Рассказ о празднике рождество

Толмачева светлана владимировнапедагог дополнительного образования по фольклору мбдоу центр развития ребенка детский сад 91 г. курскарождество христовосценарий православного

Толмачева Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования по фольклору

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 91» г. Курска

Рождество Христово

Сценарий православного праздника

Выход детей под музыку, рассаживание по местам

Колокольный звон

Ведущая: Сегодня Рождество Христово!

Мы празднуем Рожденье снова

Младенца нашего Христа.

Везде такая красота!

Ликует все: душа, природа,

И хвалят Бога все народы,

И звезды льют прекрасный свет –

Небесной радости привет!

С праздником! С Рождеством Христовым!

Исполняется песня «Рождество»

Ведущая: Сегодня наш рождественский праздник благословляет священник

Слово священника.

Ведущий:

Праздник Рождества Христова – самый светлый и радостный праздник для всех православных людей. Именно в этот день у Девы Марии родился сын

Помню я, как в детстве в первый раз
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере, на соломе
Ангелы, над ним склонившись, пели.

Сейчас ребята расскажут, каким чудесным образом всё произошло.

Около елки дети читают стихотворение Саши Черного «Рождество».

1 ребенок: В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос.
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.

2 ребенок: Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком…

3 ребенок: Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко – звонко
В предрассветной тишине…
И Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул всех зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»

Музыка

Ведущий:

В ту рождественскую ночь вместе с Ангелами вся природа славословила Господа! И звёзды на небе стали ярче, и само небо стало прозрачней и глубже. Реки и ручейки веселей зажурчали по камушкам, радостней зашелестели своими ветвями деревья, все птицы и звери возликовали: миру воссияло спасение!

Сценка «Три дерева»

Ведущая (воспитатель)

Люди и звери, деревья и птицы

Хотели младенцу тому поклониться:

Поспорили пальма, маслина и ёлка, что в дар принести им святому ребёнку.

И пальма склонилась к прекрасной маслине…

Пальма (Маслине): Пойдем же и мы на поклон вместе с ними.

Елка: Постойте, мои дорогие сестрицы,-

Я тоже Младенцу хочу поклониться!

Пальма (Презрительно): Куда тебе с нами, колючая Елка.

Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!

Маслина: Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:

Душистое масло храню я внутри!

Младенцу дарую я свой аромат

И будет он счастлив, и будет он рад!

Пальма: Да, Елки Святому младенцу  не надо!

А я подарю ему листьев прохладу!

Его я собою от зноя укрою-

И будет он спать в тишине и покое!

Елка: О да! Я согласна!

Вы, правы, сестрицы.

Не в силах дарами я с вами сравниться!

Что есть у меня? Смола и иголки – это не подарок святому ребенку!  (плачет).

Ангел: Явился я к вам разрешить этот спор.

Да будешь ты лучше хвастливых сестер.

За скромность твою я тебя возвеличу  

и будет отныне прекрасный обычай:  

Игрушками Елку зимой украшать  

и этим Рожденье Иисуса встречать!

Ведущая (воспитатель)

Младенец от яркого звездного света проснулся, на елку взглянул,

И личико вдруг озарилось улыбкой, и ручки Он к ней протянул.

А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество

Ребенок ли, взрослый – все празднику рады, и в каждой семье торжество

Ведущая:

Где дети – там елка, богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья, и сколько восторга
В доверчивых  детских сердцах!

Песня «Ёлка в Рождество»

А теперь давайте с вами украсим ёлочку и поиграем в музыкальную игру «Мы повесим шарики»

Музыкальная игра «Мы повесим шарики»

Ведущая: Снежинки, украсьте своим сияньем и блеском зеленые ветви этой милой и доброй елочки.

Снежинка:

В тихий рождественский вечер

В небе сияет звезда.

Сердечко мое так и бьется –

Радость на землю пришла!

Мороз на окошке рисует

Узор очень тонкий, чудной.

Снежинка свой вальс танцует,

Кружась под яркой звездой!

Танец снежинок.

Ведущий. Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником, потому оно и празднуется не один день. Как всегда, Господь всемилостивый продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово.

Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее. 

Одна из традиций Рождественского праздника – колядование. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь – парни, девушки, подростки — собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам. Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. Но существовал один секрет – приходили они только в те дома, на окне которых горела свеча…

Звучит народная музыка (появляется Хозяюшка дети-колядовщики уходят из зала за дверь)

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Дай Бог здоровья тому,

Кто в нашем дому,

Добрым хозяюшкам,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И живьём, и бытьём, и здоровьицем.

Стук в дверь

А вот и гости с колядками к нам  на огонёк пожаловали. С мешком, со звездой! Ряженые!

Сеем, веем, посеваем

С Рождеством вас поздравляем!

Уродись, пшеничка, горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами,

Овсом, рожью,

Милостью Божью!

Хозяйка даёт подарки, дети уходят

Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла, Рождество принесла!

— Дай вам господи скота, живота,

— Корову с телёночком,

— Овцу с ягнёночком,

— Лошадь с жеребёночком,

— Свинью с поросёночком.

Хором:

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок!

Хоть блина, хоть сала клин,

Хоть печенья, хоть варенья,

Нам на угощенье!

Хозяйка:

Да, попели вы на славу,

На потеху, на забаву,

Эй, ребята, где мешок?

Получайте пирожок

И бараночки, и конфеточки,

И гривенник на прянички.

Ведущая: Вот и колядовщики ушли, что-то скучно. А давайте с вами поиграем в игру «Перенеси снежок»

РЕБЕНОК:

Рождество – это значит радость,

Рождество – это значит мир,

Рождество – это значит надо всех простить,

как Христос простил.

РЕБЕНОК:

Рождество – это значит людям, доступ к Богу открылся вновь.

Петь, играть и молиться будем, прославляя Христа любовь.

Ведущая:

Вечно будем Бога славить,  за такой день торжества,

Так давайте всех поздравим

Все вместе: С днем Христова Рождества!

Песня «Днесь Христово Рождество»

С праздником, дорогие дети и уважаемы взрослые!

С Рождеством Христовым!

Пусть рождественский свет освятит ваши души,

И Господь навсегда наполнит ваше сердце любовью!!!

Скворцова Татьяна Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  «Ладушки» города Анадыря»

наименование образовательной организации

Конкурсный материал муниципального этапа   окружного конкурса педагогического мастерства     «Педагог года Чукотки — 2021»

Номинация: «Воспитатель года Чукотки»

Конкурсное задание «Педагогическая находка»

                                                Конспект занятия

ТЕМА:  «Рождество Христово»

20210112_125316

           Выполнила: воспитатель высшей  квалификационной категории

                                         Скворцова Татьяна Анатольевна

Анадырь

2021г.

未标题-1

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию

Тема занятия: «Рождество Христово»

Возрастная группа: Средняя группа (4-5лет)

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие» — чтение и заучивание стихотворений, колядок; «Познавательное развитие» — рассказ, беседа,  презентация по теме «Рождество   Христово и Рождественские Святки»;

«Художественно-эстетическое развитие» — продуктивная деятельность «Рождественская елочка», совместная деятельность с родителями «Рождественская открытка»;

 «Физическое развитие» — физкультурные минутки, игры.

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель занятия: Содействовать развитию дружеских взаимоотношений, созданию позитивного настроения, атмосферы радости и сопричастности к праздничному развлечению.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представления детей о православном празднике Рождество Христово, Рождественских Святках, их духовном содержании;

Развивающие:

 Активизировать речь ребёнка через устное народное творчество, расширять словарный запас, развивать творческие способности;

Воспитательные: 

Формировать духовно-нравственные ценности: милосердие, неприятие зла и усвоение добра.

Словарная работа: «Рождество Христово», «вертеп», «Рождественские Святки», «колядки»

Планируемые результаты:

  • Проявление интереса к православному празднику Рождество Христово;
  • Формирование у детей элементарного представления о празднике, его духовном содержании;
  • Развитие навыков активности, инициативности в применении полученных знаний в играх, творческой и художественной  деятельности.

Подготовительная работа: реализация проектной деятельности «Рождественская неделя» (см. Приложение)

В ходе реализации проекта велась работа по ознакомлению с историей и традициями празднования Рождества Христова: проводились беседы, просмотр презентаций, чтение и разучивание стихов, колядок, продуктивная деятельность, экскурсии.

Данное занятие является итогом педагогического проекта «Рождественская неделя».

Материалы и оборудование: компьютер, экран, аудиозаписи, макет вертепа, музыкальные инструменты (бубен, погремушки),  макет солнышка, звезды, снежки, маски животных (барашек, овечка, коровка, ослик), ободок «звездочки».

Музыкальное сопровождение

Музыка:  М. Сутягина «Рождество»;

Музыка и слова: Алиса Орлова «В ночном саду»;

Слова: Людмила Войнова. Музыка: Татьяна Молчан «Рождественская звездочка».

Актуальность. 

Дошкольный возраст – время приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных навыков и привычек.

Рождество Христово – не только великий христианский праздник, но и добрый, душевный семейный праздник. Дети мало знают о традициях и духовном значении праздника.

Необходимо сформировать у них знания и представления с раннего возраста, чтобы не прерывалась связь времен и поколений.

Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться им, понимать смысл празднования.

Ход занятия

Этапы, цели занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Организационно-мотивационный

Организовать направленное внимание и вызвать интерес у детей к теме занятия

Под песню «Рождество» дети входят в музыкальный зал, их встречает

 Ведущая-Хозяйка:

-Здравствуйте, гости дорогие! Наши встречи у нарядной елки продолжаются. Сегодня  мы снова собрались в этом зале по очень торжественному случаю. После Новогоднего праздника наступил большой и радостный праздник, называется он…

 Дети: «Рождество Христово»

-Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в старину, узнаем как славили Иисуса Христа, развлекались в Рождество дети и взрослые.

Получен эмоциональный отклик, вызван интерес к необычному занятию. Встают перед елкой.

Основной этап

Усвоение и расширение знаний и представлений о православном празднике Рождество Христово

Звучит песня «В ночном саду», на экране слайд-шоу   «Рождество Христово»

Когда дети начинают инсценировать стихи, песня делается тише и затихает.

Ребенок-Звездочка

-В Рождественскую ночь приходят чудеса…

Беда уходит прочь

И слышны голоса…

То Ангелы зажгут

Вечернюю звезду

Готовиться начнут

Все звери к Рождеству.

В Рождественском лесу

Не спит лесной народ…

На небе ждут звезду,

Чтоб встретить Рождество!

Ребенок-Овечка

Что за малое дитя

Спит в моей кормушке?

Спит спокойно, сладким сном,

Даже без подушки?

Ребенок-Барашек

-Этот мальчик-Иисус,

Царь Он и Мессия

Его папа-Сам Господь!

Мать его — Мария!

Ребенок-Коровка

-Если Царь, то почему

Спит он на соломе?

Не живут цари в хлеву,

А сидят на троне!

Ребенок-Ослик

-Он велик! Он Царь царей,

Он к простым явился,

Чтобы каждый мог Ему

Сердцем поклониться!

Хозяйка:

-После праздника Рождества Христова люди гуляли и веселились 12 дней, пели колядки, в которых прославляли Рождение Христа и желали здоровья друг другу! И называлось это Рождественскими Святками!

Дети сидят, внимательно слушают песню, смотрят слайды, настраиваются на инсценировку стихов

Практический этап

Игровая программа.

Цель:  закрепить у детей понятие, что Рождество Христово – большой православный праздник с веселыми колядками,  играми в честь Рождения Христа

Ведущая-Хозяйка начинает:

-Пришло время колядок и игр!

Коля-коля-коляда
Бедам – «Нет!», а счастью – «Да!»
С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,
И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!
Коля-коля-коляда
Бедам – «Нет!», а счастью «Да!!!»

Дети-колядовщики

-Сеем, веем, посеваем (имитируют, что разбрасывают зерно)

С Рождеством вас поздравляем!

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой!

-С Рождеством Святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

-Мы идем колядовать,

Будем дружно поздравлять!

Стихи короткие читать

И конфеты получать!

-Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

-Колядуем, колядуем,

Стихи с танцем чередуем!

И вприсядку, и кругом,

Угощайте пирогом!

Хозяйка:

Молодцы-озорники,

В глазах сияют огоньки.

Будет вам угощенье, пирожки да печенье!

Чтобы  год прошел на славу,

Вспомним зимние забавы!

«Повтори движение»

Тихо падает снежинки (тихо хлопают в ладоши)

 А мороз морозит льдинки (громко хлопают)

Намело большой сугроб.

В него мы прыг-да-скок! (прыгают)

Приготовили коньки,

Сделать «ласточку» смогли…

А теперь встаем на лыжи.

Можем мчаться до Парижа (двигаются к елке и обратно)

Продолжаем веселиться.

Нужно с горки прокатиться (побежали паровозиком)

У кого замерзли ножки?

Разомните их немножко! (прыжки на месте)

«Ты катись, катись снежок»

Встанем вместе мы в кружок,

Будем мы катить снежок,

У кого снежок замрет,

Тот для нас колядку споёт: «Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!»

Хозяйка:

Предлагаю поиграть в новую игру, в которую играли в старину!

Слушайте внимательно да запоминайте!

Правила игры

-Двое игроков встают напротив друг друга, взявшись за руки. Получаются «ворота»

-Остальные дети встают друг за другом, берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под «воротами»

-Дети, которые оказались пойманными, становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается

-Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»

«Золотые ворота»

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Хозяйка:

-Ребята, вам понравились игры?

 Предлагаю поиграть позже. А сейчас пора отдохнуть да отведать угощенья!

Дети встают в круг, исполняют  колядки с музыкальными инструментами (бубнами, погремушками). Дети, которые не исполняют колядки, поддерживают танцевальными движениями, погремушками, аплодисментами

Слушают правила игр, испытывают радость, настроены на веселье, помогают и поддерживают друг друга в играх

Заключительный этап (рефлексия)

Подведение итогов, оценка результатов занятия

-Ребята, в честь какого праздника было наше развлекательное путешествие?

-Как назывались святые дни после Рождества?

-Что вы чувствуете сейчас на душе?

-Поздравляя друг друга с Рождеством Христовым, помните, что вместе с вашими искренними словами придут в дом добро и любовь, радость и счастье! Ребята, если верить в чудо, оно обязательно случится!

Звучит песня «Рождественская звёздочка», дети встают в хоровод вокруг ёлки, прощаются с ней, благодарят.

Дети высказывают свои мнения, подводят итог вместе с Хозяйкой

Методическая литература:

  1.  Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старший дошкольный возраст. Перспективное планирование, конспекты занятий, беседы. -СПб.; ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018г. — 416с.;
  2. Князева О. Л.,  Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016г. — 385с.;
  3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. (Учебное      пособие // Методическое пособие).  Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. М., 2014г. — 208с.;
  4. Щербинина Ю. В. Православные праздники: Сценарии спектаклей к православным праздникам. –М.: Издательство «Ковчег», 2017г. -115с.

Тема: Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Подготовка к PISA

Цель
урока:
познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки
анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения,
как сострадание, вера, ответственность, доброта.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

Русский писатель Константин Михайлович
Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом
флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам.

В 1856 году юноша был зачислен кандидатом
в Пажеский корпус Петербурга, но вскоре он почувствовал в себе тягу к
литературе. В 1959 году в журнале «Северный цветок» было напечатано первое
стихотворение Константина, и тогда молодой человек всерьез задумался о переходе
в Петербургский университет. Отец Станюковича был против такого решения,
поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание.

Вопреки желаниям отца, это путешествие
наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно
здесь молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были
изданы отдельной книгой, получившей название «Из кругосветного плавания»
(1867).

В 1864 году Станюковичу все-таки удалось
уйти в отставку и заняться литературным трудом. Он сотрудничал со множеством
петербургских изданий, а в 1972 году стал работать в журнале «Дело». Здесь в
дальнейшем были напечатаны такие его произведения, как роман «Без исхода»
(1873), рассказ «Оригинальная пара» (1877), «Письма знатных иностранцев»
(1878), романы «Два брата» (1880) и «Омут» (1881).

В конце 70-х годов Станюкович много бывал
за границей. Там он сблизился с представителями революционной эмиграции, за что
в 1885 году был сослан в Томск.

В 1902 году Станюкович закончил свое
главное произведение — «Морские рассказы». Вскоре из-за ухудшения здоровья по
настоянию врачей он переехал в Италию, где скончался 20 мая 1903 года в
Неаполе.

 3. Работа
по теме урока

Рождественский
рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или
происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал
рассказа хороший. – Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к
святочным? (Слушаем ответы учеников) Вывод. В святочных рассказах для детей
создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены
добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь,
назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод
маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и
отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы
всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.


Чтение текста + беседа по вопросам.

— Где происходило действие? (Батавия – город на
северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).

— В какое время суток начинается
повествование? 
(Ночью).

— Какая это ночь? (Рождественская ночь).

— О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о
празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те,
которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на
бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах…
Опротивело… Скорей бы вернуться!»).

— Что увидели матросы? (Упавшую звезду).

— Что сказал Ефремов по поводу падения
звезды? 
(«– Это
бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много,
братцы, падает их в эту ночь… – По какой такой причине, братец? –
задорно спросил пожилой, плотный матрос. – А по такой причине, милый
человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую
ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как
ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и
принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной
полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит
младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне
сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…»).

— Чей жалобный крик с берега услышали
матросы? 
(Крик
младенца).

— Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика
в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).

— Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).

— Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с
ними? 
(Да).

— Куда обещали поместить маленького
малайца? 

приют).

— Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел
попросить, чтобы его оставили).

— Согласился ли капитан оставить
мальчика? 
(Нет).

— Какие нравственные качества проявили
матросы? 
(Милосердие,
сострадание, доброту).

— Стали бы вы спасать ребенка на месте
матросов? Обоснуйте свой ответ. 
(Письменные ответы учеников)

 «Как мы уже выяснили, в рассказе
действие происходит не в России, а в далёкой Индонезии. Но это не мешает нам
найти здесь элементы рождественского рассказа: «…в эту ночь не бунтуй, а веди
себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь…
Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в
бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то
все горя ничего не стоят… Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь
обидит младенца, — тому великое будет наказание…». И далее мы слышим плач
ребёнка. Русские матросы достали малайского чернокожего мальчика из завязшего
мокрого песка, накормили и взяли с собой, а на следующий день договорились с
губернатором о том, чтобы ребёнка поместили в приют. Так для бедного мальчика
тоже свершилось чудо. Здесь чудо происходит с ребенком. Детский образ в таких
рассказах выполняет не только сюжетообразующую функцию: именно благодаря ему
становится очевидной текстуальная параллель святочного рассказа и Евангелия.
Дитя в литературном тексте, как Младенец-Христос, вершит чудеса: герои
переходят от отчаяния к состоянию счастья, обретают нечаянное богатство и
прочее».

4.
Тестирование

Краткое описание документа:

Цель: Познакомить детей с традицией празднования Рождества Христова — главного и любимого праздника для детей. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на Рождество, поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Подвести детей к выводу, что лучший подарок Иисусу Христу от нас — любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Познакомить детей с обычаем славить Христа. Расширять и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов — Рождество Христово. Воспитывать у детей чувство любви к ближним, доброты, милосердия, внимания, умение делать благое дело. Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации «Добрый мир», Киещенко «Колядки», чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество», рабочая тетрадь «Добрый мир», О.Ефремова «Рождество Христово», разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир». Ход занятия. 1.Приветствие. Здравствуйте мои милые ангелочки. Садитесь поудобнее, мои солнышки. Сегодня мы поговорим о празднике Рождество Христово.Что это за праздник и почему он так называется? Почему его празднуют люди? Как празднуют праздник Рождество Христово?Рождество Христово — один из самых главных праздников. Я вам сейчас расскажу, как же это было. Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации. Скоро Рождество. Скоро Рождество.Ждёт хороших дел, Ёлочку зажгут.Добрых, честных глаз, И волхвы дарыЖдёт любви к родным, Богу принесут.Жалости к больным, Ну, а что же выСостраданья к бедным, Припасли Ему?Слабым, пожилым. Что могли бы выАнгелы над злыми Подарить Ему?Горько слёзы льют, Приходите – ОнА над миротворцами Ждёт в вертепе вас,Ласково поют. 2.Слушаем. За доброе и чистое сердце Марии Бог избрал её стать Матерью Божией. (Показ иконы Благовещение.) К Деве Марии явилсяАрхангел Гавриил с благой вестью. Архангел ей сказал, что у нее родится сын и дашь ему имя Иисус. Мария не могла понять, как она сможет родить ребенка, у которого нет земного отца. Ангел сказал ей, что Бог — Дух Святой совершит это чудо. Так как Иисус родился без земного отца, то он родился безгрешным. Каждый человек в этом мире унаследовал грех Адама, но Отцом Иисуса был Бог. Бог совершен, свят и безгрешен. Мария верила в Бога и поняла, что по воле Божьей ей суждено стать матерью Спасителя. Мария, которая должна была стать матерью Иисуса, уже была обручена с человеком по имени Иосиф. Иосиф был хорошим человеком, верившим в Бога. Бог хотел, чтобы Иосиф взял Марию в жены, и чтобы у Иисуса был хороший земной отец. (Показ слайда). По велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной городна перепись.Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом вертеп – это пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. (Показ слайда). Здесь Мария родила Своего Сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли, кормушку для скота. На младенца смотрели и согревали своим дыханием ослик и бычок. (Показ слайда). В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям». Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли и первые поклониться Христу. (Показ слайда). А перед рождением Христа на небе появилась особенная яркая и красивая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы. Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела их в пещеру к Младенцу, в город Вифлеем. Звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились Ему и подарили дорогие подарки. Золото – как царю, смирну – человеку, ладан – Богу. (Показ слайда). Иисус родился в Вифлееме, как предсказывали Божьи пророки много лет тому назад. Ирод боялся утратить свою царскую власть, когда младенец вырастет и станет взрослым. Бог велел Иосифу взять Иисуса и бежать в Египет, где он будет находиться в безопасности, и Ирод не сможет погубить его. (Показ слайда). Иисус вырос и стал мудрым человеком. Бог был Им доволен и люди любили Его. Он был свят и безгрешен. Он всегда держал Свое слово. Он был верен во всем, что делал. Он был совершенным Праведником. Все небесные ангелы и люди на земле вместе прославляют его, потому что любовь Христа к нам не имеет границ. (Показ слайда). Каждый из нас старается провести этот день не так как любой другой. Когда наступает праздник Рождества, в домах и церквях зажигают свечи. Поют песни о родившемся Младенце и его матери. (Показ слайда). После праздника Рождества Христова наступают еще особые дни, период от Рождества Христова до Крещения называется святыми днями, или Святки. Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа. (Показ слайда). В эти дни каждый понимал, что господь стал ближе к нему. Наступили Святок радостные дни, И зажглись на ёлках яркие огни. В нашем доме тоже ёлка зажжена. Нас своим нарядом радует она. Пусть спасибо наше примут в добрый час Те, кто этой ёлкой одарили нас. Праздник этот самый длинный, Он весёлый и старинный, Наши предки пили, ели Веселились две недели. От рождества и до крещения, Приготовив угощенья, Пели разные колядки. По дворам ходили в святки. Наряжались и шутили, Праздник ждали и любили. В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. А в селах и деревнях ходили по домам друг к другу с подаркамии славили Христа. Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. (Показ слайда). Колядовать — значит славить Христа специальными песнями — колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая, Людей, которые славили Христа, пели колядки, называли христославами. За пение таких песен — колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для колядующих и неуважением традиций. Рождество наступит скоро. Рождество наступит скоро — Прочь обиды все и ссоры. Светлый праздник наступает – Вся земля его встречает! А как рады ребятишки И девчонки, и мальчишки: На Рождественские святки Будут петь одни колядки. Праздновать всегда готовы Праздник Рождества Христова! Он весёлый, добрый, славный, Он один из самых главных! 3.Беседуем: — Что за праздник Рождество? — Кто родился в этот день? -В каком городе Израиля родился Иисус? (В Вифлееме). — Где родился Иисус Христос? ( Вертеп, означает пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот). — Кто первый пришёл к рождённому Младенцу Христу и поклонился Ему? — Правильно ли поступили волхвы, поклонившись Иисусу? (Да, потому что Иисус был Богом — Сыном). — Какие дары принесли мудрецы? — Как называется звезда, которая привела мудрецов к Младенцу Иисусу? — Что означает имя «Иисус»? («Иисус» означает «Спаситель» или «Избавитель» -Дети, а как вы думаете, почему Иисуса Христа называют Спасителем? (Адам и Ева радовались когда жили в раю, но когда они согрешили, их непослушание принесло зло и смерть, от которых Бог обещал нам избавление — рождением Спасителя. В день Рождества мы празднуем исполнение этого обещания, Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир, чтобы научить людей ( и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха, если человек сам этого захочет -Что означает имя «Христос»? (Оно означает «Помазанник» или «Мессия», слово это греческое. — В какую страну велел Бог Иосифу увезти Иисуса, чтобы спасти Его от Ирода? (В Египет). — Был ли Иисус просто человеком? (Иисус был Сыном Божьим и человеком). — Является ли Иисус обещанным Спасителем? (Да, Иисус является именно тем Спасителем, которого Бог обещал в Едемском саду Адаму и Еве). — Много ли Спасителей в разных частях света? (Нет, Бог послал лишь одного Спасителя на весь мир). — Почему мы празднуем Рождество?(Потому, что Иисус был рожден в этом мире для спасения грешников от Божьего наказания за их грехи). — Хотя Иисус и был похож на других людей, что Его отличало от них? (Он был свят и безгрешен. Он всегда держал своё слово. Он был верен во всём, что делал. Иисус был и Богом, и человеком). — Делал ли Иисус что-либо неправильное? (Нет, Иисус родился безгрешным, и Он никогда не думал, не говорил и не делал что-либо неугодное Его Отцу). — Был ли кто-либо из людей безгрешен, подобно Иисусу? (Нет, все унаследовали грех Адама и нарушали законы Божьи). — Что люди могут совершить для Бога? (На день рождения всегда приносят подарки. Лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Что такое красота – это сердца доброта). — К празднику Рождества Христа христиане готовятся заранее. Как готовятся к Рождеству? (Украшают ёлку, готовят подарки детям и близким, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают тех, у кого дома нет ёлки, тех, кто грустит, чтобы всем было радостно в этот праздничный день). -Что делают люди в этот день? (Люди поют в храмах. Ходят друг к другу в гости, славят Христа: «Христос родился! С Рождеством!» – поздравляют друг друга). 4.Обобщаем: Скоро наступит великий святой праздник Рождество Христово. В этот день в городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Сын Божий Иисус Христос. Рождество от слова родился. Родился Иисус Христос, поэтому праздник называется Рождество Христово. Родился Спаситель.С рождения Христа началась новая история мира, появилась на земле христианская вера. Рождество Христово любимый праздник и детворы, и взрослых. Во всех домах, детских садах, школах наряжают елочку. В этот день дети получают подарки. От Рождества Христова до Крещения народ праздновал Святки, значит Святые дни. Весело было, потому что дети пели величальные песни, в которых славили Иисуса Христа и хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. В рождество Христово Ангел прилетел Он летал по небу, Людям песню пел: Все люди, ликуйте, Вместе торжествуйте. Вечно свято, вечно ново Рождество для нас Христа Много лет из года в год Славьте бога, стар и млад Он спасителя нам дал. 5.Творим, рисуем, радуемся. Вспомните, что делали всвяточные дни? Точно, колядовали.Мы будем делать маски, чтобы в них пойти колядовать. Вспомним песни колядовщиков: Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить! Коляда, коляда, открывайте ворота. Христос рождается, славьте! В небе звездочки горят, о Христе говорят. У людей торжество: наступило Рождество! Вечно будем Бога славить за такой день торжества! Разрешите Вас поздравить с Днём Христова Рождества! 6.Играемв игру «Четвертый лишний». Воспитатель называет 4 слова, а одно слово к этому празднику не имеет никакого отношения. Дети должны узнать это лишнее слово и назвать его. -Пещера, ангел, самолет, вертеп; — Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, диван; -Золото, ладан, смирна, мороженое; — Младенец, Матерь Божья, Иосиф, почтальон Печкин. 7.Прощалочка: До свидания мои милые ангелочки! Скажи, что тебе понравилось на занятии. Говоря, ребенок кладет шарик в вазочку. Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия. И когда наступят эти особые дни — Святки, вы возьмете свои рождественские звездочки и пойдете колядовать — Христа славить!

Цель: приобщение детей к истокам и традициям православной культуры через знакомство с церковными праздниками.
Задачи:
• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;
• формировать представление о православных праздниках (Рождество, Крещение, Пасха, Троица, Масленица);
• расширять лексический православный словарь новыми понятиями;
• развивать связную речь;
• развивать внимание, мышление, память;
• развивать навыки свободного общения детей друг с другом.

Атрибуты: 5 больших игровых полей с обозначением праздника и картинками (использовать на этапе знакомства с игрой), 5 больших игровых полей с обозначением праздника и пустыми полями, 40 маленьких карточек с изображением соответствующих обрядов и символов православных праздников, 25 маленьких карточек с символикой православных праздников
(по 5 шт. на каждый праздник) для 4 и 5 вариантов игры.

1 вариант «Лото»
Дети играют вокруг стола, от двух до пяти человек. Ведущий — воспитатель. Игроки берут по одной большой карте. Маленькие карточки у ведущего. Ведущий показывает одну карточку. Участники должны определить к какому православному празднику она относится. Игрок может забрать маленькую карточку, если правильно назовет праздник и что на ней изображено. Кладет карточку на свободную клетку поля. Выигрывает тот – кто закрыл первым большую карту. Игра продолжается до конца.

2 вариант «Кто быстрее»
Дети играют вокруг стола, от двух до пяти человек. Ведущий – воспитатель. Маленькие карточки выкладываются изображением вверх. Игроки берут по большой карте. По сигналу ведущего участники выбирают маленькие карточки, и раскладывают их в соответствии с тематикой православного праздника на большой карте.
Например:
«Рождество» — Вифлеемская звезда, волхвы, ясли, сочиво, ёлка и т. д.
«Крещение» — Крещение Иисуса в реке Иордан, освещение воды, прорубь, купель и т. д.
«Пасха» — украшение яиц, творожная пасха, кулич, пасхальные игры и т. д.
«Масленица» — блины, сжигание чучела, масленичные гуляния и т.д.
«Троица» — плетение венков, хороводы вокруг березы, церковная служба, икона Святая троица и т. д.
Кто справился с заданием первым, становится победителем.

3 вариант «Четвертый лишний»
Дети играют вокруг стола. Ведущий – воспитатель. Воспитатель группирует маленькие карточки по 4 штуки. Одна карточка не соответствует тематике данной группы картинок. Дети отбирают «лишнюю» карточку и объясняют свой выбор.
Например:
Картинки — Вифлеемская звезда, волхвы, ясли, кулич. Картинка кулич – «лишняя», т. к. она относится к празднику «Пасха», а остальные картинки к празднику «Рождество».

4 вариант «Расскажи о празднике»
Дети играют вокруг стола, от двух до пяти человек. Ведущий – воспитатель. Ведущий кладет 5 карточек, обозначающих православный праздник, изображением вниз и предлагает игрокам выбрать одну из них. Маленькие карточки с изображением соответствующих обрядов и символов православных праздников выкладываются изображением вверх. Участники подбирают маленькие карточки в соответствии с тематикой православного праздника на карточке, которую выбрали. Игроки рассказывают об этом празднике по плану (название, особенности праздника, обряды и их смысл).

5 вариант «Найди по описанию»
Дети играют вокруг стола, от двух до пяти человек. У каждого участника по пять маленьких карточек, обозначающих православный праздник «Крещение», «Рождество», «Пасха», «Масленица», «Троица». Ведущий – воспитатель. Ведущий рассказывает об одном из обрядов или символов православного праздника. Игроки должны найти у себя карточку, соответствующую этому празднику. Кто первый правильно показал карточку, получает фишку. Выигрывает тот, кто первым наберет 5 фишек.

Cтарший воспитатель Бодрова Н.А.

Работа по программе «Добрый мир» —

«Православные праздники в детском саду»

Православные праздники в саду

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры ― это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с церковными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.

22.01.15г в МАДОУ ЦРР — детском саду №13 «Солнышко» был проведен круглый стол с педагогами на тему «Православные праздники»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов, их знания о православных праздниках.

Православные праздники в саду

Педагоги рассказали о православных праздниках, их истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Встреча прошла в дружеской обстановке. В завершении было принято решение продолжить работу по программе «Добрый мир» и использовать подготовленный материал при знакомстве детей и родителей с православными праздниками.

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка.

Православные праздники в саду

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Новый год, Рож­де­ство Хри­стово, День рож­де­ния – с каким нетер­пе­нием ждут дети каж­дого празд­ника. Ведь они обе­щают встречу со ска­зоч­ными геро­ями, много подар­ков, гостей, весе­лье и раз­ре­ше­ние лечь спать немно­жечко позже обыч­ного! Эти дет­ские впе­чат­ле­ния достойны того, чтобы запом­ниться малышу на всю жизнь, и роди­тели в силах сде­лать каж­дый празд­ник неза­бы­ва­е­мым для сво­его ребенка. Помочь в этом смо­гут советы о том, как отпразд­но­вать Новый год вме­сте с детьми, как пра­вильно орга­ни­зо­вать День рож­де­ния для самых малень­ких, как рас­крыть сокро­вен­ный смысл празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­стова и как пра­вильно подо­брать подарки, чтобы полу­чился при­ят­ный сюр­приз.

  • Рубрики:
  • Праздники

Детям о Победе: важны факты и живые истории

В этом году отло­жено про­ве­де­ние Парада Победы и дру­гих празд­нич­ных меро­при­я­тий, непро­сто пойти на клад­бище, отслу­жить пани­хиду или отне­сти цветы пра­ба­буш­кам и пра­де­душ­кам. Как рас­ска­зать детям о Победе сего­дня? Никита Затеев, дирек­тор Пер­вого кадет­ского кор­пуса, отве­чает на этот и дру­гие вопросы.

  • Читать.
  • Метки
    • 9 мая
    • воспитание
    • Победа
    • православие
    • Родина
  • Рубрики:
  • Народные традиции
  • Праздники

О праздновании христианами гражданского Нового Года

С “новым гадом”? При­бли­зи­лось празд­но­ва­ние граж­дан­ского Нового года, и в Церкви вновь ожи­вают споры: стоит ли отме­чать этот празд­ник и если отме­чать, то как это сле­дует делать? Конечно, пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину чуждо пья­ное весе­лье под теле­ви­зи­он­ные завы­ва­ния и про­слав­ле­ния нового “гада”: мыши, крысы, сви­ньи и пр. скот­ских кра­сот буд­дист­ского кален­даря. С дру­гой сто­роны в наших семьях…

  • Читать.
  • Метки
    • новый год
    • пост
  • Рубрики:
  • Праздники

Детский день рождения. Как организовать и провести детский праздник дома. Советы. Рецепты

У вашего ребенка скоро день рож­де­ния и вам хочется, чтобы празд­ник полу­чился осо­бен­ным, чтобы сын или дочь запом­нили этот день надолго? Поверьте, для этого совсем не обя­за­тельно при­гла­шать ани­ма­то­ров из спе­ци­аль­ного агент­ства или про­во­дить празд­ник в каком-нибудь дет­ском клубе. Весе­лый, ори­ги­наль­ный, запо­ми­на­ю­щийся дет­ский день рож­де­ния можно про­ве­сти и дома. Роди­те­лям вполне по силам спра­виться с…

  • Читать.
  • Метки
    • Нет меток

    14

  • Рубрики:
  • Праздники

Что же нам делать с Дедом Морозом?

Слу­чи­лось это лет десять назад, как раз перед Новым Годом. Мой люби­мый вто­ро­класс­ник, при­шед­ший из школы, лежал на кро­вати и плакал.

  • Читать.
  • Метки
    • Нет меток

    5

  • Рубрики:
  • Праздники

Подарок на Рождество

Бли­зится Рож­де­ство, идет пост, но при­ят­ное пред­вку­ше­ние празд­ника волей-нево­лей застав­ляет думать о том, что пода­рить род­ным и близ­ким в этот вол­шеб­ный день.

  • Читать.
  • Метки
    • Нет меток

    3

  • Рубрики:
  • Праздники

Как новогодняя елка превратилась в рождественскую…

Как можно придти домой и ска­зать детям: дети, всё, ёлку на Новый Год наря­жать не будем, а будем укра­шать её к Рож­де­ству?! Да, честно говоря, я и сама не очень была к этому готова.

  • Читать.
  • Метки
    • Нет меток

    6

  • Рубрики:
  • Духовное чтение
  • Праздники

Пасхальные сказки и рассказы

Рады пред­ста­вить нашим чита­те­лям под­борку из раз­ных источ­ни­ков, посвя­щен­ную Вос­кре­се­нию Хри­стову и свет­лому празд­нику Пасхе.

  • Читать.
  • Метки
    • Нет меток

    5

  • Рубрики:
  • Праздники
  • Рукоделие

Рождественские украшения своими руками

Рож­де­ствен­ские укра­ше­ния или подарки, выпол­нен­ные детьми, бывают очень про­стыми, но в тоже время кра­си­выми и тро­га­тель­ными. Кроме того, созда­ние таких поде­лок явля­ется хоро­шим спо­соб объ­яс­нить исто­рию празд­ника и рели­ги­оз­ные традиции.

  • Читать.
  • Метки
    • праздник
    • Рождество
    • рукоделие

    1

  • Рубрики:
  • Праздники

Как отмечать Новый год и Рождество в кризис?

Увы, в силу раз­лич­ных при­чин мы сей­час пере­жи­ваем не луч­шие вре­мена в плане нашей поку­па­тель­ской спо­соб­но­сти. Цены на вещи и про­дукты выросли, а на носу Новый год и Рождество.

  • Читать.
  • Метки
    • православие
    • праздник
    • семья
  • Рубрики:
  • Праздники

Навстречу празднику

На ули­цах города одна за дру­гой уже в начале ноября наря­жа­ются елки, вит­рины укра­ша­ются гир­лян­дами, в мага­зи­нах появ­ля­ются ман­да­рины… В воз­духе витает дух при­бли­жа­ю­ще­гося, нет, не Нового года. Дух Рож­де­ства: пост, на служ­бах поют «Хри­стос рож­да­ется, сла­вите», сердце ждет праздника.

Православные праздники в саду

Дачники используют любые возможности, чтобы поработать в огороде весной и летом, не обращая внимания на суеверия. И многие не задумываются о том, что наши предки отказывались копать землю или сажать семена в особые дни — значимые церковные праздники. Они верили, что нарушение запретов влечет серьезные негативные последствия, вплоть до гибели всего урожая.

7 апреля, Благовещенье Пресвятой Богородицы

Православные верующие посвящают этот день молитвам и духовному очищению.

Раньше в Благовещение крестьяне в деревнях устраивали себе выходной и посещали церковную службу. Кроме того, в старину бытовало поверье: «Как Благовещенье проведешь, так и весь год проведешь». С этим и связана традиция отказываться от любых работ в саду или огороде.

21 апреля, Вербное Воскресенье

В конце апреля в большинстве регионов страны устанавливается солнечная погода, подходящая для посадки различных огородных культур. Однако в старину в этот праздник крестьяне отказывались от любой работы на земле.

Считалось, что все посаженные в Вербное Воскресенье культуры будут плохо расти. Вся их сила уйдет в листья, а не в плоды, а урожай не сохранится до следующей весны, клубни будут мягкими и невкусными. Особенно это поверье касалось картофеля, который почитался наравне с хлебом. Не рекомендовалось сажать в вербную неделю ягоды, ведь в этом случае они будут горчить, а также многолетние цветы, бутоны которых станут мелкими и блеклыми.

Есть и исключения. В Вербное Воскресенье можно посадить лук-батут, капусту, огурцы.

28 апреля, Пасха

Отмечается весной, когда хорошая погода настраивает садоводов на огородные работы. Однако трудиться в Пасху на земле, согласно христианским традициям — большой грех. Урожай не пойдет впрок.

Православные праздники в саду

В приоритете должна быть духовная работа над собой. Более того, согласно народным поверьям первую половину недели после праздника нельзя ничего сажать, иначе растения будут побиты градом или уничтожены вредителями и болезнями.

6 июня, Вознесение Господне

Отмечается на 40-й день после Пасхи, когда огородный сезон в самом разгаре. В этот день существует масса запретов на проведение различных работ.

Так, нельзя копать, окучивать, пересаживать деревья или кустарники, сажать различные культуры. Лучше отложить эти работы до следующего дня. Зато можно заниматься поливом или сбором урожая, но только после 16-17 часов, когда в храмах закончатся праздничные службы.

16 июня, Троица

День Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье, поэтому согласно христианским традициям трудиться в этот праздник — показывать Богу свое неуважение.

Более того, опыт прошлых поколений доказал, что любая деятельность на земле не принесет ожидаемого результата: посаженые культуры не взойдут или погибнут.

Если же имеются неотложные работы, например, полив, то к их выполнению можно приступить только после посещения церковной службы. Перед этим также необходимо помолиться и попросить прощения у Господа.

17 июня, Духов день

На следующий день после Троицы наступает Духов день. Тогда крестьяне отмечали именины земли, поэтому сажать и пахать было категорически запрещено. Считалось, что земля во время именин беременна урожаем, поэтому тревожить ее нельзя.

Единственное, что можно делать дачникам в Духов день — поливать грядки. Если заниматься другими огородными работами, то урожая можно не ждать.

19 августа, Преображение Господне

Издавна праздник ассоциировался с преображением природы на исходе теплого лета. В этот день принято собирать урожай яблок, слив, груш, меда и хлебных колосков, чтобы освятить их в церкви. Именно поэтому второе название дня — Яблочный Спас.

Не рекомендуется выполнять сложные работы в саду. Это связано с поверьем, которое гласит: на Яблочный Спас нельзя убивать насекомых. А это неизбежно при перекопке земли или поливе. Если даже просто смахнуть муху с руки, то неудачи будут преследовать весь будущий год.

28 августа, Успение Богородицы

Относится к двунадесятым праздникам и считается одним из самых значимых в православной культуре. Поэтому работать в саду в этот день священнослужители не рекомендуют.

В день Успения Богородицы верующие освящают в церкви семена и колоски, просят благословения на хороший урожай в будущем году.

При этом согласно поверью необходимо оставить на поле немного колосков, перевязать их лентой и сказать: «Дай Боже и на другой год обильного урожая да хорошей погоды».

Православные праздники в саду

Еще одно суеверие предков связано с ходьбой по росе, что часто практикуют те, кто работает в ранние часы на огороде. Считается, что в этот праздник роса превращается в слезы земли, горюющей по покинувшей ее Деве Марии. Поэтому мочить ноги в утренней росе — большой грех, сулящий в будущем массу неприятностей.

Градовые среды

После Троицы все дни недели имеют свое название и значение. Во все эти дни не рекомендуется проводить работы в огороде, и больше всего это касается Градовой среды. Ее также называют Градобойной, Сухой средой или Буреломным днем.

Основной запрет связан с посевом семян. В старину считалось, что даже планировать посадки в Градову среду нельзя, иначе урожай побьет градом или он не взойдет.

Православные праздники в саду Православные праздники в современной семье : заметки с элементами методического пособия по основам семейной православной культуры / А. А. Сапрыкина. — Москва : Вольный Странник, 2020. — 416 с. : ил. Как рассказать детям о церковных праздниках, подготовить детей к богослужению, встретить праздник всей семьей интересно и ярко? В этой книге автор рассказывает о праздниках и постах Православной Церкви и предлагает множество практических советов: это рецепты, идеи детских поделок, народные православные традиции и применение их в современной семье.

Содержание

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Про церковный календарь
  • Почему именно в семье?
  • Что если у родителей нет специального образования?
  • Примерная схема проведения каждого праздника
  • Украшение праздника
  • Домашняя молитва
  • Богослужение
  • Праздничный обед
  • С какого возраста начинать?
  • Последствия и «побочные эффекты» от подобного образа жизни
  • НАЧАЛО ИНДИКТА
    • Церковный новый год
    • Новый церковный год, новый учебный год
    • Рассказ о празднике
    • Накануне праздника
    • Домашняя служба празднику
    • Анна Сапрыкина. Православные праздники в современной семье
  • РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
    • Рассказ о празднике
    • Накануне праздника
    • День праздника
    • Годовщина Куликовской битвы
  • ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИ́ ЖЕНИЕ ЧЕСТНО́ГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
    • Рассказ о празднике
    • Накануне праздника
    • День праздника
  • РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
    • О посте
    • Подарок Новорожденному Христу: «держание себя»
    • План на пост: подготовка к Рождеству
  • ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
    • Рассказ о празднике
    • Накануне праздника
    • День праздника
  • ПРАЗДНИК СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
  • ГРАЖДАНСКИЙ НОВЫЙ ГОД
    • Новый год
    • Пост, церковный календарь и «старый» Новый год
    • Советские или дореволюционные традиции?
    • Новогодние мероприятия
    • Новогодняя ночь
    • Чего мы лишили наших детей?
    • От Нового года до сочельника
  • РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
    • Рассказ о празднике
    • Рождество и святки
    • Рождественское богослужение
  • СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
    • Рассказ о празднике
    • Накануне праздника
    • Кутья
    • День праздника
    • О крещенской воде
    • Купание в проруби
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
    • Рассказ о празднике, о Мессии, о переводчиках и переводах
    • Накануне праздника
    • День праздника
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ. СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА
    • О Великом посте
    • Неделя о мытаре и фарисее
    • Неделя о блудном сыне
    • Неделя мясопустная, о Страшном Суде
    • Сырная седмица. Масленица
    • Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье
    • Календари на пост
    • Лестница на окне
    • Первая седмица Великого поста
    • Первое воскресенье Великого поста. Неделя Торжества Православия
    • Второе воскресенье Великого поста. Неделя святителя Григория Паламы
    • Третье воскресенье Великого поста. Неделя Крестопоклонная
    • День праздника
    • Четвертое воскресенье Великого поста. Неделя Иоанна Лествичника
    • Пятая седмица Великого поста. Мариино стояние. Похвала Пресвятой Богородицы
    • Пятое воскресенье Великого поста. Неделя Марии Египетской
    • Память сорока мучеников
  • БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
    • Рассказ о празднике
    • Накануне праздника
    • День праздника
  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
    • Рассказ о празднике
    • Лазарева суббота
    • Вербное воскресенье
    • День праздника
  • СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
    • Великий Понедельник
    • Великий Вторник
    • Великая Среда
    • Великий Четверг
    • Великая Пятница
    • Великая Суббота
  • СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
    • Вечер пасхального воскресенья
    • Пасхальные часы
    • Литургия и колокольный звон
    • Русские пасхальные игры
    • Пасхальные недели
    • Пасхальные традиции по всей вселенной
  • ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
    • Рассказ о празднике
    • Накануне праздника
    • День праздника
  • ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
    • Рассказ о празднике
    • Березки
    • День праздника
  • ПЕТРОВ ПОСТ (АПОСТОЛЬСКИЙ ПОСТ)
    • О Петровом посте
    • Образовательный пост
    • Праздники
    • Летняя жизнь между постами. Киновия
  • УСПЕНСКИЙ ПОСТ
    • Анна Сапрыкина. Православные праздники в современной семье
    • Об Успенском посте
    • Богородичные молитвы
    • Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня
  • ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
    • Рассказ о празднике
    • Накануне праздника
    • День праздника
  • УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
    • Рассказ о празднике
    • День праздника
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    • Оформление тропаря к празднику
    • Читать по-церковнославянски: легко и не страшно
    • Пропуск школы в дни церковных праздников
    • Список полезной литературы
    • Благодарность глубокая и широкая
    • Список использованной литературы

Православные праздники в саду

Во вторник 13 июля 2021 года в народном календаре – Полупётр, макушка лета, поминки по весне, проводы весны, Двенадцать апостолов. Крестьяне отмечали Макушку лета.

Православная церковь 13 июля празднует Собор двенадцати апостолов и вспоминает преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского).

Празднование памяти 12 ближайших учеников Иисуса Христа установлено в древности. В честь праздника построен ряд православных храмов. Первый в IV веке Константин Великий возвел в Константинополе.

Преподобный Петр отличался особой любовью к молчанию и молитве. Умер в 1290 году. Буквально сразу после кончины его начали почитать как святого.

Традиции и обычаи дня 13 июля

В народе Собор двенадцати апостолов получил свою трактовку: считалось, что макушку лета на своих плечах держат 12 апостолов. В этот день крестьяне выходили на холмы и кланялись заре, приветствовали красное лето, зарницу просили помочь хлебам полнее вызреть.

Баба бы плясала, да Макушка лета настала.

На празднование времени не оставалось, поэтому наши пращуры, чтобы отметить этот день, отправлялись на сенокос, одевшись в лучшие одежды.

В некоторых местах на 12 апостолов пастухам с собой давали яйца, крашенные в желтый цвет. В русской традиции желтый или золотой – знаки избранничества, высшего суда, счастья, символы солнца. Яйцо же считалось символом жизни.

Ещё этот день назвали Полупетром, вероятно, либо по соотношению апостола Петра с Петром царевичем, либо по сравнительной важности двух этих дней.

По старому стилю эта дата завершала весну. В ряде мест устраивали последние поминки по весне: изготавливали из соломы чучело, наряжали его в красный сарафан, украшенный цветами кокошник и красные бусы, носили с песнями по деревне, а потом раздевали и бросали в реку – прощались с весной до следующего года.

Двенадцать апостолов весну кличут, вернуться просят.

В других областях на 12 апостолов крестьяне окликали весну. На закате молодежь собиралась на красной горке (самом высоком пригорке, расположенном рядом с деревней), водила хороводы, пела песни, а потом усаживалась в кружок и обменивалась крашеными яйцами.

Народные приметы на 13 июля 2021 года

  1. Если кукушка продолжает куковать, то лето будет долгое и теплое.
  2. После дождя лещ из воды высовывает голову – к теплому вечеру.
  3. С этого дня лето катится зиме навстречу.
  4. Облака желтые как медь – к дождю.
  5. Белые облака против ветра поднимаются – к дождю, по ветру идут – к теплу.
  6. Утром выпала роса – к солнечной погоде, нет росы – жди осадков.
  7. День убывает – жара прибывает.
  8. Сон с 12 на 13 июля вещий. Он исполнится на девятый день. Если сновидение, увиденное днем 13 июля, вы уже видели прежде, то ждите его исполнения через семь недель.

Что можно и чего нельзя делать 13 июля 2021

Что можно делать

В христианский праздник принято молиться апостолам. Делать это можно как в храме, так и дома. В этот день желательно попросить у других прощения, примириться с недоброжелателями и забыть все обиды. А когда потребуется — оказать помощь, и не только близким.

В народном календаре 13 июля получил название Макушка лета. Предки верили, что в этот день приходит настоящая жара. По этому поводу крестьяне надевали свою лучшую одежду и шли на покос. А после работ устраивали народные гуляния до поздней ночи.

Чего нельзя делать

Сыздавна в этот день запрещается стричь волосы. Поверье гласит, что в противном случае можно укоротить себе судьбу. Поэтому поход к парикмахеру лучше отложить на другую дату.

Сегодня не следует употреблять алкоголь. Лучше отказаться от любых напитков, кроме воды. Желательно избегать шумных компаний. Рекомендуется остаться дома и посвятить время духовному очищению.

Нельзя ругаться и сквернословить, чтобы не навлечь несчастья. Не следует и увлекаться азартными играми. Велик риск потерять все деньги.

Нельзя в день Макушки лета умываться водой из-под крана. Сегодня надо обмыться родниковой водой. Притом, обмыть следует не только лицо, но и все тело. Наши предки верили, что тот, кто так сделает, будет красивым и здоровым целый год.

Приметы не рекомендуют 13 июля работать в саду или огороде, так как в этот день земля отдыхает. И тот, кто ее потревожит, может остаться без урожая. Поэтому сегодня нужно сделать выходной от полевых работ в пользу домашних хлопот и забот.

Люди, родившиеся 13 июля, целеустремленные, находчивые, доброжелательные и отзывчивые. К их слабым сторонам можно отнести поспешность и чрезмерную активность. В качестве талисмана им подходит сапфир.

  • Рассказ о преступлении рязанских князей
  • Рассказ о празднике пасха 4 класс музыка
  • Рассказ о праведной земле в пьесе на дне
  • Рассказ о правде луки и сатина сформулировать собственную позицию в данном споре
  • Рассказ о почтальоне для дошкольников