Рассказ о порочных и добродетельных поступках

Отказ от желаний: почему это не всегда хорошая идеякогда речь заходит о духовности, рано или поздно этот вопрос доходит до

Отказ от желаний: почему это не всегда хорошая идея

Когда речь заходит о духовности, рано или поздно этот вопрос доходит до отказа от желаний как одного из важнейших условий успеха на духовном пути. Отказ от желаний помогает направить усилия и волю на духовный прогресс, избавиться от порочных качеств и дурных наклонностей. Всё это в совокупности является неотъемлемой и важной частью духовного пути, ведь отказ от желаний – это устранение препятствий, которые не дают нам возможность увидеть своё истинное я. Однако, разговор редко заходит о том, что будет если неправильно отказаться от желаний и что вообще означает отказ от желаний.

Отказ от желаний правильно следует понимать как отказ от стремления удовлетворить свои чувства из корыстных и материальных побуждений. Это следует понимать и различать отказ от корыстных желаний и отказ от всех желаний. С духовной точки зрения важен именно отказ от корыстных желаний, которые побуждают человека совершать греховные поступки ради наслаждений и мнимого удовлетворения. Ведь существуют также и правильные желания, такие как, например, желание очистить себя, исполнить долг, продвинуться по духовному пути, стать лучше, помочь другим и так далее. От таких желаний не следует отказываться в начале пути. Конечно, в какой-то момент духовной практики отказ от любых внешних желаний – это естественное следствие духовного образа жизни, когда духовные желания полностью вымешают всякие желания связанные с материальным миром. Но такой уровень не следует имитировать мнимым отказом от внешней деятельности.

Что случается, когда отказ от желаний преждевременен и слишком радикален? Полный отказ от желаний приводит к полной инерции, так как стремления становится лучше или продвигаться по духовному пути просто нет. Никакой мотивации или дисциплины не будет, так как основа любого движения – желание. И когда человек начинает следовать по пути самопознания, далеко не всегда он это делает из возвышенных чувств. Иногда такой путь рассматривается как способ обретения власти над другими, избавления от страданий, простого любопытства или способа так или иначе улучшить свою жизнь. Но чем примечателен такой путь – это своими очищающими свойствами. Соприкосновение с божественным редко остается без следов и даже идя к Богу с корыстными намерениями, человек рано или поздно способен очиститься просто с верой практикуя. Каждый обладает верой, вера в духовный путь и в Бога, даже если они продиктованы корыстными мотивами, способны при постоянной практике очистить сознание и не просто избавить от желаний, а изменить их. Изменить желания таким образом, который сделал бы их чистыми и бескорыстными.

В этом заключается истинная трансформация и преображение. Не в том, чтобы бездумно всё отбросить, а в том, чтобы сделать из вчерашнего порока добродетель. Представим, что есть человек, главной целью которого является заработок денег. Изменить его нельзя, такова его природа и если форсированно поставить его в положение, где деньги зарабатывать нельзя, он скорее всего начнет это делать вопреки правилам. Поэтому в данном случае речь идёт не о том, чтобы запретить что-то, а о том, чтобы преобразовать, сделать желание зарабатывать деньги ради удовлетворения своих чувств, желанием зарабатывать деньги ради Бога, ради благих и праведных дел. Кто назовет искреннего благотворителя невежественным глупцом? Когда кто-то заниматься этим для вида или из корыстных побуждений – это, разумеется, не отображает истинный смысл добродетели. Но когда желания под влиянием постоянной духовной практики становятся чистыми, бескорыстными и добродетельными, то и деятельность такого человека становится чистой.

Неправильный отказ от желаний

Отказ от желаний в неправильном смысле означает, что мы отказываемся от всех желаний. Желание – основа действия, и не имея никаких желаний у человека попросту нет причин для действия. А раз нет причин, то и действия, как следствия причины, не будет. Бездействие же греховно и это самоочевидно:

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не работая, человек не может удовлетворять даже самые насущные потребности своего тела.

Бхагавад-Гита. 3.8

Следует действовать из чистых духовных желаний и очищаться не от самих желаний, а от корысти и низких побуждений. Стремление к плодам своего труда, а именно наслаждение ими – следует отбросить, так как из такого стремления рождает жадность и гнев, а само это стремление является вожделением. Жить духовно означает не просто отказаться от желаний и ничего не делать, а, напротив, действовать активно ради Бога, совершая всю деятельность как жертву Богу. Только такую деятельность следует считать правильной, ибо отказываясь от желаний, человек отказывается от деятельности. Тот, кто отказался от деятельности похож на корабль без паруса, ведь движим он не своей волей, а лишь обстоятельствами. Жизнь становится инертной и бессмысленной. Нетрудно догадаться, что основным занятием в таком случае будет безвольное празднество. Но не этому учат священные писания.

Желание присущи не только телу, уму и разуму, но присущи и душе. Желания души отличаются от желания тела тем, что желания тела – это желания души, на которые наложено вожделение. Вожделение – лишь стремление удовлетворить свои чувства. Так любое желание души будет осквернено стремлением занять свои чувства наслаждением. Почему это неправильно? Никто в этом мире неспособен сочетать наслаждение и духовное счастье, так как они противоположны.

Духовное счастье исходит из духовной деятельности, которая естественно исходит из духовных мотивов. Занимаясь делом и помня о Боге, человек способен испытывать постоянное счастье, как от самого дела, так и от его исхода. Но занимаясь делом ради своих низких желаний, человек размышляет о том, как будет пользоваться плодами своего труда. Образ наслаждений порождает нетерпение, а сама работа становится обременяющим препятствием на пути к объекту наслаждения. Так возникает пренебрежение долгом, а из этого возникает и всяческая несправедливость, ошибки, недоброкачественность, попустительство. Всё то, за что мы не любим современное общество – плод стремления наслаждаться результатом труда. Причиной коррупции и бедности является жадность, падение нравов – следствие вожделения, а преступность суть гнева. Но если желания чистые, деятельность никогда не станет порочной, так как совершение порочных поступков для того, кто трудится ради Бога – противно и противоестественно. По своей природе чистое сознание не способно совершать греховные поступки, но на это толкает лишь вожделение.

Отказ от желаний – это необходимое условие на духовном пути служению Богу. Но этот отказ от желаний означает, что мы отказываемся от греховных, корыстных, порочных желаний продиктованных нам жадностью, гневом и вожделением. Следуя пути самоосознания, становится возможно очиститься от этих пороков и приобрести желания иного качества, которые и будут основным мотивом и двигателем для активного продвижения по духовному пути и совершению благих поступков. Отказ от всех желаний приведет лишь к бездействию, которое станет причиной празднества и лени, а они станут причиной бедности. Тот, кто не имет желаний лишен возможности прокормить себя, а бедность подтолкнет его к преступлению. Так правильное стремление, не облагороженное полнотой понимания, приводит лишь к противоположному эффекту.

Как отличить неправильные желания от правильных?

Неправильные желания – это те желания, которые продиктованы стремлением удовлетворить ум и чувства. Или те желания, которые возникают из-за отсутствия контроля над чувствами и умом. К примеру, желание обеспечить себя роскошной пищей и желание избить обидчика – это два неправильных желания, причина одного из которых – стремление удовлетворить чувства, а другого – отсутствие контроля над ними. Чтобы различать правильные и неправильные желания человеку дан разум, который контролирует побуждения ума, а также осознает последствия.

Одухотворенный разум, обладающий знаниями, всегда будет различать корыстную и чистую деятельность. Таким образом, чтобы научиться различать желания, необходимо сделать разум сильным и одухотворенным, а также обуздать ум и чувства.

Сила разума приходит от его использования, это можно даже назвать волей. Если мы постоянно находимся во внимательном состоянии различения желаний и следим за тем, чтобы мы не отклонялись от чистого пути – наш разум будет становиться сильнее. Обуздать же чувства и ум можно путем их постепенного укрощения, а это означает, что мы должны ограничить их деятельность. Иначе говоря, если мы каждый день будем наслаждаться определенным образом, отказаться от такого наслаждения с каждым разом будет сложнее и сложнее. Ум и чувства, получающие лишь регулируемое наслаждение, становятся обузданными, но не навсегда. Если позволить уму наслаждаться неограниченно – он способен подавить разум и побудить к порочным наслаждениям. Одно за другим, наслаждение будет лишь усиливать влияние необузданного ума. Поэтому разумному человеку следует первым делом научиться контролировать побуждения ума и ограничивать наслаждения. Когда придет контроль, тогда и станет очевидно, какие желание продиктованы чувствами.

Существуют и правильные желания – как их определить? Правильные желания делятся на те, что стремятся совершить добродетель и на те, которые исходят из природы. О добродетельных желаниях мы уже поговорили – чистые и бескорыстные стремления совершить благой поступок являются правильными.

Желания продиктованные природой человека являются стремлениями заняться определенным делом. Например, природа одного – это интеллектуальные исследования и, соответственно, такой человек будет от природы любознателен. Другой же от природы наделен стремлением защищать других, а третьему свойственно заниматься искусствами. Зная свою природу можно легко различать корыстные желания от желания природы. По этой причине каждому человеку будет полезно понять себя и своё предназначение. Идти против своей природы и форсированно стать другим человеком смысла нет, это всегда безрезультатно и даже опасно.

Даже ученый человек поступает сообразно своей природе, ибо все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны. Так какой же смысл подавлять свою природу?

Бхагавад-Гита. 3.33

Таким образом, имея обузданные чувства, сильный разум и понимание своей природы каждый способен различить правильные желания, от неправильных. Такое различение – основа правильного регулирования желаний. Именно из такой способности происходит правильный отказ от желаний.  Отказывать от желаний добродетельных, духовный и природных не нужно, следует отказываться лишь от желаний порочных, низких и греховных.

Посвяти же все свои действия Мне, о Арджуна. Обрети полное знание обо Мне, отбрось стремление к личной выгоде, откажись от всяких собственнических притязаний и, стряхнув с себя апатию, сражайся!

Бхагавад-гита. 3.30

Распечатать

Георгий Челпанов

Задача деления. От процесса определения отличается процесс деления (divisio). Различие между ними заключается в том, что определение раскрывает содержание понятия, а деление раскрывает его объём. Задача деления заключается в том, чтобы указать все виды, совокупность которых составляет объём данного понятия. Так, например, понятие «треугольник» мы могли делить следующим образом:

Треугольник (A):

• Прямоугольный (B)

• Остроугольный (C)

• Тупоугольный (D)

У нас было понятие «треугольник» (A), и мы перечислили все частные понятия: B, C и D, входящие в объём этого более общего понятия, которое относится к ним, как род к своим видам.

То понятие, объём которого мы раскрываем, называется делимым (totum dividendum), а те виды, которые получаются от деления, называются членами деления (membra divisionis).

Основание деления. Когда мы производим деление рода на виды, то мы обращаем внимание на те признаки, которыми обладают одни виды и не обладают другие. Тот признак, который даёт нам возможность разделить род на виды, называется основанием деления (fundamentum divisionis). Основанием вышеприведённого деления понятия «треугольник» была величина углов в треугольнике. Но можно, это же самое понятие делить по какому-нибудь другому основанию, например положить в основание деления отношение сторон треугольника по величине. Тогда деление представится в следующем виде:

Треугольник (A):

• Равносторонний (B)

• Равнобедренный (C)

• Разносторонний (D)

Процесс несколько усложняется, если полученные от деления виды в свою очередь делить на подвиды (этот процесс называется подразделением ). Так, например, вид понятия «треугольник», именно тупоугольный треугольник (или какой-нибудь другой), можно в свою очередь подразделить на подвиды: равнобедренный и разносторонний; разумеется, деление и подразделение будут относиться к одному понятию: дихотомия. В процессе деления иногда употребляется приём, который называется дихотомией и который заключается в деления данного понятия A на противоречащие понятия B и не-B. Берём какое-нибудь понятие, которое нам надо разделить, например понятие «человек»; выделяем в одну группу какой-нибудь из видов, заключающихся в этом понятии, например вид «славянин», а в другую группу – «не-славянин» – относим все прочие виды. Затем с этим вторым отрицательным понятием поступаем точно таким же образом: подразделяем понятие «не-славянин» на две группы; в одну из них относим, например, подвид «германец», а в другую – все прочие остающиеся подвиды, соединяя их в одно понятие «не-германец»; затем с этим понятием поступаем точно так же, как и с предыдущим, и продолжаем наше деление до тех пор, пока оно не окажется исчерпанным.

Человек:

• Славянин

• Не-славянин:

• Германец

• Не-германец

И т.д.

Этот приём имеет тот недостаток, что оставляет каждый раз крайне неопределённой часть объёма делимого понятия, именно ту часть, которая обозначается частицей не, но, с другой стороны, значительно облегчает самый процесс деления, потому что придаёт ему исчерпывающий характер, почему его иногда называют исчерпывающим делением. Что оно имеет исчерпывающий характер, можно объяснить при помощи следующего примера. Если мы разделим всех обитателей Европы и Азии на расы – белую и жёлтую, то может оказаться, что некоторые племена не подойдут ни под одну из этих рас и мы не будем в состоянии поместить их в нашем делении, но этого не будет в том случае, если мы будем делить дихотомически.

Обитатели земного шара:

• Белые

• Не-белые:

• Жёлтые

• Не-жёлтые

При таком делении всякое новое племя должно будет войти в последнюю группу, которая не будет ни белой, ни жёлтой. В этом заключаются преимущества дихотомического деления.

Правила деления. Деление должно подчиняться следующим правилам:

1. Деление должно быть адекватно, или соразмерно. Это значит, что если мы перечисляем по какому-нибудь основанию или принципу виды данного родового понятия, то мы должны точно перечислить все виды, не уменьшая и не увеличивая их количества, т.е. сумма видов должна равняться делимому роду.

Если при делении мы не перечислим всех видов, т.е. если эта сумма будет меньше, то у нас получится деление неполное; если же мы в объём делимого понятия введём виды, которые в нём на самом деле не содержатся, то у нас получится деление слишком обширное, т.е. указанная сумма будет больше. Например, положив в основание деления понятия «треугольник» величину его углов, мы могли бы получить такое деление:

Треугольник:

• Остроугольный

• Тупоугольный

Ясно, что это деление неполное, ибо здесь не хватает одного члена деления, потому что в объёме понятия «треугольник» находится ещё один вид, который при делении нами пропущен, именно прямоугольный треугольник.

Неполным было бы деление людей на порочных и добродетельных, деление научных теорий на истинные и ложные, потому что в этих делениях упускаются промежуточные ступени. Кроме людей порочных и добродетельных есть люди, о которых нельзя сказать, что они порочны, но нельзя также сказать, что они добродетельны; кроме истинных и ложных теорий существуют ещё теории частью истинные и частью ложные.

Обратная ошибка будет получаться в том случае, если мы, деля какое-либо понятие, вводим в его объём такой вид, который не входит в действительности в его объём. Если бы мы, например, разделили понятие «дерево» на «дуб», «ель», «фиалка», то очевидно, что вид «фиалка» относится к объёму совсем другого понятия и что при делении понятия «дерево» он попал в число членов его неправильно.

2. Члены деления должны исключать друг друга. Это требование станет ясным, если мы возьмём для примера, следующее деление:

Книги:

• Французские

• Немецкие

• Словари и т.д.

Это деление неправильно, ибо понятие, например, «французские книги» и понятие «словари» не исключают друг друга: книга может быть и французской и словарём в одно и то же время. Или возьмём в пример также другое деление понятия «книги»:

Книги:

• Полезные

• Понятные

• Интересные и т.д.

Здесь один вид книг не исключает из своего объёма других видов: полезная книга может быть в одно и то же время и понятной и интересной. Ошибки, как в первом, так и во втором из приведённых примеров деления произошли потому, что не было выдержано третье требование правильного деления, а именно:

3. Деление должно иметь одно основание. При делении понятий чаще всего повторяется ошибка, заключающаяся в том, что в процессе деления меняется основание деления.

Произведём деление народов Европы:

Народы Европы:

• Магометане

• Христиане

• Французы

• Немцы и т.д.

Это деление неправильно, ибо мы, взяв сначала основанием деления понятие «религия», затем меняем это основание на другое, именно на понятие «национальность».

Или другой пример:

Прямолинейные фигуры:

• Треугольники

• Параллелограммы

• Прямоугольники

• Многоугольники

Это деление также неправильно, так как у нас здесь скрещиваются такие различные основания деления, как число сторон, направление сторон, величина углов. Такое деление называется перекрёстным.

Итак, третье условие правильности деления заключается в том, чтобы при последовательном перечислении видов делимого понятия было выдержано одно основание деления. Но следует заметить, что одно основание деления должно быть выдержано только при первом делении понятия; уже при вторичном делении, т.е. при подразделении, основание деления должно измениться. Так, например, если мы разделили понятие «треугольник», взяв основанием деления величину углов, на такие виды, как остроугольный, прямоугольный и тупоугольный, то, желая далее продолжать деление какого-нибудь из этих членов деления, мы уже должны основание деления изменить. Так, понятие «остроугольный треугольник» мы можем делить ещё далее, если возьмём основанием деления уже не величину углов, а отношение сторон по величине.

Треугольник:

1) Тупоугольный

2) Прямоугольный

3) Остроугольный:

а) равносторонний

б) равнобедренный

в) разносторонний

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. при делении какого-либо понятия нужно переходить к ближайшему низшему роду, в противном случае будет получаться то, что называется скачком в делении. Если бы мы понятие «природа» разделили на 1) «животные», 2) «растения», 3) «минералы», то в этом делении был бы слишком внезапный переход от понятия «природа» к понятиям «минералы», «животные». Чтобы исправить ошибку, следует вставить между понятием «природа» и членами вышеприведённого деления ещё два посредствующих звена.

Именно: понятия «мир неорганический» и «мир органический». Тогда деление приняло бы следующий вид:

Природа:

Мир органический:

• животные

• растения

Мир неорганический:

• минералы и проч.

Вопросы для повторения

Какова задача деления? Что называется делимым понятием? Что называется членами деления? Что такое основание деления? Что такое подразделение? Что такое дихотомия? Его преимущества и недостатки. Перечислите правила деления. Приведите примеры ни каждое правило и укажите применение каждого правила.

Источник: Учебник логики (для гимназий и самообразования). — 2-е изд. — Киев ; Одесса: И.А. Розов, 1906 (Киев). — [2], IV, II, 177 с.

Комментарии для сайта Cackle

Проект в старшей группе «Наши добрые дела»

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

(Н. Тулупова.)

Тип проекта: познавательно – игровой, общественно-полезный.

По количеству участников : групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).

Возраст детей: старший дошкольный.

Цель: Нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Учить совершать добрые поступки.

Задачи:

  1. Способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми;

  2. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;

  3. Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом;

  4. Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела.

  5. Уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивать  умение высказывать суждения.

  6. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

  7. Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Актуальность

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень не простое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

Все это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного проекта для детей дошкольного возраста в старшей группе детского сада.

Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.

Этапы проекта.

1. Организационный.

  • Донести до участников проекта важность данной проблемы.

  • Подобрать методическую литературу, иллюстрированный материал, книги для детей.

  • Подобрать игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.

  • Вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.

2. Ход реализации проекта.

  • Проведение с детьми бесед «Уроки доброты».

  • Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

  • Проведение подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке», «Цветок добрых дел».

  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов: «Волшебное слово» В.Осеева, «Самое страшное» Е.Пермяк, «Просто старушка» В.Осеева, «Вовка- добрая душа» А. Барто

  • Рассматривание иллюстраций, рисование рисунков, изготовление оригами, лепка.

  • Оформление в группе уголка Добрых дел, с использованием детских рисунков, фотографий и иллюстраций из журналов. Совместное создание атрибутов к сюжетно ролевым играм. СD диск с детскими песнями.

  • Выпуск стенгазеты.

  • Оформление родительского уголка. Рекомендации по теме проекта.

  • Совместная деятельность с детьми: разучивание игр, стихов, участие в продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемой теме.

  • Организация совместной деятельности родителей и детей: поиск информации, работа по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей, экскурсия с детьми).

3. Заключительный этап.

Ожидаемый результат.

Дети

  • Умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

  • У детей возникает желание совершать добрые дела.

  • Постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами.

  • Бережно относятся к живой природе.

  • Расширилось представление о понятиях «добро» и «зло».

Родители.

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;

  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;

  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Продукт проектной деятельности.

  • выставка рисунков «Мои добрые дела»;

  • изготовление кормушек;

  • совместно с родителями экскурсия в приют «Надежда» для кошек и оказание посильной помощи.

4. Паутинка проекта.

Познавательное развитие

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

Рассматривание сюжетных  картинок на тему «Добрые поступки».

Организация акции «Покормите птиц зимой»: «Мы кормушки смастерили и столовую открыли» (развешивание кормушек и кормление зимующих птиц).

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке», «Цветок добрых дел».

Организация благотворительной акции «Поможем бездомным животным». Экскурсия в приют для кошек.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативные игры «Передай настроение», «Добрые волшебники».

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья».

Пальчиковые игры «Дружба», «Дружный коллектив»

Хозяйственно-бытовой труд. Игровая ситуация «Как жители страны Грязнуль и Беспорядка хотели забрать у нас игрушки».

Труд в природе «Комнатные цветы».

Речевое развитие

Беседы «Что значит быть добрым?», беседа о добрых поступках и делах, «Как мы можем заботиться о малышах», «Для чего нужны кормушки», «Добро и зло в сказках», «Как развивать доброту».

Рассказ ребенка о добром деле, которое он совершил, обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.

Чтение художественной литературы, заучивание стихов: «Волшебное слово» В.Осеева, «Самое страшное» Е.Пермяк, «Просто старушка» В.Осеева, «Вовка- добрая душа» А. Барто,

В. Осеева «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Хаврошечка», чтение пословиц и поговорок о доброте, М. Яснов «Мирная считалка», Я. Аким «Жадина», З. Александрова «Птичья столовая».

Речевые игры «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Скажи ласково», «Я радуюсь, когда…», «Доскажи словечко».

Физическое развитие

Подвижные игры и упражнения «Волшебное слово» (с мячом), «Мы веселые ребята», «Смешинка», «С добрым утром».

Художественно-эстетическое развитие

Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз.

М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).

Аппликация «Доброе сердце».

Взаимодействие с родителями

Активное участие в изготовлении кормушек для птиц.

Сбор кошачьего корма и наполнителя для туалетов.

Консультация «Воспитание у детей доброты и милосердия».

Создание условий для самостоятельной деятельности.

КЛАСС: 7 «Б» ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА Дадоматов Ш.Т.

УРОК №: ___ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: 24 ноября 2021 год

ТЕМА УРОКА: НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

(1809-1852)

«ТАРАС БУЛЬБА»

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Познакомить детей с творчеством Н.В.Гоголя;- обзорное представление о повести «Тарас Бульба»;- работать над правильностью чтения; совершенствовать умение читать, работать с текстом; развивать умение определять настроение героев, анализировать поступки действующих лиц, давать им характеристики, выражать свою точку зрения (позицию читателя); воспитывать дух патриотизма;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать дух патриотизма. Воспитать любовь к родной речи; Пробудить стремление к саморазвитию; Воспитать учащихся к познанию окружающего мира, путём определения: « Хорошего от плохого!» Воспитать учащихся к любви Родине, патриотизму, к уважению старших и милосердию;

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умение определять настроение героев, анализировать поступки действующих лиц, давать им характеристики, выражать свою точку зрения (позицию читателя);

ТИП УРОКА: Изучение и ознакомление с новым материалом;

Информационный;

Закрепляющий;

МЕТОД: Словесный;

ОБОРУДОВАНИЕ: Классная доска;

Учебник «Литература»;

Материалы учителя;

Буклеты;

Плакаты;

Телевизор;

Рисунки нарисованные детьми;

ХОД УРОКА:

I-ОРГМОМЕНТ:

  • Вступительное слово учителя;

  • Проверка посещаемости учащихся;

  • Проверка готовности учащихся к уроку;

  • Заполнение классного журнала

II-ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

1.Прочитать биографию Н.В.Гоголя;

2.Прочитать о литературном жанре — сатира;;

III-НОВАЯ ТЕМА: НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

(1809-1852)

«ТАРАС БУЛЬБА»

Дети! Сегодня у нас урок посвящается творчеству великого русского писателя-сатирика Николая Васильевича Гоголя. Мы узнаем вместе о его творческих наследиях. О его литературных героях. Поговорим о характерах и о поступках героев произведений писателя. И конечно же поговорим о его замечательном повести «Тарас Бульба».

Прежде хочу обратить Ваше внимание на эпиграф написанный мной на доске:

Тарас Бульба…любил свою Родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капли крови своей…

Я попрошу Вас сделать записи в тетрадях, запишите дату, тему нашего урока и эпиграф. В процессе работы мы ещё вернёмся к эпиграфу.

(дети сделают записи)

(Учитель раздаёт буклеты ученикам)

А сейчас, Вы мне расскажете биографию писателя, всё, что Вам известно о Николае Васильевиче Гоголе!

Опрос домашнего задания.

Дети отвечают на вопросы учителя

Работа с буклетами

А теперь прошу Вашего внимания. Хочу Вам прочитать стихотворение написанное в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году, русским поэтом Константином Симоновым «Тарас Бульба»:

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Хрипит волосатая грудь на костре.

До грузных плечей добралось ему пламя.

Он смотрит туда, где на синем Днепре.

Гуляет по ветру казацкое знамя.

Сквозь пламя и дым куренным он велит

Рубиться весь век с басурманскими псами,

И ветер степной над огнём шевелит

Готовыми вспыхнуть седыми усами.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьём,

Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.

Я знаю — Отчизна им силу дала,

Им службу Тарасова кровь сослужила.

Я знаю — она в это время текла

В их черных, от пламени вздувшихся жилах.

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

…Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

Работа с картинами Дадоматов Ш.Т.

Учитель разделяет детей на 3 группы. Каждой группе раздаёт картины по теме. Группы должны подготовиться по картинам и рассказать об изображаемом герое, дать характеристику, дать детальное описание и т.д.

После прослушивания всех 3х групп учитель оценивает их.

IV-ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: См. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Учебник «Литература» стр-97-100; 100-127;

V-ИТОГ УРОКА:

  • Учитель подводит итог к уроку;

  • Объявляет оценки;

  • Проводит беседу в целях выявления уровня усвоения материала на уроке;

VI-ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • 1 Взять из школьной библиотеки книжку и прочитать выразительно повесть «Тарас Бульба»;

  • 2.Подготовить ответы на вопросы;

О добрено:_____________

(Замдир.по УВР.Шептунова И.А.)

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

В 7 «Б» КЛАССЕ

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

«ТАРАС БУЛЬБА»

ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ШКОЛЫ № 14

ДАДОМАТОВ ШАВКАТ ТУХТАСУНОВИЧ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Дадоматов Ш.Т.

Сценарий урока:

(приложение к разработке урока литературы в 7 «Б» классе)

1.Приветствие.

2.Представление темы: Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (Эпиграф)

3.Показ видео «Биография Н.В.Гоголя. «Тарас Бульба» 6:34 (видео)

4. Чтение учителем стихотворения К. М. Симонова «Тарас Бульба» 2:00

5.Речь Тараса Бульбы о товариществе. 3:12 (видео)

6. Отрывок. Возвращение детей. 3:47 (видео)

7. Отрывок. Смерть Андрея. 5:29 (видео)

8. Отрывок. Казнь Остапа. 4:04 (видео)

9. Отрывок. Смерть Тараса Бульбы. 5:29 (видео)

10. Работа по картине. Игра — конкурс.

11. Вопросы и задания. БУКЛЕТЫ.

12. Заключение. Домашнее задание. Объявление оценок

Составил:

Учитель русского языка и литературы школы № 14, Дадоматов Ш.Т.

  • Рассказ о посещении древнеегипетского храма 5 класс история
  • Рассказ о посейдоне и аиде
  • Рассказ о порядочности 5 класс однкнр
  • Рассказ о порке мужа
  • Рассказ о популярном человеке на английском