Рассказ о потерянном друге рябинин

он свой, уральский певец красоты, защитник природы, уральский мужик, коренной потомственный и поэтому близкий, родной ю. яковлев борис степанович рябинин

2021 11 03 30«Он свой, Уральский певец красоты, защитник природы,

уральский мужик, коренной потомственный и поэтому близкий, родной…»

Ю. Яковлев

  Борис Степанович Рябинин – известный уральский писатель, журналист, публицист, топограф, кинолог-собаковед и сценарист, автор более 100 книг, член Союза писателей СССР, лауреат премии Госкомиздата РСФСР.

  Борис Рябинин родился 3 ноября 1911 года в живописном, старинном, уральском городе Кунгуре Пермской области. Его отец, Степан Иванович работал землемером, мама – Наталья Васильевна любила разводить розы, а дед был известным на весь город сапожником.

 Детство Бориса прошло среди красот деревенской природы: речки, где он ловил пескарей или искал под камнями раков, леса, полей ржи и пшеницы, усеянных васильками. В доме жили собаки Роска, Шарик, Пятка, Кульбик, коты Билко, Буско, Рыжко, коза Манька, корова Красуля, конь Атаман. Дедушка часто рассказывал мальчику об их повадках. Животные были неизменными участниками всех ребячьих игр. Одаренный мальчик играл на пяти музыкальных инструментах, хорошо рисовал, много читал, особенно приключенческую литературу.

2021 11 03 31

В тринадцать лет Борис выпускает свой рукописный, иллюстрированный чернилами и красками журнал «Детство золотое». Юный автор пишет в разных жанрах. На страницах журнала появляются басня «Потоп», стихотворение «Чугунный конь», рассказы: «Кошки-воры», «У индейцев», «Барометр», а также головоломки, ребусы, шарады. Увлечение анатомией сподвигло его выпустить альбом «Человек», где он рассказал, как устроен организм человека от скелета до органов чувств и проиллюстрировал карандашом, чернилами, красками. О своём детстве в Кунгуре Рябинин написал в книге «У бабушки, у дедушки», изданную в 1973 году в городе Свердловске.

Чтобы стать инженером Борис в 15 лет пробовал поступить в Ленинградский институт, но не был принят из-за юного возраста. Вернувшись домой, по совету отца поступил в Пермский землеустроительный техникум на специализацию геодезист сразу на второй курс, сдав и вступительные, и все экзамены за первый курс. Вторую специальность инженера-механика Рябинин получил, окончив Уральский механико-машиностроительный институт. Немного работал топографом, а потом увлекся фотографией и стал фотокорреспондентом журнала «Уральский следопыт». Тема охраны природы, любви к животным стала основной в произведениях Бориса Рябинина.

  Первая книга Бориса Семеновича Рябинина «Каменные загадки» вышла в 1936 году. Вслед за ней была издана книга «Мои друзья», посвященная собакам, огромному догу Джерри и эрдельтерьеру Снукки. Собаки стали его любимыми литературными героями, а писатель и журналист, Борис Рябинин стал еще профессиональным кинологом-собаковедом.
Первой собакой Бориса Степановича был красавец дог Джерри. Он был призёром нескольких выставок. Полученные им призы – статуэтки каслинского литья с памятной табличкой на них, до сих пор бережно хранятся в доме писателя. Писатель коллекционировал фигурки собак из бронзы, фаянса, фарфора, моржовой кости.
  Борис Рябинин автор книг: «Твои верные друзья», «Рассказы о потерянном друге», «Друг, воспитанный тобой», «Друзья, которые всегда со мной», «Нигер», «Вы и ваш друг», «Любитель собаковод», «Чудеса в решете», «Дружище котька».
Борис Рябинин много внимания уделял охране родной природы. Своими книгами, статьями, выступлениями по телевидению Борис Степанович взывал: «Люди, будьте добрыми!»
  Борис Степанович Рябинин – лауреат премий «Литературной газеты», журнала «Здоровье». В 1984 году «за публицистичность и оригинальность в подаче материала книге-диалогу «О земле-кормилице» ему присуждена премия Госкомиздата РСФСР. Награждён высшим знаком Всероссийского общества охраны природы «За охрану природы России».
15 марта 1990 года писателя не стало.
В 1992 году в Екатеринбурге на доме по улице Белинского71, где жил писатель, установлена мемориальная доска. В 2001 году имя писателя присвоено Центральной детской библиотеке г. Кунгура Пермской области. В библиотеке есть Рябининский зал, где оформлена экспозиция «Дело всей жизни», посвященная писателю Борису Семеновичу Рябинину и где проводятся ежегодные «Рябининские чтения».

  Книги по теме, которые вы можете найти в библиотеке:
1. Рябинин, Б. Возмужание Василия Сватохи // Юность в атаке. – С. 306 – 335.
2. Рябинин, Б. Друг, воспитанный тобой. – Магадан : Книжное издательство, 1987. – 272 c.
3. Рябинин, Б. Маленькое приключение ; Речные сигналы // Живая дорога. – С. 14 – 16, 30 – 32.
4. Рябинин, Б. Не растерялся ; Нитка на лапке ; Комар-рекордсмен ; Добрый доктор Айболит, прими ; Сыновья забота ; Хорошее воспитание : рассказы из цикла «Чудеса в решете» // Книга, здравствуй ! – Третьекласснику : третий год обучения. – Вып. 3.1. – С. 1 – 17.
5. Рябинин, Б. Последняя отрада // Дружище Тобик : рассказы о собаках. – С. 167 – 171.
6. Рябинин, Б. Преданность, идущая до конца // Большая перемена : хрестоматия по литературе. – Кн. 2. – С. 160 – 161.
7. Рябинин, Б. Чапа из Ленинграда // Школьный звонок . – 2006. – С. 134 – 140.
8. Рябинин, Б. Чудеса в решете : рассказы. – М. : Детская литература, 1979. – 176 с.

  • Главная
  • Шоу-биз

Юлия КАЦУН

Марина ТИЩЕНКО

17 декабря 2021 19:37
0

Звезды в роли Святого Николая: LOBODA оплатила операцию девочки, а Могилевская - учила вокалу

Фото: Пресс-служба Светланы Лободы

В праздники хочется всегда только о хорошем. Поэтому накануне Дня святого Николая мы поговорили с нашими звездами об их добрых делах и личных историях, которые их тронули.

Наталья Могилевская: Поддержала девочку, которая хочет обучать вокалу

— С историей днепрянки Даши я познакомилась осенью прошлого года благодаря Благотворительному фонду «МАМА плюс Я», — рассказывает Наталья Могилевская. — Тогда рассказ о 17-летней девушке, которая рано потеряла родителей, но сохранила веру и жажду жизни, и изо всех сил стремится достичь поставленной цели, меня вдохновил.

Певица говорит, что Даша – лауреат районных, городских, областных, всеукраинских, международных конкурсов, и мечтает создать свою музыкальную школу, где будет обучать вокалу.

— Когда была в Днепре, лично познакомилась с ней и пригласила в свою школу звезд Talant School на коуч-сессию, провела обучение, поделилась опытом, — говорит Наталья. — Иногда в человека нужно просто поверить и поддержать! Сейчас она преподает вокал, играет в музыкальной группе и планирует открывать свою школу.

Наталья Могилевская поддержала Дашу из Днепра, поделившись с девочкой своим опытом. Фото: Instagram.com/nataliya_mogilevskaya/

Наталья Могилевская поддержала Дашу из Днепра, поделившись с девочкой своим опытом. Фото: Instagram.com/nataliya_mogilevskaya/

Светлана Лобода: Оплатила дорогостоящую операцию

В августе 2021 года Светлана Лобода оплатила дорогостоящую операцию маленькой одесситки.

— К сожалению или к счастью, это случай, но, видимо, так должно быть, и это решается где-то выше, но те истории, которые доходят до меня и находят отклик в моем сердце — я в них включаюсь и делаю все возможное, чтобы помочь, — признается Светлана Лобода. — Готовясь к выступлению в Одессе, за кулисами я услышала историю о том, что в этом городе есть семья, которой очень срочно нужна финансовая помощь на проведение операции, чтобы спасти дочь. Я попросила мою команду найти эту семью — история маленькой Алины тронула меня, я поняла, что хочу и готова помочь этой малышке.

Перечислив необходимую сумму, артистка также встретилась с семьей Алины, чтобы познакомиться лично, узнать о состоянии девочки и какая именно необходима помощь, чтобы ребенок полностью восстановился.

Светлана Лобода помогла семье из Одессы спасти дочь. Фото: Пресс-служба Светланы Лободы

Светлана Лобода помогла семье из Одессы спасти дочь. Фото: Пресс-служба Светланы Лободы

Екатерина Никитина: Купила бабушке продукты

— Все мы делаем добрые поступки, иногда этого даже не замечая, — признается актриса «Женского Квартала» Екатерина Никитина. — Как-то в магазине я увидела бабушку, которая растеряно стояла, глядя на продукты. Мне хотелось ей помочь, поэтому сказала, чтобы она выбирала все, что нужно, а я оплачу ее корзинку с продуктами.

После долгих уговоров она все-таки согласилась. Надеюсь, она купила все, в чем нуждалась в тот момент.

Екатерина Никитина не может пройти мимо бабушек, чтобы не помочь. Фото: Instagram.com/nikitkinna/

Екатерина Никитина не может пройти мимо бабушек, чтобы не помочь. Фото: Instagram.com/nikitkinna/

Владимир Шумко: Поставили благотворительный спектакль

— Как-то мы с Ирой Гатун сделали благотворительный спектакль, деньги от которого пошли на лечение мальчика, который лежал в Охматдете, — вспоминает свою добрую историю актер и юморист Improv Live Show Владимир Шумко. — Удалось собрать около 80 тысяч гривен. Мне кажется, каждый из нас может помочь посредством того, что умеет. В нашем случае – это актерство.

Владимир Шумко с Ириной Гатун играют вместе не только в «Женском Квартале», но и в театре «Черный Квадрат». И однажды сделали благотворительный спектакль, чтобы собрать деньги на лечение ребенка. Instagram.com/irina_gatun/

Владимир Шумко с Ириной Гатун играют вместе не только в «Женском Квартале», но и в театре «Черный Квадрат». И однажды сделали благотворительный спектакль, чтобы собрать деньги на лечение ребенка. Instagram.com/irina_gatun/

Анастасия Даугуле: Отправила посылку для детей, у которых сгорел дом

— Всегда казалось, что благотворительность — то, о чем не нужно говорить вслух. «Делай добро и бросай его в воду», то есть, не жди ответа. Но, видимо, пришло время рассказывать о добрых делах, — признается ведущая «Утра с Интером» Анастасия Даугуле.

Однажды телеведущая поехала на съемки в житомирскую глубинку, где познакомилась с семьей, попавшей в беду.

— В маленьком селе дети играли дома с огнем, там печное отопление, произошел пожар, — рассказывает она. — Все живы-здоровы, но дом практически сгорел. Молодая мама и трое маленьких детей — и больше никого у них не было. После пожара они жили в пристройке, все были умыты, чисто, но очень скромно одеты. Но самое главное — ни на что не жаловались. Мама улыбалась и говорила: «Ничего, справимся».

Как вспоминает Анастасия, один мальчик постоянно рисовал, в обычных тетрадках. Оказалось — воображаемые костюмы на Новый год, дело было в декабре. Все игрушки у них сгорели, поэтому своей сестре он в этой же тетрадке нарисовал настоящую Барби в платье и с сумочкой.

— Конечно, мы активизировали местные власти, чтобы помогли с ремонтом и восстановлением дома. Но мне захотелось лично помочь этой семье, — продолжает телеведущая. — Но мама была гордая, не хотела быть слабой и зависимой. Мы закончили съемки, вернулись в Киев, и я стала собирать большую посылку — там были все нехитрые мечты этих ребят из маленького житомирского села. Большие альбомы для рисования с плотной бумагой, краски, фломастеры, Барби с Кеном и набором нарядов, новогодние костюмы для каждого — тигра, пирата и Малефисенты, вкусности и что-то еще праздничное и нужное. Получилась огромная коробка, которую отправила от имени телеканала, чтобы не ставить маму в неловкое положение. Потом узнавала, как дела у этой семьи, и еще несколько раз отправляла им посылки к праздникам, всегда от имени канала. Хороших людей нужно поддерживать. Трудные времена бывают у всех. На то мы и люди, чтобы бескорыстно заботится друг о друге.

Анастасия Даугуле говорит, что хороших людей надо пддерживать, трудные времена бывают у всех. Фото: Instagram.com/daugule_anastasia_official/

Анастасия Даугуле говорит, что хороших людей надо пддерживать, трудные времена бывают у всех. Фото: Instagram.com/daugule_anastasia_official/

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Борис Рябинин

Рассказы о потерянном друге

Быль о верности

(Любовь к человеку)

Поезд приближался к Львову. Пассажиры уже начали собирать багаж и упаковывать чемоданы, когда в раскрытую дверь нашего купе просунулась голова пожилого проводника:

— Граждане, если у кого есть съестные остатки, не выбрасывайте, отдайте мне… — В руках он держал бумажный кулек, свернутый из старой газеты. Там уже лежало что-то.

— Что, свинью выкармливаешь, друг? — громогласно осведомился коренастый, пышущий здоровьем военный, всю дорогу дувшийся в соседнем купе в преферанс. — Хорошее дело! Люблю поросятинку, поджаристую, с косточкой…

— Нет, это не для себя, — уклончиво возразил проводник. — Я как-нибудь проживу и без этого…

Странно. Полчаса назад я видел его у мусорного ящика в тамбуре — он выуживал из него куски хлеба, обглоданные кости, засохшие сырные корочки. Делал это сосредоточенно, будто выполнял какую-то важную работу, и нисколько не смутился от того, что его застали за таким занятием. «Видно, не в первый раз», — подумалось мне; так оно и было. Завернув добычу в смятую газету, он тотчас отнес ее к себе. Для чего или для кого он копил? Нищим, что ли, подавать? Но за всю дорогу мы не видели ни одного попрошайки. Кому это, действительно, может быть еще нужно, кроме свиней и поросят. Не сам же он собирается это есть! Сказать честно, я даже подумал нехорошо об этом серьезном, сдержанном человеке, на которого у нас за сутки с лишним пути не было ни единого нарекания. Выколачивает дополнительные доходы из своей должности?

Проводник держался достаточно вежливо и в то же время твердо. Впрочем, никто не собирался ему перечить.

Известно, что в пути пассажиры едят, остается много объедков. Все это мы собрали и отдали ему.

— А все-таки кому же? — спросила молоденькая пассажирка-студентка, возвращавшаяся в институт после каникул, аккуратно сметая в подставленный кулек колбасную шелуху, черствые корочки и крошки.

— Сейчас вы увидите, кто меня будет встречать… Скоро будет станция, поезд на ней стоит долго… — Он оставался серьезен, все шуточки и намеки отскакивали от него; только в глазах появилось какое-то новое выражение.

После, я видел, он прошел по всему вагону, заглянул во все купе, все с той же единственной целью.

Вагоны начали замедлять свой бег. Толчок. Поплыли чистенькие станционные постройки с красными черепичными крышами в том характерном стиле, по которому сразу отличишь Западную Украину — бывшую Галичину, или Красную Русь, окраинную часть нашего государства, — с тщательно ухоженными пашнями, чередующимися с небольшими перелесками, с разгуливающими группами и в одиночку важными грачами и замершими на одной ноге аистами. Еще толчок, локомотив затормозил… Высунувшись из окон, мы следили за проводником. Стоя на нижней ступеньке вагонной подножки со свертком под мышкой, он кого-то искал глазами.

Вот! Неужели ее? На перроне стояла старая-старая овчарка с мутными глазами, с облезшей, свалявшейся шерстью, с обломанными, расщепленными когтями, как бывает всегда у очень возрастных, запущенных и мало двигающихся собак. Весь вид ее говорил, что она стара, одинока, лишена присмотра и ласки. Стара — ибо морда ее была седа (собаки с возрастом седеют, как и люди), в глазах синева, старческая катаракта; и без хозяина: гребень и щетка давно не касались ее шкуры. Судя по всему, она бедствовала долго, и лишь опытный глаз по признакам экстерьера установил бы, что когда-то это было великолепное породистое животное, полное силы и красоты. Собака не проявила бурной радости, увидев проводника, лишь чуть шевельнула облезлым хвостом. Однако поведение, изменившееся выражение ее морды, когда проводник, спрыгнув на перрон, подошел к ней, говорили, что она встречала именно его.

В руках у проводника теперь был уже не кулек, а целый мешок: кулька не хватило, и он снял грязную наволочку с подушки, наполнил ее. Мы ждали, что, отойдя в сторонку, он сейчас высыплет содержимое наволочки перед собакой где-нибудь под кустом или сперва угостит лакомым кусочком, а после отдаст остальное. Но — нет: потрепав собаку по загривку, как старую знакомую, он сразу заторопился куда-то прочь; животное потащилось за ним. Оба скрылись за углом.

Проводник вернулся, когда мы уже начали опасаться, что он опоздает к отправлению поезда. Наволочка была пуста, на лице его читалось выражение спокойного удовлетворения. Казалось, человек сделал что-то важное, необходимое, и теперь совесть его чиста.

— Это что — твоя подшефная? Давно ты обслуживаешь ее? — спросил преферансист. — А хозяин что, не кормит?

Со свойственной этой категории людей прямолинейностью и грубоватой, но не обидной фамильярностью он, кажется, готов был подтрунивать над человеком в железнодорожной форменке, которому, видно, не хватало своего дела, что он еще заботился о какой-то полудохлой беспризорной псине.

— Хозяина нет. Она ничья. Хозяева все мы…

«Хозяева все мы». Прозвучало строго и с укором.

И дальше мы узнали историю этого пса.

Когда-то овчарка принадлежала полковнику в отставке, ветерану Великой Отечественной войны. Человек одинокий и больной, он жил здесь, в пристанционном поселке, коротая дни в обществе собаки. Несколько лет назад он умер. Хоронить его приехали дальние родственники, друзья-однополчане. В траурной процессии вместе с людьми шла за гробом и собака. Вместе со всеми она присутствовала при погребении, видела, как, глухо стукнув, упали на крышку гроба первые пригоршни земли, как стал расти холмик, поставили звезду, напоминающую о ратных делах и заслугах покойного. Отзвучали прощальные речи, отзвучал последний прощальный салют, люди ушли, а собака осталась.

Она стала жить на кладбище. Она не хотела покинуть место вечного упокоения дорогого ей человека, не соглашалась расстаться с ним. Кто-то построил ей будку рядом с могилой. Там она и жила, неся круглосуточную свою последнюю вахту — в летний зной и в зимнюю стужу, в дождь и в пургу… Добрые люди приносили еду; но когда-то принесут, а когда-то и не принесут… Голод вынуждал ее выходить и искать себе пропитание на станции. И вот там однажды она встретилась с проводником. Сколько людей прошло мимо нее, не заинтересовавшись, зачем она тут, чья, что делает. Он — не прошел. Он оказался человеком доброй души, он покормил, приласкал ее, — и с тех пор, вот уже в течение нескольких лет, она неизменно являлась на свидание к нему. Без расписания и часов она превосходно знала, когда приходил поезд, шел ли он в ту или в другую сторону, и не опоздала ни разу. А он в свою очередь каждый раз исправно собирал остатки пассажирских пиршеств и относил ей в конуру на кладбище. Ей хватало, чтоб не умереть. Наверное, если бы не он, она давно бы погибла.

Вероятно, по-своему она привязалась к нему, хотя бурно не выражала своих чувств, — он ведь был теперь единственным человеком на всем белом свете, благодаря заботам которого она продолжала существовать.

— И вот что особенно удивительно, — говорил проводник. — Ведь расписание два раза в году, весной и осенью, меняется. Спросить она не может. Прочитать, само собой разумеется, тоже не может. Но каким-то удивительным инстинктом она всегда вовремя узнает об этом и, глядишь, опять тут…

Он помолчал и добавил:

— И ни разу она не пыталась зайти за мной в вагон, ну, никак. Звал — нейдет…

Нет. Она знала и ждала его, радовалась всякий раз, когда на перроне появлялась знакомая приземистая фигура немолодого мужчины в привычной форменной фуражке железнодорожного служащего, но ни разу не изменила тому, мертвому.

— Что же вы раньше не сказали мне! — закричал наш спутник майор. Швырнув на сиденье щегольской чемодан желтой кожи, он рывком отбросил крышку и, выхватив полкруга дорогой копченой колбасы, ткнул проводнику: — Нате! Отнесите ей!

— Не успеть, — покачал тот головой. — Завтра мне ехать с обратным рейсом, вот тогда я передам ваш подарок…

— Возьмите и это, — сказала студентка, протягивая кусок аппетитного домашнего пирога. Поделились все, кто чем мог.

Поезд тронулся, унося воспоминание о прекрасном преданном существе. Колеса отстукивали километры, а мы все что-то притихли, приумолкли, и у всех в глазах стояло это удивительное создание, которое даже после смерти хозяина продолжало хранить ему верность. У студентки на глазах блестели слезы.

А мне вспомнилось.

Во Львове, на знаменитом Лычаковском кладбище, есть скромный памятник. Ему много лет, стерлись надписи, выветрился, стал шершавым, позеленел камень, но, побеждая время, продолжает оставаться ясным и светлым смысл памятника.

Надгробная плита покрывает старинный, вросший в косогор склеп; на ней — бюст мужчины с удлиненным лицом, как у древних славян, в полустертых чертах угадывается мужественность и воля; обок, с двух сторон, две лежащие длинноухие собаки, похожие на пойнтеров. Изустное предание, передаваемое из поколения в поколение, повествует: когда окончил свой земной путь сей безвестный, две собаки продолжали ходить на его могилу, — и в конце концов их нашли тут мертвыми…

Каменные, они и поныне продолжают охранять его покой.

Ничего не сохранилось. Ни имени, ни прозвания. Кто он был? чем занимался? Неважно.

— Это был человек, — не отрывая задумчивого взгляда от бюста, негромко и отчетливо сказала сопровождавшая меня женщина, местная жительница. Ее слова запомнились мне.

Любят — человека, и старый осиротелый пес с потухшими, слезящимися глазами, с каждым оборотом колес все больше отдалявшийся от нас и тем не менее остававшийся с нами, был живым подтверждением этого. Любят — человека!

Человеком был полковник, владелец верного животного, потерявший на войне всех близких.

Человек — наш проводник. Мне стало стыдно, что я плохо думал о нем. В новом свете предстали передо мной и бравый, немного беспардонный вояка, изрядно надоевший за время пути со своим преферансом, и милая, славная черноглазая украинка студентка и другие, проявившие живое сочувствие к бездомному, одинокому псу. Если старый пес был олицетворением долга, не знающего компромиссов, то и люди понимали свой долг по отношению к живому существу!

А поезд продолжал отстукивать колесами, увозя грустную и прекрасную легенду-быль о преданном сердце бессловесного существа, над которым оказалась не властна даже смерть.

Потрясенные, мы продолжали молчать и думать каждый свое. Казалось, там, на станции с красными черепичными крышами, название которой мы даже не успели запомнить, осталась частичка каждого из нас. Мы будто потеряли кого-то очень дорогого и близкого. И так хотелось сейчас обогреть, приласкать животное, сказать ему доброе слово… Долго ли оно еще будет жить там? Сколько ему осталось?

Я представлял, как пес укладывается в своей холодной продуваемой конуре и ждет. Чего? А может, и не ждет. Ведь только люди живут надеждой, разумом, расчетом. Животное просто любит; и коль любит, отдается этому без остатка, такова его натура.

Любовь к человеку… Когда-то далекий пращур наш, еще не вышедший из полудикого состояния, которого мы уже не можем рассмотреть за дальностью веков, подарил хищному зверю первую ласку, первое человеческое тепло — и зверь ответил на это такой силой преданности, которая не перестает изумлять по сей день. Дряхлый, немощный пес показывал пример того, как надо любить.

Я думал о нем, а в памяти вставал длинный ряд таких же, как он: Фрам, угрюмый северный пес, вожак ездовой упряжки, похоронивший себя в ледяной пустыне, где остался его мертвый друг Георгий Седов; Бобби из Грейфрайерса, небольшой лохматый шотландский терьер, проживший годы на могиле старого пастуха; Кучи, пес из Варны, который, стоя на берегу моря по брюхо в воде, оплескиваемый солеными волнами, ежедневно ожидал своего пропавшего без вести хозяина-рыбака; «итальянец» Верный, в течение четырнадцати лет не пропустивший ни одного поезда, на котором, по его расчетам, должен был возвратиться его хозяин — машинист, убитый фашистской бомбой, — и подвиг собачьей души вырастал в нечто поистине беспредельное, величественное и гордое…

А колеса продолжали стучать, стучать…

Джек Лондон однажды записал:

«Самоотверженная и бескорыстная любовь зверя проникает в сердце того, кто испытал шаткую дружбу и призрачную верность человека…»

Не в укор вам, люди: задумайтесь над этими словами!

Поздняя осень – особенная пора, пора размышлений, философствований, созерцания, самое подходящее время для углубленного чтения. Среди юбиляров ноября вы найдёте писателей–философов, психологов, созерцателей.

Литературный хронограф. Ноябрь.

3 ноября — 110 лет (1911–1990) со дня рождения Бориса Рябинина, русского советского писателя

Борис Степанович Рябинин — уральский писатель-прозаик, певец красоты, защитник природы, автор сценариев документальных и научно-популярных фильмов, журналист, общественный деятель.

Писательство у Бориса Рябинина началось с увлечение фотографией. Его снимки начали печатать в газетах и журналах, в том числе «Уральском следопыте». Побывав в командировках по Уралу, он написал два очерка «Вниз по Каме» и «Крылатые вестники». Его покорила красота Урала. «Удивительно, что в этих первых очерках определилась тематика всего моего дальнейшего пути – природа и звери» — говорил Борис Степанович.

Первая книга Бориса Рябинина «Каменные загадки», вышла в 1936 году, а вслед за ней «Мои друзья», о которой очень тепло отзывался К.И. Чуковский, поддержал и П. И. Бажов с которым начинающий писатель совершил поездку по родным уральским местам.
С большой пользой для себя не только юный читатель, но и взрослый прочитает рассказы Рябинина. Себя он в шутку называл «собачьим» писа-телем. Действительно, у него много повестей и рассказов о собаках. Писатель не скрывает своего изумления, восторга, уважения к нашим четвероногим друзьям! Он и нам хочет передать любовь, заразить нас своим восхищением.

О собаках, об их разновидностях и характерах, об их повадках, об их судьбах и роли в жизни человека рассказывают самые известные книги писателя: «Чудеса в решете», «Нигер», «Друг, воспитанный тобой», «Друзья, которые всегда со мной», «Рассказы о потерянном друге». Его девизом были слова: «Помогай слабым — будешь сильным».

Литературный хронограф. Ноябрь.

7 ноября — 135 лет (1886–1957) со дня рождения Марка Алданова, русского писателя

Марк Александрович Алданов (по рождению Ландау. Алданов — анаграмма, ставшая затем из псевдонима фамилией) — русский прозаик, эссеист, публицист, мемуарист, автор очерков на исторические темы, философ и химик, один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).

В литературе дебютировал книгой «Толстой и Роллан» (1915). По отзывам современников, в частности Г. В. Адамовича, отличался безупречностью русского «европейца», в чьем облике «ни разу не пришлось ощутить ничего, что искажало бы представление о человеке».

Алданов на всю жизнь остался поклонником творчества и личности Л. Н. Толстого, под влиянием которого во многом создавались его исторические романы, принимал исторический фатализм Толстого (эпохи «Войны и мира»), к которому относился с благоговением.
Фаталистически окрашенный агностицизм, устраняющий, по мнению Алданова, противоречие между рациональным и моральным подходами к истории, всецело определял концепцию его романных циклов: тетралогии «Мыслитель» — о Великой французской революции, наполеоновской эпопее, убийстве Павла I («Святая Елена, маленький остров», 1921; «Девятое термидора», 1923; «Чертов мост», 1925; «Заговор», 1927), а также трилогии о русской интеллигенции, пережившей революцию, попытку борьбы с большевиками и осваивающей опыт изгнания («Ключ», 1930; «Бегство», 1932; «Пещера», 1934-36).

В 1938 году Алданова номинировали на соискание Нобелевской премии по литературе.

В своем наиболее значительном романе «Истоки» (1950) Алданов воспроизвел широкую панораму событий в России и Европе в 1875-1881гг., трактуя их как завязь причин, вызвавших впоследствии крушение Российской империи (эпизод убийства народовольцами Александра II принадлежит к лучшим страницам русской исторической прозы).

О психологии революционерства, банкротстве современной культуры перед лицом исторических новообразований в виде фашизма и коммунизма Алданов писал в романах «Начало конца» (1939), «Живи как хочешь» (1952), «Самоубийство» (1957). в Многочисленные, нередко блестящие эссе Алданова о «людях катастрофических эпох» собраны в книгах «Огонь и дым» (1922), «Современники» (1928), «Портреты и Новые портреты» (1931, 1936), Земли, люди» (1932), «Юность Павла Строганова…» (1934).

Литературный хронограф. Ноябрь.

7 ноября — 130 лет (1891–1926) со дня рождения Дмитрия Фурманова русского советского писателя, военного и политического деятеля

Дмитрий Андреевич Фурманов – советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. Наибольшую известность из литературного наследия Фурманова получил роман «Чапаев».

Свою главную книгу «Чапаев» написал в 1923 году, для этого использовал записи из дневников времен Чапаевской дивизии. Ее содержание разнится с сюжетом знаменитого фильма, который был снят в 1934 году и получил хвалебные отзывов зрителей и критиков.
В библиографии автора были и другие романы, вдохновение для которых он черпал из собственных воспоминаний времен, проведенных на разных фронтах Гражданской войны. К таким можно отнести книги «Красный десант» и «Мятеж». В дальнейшем Дмитрий пытался найти новые темы для своих произведений, не связанные с военными действиями. В «Морских берегах» писатель рассказывал о поездке на юг России, в Крым и побережье Кавказа.

Литературный хронограф. Ноябрь.

7 ноября — 125 лет (1896-1937) со дня рождения Михася Чарота, белорусского поэта и писателя, общественного деятеля

Имя Михася Чарота по праву находится в ряду основателей новой революционной тематики в белорусской литературе.
Настоящее имя поэта – Михаил Куделька (чарот — это камыш, из камышинок-чаротинок получаются жалейки, возможно, из этого и исходил поэт, выбирая себе литературный псевдоним).

Михась Чарот известен как инициатор создания и руководитель первой в республике литературной организации «Маладняк». Он активно участвовал в культурной жизни республики: пел в хоре Терравского при клубе белорусской художественной интеллигенции «Беларуская хатка», был председателем театрального кружка «Маладзiк», а также работал в Государственном издательстве республики и был консультантом Союза писателей Беларуси.

Первая книга Чарота — сборник стихов «Метель» — вышла в 1922 году. Она правдиво отражает духовный мир человека, который включился в строительство новой жизни, и является прекрасным свидетельством событий того времени. В целом раннее творчество Чарота находилось под большим влиянием Богдановича, Тетки, Купалы и Коласа. Позже в творчестве писателя стали доминировать революционно-пролетарские мотивы.

Автор книг «Вьюга», «Босые на пожарище», «Беларусь лаптюжная» и других, Михась Чарот стремился передать в своих произведениях героический пафос революционной эпохи. Его повесть «Свинопас» легла в основу первого белорусского художественного фильма «Лесная быль», который был поставлен в 1926 году. В начале 20-х годов прошедшего столетия Чарот играл в театре Голубка, написал произведения для театра. Большой популярностью пользовались пьесы писателя «На Купалье», «Лапоть Микиты», «Сон на болоте» и другие. На текст пьесы «На Купалье» Алексей Туренков создал оперу «Цветок счастья».

Самое значительное произведение Михася Чарота — поэма «Босые на пожарище» — было опубликовано в 1921 году. В нем писатель представил свою версию революционных событий в Беларуси. В 1926 году выходят три книги поэм – «Корчма», «Ленин», «Марина». В эти же годы выходят поэтические и прозаические сборники Чарота – «Круговерть», «Избранные стихи», «Солнечный поход», «Краснокрылый вестник», «Поэмы», «Избранные рассказы» и др.

В 1937 году писателя арестовывают как участника «контрреволюционной нацдемовской организации». В «кровавую ночь» белорусской литературы с 29 на 30 октября 1937 года Михась Чарот был расстрелян. Реабилитирован 8 декабря 1956 года.
В Минске, Молодечно и Руденске в честь Михася Чарота названы улицы. В 1996 году именем поэта назвали Руденскую поселковую библиотеку.

Литературный хронограф. Ноябрь.

10 ноября — 135 лет со дня рождения (1886–1943) Якова Мексина, русского детского писателя, издателя, педагога, создателя и первого директора Музея детской книги

Яков Петрович Мексин был, прежде всего, специалистом по детской книге и музейным деятелем.
В раннее советское время был одним из основных организаторов детского книгоиздания и выставок детских книг. В 1934 году основал первый в СССР и России Музей детской книги, ликвидированный в 1938 году после репрессий в отношении Мексина.

Яковом Мексиным написан ряд теоретических работ в области оформления и пропаганды детской книги. Монография Петра Дульского и Якова Мексина «Иллюстрация в детской книге» (1925) считается первой работой о художественной детской книге на русском языке. В ней соавторы сформулировали «главную задачу» иллюстрирования детской книги: «не представить фантастику и мир сказки, которые должны унести мысли и чувства ребёнка в несуществующие миры, а прийти на помощь пытливому уму, удовлетворить детскую любознательность пояснением реальных, обыденных явлений жизни».

С 1923 по 1930 год как детский писатель Мексин опубликовал 26 книжек для дошкольников с иллюстрациями различных художников («Комар-комарище», «Как Алла хворала», «Кто смел, тот и съел», «Бобкин день», «Кот катался на машине», «Картаус» и др.
Художественные тексты Мексина были востребованы и через десятилетия после его смерти. Так, его пересказ с английского рассказа «Джим» Сесиля Олдина был издан с новыми иллюстрациями в 1974 году крупнейшим советским издательством для дошкольников «Малыш» тиражом 400000 экземпляров.

Литературный хронограф. Ноябрь.

11 ноября — 200 лет со дня рождения (1821—1881) Фёдора Достоевского, классика русской и мировой литературы, одного из самых читаемых писателей в мире по данным ЮНЕСКО.

Фёдор Михайлович Достоевский с детства мечтал стать писателем. Первый же его роман «Бедные люди» высоко оценили Николай Некрасов и Виссарион Белинский, а четыре поздних произведения вошли в список «100 лучших книг всех времен».
Некрасов назвал начинающего писателя «новым Гоголем» и опубликовал роман «Бедные люди» в своем альманахе «Петербургский сборник».

В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 году, когда прошла коронация Александра II.

Впечатления от жизни в Омском остроге Федор Достоевский выразил в «Записках из Мертвого дома». Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали настоящим откровением.

Ранние произведения писателя, как и повесть «Записки из Мёртвого дома», способствовали возникновению жанра психологической прозы.

Между тем, с детских лет одним из любимых русских поэтов Федора Достоевского был Александр Пушкин. Многие его стихотворения молодой писатель знал наизусть.

В следующие годы автор написал роман «Униженные и оскорбленные», рассказ «Скверный анекдот», публицистический очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях», повесть «Записки из подполья». В это время писатель часто бывал за границей: в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Там он увлекся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своем романе «Игрок».

В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника, стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года.

После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, философов Фридриха Ницше и Жана-Поль Сартра, а также на становление экзистенциализма и фрейдизма.

Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки.

Литературный хронограф. Ноябрь.

11 ноября — 120 лет со дня рождения (1901–1965) Евгения Чарушина, русского детского писателя, художника-иллюстратора

Евгений Иванович Чарушин обожал зверей и природу, любил их рисовать. Окончил Петроградскую академию художеств, работал художником, выполнял частные заказы, никогда не переставал рисовать животный мир. Однажды показал тетради с рисунками животных художнику Владимиру Лебедеву, работавшему в издательстве «ДЕТГИЗ», так начался его путь художника-иллюстратора.

Первой книгой, проиллюстрированной Евгением Чарушиным, стал «Мурзук» Виталия Бианки. В дальнейшем художник создавал иллюстрации для произведений Михаила Пришвина, Корнея Чуковского и Максима Горького, русских сказкок. Наибольшее признание получили портреты героев произведения Самуила Маршака «Детки в клетке». Любимой техникой Евгения Ивановича являлась литография.

Писать прозу Чарушин начал по совету Маршака, дебютировав произведением «Щур». Евгением Чарушиным написаны книги «Разные звери», «Вольные птицы», «Мохнатые ребята» (1929), «Васька, Бобка и Крольчиха» (1933), «Семь рассказов» (1935), «Моя первая зоология. В лесу» (1942), «Про Томку» (1958), «Почему Тюпа не ловит птиц» (1960), «Тюпа, Томка и сорока» (1963).

Почти все рассказы и сказки Евгения Ивановича повествуют о животных, произведения благополучны по тональности и финалам. В прозе художника много оборотов устной речи – вульгаризмов и жаргонизмов. Благодаря этому у читателя создается впечатление, что писатель не сочинил истории, а пережил их (как выбор щенка в рассказе «Про Томку») или подслушал и записал. Постоянный спутник Чарушина-рассказчика – юмор, частый художественный прием – звукоподражание (Например, «Фить-пирю» в «Перепелке»).

Любимый сын Евгения Чарушина, единственный наследник и продолжатель дела отца Никита, стал главным героем сборника рассказов писателя «Никитка и его друзья». Работы Н. Е. Чарушина, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, галереях зарубежных стран. Внучка и правнучка Евгения Чарушина также стали иллюстраторами книг. Правнучка Евгения Чарушина (названа в честь деда) выступает с лекциями о жизни и творчестве представителей династии.

Евгений Иванович Чарушин прожил 63 года. Через несколько месяцев после смерти Чарушина работы художника завоевали золотую медаль на выставке в ГДР.

Литературный хронограф. Ноябрь.

11 ноября — 110 лет со дня рождения (1911–2002) Хосе Марии Санчеса-Сильвы, испанского писателя, журналиста, кинематографиста

Хосе-Мария Санчес-Сильва-и-Гарсия-Моралес — испанский детский писатель. Является единственным испанским писателем, удостоенным Международной премии имени Х. К. Андерсена (1968)

Он родился в Мадриде в 1911 г., в «литературной» семье. Отец его был журналистом, мать – поэтом, Хосе рос среди книг и уже в четыре года довольно бегло читал. Он очень любил слушать вечерами мамины сказки, и особенно одну из них, где рассказывалось о маленьком мальчике, который каждый день делился с Младенцем Христом своим обедом. Ему не было и десяти, когда умерла мать и пропал без вести отец. Детство кончилось. После многих скитаний по разным сиротским приютам он попал наконец в Мадридскую школу Брауна и получил назначение в библиотеку. Вскоре он выиграл конкурс на получение стипендии, чтобы учиться журналистике.

В 1934 г. Санчес-Сильва опубликовал свою первую книгу «Человек в шарфе», в 1939-м стал главным редактором мадридского журнала «Арриба», позднее редактировал журнал «Си» и получил за это премию имени Франсиско де Салеса. Потом были и другие престижные литературные и журналистские премии. Он писал сказки и рассказы, пьесы, сценарии для кинофильмов. А в 1952 г. вышла в свет его книга, принесшая ему мировую известность, – «Марселино Хлеб и Вино», одна из лучших книг XX века, сюжет которой сложился, видимо, по той самой сказке, которую рассказывала ему мама лет тридцать назад. Эта книга, переведенная на несколько языков и переизданная в разных странах более ста раз, получила в 1968 г. Золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена, высшую награду в области детской литературы.

Повесть о Марселино неоднократно экранизировалась, однако наиболее удачным оказался первый фильм, снятый в 1955 г. по сценарию автора и отмеченный наградами Каннского и Берлинского кинофестивалей.

Хосе-Мария Санчес-Сильва прошел долгий путь (умер в 90 лет) – путь очень популярного, а впоследствии и знаменитого писателя, талантливого и искреннего. Писал книги о добре и зле, о милосердии, о жизни и смерти, о любви и человеческих взаимоотношениях, о необходимости бережного отношения друг к другу.

Литературный хронограф. Ноябрь.

14 ноября — 105 лет со дня рождения (1916–1986) Виктора Баныкина, русского советского писателя

Прозаик Виктор Иванович Баныкин воспевал самоотверженный труд и лучшие нравственные качества человека-труженика. Начало его жизни было связано с Поволжьем. Там в 1939 г. вышла его первая и сразу удачная книга «Рассказы о Чапаеве».

В детскую литературу писатель пришел в 1951 г. с повестью «Весной в половодье» — о взаимовыручке людей в трудной ситуации. Всесоюзный конкурс на лучшую художественную книгу для детей начала 1950-х гг. присудил этой повести вторую премию. А Всероссийский конкурс на лучшие произведения для детей начала 1970-х гг. отметил повесть Виктора Баныкина «Счастливое лето».
В книгах для детей «Валеркин календарь», «Там, где живут березы», «Храбрый ручей», «Бедовый мальчишка», «Лешкина любовь», «Андрей Снежков учится жить» автор поднимал нравственные проблемы и создавал живые, яркие образы детей и подростков.

Литературный хронограф. Ноябрь.

16 ноября — 95 лет со дня рождения (1926–1996) Александра Дитриха, русского писателя-популяризатора

Александр Кириллович Дитрих — детский писатель, сценарист, популяризатор науки. В 1949 г. окончил ВГИК. Работал в Редакции детского вещания на Всесоюзном радио. Был редактором многих популярных передач (в том числе — «Клуба знаменитых капитанов»), писал тексты для радиопостановок («Экипаж разноцветных стрел», «Если посмотреть вокруг», «Пропала буква», «Хлопушки с сюрпризами» и др.).
В 1960 г. опубликовал первую книгу — «Белым по чёрному».
Фантастические и сказочные произведения Дитриха в увлекательной форме знакомят юных читателей со сведениями из области физики, химии, геологии, палеонтологии, техники, истории. Например, чтобы рассказать о возникновении и развитии жизни на Земле, Дитрих при помощи таинственного шара отправляет героев повести «Загадочный дневник» в далёкое прошлое нашей планеты. Во времени и пространстве путешествуют герои повести «Белым по чёрному», а Владик Чудобыльский («Почти трагическая история… о мыльных пузырях») однажды оказывается в стране Фантасмагории, где перестали надуваться пузыри.

Наиболее известная книга автора — неоднократно переиздававшаяся детская энциклопедия «Почемучка», написанная в соавторстве с Г. Юрминым и Р. Кошурниковой.

Литературный хронограф. Ноябрь.

18 ноября — 75 лет со дня рождения (1946–2019) Вячеслава Пьецуха, русского писателя, прозаика, эссеиста

Вячеслав Александрович Пьецух – автор книг «Деревенские дневники», «Демонстрация возможностей», «Русская тема», «Плагиат», «Искусство существования», «Дурни и сумасшедшие. Неусвоенные уроки родной истории», «Заколдованная страна», «Государственное Дитя», «Жизнь замечательных людей», «Веселые времена», «Дневник читателя» и др.

Интересно мнение писателя о чтении. Быть толковым читателем по мнению Пьецуха непросто. «Чтение – это, во-вторых, тихая радость, а во-первых, сопричастность божескому началу, ибо, когда мы предаемся чтению, мы творим».

Его прозу критики называют «неспешной, витиеватой и умной», а жанр его произведений достаточно условно обозначают как «новая волна», «альтернативная литература» или «иронический авангард», сам писатель определяет его как «иронический реализм». Лейтмотивом творчества писателя является парадоксальность повседневного бытия.

Публиковаться начал в 32 года. Первая публикация – рассказ «Обманщик».
Большинство произведений Пьецуха обращены к русскому национальному характеру и российской истории с ее драматическими повторами, к художественному осмыслению русской «почвы». В его прозе представлено значительное разнообразие социальных типов, в этом смысле он продолжает шукшинскую традицию с ее «чудиками», одержимо изобретающими деревянный велосипед или выдумывающими собственную философию, а затем пытающимися жить в согласии с ней. Пьецух показывает в характерах своих персонажей непредсказуемую смесь агрессивности и великодушия, злопамятности и самопожертвования, скопидомства, воровства и широты натуры, смирения и бунтарства, аскетизма и безудержного разгула.

Литературный хронограф. Ноябрь.

19 ноября — 310 лет со дня рождения (1711–1765) Михаила Ломоносова, русского поэта, учёного с мировым именем

Михаил Васильевич Ломоносов – яркий пример «универсального человека»: энциклопедист, физик и химик, первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, основоположник научного мореплавания и физической химии (заложил основы науки о стекле), астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, реформатор русского языка, художник и историк.

Вот как отзывался о Михаиле Ломоносове Александр Пушкин: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Ломоносов – крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.

В 1757 году ученый издал свой главный труд по филологии — «Российскую грамматику». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже выпустил специальное исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».

Ломоносов впервые исследовал и показал выразительные возможности ямба и разных типов рифмовки. Предложенная им модель четырехстопного ямба оказалась исключительно продуктивной: из нее исходили несколько поколений русских поэтов, в том числе Державин, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Тютчев, Блок, Ходасевич, Пастернак.

Ведущий жанр лирики Ломоносова – торжественная ода, соответствующая эстетике европейского барокко (риторичность, «пышность» «высокого» слога, обеспечивающаяся целенаправленным отбором «возвышенных речений», неожиданных метафор, сравнений, олицетворений, гипербол, символов и аллегорий; имитация «лирического беспорядка»; сочетание элементов античной мифологии с реалиями современной политической жизни). Основные темы такой оды: идеальный монарх, идеальное государство, идеальная эпоха.
Своего апогея как поэт Ломоносов достигает в духовных одах. Они воодушевлены рационалистической концепцией Бога-законодателя, проявляющего себя в великих и неизменных законах природы («Размышления о Божием величестве», «Ода, выбранная из Иова»).
Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России. Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне.

Литературный хронограф. Ноябрь.

20 ноября — 120 лет со дня рождения (1901-1937) Михася Зарецкого, белорусского писателя, драматурга, переводчика и критика.

Михась Зарецкий (наст. имя — Михаил Ефимович Косенков) –– прозаик, драматург, киносценарист, переводчик, критик, зачинатель романтического направления в ранней белорусской советской прозе, писатель-новатор. Михась Зарецкий обогатил белорусскую литературу новыми идеями, образами, заметно расширил жанрово-стилистические, изобразительные возможности литературы.
Первый рассказ опубликовал в 1922 году. Перу Зарецкого принадлежат такие замечательные повести и романы, как «Голы звер», «Вязьмо», «Сцежкі-дарожкі», незаконченный роман «Крывічы».

Расцвет таланта прозаика пришелся на времена начала сталинского террора. Михася Зарецкого расстреляли ночью 29 октября 1937 года. Реабилитирован 7 декабря 1957 года.

Одним из самых интересных произведений М. Зарецкого является роман «Сцежкі-дарожкі». Хронологически он охватывает Февральскую революцию, гражданскую войну и борьбу с бандитизмом.

Михась Зарецкий – автор сборников прозы «У віры жыцця» («В круговороте жизни») (1925), «Пела вясна» («Пела весна») (1925), «Пад сонцам» («Под солнцем») (1926), «42 дакументы і Двое Жвіроўскіх» («42 документа и Двое Жвировских») (1926), «На чыгунцы» («На железной дороге») (1928), «Ракавыя жаронцы» («Роковые жернова») (1930), «Бацькаў сын» («Отцов сын»), (1932) «Голы звер» («Голый зверь») (1926); сборники публицистики «Падарожжа на новую зямлю» («Путешествие на новую землю») (1929), «Лісты да знаёмага» («Письма к знакомому») (1931).

Литературный хронограф. Ноябрь.

20 ноября — 105 лет со дня рождения (1916–1993) Михаила Дудина, русского поэта

Михаил Александрович Дудин – русский советский поэт, переводчик и журналист, военный корреспондент. Общественный деятель, сценарист, автор текстов песен и более 70 книг стихов.

Михаил Дудин из рода бродячих артистов и поэтов, возможно, это определило его призвание. Первая книга стихотворений «Ливень» вышла в Иванове в 1940.

Во время Великой Отечественной войны Дудин работает во фронтовых газетах. В эти годы вышли сборники поэзии «Фляга» (1943), «Костер на перекрестке» (1944). В послевоенные годы публикует сборники: «Считайте меня коммунистом» (1950), «Мосты. Стихи из Европы» (1958), «До востребования» (1963).

В 1970-е годы много и успешно работает, выпуская регулярно сборники стихотворений «Татарник», «Поэмы», «Рубежи», «Клубок» и др. В 1977 году вышла книга очерков — «Право на ответственность».

Много переводит с грузинского, башкирского, балкарского, латышского В 1986 году публикует книгу стихов и поэм «Песни моему времени». В 1987 году — поэмы «Зерна», в 1989 году — книгу стихов «Заканчивается двадцатый век», «Земля обетованная» (Посвящения. Переводы. Эссе. Стихи); в 1991 году — стихи и поэмы «Судьба»; в 1995 году — «Дорогой крови по дороге к Богу».

Литературный хронограф. Ноябрь.

22 ноября — 220 лет со дня рождения (1801–1872) Владимира Даля, русского писателя, философа, лексикографа, этнографа.

Список достижений и титулов Владимира Ивановича Даля велик: собиратель фольклора, первый отечественный востоковед-тюрколог, один из учредителей Русского географического общества, представитель «натуральной школы» в литературе, пионер российской гомеопатии, автор записок о последних часах жизни Александра Пушкина (в 1837 году, узнав о дуэли Пушкина, приехал в Петербург и дежурил у постели поэта до его последней минуты).

Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.

Первая повесть Владимира Даля «Цыганка» была опубликована в 1830 году. В дальнейшем в 1830-1840-е годы он печатал очерки под псевдонимом Казак Луганский.

В 1832 году вышли в свет «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Критик Виссарион Белинский творчество некоего Луганского не одобрил. Зато Александр Пушкин сразу увидел талант автора и подсказал ему верное направление: «Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать — у Вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумленными современниками и потомками!»
В 1833 году Даль был направлен на службу в Оренбург, где стал чиновником особых поручений при военном губернаторе. В годы службы Даль написал повести о казахах «Бикей и Маулина» (1836) и о башкирах «Башкирская русалка» (1843).

В 1859 году Владимир Даль переехал в Москву и посвятил все свое время обработке собранных материалов для толкового словаря. В 1861-1862 годах он издал сборник «Пословицы русского народа», содержавший 30 тысяч пословиц. Также Далем были опубликованы книги «О наречиях русского языка» и «О суевериях и предрассудках русского народа». В 1861 году увидел свет первый том «Толкового словаря живого великорусского языка», содержащего 200 тысяч слов, а завершилось первое издание к 1868 году.

22 ноября отмечается День словарей и энциклопедий (Учреждён в 2010 году по инициативе Общества любителей русской словесности (ОЛРС) и музея В. И. Даля)

Литературный хронограф. Ноябрь.

24 ноября — 195 лет со дня рождения (1826–1890) Карло Коллоди, итальянского писателя и журналиста

Карло Коллоди (настоящая фамилия — Лоренцини) широко известен прежде всего своей детской сказкой «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Писатель взял себе псевдоним Коллоди в 1856 году по названию деревушки Коллоди в Тоскане, где родилась его мать, Анджолина Орцали.

Свой первый роман он опубликовал в 1850 году. Литератор активно занимался политикой, участвовал в Рисорджимето, а во время войн за независимость Италии в 1848 и 1860 годах он служил добровольцем в армии Тосканы. С 1870 года, в объединенной Италии, он был издателем журнала, работал театральным цензором. Известность Карло Коллоди получил в 1856 году, с выходом романа «Пар».

С 1875 года писатель обратился к детской литературе, выпустив свои переводы сказок Шарля Перро. В 1880 году Карло Коллоди начал работу над «Историей бураттино» (по-итальянски «burattino» — «кукла, марионетка»); она публиковалась по частям в «Газете для детей» под названием «Приключения Пиноккио» в 1881-1883 годах. в 1883 году вышла отдельным изданием. Эта книга принесла автору мировую славу и была переведена на 260 языков. В ней органически переплетаются мотивы итальянских народных сказок и реальная жизнь.
Коллоди считается основателем итальянской детской литературы. Писатель хорошо понимал детскую психологию, придавая серьёзным мыслям понятную для ребенка форму интересных приключений персонажей.

Литературный хронограф. Ноябрь.

28 ноября — 140 лет со дня рождения (1881–1942) Стефана Цвейга, австрийского писателя

Стефан Цвейг– знаменитый австрийский писатель, критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий, внесший заметный вклад в сложную и богатую художественными открытиями литературу ХХ века. «Редким и счастливым соединением таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника» назвал Стефана Цвейга Максим Горький.

Свою первую книгу – поэтический альманах «Серебряные струны» Стефан Цвейг издал, будучи студентом в 1906 году, за ним последовал еще один — «Ранние венки». Цвейг рискнул послать первый сборник стихов своему кумиру — великому австрийскому поэту Райнеру Мария Рильке. Тот прислал в ответ свою книгу. Так завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке.

После университета Стефан Цвейг отправился в путешествие и посетил Францию и Великобританию, Испанию и Италию, Индию и США и многие другие страны. В годы Первой мировой войны он находился в Швейцарии и работал над очерком о французском писателе Ромене Роллане.

За годы творческой деятельности Стефан Цвейг написал романы «Нетерпение сердца» и «Угар преображения», несколько десятков новелл («Двадцать четыре часа из жизни женщины», «Письмо незнакомки», «Украденные рукописи»), а также биографии «Мария Стюарт», «Мария-Антуанетта: портрет ординарного характера», «Подвиг Магеллана» и другие.

Новеллы Стефана Цвейга – это тончайшее психологическое исследование внутреннего состояния героев, их душевных порывов. Каждое произведение вызывает глубокие чувства и понимание, насколько беззащитно человеческое сердце, как превратны людские судьбы, на какие свершения, а порой преступления, может толкнуть страсть… Прекрасен и неподражаем язык Цвейга: элегантный, изысканный, преисполненный достоинства.

Новеллы Цвейга — «Амок», «Смятение чувств», «Шахматная новелла» — сделали имя автора популярным во всем мире. Они поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. К жанру романа Цвейг обращался редко, им написано два романа – «Нетерпение сердца» и «Угар преображения», напечатанный по-немецки впервые спустя сорок лет после смерти автора, в 1982 г.

Стефан Цвейг — признанный мастер романизированной биографии, каждый раз избиравший объектом описания яркую историческую личность. Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Бальзака, Марии Антуанетты. Писатель всегда виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплеку. Сюда можно отнести и следующие произведения «Три певца своей жизни» (Казанова, Стендаль, Толстой), «Борьба с демоном» (Гёльдерлин, Клейст, Ницше).

Литературный хронограф. Ноябрь.

28 ноября — 90 лет со дня рождения (1931–2019) Томи Унгерера, французского писателя, художника-иллюстратора, сценариста и режиссера

У Томи Унгерера непростая репутация бунтаря и художника скорее для взрослых, чем для детей. Его перу принадлежат иллюстрированные книги для детей и взрослых, политические сатиры, мультфильмы, эротические зарисовки, карикатуры и постеры, а также рекламные проекты для средств массовой информации.

Завоевал мировую славу благодаря произведениям для детей и юношества на французском, английском и немецком языках с собственными иллюстрациями Книги Томи Унгерера «Приключения семейки Хрюллопс», «Три бандита», «Великан и Зеральды», «Джон-Луна», «Эмиль» — детская классика.

В юности он объездил на велосипеде всю Францию, а потом, автостопом, и всю Европу. В 1956 году с 60 долларами в кармане и чемоданом, набитом рукописями и рисунками, он отправился покорять Америку. И преуспел в этом сразу же. В 1957 году вышла его первая детская книга «Хрюллопсы летают на аэроплане», которая и принесла ему известность.

В 1998 году Томи Унгерер удостоен самой высокой чести в области детской иллюстрации — он получает премию Ганса Христиана Андерсена. В 2007 году в Страсбурге, которому художник на протяжении многих лет дарил свои работы, открылся музей Томи Унгерера и Международный центр иллюстрации. Наследие художника составляет от 30 до 40 тысяч рисунков.

Литературный хронограф. Ноябрь.

29 ноября — 125 лет со дня рождения (1896–1996) Максима Зверева, русского писателя-натуралиста

Максим Дмитриевич Зверев – советский учёный, заложивший основы териологии в Западной Сибири, позже — писатель-натуралист, автор книг о природе, животных, изданных в странах СНГ, а также во Франции, Англии, Испании, Польше, Германии, на Кубе и в других странах мира.
Детство и юность будущего писателя прошли на берегу реки Оби, среди живописной алтайской природы. 25 лет посвятил М.Д. Зверев науке. Им опубликовано более ста научных работ, три монографии и более 20 научно-популярных книг, он создал основы териологии (наука о млекопитающих) в Западной Сибири.

Как ученый- зоолог Максим Дмитриевич уже тогда понимал, что мало изучать природу – ее надо охранять. А для этого охрану природы необходимо пропагандировать. На страницах журналов и газет стали появляться статьи и заметки Зверева. Всего их более тысячи! М.Д. Зверев, по существу является основателем научно-популярного природоведческого газетного жанра в Казахстане, так называемых «Заметок натуралиста».

В творчестве М.Д. Зверева удивительно сочетается мастерство писателя и знания ученого.
За многолетнюю литературную деятельность писателя вышли в свет свыше 150 художественных книг общим тиражом в несколько миллионов экземпляров и вдвое больше научных работ. Собрание сочинений, вышедшее к 90-летию писателя, составляло три тома, а через 10 лет к трем томам прибавляются еще два, вышедшие, к сожалению, после смерти писателя. Вот итоги большой, долгой и плодотворной жизни в литературе: «У лесного костра», «Волчок из Бетпакдалы», «Золотой сайгак», «Хозяин Небесных гор», «Заимка в бору», «Конец белого пятна», «Тайна двухэтажного города», «Рождение егеря», «На егерских кордонах», «Сказки бабушки черепахи», «Сказки мудрого ворона» и многие другие произведения, постоянно вызывающие поток читательских писем из городов Казахстана и России.

Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter и мы все исправим.

Критики и аудитория определились с лучшими играми сезона, а значит пора предвкушать новинки, которые будут нас развлекать уже через несколько месяцев. Среди самых ожидаемых проектов 2022 года — продолжение культовой серии S.T.A.L.K.E.R., которое вернет фанатов в мрачные декорации Чернобыля. А пока проект шлифуют и полируют, мы вместе с VOKA вспоминаем, как вообще в видеоиграх появился жанр постапокалипсиса и какие ключевые игры этого направления стоит успеть открыть для себя.

Человечество с момента своего появления шло нога в ногу с гипотетическим апокалипсисом — и если своими действиями не приближало стрелку часов судного дня к полуночи, то по крайней мере активно фантазировало на эту тему в различных произведениях искусства. Параллельно с этим авторы задумывались и о том, с чем столкнутся счастливчики, пережившие конец света.

Первым постапокалиптическим произведением по своей сути можно считать уже библейский рассказ о Ное и его ковчеге. Мужчина после всемирного потопа восстанавливает жизнь на Земле — чем вам не представитель жанра? Но формально, конечно, его отсчет начался чуть позже: в 1816 году в литературе появляется видение конца света от лорда Байрона в стихотворении «Тьма», благодаря которому в искусстве возникает архетипический сюжет о «последнем человеке».

К популяризации таких историй приложила руку и Мэри Шелли, королева готического романа, которая в произведении «Последний человек» рассказывала о мужчине, спасающем семью в охваченном чумой мире. Изучал тему и Герберт Уэллс, посвятивший постапокалипсису «Машину времени» и «Войну миров». А в ХХ и ХХI веках сюжеты и вовсе ушли в народ и получили множество вариаций: фантасты представляли гибель человечества от рук пришельцев, из-за экологической катастрофы, падения метеорита, пандемии, ядерной войны и даже восстания суперзлодеев.

Добрался жанра и до кинематографа. В картине «Пятерка» 1951 года выпуска Арч Оболер рассказывал о разномастной компании в традициях классических анекдотов (обычном жителе Нью-Йорка, беременной женщине, неонацисте, афроамериканце и банковском клерке), пережившей нуклеарную катастрофу. Джордж Ромеро еще в 1968 году привел на экраны зомби-апокалипсис в «Ночи живых мертвецов». А Джордж Миллер исследовал тревожное будущее, связанное с истощением природных ресурсов, в «Безумном Максе». У светлых умов кинематографа идей было немало, и с каждым годом они только эволюционировали.

Конечно, эта тема не могла миновать растущий рынок видеоигр, для которого это был оптимальный сеттинг: фантастические реалии здорово сочетались с оправданным насилием, против которого сложно было бы возразить даже самым ярым моралистам — на следующий день после конца света не приходится считаться с зомби и злобными мутантами, так и норовящими отгрызть голову случайному выжившему. И первые попытки исследовать плодотворный жанр начались уже в 80-х.

На грани катастрофы

Пожалуй, первой постапокалиптической игрой можно считать шутер для аркадных автоматов под названием Robotron: 2084. Проект, реализованный в 1982 году, предлагал пользователям спасти захваченную враждебными роботами Землю. Или, по крайней мере, помочь редким уцелевшим людям. Правда, сто процентов времени геймерам приходилось сражаться с пикселями на экране и только — ни о каком кинематографическом развитии событий речь не шла.

Годом позже появились и другие эксперименты в жанре. Экшн Ant Attack отправлял всех желающих на поиски выживших в город, захваченный гигантскими муравьями, причем выглядело это более чем достойно для 1983 года: разработчики в принципе позиционировали свой продукт как «первую трехмерную изометрическую игру». Среди серых декораций постапокалиптики разворачивалась пронзительная история любви — пользователь мог определить пол своего персонажа и спасти свою вторую половинку.

Впрочем, оба проекта в свое время никто не рассматривал как исследование постапокалипсиса. Robotron: 2084 вызывал восторг из-за сумасшедшего геймплея, построенного на максимальном вовлечении всех доступных человеку рефлексов, и таким образом оказал нешуточное влияние на индустрию. Ant Attack в принципе относили скорее к прародителям подходам survival horror. С этим несложно согласиться: кроме краткого синопсиса, обе игры вряд ли могли похвастаться детальным сеттингом, который так важен для жанра.

С другой стороны были проекты вроде WarGames, адаптации фильма 1983 года «Военные игры». Он подбирался к миру после ядерной катастрофы иначе, изучая скорее тот самый момент, когда человечество взяло курс в неизвестность с радиоактивным пеплом и румяными грибными шляпками. Разрушенных городов и полчищ мутантов там нет — потому что цель игры как раз и состоит в том, чтобы такой исход не допустить. Так или иначе, именно с этого момента тема нуклеарной катастрофы надолго пришла в индустрию.

Первые рейнджеры ядерных пустошей

В 1988 году в уже подготовленную почву попало зерно идеи Брайана Фарго — талантливого разработчика и основателя компании Interplay Entertainment. Как и многих, его безумно привлекал постапокалипсис: «Одна из вещей, которые, как мне кажется, делают постапокалиптическую фантастику интересной, — это то, что все происходящее кажется крайне правдоподобным — мы всего лишь на расстоянии одного нажатия кнопки от ядерной пустоши».

Именно такой сеттинг Брайан определил для своего грядущего хита Wasteland. Выпущенная сразу для трех платформ — ПК, Apple II и Commodore 64, — игра рассказывала о постъядерной Америке и «Пустынных рейнджерах» — потомках солдат США, которые даже спустя десятилетия пытаются всеми силами охранять порядок и спокойствие на радиоактивных территориях.

На просторах пустоши пользователи могли собирать персональные отряды из нескольких бойцов и отправляться в приключения по миру, который чутко реагировал на действия команды и сохранял все изменения. Бои проходили по типу других популярных ролевых игр того времени: со строками текста и тщательно выверенными показателями характеристик игроков. Новинкой для жанра стал тот факт, что неигровым персонажам из команды игрока можно было давать приказы, которые они без лишних слов выполняли.

Дополнительный антураж в весьма хардкорную игру привносили так называемые «Параграфы» — пространные блоки текста, которые сопровождали игру в бумажном виде и помогали раскрыть ее сюжет. История в принципе оказалась запоминающейся, вплоть до кратких боевых комментариев о том, что враги «превращаются в тонкий слой красной пасты» или «взрываются, как кровяная колбаса».

Wasteland стала мгновенным хитом, которому обязаны многие современные постапокалиптические игры. Увы, продолжение серии под названием Fountain of Dreams оказалось куда более глупым и нескладным — и почти поставило крест на проекте Брайана Фарго.

Но на самом деле почти убил сагу о рейнджерах в пустошах не этот своеобразный сиквел, а компания EA, которая отказалась делиться с разработчиками из Interplay правами на франшизу.

Дивный новый мир и бутылочные крышки вместо денег

Wasteland 2 в конечном счете вышла — уже в ХХI веке. А пока возможности поработать над ней не было, студия Interplays залечивала разбитое сердце и продумывала новый проект в знакомых декорациях ядерного постапокалипсиса. Им стала культовая сага Fallout.

Сюжет вселенной развернулся не в самом далеком и вполне понятном будущем Земли, в котором серия войн за ресурсы привела к тотальному ядерному Армагеддону. Малая часть населения спаслась благодаря технологичным бункерам компании Vault-tec и, проснувшись в новом мире, в котором Штаты превращены в выжженные Пустоши, вынуждена привыкать к новым обстоятельствам. Деньги заменили бутылочные крышки, биологическое оружие превратило чудом спасшиеся формы жизни в жутких мутантов, бывшие солдаты США трансформировались в своеобразный рыцарский орден, защищающий технологии и знания, а бандиты запустили свои руки в ростки новой цивилизации.

Если ранняя ядерная фантастика 70-х и 80-х ставила перед собой цель скорее предупредить новые поколения о гипотетических угрозах «мирного атома», то серия Fallout принимала такой вариант развития событий как данность. Катастрофа случилась, и авторы не хотели сюсюкать и читать доктрины о том, как это предотвратить. Вместо этого они сконцентрировались на дивном новом мире и правилах выживания в нем.

«Идея состояла в том, что Пустоши — новый дом для уцелевших людей, а мир, который был до катастрофы, почти не имеет к ним отношения, — делился своими впечатлениями вице-президент Bethesda Пит Хайнс. — Их реальность такова: „Это то место, где я живу, это моя жизнь, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы она была хороша…“».

Впрочем, сама серия, которая продолжает оставаться актуальной по сей день, эволюционировала из одной части в другую. Поначалу она продолжала изометрическое дело Wasteland с характерными диалоговыми экранами и системой найма помощников. Затем пересела на фирменный движок Bethesda с видом от третьего лица, заполучила большой открытый мир и фирменную систему прицеливания VATS, которой бы позавидовал даже самый прогрессивный шутер.

В 2018 году сага получила даже масштабное развитие в онлайн-режиме — и хотя Fallout 76 все еще остается сырым и совсем не обязательным, с этим можно смириться. Менялся и тон игр: если в третьей части серии атмосфера была донельзя безнадежной и депрессивной, то четвертый эпизод серии все чаще спешил подбодрить игрока.

Влияние Fallout переоценить сложно. Миссию, полученную от Wasteland, проект унес в массы и популяризировал по всему свету. В том числе благодаря ему, пожалуй, родился и горячо любимый на постсоветском пространстве проект S.T.A.L.K.E.R., более близкий, понятный и в то же время болезненный.

Декорации опустошенных Штатов сменила Зона отчуждения, ядерную войну — авария на Чернобыльской АЭС, а горстку уцелевших, стремящихся найти место под новым солнцем, — сталкеры, мужчины честной судьбы, ищущие финансовое благополучие и личностное развитие в богом забытом месте. И хотя кажется, за пределами периметра мир жив и более-менее здоров, внутри его рыщут мутанты, а пейзажи нагоняют тоску не меньше Пустоши.

Все сорта конца света

Сейчас постапокалипсис в индустрии видеоигр уже не кажется экспериментом: жанр ушел в мейнстрим, ярчайшие представители которого с завидным постоянством претендуют на звания игр года. И неумолимо меняют представление о том, какими вообще должны быть проекты в таком сеттинге.

Например, видеоигра Rage от id Software дерзко смешала узнаваемые черты Wasteland и Fallout с подходом классического «Безумного Макса»: герои будущего Земли, пережившие столкновение с астероидом, борются за каждый новый день жизни на унылой и разбитой планете с мутантами и бандитами, а адреналиновые перестрелки регулярно уступают место не менее адреналиновым гонкам на монструозных машинах, словно сошедших с кадров ленты Джорджа Миллера.

Экшн I Am Alive взял курс на исследование социальной катастрофы — после землетрясения американский город, срисованный с Чикаго, оказывается в руинах, а власть в нем переходит к бандам мародеров. Взаимопомощь оказывается немодной, и люди могут надеяться только на себя. В таких условиях герой должен воссоединиться со своей семьей, выживая и поступательно пробираясь к цели, сражаясь как с очевидными бандитами, так и с просто загнанными в угол горожанами. Игра на деле оказывается самым настоящим сурвайвалом: с постоянной нехваткой боеприпасов, голодом и усталостью.

Культовая серия The Last of Us, как бы ни пыталась мимикрировать под классический зомби-апокалипсис, в первую очередь рассказывает пронзительную историю отношений контрабандиста Джоэла и его новой «дочери» Элли. А заодно делает невеселые выводы о человечестве в духе «Ходячих мертвецов»: даже в мире после пандемии, превратившей бóльшую часть населения в кровожадных зомби, для человека зачастую куда более опасным противником остается другой человек.

А другой шутер с зомби в качестве пушечного мяса, Left 4 Dead, в свою очередь, концентрируется не столько на сюжете о последствиях эпидемии, сколько на ярком игровом процессе. Разработчики не рассуждают о нормах морали нового мира, его иерархии и философии, а просто бросают группу игроков в мясорубку войны с чудовищами — это здорово освежает на фоне заумных конкурентов проекта

Постсоветские геймеры получили свою альтернативу S.T.A.L.K.E.R. — шутер «Метро 2033», основанный на серии книг Дмитрия Глуховского. В нем ядерная перестрелка между главными мировыми сверхдержавами отправила жителей Москвы в подземку — единственное место, способное укрыть от опасностей новой радиоактивной реальности. Работали над серией «Метро» отчасти те же люди, которые выпускали «Тени Чернобыля», поэтому выглядит игра первоклассно, а одновременно знакомый и неуютный мир из книг Глуховского раз за разом искусно меняет понятия о том, кто в новых условиях друг, а кто враг.

В конце концов, благодаря гениальности Хидео Кодзимы мы увидели Death Stranding — притчу, позволяющую пересмотреть свое отношение к курьерскому делу, которое, оказывается, может быть единственной тропой к цивилизации даже в совсем потерянном мире. Но если серьезно: кажется, игра предложила одну из самых необычных постапокалиптических историй за все время существования жанра — с сырыми пейзажами, темпоральными дождями, жуткими Тварями из другого мира и младенцами в колбах, способными их обнаружить.

Кажется, пока что авторы из индустрии видеоигр и близко не исчерпали все идеи развития для жанра. Да и реальная жизнь подбрасывает только новые поводы — с некоторыми, например, мы живем уже два года. А значит, постапокалипсис на экранах компьютеров и консолей закончится совсем не скоро.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Рассказ о празднике урожая в германии на немецком языке
  • Рассказ о праздничном дне феодала 6 класс
  • Рассказ о полезном ископаемом нефть
  • Рассказ о писателе иван андреевич крылов
  • Рассказ о памятнике черный тюльпан