Рассказ о поэте тютчев 2 класс

Гавриил романович державин своим стихотворением памятник положил начало новому мотиву в русской литературе мотиву памятника, для которого характерна торжественность

Гавриил Романович Державин своим стихотворением «Памятник» положил начало новому мотиву в русской литературе – мотиву памятника, для которого характерна торжественность стиля, подведение итогов собственного творческого пути и осмысление своего вклада в отечественную литературу. Следом за Державиным подобному мотиву посвящали свои произведения такие выдающиеся поэты как Пушкин, Некрасов и Бродский.

История создания

Стихотворение «Памятник» относится к зрелому периоду творчества Державина, оно было написано им в 1795 году и первоначально называлось «К музе». В те времена 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге и одновременно продолжал создавать лирические произведения.

В попытке подвести итоги своему творчеству в стихотворных строках Державин обратился к опыту зарубежных авторов. Он нашел то, что искал, в оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Фактически «Памятник» является вольным переводом этого стихотворения.

К сожалению, критики не поняли главный посыл произведения. Вместо того чтобы заметить стремление Державина возвысить отечественную литературу, они увидели в его стихотворении проявление хвастовства и высокомерия. В ответ на эти обвинения поэт посоветовал критикам не обращать внимания на торжественный стиль «Памятника», а заглянуть глубже, на уровень подтекста.

Жанр, направление, размер

Жанр «Памятника» – ода. На это указывает возвышенная лексика, которую использует автор, а также очевидный в стихотворении пафос восхваления.

Разбираемое нами произведение относится к такому направлению как классицизм. В этом нет никаких сомнений, поскольку все творчество Державина развивалось в рамках данного литературного метода. В стихотворении отчетливо прослеживаются многие черты классицизма: например, стремление придерживаться «теории трех штилей» М.В. Ломоносова.

Стихотворный размер «Памятника» – шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Смысл названия

Стихотворение Державина «Памятник» имеет четкое название, в отличие от стихотворения Пушкина, которое озаглавлено первой строкой («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). 

Это подтверждает мысль о том, что Гавриил Романович центральным образом и объектом восхвалений лирического героя делает именно памятник, а не себя, этот памятник создавшего.

Образы и символы

Как уже было сказано, образ, выходящий на первый план в произведении Державина, – памятник. Он несет за собой определенный метафорический ряд и является символом нерушимой памяти о поэте, внесшем в отечественную литературу вклад, который невозможно переоценить.

Далее следует образ Музы. Лирический герой призывает ее «возгордиться» и отвечать на презрение толпы, фактически провозглашая ее хранителем своей памяти в веках. Стоит вспомнить и про Фелицу, о восхвалении добродетелей которой вспоминает поэт. На самом деле, в своей лирике Державин обозначал данным именем Екатерину II. Среди наследия Гавриила Романовича действительно можно найти множество стихотворений, посвященных императрице и выдержанных в одическом стиле.

Темы

Главная тема лирического произведения «Памятник» – тема поэта и поэзии. Более глубокий тематический разрез стихотворения – тема бессмертия поэта и созданных им произведений. Литература является важной отраслью культуры и искусства. В связи с этим очень важно размышлять над степенью ее влияния на людей и праве поэта оставаться в памяти поколений за свои заслуги на литературном поприще.

Также в стихотворении «Памятник» очевидна тематика взаимоотношений поэта и толпы. В последней строфе лирический герой требует от своей Музы уверенности в «заслуге справедливой» и ответа на нападки критиков.

Проблемы

Проблематика «Памятника» не столь разнообразна. В своем стихотворении Державин задается лишь одни вопросом: достоин ли поэт бессмертия и признания людьми его вклада в национальную культуру?

Для ответа на этот вопрос Гавриил Романович выбирает самый верный способ: лирическое слово. Ведь большинство стихотворений Державина отличает именно честность и искренность лирического героя перед самим собой.

Смысл

В «Памятнике» Державин стремился подвести итоги всему своему творческому пути, а потому данное произведение является очень насыщенным смысловыми оттенками. Основная идея стихотворения «Памятник» заключается в том, что литература оказывает огромное влияние на движение общенациональной истории, а потому каждая великая личность, имеющая к ней отношение, не должна забываться последующими поколениями.

Главная мысль стихотворения «Памятник» – невозможно переоценить заслуги поэта-первопроходца, который, к тому же отличается честностью и способностью говорить правду даже царям.

Чему учит?

«Памятник» учит нас задумываться о наследии, которое уже было оставлено великими людьми в прошлом и о том, какое наследие после себя можем оставить мы сами. Важно изучать историю и литературу нашей страны, чтобы отдавать дань памяти личностям, повлиявшим на направление движения государства, в котором мы родились.

Автор показывает читателям, какие заслуги он считает достойными памяти и акцентирует внимание на важности гражданской лирики.

Средства художественной выразительности

Перечислим тропы, использованные в стихотворении «Памятник» Державина:

  1. Слова высокого стиля: «тлен», «дерзнул», «возгордись», «чело».
  2. Эпитеты: памятник «чудесный, вечный», «заслугой справедливой».
  3. Метафоры: «времени полет», «зарей бессмертия».
  4. Олицетворения: «вселенна будет чтить», «слух пройдет».
  5. Гиперболы: «металлов тверже он и выше пирамид», «народах неисчетных».
  6. Инверсии: «часть меня большая», «заслугой справедливой».

Автор: Ромазан Самодинов

Рассказ о поэте тютчев 2 класс

20210413 vu tg sbscrb2

При планировании урока были учтены следующие возрастные и психологические особенности учащихся, повлиявшие на выбор форм и видов деятельности обучающихся на уроке. 6Б класс на уровне своего возраста социально адаптирован. В классе по типу восприятия информации 6 учащихся визуалов, 9 аудиалов и 12 кинестетиков. В классе также 4 человека с доминирующим ПП, 5 человек левополушарные, у всех остальных нет доминирующего полушария. Принимая во внимание эти данные, на уроке использовались различные виды и формы деятельности: задания на ассоциации, найти и определить художественные средства, работа с цветообразами, видеоряд с о стихотворением, работа в группе.
Метод обучения деятельностный.
Учебные ситуации, предложенные на уроке, стали предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Рассказ о поэте тютчев 2 класс

Сценарий урока

Класс: 6Б

Предмет: литература

Тема: Идея стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».

Цель для учителя: помочь обучающимся выявить идею стихотворения, особенности художественного мира произведения.

Цель для учащихся: выявить идею стихотворения, особенности художественного мира произведения.

Задачи для учителя:

  1. освоение знаний по теме урока;

  2. формирование внимательного отношения к художественному слову;

  3. совершенствование навыков многоуровневого анализа текста и выразительного чтения.

Задачи для учащихся:

  1. развитие умения выразительно читать стихотворение;

  2. развитие умения работать с текстом, выделять главное в прочитанном фрагменте текста.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, листы самооценки, рабочие листы.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся смогут выявить идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».

Формировать умения

1.поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения;

2.анализировать, сравнивать, делать выводы; задавать вопросы.

Формировать умения строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить

контроль.

Формировать бережное и внимательное отношение с художественным текстом в процессе его исследования

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Создание учебно- познавательных мотивов

Приветствие учеников. Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Что вы знаете о великом русском поэте? Какие произведения вам известны?

Проводит Блиц-опрос о биографии и творчестве поэта М. Ю. Лермонтова.

Поднимите руки, кто справился с заданием? У кого были затруднения? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Приветствуют учителя.

Устный ответ.

Отвечают на блиц-опрос.

Выполняют самооценку.

Действие целеполагания

— Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением М. Ю. Лермонтова — со стихотворением «Парус».

Работа с названием стихотворения.

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «Парус»?

— Какое лексическое значение у слова «парус»?

— Как вы думаете, о чём может быть стихотворение с таким названием «Парус»?

Прослушать стихотворение «Парус» М. Ю. Лермонтова (аудиоисполнение)читает Михаил Иванович Царев
(18 ноября 1903, Тверь, — 10 ноября 1987, Москва) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).

Поделитесь вашими впечатлениями от услышанного стихотворения.

У нас есть учащиеся, которые получили опережающее задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Работа с иллюстрациями учащихся. Объясните свои чувства, эмоции, которые вы испытали при прочтении стихотворения?

Достаточно ли нам только эмоциональной оценки стихотворения, наших впечатлений, чтобы увидеть художественный мир произведения?

Сформулируйте тему и цель урока?

Называют ассоциации со словом «Парус»

Работа со словарем.

Парус — укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из плотной ткани. (Ожегов Сергей Иванович).

Высказывают свои предположения.

Прослушивают стихотворение.

Делятся впечатлениями от услышанного произведения.

Выступают ребята со своими иллюстрациями.

Ответ учащихся: Нет, не достаточно. Нам необходимо понять идею стихотворения.

Формулируют тему и цель урока.

Планирование и организация деятельности

Что необходимо нам сделать, чтобы достигнуть цели?

Что значит исследовать поэтический текст?

Провести исследовательскую работу с текстом.

  1. Исследовать

  2. Обсуждать

  3. Делать выводы

  4. Работать над ошибками

  5. Применять на практике

Определить образы стихотворения, найти художественные средства, цветообразы, определить размер стихотворения. Все это нам поможет определить идею стихотворения.

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Чтобы понять стихотворение, необходимо знать историю создания стихотворения.

Учитель организует работу в группе.

Ребята, в течение 10 минут вы работаете по заданию группы. Затем выступаете с ответом.

Можем ли мы сейчас определить идею стихотворения?

Историю создания стихотворения рассказывает Ксюша Д.

В ходе работы каждой группы заполняется рабочий лист и проводится самооценка.

Группа1. Найдите в стихотворении слова и словосочетания, соотнесенные со словами «парус», «море».

  1. Найдите в стихотворении слова, соотнесенные со словом парус. Какое значение приобретает слово парус в контексте стихотворения? «Парус одинокий», «что ищет он», «что кинул он», «он счастия не ищет и не от счастия бежит», «он мятежный». В художественном мире Л. парус – человек, чего-то ищущий.

  2. Найдите в тексте слова и словосочетания, соотнесенные со словом море. Какое значение приобретает слово море в контексте стихотворения? «В тумане моря голубом», «Играют волны – ветер свищет» «Под ним струя светлей лазури…»

  3. Сделайте вывод.

В стихотворении два ключевых образа: парус воспринимается как одинокий человек, а море как бушующее житейское море.

Группа 2.

  1. В стихотворении «Парус» и отдельные части, и весь текст формально строятся на антитезе. Вспомните значение слова антитеза.

  2. Найдите и выпишите антитезы в первом четверостишии. Какой характер имеют вопросы, которые звучат в четверостишии?

  3. Найдите и выпишите антитезы во втором и третьем четверостишии.

  4. Какие явления противопоставлены в антитезах? В чем смысл таких противопоставлений?

1.Антитеза – противопоставление.

2.Ищет – кинул

Страна далекая – край родной

Образ моря контрастен одинокому парусу. Этот контраст усиливается последующими тревожными вопросами:

«Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»

3.Играют волны — ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит… — Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой… Под ним — над ним.

Увы! — он счастия не ищет и не от счастия бежит!

Противоречие между состоянием моря и парусом символизирует про­тиворечие между жизнью вообще и человеческой личностью. Человек вечно стремится к чему-либо и не знает счастья ни в покое, ни в буре.

Группа 3. Для усиления образности произведения М. Ю. Лермонтов использует олицетворения, эпитеты, метафору. Распределите художественно-выразительные средства.

Эпитет: край родной. Помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

Олицетворения: парус ищет, кинул, просит бури, играют волны, ветер свищет. Помогают выразить мысль о единстве мира и человека.

Метафора: Слово золотой в прямом значении — это сделанный из золота (золо­тое кольцо, золотая брошь). В стихотворении Лермонтова слово золотой употреблено в словосочетании луч солнца золотой.

Группа 4. Цветообраз играет важную роль в создании художественного впечатления. Запишите названия всех цветов и оттенков, которые использованы в стихотворении. Для этого выпишите все слова, где цвет назван или ощущение цвета присутствует. Лермонтов использует близкие или разнообразные цвета и оттенки?

— Перед нами акварельный рисунок Лермонтова «Парус» (выполненный в 1820 – 1830).

— Что вы видите на рисунке?

— Какие чувства вызывает эта работа?

Голубом, лазури, золотой, светлей. Эти близкие по тональности цвета свидетельствуют о внутренней гармонии картины, изображенной поэтом.

Группа 5.

Задание:

  1. На стр. 153 учебника найдите определение инверсии.

  • Из первой строфы стихотворения «Парус» выпишите инверсии. Обратный порядок слов дает определенное движение.

  • Слова какой части речи рифмуются в первом четверостишии? Что обозначает указанная вами часть речи?

  • Слова какой части речи рифмуются во втором четверостишии? Что обозначает указанная вами часть речи?

Свищет, скрыпит, ищет, бежит. Это глаголы третьего лица настоящего времени, обозначают действия.

  • Назовите части речи, рифмующиеся в третьем четверостишии. Что обозначает указанная вами часть речи?

Лазури, золотой, бури, покой. Чаще рифмуются существительные, обо­значают явление, состояние.

  1. Сделайте вывод: какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении «Парус».

Парус одинокий (прилагательное).

Тумане голубом (прилагательное).

Стране далекой (прилагательное).

Краю родном (прилагательное).

В первой строфе все рифмующиеся слова — прилагательные, обозначающие признаки предметов, которые созерцает или вспоминает лирический персонаж.

Таким образом, в первой строфе рифмуются прилагательные, во второй — глаголы, в третьей все (кроме одного) — существительные, что выражает движение от созерцательной описательности (прилагательные) к бурной динамике (глаголы) и далее — к утверждению (существительные).

Подчеркнутый вопросами и инверсией интонационный акцент на начальных глаголах выдвигает на первый план именно особый характер движения, действия.

Группа 6.

Задание: определите размер стихотворения

/ / /

Белеет парус одинокой

/ / /

В тумане моря голубом!..

Вывод: двусложный размер стиха с ударением на 2 слоге – ЯМБ с пиррихием.

Это придаёт стихотворению особую лёгкость и плавность, ощущение движения волн, выразительность.

Рефлексивно оценочные действия

Сформулируйте основную мысль стихотворения. Продолжите фразу.

Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится к недостижимому, предпочитая….

Последнее задание для всех. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Исполнительская задача: передать идею стихотворения через свое исполнение.

Д.З. Обязательно для всех.

Выучить наизусть стихотворение «Парус».

Индивидуально. Составить текст анализа поэтического текста, используя материалы урока.

Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится к недостижимому, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию, отвергая достигнутое как несовершенное. Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины — непременное условие обретения гармонии.

Читает стихотворение Вика И.

Приложение 1

Рабочий лист

Дата_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема:______________________________________________________________________________

  1. Блиц-опрос «Биография и творчество М. Ю. Лермонтова».

Задание: Выберите только один вариант ответа, обведите его кружком.

1.В каком городе родился М. Ю. Лермонтов?

А) Москва

Б) Санкт – Петербург

В) В Пензе

Г) Туле

2. Где прошло детство М.Ю. Лермонтова?

А) в Абрамцево

Б) в Тарханах

В) в Ясной Поляне

Г) в Спасском-Лутовинове

3. Кто занимался воспитанием Михаила Юрьевича?

А) бабушка

Б) отец

В) мама

Г) родители

4. Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым?

А) «Тучи»

Б) «Смерть поэта»

В) «Парус»

Г) «Бородино»

II. Исследовательская работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».

Анализ стихотворения

Примеры

Идея стихотворения

Продолжите фразу.

Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится к недостижимому, предпочитая…

Образы «парус» и «море»

Противопоставление (антитеза).

Эпитеты, олицетворения,

метафора.

Эпитеты:

Олицетворения:

Метафора:

Цветообразы.

Инверсия.

Размер стихотворения.

Самооценка учащегося

п/п

Критерии

Баллы

1.

Я без ошибок ответил на вопросы теста – 2б.

Я допустил 1-2 ошибки в тесте — 1б.

У меня больше двух ошибок допущено в тесте – 0 б.

2.

Я смог сформулировать тему урока – 2б.

Я не смог сформулировать тему урока – 0б.

3.

Я умею формулировать цель урока – 2б.

Я не умею формулировать цель урока – 0б.

4

Я умею осуществлять взаимодействие в группе – 2б

Я не умею осуществлять взаимодействие в группе – 0б

5.

Я умею находить необходимую информацию – 2б.

Я умею частично находить необходимую информацию – 1б

Я не умею работать с текстом – 0б.

6.

Я умею выстраивать монологическое высказывание – 2б.

Мне трудно выстроить монологическое высказывание, но я стараюсь – 1б.

Мне трудно выстраивать монологическое высказывание – 0б.

Итого:

12б. -11б. – я доволен своей работой, у меня все получилось

10б – 9б – я старался, но не все получилось.

8б – 6б — я не очень доволен своей работой, у меня было много затруднений, и мне нужна консультация учителя или одноклассника.

Менее 6б – мне нужна помощь учителя или одноклассника.

143326 59a7f40606f41

-75%

Сохранить у себя:

Рассказ о поэте тютчев 2 класс Идея стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». (31.84 KB)

icon visionoff

icon visionon

  • Рассказ о правилах состязаний с иллюстрациями 2 класс родной язык
  • Рассказ о празднике в россии на английском языке 9 класс
  • Рассказ о похождениях руслана смирнова в военкомате
  • Рассказ о походе в зоопарк
  • Рассказ о походе в лес