Мочалова Валерия Дмитриевна
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| 1’ | — Здравствуйте ребята. -Садитесь. -Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна. | Стоя приветствуют учителя. Настрой детей на предстоящую работу. | К:умение слушать и слышать учителя. Р:нацеливание на успешную деятельность |
| 6′ 3 слайд | — Наш урок мы начнем с минутки календаря. -Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня( облачность, температура, ветер, осадки). Составить полный связанный рассказ. Послушайте загадку. О чем говорится в ней? Кружит, кружит листопад, Кто знает, как по-другому называют месяц сентябрь? Зовут его «запевалой осени» или «златоцветом» Об этом месяце много есть пословиц и примет. Назовите приметы о сентябре? -Послушайте приметы: Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает. Как вы понимаете эту примету? -Если в этот месяц на дубах будет много желудей, то ожидай много снега перед Рождеством, да к теплой зиме и плодородному лету — Кто был из вас наблюдателен и заметил. — какие произошли изменения в неживой природе с приходом осени? (Солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом, часто налетают порывистые холодные ветры. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньги. Дни становятся короче. На 2 часа 13 минут в сентябре сокращается долгота дня. На земном экваторе долгота светового дня приблизительно постоянна и составляет около 12 часов; сентябре часто идут холодные, мелкие, моросящие дожди, небо затянуто серыми облаками. Но не всегда в сентябре выдаются моросящие дожди. В этом месяце как мы заметили их не было. Становится вода холоднее в водоёмах. С вечера от земли поднимается густой туман.. Среднесуточная температура в ранний осенний период составляет +11 градусов. —Изменение в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе. — Какие изменения произошли в живой природе ? Поговорим о растительном мире. — Что происходит с растениями осенью? В растительном мире можно заметить, что травы в лугах, полях и лесах желтеют, высыхают. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотистыми листья берез и лип. В сентябре поспевает рябина. Осенний лес необычен и прекрасен, никогда в другое время года он не кажется таким таинственным. -Так же с приходом осени изменяется жизнь животных. Что происходит с насекомыми? — Хорошим объектом наблюдения являются птицы. Какие птицы улетают первыми? Самыми первыми готовятся к полету и улетают на зимовку в теплые края те птицы, которые питаются в основном насекомыми ( трясогуски, чижи, зяблики , кукушка , соловьи др). -Как изменилась жизнь животных с приходом осени? — У животных начинается линька, идет подготовка к линьке. В сентябре «выцветают» волки, лисы и барсуки. Ближе к жилью человека перебираются хорьки и горностаи. В конце сентября наступает период активной заготовки бобром веточного корма на зиму. — Как изменяется труд людей — Вывод: все изменения, происходящие в неживой природе влияют на изменения, происходящие в живой природе. | — ответ детей -сентябрь златоцвет ответ детей -ответы детей — начинается листопад, появляются желтые листья — Насекомые прячутся — ответ детей — линька, идет подготовка к зиме -готовятся к зиме, одевают теплые вещи, делают заготовки | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; К: готовность слушать собеседника и вести диалог; Л: развивать интерес к изучению природы; |
Проверка домашнего задания | 2’ | -Кто мне скажет, какую тему вы изучали на прошлом уроке? -Вашим домашним заданием было выучить параграф с данной темой. -Кто хочет рассказать мне первый пункт, какими бывают ориентиры? ( Что значит ориентирование на местности; для чего нужны ориентиры; где ими можно воспользоваться; что является ориентирами в городе?) -Ребята, если есть дополнительные вопросы по данному пункту, задавайте. —Кто расскажет нам, что такое горизонт? ( понятие горизонта; что называют линией горизонта, что можно сказать о ней; назвать основные и промежуточные стороны горизонта) -Ну и последним пунктом вашего дом. Задания было выучить как же определяют стороны горизонта. ( рассказать по каким признакам и как это делается) Вывод: Мне понравилось как вы подготовили д/з. Все молодцы. Давайте выставим оценки. | -Как ориентироваться на местности Ориентирование на местности – умение определять свое местоположение на ней или направление своего движения относительно сторон горизонта -Чтобы вернутся домой -В лесу, городе, на открытой равнинной местности и т.д. Горизонт – пространство, которое мы видим вокруг себя Линия горизонта – линия, ограничивающая кругозор, где небо как бы сходится с землей. Линия горизонта не всегда бывает видна. Чем выше, тем горизонт наблюдателя расширяется и видимая линия горизонта будет дальше. Основные: север, юг, восток и запад Промежуточные: северо-запад), северо-восток, юго-запад, юго-восток Человек ориентировался по солнцу с древних времён: восток- там, где восходит, (востекает) солнце запад- там, где солнце заходит, западает солнце. В полдень солнце находится на юге, если встать к солнцу спиной в полдень, то тень укажет на север — Ориентироваие по дереву с южной стороны крона дерева пышнее -ориентирование по пню? с южной стороны промежуток между кольцами на пне больше , чем на северной -с северной стороны мох на коре дерева гуще и зеленее , на южной- желтее и коричневее -если встать лицом к полярой звезде , то перед тобой будет направление на север, левая рука указывает где запад, а правая, где восток. | К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли П: умение находить ответ на вопрос на основе имеющихся знаний |
IV. Актуализация знаний V. Изучение нового материала VI. Практическая часть VII. Закрепление изученного | Для того, чтобы узнать тему нашего урока, сейчас нам предстоит поработать в группах. Ваша задача как можно быстрее и правильнее ответить на вопросы, данные в кроссворде и узнать ключевое слово, которое и будет является нашей сегодняшней темой. Будьте внимательны, там могут попасться вопросы из тем, изученных ранее.
— Какое слово получилось? Так о чем мы будем говорить на уроке? Чтобы вы хотели узнать? -Что вы уже знаете о компасе? -Что это такое? -Для чего он нужен? Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик , с помощью которого вы сможете ответить на вопросы о том: -каким свойством обладает наша планета Земля — где был изобретен магнитный компас — кто усовершенствовал компас -как пользоваться компасом -как традиционно изображают основные стороны горизонта -как можно обмануть компас Итак, ребята. Отвечаем на вопросы. А сейчас мы приступим к практической части нашего урока и поработаем с компасом. 1. Положите компас на ровную горизонтальную поверхность. ( в данном случае это у нас парта) 2. Подождите, пока стрелка остановится. 3. Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпадал с буквой (с), а красный с буквой (ю), тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. Прибор готов к использованию. Сейчас я предлагаю вам определить, в каком направлении находятся определенные предметы в классе. -Первым предмет , который мы с вами будем определять будет окно. -Кто мне скажет, в каком направлении находится окно? -А в каком направлении находится дверь? -Центральная доска? -А теперь я попрошу выйти к доске 2 человека и определить в каком же направлении находится вешалка? Вот смотрите , ребята, стоя у доски, вам нужно также установить компас на ровную поверхность. Теперь это будет ваша ладонь. Правильное положение компаса – на поднесённой к груди ладони. Далее также устанавливаем правильное положение компаса, чтобы синяя стрелка стрелка показывала на (с), а красная на (ю) -В каком направлении находится классный уголок? Молодцы! Чтобы узнать, как вы усвоили все то, что мы с вами сегодня прошли, вы поработаете самостоятельно в рабочих тетрадях. Откройте с. 21 и выполните задание 3 и 4 . -Кто успеет выполнить эти задания то на с. 22 выполните еще и 7 задание. Проверка | -слушают задание учителя и выполняют его -восток -горизонт -местность -запад -календарь -север — компас | Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать , вступать в диалог -развивать коммуникативные умения учащихся монологическую и диалогическую речь, умение работать в группах Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения. | |
VIII. Подведение итогов урока | 5 мин | -Чему учились на уроке? — Что нового узнали? | К: умение слушать учителя и правильно отвечать на его вопросы; умение работать в группе, уважительно относится к ответам одноклассников. Л: умение оценивать себя, свою работу на уроке | |
IX. Рефлексия X. Домашнее задание. | 1’ | — Что запомнили? -Понравился вам урок ? -Молодцы, ребята, сегодня у нас выдался продуктивный урок, вы получили много полезной и нужной информации. Открываем дневники и записываем д/з. С. 34-37 перессказ | Ответ детей | Р: анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное |
XI. Орг. момент | 1’ | Все встали. До свидания! | Прощаются с учителем | Р: организовывать свою учебную деятельность |
Тема: «Компас. Ориентирование по компасу»
Класс: 4 «В»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: ознакомление учащихся с устройством компаса и механизмом его действия
Задачи урока:
-образовательная: научить учеников определять с помощью компаса стороны горизонта;
-развивающая: продолжить развитие наглядно-образного мышления, познавательного интереса к изобретениям человека, к истории;
-воспитательная: воспитать желание практически использовать полученные знания, аккуратность в обращении с приборами.
Средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, компас, УМК«Гармония», ТПО, кроссворд
Планируемые результаты:
Предметные:
-познакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»;
-научатся находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса.
Метапредметные:
регулятивные — выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;
познавательные — отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
коммуникативные — планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Личностные:
проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам; оценивать отношение других людей и свое собственное к окружающему миру.
-75%
Сохранить у себя:
Конспект по окружающему миру на тем: Компас. Ориентирование по компасу», 4 класс (40.02 KB)
Рассказы о жизни животных в суровых северных условиях, о том, как обитатели севера приспосабливаются к полярной зиме и лютым морозам.
Во льдах
Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи. Ночи длиной в полгода, чёрной и непроглядной. Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния — сполохи: зелёные, красные, синие.
Но наступает конец и долгой полярной ночи. Однажды краешек солнца—одна макушка!—высунется из-за горизонта. Свет его ещё багровый и тусклый — но как все рады солнцу и свету! Начинается праздник солнца, праздник весны. В Арктику пришёл день.
День тут тоже полярный, долгий. Солнце перестаёт заходить, и во всей суровости и красоте открывается глазам страна звонких льдов и пушистых снегов.
И всюду жизнь: видимая и невидимая. Не видны на белом снегу белые песцы и медведи, зато хорошо заметны белые чайки на чёрной воде и чёрные тюлени на белых льдах.
А сколько весной жизни на шумных птичьих базарах! Мелькают крылья, звенят голоса, гудит в серых скалах эхо…
к оглавлению ↑
Птичий базар
Тёмные отвесные скалы у моря, на карнизах рядами птицы, словно белые бусы. Это птичий базар. «Базар» потому, что всегда тут крик, гам, сутолока — как на настоящем базаре. Не могут птицы решить: чьё гнездо лучше? Днём спорят, ночью спорят: благо, летом тут и ночью светло как днём.
— И чего спорите! — взвизгивают чайки-моёвки.— Гнездо — это постройка из травы и стеблей. Вот как у нас. Всем сразу видно, что это гнездо и что оно — самое лучшее. Это даже птице Тупику ясно!
Но Тупик с чайками-моёвками не согласен:
— В том-то, Моёвка, и беда, что гнездо твоё всем сразу видно! Прилетай и разоряй. А моё? Где моё гнездо, я тебя спрашиваю?
— Не знаю и знать не хочу!—кричит Моёвка.— Знаю, что моё лучше!
— Никто про наши гнёзда не знает,— ворчит Тупик.— Потому что они у нас… под землёй! Мы носом норы копаем и там устраиваем гнездо. Да какое! Ветер не дует, дождь не мочит, град не бьёт. И никто его не видит. И потому моё гнездо — самое лучшее. Даже глазастой Сове его не найти.
Сверкнули золотые глаза у белой полярной Совы, с лапы на лапу переступила, пробормотала глухо:
— Всем хорошо твоё гнездо, Тупик, только уж больно скучное. Ничего-то из него не видно, а сколько вокруг интересного! А ты сидишь под землёй, как какой-нибудь лемминг-грызун. И даже в ясный полярный день у тебя в норе непроглядная ночь. Нет, с моим твоё гнездо не сравнить: сижу на вершине холма, любуюсь на все четыре стороны. Совята под боком — мал мала меньше. Они у меня не в один день выводятся. Старшие младших греют. Интересно — и все при деле. И лучшего гнезда вам не найти.
— Подумаешь, птенцы у неё друг друга греют!—прошипела снизу Гага.—У меня само гнездо греет! Слыхали про тёплый гагачий пух? Нащиплю с живота, укрою яички, как пуховым одеялом, и плаваю без забот. Пока досыта не наемся. А яички в гнезде тёплые-тёплые. Вот оно лучшее-то гнездо!
Но никто ни с кем не согласен. Каждый расхваливает своё, других и слушать не хочет. Одна только Кайра ни с кем не спорит.
— Я,— говорит,—со всеми согласна. И с вами, чайки-моёвки, и с вами, тупики, и с гагами, и с совой. У всех у вас гнёзда хорошие. И были бы они самыми лучшими — если бы не моё!
Тут пуще прежнего началось-поднялось — вот базар так базар!
Все напустились на Кайру: пищат, хрипят и визжат.
— У неё и гнезда-то нет, а больше всех похваляется!
— Есть у меня гнездо,— отвечает Кайра,—только вам не видно его, оно у меня… ходячее! Не на скале, не в норе, а у меня на лапках!
Приподнялась Кайра, и все видели, что яйцо лежит на её широких перепончатых лапках, а сверху она прикрывает их животом. Так птенца и высиживает. И даже может с яйцом по карнизу передвигаться; чуточку влево, чуточку вправо. Сколько надо.
Вот это гнездо — ходячее! Все даже клювы раскрыли от удивления. И чуть уж было не согласились, что Кайра самая расторопная и что лучшее гнездо — у неё. Но вовремя спохватились.
— Может, её гнездо и хорошее, да нам оно не подходит.
— Мне яйцо на моих когтистых лапах не удержать!— клекочет Сова.
— И была бы охота — день-деньской столбом на гнезде торчать, как эта Кайра!—пищат чайки- моёвки.
— А попробуйте на лапки полдюжины яиц уложить! — крякает Гага.—Кайре что, у неё одно!
— И, значит, гнездо её — никудышное,—проворчал толстоносый Тупик.—А наилучшее — моё! И он сунул голову в свою нору.
— Моё, моё, моё!—горланят одни.
— Моё, моё, моё!—захлёбываются другие.
Кричат и кричат — день и ночь. Ну и пусть кричат — на то и птичий базар.
к оглавлению ↑
Полярной ночью
Ночь чёрная, позёмка скребёт по льду. Вой, свист, круговерть. А белый медведь свернулся калачиком за торосом, уткнул холодный нос в тёплый мохнатый бок и ждёт, когда утихнет пурга. А как утихнет и заморгают в чёрном небе белые звёзды, встанет медведь, потянется, зевнёт во всю клыкастую пасть и отправится на охоту. За ним его верные спутники — песцы и белые чайки. Всю зиму вместе: куда медведь — туда и они. Знают, что рано ли, поздно ли, а поймает медведь тюленя, тогда и им что-нибудь перепадёт. Самим-то им с тюленем не справиться, вся надежда у них на медведя. Хорошо ещё, что в спячку не лёг, как многие его собратья.
Сияют под луной ледяные поля, искрятся нагромождения торосов. Вода в полынье при свете луны стала ещё черней, и шевелится над ней пар.
Знает медведь, что в незамерзающих полыньях может быть добыча. Шагает вразвалку, покачивает головой на длинной и толстой шее. Ищет носом тёплую струйку живого запаха.
Стоп! Чёрные туши лежат на снегу — тюлени. Если пойти к ним открыто, тюлени — бульк, бульк в полынью!—и как не бывало. Но медведь не простак, у него свои охотничьи хитрости. Но и у тюленей — свои! Они по-тюленьи отдыхают: полминуты спят, полминуты осматриваются. Не верят безмолвию полярной ночи, знают — где-то бродит медведь. Может, вон за теми торосами притаился!
А сон голову клонит, клонит, глаза закрываются, закрываются. Ткнётся тюлень головой в снег — медведь быстро ползком к нему!
Тюлень голову вверх — медведь голову вниз: замрёт, распластается — не то глыба льда, не то сугроб снега. Тюлень снова голову вниз, а медведь ближе, ближе…
Только тюлень голову положил на снег, глаза закрыл, как «сугроб» ожил и могучим прыжком вперёд!
И не проснуться бы тюленю, не оскользнись у медведя лапы.
Шаркнули когти по звонкому льду — так осколки и полетели! А тюлень в полынью — только круги пошли.
Вот уж взъярился медведь, рявкнул громовым басом, заметался по кромке льда.
Спутники-провожатые больше его расстроились: песцы скулят, чайки кричат. Оставил их медведь без обеда.
Но сердись не сердись, а тюлень на льдину теперь не вылезет. Другого надо искать.
Поплёлся медведь враскачку вдоль полыньи: за ним песцы потрусили, за песцами перелетают чайки. Бредёт медведь и слышит: вздыхает кто-то в чёрной воде. Звери большие плывут, похожие на тюленей, только ещё больше, и у каждого на носу — длинный бивень. Единороги-нарвалы!
У одного на спине детёныш лежит, ластами держится. Медведь пригнулся, прицелился, но нарвалы ушли в глубину. Облизнулся медведь, а приживальщики затявкали и закричали.
Жутко посветили из глубины два зелёных глаза, как две ледышки. Это акула, полярная хищница. Прошли полярные дельфины — белухи.
Вспугнули белухи стайку зимующих чистиков.
Удивительные пичуги: все птицы на зиму на юг летят, а эти — на север!
Живут в полыньях среди льдов: не под жарким солнцем, а под заиндевелой луной.
А весной летят с холодных зимовок… на юг!
Льдина качается в полынье, на ней, как на плоту, нерпы спят.
Медведь на дыбы, чтоб лучше видеть, носом потянул — принюхивается. Потом в воду сполз, окунулся и поплыл под водой к нерпе.
Выглянет одним глазом— близко ли льдина, спит ли нерпа? — и дальше. Из чёрной воды один чёрный нос виден — попробуй- ка, разгляди его.
Нерпа голову подняла — нет вблизи никого. И снова голову опустила. Тут медведь навалился на льдину, встала льдина торчком — нерпа прямо медведю в лапы скатилась.
Что тут началось!
Не понять, кто больше рад: медведь или приживальщики. Чайки кричат, машут крыльями, песцы визжат и грызутся. Но близко пока не подходят, ждут своей очереди.
Сытый медведь за торос завалился, снова уткнул нос в мохнатый бок.
Сытые песцы в снег зарылись, чайки на льду уснули, стоя на одной ноге. Время от времени ногу меняют, боятся отморозить.
А метель опять за своё: смахнула с неба луну и звёзды, взметнула снег, погнала его между торосами, все следы замела.
к оглавлению ↑
Разговоры во льдах
Чайка и сайка
— Ну что ты, рыбка Сайка, плачешь, горькие слёзы льёшь?
— Уж так нас все любят, Чайка, прямо хоть плачь! Вы, чайки, на завтрак любите, тюлени — на обед. А киты нас так обожают, что с утра до вечера целыми косяками заглатывают.
Нарвал и кит
— Ух, Кит, да ты и вправду чудо-юдо! У тебя даже усы во рту растут!
— А ты, Нарвал, тогда юдо-чудо! У тебя зуб на носу вырос!
Тупик и морж
— Посмотришь на тебя, Морж, и от страха перья дыбом! Бивни твои — что кинжалы. Что же ты этими разбойничьими клыками делаешь?
— Да то же, Тупик, что и ты своим клювищем-топором — землю рою. Только ты на суше, а я под водой. Ракушки со дна выкапываю. Это я на вид только такой свирепый.
к оглавлению ↑
Загадочные истории
Красный снег
Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил — за ним красная строчка следов, куропатки пробежали — красными крестиками наследили.
Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь!
( Отгадка )
Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нём от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвёл! Только-то и всего.
Вот так заяц!
Живёт во льдах диковинный заяц: не беленький и не серенький, не бегает и не прыгает! Уши у него маленькие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку, а… свежую рыбку. Вот так заяц!
(Отгадка)
Это тюлень такой — морской заяц. Почему его зайцем назвали — никто не знает. Наверное, за усы длинные и выпученные глаза. Ничего другого заячьего у него и нет. И весом он в сто раз тяжелее любого зайца.
к оглавлению ↑
Кто что умеет
Белый медведь может проплыть по морю без отдыха много-много километров.
Тюленята с рождения лежат на голом льду— и хоть бы что! Ещё и здоровее становятся: за месяц вдвое вырастут и впятеро потяжелеют.
Маленькие полярные крачки смело бросаются у гнёзд на самого большого медведя: громко кричат, щиплют его за хвост и треплют за уши.
Единорог-нарвал может продолбить своим бивнем даже крепкий лёд. За ним всё стадо по очереди дышит через пробоину.
Кит, бывает, проламывает спиной лёд, высунется и дышит.
Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, леммингов, птиц и яйца.
Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку,— и он подхватит её на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником.
Киты белухи умеют щебетать, щёлкать, клекотать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их «морскими канарейками».
Морж легко выбирается из воды на самую скользкую льдину: втыкает с размаху бивни в лёд и подтягивается.
(Илл. Чарушина Н.)