Рассказ о подвигах легендарных героев повествований народов россии

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация по литературному чтению для 4 класса умк школа россии на тему ильины три поездочки описание

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Ильины три поездочки»

4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов

    Описание слайда:

    4 класс
    «Школа 2100»
    Ломиворотова Дарина Игоревна,
    учитель начальных классов
    МБОУ «СОШ № 28» г. Кемерово

  • 2 слайд

     ТЕМА: Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»2

    Описание слайда:

    ТЕМА:
    Былина-жанр устного народного творчества.
    «Ильины три поездочки»
    2

  • 3 слайд

    1.Где жил и правил Олег? Почему он жил в мире с соседними странами? 2. Что

    Описание слайда:

    1.Где жил и правил Олег? Почему он жил в мире с соседними странами?

    2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.

    3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.

    Повторение

  • 4 слайд

    Ответ:Где жил и правил Олег? Почему он жил в мире с соседними странами? Князь

    Описание слайда:

    Ответ:
    Где жил и правил Олег? Почему он жил в мире с соседними странами?
    Князь Олег, которого прозвал русский народ Вещим изначально жил в столице древнего русского государства городе Киеве и правил там.
    А вот мудрость Олега заключалась в том, что он умел вести политические переговоры с соседними странами, а посему жил с ними в мире и дружбе.
    2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
    Смерть от коня. Предсказание сбылось. Конь Олега умер, но когда князь пришел посмотреть на кости коня, из черепа выползла змея и ужалила его.
    3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
    Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир

  • 5 слайд

    Илья МуромецАлёша ПоповичРазгадайте имена и скажите, что их объединяет?Добрын

    Описание слайда:

    Илья Муромец
    Алёша Попович
    Разгадайте имена и скажите, что их объединяет?
    Добрыня Никитич
    Бодныяр Киничти
    Шалёа Почивоп
    Ияль Румоцем
    5

  • 6 слайд

    В. Васнецов. Богатыри1881-1898, холст, масло,295,3x446 см Государственная Т

    Описание слайда:

    В. Васнецов. Богатыри
    1881-1898, холст, масло,295,3×446 см
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
    6

  • 7 слайд

    О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Беск

    Описание слайда:

    О картине В. М. Васнецова «Богатыри»
    Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его — Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется.
    Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова.
    В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы — защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена.
    7

  • 8 слайд

     В мире русских былин

    Описание слайда:

    В мире русских
    былин

  • 9 слайд

    «Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный

    Описание слайда:

    «Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый» В.И. Даль

  • 10 слайд

    «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые

    Описание слайда:

    «Русский народ создал огромную
    изустную литературу: мудрые пословицы
    и хитрые загадки, веселые песни,
    торжественные былины – говорившиеся
    нараспев, под звон струн – о славных подвигах
    богатырей, защитников земли…»
    Л.Н. Толстой

  • 11 слайд

    БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции.

    Описание слайда:

    БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.

  • 12 слайд

    В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители

    Описание слайда:

    В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

  • 13 слайд

    В. М. Васнецов. «Боян»

    Описание слайда:

    В. М. Васнецов. «Боян»

  • 14 слайд

    Происхождение слова «богатырь» Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть

    Описание слайда:

    Происхождение слова «богатырь»
    Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах — багхатур, багадур, батур, батыр, батор.
    Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»

  • 15 слайд

    Ученые классифицируют богатырей на старших и младших. К старшим богатырям

    Описание слайда:

    Ученые классифицируют богатырей
    на старших и
    младших.

    К старшим богатырям относятся Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович , Дунай Иванович и др.

    К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

  • 16 слайд

    Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и си

    Описание слайда:

    Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями
    «Илья Муромец»).

  • 17 слайд

    «Илья Муромец». Реконструкция по методу Герасимова

    Описание слайда:

    «Илья Муромец». Реконструкция по методу Герасимова

  • 18 слайд

    ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕВ образе древнерусского богатыря в

    Описание слайда:

    ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ
    В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде.
    Он — герой общенародный, общерусский. 
    «Я иду служить за веру христианскую 
    И за землю российскую, 
    Да и за стольние Киев-град, 
    За вдов, за сирот, за бедных людей».

  • 19 слайд

    Исцеление Ильи Муромца; Илья Муромец и Соловей-разбойник; Илья Муромец и ра

    Описание слайда:

    Исцеление Ильи Муромца;
    Илья Муромец и Соловей-разбойник;
    Илья Муромец и разбойники;
    Илья Муромец на Соколе-корабле;
    Илья Муромец и Святогор;
    Илья Муромец и Сокольник;
    Илья Муромец и Калин-царь;
    Илья Муромец и Идолище;
    Илья Муромец и сын.

  • 20 слайд

    былина «Ильины три поездочки»20

    Описание слайда:

    былина
    «Ильины три поездочки»
    20

  • 21 слайд

    Словарная работаКремневенькие- Булатная броня- Убранство- Смета- Палица- Саже

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Кремневенькие-
    Булатная броня-
    Убранство-
    Смета-
    Палица-
    Сажень-
    из кремния.
    стальная и узорчатая.
    украшение, внешняя отделка.
    несметное, несчитанное богатство.
    тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
    2,134метра (3аршина)
    21

  • 22 слайд

    Словарная работаОблатынивать- Заподваливать- Не простофильтесь- Башлыки- Вор

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Облатынивать-
    Заподваливать-
    Не простофильтесь-
    Башлыки-

    Вороновые-
    Амбары-
    обращать в католическую веру.
    запирать в подвал.
    не поддавайтесь на обман.
    тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами.
    чёрные.
    сараи для
    хранения урожая,
    припасов, товаров.
    22

  • 23 слайд

    Физминутка23Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь- богатыри. Мы ладонь к гл

    Описание слайда:

    Физминутка
    23
    Дружно встали -раз, два, три.
    Мы теперь- богатыри.
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо
    Оглядимся величаво.
    И налево надо тоже
    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо, и ещё
    Через левое плечо.
    Буквой Л расставим ноги,
    Точно в танце- руки в боки.
    Наклонились влево, вправо,
    Получается на славу!

  • 24 слайд

    Беседа24-Чем похожа былина на сказку? Чем отличается?-Похожа ли былина на

    Описание слайда:

    Беседа
    24
    -Чем похожа былина
    на сказку?
    Чем отличается?
    -Похожа ли былина
    на стихотворение?
    Чем?
    -Можно ли назвать
    поступки Ильи Муромца
    подвигами? Почему так думаете?

  • 25 слайд

    В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись ре

    Описание слайда:

    В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали
    пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
    Виктор Михайлович Васнецов
    «Гусляры»

  • 26 слайд

    В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри»)Иван Петров, крестьян

    Описание слайда:

    В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри»)
    Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
    Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине «Богатыри»
    1883г, холст, масло,
    Государственная Третьяковская галерея, Москва.
    Ильины три поездочки
    26

  • 27 слайд

    В. Васнецов. Витязь на распутье Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государ

    Описание слайда:

    В. Васнецов. Витязь на распутье
    Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея
    27

  • 28 слайд

    Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Каме

    Описание слайда:

    Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей.
    Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью — дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это — единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.
    28

  • 29 слайд

    1.О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название

    Описание слайда:

    1.О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? «Ильины три поездочки»

    2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

    3. Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

    Вопросы

  • 30 слайд

    Ответ:О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее назв

    Описание слайда:

    Ответ:
    О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? «Ильины три поездочки»
    В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.

    2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?
    Узнать, какова его судьба. «Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал», «Прямо ездил — женатым не бывал», «Влево ездил — богат не бывал».

    3. Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.
    Рекомендации: при обсуждении обратить внимание на то, что Илья ездил «в Западную сторону», упоминание крестов на щитах разбойников (рыцари тевтонского ордена) и т. п.

  • 31 слайд

    Домашнее задание: стр. 12-20 чит., РТ: с. 13-15

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    стр. 12-20 чит., РТ: с. 13-15

  • 32 слайд

    Итог урока32 Назовите отличительные черты былин. отсутствие рифмы напевност

    Описание слайда:

    Итог урока
    32
    Назовите отличительные черты былин.
    отсутствие рифмы
    напевность
    ритмичность
    повествование о подвигах
    гиперболы- преувеличения
    повторы…

  • 33 слайд

    Рассказ о подвигах легендарных героев повествований народов россии

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Ильины три поездочки»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Ильины три поездочки

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. И вспомнил Олег коня своего»

  • Урок в 6 классе. Казахская сказка «Ер Тостик»

  • Рабочий лист по произведению «Меховой интернат» Э.Успенского

  • Презентация по чтению для 1 класса УМК «Школа России» «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

  • Конспект урока по чтению для 1 класса УМК «Школа России» «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово».

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • Рабочая программа и КТП литературного чтения (4 кл.)

  • Презентация по литературному чтению

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447943 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 55. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Истоки литературного творчества»

1. Перечислите истоки литературного творчества. С какими видами народного творчества вы были знакомы раньше? С какими познакомились в этом году?

Истоками литературного творчества оказывалось творчество народное, произведения фольклора.

В прошлых классах мы уже познакомились с такими истоками, как считалки, пословицы и поговорки, песни, загадки, приметы, народные сказки.

В этом году мы познакомились с такими истоками, как притчи, былины и мифы.

2. Перечитайте притчу царя Соломона о ленивцах и вспомните басню Крылова «Стрекоза и муравей». Можем ли мы сказать, что притча явилась истоком басни? Как в этом произведении проявилось творчество баснописца?

Положительным героем притчи и басни оказывается Муравей. Он трудолюбивый и заботиться о завтрашнем дне. Соломон предупреждает ленивца, что если тот не начнёт работать, то к нему придут бедность и нужда. В басне Крылова Стрекоза ленилась и к ней пришли бедность и нужда.

Мы можем сказать, что притча явилась истоком басни. 

Но творчество баснописца Крылова превратило эту притчу в литературное произведение. В его басне Стрекоза и Муравей получили узнаваемые образы, характеры. Автор описал поведение героев, их поступки и сделал поучительный вывод для читателя.

3. Создайте свой текст о былинах и былинных героях. Начните так:

Рассказ о былинах и былинных героях для 4 класса

Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга.

До нас дошли множество былин, в которых говорится о различных подвигах богатырей во славу родной земли, родного народа. Богатыри служили князю, стерегли границы Родины на заставах, но при этом заботились о простом народе больше, чем о князе.

Князь в былинах зачастую комичен, он жаден и тщеславен, он обижает богатырей. Так, в одной из былин князь Владимир посадил Илью Муромца в подвал, где богатырь должен был погибнуть. Но в трудную для столицы минуту князь вспомнил о Муромце, выпустил его, а богатырь разгромил врагов.

В другой былине Илья Муромец находит огромное богатство. И он строит церкви и раздаёт деньги нищим. Он заботиться о народе. Он проявляет небывалое бескорыстие.

Богатыри в былинах разные. У каждого свой характер, свои достоинства и недостатки. Так, Алеша Попович был заносчив, а Садко — хвастлив. Но их объединяет одно — умение забыть о себе в трудную для страну минуту. И тогда богатыри бьются до конца, не щадя себя и своих врагов.

Я горжусь богатырями, этими былинными героями, которые верой и честью служили Отчизне в те далёкие времена.

4. В тематическом каталоге школьной библиотеки найдите книги о богатырях. Какие подвиги совершили Алёша Попович и Добрыня Никитич?

Алёша Попович победил Тугарина Змеевича, который захватил Киев и унижал князя и его жену.

Добрыня Никитич победил Змея, который похищал женщин.

Вместе они участвовали в битве с ратями царя Додона, где прославился Святогор.

5. Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» Васнецова». Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли русской».

На этой картине художник изобразил Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

Текст «Былинные богатыри — защитники земли русской» для 4 класса

Во все времена у земли русской находились мужественные защитники, которые берегли её от врагов.

В очень отдалённое время такими защитниками были богатыри, о подвигах которых мы узнаём из былин. Богатыри всегда вставали на пути врагов, боролись с преступниками и обманщиками, защищали простой народ.

Одними из самых известных богатырей были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Их образы легко представить, взглянув на картину Васнецова «Богатыри».

В центре изображён старый казак Илья Муромец, самый сильный, самый уважаемый в народе богатырь. Он совершил огромное количество подвигов и никогда не отступал перед врагом, даже многократно его превосходящим силами.

Это необычайно благородный богатырь, хозяин своего слова, честный и бескорыстный. Среди других богатырей слово Ильи Муромца было законом. Вот и на картине он стоит в центре, внимательно озирая из-под ладони границы родной земли.

По правую руку от Ильи, слева для зрителя, показан Добрыня. Это второй по силе богатырь. Он также прославился многими подвигами и заслужил уважение в народе. Он держит руку на мече, готовый выдернуть его и обрушить на опрометчивого врага.

По левую руку от Ильи расположился Алёша. Это тоже славный богатырь, не раз спасавший русскую землю. Но в отличии от старших товарищей, Алёша несдержан, тщеславен, может испугаться в сражении. Тем не менее, рядом с Ильёй и Добрыней, Алёша представляет собой такую же грозную силу.

Такие разные по характерам богатыри отлично сражались вместе ради общей цели. И это позволяло им хранить рубежи нашей родины в неприкосновенности.

6. Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? Что о них можно рассказать?

Миф — это народное предание о богах и героях.

Я знаю многих героев древнегреческих мифов.

Это Геракл, очень сильный полубог, который совершил двенадцать подвигов.

Я знаю Ясона, который похитил в Колхиде золотое руно.

Я знаю Тесея, который победил Медузу Горгону и спас Андромеду.

Я знаю хитроумного Одиссея и многих других участников Троянской войны.

Всё это были сильные люди, которые сражались между собой и с чудовищами, и обыкновенно побеждали. В их подвигах героям помогали Боги.

7. Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок, загадок, пословиц и поговорок, былин. Сделайте выставку. Составьте аннотацию на один из сборников.

Аннотация на сборник «Русские пословицы и поговорки» для 4 класса.

Сборник «Русские пословицы и поговорки» был издан в серии «Классики и современники» издательством «Художественная литература» в 1988 году.

В его составлении принимали участие три автора, но сборник вышел под редакцией П. Аникина.

Начинается сборник предисловием, статьёй Аникина, в которой писатель рассказывает о том, что такое пословицы и поговорки.

В сборнике 332 страницы. Пословицы в нём расположены в алфавитном порядке.

В приложении к сборнику приведены некоторые статьи из книги В. Даля «Пословицы русского народа»: гадания, месяцеслов, приметы, присказки и прибаутки.

Это очень интересная и полезная книга, в которую я всем советую заглядывать как можно чаще.

1

«Бородино» — анализ стихотворения Лермонтова

RedutСтихотворение «Бородино» написано М. Ю. Лермонтовым удивительно простым, народным языком. Это произведение было создано в 1837 году и опубликовано в журнале «Современник». Оно приурочено к 25-летнему юбилею Бородинского сражения.

Тема, идея, главная мысль произведения

Тема стихотворения заложена в самом названии – ход и итог бородинского сражения. Идея заключена в героизме русского народа, его патриотизме и любви к родной земле. Главная мысль скрыта в повторяющихся строчках этого произведения:

Borodino tsitata

Работая над темой Бородинского сражения, Лермонтов отклонился от излюбленного романтизма. Это произведение полностью реалистичное и даже народное. В. Г. Белинский писал:

Borodino Belinskij

Историки до сих пор спорят, выиграл Кутузов сражение или проиграл. Если рассуждать с точки зрения военной тактики, Наполеон битву выиграл. Он получил Москву. А с точки зрения реалий того времени, Наполеон войну проиграл. И его мнимая победа при Бородино стратегического значения не имела. Он увяз в России, как в омуте.

Засев в Москве, Наполеон оказался отрезанным от внешнего мира. Вокруг – недружественные русские, которые колотили разрозненные группы оставшейся армии. Он упустил время для благополучного отхода из России. Кутузов не допустил, чтобы Наполеон изменил маршрут, заставив его отходить по Смоленской дороге, разоренной самими же французами во время наступления.

Впрочем, мы немного отвлеклись от анализа стихотворения, вернемся к нашей теме.

Жанр и композиция

По жанру это стихотворение – баллада. Построено в форме рассказа русского солдата спустя много лет. Баллада-воспоминание.
Это эпическое произведение, в целом имеет классическую композицию:

  • Пролог – вопрос молодого солдата – 1-я строфа.
  • Вступление и заключение повторяются, закольцовывая произведение.
  • Экспозиция занимает 2 строфы – 4-5;
  • Основное действие – 4 строфы – 6-9; В этих строфах показывается подготовка к сражению и его начало. Событие нарастает.
  • Кульминация – 10-11-я строфы.
  • Развязка – 12-13 строфы.

Стихотворение «Бородино» начинается вопросом молодого солдата к участнику боевых событий:

Dyadya ved ne darom

Вторая и последняя строфы закольцовывают произведение. В стихотворении события героического дня преподносятся с позиций солдата, видевшего только ту часть боя, в которой участвовал сам. Но через частное читатель видит общую картину боя. На глазах солдата погибает командир, призвавший своих подчиненных постоять за матушку Москву.

«Мы долго молча отступали». В этом отступлении крылась стратегия Барклая де Толли и Кутузова. Он заманивал французов вглубь страны, тянул время. Рядовые солдаты и нижние офицерские чины не понимали, этой стратегии и потому ворчали. И только перед Москвой Кутузов решился дать французам бой, чтобы поддержать боевой дух русской армии и окончательно измотать французов. Два дня ушло на подготовку решающего сражения. Одну строфу поэт посвятил командиру редута. Историки предполагают, что это был прообраз Петра Ивановича Багратиона. Три строфы стихотворения посвящены непосредственно самой битве.

В этом произведении читатель видит трех литературных героев: молодой солдат, задавший вопрос, старый солдат и командир. Здесь есть эпизодические безымянные герои: старики, ворчавшие на бесконечные отступления:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

И, конечно, армии. С одной стороны русская, с другой – армия французов.

Средства художественной выразительности

Обычно сдержанный в средствах художественной выразительности, Лермонтов в этом произведении использовал их в полной мере. И все они призваны выразить живость народного языка народной речи, показать героизм русского народа. В стихотворении автор применил народные поговорки, словечки: ушки на макушке, разгуляться на воле, бой удалый, басурманы. мусью, безделка. Инверсия, или перестановка слов подчеркивает народность повествования: чужие изорвать мундиры, Есть разгуляться где на воле.

Тропы тоже вносят свои краски в это произведение:

  • Эпитеты — спаленная, боевые, нынешнее, грозной, ночная, сырой, летучий, пестрыми, конскими, удалый, рукопашный;
  • Сравнения – знамена, как тени; земля тряслась — как наши груди. В этом сравнении просматривается гипербола;
  • Метафоры – утро осветило, помнит вся Россия, леса синие верхушки, рожден был хватом, сражен булатом, носились знамена;
  • Синекдохи – Москва французу отдана, постоим головою;
  • Гипербола – пойдем ломить стеною, двинулись, как тучи, гора кровавых тел, смешались в кучу кони, люди.

Строение стиха

Стихотворение состоит из 14 строф по 7 стихов в каждой строфе. В первых двух стихах рифма параллельная, 3-я и 7 строки рифмуются перекрестно. Четвертая, пятая и шестая строки также рифмуются параллельно. Параллельные рифмы женские, перекрестные – мужские, то есть ударные. Схематично рифмовка выглядит так: ааБвввБ. Эти 4-я и 7-я строки выделяются и ритмом трехстопного ямба. Этот стихотворный размер, чередуясь с четырехстопным ямбом остальных строк, формируют своеобразную живость и энергетику этого произведения.

Несмотря на прошедшие почти 200 лет, стихотворение Лермонтова «Бородино» читается с интересом, и по-прежнему любимо образованной Россией.

Лермонтов Михаил баллада «Бородино»

Читательский дневник по балладе «Бородино» Михаила Лермонтова

Автор: Михаил Лермонтов

Название произведения: «Бородино».

Число страниц: 16.

Жанр произведения: стихотворение — баллада, поэма.

Главные герои: старый солдат-артиллерист.

Второстепенные герои: полковник.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — старый солдат.

Храбрый, мужественный и смелый.

Огорчён, что молодёжь уже не такая хваткая.

Характеристика второстепенных героев:

Полковник — отец солдатам. Опытный воин, мужественный, смелый.

Краткое содержание баллады «Бородино»

Юноша спрашивает дядю о том, почему была отдана французам Москва.

Старый воин пускается в воспоминания.

Он говорит о том, как долго отступали русские войска.

С каким нетерпением ждали воины приказа о битве.

Но вот было выбрано место сражения и назначен час.

Два дня армии провели в перестрелках, а наутро третьего полковник обратился к солдатам с речью.

Он призвал их быть смелыми, ведь отступать больше нельзя.

Французы двинулись на русские позиции и закипела битва.

Всё смешалось на поле.

Повсюду плыл дым от выстрелов.

И дрогнули французы.

Они отступили, а наши воины стали считать погибших.

План баллады:

  1. Вопрос юноши.
  2. Богатыри — не вы.
  3. Отступление.
  4. Нетерпение войск.
  5. Выбор места.
  6. Перестрелка.
  7. Речь полковника.
  8. Начало сражения.
  9. Мешанина.
  10. Отступление французов.
  11. Погибшие.

Основная мысль баллады «Бородино»

Главная мысль баллады заключается в том, никто в мире не сравнится в мужестве и героизме с русским солдатом.

Основная идея произведения в том, что за Родину не жаль отдать жизнь.

Что настоящие патриоты не сдаются и не отступают.

Что война ведётся до победного конца.

Чему учит произведение

Баллада учит быть патриотами, любить свою Родину.

Учит быть сильными, смелыми, отважными и не бояться своего врага.

Баллада учит с уважением относиться к старшим, к тем, кто отдал свою жизнь за наше мирное небо.

Краткий отзыв о стихотворении «Бородино» для читательского дневника

Прочитав это стихотворение, я была поражена мужеством русских воинов, которые не дрогнули перед лицом прославленных французов, покорителей Европы.

Я поняла, что старый воин имеет полное право говорить молодым людям о том, что они не богатыри.

Он видел такое сражение, которого не помнила земля.

Это очень яркое, полное динамизма стихотворение, в котором прославляется боевой дух русского солдата.

Автору удалось не просто воссоздать картину решительного сражения отечественной войны 1812 года, но и показать мужество наших воинов.

Его стихи заражают отвагой читателей, взывают к их чувству патриотизма.

Мне очень нравится спокойствие старого воина перед лицом битвы.

Он понимал, что может погибнуть, но не страшился этого.

Ведь он защищал Родину.

За его спиной стояла Москва, а значит надо было драться до конца.

Я всем советую прочитать это стихотворение и вспомнить о тех, кто пал за свободу нашей Родины.

О тех, кто сберёг нашу землю. О тех, кто боролся за наше будущее.

Пословицы к произведению:

  • Мужество рождается в борьбе.
  • Победит тот, кто не дрогнет.
  • Мужество создаёт победителей.
  • Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
  • Тот герой, кто за Родину горой.

Словарь неизвестных слов:

  • Мундир — военная одежда.
  • Штык — колющее оружие.
  • Редут — укрепление.
  • Лафет — станок для артиллерийского орудия.
  • Бивак — привал воинов.
  • Кивер — высокий военный головной убор.
  • Улан — воин с пикой, саблей и пистолетом.
  • Драгуны — европейские воины на конях.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Лермонтова:

  • Сказка «Ашик-Кериб»
  • Поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  • Краткая биография Михаила Лермонтова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Смысл стихотворения Лермонтова — Бородино

Стихотворение «Бородино». Именно этим произведением Михаил Юрьевич Лермонтов ознаменовал 25 лет победы над французами. Эту дату широко отмечали в России. Отечественная война 1812 года оставила неизгладимый отпечаток в истории России. М.Ю. Лермонтов в своём произведении традиционно обратился к великим подвигам простого народа. В чем же смысл стихотворения «Бородино»?

Смысл произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов в своём творчестве особо выделял тему исторических событий своей страны. Своим произведением поэт показал своё отношение к войне 1812 года. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова заключается в том, чтобы продемонстрировать читателям, как простой человек переживает за судьбу своей Родины.

В основе произведения лежат подлинные рассказы людей, которые принимали непосредственное участие в Бородинской битве. Это стихотворение принадлежит к гражданской лирике. М.Ю. Лермонтов построил «Бородино» в виде диалога. Два человека. Один из них — реальный участник страшной битвы. Диалог постепенно становится рассказом о подвигах простого народа. Солдат-артиллерист без прикрас говорит о великом сражении.

В начале стихотворения М.Ю. Лермонтов сравнивает прошлое и настоящее. Он восхищается стойкостью, мужеством, внутренней силой, патриотизмом простых людей. Народ готов был отдать свою изнутри на благо своей страны. Ради светлого и счастливого будущего люди шли на подвиги. Когда поэт говорит о нынешнем поколении, в его словах прослеживается тоска, грусть. М.Ю. Лермонтов критично высказывается относительно настоящего времени. «Богатыри — не вы». Этой фразой автор подчёркивает, что важный этап жизни страны завершён, период подвигов окончен.

Основная часть произведения посвящена воспоминаниям бывалого солдата. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова раскрывается в чувствах, мыслях, эмоциях простого человека, который лицом к лицу столкнулся с ужасами войны 1812 года. Эта ожесточённая кровопролитная битва отложила огромный отпечаток на дальнейшем существовании страны. Однако герой, от лиц которого идёт повествована, это не отдельно взятый человек, а собирательный целостный образ. Главный персонаж — это олицетворение всего русского народа.

М.Ю. Лермонтов не только серьёзно рассказывает о значимых событиях. Когда речь заходит о самой битве, автор патриотично и ёмко даёт характеристику событиям. Однако когда в рассказе появляются воспоминания отдельно взятого человека относительно его действий, Михаил Юрьевич использует мягкий ненаигранный юмор.

Смысл стихотворения «Бородино» в том, чтобы передать читателю настроение, с которым жил русский народ во время страшного сражения. Несмотря на утраты, лишения, люди не отчаялись, не сдались. Они боролись до последнего, не взирая на опасность и боль. Русский народ вышел победителем в битве с французами. Патриотизм, несокрушимая сила воли, стойкость характера помогли обычным людям выстоять в этом кровопролитном сражении. М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении восхищается подвигами простых солдат, многие из которых ценой своей жизни помогли стране одержать победу.

Смысл финала произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

В финале произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтов ещё раз сопоставляет прошлое и настоящее. Кольцевая композиция стихотворения акцентирует внимание читателей на том, что время подвигов русского народа безвозвратно ушло. Люди изменились. Нынешнее поколение не способно на отважные поступки ради безоблачного существования страны.

Два тяжелейших дня кровопролитных сражений. Многие солдаты пали смертью храбрых. Русский народ не сдавался до последнего. Когда силы были на исходе, солдаты все равно продолжали бороться. Они не могли по-другому. Французская армия имела численный перевес. Однако это не помогло вражеским войскам одержал победу. Несмотря на то, что русский народ не смог разгромить французом, наша страна выстояла и не сдалась.

Сила воли стала решающим фактором в борьбе с вражеской армией. Русские люди были глубоко патриотичны, они сражались с французами, несмотря на меньшинство. Вражеские войска не ожидали такой самоотдачи, такого рвения к победе со стороны обыкновенных солдат. Простой русский народ запугал французов своей силой духа, внутренним стержнем. Люди сплотились из-за общего горя. Это единство и помогло им выиграть сражение.

Смысл финала произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова в том, что автор горько сожалеет о минувших днях славы. Прошлое поколение вызывает восторг у поэта. Простые солдаты прославили свою страну. Несмотря на большие потери, люди видели цель, ради которой вновь шли в бой. Они показали единство и мощь своей армии. Французы были удивлены невероятной силой воли, твёрдым характером русского народа.

Однако нынешнее поколение, по мнению М.Ю. Лермонтова, совсем другое. Люди незаслуженно приписывают себе подвиги воевавших простых солдат. Храбрость, отвага, готовность постоять не только за себя, но и за свою страну при любых обстоятельствах остались в прошлом. Это было великое сражение, вошедшее в историю как Бородинская битва. Заслуга этой победы полностью принадлежит простому русскому народу, который сплотился ради общей цели.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Трагическим событиям, связанным с Отечественной войной 1812 г., посвящено немало литературных трудов. Один из них — стихотворение «Бородино». Анализ произведения школьники выполняют в 5 классе при подготовке к сочинению или пересказу на уроке литературы. Такая работа помогает глубже изучить текст, понять главную мысль автора и сделать выводы.

  1. История написания
  2. Краткое содержание и главные персонажи
  3. Тема и проблематика
  4. Композиция и средства выразительности
  5. Разбор произведения
  6. Школьная работа

История написания

О том, какому событию посвящено стихотворение Лермонтова «Бородино», можно узнать после прочтения стихотворения или знакомства с историей его создания. По содержанию это отклик поэта на события, произошедшие 27 августа (7 сентября) 1812 г. под Москвой в окрестностях Бородинского поля. Стих был написан в 1837 г., когда народ России торжественно отмечал 25-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г.

Идеей написания стихотворения послужили услышанные в 1832—1834 гг. воспоминания ветерана Афанасия Столыпина (1788—1864) — родственника поэта по линии бабушки. Из его рассказа заимствованы многие детали и смысл сюжета. Представлена в произведении и сама личность рассказчика.

Стихотворение было опубликовано в год написания в журнале «Современник». Неизвестный композитор написал к строкам поэзии музыку. Композиция стала популярной среди простых людей.

Краткое содержание и главные персонажи

Перед написанием сочинения на тему «Бородино» следует изучить содержание произведения и провести разбор, который поможет осознать героизм и силу духа русского народа. Герои стихотворения имеют реальных исторических прототипов. У автора их всего двое:

dyadya veterana voyny

  1. Основной персонаж. Участник Бородинского сражения, ветеран. Старый солдат делится воспоминаниями о событиях, которые вошли в историю. Он дает справедливую оценку произошедшему, своим товарищам по оружию и врагам. С великой гордостью за свою родину старый воин говорит о погибших однополчанах. Он сравнивает свое поколение с новым, которое в его глазах слишком нерешительное и слабое: «Были люди в наше время… Богатыри — не вы».
  2. Второстепенный персонаж. Слушатель, молодой человек, племянник рассказчика. Ему небезразличны события, о которых рассказывает ветеран. Он признает, что Россия помнит день Бородина, а потомки стараются подражать великим воинам, которые прославились во время битвы.

Молодой человек просит дядю, ветерана войны, рассказать о нападении на Россию армии Наполеона. Старый солдат вспоминает о том, что русская армия долго отступала, из-за чего многие солдаты испытывали негодование. Когда дошли до Бородинского поля, русское командование решило дать решающее сражение.

Два дня шла бессмысленная перестрелка. На третьи сутки противники встретились лицом к лицу. Ожесточенная битва продолжалась до темноты и привела к большим потерям в русских и французских войсках. Защитники родины отстояли позиции и готовы были принять новый бой, но по решению командования их войско отступило и отдало Москву врагу.

Старый ветеран гордится, что участвовал в такой знаменитой битве. Одни его товарищи полегли на поле боя, другие ушли из жизни уже в мирное время.

Герой печалится о том, новое поколение не обладает чертами, присущими его современникам. Он говорил, что достойной смены старым воинам нет.

Тема и проблематика

Центральной темой стихотворения Лермонтова является патриотизм народа. На протяжении Отечественной войны русские воины отстаивали каждую пядь земли. Однако им пришлось долго отступать под натиском наполеоновской армии. Постепенно это приводило к недовольству ситуацией и поднятию национального духа. В условиях угрозы их слова звучат не пафосно, а патриотично: «Умремте ж под Москвой!», «Уж постоим мы головою за родину свою!».

rasskaz starogo soldata

Рассказ старого солдата подтверждает мощный патриотический порыв. Он выражается в перестрелке, которая ни к чему не привела, эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»), насмешливом отношении к врагу (француз у ветерана — «брат мусью»). Солдат убежден, что лишь по воле высших сил произошла сдача Москвы. Воины готовы были идти до конца и отстаивать город.

Автор произведения не только описывает сражение, но и говорит правду о том, кому принадлежала победа в войне 1812 г. Все лавры достались ее командирам — выходцам из знатных и обеспеченных семей. Однако Лермонтов не упоминает об известных полководцах. По его мнению, победа была возможна благодаря силе духа и патриотическому настроению простого русского народа. Сумев сплотиться в единое целое, он дал отпор завоевателям.

Воля народа была выражена не умудренными знаниями стратегами, а рядовыми командирами. Яркий пример — полковник, который пользовался уважением среди подчиненных: «Слуга царю, отец солдатам».

Проблема разницы поколений, которая волновала автора, отражена во фразе старого солдата: «Да, были люди в наше время». Укор солдата относится к изнеженным и трусливым современникам поэта, неспособным бросить вызов царской власти. Только поколению победителей в войне 1812 г. и декабристам было под силу менять мир вокруг себя.

Композиция и средства выразительности

Поэт написал произведение ямбом, используя семистишие — редкий способ изложения. Это монолог главного героя, который отвечает на вопрос, заданный племянником в начале произведения. Композиция закольцовывается: начало и конец истории очень похожи.

Рассказ участника героических событий эмоционален, пронизан гордостью и легкой грустью. Его воздействие усиливают многочисленные вопросы («Что ж мы? На зимние квартиры?»), а также применяемые автором средства выразительности:

  • олицетворения: «звучал булат, картечь визжала»;
  • сравнения: «как наши груди»; «знамена, как тени»;
  • эпитеты: «протяжный вой»; «в земле сырой».

otryvok stiha borodino

Автор удачно сочетает простую устную речь («ушки на макушке», «тут как тут») и возвышенные фразы («сверкнув очами», «ликовал»). Использована гипербола: «и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».

Разбор произведения

Патриотический стих описывает мысли поэта относительно битвы. Это первое в русской истории произведение, в котором отображен народ как главный герой войны 1812 г. Анализ стихотворения «Бородино» школьникам рекомендуется проводить по такому плану:

razbor proizvedeniya

  1. Название. «Бородино».
  2. Год написания. 1837.
  3. Род литературы. Патриотическая гражданская лирика.
  4. Жанр. Народная ода (баллада, батальная поэма).
  5. Тема. Подвиг народа в Отечественной войне 1812 г.
  6. Стихотворный размер. Ямб (чередуется трехстопный и четырехстопный ямб).
  7. Особенность композиции. Закольцованная. Начинается с восхищения героями войны и заканчивается прославлением, в котором звучит горечь из-за того, что была отдана Москва.
  8. Метафоры. «Постоим головою»; «ломить стеною»; «гора тел».
  9. Эпитеты. «Могучее, лихое племя».
  10. Живописные сравнения. «Французы двинулись, как тучи».
  11. Олицетворение. «Звенел булат», «затрещали барабаны».
  12. Чему учит. Быть патриотом, чтить память о воинах, отдавших жизнь за родину и свободу.
  13. Мое мнение. Когда я читал стихотворение, то представлял все то, что о чем рассказывал старый солдат. Это была действительно великая битва. Я восхищаюсь мужеством народа, чей подвиг стал примером для многих русских воинов.

Школьная работа

Сочинение про «Бородино» входит в учебную программу. Работа может быть на тему патриотизма, проблемы поколений, раскрытия образа полковника. Перед написанием следует продумать структуру и составить план. Его пример вместе с работой представлен ниже. План сочинения по стихотворению «Бородино»:

  1. «Бородино» — одно из самых известных стихотворений в творчестве М. Ю. Лермонтова.
  2. Патриотизм и мужество русских солдат.
  3. Мое мнение о произведении.

В честь героических событий в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов сочинил стихотворение «Бородино». Благодаря простым строкам и патриотизму оно вошло в классику русской литературы.

pishut sochinenie pro borodino

Во время знакомства с произведением читатель переносится на двести лет назад и оказывается на русском поле. Вместе с простыми солдатами он переживает события, которые отразились на судьбе России. С тех пор прошло много лет, но описанное автором сражение побуждает задуматься о смелости и самоотверженности воинов.

Защитники отважны, им некуда отступать. За ними Москва, поэтому раздумывать об опасности некогда. Масштабы битвы поражают воображение. Два дня велась перестрелка. На третий день армии встретились, и все смешалось — кони, люди, земля, небо. Никто из участников сражения не думал отступать. Стояли на смерть, слушаясь команд полковников.

Прочитав стихотворение, я осознал, как важно быть мужественным и сильным в сложное для страны время. Однако невозможно даже представить, что чувствовали солдаты, идя в бой, который для многих из них стал последним. Бородинское сражение — пример патриотизма, мужества и безграничной любви народа к своей стране. Я рад, что, несмотря на отступление, которое последовало за битвой, врага удалось изгнать из страны.

После знакомства с произведением школьникам рекомендуется совершить экскурсию на поле битвы, чтобы представить весь драматизм описанных автором событий. Ребятам, которые живут далеко от Москвы, можно воспользоваться интернет-ресурсами и совершить виртуальное путешествие.

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 04.08.2018

История своей страны всегда была интересна поэту М. Ю. Лермонтову. Он часто рассуждал о верности, честности, и патриотизме. Если в то время многие произведения были написаны с целью возвысить особо важные чины, то «Бородино» написано в форме диалога, где большую часть занимает монолог старого солдата. Именно он, простой человек, знает о войне правду.

История создания

Свою работу над патриотическим произведением «Бородино» Михаил Юрьевич Лермонтов закончил в начале 1837 года. Стихотворение было издано в журнале «Современник» в том же году.

Стихотворение написано в честь 25-летия юбилея бородинской битвы. В нем подробно описываются детали сражений, действия, хотя и в стихотворной форме, но читатель может представить все написанное поэтом, так как его слова точно передают атмосферу тех событий.

Жанр, направление и размер

Все тонкости и детали сражений и войны писатель изобразил с точностью, без прикрас, поэтому данное произведение находится на стыке лирики и эпоса. Таким образом, перед нами гражданская лирика поэта.

«Бородино» относится к жанру национально-патриотической баллады. Пафос стихотворения героический, он восходит еще к былинным сказаниям древности, которые рассказывали потомкам о подвигах дедов.

Стихотворный размер – ямб. Имеет сплетенную рифму.

Композиция

Стихотворение построено по структуре кольцевой композиции: оно начинается так же, как и заканчивается.

Этот прием Лермонтов использует в «Бородино», чтобы акцентировать внимание читателя на главной проблеме в произведении — несостоятельности молодого поколения сравнении с предыдущим.

Образы и символы

  1. Рассказчик. Историю сражений мы слышим из уст патриота, который гордится своим народом за подвиги 1812 года. Несмотря на уже не молодой возраст, он даже сейчас готов ступить против врага, если потребуется. Лермонтов олицетворяет в образе обычного рядового солдата все характеристики простого русского народа — честного, мужественного, отважного.
  2. Лирический герой. Так как произведение построено в форме диалога, старик дает ответ молодому юноше. Именно его заинтересовала история прошлого. Он неравнодушен к событиям 1812 года, и уточняет, что эту войну помнят все. Он – воплотившаяся надежда на молодое поколение. Новые люди такие же смелые, самоотверженные и все при необходимости смогут пойти против врага, чтобы постоять за Родину. Они помнят достижения предков, в них жива любовь к отчизне. Однако далеко не все таковы, и это подмечает упреком старый солдат.
  3. Также в стихотворении «Бородино» Лермонтов изобразил командира, который погиб в бою, отдав свою жизнь за Родину. Высокопоставленные чины тогда показывали пример героизма и доблести, а не сидели в кабинетах, ожидая очередное повышение.

Темы, проблемы и настроение

  • Основная тема — патриотизм. В русском народе есть героизм и отвага, именно эти качества позволили ему отбросить противника, покорившего всю Европу. Они всегда готовы постоять за свою землю — их любовь измеряется жизнями и пролитой кровью.
  • Историческая память. Автор не раз напоминает о том, что нужно помнить и сохранять историческое наследие былых времен. Юноша с гордостью заявляет, что вся Россия помнит день Бородина. Да и сам сюжет стихотворения представляет собой почтительную беседу, передачу опыта стариков молодым людям.
  • Проблема войны. Лермонтов описывает фронтовые будни и обнажает ряд проблем, существующих в армии. Между командирами и солдатами разверзлась пропасть, никто ничего не знает, намерения и маневры начальства непонятны простому человеку, поэтому многих бойцов тревожит полное непонимание ситуации.
  • Отцы и дети. Главная проблема, которую затронул автор: стихотворение начинается характерным для Лермонтова противопоставлением нынешнего поколения к предыдущему. В стихотворении звучит жалоба на нынешнее поколение, дремлющее в бездействии. Сейчас уже никто не будет так порываться в сражении, как в ушедшие времена, — так начинал описывать битву старый «дядя». Завершает свой рассказ о баталиях солдат также, воспоминаниями тех времен, упоением тех подвигов, которых уже не будет сейчас.
  • Настроение создается двойственное. С одной стороны, мы ощущаем гордость за своих славных предков, с другой – тоску о том, что новое поколение не способно продолжить блестящий путь своих отцов.

Рассказ о событиях народной борьбы 1812 года автор поручает обычному солдату, рядовому участнику. Так он подчеркивает величие всего воюющего народа, а не только командования. Главная мысль в том, что побеждает не царь и его окружение, а простые и преданные отечеству люди, чьих потерь, бед и рисков никто не считает. Автор учит нас помнить их безмолвное самоотречение, их безропотный и великий подвиг, ставший залогом нашей свободы.

Бородинское сражение, описанное автором, является демонстрацией ценностей и идеалов народа. Это мужество, самоотверженность и любовь к Отечеству. Смысл стихотворения – возвеличить эти понятия, показать своему поколению нравственный путь, который всегда приведет к победе.

Средства художественной выразительности

Наиболее яркие краски придают произведению эпитеты и метафоры, которыми автор старается передать настроение и атмосферу стихотворения.

  • Эпитеты: «бой удалый», «могучее, лихое племя», «земля сырая», «дым летучий».
  • Метафоры: «постоим мы головою», «огонь блестел, звучал булат, картечь визжала», «постоим мы головою», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Также, благодаря Лермонтову и произведению «Бородино», у людей в обиход вошли такие фразы, как: «Да, были люди в наше время», «плохая им досталась доля», и стали крылатыми.

Для погружения читателя в атмосферу простого диалога поэт использует просторечные выражения и разговорные обороты устной речи.

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»

analiz stihotvoreniya borodino

Сюжетная линия

В основе сюжета поэтического произведения лежит рассказ пожилого полковника, повествующего о легендарном Бородинском сражении в ходе Отечественной войны 1812 года. Детальное описание событий битвы былой воин начинает с сожаления о прежних временах. Он сетует на то, что новое поколение не отличается отвагой, какой были наделены его сослуживцы, отдавшие жизни на Бородинском поле. Рассказ солдата полон гордости за героизм народа, к числу которого он сам себя приобщает. В своих словах он выражает глубокое чувство любви к Родине и единение с народом.

Стихотворение написано простым и доступным народу языком и кратко, в цитатной форме, раскрывает субъективный взгляд на события у деревни Бородино, которые сыграли важную роль в исходе русско-французской войны. Лермонтов первым из русских поэтов акцентировал значимость рядовых солдат и всего своего народа в борьбе с захватчиками. Художественно тонко и детально точно он описал события сражения, не упуская эмоциональной окраски образов. Автор посвятил стихотворение главному достоинству русского солдата, которое, как крепкую каменную стену, не сломить.

Литературный жанр

istoriya sozdaniya stihotvoreniya

Жанр “Бородино” приобщают к лирическому, но при этом литературоведы рассматривают его и как балладу, и как народную оду. Говоря о произведении как о балладе, можно отметить наличие повествовательного характера, а вот рассматривая его как народную оду, следует обратить внимание на восхваление проявленного героизма и патриотизма русских солдат. В своём стихотворении поэт применил звукопись, благодаря которой очень ярко и насыщенно передал картины сражения и рукопашных схваток. Особая лексика, используемая автором,подчёркивает реалистичность текста.

История создания

zhanr stihotvoreniya borodino

Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году и почти сразу же появилось на страницах популярного в то время журнале “Современник”. Точная дата возникновения идеи произведения неизвестна, но согласно историческим данным, автор вынашивал её ещё с 1832 года. Ключевую роль в его создании сыграли воспоминания родственника Лермонтова — Афанасия Алексеевича Столыпина. Многие нюансы и характеристики, описанные поэтом, были заимствованы именно из его воспоминаний. А согласно некоторым данным, прототипом полковника-повествователя стал выдающийся полководец Пётр Багратион.

Когда Лермонтов написал «Бородино», оно прозвучало как вызов новому поколению людей, которые не способны взять судьбу народа в свои руки. Автор подверг критике современников, сравнивая их ничтожные заслуги с героическими подвигами предков. В стихотворной форме он поднял вопрос о том, что его поколение смирилось с мыслью о стихнувшем декабристском движении и суровых мерах, которые решил предпринять Николай Первый.

Композиция лирического произведения

kompoziciya liricheskogo

Стихотворение начинается одной из 14 строф. Всё повествование состоит из колоритных образов и сравнений. Оно начинается со слов восхищения рассказчика бойцами, которые оказались в эпицентре военных действий. После следует воспроизведение событий Бородинского боя во всех деталях, с эмоциональной окраской и передачей чувств, которые испытывали солдаты во время сражения. Своё повествование бывший полковник завершает всё тем же неиссякаемым восхищением героизмом своих однополчан.

Композиция произведения кольцевая. Это обусловлено тем, что в стихотворении циклично повторяются слова бравого солдата о его отношении к новому поколению и тем событиям, которые произошли в тот решающий день.

При написании “Бородино” автор использовал следующие средства:

  1. Разностопный ямб.
  2. Смешанный способ рифмовки строф.

Такая комбинация придала повествованию некий элемент народных сказаний, благодаря чему строки легко запоминаются на слух.

«. в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии».

Художественно-выразительные средства

liricheskoe stihotvorenie

Весьма значимым выразительным средством, которое применил автор в своём стихотворении, стал диалог. Всё стихотворение состоит из разговора былого удалого и смелого поколения с новым, на плечи которого теперь легла ответственность за мир и спокойствие в родных краях.

Речевой образ рассказчика, созданный Лермонтовым, полон простых слов и выражений. Автор специально применил подобный приём, что способствовало созданию действительно народного образа повествователя. Не лишено произведение и высокопарных слов, что как нельзя лучше подчёркивает масштабность боя, его особую значимость в истории страны.

Величие размеров свершившегося Бородинского сражения и героизм отчаянно сражавшихся солдат автор подчеркнул используемыми в тексте риторическими возгласами.

Немаловажное значение среди прочих художественно-выразительных средств в стихотворении «Бородино» имеют:

  • Гипербола. Благодаря её применению картины описываемого боя становятся более выразительными, что, в свою очередь, передаёт всю мощь событий Бородинского сражения.
  • Эпитеты и метафоры играют немаловажную роль в описании характера боя.
  • Живописные сравнения и олицетворения. Создают эффект участия в битве даже неодушевлённых предметов.
  • Аллитерация. Придаёт особую звуковую выразительность тексту.

Тот факт, что Михаил Юрьевич Лермонтов родился значительно позже событий, описываемых в стихотворении, вовсе не отразился на подробном описании битвы. При прочтении легендарных строк создаётся впечатление, что он там был и даже воевал.

proizvedenie lermontova

Изучается, согласно школьной программе и плану, стихотворение Лермонтова «Бородино» в 5 классе. Это обусловлено тем, что ребята этого возраста способны оценить значимый текст изучаемого произведения и дать краткий анализ его содержания, опираясь в своих суждениях на ранее полученные знания. К тому же в этот период детям знакома и близка тема патриотизма.

Стихотворение «Бородино» было написано почти два века назад, и уже не одно поколение цитирует эти легендарные строки.

«Бородино — это одно из самых патриотичных и воодушевляющих стихотворений, написанных Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Строки «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой. » несут в себе невероятную силу духа, заряжая своим героизмом. Произведение задевает душу читателя тем, что написано от лица очевидца и участника событий — старого солдата. Этот образ подчёркнут наличием просторечных слов и выражений в тексте. Это очень яркое произведение, задевающее особые струны души, и поэтому его строки остаются в памяти».

«В стихотворении звучит эмоциональный надрыв — ведь это произведение о героическом подвиге народа, где наряду с ликованием стоит скорбь о павших в бою. Мысль о том, что именно народ — герой, проходит через всё произведение. Лермонтов раскрыл правду о войне и её событиях, описал легендарную битву такими живыми и доступными всем и каждому словами, что перед глазами всплывают картины боёв. Такими поэтическими шедеврами выложена история».

Своим произведением автор выразил мнение, что победа в Отечественной войне 1812 года является подвигом русского народа, и это прежде всего заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины. Стихотворение «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова вполне заслуженно можно назвать шедевром русской литературы.

  • Рассказ о подвиге греческого героя
  • Рассказ о подвижной игре 2 класс
  • Рассказ о пограничной службе в прошлом или сейчас 4 класс в
  • Рассказ о плоде какого нибудь растения 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о плоде мака 3 класс