Рассказ о потерянном времени шварц

В заключительный игровой день рпл-2020/21 цска упустил возможность зацепиться за еврокубковую строчку в таблице. а нестабильное динамо выдало свой лучший

В заключительный игровой день РПЛ-2020/21 ЦСКА упустил возможность зацепиться
за еврокубковую строчку в таблице. А нестабильное «Динамо» выдало свой лучший
матч с момента кубковой победы над «Спартаком».

А ведь этот матч 30-го тура мог быть с куда более высокими ставками — к примеру, за Лигу чемпионов. После зимнего перерыва ЦСКА отставал всего на 4 очка от лидера,
«Зенита», и считался главным преследователем чемпиона. «Динамо» же замыкало большую
группу претендентов на еврокубки (четыре команды на расстоянии трех очков друг от друга). «Рубин» с «Локомотивом», которые в тот момент находились ниже бело-голубых, всерьез в расчет
мало кто принимал.

При этом, именно «Динамо» с ЦСКА
вызывали наибольшую симпатию и считались командами с перспективой.
Причина — доверие к российской молодежи. Молодежная сборная России вышла в групповой этап Евро-21 (впервые за 8 лет), и этих смелых, любящих атаку ребят
не хвалил только ленивый. А основу заявки молодежки составляли 9 игроков из ЦСКА (4) и «Динамо» (5). Выбывшего из-за травмы армейца Кучаева заменил
динамовец Тюкавин, так что общее число осталась неизменным. Вся линия
нападения, естественно, армейско-динамовская. Представительство этих клубов в первой сборной выглядело поскромнее (Шунин, Нойштедтер и Фомин (все — «Динамо»),
Марио Фернандес и Ахметов (оба — ЦСКА). Но, все равно, 14 игроков на две главные сборные — серьезная заявка на повышенное внимание к обоим клубам.

Увы, вышло так, что последний
поединок сезона мало что решал для команд. «Динамо» так и осталось «подающим надежды». Из 20 игр, которые
прошли под началом Сандро Шварца (10 побед, 3 ничьи и 7 поражений),
по-настоящему, только две можно назвать резонансными: 5:1 в ноябре с «Локомотивом» и вынос «Спартака» в Кубке России. Остальное — то пусто, то густо. Три победы
подряд сразу после назначения немца — и три матча без голов перед 30-м туром.

ЦСКА и вовсе растерял все добытое перед Новым годом. Случилась смена тренера… Команды «встретились» в турнирной таблице после 26-го тура. Но тогда это еще были 4-5-е места. Теперь
же интрига была только одна: займет ли ЦСКА еврокубковую строчку (то же 5-е
место). И то интрига не явная — все зависело еще от результатов параллельных
игр «Химки» — «Сочи» и «Рубин» — «Ротор». Выигрывают Федотов со Слуцким — и все,
хоть 14:0 побеждай ЦСКА, все равно на первый раз за 20 сезонов не быть армейцам
в Европе.

А еще и получивший травму пару туров назад Никола Влашич не вышел на игру с «Динамо». Агент хорвата сообщил, что Влашич чувствует себя намного
лучше, но уверенности в его форме нет. Что ж, желание игрока сборной Хорватии
поберечься перед Евро-2020 можно воспринимать по-разному, но правильнее о таких вещах
все-таки узнавать от главного тренера. У «Динамо» отсутствовал вратарь сборной
России Антон Шунин, тоже серьезная потеря. Остальные ключевые игроки с обеих
сторон были в строю.

И команды выдали триллер, пусть
первые 20 минут играли слишком осторожно. Очень хорошо действовал на своем
фланге Эджуке. Очередной острый проход нигерийца закончился голом Тикнизяна
после рикошета от Моро. ЦСКА повел, по инерции армейцы провели еще пару атак, а затем игра выровнялась. В концовке тайма на опасный удар Тюкавина армейцы
ответили красивейшим ударом со штрафного Дзагоева. Мяч затрепыхался в сетке, но это был лишь оптический обман. Окончание траектории удара пришлась на внешнюю
сторону ворот.

Только второй гол мог
позволить армейцам чувствовать себя спокойно. На исходе часа активный Эджуке выполнил с левого
фланга передачу во вратарскую. Неуверенная игра Лещука подарила второй шанс
Дзагоеву, но его удар заблокировал Моро. Олич отреагировал двойной заменой,
Дзагоева и Бохинена сменили Сигурдссон и Ахметов. А Шварц, чуть помедлив,
выпустил на поле Нжи и Грулева.

Этот момент стал переломным в матче. Минуты на поле хватило
Грулеву чтобы замкнуть головой подачу Скопинцева. ЦСКА откровенно поплыл. «Динамо»,
как опытный боксер, провело серию добивающих ударов. У Шиманьского не получилось
забить самому, но его пас из центра на правый угол был превосходным. Грулев за десять минут на поле оформил первый в карьере дубль — эффектным ударом в дальний угол, мяч влетел в ворота от штанги.

Самое интересное, что к тому
моменту и «Рубин», и «Сочи» играли свои матчи по нулям. «Рубин» и вовсе на 78-й
минуте пропустил от «Ротора» с пенальти. То есть если бы ЦСКА победил — играл бы в Лиге конференций УЕФА.

Надо отдать должное армейцам,
рывок ими был сделан. ЦСКА Олича мчался в атаку — и,
показалось, был вознагражден Эджуке. Марадишвили сделал заброс из центра,
надеясь на его скорость. Нигериец убежал в прорыв с центра поля, сделал с вратарем Лещуком то, что лидер РПЛ по успешным обводкам любит делать больше
всего, и даже нанес удар. Евгеньев пытался в подкате вынести мяч, но только подправил
его траекторию.

Шварц опять последовательно
сделал две замены, а армейцы получили последний шанс на победу. Увы, Эджуке на ответил взаимностью Марадишвили, пожадничал с пасом и сам пробил мячом выше
ворот. Хотя позиция его партнера была намного перспективней.

Сил на большее у армейцев не осталось. Символично, что победный мяч за «Динамо», где хорошо проявляют себя молодые футболисты, забил самый юный из талантов — 17-летний Захарян. Пара атак гостей в концовке
уже ни на что не влияла. В Лиге Конференций будут играть «Рубин» и «Сочи». Они
вообще могли проиграть свои матчи с крупным счетом, ничего бы не поменялось…

ЦСКА и «Динамо», пожалуй главные
неудачники сезона-2020/21 в России, наряду с «Краснодаром». Команды с большим
потенциалом, финансовой стабильностью и сильным составом не смогли попасть в топ-5. Выступление ЦСКА вообще можно назвать полным провалом. Стоимость состава
команды (по данным Transfermarkt — 135 миллионов евро) более чем в два
раза превышает цену и «Рубина» (61,1 млн), и «Динамо» (62,6). А состав ФК «Сочи»,
сенсационно занявшего место в пятерке, и вовсе 31 миллион евро, в четыре с половиной раза меньше, чем у ЦСКА.

Реакция на итоги сезона в двух московских клубах, впрочем, разная. В «Динамо» не рвут волосы на голове, в целом довольны работой Шварца, при котором развивается молодёжь и появляется узнаваемый стиль игры команды. Коллектив — и команда, и клуб — еще только строится, все вроде бы готовы ждать. Да и к регулярной игре в еврокубках «Динамо» не привыкло. Совсем другое дело — армейцы, которые последний раз пропускали евросезон 20 лет назад, по итогам чемпионата-2001/02. Чего добился ЦСКА,
пригласив неопытного Ивицу Олича в самый напряженный момент сезона и проиграв все ключевые матчи на финише? Почему не оправдали себя непривычно дорогостоящие трансферы? Ответить тот, кто это совершал. Никто не удивится, если армейцы решатся в межсезонье на новую кадровую революцию. Кого она затронет — игроков, тренеров или руководителей?..

Евгения Шварц был талантливым человеком и гуманистом.

2. Его произведения по праву принадлежат к классике советской литературы.

3. Многие выросли на его сказках и пьесах. У всех с детства являются любимыми произведения Шварца: «Сказка о потерянном времени», «Два клёна», фильмы-сказки: «Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо» и другие.

55e8352d

4.Его пьесы и фильмы давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!».

5. Ещё при жизни сказочника Шварца назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви.

6fd088e6

6. Евгений Шварц — разноплановый писатель. Из-под его пера вышли глубокие пьесы, прекрасные сценарии и поучительные добрые сказки. Как и в детстве, писатель и в зрелые годы не любил историй с плохим концом. Наверное, именно этим объясняется тот факт, что все его самые известные произведения заканчиваются хорошо.

7. Евгений Львович прожил не очень длинную, но яркую, насыщенную и очень интересную жизнь. В ней было многое: война и любовь, опасности и триумфы, сложности и удачи.

bedb338a

8. Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани. Его отец, Лев Борисович Шварц, был родом из Екатеринодара, он происходил из еврейской мещанской семьи, учился на медика, а потом стал земским врачом. Его специализация — хирургия.

9.Мать знаменитого писателя, Мария Федоровна Шелкова родом из Рязани, перед замужеством она была слушательницей акушерских курсов, а после их окончания стала акушеркой.

8dae2c51

10.Родители Евгения Шварца любили свои профессии, не гнались за деньгами и часто принимали пациентов бесплатно, особенно если те не могли заплатить.

11. Дед Шварца по материнской линии, Федор Ларин, был цирюльником и жил в Рязани. Дед со стороны отца, Берка Шварц, имел в Екатеринодаре свой мебельный магазин.

65d9fd32

12.В Казани семья прожила недолго. Сначала отец получил назначение в подмосковный Дмитров, а потом, проведя полгода под арестом по подозрению в революционной агитации, был сослан из холодной Казани, в которой он учился, и где родился Женя, в тёплый город Майкоп под надзор полиции. Именно здесь и прошли детские годы писателя.

13.Темпераментный красавец Лев Шварц играл на скрипке, пел, занимался чем-то подпольно-политическим, но главное — играл в любительском театре. Писатель вспоминал: «Отец был сильный и простой. Участвовал в любительских спектаклях. Играл на скрипке. Пел. И расхаживал по дому в римской тоге. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать была много талантливей и по-русски сложная и замкнутая…».

14.Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца — по-настоящему одаренная самобытная актриса.

da1fb3f1

15.Казань была для Шварца только тем, что рассказывали о городе родители, то есть, сказкой с мечетями и церквами, базарами и широким трактом. Самой Казани Шварцу так и не удалось увидеть, родителей постоянно переводили из одной больницы в другую, и детство Евгения было полно самых разных впечатлений.

16.Дмитров, где мальчик только научился ходить и самостоятельно кушать, сменился на Армавир. Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».

17. В детстве он был, по его собственным воспоминаниям, очень трудным ребёнком, который постоянно раздражал окружающих. И учителя, и родители часто сокрушённо приговаривали, что из него не выйдет никакого толку.

18. Согласно многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нём странным образом сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость.

19.В три года научился читать, ещё раньше – мечтать, и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти.

20.Однажды мама спросила пятилетнего Женю, кем он станет, когда вырастет? «Я от застенчивости лёг на ковёр, повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом: «Романистом». В смятении своём я забыл, что существует более простое слово – «писатель». Но я не сомневался, что буду писателем»… Женя вырос ярким, веселым и начитанным мальчиком.

1ce65954

21.Писателем Евгений Львович решил точно стать, когда ему было всего 8 лет. Тогда он ещё не умел писать, но он заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя тем самым строки текста.

22. Уже в детстве он умел видеть жизнь как череду забавных или грустных историй. С детства Женя не любил сказок с плохим концом. Его мама даже активно пользовалась этим: когда ей надо было заставить сына есть котлеты, она рассказывала сказку, герои которой оказывались в опасном положении, и обещала, что если он не доест, все они утонут.

23.Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским. Когда началась первая мировая война, как истинно русский патриот, тайком от родителей подал документы, чтобы поступить в военное училище. И вот в 1914 году вдруг «выяснилось, что я православный, рождённый русской женщиной, стало быть, по всем документам – русский, в военное училище поступить могу только с Высочайшего разрешения, так как отец у меня – еврей». Для Высочайшего разрешения несовершеннолетнему юноше требовалось согласие родителей, а согласия они не дали.

25a256a0

24.Евгений окончил реальное училище, потом решил поступить в главный Университет страны. Москва манила его своими перспективами, к тому же постоянные переезды, а точнее ссылки отца, делали юношу все более чувствительным к несправедливости. В юности Шварц решил, что должен стать юристом.

25.В 1914 году поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста.«В 1915 году на юридическом факультете московского университета я сдавал профессору такому-то римское право. Я сдавал его очень старательно и упорно, но, увы, как я ни бился, юрист из меня не получался. И на другое утро в Майкоп, где проживали тогда мои родители, полетела гордая и печальная телеграмма: «Римское право умирает, но не сдаётся!»… Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

51f5569b

26.Весной 1917 года Евгений Шварц был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года он юнкер в Москве.

27.В том же году Шварц переезжает в Ростов-на-Дону, там его застаёт революция, а вслед за ней – гражданская война, которая именно в этих краях как раз и начиналась.

28.Шварц всегда говорил, что во время Гражданской войны служил в продотряде Красной армии, но на самом деле он был в белой Добровольческой армии и даже участвовал в «Ледяном походе». Как его участник, был награжден медалью. Тремор рук, мучивший писателя — последствия жесточайшей контузии, полученной Шварцем как раз во время «Ледяного похода».

29. Неизвестно, ушел ли он добровольцем или был призван насильно. Но даже не это главное. Как сумел Шварц скрыть этот факт своей биографии, сочинив взамен историю с продотрядом?!

30.В годы, когда и намека на классово чуждых предков в седьмом колене хватало, чтобы сгинуть безвозвратно, Евгений Шварц служил в детском отделе Госиздата. И ведь не сидел в тени – печатался, ставился, выступал, был на виду и слуху. Как не увидел никто? Не вспомнил? Не донес?

e545634b

31. После Гражданской войны Шварц поступил в Ростовский университет. В то же время, он познакомился со своим будущим соавтором Николаем Олейниковым и начал работать в театральной студии. Сначала он даже выходил на сцену в нескольких спектаклях, но потом понял, что его призвание — быть писателем.

32.Но воплотить свою мечту удалось не сразу. Сначала Шварц оставался в театре в качестве актера и режиссера, а оказавшись в Петрограде, стал секретарем у Корнея Чуковского. Именно в Петрограде Шварц начал писать фельетоны и рассказы, а также стал автором детских журналов «Чиж» и «Еж».

a13a5bce

33. Свою первую пьесу, «Ундервуд», Шварц написал в 1928 году. И через некоторое время она принесла ему известность в литературных кругах. Свою следующую пьесу, «Пустяки», Шварц создал для кукольного театра.

34.В период с 1934 по 1936 годы были написаны пьесы «Клад», «Принцесса и свинопас», «Голый король», «Похождения Гогенштауфена» и «Красная шапочка».

35.В 1939 году Евгений Шварц закончил работу над пьесой по андерсеновским мотивам «Снежная королева». В том же году свет увидела пьеса «Кукольный город», а в 1940 году писатель закончил работу над пьесами «Тень» и «Брат и сестра».

85a58fbf

36.Во время Великой Отечественной войны Шварц много и напряженно работал. Сначала Евгений Львович оставался в блокадном Ленинграде и категорически отказывался эвакуироваться. Потом его все-таки уговорили, и он оказался в Кирове, где трудился завлитом местного драматического театра. Затем его отправили в Душанбе, где Шварц и пробыл до окончания войны.

37.1941 год ознаменовался пьесами «Наше гостеприимство» и «Под липами Берлина». Второе произведение вышло в соавторстве с Михаилом Зощенко. В 1942 году Шварц написал «Далекий край», в 1943 году — пьесу «Одна ночь», а в 1944 — «Дракон».

1b10aa3b

38.Как вспоминал сам писатель, главным произведением тех лет он считает пьесу «Дракон». В ней он высмеивал гитлеровскую Германию, а в 1988 году режиссер Марк Захаров снял по пьесе фильм «Убить дракона».

39.В 1946 году читателям была представлена пьеса «Сказка о храбром солдате», в 1948 — «Сто друзей», в 1953 — «Два клена», а в 1956 году — «Обыкновенное чудо». Последнюю свою пьесу, «Повесть о молодых супругах», Шварц написал за год до смерти — в 1957 году.

40. Пик популярности Евгения Шварца как писателя приходится на послевоенные годы. В этот период он начал работу над одним из самых популярных своих произведений — пьесой «Обыкновенное чудо».

722f0c26

41.Несмотря на то, что до войны его пьесы ставили в театрах довольно активно, в первые послевоенные годы он не пользовался расположением властей. Только после смерти Сталина положение изменилось. Инициатором возвращения пьес Евгения Львовича на сцену стала поэтесса Ольга Берггольц. На съезде писателей она назвала произведения Шварца самобытными, а самого Евгения Львовича — гуманным и своеобразным талантом.

2e67bd8d

42.Евгений Шварц активно писал сценарии, по которым в дальнейшем были поставлены замечательные художественные фильмы. Свой первый сценарий, по которому был снят немой фильм «Товарный» 717», Евгений Львович написал еще в 1931 году. Затем были сценарии «Разбудите Леночку», «Леночка и виноград», «Доктор Айболит» и «Зимняя сказка».

43.Перу Евгения Шварца принадлежат сценарии к таким известным фильмам как «Золушка», «Зимняя сказка», «Первоклассница», «Снежная королева», «Марья-искусница» и «Дон-Кихот».

44.В 24 года Шварц женился на актрисе ростовского театра Гаянэ Халайджиевой. В этом браке у писателя родилась дочь, которая впоследствии вышла замуж за известного энтомолога Олега Крыжановского.

9e33dc95

45.Второй его женой стала Екатерина Зильбер. Их отношения были трогательными и романтическими. Шварц писал в одном из писем своей супруге, что был уверен — в его жизни не произойдет больше ничего интересного. Однако в этом браке так и не появились дети.

46.Шварц отличался фантастической работоспособностью и мог писать с утра до ночи. В молодости на создание пьесы у него могло уйти 2-3 недели.

47. Евгений Шварц более десяти лет купался практически в любую погоду — и осенью, и весной, и даже зимой. Он утверждал, что такие водные процедуры помогают сохранить здоровье и являются лучшей профилактикой от всех болезней.

48. За свою жизнь Евгению Шварцу так и не удалось выработать красивый почерк. Писал он очень криво и неразборчиво, и очень этого стеснялся до тех пор, пока не узнал, что у многих знаменитых писателей был ужасный почерк.

49. Писатель был завсегдатаем букинистических магазинов.

50. Евгений Шварц очень любил пешие прогулки и проходил в день минимум 5 километров. Именно во время таких прогулок ему в голову приходили сюжеты новых произведений.

665e21f5

51. Самые известные произведения Евгения Шварца сказочного жанра: «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Золушка», «Снежная королева», «Дракон», «Два брата», «Тень», «Голый король», «Сказка о храбром солдате», «Принцесса и свинопас».

52. Особенностью его произведений является глубокий философский подтекст при видимой простоте и даже узнаваемости сюжетов.

53. Многие его сочинения стали оригинальными трактовками уже знакомых читателям историй, которые он переделал так интересно, что новые произведения позволяли пересмотреть известные сказки.

54. Писатель работал много и плодотворно. Он не только сочинял литературные произведения, но и писал либретто к балетам, придумывал смешные подписи к рисункам, делал сатирические обзоры, репризы для цирка.

09dffcc5

55.Евгений Львович Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Он похоронен на Богословском кладбище.

56. После смерти мэтра была издана его «Телефонная книга», где он записывал свои воспоминания о людях в алфавитном порядке. Эти мемуары необыкновенно интересны, ведь в них запечатлена эпоха 20-50-х, это его «вытоптанное поле» жизни.

57.В них Шварц не выступает как всепрощающий добряк, в своих воспоминаниях он предельно искренен и свободен. Здесь чувствуется некая беспощадность и изощренность, колкости и насмешки сыплются одна за другой. Его главным принципом было – смотреть фактам прямо в лицо и не уходить от них.

43385648

58. В наше время творчество писателя по-прежнему актуально. Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. В чем секрет? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».

59.Фильмы-экранизации Евгения Шварца часто можно увидеть по телевидению, не говоря уже о театральных постановках по мотивам его произведений. В школьной программе предусмотрено прочтение некоторых его сказок и пьес.

60.О талантливом писателе было снято несколько биографических документальных фильмов.

6d87611c

фото из открытых источников

Обновлено: 20.06.2021 17:18:33

Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.

Читательский дневник 4 класс: образец как заполнить, краткое содержание

Зачем нужен дневник читателя

Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.

Читательский дневник учит детей:

  1. анализировать прочитанное;

  2. делать выводы;

  3. структурировать мысли;

  4. запоминать ключевые моменты;

  5. пересказывать.

Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.

Как оформлять читательский дневник в 4 классе

В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:

  1. Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.

  2. Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.

  3. Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.

  4. Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.

Как заполнять дневник читателя

В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:

  1. Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.

  2. Название книги.

  3. Год написания книги.

  4. Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.

  5. Главные герои и их характеристика.

  6. Главная мысль книги.

  7. Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.

  8. Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.

  9. Иллюстрация к прочитанному.

Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.

Общие советы по ведению дневника читателя

Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:

  1. Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.

  2. Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.

  3. Укажите начальную и конечную дату чтения книги.

  4. Если книга большая, то делите ее на части.

Произведения должны соответствовать возрасту детей.

Анализ основных произведений для 4 класса

Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.

Аксаков «Аленький цветочек»

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Название произведения: «Аленький цветочек».

Жанр: сказка.

Главные герои произведения:

  1. Купец. Торговец. Имел трех дочерей.

  2. Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.

  3. Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.

  4. Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.

Краткое содержание:

Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.

После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.

Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.

Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.

Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»

Автор: Антоний Погорельский.

Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.

  2. Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.

  3. Король. Мудрый, благодарный.

  4. Учитель. Жесткий, строгий.

Краткое содержание:

Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.

Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.

После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.

Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Автор: Павел Бажов.

Название произведения: «Малахитовая шкатулка».

Жанр: сказ.

Главные герои:

  1. Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.

  2. Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.

  3. Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.

  4. Паротя. Жестокий управляющий.

Краткое содержание:

Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.

В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.

После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.

Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.

Антон Чехов «Каштанка»

Автор: Антон Павлович Чехов.

Название произведения: «Каштанка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Лука Александрыч – хозяин Каштанки.

  2. Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.

  3. Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.

  4. Иванович – важный гусь.

  5. Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.

  6. Хавронья Ивановна – добродушная свинья.

Краткое содержание:

Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.

Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Автор: Евгений Шварц.

Название произведения: «Сказка о потерянном времени».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Петя – неторопливый, ленивый мальчик.

  2. Злые и коварные волшебники.

  3. Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.

Краткое содержание:

Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.

Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.

Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.

Саша Черный «Игорь Робинзон»

Автор: Саша Черный.

Название: «Игорь Робинзон».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.

  2. Цезарь – умная собака, пудель.

  3. Настя – кухарка.

  4. Жибер – садовник, добрый человек.

Краткое содержание:

Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.

Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.

Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.

Михаил Зощенко «Елка»

Автор: Михаил Михайлович Зощенко.

Название произведения: «Елка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Минька – глупый, невоспитанный мальчик.

  2. Леля – дерзкая, находчивая девочка.

  3. Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.

  4. Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.

Краткое содержание:

В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.

Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.

Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.

Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.

Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.

Оцените статью

 

Всего голосов: 1, рейтинг: 4

Сквозная тема:

«Время»

Школа: 121

Дата: «__13__» ноября 2018 г.

ФИО учителя: Имрамзаева И.И.

Класс: 3 «__Г__» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Лексическая тема:

Береги время.

Тема урока:

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

3.1.3.1 прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям

3.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни

3.3.2.1 писать творческие работы разных жанров: письмо герою сказки

Развитие

навыков:

1.3 Прогнозирование событий в произведении

2.4 Определение жанра литературного произведения

3.2 Создание творческих работ разных жанров

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Прогнозировать события в сказке. Определять жанр художественного произведения. Создавать творческие работы разных жанров.

Большинство учащихся смогут:

Прогнозировать события в сказке. Определять жанр художественного произведения. Создавать творческие работы разных жанров.

Работая над этими задачами в группе, проявляя инициативу, мотивируя других учащихся к диалогу.

Некоторые учащиеся смогут:

Прогнозировать события в сказке. Определять жанр художественного произведения. Создавать творческие работы разных жанров.

Работая над этими задачами в группе, брать на себя лидерские функции, проявляя инициативу, мотивируя других учащихся к диалогу, творческой работе.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

  • изобразительное искус­ство – самопознание — познание мира-музыка

Навыки

использования ИКТ

Просмотр видеоролика, презентация урока.

Предварительные

знания

Материал 2 класса и 3 класса 1 четверти. Ораторское мастерство. Пересказ с использованием иллюстраций.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-3 мин

Игра на создание коллаборативной среды — «МОЯ МИНУТА»

Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда «Закончили!» Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.

* Игра «УЛЫБКА».

Дети смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку .

— Какое настроение у вас сейчас?

— Как вы думаете, много ли времени у нас ушло на то, чтобы подарить друг другу хорошее настроение?

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, 
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений —
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Увидим мы театр волшебный, 
На сцену сказку позовем…

-Видео 1

Видео 1

Середина урока

3-6 мин

1.Актуализация знаний.

Какую драгоценность мы будем с вами искать на этом уроке? Вы догадались? Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

-О чем эта загадка? Какую сказку пригласим? Кто автор? (Народ).

2.Эта сказка народная или авторская?

-Почему она названо сказкой? Что здесь сказочного?

Вспомните законы авторской сказки.

Авторская литературная сказка.
– Это волшебная сказка, т. к. в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики.

– В литературной сказке Шварца выполняются основные сказочные законы:

1. Закон сказочной справедливости – добро всегда побеждает зло.
2. Что сказано – осуществляется.
3. У сказки всегда хороший конец.

(Сказочные герои обычно четко делятся на по­ложительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицатель­ных. Не то у Шварца. Отрицательное: трусость, жесто­кость, вероломство — присутствуют в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произведе­ниями.)

  • Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

Слайд с часами.

Слайд с автором и обложкой книги.

Критерии успеха

7-8 мин.

Формулирование темы и цели урока.

– Чему будет посвящен сегодняшний урок?

Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Формулирование целей урока.

Что мы не будем делать сегодня на уроке, давайте зачеркнем.

читать думать

слушать

играть петь

анализировать

кушать танцевать

Цель нашего урока — научиться:

Слайд

слайд

9-13 мин

14-15 мин.

16-24

25-35 мин.

Мозговой штурм:

-Назовите героев сказки.

— Нашёл Петя Зубов остальных ребят?

— Как он нашёл этих ребят?

— Чем они занимались?

— Как вы понимаете выражение «жизнь кругом так и кипит»?

— Почему раньше Петя этого не замечал?

— Как вы думаете, что творилось в душе у Пети? Почему?

— Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?

-Что можно сделать за 1 минуту?

-Вспомните пословицы о времени.

Упустишь минуту – потеряешь час.

  1. Делу время – потехе час.

  2. Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.

  3. Время ушло – счастье ушло.

  4. Минута час бережет.

  5. Порядок бережет время.

  6. Начиная дело, о конце помышляй.

  7. Время не ждёт.

  8. Всему своё время.
    Время как воробей: упустишь – не поймаешь..
    Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
    Час упустишь, годом не наверстаешь

-Чему они нас учат?

Вывод:Потеряешь деньги – ничего не потеряешь.
Потеряешь здоровье – немного потеряешь.
Потеряешь время  – потеряешь жизнь.

99764612 1

Жизнь дана на добрые дела.  Спешите делать добро..

Чтение последних страниц сказки.

— Как теперь ребята стали относиться к времени?

— Что автор предлагает нам запомнить? Почему?

Вывод: Дети спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. А потерянное время – это утраченная драгоценность. Следи за своим временем. Для этого пользуйся часами.

Фантазия Е.Л.Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники. — Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?

                    99764612 2

     ДЕТИ                                 ВОЛШЕБНИКИ

Петя Зубов                        Сергей Владимирович

Маруся Поспелова             Ольга Капитоновна

Наденька Сокола                Марфа Васильевна

Вася Зайцев            Пантелей Захарович

— Почему автор взял так много героев – 4 школьника и 4 волшебника?

— Что он этим хотел сказать?

— Какой литературный приём использовал автор?  (приём противопоставления)

Работа по группам

-Вопросы героям сказки.

-5 аргументов в защиту своих действий.

-Письмо герою сказки

Игра:верю-не верю

  1. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

_

+

_

+

+

Верите ли вы, что…

  1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)

  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

  4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

  5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

  6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)

  7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

  8. Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)

  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

  10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

-Взаимопроверка между группами.Оценивание.

9-10 б. — отлично

7-8 б. — хорошо

5-6 б. — слабо

Меньше 5 — плохо

-Что для волшебников означало «время»? А что для ребят оно означало вначале и потом?

Чему  научила вас эта сказка ?

— Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.

Нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление.

-Найти слова, в которых выражена главная мысль.

«Вот как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.»

-Видео 3

— Но можно ли спастись от этого несчастья?

— Как?

В сказке оказалось можно, если переставить стрелки часов.

— А в реальной жизни?

— Можно ли вернуть прошедшее время?

— Если нет, то какой вывод для себя должен сделать каждый ребёнок?

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е.Л. Шварца “Сказка о потерянном времени”.

Видео

Слайд

Слайд

Видео 3

Видео

Конец урока

36-40мин

1.Итог урока.

Чему  научила вас эта сказка ?

— Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.

Нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление.

-Делу время — потехе час!

-Песня «Драгоценное время» из фильма.

2. Рефлексия.

Карточка обратной связи

99764612 3

На обратной стороне напишите своё настроение.

Словарь настроений:

Мечтательное загадочное веселое

Прославляющее капризное хвалебное

Добродушное волшебное светлое

Возмущенное сонное героическое

Восторженное мрачное шутливое

Таинственное теплое радостное

Шаловливое тихое беспокойное

Торжественное тревожное скрытое

Бодрое серьезное хвастливое

Печальное ликующее нежное

Смешное обиженное хмурое

Грустное сказочное робкое

Тоскливое сердитое спокойное

– Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как вы понимаете название сказки?

3.Домашнее задание

Перескажите наиболее интересный, по вашему мнению, эпизод сказки от лица действующего персонажа этого эпизода.

Слайд

Видео 2

слайд

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся отвечать на простые вопросы,исправляет произношение при чтении вслух.Учитель стимулирует способных учащихся отвечать на вопросы и определять настроение автора.

Формативное оценивание.

  • Самооценивание .

  • Взаимооценивание при работе в группе, классом.

  • Результаты наблюдения учите­лем качества ответов учащихся на уроке.

  • Определение уровня усвоения навыка по теме

Физминутка.

  • Рассказ о потерпевшем кораблекрушение
  • Рассказ о пословице старый друг лучше новых двух
  • Рассказ о посещении храма в египте 5 класс краткое содержание
  • Рассказ о посещении древнеегипетского храма от первого лица
  • Рассказ о портрете художника