Рассказ о повесть о разорении рязани батыем

Евпатий коловрат русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. кто это?

Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория

Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других – воеводой.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.

Подвиг Евпатия

Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.

Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

На чтение 5 мин Просмотров 40
Обновлено

Всем интересующимся древнерусской литературой советуем читать краткое содержание произведения «Повесть о разорении Рязани Батыем» – патриотического воинского сочинения, созданного в начале XIV в. Повесть посвящена реальному историческому событию – татаро-монгольскому походу на русские земли в 1237 г.

Главные герои

Евпатий Коловрат – могучий богатырь, состоящий на службе рязанского князя. Возглавив малочисленный отряд, Евпатий нанес большой урон татаро-монгольскому войску.

Юрий Ингваревич – рязанский князь, одним из первых погибший в ходе нашествия хана Батыя.

Батый – татаро-монгольский хан, начавший в 1237 г. масштабный поход на Запад, в результате которого разорению подверглись русские земли.

Краткое содержание

В 1237 г. хан Батый во главе несметного татаро-монгольского войска вторгся на Русь и подступил к Рязанскому княжеству. Он отправил послов к княжившему в Рязани Юрию Ингваревичу с требованием дани.

Юрий Ингваревич обратился за помощью к великому князю Георгию Всеволодовичу, но не дождался никакой поддержки. Владимирский князь намеревался в одиночку выступить против Батыя.

Тогда Юрий Ингваревич призвал к себе братьев Давыда Ингваревича Муромского и Глеба Ингваревича Коломенского, а также Олега Красного, Всеволода Пронского и еще несколько князей. Они стали думать, как избавить Рязанское княжество от опасности. Одновременно с этим Юрий Ингваревич послал к хану с щедрыми дарами своего сына Федора Юрьевича, который должен был попытаться уговорить Батыя пощадить Рязань и ее жителей.

Хан Батый вероломно пообещал, что обойдет княжество стороной. При этом он начал дерзко требовать, чтобы ему выдали знатных рязанских женщин и девушек в качестве наложниц.

В княжеском окружении нашелся один недоброжелатель Федора Юрьевича. Он посоветовал Батыю потребовать княгиню Евпраксию – жену Федора Юрьевича, славящуюся красотой.

Наглое требование хана возмутило молодого князя. Он смело заявил, что татаро-монголы смогут овладеть женщинами рязанцев лишь в том случае, если победят их в бою. Батый в ответ приказал казнить Федора Юрьевича и всех членов посольства.

В живых остался лишь один из любимых княжеских воспитанников по имени Апоница. Ему удалось спрятаться, а затем забрать труп Федора Юрьевича и похоронить его.

Апоница вернулся в Рязань и рассказал о трагедии Евпраксии. Узнав о гибели мужа, княгиня взяла на руки малолетнего сына Ивана и вместе с ребенком выбросилась из окна, разбившись насмерть.

Казнь сына Батыем глубоко опечалила Юрия Ингваревича. Рязанский князь понял, что договариваться с татаро-монголами бесполезно. Он стал спешно собирать войско.

Юрий Ингваревич обратился к рязанским воинам с проникновенной речью, призвав их не жалеть своих жизней в борьбе за родные земли и христианскую веру. Получив благословение от епископа, князь с братьями и соратниками выступил навстречу татаро-монголам.

На границе княжества состоялась жестокая битва. Рязанцы мужественно сражались, удивляя противника своей доблестью. Однако силы были слишком неравными. Каждому русскому воину противостояло несколько врагов.

В бою погиб Юрий Ингваревич, многие князья и все рязанские воины. Лишь Олег Ингваревич, получив множество ран, был захвачен татаро-монголами в плен. Батый был восхищен мужеством достойного противника. Он хотел вылечить Олега Ингваревича и сделать его своим военачальником. Хан стал уговаривать пленника принять веру татаро-монголов.

Олег Ингваревич гордо ответил, что никогда не отступится от веры отцов и не примкнет к безбожникам. Батый разгневался и приказал казнить князя.

Разгромив княжеское войско, татаро-монголы осадили Рязань. Все рязанцы встали на защиту города. После пятидневной осады захватчики пошли на решительный приступ. Использовав мощные стенобитные орудия и лестницы, татаро-монголы смогли захватить Рязань. Город пал двадцать первого декабря 1237 г.

Мать Юрия Ингваревича Агриппина вместе с другими женщинами из княжеской семьи пыталась укрыться в церкви. Татаро-монголы ворвались в святой храм и беспощадно всех перебили.

Батый устроил в Рязани кровавую резню, никого не оставив в живых. Полностью разорив город, он двинулся в дальнейший поход по русским землям.

Одни знатный рязанец по имени Евпатий Коловрат находился в это время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингваревичем. Узнав о нашествии Батыя, он во главе малой дружины спешно выступил на защиту города. Добравшись до Рязани, Евпатий с горечью увидел, что опоздал.

Коловрат пришел в ярость от вида многочисленных трупов, сожженных и разграбленных домов и церквей. Он собрал всех чудом уцелевших рязанцев и направился следом за татаро-монголами. Отряд Евпатия насчитывал всего лишь тысячу семьсот человек.

Рязанские воины догнали Батыя в суздальских землях и с ходу пошли в атаку. Небольшой отряд яростно налетел на татаро-монголов, как ураган. Рязанцы во главе с Евпатием с таким бешенством истребляли неприятелей, что у них тупились мечи. Хан пришел в ужас от этого неожиданного нападения.

Татаро-монголам удалось взять в плен пять тяжело израненных человек. Они заявили, что состоят в отряде Евпатия Коловрата, который служит князю Ингварю Ингваревичу. Князь послал своих людей, чтобы с честью встретить и проводить хана.

Узнав имя своего могучего противника, Батый выслал против него своего родственника Хостоврула, который пообещал доставить Евпатия живым. Однако в бою Коловрат убил Хостоврула и еще многих знатных татаро-монголов.

Отчаявшись одолеть рязанский отряд в битве, Батый приказал обстрелять его из камнеметных орудий. Татаро-монголы засыпали русских воинов тяжелыми камнями. Непобедимый Евпатий был убит.

Хан и все татаро-монголы отнеслись к мертвому богатырю с огромным уважением. Батый заявил, что мечтал бы иметь такого воина в своем войске. Тело Коловрата было выдано захваченным в плен рязанцам, которых хан приказал отпустить на волю.

В Рязань вернулся Ингварь Ингваревич и увидел, что город превращен врагами в руины, а тела его любимых братьев и всех рязанцев лежат в поле, терзаемые хищными зверями и птицами. Князь занял рязанский престол, повелел похоронить всех погибших и стал активно восстанавливать разрушенный город и наполнять его новыми жителями.

Многие историки считают «Повесть о разорении Рязани Батыем» произведением исключительно художественной литературы, хоть и основанным на реальных событиях. Но в высоких научных кругах продолжаются споры: существовал ли Евпатий Коловрат на самом деле? По крайне мере, в истории о рязанском воеводе специалисты нашли немало белых пятен.

Сражаться и умереть

«Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение неизвестного, но талантливого автора, который описал драматичную осаду города и его захват монголо-татарами. Как известно, это случилось в декабре 1237 года. Изначальный вариант памятника древнерусской литературы до наших дней не сохранился. В распоряжении ученых имеются лишь рукописные копии, имеющие небольшие расхождения между собой. Самые ранние из них ученые относят к концу XVI века.

Евпатий Коловрат, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», являлся воеводой (по другим данным – боярином, влиятельным сановником). Князь Юрий Ингварович, узнав о приближении многочисленного вражеского войска, отправил его вместе со своим братом (или племянником) Ингваром Ингваровичем к соседям с просьбой об оказании военной поддержки. Когда войска хана Батыя вторглись на рязанскую землю, Евпатий находился в Чернигове.

Услышав страшную весть о нашествии врага, отважный воин поспешил на родину, но застал Рязань полностью разоренной и разграбленной. Охваченный желанием отомстить захватчикам за гибель близких, воевода собрал внушительный отряд численностью в 1 700 человек и направился вслед за войском Батыя, которое сумел догнать на территории Суздальского княжества.

Евпатий Коловрат причинил врагу значительный урон. Он «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Среди поверженных оказался и шурин хана – некий Хостоврул, ранее похвалявшийся, что сумеет взять в плен самого Евпатия. Что уж говорить про обычных, рядовых воинов: когда меч Коловрата притупился о вражеские доспехи, он взял в руки монголо-татарское оружие и продолжил рассекать противников-конников надвое, вплоть до седла.

Но военная операция рязанского воеводы изначально была обречена, численность Батыева войска превышала количество русских героев-мстителей. Евпатий Коловрат героически погиб: его окружили и буквально завалили тяжелыми снарядами, выпущенными из многочисленных камнеметных орудий.

Причем, по преданию, хан Батый отдал должное мужеству рязанского воеводы. Он отпустил выживших русских воинов вместе с останками своего командира и сказал: «Аще бы у меня такий служил – держал бых его против сердца своего».

В целом, «Повесть о разорении Рязани Батыем» – это призыв к русским людям объединиться и дать отпор врагу, потому что Евпатий Коловрат не смирился с поражением, он предпочел умереть за родную землю.

Настоящий или нет

В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о жестоком истреблении жителей русского города захватчиками. Но ведь Евпатий Коловрат каким-то образом умудрился собрать из выживших внушительный отряд в 1 700 воинов.

Доктор исторических наук Владимир Фортунатов в своей книге «Российская история в лицах» (Санкт-Петербург, 2009 г.) отметил: «Описание гибели отряда Коловрата под градом камней, выпущенных с помощью метательных машин, очень напоминает заключительный этап битвы при Фермопилах трехсот спартанцев, которых, полностью окружив, тоже перебили с помощью метательных машин».

Правда, для обвинения автора «Повести о разорении Рязани Батыем» в плагиате нет никаких оснований. Впрочем, этот образованный человек вполне мог быть знаком с наиболее яркими моментами античной истории.

Известный филолог, профессор Дмитрий Лихачев изложил свое мнение об исторической достоверности предания об Евпатии Коловрате в книге «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси» (Ленинград, 1987 г.). Ученый предположил, что автор «Повести о разорении Рязани Батыем» талантливо переосмыслил народные предания, основываясь на имевшейся в его распоряжении Рязанской летописи.

«Фольклорная основа «Повести» творчески переработана ее автором, создавшим свою систему художественной выразительности, близкую к художественной структуре «Слова о полку Игореве» и подчиненную тем же задачам», – написал Д.С. Лихачев.

То есть, по мнению известного филолога, сами жители Рязанского княжества сочинили легенду о богатыре, который сумел дать достойный отпор захватчикам, пусть даже ценой собственной жизни. Тем более что многие описания подвигов Евпатия Коловрата имеют явно выраженное сходство с былинами, рассказывающими о деяниях знаменитых богатырей.

Хотя в Рязани вполне мог жить отважный воевода, героически погибший в борьбе с захватчиками. Впоследствии в устном народном творчестве его подвиг был переосмыслен, приобретя былинные черты.

Кандидат филологических наук Ирина Лобакова тоже считает, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» нельзя рассматривать как достоверный исторический источник. Об этом исследовательница написала в своей статье «Проблема соотношения старших редакций «Повести о разорении Рязани Батыем»», которая опубликована в ежегодном сборнике научных работ «Труды отдела древнерусской литературы» (Пушкинский Дом, 1993 г.). Исследовательница считает, что автор древнерусского произведения следовал четкому творческому замыслу: вдохновить читателей на священную борьбу за родную землю.

А вот что говорит по этому поводу доктор исторических наук В.В. Фортунатов: «Если даже такой легендарный русский богатырь, как Евпатий Коловрат, и не существовал в реальной жизни, то вряд ли стоит осуждать того, кто его выдумал. Столь страшного разгрома, как «батыево нашествие», Русская земля еще не переживала. В этих условиях многие упали духом. Образ Евпатия Коловрата был нужен как пример для подражания».

Путаница с князьями

Специалисты отмечают, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» упоминаются князья, не имевшие никакого отношения к описываемым событиям. Некоторые из них на момент нашествия хана Батыя на Русь были уже мертвы. А в истории о Евпатии Коловрате рязанские князья и их родственники, правившие в соседних городах, представлены как единое воинское братство. Причем, все они якобы геройски погибли, сражаясь за родную землю.

Между тем, Давид Муромский умер еще в 1228 году, Всеволод Пронский скончался и того раньше – в 1208-м, а Кир-Михаил Всеволодович был убит в 1217 г. Вышеупомянутый Ингвар Ингварович, который в момент нападения захватчиков, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», находился в Чернигове вместе с Евпатием Коловратом, покинул мир живых в 1220 году. Собственно, после этого Юрий Ингварович и стал рязанским правителем. А за военной поддержкой по его приказу в город Владимир (не в Чернигов) ездил другой представитель этого княжеского дома – Роман Ингварович. Он, кстати, действительно погиб в битве с монголо-татарами в окрестностях Владимира, хотя в «Повести о разорении Рязани Батыем» никак не обозначен.

Зато древнерусский автор упоминает неких Глеба Коломенского и Федора Юрьевича, о которых историкам совсем ничего не известно, и их существование остается под вопросом.

В список князей, геройски павших при защите Рязани, «Повесть о разорении Рязани Батыем» внесла Олега Красного и его сына Романа. Хотя историкам известно, что первый вернулся из ордынского плена в 1252 году, а второй был убит в 1270-м.

Как полагает профессор Д.С. Лихачев, автор «Повести…» взял имена покойных рязанских князей из местной церкви, где хранился список представителей правящей династии, которых полагалось поминать во время специальных богослужений. В этом «помяннике» были перечислены лишь имена умерших князей, даты их смерти не указывались. Поэтому и возникла такая значительная путаница.

Многие исследователи считают, что сведя множество русских князей в единое братское войско, автор «Повести…» ненавязчиво намекал тогдашним правителям, что ради борьбы с общим врагом стоит забыть о междоусобных распрях и объединить усилия.

Князья-христиане, вступившие в битву с «погаными», описываются как святые мученики, погибшие за веру. Например, князь Олег Ингварович Красный, будучи тяжело ранен, в «Повести…» мужественно отказался от предложенной ханом Батыем помощи, обозвав его «…безбожны и враг христианския». За что якобы и принял мученическую смерть.

Рязанцы напали первыми

Вообще, древнерусский автор часто намеренно пренебрегает исторической достоверностью в угоду идейно-публицистической или художественной составляющей своего произведения. Например, личность Евпатия Коловрата наделена чертами былинных богатырей, а при описании сражения сознательно делается упор на его недюжинную силу и воинскую доблесть. Под стать герою и другие русские воины.

Если все имеющиеся в распоряжении историков летописные источники однозначно свидетельствуют о том, что рязанское войско лишь обороняло осажденный врагами город, то в «Повести…» защитники родной земли вышли навстречу противнику и даже напали первыми. При этом силы двух воинств якобы были примерно равны, ведь захватчики «едва одолеша их…».

Такое явное несоответствие между реальностью и художественным описанием батальных сцен кандидат филологических наук И.А. Лобакова объясняет желанием автора «Повести…» превознести храбрость русских воинов. Дескать, нельзя считать удалыми смельчаками тех, кто отсиживается в крепости. Настоящий герой должен сразу выходить в чисто поле на честный бой. Таким примером неизвестный древнерусский литератор стремился вдохновить своих читателей на отчаянную борьбу с захватчиками.

Языческое имя

Несмотря на то, что автор «Повести…» описывает сражение Евпатия Коловрата с монголо-татарами как битву благочестивого христианина с неверными, многие исследователи отмечают, что имя главного героя имеет явные языческие корни.

Впрочем, на этот счет тоже ведутся споры. Одни исследователи предполагают, что антропоним «Евпатий» произошел от греческого слова eupathēs – чувствительный, эмоционально восприимчивый. Другие лингвисты выводят имя богатыря из двух слов εὖ и πάτος, что означает «добрый путь». Третьи специалисты считают, что Евпатий – это слегка измененный на древнерусский манер антропоним «Ипатий». А современные неоязычники считают, что рязанского героя звали исконным древнеславянским именем.

Гораздо больше недоумения вызывает прозвище богатыря – Коловрат, которое уж точно не имеет никакого отношения к христианству, а воспринимается некоторыми современными исследователями как сакральный символ солнечной энергии.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного: даже в XIII веке некоторые русские бояре носили два имени: крестильное (данное в церкви) и народное. А если автор «Повести…» основывался на фольклорных преданиях, то и имя героя, вероятно, было им позаимствовано оттуда. Эти легенды и сказания о богатыре, скорее всего, возникли еще до появления на Руси первых христиан.

  • Рассказ о племена мохэ
  • Рассказ о плоде дуба 3 класс
  • Рассказ о площади на английском языке на 6 класс
  • Рассказ о платке как о чуде 3 класс
  • Рассказ о плоде вишни костянка 3 класс окружающий мир