Рассказ о полезном ископаемом нефть

Учебник: а.а. плешаков мир вокруг нас изд.: москва просвещение, 2012 год. цели: познакомить детей с различными видами почв и

Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” Изд.: Москва “Просвещение”, 2012 год.

$ Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; содействовать воспитанию бережного отношения к земле; способ$ствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать свои мысли.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация.

Дидактический материал: образцы почв, полезные ископаемые (нефть, торф, уголь), толковые словари (автор С.И.Ожегов), карточки с загадками и условными знаками, учебники и рабочие тетради, карта природных зон.

Ход и содержание урока

I. Мотивация к учебной деятельности.$

— Здравствуйте, ребята! Вы готовы к новым открытиям?

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

— Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!

II. Проверка домашнего задания.

— Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников нашей встречи. Наш класс сегодня поделён на группы (представление капитанов). Давайте вспомним правила $работы в группах. (Повторяют правила).

— $Задание №1. Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.

(На столах у каждой группы конверты с тремя загадками. По команде учителя начинается работа. Дается время на обсуждение — 3 мин.).

Очень прочен и упруг
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны
 (гранит) (Слайд 2).

Он очень нужен детворе
$Он на дорожках во дворе,
 
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже
 (песок).

По трубе течёт
Пироги печёт (газ).

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это?
 $(нефть).

Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи…
 (железная руда).

Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги
А сделать $миску или вазу,
Она понадобиться сразу
 (глина).

Покрывают им дороги
Улицы в селениях
 (известняк).

Он несёт в дома тепло,
Помогают плавить стали,

Делать краски и эмали
Он чёрный, блестящий,
 
Помощник настоящий
 (угол).

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением
 (торф).

$— А теперь давайте проверим. (Обучающие читают загадки и называют отгадку, каждая команда).

— Задание №2. А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. Каждая группа должна подготовить рассказ о полезном ископаемом. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки (Учитель предлагает капитанам выбрать одну из коробочек, в которых лежат нефть, торф, уголь).

$— Команды должны определить, какое это полезное ископаемое, назвать его основное свойство, где оно используется, и выбрать из конверта №2 условное обозначение. (Слайд 3).

— А теперь приступим к защите своих проектов. (Команды представляют, другие — могут согласиться или что-то добавить).

— Что объединяет эти полезные ископаемые?

— Какое полезное ещё ископаемое обладает этим же свойством?

Задание №3. Тест.

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

А) археологи б) геологи в) строители

$2. К полезным ископаемым относятся:

А) кирпич, бетон, бензин б) нефть, газ, глина

3. В строительстве используются:

А) песок, глина, гранит б) торф, железная руда

4. Металлы получают из:

А) каменного угля б) жемчуга, торфа в) железн$ой руды

5. При помощи буровых установок добывают:

А) нефть, природный газ б) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают:

$А) известняк, гранит б) каменный уголь, железную руду

7. В карьерах добывают:

А) известняк, песок, глину б) золото, мрамор

8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:

А) алмаз, известняк б) каменный уголь, нефть, торф

Физминутка

Как весною, в ранний час (наклоны)
Семена взошли у нас (повороты).
Вышли, к солнцу потянулись (потянуться),
Повернулись, улыбнулись!
Здравствуй, солнце! Это мы! (разводим руки в стороны)
Вышли только из земли ($шагаем).

III. Формулирование темы и целей урока.

— В названии темы нашего урока потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. (Слайд 4).

…………………..- кормилица”
Меня бьют, колотят$, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).

— Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют “ кормилицей” и нуждается ли она в охране.

— Значит, какова цель нашего урока? (Обучающиеся еще раз называют цель урока).

IV. Открытие “новых знаний”.

$

Почва и её состав.

— А кто из вас знает, как называется верхний слой земли? (почва)

— Попробуйте сейчас найти значение слова “почва”$ в словаре. ( Работа с толковыми словарями, выясняется значение слова).

— Давайте вспомним состав почвы? (Слайд 5).

Знакомство с образцами почв.

— Науку о почвах — почвоведение создал русский учёный — почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад$ он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждая природой зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

— В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв (Слайды 6,7).

— В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для$ болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые. (Работа с картой природных зон).

-Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. (Рассматривание образцов подзолистых и чернозёмных почв). Эти почвы богаты перегноем. Чем темнее почва — тем она плодороднее. Во времена ВОВ фашисты вывозили наш чернозём в Германию.

— Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

$— Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос “Почему нашу землю называют кормилицей?”

— Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (рассказ ученика) (Слайд 8).

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать$? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули , что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.

— Продолжи$те поговорку: Что посеешь, то и … пожнёшь. (Слайд 9)Как вы понимаете её смысл?

— Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).

$— Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.

Охрана почвы (Слайд 10).

— Но она – наша кормилица — нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет! Поэтому почва наша нуждается в охране и бережном отношении. А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 32-34. (Проверка прочитанного по условным знакам).

— Рассмотри условные знаки в рабочей тетради и скажи, что нужно делать для охраны почвы.

Составление памятки по охране почв (раб$ота в группах). Сравниваем с эталоном. (Слайд 11).

V. Рефлексия.

-Заседание клуба “Исследователи” подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей исследовательской работы. Ответы обучающихся построены по следующему принципу:

$— Сегодня на уроке было интересно…

— Для меня было открытием…

— Свой опыт я могу применить…

$— Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!

— Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли…? (Слайд 12).

Самооценка деятельности с помощью Лесенки Знаний, оценивание работы учителем.

VI. Домашнее задание. (Слайд $13).

Учебник с.31-34, раб. тетрадь с.53 №2,3.

Найти пословицы и загадки о земле (по желанию).

Каменный уголь и его переработка

Ключевые слова конспекта: Ископаемый уголь (антрацит, каменный уголь, бурый уголь). Коксование. Коксохимическое производство. Кокс. Коксовый газ. Аммиачная вода. Каменноугольная смола. Газификация угля. Водяной газ. Каталитическое гидрирование угля.



Каменный уголь и его разновидности

Наверное, вы догадались, что речь пойдёт о ещё одном полезном ископаемом, которым так богата наша Родина, — каменном угле. Это горная порода, образованная окаменелыми останками доисторических растений.

Уголь стал первым в истории человечества ископаемым топливом. Помимо прямого использования теплоты сгорания угля, человек научился превращать выделяющуюся энергию в механическую работу, а затем и в электрическую энергию. Вплоть до середины прошлого века тепловые электростанции, работающие на ископаемом угле, давали более половины мирового производства электроэнергии. Только с появлением атомной энергетики теплоэлектростанции стали уступать место более эффективным и экологичным способам производства электроэнергии.

Из курса географии вы знаете, что в зависимости от физико-химических свойств различают три вида ископаемых углей: антрацит, каменный уголь и бурый уголь.

Антрацит залегает на больших глубинах — около 6 км. В результате огромного давления расположенных выше почвенных слоёв пласты антрацита приобрели большую плотность и характерный блеск. Содержание углерода в антраците — от 95 % и выше. Теплота сгорания этого вида угля самая высокая, однако загорается он с трудом. Используют антрацит в качестве высокоэффективного топлива, а также для изготовления электродов и получения карбидов металлов.

Каменный уголь залегает на меньших глубинах, содержит больше летучих веществ и влаги. Содержание углерода в каменном угле в зависимости от месторождения составляет от 70 до 95 %. Именно этот вид угля используют как сырьё в коксохимическом производстве. По внешнему виду каменный уголь отличается от антрацита отсутствием характерного блеска.

Бурый уголь имеет наименьшую глубину залегания. Образовывался он при значительно меньших давлениях и температуре, массовая доля углерода в нём менее 70 %, зато много летучих органических веществ, неорганических примесей и влаги. Теплота сгорания бурого угля невелика, однако ценность представляют продукты его переработки. Этот вид угля имеет характерную чёрно-бурую окраску, низкую плотность и рыхлую структуру.

Запасы угля значительно превышают запасы нефти и природного газа, а значит, в недалёком будущем он станет важнейшим природным источником органических соединений и главным углеродным энергоресурсом.

По ресурсам ископаемого угля Россия занимает второе место в мире после США, владея примерно 17 % его мировых запасов. В настоящее время около половины добываемого каменного угля используется в качестве топлива, остальное количество служит сырьём для коксохимического производства.

Переработка каменного угля

Один из основных процессов химической переработки каменного угля — коксование.

Коксование — процесс высокотемпературного нагревания угля без доступа воздуха.

Этот процесс проводят с целью получения важнейшего для металлургической промышленности продукта — кокса. Кроме него, в результате коксования образуются каменноугольная смола, аммиачная вода и коксовый газ (рис. 21). Отрасль чёрной металлургии, занимающуюся переработкой каменного угля методом коксования, называют коксохимическим производством.

При коксовании каменный уголь загружают в коксовую печь и нагревают при 1000 °С в течение 14—15 ч. Кусочки угля превращаются в кокс, представляющий собой практически чистый углерод. Кокс выталкивают из печи, сортируют и отправляют на металлургические заводы для использования в доменном процессе.

Каменный уголь и его переработка

Органические вещества, входящие в состав каменного угля, при нагревании постепенно разлагаются с образованием летучих продуктов. Они поступают в специальный сборник, где конденсируются в две несмешивающиеся жидкости: каменноугольную смолу (каменноугольный дёготь) и аммиачную воду. В состав каменноугольной смолы входит около 300 различных соединений, часть из которых выделяют путём фракционной перегонки. Так получают, например, бензол и другие ароматические углеводороды. В аммиачной воде содержатся, естественно в растворённом состоянии, аммиак и другие вещества. На специальной колонне растворённые вещества выделяют и разделяют. Полученный аммиак идёт главным образом на производство азотных удобрений.

Коксовый газ, оставшийся после конденсации, очищают от остатков смол и извлекают из него аммиак. Для этого газ пропускают через раствор серной кислоты, превращая аммиак в сульфат аммония, который используют в качестве азотного удобрения. Из коксового газа выделяют также водород, этилен, бензол и некоторые другие вещества.

Вторым важным направлением переработки каменного угля является его газификация. Измельчённый уголь, или кокс, подаётся в газогенератор, где при высокой температуре соприкасается с перегретым водяным паром. В результате образуется смесь газообразных продуктов, содержащая главным образом водород и оксид углерода(II) — так называемый водяной газ:

С + Н2O  →   СО + Н2

Водяной газ можно разделить на компоненты, а можно без разделения использовать для синтеза углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

В последние годы вновь возрос интерес к процессу каталитического гидрирования угля. Для этого процесса может быть использован водород, образующийся в процессе газификации. Реакция между углеродом и водородом при повышенной температуре и давлении приводит к образованию смеси углеводородов, которая используется в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания и является альтернативой продуктам нефтепереработки:

nС + (n + 1)Н2   →   СnН2n+2

Запасы природного газа, нефти, каменного угля на Земле небезграничны. Все полезные ископаемые относятся к невозобновляемым сырьевым ресурсам. Человечество приходит к необходимости искать альтернативные, в том числе возобновляемые, источники энергии и сырья.

Разве существует сырьё, которое никогда не кончается? Представьте себе, да. Всё большее внимание химиков и технологов привлекают растения. Ежегодно на Земле вырастает миллион миллиардов тонн зелёной растительной массы, а ведь это уникальный источник органических веществ, промышленную переработку которого ещё только предстоит освоить.


Конспект урока по химии «Каменный уголь и его переработка». В учебных целях использованы цитаты из пособия «Химия. 10 класс : учеб, для общеобразоват. организаций : базовый уровень / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М. : Просвещение». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

  • Рассказ о писателе иван андреевич крылов
  • Рассказ о памятнике черный тюльпан
  • Рассказ о папе с любовью
  • Рассказ о отдыхе на реке
  • Рассказ о оскаре уайльде на английском с переводом