Рассказ о преданности собаки к человеку

Заломаева наталья андреевна аннотация. в данной статье рассматривается проблема определения идей произведений о животных, анализируются рассказы толстого л.н. булька и

Заломаева Наталья Андреевна

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема определения идей произведений о животных, анализируются рассказы Толстого Л.Н. «Булька» и Пришвина М.М. «Лада», главные персонажи которых собаки. Эти тексты, написанные для детей, отражают не только общую проблему жестокого отношения к животным, но и идейно-художественную программу писателя, а также поднимают отдельно взятую острую проблему.
Ключевые слова: литературный персонаж, животные, проблематика произведений о животных, образ собаки в литературе, идея произведений, младшие школьники.
Предмет литературное чтение занимает важное место в обучении и воспитании младших школьников. Главной задачей предмета является создание духовной потребности в душе ребенка в чтении книг. Для реализации данной задачи авторы каждого из УМК разработали особый круг чтения, который помогает читать произведения, прививающие общечеловеческие ценности, и мотивировать к самостоятельной читательской деятельности.
В ходе анализа различных учебно-методических комплектов по литературному чтению в начальной школе и проведения констатирующего эксперимента, относящегося к выпускной квалификационной работе, зародилось противоречие между трактованием проблематики классических произведений о животных в учебниках и истинным идейным замыслом этих произведений. Призывают ли они лишь к любви к животным?
В любой школьной программе встречаются произведения о животных, и она отчасти усложняет и без того трудное восприятие таких произведений, разделяя их на тематические группы (о дружбе, природе, о любви, о животных). Например, для произведений о животных выделяют целый раздел, популярное название для которого «О братьях наших меньших». Тематический контекст уводит от понимания художественных идей конкретного автора. [Костюхина, 2019, 41-44] Задачей учителя становится обратить учащихся к художественному замыслу автора, а не к названию раздела, поскольку зачастую на уроках перестают обращать внимание на факты из биографии автора, самих персонажей и их качества, причины их поступков, а проблема такого произведения трактуется из названия раздела.
Рассказ — тот жанр, который чаще всего встречается при изучении литературных произведений в начальной школе, поскольку именно рассказ сочетает в себе простоту и краткость изложения с глубоко нравственными идеями, а повести или романы еще тяжелы для детского восприятия.
 Персонажем является любое лицо, персона, личность или сущность, которые существуют в произведении искусства. [Мурзак, 2007] Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. В детском рассказе это чаще всего люди, животные.
Животных сложно назвать второстепенными персонажами, ведь именно их образ зачастую помогает показать человеческие пороки или проблемы общества и оставляет отклик в сердце ребенка. Работа с образами собак, выступающих в роли литературных персонажей, поможет провести юных читателей по пути от наивного реализма к пониманию природы литературного произведения.
Исходя из опроса среди младших школьников, можно утверждать, что собака — один самых популярных персонажей-животных, встречающихся на страницах художественных текстов для детей. Так, 100% учащихся экспериментального класса отметили собаку среди часто встречающихся персонажей. Что касается проблематики данных произведений, то она сводится к шаблонным фразам «нужно любить братьев наших меньших» и «собака-друг человека». Абсолютное большинство учащихся указывает в анкетах данные шаблоны. Цель статьи не призывать к нелюбви к животным, а обратить внимание на то, что же хотели донести авторы до своих читателей. Безусловно, все произведения о животных красной нитью пронизаны общей идеей о бережном отношении к ним, но рассматривая каждое отдельное произведение о животном, можно увидеть куда более глубокий идейный замысел.
Обратимся к рассказам «Булька» Толстого Л. Н.  и «Лада» Пришвина М. М. Оба этих рассказа о животных (собаках), но при анализе идей этих произведений можно увидеть более глубокий художественный замысел.
Рассказ «Булька» Толстого Л. Н. о бульдоге, охотничьей собаке русского офицера. Произведение отражает суровые жизненные ситуации будней войны на Кавказе, демонстрирует жестокие сцены заболеваний и смерти животных. Здесь нельзя не остановить внимание на факты из биографии самого писателя- участие в военных действиях на Кавказе и бесконечная любовь к собакам. [Никитина,2007] Автор не искажает действительности в своем произведении, несмотря на то что, что рассказ предназначен для детского чтения. Достоверность помогает донести идею безоговорочной собачьей преданности своему хозяину, несмотря на, порой, безразличное отношение хозяина к своему псу.  Булька- образ преданного друга. Он всегда самоотверженно бросался на любого зверя, пусть даже тот был крупнее его, готов был идти за ним хоть на край света, и умирать пес ушел туда, где бы этого не увидел хозяин.
Пришвин М. М. очень увлекался охотой, поэтому среди его произведений много рассказов об охотничьих собаках, среди которых рассказ «Лада». Но Лада, собака породы пойнтер, в отличие от Бульки, отвечает добром и преданностью только тому человеку, который добр к ней — при первой же возможности она не вернулась к тому хозяину, который бил ее, но верно и преданно служила тому, кто относился к ней с лаской и кормил салом.
Как следствие неправильно истолкованного авторского замысла, у младших школьников появляется нелюбовь к чтению литературы о животных. Так, только 17% учащихся из экспериментального класса смогли назвать произведения о животных, которые они читали вне школьной программы, и только 4% учащихся знают мультфильмы и фильмы, экранизированные по книгам о животных. Учащиеся плохо ознакомлены даже с самыми известными собаками персонажами и не видят в этом потребности, поскольку даже не читая произведения, могут определить привычную шаблонную проблему и будут оценены отметкой «5».  Так, только 27% учащихся смогли определить произведение, в котором встречается собака Авва.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: упрощение идейно-художественного замысла произведений о животных приводит юных читателей к:

  • Непониманию того, что животные — полноценные персонажи произведений;
  • Незнанию самых известных персонажей животных;
  • Неумению определять главную мысль отдельно взятого художественного текста о животных различных авторов;
  • Нежеланию знакомиться с новыми произведениями о животных.

В качестве примера решения таких проблем рассмотрим рассказы Толстого Л. Н. «Булька» и Пришвина М. М. «Лада» подробнее.
Анализ текста доступен младшему школьнику только после многоразового восприятия. [Воюшина, 2012, 16-20] Для полноценного анализа текста и его героев текст должен быть знаком учащимся, только после этого можно приступать к разбору.
«Булька» — это целый цикл рассказов, и для того, чтобы прийти к авторскому замыслу, целесообразно познакомить учеников со сборником полностью. К 3 классу восприятие текста возможно в виде самостоятельного прочтения, и даже прочтения в группе. После прочтения ученикам можно предложить ответить на различные вопросы по тексту, например, «сравните отношение Бульки к хозяину и хозяина к Бульке», которые направят учеников к идее произведения о преданности собаки к своему хозяину вопреки обстоятельствам.
Второй урок посвящается произведению «Лада» и его анализу в форме фронтальной беседы с такими вопросами как, «сравните отношение хозяев к Ладе» и «сравните поведение Лады в ответ на отношение хозяев», которые помогут прийти к идее произведения о том, что собака в данном рассказе относится к человеку так, как относится к ней он.
Для наглядного представления учащимся различности идей произведений о животных целесообразно предложить детям заполнить таблицу по двум рассказам, где будет предложено сравнить внешность, поведение, клички и, конечно, идею произведений.
Каждому учителю необходимо вести кропотливую работу для решения данных сложных проблем, учитывая биографию автора произведения, нравственные качества и поступки каждого отдельного персонажа. Чтобы сделать успешной подготовку учащихся к восприятию русской классики, учитель обязан научить детей видеть отражение творчества автора, а не шаблон.
Список литературы
Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. 2012. №5. 16–20с.
Костюхина М.С. Лев, Толстой и собачка. Начальная школа. 2019. №2. С.41–44.
Мурзак И.И. Введение в литературоведение: Учебник для вузов. М.: Оникс, 2007. 415 с.
Никитина Н.А. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной поляне. М.: Молодая гвардия, 2007. 400 с.


Просмотров:
740

Всем привет. Вы верите в то, что иногда во сне приходят гениальные видения. Нет? А я верю и не только верю, а воочию убедилась в этом. Я хоть и нечасто, но вижу события или мысли ввиде картинок, даже знаю, где мне взять такой материал, но бывает, так, что в первые минуты пробуждения их быстро стирают из памяти.

Потом целый день мучаюсь, вспоминая тот сон. Но, бывают и такие сновидения, которые я не забываю долго. Видимо это на сей момент главное что надо сделать. Вот и сегодня мне приснился сюжет, который все утро вертится у меня в голове. Это как кинофильм, смотришь, понравился и ты прокручиваешь его в голове еще долго.

Сегодня я проснулась, «посмотрев» этот удивительный сюжет, вся в слезах, потому что конец того сновидения заканчивался очень трогательно и позитивно. Все это, вместе взятое, привело меня к мысли о том, а не написать ли мне по этому сюжету рассказ.Что я и сделала

Долго думала, но все же  решила поделиться с вами, мои друзья! Не судите строго, сочинительством рассказов и стихов я занималась, как и все наверное, в глубоком детстве. Писала украдкой в своем дневничке, который благополучно исчез в какое-то мгновение и найти его так и не смогла. Там были не только мои сочинительства, но и зарисовки моей мамы, бабушки, сестренки и др.

Рассказ о преданности собаки

Инсульт

Ночь, по тропинке идет человек едва покачиваясь. Рядом лес, там обосновалась стая бродячих собак, во главе которой была Ося. Человек упал, упал прямо в снег. Собаки долго смотрели на него, но он не шевелился.

Ося подошла, понюхала, рыкнула тихо в сторону стаи, те быстро подбежали. Они окружили лежащего человека, что-то тихо « обсудили» на своем языке и вдруг стали хватать его за пальто и тянуть в сторону поселка.

Впереди бежала Ося, а вся стая молча тащила и тащила упавшего человека. Уже забрезжил рассвет, собаки устали, но как только они пытались остановиться, грозный рык Оси снова заставлял их взяться за одежду и тянуть.

Наконец показалась здание больницы. Собаки подтащили человека поближе к крыльцу и немного отбежав, они как один, завыли. Это был страшный вой. Они выли, пока не выбежала на крыльцо женщина в белом халате.

Она увидела лежащего на снегу мужчину и кинулась вовнутрь. Собаки убежали снова в лес.. Он был домом им, которых когда -то выгнал этот человек, но помня все то хорошее, что сделала его семья, Ося и ее щенки помогли не умереть бывшему хозяину.

Прошло время, мужчину выписали, он вышел на крыльцо и долго стоял, как будто кого-то ждал. Врач и медсестра вышли его проводить. О чем-то поговорив, он потихоньку поплелся к лесу. Ему так быстрее было добраться до своего дома.

Врач с медсестрой уже открыли дверь чтоб зайти в здание, но какой-то шум привлек их внимание и они повернули головы в сторону уходившего человека. Там происходило что-то невероятное.

Человек стоял на коленях перед стаей собак и что-то им говорил. Ося подошла ближе, лизнула его в щетинистое лицо, как будто с чем-то согласилась и побежала вперед по тропинке. Вслед на ней кинулась вся стая весело перелаиваясь между собой.

Двое на крыльце молча посмотрели на происходящее и поспешили в здание. Медсестра только что устроилась на работу поэтому была в немом изумлении от увиденного. Она так выразительно смотрела на врача, что тот не выдержал взгляда и рассказал. что знал.

До трагедии

В милом северном городке жила молодая пара. Он работал на дому айтишником, она постоянно была в разъездах по работе. У них был очаровательный мальчишка лет пяти и годовалая собака по кличке Ося. Все было хорошо, они были счастливы и ничего не предвещало беды.

В то утро она сказала мужу что летит в Сочи на совещание на 2 дня и хочет взять сына с собой. Это были выходные дни и сын был счастлив увидеть снова море. Быстро собравшись, он отвез их в аэропорт, вернулся домой и сел за работу.

День клонился к вечеру и вдруг он понял, что жена так и не позвонила ему. Что-то стало неспокойно у него на душе. Он набрал номер жены…недоступна. Набрал номер сына…недоступен.

Пройдясь по комнате, он включил телевизор, как раз показывали новости. То, что он услышал, повергло в шок. Самолет, летевший в Сочи потерял управление и упал в море. Он лихорадочно стал звонить по тем номерам, что высветились на экране.

Следующие два года он не помнил своей жизни. Только водка и сон в пьяном угаре. Его уволили с работы, потом ЖЕКовцы отключили воду и свет, потом пришла повестка в суд, у него отбирали квартиру за неуплату.

Получив остатки денег, он уехал в близлежащий поселок, оставив беременную собаку на произвол судьбы. Там купил старый дом, подрабатывая где придется, целыми днями пил. Собака нашла его и прячась в лесу всегда следила за ним.

Она помнила доброту этой семьи, когда щенком ее выкинули плохие люди, а жена подобрала. Ося выросла в любви и ласке, она помнила теплые руки хозяина, мягкие поцелуи в нос хозяйки и тихое дыхание малыша, когда спала рядом в его кроватке. Она спасла этого человека, почуяв неладное, происходящее с ним.

А жизнь продолжается

Собака и хозяин живут вместе. Щенков забрали соседи. Хозяин после болезни перестал пить, занялся собой, домом, нашел работу, только по вечерам им двоим очень скучно без лучистых глаз хозяйки и веселого смеха малыша. Иногда к ним в гости заходит соседка — рыжеволосая бестия, веселая хохотушка. Может не напрасно заходит?!!

Вот такая история приключилась в жизни людей и преданной им собаки!

Поделиться ссылкой:

Произведение «Собака» является известным рассказом Ивана Сергеевича Тургенева. Работу над его созданием выдающийся автор завершил в 1866 году. Данное произведение считается стихотворением в прозе. Несмотря на то, что данный рассказ является сравнительно небольшим по объёму, автор поднимает в нем важную и актуальную тему жизни и смерти. Писатель размышляет над быстротечностью жизни. Ведь она так же быстро исчезает, как и появляется. Благодаря мастерству русского писателя, читатель полностью погружается в атмосферу и разделяет чувства автора. Данное произведение не оставляет равнодушным ни одного читателя. Чтобы понять замысел данного рассказа, рассмотрим его краткое содержание и отзыв для читательского дневника. 

Краткий пересказ

(382 слова) В своем произведении Иван Сергеевич повествует читателю об одном мистическом событии. Главным героем рассказа является мужчина среднего возраста, помещик, которого зовут Порфирий Капитонович. Персонаж рассказывает о реальной истории, которая однажды с ним произошла. Когда Порфирий, сыграв в карты, вернулся домой, он зажёг свечу и лёг спать. Под своей кроватью главный герой вдруг услышал звук. Затем Порфирий понял, что данные звуки может издавать собака. Персонаж замечал одновременно скулеж, виляния хвостом и почесывания. И так происходило каждый вечер после того, как гасли свечи. 

Порфирий подумал, что в комнату пришла чужая собака. Главный герой как обычно зажёг свечу, однако он никого не увидел. При этом никаких звуков не было слышно. Тогда автор принял решение провести эксперименты. Так, он попросил подтвердить иди опровергнуть данные звуки своего близкого друга и слугу. Происходящее никто не мог объяснить. Персонажу посоветовал обратиться к святому человеку, которого звали Прохорыч. Для этого Порфирию нужно было отправиться в Беляев. 

Когда персонаж встретился со святым, он был поражён взглядом этого человека. Создавалось ощущение, что он будто видел насквозь его душу. В один миг главному герою стало стыдно. Прохорыч жил очень просто, даже бедно. Старик выглядел очень величественно, словно царь, когда слушал историю Порфирия. Внимательно выслушав удивительный рассказ главного персонажа, старец сказал, что Порфирию необходимо завести щенка. Кроме того, Прохорыч заявил, что данные видения представляют собой защиту для героя.  Порфирий, решив последовать совету старца, так и сделал. 

Спустя некоторое время щенок Порфирия вырос. Собачку стали называть Трезором. Щенок не отходил ни на шаг от своего хозяина. Персонаж произведения также сильно привязался к своей собаке. Они стали настоящими друзьями. Порфирий вместе с щенком ходил на охоту, на прогулку, и даже в баню они ходили вместе. 

Однажды главный герой решил прогуляться до соседки, которая оказалась очень ветреной особой. Когда персонаж уже стоял у неё на крыльце, внезапно на него накинулся бешеный рыжий пёс. Он практически разорвал Порфирия. Однако Трезор поспешил на помощь своему хозяину. Верный и преданный пёс вцепился в глотку рыжему, в итоге началась серьёзная схватка. 

Главный герой пришёл домой со своим раненым псом. Отходя от произошедшего, ближе к ночи Порфирий решил выйти в сад. Персонаж сильно побледнел, когда увидел, что на него несётся животное. Рыжий пёс снова нашёл героя, он желал его разорвать. Но на помощь снова прибежал Трезор. Преданная собака ценой собственной жизни защитила своего хозяина. Главный герой очень долго горевал по своему спасителю.

Отзыв

(224 слова) В своем известном произведении «Собака» Иван Сергеевич рассказал очень трогательную историю любви и преданности. Центральной темой данного рассказа является верность и самопожертвование животного. Трезор спас хозяина ценой собственной жизни. Любовь к человеку вытеснила его чувство самосохранения. Мне очень понравился рассказ, он тронул меня до глубины души. Мое впечатление от рассказа «Собака» хорошее, но в то же время мне было бы тяжело его перечитать. Очень жаль, что пес погиб.

Главная мысль рассказа «Собака» заключается в том, что в этом мире нас спасают вечные моральные ценности: дружба, верность, любовь. Пес был так предан хозяину, что пожертвовал собой. А человек понял, что сама судьба свела их вместе и распорядилась их участью. Порфирий Капитонович ответил своей собаке той же привязанностью и нежностью, поэтому животное было так предано ему. Мое отношение к героям рассказа «Собака» положительное: и человек, и пес были достойны друг друга и смогли построить дружбу, которая оборвалась лишь смертью.

Чему учит рассказ «Собака»? Я думаю, автор дает нам пример для подражания. Мы должны также сильно любить и также верно дружить, как отважный Трезор.

На мое мнение о рассказе «Собака» повлиял и тот факт, что роль пса в жизни человека была предопределена свыше. Этот мистический мотив всегда мне нравился, ведь до конца не понятно, откуда исходили таинственные звуки? Кто подсказал герою избавление от смерти? Все эти вопросы интригуют и заставляют задуматься о предопределении и его земном голосе.

Автор: Виктория Комарова

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

О брани

Это будут стихи не о том,

Что взволнованно в душу просится,

А совсем о другом, о таком,

И писать-то о чем не хочется.

Но молчанием зла не пресечь.

И без длительных предисловий

Скажем коротко: эта речь,

Уж простите, о сквернословии.

Существует оно давно,

Злое, грубое, озорное.

И отнюдь не секрет, что оно

Где-то в древности рождено

Горем, пьянством и все такое.

Почему же теперь, когда

Человек, оседлав надежды,

Сел в могучие поезда,

Взмыл на спутнике, как звезда,

Сквернословы; живет, как прежде?

Да еще обрело сейчас

И такие, увы, тенденции:

Отходя от народных масс,

Зреет в сферах интеллигенции.

Видно, ругань, ее того:

От пропойцы услышать тошно,

А с ученостью ничего,

При высокой культуре — можно!

В общем, чуть ли не высший шик:

Как узор на дорожке скатертной,

Как второй иностранный язык,

Скажем, русский, французский и матерный!

Человек, даже очень важный,

Верх учености и культуры,

Так вдруг брякнет многоэтажно,

Что такой в чертежах бумажных

Не бывало архитектуры…

Раньше в семьях, смиряя плач,

Говорили: «Пьет, как сапожник!»

Скоро скажут: «Он пьет, как

врач!» «Он ругается, как художник!»

Говорят, в технический век

Человек — это мысль и дерзание..

Значит, должен такому званию

Соответствовать человек!

                            Э. Асадов «О брани»

Краткий анализ произведения «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов

Вариант 1

В 1948 году Эдуард Аркадьевич Асадов (1923–2004) написал одно из самых пронзительных и трогательных произведений о преданности животного человеку. «Стихи о рыжей дворняге» заслуженно входят в список лучших произведений о животных.

В стихотворении рассказывается история брошеного пса. Его хозяин в силу каких-то обстоятельств оставляет питомца на вокзале, а сам садится на поезд и уезжает. Несмотря на то, что автор вкладывает в уста героя слова «Прощай, брат!», у читателя формируется негативное отношение к этому человеку. Чувствуется, что и автор недоволен поступком хозяина, поскольку, описывая его действия, он использует жесткие резкие слова – «швырнул под скамейку ошейник».

Другим персонажам произведения нет дела до оставленной собаки. Лишь какой-то старик обращается к псу, сетуя, что взял бы его себе, но тот недостаточно благородной породы:

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

К этому герою автор еще вернется в финале, укоряя его за примитивные поверхностные рассуждения:

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце — чистейшей породы!

В стихотворении десять четверостиший, из них четыре строфы посвящены поведению самой собаки. Автор подробно описывает то, как животное следит понимающим взглядом за удаляющейся фигурой хозяина, как безуспешно преследует поезд; как теряя силы, еле волочит сбитые в кровь лапы.

Такое пристальное внимание к состоянию собаки призвано разбудить в читателе сочувствие. Это известная особенность лирики Эдуарда Аркадьевича, который исподволь с помощью своих стихов воспитывает в людях лучшие качества.

Интересно, что в этом стихотворении автор не противопоставляет человеческий мир и мир животных. Говоря о вокзале, поэт сравнивает его с пестрым муравейником, подчеркивая тем самым, что люди ничем не лучше или хуже окружающего их мира. Даже промышленное изделие – паровоз, по мнению автора, похоже на животное:

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался…

Объединяет всех этих персонажей – собаку, паровоз – то, что они что-то делают для человека. Люди же в произведении отказываются от действий. Глаголы, которые применяет автор по отношению к героям-людям, чаще используются с частицей «не»: «не думали», «не вспоминали», «не ведал». Поэт повторяет несколько раз «не ведал хозяин, что…», чтобы подчеркнуть безучастие, равнодушие героя.

Мораль стихотворения содержится в последних строках и может применяться не только по отношению к питомцам. Красота человека, по мнению поэта, заключена в сердце. Поэтому так важно уметь вовремя разглядеть за внешностью доброе и преданное сердце.

«Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов – анализ по плану

Вариант 1

Произведение «Стихи о рыжей дворняге» было написано Эдуардом Асадовым в 1948 году, в период, когда поэт только начал возвращаться на писательскую стезю после тяжелой травмы, полученной на войне. В это время из-под пера поэта появилось совсем не много стихов, но все они касаются души человека, вызывают искренние слезы сочувствия.

Тема стихотворения – рассказ о преданности собаки. Автор утверждает, что внешность не всегда является показателем внутреннего мира. Образ дворняги можно понимать, как в прямом, так и в переносном смысле. Во втором случае под этой аллегорией скрывается образ невзрачного, но доброго человека.

Центральный образ «Стихов о рыжей дворняге» – брошенная хозяином собака. В начале стиха автор рассказывает, как человек отвязал собаку, и та провожала его до самого вокзала. Куда уехал хозяин непонятно, но автор говорит, что, едя в вагоне, он не вспоминал о верном друге. Собака осталась одна и, возможно, ее бы подобрал старик на вокзале, но «беда» в том, что собака была «дворнягой».

Животное по зову своего сердца пустилось во всю за вагоном. Описанию погони Э. Асадов посвятил несколько строк. Дворняга бежала по шпалам, задыхаясь и разбивая лапы в кровь, пока, обессилив, не стукнулась «лбом о перила». Так закончилась жизнь верного друга, только из-за того, что собака «не вышла породой».

В последнем куплете Э. Асадов обращается к старику, который не сумел разглядеть в дворняге «сердце чистейшей породы». Автор упрекает человека в том, что тот не знает природы, не умеет замечать доброту, если та скрыта под простой оболочкой. Обращение риторическое, но оно адресовано не только герою произведения, но и читателям. И говорится в нем не только о собаках…

В произведении Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге» можно выделить образ лирического героя. Он долгое время остается «за кулисами», наблюдая за действиями других героев, и лишь в конце позволяет себе «выйти» и обратиться к старику. Образ лирического героя тесно связан с автором, сливается с ним.

Текст не перегружен художественными средствами. Автор употребляет их лишь тогда, когда нужно сделать акцент на событии или внутреннем состоянии героев. Он использует метафоры («пестрый людской муравейник вливался в вагоны экспресса», «выпрыгнуть сердце готово»), эпитеты («лохматая рыжая спина», «рыжая дворняга», «красный мелькающий свет»), сравнение «взревел паровоз…, как бык», антитезу «эх, будь ты хорошей породы… А то ведь простая дворняга!».

Стихотворение Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге» состоит из 10 катренов с перекрестной рифмой. Каждый куплет выражает относительно законченную мысль. Стихотворный размер произведения – трехстопный амфибрахий. Такая ритмическая организация замедляет темп повествования, подчеркивает грустное настроение и трагический пафос стиха.

Мотив стихотворения «Стихи о рыжей дворняге» распространенный в русской и мировой литературе. Тем не менее, трогательная интерпретация Э. Асадова входит в 100 лучших произведений ХХ века.

Где-то часа в 4 утра за домами начала лаять собака. Часам к 5 её лай усилился. Люди стали вставать на работу, с раздражением слушая этот истеричный лай. Около 5-30 утра потянулись из домов на работу жильцы.

Первыми, вышедшими за пределы домов людьми, были мужчина и женщина, видимо, муж и жена. Они решили всё же посмотреть, что за собака так орёт всё утро.

Пройдя совсем немного в сторону гаражей, они увидели её. Она всё так же лаяла, причем мордой повернувшись к домам. За ней, на земле лежал человек. Мужчина с женщиной побежали в сторону собаки. Было понятно, что она зовет людей.

Но чем ближе они подходили, тем больше собака лаяла на них. И лай становился агрессивным. Это была овчарка, собака серьезная. Близко не подойдешь. Женщина предложила вызвать скорую.

Скорая приехала быстро. Они подъехали близко, двое медработников вышли из машины. Женщина предупредила, когда звонила, что там собака не подпускает.

И когда они двинулись в сторону человека, то тоже крикнула им про это. Но собака перестала лаять, как только увидела скорую. Она подошла к хозяину и села рядом.

Два медика подошли к человеку достаточно близко. Собака сидела не шевелясь.

-Вроде умная, подпустила. Я подойду . Если что — баллончиком брызни.

Врач аккуратно поставил ящик с лекарствами, присел на корточки около человека, поглядывая на собаку. Собака молча смотрела.

Пульс был, но слабый. Мужчина, довольно молодой, лет 35, большая кровопотеря. Ранение в область живота. Один из медиков открыл чемоданчик с лекарствами, быстро сделал перевязку, другой набрал два шприца, быстро сделал уколы. Собака внимательно наблюдала.

К этому времени собралось уже немало зевак. Но стояли они на расстоянии метров в 10. Никто не решился подойти ближе.

Один из медиков сходил за каталкой. Они аккуратно положили мужчину, загрузили в машину. Собаку взять было нельзя. Она смотрела на них, они на неё. Но инструкция… Да и что дальше?

Скорая аккуратно поехала по неровной дороге. Собака бежала рядом…

До больницы было недалеко. Всю дорогу овчарка то отставая, то догоняя, бежала за машиной. Перед шлагбаумом больницы скорая остановилась. Охранники подняли шлагбаум, скорая заехала на территорию. Водитель сказал одному охраннику:

-У нас мужчина с ранением.Это его собака.

-Я понял, а что я сделаю? — и глянув на собаку, шикнул — А ну стой! Фу! Нельзя! Сидеть!

Этот набор команд немного сбил овчарку с толку . Но она остановилась, села перед шлагбаумом и только взглядом провожала эту машину.

Просидев около часа в ожидании, она легла поближе к краю забора, чтобы не мешать проезжающим машинам.

Охранники сначала смотрели за ней, чтобы она не шмыгнула на территорию. Но потом, поняв, что она будет ждать тут, уже просто иногда поглядывали в её сторону.

-Ничего, а что ты предлагаешь?

-Так она тут сколько лежать-то будет?

-Да кто её знает? Может полежит да уйдет.

-Не.. Она умная, вроде. Неужели ждать будет?

-Да сколько ждать? Если там всё плохо, так и не дождаться может.

-Вот ведь… Беда.. Может, ей поесть дать чего?

-Ага! Ты прикорми её тут, а тебя потом уволят.

-Ничего. Посмотрим, может сама уйдет. А не уйдет-тогда и будем решать.

_______________________________

Наступило утро. Овчарка так и лежала у въезда. Охрана должна была поменяться. Пришедшим объяснили ситуацию. Один из тех, кто сменился, сказал:

-Я пойду, узнаю, что там с мужчиной. Да ситуацию объясню. Чтоб отлов не вызвали случайно. А то по камерам посмотрят..Да может принесу ей что поесть…

-Не, пусть сдохнет тут под забором!

Собака внимательно смотрела на говорящих и смотрящих на неё людей.

Прошло минут 40. Ушедший за новостями охранник вернулся.

-Ну что? Что там с мужчиной?

-Прооперировали. В реанимации. Говорят, что более-менее. Вот, в столовой стребовал остатки..- мужчина принёс в пластиковой тарелке котлету, сосиску, а в другой глубокой миске воды.

— Но тут кормить нельзя… Иди сюда, — позвал он собаку, ставя миски под дерево у края дороги.

Овчарка внимательно смотрела на него, не двигаясь с места.

-Иди, ешь. Хоть воды попей. Возьми! Можно! -мужчина пытался вспомнить команды.

Овчарка встала, но с места не двигалась. Было явно видно, что она думает. Она смотрела на человека, на миски, на шлагбаум. Села.

-Ну, как хочешь, -мужчина отошел от дерева и подошел снова к будке.

Собака медленно встала и подошла к миске. Понюхала, жадно начала лакать воду.

____________________________

Прошла неделя. Хозяина этой умной собаки уже как два дня перевели в палату. Он потихоньку поправлялся. Спросить про собаку было не у кого. И от этого было очень тоскливо.

Они жили вдвоём после того, как он ушёл в запас по ранению. Вместе служили, вместе ушли на гражданку. Он очень надеялся, что такая умная собака не пропадёт.

Овчарка тем временем переместилась от забора к деревьям. Оттуда было так же удобно наблюдать за въездом. Охранник её подкармливал понемногу. Ему пришла мысль, что можно сходить к хозяину и сказать, что собака тут, у больницы сидит. После смены он пошёл в отделение, где лежал мужчина.

Охранник вошёл в палату. Там было четыре кровати, на двух лежали пациенты. Один был лежачий, другой ходил, видимо, потому что был в тренировочном костюме.

-Здравствуйте, -охранник обратился к лежачему — Вы Фомичёв Алексей?

-Здравствуйте, да, я. Что случилось?

-Я охранник этой больницы, не волнуйтесь! Ничего плохого, наоборот, хорошее! Это Ваша овчарка была?

-Почему была? -с тревогой в голосе спросил Алексей.

-Ну я не правильно выразился, простите. Она и есть! Она всё это время на въезде лежит. Сейчас, правда, отошла чуть дальше, но не уходит. Мы её подкармливаем немного.

Алексей закрыв глаза, улыбался и покачивал головой из стороны в сторону.

-Моя, моя! Альма моя… Мы служили вместе. Она дрессированная. Умная очень.

-Да мы уж поняли, — охранник улыбался. Ему было так радостно, что так решилась ситуация.

-Могу я Вас попросить? Дайте мне салфетку с тумбочки.

Охранник дал салфетку. Алексей потер об неё руки, вытер лицо.

-А теперь возьмите пакетик целлофановый, я туда салфетку положу. Отнесите её Альме, пожалуйста, она поймет!

_________________________

Охранник вышел с территории больницы, подошел к деревьям где дежурила Альма. Она увидела в его руках пакет. Встала. К рукам она так и не подходила. Он положил пакет на землю, раскрыв его. Отошел в сторону. Альма подошла к пакету. Долго, очень долго она нюхала эту салфетку. Потом, аккуратно вытащив её, отошла под дерево, легла, положила салфетку на лапы и голову сверху.

Послесловие. Альма дождалась хозяина. Было столько радости, что и описать нельзя! Они не раз выручали друг друга и знали, что нужно ждать. Она дождалась!

В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой. (Руаль Амундсен)

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (Илья Ильф)

Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем. (Джон Дуглас)

Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима. (Ж. Бюффон)

Собака — единственное существо, воочию видевшее своего Бога. (У.П.Лэмптон)

У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, которыми обладает собака. (К. Г. Паустовский)

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака. (Януш Леон Вишневский)

  • Рассказ о правилах поведения в школе
  • Рассказ о правде и кривде 3 класс
  • Рассказ о православных праздниках
  • Рассказ о празднике 8 марта для детей 2 класса
  • Рассказ о правилах дорожного движения 2 класс окружающий мир