Рассказ о полярной иве

Мочалова валерия дмитриевна этап урока время деятельность учителя деятельность ученика формируемые ууд орг. момент 1 - здравствуйте ребята. -садитесь. -сегодня

Рассказ о полярной иве

20210413 vu tg sbscrb2

Рассказ о полярной иве

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Орг. момент

1’

— Здравствуйте ребята.

-Садитесь.

-Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна.

Стоя приветствуют учителя. Настрой детей на предстоящую работу.

К:умение слушать и слышать учителя.

Р:нацеливание на успешную деятельность

  1. Минутка календаря

6′

3 слайд

— Наш урок мы начнем с минутки календаря.

-Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня( облачность, температура, ветер, осадки).

Составить полный связанный рассказ.

Послушайте загадку. О чем говорится в ней?

Кружит, кружит листопад,
Золотом покрылся сад. 
C севера на юг Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

Кто знает, как по-другому называют месяц сентябрь?

Зовут его «запевалой осени» или «златоцветом»

Об этом месяце много есть пословиц и примет.

Назовите приметы о сентябре?

-Послушайте приметы:

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима

Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает.

Как вы понимаете эту примету?

-Если в этот месяц на дубах будет много желудей, то ожидай много снега перед Рождеством, да к теплой зиме и плодородному лету

— Кто был из вас наблюдателен и заметил.

— какие произошли изменения в неживой природе с приходом осени?

(Солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом, часто налетают порывистые холодные ветры. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньги. Дни становятся короче. На 2 часа 13 минут в сентябре сокращается долгота дня. На земном экваторе долгота светового дня приблизительно постоянна и составляет около 12 часов; сентябре часто идут холодные, мелкие, моросящие дожди, небо затянуто серыми облаками. Но не всегда в сентябре выдаются моросящие дожди. В этом месяце как мы заметили их не было. Становится вода холоднее в водоёмах. С вечера от земли поднимается густой туман.. Среднесуточная температура в ранний осенний период составляет +11 градусов.

Изменение в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе.

Какие изменения произошли в живой природе ?

Поговорим о растительном мире.

— Что происходит с растениями осенью?

В растительном мире можно заметить, что травы в лугах, полях и лесах желтеют, высыхают. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотистыми листья берез и лип. В сентябре поспевает рябина. Осенний лес необычен и прекрасен, никогда в другое время года он не кажется таким таинственным.

-Так же с приходом осени изменяется жизнь животных.

Что происходит с насекомыми?

— Хорошим объектом наблюдения являются птицы.

Какие птицы улетают первыми?

Самыми первыми готовятся к полету и улетают на зимовку в теплые края те птицы, которые питаются в основном насекомыми ( трясогуски, чижи, зяблики , кукушка , соловьи др).

-Как изменилась жизнь животных с приходом осени?

— У животных начинается линька, идет подготовка к линьке. В сентябре «выцветают» волки, лисы и барсуки. Ближе к жилью человека перебираются хорьки и горностаи. В конце сентября наступает период активной заготовки бобром веточного корма на зиму.

— Как изменяется труд людей

— Вывод: все изменения, происходящие в неживой природе влияют на изменения, происходящие в живой природе.

— ответ детей

-сентябрь

златоцвет

ответ детей

-ответы детей

— начинается листопад, появляются желтые листья

— Насекомые прячутся

— ответ детей

— линька, идет подготовка к зиме

-готовятся к зиме, одевают теплые вещи, делают заготовки

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

К: готовность слушать собеседника и вести диалог;

Л: развивать интерес к изучению природы;

Проверка домашнего задания

2’

-Кто мне скажет, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Вашим домашним заданием было выучить параграф с данной темой.

-Кто хочет рассказать мне первый пункт, какими бывают ориентиры?

( Что значит ориентирование на местности; для чего нужны ориентиры; где ими можно воспользоваться; что является ориентирами в городе?)

-Ребята, если есть дополнительные вопросы по данному пункту, задавайте.

Кто расскажет нам, что такое горизонт?

( понятие горизонта; что называют линией горизонта, что можно сказать о ней; назвать основные и промежуточные стороны горизонта)

-Ну и последним пунктом вашего дом. Задания было выучить как же определяют стороны горизонта.

( рассказать по каким признакам и как это делается)

Вывод: Мне понравилось как вы подготовили д/з. Все молодцы. Давайте выставим оценки.

-Как ориентироваться на местности

Ориентирование на местности – умение определять свое местоположение на ней или направление своего движения относительно сторон горизонта

-Чтобы вернутся домой

-В лесу, городе, на открытой равнинной местности и т.д.

Горизонт – пространство, которое мы видим вокруг себя

Линия горизонта – линия, ограничивающая кругозор, где небо как бы сходится с землей.

Линия горизонта не всегда бывает видна. Чем выше, тем горизонт наблюдателя расширяется и видимая линия горизонта будет дальше.

Основные: север, юг, восток и запад

Промежуточные: северо-запад), северо-восток, юго-запад, юго-восток

Человек ориентировался по солнцу с древних времён: восток- там, где восходит, (востекает) солнце запад- там, где солнце заходит, западает солнце.

В полдень солнце находится на юге, если встать к солнцу спиной в полдень, то тень укажет на север

— Ориентироваие по дереву с южной стороны крона дерева пышнее

-ориентирование по пню? с южной стороны промежуток между кольцами на пне больше , чем на северной

-с северной стороны мох на коре дерева гуще и зеленее , на южной- желтее и коричневее

-если встать лицом к полярой звезде , то перед тобой будет направление на север, левая рука указывает где запад, а правая, где восток.

К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

П: умение находить ответ на вопрос на основе имеющихся знаний

IV.

Актуализация знаний

V.

Изучение нового материала

VI.

Практическая часть

VII.

Закрепление

изученного

Для того, чтобы узнать тему нашего урока, сейчас нам предстоит поработать в группах.

Ваша задача как можно быстрее и правильнее ответить на вопросы, данные в кроссворде и узнать ключевое слово, которое и будет является нашей сегодняшней темой. Будьте внимательны, там могут попасться вопросы из тем, изученных ранее.

  1. Сторона горизонта, на которую указывает восход солнца.

  2. Поверхность земли, которую видит наблюдатель вокруг себя.

  3. Участок земной поверхности с объектами.

  4. Сторона горизонта, на которую указывает закат солнца.

  5. Как называется система счёта суток, недель, месяцев, лет.

  6. Если встать лицом к Полярной звезде, то перед тобой будет направление на…?

— Какое слово получилось? Так о чем мы будем говорить на уроке? Чтобы вы хотели узнать?

-Что вы уже знаете о компасе?

-Что это такое?

-Для чего он нужен?

Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик , с помощью которого вы сможете ответить на вопросы о том:

-каким свойством обладает наша планета Земля

— где был изобретен магнитный компас

— кто усовершенствовал компас

-как пользоваться компасом

-как традиционно изображают основные стороны горизонта

-как можно обмануть компас

Итак, ребята. Отвечаем на вопросы.

А сейчас мы приступим к практической части нашего урока и поработаем с компасом.

1. Положите компас на ровную горизонтальную поверхность. ( в данном случае это у нас парта)

2. Подождите, пока стрелка остановится.

3. Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпадал с буквой (с), а красный с буквой (ю), тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

Прибор готов к использованию.

Сейчас я предлагаю вам определить, в каком направлении находятся определенные предметы в классе.

-Первым предмет , который мы с вами будем определять будет окно.

-Кто мне скажет, в каком направлении находится окно?

-А в каком направлении находится дверь?

-Центральная доска?

-А теперь я попрошу выйти к доске 2 человека и определить в каком же направлении находится вешалка?

Вот смотрите , ребята, стоя у доски, вам нужно также установить компас на ровную поверхность. Теперь это будет ваша ладонь. Правильное положение компаса – на поднесённой к груди ладони.  Далее также устанавливаем правильное положение компаса, чтобы синяя стрелка стрелка показывала на (с), а красная на (ю)

-В каком направлении находится классный уголок?

Молодцы!

Чтобы узнать, как вы усвоили все то, что мы с вами сегодня прошли, вы поработаете самостоятельно в рабочих тетрадях. Откройте с. 21 и выполните задание 3 и 4 .

-Кто успеет выполнить эти задания то на с. 22 выполните еще и 7 задание.

Проверка

-слушают задание учителя и выполняют его

-восток

-горизонт

-местность

-запад

-календарь

-север

— компас

Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать , вступать в диалог

-развивать коммуникативные умения учащихся монологическую и диалогическую речь, умение работать в группах

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения.

VIII.

Подведение итогов урока

5 мин

-Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

К: умение слушать учителя и правильно отвечать на его вопросы; умение работать в группе, уважительно относится к ответам одноклассников.

Л: умение оценивать себя, свою работу на уроке

IX.

Рефлексия

X.

Домашнее задание.

1’

— Что запомнили?

-Понравился вам урок ?

-Молодцы, ребята, сегодня у нас выдался продуктивный урок, вы получили много полезной и нужной информации.

Открываем дневники и записываем д/з.

С. 34-37 перессказ

Ответ детей

Р: анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное

XI.

Орг. момент

1’

Все встали. До свидания!

Прощаются с учителем

Р: организовывать свою учебную деятельность

Тема: «Компас. Ориентирование по компасу»

Класс: 4 «В»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: ознакомление учащихся с устройством компаса и механизмом его действия

Задачи урока:

-образовательная: научить учеников определять с помощью компаса стороны горизонта;

-развивающая: продолжить развитие наглядно-образного мышления, познавательного интереса к изобретениям человека, к истории;

-воспитательная: воспитать желание практически использовать полученные знания, аккуратность в обращении с приборами.

Средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, компас, УМК«Гармония», ТПО, кроссворд

Планируемые результаты:

Предметные:

-познакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»;

-научатся находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса.

Метапредметные:

регулятивные — выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные — отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные — планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные:

проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам; оценивать отношение других людей и свое собственное к окружающему миру.

103944 5b67fb400774c

-75%

Сохранить у себя:

Рассказ о полярной иве Конспект по окружающему миру на тем: Компас. Ориентирование по компасу», 4 класс (40.02 KB)

icon visionoff

icon visionon

Рассказы о жизни животных в суровых северных условиях, о том, как обитатели севера приспосабливаются к полярной зиме и лютым морозам.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Во льдах

Снежные и ледяные поля то сверкают в свете поляр­ного дня, то тонут во мраке полярной ночи. Ночи дли­ной в полгода, чёрной и непроглядной. Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния — сполохи: зелё­ные, красные, синие.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Но наступает конец и долгой полярной ночи. Од­нажды краешек солнца—одна макушка!—высунется из-за горизонта. Свет его ещё багровый и тусклый — но как все рады солнцу и свету! Начинается праздник солнца, праздник весны. В Арктику пришёл день.

День тут тоже полярный, долгий. Солнце перестаёт заходить, и во всей суровости и красоте открывается глазам страна звонких льдов и пушистых снегов.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

И всюду жизнь: видимая и невидимая. Не видны на белом снегу белые песцы и медведи, зато хорошо за­метны белые чайки на чёрной воде и чёрные тюлени на белых льдах.

А сколько весной жизни на шумных птичьих база­рах! Мелькают крылья, звенят голоса, гудит в серых скалах эхо…

к оглавлению ↑

Птичий базар

Тёмные отвесные скалы у моря, на карнизах рядами птицы, словно белые бусы. Это птичий базар. «Базар» потому, что всегда тут крик, гам, сутолока — как на на­стоящем базаре. Не могут птицы решить: чьё гнездо лучше? Днём спорят, ночью спорят: благо, летом тут и ночью светло как днём.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

— И чего спорите! — взвизгивают чайки-моёвки.— Гнездо — это постройка из травы и стеблей. Вот как у нас. Всем сразу видно, что это гнездо и что оно — самое лучшее. Это даже птице Тупику ясно!

Но Тупик с чайками-моёвками не согласен:

— В том-то, Моёвка, и беда, что гнездо твоё всем сра­зу видно! Прилетай и разоряй. А моё? Где моё гнездо, я тебя спрашиваю?

— Не знаю и знать не хочу!—кричит Моёвка.— Знаю, что моё лучше!

— Никто про наши гнёзда не знает,— ворчит Ту­пик.— Потому что они у нас… под землёй! Мы носом норы копаем и там устраиваем гнездо. Да какое! Ветер не дует, дождь не мочит, град не бьёт. И никто его не видит. И потому моё гнездо — самое лучшее. Даже гла­застой Сове его не найти.

Сверкнули золотые глаза у белой полярной Совы, с лапы на лапу переступила, пробормотала глухо:

— Всем хорошо твоё гнездо, Тупик, только уж боль­но скучное. Ничего-то из него не видно, а сколько во­круг интересного! А ты сидишь под землёй, как какой-нибудь лемминг-грызун. И даже в ясный полярный день у тебя в норе непроглядная ночь. Нет, с моим твоё гнездо не сравнить: сижу на вершине холма, любуюсь на все четыре стороны. Совята под боком — мал мала меньше. Они у меня не в один день выводятся. Старшие младших греют. Интересно — и все при деле. И лучшего гнезда вам не найти.

— Подумаешь, птенцы у неё друг друга греют!—про­шипела снизу Гага.—У меня само гнездо греет! Слыхали про тёплый гагачий пух? На­щиплю с живота, укрою яички, как пуховым одеялом, и пла­ваю без забот. Пока досыта не наемся. А яички в гнезде тёплые-тёплые. Вот оно лучшее-то гнездо!

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Но никто ни с кем не согла­сен. Каждый расхваливает своё, других и слушать не хо­чет. Одна только Кайра ни с кем не спорит.

— Я,— говорит,—со всеми согласна. И с вами, чайки-моёвки, и с вами, тупики, и с га­гами, и с совой. У всех у вас гнёзда хорошие. И были бы они самыми лучшими — если бы не моё!

Тут пуще прежнего началось-поднялось — вот базар так базар!

Все напустились на Кайру: пищат, хрипят и визжат.

— У неё и гнезда-то нет, а больше всех похваляется!

— Есть у меня гнездо,— от­вечает Кайра,—только вам не видно его, оно у меня… ходя­чее! Не на скале, не в норе, а у меня на лапках!

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Приподнялась Кайра, и все видели, что яйцо лежит на её широких перепончатых лапках, а сверху она прикрывает их животом. Так птенца и высиживает. И даже может с яйцом по карнизу пере­двигаться; чуточку влево, чуточку вправо. Сколько надо.

Вот это гнездо — ходячее! Все даже клювы раскрыли от удивления. И чуть уж было не согласились, что Кай­ра самая расторопная и что лучшее гнездо — у неё. Но вовремя спохватились.

— Может, её гнездо и хорошее, да нам оно не под­ходит.

— Мне яйцо на моих когтистых лапах не удер­жать!— клекочет Сова.

— И была бы охота — день-деньской столбом на гнезде торчать, как эта Кайра!—пищат чайки- моёвки.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

— А попробуйте на лапки полдюжины яиц уложить! — крякает Гага.—Кайре что, у неё одно!

— И, значит, гнездо её — никудышное,—проворчал толстоносый Тупик.—А наилучшее — моё! И он сунул голову в свою нору.

— Моё, моё, моё!—горланят одни.

— Моё, моё, моё!—захлёбываются другие.

Кричат и кричат — день и ночь. Ну и пусть кричат — на то и птичий базар.

к оглавлению ↑

Полярной ночью

Ночь чёрная, позёмка скребёт по льду. Вой, свист, круговерть. А белый медведь свернулся калачиком за торосом, уткнул холодный нос в тёплый мохнатый бок и ждёт, когда утихнет пурга. А как утихнет и заморга­ют в чёрном небе белые звёзды, встанет медведь, потя­нется, зевнёт во всю клыкастую пасть и отправится на охоту. За ним его верные спутники — песцы и белые чайки. Всю зиму вместе: куда медведь — туда и они. Знают, что рано ли, поздно ли, а поймает медведь тюле­ня, тогда и им что-нибудь перепадёт. Самим-то им с тю­ленем не справиться, вся надежда у них на медведя. Хорошо ещё, что в спячку не лёг, как многие его со­братья.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Сияют под луной ледяные поля, искрятся нагромож­дения торосов. Вода в полынье при свете луны стала ещё черней, и шевелится над ней пар.

Знает медведь, что в незамерзающих полыньях мо­жет быть добыча. Шагает вразвалку, покачивает головой на длинной и толстой шее. Ищет носом тёплую струйку живого запаха.

Стоп! Чёрные туши ле­жат на снегу — тюлени. Если пойти к ним открыто, тюлени — бульк, бульк в полынью!—и как не быва­ло. Но медведь не простак, у него свои охотничьи хит­рости. Но и у тюленей — свои! Они по-тюленьи от­дыхают: полминуты спят, полминуты осматриваются. Не верят безмолвию поляр­ной ночи, знают — где-то бродит медведь. Может, вон за теми торосами при­таился!

А сон голову клонит, клонит, глаза закрываются, за­крываются. Ткнётся тюлень головой в снег — медведь быстро ползком к нему!

Тюлень голову вверх — медведь голову вниз: за­мрёт, распластается — не то глыба льда, не то сугроб снега. Тюлень снова голову вниз, а медведь ближе, ближе…

Только тюлень голову положил на снег, глаза за­крыл, как «сугроб» ожил и могучим прыжком впе­рёд!

И не проснуться бы тюленю, не оскользнись у мед­ведя лапы.

Шаркнули когти по звонкому льду — так осколки и полетели! А тюлень в полынью — только круги по­шли.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Вот уж взъярился медведь, рявкнул громовым ба­сом, заметался по кромке льда.

Спутники-провожатые больше его расстроились: песцы скулят, чайки кричат. Оставил их медведь без обеда.

Но сердись не сердись, а тюлень на льдину теперь не вылезет. Другого надо искать.

Поплёлся медведь враскачку вдоль полыньи: за ним песцы потрусили, за песцами перелетают чайки. Бредёт медведь и слышит: вздыхает кто-то в чёрной воде. Зве­ри большие плывут, похожие на тюленей, только ещё больше, и у каждого на носу — длинный бивень. Едино­роги-нарвалы!

У одного на спине детёныш лежит, ластами держит­ся. Медведь пригнулся, прицелился, но нарвалы ушли в глубину. Облизнулся медведь, а приживальщики затяв­кали и закричали.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Жутко посветили из глубины два зелёных глаза, как две ледышки. Это акула, полярная хищница. Прошли полярные дельфины — бе­лухи.

Вспугнули белухи стай­ку зимующих чистиков.

Удивительные пичуги: все птицы на зиму на юг ле­тят, а эти — на север!

Живут в полыньях среди льдов: не под жарким солн­цем, а под заиндевелой лу­ной.

А весной летят с холод­ных зимовок… на юг!

Льдина качается в по­лынье, на ней, как на пло­ту, нерпы спят.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Медведь на дыбы, чтоб лучше видеть, носом потя­нул — принюхивается. По­том в воду сполз, окунулся и поплыл под водой к нерпе.

Выглянет одним гла­зом— близко ли льдина, спит ли нерпа? — и дальше. Из чёрной воды один чёр­ный нос виден — попробуй- ка, разгляди его.

Нерпа голову подняла — нет вблизи никого. И снова голову опустила. Тут мед­ведь навалился на льдину, встала льдина торчком — нерпа прямо медведю в лапы скатилась.

Что тут началось!

Не понять, кто больше рад: медведь или приживаль­щики. Чайки кричат, машут крыльями, песцы визжат и грызутся. Но близко пока не подходят, ждут своей очереди.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Сытый медведь за торос завалился, снова уткнул нос в мохнатый бок.

Сытые песцы в снег зарылись, чайки на льду уснули, стоя на одной ноге. Время от времени ногу меняют, бо­ятся отморозить.

А метель опять за своё: смахнула с неба луну и звёз­ды, взметнула снег, погнала его между торосами, все следы замела.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Разговоры во льдах

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Чайка и сайка

— Ну что ты, рыбка Сайка, плачешь, горькие слёзы льёшь?

— Уж так нас все любят, Чайка, прямо хоть плачь! Вы, чайки, на завтрак любите, тюлени — на обед. А ки­ты нас так обожают, что с утра до вечера целыми кося­ками заглатывают.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Нарвал и кит

— Ух, Кит, да ты и вправду чудо-юдо! У тебя даже усы во рту растут!

— А ты, Нарвал, тогда юдо-чудо! У тебя зуб на носу вырос!

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Тупик и морж

— Посмотришь на тебя, Морж, и от страха перья дыбом! Бивни твои — что кинжалы. Что же ты этими разбойничьими клыками делаешь?

— Да то же, Тупик, что и ты своим клювищем-топором — землю рою. Только ты на суше, а я под водой. Ракушки со дна выкапываю. Это я на вид только такой свирепый.

к оглавлению ↑

Загадочные истории

Красный снег

Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил — за ним крас­ная строчка следов, куропатки пробежали — красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь!

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

( Отгадка )

Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нём от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвёл! Только-то и всего.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Вот так заяц!

Живёт во льдах диковинный заяц: не беленький и не серенький, не бегает и не прыгает! Уши у него малень­кие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку, а… свежую рыбку. Вот так заяц!

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

(Отгадка)

Это тюлень такой — морской заяц. Почему его зай­цем назвали — никто не знает. Наверное, за усы длин­ные и выпученные глаза. Ничего другого заячьего у него и нет. И весом он в сто раз тяжелее любого зайца.

к оглавлению ↑

Кто что умеет

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

Белый медведь мо­жет проплыть по морю без отдыха много-много кило­метров.

Тюленята с рождения лежат на голом льду— и хоть бы что! Ещё и здо­ровее становятся: за месяц вдвое вырастут и впятеро потяжелеют.

Маленькие полярные крачки смело бросаются у гнёзд на самого большого медведя: громко кричат, щиплют его за хвост и треплют за уши.

Единорог-нарвал мо­жет продолбить своим бив­нем даже крепкий лёд. За ним всё стадо по очере­ди дышит через пробоину.

Кит, бывает, проламы­вает спиной лёд, высунется и дышит.

Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, леммингов, птиц и яйца.

Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоня­ется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку,— и он подхватит её на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником.

Киты белухи умеют щебетать, щёлкать, клеко­тать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их «морскими канарейка­ми».

Морж легко выбирается из воды на самую сколь­зкую льдину: втыкает с размаху бивни в лёд и под­тягивается.

Во льдах. (Из цикла "С севера на юг") - Сладков Н.И.

(Илл. Чарушина Н.)

image_pdfimage_print

  • Рассказ о пожарных 3 класс русский язык
  • Рассказ о полезном ископаемом золото
  • Рассказ о поездке в армению
  • Рассказ о подростках современных авторов
  • Рассказ о поездке на дачу сочинение