Рассказ о покрышкине 5 класс

Среди героев второй мировой войны а. и. покрышкин занимает особое место. он первый, кто стал трижды героем советского союза. этот

Среди героев Второй мировой войны А. И. Покрышкин занимает особое место. Он первый, кто стал трижды Героем Советского Союза. Этот летчик-ас совершил множество подвигов и считается одним из самых результативных истребителей.

Александр Покрышкин является ярким примером героизма и патриотизма. Этот советский летчик-ас стал первым трижды Героем Советского Союза, дослужился до Маршала авиации СССР.

Краткая биография

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске (современный Новосибирск). Его родители были рабочими на фабрике. Александр с детства посвящал много времени учебе.

С 12 лет Саша был увлечен авиацией. Он с восхищением наблюдал полеты первых самолетов.

Период учебы

После того, как Александр Покрышкин окончил -7-летнюю школу в 1928 году, он устроился работать на стройку. Через 2 года он поступил в Новосибирское техническое училище, где обучался профессии слесаря-лекальщика.

Еще через 1,5 года Александр учился на вечернем отделении института сельскохозяйственного машиностроения. Параллельно с учебой он работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».

Начало службы в Красной Армии

Летом 1932 года Александр Покрышкин добровольно поступил на службу в Красную Армию. В первый год службы он отучился в Пермской авиационной школе на авиатехника.

Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде.

В конце  1934 года Александр стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года.

В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

Служба в период Великой Отечественной войны

Александр Покрышкин прошел всю войну: с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го. Из-за близости к границе, его аэродром подвергся бомбардировке в первый же день войны.

Первый год войны

В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, одержав ещё одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.

Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ.

К середине ноября 1941 года летчик-ас выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне-декабре 1941 года сбил 2 немецких самолёта лично и 1 — в группе.

1942-й год

С 1942 года Покрышкин служил на Южном и Северо-Кавказском  фронтах. Он находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым. Последний совершенно не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации.

Серия их конфликтов привела к тому, что Александра сначала сняли с должности, затем исключили из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка «слепили» дело против него, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку.

Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.

За 1942 год А.И. Покрышкин сбил 1 немецкий самолёт лично и 1 — в группе.

1943-й год

9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100», Покрышкин сбил Bf.109.

В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений Александр Иванович проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики.

Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

Сбить ведущего

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза. За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943-го. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

1944-й год

В феврале 1944 года летчик-герой получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.

С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

Трижды Герой СССР

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

1945-й год

В 1945 году полковник Александр Покрышкин командовал дивизией в ходе различных наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года. Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.

925758221

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (по старому стилю 21 февраля) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне ‑ Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ «Сибкомбайнстроя» по специальности слесарь‑инструментальщик.

925759189

В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.

В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ‑3, И‑16, Як‑1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P‑39 «Аэрокобра», отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второй медали «Золотая Звезда» Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали «Золотая Звезда».

754958821

В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году — звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2‑10 созывов от Новосибирской области. В 1979‑1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.

В списке боевых наград Покрышкина, кроме трех «Золотых Звезд», 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два — Суворова 2‑ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в ВС» 3 степени, медали. 

Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль «За боевые заслуги» США от имени президента Франклина Рузвельта.

Покрышкин — автор книг «Крылья истребителя», «Твоя почетная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою».

925759802

Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя «Покрышкин «. В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро «Покрышкинская». В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.

Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области появится медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно‑патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов‑сибиряков, развитие авиации и космонавтики.

925759764

Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей — сына Александра и дочь Светлану.

 «Покрышкин А.И. – трижды Герой Советского Союза, маршал авиации »

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 «Покрышкин А.И. – трижды Герой Советского Союза, маршал авиации »

Описание слайда:

«Покрышкин А.И. – трижды Герой Советского Союза, маршал авиации »

2 слайд

Александр Иванович Покрышкин (1913-1985)‏

Описание слайда:

Александр Иванович Покрышкин (1913-1985)‏

3 слайд

Александр Иванович родился и вырос в Новониколаевске (Новосибирске) в небога

Описание слайда:

Александр Иванович родился и вырос в Новониколаевске (Новосибирске) в небогатой семье заводского рабочего. В возрасте 12-ти лет Покрышкин, наблюдая за полетами первых самолетов, всерьез увлекается авиацией. Мечта о небе его больше не покидает.

4 слайд

В 30-том году, несмотря на запреты отца, он покидает дом и поступает в местн

Описание слайда:

В 30-том году, несмотря на запреты отца, он покидает дом и поступает в местное техническое училище. По окончанию обучения, которое длилось 18 месяцев, добровольно поступает в армию и попадает в Пермскую авиационную школу. Прибыв туда, Александр выяснил, что школа готовит только авиатехников. Теперь Покрышкин учится на авиамеханика.

5 слайд

В качестве механика Александр Иванович быстро рос в должности, но он хотел л

Описание слайда:

В качестве механика Александр Иванович быстро рос в должности, но он хотел летать, а не ремонтировать. Тогда, обманом, Покрышкину удается поступить в лётную школу. В 1938 году он прошел годовой курс обучения гражданского пилота за 17 дней! Это позволяло ему без усилий поступить в желаемое заведение.

6 слайд

Вскоре началась война…Александр Покрышкин попадает на «южный фронт», бьется

Описание слайда:

Вскоре началась война…Александр Покрышкин попадает на «южный фронт», бьется за небо Кубани. Так, как он, воевали единицы! За доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, Покрышкин первым в стране удостоен трех медалей «Золотая Звезда».

7 слайд

  Александр Иванович был трижды Героем Советского Союза. В списке его боевых

Описание слайда:

  Александр Иванович был трижды Героем Советского Союза. В списке его боевых наград кроме трех Золотых Звезд 17 орденов Советского Союза: 6  орденов Ленина, Орден Октябрьской революции, 4 – Красного Знамени, 2 – Суворова 2-ой степени. Отечественной войны 1 степени, 2 – Красной Звезды, «За службу Родине в ВС» 3 степени, 20 – медалей нашего Отечества.

8 слайд

Покрышкин был и умным командиром. Это ему принадлежит формула успеха в воздуш

Описание слайда:

Покрышкин был и умным командиром. Это ему принадлежит формула успеха в воздушном бою: «Высота, скорость, маневр, огонь!» Александр Иванович придумывал и использовал тактические приемы, никем не использовавшиеся раньше, например чтобы сломить моральный дух врага, надо вывести из боя лидера, причем его сбивал сам Покрышкин.

9 слайд

Немцы страшно боялись Александра Покрышкина. Было только 3 команды, которые н

Описание слайда:

Немцы страшно боялись Александра Покрышкина. Было только 3 команды, которые немцы передавали в эфир без шифровок: «Achtung! Panzer!», «Achtung! Partisanen!» и «Achtung! Pokryshkin!» Стоило в бою позвать на помощь, как Покрышкин появлялся откуда-то сверху. Первую свою победу он одержал в июле 1941-го года, сбив прославленный немецкий Bf-109.

10 слайд

Получив вторую золотую звезду героя в 1944, Александр Иванович стал меньше л

Описание слайда:

Получив вторую золотую звезду героя в 1944, Александр Иванович стал меньше летать. Командование реже пускало в бой летчика-аса, легенду ВВС, боясь потерять его в бою. После 550 боевых вылетов и 53 официальных побед Покрышкин был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз, став первым человеком в СССР, получившим трижды Золотую Звезду.

11 слайд

К концу войны Покрышкин имел 650 вылетов, 156 воздушных боёв и сбил 59 враже

Описание слайда:

К концу войны Покрышкин имел 650 вылетов, 156 воздушных боёв и сбил 59 вражеских самолетов лично. За годы Великой Отечественной Войны летал на самолетах: «Р-39 “аэрокобра”» и «Миг-3».

12 слайд

Белл P-39 «Аэрокобра» —Александра Покрышкина в 1943—1944 годах. самолёт

Описание слайда:

Белл P-39 «Аэрокобра» —Александра Покрышкина в 1943—1944 годах. самолёт

13 слайд

А. И. Покрышкин в день награждения третьей звездой Героя в студии Всесоюзного

Описание слайда:

А. И. Покрышкин в день награждения третьей звездой Героя в студии Всесоюзного радио с Ю. Б. Левитаном

14 слайд

Книги, написанные А. И. Покрышкиным За годы Великой Отечественной войны лётчи

Описание слайда:

Книги, написанные А. И. Покрышкиным За годы Великой Отечественной войны лётчики орденоносной гвардейской авиачасти, в которой я служил, уничтожили более тысячи немецких самолётов. В журнале боевых действий вписан и мой посильный вклад: пятьдесят девять сбитых в воздухе машин врага, около шестисот боевых вылетов….

15 слайд

Повесть выдающегося советского военного летчика, трижды Героя Советского Сою

Описание слайда:

Повесть выдающегося советского военного летчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации о своих командирах, фронтовых друзьях и воспитанниках 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии и своем нелегком пути в боевой авиации, о тактическом новаторстве и применении новых приемов и методов воздушного боя в годы Великой Отечественной войны, главной из которых была «формула победы»: …

16 слайд

 В последний год жизни А. И. Покрышкин завершил книгу мемуаров «Познать себя

Описание слайда:

 В последний год жизни А. И. Покрышкин завершил книгу мемуаров «Познать себя в бою». Название этой книги неслучайно перекликается с мудростью древних: «Познай самого себя», «Самое трудное — познать самого себя…» Александр Иванович на вопрос о том, не будет ли эта книга повторять предыдущую — «Небо войны», отвечал: «Это будет совершенно другая книга. О тех же событиях, но не перечень воздушных боев, а их анализ, раздумья о развитии бойцовских качеств у летчика-истребителя, о совершенствовании его боевой выучки, мастерства».

17 слайд

Александр Иванович Покрышкин был великий летчик. Много трудился и после войны

Описание слайда:

Александр Иванович Покрышкин был великий летчик. Много трудился и после войны. За годы войны воспитал блестящую плеяду лётчиков. 30 его лучших учеников стали героями Советского Союза.

18 слайд

Имя Александра Ивановича Покрышкина золотыми буквами вписано в историю Велико

Описание слайда:

Имя Александра Ивановича Покрышкина золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг, Военно – Воздушных сил страны и в историю города

19 слайд

Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в Москве в возрасте 72 лет

Описание слайда:

Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в Москве в возрасте 72 лет от тяжелой болезни. В Новосибирске установлены бюст и памятник, есть станция метрополитена имени «Маршала Покрышкина».

20 слайд

Памятник Герою открыт в городе Краснодаре, а на доме, в котором он жил, устан

Описание слайда:

Памятник Герою открыт в городе Краснодаре, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Так же мемориальные доски установлены в Москве, Киеве и Новосибирске. Именем А.И.Покрышкина названы улицы в Москве, Новосибирске, Иркутске, Краснодаре, Ангарске и других городах. Имя Героя носит Новосибирский учебный авиационный центр.

21 слайд

В 2013 году на станции новосибирского метрополитена «Маршала Покрышкина» появ

Описание слайда:

В 2013 году на станции новосибирского метрополитена «Маршала Покрышкина» появится музей, посвященный трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. Его открытие станет одним из самых главных событий в череде торжеств, посвященных 100-летию нашего земляка, выдающегося летчика Второй мировой войны Имя Покрышкина, прежде всего, ассоциируется с нашим городом. В 2013 году на станции новосибирского метрополитена «Маршала Покрышкина» появится музей, посвященный трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. Его открытие станет одним из самых главных событий в череде торжеств, посвященных 100-летию нашего земляка, выдающегося летчика Второй мировой войны. Мы должны гордиться таким земляком и хранить его память». Мы не должны забывать таких людей.  

22 слайд

Используемая литература: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографич

Описание слайда:

Используемая литература: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000 Покрышкина М.К. Жизнь, отданная небу. Новосибирск, 1991. http://alexandrkandry.narod.ru/html/hiroes/pokrishkin.html http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&where=all&id=6250114-05-12(видео) http://www.aphorisme.ru/about-authors/pokrishkin/?q=5198

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДБ-518225

Вам будут интересны эти курсы:

19 марта отметил бы свой день рождения великий летчик — Александр Иванович Покрышкин, трижды Герой Советского Союза, лётчик-ас.

Александр Покрышкин официально считается одним из самых результативных летчиков-героев Великой Отечественной войны. Больше самолетов противника среди советских асов сбил только Иван Кожедуб…

Биография великого аса начиналась очень обычно: в город Новониколаевск (ныне — Новосибирск) из Вятской губернии приехала семья рабочего Ивана Петровича Покрышкина — наниматься на один из новых заводов. Новониколаевск тогда только что получил статус города, активно строился и требовал множество рабочих рук.

Семья поселилась на окраине Новониколаевска у знакомых, сдавших Ивану Петровичу небольшую комнату в деревянном доме. Здесь 6 марта 1913 года и родился Александр Покрышкин, став вторым сыном после Василия. Через год родилась сестра Мария, затем братья-погодки: Алексей, Петр, Валентин, Виктор

В три года Саша в первый раз стал участником большого приключения: мама-прачка взяла его с собой — стирать белье на реку. Пока мать в ледяной воде полоскала простыни, мальчишка ухитрился … потеряться. Городовой обнаружил трехлетнего беспризорного пацана на городском рынке и отвел в участок — до выяснения… Пока мать безуспешно искала его в пойме реки, мальчик заснул на лавке в участке — рядом со студентами, арестованными за революционную агитацию. В семью Саша вернулся только утром, когда заплаканная мама прибежала в полицию…

Революция дала мальчику возможность учиться. Александру удалось закончить 7 классов школы и поступить учеником кровельщика на строительство. Затем Саша Покрышкин поступил в училище ФЗУ в Новосибирске — на слесарное отделение. Однако классным слесарем-лекальщиком парню было стать не суждено.

Лет в 12 Саша увлекся авиацией. Отец, правда, интересов мальчика не разделял… Позже, в 1930 году, Александру пришлось со ссорой уйти из дома для того, чтобы реализовать свою мечту. Отношения с отцом были восстановлены значительно позже.

В 1932 году Саша по комсомольской путевке был направлен в авиационное училище. Четыре года отслужил авиационным техником. Написал 39 рапортов командованию — просьб к командующему ВВС, наркому обороны, чтобы окончить летное училище и стать летчиком.

Наконец, просьбы комсомольца были услышаны. Александр был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем он учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В 1936–1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе мастерству лётчика. Во время отпуска зимой 1938 года он втайне от начальства прошёл всего за 17 дней годичную программу гражданского пилота. Это помогло ему добиться в ноябре 1938 года направления на учёбу в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова, которую он окончил с отличием в ноябре 1939 года.

В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы на территории Молдавии.

Войну летчик-истребитель Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. Из-за близости к границе его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Самый первый бой — 22 июня. Первый сбитый самолет — к сожалению, свой. По ошибке молодой замкомэска «завалил» Су-2 211-го бомбардировочного полка, причем, из двоих его летчиков выжил только один…

Из воспоминаний Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго:

— Идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3… Думаем, лететь с истребителями — надёжнее. Вдруг происходит невероятное — один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Помогло, да поздно…

Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ.

Пересказал снова.

«Это был я», — смущённо и расстроенно заявил он.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там «шутишь»! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…»

В штабе дивизии признали гибель Су-2 досадной случайностью и распорядились укрупнить знаки различия бомбардировщиков, а также провести среди летчиков-истребителей инструктаж по опознанию новейших бомбардировщиков в воздухе.

Уже 26 июня 1941 года Покрышкин одерживает первую победу — во время разведывательного вылета. Сбитый «Мессершмитт Bf.109» упал на территории, еще занятой советскими войсками, и победа была официально подтверждена с земли. Заметим, что орден летчикам в первый период войны давали за пять сбитых самолетов противника…

Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования, короткими очередями Покрышкин зажег одного из «мессеров». И — допустил самую страшную ошибку, которую только может допустить молодой пилот: вместо контроля окружающей обстановки, проводил взглядом врага в «последний путь». Чтобы убедиться, что дымящийся «мессер» все-таки упал…

Предоставим слово самому Покрышкину:

— Короткий, сухой треск обрывает ход моих мыслей. Какая-то сила поворачивает машину вокруг оси, и я зависаю вниз головой. Выровняв самолет, вижу, что один «мессершмитт» стремительно проскочил вперед, а второй заходит для атаки сзади. А моя машина повреждена серьезно. В правом крыле зияет большая дыра. Она так уменьшает подъемную силу, что самолет все время норовит перевернуться вверх тормашками. Другой снаряд попал в центроплан, чудом до меня не дошел… Этак и кончиться было недолго!

Авиатехники приняли на родном аэродроме поврежденный самолет с такими словами, из которых привести в этом очерке можно только фразу:

— Повезло тебе, Покрышкин, как Богом меченому!!!

Остальное, увы, не всякая бумага стерпит.

А 3 июля Покрышкина все-таки сбили…

В этом бою он положил на землю еще один «мессер», но его МиГ тоже пострадал от зенитного огня противника, и, не дотянув до линии фронта, упал за деревней, оккупированной врагом. Несколько дней Покрышкин прятался от немцев в лесу, потом смог перейти линию фронта и найти свой аэродром, где за 4 дня отсутствия Александра уже успели объявить погибшим…

Молодой командир оказался незаурядным тактиком. Заметив, что наши летчики — вчерашние выпускники аэроклубов — сражаются на МиГах как на морально устаревших «Ишачках» и «Ястребках», Александр начал вести боевой дневник. Завел себе тетрадку, куда заносил свои тактические идеи, записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал сам, делал детальный анализ немецкой тактики.

Покрышкин понял, что наши пилоты не полностью используют скоростные и стрелковые возможности своих истребителей и разработал целый учебный курс, который условно можно назвать «Как пилоту и самолету понять друг друга». Выполняя разработанную замкомэска программу, ребята добивались полного слияния с машиной и раскрытия всех ее боевых возможностей.

Заметим, что курс был разработан не на учебном аэродроме Военной Академии в каком-нибудь тыловом городе, а в условиях жестокого фронтового противостояния, при тяжелом отступлении. Не случайно Покрышкин потом писал в своих воспоминаниях:

«Тот, кто не воевал в 1941–1942, не знает настоящей войны».

Удивительно, но факт: казалось, отважного пилота хранит сама судьба. Когда Покрышкин был сбит — обошлось без ран и травм при вынужденной посадке. Позже пуля прошла через пилотское кресло с правой стороны, порвала плечевой ремень, отрикошетила от внутренней обшивки самолета и царапнула пилоту лицо.

Зимой 1941 года Покрышкин взлетел на своем МиГе с мокрого, раскисшего в оттепель грунтового аэродрома. В этот день двое летчиков разбились при попытке взлета, а Александру удалось машину удержать. Полет в «нелетную погоду» был связан с чрезвычайно важным разведывательным заданием: определить местонахождение танков фон Клейста, которые были остановлены перед городом Шахты и затем были потеряны советской разведкой. После того, как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, его наградили орденом Ленина.

К середине ноября 1941 года Покрышкин выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне-декабре 1941 года сбил 2 немецких самолёта лично и 1 — в группе.

Летом 1942 года Александр Покрышкин вместе с пилотом связного биплана У-2 прилетел в Ставрополь. Они обнаружили на пустом аэродроме одинокий брошенный истребитель МиГ-3. Только приземлившись, пилоты поняли: город захвачен немцами, на обочине взлетной полосы торчал немецкий мотоциклист…

Покрышкин решил забрать у немцев трофей. У-2 приземлился рядом со стоящим МиГом, летчик выскочил из кабины и бросился к захваченному врагом самолету. К счастью, МиГ оказался заправлен «под завязку»… Два самолета рванулись на взлет, пока дежурный мотоциклист поднимал тревогу. На полосу высыпали немцы, задрав вверх стволы винтовок и автоматов открыли стрельбу — тщетно, и биплан, и истребитель уже набрали высоту.

Позже Александр Покрышкин рассказывал:

— Пролетая над самыми крышами домов Ставрополя, я увидел на улицах десятки танков с крестами на бортах… Вот когда мне стало по-настоящему страшно и за нашу непродуманную посадку, и за все лихие, но безрассудные действия на аэродроме. Только тогда я и понял, какой большой опасности мы себя подвергали…

Покрышкин воевал на Южном фронте в составе того же 55-го истребительного авиаполка. «За образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и героизм личного состава» полк 7 марта 1942 года был переименован в 16-й гвардейский истребительный.

С июля 1942 года Покрышкин — на Северо-Кавказском фронте. В августе 1942 года назначен командиром эскадрильи. В конце августа 1942 года с полком убыл в тыл для переформирования и переобучения на новые самолёты. Полк осваивал новые типы истребителей, сначала Як-1, а затем поставлявшийся по ленд-лизу американский «P-39N Аэрокобра».

— «Кобрами» нас пугали, — рассказывает Покрышкин, — дескать, если, не приведи бог, собьют, эти самолеты не дают шанса пилоту остаться целым и невредимым. При прыжке пилота с парашютом «кобра» резко задирает хвост и стабилизатором бьет пилота по ногам на моменте «вываливания» из кабины. Без перелома не обходится… Это, конечно, чистая физика, изменение центровки оттого, что летчик покинул кабину. Но выглядит так, будто коварная заморская машина мстит пилоту за то, что он ее бросает в бою…

— И что с этим делать? — спросил я инструктора.

— Воевать так, чтоб не подбили! — усмехнулся тот в усы.

В 1942 году Покрышкин поссорился с командиром полка.

Новый полковник — Н. В. Исаев — не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Считал, что молодой офицер «не в свое дело лезет». Несколько раз у Александра дошло до словесных перепалок со старшим по званию.

А тут еще у Покрышкина случилась ссора в столовой с офицерами соседнего полка. Полковник окончательно записал Александра в «хамы, дебоширы и хулиганы» и добился, ни много ни мало, передачи вопроса об инциденте в столовой на рассмотрение трибунала.

Покрышкина скоропалительно отрешили от полетов, сняли с офицерской должности и даже успели исключить из партии… К счастью молодого летчика, политрук пока выступил в трибунале в его защиту.

— Безусловно, подымать шум в столовой по причине того, что соседи по ошибке заняли не свое место — это неправильно. Но в этом ли суть характера Покрышкина? Молодой ас сбивает немцев и не мирится с рутинным отношением к войне, осознает командирскую ответственность за жизни подчиненных и не терпит неуважения к памяти погибших. Если это — повод исключить парня из партии и отдать под трибунал… Ну, извините! А то, что горяч — стоит выговора и товарищеского порицания, не более того. Мое мнение — вернуть его как можно скорее на фронт, пусть проявляет горячность по отношению к немцам — в бою!

Военный трибунал в городе Баку полностью оправдал летчика. Дело было прекращено, а сам Покрышкин восстановлен в партии и в должности замкомэска.

В 1942 году Покрышкин участвовал в Донбасской оборонительной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. 8 апреля лётчики-гвардейцы вернулись на фронт и сразу же включились в воздушные сражения на Кубани. 9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100», (впоследствии знаменитая «белая сотка»), Покрышкин снова сбил «мессер» Bf.109, доказав эффективность ленд-лизового оружия на практике.

В честь советского аса названы особые тактические приемы, разработанные им в воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. «Скоростные качели Покрышкина» и «кубанская этажерка Покрышкина» стали массовыми формами патрулирования воздушного пространства в условиях численного превосходства врага.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941–1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром, не принимая боя.

За апрель 1943 года Александр сбил 10 немецких самолётов — и получил звание Героя Советского Союза.

12 апреля 1943 года в районе станицы Крымской Александр Покрышкин провел непревзойденный по результативности воздушный бой. В тот памятный день, как вспоминал впоследствии генерал-майор Юрий Устинов, капитан Покрышкин в утреннем вылете сбил четыре «Мессера-109», а вечером уничтожил еще три фашистских самолета, доведя счет сбитых за день до семи…

Напомним — за пять сбитых врагов давали орден!

— Мы обеспечивали внезапность появления над районом прикрытия, стремительность удара по воздушному противнику, если он появится. При необходимости, за счет разогнанной на снижении скорости, мы могли быстро захватить превосходство и в высоте. А кто выше — тот и хозяин в воздухе, — писал в наставлении для других летчиков Покрышкин.

Широко известен бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад 27 бомбардировщиков Ю-87, которых прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала боем истребители противника, а остальные «соколиным ударом» (пикирование с высоты) расстреляли 12 «юнкерсов», четверых из них сбил Покрышкин. Уже возвращаясь на аэродром, он сжег пятый бомбардировщик…

В очерке «Хозяин неба — Александр Покрышкин» фронтовые корреспонденты Малышко и Верхолетов писали: «Разве он стреляет? — говорят о нем друзья. — Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь». Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное — атаку ведущего немецких групп«.

К вопросу о том, кто, как правило, лидировал в германских звеньях. На период 1941-43 года, когда еще не была перебита львиная доля хорошо подготовленных немецких пилотов, в командирах у врага ходили ветераны Испании, Норвегии и Франции, летчики с тремя сотнями боевых вылетов за плечами. Получается, что Александр брал на себя самое трудное в бою — сбить наиболее опытного пилота в эскадрилье врага.

Вскоре немецекие асы начали узнавать «белую сотку в воздухе»… «Ахтунг! Покрышкин!!!» — этот клич — не легенда. Биограф Покрышкина — писатель Алексей Тимофеев, собрал много доказательств подлинности этого сигнала.

«Механик по радиооборудованию в покрышкинской дивизии Гурвиц рассказывал: «У нас в звене управления стоял хороший американский радиоприемник. Когда наши уходили в бой, мы настраивали его и слушали, что происходит в воздухе. Доносилось до нас и немецкое «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!..» Герой Советского Союза генерал-полковник в отставке Горелов подтвердил мне это: «Наши наводчики с земли часто называли его фамилию. И что поразительно — немцы уходили с поля боя. Можно даже сказать — драпали! Раз — и вдруг никого! Так они начали пугать самих себя…».

Уйти удавалось не всем. Особого преимущества «аэрокобры» перед «мессером» по скорости нет, но Покрышкин понял, как можно нагонять уходящих с поля боя немцев. Он набирал высоту и буквально кидался на противника сверху в пике. А пикирование позволяет набрать скорость гораздо быстрее, чем в горизонтальном полете… Примерно таким способом за май 1943 года он сбил 12 самолетов врага, и еще 2 уложил на землю в июне… Кстати, потому, что поведение самолета при такой атаке напоминает способ охоты у хищной птицы, прием получил название «соколиного удара».

Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

С ноября 1943 года Покрышкин — заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Кроме воздушных сражений на Кубани, в 1943 году участвовал в Миусской наступательной операции, где одержал 2 победы. Над Донбассом сбил 7 самолетов врага. В Мелитопольской наступательной операции срезал вражеский бомбардировщик, 5 немцев сбил над Крымом… Именно 1943 год стал «звёздным часом» Покрышкина — в этом году он в личном противостоянии уничтожил 38 самолётов врага.

С января по начало мая 1944 года А. И. Покрышкин с полком находился в тылу на переформировании. Полк был усилен, потери — компенсированы. В феврале 1944 года он получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но Александр отказался от фактически, генеральской должности и попросил сохранить за ним право самому подниматься в небо для новых сражений.

С марта 1944 года он — командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше летать на боевые задания. Он должен был уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. И стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции. Именно здесь и был поставлен «завершающий аккорд» в череде его побед: в небе над Сандомиром Александр Покрышкин сбил еще двоих немецких командиров.

В 1945 году полковник А. И. Покрышкин командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года — на сопровождение бомбардировщиков под Берлином…

На параде Победы в 1945 году Александру Покрышкину было доверено нести вымпел 1-го Украинского фронта.

В современной военно-исторической литературе нередко оспаривается роль Покрышкина как одного из выдающихся асов Великой Отечественной войны. Не будем повторять никаких лживых инсинуаций, просто обратимся к фактам.

Согласно официальным данным, опубликованным в Большой Советской Энциклопедии, за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в составе эскадрильи.

Исследователь М. Быков, выпустивший несколько военных справочников, утверждает, что лично Покрышкин сбил только 46 самолетов противника и еще от 3 до 6 — в составе боевой группы. Эти цифры дали Быкову право утверждать, что Покрышкин — не второй, а седьмой советский ас по числу одержанных побед. После Кожедуба, Речкалова, Гулаева, Евстигнеева, Глинки и Скоморохова.

Как получается разница в числе побед? Да очень просто. Вспомним, как сбивали самого Покрышкина. В первом случае дымящийся подбитый МиГ для противника ушел за горизонт, немецкий летчик доложил о победе, но командование его полка, не получив координат падения самолета от наземной разведки, никак «победителя» не поощрило. Во втором случае самолет, поврежденный зенитным огнем, задымил, вывалился из строя, и пошел на снижение. Сотоварищи по строю и сами стрелявшие враги видели место его падения, но никто не мог зафиксировать факт гибели летчика. Как мы знаем, Александр остался жив, но к своим с территории, оккупированной врагом, вышел только через 4 дня. Все эти 4 дня и свои, и враги его числили погибшим. Хотя в данном случае речь идет об уничтожении только самолета, а не летчика…

Исходя из собственного жизненного опыта, Александр Петрович считал «собственными» только подтвержденные с земли победы, специально справляясь о том, видела ли пехота, куда упал сбитый немец. Интересовался полковник и судьбами летчиков — запрашивал наземные войска, видели ли они немцев убитыми, брали ли в плен прыгнувших с парашютом…

Конечно, если поверженный враг дотянул до линии фронта и упал на «своей» территории, добыть подтверждение «с земли» несравненно труднее. Правда, сбитый летчик в этом раскладе выживает значительно чаще, и, бывает, что после войны сам свидетельствует об обстоятельствах боя. У Покрышкина было даже несколько встреч со сбитыми им немецкими пилотами — и список побед знаменитого аса изменялся в послевоенные годы — в сторону увеличения.

В беседе с наркомом Молотовым Александр Петрович как-то сказал:

— Вообще, если собрать все немецкие самолеты, по которым я стрелял и видел, что попал результативно, то их наберется штук 90-95. Но надо же видеть, как и куда они падали… А это в бою возможно не всегда. Поэтому, коль скоро пехота с земли не подтвердит: да, свалился тут на нашу голову такой-то на «мессере» или «фоккере», то и засчитывать этих сбитых нечего. Кроме того, в бою бывает так, что по одному и тому же самолету врага стреляют несколько наших самолетов. Это называется «победа в составе боевой группы». Чья пуля была роковой? Кому орден выписывать будем, товарищ нарком?..

Если версия Быкова строится на вопросе о «подтвержденных» и «неподтвержденных» победах, то другой любитель пересматривать историю — А. Табаченко — и вовсе напрямую обвиняет Александра Петровича Покрышкина в приписках, именуя сбитую им в апреле 1943 года пару «Юнкерсов» «фантомами»… Мол, немецкими архивами потеря двух «Лаптежников» в этот день не подтверждается.

Этому автору вполне конкретно и точно ответил кандидат исторических наук Института Российской истории РАН Андрей Марчуков. Имея доступ к архивным данным, Андрей Владиславович подробно подсчитал, сколько и каких самолетов сбило соединение Покрышкина в апреле 1943 года.

И, кроме того, «Юнкерс» «Юнкерсу» рознь…

Часто упоминаемые в художественной и публицистической литературе два «Ю-87», они же — «Лаптежники», если верить немецким архивам, действительно в тот день не погибали. Зато эскадрильей «кобр» Покрышкина были сбиты… ЧЕТЫРЕ двухмоторных «Ю-88». В гибели двух из них — подтверждено свидетельствами — виновата «белая сотка».

Уточнить данные историкам не удалось только за лето 1941 года — часть документов штаба истребительного авиаполка была сожжена при отступлении. Сам летчик полагал, что в сорок первом году результативно стрелял не менее, чем по 15 самолетам противника… Эти самолеты в общем списке побед просто не учитываются.

По тем бумагам, что сохранились в советских архивах, получается следующее: За годы войны Покрышкиным было совершено 650 боевых вылетов, он провел 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника лично и 6 в группе.

Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что все сбитые самолеты, подсчитанные и неподсчитанные — вклад в общую победу…

Информация к размышлению для читателя: в приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения лётного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года говорится следующее:

«Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка».

За сбитого врага летчикам полагались не только ордена и медали, но и денежные гонорары. В приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. было установлено:

«Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или при докладе нескольких экипажей.»

Однако даже в 1943 году, на совещании в штабе 4-й воздушной армии, которое проходило в ходе напряжённых боёв на Кубани, Покрышкин обратил внимание на то, что фактически сбитые самолёты противника засчитываются согласно правилам, введённым ещё в начале войны:

«В своём выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полёта к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привёл примеры перехвата моей восьмёркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном ещё в начале войны, установлено, что сбитые самолёты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулемётом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы дерёмся в двадцати — тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолёты без кинопулемётов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени лётчиков-истребителей этот приказ изменить».

Выслушав моё выступление и сделав пометки в блокноте на столе, Вершинин сказал:

— Товарищ Покрышкин, ваше выступление заслуживает внимания. По этим вопросам будут даны указания. Предложения по приказу о сбитых самолётах доложим в Москву. В отношении боёв в районе Мысхако вам и штурману армии завтра же слетать в бомбардировочный полк. При получении подтверждения засчитаем сбитые самолёты.

После 30-го сбитого немца Покрышкин ввел для себя правило: если самолет врага сбит в паре с ведомым, записывать его на счет ведомого, стимулируя его таким образом. Это было достаточно распространённым явлением среди красных командиров. Подобная практика отмечена и у Речкалова, и у Скоморохова, и у Кожедуба…

Покрышкин организовал массовую подготовку в своем полку летчиков-снайперов. Его сослуживцы — дважды Герои Советского Союза А . Клубов, Г. Речкалов, Герои Советского Союза И. Бабак, В. Бондаренко, Г. Голубев, Н. Искрин, В. Карпович, С. Лукьянов, К. Селиверстов, Н. Старчиков, К. Сухов, Н. Трофимов, А. Труд, В. Фадеев, А. Фёдоров, В. Фигичев.

Победу Покрышкин встретил в небе над Берлином. В июле 1945 года направлен на учёбу в академию имени Фрунзе.

Непримиримый к косности и рутине характер боевого летчика с годами не изменился.

В 1948 году Покрышкин вызвал своим независимым мнением раздражение Василия Сталина — тогда командовавшего ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года, и далее служил не в ВВС, а в Войсках ПВО…

С января 1949 года — заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО, с июня 1951 года — командир 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО. С февраля 1955 года — командующий истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО. В январе 1956 года направлен на учёбу, окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова.

С января 1958 года — командующий 52-й воздушной истребительной авиационной армией ПВО. С августа 1959 года — командующий Киевской армией ПВО — заместитель командующего Киевским военным округом по войскам ПВО. С февраля 1961 года — командующий 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. С июля 1968 года — заместитель Главнокомандующего войсками ПВО страны…

В отставке Покрышкин стал председателем Центрального комитета ДОСААФ. С ноября 1981 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР…

До седин Александр Петрович оставался хорошим спортсменом. Держал велосипед, причем, не простой, а один из лучших из выпускавшихся в СССР шоссейно-гоночный ЗИЧ-1. Велосипед прислали летчику в подарок в 1945 году комсомольцы-аэроклубовцы завода им. Чкалова.

Велосипед очень редкий, выпускался всего около года, и в свое время считался одним из лучших и самым дорогим. Всего их было выпущено 10-15 тысяч, в коллекциях осталось всего шесть. Эти велосипеды покупали себе опытные спортсмены-профессионалы или обеспеченные люди, например ЗИЧ-1 был у олимпийских чемпионов и у известного артиста Александра Ширвиндта.

Кстати, в детстве у Покрышкина велика не было…

— Учиться заново кататься на «двухколесно-рогатом транспорте» мне пришлось уже взрослым, даже заслуженным человеком. Не видали полковника на велосипеде? А жаль… Всем коллегам советую, особенно тем, кто на штабную работу перешел. Хороший способ сохранить выправку и здоровье!

Когда снимался фильм «В Бой идут одни старики», маршал авиации Александр Покрышкин помогал режиссеру и исполнителю роли комэска Титаренко Леониду Быкову. Именно он предложил ему, за неимением на киностудии «мессеров» живьём, снимать в роли трофейного «Bf-109» учебный самолет чехословацкого производства «Тренер-мастер 2-326», внешне весьма похожий на «Мессершмитт-109». «Чеха» раскрасили под истребитель эскадрильи «Рихтгофен», и бывший фронтовик артист Смирнов, игравший авиатехника, не преминул высказаться:

— Похож, подлец!!! — и плюнул загримированной машине на хвост.

Леонид Быков тут же включил эпизод в картину, заменив только слова — «В ставке Гитлера все малохольные!»…

Покрышкин распорядился еще и пополнить авиапарк киностудии четырьмя самолетами «Як-18». Они — послевоенного выпуска, но отдаленно напоминают истребители «Ла-7». Внимательный кинозритель, пусть даже и не знаток легкой авиации, может даже на первоначальной, черно-белой версии фильма отличить хроникальную съемку «лавочкиных» от постановочных кадров на съемочном аэродроме.

Достаточно обратить внимание на шасси участников эпизода. Настоящие Ла-7 — двухосные, то есть, по земле ходят, фактически, «на двух ногах», имея третье дополнительное колесико на короткой стойке-костыле далеко под хвостом. А играющие в фильме роль военных истребителей «Яки» — трехосные. Если в кадре вы видите, как якобы «лавочкин» разбегается по полосе на трех колесах, и третья стойка шасси под носом такая же высокая, как две другие, значит, это не боевой истребитель, а загримированный под него учебный самолет Як-18. Зато «Яки» с опытными пилотами-спортсменами ДОСААФ за штурвалом обеспечили всю трюковую съемку в батальных сценах…

27 декабря 1973 года состоялась сдача ленты в Госкино Украины. На нее были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и те, о ком, собственно, и рассказывал этот фильм — летчики-фронтовики. Одним из них был трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, от присутствующих не укрылось, что Покрышкин вытирает слезы…

Александр Покрышкин покинул этот мир 13 ноября 1985 года в Москве в возрасте 72 лет. А память о выдающемся асе вечна.

Как вечной истиной звучат и его слова:

— Побеждают только те, кто не дрогнул, не повернул обратно.

— День окончен, но стал ли он твоим?

— Великое никогда не совершится в болтовне.

— Вся красота души человека наиболее полно проявляется в самые важные и ответственные моменты его жизни.

— Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше, но я — попаду!!!

— Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути, не хитрил ни перед своей собственной совестью, ни перед товарищами.

— У кого сердце крепче, кто владеет холодной, расчётливой смелостью, рождённой верой в успех и правоту своего дела, — тот сразит противника.

— Боевая практика учила: тот, кто застыл в учёбе, отстал или не кочет замечать нового в тактике воздушного боя, тот неизбежно будет бит. И ничто не спасёт его — ни интуиция, ни личная храбрость.

— Если бы я не был хорошо тренированным спортсменом, то никогда не выдержал бы стольких воздушных боев… Мое крепкое здоровье, высокая степень тренированности организма помогли мне с утра до позднего вечера летать, драться, побеждать.

— В нашей системе воспитания пилотов мы придавали большое значение тактике группового боя. Лётчик должен понимать и чувствовать соседа.

— Что мы вкладывали в понятие «творческий потолок»? Этот потолок не имеет пределов. Каких бы вершин ни достиг советский лётчик, он не имеет права застывать в своём творческом росте.

— Своими высокими наградами я во многом был обязан боевым друзьям-однополчанам.

— Пришла настоящая любовь. Она перевернула мои взгляды на влияние семьи в становлении летчика и на его способности в боях с врагом. Не скрою, раньше я считал, что во время войны у летчика не может быть так называемой личной жизни.

— После трудных испытаний, после далеких, пройденных с боями дорог родная земля становится еще дороже.

— Всю радость победы, высокую честь быть воином Советской Армии я ощутил июньским утром тысяча девятьсот сорок пятого года. Красная площадь. Парад Победы. Мимо Кремля в торжественном марше проходят воины-победители. К подножью мавзолея они бросают немецкие знамёна. Я несу боевой штандарт войск нашего фронта. Рядом со мной боевые друзья и товарищи, с которыми пройдены все дороги войны… Лучшие минуты моей жизни я пережил на Красной Площади, на Параде Победы.

Александр Покрышкин

Его знали и боялись враги. Уже в 1943 году летный почерк А.И. Покрышкина стал известен фашистскому воздушному командованию. Гитлеровские наблюдатели на земле и в воздухе предостерегали своих пилотов: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!» Это паническое предупреждение являлось и высшей аттестацией нашему славному летчику.

Среди имён боевых лётчиков имя Покрышкина стоит отдельно. Первый трижды Герой войны, и таким он был единственным до конца Великой Отечественной. Он был автором новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца — искусного, яростного и благородного.

Природа чрезвычайно скупа. С неохотой она являет миру людей одаренных, а еще реже — настоящих гениев. Но что всегда отличает людей неординарных — им в жизни неизменно приходится труднее, они не во всем удобны окружающим. Причиной тому, скорее всего, выступает характер личности. Выдающиеся и осознавшие себя таковыми, как правило, люди с характером, да еще с каким! Однако характер сам по себе еще не служит пропуском в мир исторических личностей. Чтобы его проявить, необходима воля. Наличие обоих качеств в человеке нередко и делает его выдающимся. Именно таким был Покрышкин. Его нрав и характер формировало время, в котором он жил, — романтическое, патриотическое и тяжелое. Нередко говорили: Покрышкину везло. Но, так ли это на самом деле.

Он из народной, бедной и многодетной семьи. Его отец Иван Петрович Покрышкин дал свою фамилию сыновьям и дочери в городе Новониколаевске Томской губернии. Со строительством новых городов был связан приезд многих людей из дальних мест. Приехал и Иван Петрович, без денег. И нашел приют на окраине Новониколаевска, ставшим только что городом. Бедные люди приютили их, дав маленькую хибару из одной комнаты. Здесь 6 марта 1913 года и родился Александр Покрышкин, став вторым сыном после Василия. Через год родилась сестра Мария, затем братья Алексей, Петр, Валентин, Виктор. Сейчас сложно представить, как эта многодетная семья из 9 человек размещалась и жила в одной небольшой комнате на три окошка.

В 1928 году Александр окончил семилетнюю школу и пошел в кровельщики. Однако через два года профессия изменилась: Покрышкин поступил в училище ФЗУ в Новосибирске для обучения специальности слесаря-лекальщика. По комсомольской путевке был направлен в авиационное училище в 1932 году, но летчиком стал только перед войной, успешно окончив 3 военных училища и успев отслужить авиатехником 4 года. Словом, надо было пройти тяжелый, долгий и тернистый путь за 8 лет, написать 39 военных рапортов командирам, командующему ВВС, наркому обороны, чтобы окончить летное училище и стать летчиком. Везением это не назовешь…

Первым военным авиационным училищем Покрышкина было пермское. Пока он ехал, сократился курс подготовки летчиков. И полное наименование этого училища стало: «Пермская авиационно-техническая школа №3″. Александр решил забрать документы и вернуться домой. Но у начальника этого учебного заведения вопрос решался круто: или остаться в училище и учиться на авиатехника, или положить на стол комсомольский билет. Принято первое решение: стать военным техником. Учился прилежно, глубоко изучал авиационную технику. В 1933 году окончил на «отлично». Затем — Ленинградская авиационная школа теории (1933-1934 годы). Покрышкин учится, почти круглый отличник. И начинается первый этап военной биографии Александра: служба старшим авиатехником звена. На множество рапортов ответы были отрицательные: » Отказать», «Воздержаться».

Рассказ о покрышкине 5 класс

Во время отпуска Покрышкин обращается к начальнику Краснодарского аэроклуба с заявлением на разрешение сдать экзамены с зачетами по теории и практике в объеме полного двухлетнего курса. Увидев Покрышкина в офицерской форме — в хромовых сапогах, синих галифе, зеленой гимнастерке, с «кубарями» в голубых петлицах, начальник аэроклуба растерялся. Такого еще не было. Такое было впервые. Покрышкин настоял, начальник сдался. За 17 суток сдал все экзамены, зачеты, практические полеты с инструктором и осуществил первый самостоятельный полет на У-2 (По-2).

После этого — 40-й рапорт с копией отличного аттестата из Краснодарского аэроклуба. Теперь командир части все-таки направил Покрышкина в известную Качинскую авиашколу. Летчиком стал в 1940 году и был направлен в истребительный полк в Молдавию.

Александр Иванович вступил в смертельную битву с фашистами утром 22 июня 1941 года. Окончил он войну 9 мая 1945 года. В этот день в 18 часов 9 мая 1945 года в небе над Прагой, ведомый Александра Ивановича — Георгий Голубов — сбил последний фашистский самолет. И это был последний гитлеровский самолет, уничтоженный в Великой Отечественной войне. А также 1147-й самолет, сбитый покрышкинской дивизией.

Рассказ о покрышкине 5 класс

В мировой военной истории мало героев, сравнимых с Покрышкиным. В авиационной истории их еще меньше. Только его личные подтвержденные воздушные победы и боевые результаты дивизии являются непревзойденным достижением. Даже в испытавших неимоверную нагрузку ВВС немного найдется летчиков, которые имели столько успешных воздушных боев, как Покрышкин. Он выполнил свыше 650 боевых вылетов. Он дважды прошел воюющую страну с западных границ до Кавказа и назад с боями от Кавказа до западной границы, и далее в небе Румынии, Польши, Германии, Чехословакии. Покрышкин не имел ни одной серьезной раны или контузии, после которых лежат в госпиталях. Но он постоянно, всю войну смотрел смерти в глаза. Его сбивали над территорией, занятой врагом. Однако возвращался в боевой строй эскадрилий, полков, дивизии и снова вел воздушные бои.

Он создал свою тактику воздушного боя, ввел свои боевые приемы, свои основы стрельбы при встрече с противником, свои нормативы поведения истребителей в отличие от тех, которые были утверждены Главкомами ВВС и наркомом обороны страны еще до войны. Эту воздушную тактику и боевые приемы распространили во всех ВВС, на всех фронтах.

Своими корнями «академия» Покрышкина уходит в его давние записи, где он по каплям собирал информацию о Нестерове и Крутене, о боях в небе Испании и на Халхин-Голе, разбирал по частям свои находки и неуспехи. Почему Покрышкин быстро доказал, что он не просто техник, а отважный пилот? Он отличался от других отличным пилотированием и глубоким знанием конструкции истребителя и его двигателя. Уровень знаний выделил его среди других, превратил молодого летчика в инструктора. В последующем он будет лучше других обучать и воспитывать вновь поступающее молодое пополнение и займет должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.

Его настольной книгой были мемуары именитого летчика-аса Первой мировой войны Р.П. Фонка «Мои воздушные бои». В ней подробно описывалась тактика воздушных боев того времени. Фонк был признанным асом и подбил 75 аэропланов. Но Покрышкин не копировал теорию Фонка. Он реализовал основы боевого применения Фонка, его боевые маневры, сумел развить и усовершенствовать применительно к истребителям 40-х годов.

Знания механика, полученные в Перми и Ленинграде, позволяли лётчику решать тактические задачи. Ему помогали отличные знания по математике, теоретической механике, физике. На основе их он всегда стремился просчитывать свои маневры и действия противника. С помощью своих расчетов, эскизов и схем он мог доказать, что отлично подготовленный пилот на плохом истребителе может успешно воевать с менее подготовленным пилотом противника на лучшем самолете. Покрышкин был автором неожиданных и стремительных атак. Помог ему в создании теории этих атак был летчик-истребитель Соколов — однополчанин по первой эскадрилье, где служил сибиряк. Там и появилась в его дневнике запись: «Ключ к победе — это маневр и огонь!»

Не сразу к Покрышкину пришли успешные навыки в воздушной стрельбе. Ему понадобились упорные тренировки в стрельбе по буксируемому конусу, чтобы понять причины невысоких результатов стрельбы. Вновь шли вычисления траекторий, скорострельность, писались формулы, чертежи и графики. В итоге — еще запись в дневнике: «Успех зависит от стрельбы с малой дистанции».

Дальше шли обоснования самой лучшей позиции для удара в упор. Так развивалась «академическая» палатка Покрышкина. Ее так прозвали его сослуживцы. В ней вывешивались схемы, диаграммы, проходили занятия, разборы полетов. Разработанная Покрышкиным тактика помогла советским асам «снять» смирительную рубашку горизонтальных маневров, что предписывалось руководящими документами ВВС.

В течение 1941-1942 годах шло переучивание летчиков. Новые самолеты-монопланы открыли эпоху вертикального маневра в истребительных боях. Покрышкин был пионером среди первых, кто внес значительный вклад в разработку новой тактики. Так, в небе Кубани была выработана главная формула удачного воздушного боя: «Высота, скорость, маневр, огонь». На хороших самолетах подготовленные, как Покрышкин, лётчики-истребители не боялись в воздушных боях никакого противника. Тетрадь, названная «Тактика истребителя в бою», содержащая заметки, эскизы, зарисовки, расчеты, стала основой покрышкинской науки побеждать. Эта записная книжка была передана в Центральный музей Вооруженных сил.

Уже с весны 1943-го гитлеровские посты оповещения, применяя агентуру, неустанно предупреждали — известный советский ас в небе. Предписывалось — усилить осторожность, выйти из воздушного боя, «охотникам» набирать высоту, а неопытным пилотам срочно возвращаться на аэродромы. Тем, кто собьет аса, обещали высокие награды. Желающих пойти на этот подвиг было немало. Но это не помогало. И дело тут не только в выдающемся мастерстве Александра Ивановича, стоит напомнить, что в его авиационных подразделениях были такие асы, как Речкалов и братья Глинки, Клубов и Бабак, Федоров и Фадеев. Если такая группа вступала в бой, надеяться сбить командира было просто наивно.

На Кубани начался второй период боевой биографии Героя. Здесь ярко раскрылся его военный талант, отсюда его имя стало известно на всех фронтах, в том числе за рубежом. Главное, чем отличался Покрышкин от других, — это применением новых боевых приемов в ходе воздушных боев, использованием элементов новой тактики. Но эти боевые приемы не предусматривались довоенными наставлениями по использованию истребительной авиации в боях. И за это он получал неоднократные упреки, замечания, вызывал недовольство у старших командиров и начальников. Иногда это заканчивалось более строгими мерами, вплоть до снятия с должности, не представления к поощрению, награде или отзыву материалов с наградными листами.

Рассказ о покрышкине 5 класс

Командиров и командующих в период войны у Покрышкина было немало. Среди них — командиры полков, дивизий, корпусов, командармы и командующие фронтами. В их числе — командир 55-го иап подполковник В.П. Иванов и комиссар полка М.А. Погребной. Эта пара руководителей у него осталась в памяти навсегда — умных, деловых организаторов и руководителей. Среди командующих воздушными армиями были генералы Науменко, Вершинин, Хрюкин, Красовский и Вершинин (в послевоенные годы стал Главнокомандующим ВВС). Все они оставили свой след в боевой биографии Покрышкина.

Весной 1943 года, перевооружившись на «Аэрокобры», полк начал боевую работу с аэродрома под Краснодаром. Воздушное сражение в Краснодарском небе было самым насыщенным в Великой отечественной войне: за 2 месяца было уничтожено более 800 самолетов противника. 12 апреля Покрышкин сбил четыре Ме-109. Потом Александр Иванович уничтожил еще три вражеских машины и довел количество сбитых за один день самолетов до семи.

С августа 1943-го 16-й гвардейский иап принимал участие в боях над водами Черного моря и Днепра. В сражениях на Украине Александр Иванович уничтожил 18 «юнкерсов» и «мессершмиттов». Среди наиболее победоносных и ожесточенных воздушных боев была и схватка в небе Большого Токмака. Известный ас со своим ведомым Г.Г. Голубевым осуществляли «свободную охоту». Заметив над фронтовой линией приготовившихся к бомбометанию фашистских стервятников, Покрышкин стремительно перешел в атаку, сбил один бомбардировщик, еще два повредил и вступил в схватку с самолетами прикрытия. Во втором боевом вылете в составе четверки истребителей, обнаружив группу Ju-88, Александр Иванович позволив ей пройти в тыл, набрал высоту и, развернувшись с солнечной стороны, решительно атаковал. На крыльях бомбардировщиков мелькнули желтые блики. Так рефлектировали порой наши красные звезды. Покрышкин, подал приказ «не стрелять» и прошел вперед. Однако, увидев кресты на машинах, молниеносно совершил резкую полупетлю и, очутившись позади ведущего фашистской группы, дал по нему пушечную очередь. Последний взорвался. «Аэрокобра» нашего аса пролетела через центр сильного взрыва, но осталась неповрежденной. Соседний «юнкерс» загорелся от попадания обломков. Покрышкин опять выполняет максимально крутой разворот и снова атакует. Враг хочет спастись отвесным пикированием, но оказывается сбит второй атакой «кобры». Этот знаменитый бой видели сотни людей, о нем написаны десятки воспоминаний и картин.

Рассказ о покрышкине 5 класс

Накануне весны 1944-го Покрышкину предложили в Москве генеральскую должность. В кабинете Главкома ВВС Александр Иванович отказался от должности, от московской квартиры: только фронт, только воевать и сбивать самолеты противника. Маршал согласился. Дважды Герой возвратился из Москвы в свою дивизию и продолжил боевой путь.

19 сентября 1944 года, в Кремле состоялось вручение Покрышкину третьей Золотой Звезды. Первый и единственный в период войны трижды Герой Советского Союза стал известен всему миру, на всех континентах.

В 1945 году Александр Иванович командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.

Рассказ о покрышкине 5 класс

На Параде Победы.

Его подвиги и военный талант признали 39 государств мира. В 1944 году президент США Рузвельт официально объявил Покрышкина «лучшим лётчиком-истребителем всех союзных армий». Ему пришлось быть во многих десятках стран. И в каждой принимали, встречали первые лица. Каждому из них хотелось увидеть, услышать человека с мировой славой. Ему вручены 19 наград других стран. Первая среди них — Соединенных Штатов Америки. Наш летчик-истребитель был первым удостоен американской высокой награды еще в 1943 году, когда война была в самом разгаре. К Покрышкину и его семье проявил живой интерес вице-президент США Джонстон, когда осенью 1944 года возвращался из Москвы, после встреч со Сталиным, другими руководителями СССР в свою страну и сделал остановку в Новосибирске для встречи с родственниками Покрышкина.

Народы многих стран Европы, Азии, Кубы, признавая талант русского летчика, вручали высшие награды Александру Ивановичу. Покрышкин был удостоен двух орденов Румынии, двух — Польши, двух — Монголии, наград Германии, Чехословакии, Вьетнама, Франции, Сирии и других стран. Имя маршала авиации А.И. Покрышкина увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Ржева, Калининграда, Краснодара, Новосибирска, Новокузнецка и других городов России и ближнего зарубежья. Его именем названа малая планета, остров на Дальнем Востоке, станция Новосибирского метрополитена.

Рассказ о покрышкине 5 класс

Источники:
Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941—1945. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 567-573, 582-656.
Тимофеев А. В. Александр Покрышкин. Великий лётчик великой войны. — М.: Яуза; Эксмо, 2009. С. 12-15, 128-133, 206-208.
Южанинов Л. Александр Покрышкин // Сибирские огни. 2005. №5 С.26-27.
Каминский П., Хазанов Д. Не только скорость, моторы и пушки // Авиамастер. 1997. № 2. С. 14.
Устинов Ю. Первый трижды герой // Крылья Родины. 2001. №5. С. 29-31.
Демин А. «Лаптежники» под огнем советских асов // Авиация и космонавтика. 2001. №10. С. 36-37.
Документальный фильм «Александр Покрышкин». Режиссёр Д. Демин. Творческое объединение «Экран». Гостелерадио СССР, 1985.

  • Рассказ о полевых цветах для 2 класса
  • Рассказ о полевом шпате 2 класс
  • Рассказ о полете гагарина в космос
  • Рассказ о политике на английском
  • Рассказ о полете какое словосочетание