Проект на тему «Что такое почва» для 3 класса
Цель проекта: В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о том, что такое почва, какими свойствами она обладает. Найти информацию о почвах России и поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам о составе почвы и необходимости её охраны. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.
План проекта:
- Вступление.
- Почва.
- Состав, виды и свойства почвы.
- Почвы России.
- Загрязнение.
- Охрана.
- Вывод.
- Пример готового фоторассказа-презентации.
Доклад к проекту
Жизнь на Земле невозможна без солнечного света и тепла, без воды, без воздуха. Но так же она невозможна и без почвы, потому что именно на ней растут растения, дающие пищу всем остальным живым существам.
Что такое почва
Почвой мы называем тонкий поверхностный слой земли. Он редко простирается более чем на полметра в глубину от поверхности, но именно он является плодородным слоем. На нём растут растения, в нём обитают самые разные живые организмы, занимающиеся переработкой органических останков.
Свойства, вид и состав
Почва обладает рядом уникальных свойств, благодаря чему и развивается её плодородие. Плодородие является важнейшим её свойством.
В ней содержится воздух, что легко проверить, если погрузить кусочек земли в воду. Из него тут же начнут выделяться пузырьки газа. Воздух необходим корням растений для дыхания.
В ней есть вода, даже если земля кажется нам совершенно сухой. Это легко обнаружить, если нагреть землю на стекле. На стекле выступят капельки воды. Вода является основой жизни и её присутствие в почве необходимо.
В почве находятся различные органические останки, которые называются перегноем. Есть в ней также песок и глина.
Учёные делят почву на виды в зависимости от природной зональности. В каждой природной зоне наблюдаются свои, особенные виды почв. Они бывают арктическими, тундровыми, таёжными, лесными, степными, пустынными, тропическими.
Почвы России
Россия является уникальной страной, в которой можно найти практически любой вид почвы. Объясняется это большой протяжённостью территории с севера на юг и с запада на восток.
На крайнем севере находится тундра. Почвенный слой там невелик и беден по составу. Он не является плодородным.
Большую часть нашей страны занимает тайга, огромное лесное море, в котором преобладают подзолистые почвы. Это более плодородный вид, чем тундровые, но для развития сельского хозяйства не подходит.
Наиболее плодородным видом оказывается чернозём. Его можно встретить в средней полосе европейской части России, в природной зоне лесостепи. Чернозём необычайно плодороден, и в регионах его распространения сельское хозяйство процветает.
Достаточно плодородными оказываются также серые лесные и луговые почвы, которых немало в России.
А вот болотистые или пустынные земельные угодья оказываются совершенно неплодородными.
Причины загрязнения
Как и все прочие элементы окружающего нас мира, земли страдают от деятельности человека.
Они загрязняются промышленными и бытовыми отходами и теряют своё плодородие.
Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу различные твёрдые частицы и газы. Они оседают на полях и отравляют их, делают непригодными для выращивания растений. Не зря учёные запрещают собирать ягоды и особенно грибы в промышленных зонах.
Те же заводы, города, выбрасывают огромное количество твёрдых отходов, которые разлагаются веками и всё это время отравляют землю.
Сельское хозяйство также вносит свой негативный вклад в загрязнение. В нём массово используются различные химикаты, которые дают кратковременный положительный эффект, повышая урожайность или уничтожая вредителей, но при накоплении эти вещества становятся ядом.
Ещё одной причиной загрязнения оказываются выхлопы автомобилей.
Необходимость охраны
Загрязняя землю человек лишает себя возможности пользоваться её плодами с максимальной эффективностью. Земля становится неплодородной, непригодной для использования в сельском хозяйстве. А ведь это наше богатство, национальное достояние.
Восстановление повреждённой почвенной зоны может длиться веками.
Вот почему так важно охранять землю. Для этого в нашей стране делается очень много. Контролируется все промышленные выбросы, рекультивируются мусорные свалки, ограничивается использование пестицидов и прочих химикатов. В перспективе переход на экологически чистые источники энергии, которые не загрязняют окружающую среду и в том числе землю.
Вывод:
Благосостояние страны во многом зависит от плодородия её земель. Это понимали и прежде, но в наше время проблема сохранения плодородия почв стоит на одном из первых мест. Берегите почвы, ведь они наше достояние!
Пример презентации – фоторассказа «Что такое почва»
Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.
Дополнительная информация:
- Википедия о почвах
- Тема учебника «Что такое почва»
_______
Средняя общеобразовательная школа
имени Махмуд Кашгари
г. Кентау Южно-Казахстанской области — Казахстан
Урок окружающего мира
3-класс
«Почва. Её состав и свойства»
Составитель:
Карабаева С.С.
учитель начальных классов
школы имени М.Кашгари
Кентау 2015
Тема: Почва. Её состав и свойства.
Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.
Задачи:
Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.
Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.
Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать
в группе, находить общее решение.
Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.
Тип урока: комбинированный; исследование.
Формы и методы:
Объяснительно-иллюстративный;
Проверочные карточки;
Работа в группах и в парах;
Обобщающая беседа.
Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.
2.Психологический настрой на урок.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один,
Сможем ты и я!
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». (Слайд 4, 5, 6)
-Что такое полезное ископаемое?
-Какие виды полезных ископаемых бывают?
Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.
Соедините стрелками правильные ответы. (Слайд 7)
Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. (Слайд 8)
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.
Физминутка (музыкальная пауза)
4.Сообщение темы и цели урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?
-Это земля.
5. Изучение нового материала.
Значение слова «земля» несколько. (Слайд 10)
Это – Земной шар, поверхность, почва.
Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Основные понятия: (Слайд 11)
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – богатая перегноем почва.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Найдите определение почвы в учебнике. (Слайд 12)
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.
Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. (Слайд 14)
Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. (Слайд 15, 16, 17)
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.
Работа в группах:
Составьте схему «круговорот веществ в почве». (Слайд 18)
Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. (Слайд 19)
Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.
В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.
В песчаных почвах много песков.
В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. (Слайд 20)
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. (Слайд 21, 22)
-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.
В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. (Слайд 23, 24)
6. Обобщение и закрепление знаний.
Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. (Слайд 26)
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Карточки для работы в паре: Раскрасить. (Слайд 27)
Практическая работа: Состав почвы.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-Какого она цвета?
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
-Проведём опыты:
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Работа в группах:
Составить схему-кластер – из чего состоит почва. (Слайд 29)
Работа с тестом: (Слайд 30, 31, 32)
1.Плодородие почвы зависит от количества:
А) песка
Б) перегноя
В) глины
Г) солей
2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
А) песок
Б) глина
В) перегной
Г) ил
3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
А) вода
Б) воздух
В) камни
Г) соли
7. Итог урока.
Это интересно! Образование почвы. (Слайд 33)
1см почвы за 250-300 лет
20см за 5-6 тысяч лет
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
8. Рефлексия.
Давайте прикрепим свои смайлики на доске. (Слайд 35, 36)
Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.
У меня не всё получилось, но я постараюсь.
Ничего не понятно на уроке.
Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.
(Слайд 37)
-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.
9. Выставление оценок.
Оценка учеников по подсчёту смайликов.
10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.
Список литературы:
1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.
2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.
3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki.Докучаев В.В.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki. Почва.
6. https://www.google.kz. Состав и строение почвы.
7. https://www.youtube.com. Путешествие дождевого червячка.
8. https://www.youtube.com.Видеоурок «Как образуется почва» Шарова И.В. 2011г.
9. http://nachalka.edu.ru/
10. https://www.google.kz/search
Окружающий мир, 3 класс
Урок 8. Что такое почва
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Почва как верхний плодородный слой земли;
- Основные свойства почвы и ее состава;
- Значение плодородия почвы для растений;
- Роль животных в улучшении плодородия почвы.
Глоссарий по теме:
Почва – верхний слой земной коры.
Почвоведение – наука о почве.
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Докучаев В. В.
Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
Правильный вариант:
2. Соедините изображения и названия животных.
Правильный вариант:
| | |
Медведка | Крот | Дождевой червь |
Комментарии преподавателя
1. Приветствие
Наш урок будет посвящен почве и её образованию. И высокое дерево, и маленькая травинка укрепились своими корнями в земле, вернее в её верхнем слое, который называется почвой.
Рис. 1. Почва (Источник)
2. Образование почвы
А как же образовалась почва? Основа образования почвы – горные породы Земли. Дно водоёмов, равнины, горы сложены из горных пород, которые в течение миллионов лет разрушались под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов. Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в трещинах скал, скатываются вместе с потоками воды в низкие места. В трещины легко проникают вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений. В результате на камнях прорастают пучки трав, мелкие кустарники и даже деревья. Корни растений продолжают расширять трещины, разрушая породы.
Рис. 2. Проросшие растения на камне (Источник)
Проходят годы, образование почвы – процесс очень длительный. Через тысячу лет у подножия скал из остатков растений образуется почва. Это верхний плодородный слой земли толщиной до 2 см. На мягком вулканическом пепле этот процесс происходит быстро, всего за 50-60 лет. Животные принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений, а когда гибнут, сами становятся её частицами. Итак, образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием всех компонентов природы: солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы, действуя друг на друга, образуют почву. Нет горных пород и живых организмов – не будет и почвы. Нет воды и воздуха – почва не образуется.
Давайте вспомним прогулку в осенний лес. Сможете доказать на основе своих наблюдений, что почва связывает в единое целое неживую и живую природу?
Рис. 3. Осенний лес (Источник)
Сухие листья, хвоинки, травы, веточки деревьев падают на землю и скапливаются в самом верхнем её слое. Под опавшими листьями и ветками находятся песок и глина, мелкие камешки, останки животных и растений, перегной, а это относится к неживой природе. Всё это скоплено корнями растений, ведь каждое растение берёт из почвы питательные вещества. В почве всегда присутствуют бактерии, грибы, мелкие животные, а это относится к живой природе. Кто берёт из почвы питательные вещества, мы знаем. А кто же их вновь пополняет? Ведь если запасы не пополнять, то почва быстро оскудеет. Животные почвы прокладывают в ней ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки растений, а бактерии, которые всегда живут в почве, превращают эти остатки в перегной.
Листья и травы разлагаются в почве сравнительно быстро. Всего через полгода они превращаются в прекрасные удобрения. Таким образом, питательные вещества постоянно возвращаются в почву и вновь расходуются растениями. Происходит почвенный круговорот. Почва связывает в единое целое неживую и живую природу.
3. Животные, обитающие в почве
А каких животных можно увидеть в почве? В лесной подстилке замерла божья коровка, что-то перетаскивают в свои подземные жилища муравьи, а вот кроты и дождевые черви проводят в почве всю свою жизнь.
Рис. 4. Божья коровка (Источник)
Рис. 5. Муравьи (Источник)
А земляной шмель только зимует. Лягушки и улитки прячутся в почве от дневной жары, а майские жуки откладывают яйца, из которых появляются их потомства.
Рис. 6. Земляной шмель (Источник)
Жуки проникают в почву на глубину до 2 метров, муравьи – до 3 метров. Кроты – до 5 метров, а дождевые черви – до 8 метров.
4. Крот и почва
Кроты приносят очень большую пользу почве, прокладывая глубокие ходы, кроты выбрасывают землю на поверхность, а эта земля в полтора раз богаче кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.
Рис. 7. Крот (Источник)
Учёные подсчитали, что в березовом лесу кроты поднимают из глубины на поверхность такой обогащённой земли до 10 тонн на гектар. Получается, что большую часть берёзового леса удобряют кроты. А ещё в небольших кучках в земле, кротовинах, скапливается вода, которая увлажняет почву.
5. Пищевая зависимость обитателей почвы
Чем же питаются животные почвы? Они питаются остатками живых организмов, корнями растений и другими мелкими животными. Корни одуванчиков грызут личинки майских жуков, а личинками любят лакомиться кроты. Крот, наевшись, отправляется спать, и спит часа 4, проснувшись, он немедленно отправляется искать себе пищу. Делая глубокие ходы, крот постоянно натыкается на вредных насекомых и их личинок. За сутки крот съедает столько, сколько весит сам и даже больше. Голодать крот не может, 17-18 часов без еды для него губительны. Вот поэтому зимой кроты не могут залечь в спячку.
Между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость: корень одуванчика – личинка – крот. Не будет одуванчика – погибнут личинки, не будут личинок – будут голодать кроты. Поэтому ученые считают, что все живые организмы связаны между собой цепями питания. Пищевая цепь показывает, кто кого ест. Между обитателями почвы существую очень много цепей питания, но в каждой такой цепи, первое звено – это растение. Ведь только оно способно на свету образовывать питательные вещества из углекислого газа и воды с растворёнными в ней минеральными солями. Второе звено – растительноядные животные, третье звено – хищные и всеядные животные. Когда хищные или всеядные животные погибают, то их останки становятся пищей для бактерий и других мелких животных.
6. Подведение итогов
Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва – это единство живой и неживой природы, как образуется почва, и какие существуют цепи питания.
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/kak-obrazuetsya-pochva
источник презентации — http://prezentacii.com/biologiya/10217-chto-takoe-pochva-3-klass.html
источник видео:
http://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A
http://www.youtube.com/watch?v=KDT-ICNPXVg
План-конспект урока
Предмет: Окружающий мир, 3 класс.
Тема: «Что такое почва».
Тип урока: изучения нового материала.
Цель урока: сформировать представление о почве: ее составе и свойствах
Образовательная:
—формировать у учащихся понятия «почва», познакомить с составом почвы, ее свойствами;
— формировать элементарные представления о процессах образования почвы;
Предметные:
— получат представление о составе почвы и процессах ее образования;
— научатся с помощью опытов, исследовать основные свойства почвы
Развивающая:
— развить пространственное мышление;
— продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений;
— развивать исследовательский подход к изучению природных объектов;
Метапредметные:
— приобретут первоначальные умения выдвигать гипотезы и доказывать их;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— формулировать выводы;
— проводить простейшие исследования
Воспитательная:
— формировать элементы научного мировоззрения учащихся;
— формировать ответственное отношения к учёбе:
— прививать интерес к учебе и учебному предмету;
— воспитывать организованность, прививать навыки бережного обращения к природе.
Личностные:
— осознавать значимость процесса познания;
— почувствовать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование
Образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, презентация;
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности урока.
-Начинаем наш урок
II. Проверка домашней работы
Тест: «Верно — неверно» (Исправьте ошибки)
1. Полезные ископаемые – это горные породы.
2. Людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых, называют строителями.
3.Глину, известняк используют как топливо.
4.Твёрдые горные породы при нагревании расширяются.
6. В камнях из-за изменений температуры образуется глина.
7. Воздух, ветер, дождь разрушают горные породы.
8. Песок добывают в шахтах.
9. Торф называют горючим полезным ископаемым.
10. Чтобы добыть природный газ, роют карьеры.
11. Песок используют для производства стекла.
12. Гранит – рыхлая горная порода, состоящая из песчинок.
13. Люди должны расходовать полезные ископаемые бережно и экономно.
14.Из железных руд получают бензин, керосин.
15. Горные породы встречаются не только в горах, но и под асфальтом улиц и площадей.
— Давайте проверим ответы.
III. Постановка проблемной учебной задачи.
— Прослушайте сказку и попробуйте догадаться, о чём идёт речь.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Положишь горсточку семян. Она превратиться во множество огурцов, редисок, помидоров, морковок.
— Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
— Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле.
Как она называется?
Это Земля. Какие значения есть у слова «земля»? (слайд 1)
— Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
— Почва относится к живой или неживой природе? (предположения учащихся)
(Почва – это смесь неживых веществ, но она населена большим количеством и живых существ. В ней есть бактерии, грибницы, корни растений, копают ходы кроты и дождевые черви)
III. Открытие нового знания.
-Что вам хотелось узнать о почве?
— Что такое почва? ( Учёные дали определение, что почва – это верхний плодородный слой земли)
— Что значит, верхний слой — понятно.
— Что значит плодородный (плоды рождает)? (Предположение учащихся)
(В нём хорошо растут растения и дают урожай, и не обязательно растут плоды.)
— Но прежде узнаем, как образовалась почва?
— Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Почвы не было. Были скалы. В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Днём камень нагрелся, а ночью остыл. В камне появляются трещинки. И за сотню тысяч лет они становятся больше. В трещинку зальётся вода, замёрзнет и немного трещинку раздвинет. Потом становятся большие трещины, отваливаются куски. И разрушается глыба. Появляется множество камней. С годами камешки крошатся и ломаются на маленькие кусочки. Так образуется песок.
— На песке начинают расти некоторые растения. Но песок почвой не назовёшь. Но растения растут и отмирают. Так образуется перегной.
— Чем больше перегноя, тем больше растений растут. От перемены температуры и от дождей трескаются и разваливаются песчинки, образуя каменную пыль (глина).
— А если появилась каменная пыль и перегной, значит появилась почва.
Практическая работа
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными (почвоведы), которые изучают состав и свойства почвы.
Опыт №1
Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:
1. Какого цвета почва?______________________________
2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________
3. Из чего состоит почва?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3
(Прочитать опыт 2 на с.69)
Какой можно сделать вывод?
__________________________________________________________________
Закончи предложение: «Если вдруг на Земле исчезнет почва, то…..»
Вывод: В почве есть ………….. Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
1. В почве есть воздух.
2. В почве есть вода.
3. Почва не удерживает воду.
4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? (Это перегной)
Главная часть почвы – перегной.
Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы.
Животные и почва. Польза или вред?
— А какие же животные обитают в почве?
Обратимся к учебнику на стр. 70. Расскажите, какие животные изображены на иллюстрации? Пользу или вред они приносят?
-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
Игра:
-Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет. (бумага, стекло, дождевой червь, крот)
-Давайте предоставим им самим слово.
-Я — бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.
-Я- стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар.
-Я- крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.
-Я- дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.
VI. Первичное закрепление.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
1. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
2. Основное свойство почвы. (Плодородие.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.
VII. Итог урока.
— Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока.
-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.
1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
2. Животные, которые рыхлят почву? (Черви)
3. Вещество, помогающее корням растений дышать (Воздух.)
4.Вещество, повышающее плодородие (перегной)
5. Основное свойство почвы (плодородие)
— Закончи предложение: «Если вдруг на Земле исчезнет почва, то…..»
В разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, нужно беречь почву.
Академик Докучаев Василий Васильевич называл почву кормилицей человека и говорил, что она для нас дороже нефти, угля и золота.
Приложение:
Тест: «Верно — неверно» (Исправьте ошибки)
1. Полезные ископаемые – это горные породы.
2. Людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых, называют строителями.
3.Глину, известняк используют как топливо.
4.Твёрдые горные породы при нагревании расширяются.
6. В камнях из-за изменений температуры образуется глина.
7. Воздух, ветер, дождь разрушают горные породы.
8. Песок добывают в шахтах.
9. Торф называют горючим полезным ископаемым.
10. Чтобы добыть природный газ, роют карьеры.
11. Песок используют для производства стекла.
12. Гранит – рыхлая горная порода, состоящая из песчинок.
13. Люди должны расходовать полезные ископаемые бережно и экономно.
14.Из железных руд получают бензин, керосин.
15. Горные породы встречаются не только в горах, но и под асфальтом улиц и площадей.
Опыт №1
Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:
1. Какого цвета почва?______________________________
2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________
3. Из чего состоит почва?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3
(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)
Какой можно сделать вывод?
__________________________________________________________________
Закончи предложение: «Если вдруг на Земле исчезнет почва, то…..»
Опыт №1
Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:
1. Какого цвета почва?______________________________
2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________
3. Из чего состоит почва?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3
(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)
Какой можно сделать вывод?
__________________________________________________________________
Закончи предложение: «Если вдруг на Земле исчезнет почва, то…..»
Опыт №1
Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:
1. Какого цвета почва?______________________________
2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________
3. Из чего состоит почва?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3
(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)
Какой можно сделать вывод?
__________________________________________________________________
Закончи предложение: «Если вдруг на Земле исчезнет почва, то…..»
Опыт №1
Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:
1. Какого цвета почва?______________________________
2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________
3. Из чего состоит почва?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3
(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)
Какой можно сделать вывод?
__________________________________________________________________
Закончи предложение: «Если вдруг на Земле исчезнет почва, то…..»
Опыт №1
Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:
1. Какого цвета почва?______________________________
2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________
3. Из чего состоит почва?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3
(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)
Какой можно сделать вывод?
__________________________________________________________________
Закончи предложение: «Если вдруг на Земле исчезнет почва, то…..»
Опыт №1
Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:
1. Какого цвета почва?______________________________
2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________
3. Из чего состоит почва?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3
(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)
Какой можно сделать вывод?
__________________________________________________________________
Закончи предложение: «Если вдруг на Земле исчезнет почва, то…..»
Опыт №1
Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:
1. Какого цвета почва?______________________________
2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________
3. Из чего состоит почва?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3
(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)
Какой можно сделать вывод?
__________________________________________________________________
Закончи предложение: «Если вдруг на Земле исчезнет почва, то…..»