Рассказ о подлежащем 8 класс

Учитель русского языка и литературы мбоу средняя общеобразовательная школа 46 синякова марина владимировна знакомит с разработкой урока русского языка

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» Синякова Марина Владимировна знакомит с разработкой урока русского языка в 8 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения», посвящённому Году кино.

Урок русского языка в 8 классе

Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада всех вас видеть, и учеников, и гостей. Очень хочу, чтобы наша работа принесла нам положительные эмоции и новые знания.  Хорошего вам настроения и успехов!

Все ли готовы к уроку? Тогда вперед! Начать наш урок мне хочется с игры. «Вся наша жизнь – игра!» – утверждал А.С. Пушкин, и я не могу с ним не согласиться. Играть мы будем в «Ассоциации».

Мое задуманное слово – слово «Предложение». Какие ассоциации оно у вас вызывает? Прежде чем вы начнете говорить, я попрошу выйти к доске двух человек, чтобы помочь мне и записать слова или сочетания слов, которые будут названы.

Игра «Ассоциации» – терминологический диктант

Предложение

— синтаксическая единица,

— грамматическая основа,

— законченная мысль,

— интонационная законченность,

— простое-сложное,

— второстепенные члены,

— восклицательное,

— цель высказывания,

— двусоставное,

— односоставное,

— осложненное,

— текст,

— словосочетание,

— слово…

– Спасибо! Обратите внимание на слова, которые мы записали. Работавшие у доски мои помощники, наверно, и не заметили, что справились с первым видом работы – с терминологическим диктантом, только лингвистические термины называли  вы, сидящие в классе. Обратим внимание на написание этих терминов. Есть замечания?

(Звучат замечания, если есть).

Спасибо моим помощникам, вы справились с заданием.

Играя, мы вспомнили с вами многое, что нам известно о предложении из курса 5–7 классов, назвали ключевые слова, необходимые нам в восьмом классе для изучения темы «Предложение». Все эти понятия, термины очень важны, несомненно. Но есть одно словосочетание среди названных вами, без которого предложение просто не может существовать. Как вы думаете, какое это словосочетание?

(Грамматическая основа, главные члены).

Правильно. Вы только что сформулировали первую часть темы нашего урока. Откройте тетради и запишите, пожалуйста, число, классная работа, тема урока «Главные члены предложения.

Лексическая разминка

Итак, главные члены предложения… Подберите, пожалуйста, синоним к слову «главные».

(Основные, важные, обязательные).

Чтобы продолжить формулировку темы урока, вспомним, что же является главными членами предложения, что входит в грамматическую основу.

(Подлежащее и сказуемое).

– Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Первым вы назвали подлежащее. С него мы и начнем изучение темы. Допишем в тетради.    Подлежащее и способы его выражения».

Итак, тема урока записана «Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения».

Перед каждым из вас на партах лежат ваши личные рабочие карточки. Подпишите их, пожалуйста, и посмотрите на первое задание. Это таблица. Вы неоднократно работали с такой таблицей и на уроках русского, и на уроках литературы.

(На экране – таблица «З-Х-У»).

В ней три графы: знаю, хочу узнать, узнал(а).

Я попрошу вас заполнить сейчас первую графу. Что вы знаете о подлежащем? Затем вторую графу: что хотите узнать о нем. И третью графу мы постараемся заполнить в конце урока, чтобы понять, узнали вы что-нибудь новое об этом главном члене предложения.

Заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Главный член предложения

Кто главнее – сказуемое или подлежащее?

Подлежащее может быть выражено разными частями речи: перечислить

Вместе со сказуемым образует грамматическую основу

Чем бывает выражено подлежащее?

Обозначает предмет речи

Отвечает на вопросы Кто? Что?

Выражается существительным, местоимением в И.п.

Прочитайте ваши варианты. Мы послушаем несколько человек.

Ответы детей.

Итак, чтобы узнать то, что вы для себя определили, нам необходимо повторить материал прошлых уроков.  Мы говорили о словосочетаниях и учились находить их в предложении, не путать с сочетаниями, которые не являются словосочетаниями с точки зрения синтаксиса. Насколько хорошо вы усвоили эту тему, мы сейчас проверим. Работаете в парах. Читаем второе задание ваших рабочих карт.

Распределите сочетания слов на группы: являются словосочетаниями — не являются словосочетаниями. Словосочетания подчеркните. Объясните, почему вы так решили.

Год кино, кино и театр, неожиданный подход, фильм снят, остаются в памяти, не смотрел, зрители восхищаются, запомнится надолго, старое кино, классика кинематографа, школьный фильм, неизвестные актеры, показ и премьера, идет сериал, режиссерская находка, оператор снимает, заинтересованно смотрел, в течение фильма, талант артиста, публика рада, важная тема, очень познавательный, кино вдохновляет, международный кинофестиваль, российское кино.

Прежде чем мы проверим вашу работу, скажите, пожалуйста, какая тема объединяет все сочетания слов в задании и почему.

(Объединяет тема кино, так как в России этот год объявлен Годом кино).

Да, вы правы, и этот год уже подходит к концу. Он не прошел для российского кинематографа зря. Были режиссерские победы на международных кинофестивалях, например, Андрей Кончаловский объявлен лучшим режиссером, а его фильм «Рай» высоко оценили зрители многих стран. Сейчас на экранах нашего города идет фильм «Дуэлянт», который тоже взял несколько призов. Так что российское кино заявило о себе в очередной раз в мире. И мы с вами должны этим гордиться.

Вернемся к нашей работе. Итак, что вы подчеркнули, что, по-вашему,  является словосочетаниями?

Чтение работы – словосочетания.

Есть замечания? Вопросы? Все так выполнили? Дополнительное задание – определить вид подчинительной связи в этих словосочетаниях.

(Ответы детей по цепочке).

Теперь новое задание всем: замените словосочетания режиссерская находка, российское кино, построенные на основе согласования, на словосочетания с управлением  – находка режиссера, кино России.

А теперь примыкание изменим в управление — заинтересованно смотрел – смотрел с интересом.

Молодцы!

Перейдем к другим сочетаниям слов.

(Чтение работы – не словосочетания).

Итак, сделаем вместе вывод относительно темы нашего урока. Грамматическая основа является словосочетанием?

(Нет, так как отношения между главными членами равноправные).

Оценка работы

Ребята, скажите, всегда ли в предложениях есть два главных члена?

(Нет, не всегда).

Как называются предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое?

(Двусоставное).

Как называется предложение, в котором только один главный член?

(Односоставное).

Значит, в предложении необязательно наличие двух главных членов. Но один должен быть обязательно, на то он и главный!

Изучая словосочетания, мы вместе пришли к выводу, что нельзя выяснять, кто главнее, важнее в предложении: подлежащее или сказуемое.

Но в то же время есть точка зрения, что именно подлежащее является хозяином предложения. Так ли это? Постараемся выяснить сегодня.

Вернемся к теме нашего урока и попробуем сформулировать лексическое значение термина «подлежащее». Подумайте и запишите свои варианты определения в карточке заданий.

Возможный вариант:

Подлежащее – главный член предложения, грамматически связанный со сказуемым, обозначающий предмет речи.

Хорошо. Поработаем с получившимся предложением.

Задание: Дайте общую характеристику этому предложению.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленными однородными определениями, выраженными причастными оборотами).

Как вы определили, что предложение двусоставное?

(Есть и подлежащее, и сказуемое).

Чем выражено подлежащее в этом предложении?

(Именем существительным, т.к. оно отвечает на вопрос «что?»).

Какие еще части речи могут играть роль подлежащего?

Ответить на этот вопрос нам поможет короткометражный фильм, в котором задействованы ученики класса, занимающиеся в школьном театральном кружке «Калейдоскоп» и клубе «Зеленая лампа». Они предлагают нашему вниманию творческий лингвистический проект — «Фильм, фильм, фильм!»

Я прошу вас не только следить за игрой актеров, но и внимательно слушать их реплики. Они нам пригодятся для дальнейшей работы.

Просмотр фильма

Идет репетиция. Режиссер, расхаживая по сцене, обращается к артистам

Режиссер – Прав был Шекспир, прав! Жизнь-театр, а люди в нем актеры… Театр – это, конечно, жизнь! Но не замахнуться ли нам, друзья мои, на кинофильм? Кино-это жизнь тоже, но на экране! Как думаете?

Существительное – Прекрасная идея!

Инфинитив – А почему бы и не попробовать?…

Режиссер – Если возражений нет, начнем, пожалуй, с короткометражного фильма.  И сценарий у меня, как видите, уже есть! Сейчас будет распределение ролей!

Местоимение – А фильм как называться будет?

Числительное – О чем он?

Режиссер – Фильм называется «Самый главный». Вижу удивление. Нет-нет, он не обо мне. Рановато пока! Итак, к делу! Определяем  основных исполнителей и дублеров. В нашем фильме две главные роли — Подлежащее и Сказуемое.

Глагол – Какие характеры нам надо будет играть?

Режиссер – Первым в списке действующих лиц (главных и второстепенных членов) в фильме стоит Подлежащее – оно обозначает предмет речи, является своеобразным хозяином предложения. К его голосу прислушивается второй главный член – Сказуемое. Сегодня будем искать исполнителей на роль Подлежащего. Я думаю, роль Подлежащего следует предложить имени Существительному.

(Существительное вскакивает и взволнованно слушает, хлопая в ладоши).

Режиссер – Оно называет предмет в широком смысле слова, как же без него? Что думаете по этому вопросу?

Существительное – Роль независимого главного члена предложения почетна и ответственна. Благодарю за доверие. И для роли, если позволите, возьму свою начальную форму – Именительный падеж.

Режиссер – Если нет возражений, то главный исполнитель утвержден!

Местоимение – Вношу предложение! Прошу назначить главным исполнителем роли Подлежащего и меня, Местоимение! Да-да, не сочтите это нескромным, но будем точны: если имя Существительное называет предмет, то я, Местоимение, указываю на него.

Инфинитив – Справедливое замечание. Не сказать – роль потерять! Каково! Оказывается, и я, Инфинитив, могу иногда дублером роль Подлежащего сыграть!

Режиссер – Не возражаю!  Местоимение может играть роль Подлежащего. Дублерами основных артистов, кроме вызвавшегося самостоятельно Инфинитива,  назначаю имя Прилагательное, имя Числительное, Наречие, Причастие. Хотя таких случаев в сценарии немного, но в хорошем кино и эпизодические роли должны быть сыграны отлично!

Междометие – Я тоже хочу играть в кино! Неужели мне,  Междометию, даже маленькой роли не достанется?

Режиссер – Сейчас посмотрю… Есть! Нашел. «Ура неслось со всех сторон!» Это ваша роль, дорогое Междометие! Учите сценарий!

Междометие – Ой, неужели?! Ура! Спасибо!

Режиссер листает сценарий.

Режиссер – Хотя в основном мы определили артистов на роль Подлежащего, следует иметь в виду, что иногда для исполнения главной роли понадобятся не слова, а словосочетания. По силам ли нам это?

Части речи хором

Инфинитив – Конечно.

Местоимение – По силам!

Существительное – Справимся!

Числительное – Мы можем образовать такие словосочетания, которые в предложении будут играть роль Подлежащего вместе. Например, «два брата». Справимся!

Фразеологизм – Да и я, Фразеологизм,  не против немного побыть в главной роли. Стреляный воробей, многое знаю и умею!

Режиссер – Вот и прекрасно! Роли распределены, впереди – большая, интересная, но трудная работа! Верю, она принесет нам успех!

Работа с классом

Вот и фильму конец, а кто слушал – молодец! Молодцы вы или нет, мы поймем, если вы ответите на ряд моих вопросов. Прошу актеров, задействованных в картине, не помогать и не мешать думать остальным.

Почему полетное название фильма «Самый главный»?

(Речь идет о подлежащем, которое считается главным в предложении).

Какие же части речи могут играть роль подлежащего?

(Ответы детей).

Вы правы! Оказывается, многие части речи могут выступать в роли подлежащего. Чтобы убедиться в правильности наших выводов, обратимся к параграфу учебника. Откройте страницу ……….. и прочитайте про себя теорию. Примените прием маркированного чтения. Напоминаю: во время работы с текстом вы отмечаете для себя следующую информацию:

— знал(а);

— новое;

— думал(а) иначе;

— не понял(а).

Чтение параграфа

Есть ли информация, которая для вас оказалась непонятной?

Если нет, то думаю, пришло время заполнить третью графу таблицы ваших карточек заданий – что нового вы узнали о подлежащем.

(Заполнение таблицы, несколько ответов).

Спасибо. Теперь, зная, чем может быть выражено подлежащее в предложении, приступим к практической работе, к закреплению материала. Вы можете при необходимости обращаться к параграфу.

Задание 4 ваших рабочих карточек.  Перед вами несколько предложений. Определите, чем в них выражено подлежащее. Подчеркните его и надпишите, чем выражено. Работаем группами, по 4 человека.

 Люди во всем мире любят ходить в кино.

 Кино – неотъемлемая часть нашей жизни. Оно входит в жизнь вместе со сказками. «Приключения Буратино», «Королевство кривых зеркал», «Золушка» сделали детские годы светлыми и добрыми. Со временем интересы меняются… Но кино остается!

Кто-то помнит свой любимый фильм почти наизусть. Остальные могут цитировать отдельные фразы. Учиться на примерах героев фильмов – признак умного человека.

Найдется, пожалуй, лишь несколько человек, не любящих кино. Мне их искренне жаль…

Много хороших фильмов выходит на российские экраны ежегодно. «Ахи» и «охи» восторга раздаются во всех кинотеатрах страны. Смотрящие переносятся во времени ми пространстве, учатся сопереживать, познают мир.

Год Кино завершается… Но кинематограф вечен!

Пришло время проверить работу. Сначала прочитаем выразительно текст.

(Чтение текста учеником.)

Теперь самопроверка. На экране перед вами правильные ответы. Проверьте свои работы и оцените их по следующим критериям:

Нет ошибок или один недочет – «5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».

Если больше допустили ошибок, то вернитесь снова к теории учебника дома, чтобы на следующих уроках работа была выполнена на положительную оценку.

(Самооценивание).

Скажите, есть ли среди вас те, кто выполнил работу на «5»? Я рада. Вы справились с заданием. Молодцы!  

Готовясь к сегодняшнему уроку, я вспомнила строки из стихотворения Юрия Левитанского. Стихотворение «Кинематограф…» было положено на музыку, песню исполнял известный актер Андрей Миронов.  Там есть следующие строки:

Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!

А потом придут оттенки, а потом полутона,

то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.

А потом и эта зрелость тоже станет в некий час

детством, первыми шагами тех, что будут после нас

жить, участвовать в событьях, жить, любить, идти на дно…

Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино! 

Каждый человек сам пишет сценарий своей жизни, и один из эпизодов – это школьная жизнь, уроки, новые знания, которые вы получаете здесь и сейчас. Наш сегодняшний урок подходит к концу. И мне бы хотелось, чтобы вы в любой из предложенных мною форм – в форме синквейна или методом неоконченных предложений охарактеризовали то, чему научились, что осталось в сердце, в голове, в душе после урока. Выберите для себя посильное задание и за работу! Кто выбирает синквейн, вам предлагаются два слова, выбор за вами.

Первый вариант – работа со словом «кино», а второй вариант – работа со словом «подлежащее».

Возможные варианты

Кино

Учит, развивает

Доброе, серьезное, любимое

Кино любят все люди

Искусство

Подлежащее

Главенствует, распоряжается

Основное, необходимое, важное

Подлежащее – главный член предложения

Основа

Неоконченные предложения

1. Сегодня я узнал… .

2. Урок запомнился мне… .

3. Я понял (или Я не понял… ).

4. Мне необходимо это знать.

5.  На уроке мне было… .

(Ответы учеников).

Спасибо. Теперь дело за домашним заданием.

Домашнее задание будет нескольких видов: каждый выберет себе по душе.

Для всех : параграф …,

На выбор письменно выполнить одно из предлагаемых вам заданий:

1. Упражнение

2. Составить кластер «Подлежащее и способы его выражения с примерами из художественных произведений.

3. Написать сочинение-рассуждение «Почему подлежащее называют хозяином предложения?»

4. На основе словосочетаний из первого задания рабочей карточки написать сове впечатление о творческом проекте одноклассников.

Оценки за урок

Спасибо всем за урок. Завтра мы продолжим разговор о грамматической основе предложения. Как пишут в титрах многих фильмов: «Продолжение следует…»

Рабочая карточка

«Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения»

1. Распределите сочетания слов на группы: являются словосочетаниями – не являются словосочетаниями. Объясните, почему вы так решили.

Год кино, кино и театр, неожиданный подход, фильм снят, остаются в памяти, не смотрел, зрители восхищаются, запомнится надолго, старое кино, классика кинематографа, школьный фильм, неизвестные актеры, показ и премьера, идет сериал, режиссерская находка, оператор снимает, заинтересованно смотрел, в течение фильма, талант артиста, публика рада, важная тема, очень познавательный, кино вдохновляет, международный кинофестиваль, российское кино.

2. Заполните таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

3. Найдите в предложения текста подлежащие, подчеркните их и укажите, какой частью речи они выражены.

Люди во всем мире любят ходить в кино.

Кино – неотъемлемая часть нашей жизни. Оно входит в жизнь вместе со сказками. «Приключения Буратино», «Королевство кривых зеркал», «Золушка» сделали детские годы светлыми и добрыми. Со временем интересы меняются… Но кино остается!

Кто-то помнит свой любимый фильм почти наизусть. Остальные могут цитировать отдельные фразы. Учиться на примерах героев фильмов – признак умного человека.

Найдется, пожалуй, лишь несколько человек, не любящих кино. Мне их искренне жаль…

Много хороших фильмов выходит на российские экраны ежегодно. «Ахи» и «охи» восторга раздаются во всех кинотеатрах страны. Смотрящие переносятся во времени ми пространстве, учатся сопереживать, познают мир.

Год Кино завершается… Но кинематограф вечен!

4. Синквейн к словам  «кино» и «подлежащее».

Автор: Синякова Марина Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кокинская основная общеобразовательная школа»

План-конспект урока

(Конкурс «Мой лучший урок)

Учитель русского языка и

литературы  Балобанова

Светлана Владимировна

Кокино, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к плану-конспекту урока

по русскому языку

по теме: «Подлежащее»

        Данный урок русского языка относится к гуманитарному направлению. Тема урока «Подлежащее». Работа  в 8 классе ведется по учебнику С.Г.Бархударов и др., в соответствии с авторской программой М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского .

На реализацию данного курса отводится 102 часа (3ч. в неделю), раздел «Двусоставные предложения». Тема «Подлежащее» первая в разделе.          

                Данный урок соответствует типу: урок изучения нового — традиционный (комбинированный)

 Использовались следующие этапы:

1.Орг.момент.

2.Актуализация  знаний.

 — орфографический диктант;

— подготовка к экзамену.

        3. Формулирование темы и цели урока.

4. Работа с материалом учебника.

5. Первичное закрепление.

6.Закрепление материала на практике:

— выполнение упражнения;

— работа по карточкам;

— тест.

        7. Итог урока.

        8. Домашнее задание.

Начало  урока  организовано. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший.

Далее орфографический диктант, который повторяет орфограммы и способы связи слов в словосочетании. Этот этап плавно подводит к подготовке к экзамену.  На уроке присутствуют  разные формы работы:  письменная и устная. Содержание урока  оптимально, методы обучения — словесный, наглядный. Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Каждый ученик может ответить и проверить свои знания. Очень плавно  подведены дети к теме урока.

 Использованы разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности учащиеся не устанут, хотя плотность урока  высокая.

Структура урока  четкая, соответствует типу и целям урока. На каждом этапе подводятся небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому — плавный. Каждый  учащийся сможет поработать совместно с учителем и самостоятельно.

Тема урока: «Подлежащее».

Тип урока: урок изучения нового — традиционный (комбинированный)

Форма урока: учебный и трудовой практикум

Педагогические технологии:  технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология, ИКТ

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, карточки.

Цель урока:

         Помочь учащимся обобщить сведения о подлежащем, известные  им  из курса  5-7 классов; продолжить формировать умение выделять подлежащее, определять способы его выражения; создание условий для расширения и углубления представления о подлежащем как главном члене предложения.

Задачи урока:

1.Актуализировать знания по теме «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании»

2.Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.

3.Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.

Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.

 За окнами осень – чудесная пора,  золотые краски природы подарят  нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. (слайд 1)

  1. Актуализация знаний.

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Начнем наш урок с повторения орфографии.

(Орфографический диктант с грамматическим заданием).

      Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.

— Проверьте работу по слайду 2. Оцените себя.

— Какими способами могут быть связаны слова в словосочетании?

— Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания. (слайд 3)

— Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Подготовка к экзамену

—  Знания  о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.

–  Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:  каменное строение,  золотой  крест (строение из камня, крест из золота)

—  А что можно построить при помощи словосочетаний?

— Правильно, из словосочетаний строятся предложения.

Р/Р Составьте с любыми 2 словосочетаниями предложения. Подчеркните основу.

— А что составляет основу предложения? Подчеркните подлежащее и сказуемое.

3.Формулирование темы и цели урока:

— Предлагаю выполнить задание.

— Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова. Подчеркните в карточках только подлежащее.  (слайд 4).

Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: (приложение 1)

деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;

реку, Грека, ехал, через;

везёт, на, Соньку, Санька, санках;

Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;

реку, Грека, ехал, через;

везёт, на, Соньку, Санька, санках;

— Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока?

— Верно, сегодня на уроке  мы вспомним, что такое подлежащее, узнаем, какими частями речи, кроме существительного и местоимения, может быть выражено подлежащее; отработаем умение выделять подлежащее.

— Запишем тему урока (слайд 5)

— Вспомним определение подлежащего.

— Что обозначает подлежащее?

— На какие вопросы отвечает?

— Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

— Итак, п о д л е ж а щ е е – главный  член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже. (слайд 6)

— Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего? Об этом узнаем, прочитав параграф 11.

4. Работа с материалом учебника  § 11. Чтение  материала учеником.

5. Первичное закрепление:

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

– Составим таблицу «Способы выражения подлежащего». Разделите тетрадь на 2 колоночки: 1.Способы выражения подлежащего; 2.Примеры.

Для примера сначала запишем вместе. Можно работать в парах.

— Зачитаем, что у вас получилось?

6. Закрепление материала на практике.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

—  Выполним упр.116.

— Выписать из упражнения примеры на разные способы выражения подлежащего.

Упр. 116 . Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначить грамматическую основу предложений. Указать, чем выражены подлежащие.

Поезд ( сущ.) мчался в неясную даль, и я (личн. мест.) вспомнил зимнюю ночь в горах. ( Пауст). 2) Все ( опред. мест.) притихли. Несколько человек ( неделимое словосоч.) оглянулось. Иные ( опред. мест.) вздрогнули. Другие ( опред. мест.) отошли в сторону. (М.Г.) 3) Развевались два полковых знамени( неделимое словосоч.) , поднятые высоко. ( А.Н.Т.)4) Мы с товарищем ( неделимое словосоч.)  выехали до заката солнца. ( Шол.)5) Танцующие  ( прич. в знач. сущ.) теснились и толкали друг друга. ( Купр.)6) Вот раздалося ау ( межд. в  знач. сущ.)  вдалеке. ( Н.)7) Двое  ( числ. в  знач. сущ.) уже обогнали меня. И вдруг подошёл третий( числ. в знач. сущ.) . ( Ю.Олёша) 8) Там, где садилось солнце ( сущ.) , обозначился слабый румянец( сущ.)  зари. (Шукш.) 9) Был уже полдень( сущ.) , когда  мы ( личн. мест.) возвратились в Степанчиково. (Дост.) 10) Дом отдыха ( неделимое словос.) стоял на бугре, поросшем густым осинником и старыми елями. (Пауст.)11) Большинство  знакомых ребят ( неделимое словос.)уже разъехалось по дачам. (А.Г.) 12) Балтийское море( неделимое словос.) глубоко вдаётся в материк Европы. (Н.М.)

— У вас на столе карточки. Запишите предложения, подчеркните  грамматическую основу, укажите чем  выражено подлежащее, ?(отметьте в словах орфограммы) (в парах): (слайд 7 при проверке)

Сытый голодного не разумеет.

Семеро одного не ждут.

Понимать – значит сочувствовать.

Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.

Большое окно было распахнуто.

Большое видится на расстоянии.

Самостоятельная работа.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Посмотрим, как вы сегодня усвоили тему. Выполним тест. (Приложение 2)

Тест.                                                                                                                                                       — Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

а) именем существительным в им.п.:                                                                                                          1. Друзья, поглядите на карту нашей страны.                                                                                            2. Большаков остановил машину и вылез из кабины.                                                                                             3. Играй, гармонь!                                                                                                                                                      4. Сыплет черемуха снегом…                                                                                                                      5. Все сады цветут на этой земле.                                                                                                                                                                                              6. Сам директор открыл собрание.                                                                                                                 7. Эта девочка очень упрямая.                                                                                                                         8. Мне подали письмо.                                                                                                                                         9. Две свечи мерцают слабо.                                                                                                                        10. Оно горы золотило, золотило облака.

б) местоимением:                                                                                                                                                                               1. Все возвещало восход солнца.                                                                                                                       2. Это было десять лет назад.                                                                                                                              3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками.                                                                                      4. Я не спеша вернулся к речке.                                                                                                                                    5. Это имя мне дорого.                                                                                                                                                 6. Некоторые занимались ремеслами.                                                                                                          7. Никто ничего не прятал у себя в карманах.                                                                                                 8. Нет, весь я не умру…                                                                                                                                                           9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете.                                                           10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.

в) неопределенной формой глагола:                                                                                                                                                                                  1. Нарисовать это весьма просто.                                                                                                                              2. О нем можно узнать из газет.                                                                                                                           3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно.                                                                                                 4. Вам никогда не узнать этого!                                                                                                                         5. Встречаться с друзьями – праздник для меня.                                                                                                     6. Наша задача – беречь природу.                                                                                                                           7. Беречь природу – значит охранять Родину.                                                                                                      8. Останавливать работу не рекомендуется.                                                                                                                9. Рисовать с натуры – мое любимое занятие.                                                                                            10. Признать свою ошибку было бы лучше.

д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом:                                                                        1. Весь поселок собрался на центральной площади.                                                                                  2. Мать с сыном пошла гулять.                                                                                                                             3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами.                                                                                                                   4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу.                                                                                  5. Один из гостей произнес юбилейную речь.                                                                                                           6. У этой девочки было золотое сердце.                                                                                                    7. Я сам кляну свое рожденье.                                                                                                                     8. Пять человек расселись около костра.                                                                                                       9. Около ста книг подарено библиотеке.                                                                                                             10. Много дров было припасено на зиму.

7.   Итог урока.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Подведем итог нашего урока.

— У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?

— Тогда у меня есть несколько  вопросов к вам.

1. Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?).

2. Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).

8.   Домашнее задание. (слайд 8)

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

— Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.

Приложение 1

Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:

деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;

реку, Грека, ехал, через;

везёт, на, Соньку, Санька, санках;

Приложение 2

Тест.                                                                                                                                                       — Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

а) именем существительным в им.п.:                                                                                                          1. Друзья, поглядите на карту нашей страны.                                                                                            2. Большаков остановил машину и вылез из кабины.                                                                                             3. Играй, гармонь!                                                                                                                                                      4. Сыплет черемуха снегом…                                                                                                                      5. Все сады цветут на этой земле.                                                                                                                                                                                              6. Сам директор открыл собрание.                                                                                                                 7. Эта девочка очень упрямая.                                                                                                                         8. Мне подали письмо.                                                                                                                                         9. Две свечи мерцают слабо.                                                                                                                        10. Оно горы золотило, золотило облака.

б) местоимением:                                                                                                                                                                               1. Все возвещало восход солнца.                                                                                                                       2. Это было десять лет назад.                                                                                                                              3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками.                                                                                      4. Я не спеша вернулся к речке.                                                                                                                                    5. Это имя мне дорого.                                                                                                                                                 6. Некоторые занимались ремеслами.                                                                                                          7. Никто ничего не прятал у себя в карманах.                                                                                                 8. Нет, весь я не умру…                                                                                                                                                           9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете.                                                           10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.

в) неопределенной формой глагола:                                                                                                                                                                                  1. Нарисовать это весьма просто.                                                                                                                              2. О нем можно узнать из газет.                                                                                                                           3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно.                                                                                                 4. Вам никогда не узнать этого!                                                                                                                         5. Встречаться с друзьями – праздник для меня.                                                                                                     6. Наша задача – беречь природу.                                                                                                                           7. Беречь природу – значит охранять Родину.                                                                                                      8. Останавливать работу не рекомендуется.                                                                                                                9. Рисовать с натуры – мое любимое занятие.                                                                                            10. Признать свою ошибку было бы лучше.

д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом:                                                                        1. Весь поселок собрался на центральной площади.                                                                                  2. Мать с сыном пошла гулять.                                                                                                                             3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами.                                                                                                                   4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу.                                                                                  5. Один из гостей произнес юбилейную речь.                                                                                                           6. У этой девочки было золотое сердце.                                                                                                    7. Я сам кляну свое рожденье.                                                                                                                     8. Пять человек расселись около костра.                                                                                                       9. Около ста книг подарено библиотеке.                                                                                                             10. Много дров было припасено на зиму.

1.2. Подлежащее

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что? ).

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Ср.: На столе лежит карандаш ( книга ) – именительный падеж; Я вижу карандаш ( книгу ) – винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее – одно слово:

Форма Примеры
1. Имя
1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) – противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) – было его девизом.

Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма Значение Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября .
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи
(снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике.

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

План разбора подлежащего

Указать способ выражения подлежащего:

  1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
  2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.

Упражнение к теме «1.2. Подлежащее»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъекта.

lazy placeholder

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

Таблица

Способ Пример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя числительное Семеро одно­го не ждут.
Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле предложения) Грубить — пло­хая привычка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, прилагательное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
Вошедший при­вет­ство­вал присутствовавших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии существительного Наше зав­тра туманно.
Грянуло ура .
7. Различные соче­та­ния слов:
а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские названия;
Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная магистраль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обороты; В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
в) количественно-именные сочетания; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.; На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми прилагательными; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впереди.

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го выступает

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопределенные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в существительное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступками.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли существительного

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное значение

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на театра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфинитивом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли подлежащего.

К упать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся .

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Осознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство .

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфинитива

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состояния

Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но .

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Дарить сча­стье дру­гим — быть самом у счаст­ли­вым .

lazy placeholder

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых укажем

а) име­на собственные

б) име­на нарицательные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — термины

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с существительным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа

(Кто?) Я с бра­том , вой­дя в дом, сня­ли шапки.

Я (с кем?) с бра­том пошел на охоту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли существительного:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калитку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле ветра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла .

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют предикативность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся подлежащим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лабиринта.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Способы выражения подлежащего

sposoby vyrazheniya podlezhaschego

sposoby vyrazheniya podlezhaschego

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 916.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 916.

Подлежащее – один из главных членов предложения. В этой статье мы поговорим о том, какими самостоятельными частями речи оно может быть выражено.

kuchmina nadegda 100

Роль подлежащего в предложении

Подлежащее – это главный член, который называет то, о чем говорится в предложении. Нередко это субъект действия, которое называет сказуемое. Если сказуемое выражено прилагательным, причастием, существительным и т.п., подлежащее – это то, что сказуемым характеризуется.

В некоторых предложениях глагол стоит в пассивном залоге, так что подлежащее называет не субъект, а объект действия: “Трамвай управляется практикантом”. Однако подлежащим все равно считается член предложения, связанный предикативной связью со сказуемым.

Но неизменным остаётся падеж подлежащего – всегда именительный (если подлежащее выражено именной частью речи и падеж вообще возможно определить).

В именительном падеже могут стоять только подлежащее и сказуемое. И наоборот: подлежащее и сказуемое могут стоять только в именительном падеже. Исключение – приложения, изучаемые в 8 классе, которые тоже могут иногда оказываться в этом падеже, если они согласуются с существительным в именительном падеже (Девушка-консультант не ответила) или являются несогласованными (…в журнале “Огонек”).

Способы выражения подлежащего

Чаще всего подлежащее выражается существительным в именительном падеже:

  • Дом стоял на окраине города, у реки.
  • Магазин уже полчаса как открыт.

Нередко подлежащим оказываются и местоимения различных разрядов:

  • Я опоздаю. (личное местоимение)
  • Кто-то постучал в дверь. (неопределенное местоимение)
  • Никто не ответил. (отрицательное местоимение)
  • Что лежит в шкафу? (вопросительное местоимение) и т.д.

Это основные способы выражения подлежащего, но возможны и другие.

Могут быть подлежащими числительные:

  • Восемь – нечетное число.

Чаще в позиции подлежащего оказывается сочетание количественного числительного с существительным:

  • Три котенка лакали молоко.
  • Четверо мальчиков идут по улице.

Подлежащим может быть инфинитив (неопределенная форма) глагола:

  • Путешествовать – его всепоглощающая страсть.

Можно встретить и предложения, в которых подлежащим является синтаксически неделимое сочетание:

  • Анютины глазки уже совсем расцвели.
  • Анна Михайловна передала вам горячий привет из Урюпинска.

Подлежащее может быть выражено (хотя и редко) также междометием (Раздалось всеобщее ах).

Ниже вы видите таблицу с примерами основных способов выражения подлежащего

Часть речи в позиции подлежащего

Пример

Автомобиль остановился у дома.

Что-то звенело в морозном воздухе.

Читать – мое хобби.

Пять – нечетное число.

сочетание числительного с существительным

Трое друзей уже сидели за столиком и разговаривали.

синтаксически неделимое сочетание

Нюра Лапшина принесла щей в кастрюльке.

lazyimg

Что мы узнали?

Подлежащее – один из главных членов предложения. Оно называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее может быть выражено именной частью речи (существительным, местоимением, числительным) в именительном падеже, инфинитивом (неопределенной формой глагола), сочетанием количественного числительного с существительным, синтаксически неделимым сочетанием и т.д.

источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vyrazhenie-podlezhaschego.html

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sposoby-vyrazheniya-podlezhaschego-tablica-s-primerami-8-klass.html

Цели урока:

  • знакомство с главным членом предложения —
    подлежащим;
  • отработка умения находить подлежащее в
    предложении.

Форма работы — групповая.

Ход урока

1. Интрига урока.

Сегодня на уроке нам предстоит заглянуть в не
совсем обычный театр — театр русского языка.

Но для начала я предлагаю взглянуть на доску и
попробовать догадаться, какое слово здесь
спрятано (на доске зашифровано слово грамматика).

(на доске висят три подсказки в конвертах,
каждый раз учитель выбирает одного из учеников,
который вскрывает подсказку).

Подсказка первая. Это строй языка, система
наиболее общих закономерностей употребления его
значимых единиц — слов и предложений. Не
догадались? Ну, а что это за понятие и как оно
относится к нашему занятию вы узнаете в конце
урока.

А тема нашего сегодняшнего урока: «Главные
члены предложения. Подлежащее»

2. Повторение ранее изученного материала.

Вы не раз слышали фразу, что театр начинается с
вешалки или с гардероба, где вы за ваши вещи
получаете номерки. Сейчас вам тоже предстоит
получить номерки, но не за вещи, а за знания. Ваша
задача — закончить мои высказывания (учащиеся
отвечают, получают номерки и рассаживаются по
группам; каждое место в классе пронумеровано;
вопросов должно быть столько, сколько учащихся
на уроке):

  1. Простое предложение — это предложение, в
    котором:
  2. Главными членами предложения являются :
  3. Подлежащее и сказуемое составляют :
  4. Распространенное предложение — это
    предложение, в котором:
  5. Предложение, в котором есть только главные
    члены предложения, называется :
  6. Предложение, в котором две и более
    грамматических основы, называется :
  7. По эмоциональной окраске предложения делятся
    на :
  8. Побудительные предложения — это предложения, в
    которых :
  9. Вопросительные предложения — это предложения,
    в которых :

У некоторых из вас есть счастливые номерки (трое
учащихся получают «счастливые»
номерки),
и я приглашаю вас выйти сюда. А счастливые эти
номерки потому, что вы получили письмо от
режиссера нашего театра, а имя этого режиссера,
как ни странно, вы видите на доске (возвращение
к интриге).

Трое учащихся занимают специальные места и
выполняют задания в конвертах.

3 письма:

Главный режиссер театра «Русский язык»
обращается к вам с просьбой еще раз объяснить
посетителям театра несколько важных
лингвистических понятий и привести примеры:

1. Односоставные и двусоставные предложения

2. Распространенные и нераспространенные
предложения

3. Простые и сложные предложения

Все вы неоднократно ходили в театр. И у всех вас
театр вызывает самые разные впечатления и
эмоции. Ваша задача сейчас рассказать о походе в
театр в 5 предложениях:

1 группа — восклицательные предложения

2 группа — нераспространенные предложения

3 группа — сложные предложения

Возвращение к интриге.

Ну как, догадались, какое понятие скрыто на
доске и как все-таки зовут режиссера театра?

(выбрать кого-то одного, кто лучше отвечал, и он
выбирает подсказку)

Область языкознания представлена двумя
дисциплинами — морфологией и синтаксисом.

Знакомство с новым материалом.

А сейчас я предлагаю вам посетить репетицию в
театре, где происходит обсуждение пьесы «Это
непростое простое предложение». Здесь идет
разговор о том, какой из главных членов
предложения главнее? Существуют разные точки
зрения, но обычно именно подлежащее
характеризуют как грамматически независимый
член предложения, обозначающий предмет речи,
который управляет другим главным членом
предложения сказуемым. Как же выражается в
предложении предмет речи? Какие части речи могут
играть эту роль?

Давайте познакомимся с актерами, которые
мечтают сыграть главную роль — роль подлежащего (на
доске висят актеры — карточки с названиями
частей речи).

Режиссер взял слово: чтобы определить
исполнителя роли, надо знать ее особенности.
Первый претендент на эту роль — имя
существительное (заполняется таблица, учащиеся
подбирают примеры),
так как существительное
называет предмет в широком смысле слова. Главное
условие роли — именительный падеж.

Тут в разговор вмешалось местоимение, которое
тоже попросило назначить его основным
исполнителем главной роли, так как если
существительное называет предмет, то
местоимение указывает на него.

Но режиссер продолжал свою речь. Он назначил
дублеров: прилагательное, числительное, наречие,
глагол (инфинитив), причастие. Таких случаев
немного, но в хорошем спектакле даже
эпизодическая роль должна быть сыграна отлично.

Немного подумав, режиссер продолжил свою речь:
следует иметь в виду, что иногда для исполнения
главной роли понадобятся не слова, а
словосочетания.

Был объявлен перерыв, прежде чем выбирали
актеров на роль сказуемого.

Способ выражения
подлежащего
Пример
Существительное в именительном падеже Солнце перед самым закатом вышло из-за
серых туч.
Местоимение в именительном падеже Со школьных лет я чувствовал красоту
языка.
Прилагательное Стойкий всегда побеждает.
Наречие Сегодня не похоже на вчера.
Числительное Одиннадцать — нечетное число.
Причастие Провожающие стояли у вагона.
Глагол (инфинитив) Встретить друга — большая радость.
Словосочетание Вечером мы с братом будем заливать
каток.

Вывод: в роли подлежащего могут встречаться
практически все части речи русского языка.

Возвращение к интриге.

(вторая подсказка в конверте). Обобщающий
научный труд, содержащий полное системное
описание строя данного языка. Помимо разделов по
морфологии и синтаксису, обычно включает
сведения по фонетике и словообразованию.

Действенное закрепление.

Задания для групп:

1. Каждой группе предлагаются тексты, в которых
нужно выделить подлежащие. Сделать вывод: какая
часть речи чаще всего выражает подлежащее?
Остальные группы внимательно слушают
отвечающего и представитель от группы поднимает
карточки: красная — согласен, синяя — нет.

Наступило время покидать театр, а,
следовательно, нужно пройти через гардероб.
Задача учащихся — выделить подлежащее.

  1. Дежурные внимательно следили за порядком.
  2. Сквозь тучи пробился луч солнца.
  3. Вчера посадили мы дерево.
  4. Люблю грозу в начале мая.
  5. Отправился Иван-царевич на поиски своей
    невесты.
  6. Хороша была Танюша.
  7. Жили-были дед да баба.
  8. Каждый пошел в свой дом.
  9. Комендантша с дочерью удалились.
  10. Кто-то угрюмо молчал.
  11. Для меня жить — значит работать.
  12. Красота есть обещание счастья.

Разрешение интриги.

Грамматика — это правила игры, и в каждом языке
они свои. Что принято в хоккее, может быть не к
месту в футболе. Но одно требование является
общим для всех игр (и даже для игры в театре). Если
правила есть, они должны выполняться, иначе,
какие это правила?

Слова без грамматики — актеры без роли. Роли в
каждом представлении разные, но распределять их
между актерами грамматика обязана всегда.
Например, употребить русское существительное в
«никаком» падеже и числе нельзя. Обязательность
— первое свойство грамматики. Есть и второе
свойство — в любой игре игроки должны
взаимодействовать друг с другом, так и в
грамматике — слова связываются друг с другом по
правилам. Вот и сегодня мы с вами познакомились с
взаимодействием слов друг с другом в
предложении, а на следующих занятиях мы
продолжим это знакомство.

Домашнее задание: написать анонс к спектаклю
«Это непростое простое предложение», выделить
подлежащие.

image001

Сегодня на уроке
нам предстоит поработать исследователями. Мы изучим, что такое подлежащее и
каковы способы его выражения.

На уроке
мы

image002

image003

Слова и
словосочетания, которые входят в состав предложения и выполняют в нем
определенную синтаксическую и смысловую роль, называют
членами
предложения.

image004

Те слова,
которые составляют грамматическую основу предложения,
называются главными
членами предложения.
В двусоставном предложении это подлежащее и
сказуемое.

image005

Роль членов
предложения выполняют самостоятельные части речи.
Это существительное,
прилагательное, местоимение, числительное, глаголы, наречия.

image006

Запомни: служебные части речисоюзы,
предлоги, частицы
членами предложения не бывают.

image007

— А, тогда понятно!
Подлежащее — главный член предложения. Да, я еще помню, что оно отвечает на
вопросы кто? что?

— Да, верно. Но это
еще не все. Подлежащее – это главный член предложения, слово или сочетание
слов, которое обозначает тот предмет, про действие, состояние, качество или
особенности которого сообщается в сказуемом. Значит, это главный член
предложения, который не зависит от других членов предложения.

image008

Самой частой
формой выражения подлежащего является имя существительное в именительном
падеже.

Любопытная
белочка не боится грибников.
Кто? Белочка. Существительное в
именительном падеже.

Двери
открывались и закрывались.
Что? Двери. Существительное в именительном
падеже.

image009

— Понял. Если
отвечает на вопрос кто? что? и выражается существительным в именительном
падеже, то это подлежащее.

— Это еще не все. В
роли подлежащего могут выступать и другие части речи. Например, местоимение.

image010

Они очень
дружили.
Кто? Они. Личное местоимение.

В кухню кто-то
вошел.
Кто? Кто-то. Неопределенное местоимение.

Кто, тебе,
молодец, коня оседлал боевого?
Кто? Подлежащее выражено вопросительным
местоимением.

image011

Немного реже
в роли подлежащего выступают другие части речи.
При этом они
приобретают значение существительного в именительном падеже.

Благородное
разумно.
Что? Благородное. Прилагательное в именительном падеже.

image012

Наконец пришло и
послезавтра.
Что? Послезавтра. Подлежащее выражено наречием.

Двое – это уже
сила.
Кто? Двое. Подлежащее выражено собирательным
числительным.

Ему одному
адресовано это «браво!»
Что? Браво. Подлежащее выражено междометием.

image013

— О, теперь
понятно. Однако есть часть речи, которая является самостоятельной, а подлежащим
не бывает!

— Какая же?

— Это глагол!

— Нет, ты
торопишься с выводами. Как раз инфинитив частенько бывает в предложении
подлежащим.

image014

Например:

Подводить итоги
прошлому – не наша задача.
Что? Подводить. Подлежащее выражено
инфинитивом.

Жить – Родине
служить.
Что? Жить. Снова инфинитив.

image015

Если в
предложении есть составное наименование, то оно тоже может выполнять функцию
подлежащего.

Млечный путь
вырисовывается ясно на чистом зимнем небе.
Что? Млечный путь. Это
составное наименование.

«Горе от ума»
есть результат бытовых наблюдений и известного строя мыслей автора.
Что? «Горе
от ума».
Это составное наименование.

image016

К составным
наименованиям присоединяются синтаксически неделимые словосочетания и
фразеологизмы.

Рассмотрим
следующие примеры.

По дому свободно
разгуливают семь кошек.
Кто? Семь кошек. Это синтаксически
неделимое словосочетание.

И возвращаются
Катя с Капитолиной на рассвете.
Кто? Катя с Капитолиной. Это также синтаксически
неделимое словосочетание.

image017

Внимание!

Изменим число
сказуемого. И возвратилась Катя с Капитолиной на рассвете. В данном
случае подлежащееКатя, так как сказуемое выражено
глаголом единственного числа. С кем? С Капитолиной. Это
дополнение.

image018

Каждый из нас
ждет сочувствия и понимания.
Кто? Каждый из нас. Синтаксически
неделимое словосочетание является подлежащим.

На родине И.С.
Тургенева и ранее бывало много гостей.
Кто? Много гостей.

Таким образом, мы
видим, что синтаксические словосочетания разделить нельзя, так как будет
нарушен смысл предложения.

image019

Рассмотрим случаи,
когда в роли подлежащего выступает фразеологизм.

А в Москве от
его императорского величества, от царёва дядюшки Сергея Александровича,
остались рожки да ножки.
Что? Рожки да ножки.

Как он ни старался,
результатом его действий все равно получался Тришкин кафтан.
Что? Тришкин
кафтан.

image020

— Ну, теперь ты
можешь рассказать, что такое подлежащее?

— Конечно!
Подлежащее
это главный член предложения, который обозначает предмет
и отвечает на вопросы Кто? Что? Оно не зависит от других членов предложения и
может быть выражено любой знаменательной частью речи, а также междометием.

image021

image022

  • Рассказ о подорожнике для 2 класса факты
  • Рассказ о подростках кратко
  • Рассказ о подвиге героев на фронте
  • Рассказ о подвиге защитника отечества
  • Рассказ о подвиге женщины