Рассказ о послушной жене

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. судьба человека воплощение трагической судьбы русского народа в годы великой отечественной

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы   русского народа

в годы Великой Отечественной войны

Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Цели:

  1. Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание

  2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.

  3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.

  2. Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

  3. Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.

  4. Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА:

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова — героя его рассказа «Судьба человека»)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Была война,

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», — так писала одна английская газета.

Эпиграф

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

-Давайте обратимся к содержанию рассказа
В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.)

-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

— На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

-Чтобы понять авторскую концепцию человека, еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа.

— В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

( « Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365

-В чём же видит Андрей Соколов счастье?

(Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

— Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

( У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…»

— Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний — фашистский плен.
— Как Соколов попал в плен? (текст)
— Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
— В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа — всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Герой

Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Противопоставление свое

Взводный

Безропотно ожидает своей участи

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

— Какая позиция ближе всего Соколову?

( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

— Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

В чём символическое значение этого эпизода? (тест) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству — эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

— Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

— Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

( “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“…А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

— Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

— Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах…

— «Словно присыпанные пеплом» — то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

— А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

— Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

-Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”

Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода.

— Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

( Две сироты, жизни которых искорежены войной)

-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

-Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко — жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

— Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).

— А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

— В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

— Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

— Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

— И последнее. Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.

ВЫВОД:

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

 Люди! Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните!

 Домашнее задание.
Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».

Так, друзья — сегодня будет интересный пост о том, как в СССР воровали идеи фильмов. Я уже писал большие и инетресные посты о том, как в СССР воровали дизайн и технологии, о том как в СССР крали сказки также пост о плагиате в советской музыке — а сегодня будет продолжение темы — о том, как в СССР заимствовали, а иногда и крали сюжеты фильмов — тема очень интересная и требующая глубокого исследования)

Откуда вообще взялся плагиат в советском искусстве и почему он процветал? Все годы своего существования СССР был закрытой страной, 95% населения которой были отрезаны от достижений мировой современной культуры и искусства — про западные страны людям рассказывали лишь то, что там живут страдающие рабочие и крестьяне, мечтающие о коммунизме. При этом советские режиссеры и композиторы вполне себе ездили в заграничные турне, где имели доступ к западной музыке и фильмам, откуда черпали новые идеи для творчества.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — большой и интересный рассказ про заимствования и плагиат в советских фильмах, пишет Максим Мирович в Facebook.

01. «Кавказская пленница«, 1966 год и «Песня мошенника«, 1930 год.

В 1966 году на экраны советских кинотеатров выходит комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница» — фильм получился смешной и веселый, тут я говорю без иронии, действительно нравится. И всё бы ничего, да вот колоритная троица, сыгранная Вицыным, Никулиным и Моргуновым, уж очень сильно напоминает героев из американского фильма «Песня мошенника», снятого в 1930 году.

Похожим оказался и сам сюжет фильма — в «Песне мошенника» действие происходит в российском Кавказе в 1910 году, где русский бандит Егор влюбился в принцессу Веру и решает её похитить, а его сообщниками становятся напарники Али-Бек и Мурза-Бек — вместе троица участвует во всяких смешных сценах, а также в фильме есть музыкальные номера.

Впрочем, именно этот случай я отнес бы не к плагиату, а к «мягкому заимствованию», что часто случается в искусстве — Гайдай явно смотрел «Песню мошенника» и заимствовал оттуда некоторые удачные ходы и образы, создав в итоге что-то своё. Гайдая я, кстати, очень люблю и считаю, что его фильмы через много лет будут изучать как «мягкий троллинг» совка, который пропускала цензура тех лет:)

Фильмы, которые СССР украл у Запада. "Ирония судьбы" в их числе

02. «Бриллиантовая рука«, 1968 год и «Бей первым, Фредди«, 1965 год.

Ещё один пример заимствования от Леонида Гайдая — датский фильм был снят на три года раньше, чем «Бриллиантовая рука» и рассказывает о весёлых приключениях мужчины, сошедшего с корабля и схваченного шпионской группировкой, что приняли его за тайного агента. На самом деле главный герой — просто продавец развлекательных игрушек, с помощью которых он дурачит шпионов.

Некоторые сюжетные линии фильма «Бей первым, Фредди» сильно перекликаются с гайдаевскими — корабль, бандиты, простак, певичка, бандит по имени Колик (у Гайдая — Лёлик), фразы вроде «Шеф будет недоволен», забавные игрушки вроде чертика из табакерки (у Никулина), драка в гараже в конце и т.д. Тут, скорее, тоже не совсем плагиат — но заимствований у Гайдая весьма много, даже некоторые сцены похожи.

Фильмы, которые СССР украл у Запада. "Ирония судьбы" в их числе

Кстати, композитор Зацепин тоже явно смотрел это кино, потому что фоновые музыкальные темы из «Бриллиантовой руки» по атмосфере и настроению сильно напоминают темы из «Бей первым, Фредди», послушайте:

03. «Собачье сердце«, 1975 и «Собачье сердце«, 1987.

Второй фильм в заголовке — конечно же всем известный фильм Бортко, ставший киноклассикой и растащенный на гифки и мемы с профессором Преображенским и Шариковым. Мало кто знает, что местами экранизация сильно напоминает более раннее кино — совместную итальяно-немецкую экранизацию «Собачьего сердца», снятую в 1975 году (премьера прошла в 1976-м).

Некоторые мизансцены в своём фильме Бортко позаимствовал у «Собачьего сердца» 1975 года, похоже и цветовое решение кино — ботковская черно-белая «сепия» сильно напоминает коричневатую гамму итальяно-немецкого фильма.

Впрочем, в старой итальяно-немецкой экранизации полно ляпов, которые делают фильм несколько нелепым — макияж в стиле 1970-х у коммунистки двадцатых годов, модельные стрижки у комиссаров, русская кухарка в немецком народном костюме — смотреть на это без смеха невозможно)

Фильмы, которые СССР украл у Запада. "Ирония судьбы" в их числе

04. «Ирония судьбы«, 1975 и «Квартира«, 1960.

Вы будете смеяться — но даже фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром» имеет своего клона-прототипа на Западе — о чём я узнал совершенно недавно. «Ирония судьбы» был снят Рязановым в 1975 году по пьесе, написанной в 1969-м, а вот почти десятью годами ранее (в 1960-м) в США вышел фильм под названием «Квартира», сюжет в котором один-в-один похож на «Иронию».

Судите сами — скромный и незаметный труженник Бад (прототип хирурга Лукашина) живёт в небольшой холостяцкой квартире, которую иногда сдаёт на суточную аренду. Бад пытается ухаживать за лифтёршей по имени Фрэн, которая не спешит заводить с ним отношения, имея тайный роман с Джеффом Шелдрейком, директором фирмы.

Однажды,в канун рождества, Бад возвращается домой и обнаруживает Фрэн у себя в квартире на кровати в бесчувственном состоянии — оказалось, что Фрэн проводила время с Джеффом именно в квартире Бада. Вокруг квартиры вращается и весь дальнейший сюжет фильма — Бад развлекает Фрэн разговорами и игрой в карты, в конце фильма Фрэн, вспомнившая было о «хорошем и положительном» Ипполите Джеффе, в конце-концов уходит к скромному труженнику Жене Баду.

В общем, сюжет фильма очень похож на рязановскую «Иронию судьбы» — только адаптирован под советские реалии.

Фильмы, которые СССР украл у Запада. "Ирония судьбы" в их числе

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете, ну и может какие-то еще примерчики подкинете)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Для мирового кино 2021 год прошел под знаком затяжного выхода из пандемии коронавируса. Ситуацией воспользовались стриминговые сервисы, начавшие не только показывать, но и производить фильмы. Классические киностудии более-менее восстановились к концу сезона, выпустив на большие экраны ряд громких премьер.

С острожным оптимизмом рассказываем о десяти наиболее ожидаемых картинах наступающего года.

«Лакричная пицца», реж. Пол Томас Андерсон

Новая картина Андерсона – история любви в декорациях семидесятых между несовершеннолетним Гэри (Купер Хоффман) и 25-летней Аланой (Алана Хаим). Мальчик в свои 15 лет хоть и одарен как актер и бизнесмен, однако по сознанию и поведению, конечно, остается подростком.

Для Андерсона («Ночь в стиле Буги», «Магнолия») эта работа необычна по нескольким причинам. Во-первых, это редкая в его фильмографии настоящая комедия, во-вторых, это практически комедия молодежная, а в-третьих – стилизация. Андерсон передает дух 1970-х, насыщая кадр солнцем и яркими цветами, а саундтрек – соответствующей музыкой, в создании которой участвовал бас-гитарист Radiohead Джон Гринвуд.

Персонажами становятся реальные звезды кино и телевидения 1970-х. Актерский ансамбль также полон знаменитостей, однако Шон Пенн, Том Уэйтс, Брэдли Купер, Бен Стиллер, Кристофер Уокен уступают первый план трогательным, смешным и слегка безумным Хоффману и Хаим.

Ожидаемая премьера – 13 января.

«Морбиус», реж. Даниэль Эспиноса

«Морбиус» – супергеройский фильм ужасов, основанный на комиксах издательства Marvel. Второй фильм в рамках вселенной персонажей Marvel от Sony Pictures. Его премьера планировалась в прошлом году, но была перенесена из-за пандемии.

Главный герой – талантливый ученый-медик Майкл Морбиус (Джаред Лето). Чтобы излечиться от редкого заболевания крови, он ставит над собой опасный эксперимент, в результате которого становится вампиром. Для Джареда Лето это уже вторая роль комиксного антигероя после Джокера в «Отряде самоубийц».

Даниэль Эспиноса известен как режиссер хорроров. Его фильм «Номер 44», запрещенный к широкому показу в России, вывел из себя тогдашнего министра культуры РФ Владимира Мединского: «Не страна, а Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками. Так показана наша страна – та самая, которая только что победила в великой войне, вырвалась в число мировых лидеров и вот-вот запустит первого человека в космос».

Ожидаемая премьера на экранах – 27 января.

«Смерть на Ниле», реж. Кеннет Брана

Кеннет Брана, похоже, намерен экранизировать наиболее известные сюжеты Агаты Кристи. После «Убийства в «Восточном экспрессе» (2017) он взялся за «Смерть на Ниле». Эркюль Пуаро отправляется в Египет, чтобы отдохнуть на борту роскошного круизного парохода, следующего вниз по Нилу, и, конечно, оказывается втянут в расследование очередного убийства.

Брана сам сыграет роль знаменитого сыщика. Его партнерами на экране стали «Чудо-женщина» Галь Гадот, Летиша Райт, Арми Хаммер, Софи Оконедо, Том Бейтман. Фильм является третьей экранизацией романа. Учитывая режиссерский стиль Браны, зрелищности этой версии будет не занимать.

Ожидаемая премьера на экранах – 10 февраля.

«Бэтмен», реж. Мэтт Ривз

55-летний Ривз известен как мастер зрелищных блокбастеров с большим количеством спецэффектов, насилием и фантастическими чудовищами: «Монстро» (2008), «Рассвет планеты обезьян (2014) и «Война за планету обезьян» (2017).

Бэтмениана Ривза, как и ранее у Кристофера Нолана, станет трилогией. На этот раз нам покажут начало жизни супергероя. Молодой Бэтмен преследует серийного убийцу, известного как Загадочник (Пол Дано). Последний, страдающий раздвоением личности и убивающий людей за неверные ответы на свои загадки, – один из самых интересных персонажей вселенной DC.

Бэтмена в новой трилогии сыграет Роберт Паттинсон, среди других звезд – Зои Кравиц, Джеффри Райт, Джон Туртурро, Энди Серкис и Колин Фаррелл. Для визуального воплощения Ривз, по его признанию, вдохновлялся классикой нуара: «Китайским кварталом», «Французским связным», «Таксистом» и триллерами Хичкока.

Ожидаемая премьера на экранах – 3 марта.

«Фантастические твари: Тайны Дамблдора», реж. Дэвид Йейтс

Это третья картина из цикла «Фантастические твари». На сей раз сюжет разворачивается на фоне Второй мировой. Приквел истории о Гарри Поттере расскажет о взаимоотношениях Дамблдора, его друга Рубеуса Хагрида и молодого Тома Рэддла, еще не ставшего Волан-де-Мортом.

Дэвид Йейтс выступил режиссером предыдущих частей «Фантастических тварей», а также четырех картин цикла о Гарри Поттере. В ноябре 2020 года руководство Warner Bros. попросило Джонни Деппа отказаться от роли темного волшебника Грин-де-Вальда после того, как он проиграл иск о клевете к The Sun. Таблоид обвинял Деппа в насилии в отношении к актрисе и бывшей супруге Эмбер Херд. Новым злодеем стал один из главных красавцев европейского кино Мадс Миккельсен.

Ожидаемая премьера на экранах – 14 апреля.

«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», реж. Сэм Рэйми

«Мультивселенная безумия» – новый фильм об одном из самых причудливых персонажей Marvel Докторе Стрэндже. Бывший нейрохирург, а теперь межпространственный путешественник ищет украденный Камень времени, но из-за столкновения с неожиданным врагом высвобождает невероятное зло.

Бенедикт Камбербетч вновь играет Стрэнджа. Его могущественную, но противоречивую союзницу Алую Ведьму – Элизабет Олсен, а Карла Мордо – бывшего друга, ставшего врагом, – Чиветел Эджиофор. Что касается визуального наполнения, то если фильм 2016 года был настоян на психоделической эстетике 1960-х, то новый «Стрэндж» похож скорее на то, что называют bad trip: кошмарную кислотную галлюцинацию.

Ожидаемая премьера – 5 мая.

«Элвис», реж. Баз Лурман

Проект байопика об Элвисе Пресли был впервые анонсирован в апреле 2014 года. Однако съемки начались только в январе 2020-го, были остановлены из-за пандемии и возобновлены осенью.

Роль Короля рок-н-ролла досталась 29-летнему актеру, певцу и модели Остину Батлеру, уже зарекомендовавшему себя у больших мастеров, сыграв в «Однажды в Голливуде» Тарантино и ленте «Мертвые не умирают» Джармуша. Австралийская актриса Оливия Деджондж воплотила Присциллу Пресли, а продюсера Элвиса – полковника Тома Паркера сыграл Том Хэнкс. Среди героев еще одна рок-легенда – скончавшийся весной 2020 года певец Литтл Ричард в исполнении Элтона Мейсона.

Лента показывает жизнь Пресли от первых шагов на сцене до взлета к славе, не упуская также изменения в культурном ландшафте Америки. Центральный конфликт строится вокруг сложных отношений Элвиса с Паркером, стремившимся контролировать каждый аспект жизни знаменитого подопечного.

Выбор Батлера на столь ответственную роль режиссер пояснил стремлением «не только показать необычные движения и вокальные качества звезды рок-н-ролла, но и передать внутреннюю уязвимость Элвиса Пресли». Для Лурмана («Мулен Руж», «Великий Гэтсби») это первая работа для большого экрана после девятилетнего перерыва.

Ожидаемая премьера – 23 июня.

«Черная пантера: Ваканда навеки», реж. Райан Куглер

Продолжение одного из крупнейших хитов Marvel «Черная пантера» (2018) прямо перед началом съемок столкнулось с труднейшим препятствием: в августе 2020 года Чедвик Боузман, сыгравший главную роль, умер от рака. Продюсеры решили не искать замену.

В знак уважения к ушедшему актеру фильм обрел название «Ваканда навеки». Режиссер картины Райан Куглер сообщил, что работа без Боузмана – самое тяжелое, что он когда-либо преодолевал в своей карьере. Новая работа будет сфокусирована на других персонажах, сценарий фильма перерабатывался как минимум пять раз.

Остальные исполнители – Летиша Райт, Лупита Нионго, Данай Гурира, Мартин Фримен, Уинстон Дьюк, Анджела Бассетт и Доминик Торн – вернулись к своим ролям. Основной акцент теперь перенесен на Летишу Райт, играющую сестру Т’Чаллы – Шури, изобретательницу и воительницу.

Ожидаемая премьера – 10 ноября.

«Аватар 2», реж. Джеймс Кэмерон

Сразу после премьеры первого «Аватара» (2009) Кэмерон заявлял, что это только начало цикла из четырех картин. Выход второй части планировался еще на 2014 год. Его уже прозвали главным «долгостроем» кинематографа.

В «Аватаре 2» Кэмерон продолжает рассказ о народе на’ви и бывшем землянине, а ныне вожде лесного клана Оматикайе Джейке (Сэм Уортингтон) и его жене Нейтири.

По словам продюсера Джона Ландау, «Аватар 2» и последующие сиквелы будут частями «семейной саги», причем независимыми друг от друга: «Каждый фильм – самостоятельная история. Чтобы понять, о чем «Аватар 2″, не обязательно смотреть первую часть. Каждая часть будет иметь собственный исчерпывающий сюжет».

В первом «Аватаре» сначала мы наблюдали за похождениями героев в джунглях Пандоры, а затем они покоряли воздушную стихию, летая на крылатых ящерах. Во втором «Аватаре» мы переместимся под воду. Ради более достоверного воспроизведения океанского дна Кэмерон в марте 2012 года на борту одноместного батискафа погрузился на дно Марианского желоба, став первым человеком за полстолетия, совершившим подобную экспедицию.

Не обошлось без воскрешений. В действие вернется Грейс Огустин в исполнении Сигурни Уивер, также восстанет из мертвых главный антигерой – полковник Майлс Куоритч (Стивен Лэнг). Что интересно, «Аватар 2» и «Аватар 3» снимались параллельно, став первыми крупными голливудскими блокбастерами, производство которых возобновилось после остановки съемок из-за пандемии.

Ожидаемая премьера – 15 декабря.

«Вавилон», реж. Дэмьен Шазелл

В июле 2019 года стало известно, что новой работой Дэмьена Шазелла, ворвавшегося на кинематографический олимп с музыкальными фильмами «Одержимость» и «Ла-Ла Ленд», станет историческая драма «Вавилон» о золотой эре Голливуда и появлении звука в кино. Исполнители главных ролей – Брэд Питт и Марго Робби. Также в фильме снимутся Эрик Робертс, Оливия Уайлд, Тоби Магуайр и Спайк Джонз.

Робби досталась роль Клары Боу – звезды немого кино и секс-символа 1920-х. Биография it-girl, как Клару называла пресса, изобиловала крутыми поворотами: став знаменитой в 19 лет, Боу шокировала Америку своими похождениями, а ее карьера пошла на спад после скандального судебного процесса.

Другая актриса тех времен с драматической судьбой, которая предстанет на экране, – Анна Мэй Вонг (Ли Цзюнь) – первая добившаяся известности голливудская исполнительница китайского происхождения. Ее карьеру разрушило принятие в 1930 году дискриминационного «кодекса Хейса», запрещавшего режиссерам показывать межрасовые любовные отношения.

Ожидаемая премьера – 25 декабря.

logohttps://www.znak.com/2021-11-26/inzhener_iz_peterburga_vmeste_s_semey_pustilsya_v_bega_posle_togo_kak_ego_zapodozrili_v_raskleyki_pl

2021.11.26

В Петербурге инженера Дмитрия Мартыничева пытаются привлечь к ответственности за то, что он, по мнению правоохранительных органов, повесил на лайтбоксе на Московском проспекте плакат «ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИЗНАСИЛОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ запрет гей-парадов — это создание госмонополии на наши зады». Об истории Мартыничева на своей странице в соцсети Facebook рассказывает общественник и правозащитник Динар Идрисов.

страница Динара Идрисова в соцсети Facebook

По его словам, история преследования Дмитрия Мартыничева, 48-летнего инженера-компьютерщика, началась 14 ноября, когда в СМИ, вслед за Gulagu.Net, было опубликовано фото листовки про «Федеральную службу». 

«Вечером того же дня в парадную многоквартирного дома в Купчино, где проживает Дмитрий со своей женой и двумя несовершеннолетними детьми, приехала группа оперативников уголовного розыска из городского главка МВД и регионального ФСИН. Ходили по подъезду, звонили в квартиры и показывали фотографию мужчины, похожего на Дмитрия, оставляли телефоны и настоятельно рекомендовали разыскиваемому связаться», — пишет Идрисов.

По его словам, «фоторобот» разыскиваемого показали и жене Дмитрия, которая тогда была дома. «Напуганный не на шутку Дмитрий позвонил на следующий день по оставленному телефону. С ним довольно невежливо разговаривал старший опер уголовного розыска подполковник Кирилл Морозов. Договорились, что встретятся в 41-м отделе полиции следующим утром в 9:00. Оперативник сказал, что отпираться не стоит, у них есть качественное видео, доказывающее, что баннер разместил Дмитрий, и его ждет уголовное дело, потому что этого добивается ФСИН», — рассказывает Динар Идрисов.

Далее, говорит он, «все шло по киношному сценарию, которого оперативники уголовного розыска от Дмитрия не ожидали». 

«Дмитрий и жена мгновенно собрались сами, [собрали] детей, взяли документы, деньги, минимальный набор личных вещей и тем же вечером вылетели в Стамбул, надеясь оттуда добраться до одной из европейский столиц, чтобы попросить политического убежища из угрозы в России, — рассказывает правозащитник. — Но далее ему сильно не повезло. Имея на руках загранпаспорт без шенгенской визы, из-за белорусско-польского кризиса вылететь никуда в Европу транзитными рейсами беглецы не смогли. Их как граждан России вежливо никуда транзитом не отправляли. Тогда Дмитрий от безнадеги решил купить билеты на рейс в Белград и теми же сутками оказался с семьей в небольшом отеле на окраине сербской столицы». 

«Дальше начались его размышления, что делать дальше, — продолжает рассказ Динар Идрисов. — Денег оставалось на неделю и еще один перелет семьей. Он читал советы правозащитников в сети, некоторые разумно советовали уехать на время в более дешевую Грузию, переждать время, пока не прояснится ситуация, после семью вернуть домой. 

Однако, не имея никаких доказательств уголовного преследования по политическим мотивам, Дмитрий решил вернуться Россию. Он понимал, что рискует, но не поверил, что так сильно».

В результате по прилете 24 ноября в Санкт-Петербург на выходе из зала паспортного контроля в аэропорту Пулково его встретили двое оперативников в штатском. По словам Идрисова, «один был из ФСИН, второй и ГУР ГУМВД»: «И хотя они были явно недовольны его неудачным побегом, агрессивны не были, даже позволили проводить к такси жену с детьми. Но дальше все было серьезно. Жене сообщили, что Дмитрия повезут в ГСУ МВД на Суворовский проспект, но по дороге отобрали телефон и привезли в 29 отдел полиции УМВД России по Московскому району. Там Дмитрий находится вторые сутки».

Как пишет общественник, в отделе полиции № 29 «его стали допрашивать, без протокола и адвокатов, те самые оперативники ФСИН и ГУП ГУМВД, требуя признать размещения издевательского над ФСИН баннера по заказу Gulagu.Net и Владимира Осечкина (основатель Gulagu.net. — Znak.com), о существовании которого Дмитрий, конечно, знал, но с ним никогда знаком не был и не контактировал, иначе, полагаю, вряд ли вернулся бы в России обратно». 

«Нет, бить не били, не пытали. Дальше приехала в отдел полиции следователь, но что-то откладывалось, официально допрашивать все никак Дмитрия не собирались. Уже поздно вечером, когда его наконец разыскал нанятый женой адвокат, выяснилось, что его задерживают на 48 часов за мелкое хулиганство. На ночь Дмитрий остался в отделе полиции», — рассказал Идрисов.

Рассказ о послушной женестраница Динара Идрисова в соцсети Facebook

По его мнению, таким образом сотрудники правоохранительных органов пытались тянуть время, поскольку «все эти оперативно-разыскные мероприятия со встречей в Пулково были не из-за протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.1 КоАП РФ („Мелкое Хулиганство“), за которое более 1000 рублей административного штрафа или 15 суток административного ареста не назначить. Вероятно, прокуратура не согласовала возбуждение уголовного дела или нет подтверждающей неуважение к ФСИН экспертизы». 

Днем 25 ноября Дмитрия привезли в Московский районный суд Санкт-Петербурга. Судья Юлия Коновалова вынесла определение о возврате протокола обратно в полицию как несоответствующего закону. «Даже отметила, что и административное задержание Дмитрия оформлено незаконно, не только в протоколе об административном задержании не указанные исключительные основания для задержания гражданина, чья личность установлена, у него есть постоянное место жительство в Санкт-Петербурге, но и протокол о применении обеспечительной меры не содержит подписи должностного лица, его составившего», — рассказал Динар Идрисов. Кроме того, судья взяла у Дмитрия обязательство о явке в суд на случай возврата исправленного протокола об административном правонарушении в течение трех суток из полиции снова в суд. 

Между тем полиция не стала отпускать Мартыничева, его снова отвезли в ОП-29 на 2 сутки. «В отделе он слышал, как недавно назначенный новый начальник 29 отдела полиции подполковник полиции Скубилин Е.В. громко переговаривается с начальством МВД аж из Москвы, с кем-то из ФСИН и судом, уговаривая принять у него завтра ответственный административный материал», — рассказал Идрисов.

По его словам, адвокат и жена Дмитрия Мартыничева подали жалобы на его заведомо незаконное задержание и административное задержание (признаки статьи 301 УК РФ).

В пресс-службе ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленинградской области задержание Мартыничева пока не прокомментировали.

В объединенной пресс-службе судов Петербурга нашей интернет-газете сообщили, что сегодня новый протокол на Мартыничева пока в суд не поступал. 

С начала октября правозащитный проект Gulagu.net опубликовал серию видео о пытках и изнасилованиях заключенных в туберкулезной больнице ФСИН № 1 в Саратове, белгородской ИК № 4, камчатской ИК № 6 и иркутском СИЗО № 1. Ролики из секретного архива ФСБ и ФСИН вызвали огромный резонанс, были возбуждены уголовные дела. Руководство УФСИН Саратовской области ушло в отставку, кроме того, были уволены 18 нижестоящих сотрудников.

Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что в переданных правозащитникам материалах секретного архива ФСИН и ФСБ имеются планы по вербовке и пыткам осужденных во многих российских колониях. В ближайшее время новые сведения о «пыточных конвейерах» будут опубликованы. 

Gulagu.net — общественный проект, основной деятельностью которого являются противодействие пыткам и коррупции в российской системе ФСИН и защита прав заключенных. В мае этого года Gulagu.net после девяти лет работы приостановил свою деятельность на территории России из-за политической ситуации в стране и опасений за безопасность своих сотрудников. Было объявлено, что организация переезжает в Европу. При этом отмечалось, что расследования пыток в российских колониях продолжатся. 

Анна АЛЕКСАНДРОВА

05.12.2021

Штрихи к полузабытому портрету: график-самородок Валериан Щеглов

Современному массовому зрителю, а равно читателю имя Валериана Щеглова почти неизвестно. Причина этого, возможно, кроется в его красном прошлом: он воспевал революцию, выполнил множество работ, посвященных 1917 году и Гражданской войне. Подобное забвение представляется несправедливым. Ведь этот талантливый график создавал не только образцы агитпропа, но и прекрасные иллюстрации к книгам лучших советских поэтов и прозаиков.

Книги, в которых про него рассказывается, вышли из печати еще в советское время, поэтому информацию о художнике приходится собирать по крупицам. Известно, что он родился в Калуге, где отец Валериана заведовал городской типографией. Проявлявшего с ранних лет интерес к рисованию мальчика отдали в реальное училище, где его учителем стал Всеволод Левандовский, не только талантливый живописец, но и одаренный график. Тот обучался в Академии художеств у легендарного Павла Чистякова, воспитавшего целую плеяду таких мастеров, как Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Врубель, Валентин Серов, Николай Рерих, Виктор Васнецов.

Под руководством Левандовского юный Щеглов оттачивал навыки рисунка и довольно скоро начал получать премии и наградные листы. Он мечтал пойти по стопам наставника — тоже поступить в Академию.

Однако революция и Гражданская война нарушили эти планы. Молодой художник начал работать в местной газете «Коммуна», рисовал карикатуры и плакаты. В 1920 году 19-летним вступил в ряды Красной Армии, где продолжил заниматься агитационным искусством (нарисовал плакаты «Бей Деникина!», «III Интернационал», «Все на разгром Врангеля!» и другие). По завершении кровавой междоусобицы вернулся к мысли об учебе, уехал в Ленинград, где в 1925-м поступил в рисовальную школу. В бывшей столице в то время царили особые нравы в искусстве: на коне были те, кого позже станут обвинять в газетах и на собраниях в формализме.

В 1926 году он вернулся в Калугу и возобновил сотрудничество с «Коммуной». Как отмечала искусствовед Элла Ганкина, «пребыванием в школе Общества поощрения художеств исчерпывается специальное художественное образование В.В. Щеглова». Многому он учился самостоятельно, что не помешало ему стать мастером своего дела.

В 1927-м перебрался в Москву, где начал сотрудничать с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание — сила», а также с издательством «Молодая гвардия». Нередко путешествовал, побывал в Крыму, Средней Азии, на Крайнем Севере, жил на Балтике. Сделанные в этих поездках наброски легли в основу самых разных работ. Несколько лет Щеглов трудился над иллюстрациями к пятитомному изданию «История Гражданской войны в СССР».

В одном из своих исследований Ганкина приводит его слова: «Я много работаю над темой Гражданской войны. Считаю, что те из художников, которым посчастливилось быть свидетелями зарождения Красной Армии, кто провел свои юношеские годы в ее рядах, должны упорно теперь работать над воссозданием ее героических образов. Они увлекают нас своей силой и оптимизмом. Неустанно тружусь над композицией и рисунком. Изучаю до мелочей одежду и вооружение Красной Армии периода Гражданской войны и интервенции; собираю материал об интервентах и тщательно подыскиваю типаж. Основным недостатком всех наших произведений я считаю отсутствие страсти в изображении Красной Армии. Отсутствие динамики, патетики. Искусственная «приподнятость» наряду с плохим знанием изображаемых событий приводят художника только к бесстрастным и фальшивым произведениям».

С 1933 года он сотрудничал с Государственным издательством детской литературы. Большим успехом в довоенный период пользовалась книга Ивана Папанина «На полюсе» (1939). За событиями, которые разворачивались вокруг дрейфующей станции, в то время следил весь мир, советские дети поголовно играли в «папанинцев», и рассказ о покорении Арктики пришелся как нельзя кстати. Тем более — в сопровождении чудесных цветных иллюстраций, изображавших суровые северные пейзажи и трудную жизнь среди льдин. Популярности этих рисунков не смогло помешать даже низкое качество типографской печати.

Среди авторов, чьи книги охотно оформлял этот на редкость востребованный график, был Сергей Михалков. Начало их творческой дружбе, по словам журналиста Виталия Амурского, положила книга «Товарищи» (1937), ставшая ярким публицистическим выступлением против фашизма в Испании. Через год Валериан Васильевич выполнил иллюстрации к михалковской «Границе», а в 1939-м вышло их совместное издание «Красная Армия». Щеглов, как отмечала Элла Ганкина, был художником героико-романтического плана, справедлива эта характеристика и в отношении книжных иллюстраций. К примеру, в «Красной Армии» пехотинцев, парашютистов, кавалеристов и других русских воинов он изобразил в этакой медально-чеканной манере, много общего в тех работах с его плакатами.

Сотрудничество с Михалковым было долгим и успешным. После войны художник проиллюстрировал книгу «Служу Советскому Союзу» (1948). В ней «рассказывается о семье Орловых — простой советской семье, все члены которой внесли вклад в дело освобождения Родины. В бою и в труде братья и сестры Орловы — первые по силе, мужеству и трудовой доблести. Семья Орловых, конечно, не реальная конкретная семья, это собирательный образ семьи, характерной для нашего времени. На обложке художник дает портрет братьев и сестер Орловых, идущих в День Победы по Красной площади. В тексте, в цветных акварелях дается краткий рассказ о боевых эпизодах, в которых участвовали герои, или об их трудовых подвигах» (Элла Ганкина).

Высочайшее мастерство он проявил не только в акварели, ему прекрасно удавались рисунки пером. (Эта техника недаром считается очень сложной, тут художник не имеет права на ошибку: одна неверная линия — и работа испорчена.) Из-под его пера выходили искусные, с тончайшей штриховкой вещи. Порой автор пытался приблизить такой рисунок к карандашному, чтобы передать всевозможные нюансы светотени. С годами его искусство становилось все более душевным, проникновенным, плакатное начало в нем постепенно уступало место индивидуальному, психологическому.

А плакату он сил отдал немало, особенно в годы Великой Отечественной. В первые дни войны пошел работать в «Комсомольскую правду». По словам Ганкиной, жил прямо в редакции, как, впрочем, и многие другие сотрудники, дневавшие и ночевавшие на работе. Напечатанные в «Комсомолке» рисунки использовались как фронтовыми газетами, так и изданиями в тылу. Виталий Амурский о том времени повествовал:

«Закрытые темными шторами окна. Светомаскировка. В редакции «Комсомольской правды» полным ходом идет подготовка очередного номера газеты. Немцы в нескольких десятках километров от Москвы. За столом, заваленном листами белой бумаги, красками, карандашами, перьями, — невысокий, чуть полноватый человек. Это Валериан Васильевич Щеглов. Несколько часов назад поступила информация о подвиге 28 гвардейцев-панфиловцев. Утром новость должна знать вся страна. Щеглов делает плакат-рисунок об этом событии. В этот раз художник не был на передовой и своими глазами не видел названной позднее легендарной обороны. Но опыт мастера-профессионала и те знания, которые дала ему личная солдатская судьба, помогают руке находить точные штрихи, за которыми возникает живая панорама боя, напряжение фигур. Солдатскую кашу Валериан Васильевич попробовал еще в Гражданскую войну. Жизнь армии была ему хорошо знакома… Кстати, тогда же началась и его творческая биография. Художник-любитель, он нарисовал интересный плакат… В Политуправлении Армии на эту работу обратили внимание… К 1941 году у художника была уже большая практика. Он стал профессионалом. И снова — дни и ночи плакаты».

Последний рисунок для «Комсомольской правды» он сделал уже в День Победы. По окончании войны Щеглов выполнил иллюстрации к «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. В тот раз поставил перед собой задачу: показать, как суровые испытания закалили воина, превратили его в Героя с большой буквы. На фронтисписе изображен веселый, удалой парень: «широкоскулое, улыбающееся лицо с живыми «цыганскими», по выражению Полевого, глазами… Весь облик Мересьева пронизан выражением бодрости, уверенности» (Элла Ганкина). Далее читатель как бы наблюдает эволюцию вернувшегося на фронт, несмотря на чудовищное увечье, персонажа: «Повествование достигает кульминационной точки в рисунке, изображающем Мересьева в самолете… во время воздушной атаки. Лицо летчика, его плотно сжатые губы, сдвинутые брови и устремленные вперед глаза выражают моральное торжество».

Творческое наследие Щеглова включает в себя также замечательные иллюстрации к роману Алексея Толстого «Хлеб» (пожалуй, лучшая его графика на тему Гражданской войны). Кроме того, он оформил фадеевский роман «Разгром». Иллюстрированием мэтр занимался до последних дней, а не стало его в 1984 году. Тонкие, искусные рисунки сохранили для нас дух ушедшей эпохи. Как писал Виталий Амурский, «просматривая работы Валериана Васильевича Щеглова, вы не найдете ни одной «веселой» или «забавной»… Но в каждой есть жизнь, дыхание своего времени».



Материал опубликован в ноябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

  • Рассказ о потерпевшем кораблекрушение
  • Рассказ о пословице старый друг лучше новых двух
  • Рассказ о посещении храма в египте 5 класс краткое содержание
  • Рассказ о посещении древнеегипетского храма от первого лица
  • Рассказ о портрете художника