Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” Изд.: Москва “Просвещение”, 2012 год.
$ Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; содействовать воспитанию бережного отношения к земле; способ$ствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать свои мысли.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация.
Дидактический материал: образцы почв, полезные ископаемые (нефть, торф, уголь), толковые словари (автор С.И.Ожегов), карточки с загадками и условными знаками, учебники и рабочие тетради, карта природных зон.
Ход и содержание урока
I. Мотивация к учебной деятельности.$
— Здравствуйте, ребята! Вы готовы к новым открытиям?
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
— Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!
II. Проверка домашнего задания.
— Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников нашей встречи. Наш класс сегодня поделён на группы (представление капитанов). Давайте вспомним правила $работы в группах. (Повторяют правила).
— $Задание №1. Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.
(На столах у каждой группы конверты с тремя загадками. По команде учителя начинается работа. Дается время на обсуждение — 3 мин.).
Очень прочен и упруг
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит) (Слайд 2).
Он очень нужен детворе
$Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже (песок).
По трубе течёт
Пироги печёт (газ).
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это? $(нефть).
Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи… (железная руда).
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать $миску или вазу,
Она понадобиться сразу (глина).
Покрывают им дороги
Улицы в селениях (известняк).
Он несёт в дома тепло,
Помогают плавить стали,$
Делать краски и эмали
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий (угол).
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (торф).
$— А теперь давайте проверим. (Обучающие читают загадки и называют отгадку, каждая команда).
— Задание №2. А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. Каждая группа должна подготовить рассказ о полезном ископаемом. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки (Учитель предлагает капитанам выбрать одну из коробочек, в которых лежат нефть, торф, уголь).
$— Команды должны определить, какое это полезное ископаемое, назвать его основное свойство, где оно используется, и выбрать из конверта №2 условное обозначение. (Слайд 3).
— А теперь приступим к защите своих проектов. (Команды представляют, другие — могут согласиться или что-то добавить).
— Что объединяет эти полезные ископаемые?
— Какое полезное ещё ископаемое обладает этим же свойством?
Задание №3. Тест.
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:
А) археологи б) геологи в) строители
$2. К полезным ископаемым относятся:
А) кирпич, бетон, бензин б) нефть, газ, глина
3. В строительстве используются:
А) песок, глина, гранит б) торф, железная руда
4. Металлы получают из:
А) каменного угля б) жемчуга, торфа в) железн$ой руды
5. При помощи буровых установок добывают:
А) нефть, природный газ б) мрамор, гранит
6. В шахтах добывают:
$А) известняк, гранит б) каменный уголь, железную руду
7. В карьерах добывают:
А) известняк, песок, глину б) золото, мрамор
8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:
А) алмаз, известняк б) каменный уголь, нефть, торф
Физминутка
Как весною, в ранний час (наклоны)
Семена взошли у нас (повороты).
Вышли, к солнцу потянулись (потянуться),
Повернулись, улыбнулись!
Здравствуй, солнце! Это мы! (разводим руки в стороны)
Вышли только из земли ($шагаем).
III. Формулирование темы и целей урока.
— В названии темы нашего урока потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. (Слайд 4).
“…………………..- кормилица”
Меня бьют, колотят$, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).
— Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют “ кормилицей” и нуждается ли она в охране.
— Значит, какова цель нашего урока? (Обучающиеся еще раз называют цель урока).
IV. Открытие “новых знаний”.
$
Почва и её состав.
— А кто из вас знает, как называется верхний слой земли? (почва)
— Попробуйте сейчас найти значение слова “почва”$ в словаре. ( Работа с толковыми словарями, выясняется значение слова).
— Давайте вспомним состав почвы? (Слайд 5).
Знакомство с образцами почв.
— Науку о почвах — почвоведение создал русский учёный — почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад$ он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждая природой зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.
— В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв (Слайды 6,7).
— В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для$ болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые. (Работа с картой природных зон).
-Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. (Рассматривание образцов подзолистых и чернозёмных почв). Эти почвы богаты перегноем. Чем темнее почва — тем она плодороднее. Во времена ВОВ фашисты вывозили наш чернозём в Германию.
— Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.
$— Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос “Почему нашу землю называют кормилицей?”
— Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (рассказ ученика) (Слайд 8).
“Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать$? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули , что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.
— Продолжи$те поговорку: Что посеешь, то и … пожнёшь. (Слайд 9)Как вы понимаете её смысл?
— Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).
$— Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.
Охрана почвы (Слайд 10).
— Но она – наша кормилица — нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет! Поэтому почва наша нуждается в охране и бережном отношении. А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 32-34. (Проверка прочитанного по условным знакам).
— Рассмотри условные знаки в рабочей тетради и скажи, что нужно делать для охраны почвы.
Составление памятки по охране почв (раб$ота в группах). Сравниваем с эталоном. (Слайд 11).
V. Рефлексия.
-Заседание клуба “Исследователи” подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей исследовательской работы. Ответы обучающихся построены по следующему принципу:
$— Сегодня на уроке было интересно…
— Для меня было открытием…
— Свой опыт я могу применить…
$— Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!
— Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли…? (Слайд 12).
Самооценка деятельности с помощью Лесенки Знаний, оценивание работы учителем.
VI. Домашнее задание. (Слайд $13).
Учебник с.31-34, раб. тетрадь с.53 №2,3.
Найти пословицы и загадки о земле (по желанию).
Каменный уголь и его переработка
Ключевые слова конспекта: Ископаемый уголь (антрацит, каменный уголь, бурый уголь). Коксование. Коксохимическое производство. Кокс. Коксовый газ. Аммиачная вода. Каменноугольная смола. Газификация угля. Водяной газ. Каталитическое гидрирование угля.
Каменный уголь и его разновидности
Наверное, вы догадались, что речь пойдёт о ещё одном полезном ископаемом, которым так богата наша Родина, — каменном угле. Это горная порода, образованная окаменелыми останками доисторических растений.
Уголь стал первым в истории человечества ископаемым топливом. Помимо прямого использования теплоты сгорания угля, человек научился превращать выделяющуюся энергию в механическую работу, а затем и в электрическую энергию. Вплоть до середины прошлого века тепловые электростанции, работающие на ископаемом угле, давали более половины мирового производства электроэнергии. Только с появлением атомной энергетики теплоэлектростанции стали уступать место более эффективным и экологичным способам производства электроэнергии.
Из курса географии вы знаете, что в зависимости от физико-химических свойств различают три вида ископаемых углей: антрацит, каменный уголь и бурый уголь.
Антрацит залегает на больших глубинах — около 6 км. В результате огромного давления расположенных выше почвенных слоёв пласты антрацита приобрели большую плотность и характерный блеск. Содержание углерода в антраците — от 95 % и выше. Теплота сгорания этого вида угля самая высокая, однако загорается он с трудом. Используют антрацит в качестве высокоэффективного топлива, а также для изготовления электродов и получения карбидов металлов.
Каменный уголь залегает на меньших глубинах, содержит больше летучих веществ и влаги. Содержание углерода в каменном угле в зависимости от месторождения составляет от 70 до 95 %. Именно этот вид угля используют как сырьё в коксохимическом производстве. По внешнему виду каменный уголь отличается от антрацита отсутствием характерного блеска.
Бурый уголь имеет наименьшую глубину залегания. Образовывался он при значительно меньших давлениях и температуре, массовая доля углерода в нём менее 70 %, зато много летучих органических веществ, неорганических примесей и влаги. Теплота сгорания бурого угля невелика, однако ценность представляют продукты его переработки. Этот вид угля имеет характерную чёрно-бурую окраску, низкую плотность и рыхлую структуру.
Запасы угля значительно превышают запасы нефти и природного газа, а значит, в недалёком будущем он станет важнейшим природным источником органических соединений и главным углеродным энергоресурсом.
По ресурсам ископаемого угля Россия занимает второе место в мире после США, владея примерно 17 % его мировых запасов. В настоящее время около половины добываемого каменного угля используется в качестве топлива, остальное количество служит сырьём для коксохимического производства.
Переработка каменного угля
Один из основных процессов химической переработки каменного угля — коксование.
Коксование — процесс высокотемпературного нагревания угля без доступа воздуха.
Этот процесс проводят с целью получения важнейшего для металлургической промышленности продукта — кокса. Кроме него, в результате коксования образуются каменноугольная смола, аммиачная вода и коксовый газ (рис. 21). Отрасль чёрной металлургии, занимающуюся переработкой каменного угля методом коксования, называют коксохимическим производством.
При коксовании каменный уголь загружают в коксовую печь и нагревают при 1000 °С в течение 14—15 ч. Кусочки угля превращаются в кокс, представляющий собой практически чистый углерод. Кокс выталкивают из печи, сортируют и отправляют на металлургические заводы для использования в доменном процессе.
Органические вещества, входящие в состав каменного угля, при нагревании постепенно разлагаются с образованием летучих продуктов. Они поступают в специальный сборник, где конденсируются в две несмешивающиеся жидкости: каменноугольную смолу (каменноугольный дёготь) и аммиачную воду. В состав каменноугольной смолы входит около 300 различных соединений, часть из которых выделяют путём фракционной перегонки. Так получают, например, бензол и другие ароматические углеводороды. В аммиачной воде содержатся, естественно в растворённом состоянии, аммиак и другие вещества. На специальной колонне растворённые вещества выделяют и разделяют. Полученный аммиак идёт главным образом на производство азотных удобрений.
Коксовый газ, оставшийся после конденсации, очищают от остатков смол и извлекают из него аммиак. Для этого газ пропускают через раствор серной кислоты, превращая аммиак в сульфат аммония, который используют в качестве азотного удобрения. Из коксового газа выделяют также водород, этилен, бензол и некоторые другие вещества.
Вторым важным направлением переработки каменного угля является его газификация. Измельчённый уголь, или кокс, подаётся в газогенератор, где при высокой температуре соприкасается с перегретым водяным паром. В результате образуется смесь газообразных продуктов, содержащая главным образом водород и оксид углерода(II) — так называемый водяной газ:
С + Н2O → СО + Н2
Водяной газ можно разделить на компоненты, а можно без разделения использовать для синтеза углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
В последние годы вновь возрос интерес к процессу каталитического гидрирования угля. Для этого процесса может быть использован водород, образующийся в процессе газификации. Реакция между углеродом и водородом при повышенной температуре и давлении приводит к образованию смеси углеводородов, которая используется в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания и является альтернативой продуктам нефтепереработки:
nС + (n + 1)Н2 → СnН2n+2
Запасы природного газа, нефти, каменного угля на Земле небезграничны. Все полезные ископаемые относятся к невозобновляемым сырьевым ресурсам. Человечество приходит к необходимости искать альтернативные, в том числе возобновляемые, источники энергии и сырья.
Разве существует сырьё, которое никогда не кончается? Представьте себе, да. Всё большее внимание химиков и технологов привлекают растения. Ежегодно на Земле вырастает миллион миллиардов тонн зелёной растительной массы, а ведь это уникальный источник органических веществ, промышленную переработку которого ещё только предстоит освоить.
Конспект урока по химии «Каменный уголь и его переработка». В учебных целях использованы цитаты из пособия «Химия. 10 класс : учеб, для общеобразоват. организаций : базовый уровень / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М. : Просвещение». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по химии
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии