íå ðàáîòàþ. Ïî ïðè÷èíå èõ îòñóòñòâèÿ. Ãðàíèöà íà çàìêå. È êîãäà îòêðîþò, íèêîìó íåèçâåñòíî. À æàëü. Óæå âòîðîé ñåçîí ñèæó íà äà÷å. Òî åñòü, áåç äåëà ÿ òîæå íå ñèæó. Çíàåòå, íà äà÷å åñòü âñåãäà ÷åì çàíÿòüñÿ. Äà òàê, ÷òî âðåìåíè íå õâàòàåò. Òåïåðü æäó îïÿò â ëåñó. À èõ âñ¸ íåò. À âîò ÷òî êàñàåòñÿ Ïóøêèíà, òî ìíîãèå ñòèõè, î÷åíü èçâåñòíûå ñòèõè, à ïî÷åìó îíè áûëè íàïèñàíû, êîìó àäðåñîâàíû, íå âñÿêèé ñêàæåò. À âîò êîãäà çíàåøü, òî ñòèõ ïðèîáðåòàåò îñÿçàåìóþ êîíêðåòíîñòü. Ó êàæäîãî ñòèõà åñòü èñòîðèÿ. Âçÿòü õîòÿ áû òàëèñìàí. Çíàòü õîòÿ áû, ñ êàêèìè æèçíåííûìè îáñòîÿòåëüñòâàìè â æèçíè Ïóøêèíà îí áûë ñâÿçàí. È ÷òî ýòî çà òàëèñìàí, â ñòèõå îá ýòîì íè ñëîâà. À îí âîò îí , íà ðóêå ïîýòà, êîòîðàÿ íà÷åðòàëà ñåé ÷óäíûé ñòèõ. Åù¸ ðàç ñïàñèáî çà îòêëèê.
Ãåííàäèé Ìàðòûíîâ 25.08.2021 21:56
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Âû ñîâåðøåííî ïðàâû îòíîñèòåëüíî ïðåäûñòîðèè. Êàê ðàç îá ýòîì ÿ ó ñåáÿ è ðàññêàçûâàþ — http://proza.ru/2017/01/14/2287 , è ìíå ñàìîé âñåãäà ëþáîïûòíî, êàê ñîçäàâàëîñü òî èëè èíîå ïðîèçâåäåíèå èñêóññòâà. Ïîýòîìó ÿ èñêðåííå îòêëèêíóëàñü íà âàø ðàññêàç è íàìåðåíà ïî÷èòàòü ó âàñ ìíîãèå âåùè, ïîñêîëüêó îáùåíèå ñ ïðîôåññèîíàëàìè — áîëüøàÿ öåííîñòü äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ â ëþáîì âîçðàñòå è â ëþáîé îáëàñòè çíàíèé. Ñ òåïëîì, )
Íàòàëüÿ Êîíîâàëåíêî 26.08.2021 23:03
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Çäðàâñòâóéòå. Èíòåðåñíî íå òîëüêî ñ ïîýòàìè è ïðîçàèêàìè. Èíòåðåñíî ñ ÷åëîâåêîì âîîáùå. Âîò Äîñòîåâñêèé îäíàæäû ñêàçàë, ÷òî âñþ æèçíü ñâîþ ïîñâÿòèë èçó÷åíèþ äóøè ÷åëîâå÷åñêîé. È îí áûë ïðàâ. Ñïàñèáî.
Ãåííàäèé Ìàðòûíîâ 31.07.2021 21:32
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Äà âñ¸ áû õîðîøî, äà âîò ñåãîäíÿ ðàññêàçûâàòü íåêîìó. Ãðàíèöà íà çàìêå. Íè òóäà íå ïóñêàþò, íè ê íàì òîæå íå åäóò. Òàê âåñü Èíòóðèñò çàãí¸òñÿ. À ýòî öåëàÿ îòðàñëü íàðîäíîãî õîçÿéñòâà. Ñêîëüêî òûñÿ÷ ëþäåé îñòàëèñü áåç ðàáîòû. È âîññòàíîâèòü ñíîâà áóäåò î÷åíü íå ïðîñòî. Êàäðû ðàçáåæàëèñü. Âîò è ÿ òîæå ñèæó äîìà, Òî åñòü íà äà÷å. Âîò òîëüêî ñ êîìïüþòåðîì îòâîæó äóøó. Ñïàñèáî çà îòêëèê.
Ãåííàäèé Ìàðòûíîâ 31.07.2021 21:38
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Ñïàñèáî è Âàì çà îòêëèê. Äà, íà ïîðòðåòå Òðîïèíèíà Ïóøêèí. êàêîé-òî äîìàøíèé. Âîò ñèäèò â õàëàòå. Ñîâñåì íå äåíäè, êàê ó êèïðåíñêîãî. È íèêàêèõ àòðèáóòîâ åãî ïîýòè÷åñêîé íàòóðû. Òîëüêî âîò ïåðñòåíü ÷òî-òî ìîæåò ðàññêàçàòü. È äàæå î÷åíü ìíîãîå. Ïðàâäà íå âñå çíàþò ýòó ñâÿçü ñ ïîäàðåííûì ïåðñòíåì, è ñâÿçàííûå ñ íèì ïåðåæèâàíèÿìè ïîýòà. Åù¸ ðàç ñïàñèáî.
Ãåííàäèé Ìàðòûíîâ 31.07.2021 21:45
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Ñïàñèáî è Âàì, Àííà Àëåêñååâíà, çà ò¸ïëûé îòêëèê. Ñàì ìàòåðèàë î÷åíü èíòåðåñíûé. Äà è íå âñåì èçâåñòíà èñòîðèÿ íåêîòîðûõ ñòèõîòâîðåíèé Ïóøêèíà. Âîò ê ïðèìåðó » Æåëàíèÿ ñëàâû» ó ìåíÿ òîæå âûçûâàëî âîïðîñû. Ê êîìó áûë îáðàùåí ýòîò ñòðàñòíûé ñòèõ. Âåäü íå íà ïóñòîì æå ìåñòå îí ïîÿâèëñÿ. Äà è ïåðñòåíü-òàëèñìàí òîæå îò íå¸, Åëèçàâåòû Âîðîíöîâîé. À ìíå ïîíðàâèëñÿ âàø ðàññêàç Î «Ñâîáîäå íà áàððèêàäàõ» Ó ñàìèõ ôðàíöóçîâ îòíîøåíèå ê ýòîé êàðòèíå ñîâñåì íå îäíîçíà÷íîå. Íó îá ýòîì ÿ Âàì åù¸ íàïèøó. Ñïàñèáî.
Ãåííàäèé Ìàðòûíîâ 29.07.2021 20:26
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Ñåãîäíÿ åù¸ ðàç ïðî÷èòàëà âñþ èñòîðèþ: Ïóøêèí, Åëèçàâåòà Âîðîíöîâà, Âîðîíöîâ. Ìíîãîå íå çíàëà. È ñòèõè ïðî÷èòàëèñü åù¸ ðàç ñ íîâûì âçãëÿäîì, òðåïåòíî. ×èòàòü Ïóøêèíà ìîæíî áåñêîíå÷íî, êàæäûé ðàç óäèâëÿÿñü ãëóáèíå ÷óâñòâà â åãî ïîýçèè.
Åùå ðàç — Áîëüøîå ñïàñèáî çà Âàøè òðóäû è Âàøó è ùåäðîñòü.
Ñ ãëóáî÷àéøèì óâàæåíèåì —
Àííà Àëåêñååâíà Çîëîòîâñêàÿ 30.07.2021 12:20
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Ðåöåíçèÿ íà «Òðîïèíèí. Ïîðòðåò Ïóøêèíà. Òàëèñìàí» (Ãåííàäèé Ìàðòûíîâ)
Ãåííàäèé, äîáðûé äåíü. Ñïàñèáèùå Âàì. Ñ îãðîìíûì óäîâîëüñòâèåì ÷èòàëà Âàøó, êàê âñåãäà, èíòåðåñíåéøóþ, ïîçíàâàòåëüíóþ ðàáîòó. Êàæäûé ðàç áëàãîäàðþ Áîãà çà çíàêîìñòâî ñ Âàìè. Âãëÿäûâàÿñü, ïåðåñìîòðåëà êàðòèíû Â.Òðîïèíèíà, âîçâðàùàÿñü ê Âàøåìó òåêñòó, ðàññìàòðèâàÿ äåòàëè — êàê æå ýòî çàõâàòûâàåò, è îñòàëüíîå âèæó ïî-äðóãîìó. Äàé Áîã Âàì çäîðîâüÿ è áëàãîïîëó÷èÿ. Ñ óâàæåíèåì è äîáðîì,
Ëþäìèëà Àëåêñååâà 3 28.07.2021 12:28
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Çäðàâñòâóéòå. Ðàä âèäåòü. Äà, äåòàëè ìîãóò ðàññêàçàòü ìíîãîå. Ïîðòðåòîâ Ïóøêèíà áûëî ìíîãî. Äà îí è ñàì ñåáÿ ðèñîâàë. È î÷åíü óìåëî. Åñòü ïîðòðåò, èëè ñêîðåå ðèñóíîê Åëèçàâåòû Âîðîíöîâîé, ñäåëàííûé Ïóøêèíûì. Ïåðñòåíü íà ðóêå, îñîáåííî êîãäà çíàåøü åãî èñòîðèþ, íàïîëíÿåò èçîáðàæåíèå îñîáåííûì ÷óâñòâîì. Âåäü êàæäûé ñòèõ Ïóøêèíà è âñÿ åãî ëþáîâíàÿ ëèðèêà èìååò âïîëíå ðåàëüíóþ îñíîâó, ñâîþ èñòîðèþ. Èíûå íåèçâåñòíû è äî ñèõ ïîð. Ñïàñèáî.
Ãåííàäèé Ìàðòûíîâ 29.07.2021 20:38
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Широкова Юлия Александровна
14.01.2021.
Тест. Литература, 7 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест на знание содержания повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Вопрос 1
К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
Варианты ответов
- рассказ
- повесть
- роман
- быль
Вопрос 2
В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?
Варианты ответов
- «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
- «Повести Пушкина»
- «Проза Пушкина»
- ни в какой цикл не вошло
Вопрос 3
Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».
Варианты ответов
- Самсон Вырин
- Владимир Дубровский
- Пётр Гринев
- Владимир Минский
Вопрос 4
Укажите имя дочери главного героя.
Варианты ответов
- Наташа
- Дуня
- Глаша
- Маша
Вопрос 5
Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.
Варианты ответов
- Нижельский
- Минский
- Лаевский
- Погорельский
Вопрос 6
Куда отправился отец на поиски дочери?
Варианты ответов
- в Москву
- в Саратов
- в Петербург
- в Новгород
Вопрос 7
Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?
Варианты ответов
- всемирный потоп
- история блудного сына
- воскрешение Иисуса Христа
- история Давида
Вопрос 8
С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?
Варианты ответов
- Хотел показать интерьер дома смотрителя.
- Это были необычные картинки известного художника.
- Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
- Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.
Вопрос 9
К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?
Варианты ответов
- резонёр
- «маленький человек»
- «лишний человек»
- «благородный разбойник»
Вопрос 10
Причина смерти смотрителя:
Варианты ответов
- неизвестна
- спился от горя
- сердечный приступ
- неизвестна
Вопрос 11
Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?
Варианты ответов
- сестра
- соседка
- дочь
- жена
Вопрос 12
Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?
Варианты ответов
- Потому что это унылая и однообразная работа
- Потому что им не хватает человеческого общения
- Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей
Вопрос 13
Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?
Варианты ответов
- Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви.
- Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу.
- Он предложил свозить ее в город на ярмарку.
Вопрос 14
Как Самсону удалось увидеть дочь?
Варианты ответов
- Он дождался ее в квартире Минского.
- Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его.
- Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью.
Вопрос 15
Как расплатился гусар с лекарем?
Варианты ответов
- Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
- Вручил ему пятьдесят рублей.
- Пригласил отобедать.
- Ничем не расплатился.
Вопрос 16
Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».
Варианты ответов
- большая проезжая дорога
- совокупность средств для перемещения чего-либо
- направление
- трактир
Вопрос 17
Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?
Варианты ответов
- проблема экологии языка
- проблема одинокой старости
- проблема позднего раскаяния
- проблема дочерней неблагодарности
Вопрос 18
Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?
Варианты ответов
- Чтобы он больше тут не показывался.
- Что он любит Дуню и никогда ее не бросит.
- Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки.
Вопрос 19
На кого было похожа Дуня, когда Самсон все-таки смог ее увидеть?
Варианты ответов
- На счастливую жену и мать.
- На содержанку.
- На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа.
Вопрос 20
Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?
Варианты ответов
- Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург.
- Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле.
- Он иногда навещает свою дочь в Петербурге
14 января прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе, а 16 января в эфире YouTube-канала Образовательного центра «Сириус» эксперты провели разбор олимпиадных заданий.
На вопросы школьников об олимпиаде отвечают эксперты «Сириуса»: российский литературовед и критик, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих, доктор филологических наук, профессор ЯГПУ, председатель ЦПМК по литературе Татьяна Кучина, председатель ассоциации «Гильдия словесников» Антон Скулачев.
О СПЕЦИФИКЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
Могут ли олимпиадные задания пересекаться со школьной программой?
Прямое пересечение со школьной программой невозможно. В XVIII и даже в XIX веке не так уж много произведений, отвечающих критериям олимпиады. К тому же задача школьника – в объяснении/анализе/интерпретации именно незнакомого текста. Однако знание школьной программы тоже необходимо: произведения для анализа часто опираются на классическую литературу и ее осмысление (в этом году были отсылки к Лермонтову в рассказе Н. Катерли или смена надписи на памятнике Пушкину в рассказе М. Осоргина).
Педагогам, которые готовят олимпиадников, важно помнить, что ключевой результат литературного образования – это, прежде всего, читательская культура школьника. Для 9-го класса это умение «воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел».
Какую роль в заданиях творческого тура играет работа с визуальным контентом (иллюстрации, живопись) и как он связан с литературой?
Начинающему филологу важно уметь вписать текст в контекст – например, визуальной культуры эпохи. На олимпиаде может попасться задание, где нужно соотнести пейзажи Тургенева с работами передвижников; или обложки символистских журналов с опубликованными в них текстами; или художественные работы футуристов с их экспериментами в литературных произведениях. Хорошо, если школьник может осмыслить литературу через кино, живопись, музыку, театр. Почти все инструменты филологического анализа применимы и к анализу визуальных искусств, например разговор о художественном пространстве, о композиции, деталях, метафорах.
Как оцениваются задания, за какие ошибки (логические, фактические, речевые) снижаются баллы?
При оценивании аналитического задания логические ошибки учитываются в критерии № 2 (композиция работы, цельность и связность текста), фактические – в критерии № 4 (историко-культурный и литературный контекст), речевые – в критерии № 5 (общая речевая грамотность).
В творческом задании критерии сильно зависят от типа задачи. Важный критерий в этом туре – соответствие предлагаемому жанру, коммуникативной задаче. Стилистические средства стоит выбирать, исходя из нее.
Какие общие подходы к анализу текстов можно выделить? Можно ли описывать в анализе свои эмоции?
Эмоции могут послужить отправной точкой, но строить весь анализ на них не стоит. Предметом разбора должны быть скорее не эмоции сами по себе, а то, какими средствами писатель создает ту или иную эмоциональную палитру.
Разбор должен основываться на рассмотрении разных элементов и уровней текста: сюжет, система персонажей, точка зрения, повествовательная структура – в прозе; субъектная структура, композиционные приемы, образный строй, ритмическая, рифмическая, строфическая, интонационная организация текста – в лирике.
Впрочем, в литературе возможно все: появление ритмизованных фрагментов в прозе (как у Набокова), выстраивание лирического высказывания как повествования (вспомните ахматовские стихи-новеллы) и т. п. Поэтому важно выделить те компоненты, которые в каждом конкретном тексте образуют «несущую конструкцию» (в лирике нередко таковыми вообще оказываются даже не слова, а фонемы), установить структурные и смысловые связи между элементами, объяснить, какое значение они получают в произведении.
Попробуйте увидеть произведение как целостную систему, в которой разные уровни взаимосвязаны и все вместе «работают» на создание художественных смыслов. Про это стоит не забывать и при анализе интертекстуальных пластов: любые параллели и ассоциации должны помогать в движении к смыслам текста, а не уводить в сторону от него.
Насколько уместно использование термина «хронотоп» в анализе?
Хронотоп – широко используемый в литературоведении термин. Если он вам жизненно необходим при анализе и при этом позволяет сказать что-то важное о произведении, запретить его использование никто не может. Просто помните, что термины – не повод для академического щегольства.
И еще одна частая ошибка школьников: используя термин «хронотоп», пишут только о времени или о пространстве, хотя в этом понятии существенно объединение времени и пространства, к примеру как в идиллии, где замкнутое пространство органично сочетается с циклическим временем.
Как анализировать произведение в историко-культурном контексте, особенно если оно написано неизвестным тебе автором?
Цель олимпиадного сочинения (в отличие от сочинения ЕГЭ) – не проверка знаний, а выявление уровня литературного развития, умения читать на языке образов. Поэтому (при наличии, между прочим и знания школьной программы) какое-то представление об эпохе, времени, жанре у автора сочинения должно быть. Но все эти знания имеют фоновый характер. В сущности, перед вами стоит простая задача: как можно более точно прочесть и понять текст и нешаблонно, интересно, привлекательно рассказать о своем прочтении.
Часто, анализируя предлагаемый текст, бывает полезно вписать его в литературную традицию определенного жанра, стиля, темы, показав, какие смыслы могут рождаться из авторского обращения к этой традиции, как и с какой целью автор вступает с ней в диалог. Иногда это «диалог согласия», иногда – полемика. Убедительное (в контексте логики анализа) обращение к этой традиции, безусловно, станет основанием для выставления баллов по четвертому критерию.
ВОПРОСЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕКСТАМ ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА – 2021
Нина Катерли «Охо-хо»
Подскажите, пожалуйста, будет ли засчитываться идея о том, что Охо-хо – это некое прошлое? Можно ли считать Охо-хо воспоминанием об ушедшем Хозяине?
Наверно, все-таки нет. Это, как уже говорилось при разборе, домовой, спутник Хозяина, если хотите, его Гений. И он исчезает после смерти Хозяина.
Леонид Сергеев «Трамвайчик»
А можно ли было сравнить «Трамвайчик» с «Тараканищем» Чуковского? Там зайчики ехали в трамвайчике, что дает оттенок детской наивности.
Контексты должны быть уместны – об этом стоит помнить в первую очередь. Чуковский в «Тараканище» говорит о другом и по-другому, а «трамвайчик» – всего лишь точечное лексическое пересечение со стихотворением Леонида Сергеева. Но вот указать на то, что рифма «зайчик – трамвайчик» в русской литературе уже была – и как раз у Чуковского, – вполне допустимо.
Можно ли в стихотворении рассматривать образ золотистого зайчика как ребенка автора? Ведь он оказался в трамвае без билета, не на своем жизненном пути.
Не совсем понятно, кто такой «ребенок автора». В тексте мы имеем дело с субъектом лирического высказывания, который успевает повзрослеть и из мира взрослых смотрит в мир детства (доехав до «кольца», видит мальчика, «подхваченного трамвайчиком»). О самом соотношении взрослого и детского взгляда на жизнь вполне возможно говорить.
Александр Житинский «Тикли»
Возможна ли параллель с романом «Мы»?
Это слишком «далековатый» контекст. Общее только то, что и там, и здесь ученые что-то делают. Но главное (жанр, персонажи, интонация) – совершенно различно.
Каково значение образа Шатуна?
Кажется, у него нет самостоятельного значения. Этот персонаж – элемент гротескного коллективного образа научной (и отчасти бессмысленной) работы.
Уместно ли говорить о жанре рождественского/святочного рассказа?
Вот это точно! Намек на рождественское/новогоднее чудо здесь, безусловно, есть.
Михаил Осоргин «Человек, похожий на Пушкина»
К каким основным идеям можно было бы подводить свой анализ рассказа «Человек, похожий на Пушкина?»
Об этом говорилось при разборе. Это рассказ о странностях человеческой психологии, когда идею, смысл жизни можно найти даже в таком несерьезном занятии, как демонстрация похожести на Поэта, – и о движении времени, которое необратимо меняет нас.
…и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
Что означает последняя фраза в рассказе «Человек, похожий на Пушкина»?
Скорее всего, последняя фраза имеет лирически-отвлекающий и завершающий характер. Что-то вроде «Стал накрапывать дождь» в конце чеховской «Дуэли». Главное уже сказано и рассказано раньше: в самой картине встречи необратимо изменившихся людей в так же изменившемся времени.
Уместно ли было сравнение Раскольникова и Телятина, которые разделяли людей на два типа?
Скорее неуместно. Это как раз ассоциация по случайному признаку. Одна сходная точка – не совпадение рисунка.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДЕ?
Что почитать для того, чтобы научиться интертекстуальному анализу?
Работы Бориса Гаспарова и Александра Жолковского. У первого – книга «Литературные лейтмотивы», у второго – разборы самых разнообразных произведений – от Пушкина до Бориса Рыжего и Семена Слепакова.
Важно: указанные работы, конечно, полезно прочесть. Но не стоит учиться специально интертекстуальному анализу (как и любому другому). Можно назвать много «ученых без метода», которые блистательно умели читать текст, не настаивая на какой-то отчетливой методологической позиции. Это, скажем, А.П. Скафтымов, упоминаемые дальше Г.А. Гуковский, М.Л. Гаспаров, Е.Г. Эткинд.
Очень хорошо о сверхзадаче анализа сказал А.П. Скафтымов (в письме Ю.Г. Оксману): «Меня интересовала внутренняя логика структуры произведения… <…> И никогда я не навязывал автору никакой «философии». <…> Я старался сказать о произведении только то, что оно само сказало. Моим делом тут было только перевести сказанное с языка художественной логики на нашу логику, т. е. нечто художественно-непосредственное понять в логическом соотношении всех элементов и формулировать все это нашим общим языком».
Лучшая учеба – чтение интересных конкретных разборов произведений разных родов и жанров, в том числе известных классических.
Какие материалы использовать для подготовки к олимпиаде?
Список материалов, рекомендуемый Центральной предметно-методической комиссией по литературе для подготовки к олимпиаде:
Книги и статьи
1. Анализ одного стихотворения / Под ред. В.Е. Холшевникова. Л., 1985.
2. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…». Методика анализа. (Любое издание)
3. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000. (Глава 6)
4. Жолковский А.К. Новая и новейшая русская поэзия. М., 2009.
5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
6. Кучина Т.Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 93–96.
7. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения. (Любое издание)
8. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
9. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004.
10. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г.М. Фридлендер. Л., 1973.
11. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.
12. Сухих И.Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. СПб., 2016; 2-е изд. – 2018.
13. Шмид В. Проза как поэзия. СПб, 1998. (разделы о творчестве Пушкина и Чехова)
14. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. М., 2001.
Словари и справочные издания
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.
2. Литература в школе от А до Я. 5–11 классы. Энциклопедический словарь-справочник. М.: Дрофа, 2006.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
4. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Гильдии словесников
2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и другие полезные сетевые ресурсы)
3. Арзамас
4. Горький
5. Полка
Каналы в YouTube
1. Клуб «Культурное дело»
2. Канал Армена Захаряна (Армен и Федор)
Образовательный центр «Сириус» готовит новый цикл вебинаров, посвященных ВсОШ: каждую субботу с марта по апрель эксперты будут рассказывать, как готовиться к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Следите за новостями на сайте!