Рассказ о плакучей иве

Слайд 1 текст слайда: тема материнства в современной русской литературе на примере рассказов и. полянской мама и л. петрушевской страна
Слайд 1

Тема материнства в современной русской литературе (на примере рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна») Выполнила

Текст слайда:

Тема материнства
в современной русской литературе
(на примере рассказов
И. Полянской «Мама»
и Л. Петрушевской «Страна»)
Выполнила работу: Банных Александра
Научный руководитель: Киселева Виктория Витальевна


Слайд 2

Эта тема мне близка, так как у меня есть мама, которую я очень сильно люблю. Тема очень

Текст слайда:

Эта тема мне близка, так как у меня есть мама, которую я очень сильно люблю. Тема очень актуальна не только лично для меня. В наши дни особенно часто приходится слышать о проблемах, связанных с материнством.

Введение

Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любовь» — это слово святое,
То трижды священное – «женщина – мать»


Слайд 3

Методы исследованияСоциологические: опросный (анкетирование), не опросные (анализ документов, наблюдение).Культурологические: количественный анализ.Гипотеза исследования: 1. Тема материнства была и

Текст слайда:

Методы исследования

Социологические: опросный (анкетирование), не опросные (анализ документов, наблюдение).
Культурологические: количественный анализ.

Гипотеза исследования:
1. Тема материнства была и остаётся актуальной для произведений искусства.
2. Образ матери в русской литературе последнего десятилетия – это отражение современной действительности.


Слайд 4

Цель исследования:Проследить особенности раскрытия темы материнства в современной русской литературе на примере рассказов И. Полянской «Мама» и

Текст слайда:

Цель исследования:

Проследить особенности раскрытия темы материнства в современной русской литературе на примере рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна».


Слайд 5

Задачи исследования:выяснить, насколько востребована тема материнства в мировом искусстве; на основе рассказов И. Полянской «Мама» и Л.

Текст слайда:

Задачи исследования:

выяснить, насколько востребована тема материнства в мировом искусстве;
на основе рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна» выявить то, насколько мамы бывают разные, какое разное отношение к своим детям они могут проявлять;
выявить отношение к материнству у учащихся.


Слайд 6

Материнство как тема для создания шедевров мировой культуры

Текст слайда:

Материнство как тема для создания шедевров мировой культуры

Владимирская икона Богоматери.
Третьяковская галерея.


Слайд 7

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа.Около 1478 года. Масло, дерево. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Около

Текст слайда:

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа.
Около 1478 года. Масло, дерево.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Около 1490 г.


Слайд 8

Тема материнства в музыке

Текст слайда:

Тема материнства в музыке


Слайд 9

Материнство в литературе Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание

Текст слайда:

Материнство в литературе

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, – это произведения о матери.


Слайд 10

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Мать – наш ангел – хранитель. По- настоящему, глубоко

Текст слайда:

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Мать – наш ангел – хранитель. По- настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях («В полном разгаре страда деревенская»,
«Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Кому на Руси жить хорошо»…)


Слайд 11

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина.

Текст слайда:

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.


Слайд 12

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма.Е. Кошевая «Повесть о сыне», Космодемьянская «Повесть о Зое и

Текст слайда:

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма.
Е. Кошевая «Повесть о сыне», Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М. Исаковский).


Слайд 13

Наши матери не только теряли своих сыновей, но они сами гибли в фашистских концлагерях.В романе Василия Гроссмана

Текст слайда:

Наши матери не только теряли своих сыновей, но они сами гибли в фашистских концлагерях.

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах.

Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!


Слайд 14

...О вера наших матерей,Вовек не знающая меры.Святая, трепетная вераВ нас, подрастающих детей.Ее, как свет в березняке,Не вытравит

Текст слайда:

…О вера наших матерей,
Вовек не знающая меры.
Святая, трепетная вера
В нас, подрастающих детей.
Ее, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери — такой народ —
Вздохнут, нас долгим взглядом смеря:
«Пусть перебесятся.
Пройдет», —
И снова верят, верят, верят.
Как верят матери одни,
Взыскательно и терпеливо.
И — не крикливые — они
Не почитают это дивом.
А просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной.
Вот только мы-то не всегда
Оправдываем их надежды.
  Виктор Коротаев


Слайд 15

Людмила ПетрушевскаяРодилась в Москве в 1938 году. Окончила МГУ. Литературным творчеством начала заниматься после 25 лет. Петрушевская

Текст слайда:

Людмила Петрушевская

Родилась в Москве в 1938 году. Окончила МГУ. Литературным творчеством начала заниматься после 25 лет. Петрушевская полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственной, человеческой состоятельности.


Слайд 16

Ирина Полянская Родилась в 1952 году в городе Касли Челябинской области. Окончила Ростовское театральное училище и Литинститут.

Текст слайда:

Ирина Полянская

Родилась в 1952 году в городе Касли Челябинской области. Окончила Ростовское театральное училище и Литинститут. В Литературном институте она занималась не только прозой, но и поэзией. Её первые произведения были опубликованы в середине 1980-х годов. Рассказ «Утюжок и мороженое» был удостоен премии Юрия Казакова за 2003 год. Полянская умела жестко и определенно говорить о страшном, строго судить своих героев, напоминать о трагичности нашего бытия. Но в целом её проза была просветлённой и одухотворённой надеждой.  


Слайд 17

Сопоставительный анализ рассказов Ирины Полянской «Мама» и Людмилы Петрушевской «Страна»В.И.Даль в своём словаре так определил слово «мать»:

Текст слайда:

Сопоставительный анализ
рассказов Ирины Полянской «Мама»
и Людмилы Петрушевской «Страна»

В.И.Даль в своём словаре так определил слово «мать»: МАТЬ-родительница, мама; мать родная. Дружески: всякая женщина в летах чествуется матерью. Посмотрим , как описываются образы матерей в рассказах:
В рассказе «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «…тихая пьющая женщина…»; «Она сама со следами былой красоты на лице…» — это портрет, внешняя характеристика. Внутренняя характеристика, это, как правило, поступки. «Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой» и «Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом всё опростилось, всё пошло само собой, потому что не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или лекарство.»
В рассказе Ирины Полянской «Мама» совершенно другой образ матери. Обратите внимание на предложения «Когда она родилась и её впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла удивительная музыка» и «Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке.»


Слайд 20

Сопоставление рассказов И.Полянской и Л. Петрушевской выявило разные стили отношений между матерью и ребёнком, что является отражением

Текст слайда:

Сопоставление рассказов И.Полянской и Л. Петрушевской выявило разные стили отношений между матерью и ребёнком, что является отражением современной нам действительности.


Слайд 21

Результаты анкетирования Респондентами стали мои сверстники, учащиеся 7-11 класса. Из 36 опрошенных девушек на вопрос «Планируете ли

Текст слайда:

Результаты анкетирования

Респондентами стали мои сверстники,
учащиеся 7-11 класса. Из 36 опрошенных
девушек на вопрос «Планируете ли вы в
будущем стать матерью?»

«Какой должна быть мама?»
1. Любящей, доброй, заботливой, понимающей.
2.Хвалить за достоинства, прощать недостатки.
3.Непьющей и некурящей.
4.Думать о своём ребёнке всегда.
5.Не выделять одного ребёнка, а любить одинаково всех своих детей.
6.Не говорить одно, а делать другое, воспитывать собственным примером.

Третьим вопросом анкеты был такой: «Как вы считаете, может ли не родная по крови женщина стать настоящей матерью для ребёнка?» Из 36 опрошенных учеников 100% ответили «Да, конечно».


Слайд 22

Суть настоящего материнства — это не только физиология, хотя, к сожалению, для некоторых женщин это так (вот

Текст слайда:

Суть настоящего материнства — это не только физиология, хотя, к сожалению, для некоторых женщин это так (вот откуда такое количество брошенных или несчастных детей). Это ещё и духовная ответственность за своего ребёнка, огромная любовь, самопожертвование, совместный рост матери и её дитя. Становясь матерью, женщина от многого отказывается, но приобретает гораздо большее — продолжение своей жизни и развитие жизни своего ребёнка.

Выводы анкетирования


Слайд 23

Выводы и результаты Те произведения искусства, с которыми я познакомилась во время исследования, доказывают актуальность темы

Текст слайда:

Выводы и результаты

Те произведения искусства, с которыми я познакомилась во время исследования, доказывают актуальность темы материнства.


Слайд 24

Заключение  Итак, ход исследования подтвердил выдвинутую в его начале гипотезу. Те произведения искусства, с которыми я

Текст слайда:

Заключение

 
Итак, ход исследования подтвердил выдвинутую в его начале гипотезу. Те произведения искусства, с которыми я познакомилась во время исследования, доказывают актуальность темы материнства


Слайд 25

Использованная литература Бутина И.С. Урок внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской «Страна». www.festival. 1 september.ru.Саложенкина Т.Б. Читательская

Текст слайда:

Использованная литература

Бутина И.С. Урок внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской «Страна». www.festival. 1 september.ru.
Саложенкина Т.Б. Читательская конференция по рассказам И.Полянской «Мама» и Л.Петрушевской «Страна». // «Литература в школе», №3,2008г., с.42.
Сайт в сети Internet www.krugosvet.ru.
Черняева Е.В. Интервью с И. Полянской.// «Вопросы литературы» №11, 1987 г., с.114.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия 2007 года.


Описание серии:
Девушка готовится стать гейшей, но превращается в кицунэ — лисицу-оборотня. Теперь её преследуют… не только люди.

Как всегда, перед началом новой истории вам предлагают выбрать внешний вид для главной героини.

Клуб Романтики. Легенда Ивы 1

События начинаются на постоялом дворе «Белая цапля». По-зимнему ледяной ветер шевельнул волосы Мэй, а затем забрался к ней под воротник. Стало неуютно и тревожно. Она подумала о том, чтобы проверить багаж и поскорее вернуться к госпоже Сумико.

Зябко поёжившись, девушка быстро направилась к повозке, на которой приехала со своей наставницей. Во дворе оказалось еще несколько крытых телег, видимо, прибывших позже. Рядом был разложен костер, вокруг сидели воины. Вечерние сумерки бросили тени на лица, сделав их неприятными и грубыми. Мэй заметила, что у мужчины, сидящего с левой стороны, есть два меча, а значит — он самурай.



Проходя мимо, она опустила взгляд. Ее окликнули.

Самурай:

  • Постой.

Мэй обернулась, склонившись в почтительном поклоне. Самурай попросил девушку взять флягу и напоить «его». И только после этих слов девушка обратила внимание: за кругом света, на одной из повозок, стояла клетка, в которой находился скованный человек. Слишком легкая для этой погоды одежда была грязной и кое-где порвалась. Израненные кандалами руки покрывала корка запекшейся крови. Но на бледном лице живо горели злые глаза. Девушка словно иглой кольнул цепкий взгляд пленника.

Мэй подумала:

  • Надменная гордость, будто он не в клетке сидит. Вдруг убийца?

Вдруг ее окликнул самурай:

  • Эй, ты не слышала, что я велел?

Сейчас вам предстоит сделать свой первый выбор. Как всегда, принимать решения следует с умом, поскольку каждое из них в той или иной степени повлияет на историю.



Прохождение Легенда ивы 1 серия 1 сезон (арт)

Выберите, что должно ответить Мэй: «Простите господин…

  • Я боюсь. «Что?!», — отреагировал самурай.
  • Я сейчас. Один из воинов протянул флягу. «Глупо перечить самураю», — подумала Мэй.

Оба варианта в конечном счете приведут вас в зал. Но в первом случае вы познакомитесь с ронином (который вступится за Мэй), а во втором — пообщаетесь с пленником.

Вариант 1 — Я боюсь

Пленник ядовито усмехнулся. Скованный человек показался Мэй настолько страшным, что она, не сообразив, что делает, ослушалась самурая. Один из воинов вскочил, хватаясь за рукоять меча. Жизнь повисла на волоске, девушка упала на колени. Сердце быстро-быстро застучало. Уже занесенный для удара клинок остановил голос.

Самурай:

  • Нет. Оставь ее. Я не рассержен. Почему бы женщине не бояться? Наш пленник и впрямь опасен.

Самурай подал знак своему солдату:

  • Раз поднялся, подай ему воды. Преступник не должен умереть раньше, чем мы привезем его в город. на казнь. Липкий взгляд скользнул по телу Мэй.

Самурай:

  • А ты иди сюда, сядь рядом. За сохраненную голову послужишь мне иначе.

Преступник подмигнул девушке. Насколько позволяла клетка, сдвинулся так, чтобы Мэй не заслоняла от него самурая.

  • Говорю, позор мне. Меня поймали убогие слепцы.

Со стороны конюшни донесся голос незнакомца.

  • Пусть она идет.
  • Наглец, не рассмотрел, с кем заговорил?! Кажется, не слепой. Значит, просто дурак?

Незнакомец спокойно подошел к костру. Все обратили внимание на его меч, после чего самурай спросил:

  • Самурай?
  • Я ронин.
  • У меня нет желания говорить с тобой.

Незнакомец пожал плечами:

  • Понимаю, но речь не о девушке. Не злись на нее, господин. Она не послушалась лишь потому, что роль служанки для не слишком непривычна. Она майко. Ученица гейши. Готов спорить, ее наставница в доме.

Незнакомец кивком указал на окна постоялого двора. Самурай посмотрел на Мэй, будто увидел впервые:

  • Он прав?
  • Да, господин.

Прохождение Легенда ивы 1 серия 1 сезон (арт)

Из-за спин презрительно прозвучало (пленник):

  • Кретины неотесанные, это видно по одежде — воротник красный.

На что самурай ответил:

  • Закрой рот, если хочешь сохранить голову еще на несколько дней.
  • Не распаляйся. За меня живого награда втрое больше. Так что ты доставишь меня в город.
  • Не больно радуйся. Там с тебя шкуру клещами драть станут.

В ехидном взгляде пленника не был ни капли страха:

  • Станут, но потом. А ты меня сейчас терпи.

Ронин:

  • Господин, отпусти девушку. Это актриса, не служанка. Пожелай, чтобы она развлекла тебя танцем, уверен, она с радостью бы это сделала.
  • Ладно. Идите оба.

Ронин кивнул Мэй и направился к дому, та поспешила к своей повозке. Убедившись, что возница следит за багажом, девушка быстро вернулась в зал.

Вариант 2 — Я сейчас

Мэй взяла, набрала воды из бочки, стоявшей у конюшни. Затем медленно подошла к преступнику.

  • Не бойся, не съем.

Он прислонился к решетке. Голос оказался шершавым, будто галька перекатывается.

  • Ближе. Сама пои, у меня пальцы затекли.

Девушка осторожно просунула флягу между прутьями. Разбитые губы мягко прижались к горлышку. Рука Мэй дрогнула. по подбородку пленника пробежала капля. Он неожиданно улыбнулся.

  • Не бойся меня, майко.
  • Что? Как ты?
  • Как я понял? Глаза есть. Ты ученица гейши. Когда подъезжал наш обоз, заметил вас в окне. Та женщина — твоя наставница?
  • Да.

В беседу вмешался самурай:

  • Эй! что ты там бормочешь?
  • Попридержи язык, если хочешь прожить еще несколько дней.
  • Ничего ты мне не сделаешь. Ты должен отвезти меня в город живым.
  • На казнь можно доставить и без языка!

В презрительном взгляде пленника не было и тени страха.

  • На слепца не обижайся, правда не должна оскорблять благородного мужа. Не заметил, как плавно девочка двигается? Так хоть взгляни на красный воротник. Это будущая гейша, а ты, как служанку, заставляешь ее подносить воду разбойнику.

Человек в клетке ядовито рассмеялся, сказав Мэй:

  • Спасибо.

Она вернулась к костру, где самурай спросил:

  • Ты действительно майко?
  • Да, господин.

Самурай недовольно поморщился. Пойми он сразу, что перед ним актриса, не стал бы отдавать приказ. Однако теперь, разумеется, извиняться не стал.

  • Я не держу тебя.
  • Благодарю.

Она поспешила к повозке. Со стороны конюшни ей навстречу прошел еще один воин. Пока убеждалась, в порядке ли багаж, болтливый возница сказал, что тот человек — ронин и приехал только что один. Больше не задерживаясь, девушка вернулась в зал.

Продолжение независимо от принятого решения.

Внутри постоялого двора

Наставница выглядела встревоженно. Мэй села напротив. По ногам ощутимо тянуло сквозняком.

  • Почему так долго? Я просила проверить наш багаж, а не всех гостей «Белой цапли».

Некоторые решения меняют характер Мэй. Одни повышают ее ? Страсть (эмоциональность, темпераментность), а другие — ️ Холод (рассудительность, хладнокровие). Подумайте, какой вы хотите видеть героиню.

Выберите, что ответить Сумико:

  • Я не виновата. +1 Страсть
  • Прости меня, госпожа. +1 Холод
  • Вы не поверите, что случилось. +1 Страсть
  • Багаж в порядке, госпожа. +1 Холод

Путь Холода или Страсти

Продолжение независимо от принятого решения.

Сумико прошептала так тихо, чтобы ее услышала только ученица:

  • Ронины. Разбойники. Еще и самураи. Мы почти добрались домой.Все чудесно складывается. Не зря поехали так далеко. Ты будешь неотразима в своем новом кимоно.

Мэй задумалась (прокрутив все эти мысли у себя в голове): «Скоро мне предстоит надеть его по случаю мидзуагэ — обряда, после которого стану. стану женщиной. Госпожа Сумико говорит, денег, которые я получу, возможно, хватит выплатить школе весь долг за обучение. И тогда меня введут в дела. Я буду гейшей. Почему же так сложно радоваться?».

Майко задумалась: «Хм-м. Лучше ехать.»:

Вариант 1. С солдатами. Мэй: «Хотя бы потому, что их больше. Раз уж речь идет об охране». Сумико: «Разумно».

Вариант 2. С ронином. Мэй: «Десяток воинов всю дорогу будут донимать вас разговорами и просьбами спеть, госпожа». «Надеюсь, тобой действительно движет забота о наставнице», — ответила Сумико.

Вариант 3. Одним. Мэй: «Так будет спокойнее. Госпожа, вы платите вознице деньги так же, как и наши попутчики. Но вы уважаемая гейша, и вас он должен послушать скорее, чем каких-то мастеровых». Сумико: «Верно».

Сумико:

  • Что ж, идем.

Они сели в повозку, отодвинувшись от ремесленников. Возница направил лошадь прочь от постоялого двора.

Прохождение Легенда ивы 1 серия 1 сезон (арт)

Наставница еще секунду смотрела со строгостью, потом тоже заулыбалась. Ее нежный взгляд Мэй могла бы назвать родным, если бы помнила, что это значит.

Примите решение:

  • Спросить наставницу о ронинах.
  • Спросить наставницу о самураях.
  • Спросить наставницу о даймё.
  • Молча нежиться в горячей воде. Этот вариант завершает диалог

На следующий вечер майко надела привезенное кимоно.

Некоторые выборы имеют стоимость в бриллиантах. Они могут разблокировать особые наряды, дать доступ к эксклюзивным сценам, или изменить отношение к вам и вашим спутникам.

Выберите одежду:

  • Зеркало неба за 27 бриллиантов.
  • Ветренный закат (бесплатно).

Нанесла традиционный макияж и в сопровождении наставницы отправилась в «Золото лес», одно из самых дорогих заведений города.

Наставница закончила вступление, настало время первого движения.

Некоторые выборы имеют ограничения по времени. Решайте быстрей!

Примите решение:

  • Правильный вариант: подкинуть веер.

Если ошибетесь, игра позволит выбрать другое действие, но допущенная ошибка отразится на репутации Мэй (уменьшит ее).

Веер, кружась, взлетел под потолок.

  • Правильный вариант: поворот.

Искусный разворот, и яркий полукруг веера опустился точно в руку девушки.

Эти выборы повлияли на отношение к вам, что скажется в будущем.

Сидевший неподалеку мужчина, которого гейша назвала Эйдзи Мори, произнес:

  • Благодарим тебя, Сумико. И, конечно, твою спутницу.
  • Я рада, что нам удалось развлечь столь высоких гостей.
  • Мэй, поешь ты столь же красиво?

Выберите ответ:

  • Надеюсь, что так… Мэй: «Вы сможете оценить сами».. +1 Страсть
  • Не мне о том судить. +1 Холод

Путь Холода или Страсти

Мэй задумалась: «Эйдзи Мори я не приглашу точно. В утешение спою, кажется, он любит песни?». Таким образом, нужно выбрать между:

  • Кио Сугаи.
  • Таидзо Хори.

Майко приняла из рук наставницы музыкальный инструмент. О том, кто заплатил больше, Мэй узнала утром. Советник даймё, господин Кио Сугаи (если выбрали Таидзо Хори, то это будет он, но на сюжет это никак не повлияет). Весь день девушка готовилась к обряду, слушая последние напутствия Сумико и матушки Кинуё. Традиции в провинциях различались. Согласно местным, все должно было произойти в одну ночь.

  • Не переживай. Многие ли твои ровесницы, девушки восемнадцати лет от роду, живут так же, ка ты? Читают, занимаются искусством?
  • Вдруг мне станет неприятно?
  • Неприятна участь одинокой девушки-сироты. Днем она прачка, еле наскребающая деньги на рис. По ночам — ничья, а значит, общая.
  • Я понимаю.

Наставница тепло коснулась плечами Мэй:

  • Тогда и грустить не о чем.

Когда луна заглянула в окна, зазвонил дверной колокольчик. Сидя у разложенной постели, девушка услышала, как гейши приветствуют гостя. Как провожает его к покоям. «Это обряд, ритуал. Господин Сугаи хорош собой и наверняка опытен. Я с ним, возможно, и не увижусь больше. Подумаешь, мидзуагэ. Обычное дело. Просто часть обучения», — подумала Мэй.

Сугаи

Дверь открылась.

  • Здравствуй, Мэй.

Примите быстро решение:

  • Ответить. Наш выбор.
  • Промолчать.

Ты, наверное, не помнишь, но мы встречались прежде. Я несколько раз видел твои прекрасные выступления.

Он говорил с нежностью и деликатностью в голосе. Подойдя, сел рядом. помолчав немного, произнес:

  • Прошу, разденься.

Мэй поднялась. Непослушными от волнения руками распустила пояс, повела плечами. Струящаяся ткань кимоно скользнула вдоль стройного тела к ногам. Мужчина коснулся белоснежной простыни и попросил:

  • Ляг.

Любуясь девушкой, Кио разделся сам. Опустился рядом, бедром она почувствовала его тепло.

Таидзо

Дверь открылась. Таидзо Хори глубоко поклонился, перешагнув порог.

  • Поздороваться. Наш выбор.
  • Промолчать.

Его ответ:

  • Здравствуй. Мы не разговаривали прежде. Но я тебя видел не раз и был восхищен.

Подойдя, он опустился рядом, мягко произнес:

  • Ты, скорее всего, волнуешься. Хочу, чтобы ты знала. (Мужчина дотронулся до ее руки). Я тебя очень уважаю и ценю твой дар.

Какое-то время Таидзо ничего не делал, лишь нежно гладил ладонь Мэй. Когда девушке немного привыкла к его присутствию и прикосновению, он аккуратно распустил ее пояс. Шелковая ткань кимоно приоткрыла стройное тело. Мужчино бережно обнял Мэй, укладывая на белоснежную простыню. Неспешно разделся сам. Лег рядом. Плавным движением провел по груди.

Продолжение независимо от выбора.

«Полночь я встречу другой. Другой станет и моя жизнь», — успокаивала себя Мэй. Она закрыла глаза, пытаясь выгнать из головы все мысли. Не думать об ощущениях. Не слышать глубокого дыхания мужчины. Сбежать от того, что происходит с ней в этой комнате. Огонь искажал, шевелил тени на стене. Легкая боль. Обряд исполнился. На мгновение закружилась голова. И вдруг Кио/Таидзо воскликнул:

  • А-а-а!!! Кицунэ!

Примечание. Реакция и Кио, и Таидзо будет одинаковой.

С ужасом в распахнутых глазах Кио Сугаи отползал к двери. Мэй завертела головой, пытаясь увидеть, что его так напугало.

  • Ведьма. Ты ведьма?!

Она вскочила и почему-то тут же упала. Мужчина смотрел прямо на девушку. Попытавшись подняться вновь, майко вдруг поняла — с ней что-то не так. Девушка превратилась в лисицу.

  • Ты кицунэ! Лисица-оборотень!

Не отводя от нее взгляда, советника даймё нащупал дверь, открыл и кинулся прочь. Удивительно быстро приноровившись к четырем лапам, Мэй сумела встать. Смотреть на мир снизу, с высоты лисьего роста, было странно. И страшно. Появившийся пушистый хвост нервно вздрогнул и замер, прижавшись к задним лапам. В коридоре кто-то кричал, звал стражу.

  • Госпожа Сумико! Я не ведьма! Что происходит?

Вместо слов вырвались звериные рыки. Напуганная майко, едва не теряя сознания от ужаса, забилась в угол комнаты. Послышался тяжелый топот, и в покои ворвались охранника господина Сугаи. «Меня заколдовали», — решила Мэй.

Раз в некоторое время в истории случается развилка. Путь, по которому отправится героиня, зависит от того, чего вы накопили больше: Страсти или Холода.

Путь Страсти

Один из них занес клинок. «Нет», — воскликнула про себя Мэй. Мэй отпрянула, инстинктивно увернулась. Сталь разрубила тонкую стену. Поняв, что ее сейчас убьют, лисица выскочила в пролом! Она пронеслась по дому гейш, где провела почти всю свою жизнь. Слыша звуки погони, прыгнула в окно, и, окруженная щепками разбитых ставней, исчезла в ночи.

Путь Холода

Оценив ситуацию, Мэй ринулась вперед. Сталь рассекла воздух над ее головой. Лисицв сбила человека с ног, мимо его опешивших товаришей выскочила в коридор. Ринулась к выходу из дома гейш, где провела почти всю свою жизнь. Под визг напуганных женщин Мэй мохнатым боком толкнула дверь на улицу, и, слыша за спиной звуки погони, исчезла в ночи.

Примечание. Здесь очень интересный момент. В первой серии есть два выбора, добавляющие Холод или Страсть. Если у вас будет по 1 единице Холода и Страсти, игра все равно выберет Путь Страсти. Таким образом, чтобы получить Путь Холода, вы должны будете выбрать два варианта, добавляющие Холод.

В голове неистово пульсировало. «Прочь, прочь, прочь». Мир обрушился сотнями новых запахов и звуков. «Холодно.». Ломался в лужах тонкий лед. Резал лапы. «Страшно.». Безумный бег. Погоня. «Спрятаться.». Старый парк. Тишина. Дрожь. «Как же холодно». С неба срывался первый снег.

Конец серии.

Ива-козья-Salix-caprea-‘Curly-Locks’

Ива козья, Salix caprea ‘Curly Locks’ – небольшое плакучее деревце, чаще привитое на штамб, высота которого не превышает 2 – 2.5 метра. Ветви оригинальные, скрученные, свисают почти до самой земли. Листья слабоморщинистые, зеленые, широкие, эллиптической формы, покрыты серо-белыми ворсинками. Цветет крупными, декоративными сережками в марте-апреле перед распусканием листвы. Цвет котиков сначала серебристый, потом золотисто-желтый. Растение нетребовательно, устойчиво к морозам, применяется повсеместно. Предпочитает свежие почвы и регулярный полив. Хороший видовой акцент в саду. Рекомендуется также в группах и композициях.

2-iva-kozya-salix-caprea-curly-locks-siluet.png Ива-козья-Salix-caprea-‘Kilmarnock’-1

Ива козья, Salix caprea ‘Kilmarnock’ – лиственный кустарник, привитый на штамб, выглядит как небольшое деревце с плакучей кроной и свисающими вниз длинными побегами, высота зависит от прививки, преимущественно 1 – 1,5 метра. Листья тускло-зеленые, крупные, очередные, осенью желтеют. Цветет в марте-апреле на прошлогодних побегах золотистыми сережками раньше, чем распустятся листья. Зимостойкий, нетребовательный сорт, растет на любых садовых почвах. Требует много воды, поэтому рекомендуется высаживать недалеко от водоемов.

3-iva-kozya-salix-caprea-kilmarnock-siluet.png Ива-копьевидная-Salix-hastata-‘Wehrhahnii’

Ива копьевидная, Salix hastata ‘Wehrhahnii’ – медленнорастущий кустарник с широкой, сферической кроной около 1 метра в диаметре. Побеги дугообразные, подняты вверхкрасно-коричневого цвета. Чаще всего прививается на штамб и выглядит в форме небольшого деревца. Молодые листья ворсистые, серого цвета, позднее становятся темно-зелеными, овальной формы, длиной 5-6 см. Цвете в апреле очень обильно шелковистыми мужскими сережками, которые в расцвете покрываются золотистыми тычинками. Почвы щелочные и нейтральные, влажные. Рекомендуется регулярная обрезка, защита от грибковых заболеваний. Выращивается одиночно и в групповых композициях, возле водоемов, хороший видовой акцент на газоне.

4-iva-kopevidnaya-salix-hastata-wehrhahnii-siluet.png Ива-швейцарская-Salix-helvetica

Ива швейцарская, Salix helvetica – небольшой, медленнорастущий, лиственный кустарник с аккуратной, шаровидной кроной около 1 метра в диаметре. Чаще всего прививается на штамб и выглядит как эффектное деревце. Молодые побеги опушены. Листья очередные, ланцетные, до 4-5 см длиной, серебристо-белого цвета, не меняют цвет на протяжении всего сезона. Цветки – серебристые сережки, торчащие вверх, появляются на короткое время в марте-апреле раньше листьев. Сорт нетребовательный, предпочитает любые садовые почвы, кроме известковых, умеренно-влажные, без затопления. Рекомендуется обработка от грибка (ржавчины). Применяется в небольших садах как эффектный видовой акцент в группах или одиночно.

5-iva-shvejcarskaya-salix-helvetica-siluet.png Ива-цельнолистная-Salix-integra-‘Hakuro-nishiki’

Ива цельнолистная, Salix integra ‘Hakuro-nishiki’ – листопадный кустарник с большой скоростью роста и шаровидной кроной, которая в благоприятных условиях может достигать до 3 метров в диаметре. Побеги красно-коричневого цвета, прямые, со временем удлиняются и слегка поникают на концах. Листья узкие, ланцетные, молодые с розовым оттенком, позднее становятся бело-зелеными. Сережки появляются перед листьями в марте-апреле. К почвам требования средние, предпочитает свежие, влажные. Места для посадки выбираются хорошо освещенные. Устойчива к морозам. Хорошо переносит даже сильную обрезку, сохраняя при этом густоту кроны и цветовую гамму. Рекомендуется для одиночных посадок, как красивый акцент на фоне растений с темной, спокойной окраской. Хорошо развивается возле водоемов. Эффектно смотрится в зимний период.

6-iva-celnolistnaya-salix-integra-hakuro-nishiki-siluet.png Ива-цельнолистная-Salix-integra-‘Pendula’

Ива цельнолистная, Salix integra ‘Pendula’ – стелющийся, невысокий, медленнорастущий кустарник, который чаще всего прививается на штамб и используется как небольшое деревце с зонтиковидной кроной и тонкими, гибкими, свисающими вниз побегами. Листья зеленого цвета, ланцетные, молодые листочки розоватые. Цветет в марте и апреле, сережки появляются раньше листьев. К почвам требования умеренные, хорошо растет на свежих, богатых и хорошо увлажненных. Устойчива к морозам, в привитой форме морозостойкость может быть снижена. Требует регулярной обрезки и удаления поврежденных побегов. Декоративно смотрится в безлистной форме. Рекомендуется для посадок возле водоемов, в спокойных, хорошо освещенных местах, может выращиваться в форме стелющегося кустарника.

7-iva-celnolistnaya-salix-integra-pendula-siluet.png Ива-мохнатая--Salix-lanata

Ива мохнатая, Salix lanata – невысокий, компактный, плотный кустарник с округлой кроной около 1 метра в диаметре и толстыми, густоопушенными побегами. Декоративно смотрится на штамбе. Листья широко овальные, серо-зеленые с белым пушком. Начинает цвести рано, до появления листьев в марте или апреле. Сережки большие, желто-зеленого цвета. Один из самых морозостойких сортов. Средние требования к почвам, растет на любых, предпочитает умеренно влажные и свежие. Рекомендуется для небольших пейзажных садов в бордюрах, на склонах, в композициях. В привитой форме на штамбе – эффектный видовой акцент.

8-iva-mohnataya_salix-lanata-siluet.png Ива-моупинензис-Salix-fargesii-(moupinensis)

Ива моупинензис, Salix fargesii (moupinensis) – небольшой кустарник с округлой, компактной кроной около 1 метра высотой, чаще прививается на штамб в виде небольшого деревца. Оригинальный сорт, экзотично смотрится за счет больших, овальных, до 20 см длиной листьев, в молодом возрасте пурпурных, а позднее темно-зеленых. Побеги ветвистые, необычайно толстые, красного цвета. В зимний период побеги покрыты черно-коричневыми почками и выглядят необычно и декоративно. Сорт непритязательный, со средними требованиями к почвам, морозоустойчивый. Рекомендуется в группах и как яркий видовой элемент.

9-iva-moupinenzis-salix-fargesii-moupinensis-siluet.png 10-Ива-пурпурная-Salix-purpurea-‘Nana’

Ива пурпурная, Salix purpurea ‘Nana’ – Небольшой, компактный кустарник с округлой формой кроны около 2 метров в диаметре, с хрупкими, многочисленными побегами красного цвета. Отличается ланцетными, небольшими листьями серебристого цвета. Цветет в марте-апреле раньше, чем распустятся листья. Сорт нетребовательный, растет на любых умеренно влажных, садовых почвах без заболачивания. Хорошо переносит морозы и жару. Рекомендуется ежегодная обрезка ранней весной для поддержания кроны. Один из немногих сортов, который переносит городскую среду. Рекомендуется для декорирования береговой линии водоемов, для древесно-кустарниковых групп, особенно на влажных участках. Образует невысокие кулисы и зеленые стриженые изгороди.

10-iva-purpurnaya-salix-purpurea-nana-siluet.png Ива-пурпурная-Salix-purpurea-‘Pendula’

Ива пурпурная, Salix purpurea ‘Pendula’ – чаще всего штамбовое деревце, ажурное, с зонтичной кроной, тонкими, гибкими, длинными, блестящими ветвями красного цвета, высотой около метра. Листья длинные, ланцетные, супротивные, светло-зеленые, с обратной стороны серебристо-серого цвета. Цветет рано в марте или апреле.  Нетребовательное растение, предпочитает увлажненные и свежие почвы. Переносит непродолжительную засушливость. Для формирования и увеличения кроны показана ежегодная обрезка. Зимостойкость высокая. Применяется в группах и для солитерных посадок, живописно смотрится возле водоемов и хорошо укрепляет берега.

11-iva-purpurnaya-salix-purpurea-pendula-siluet.png Ива-ползучая-Salix-repens-var.nitida-(S.r.var

Ива ползучая, Salix repens var.nitida (S.r.var.argentea) – медленнорастущий, густой, низкий кустарник со стелющимися, упругими побегами, высотой до полуметра. Молодые побеги серо-зеленые, войлочные, позднее становятся черного цвета. При прививке на штамб образует экзотическое деревце с ассиметричной кроной и живописно свисающими тонкими побегами. Отличается листьями серебристо голубого цвета. Сережки появляются раньше листьев, в апреле, изначально серебристого цвета, а при распускании желтые. Нетребовательное растение к плодородию и влажности. Морозоустойчиво, ветроустойчиво. Легко переносит жару. Применяется для оформления водоемов, каменистых садиков и в качестве эффектного акцента на штамбе.

12-iva-polzuchaya-salix-repens-varnitida-srvar.png 13-Ива-дальневосточная-Salix-subopposita

 Ива дальневосточная, Salix subopposita – невысокий, карликовый кустарник с прямостоячими, многочисленными, тонкими побегами до 30 см в высоту, намного больше в ширину и подушковидной кроной. Листья густо расположенные, овальной формы, сверху зеленые с голубым оттенком, снизу войлочные, серого цвета. Цвести начинает в апреле, раньше, чем распускаются листья. Сережки мелкие и многочисленные. К плодородию и влажности требования невысокие. Зимостойкость не очень высокая, легко восстанавливается после повреждения. Санитарная обрезка рекомендуется ежегодно. Высаживается на солнечных местах возле водоемов, на альпийских горках.

13-iva-dalnevostochnaya-salix-subopposita-siluet.png Ива-удинская-(сахалинская)-Salix-udensis-‘Sekka’

Ива удинская (сахалинская), Salix udensis ‘Sekka’ – быстрорастущий кустарник с широкой, раскидистой кроной, ассиметричной, свободной формы. В высоту и ширину достигает около 3 метров. Отличительная особенность – плоские, ассиметрично разветвленные, красноватые побеги, скрученные на концах. Очень эффектно смотрится в безлистном состоянии. Цветки появляются рано, до листьев, в апреле, сначала серебристого цвета, в момент распускания становятся желтыми. Листья крупные, до 15 см длиной, ланцетные, очередные. Не любит сухих, известковых и засоленных почв. Для формирования кроны и образования новых побегов рекомендуется ежегодная весенняя обрезка, периодически – омолаживающая. Места предпочитает солнечные и безветренные. Зимостойкость хорошая, поврежденные побеги быстро восстанавливаются. Рекомендуется для декорирования водоемов и в одиночных посадках.

14-iva-udinskaya-sahalinskaya-salix-udensis-sekka-siluet.png

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И.С.Шмелева «У плакучих берёз», на примере рассказа осознать и прочувствовать, что война является великой трагедией для человека; вызвать интерес к прочтению произведений писателя.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • характеристика героев, сопоставление героев одного произведения;
  • определение в произведении элементов сюжета, особенностей композиции.

Метапредметные:

  • умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формировать и аргументировать собственную точку зрения.

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, воспитание патриотизма, любви и уважения к прошлому Отечества.

Подготовка к уроку. Для проведения урока учащиеся получают индивидуальные задания (подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя, об исторических событиях, оказавших влияние на жизнь и творчество писателя; выразительное чтение отрывка из рассказа « У плакучих берёз). Оформление урока: видеофильм, презентация, тексты произведений писателя.

Ход урока

Организационный момент

Вступление

(подготовка школьников к восприятию литературного произведения). Прослушивание песни «Берёзы в России» (в исполнении Е.Росса, https://youtu.be/dgZz62fvB3k, 2 мин.) На слайде слова песни. Автор музыки и слов — Игорь Чабан.

Твои берёзы белые, Россия,

Твоё хранят тепло и доброту,

И только здесь могу я быть счастливым,

И только здесь любимым быть могу.

Я обниму берёзку, как невесту,

Щекой прижмусь к прохладной берёсте —

Земля моя, с тобой навеки вместе,

Я остаюсь и в счастье, и в беде!

Беседа. Какие ассоциации вызывает у вас песня? Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся. Думаю, о Родине, так как берёзы — это символ России. Ещё: о расставании, о потерях, о беде — мотив песни грустный).

Учитель. Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, имеет красивое название «У плакучих берёз». Он грустный и очень трогательный.

Актуализация знаний учащихся

Автора рассказа вы вспомните с помощью отрывка одного из его произведений. (На слайде отрывок из рассказа И.С.Шмелёва «Как я стал писателем».)

Ученик читает: «… В третьем, кажется, классе я увлекся романами Жюля Верна и написал — длинное и в стихах! — путешествие наших учителей на Луну, на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста Бегемота. «Поэма» моя имела большой успех, читали ее даже и восьмиклассники, и она наконец попала в лапы к инспектору».

Учитель. Вспомнили? (Ответы: Да, это Иван Сергеевич Шмелев. Отрывок из рассказа «Как я стал писателем»). Ещё с каким его произведением вы знакомы? («Как я встречался с Чеховым»).

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом писателя «У плакучих берёз».

На слайде тема урока. И.С.Шмелёв. «У плакучих берёз». Человеческие судьбы в эпоху войны. (Запись в тетрадях даты и темы урока).

Целеполагание

Посмотрите на тему урока, попробуйте определить цели нашей работы.

Итак, чтобы ответить на данный проблемный вопрос, нужно познакомиться с произведением; определить, кто является героем произведения.

Учащиеся определяют цели урока. Что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до читателя?

Учитель. Как вы думаете, почему писатель обратился к теме войны? Обратите внимание, в каком году написан рассказ? О какой войне рассказывается в нём?

Этап осмысления

На слайдах страницы из биографии писателя (2 мин.). Ученик и ученица комментируют.

Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября (21 сентября ) 1873 года в Замоскворечье. Его семья была из купеческого сословия. У отца была плотничья артель и банные заведения. Семья жила очень хорошо, всего было вдоволь. В доме почитали и уважали религиозные традиции. Читать и писать Ивана учила мать. Далее Шмелев обучался в шестой Московской гимназии. После окончания гимназии Шмелев поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. После окончания учёбы служит чиновником в центральных губерниях России.

В 1895 в журнале «Русское обозрение» был напечатан первый рассказ «У мельницы». О чем это произведение? Мельник с женой разорили помещика и бесчестным путем овладели принадлежавшей ему мельнице. Но в конце, не выдержав своих злодеяний, заканчивают жизнь самоубийством. В своем рассказе Иван Шмелёв показал, что совершённое зло не даёт человеку жить спокойно. Возмездие обязательно наступит.

Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, смерть единственного сына. В январе 1923 года Шмелёв окончательно уехал из России сначала в Берлин, а потом в Париж, где прожил 27 лет.

«Лето Господне» — самый известный и светлый роман Шмелева, на написание которого ушло около 14 лет, создавался в эмиграции. Именно здесь впервые возник у Шмелева образ России прошлой. «В ней, — говорил Шмелёв о своей книге, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце».

Слово учителя. Первую мировую войну И.С.Шмелев воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на нее циклом рассказов под заглавием «Суровые дни», куда входит и рассказ «У плакучих берёз».

Сообщение ученика. Мировая империалистическая война 1914-1918 (с 1-го августа 1914 до 11 ноября 1918г.) годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы — все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

Поистине неисчислимые бедствия принесла война. Итог — 10 миллионов убитых, 22 миллиона раненых.

Учитель. И.С.Шмелев был среди тех, кто воспринимал случившуюся общемировую катастрофу с печалью, усиленной личными переживаниями: его сын Сергей — студент Московского университета — ушел на фронт с артиллерийской бригадой, воевал в 1916-1917 гг. на немецком фронте, был отравлен газом, примененным противником, и вернулся покалеченным войной. (С приходом Красной Армии в Крым Сергей Шмелёв, офицер армии А.Деникина, в ноябре 1920 г. был арестован и расстрелян большевиками).

Рассказ И.С.Шмелева о церковных поминальных книгах — «У плакучих берез (Памяти павшего в бою капитана Е. Е. Пиуновского)» создан в 1915 году в память о воинах Первой мировой. Писатель тем противостоял болезни человеческого духа — беспамятству — в самом глубинном смысле слова.

Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений

Комментированное чтение первой части рассказа. Читает подготовленный ученик.

«Мы идем в дальнюю дорогу, с котомками, с палками, в помятых гимназических фуражках. Впереди — много радостного, впереди — радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди — святое. И кругом — святое…» До слов: «… Плачет за рощей печальная кукушка».

Учитель. Поразмышляем над прочитанным. Какой образ является центральным в произведении?

Ученики. Образ плакучей березы. «… Над колодцем плакучая береза. «Только береза плачет… плакучая, называется». Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза…». Трижды повторяются слова «плакучая», «плачет».

Учитель. Почему особо значимым является определение «плакучая»?

Ученик. В толковом словаре это слово имеет два значения. Первое — часто плачущий, плаксивый; второе — имеющий длинные свисающие ветви (о деревьях и кустарниках). Здесь это определение означает не только то, что у берёз были длинные свисающие ветви, но и плач по умершим: «Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза».

Учитель. Но мальчикам невнятны «слышимые слова о горе». Читаем: «…Впереди — много радостного, впереди — радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди — святое. И кругом — святое <…> у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь…». Поэтому и пошутили они, бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. «А у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь», уверены были они.

Поминальные книги — это в церковном обиходе: книга для записи имен умерших для поминовения во время богослужения.

Продолжаем чтение.

Учитель. Как вы поняли эти строчки: «… А впереди — и для нас насадила жизнь плакучие березы»?

Ученики. Солдат говорит: «найдутся… всего будет, много впереди будет». Это предупреждение о том, что плакучая береза плачет и «по еще не убиенным».

Комментированное чтение второй части рассказа. Читает подготовленный ученик.

Учитель. О чём рассказывает нам писатель в этой части миниатюры?

Ученики. Повествователь идёт к тем же плакучим берёзам, в деревенскую часовенку, чтобы именно здесь вписать в поминальную книгу убитого на войне друга. Когда-то, будучи мальчиками, они приходили сюда и бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. Они были уверены, что нет никакого горя. Но пришла война, убит друг, повествователь хочет в той старой поминальной книге оставить запись о нём, но тех поминальных книг уже нет. «Нарушены»,- отвечает монах.

Учитель. Что противостоит, по мысли автора, человеческому разрушительному беспамятству?

Ученики. Плакучие берёзы. Чтобы люди видели в «плакучих берёзах по дорогам» символические колокольни и услышали их погребальный звон, чтобы не забыли о погибших.

Учитель. Плакучим берёзам суждено преодолевать беспамятство. В том числе и рассказу Шмелёва. Теперь нам становится понятно, почему рассказ назван так.

Учитель. Вы обратили, какой подзаголовок имеет рассказ?

Сообщение ученика. Памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского. Капитан Пиуновский — друг детских лет автора, с ним они в детстве ловили окуней в Мещанском пруду, играли в эскимосов, общались с А.П.Чеховым, ходили в Троице-Сергиеву лавру на благословение к старцу Варнаве (рассказ «У плакучих берез»). Е.Пиуновский — реальное историческое лицо. Он является героем нескольких произведений И.Шмелёва: в лирическом рассказе «У плакучих берез» (1914), в «маленькой трилогии» писателя эмигрантских лет «Как я встречался с Чеховым» (1934), в романе «История любовная» (1927). Погиб в 1914 году в Карпатах в самом начале Первой мировой войны. Посмертно награжден орденом Святого Георгия.

Учитель. Таким образом, рассказ о Евгении Пиуновском — это и поэтический реквием по всем воинам, не вернувшимся с полей войны. «Березы их знают: они проходили здесь мальчуганами, матери носили их на руках к Угоднику, чтобы выпросить для них лучшей доли. Березы знают, за что они там легли. Они все знают… Они заглядывают и в мою душу, тянутся слабеющими ветвями, чтобы перерыть в ней чистое и темное… Шепчут они. Не то молятся, не то плачут…»

Рефлексия.Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием? Предлагаю учащимся поделиться своими впечатлениями об уроке, высказаться о выступлениях учеников-информаторов.

Проверка усвоения изученного

Тестирование по рассказу И.С.Шмелёва «У плакучих берёз».

1.В основу миниатюры положено конкретное событие:

1) смерть друга;

2) смерть старичка;

3) смерть Тита и Сидора.

2. Повествователь идёт в деревенскую часовенку:

1) чтобы поговорить с монахом;

2) чтобы оставить запись о погибшем;

3) чтобы увидеться с плакучими берёзами.

3. Плакучие берёзы — это:

1) образы матерей, потерявших сыновей;

2)деревья с длинными, свисающими ветвями;

3) образ-символ, напоминающий об убитых.

4. Какой прием (или приёмы) лежит (лежат) в основе композиции рассказа:

1) приём антитезы;

2) усиление;

3) контраст и усиление.

5. Повторы: «Но тропки — те же, и люди те же, и так же бредут к Угоднику…» помогают создать:

1) образ плача;

2) повтор слов;

3) образ остановившегося времени.

6. Рассказ посвящён памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского, который является:

1) другом детских лет автора;

2) вымышленным героем;

3) героем Первой мировой войны.

7. Какое средство изобразительной выразительности использовано в предложении: «Берёзы знают, за что они там легли. Они все знают…»:

1) сравнение;

2) эпитет;

3) лексический повтор.

8. Главное в рассказе «У плакучих берёз»:

1) изображение войны как величайшего национального бедствия;

2) призыв к преодолению беспамятства;

3) повествование о личном горе.

Ответы: 1-1; 2-2;3-3;4-3;5-3;6-1;7-1;8-1.

Подведение итогов урока

Комментарий к домашнему заданию. Перечитать рассказ «У плакучих берёз», написать отзыв о рассказе или подготовить выразительное чтение отрывка ( художественный пересказ).

Учитель. Надеюсь, что ваше знакомство с жизнью и творчеством писателя на сегодняшнем уроке не пройдет бесследно, и вы еще не раз обратитесь к произведениям писателя, познакомите с его творчеством своих близких, а в будущем — своих детей. Желаю Вам дружбы с этим великим русским писателем.

  • Рассказ о планете уран 3 класс
  • Рассказ о планете марс для 3 класса краткое содержание
  • Рассказ о планете плутон
  • Рассказ о планете венера 2 класс по окружающему миру
  • Рассказ о планетах и звездах