Рассказ о правде и лжи 5 класс

Сочинения /5 класстак случается, что ежедневно каждый человек неоднократно сталкивается, как с правдой, так и с ложью. и самое удивительное,
  • Сочинения
  • /

  • 5 класс

Так случается, что ежедневно каждый человек неоднократно сталкивается, как с правдой, так и с ложью. И самое удивительное, что многие предпочитают второе. Кто-то боится знать правду и ему лучше жить в сладкой лжи. Другие же, наоборот, терпеть не могут лживые слова и предпочитают узнать пусть и горькую, но правду. Почему люди обманывают? Что лучше ложь или правда? Напишу, что я думаю по этому поводу.

Я отношусь к той категории людей, которые не умеют врать. Вот так сложилось с самого детства, что у меня обостренное чувство совести и при малейшем, пусть и безобидном обмане, это совесть начинает мучить меня изнутри. Поэтому мне проще и легче живется, говоря людям правду. Да, я заметила, что не все ее любят, но не стоит путать это понятие с грубостью и невоспитанностью. Некоторые некультурные личности, прикрывают свое хамство, говоря, что это правда. А ведь правда может быть разной. И каким бы правдолюбом не были, не нужно забывать быть тактичным и учитывать чувства другого человека.

Поэтому если правда может причинить боль, то лучше деликатно промолчать или подобрать правильные слова. Например, ваша подруга стала набирать слишком много килограмм и вы наблюдая за тем, как портится не только фигура, но и здоровье подруги можете ей об этом сказать. Но согласитесь, что фраза «подруга, ты такая толстая», пусть и является правдой, но она непременно обидит и испортит ваши отношения. А может подруга сама спросила у вас» как выгляжу? Не слишком много я набрала?». Вы можете соврать и сказать, что выглядит она превосходно, но думаю, что такая ложь не лучший выход. Да подруга оценит ваши добрые слова, но лучше ей от этого не станет. Говорите правду, но делайте это деликатно. Например, пригласите ее в фитнес зал, со словами, что одной заниматься скучно и никому не помешает подтянуть фигуру. Вот такая правда пойдет всем на пользу.

Но к сожалению, для многих людей ложь дается гораздо проще. Они врут, обманывают, предают и скрывают свои подлые поступки. Никому не пожелаю встретиться с такими экземплярами. Но порой мы сами виноваты в том, что нас обманывают. Некоторые могут вспомнить фрагменты детства, в котором вы признавались родителям в своих шалостях, говорили правду за которую получали строгий выговор. После такого никому не захочется быть честными. Воспитывайте со своими близкими доверительные отношения, старайтесь их понять и тогда не будет смысла врать, а наоборот в вашем доме воцарится правда и честность.

4, 5 класс

Другие темы: ← Маленькое путешествие↑ 5 классПисьмо самому себе в будущее →

`

Отличие правды

Одно из правил нравственности — не лгать. Так учат с детства и будучи уже взрослым, человек всегда стоит перед выбором, как поступить. Сложно ответить, какой вариант будет правильным. Оставаться честным и не изменять своим нравственным понятиям — качество сильных людей. Столько примеров из истории, когда люди приносили в жертву жизнь, но не отказывались от своих взглядов.

Говорить истину — опасно, но есть свои плюсы. Но всё же правда лучше, чем сладкая ложь, она обладает свойством расширять границы и дарить свободу. А ложь, наоборот, ограничивает человека, вселяет чувство страха из-за боязни выдать себя. Правда основана на объективной реальности. Стоит учитывать, что с ней придётся жить, и после её открытия по-прежнему уже никогда не будет. Не каждый может это вынести и принять.

Выдавать честные факты необходимо порционно, чтобы принимающий человек мог это «переварить». Задача состоит в том, чтобы информация поступала постепенно во времени, не оглушая всей своей тяжестью. В некоторых случаях она не нужна, и значение пословицы «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», не всегда оправданно.

Прежде чем соврать, необходимо оценить ситуацию. Применять ложь можно только в крайних случаях. Иначе, солгав хоть раз, можно навсегда потерять доверие и долгое время доказывать правдивость своих суждений. Честное отношение всегда лучше приятной лжи.

Есть несколько факторов, которые подтверждают пользу правды:

  1. Люди, которые всегда говорят честно, увереннее других.
  2. К советам честных людей чаще прислушиваются.
  3. К правдивым людям испытывают уважение.
  4. У лжецов хуже здоровье, чем у любителей высказаться честно.

Приводить аргументы можно бесконечно. Всегда результат будет перевешивать в пользу правды. Подсознательно люди не любят ложь, но трудно найти того, кто всегда говорит правду.

Парадокс в том, что соврать начальнику, утаить некоторые мысли от друзей или отвечать родителям «всё хорошо», когда на самом деле в жизни сплошные проблемы — не критично, если это позволит сбалансировать ситуацию. Но любая ложь живёт короткий промежуток времени.

Ложь и правда — это плоды творения самого человека. В природе не существует ни первого, ни второго.

Ложь – это то, что не соответствует действительности.

Если человека спросить, как он относится ко лжи, то однозначно можно услышать ответ, что отношение является отрицательным. Однако парадоксальным остается то, что нет ни одного человека, который бы ни лгал. Отрицательно относясь к обману, человек сам прибегает к нему. Что это такое – явление под названием ложь?

Рассмотрим виды лжи на сайте psytheater.com

, чтобы понять, когда человек обманывает.

По мере рассмотрения вопроса можно выяснить, что человеку свойственно лгать. С чем это связано? Помимо поверхностных причин, которые часто кроются в корыстных целях или беспокойстве, существуют естественные потребности, которые заключаются в том. что человек во время обмана все это делает ради сохранения своего психологического равновесия.

Однозначное отношение людей к обману вполне естественно. Никому не нравится быть обманутым. Однако сами обманутые нередко грешат таким же поведением. Обо всех особенностях лжи поговорим в статье, чтобы лучше понимать данное явление.

Ложь

Сколько человек живет, столько и существует ложь. Данное понятие обозначает убеждение, которое человек сознательно распространяет, представляя как правдивую информацию.

Ложь — это то, что не соответствует действительности

.

Ж. Мазила

определял
ложь как сфабрикованную или попытку скрыть информацию для создания у окружающих мнения, которое является ложным.

Человечество знакомо с ложью с древних времен. Во все времена люди лгали, таким способом пытаясь достичь желаемой цели. Каждый по-своему оправдывается, почему он прибегает ко лжи. Однако безданного явления человек не смог бы многого достичь, как бы это ни звучало.

Ложь и правда — это плоды творения самого человека.

В природе не существует ни первого, ни второго. Вселенная руководствуется фактами, событиями, истиной, которая не поддается изменениям. Все это стабильно и закономерно.

Что же касается лжи и правды, это является плодами действий человека, который сам контролирует процесс возникновения первого и второго.

———————————-

——————————

Что такое ложь?

Это нежелание видеть реальность такой, какая она есть. Это искажение (как намеренное, так и неосознанное) действительности в стремлении сделать хорошо только себе (тому, кто обманывает).

Человек лжет, когда стремится лишь к одной цели — не раскрыть правды, которая может чем-то ему навредить или принести боль. По большому счету ложь — это желание избежать того, чего человек боится.

Другими словами,
страх заставляет лгать.
Вместе с тем, многое зависит и от некоторых особенностей человека. Однако это влияет лишь на то, какой будет его ложь, а не на то, будет она возникать или нет.

Все люди лгут, но делают это по-разному. От чего это зависит?

От физиологических параметров человека, от его психического и интеллектуального развития, воспитания, ценностей, желаний и всего, что составляет его жизнь. Весь тот жизненный опыт, через который человек прошел, заставляет прибегать к определенной лжи. Вот почему люди лгут, но делают это по-разному.

При этом человек любит быть обманутым.

Многие предпочитают сладкую ложь, чем горькую правду, поскольку так им живется более спокойно, комфортно и уютно. Немногие готовы услышать правду, поэтому они рады обманываться. А другие люди рады обманывать тех, кто готов обманываться.

Выходит замкнутый круг, в котором каждая из сторон получает какую-то выгоду ото лжи. Но все равно остается вопрос: что люди будут делать, когда ложь раскроется? Ведь рано или поздно это произойдет. А готовы ли к этому люди, которые обманывают и обманываются?

Что такое ложь?

Поскольку любой человек сталкивается с ложью, популярными становятся тренинги, книги и прочая литература, которая помогает определиться с тем, как распознать ложь.

Однако для того, чтобы научиться ее распознавать, необходимо начать со значения слова. Что такое ложь? Это способ коммуникации, при которой человек может выдать ложную информацию за действительную.

Популярными стали книги Пола Экмана

, который обучает распознаванию лжи. Также полюбился многим зрителям сериал
«Обмани меня»
, где по выражению лица главный герой распознавал ложную информацию.

Был даже изобретен специальный аппарат, известный как детектор лжи.

Многие современные люди уже научились искусно лгать. Если неумелые представители начинают краснеть, нервничать, путаться в показаниях, то хорошие манипуляторы, лжецы могут на внешнем уровне (мимика, повадки) вести себя так, что за их словами не распознаешь обмана.

Почему люди лгут? Это распространенный вопрос, который часто возникает в ситуации выявления лжи. «Почему ты мне солгал(-а)?» — задается вопросом обманутый человек.

На самом деле причин здесь может быть очень много:

1.

Человек привык играть роль, в которую идеально вписываются положительные черты его характера. Он получает удовольствие от игры в роль.
2.
Человек движим желанием достичь цели. Как говорится, он все делает ради корыстной цели, многим может показаться, что индивид получает удовольствие оттого, что он обманывает. На самом деле сознательная ложь не всегда является приятной для того, кто ее производит. Человек вынужден пойти на обман, поскольку иначе он не достигнет желаемой цели.

Данная причина является одной из распространенных.

Сказать правду — значит довести ситуацию до невозможности исполнить свою цель.

Ложь существует лишь потому, что правда не всегда помогает людям достигать желаемого. Нередко люди здесь прикрываются благими намерениями, мол, «все делал ради тебя», «я о тебе забочусь», «не хотела тебя волновать»

и пр.

На самом деле человек всегда исходит изначально из собственных побуждений

, когда он будет находиться в безопасности и иметь более-менее желаемый исход.

Попробуйте сказать правду человеку, который, что вы достоверно знаете, в ответ на вас накричит, не поймет, обвинит в страшных грехах и т. д. Каждый заранее просчитывает последствия того, что он расскажет правду. Если итог будет малоприятным, не желаемым, тогда человек однозначно начнет искать способы искажения информации.

Обман будет либо слегка искаженным, либо полностью видоизмененным. Все зависит от результатов, которые человек видит перед собой, если расскажет ту или иную информацию. Конечно, не всегда индивид правильно просчитывает результаты.

Нередко за одним обманом следует еще другая ложь, которая поддерживает начавшуюся легенду. Искусные обманщики могут долго поддерживать созданную иллюзию. Другие люди быстро «прокалываются», их выводят на чистую воду.

Многие специалисты считают, что ложь — это исключительно разрушительное явление:

1. Либо человек постоянно находится в напряжении из-за необходимости помнить о своей лжи и придумывать новую, чтобы поддержать легенду. 2. Либо человек развивает в себе отрицательные черты характера, чтобы ложь стала естественным для него явлением.

Патологическая ложь

Как говорится, все люди лгут. Однако отдельно выделяют патологическую ложь, которая однозначно считается отрицательным явлением.

Обычный человек прибегает ко лжи понимая, зачем он это делает и с какими целями.

Он готов поддерживать эту ложь для сохранения своего эмоционального баланса и продолжения своей игры. Такая ложь является распространенной. В какой-то степени каждый человек играет некую роль, в которой он является лучшим, нежели бы он демонстрировал истинное свое яство.

Можно ли называть данную ложь плохой? Все зависит от результатов, которые достигаются. Если человек улыбается, чтобы просто не испортить окружающим настроения, то скорее это благая ложь, направленная на избавления себя и других от неприятных тем.

Однако существует патологическая ложь. Что это такое? Это обман, который проявляется во всем и везде.

Человек готов пообещать окружающим что угодно, лишь бы только расположить к себе или не спровоцировать конфликта, который в противном случае может возникнуть. Патологическая ложь развивается, когда человек движим двумя желаниями:

■ Чувствовать собственную значимость для окружающих. ■ Получить внимание.

Патологическая ложь порой является незаметной. Ее особенностью является постоянство. Лжец обещает прийти домой в 8 часов, а возвращается в 11. Лжец обещает помочь, а потом находит другие дела, которые его отвлекают. Он постоянно не держит своего слова. Можно сказать, что подсознательным желанием патологического лжеца является стремление не делать проблемы, пока она не свершилась, не огорчать людей своим отказом или неприятным ответом.

Патологическую ложь относят к поражениям головного мозга или врожденным психическим заболеваниям. Однако все чаще встречается патологическая ложь как личностное расстройство. Это связывают с травмой, которая была нанесена человеку, когда он был маленьким. Родители его наказывали или игнорировали, когда он себя проявлял, тем самым посылая идею: «То, какой ты есть, нам не нужен!».

И человек начинает выстраивать легенду, где он является другим, постепенно теряя связь с собой и реальностью.

Патологический лжец вживается в роль, которую играет. Даже он начинает верить в то. что он говорит, когда обманывает. Вот почему детектор лжи может не выявить отклонений, которые бы указывали на то, что патологический лжец говорит неправду.

Виды лжи

Рассмотрим самые распространенные виды лжи, которых насчитывается 20 штук:

1. Умолчание

— недосказанность истинной правды. 2.
Полуправда
— искажение части информации. 3.
Двусмысленность
— произношение информации таким образом, что создается неоднозначное впечатление. Это не позволяет правильно воспринять информацию. 4.
Преуменьшение или преувеличение
— искажение оценки рассматриваемого объекта. 5.
Подмена понятий
— одно понятие выдается за другое. 6.
Приукрашивание
— представление объекта в более привлекательном виде, нежели он есть в действительности. 7.
Доведение до абсурда
— раздувание, искажение информации. Проявляется в виде эмоциональной игры. 8.
Симуляция
— актерская игра, когда человек выражает эмоции, которых на самом деле не испытывает 9.
Мошенничество
— ложь, которая преследуется законом и имеет под собой стремление завладеть чужим имуществом, получить наживу. 10.
Фальсификация
— подмена настоящего, подлинного, первоначального предмета другим и выдача второго за первый. 11.
Мистификация
— выдумка о несуществующем явлении. 12.
Сплетня
— выдача информации о другом человеке без его ведома в искаженном виде: додумки, домыслы, где-то услышал, что-то увидел, такое происходило с другими и пр. Искажение информации о другом человеке. 13.
Клевета
— искаженная информация о другом человеке, заранее направленная на причинение ему вреда. 14.
Лесть
— выражение собеседнику его положительных качеств в преувеличенном виде или даже в искаженном (таких качеству человека нет). 15.
Изворот (увертка)
— отговорка, хитрость, которая помогает избежать прямого ответа на вопрос. 16.
Блеф
— создание впечатления, что у лжеца есть нечто, чего на самом деле у него нет. 17.
Искусственное сопереживание
— проявление эмоций, которые желает видеть адресат, без истинного эмоционального включения. 18.
Ложь из вежливости
— социально приемлемый и допустимый вид лжи, когда человек позволяет себе обмануть другого, сказав ему то, что тот желал услышать. 19.
Ложь во спасение
— еще один одобряемый вид лжи. когда человек обманывает, чтобы принести благо другому человеку или всем участникам процесса. 20.
Самообман
— ложь, направленная на самого себя. Введение себя в заблуждение. Часто проявляется по причине нежелания принимать реальность и стремление верить в более лучший исход событий.

Автор: Павлов Павел

источник

М-да…как-то по другому видится президентская гонка в России…

Пожелаем Павлу Николаевичу хорошей памяти…

Пожелаем Владимиру Вольфовичу держать руки в карманах, а вдруг прокатит…

Как сделать фейк-ньюс на примере отрывка из фильма «Спящие-2» (2018, реж. С.Арланов).

Сообщение «г.Волжск: Авария на ТЭЦ. Два квартала без света»

превращается в новость для мировых СМИ
«Путинский министр закрыл глаза на гибель человека».
.. Технология превращения…

Какая польза у лжи

У лжи есть приятная сторона — она дарит чувство иллюзорности и благополучия и просто необходима слабым, эгоистичным и неуверенным в себе людям, защищая их во внешнем мире. На подсознательном уровне человеческий мозг устроен так, чтобы избегать разрушительной истины. Это механизм самозащиты психики. Обычно прозрение становится страшным и болезненным.

Но бывает, что солгать «во спасение» желательно, как факт заботы о здоровье и психическом состоянии человека. Тогда искажение реальности будет более правильным, чем придерживание нравственных принципов или высказывание личных убеждений.

Врать желательно только тогда, когда реальное положение дел лишь причинит боль и усугубит ситуацию. В зависимости от обстоятельства ориентироваться надо на интуитивные ощущения, а не на поговорки и стереотипы.

Порой полезно услышать правдивые факты. Например, когда человек плохо одет, от него исходит неприятный запах или он глупо себя ведёт. Но высказываться надо очень аккуратно, чтобы не обидеть благими побуждениями.

Желая «улучшить» человека, следует спросить о его согласии выслушать правду. При положительном ответе информация способна существенно изменить его жизнь. Окружающие люди, как зеркала, которые отражают качества личности, не замечаемые со стороны.

Смысл искажения истины

Смысл пословицы «Горькая правда лучше, чем сладкая ложь» известен каждому со школьного возраста. Но на неправде, как ни странно, строятся отношения в мире. Примером тому становятся политические лидеры, скрывающие истинную информацию в отношении стран третьего мира. Это лишь доказывает, что мир иллюзорен.

Но именно некоторые лживые утверждения и отношения помогают поддерживать порядок в мировом сообществе. Не допускать серьёзных конфликтов и войн. Если рассматривать ложь как понятие — это преднамеренное сокрытие информации либо искажённый в чью-то пользу вариант истины.

В повседневной жизни ложь везде: она присутствует в сказках, правилах этикета в обществе, предотвращая недовольство и скандалы. На ней создаётся относительный мир и порядок в социуме. У Марка Твена была цитата: «Только дети и дураки скажут правду». Отсюда можно сделать вывод, что умные и взрослые люди часто скрывают истину.

Понять дилемму, какой вариант наиболее хороший — правдивый или лживый, пытались британские учёные. Ими был проведён опрос пациентов клиник Великобритании, с целью понять: хотят ли они узнать точный диагноз своего заболевания. По результатам почти 90% опрошенных изъявили желание узнать правду, нежели красивую ложь. Свою позицию они объяснили так: знание истинного положения дел в случае летального исхода дало бы небольшой промежуток времени, чтобы провести его с пользой.

Школьная программа

Тема честности и лжи — очень важная область, поэтому даже в школе детям предлагается написать сочинение «Что лучше — правда или ложь». В работах учеников часто встречаются истории об одноклассниках, когда они соврали, но почувствовав, что поступили не по совести, рассказали о совершенном поступке.

«Две подружки из одного класса учились по-разному — одна хорошо, другая плохо. Во время очередной контрольной работы девочка, которая плохо училась, списала ответ у подруги. Совершить обман ей пришлось, потому что у неё сильно болела мама, и девочка не хотела расстраивать близкого человека.

Учительница поставила пятёрку за выполненную работу, но отметка не радовала списавшую девочку, поэтому она подошла к учителю и честно призналась в обмане, попросив исправить отметку на двойку. Преподаватель похвалил ученицу за честность и поставил заслуженную оценку. Возвращаясь домой, девочка радовалась двойке, как честно заработанной оценке.»

Подобные рассказы учат морали: поступая по совести, чувствуешь себя лучше. Правда приносит облегчение, за неё могут похвалить. Сочинения помогают выявить правила поведения приличного человека:

  1. Порядочность заключается в честности.
  2. Не следует врать о себе.
  3. Если что-то пообещал, обязательно исполни.
  4. Если обещание не выполнено, следует вовремя извиниться.
  5. Обсуждать кого-то в его отсутствие — некорректно. Высказать мнение о человеке необходимо ему лично, а не публично.
  6. Следует быть честным по отношению к другим.

Популярные сочинения

  • Сочинение Школьная жизнь (с фразеологизмами)
    Школьные годы – чудесные: с дружбою, с книгою, с песнею. Так долгое время пелось в одной очень популярной в прошлом веке песенке. Прошло время. И сейчас эта песенка звучала бы по-другому
  • Сочинение по картине Васнецова Песнь о вещем Олеге
    На картине художник запечатлел судьбоносную встречу князя Олега с провидцем, кудесником. Эти оба персонажа и изображены на переднем плане картины. Князь справа восседает на белом коне с роскошной гривой.
  • Сочинение Весна в моем городе 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 класс
    Весна — это время, которое приносит счастье, пробуждение и радость. В этом сезоне собрана вся любовь. Когда приходит весна, все становится зеленым, цветут цветы, и птицы произносят свои песни о любви.

На чтение 13 мин Просмотров 837 Опубликовано

Притчи народов мира. Персидская сказка «Правда и ложь»

Правда и ложь

(Персидская сказка)

Однажды на дороге близ большого города встретились Лжец и человек Правдивый. – Здравствуй, Лжец! – сказал Лжец.
– Здравствуй, Лжец! – ответил Правдивый.
– Ты чего же ругаешься? – обиделся Лжец.

– Я-то не ругаюсь. Вот ты-то лжешь. – Такое моё дело. Я всегда лгу.
– А я всегда говорю правду.
– Напрасно!

Лжец засмеялся.

– Велика штука сказать правду! Видишь, стоит дерево. Ты и скажешь: «стоит дерево». Так это и всякий дурак скажет. Нехитро! Чтоб соврать, надо что-нибудь придумать, а чтоб придумать, надо всё-таки мозгами поворочать, а чтоб ими поворочать, надо их иметь. Лжёт человек, значит, ум обнаруживает.

А правду говорит, стало быть, дурак. Ничего придумать не может.

– Лжёшь ты всё! – сказал Правдивый. – Выше правды ничего нет. Правда украшает жизнь!

– Ой ли? – опять засмеялся Лжец. – Хочешь пойдём в город, попробуем.
– Пойдём!
– Кто больше людей счастливыми сделает: ты со своей правдой, я ли с моей ложью.
– Идём. Идём.
И пошли они в большой город.
Был полдень, а потому было жарко. Было жарко, а потому на улицах ни души не было.

Только собака какая-то дорогу перебежала.
Лжец и Правдивый зашли в кофейню.
– Здравствуйте, добрые люди! – приветствовали их сидевшие, словно сонные мухи, в

кофейне и отдыхавшие под навесом люди. – Жарко и скучно. А вы люди дорожные. Расскажите нам, не встречали ли чего любопытного в пути?

– Ничего и никого я не видал, добрые люди! – отвечал Правдивый. – В такую жару все по домам да по кофейням сидят попрятавшись. Во всём городе только собака какая-то перебежала дорогу.

– А я вот, – сказал Лжец, – сейчас на улице тигра встретил. Тигр перебежал мне дорогу. Все вдруг ожили. Как истомлённые зноем цветы, если взбрызнут их водою.
– Как? Где? Какого тигра?
– Какие бывают тигры? – отвечал Лжец. – Большой, Полосатый, клыки оскалил – вот!

Когти выпустил – вот! Но бокам себя хвостом лупит, – видно зол! Затрясся я, как он из-за угла вышел. Думал – на месте умру. Да, слава Аллаху!

Он меня не заметил. А то не говорить бы мне с нами!
– В городе тигр!
Один из посетителей вскочил и во всё горло крикнул:
– Эй, хозяин! Вари мне ещё кофе! Свежего! До поздней ночи в кофейне сидеть буду!

Пусть жена дома кричит хоть до тех пор, пока жилы на шее лопнут! Вот ещё! Как и домой пойду, когда по улицам тигр ходит!

– А я пойду к богачу Гассану, – сказал другой. – Он мне хоть и родственник, но не очень- то гостеприимен, нельзя сказать. Сегодня, однако, как начну рассказывать про тигра в нашем городе, расщедрится, угостит и барашком, и пловом. Захочется, чтобы рассказал поподробнее. Поедим за тигрово здоровье!

– А я побегу к самому вали! – сказал третий. – Он сидит себе с жёнами, да прибавит ему Аллах лет, а им красоты! И ничего, чай, не знает, что в городе делается! Надо ему рассказать, пусть сменит гнев на милость! Вали мне давно грозит: «Я тебя в тюрьму посажу!» Говорит, будто и нор. А теперь простит, да ещё деньгами наградит, – что первый ему такое важное донесение сделал!

К обеду весь город только и говорил, что на улицах бродит тигр.
Сотня людей самолично его видела:
– Как не видать? Как вот тебя теперь вижу, – видел. Только, должно быть, сыт был, не тронул.
А к вечеру и жертва тигра обнаружилась.
Случилось так, что в тот самый день слуги вали поймали одного воришку. Воришка стал было защищаться и даже одного слугу ударил. Тогда слуги вали повалили воришку и поусерд- ствовали так, что уж вечернюю молитву воришка отправился творить пред престолом Аллаха. Испугались слуги вали своего усердия. Но только на один миг. Побежали они к вали, кинулись в ноги и донесли:
– Могущественный вали! Несчастье! В городе появился тигр и одного воришку насмерть заел!

– Знаю, что тигр появился. Мне об этом другой вор говорил! – отвечал вали. – А что воришку съел, беда невелика! Так и надо было ожидать!

Раз тигр появился, должен он кого-нибудь съесть. Премудро устроен свет! Хорошо ещё, что вора!

Так что с тех пор жители, завидев слуг вали, переходили на другую сторону.
С тех пор как в городе появился тигр, слуги вали стали драться свободнее.
Жители почти все сидели взаперти.
И если кто заходил рассказать новости про тигра, того встречали в каждом доме с почё-

том, угощали чем могли лучше:
– Бесстрашный! Тигр в городе! А ты по улицам ходишь!
К богачу Гассану явился бедняк – юноша Казим, ведя за руку дочь Гассана, красавицу и

богатую невесту Рохэ. Увидав их вместе, Гассан затрясся весь от злости:
– Или на свете уж больше кольев нет? Как посмел ты, нищий негодяй, в противность всем законам, правилам и приличиям, обесчестить мою дочь, дочь первого богача: по улице с ней вместе идти?
– Благодари пророка, – отвечал с глубоким поклоном Казим, – что хоть как-нибудь к тебе

дочь да пришла! А то бы видел ты её только во сне. Дочь твою сейчас чуть было тигр не съел!

– Как так? – затрясся Гассан уж с перепуга.
– Проходил я сейчас мимо фонтана, где наши женщины берут обыкновенно воду, – сказал Казим, – и увидал твою дочь Рохэ. Хоть её лицо и было закрыто, – но кто же не узнает серны по походке и по стройности пальмы? Если человек, объездив весь свет, увидит самые красивые глаза, он смело может сказать: «Это Рохэ, дочь Гассана». Он не ошибётся. Она шла с кувшином за водой. Как вдруг из-за угла выпрыгнул тигр. Страшный, огромный, полосатый, клыки оскалил – вот! Когти выпустил – вот! Себя по бокам хвостом бьёт, – значит – зол.

– Да, да, да! Значит, правду ты говоришь! – прошептал Гассан. – Все, кто тигра видел, так его описывают.

– Что испытала, что почувствовала Рохэ, – спроси у неё самой. А я почувствовал одно: «Пусть лучше я умру, но не Рохэ». Что будет без неё земля? Теперь земля гордится перед небом, – на небе горит много звёзд, но глаза Рохэ горят на земле. Кинулся я между тигром и Рохэ и грудь свою зверю подставил: «Терзай!» Сверкнул в руке моей кинжал. Должно быть, Аллах смилостивился надо мной и сохранил мою жизнь для чего-нибудь очень хорошего. Блеска кинжала, что ли, тигр испугался, но только хлестнул себя по полосатым бокам, под- прыгнул так, что через дом перепрыгнул, и скрылся. А я, – прости! – с Рохэ к тебе пришёл.

Гассан схватился за голову:

– Что ж это я, старый дурак! Ты уж не сердись на меня, любезный Казим, как не сердятся на сумасшедшего! Сижу, старый осёл, а этакий дорогой, почётный гость передо мной стоит! Садись, Казим! Чем тебя потчевать? Чем угощать? И как милости прошу, позволь мне, храб- рый человек, тебе прислуживать!

И когда Казим, после бесчисленных поклонов, отказов и упрашиваний, сел, Гассан спросил у Рохэ:

– Сильно ты испугалась, моя козочка?
– И сейчас ещё сердце трепещёт, как подстреленная птичка! – отвечала Рохэ.
– Чем же, чем мне тебя вознаградить? – воскликнул Гассан, вновь обращаясь к Казиму. –

Тебя, самого доблестного, храброго, лучшего юношу на свете! Какими сокровищами? Требуй от меня, чего хочешь! Аллах – свидетель!

– Аллах среди нас! Он свидетель! – с благоговением сказал Казим.
– Аллах свидетель моей клятвы! – подтвердил Гассан.
– Ты богат, Гассан! – сказал Казим. – У тебя много сокровищ. Но ты богаче всех людей на

свете, потому что у тебя есть Рохэ. Я хочу, Гассан, быть таким же богачом, как и ты! Слушай, Гассан! Ты дал Рохэ жизнь, а потому её любишь. Сегодня я дал Рохэ жизнь, и потому имею право также её любить. Будем же её любить оба.

– Не знаю, право, как Рохэ… – растерялся Гассан.
Рохэ глубоко поклонилась и сказала:
– Аллах свидетель твоих клятв. Неужто ж ты думаешь, что дочь посрамит родного отца

перед Аллахом и сделает его клятвопреступником!
И Рохэ вновь с покорностью поклонилась.
– Тем более, – продолжал Казим, – горе связывает язык узлом, радость его развязывает, –

тем более что я и Рохэ давно любим друг друга. Только попросить её у тебя я не решался. Я нищий, ты богач! И мы каждый день сходились у фонтана оплакивать нашу горькую долю. Потому-то я и очутился сегодня около фонтана, когда пришла Рохэ.

Омрачился Гассан:
– Нехорошо это, дети!
– А если бы мы у фонтана не сходились, – отвечал Казим, – тигр бы съел твою дочь! Гассан вздохнул:
– Да будет во всём и всегда воля Аллаха. Не мы идём, он нас ведёт!
И благословил Рохэ и Казима.
И все в городе славили храбрость Казима, сумевшего добыть себе такую богатую и кра-

сивую жену.
До того славили, что даже сам вали позавидовал:
– Надо и мне что-нибудь с этого тигра получить!
И послал вали с гонцом в Тегеран письмо.
«Горе и радость сменяются, как ночи и дни! – писал вали в Тегеран. – Волею Аллаха тёмная ночь, нависшая над кишим славным городом, сменилась солнечным днём. Напал на наш славный город лютый тигр, огромный, полосатый, с когтями и зубами такими, что глядеть страшно. Через дома прыгал и людей ел. Каждый день мои верные слуги доносили мне, что тигр съел человека. А иногда ел и по два, и по три, случалось – и по четыре в день. Напал ужас на город, только не на меня. Решил я в сердце своём: «Лучше пусть я погибну, но город от опасности спасу». И один пошёл на охоту на тигра. Встретились мы с ним в глухом переулке, где никого не было. Ударил себя тигр хвостом по бокам, чтоб ещё больше разъяриться, и кинулся на меня. Но так как я с детства ничем, кроме благородных занятий, не занимался, – то и умею я владеть оружием не хуже, чем тигр хвостом. Ударил я дедовской кривой саблей тигра между глаз и разрубил его страшную голову надвое. Чрез что и спасён мной город от страшной опасности. О чём я и спешу уведомить. Тигрова же кожа в настоящее время выделывается, и, когда будет выделана, я её пришлю в Тегеран. Сейчас же невыделанную не высылаю из опасения, чтоб тигрова кожа в дороге от жары не прокисла».

– Ты смотри! – сказал вали писарю. – Внимателен будь, когда переписывать станешь! А то бухнешь вместо «когда будет выделана» – «когда будет куплена!».

Из Тегерана вали прислали похвалу и золотой халат. И весь город был рад, что храбрый вали так щедро награждён.

Только и разговоров было, что о тигре, охоте и награде. Надоело всё это Правдивому человеку. Стал он на всех перекрёстках всех останавливать:

– Ну, что вы врёте? Что врёте? Никогда никакого тигра и не было! Выдумал его Лжец! А вы трусите, хвастаетесь, ликуете! Вместе с ним мы шли, – и никакого тигра нам никогда не попадалось. Бежала собака, да и то не бешеная.

И пошёл в городе говор:
– Нашёлся Правдивый человек! Говорит, что тигра не было!
Дошёл этот слух и до вали. Приказал вали позвать к себе Правдивого человека, затопал

на него ногами, закричал:
– Как ты смеешь ложные известия в городе распространять!
Но Правдивый человек с поклоном ответил:
– Я не лгу, а говорю правду. Не было тигра, – я и говорю правду: не было. Бежала собака, –

я и говорю правду: собака.
– Правду?! – Вали усмехнулся. – Что такое правда? Правда – это то, что говорит сильный.

Когда я говорю с шахом, – правда то, что говорит шах. Когда я говорю с тобой, – правда то, что говорю я. Хочешь всегда говорить правду? Купи себе раба. Что бы ты ему ни сказал, – всё всегда будет правда. Скажи, ты существуешь на свете?

– Существую! – с уверенностью ответил Правдивый.

– А по-моему – нет. Вот прикажу тебя сейчас посадить на кол, – и выйдет, что я сказал чистейшую правду: никакого тебя и на свете нет! Понял?

Правдивый стоял на своём:

– А всё-таки правду буду говорить! Не было тигра, Собака бежала! Как же мне не говорить, когда я своими глазами видел!

– Глазами?
Вали приказал слугам принести золотой халат, присланный из Тегерана.
– Это что такое? – спросил вали.
– Золотой халат! – ответил Правдивый.
– А за что он прислан?
– За тигра.
А за собаку золотой халат прислали бы?
– Нет, не прислали бы.
– Ну, значит, ты теперь своими глазами видел, что тигр был. Есть халат – значит, был и

тигр. Иди и говори правду. Был тигр, потому что сам халат за него видел. – Да ведь правда…

Тут вали рассердился.

– Правда это то, что молчат! – сказал он наставительно. – Хочешь правду говорить, – молчи. Ступай и помни.

И пошёл Правдивый человек с большим бесчестием.

То есть в душе-то его все очень уважали. И Казим, и вали, и все думали: «А ведь один человек во всём городе правду говорит!»

Но все от него сторонились: кому же охота, Правдивому человеку поддакивая, Лжецом прослыть?!

И никто его на порог не пускал.
– Нам вралей не надо!
Вышел Правдивый человек из города в горе. А навстречу ему идёт Лжец, толстый, румя-

ный, весёлый.
– Что, брат, отовсюду гонят?
– В первый раз в жизни ты правду сказал! – отвечал Правдивый.
– Теперь давай сосчитаемся! Кто больше счастливых сделал: ты своей правдой или я

своей ложью. Казим счастлив, – на богатой женился. Вали счастлив, – халат получил. Всяк в городе счастлив, что его тигр не съел. Весь город счастлив, что у него такой храбрый вали. А всё через кого? Через меня! Кого ты сделал счастливым?

– Разговаривать с тобой! – махнул рукой Правдивый.

– И сам даже ты несчастлив. А я, – погляди! Тебя везде с порога гонят. Что ты сказать можешь? То, что на свете существует? То, что все и без тебя знают? А я такое говорю, чего никто не знает. Потому что я всё выдумываю. Меня послушать любопытно. Оттого мне везде и приём. Тебе – одно уваженье.

А мне – всё остальное! И приём, и угощенье.
– С меня и одного уваженья довольно! – ответил Правдивый. Лжец даже подпрыгнул от радости:
– В первый раз в жизни солгал! Будто довольно?
И так как Правдивый покраснел, то Лжец добавил:
– Соврал, брат! Есть-то ведь и тебе хочется!

Арабские притчи. Истина

Арабские притчи. Большая книга мудрости

На чтение 5 мин. Опубликовано

Правда и ложь — это понятия, которые присутствуют в жизни человека всегда. С самого детства ребенка учат быть честным, не обманывать людей. Доброе имя нельзя сделать, если врать людям. Бывает так, что личность может соврать ради спасения, предпочитая вранье. Кто-то не решается сознаться, чтобы не разрушить свою семью или чью-то жизнь. Сочинение на тему «Правда и ложь» поможет разобраться, отчего зависит выбор того или иного решения, а также почему кому-то свойственно привирать, а другим нет.

Рекомендации и правила написания

Истина и ложь — противоположные значения. Люди по-разному относятся к этим понятиям, хотя считается, что все хоть раз в жизни, но врали.

Подготовка к работе

Перед тем как приступить к работе, нужно понять, какова основная идея сочинения. Затем составить план. С его помощью будет легче раскрыть тему. Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Правда и ложь», можно задать следующие вопросы:

Утаивание правды есть ложь эссе

  • что означают эти понятия?
  • как обман влияет на людей?
  • какие примеры известны?
  • почему люди врут?
  • что толкает говорить жестокую правду?

После ответов на вопросы можно перейти к составлению композиции. Она состоит из следующих элементов:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Также работа должна содержать тезис, аргументы, выводы. Можно использовать цитаты, но не стоит ими злоупотреблять. Важно соблюдать логику изложения, не допускать ошибок.

Составление композиции

В сочинении нельзя нарушать композиционную часть. Отсутствие одного из элементов нарушит целостность рассуждения. Введение должно быть кратким. Здесь необходимо написать суть работы. Можно дать определение понятиям лживости и правды.

Правда и ложь сочинение рассуждение

В основной части следует раскрыть главную тему работы. Нужно привести примеры из жизни или литературных произведений, после чего их проанализировать и оценить. Можно описать влияние обмана на людей, почему они это делают, а также для чего используется «ложь во спасение».

В заключительной части нужно сделать выводы, написать актуальность темы в современное время.

Работа должна быть последовательной, без ошибок. Перед сдачей сочинения его нужно проверить на ошибки и логику изложения мыслей.

Примеры работ

Ложь — то, что не соответствует реальности. Истина делает человека свободным. Многие люди врут ради достижения своих целей. Вопрос в том, стоит ли оно того и имеют ли право индивиды на вранье.

Мини-эссе для 6 класса

Ложь и правда — антонимы. Сказать правдиво, значит, рассказать истину, то есть то, что было в действительности. Правдивые истории всегда сообщаются без утаивания каких-либо подробностей.

Ложь — выдумка, обман. Лжецов не уважают в обществе. Считается, что с такими людьми не стоит иметь дел, так как не знаешь, когда ждать вранья от обманщиков и с какой стороны.

 сочинение на тему ложь

Можно привести пример из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», где Хлестаков выдумал историю о жизни в Петербурге. Причем так рассказал, что сам поверил в это. Герой пошел на обман ради личной выгоды. Такой поступок характеризует его как непорядочного человека. Конечно, можно найти ему оправдание, ведь слушатели тоже были врунами. Вся эта ситуация выглядела смешно.

Я считаю, что нельзя с точностью разделить правду и ложь на хорошее и плохое. Бывает так, что необходимо соврать ради спасения чьей-то жизни.

Примером, когда ложь необходима для утешения человека, служит пьеса Горького «На дне», где сталкиваются правда Сатина и обман Луки. Странник хотел вселить надежду в людей, которые оказались на самом дне этой жизни. Он стремился дать надежду на лучшее. Конечно, ложь этого героя не спасла никого из жителей ночлежки, но людям хотя бы ненадолго полегчало. Сатин оправдывает странника, но сам считает, что обман — это религия рабов и хозяев.

В итоге своего сочинения на тему «Ложь и правда» хочу сказать, что каждый индивид по-своему относится ко лжи и правде. Я думаю, что все люди до единого должны быть честными. Человеческие отношения строятся на доверии, а чтобы оно было, необходимо всегда говорить правду и не лгать.

Обман или истина во спасение

Личность за свою жизнь не один раз сталкивается с обманом. Есть люди, которые считают, что сладкая ложь лучше горькой правды. Кто-то не может сообщить истину, другие не терпят вранья.

Я считаю, что нужно всегда говорить правду. Можно подготовить индивида, перед тем как сообщить что-то плохое, но обязательно сказать. Настоящие друзья никогда не обманывают друг друга. Становиться вруном плохо, так как в этом случае люди будут иначе относиться к человеку, возможно, станут презирать обманщика. Любую информацию можно сказать деликатно. Честность всегда вызывает уважение.

 утаивание правды есть ложь

Подтверждением этому является достойный поступок главного персонажа произведения М. А. Шолохова «Судьба человека». Соколов вернулся с фронта и встретил маленького мальчика-сироту. Герой соврал ребенку и представился малышу отцом. Эта ложь спасла его. Разве стало бы легче мальчику, узнай он правду? Жестокая истина усугубила бы и так тяжелое положение.

Но если рассмотреть другое произведение из русской литературы, то там не все так однозначно. Например, «Преступление и наказание» Достоевского, где главный персонаж раскаивается в содеянном, его мучает совесть. Чтобы облегчить свою совесть, Раскольников решил раскрыть правду и сознался в убийстве. Любая истина рано или поздно, но всплывет.

Сочинение на тему «Правда и ложь» позволяет понять, что многим людям легче соврать. Лгуны зачастую скрывают свои поступки, недоговаривают и делают подлости. С самого детства мы признавались своим родителям в своих проступках, а за правдивость обычно получали выговор или наказание. Но, несмотря на это, нужно быть честными.

Чтобы все люди говорили правду, нужно с самого детства прививать положительные качества ребенку, приводить положительные примеры. Лживость никого не красит. Доверительные отношения поспособствуют развитию добропорядочности, честности.

Конечно, в любом случае будет выбор за самим индивидом: правда или ложь. Сочинение-рассуждение помогло мне до конца разобраться, что лучше — правдивость, какой бы она ни была, или сладкая ложь.

«Правда и ложь»

5 класс

Педагог дополнительного образования: Жаркова Екатерина Андреевна

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.
Задачи: 
1. Учить детей говорить правду.
2. Развивать речь, мышление.
3. Воспитывать такие нравственные качества как честность, справедливость.

Наглядность: карточки со словами, высказывания на листочках, пословицы на листочках, две куклы, разноцветные ленточки и лоскутки.
Методы: рассказ, беседа, игра, практическая работа.

1. Организационный момент.

— Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и посмотрим друг другу в глаза.

— Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными и конечно улыбнёмся друг другу.

2. Определение темы.
— Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя. Сказка называется «Две сестры». Как, вы, думаете, почему сказка так называется? Что может произойти в этой сказке?

Чтение учителем сказки «Две сестры»

« За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали — Правда, другую (Как вы, думаете, ее звали?) – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудится. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: (Что ложь могла сказать им?) «Что вам трудится да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».
Честный человек ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: (Что сделает ленивый человек?) ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. (А можно избавиться ото лжи? И как это сделать?) Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе, врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор она живет с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться». 
— Понравилась вам сказка? Почему? О ком шла речь в сказке?
— Оправдались ваши предположения, о которых вы говорили перед прослушиванием сказки? 
— Что-то новое узнали о правде и лжи?
— Ребята, а можно уберечь себя ото лжи? (ответы детей) 
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

3. Работа по теме.

— Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос я предлагаю вам одеть двух кукол. (Показывает двух кукол)
1. Игра «Одень кукол – сестренок Правду и Ложь» 
(Предлагается одежда темных и светлых цветов, различные ленточки и тряпочки)
(Дети по очереди выходят и подбирают одежду для кукол, комментируют свой выбор.)
— Правда и ложь у нас две сестры. Как вы думаете, почему? Почему у одних и тех же родителей вырастают разные по характеру дети? От кого это зависит?

2. Значение слов «правда» и «ложь» из толкового словаря.

— Ребята, как вы считаете, что такое «правда»? (Ответы детей)

Правда – это высказывание соответствующее действительности.

Она включает в себя, силу и превосходство. Этими качествами обладают те люди которые никогда не обманывают. Ведь не всегда просто и легко сказать правду.

— А как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное ис­кажение истины, с определённой целью и намерениями.)

— Давайте обсудим и выберем из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

правда ложь

истина неправда

действительность обман

откровенность враньё

3.. Игра «Правда или ложь?»

— А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Правда или ложь».

Дети по очереди выходят к доске и читают высказывания, написанные на листочках.

  • ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

  • ЧА-ЩА пиши с буквой Я.

  • Если у слона хорошее настроение, то он летает.

  • Завтра будет суббота.

  • На березе растут яблоки.

  • Наша Земля круглая.

  • Летом идет дождь.

  • Если я получу двойку, мама обрадуется.

  • Собака ловит мышей.

  • Писатели пишут книги.

4. Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

— О чем этот рассказ?

— Чего боятся мальчики?

-Как поступили мальчики?

— Почему первые два мальчика соврали и чем все это закончилось?

— Как поступил третий мальчик? Правильно ли он сделал?

— Как бы вы поступили на его месте? Почему?

Правда всегда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.

5. Обсуждение ситуаций.

Как бы вы поступили, если:

— получили двойку;

-опоздали на урок;

-не успели убраться дома до прихода с работы мамы;

— не выполнили домашнее задание.

6. Работа над пословицами.

— О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы их знаете.

— Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

— Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

— А вы знаете пословицы о правде и лжи? (Ответы детей)

4. Подведение итога.

— Теперь вы знаете, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

5. Итог работы.

Составление правил честного поведения.

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

6) Поступай только честно.

— Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен.

Напоследок поиграем в игру «От сердца к сердцу»

По кругу, начиная с учителя, дети заканчивают предложение: «Я стараюсь быть честным и правдивым, потому что …»

Отличие правды

Одно из правил нравственности — не лгать. Так учат с детства и будучи уже взрослым, человек всегда стоит перед выбором, как поступить. Сложно ответить, какой вариант будет правильным. Оставаться честным и не изменять своим нравственным понятиям — качество сильных людей. Столько примеров из истории, когда люди приносили в жертву жизнь, но не отказывались от своих взглядов.

Говорить истину — опасно, но есть свои плюсы. Но всё же правда лучше, чем сладкая ложь, она обладает свойством расширять границы и дарить свободу. А ложь, наоборот, ограничивает человека, вселяет чувство страха из-за боязни выдать себя. Правда основана на объективной реальности. Стоит учитывать, что с ней придётся жить, и после её открытия по-прежнему уже никогда не будет. Не каждый может это вынести и принять.

Выдавать честные факты необходимо порционно, чтобы принимающий человек мог это «переварить». Задача состоит в том, чтобы информация поступала постепенно во времени, не оглушая всей своей тяжестью. В некоторых случаях она не нужна, и значение пословицы «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», не всегда оправданно.

Прежде чем соврать, необходимо оценить ситуацию. Применять ложь можно только в крайних случаях. Иначе, солгав хоть раз, можно навсегда потерять доверие и долгое время доказывать правдивость своих суждений. Честное отношение всегда лучше приятной лжи.

Есть несколько факторов, которые подтверждают пользу правды:

  1. Люди, которые всегда говорят честно, увереннее других.
  2. К советам честных людей чаще прислушиваются.
  3. К правдивым людям испытывают уважение.
  4. У лжецов хуже здоровье, чем у любителей высказаться честно.

Приводить аргументы можно бесконечно. Всегда результат будет перевешивать в пользу правды. Подсознательно люди не любят ложь, но трудно найти того, кто всегда говорит правду.

Парадокс в том, что соврать начальнику, утаить некоторые мысли от друзей или отвечать родителям «всё хорошо», когда на самом деле в жизни сплошные проблемы — не критично, если это позволит сбалансировать ситуацию. Но любая ложь живёт короткий промежуток времени.

Сочинение на тему “Счастье и радость жизни… в правде” – (А. П. Чехов)”

В произведении Горького конфликт правд – это конфликт реального настоящего не только с желаемым будущим, но и с утерянным прошлым. Мы не знаем, какими путями действующие лица пьесы попали в ночлежку, но из их диалогов мы узнаем, кем они были и как жили раньше. Некоторые из них, такие как Барон и Актер, до того, как опуститься на самое дно, были довольны своей жизнью. Теперь же никто и по имени-то их не называет. Они постоянно грезят о своем прошлом, каждый раз по-новому, приукрашивая свой рассказ. Такие, как Анна, Настя, Васька Пепел и Клещ, никогда лучшей жизни и не видели. Они лишь мечтают о ней. Чахоточная Анна надеется на успокоение после смерти, так как при жизни она только мучилась, «над каждым куском хлеба тряслась» и «всю жизнь в отрепьях ходила». Молодая Настя, которой также нечего вспомнить, уходит от реальности в воображаемый мир большой и «чистой любви». Потомственный вор Васька Пепел мечтает покончить со своим прошлым и начать жизнь заново. Рабочий Клещ верит в то, что честный труд поможет ему стать человеком. Герои пьесы ищут опору и спасение в уходе от жестокой реальности. И поддержку в этом они находят у странника Луки, зашедшего к ним в ночлежку. Для Луки правдой человека является та правда, в которую сам человек хочет верить. Лука считает, что вера способна заменить страшную действительность, увести от нее в мир прекрасных иллюзий. Лука зарождает надежду в душе человека, старается облегчить их участь. Умирающей Анне он внушает, что есть загробная жизнь, где нет мук и страданий. Актера уверяет в существовании бесплатных лечебниц для алкоголиков. Ваське Пеплу советует отправиться в Сибирь, где можно начать вольную честную жизнь. Для каждого Лука находит доброе слово, к каждому относится с лаской и состраданием. Чтобы объяснить свое поведение, Лука рассказывает притчу о праведной земле: жил один человек, который верил в существование праведной земли, а потеряв эту веру, повесился. Этой притчей Лука хотел показать спасительную силу веры, которая действует на человека как обезболивающее лекарство. Но трагедия несбыточности надежд отражена в каждом герое. Актер повесился, Пепел угодил в тюрьму, Наташа пропала. Так зачем же Лука вселял в них веру в несбыточные мечты? Многие годы Лука рассматривался литературоведами как отрицательный персонаж. Они видели в нем «лукавого», искусителя, черствого и равнодушного к людям человека. Его так называемая спасительная ложь никого не спасла, а, наоборот, погубила. К тому же в годы классовой борьбы смирение и рабская покорность перед угнетателями, примирение с врагом считались настоящим преступлением. Сегодня, конечно, образ Луки прочитывается совсем по-другому. Но до сих пор он остается единственным персонажем в пьесе, вызывающим столько споров.

Главным оппонентом Луки в споре о правде считают Сатина, который понимает Луку: «Он врал… только из жалости к вам». Но Сатин полностью отвергает философию старца: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!» Сатин высказывает общую мысль о человеке: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Он считает, что человек не должен мириться с действительностью, а должен пытаться изменить ее: «Человек свободен. Человек – вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное – дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!» Но, несмотря на такие решительные призывы, босяки в силу трагического стечения обстоятельств бессильны что-либо изменить в своей жизни. Сам Сатин не пригоден к настоящему делу. Он умеет лишь видеть правду и показывать ее людям.

Сам Горький писал о пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Каждое поколение читателей на это отвечало по-разному. Но фактического ответа на вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?» – в пьесе нет.

Какая польза у лжи

У лжи есть приятная сторона — она дарит чувство иллюзорности и благополучия и просто необходима слабым, эгоистичным и неуверенным в себе людям, защищая их во внешнем мире. На подсознательном уровне человеческий мозг устроен так, чтобы избегать разрушительной истины. Это механизм самозащиты психики. Обычно прозрение становится страшным и болезненным.

Но бывает, что солгать «во спасение» желательно, как факт заботы о здоровье и психическом состоянии человека. Тогда искажение реальности будет более правильным, чем придерживание нравственных принципов или высказывание личных убеждений.

Врать желательно только тогда, когда реальное положение дел лишь причинит боль и усугубит ситуацию. В зависимости от обстоятельства ориентироваться надо на интуитивные ощущения, а не на поговорки и стереотипы.

Порой полезно услышать правдивые факты. Например, когда человек плохо одет, от него исходит неприятный запах или он глупо себя ведёт. Но высказываться надо очень аккуратно, чтобы не обидеть благими побуждениями.

Желая «улучшить» человека, следует спросить о его согласии выслушать правду. При положительном ответе информация способна существенно изменить его жизнь. Окружающие люди, как зеркала, которые отражают качества личности, не замечаемые со стороны.

Смысл искажения истины

Смысл пословицы «Горькая правда лучше, чем сладкая ложь» известен каждому со школьного возраста. Но на неправде, как ни странно, строятся отношения в мире. Примером тому становятся политические лидеры, скрывающие истинную информацию в отношении стран третьего мира. Это лишь доказывает, что мир иллюзорен.

Но именно некоторые лживые утверждения и отношения помогают поддерживать порядок в мировом сообществе. Не допускать серьёзных конфликтов и войн. Если рассматривать ложь как понятие — это преднамеренное сокрытие информации либо искажённый в чью-то пользу вариант истины.

В повседневной жизни ложь везде: она присутствует в сказках, правилах этикета в обществе, предотвращая недовольство и скандалы. На ней создаётся относительный мир и порядок в социуме. У Марка Твена была цитата: «Только дети и дураки скажут правду». Отсюда можно сделать вывод, что умные и взрослые люди часто скрывают истину.

Понять дилемму, какой вариант наиболее хороший — правдивый или лживый, пытались британские учёные. Ими был проведён опрос пациентов клиник Великобритании, с целью понять: хотят ли они узнать точный диагноз своего заболевания. По результатам почти 90% опрошенных изъявили желание узнать правду, нежели красивую ложь. Свою позицию они объяснили так: знание истинного положения дел в случае летального исхода дало бы небольшой промежуток времени, чтобы провести его с пользой.

Что такое правда, и что такое ложь?

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны Нас воспитали так, что ответ кажется простым. Правда – это когда передают факты так, как они есть. А ложь, соответственно, — искажение этих фактов.

Но это – лишь в теории. На деле такой упрощённый взгляд оказывается неверным. Иногда нельзя напрямую сказать правду, указав ближнему, вот так, просто и без особой нужды, на его изъян. Частенько приходится смягчать и изменять, когда правдивость не только не поможет, но, наоборот, навредит. Ибо в таких случаях то, что видится правдой, окажется ложью, ибо порождает дурное. Или, наоборот, — то что, казалось бы, выглядит ложью, приводит человека к истине.

Получается, что правда – это то, что приводит к добру и исполнению Воли Творца. Ложь же – это всё, что приводит к успеху Ситра Ахра (дословно «Другой Стороны»), то есть порождает Зло.

Отсюда – неутешительный вывод: человек, которого отравляют дурные мысли, который весь под властью материальных забот, не способен различить, где ложь, а где, правда. Этот человек – просто слепец, всё искажено его сиюминутным эго.

Не зря же сказано (Цфания,3): «Остаток Израиля не сделают мерзости, и не произнесут кривды». Именно те, кто назван «остатком» Израиля – и никто другой. Только те, кто отшвыривают материальные заботы на последнее место, «в остаток», как вещь третьестепенную, а главное для них – духовные достижения, только у таких людей есть чутьё на правду, и чисты они от «кривды и извращений».

Те же, кто поставил во главу угла ложь и зло, если и ухитряются порой соответствовать фактам, — то и тогда их взгляд всё портит, обращая истину в ложь. Ибо «правдивые» частности служат их главной обманчивой сути. И получается, что всё у них – ложь.

Именно это ответил Творец Ицхаку, когда Яков, младший из сыновей, получив у отца хитростью благословения, вышел, и вошёл Эсав. «И задрожал Ицхак великой дрожью…», так, что стены горячими стали — понял Ицхак, что произошёл обман, и спросил: «Кто же это?…» То есть, кто несёт ответственность за этот обман? Яков ли, который устроил «представление»? Или он сам, Ицхак, узнавший «голос, голос Якова!», но сердцем согласившись на обман. На это ответил ему Творец: «Ни ты, ни Яков не виноваты. Вся вина на том, кто «ловит добычу» — на Эсаве. Вы лишь всё вернули на место, вы исправили ту ложь, которую создал Эсав, обманывая отца, ведя с ним праведные речи и совершая злодеяния за его спиной.[1]

Более того, не только «рядовые» дела засчитываются злодею во зло из-за испорченной его природы, но даже те его поступки, которые выглядят праведными. Ибо всё, что ни делает злодей, всё облачается в одежду его низкой сути.

На что это похоже? На человека, который нашёл на дороге забытые кем-то вещи. Он их поднял, отправился в близлежащий город и стал кричать: «Чьё это, кто потерял?» Собираются вокруг люди, нахваливают его и говорят: «Какой же он молодец, какой праведный! Давайте же поставим его себе главой!» Сказано — сделано. Прошёл год, проходит два, три — и на месте города – развалины. «Праведник» оказался злодеем, продавшим и город, и жителей чужеземцам, а спектакль с «возвращением пропажи», был лишь приманкой — привлечь к себе сердца и захватить власть.

Такова природа злодея. Его праведность – лицемерие, в которой уже спрятана конечная, злодейская цель, то есть его «добрый» поступок – с самого начала – ложь.

Яков, наш праотец, совершил «подлог», сделав это под давлением обстоятельств, не имея ни на йоту в виду собственную выгоду, лишь исполняя то, что было желаемо Творцом. И такая «ложь» в этих условиях, и была настоящей правдой.

Реальным же источником лжи был Эсав – основатель «теории лицемерия», действующей по сей день. Эсав, который прилюдно просит «отделять десятину» от соломы и соли, а скрытно совершает самые гнусные из грехов. Эсав, «соблюдающий семейную традицию», в сорокалетнем возрасте подыскивая в жёны «приличную партию», и в то же время закрепляет обычай, когда можно делать мерзости, оставаясь притом «приличным человеком», избегающим скандалов. Такой «джентльмен» — с ног до головы – сплошная ложь, и всё, что бы он ни делал, всё – лишь инструменты для его фальшивой жизни, которая вся – фикция. А поскольку Творец — не с лжецами, то разоблачает их ложь, лишает «приварка». Так и с Эсавом, Творец забирает у него благословения, и потому-то Ицхак, наш праотец, восклицает, подтверждая праведность Якова: «Так пусть и будет благословен!».

По книге раби Элияу Элиэзера Деслера «Михтав ми-Элияу», том 1, стр.94.

[1] Ялкут Шимони,Толдот,115

Теги:

, Переводы, Еврейство

Школьная программа

Тема честности и лжи — очень важная область, поэтому даже в школе детям предлагается написать сочинение «Что лучше — правда или ложь». В работах учеников часто встречаются истории об одноклассниках, когда они соврали, но почувствовав, что поступили не по совести, рассказали о совершенном поступке.

«Две подружки из одного класса учились по-разному — одна хорошо, другая плохо. Во время очередной контрольной работы девочка, которая плохо училась, списала ответ у подруги. Совершить обман ей пришлось, потому что у неё сильно болела мама, и девочка не хотела расстраивать близкого человека.

Учительница поставила пятёрку за выполненную работу, но отметка не радовала списавшую девочку, поэтому она подошла к учителю и честно призналась в обмане, попросив исправить отметку на двойку. Преподаватель похвалил ученицу за честность и поставил заслуженную оценку. Возвращаясь домой, девочка радовалась двойке, как честно заработанной оценке.»

Подобные рассказы учат морали: поступая по совести, чувствуешь себя лучше. Правда приносит облегчение, за неё могут похвалить. Сочинения помогают выявить правила поведения приличного человека:

  1. Порядочность заключается в честности.
  2. Не следует врать о себе.
  3. Если что-то пообещал, обязательно исполни.
  4. Если обещание не выполнено, следует вовремя извиниться.
  5. Обсуждать кого-то в его отсутствие — некорректно. Высказать мнение о человеке необходимо ему лично, а не публично.
  6. Следует быть честным по отношению к другим.

Внеклассное мероприятие Диспут Тема: Правда и ложь в жизни человека. Учитель: Цыганкова Ираида Леонидовна Открытый урок. Вступление для аудитории учителей. Дискуссия выступает на первый план тогда, когда надо разбираться в том, что по-разному толкуется, или не выяснено до конца, или вообще не может иметь конечного решения по самой природе словесного искусства, но всегда будет интересовать учащихся. Цель дискуссии состоит в том, чтобы учить логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции, а ещё я преследую цель подготовки учащихся к зкзаменационному изложению с элементами сочинения, а так же творческого развития личности. Я проведу 2 урока развития речи. На одном – урок-диспут, на другом – сочинение. 1 урок Тема: Правда и ложь в жизни человека Цель: — в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции; — учить логично, доказательно отстаивать свою точку зрения; — готовить учащихся к выпускному экзамену; Оборудование: — таблица с темой; — текст №19 из сборника изложений для 9 класса («Полуправда») — на карточке объяснение слова «правда» по толковому словарю Ожегова; — 2 плаката с тезисами: «Ложь имеет право быть» и «Правда дороже всего»; — правила ведения дискуссии на доске. Ход урока. 1.Сообщение темы и целей урока. — Сегодня у нас будет необычный урок – урок-диспут. — Мы будем в откровенном споре учиться логично и доказательно отстаивать свою точку зрения. 2.Чтение текста «Полуправда». — Прослушайте текст и определите, какую проблему мы будем обсуждать сегодня на уроке? (Правда и ложь в жизни человека) — Да. Это и будет темой нашего урока. (Учитель вывешивает табличку с темой на доску) — Я думаю, что эта проблема важна для вас, т. к. вы уже взрослые и не раз стояли перед выбором – сказать правду, промолчать или солгать. 3. Понятие слова «правда» — Нравственность человека состоит из определённых чувств и понятий. Одно из таких понятий — правда. — А что такое правда? Правда – 1.То, что соответствует действительности, истина; 2. Порядок, основанный на справедливости, честности. (По толковому словарю С.И.Ожегова) — Хорошо ли всегда говорить правду? Да, скажете вы. Нас с детства учат быть честными. Правда—мерило нравственности каждого человека. А давайте попробуем представить, что мы будем говорить правду и ничего ,кроме правды, всего один день! — Представили? — Получилось? — Мы постоянно что-то приукрашиваем, о чём-то умалчиваем, преподносим даже истинные факты в выгодном для нас свете, немного привираем. И каждый человек понимает это и вряд ли кто- нибудь из нас считает себя обязанным говорить всегда правду, только правду и ничего кроме правды. 4. Пословицы о правде и лжи. — Давайте обратимся к народной мудрости – к русским пословицам и поговоркам. Ведь высказанное народом мнение неоспоримо, с ним надо считаться. (Учащиеся зачитывают пословицы и поговорки, которые им раздал учитель, зачитывают их и объясняют, как понимают ) Вывод: — Как мы видим, есть пословицы и поговорки, которые защищают правду, а есть, которые оправдывают ложь. 5. Подготовка к дискуссии. — Итак, исходя из этого вывода, у нас есть два мнения: Правда дороже всего Ложь имеет право быть — Поднимите руку те, кто считает, что ложь допустима в отношениях между людьми… — А теперь поднимите руку те, кто считает, что человек должен всегда говорить только правду… (Учитель рассаживает уч-ся по рядам 1 ряд – правда 2 ряд – ложь 3 ряд — воздержавшиеся) Вывод: — Каждый должен отстаивать своё мнение и доказывать аргументами. Т.е. мы с вами будем вести дискуссию. 6. Правила дискуссии. — Истина рождается в споре. Давайте и мы поспорим. Но сначала вспомним правила ведения дискуссии. (Правила на доске) — Может быть кто-то хочет добавить что-нибудь к написанному? — Если во время дискуссии ваше мнение измениться, вы должны пересесть на другой ряд. 7. Дискуссия. — Итак, напоминаю, что каждый должен отстаивать своё мнение и доказывать аргументами. 1 2 3 — уважают, ценят, доверяют; — получаешь выгоду; — в правде сила человека; –можешь избежать наказания; — только зная о себе правду, — ложью можно отвести беду можно изменить себя в лучшую сторону; от др. человека; –правда несёт добро; — можно получить то, что иначе не получишь; –мир и покой в душе; можно убедить окружающих, что всё хорошо; — не желание обнажить душу перед окружающими; (Эти записи на доске появляются в ходе дискуссии) Вывод: — А теперь каждый ряд подведите итоги и сделайте выводы. (Один представитель от ряда делает выводы) Учитель: — Кого нельзя обмануть? (Себя) Ложь имеет границы. 8.Подведение итогов. — У нас состоялся содержательный разговор. Я считаю, что спор удался. У каждого из вас осталось своё мнение по этому вопросу. — Что вы чувствуете сейчас, после нашего разговора? — Наш урок продолжится, мы вспомним структуру текста рассуждения и напишем сочинение-рассуждение на одну из тем. (Учитель показывает на плакаты – «Правда дороже всего», «Ложь имеет право быть») 9.Сочинение-рассуждение. Подготовка. — Повторение структуры текста-рассуждения. –Повторение понятий «тезис» и «аргумент». –Напомнить, что в своём сочинении-рассуждении учащиеся должны постараться привести примеры пословиц, ситуаций как литературных, так и бытовых. Не забыть сделать вывод. 10. Письмо сочинения. * Хлеб соль кушай, а правду режь. (Правда дороже всего) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Правду не скроешь) Всяк правду ищет, да не всяк её творит. Глас народа – глас Божий. (Высказанное народом мнение неоспоримо, с ним надо считаться) Говорить правду – терять дружбу. От трудов праведных не наживешь палат каменных. (Так говорят лентяи) Правда глаза колет. (Неприятно слышать горькую правду о себе) Правда хорошо, а счастье лучше.(С правдой можно наплакаться всю жизнь. Не очень уж на правду надейся.) Искренность и правдивость, честность и бескорыстие – всегда добро. Ложь – всегда зло. Прикрепленный файлSize диспут.doc44.5 KB

  • Рассказ о попугае на английском 5 класс
  • Рассказ о полярном маке 4 класс
  • Рассказ о попугайчике в разговорном стиле
  • Рассказ о поселке в котором я живу 2 класс
  • Рассказ о пользе природы для человека