Рассказ о подвигах людей рассказ

Даже самое трагическое событие можно забыть. так происходит и с великой отечественной войной людей, которые прошли через военное время,
Рассказ о подвигах людей рассказ

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказ о подвигах людей рассказ

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказ о подвигах людей рассказ

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказ о подвигах людей рассказ

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказ о подвигах людей рассказ

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказ о подвигах людей рассказ

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказ о подвигах людей рассказ

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказ о подвигах людей рассказ

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказ о подвигах людей рассказ

Рассказ о подвигах людей рассказ

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Невозможно всегда быть героем,

Но всегда возможно оставаться человеком. И.Гёте.

Герой нашего времени… Тема, поднятая великим классиком ещё в XIX веке в романе «Герой нашего времени», актуальна и в нашем XXI в. В главном герое Печорине мы найдем черты нынешнего поколения, как, например, индивидуализм, переходящий в эгоцентризм. М.Ю.Лермонтов в свое время обрисовал героя собственного времени, пусть и неоднозначного, но он остался в истории.

В нашем сознании прочно закрепилось, что настоящие подвиги совершались только во время военных действий. Мы помним, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне! Двадцать миллионов жизней! Их подвиги бессмертны!

А где искать образец героя современному подростку?!

Выражение- в жизни всегда есть место подвигу- известно. А можно ли быть героем в наше время?… Почему нет?! Сегодня геройским поступком можно назвать, если тебя защитили от хулигана. Хотя прежде считалось в порядке вещей заступиться за того, кто слабее и не может сам дать отпор. Паралимпийская олимпиада доказала, что герои есть. Инвалиды, завоевавшие столько медалей, разве они не герои? Мальчишка, который вывел из горящего дома младших братьев, чем не герой? А если прыгнул в воду и спас тонущего? Почему не назвать его героем?

А тот летчик, который своими действиями заставил губернатора извиниться перед пассажирами, задержанного из-за него рейс, и был уволен- он разве не проявил личное мужество на фоне всеобщего раболепства?

А офицер, который гласно вскрыл в своей части коррупцию со стороны командования и был уволен- он тоже не в счёт?

А майор войсковой связи, ценой своей жизни спасший подчиненных ему солдат при взрыве боевой гранаты?

А те солдаты и офицеры на Кавказе, спасающие ценой собственной жизни своих товарищей, мирное население, детей в Беслане во время теракта, во имя только одного- долга и присяги- они, что, не в счёт?

Да, время не перестало рождать героев. Но героизм возможен не только во время войны или в какой-то экстремальной ситуации. Героем вполне можно назвать того, кто в наше время чего-то добился своим трудом, состоялся в профессии, создал крепкую семью, кого почитают и уважают люди.

Конечно, такой человек не получил всё сразу и в один день, а добивался всего своим трудолюбием, усердием, целеустремлённостью.

Героем нашего времени является и мой дедушка Анатолий Иванович. Ему уже 72 года. Но все эти годы он не переставал трудиться.

Он со слезами на глазах вспоминает о нелегких годах голодного военного и послевоенного детства, о большой семье, чудом выжившей, о том, что будучи подростком работал наравне со взрослыми. Дедушка говорит, что именно труд облагораживает человека, делает его по-настоящему счастливым.

У моего деда дружная семья: жена, моя бабушка, с которой он прожил уже 50 лет в любви и согласии, две взрослых дочери, которыми родители всегда гордятся, трое внуков.

А какие у него «золотые руки»! Сам построил дом (он лучший среди других домов улицы), вырастил сад, в котором чего только нет, и,несмотря на возраст, до сих пор ухаживает за не маленьким огородом. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но 40 лет отдано им Ярославскому горно-обогатительному комбинату, где он проработал электриком шестого разряда. Имеет почётное звание «Ветеран труда», много грамот и благодарностей.

Так какой же он, герой нашего времени?

Это трудолюбивый, честный, порядочный, ответственный человек, на которого всегда можно положиться, который совершает дела и поступки не ради личной выгоды.

Разработка ЦБ № 000 им. Ю. Гагарина

«Герой. Кто он?»

Литературно-познавательная беседа

Третий этаж, и четвертый, и пятый…

Вот и последний, пожаром объятый.

Черного дыма висит пелена.

Рвется наружу огонь из окна.

Надо еще подтянуться немножко.

Парень слабея, дополз до окошка,

Встал, задыхаясь в дыму на карниз,

Девочку взял и спускается вниз

П. 4. Чтение отрывка из повести А. Маршалла

«Я умею прыгать через лужи!»

Постепенно костыли сделались частицей моего существа. Руки у меня развились вне всяких пропор­ций с остальными частями тела, особенно крепкими и твердыми стали они под мышками. Кос­тыли мне больше не мешали, и я передвигался на них совершенно свободно.

При ходьбе я применял различные «стили», которым давал названия аллюров. Я умел двигаться ша­гом, рысью, иноходью, галопом. Часто я падал и сильно расшибался, но постепенно научился при падении принимать такое положение, чтобы моя «плохая» нога от этого не пострадала. Все свои падения я разбил на определенные категории и, падая, знал заранее, будет это падение «удачным» или «неудачным». Если костыли скользили, когда я уже вынес тело вперед, то я па­дал на спину, и это был самый «неудачный» тип падения, потому что моя «плохая» нога под­вертывалась и оказывалась подо мной. Это было очень больно, и, падая таким образом, я, чтобы удержаться от слез, колотил руками по земле.

Если же скользил только один костыль или я зацеплялся за камень или корень, то я падал вперед, на руки и никогда не ушибался.

Как бы то ни было, я всегда ходил в синяках, шишках и царапинах, и каждый вечер заставал меня за лечением ушиба или увечья, полученного в течение дня.

Но это меня не огорчало. Я воспринимал эти досадные неприятности как нечто неизбежное и естественное и никогда не связывал их с тем, что я калека, так как по-прежнему вовсе не считал себя калекой.

Я всегда старался идти напрямик, срезал углы, искал самый короткий путь. Я шел напролом через колючие кусты, чтобы не сделать нескольких лишних шагов, обходя их; лез через забор, чтобы избежать небольшого крюка, хотя до калитки было рукой подать.

Нормальный ребенок тратит свою избыточную энергию на всевозможные шалости: скачет, прыгает, кружится, идя по улице, подшибает ногой камешки. Я тоже испытывал эту потребность и, когда шел по дороге, давал себе волю и делал неуклюжие попытки прыгать и скакать, чтобы таким образом выразить хорошее настроение. Взрослые, видя эти неловкие усилия излить охватив­шую меня радость жизни, усматривали в них нечто глубоко трогательное и принимались гля­деть на меня с таким состраданием, что я тотчас же прекращал свои прыжки и, лишь когда они исчезали из виду, возвращался в свой счастливый мир, где не было места их грусти и их боли.

П. 5. Отрывок из повести Д. Крюса «Мой прадедушка, герои и я»

(пересказ и чтение)

В Черногории, стране Черных гор, жил когда-то Блаже Брайович — мальчик с большими черными глазами. Из всех своих сверстников он один умел читать и писать — этому искусству обучил его по его просьбе местный священник. Другие мальчики его возраста мечтали поскорее отрас­тить усы и получить ружье в руки. Отец Блаже, Раде, — человек исполинского роста, плечи­стый и плотный, — которому пистолет и ружье были так же дороги, как курильщику трубка, называл своего сына ягненком. И частенько задавал себе вопрос: «Что же с ним будет, когда придут волки?». Волками он называл таких же черногорцев, как и он, — мужчин из рода, с ко­торым его собственный род находился в постоянной вражде. Мужчины одного рода убивали мужчин другого рода из мести, за убийства, совершенные раньше. Мстить женщинам и детям считалось позором — только убийство мужчины давало право считать, что убитый отмщен. И мужчины гибли один за другим.

Распря продолжалась, и не было никакой надежды, что она когда-нибудь кончится. И Блаже с ужасом думал о том, что, наверно, наступит день, когда ему придется убить ножом или застре­лить из ружья маленького Иво из рода Брайовичей, с которым раньше они часто ловили вместе в ручье форелей. Эта карусель мести его не привлекала.

И потому никто не был так счастлив, как он, когда отец в один прекрасный день объявил, что в следующую пятницу Джурановичи и Брайовичи соберутся на лугу для переговоров о прекра­щении распри.- Как же это случилось, отец? — спросил Блаже, покраснев от радости и волне­ния

Я только посчитал, сколько мужчин еще осталось у нас и сколько у Джурановичей. И понял, что, если не прекратится кровавая распря, оба наши рода скоро вымрут. Поэтому нам нужно отка­заться от мести и заключить мир, хотим мы этого или не хотим. В пятницу мы все соберемся для переговоров. Ты поведешь моего коня.- Хорошо, отец, — ответил Блаже и опять покрас­нел от радости.

Переговоры велись на лугу под крутой скалой. Был полдень..Солнце стояло высоко. Воздух был сух и горяч. Согласно обычаю, сюда явились все: женщины — в черном, дети — в белом, муж­чины — в ярких костюмах и красных жилетах; у некоторых за цветной пояс было заткнуто по два пистолета. Каждая семья соблюдала порядок, предписанный обычаем: глава семьи ехал верхом, старший сын вел коня под уздцы, остальные члены семьи шли пешком вслед за конем. Черного жеребца, на котором сидел его отец вел под уздцы Блаже. Ловко спрыгнув с коня, не­смотря на свои пятьдесят с лишним лет, Раде сел на большой камень. Даже теперь он казался выше всех из своего рода. Время для перемирия было неблагоприятным — оба рода еще опла­кивали убитых. Слишком свежа была еще боль и печаль, а переговоры требовали благоразумия и выдержки. С трудом подавляемая ненависть против убийц могла вспыхнуть каждую секунду. Но Раде, отец Блаже, поборов свой собственный гнев, держал в узде и других. Когда стенания об убитых отцах, мужьях и братьях начали становиться громче, когда оба рода стали обвинять убийц и перечислять погибших, он поднял вверх руку и, дав замолчать и тем и другим, крик­нул:- Мы собрались здесь не для того, чтобы считать мертвых и распалять свой гнев! Мы со­брались, чтобы оба наши рода не зачахли, как трава в засуху. Оглянитесь вокруг! Сколько здесь жен без мужей! Сколько детей без отцов! И у вас и у нас хватит оружия и найдутся еще храб­рецы, у которых не дрогнет рука, чтобы и всех остальных женщин сделать вдовами, а детей — сиротами. Мы хотим заключить мир не из страха и не из слабости, а по здравому размышле­нию. Если прошлое одержит здесь над нами победу и мы заговорим друг с другом не словами, а свинцом, не видать нашим родам будущего! Наши семьи вымрут, и от каждого рода останутся лишь горькие вдовы, проклинающие своих мужей! Блаже не сводил глаз с отца. Он никогда еще не слышал, чтобы тот так говорил. Ему казалось, будто отец, удар за ударом, разбивает тя­желую цепь, которой все они скованы. Многие из собравшихся были благодарны Раде за его речь. И когда он, широко разведя руками, обратился и к тому и к другому роду с призывом: «Кто за мир, встаньте!» — они тут же вскочили на ноги, а за ними поднялись и все остальные. Так стояли рядом Джурановичи и Брайовичи — словно несжатое поле раскинулось под ска­лой.- Да будет мир! — провозгласил Раде, подняв руки.

В русском народе говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти», тем самым подчеркивая, насколько непростой является человеческая жизнь, насколько сложными могут оказаться ее крутые повороты. И на каждом из таких поворотов человек может попадать в ситуации, когда потребуются волевые качества характера — смелость, решительность, отвага и мужество.

Да, всегда легче говорить, чем делать. И нельзя не согласиться с утверждением «сколько есть людей, столько есть характеров». А значит, и разных жизней, и разных судеб. Между тем, жизнь человека так коротка, что прожить ее хочется как можно лучше, ярче, интереснее. Или, как говорит классик, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Каждый человек идет по жизни своей дорогой. Но в конце этого пути не каждый осмеливается оглянуться назад, чтобы увидеть, какие «следы» он оставил на земле.

У И. Талькова есть замечательная баллада, ставшая песней. В ней рассказывается о том, как во время Гражданской войны «бывший подъесаул уходил воевать» «за народную власть». И хотя эта война велась «со своим же народом», он был твердо убежден, что «так надо». Не вняв ни проклятиям отца, ни неодобрительному молчанию брата, ни тихому плачу жены, бывший подъесаул ушел из дому. Он «преуспел на войне и закончил ее на посту командарма». Но в конце концов судный день наступил и для него. Ведь природа мудра, и Всевышнего глаз Видит каждый наш шаг на тернистой дороге; Наступает момент, когда каждый из нас У последней черты вспоминает о Боге.

Вспомнил и командарм о проклятьи отца,И как Божий наказ у реки не послушал…Тогда щелкнул затвор, и девять граммов свинцаОтпустили на суд его грешную душу…

В наше суетливое время часто забывают и о морали, и о нравственных принципах. Их заменяют деловой хваткой, умением получать прибыль и богатеть, заботясь прежде всего о себе. Конечно, «невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком», — говорил Гёте.

В конце 60-х годов XX века. В. Высоцкий написал стихотворение, которое называется «Я не люблю». В нем есть строки, которыми он выразил свое отношение к обесцениванию морали и человечности, происходившему у него на глазах:

Досадно мне, коль слово «честь» забытоИ коль в чести наветы за глаза.

У популярного российского писателя А. Иванова есть замечательная повесть «Жизнь на грешной земле». События, описанные в ней, происходят в годы правления Сталина. Парень и девушка не чают души друг в друге. Влюбленная пара готовится к свадьбе. Но вот появляется в их поселке молодой красивый парень, который только что отслужил в армии. Девушка приглянулась ему, и он изо всех сил старается расстроить ее отношения с любимым. И когда ему это не удается, он ночью поджигает колхозные скирды, устраивая все так, чтобы вина непременно пала на любимого парня девушки.

Проведя почти два десятка лет в лагерях, парень с подорванным здоровьем возвращается в родной поселок. Здесь он узнает, что девушка все-таки вышла замуж за его соперника. Еще в лагерях парень понял, кто и почему засадил его за решетку. И долгие годы в заключении он мечтал только о том, чтобы отомстить человеку, который сломал его жизнь. Именно жажда мести придавала ему сил и энергии в заключении, когда он оказывался на грани между жизнью и смертью. Но постепенно парень — теперь уже пожилой слабый мужчина — понимает, что жизнь уже за него наказала обидчика — пьянством, болезнями, несчастливой семейной жизнью.

Однажды ранним зимним утром мужчина выходит на рыбалку. В предутреннем мраке он еще издали заметил темный силуэт на льду реки. И когда он приблизился, то увидел своего обидчика. Тот проделывал лунку и провалился под лед.

Поблизости не было ни одной живой души. Одним движением руки мужчина мог отправить своего обидчика под лед. Но вместо этого он снимает ремень, обвязывает вокруг кисти, а другой конец бросает утопающему. Рассуждая о душевном борении своего героя в эту минуту, писатель делает вывод: «Да-а, люди-человеки… Много на земле всяких живых тварей, а красивше человека нету, с разумом потому что, с сознанием».

Мне кажется, что подобные истории должны учить каждого человека тому, каким быть. Ведь нас с детства учат любить людей, быть добрыми и отзывчивыми, мужественными и благородными, быть хорошим сыном или хорошей дочерью для своих родителей, патриотом своей Родины. Но далеко не каждый из нас становится настоящим человеком. Надо уметь ценить жизнь. Надо, как говорил Л. Толстой, жить, а не учиться жить.

Мы живем на Земле один раз, и жизнь наша будет долгой, если мы сумеем понять ее смысл, сумеем оставить на земле творения рук своих. Как говорил А. Чехов, «жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю…». Так жить хотел бы каждый, но это зависит от самого человека. Кем бы ты ни был, чем бы ты ни занимался, если твое дело не озарено любовью к людям, если заботы твои замкнуты только на тебе самом, ты не будешь счастлив. Может быть, твое дело даст тебе деньги, славу, гордость и довольство собой, но среди всего этого не будет одного — счастья…

Разработка ЦБ № 202 им. Ю. Гагарина

«Герой. Кто он?»

Литературно-познавательная беседа

для детей младшего и среднего школьного возраста

«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком»

Иоганн Гете

1-й ведущий:

Каждый народ на протяжении многовековой истории своей Родины превыше всего ценил вер-ность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и спра-ведливости. Представления об идеальном герое отразились в устном народ-ном твор-честве, сказах, легендах, былинах. Вспомните, например, сказочных зло-деев, древнегреческих героев, средневековых рыцарей или русских богатырей.(смотрим и комментируем иллюстрации (слайды 2-4), вспоминаем легенды и сказки)
2-й ведущий:

В реальной жизни нагляднее всего героизм проявляется в экстремальных ситуациях или в тяжелые минуты испытаний, например, во время освободительных войн. Именно тогда на за-щиту своей Родины от вражеских захватчиков встают практически все… И зачастую даже ценой своей собст-венной жизни, люди стараются оградить близких (детей, отцов и матерей) от худшего…, их поступками движет чувство любви к родным, домашнему очагу и, конечно, чувство долга к своей стране — родине. Исторически запечатлеть подвиги освободителей для потомков помогает творче-ство писателей, художников, музыкантов…(вспомнить войну 1812 года, подвиги солдат в Великой Отечественной войне; зачитать отрывок из рас-сказа Л. Соболева «Батальон четверых» — см.: приложение, п.1, слайды 5-6)
1-й ведущий:

Ребята, а правильно ли думать, что героизм проявляется только в боях и сражениях? Как вы считаете, есть ли место подвигу в мирной жизни?(высказывания ребят и чтение поэмы С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» – см.: прило-же-ние, п.2, слайд 7)
2-й ведущий:

Давайте поразмышляем, в чем же заключается смысл слова «героизм»?(дать ребятам возможность высказать свои суждения) (слайд 8)
Обобщая все сказанное, можно подытожить: героизм – поступки, которые требуют от человека личных волевых качеств – мужество, стойкость, готовность к сопереживанию.Вместе:

Давайте подумаем, какие качества присущи людям, совершающим героические поступки?(слайд 9, обсуждение черт характера человека, способного совершить подвиг; подве-дение ребят к мысли о том, что для героического поступка важна не физиче-ская сила и развитая мускулатура, а сила духа, убеждения, стойкость и т.д.)
1-й ведущий:

В подтверждение наших рассуждений я прочитаю вам старинную шотландскую балладу Р.Л. Стивен-сона «Вересковый мед», которую перевел для нас С.Я. Маршак.(чтение и обсуждение произведения — см.: приложение, п.3, слайд 10)
2-й ведущий:

В поэме старик–медовар говорит такие слова: «Не верил я в стойкость юных, не бреющих бо-роды», полагая, что молодым сложно устоять перед тяжелыми жизненными испытаниями. Хочется усомниться в этом высказывании и познакомить вас с героем замечательной повести Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи», в которой автор рассказывает о победе над своим физическим недугом. Дело в том, что герой повести, мальчик из Австралии (А.Маршалл), в возрасте шести лет переболел полиомиелитом и, к сожалению, а это было более ста лет тому назад, эту болезнь еще не умели лечить. Алан выжил, но больше не мог передвигаться без костылей и инвалидного кресла. Но самое главное, что он стойко и мужество боролся с превратностями судьбы, чтобы стать полноценным человеком. А целеустремленность Алана восхищает! Ему говорили: «Ты не можешь и не сможешь!», а он не смирялся с печальной участью калеки и дрался на палках со школьным недругом, спускался в кратер потухшего вулкана, учился плавать, ездить верхом… Преодоление себя породило в нем завидную стойкость и мужество. А знаете, кем стал мальчик, когда вырос? Бродячим репортером (а позже и писателем)! Он в фургоне и спе-циально приспособленной машине путешествовал по миру и своей жизнью и творчеством доказал, что безвыходные ситуации редки и силы человеческие не так уж малы, чтобы не выдержать ударов судьбы.(чтение отрывка из повести и поиск ответа на вопрос «Главные черты характера Алана Маршалла?» – см.: приложение, п.4, слайд 11)
1-й ведущий:

Познакомимся еще с одной книгой, в которой много говорится о подви-гах и героических поступках. Книгу «Мой прадедушка, герои и я» написал замеча-тельный немецкий автор Д. Крюс, смыслом которой является выяснение во-проса, кто же является настоящим героем? Старик и мальчик рассказывают друг другу притчи, истории, сказки – и все они о героизме. Это очень мудрая книга о том, как научиться отличать подвиг от лихачества, хвастовства, бравады.(чтение и обсуждение отрывка из повести – см.: приложение, п.5, слайд 12)
2-й ведущий:

Сегодня, рассказывая о разных событиях и людях, мы очень часто употребляли понятие «героизм» («мужество», «отвага»). А зависит ли героизм от возраста человека или пола и, вообще, каким образом и из чего рождается это качество?(высказывания ребят)
(слайд 13)
Рождается героизм только при наличии у человека волевых качеств — мужества, стойкости, готовности к сопереживанию, а также чувства справедливости и доброго сердца. Вот эти люди – наши современники. 12 — летняя Ксюша Перфильева спасла тонущего семилетнего мальчика, оказала ему первую помощь, хотя сама только совсем недавно научилась плавать. 11 — летний Антон Чусов спас двух девочек, тонувших в пруду, по всем правилам профессио-нального спасателя, вспомнив фильм, который ребятам показывали в классе. 22 — летняя стюардесса Вика Зильберштейн не потеряла самообладания в загоревшемся при посадке самолете, в дыму и пламени добралась до запасного люка и не покинула го-рящий самолет, пока не спаслись, те, кто мог самостоятельно передвигаться. По словам очевидцев, она спасла около тридцати человек. 8 – летняя девочка Саша Егорова спасла трехлетнюю малышку во время обрушения крыши в московском аквапарке Трансвааль. Больше часа она удерживала девочку над водой, даже не замечая того, что у нее самой сломана рука. Эти люди совсем не силачи, у них нет накачанных мышц, но мы называем их героями за му-жество и благородное сердце.Вместе:

А сейчас выберите, пожалуйста, то высказывание, которое, на ваш взгляд, наиболее точно от-ражает понятие героизма.(слайд 14, ребята читают и обсуждают цитаты, делают свой выбор и обосновывают его).
И в заключение нашей встречи, хочется сказать вам, ребята, больше размышляйте, читайте. Очень хорошо, если книга станет вашим верным другом! Использованная литература:

    Соболев Л. С. Батальон четверых: рассказы и очерки / Л. С. Соболев, худ. А. Алексеев. — Л. : Дет. лит., 1988. — 127 с. : ил. — (Морская слава).

    Маршак С. Я. Рассказ о неизвестном герое / С.Я. Маршак. – М. : Дет. лит., 1989. — 20 с. : ил.

    Стивенсон Р. Л. Детский цветник стихов / Р. Л. Стивенсон. – М. : Октопус, 2011.- 159 с. : ил.

    Маршалл А. Я умею прыгать через лужи / А. Маршалл. — М. : ОГИ, 2003. — 372 с. — (Мы вместе). Крюс Дж. Мой прадедушка, герои и я / Дж. Крюс, пер. А. Исаевой, худ. Л. Нижний — М. : Дет. Лит., 1972. — 191 с. :ил. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3 т. / Т. Ф. Ефремова. – М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006. — 976 c. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.

Электронные ресурсы:

    Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. – Электр. дан. — Режим доступа: /edition44650

    свободный. – Загл. с экрана. Универсальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электр. дан. — Режим доступа: /ARCHIVES/K/KRYUS_Djeyms/_Kryus_Dj..html
    свободный. – Загл. с экрана.. [Электронный ресурс] – Электр. дан. — Режим доступа: /alan-marshall/
    свободный. – Загл. с экрана.

Приложение.

П.1. Отрывок из произведения Л. Соболева «Батальон четырех».

Моряки ведут неравный бой – их всего пятеро, один тяжело ранен, а врагов сотни. Но упря-мая отвага, презрение к смерти, непоколебимая стойкость побеждают, и происходит невозможное – враг отступает! …Когда внезапно наступила тишина, они опомнились и осмотрелись: у Котикова пулей была пробита щека, у Перепелицы две пули сидели в ноге. Литовченко тоже был ранен. На перевязки ушли все фор-менки. Впереди, очевидно, были только свои. Моряки устроили Леонтьева в окопе поудобнее, при-несли ему воды, обмыли и напоили, положили возле него автомат и гранаты, найден-ные в окопе. Он смотрел на все эти заботы, слабо улыбаясь, и глаза его, полные слез, лучше всяких слов говорили о том, что было в его душе. Взгляд этот, вероятно, смутил Негребу, потому что он встал и сказал с излишней деловитостью: — Полежи тут, больше трясти не будем. Сейчас носилки пришлем. Идем своих искать. И они встали в рост — четыре человека в полосатых тельняшках, в черных бескозырках, ок-ровавленные, перевязанные обрывками форменок, но сильные и готовые снова проби-ваться сквозь сотни врагов. И, видимо, сами они поразились своей живучей силище. И Перепелица сказал: — Один моряк — моряк, два моряка — взвод, три моряка — рота… Сколько нас? Четверо?.. Ба-тальон, слушай мою команду: шагом… арш!П.2. Поэма С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

1. Ищут пожарные, ищет милиция, Ищут фотографы в нашей столице, Ищут давно, но не могут найти Парня какого-то лет двадцати. Среднего роста, плечистый и крепкий, Ходит он в белой футболке и кепке. Знак «ГТО» на груди у него. Больше не знают о нем ничего. Что натворил он, и в чем виноват? Вот что в народе о нем говорят. Ехал один гражданин по Москве —
Белая кепка на голове,-
Ехал весной на площадке трамвая,
Что-то под грохот колес напевая… Вдруг он увидел – напротив в окне
Мечется кто-то в дыму и огне. Много столпилось людей на панели.
Люди в тревоге под крышу смотрели:
Там из окошка сквозь огненный дым
Руки ребенок протягивал к ним
2. Даром минуты одной не теряя, Бросился парень с площадки трамвая Автомобилю наперерез И по трубе водосточной полез. Третий этаж, и четвертый, и пятый… Вот и последний, пожаром объятый. Черного дыма висит пелена. Рвется наружу огонь из окна. Надо еще подтянуться немножко. Парень слабея, дополз до окошка, Встал, задыхаясь в дыму на карниз,Девочку взял и спускается вниз Вот ухватился рукой за колонну.
Вот по карнизу шагнул он к балкону…
Еле стоит на карнизе нога,
А до балкона — четыре шага. Видели люди, смотревшие снизу,
Как осторожно он шел по карнизу.
Вот он прошел половину пути.
Надо еще половину пройти. Шаг. Остановка. Другой. Остановка.
Вот до балкона добрался он ловко.
Через железный барьер перелез,
Двери открыл — и в квартире исчез…
3. С дымом мешается облако пыли,
Мчатся пожарные автомобили,
Щелкают звонко, тревожно свистят.
Медные каски рядами блестят. Миг — и рассыпались медные каски.
Лестницы выросли быстро, как в сказке. Люди в брезенте — один за другим —
Лезут по лестницам в пламя и дым…Пламя сменяется чадом угарным.
Гонит насос водяную струю.
Женщина, плача, подходит к пожарным:
— Девочку, дочку спасите мою!
— Нет,- отвечают пожарные дружно,-
Девочка в здании не обнаружена.
Все этажи мы сейчас обошли,
Но никого до сих пор не нашли. Вдруг из ворот обгоревшего дома
Вышел один гражданин незнакомый.
Рыжий от ржавчины, весь в синяках,
Девочку крепко держал он в руках. Дочка заплакала, мать обнимая.
Парень вскочил на площадку трамвая,
Тенью мелькнул за вагонным стеклом,
Кепкой махнул и пропал за углом. Знак «ГТО» на груди у него
4. Ищут пожарные, ищет милиция, Ищут фотографы в нашей столице, Ищут давно, но не могут найти Парня какого-то лет двадцати. Среднего роста, плечистый и крепкий,Ходит он в белой футболке и кепке, Больше не знают о нем ничего. Многие парни плечисты и крепки, Многие носят футболки и кепки. Много в столице таких же значков. К славному подвигу каждый готов!

П. 3. Р. Л. Стивенсон Баллада «Вересковый мед»

1. Из вереска напиток Забыт давным-давно. А был он слаще меда, Пьянее, чем вино. В котлах его варили И пили всей семьей Малютки-медовары В пещерах под землей. Пришел король шотландский, Безжалостный к врагам, Погнал он бедных пиктов К скалистым берегам. На вересковом поле, На поле боевом Лежал живой на мертвом И мертвый — на живом.
2. Лето в стране настало, Вереск опять цветет, Но некому готовить Вересковый мед. В своих могилках тесных, В горах родной земли Малютки-медоварыПриют себе нашли Король по склону едет Над морем на коне, А рядом реют чайки С дорогой наравне. Король глядит угрюмо: «Опять в краю моем Цветет медвяный вереск, А меда мы не пьем!»
3. Но вот его вассалы Приметили двоих Последних медоваров, Оставшихся в живых. Вышли они из-под камня, Щурясь на белый свет,- Старый горбатый карлик И мальчик пятнадцати лет. К берегу моря крутому Их привели на допрос, Но ни один из пленных Слова не произнес. Сидел король шотландский, Не шевелясь, в седле А маленькие людиСтояли на земле
4. Гневно король промолвил: «Пытка обоих ждет, Если не скажете, черти, Как вы готовили мед!» Сын и отец молчали, Стоя у края скалы. Вереск звенел над ними, В море катились валы. И вдруг голосок раздался: «Слушай, шотландский король, Поговорить с тобою С глазу на глаз позволь! Старость боится смерти. Жизнь я изменой куплю, Выдам заветную тайну!» — Карлик сказал королю.
5. Голос его воробьиный Резко и четко звучал: «Тайну давно бы я выдал, Если бы сын не мешал! Мальчику жизни не жалко, Гибель ему нипочем… Мне продавать свою совесть Совестно будет при нем. Пускай его крепко свяжут И бросят в пучину вод — А я научу шотландцев Готовить старинный мед!..» Сильный шотландский воин Мальчика крепко связал И бросил в открытое море С прибрежных отвесных скал. Волны над ним сомкнулись. Замер последний крик… И эхом ему ответил С обрыва отец-старик: «Правду сказал я, шотландцы, От сына я ждал беды. Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. А мне костер не страшен. Пускай со мной умрет Моя святая тайна — Мой вересковый мед!»

П. 4. Чтение отрывка из повести А. Маршалла

«Я умею прыгать через лужи!»

Постепенно костыли сделались частицей моего существа. Руки у меня развились вне всяких пропор-ций с остальными частями тела, особенно крепкими и твердыми стали они под мышками. Кос-тыли мне больше не мешали, и я передвигался на них совершенно свободно. При ходьбе я применял различные «стили», которым давал названия аллюров. Я умел двигаться ша-гом, рысью, иноходью, галопом. Часто я падал и сильно расшибался, но постепенно научился при падении принимать такое положение, чтобы моя «плохая» нога от этого не пострадала. Все свои падения я разбил на определенные категории и, падая, знал заранее, будет это падение «удачным» или «неудачным». Если костыли скользили, когда я уже вынес тело вперед, то я па-дал на спину, и это был самый «неудачный» тип падения, потому что моя «плохая» нога под-вертывалась и оказывалась подо мной. Это было очень больно, и, падая таким образом, я, чтобы удержаться от слез, колотил руками по земле. Если же скользил только один костыль или я зацеплялся за камень или корень, то я падал вперед, на руки и никогда не ушибался. Как бы то ни было, я всегда ходил в синяках, шишках и царапинах, и каждый вечер заставал меня за лечением ушиба или увечья, полученного в течение дня. Но это меня не огорчало. Я воспринимал эти досадные неприятности как нечто неизбежное и естественное и никогда не связывал их с тем, что я калека, так как по-прежнему вовсе не считал себя калекой. Я всегда старался идти напрямик, срезал углы, искал самый короткий путь. Я шел напролом через колючие кусты, чтобы не сделать нескольких лишних шагов, обходя их; лез через забор, чтобы избежать небольшого крюка, хотя до калитки было рукой подать. Нормальный ребенок тратит свою избыточную энергию на всевозможные шалости: скачет, прыгает, кружится, идя по улице, подшибает ногой камешки. Я тоже испытывал эту потребность и, когда шел по дороге, давал себе волю и делал неуклюжие попытки прыгать и скакать, чтобы таким образом выразить хорошее настроение. Взрослые, видя эти неловкие усилия излить охватив-шую меня радость жизни, усматривали в них нечто глубоко трогательное и принимались гля-деть на меня с таким состраданием, что я тотчас же прекращал свои прыжки и, лишь когда они исчезали из виду, возвращался в свой счастливый мир, где не было места их грусти и их боли.П. 5. Отрывок из повести Д. Крюса «Мой прадедушка, герои и я»

(пересказ и чтение)
В Черногории, стране Черных гор, жил когда-то Блаже Брайович — мальчик с большими черными глазами. Из всех своих сверстников он один умел читать и писать — этому искусству обучил его по его просьбе местный священник. Другие мальчики его возраста мечтали поскорее отрас-тить усы и получить ружье в руки. Отец Блаже, Раде, — человек исполинского роста, плечи-стый и плотный, — которому пистолет и ружье были так же дороги, как курильщику трубка, называл своего сына ягненком. И частенько задавал себе вопрос: «Что же с ним будет, когда придут волки?». Волками он называл таких же черногорцев, как и он, — мужчин из рода, с ко-торым его собственный род находился в постоянной вражде. Мужчины одного рода убивали мужчин другого рода из мести, за убийства, совершенные раньше. Мстить женщинам и детям считалось позором — только убийство мужчины давало право считать, что убитый отмщен. И мужчины гибли один за другим. Распря продолжалась, и не было никакой надежды, что она когда-нибудь кончится. И Блаже с ужасом думал о том, что, наверно, наступит день, когда ему придется убить ножом или застре-лить из ружья маленького Иво из рода Брайовичей, с которым раньше они часто ловили вместе в ручье форелей. Эта карусель мести его не привлекала. И потому никто не был так счастлив, как он, когда отец в один прекрасный день объявил, что в следующую пятницу Джурановичи и Брайовичи соберутся на лугу для переговоров о прекра-щении распри.- Как же это случилось, отец? — спросил Блаже, покраснев от радости и волне-ния — Я только посчитал, сколько мужчин еще осталось у нас и сколько у Джурановичей. И понял, что, если не прекратится кровавая распря, оба наши рода скоро вымрут. Поэтому нам нужно отка-заться от мести и заключить мир, хотим мы этого или не хотим. В пятницу мы все соберемся для переговоров. Ты поведешь моего коня.- Хорошо, отец, — ответил Блаже и опять покрас-нел от радости. Переговоры велись на лугу под крутой скалой. Был полдень..Солнце стояло высоко. Воздух был сух и горяч. Согласно обычаю, сюда явились все: женщины — в черном, дети — в белом, муж-чины — в ярких костюмах и красных жилетах; у некоторых за цветной пояс было заткнуто по два пистолета. Каждая семья соблюдала порядок, предписанный обычаем: глава семьи ехал верхом, старший сын вел коня под уздцы, остальные члены семьи шли пешком вслед за конем. Черного жеребца, на котором сидел его отец вел под уздцы Блаже. Ловко спрыгнув с коня, не-смотря на свои пятьдесят с лишним лет, Раде сел на большой камень. Даже теперь он казался выше всех из своего рода. Время для перемирия было неблагоприятным — оба рода еще опла-кивали убитых. Слишком свежа была еще боль и печаль, а переговоры требовали благоразумия и выдержки. С трудом подавляемая ненависть против убийц могла вспыхнуть каждую секунду. Но Раде, отец Блаже, поборов свой собственный гнев, держал в узде и других. Когда стенания об убитых отцах, мужьях и братьях начали становиться громче, когда оба рода стали обвинять убийц и перечислять погибших, он поднял вверх руку и, дав замолчать и тем и другим, крик-нул:- Мы собрались здесь не для того, чтобы считать мертвых и распалять свой гнев! Мы со-брались, чтобы оба наши рода не зачахли, как трава в засуху. Оглянитесь вокруг! Сколько здесь жен без мужей! Сколько детей без отцов! И у вас и у нас хватит оружия и найдутся еще храб-рецы, у которых не дрогнет рука, чтобы и всех остальных женщин сделать вдовами, а детей — сиротами. Мы хотим заключить мир не из страха и не из слабости, а по здравому размышле-нию. Если прошлое одержит здесь над нами победу и мы заговорим друг с другом не словами, а свинцом, не видать нашим родам будущего! Наши семьи вымрут, и от каждого рода останутся лишь горькие вдовы, проклинающие своих мужей! Блаже не сводил глаз с отца. Он никогда еще не слышал, чтобы тот так говорил. Ему казалось, будто отец, удар за ударом, разбивает тя-желую цепь, которой все они скованы. Многие из собравшихся были благодарны Раде за его речь. И когда он, широко разведя руками, обратился и к тому и к другому роду с призывом: «Кто за мир, встаньте!» — они тут же вскочили на ноги, а за ними поднялись и все остальные. Так стояли рядом Джурановичи и Брайовичи — словно несжатое поле раскинулось под ска-лой.- Да будет мир! — провозгласил Раде, подняв руки. Но не успел он еще их опустить, как старая Анджа из рода Джурановичей, мать последнего убитого, крикнула:- Нет! Не будет мира, пока не отмщен мой сын! Я знаю его убийцу. Вот он стоит! И, встав во весь рост, она указала рукой на молодого человека из рода Брайовичей. Затем она снова опустилась на землю и крикнула своему сыну:- Только трус не мстит за своего брата! Все стояли еще, словно застыв после этого выкрика, когда сын Анджи выхватил пистолет из-за пояса и, почти не целясь, спустил курок. На звук выстрела скала ответила эхом. Но рев толпы заглушил его. Мужчины схватились за револьверы, дети заплакали, женщины ловили руки му-жей, пытаясь помешать им стрелять. Еще мгновение, и завоеванный с таким трудом мир снова превратился бы в кровавую распрю, если бы Раде, подняв руки вверх, не прокричал, обращаясь к своим:- Кого ранило? И наступила тишина — все ждали ответа. Но никто не отвечал. Стало так тихо, что можно было расслышать доносившееся издалека блеяние козы. Тогда Раде обра-тился к Джурановичам:- Если бы пуля попала в кого-нибудь из наших, ты лишилась бы и младшего сына, Анджа. Ты хочешь, чтоб это продолжалось и тебе никогда не пришлось бы петь песен над колыбелью внука? Ты хочешь помереть, не оставив потомства, быть трухлявым деревом, на котором уже не распустится ни один листок? Твой сын не трус. Мы все это знаем. Ты велела ему продолжать войну, и он выстрелил. Теперь прикажи ему заключить мир. Вста-вай! Женщина медленно поднялась с земли. Лицо ее было замкнуто, губы плотно сжаты, глаза с недоверием шарили по примолкшей толпе. Она не проронила ни слова. Но она встала. Самая последняя. И тогда Раде опять повторил, обращаясь ко всем:- Да будет мир! Мир был заклю-чен. Многие снова сели на землю, другие все еще стояли, продолжая разговаривать. Некоторые даже, отделившись от своих, медленно двинулись в сторону недавних противников. Старая Анджа первая покинула луг, не сказав ни слова своему сыну. Вскоре за ней последовали и дру-гие, чтобы еще раз обсудить за бутылкой вина события этого дня. Семьи, в которых еще были живы отцы, согласно обычаю, уходили с луга целой процессией: впереди глава семьи верхом на коне, которого ведет под уздцы старший сын, следом за ними, пешком, все домочадцы. В таком же порядке собирался тронуться в путь со своей семьей и Раде. Он велел своему сыну Блаже взять под уздцы коня, но тот ответил:- Я не могу, отец. Придется тебе посадить меня в седло.- Что-о? — поразился Раде. И только теперь он взглянул на сына, сидевшего на траве. Тот был очень бледен и, как-то странно согнувшись, наклонился вперед.- Что с тобой? Тебе дурно? — нетерпеливо спросил отец. Этот крепкий, здоровый человек никогда не болел сам и не признавал никаких болезней у других. Но мальчик и в самом деле выглядел плохо. В лице его не было ни кровинки, глаза блестели.- Что с тобой? — повторил Раде уже не так резко. Он даже нагнулся и положил сыну руку на лоб. Лоб его горел. Блаже лихорадило. Теперь Раде за-беспокоился.- Что случилось? — спросил он в третий раз. Тогда его сын приподнял немного край белого гуня, и Раде увидел, что мальчик зажимает рукой рану. Его пальцы и рубашка были в крови. Раде выпрямился и, с изумлением глядя на сына, спросил:- Ты ранен?- Да, — отве-тил Блаже. — В меня попало. — И, опустив край гуня, добавил: — Но никто не заметил. И ни-кому не говори. Увези меня отсюда. Военный врач из Подгорицы быстро меня вылечит. Отец в растерянности смотрел на сына, сгорбившегося в траве. У него было смутное чувство, что этот мальчик — герой. Но героев, которые страдают и молчат, он никогда еще не видел..- Почему ты не сказал об этом раньше? — сурово спросил он.- Тогда бы не было мира, отец. Раде вдруг заметил, что мальчик тяжело дышит и вот-вот потеряет сознание от боли. И он понял, что врач сейчас важнее, чем честь, гнев, месть и все долгие разговоры. Не говоря ни слова, он поднял Блаже, посадил его на своего коня и спросил:- Ты можешь держаться одной рукой? Блаже кивнул. Тогда Раде позвал женщин, разговаривавших неподалеку от них с соседками, и сказал им:- Пошли! Последите за мальчиком. Ему срочно нужен врач. И прежде чем женщины ус-пели задать ему хоть один вопрос, он взял коня под уздцы и повел его через луг к дороге. Все, кто еще не успел разойтись, с удивлением смотрели на невиданную картину: глава семьи, чело-век огромного роста, воинственный и гордый, вел под уздцы коня, на котором сидел верхом его сын, безусый мальчишка. Какой-то шутник из рода Джурановичей крикнул им вслед:- Ты что думаешь, Раде, раз мир, так ягнята впереди стада идут? Не останавливаясь и не поворачивая го-ловы, Раде ответил:- Этот ягненок заплатил за ваш мир своей кровью, Джуранович! Сын Анджи ранил его, а он и не пикнул, чтобы не нарушить этот мир! Теперь, узнав, что случилось, мать и сестры Блаже громко заплакали. Мужчины, стоявшие вокруг, с изумлением и уважением смотрели на мальчика в седле. И когда старый пастух снял перед ним шапку, все последовали его примеру.

В русском народе говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти», тем самым подчеркивая, насколько непростой является человеческая жизнь, насколько сложными мо-гут оказаться ее крутые повороты. И на каждом из таких поворотов человек может попадать в ситуации, когда потребуются волевые качества характера — смелость, решительность, отвага и мужество.

Да, всегда легче говорить, чем делать. И нельзя не согласиться с утверждением «сколько есть людей, столько есть характеров». А значит, и разных жизней, и разных судеб. Между тем, жизнь человека так коротка, что про-жить ее хочется как можно лучше, ярче, интереснее. Или, как говорит классик, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Каждый человек идет по жизни своей дорогой. Но в конце этого пути не каждый осмеливается оглянуться на-зад, чтобы увидеть, какие «следы» он оставил на земле.

У И. Талькова есть замечательная баллада, ставшая пес-ней. В ней рассказывается о том, как во время Граж-данской войны «бывший подъесаул уходил воевать» «за на-родную власть». И хотя эта война велась «со своим же народом», он был твердо убежден, что «так надо». Не вняв ни проклятиям отца, ни неодобрительному молчанию брата, ни тихому плачу жены, бывший подъесаул ушел из дому. Он «преуспел на войне и закончил ее на посту ко-мандарма». Но в конце концов судный день наступил и для него. Ведь природа мудра, и Всевышнего глаз Видит каждый наш шаг на тернистой дороге; Наступает момент, когда каждый из нас У последней черты вспоминает о Боге.

Вспомнил и командарм о проклятьи отца, И как Божий наказ у реки не послушал… Тогда щелкнул затвор, и девять граммов свинца Отпустили на суд его грешную душу…

В наше суетливое время часто забывают и о морали, и о нравственных принципах. Их заменяют деловой хваткой, умением получать прибыль и богатеть, заботясь прежде все-го о себе. Конечно, «невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком», — говорил Гёте.

В конце 60-х годов XX века. В. Высоцкий написал стихот-ворение, которое называется «Я не люблю». В нем есть строки, которыми он выразил свое отношение к обесцени-ванию морали и человечности, происходившему у него на глазах:

Досадно мне, коль слово «честь» забыто И коль в чести наветы за глаза.

У известного российского писателя А. Иванова есть за-мечательная повесть «Жизнь на грешной земле». События, описанные в ней, происходят в годы правления Сталина. Парень и девушка не чают души друг в друге. Влюбленная пара готовится к свадьбе. Но вот появляется в их поселке молодой красивый парень, который только что отслужил в армии. Девушка приглянулась ему, и он изо всех сил ста-рается расстроить ее отношения с любимым. И когда ему это не удается, он ночью поджигает колхозные скирды, устраивая все так, чтобы вина непременно пала на любимого парня девушки.

Проведя почти два десятка лет в лагерях, парень с по-дорванным здоровьем возвращается в родной поселок. Здесь он узнает, что девушка все-таки вышла замуж за его со-перника. Еще в лагерях парень понял, кто и почему заса-дил его за решетку. И долгие годы в заключении он меч-тал только о том, чтобы отомстить человеку, который сломал его жизнь. Именно жажда мести придавала ему сил и энергии в заключении, когда он оказывался на гра-ни между жизнью и смертью. Но постепенно парень — теперь уже пожилой слабый мужчина — понимает, что жизнь уже за него наказала обидчика — пьянством, бо-лезнями, несчастливой семейной жизнью.

Однажды ранним зимним утром мужчина выходит на рыбалку. В предутреннем мраке он еще издали заметил темный силуэт на льду реки. И когда он приблизился, то увидел своего обидчика. Тот проделывал лунку и прова-лился под лед.

Поблизости не было ни одной живой души. Одним дви-жением руки мужчина мог отправить своего обидчика под лед. Но вместо этого он снимает ремень, обвязывает вок-руг кисти, а другой конец бросает утопающему. Рассуж-дая о душевном борении своего героя в эту минуту, писа-тель делает вывод: «Да-а, люди-человеки… Много на зем-ле всяких живых тварей, а красивше человека нету, с разумом потому что, с сознанием». Материал с сайта

Мне кажется, что подобные истории должны учить каж-дого человека тому, каким быть. Ведь нас с детства учат любить людей, быть добрыми и отзывчивыми, мужествен-ными и благородными, быть хорошим сыном или хорошей дочерью для своих родителей, патриотом своей Родины. Но далеко не каждый из нас становится настоящим чело-веком. Надо уметь ценить жизнь. Надо, как говорил Л. Толстой, жить, а не учиться жить.

Мы живем на Земле один раз, и жизнь наша будет долгой, если мы сумеем понять ее смысл, сумеем оставить на земле творения рук своих. Как говорил А. Чехов, «жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмыслен-но, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю…». Так жить хотел бы каждый, но это зависит от самого человека. Кем бы ты ни был, чем бы ты ни занимался, если твое дело не озарено любовью к людям, если заботы твои замкнуты толь-ко на тебе самом, ты не будешь счастлив. Может быть, твое дело даст тебе деньги, славу, гордость и довольство собой, но среди всего этого не будет одного — счастья…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему каким быть к совету шукшин
  • важливо ким бути, а ще быльше яким бути
  • сочинение на тему каким быть?
  • сочинение на тему что важнее кем быть или каким быть?
  • кем быть? каким быть? эссе

  • Рассказ о подвигах александра невского
  • Рассказ о подвигах вов
  • Рассказ о погоде в научном стиле
  • Рассказ о погодных явлениях 2 класс окружающий мир ответы по плану
  • Рассказ о погоде на французском языке