Рассказ о платке как о чуде 3 класс

В рамках акции дни оренбургского пухового платка в библиотеках переволоцкого района состоялось более 40 мероприятий в формате офлайн и онлайн


В рамках акции «Дни Оренбургского пухового платка» в библиотеках Переволоцкого района состоялось более 40 мероприятий в формате офлайн и онлайн .

В библиотеках оформлены книжно — иллюстрированные выставки «Вслед за ниточкой пуховой», «Народные праздники на Руси», «Сотворение чуда», «Чудо земли Оренбургской». На выставках представлена литература об истории возникновения одного из самых почитаемых на Руси православного и народного праздника — Покрова Пресвятой Богородицы, о становлении и развитии пуховязального промысла, о традициях использования оренбургского платка и паутинки в народном и городском женском костюме.

Вниманию читателей представлены выставки-инсталляции: «Оренбургский платок» (Родничнодольский филиал), «Платок пуховый» (Мамалаевский филиал), «Нетающий узор» (Чесноковский филиал), «Пуховый платок — символ Оренбуржья» (Южный филиал). Выставка -экспозиция «Оренбургский пуховый платок» организована в Кичкасском сельском филиале.

Оренбургский пуховый платок — рукотворное чудо оренбургских умельцев давно стал брендом Оренбуржья. Выставки пуховых изделий были организованы в Татищевской, Чесноковской, Япрынцевской, Капитоновской сельских библиотеках. Библиотекари и местные мастерицы провели и разместили в социальных сетях мастер-классы «Зарождение ажурной паутинки», «Сотворение чуда», «Оренбургский пуховый платок».
Сотрудники центральной детской библиотеки, совместно с работниками Народного историко-краеведческого музея провели фольклорный праздник «Пришёл батюшка Покров» для участниц клуба многодетных мам «Мы — мамы!». Гости праздника приняли участие во флешмобе «#В Покров день платок надень».

В Кубанском филиале прошел час познания и открытий «Платков и шалей пестрый хоровод». В дни акции организованы краеведческие часы «Пуховый символ Оренбуржья» в Сеннинской и Татищевской сельских библиотеках. В Садовой сельской библиотеке состоялся круглый стол «В краю Оренбургской паутинки». Заведующая Кичкасским филиалом совместно с работниками сельского Дома культуры для студентов Аграрного колледжа провела урок-подиум «Оренбургский пуховый платок» и разместила в социальных сетях онлайн-квиз «История пуховязального промысла».
Сотрудники центральной библиотеки им. А.С.Пушкина, Япрынцевского и Кутлумбетовского филиалов подготовили видео — ролики «Оренбургский пуховый платок», «Покров Пресвятой Богородицы», «Красива, бела, как снежиночка — Оренбурская паутиночка», «Возрождение пуховязального промысла».

Красочные фотозоны были организованы в центральной библиотеке им. А. С. Пушкина, центральной детской библиотеке, Татищевском и Кичкасском филиалах.

Информация о мероприятиях размещена на сайте Переволоцкой центральной библиотеки им. А.С. Пушкина ( https://perev-biblio.ru/about ), на страницах социальных сетей «Одноклассники» ( https://ok.ru/profile/565920121431 ), «Вконтакте» ( https://vk.com/id423172090 ), «Мой мир» ( https://my.mail.ru/mail/perev.biblio/ ).

Ещё новости о событии:

randpoint5

«Дни оренбургского пухового платка» в Гайском городском округе

В учреждениях Централизованной клубной системы Гайского городского округа прошел цикл мероприятий к Покрову дню.
18:13 18.10.2021 Культура Оренбуржья — Оренбург

Акция «Дни Оренбургского пухового платка» в библиотеках Переволоцкого района - Библиотечный портал

Акция «Дни Оренбургского пухового платка» в библиотеках Переволоцкого района

В рамках акции «Дни Оренбургского пухового платка» в библиотеках Переволоцкого района состоялось более 40 мероприятий в формате офлайн и онлайн .
15:41 18.10.2021 Библиотечный портал — Оренбург

Детям о пуховом платке - Газета Сорочинский вестник

Детям о пуховом платке

«Оренбургский пуховый платок» — тема классного часа, который прошёл в начальных классах Николаевской средней школы.
12:14 18.10.2021 Газета Сорочинский вестник — Сорочинск

Пришел Батюшка Покров - Централизованная библиотечная система

Пришел Батюшка Покров

14 октября в рамках областной акции «В Покров день – платок надень!» на базе школы НОШ № 11 был проведен краеведческий час «Пришел Батюшка Покров».
11:55 18.10.2021 Централизованная библиотечная система — Бузулук

Новости соседних регионов по теме:

Акция «Дарю книгу библиотеке!» - ЦБС Энгельсского района

Акция «Дарю книгу библиотеке!»

Постоянные читатели читального зала Центральной городской библиотеки приняли участие в акции «Дарю книгу библиотеке!».
11:07 18.10.2021 ЦБС Энгельсского района — Энгельс

Подмосковье на выставке художественных промыслов представят четыре предприятия - I-Podmoskovie.Ru

Подмосковье на выставке художественных промыслов представят четыре предприятия

Работы разместят на выставке «Подарки. Актуальные промыслы» с 18 по 20 октября в Центре международной торговли в Москве.
13:10 16.10.2021 I-Podmoskovie.Ru — Подмосковье

randpoint2

Четыре народных художественных промысла Подмосковья представят на выставке «Подарки. Актуальные промыслы»

Работы четырех предприятий народных художественных промыслов Московской области будут представлены на выставке «Подарки.
12:13 16.10.2021 Дмитровский вестник — Дмитров


       УМВД России по Оренбургской ежегодно осуществляет отбор и направление в образовательные организации МВД России по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета

        На очное обучение направляются
ОМВД Асекеевского района

Заслуженный врач России Геннадий Онищенко заявил, что ЕГЭ в 2022 году должен пройти нормально и в обычном режиме - Ural56.Ru
Заслуженный врач России, врач-эпидемиолог Геннадий Онищенко заявил, что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 2022 году должен пройти нормально и в обычном режиме.
Ural56.Ru

Жителей Новотроицка приглашают посетить выставку «Все оттенки радости» - НоКС ТВ
«Все оттенки радости»…. Именно так называется творческая выставка, авторами которой являются Гульнара Бугдаева и 17 ее учеников, занимающихся в художественной мастерской под чутким руководством педагога.
НоКС ТВ

В Акбулаке женщина перевела мошенникам больше четырех миллионов рублей - OrenGrad.Ru
Местная жительница хотела получить в интернете пассивный доход, но лишилась всех своих накоплений.
OrenGrad.Ru

В тройном ДТП в Шарлыкском районе пострадал 11-летний ребенок - OrenOnline.Ru
Сегодня, 3 января, в Шарлыкском района произошла автоавария с тремя автомобилями, сообщили в региональном МЧС.
OrenOnline.Ru

В Оренбурге подросток надел кольцо и едва не лишился пальца - Газета Оренбуржье
Накануне на единый номер спасения «112» позвонили родители 13-летнего подростка из Оренбурга.
Газета Оренбуржье

Сотрудники полиции призывают граждан сообщать о фактах продажи фиктивных документов о прививках против коронавируса (COVID-19) и отрицательных результатах теста. - ОМВД "Абдулинский"
УМВД России по Оренбургской области предупреждает: за махинации с сертификатом о вакцинации против COVID-19 предусмотрена уголовная ответственность!
ОМВД «Абдулинский»

В Оренбуржье подросток лишился пальцев на руке - Газета Сорочинский вестник
В Саракташском районе бригада скорой медицинской помощи доставила в больницу 13-летнего подростка с травматической ампутацией четырёх пальцев правой руки.
Газета Сорочинский вестник

Коронавирус в Оренбургской области и Новотроицке: 4 января - Ntr.City
Минздрав Оренбуржья обновил данные по COVID -19 в регионе.

В Оренбургской области официально зарегистрировано 105 новых случаев коронавирусной инфекции.
Ntr.City


Вышел в свет ожидаемый фильм Дениса Платонихина «История Оренбуржья». Это обширный рассказ становления Оренбургского края с древнейших времен до настоящего времени.
В Гае.Ru

В Орске скончался участник битвы под Москвой Николай Кожеватов - Orenburg.Media
В Оренбургской области на 99 году жизни скончался Николай Кожеватов, единственный орчанин, участвовавший в битве под Москвой.
Orenburg.Media

В музейно-выставочном комплексе Новотроицка прошли традиционные новогодние представления - Ntr.City
Фото: Музейно-выставочный комплекс Новотроицка

Традиционно в музейно-выставочном комплексе Новотроицка организуются праздничные новогодние представления.
Ntr.City

Мартовский снег

«Мартовский снег» — картина И.Э. Грабаря, на которой изображена молодая девушка с коромыслом на фоне деревенского пейзажа. Автор создал свое творение по всем правилам импрессионизма.

На картине Грабарь изобразил весенний деревенский пейзаж. Девушка идет за водой и несет на плече коромысло с двумя ведрами. «Пришел марток, надевай семь порток» — эта народная пословица очень актуальна, потому как в России март месяц довольно прохладный и сырой. Вот и девушка на картине одета по-мартовски: на ней телогрейка, длинная юбка, а на голове платок из теплого материала.

Вечереет. На снегу видны тени деревьев. Снег потихоньку тает. Неподалеку стоит колодец, к которому ведет тропинка. Девушка направляется к колодцу, чтобы наполнить ведра свежей водицей.

Видны деревенские избушки. Деревья скинули снег со своих ветвей и с нетерпением ожидают прихода теплых весенних дней. Земля все ещё покрыта белоснежным одеялом и пока не думает с ним расставаться.

Несмотря на то, что на дворе стоит календарная весна, зима всё еще не собирается сбрасывать с себя властные полномочия.

Однако, уже ощущается дыхание весны и снежная толща постепенно сдаётся под натиском мартовского солнца, лучи которого греют все больше и больше.

Глядя на картину, чувствуется красота природы, а также умиротворение и спокойствие. Вокруг очень тихо, и слышны лишь шаги девушки: она идет по подтаявшей корочке снега, которая хрустит под её ногами. Картина передает красоту и гармонию деревенского пейзажа. Автор изображает жизнь простых деревенских жителей российской глубинки.

У зрителя картина вызывает лишь положительные эмоции, так как она написана легко, незамысловато, душевно. Видно, что автор очень любит природу и посредством своего таланта передает зрителю всю прелесть и красоту сельской местности.

Картина «Мартовский снег» написана в 1904 году. Сегодня она хранится в Третьяковской Галереи. Изображенный автором мартовский день на фоне деревенского пейзажа оставляет исключительно приятные впечатления у зрителя. Глядя на произведение Грабаря,зритель словно ощущает возрождающуюся от зимней спячки природу и наслаждается гармонией природы.

Описание картины Мартовский снег

Автор картины «Мартовский снег» И. Э. Грабарь выбрал для своего полотна простой сюжет из деревенской жизни. Привычный сельский пейзаж, дополненный деревянными домиками и девушкой с коромыслом.

Необычна в этом холсте художественная манера, которая создает выразительную, снежную фактуру.

Уверенные, щедрые шаги кисти, рисующей разноцветные тени и яркие блики, сразу дают понять зрителю, кто здесь главный герой.

Мартовский снег окружил все пространство своим роскошным, светлым настроением. Холодная, зимняя белизна уже отступила. Робкое, весеннее солнце окрашивает хрупкий ковер во множество выразительных оттенков. Прекрасная селянка в ярких одеждах шествует по темной, подтаявшей тропинке. Ежедневная суета поглотила ее, она не может остановиться и полюбоваться прекрасным мартовским снегом.

Все пейзажные элементы, составляющие сюжет картины, устремлены за пределы периметра полотна. На переднем плане видна небольшая часть дерева, тени которого создают интересный узор на рельефном снежном пространстве. Темные дорожки скрываются за кадром. И, кажется, что и девушка вот-вот выйдет из картины, чтобы оставить зрителя наедине с этим красивым «Мартовским снегом».

3 класс. 5 класс.

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-grabarya-i.e/cochinenie-opisanie-kartinyi-grabarya-martovskij-sneg

Описание картины «Мартовский снег» Грабаря: материалы для сочинения

«Мартовский снег». И. Грабарь

И. Э. Грабарь — выдающийся русский художник и культурный деятель, автор множества знаменитых картин. В этой статье представлено описание картины «Мартовский снег» Грабаря, материалы для сочинения, анализ произведения.

Смотрите: Описание других картин

Картина «Мартовский снег» была написана И. Грабарем в 1904 г. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 80 х 62 см. Картина «Мартовский снег» находится в Государственной Третьяковской галерее.

Описание картины «Мартовский снег» из книги «Творчество Игоря Грабаря»:

«В «Мартовском снеге» (1904) Грабарь усиливает ощущение шероховатости живописной фактуры. Грабарь сумел создать свой неповторимый стиль, обрел собственную индивидуальность.

Природа России предстала в картинах художника в новом облике, заискрилась радужными красками, наполнилась простором, воздухом. Свет, озаривший каждый уголок холста, создал радостное и бодрое настроение.

«Признанный жизнелюбец», как сам себя аттестовал художник, в окружающем мире искал мотивы, отмеченные радостной нотой, отвечающие его темпераменту.

Разумеется, не мог он остаться равнодушным к моменту, предвещающему наступление весны.

В окрестностях подмосковного села Дугина, в деревне Чурилково Грабарь увидел типичный сельский уголок с перспективой подтаявшей дороги и холмистыми далями. «Тема весеннего, мартовского снега, осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем» увлекла художника.

Ко времени создания этой картины Грабарь освоил законы живописного и композиционного мастерства, свободно управлял всеми средствами выразительности.

Работая на натуре, по собственным его воспоминаниям, он «писал с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары».

Самой подходящей формой, с помощью которой Грабарю удалось освободиться от традиционной привязанности к подробной разработке сюжета, свойственной пейзажу XIX века, стала форма этюда, требующая чрезвычайно быстрой фиксации впечатлений художника на холсте. Как импрессионисту, ему свойствен совершенно новый подход к самому творческому процессу как к прекрасному акту, воссоздающему красоту.

Художник испытывает радостное волнение от увиденного в природе и от своей власти передать цветом, красками солнечный свет, воздушную среду. Следуя советам основоположника импрессионизма Камиля Писсарро, Грабарь пишет уверенно, смело, охватывая глазом целостную картину природы, не сосредоточиваясь на одной точке, наблюдая за воздушной перспективой от первого плана до горизонта.

Красочная гамма подчинена общему замыслу. Грабарь сопоставляет светлые, почти прозрачные и более темные интенсивные массы цвета, пространство между которыми заполняется промежуточными тонами. Каждый из множества мелких мазков и мазочков в красочной гамме у Грабаря положен соответственно цветовой форме изображаемого предмета — ветви, ствола, тени от дерева.

Сочинение по картине Грабаря Мартовский снег 3 класс

Этот художник, по праву считается мастером деревенского пейзажа, так как большинство его работ выполнена в этом уникальном русле. Картина «Мартовский снег», показывает зрителю всю красоту и девственность русской природы.

При помощи красок, наш мастер сумел передать всю самобытность деревенской жизни и ее нерушимый уклад, который поражает своим позитивизмом, так как мы сразу же заряжаемся положительными эмоциями, которых нам иногда так не хватает. На переднем плане этой работы, мы видим простую деревенскую девушку, которая несет воду при помощи незамысловатого деревенского атрибута. Коромысло, является как бы символом, который соединяет прошлое и настоящее.

Описание картины Грабаря Мартовский снег

Эта картина Николая Грабаря появилась на свет в 1904 году. В ней преобладают белый и коричневый цвета – два наиболее характерных цвета марта, когда зима отступает, а весна настаивает на своих правах.

Погода стоит теплая и безветренная. На переднем плане картины виден участок поля или огорода, покрытый снегом. Он уже рыхлый, начал подтаивать. Его структуру художник передал крупными мазками, тем самым подчеркнув неровную поверхность снежного покрова. Снег не чисто-белый, а с голубым и даже сиреневым отливом, перемешанным с легкими золотистыми отблесками солнца. Оно ярко светит.

Хотя само солнце и небо на картине не видны, но отсутствие облаков и ясная погода просматриваются по четким теням, которые отбрасывают деревья. Их длинные синие тени с правого угла тянутся к середине картины. Справа как раз виден край одного дерева. Коричневое, с остатками прошлогодней листвы оно греется под лучами мартовского солнца и готовится скоро зазеленеть.

На центральном плане картины проходит тропинка, разделяя снежное пространство. Она коричневая, мокрая. Снег на ней уже растаял и смешался с землей. Такого же грязно-коричневого цвета более широкая дорога, к которой ведет тропинка. Туда направляется девушка с коромыслом на плече.

Она с двумя ведрами идет к колодцу, чтобы набрать воды. Девушка одета в черный кафтан и пышную светлую юбку, голова повязана белым платком. Солнце как раз скользит своими теплыми лучами по ее стройному силуэту.

Девушка идет широким уверенным шагом, спешит, придерживая коромысло одной рукой.

На дальнем плане справа видно небольшое деревянное строение. Возможно это и есть крытый колодец. Он выполнен в виде деревянного сруба, светло-коричневый, также греется на солнышке. Именно к нему ведет более широкая, уже хорошо протоптанная крестьянами дорожка.

На дальнем плане слева изображен ряд построек. Это простые деревянные дома. Их темно-красные крыши выделяются яркими пятнами на фоне белеющего вдалеке снега. Поскольку на крышах не осталось и следа от снежных шапок, значит, солнце пригревает уже не первый день.

Возле домов расту деревья, они коричневые, с остатками пожухлой листвы, практически сливаются с брусьями строений. К домам ведет светлая тропинка, должно быть по ней прошлись только раз, поэтому снег и не растаял. Вдалеке снежные просторы сливаются с горизонтом.

Несмотря на обилие белого с легкой синевой снега, картина получилась очень теплая, ведь она вся освещена солнцем. Его лучи касаются всего вокруг и согревают после долгой зимы. Воздух прохладный, влажный, в нем пахнет весной. Уже не хочется ни снега, ни морозов. И люди, и природа устали от зимы и с нетерпением ждут, когда весна окончательно вступит в свои права.

Сочинение описание по картине Грабаря Мартовский снег

Одно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь пойдет о первом непредсказуемом месяце весны – марте. Этот месяц как – будто бы вселяет в человека надежду на скорое потепление, однако он еще не в силе полностью изгнать все зимние отголоски. Художник очень хорошо подметил тот момент, когда на слежавшемся за зиму снеге уже видны легкие проталины. А местами еще под ледяной корочкой снег ждет своей очереди, когда посильнее пригреет солнышко и он превратиться в ручеек. Можно сказать, что он доживает свои последние дни перед приходом тепла.

Глядя на картину взор останавливается на одной человеческой фигуре – это молодая девушка с коромыслом. Смотря на эту девушку, складывается такое впечатление, будто бы она и в правду передвигается по картине и идет к колодцу набрать воды. Художник не показывает зрителю ее лицо, однако можно сказать, что она очень красива. Ее фигура показывает, как она грациозна, пластична, высока и стройна. Даже в своем простом теплом полушубке и простой длинной юбке она выглядит очень привлекательно. Ее походка кажется неторопливой, но в то же время величественной.

Однако девушка не является главным героем картины. Главный герой все же снег, ведь неспроста холст имеет название «Мартовский снег». На этом холсте снег является своеобразной символикой уходящей зимы и приближающейся весны. Этот снег удивителен, своей цветовой гаммой истину, которой нельзя определить. В различных местах и цвет снега различен. Когда смотришь на передний план полотна, то видишь, что снег голубовато-розового оттека, а там где на снег ложится тень большого раскидистого дерева он голубой. На заднем плане полотна снег кажется белым. Снег – это такое удивительное, многоцветное чудо, что нельзя отвести глаз глядя на то, как он искрится и переливается. На картине не видно солнца, но его присутствие чувствуется именно благодаря оттенкам снега.

Стоя перед этой картиной зрителю кажется, что он сам находится там внутри, рядом с этой девушкой, на этом мартовском снеге. Хочется потрогать рукой этот еще не растаявший рыхлый снег, побыть там, где зима уже подходит к концу и в лучах весеннего солнца тает ее последний снег. Все люди и природа, очень рады приходу весны. А когда сойдет снег, у людей появятся новые заботы.

Сочинение-описание по картине Мартовский снег Грабаря (3, 5 класс)

Картина Мартовский снег была написана советским художником Игорем Грабарем в 1904 году. Потрясающая красота русской природы, вдохновили художника на написание картины. Написание этого пейзажа, принесло славу художнику.

На полотне, в светлых тонах изображен мартовский день. Видно что на улице стоит безветренная и ясная погода, на ярком солнце искрятся снежинки, а в воздухе уже пахнет весной.

Пейзаж впечатляет своим великолепием и спокойствием. Мастеру с помощью масленых красок удалось изобразить быт деревни, и ее жизнь.

Глядя на сюжет картины, создается умиротворенное состояние и гордость за красоту русской природы.

Все внимание сразу приковывает к себе снег, художнику удалось добиться игрой света потрясающих результатов. Снег изображенный на картине, как будто живет своей жизнью, переливается и искрится, создавая неповторимую, захватывающую дух атмосферу. Изображение снега занимает почти всю поверхность полотна.

Глаз заостряет внимание на сельскую девушку, она является одним главных акцентов пейзажа. Несмотря на приближение весны, на улице стоит мороз, и девушка одета в теплую телогрейку и платок. На хрупких, женских плечах, лежит коромысло с двумя ведрами, это свидетельствует что девушка, торопится к колодцу, чтобы набрать воды.

Видно что к колодцу ведет уже давно протоптанная дорожка, по которой передвигаются местные жители. По правую сторону стоит большое, раскидистое дерево, которое кидает тень, это хорошо заметно, на сверкающем от солнца снегу.

Чуть дальше, вдоль тропинки стоит деревянное строение, возможно это и есть крытый колодец, к которому направляется девушка.

На заднем плане с левой стороны, стоит ряд деревянных домов с красными крышами. На контрасте ярких крыш и белого снега, придают дополнительную яркость полотну. Рядом с домами растут деревья, дальше они плавно переходят в лес, который виднеется на горизонте.

Видно, что с крон деревьев опал последний снег, и они с нетерпением ждут прихода весны, для пробуждения новых почек. К лесному массиву и расположенным рядом домам, ведет протоптанная дорожка. Весеннее солнце, яркими лучами, образовала проталины, и видно что снег потихоньку начинает таять.

Видно что весна не за горами, и уже заявила о своих правах.

Полотно Мартовский снег, написанное Грабарем оставляет только положительные эмоции, с головой хочется окунуться в атмосферу деревенского быта. Художнику удалось передать зрителю, всю красоту и любовь к русской природе.

Описание картины №2

Интересная и самобытная картина русского художника Игоря Грабаря «Мартовский снег» показывает небольшой сюжет простой сельской жизни начала двадцатого века.

На картине отображен ясный и солнечный день. Но уже день идет на убыль и чувствуется тот волшебный и удивительный переход к вечерним сумеркам. Снег еще белый, но начинает таять, и становиться понятно, что это ранняя весна.

Удивительный узор и синие длинные нити теней на снегу от деревьев и домов, ясный прозрачный воздух чудесным образом передает радость и надежду наступающей весны и теплых дней.

На деревьях и крышах домов уже нет снега и природа готова к встрече с теплой и ласковой весенней погодой. Дорожки и тропинке на улице почти полностью освободились от снега и тонкими темными лентами вьются вдоль всей улицы.

И.Э. Грабарь — Мартовский снег (сочинение по картине)

Перед нами мартовский день, мы видим сельский пейзаж. На картине запечатлен момент, когда молодая девушка идет с коромыслом и двумя ведрами за водой. На ней теплый платок, темная телогрейка и длинная юбка, несмотря на то, что за окном уже март, девушка одета тепло и удобно.

Девушку окружает деревенский пейзаж, несколько небольших деревянных избушек. Кое-где виднеются деревья, к этому времени они уже сняли с себя теплые снежные шали и ждут тепла, чтобы распустить молодые и свежие листочки. Вокруг нее лежит много снега, лишь дорога, ведущая к колодцу, сильно протоптана, и здесь виднеется темная земля. Тропинка ведет далеко вдаль, и девушке, чтобы набрать свежей водицы нужно пройти ни один километр. Земля еще не торопится избавиться от пухового одеяла, под которым он грелась долгие месяцы. Мы видим, что стоят еще высокие сугробы, и зима не собирается уступать весне. Но снег уже не такой, каким был зимой, он не пушистый, он уже постарел за долгое время зимы. Но все равно он блестит и сияет на солнце. Автор назвал картину в честь снега, он хочет запечатлеть его дивную красоту, его мягкость, легкость, чистоту. На картине природа потихоньку пробуждается от долгого сна, на смену царству сна приходит весна, скоро все оживет, заблагоухает и проснется. Здесь запечатлен яркий солнечный день, при написании художник использовал много светлых тонов. Преобладают синие и белые оттенки, изображающие снег. От яркого солнца дерево, которое не видно зрителю бросило большую тень на снег. На улице тихо и спокойно, лишь слышно как девушка, идущая за водой, ломает лучики снежинкам, только этот хруст разбавляет тишину. Воздух уже не такой холодный, как глубокой зимой, картина мягкая и легкая, нет грубых мазков. Зрителя картина привлекает своей простотой, гармоничностью и красотой, она близка к народу, на ней изображаются обычные будни деревенских жителей. Автор любуется природой, восхищается ею, стремится показать всю ее мощь. Современные жители забыли о красоте сельских пейзажей, о тишине и спокойствии, свежем воздухе, а картина оживляет в воображении эти прекрасные живописные места нашей страны.

Похожие статьи:

Cочинения по картинам → И.Э. Грабарь — Февральская лазурь (сочинение по картине)

Cочинения по картинам → Картина Игоря Грабаря «Зимний пейзаж» (сочинение по картине)

Cочинения по картинам → И. Грабарь – Ясный осенний вечер (сочинение по картине)

Cочинения по картинам → И.Э. Грабарь — Зимнее утро (сочинение по картине)

Сочинение по картине И. Э. Грабаря “Мартовский снег”

Игорь Эммануилович Грабарь известен не только как художник, но и как историк искусства и критик. Творческий путь Грабаря был очень непростым и про­тиворечивым. Для его творчества были характерны два живописных жанра – пейзаж и портрет. И одной из основных тем пейзажной живописи у Грабаря была тема русской зимы и снегов.

Такая тема особенно привлекала его, что нашло отражение во многих про­изведениях. Сам Игорь Эммануилович писал о том, что всегда стремился к “объективной правде в жи­вописи”; ставил перед собой цель “передать

натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью”.

В 1903-1908 годы были созданы основные ранние пейзажи художника. Особенно важным и значимым в его творчестве был 1904 год. Именно в этом году были созданы наиболее знаменитые картины, среди которых “Грачиные гнезда”, “Февральская лазурь” и “Мартовский снег”.

На выставке “Союза русских художников” в 1904 году эти произведения привле­кали внимания публики. Картины Грабаря называли “едва ли не лучшими на выставке”. Зрители отмечали, что очень редко бывает такая, “как у него передача натуры”.

Пейзаж “Мартовский снег” был создан в деревне Чурилково, которая расположена рядом с имением Дугино. В данной картине раскрывается не только тема природы. Фигура девушки с ведрами – это лири­ческий мотив, который, по словам самого художника, является одним из наиболее типичных для русской деревни.

Название картины появилось благодаря мар­товскому снегу, фактура которого занимает почти половину живописной поверхности.

Для изображения мартовского снега художник ис­пользует плотные объемные мазки. На первом плане картины именно снег. Художник изображает снег на всем пространстве холста.

Фигура девушки с коро­мыслом как бы “разрывает” снежное поле. При изоб­ражении фигуры девушки художник использовал все цвета, использованные в картине. Фигура девушки кажется живой, в ней ощущается движение. Фигура девушки свидетельствует о силе, гибкости, пластич­ности.

Мы не видим ее лица. Но можно представить, что это настоящая русская красавица. Она высокая и стройная, ее походка неторопливая и величавая.

Девушка – единственный персонаж на картине. Но главным в произведении является все-таки не она, а именно снег. Не случайно картина названа “Мартовский снег”.

В данном случае снег становится символом уходящей зимы и приближающейся весны. Снег на картине удивителен. Невозможно определить, какого цвета снег.

На различных участках цвет снега различается. На переднем плане картины снег голубо­ватого оттенка. Там, где на снег падает тень деревьев, он ярко-голубого цвета.

Снег искрится, переливается. Он кажется удивительным, многоцветным. На зад­нем плане картины снег кажется однотонным, он не поражает взгляд обилием различных оттенков.

Автор изобразил светлый, солнечный день. Одна­ко на картине не изображено небо, поэтому солнца мы не видим. Но присутствие солнечного цвета ощу­щается именно благодаря снегу.

Лучи мартовского солнца падают на снег, поэтому он приобретает такие интересные цвета и оттенки.

На снег падают тени от ветвей деревьев. Кажется, будто они дрожат и двигаются. Это создает совершен­но особое ощущение движения, жизни. Особый ритм картины создает удивительное ощущение.

Зрителям кажется, будто они находятся внутри нее. И вот уже можно дотронуться рукой до этого удивительного снега, рыхлого и плотного. Его время прошло.

Мар­товское солнце светит все ярче и ярче. Скоро снег уже весь растает, уступая время новому сезону.

И. Э. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы. Даже по картине “Мартов­ский снег” мы можем обратить внимание, с какими эмоциями художник изображает последние дни зимы. Все вокруг сверкает и сияет.

И в этом чувствуется радостное настроение весны. Последний снег тает, зима уже заканчивается. Вся природа и люди вместе с ней радуются наступлению весны.

Популярные сочинения

  • Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского
    В романе «Преступление и наказание» действует множество женских образов, которые отражают различные черты характера главного героя.
  • Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс
    Среди великих пейзажистов работы И. И. Левитана узнаваемы во всем мире. С одной стороны, они отражают реальность, существующую в родном крае в виде неподражаемых пейзажей
  • Сочинение О чём заставляет задуматься рассказ Лапти (Бунин 7 класс)
    Познакомившись с рассказом И.А. Бунина «Лапти», поневоле задумываешься, а в чём смысл этого произведения, чему он учит? Ответить на этот вопрос можно, только если не поверхностно прочитать рассказ

Цель: ознакомить с искусством художественной росписи тканей на примере Павлово – Посадских набивных платков, углубить представления детей о связи декора с поверхностью украшаемого предмета.

I. Личностные результаты:

II. Метапредметные результаты:

• адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии

• осуществлять самоконтроль.

• выбирают средства для реализации художественного замысла.

III. Предметные результаты:

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Павлово-Посадские платки»,

заготовки из цветной и белой бумаги; гуашь, кисти, салфетки, платки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Мотивация

к

деятельности

  1. – Проверьте свою готовность к уроку изобразительного искусства.

  2. Улыбнёмся своему соседу, подарим друг другу хорошее настроение и начнём урок. 
    — Я желаю вам удачи на уроке.

Настраиваются на

учебный процесс,

проверяют

готовность к уроку.

Регулятивные

УУД:

самоконтроль.

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации.

II. Актуализация имеющихся знаний

— Обратите внимание на доску (на ней работы учащихся по предыдущим темам).

Куда мы попадаем вновь с братьями – мастерами Украшения, Изображения и Постройки?

— Как звучит тема четверти?

— Что в нашем доме помогли нам рассмотреть, нарисовать и украсить братья-мастера на прошлых уроках?

— Большое значение имеет труд художника для нашего дома и предметов, которые нас окружают в повседневной жизни. С помощью красок и фантазии вы превратили неприметную игрушку в яркую и весёлую; тёмную маленькую комнату сделали светлой, ваша посуда стала праздничной. Мы украсили нашу жизнь.

Прекрасные эскизы для обоев получились на прошлом уроке.

С каким настроением вы рассматриваете их? Появляется ли желание продолжить работу, желание творить?

-Что ещё можно было бы украсить узором в наших домах?

— А можно ли назвать одежду частью искусства? Почему?

Актуализируют имеющиеся знания

(Мы попадаем в свой дом).

(«Искусство в твоём доме»).

(Игрушки, посуду, обои и шторы).

(Одежду, ткань).

(Можно, потому что одежда

 изготавливается по эскизам, одежду 

украшают по разному.)

Познавательные УУД:

умение структурировать знания, умение

осознанно строить речевое высказывание.

Коммуника -тивные УУД:

умение слушать и понимать других; точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

развитие эмоционально-нравственной

отзывчивости;

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Ш.

Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

Сегодня я принесла на урок вот такой сундучок.

— Хотите узнать, что там лежит?

Тогда, отгадайте загадку.

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок)        

— Скажите, что такое платок?

— Посмотрите на платок, откуда он? Где создали такую красоту?

— Чтобы ответить, мы послушаем частушки, в них прозвучит название города, где родилось искусство украшения платков и шалей. Будьте внимательны.

Подарили мне платок

Он цветет как летний сад

Оказалось это чудо

Сделал Павловский Посад.

Как накину я на плечи

Расписную эту шаль

Сразу все мои печали

Уплывут куда – то вдаль.

Город Павловский Посад

Славен мастерами

Знают люди, стар и млад

О платках с цветами

Прямо чудо, прямо чудо

Сотворили на века

Рукодельницы Посада

Рукотворницы платка.

— Кто запомнил, как называется город-Родина платка?

Может кто – то из вас побывал в Павловском Посаде?

— Давайте вместе прочитаем и узнаем, где находится город:

город Павловский Посад Московская область (слайд)

Павлопосадские платки своё название получили от названия города Павловский Посад, который расположен в Московской области. Это один из старейших российских центров, в котором изготовляли платки.

Сегодня мы познакомимся с русским «павлопосадским» платком, его орнаментами.

Итак, «герой» нашего урока – это…

Сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Какие цели мы поставим перед собой?

(Да)

(Платок)

(Предмет квадратной формы…)

Участвуют в беседе.

( Павловский Посад)

(Платок).

Определяют тему урока и цели.

Коммуника -тивные УУД:

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

формулировать собственное мнение и позицию; точно и полно выражать свои мысли.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Познавательные УУД: добывать знания, используя информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке, под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

IV.

Совместное открытие

знаний

Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца ХVII века он уступил место платку. Спустя ещё век, в русском языке появилось слово шаль, заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок. Платок один из самых желанных подарков для женщины.

Прочитаем, как об этом написано в учебнике.

Понятие «русский платок» признано во всем мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ.

Сейчас вы в этом ещё раз убедитесь.

(слайды)

Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир?

Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов.

(слайд)

Платок, мягко драпируясь, обрамлял лицо женщины, выделялся ярким цветным пятном на фоне белой вышитой рубахи и сарафана. Замужние женщины на Руси носили платки поверх головного убора, а девушки надевали просто на голову. Платки завязывали концами впереди под подбородком или закалывали, носили на плечах, затыкали за лямки сарафана. Расписной платок или шаль с каймою согревали в холод, защищали от дождя и зноя, украшали, радовали и были дорогим и желанным подарком.

Работа по учебнику

Чем украшены платки?

— Из каких элементов состоит узор? (слайды)

— Как группируются элементы растительного орнамента?

Углы могут украшать броские цветы – акцент на углах. По кайме и углам симметрично размещены букеты крупных цветов, а середина поля заполнена редко разбросанными цветочками. Есть композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Кайма украшена плотным декором из садовых цветов.

-В чём проявляется ритмичность узора?

Через определённые промежутки он повторяется. Если сложить платок по диагонали, вдоль или поперёк, то рисунок отпечатается. Эту особенность декора постарайтесь передать на своих эскизах.

-Какова цветовая гамма платков?

Цветовая гамма Павлово-Посадских платков очень богата, насчитывает до 12 тонов, не считая мелких цветов фона.

Качество росписи в старину проверяли очень интересным способом: выходили на берег реки Вохны и разворачивали платок, рисунок Павлово-Посадского платка должен был быть хорошо виден с другого берега реки.

-Где подсмотрели узор платков художники?

— Как вы думаете, все ли равно вашей маме, бабушке, сестре, какой надеть платок?

Работа в парах.

Рассмотрите и сравните платки. Постарайтесь ответить на вопросы:

— Какой платок можно назвать праздничным?

— Какой платок можно носить в будни?

Какой сделаем вывод?
Платки есть на все случаи жизни.

Физминутка

Смотрят слайды презентации

Слушают, рассматривают, осознают, отвечают на вопросы.

Работают по учебнику.

(Платки украшены цветами, бутонами, листьями, букетами большими и малыми.

Это растительные мотивы.

Встречаются и геометрические элементы – круги).

(Рисунок может быть крупным по краям, а к центру он становится мельче или наоборот).

( Он повторяется).

(Одни платки выполнены в тёплой гамме, другие – в холодной).

(У природы).

(Нет)

(Красивый, яркий, броский и др.)

(Простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).

(Есть платки праздничные, есть повседневные).

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Познавательные УУД:

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

извлечение из текста необходимой информации.

Личностные УУД:

формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой.

Регулятивные УУД: высказывать свое предположение на основе учебного материала

Коммуника –тивные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

представления о ценности природного мира для практической деятельности человека

Познавательные УУД:

осуществлять анализ,

сравнение; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуника –тивные УУД:

аргументировать свою позицию.

V.

Первичное закрепление во внешней речи

(Задания учебника 1,2,3,4 стр.32)

— Почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива?

— Как вы думаете, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?

— Какими узорами и цветом можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?

— Кому бы могли предназначаться такие платки?

Работа в группах.

— Какой платок из этой коллекции выбрали бы вы для своей бабушки, мамы, сестры или самого себя и почему?

Ребята, определите, каково участие

Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков?

Отвечают на вопросы

Учащиеся работают в группах, один из них выступает с ответом.

(Мастер Постройки поможет выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле.

Мастер Изображения поможет выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое.

 Мастер Украшения поможет превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора).

Регулятивные УУД: планируют свое действие в соответствии с учебной задачей.

Познвательные

УУД:

построение логической цепи рассуждения.

Коммуника –тивные УУД:

аргументировать свою позицию координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

VI. Самостоятель-ная работа с проверкой

Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале на рисунок нанесите светлые краски, потом, используя фантазию, заполните платок изображениями трав, цветов,

листьев, веточек, птичек, бабочек в соответствующей замыслу цветовой гамме

(слайды)

Практическая работа: создание росписи платка

под музыкальное сопровождение ( П.И. Чайковский « Времена года).

Работают самостоятельно под музыкальное сопровождение.

Регулятивные: умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познаватель-

ные УУД:

использование полученных знаний для решения задач творческого характера

VII.

Включение в систему знаний и повторение

Выставка работ.

Желающие поделиться своими творческими работами ученики выходят к доске, разъясняя одноклассникам свой замысел или интересуясь у ребят, как они поняли задумку автора.

— Какие работы произвели на вас наибольшее впечатление?

— Чем понравилась работа по созданию платка?

Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Регулятивные УУД: планируют свое действие в соответствии с учебной задачей.

Познаватель-

ные УУД:

анализ.

Личностные УУД:

формирование уважительного и доброжелательно-го отношения к труду сверстников; умение радоваться успехам одноклассников. Коммуника –тивные УУД: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

VIII.

Рефлексия

— Что нового мы узнали сегодня на уроке?

— Мы достигли поставленных целей? Докажите.

-Где вам могут пригодиться полученные знания?

Итак, сегодня на уроке продолжите, пожалуйста, далее предложения:

— Я научился…

-Было интересно…

-Я смог…

-Было трудно…

-Мне пригодится это в жизни…

Подводят итоги урока.

Регулятивные

УУД: осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Коммуника –тивные УУД: умение с достаточной полнотой иточностью выражать свои мысли.

IX.

Домашнее задание

Домашнее задание: Рассмотреть мамины платки, подготовить рассказ о платке или выполнить задание в рабочей тетради (стр.10).

Записывают домашнее задание

Простые чудеса о кольчуге, мече, сарафане и платке

  • Презентация выполнена учителем
  • ГБОУ СОШ № 687
  • Яшковой И.В.

КОЛЬЧУГА

  • Кольчуга — оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец. Важнейшей его частью была рубашка (собственно кольчуга), большей частью с короткими рукавами; кольчужная бармица дополняла боевые наголовья — шлем и мисюрку. Из железных колец делали также боевые чулки и перчатки. Относительная лёгкость и гибкость кольчуги позволяли воину быть достаточно подвижным
  • Первые Кольчуги известны в 1-м тысячелетии до н. э. в Ассирии. Позднее они были распространены на Востоке (особенно в Иране и сопредельных с ним странах) и в бассейне Средиземного моря, включая Древний Рим и Северное Причерноморье (сарматы). Со времени крестовых походовпоходов Кольчуги распространились и в Западной Европе. На Руси Кольчуги были основным видом оборонительных доспехов, они широко известны по курганным находкам 10 в.

Кольчуги изготовлялись специальными мастерами — кольчужниками …Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров проволоки требовалось для изготовления всего одной «железной рубашки». Кольца обычно бывали одинакового диаметра; лишь в позднем средневековье стали сочетать кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением. Некоторые кольца заваривалась наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое после этого заклёпывалось…

  • …Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской, которая уже в Х-XI веках была длиной по колено, имела полный рукав и весила до 10 кг. Наши кольчуги были около 70 см длиной, имели ширину в поясе примерно 50 см, длина рукава составляла 25 см — до локтя. Разрез ворота находился посередине шеи или был сдвинут в сторону; застёгивалась кольчуга без «запаха», воротник достигал 10 см. Вес такой брони равнялся в среднем 7 кг.

Древнерусский меч

  • Мечи на Руси появились с некоторым опозданием, по сравнению с Западными государствами.Первые мечи начали продавать скандинавы по Волжскому торговому пути в IX в., то есть в эпоху основания Руси. Выдающийся отечественный археолог Арциховский в своих работах отмечал, что меч был главным предметом вооружения профессионального воина во времена раннего Средневековья.

Мечи были дорогим товаром, а, значит, были доступны только богатым воинами или вооруженным за чужой счет наемникам. Они передавались из поколения в поколение и считались истинной драгоценностью. В IX – XI вв. мечи были только у высшей прослойки военного общества – старшей дружины. В младшей дружине мечи были только у командиров отрядов «отроков». В мирное время эти дружинники выполняли судебные, полицейские и таможенные функции и звались «мечниками».

  • Внешне меч состоял из обоюдоострого достаточно широкого и тяжелого клинка, а также короткой рукояти (на Руси – трена или крыжа). Стороны лезвия назывались голомнями, само острие – лезвием. В рукояти выделялись яблоко, черен и огниво. Для облегчения веса лезвия на его сторонах делали желоба — долы (если широкие) и долины (если узкие). Также они несли и декоративную функцию. Позже, мечи романского типа начали затачивать на конце, что позволяло выполнять колющий удар.
  • У мусульманских авторов встречается предание о том, как в русских семьях после рождения младенца отец клал перед новорожденным меч и завещал ему в наследство только то имущество, которое он сам добудет с помощью этого меча. Оружия прославленных героев становились символами доблести и непобедимости. Их сохраняли, как, например, мечи псковских князей Всеволода и Довмонта, которые хранились в Троицком соборе, или меч князя Бориса, который хранился в одной из церквей Владимира.

Русский сарафан

  • Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. В XIV веке сарафан могли носить воеводы и великие московские князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII веке. В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины и о настроении. С правлением Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом правления Екатерины II.
  • Сарафан -явление чисто русское, ни в одной славянской стране сарафанов не носили. Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах 14 века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана — шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Встречались и другие названия — по ткани: кумашник, набоешник, штофник. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани — атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях — парчу.

Русский платок

  • «Глядя на женщин из славянского племени кривичей, можно было подумать, что у них у всех болят зубы, – писал русский этнограф Д.К. Зеленин. – Платок они повязывали так: ткань охватывала подбородок и горло, а узел располагался высоко на макушке.
  • Но на самом деле все совсем наоборот – именно для того, чтобы не простудить зубы и горло, не заработать насморк, древлянки, кривичи повязывали платки таким замысловатым образом. Климат по верховьям Волги и Двины был суровым, ветры дули сильные, холода держались по полгода». По мнению ученого, платки под подбородком завязывали южные славяне. А вокруг головы, наподобие чалмы, оборачивали восточные.
  • По христианскому обычаю женщины не должны ходить с непокрытой головой. Строгие священнослужители выводили из церквей простоволосых представительниц прекрасного пола и с осуждением смотрели на таковых, встречая их на улицах.
  • И наши предки, язычники, с ужасом взирали на «мужатых» (замужних) женщин с непокрытой головой. По древнему поверью женские волосы обладали магической силой, полученной от волос Земли-матушки – трав и ветвей деревьев. Считалось, что женщина с распущенными волосами может навести порчу, лишить рассудка. Язычники верили, что колдуны по ночам собирают женские волосы и используют их для приготовления зелий и ядов. Чтобы ни один волос не упал на землю, замужние крестьянки плели две тугие косы и укладывали их на макушке, а поверх надевали платок. Он закрывал лоб, уши и заднюю часть шеи, концы завязывались на макушке и торчали, как рога. Согласно верованиям древних славян, рога быка-тура, символа Перуна, оберегали от всякой напасти и опасности. Женщины в деревнях носили платки и зимой, и летом, и в праздники, и в будни.

Задачи.

  • Ознакомить с искусством художественной росписи
    тканей на примере павловопосадских платков.
  • Научить учащихся видеть, что декор платка
    связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он,
    для будней или для праздника.

Прогнозируемые результаты: учащиеся
научатся эстетически оценивать разнообразие
вариантов росписи ткани на примере платка;
узнают основные варианты композиционного
решения росписи платка (с акцентировкой
изобразительного мотива в центре, по углам, в
виде свободной росписи), а также характер узора
(растительный или геометрический); обретут опыт
творчества и художественно-практические навыки
в создании эскиза росписи платка (фрагмента),
выражая его назначение.

Учебные материалы:

  • ПК, презентация “Павловопосадские платки”,
  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских
    А.С.Изобразительное искусство: Искусство вокруг
    нас: 3 класс /Под. Ред. Б. М. Неменского;
  • Горяева Н. А. и др.Изобразительное искусство:
    Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3 класс/ Под.
    Ред. Б. М. Неменского.

У учеников: заготовки из цветной или
белой бумаги треугольной и квадратной формы,
гуашь, кисти,непроливайка, салфетка, платок.

Предварительная подготовка к уроку. Ученики
выясняют в общении с мамой и бабушкой, какие
платки они особенно любят и почему, приносят в
класс платок для праздничной экспозиции.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем
работать по теме “Мамин платок”. Подумайте, о
чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей). Как вы
считаете, ребята, давно ли появился платок,
икакую роль он играл в ансамбле народного
костюма? (Ответы детей).

III. Рассказ учителя.

Учитель. Предшественником платка на Руси
считают белое льняное полотенце с вышивкой –
убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С
конца 17 века он уступает место платку. Спустя
век, в русском языке появилось слово “шаль”,
заимствованное из персидского языка. А означает
оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет
важную роль, завершая головной убор, или украшая
повседневный и праздничный женский
наряд.Понятие “русский платок” признано во всём
мире благодаря труду талантливых российских
художников и мастеров ткацкого и красильного
дела. Они создали оригинальный художественный
образ. Истоками его стали традиции народного
искусства и творческое заимствование из культур
других народов.

В платке гармонично сочетаются русская
ромашка, персидский лотос, иранские “бобы”,
французские букетики “мильфлёр”, солнечные
розетки, античные вазы и разнообразные вариации
восточных орнаментов.

Промышленное производство набивных и узорных
платков в России началось на рубеже 18-19 веков.
Основой будущей российской текстильной
промышленности были крестьянские хозяйства с
красильнями и ручными ткацкими станками. На
смену ручному труду пришли паровые двигатели,
ситценабивные машины и станки для узорного
ткачества. Пришла слава и к русским платкам и
шалям.

Техника ткачества позволяла тогда делать узоры
одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров
традиций набивного рисунка являются платки и
шали мануфактуры Лабзина и Грязнова из
Павлово-Посада.

Чтение учащимися стихотворений.

Город Павловский Посад
Славен мастерами,
Знают люди: стар и млад
О платках с цветами.
Подарили мне платочек,
Он цветёт, как летний сад.
Оказалось, это чудо
Сделал Павловский Посад.
Как накину я на плечи
Расписную эту шаль,
Сразу все мои печали
Уплывут куда-то вдаль.
Прямо чудо, прямо чудо,
Сотворили на века,
Рукодельницы Посада,
Рукотворницы платка. 

IV. Демонстрация презентации “Платки из
Павловского Посада” сопровождается рассказом
учителя.

Показ 1-3-го слайдов.Среди известных всему
миру уникальных изделий, составляющих гордость
России, особое место занимают платки и шали из
города Павловский Посад. Павловопосадская
платочная мануфактура ежегодно выпускает около
400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов,
скатертей из  шерсти, хлопка и шёлка. 

Предприятие имеет статус народного
художественного промысла России.

Показ 4-го и 5-го слайдов. История предприятия
насчитывает более двух веков. Производство
знаменитых павловопосадских платков и шалей было
налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в
начале 60-х годов XIX века, спустя полвека с момента
основания фабрики.Шаль прочно вошла в быт
русского общества, став характерным элементом
русского костюма – сначала дворянского, затем
купеческого и крестьянского. Широкое
распространение шали получают во
время налаживания производства более дешёвых, по
сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.

Показ 6-го слайда.На предприятии
сложилась единственная в своем
роде павловопосадская школа платочного
рисунка, благодаря которой сохраняются традиции.
Работа над каждым новым изделием начинается
с рисунка – крока, который рассматривается
и утверждается Художественным советом. После
утверждения рисунка колористы подбирают рецепты
печатных красок, добиваясь точного
воспроизведения с помощью текстильных
красителей авторского рисунка, выполненного
гуашью. До получения окончательного рецепта
колористу приходится делать множество
пробных набивок.

Показ 7-го слайда. С XIX века рисунок на
платочную ткань наносили деревянными резными
формами, используя доски двух типов: “манеры” и
“цветки”. “Цветки” резали из дерева, с их
помощью на ткань наносили краски, каждый цвет
требовал отдельной доски. Контур рисунка
набивали “манерами”. Их изготовление было
трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на
определённую глубину, затем заливали свинцом.
Полученный контур накладывали на отдельные
доски.Изготовление “цветок” и “манер” на
величину всего платка было невозможно, рисунок
разбивали на части. Для набойки платка
требовалось иногда более 400 наложений досок.

Показ 8-го слайда. На фабрике создавали новые
платочные композиции и печатали платки по старым
рисункам в иных колористических разработках, на
грунтах таких расцветок, как «пунц, бордо,
золото, салат, оранж, зелёный, бирюза, фиолет». С
1970-х годов часть платков набивается нанесением
рисунка на ткань с помощью шёлковых или
капроновых сетчатых шаблонов. 

Показ 9-го слайда. Каждый рисунок печатается
в нескольких цветовых вариантах —
колоритах на печатных столах
с автоматическими печатными каретками. Самые
ответственные операции выполняются вручную. И
проделать их нужно много для создания
уникального павловопосадского платка! 

Показ 10-го и 11-го слайдов. Печатные краски
готовятся на автоматической красковарке. Все
процессы — от растворения порошка
красителя до перемешивания готовой
краски — выполняются без участия человека.
Печатные шаблоны готовятся с помощью
уникальной установки прямого гравирования,
которая наносит под управлением компьютера
капельки расплавленного воска на поверхность
сетки, покрытой фотоэмульсией.

Показ 12-го слайда.С конца 90-х годов XX века на
платочной мануфактуре посредством печати по
шаблону выпускаются шали и платки с количеством
красок достигающих 23-х, которые по своему
внешнему виду и качеству превосходят изделия,
печатаемые ранее.

Показ 13-го слайда. Изделия предприятия
неоднократно экспонировались на многочисленных
отечественных и зарубежных выставках. В 1958 г. на
Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки
были награждены Большой золотой медалью.

Показ 14–20-го слайдов. Павлопосадские
платки.

Показ 21–25-го слайдов. Женские портреты в
платках и шалях.

Показ 26-го слайда. В узорах павловского
платка преобладают букеты и цветочные гирлянды.
Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”,
овалы, звёзды. На платке можно увидеть античные
вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но
главным символом стала роза, играющая всеми
цветами радуги.  Георгины – второй по частоте
изображения цветок на павлопосадских платках.
Часто в “букете” Павловопосадского платка
художниками используются лилия, тюльпан и пион.
Простор для творчества мастеров-художников дают
разнообразные полевые цветы. Весеннее русское
поле пестрит цветами разных расцветок, они все
дополняют друг друга и подчеркивают яркость
каждого. Меняются времена, технологии, а
платок и шаль остаются лучшим подарком.

Показ 27-го слайда.Толковый словарь. (Толкование
всех слов дано во втором значении).

НАБО’ЙКА.

Способ нанесения рисунка на ткань посредством
печати с резных досок; ткань с таким узором,
рисунком. 

НАБИВНО’Й.

Об узоре, рисунке, нанесённом на ткань; о ткани с
таким узором, рисунком (нанесённым вручную или
машинным способом).

МАНУФАКТУ’РА.устар. Фабрика,
преимущественно текстильная. 

Учитель. Что нового узнали? Что показалось
особенно интересным? Что понравилось,
запомнилось? (Ответы детей).

V. Физкультминутка.

В яркий солнечный денёк (Исходное положение —
сидя на корточках, сомкнув руки над головой).

Золотой расцвёл цветок. (Встать, разводя руки в
стороны).

Дует лёгкий ветерок –
Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны
вправо и влево).

Сильный ветер дует,
Лепестки волнует. (Руки к плечам, кружатся).

VI. Выставка женских платков.

Создать эмоциональную атмосферу на уроке
помогает импровизированная выставка женских
платков разного эмоционального звучания. Дети
выходят к доске по рядам с платками своих мам,
бабушек или сестёр и демонстрируют их. Ученики,
рассматривают каждый платок, делают
предположение о принадлежности платка (мамин,
бабушкин, младшей сестрёнки или старшей сестры) и
его назначении (повседневный или праздничный),
объясняя свою точку зрения.

Учитель. Ребята, рассмотрите композиционные
узоры на цветном поле платка.Какие
композиционные варианты построения узора вы
увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх
углов, свободная роспись и т.д.)? (Ответы детей).

Учитель. Визитная карточка
павловопосадского платка – расположение на
ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру
становится мельче, а углы украшают броские
цветы.Композиция чаще всего строится с акцентами
на углы. По кайме и углам симметрично размещают
букеты крупных цветов, а середина поля
заполняется редко разбросанными мелкими
цветочками. Есть также композиции, состоящие из
цветочных гирлянд, которые замкнуты в
пространстве и увеличиваются к центру. Часто
кайма украшена плотным узором из садовых
цветов.В платках ярко проявлялось
композиционное мастерство народных художников,
умение вписать узор в квадрат, строить угол,
находить бесчисленное количество вариантов
одного и того же узора. Ребята, обратите внимание
на характер узора. Найдите платки с растительным
узором. Почему он так называется? (Из
растительных элементов). Найдите платки с
геометрическим узором.

Ребята, обратите внимание на цветовое решение
платка. В какой цветовой гамме может быть
оформлен рисунок платка? (В тёплой цветовой гамме
или в холодной цветовой гамме, а может и
контрастными цветами).

VII. Работа с учебником с.30 — 33

Чтение текста учебника.

Ответы на вопросы учебника после чтения.

  1. Почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро?
    Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а
    потому некрасива? (Ответы детей).
  2. Как ты думаешь, можно ли через орнамент на
    платке выразить красоту и звонкость раннего
    утра?
  3. Какими узорами и цветом на платке можно
    передать сказочную таинственность наступающего
    вечера?
  4. Кому бы могли предназначаться такие платки?
    (Ответы детей)

Учитель. Ребята, определите, каково участие
Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в
создании нарядных платков? Кто из Мастеров
ведущий?

Ученики. Мастер Постройки помогает выбрать
расположение узора на платке – на углах, в
середине или на всём поле.Мастер Изображения
помогает выбрать изображение на платке – птиц,
цветы, бабочек или что-либо другое. А Мастер
Украшения помогает превратить изображение в
узор – выбрать цвет и ритм узора.

VIII. Практическая работа: создание эскиза
росписи платка.

Учитель. Ребята, по заданию учебника
нарисуйте платок для своей мамы и ещё платок или
косынку для сестрёнки или бабушки. Постарайтесь,
чтобы платки получились разными и
соответствовали возрасту того, кому они
предназначаются. Для работы вам понадобятся
бумага и гуашь. Вначале рисунок выполните
светлой краской, используйте свою фантазию,
заполняйте платок изображениями трав, цветов,
листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в
соответствующей замыслу цветовой гамме.

IX.Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради с.10.

X. Итог.

Учитель. Чему учились на уроке? Что было самым
интересным? (Ответы детей).

На доске устраивается выставка детских работ.
Дети рассматривают работы друг друга.

Использованые материалы.

  1. Неменский Б.М. — Уроки изобразительного
    искусства. 1-4 класс. Поурочные разработки. ФГОС.
    М.: Просвещение, 2013.
  2. http://platki.ru
  3. http://www.kleopatra.ru
  4. http://muztunes.net
  5. http://slovonline.ru
  6. http://www.artgalery.ru
  7. http://kykolnik.dreamwidth.org

  • Рассказ о плоде вишни костянка 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о победе киевского князя олега над греками в 6415 907 году
  • Рассказ о плоде гороха 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о племени 5 класс
  • Рассказ о плоде желудь