Рассказ о письменности древних египтян 5 класс

1. загадочные письмена. стены египетских храмов и гробниц, а также саркофаги покрыты загадочными знаками. здесь можно разглядеть и змею кобру,

1. Загадочные письмена. Стены египетских храмов и гробниц, а также саркофаги покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян ещё в древности называли иероглифами — «священными письменами».

В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали всё, что хотели сказать. Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком.

Фараон Эхнатон и царица Нефертити

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в XIV (14-м) веке до н. э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски — Атон). Каждый луч солнца — рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога, — Ахетатон («Горизонт Атона»).

Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был оставлен и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы — царицы Нефертити (см. рисунок на с. 62).

Рассказ о письменности древних египтян 5 класс

Древнеегипетская статуя писца.

Тогда египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «ре», и они стали иероглифом обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» обозначал не только слово «хлеб», но и употреблялся для передачи звука «т», потому что по-египетски «хлеб» — «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по-египетски — «мер», могли записывать сочетание двух согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Если бы мы с вами так писали — без гласных, то значок мог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных: «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идём», «едим» или как имя Дима. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали ещё одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок-определитель, который не читается, а только подсказывает, о чём идёт речь. Таким способом мы бы записали слово «идём» так. А «Дима» — иначе. Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Рассказ о письменности древних египтян 5 класс

Голова Нефертити. Древний скульптурный портрет.

Поучения писцов ученикам

(Из документа на папирусе)

Будь писцом — он освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твоё было гладким и рука твоя мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя будут все почитать и приветствовать. Писцы — у ног владыки Египта и внимают словам его.

Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя сто раз, и ты будешь как побитый осёл. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему.

Рассказ о письменности древних египтян 5 класс

Часть древнего папируса с математическим чертежом.

2. Египетские папирусы. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски укладывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась всё длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

3. Школа готовила писцов и жрецов. Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Рассказ о письменности древних египтян 5 класс

Как была разгадана тайна иероглифов

Два века назад в Египте нашли большой чёрный камень, покрытый надписями. Одна из них была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-гречески. Французский учёный Шампольбн заметил, что некоторые иероглифы обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л — и иероглифы в двух рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы — знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

Рассказ о письменности древних египтян 5 класс

Письменные принадлежности, найденные в Египте.

Рассказ о письменности древних египтян 5 класс

Обозначение чисел.

Папирус был недёшев, и сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды. Потом им доверяли и папирус. На нём писали тонкой тростинкой, как кисточкой. В пенале было два углубления: для чёрной и красной краски. Разводили краску водой из горшочка. Красным цветом выделяли начало новой мысли.

Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать расчёты для строительных работ, нужны были математические знания. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил.

Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь и предсказывали, в какой день начнётся разлив Нила, — ведь это было очень важно. Для измерения времени они употребляли водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и «времени утекло».

Не просто за звёздами наблюдали жрецы — они как бы проникали в тайну движения самих небесных богов. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.

Объясните значение слов: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы.

Проверьте себя. 1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать? 2. Чему и как учили в школах Египта? 3. Кем становились выпускники школ? 4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца. 5. Как выглядит древнеегипетская книга?

Подготовьте сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и ресурсы Интернета).

Рассказ о письменности древних египтян 5 класс

Подумайте. 1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изображением писца (см. рис. на с. 41)? 2. Как возникло выражение «писать с красной строки»? Что оно означает?

Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» и ответьте, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «Уши мальчика на спине его»?

Подведём итоги и сделаем выводы

• Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?

• Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

• В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?

• В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

• Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?

• Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чём писали древние египтяне?

• Какими знаниями обладали египетские жрецы?



Одним из важных достижений египетской цивилизации было наличие и развитие письменности в Древнем Египте. Именно благодаря ей сегодня мы в деталях можем восстановить историю Египта. Сохранилось огромное количество текстов, характер и начертание которых весьма разнообразны: это и папирусы, и надписи на стенах гробниц, а также высеченные на камне. Их содержание тоже весьма различно: это литературные произведения, всевозможные молитвы и заклинания, обыкновенные хозяйственные записи, в которых перечисляются налоги, имеются указания относительно ведения хозяйства. Первая письменность появилась в Египте на рубеже 3-4 тыс. до н. э., но с ходом времени претерпела значительные изменения.

Содержание

  1. Виды письма
  2. Бог письменности
  3. Материалы для письма

Многие называют египетский язык древнеегипетским, что не совсем верно, поскольку это язык мертвый, ныне не существующий, у него нет современного варианта. Мертвым он стал еще в начале нашей эры, когда на смену ему пришел коптский язык, представляющий последнюю стадию египетского языка. Именно поэтому под египетским мы понимаем язык, на котором разговаривало население Египта до III в. Он относится к группе семитохамитских языков. Египетский язык обслуживала самая древняя система письма, существовавшая в трех различных вариантах: иероглифическом, иератическом и демотическом.

Демотическое письмо эпохи Птолемеев. Папирус Эберса. Около XVI в. до н. э.

Демотическое письмо эпохи Птолемеев. Папирус Эберса. Около XVI в. до н. э.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Происхождение терминов «семитский» и «хамитский» восходит к XVIII в. Они взяты из Библии, где упоминаются потомки сыновей Ноя — Сима (Сема), Хама и Иафета, которые считались родоначальниками всех народов. После перечисления потомков Сима в Писании сказано: «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Главный прорыв в расшифровке иероглифического письма, в составлении его правил сделал Жан-Франсуа Шампольон-младший (1790-1832) — талантливый ученый-полиглот, который еще в детстве решил восстановить всю хронологию исторических событий «от Адама до Шампольона».

Виды письма

Иероглифическая письменность возникла около 3400 г. до н. э. и представляла собой рисуночное письмо, дополненное фонетическими знаками. Иероглифический текст обычно писали справа налево, иногда наоборот — в виде горизонтальной строки, но существует и начертание в виде столбцов. Текст наносили без пробелов и знаков препинания. Строчку следовало начинать читать с той стороны, в какую смотрит изображение человека, животного либо птицы. Все иероглифы делились на фонограммы и идеограммы.

Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II

Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II. Около 1279-1213 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Фонограммы представляли собой иероглифы, которые обозначали звуки. Один иероглиф мог определять от одного до трех согласных звуков.

Идеограммы обозначали понятия. Среди идеограмм были логограммы и детерминативы.

Логограммы в виде рисунка указывали конкретные понятия, а детерминативы сами по себе ничего не обозначали, но уточняли значение слова, начертанного звуками.

Все слова при написании состояли из согласных, гласные опускались.

Общее число иероглифов в эпоху царств составляло около 800, а в период греко-римского правления превышало 6000. Иероглифы использовались в основном для надписей в гробницах и храмах, к IV в. их смысл был утрачен.

Долгие годы египетский язык оставался немым, но в 1799 г. произошло событие, которое имело решающее значение для расшифровки. Обнаружили базальтовую плиту, покрытую тремя письменами различного вида. Верхняя часть была заполнена иероглифами, потом демотическим текстом, а в конце — греческим. Плита получила название Розеттский камень. Именно эта находка сделала возможным расшифровать и понять то, что было написано на многочисленных памятниках периода Древнего Египта.

Иератическое письмо возникло одновременно с иероглифическим как вариант скорописания. При нанесении знаков кисточкой на папирус или кожу начертания иероглифов скруглялись, упрощались, что позволяло быстро записывать необходимые сведения. Начертание шло строго справа налево. В конце Древнего царства образовалось два вида иератического письма.

Книжная иератика использовалась для написания религиозных и литературных текстов, а курсивная помогала осуществлять переписку и ведение документов.

В VII в. до н. э. на смену иератическому письму пришло демотическое, иератическое употребляли исключительно для составления религиозных текстов. Именно поэтому греки называли его «священное письмо».

Стела с иератической надписью, в которой описывается дарение надела земли храму

Стела с иератической надписью, в которой описывается дарение надела земли храму. 712-698 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Демотическое письмо стало применяться для записи текстов на поздних стадиях египетского языка. По сравнению с иератическим оно имело меньшее количество символов, было ориентировано на запись слов алфавитными знаками, в нем прослеживались попытки передачи гласных на письме.

Брачный контракт, написанный демотическим письмом

Брачный контракт, написанный демотическим письмом. 380-343 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Для лучшего понимания Жан-Франсуа Шампольон-младший стал записывать демотическим алфавитом собственные дневники, которые после его смерти один французский академик выдал за древние рукописи II в.

Жан-Франсуа Шампольон-младший

Жан-Франсуа Шампольон-младший

Бог письменности

Изобретателем и покровителем письменности в Древнем Египте считался бог Тот.

Существовала даже молитва писцов, в которой они обращались за помощью к этому божеству: «Приди ко мне, Тот, ибис прекрасный, бог, любящий Гермополь, писец писем эннеады богов, великий в [городе] Уну. Приди ко мне и дай мне советы, сделай [так], чтобы искусен был я в должности твоей. Прекраснее должность твоя, чем любая [другая] должность, [ибо] возвеличивает [человека] она: найденный искусным в ней становится вельможей».

Египетские иероглифы

Материалы для письма

Для письма в Древнем Египте использовали различные материалы: камень, дерево и, конечно, папирус. Лучше всего сохранились тексты на камне, поскольку он менее подвержен разрушению. Записи делались с помощью долота. Чуть позже появился обычай предварительно покрывать каменные стены грунтовкой, на которую впоследствии наносили тексты и красочные рисунки.

Надписи и рисунки храма Хатхор. Дендер, Египет

Надписи и рисунки храма Хатхор. Дендер, Египет

Наиболее известным материалом для письма был папирус, который изготавливался путем прессования стеблей одноименного растения. Папирус не просто добывали, его специально выращивали на плантациях, причем условия сдачи таких плантаций были довольно суровыми. Кроме высокой арендной платы, арендатор не мог свободно распоряжаться выращенным папирусом, а также пасти скот в его зарослях. Он должен был чистить каналы и поддерживать слой земли на берегах. Записи на папирусе делали тростниковой ручкой, которую обмакивали в угольный пигмент для черного цвета и в охру — для красного.

Палетка и кисти принцессы Менетатей

Палетка и кисти принцессы Менетатей. Около 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

КРАСНАЯ СТРОКА

Интересно, что понятие «красная строка» существовало и в Древнем Египте: первые несколько слов писались красным цветом.

Однако папирус считался очень дорогим материалом, поэтому довольно часто текст смывали или соскребали и наносили записи повторно. Такие свитки назывались палимпсестами. Для ежедневных бытовых записей, а также для обучения в школе использовались обычные глиняные черепки — остраконы.

  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Объясните значение слов:

  • Иероглиф — название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и понятия.
  • Папирусный свиток — листок папируса, свернутый в трубочку для удобства хранения. Папирус изготавливали из одноименного водно-болотного растения семейства осоковых, разрезая их на длинные узкие полоски и складывая их друг на друга в разных направлениях, затем получившееся полотно прижимали плоским камнем. Тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.
  • Календарь — система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.
  • Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем.
  • Водяные часы — прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с вытекающей струёй воды. Вода капала из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и прошло времени.

Проверьте себя

1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

Причин этому было несколько. Во-первых, обучение детей в школе было не дешевым, немногие могли себе позволить это. Дети земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Во-вторых, в египетской письменности было более 700 иероглифов и сложная система их использования. Не многих было слишком сложно овладеть такой наукой.

2. Чему и как учили в школах Египта?

Детей в школах учили не только писать и читать, их учили еще математике и астрономии. Умение считать было полезно в работе писца, а астрономические знания использовались для составления календаря, предсказания разлива Нила и т.д.

3. Кем становились вы­пускники школ?

Выпускники школ могли стать писцами, чиновниками, а впоследствии, возможно, и вельможами. Окончить школу и стать писцом было очень престижно. Писцы освобождались от всех повинностей и физического труда, они могли позволить себе носить белые одежды.

4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 12

Письменные принадлежности писцов состояли из тонкой заостренной тростинки, пенала с двумя углублениями, в которых разводили черную и красную краску водой из небольшого горшочка.

5. Как выглядит древнеегипетская книга?

Древнеегипетские книги представляли собой склеенные друг с другом листы папируса. Для удобства хранения папирус сворачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

Подготовьте сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и ресурсы Интернета).

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 12Летом 1799 года в Египте находилась экспедиция Наполеона. Во время рытья окопов в окрестностях города Розетты из земли вырыли крупный камень, покрытый загадочными письменами. Его верхняя часть была обломана. На ней сохранились иероглифы, расположенные в четырнадцать строк. Причем они были выбиты слева направо, что нехарактерно для восточных языков.

Средняя часть поверхности камня содержала 32 строки иероглифов, выбитых справа налево. Они сохранились наиболее полно. На нижней части камня были выбиты письмена на греческом языке. Они расположились в 54 строки, но сохранились не полностью, потому что от камня был отломан угол.

Офицеры Наполеона поняли, что совершили важную находку. Греческие письмена сразу же перевели. Они повествовали о решении жрецов поставить статую правителя Египта, грека Птолемея Епифана, около статуи божества. И назначить храмовыми праздниками дни его рождения и восшествия на престол. Далее был текст о том, что данная надпись повторена священными иероглифами Египта и демоническими знаками. Известно, что Птолемей Епифан правил в 196 году до н. э. Другие письмена перевести никто не смог.

Камень поместили в Египетском институте, который основал Наполеон в Каире. Но английский флот разгромил французскую армию и укрепился в Египте. Загадочный камень был передан в Британский национальный музей. Тайна египетских иероглифов заинтересовала ученых всего мира. Но узнать ее разгадку было не так просто.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 12В начале 19 века профессор института Гренобля Жак-Франсуа Шампольон работал над загадкой Розеттского камня. Он понял, что иероглифов в три раза больше, чем слов в греческих письменах. Тогда Шампольона посетила мысль, что они являются подобием букв. В ходе дальнейшей работы он понял, что египетский алфавит содержал иероглифы трех видов. Первый вид – символы, которые высекали на камне. Они изображались большими и четкими, с тщательной художественной прорисовкой. Второй вид – иератические знаки, которые представляют собой те же иероглифы, но изображаемые не так четко. Эту письменность использовали на папирусе и известняке. Третий вид – коптский алфавит, состоящий из 24 греческих букв и 7 букв, согласных звуков.

Из надписи на греческом языке он знал место, где выбито имя Птолемея Епифана, которое на египетском языке звучало как Птолемайос. Он нашел в средней части камня знаки, соответствующие ему. Затем заменил их на иероглифы и отыскал получившиеся символы в верхней части камня. Он догадался, что древние египтяне часто пропускали гласные звуки, следовательно, имя фараона должно звучать иначе — Птолмис.

Зимой 1822 года Шампольон получил еще один предмет с надписями на греческом и египетском языках. Он легко прочитал имя царицы Клеопатры в греческой части и нашел соответствующие знаки в письменах Древнего Египта. Подобным образом он написал и другие имена – Тиберий, Германик, Александр и Домициан. Но его поразило, что среди них нет египетских имен. Тогда он решил, что это имена иностранных правителей, а для фараонов фонетические знаки не использовались.

В сентябре 1822 года ученый получил копии надписей со стен храма Рамзеса II. Вопреки своему убеждению не использовать фонетические знаки, он попытался разгадать имя на надписи. Так, символ за символом, у него получилось Р-е-м-с-с. Если добавить гласные, то получится Рамсес. Он был поражен этому факту. Решив подобным образом читать далее, он получил Тот, Тутмос. Постепенно мертвые символы ожили.

Это было невероятное открытие. Египетская письменность была звуковой! В конце сентября Шампольон сообщил о своем невероятном открытии Академии наук Франции. О войнах и победах фараонов, о жизни людей, о стране рассказывали египетские иероглифы. Расшифровка открыла новый этап в египтологии.

Подумайте

1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изображением писца (см. рис. на с. 41)?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 12

Этот иероглиф скорее всего обозначает понятие «писать». Красным цветом отмечено начало новой мысли, или по-нашему абзаца.

2. Как возникло выражение «писать с красной строки»? Что оно означает?

Поскольку папирусы были не дешевыми, египтяне экономили место и обозначали каждую новую мысль красным символом в иероглифе. Таким образом, увидев красный символ в иероглифе, читающий мог понять, что начинается новый абзац. Отсюда и возникло выражение «писать с красной строки».

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» и ответь­те, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «Уши мальчика на спине его»?

Для выпускников школ было весьма почетно занять должность писца на службе у фараона или вельможи. Писцы пользовались уважением, поскольку они находились «у ног правителя» и внимали его словам. Писцы освобождались от всяких повинностей и физического труда, носили белые одежды. Но для того, чтобы стать писцом, приходилось много учиться. Учителя в школах были строгими и поддерживали порядок плетью и розгами. Выражение «уши мальчика на спине его» означает, что по мнению учителей ребенок слышит и понимает слова, становится послушным и прилежным только тогда, когда его бьют плеткой по спине.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие природные условия Древнего Египта были благо­приятны для земледелия? Чем?

Древние Египтяне жили по берегам Нила и занимались земледелием. Исключительно жаркий и сухой климат, пустыни и засушливые степи сами по себе не очень способствовали развитию земледелия. Поэтому египтяне рассчитывали исключительно на разлив Нила. Каждый год летом в истоках реки Нил (в экваториальной Африке) начинался сезон дождей и таяние ледников в горах. Тогда русло реки  наполнялось водой, Нил разливался, затапливая прибрежные поля и питая живительной влагой землю. Лишь в ноябре Нил возвращался в свое русло, оставляя на полях плодородный ил. После разлива Нила египтяне начинали пахотный сезон.

Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

Египет был большой страной. Требовалось прокормить множество людей, обеспечить запасы на случай неурожая и т.д., следовательно необходимо было максимально повысить эффективность полей, а также расширить количество полей, пригодных для посева. Для этого египтяне устраивали специальные системы орошения, роя каналы и отводя воду к дальним полям. Также египтяне устраивали специальные земляные насыпи, огораживающие поля и задерживающие на них воду, после завершения разлива. Эти меры позволяли больше напитать водой землю и увеличить урожайность.

В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?

И простые египтяне, и знатные вельможи были слугами фараона. Они все должны были подчиняться его воле и могли быть наказаны по его указанию.

В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

Египтяне верили, что после смерти человек отправляется на суд Осириса, на котором он убеждал богов в том, что жил праведной жизнью:

— Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних. <-..> Я не грабил бедных. Я не делал того, что не угодно богам. Я не подстрекал слугу против его хозяина. Я не отравлял <…>.

Перечислив сорок два преступления и клятвенно заверив богов, что ни в одном из них он не виновен, умерший восклицал:

— Я чист, я чист, я чист, я чист, моя чистота — это чистота Великого Бену, что в Ненинесут. <…> Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой.

Хорошим человеком в Древнем Египте считали людей, не совершавших преступления против власти, религии, собственности, обещаний и клятв, а также другого человека.

Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?

Ступенчатая пирамида Джосера — Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старое сооружение в мире, построенное из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру.

Великие пирамиды Гизы — самые узнаваемые, внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от Каира, в районе Гизы. Среди них самая большая египетская пирамида — Хеопса. С ее 140 метрами в высоту пирамида Хеопса — определенно один из самых замечательных исторических памятников в мире.

Великий Сфинкс представляет из себя сильный и величественный памятник перед комплексом пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая  простирается более чем на 70 метров в длину. Высота статуи внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э. В наше время это один из самых замечательных исторических памятников в Гизе, Египте, и в мире, а так же символ архитектуры Древнего Египта.

Карнакские храмы Египта располагаются на восточном берегу Реки Нила в Луксоре и являются свидетельством древней архитектуры Египта. Карнакские храмы состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости можно увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными. Всё здесь насыщено древними интерпретациями, историей и символикой.

Храм Хатшепсут — Помимо высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут, с одним из самых захватывающих дух видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных утесов.

Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с древним Луксором. Здесь находятся многочисленные захоронения египетских фараонов, знаменитая гробница Тутанхамона, великие сидящие колоссы Мемнона.

Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чём писали древние египтяне?

Древнеегипетская письменность была сложной наукой. Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. «Священное письмо» исследователи-египтологи определили как рисуночное письмо с дополнением фонетических знаков. Иероглифы писали в колонках слева направо. Иероглифические знаки высекали на камнях, на глиняных табличках, вырезали на коже, наносили кисточкой на папирус.

Изначально египетское письмо было образным — т.е. один иероглиф обозначал один образ, одно понятие. Такое письмо ученые называют иератическим. Постепенно письмо развилось в более простую форму, послоговую — демотическую. Т.е. каждый иероглиф, означающий определенное понятие, стали использовать, чтобы показать согласные звуки, которые есть в слове, на которое указывает иероглиф. Так появилось слоговое письмо. Сложность такого письма заключалась в многозначной трактовке знаков. Потребовались дополнительные, уточняющие смысл, знаки-определители. Они не читались, а просто подсказывали, о чем идет речь. Такая система письма была довольно сложной для изучения, поэтому люди, которые могли читать и писать, считались настоящими мудрецами.

Какими знаниями обладали египетские жрецы?

Древние египтяне считали, что жрецы обладают тайными знаниями, которые позволяют им общаться с богами. Жрецы были образованными, умели писать, читать, считать, были знакомы с астрономией и изучали законы движения небесных светил. Мы бы сказали, что они были умными, образованными и эрудированным. Для древних египтян это было сродни магии.

Ïîÿâëåíèå ñèñòåìû ïèñüìåííîñòè â Äðåâíåì Åãèïòå. Èñïîëüçîâàíèå èåðîãëèôè÷åñêîãî, èåðàòè÷åñêîãî è äåìîòè÷åñêîãî ïèñüìà. Âèäû ìàòåðèàëîâ äëÿ íàïèñàíèÿ èåðîãëèôîâ. Èçãîòîâëåíèå è õðàíåíèå ÷åðíèë. Óïðîùåíèå ðèñóíî÷íûõ çíàêîâ ïî ìåðå óñëîæíåíèÿ ïèñüìåííîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/

Ïèñüìåííîñòü Äðåâíåãî Åãèïòà

Ïèñüìåííîñòü Äðåâíåãî Åãèïòà — îäíà èç äðåâíåéøèõ â ìèðå. Íà ïðîòÿæåíèè âñåé ñâîåé èñòîðèè åãèïòÿíå ïèñàëè: èåðîãëèôàìè (èåðîãëèôè÷åñêîå ïèñüìî) è èåðàòèêîé (èåðàòè÷åñêîå ïèñüìî).  8 â. äî í. ý. ïîÿâëÿåòñÿ äåìàòè÷åñêîå ïèñüìî, êîòîðîå ÿâëÿëîñü ýòàïîì â ðàçâèòèè èåðàòè÷åñêîãî ïèñüìà. Èåðàòèêà è äåìîòèêà — ýòî êóðñèâû (ñâîåãî ðîäà øðèôò).

Ñèñòåìà ïèñüìåííîñòè ñëîæèëàñü óæå ê ýïîõå Äðåâíåãî öàðñòâà (3 òûñ. äî í. ý.). Çíàêè åãèïåòñêîãî ïèñüìà áûëè ðèñóíî÷íûìè è çâóêîâûìè (ìîãëè âûðàæàòüñÿ íåñêîëüêèìè ñîãëàñíûìè). Äëÿ êàæäîãî îòäåëüíîãî çâóêà (ñîãëàñíîãî, ãëàñíûå íå âïèñûâàëèñü) áûë âûðàáîòàí çíàê, îäíàêî àëôàâèòà ó åãèïòÿí íå áûëî. Ïðè ïèñüìå èñïîëüçîâàëè ñìåøàííóþ ñëîâåñíî-çâóêîâóþ ñèñòåìó, ê ðèñóíî÷íîìó çíàêó ïðèïèñûâàëè çíàêè-«áóêâû».

Èåðîãëèôè÷åñêîå ïèñüìî ÷àùå èñïîëüçîâàëîñü ïðè ñîçäàíèè íàäïèñåé íà êàìíÿõ, ïàìÿòíèêàõ.

Èåðàòè÷åñêîå ïèñüìî (æðå÷åñêîå), èñïîëüçîâàëîñü â õîçÿéñòâåííûõ öåëÿõ, ñêîðîïèñíîå íà íåì æå ïèñàëèñü ëèòåðàòóðíûå ïðîèçâåäåíèÿ è íàó÷íûå êíèãè.

Äåìîòè÷åñêîå ïèñüìî — âèä ïîçäíåé èåðàòèêè, íà íåì ñîçäàâàëèñü è íàäïèñè íà êàìíÿõ, è ëèòåðàòóðíûå ïðîèçâåäåíèÿ, è ðåëèãèîçíûå òðàêòàòû.

Îêàçûâàåòñÿ, åãèïòÿíå áûëè ïåðâûì íà çåìíîì øàðå íàðîäîì, ïèñüìåííûå çíàêè êîòîðîãî ïåðåäàâàëè çâóêè. Îäíàêî ïîëíîñòüþ çâóêîâûì ïèñüìîì, êàê ó íàñ, åãèïåòñêàÿ ïèñüìåííîñòü íå ñòàëà. Ãëàâíîé ïðè÷èíîé ýòîãî ÿâèëîñü òî, ÷òî åãèïòÿíå, êàê è íåêîòîðûå äðóãèå íàðîäû, íå ïèñàëè ãëàñíûõ. Ïîýòîìó ïîñëåñëîâà, íàïèñàííîãî çâóêîâûìè çíàêàìè, ñòàâèëñÿ îïðåäåëèòåëü — çíàê, ïîÿñíÿþùèé ÷èòàþùåìó îáùåå çíà÷åíèå ñëîâà. Íàïðèìåð, íàïèñàíî 2 çíàêà . Âåðõíèé çíàê ïåðåäàåò çâóê «ñ», à íèæíèé — «ø».ïèñüìåííîñòü åãèïåò èåðîãëèô ÷åðíèëà

×òî ýòî çà ñëîâî? Âåäü ýòî ìîãëî ïðîèçíîñèòüñÿ è «ñåø» è «ñàø» è «ñèø» è ò. ä. Ñîìíåíèé íå îñòàâàëîñü, åñëè ïîñëå òàêîãî ñëîâà ñòàâèòñÿ îïðåäåëèòåëü. Ñ îïðåäåëèòåëåì — çíàêîì ïèñöîâîãî ïðèáîðà — ýòî îçíà÷àëî ñëîâî «ïèñüìî, çàïèñü», à ñ îïðåäåëèòåëåì — çíàêîì êóñêà çåìëè ñ ïòèöàìè — ñëîâî «ãíåçäî, çàâîäü»; . Ñåé÷àñ åãèïòîëîãè è òî è äðóãîå ñëîâî óñëîâíî ïðîèçíîñÿò «ñåø», âñòàâëÿÿ ìåæäó ñîãëàñíûìè çâóê «å» ÷òîáû êàê-òî ïðîèçíîñèòü ýòè ñëîâà. Äðåâíèé æå åãèïòÿíèí, ñìîòðÿ íà îïðåäåëèòåëü è èìåÿ ñîãëàñíûé êîñòÿê ñëîâà, ïðàâèëüíî ïðîèçíîñèë îáà ñëîâà. Èç ýòèõ ïðèìåðîâ âèäíî, ÷òî ñðåäè èåðîãëèôîâ èìåëèñü çíàêè, êîòîðûå ïåðåäàâàëè îäèí çâóê, ò.å. àëôàâèòíûå çíàêè. Åãèïòÿíå ïåðâûìè â ìèðå ñîñòàâèëè àëôàâèò — àçáóêó èç 25 áóêâ.

Âñå èåðîãëèôû äåëèëèñü íà 4 ãðóïïû:

1. Àëôàâèòíûå, èåðîãëèôû-áóêâû. Îíè îáîçíà÷àþò îäèí çâóê. Èõ íàñ÷èòûâàåò 24.

2. Èåðîãëèôû-ñëîãè. Ñîñòîÿò èç äâóõ èëè òðåõ èåðîãëèôîâ-áóêâ è ïðåäñòàâëÿëî ñîáîé ÷òåíèå äâóõ èëè òðåõ ñîãëàñíûõ. Ãëàñíûå íå óêàçûâàëèñü.

3. Èåðîãëèôû-ñëîâà. Ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ðèñóíêè ïðåäìåòîâ. Óïîòðåáëÿëè èõ íå÷àñòî, íåêîòîðûå ñòàëè ñëîãîâûìè èåðîãëèôàìè. Íî åñëè îíè âñå æå èñïîëüçóþòñÿ, òî èõ îòäåëÿþò âåðòèêàëüíîé ëèíèåé, ÷òîáû ÷èòàòåëü ïîíÿë, ÷òî ýòî îäíî ñëîâî.

4. Èåðîãëèôû-îïðåäåëåíèÿ, äåòåðìèíàòèâû. Îíè íå ÷èòàþòñÿ, íî ïîìîãàþò ÷èòàòåëþ, è ñòàâÿòñÿ ïîñëå ñëîâà. Íàïðèìåð, íàðèñîâàííûå â êîíöå ñëîâà øàãàþùèå íîãè, îáîçíà÷àþò ãëàãîë, ñâÿçàííûé ñ äâèæåíèåì. À ãîëîâû ëþäåé, æèâîòíûõ, ïòèö âñåãäà ïîâåðíóòû â òó ñòîðîíó, îòêóäà íàäî íà÷èíàòü ÷òåíèå. Ïðåäëîæåíèÿ è ñëîâà äðóã îò äðóãà íèêîãäà íå îòäåëÿëèñü.

Íåêîòîðûå êîðîòåíüêèå ñëîâå÷êè åãèïòÿíå ïèñàëè îäíèìè áóêâàìè: ( Ï + Í) — ïåí «ýòîò» . Íî áûëè çâóêîâûå çíàêè êîòîðûå ïåðåäàâàëè ñî÷åòàíèå ñðàçó äâóõ, òð¸õ è äàæå ÷åòûð¸õ ñîãëàñíûõ. Èåðîãëèô

«ïåðî» ïåðåäàâàë ñî÷åòàíèå Ø — Â, èåðîãëèô «êîðçèíà» — È — Á; èåðîãëèô ÷¸ðíûé èáèñ à — Ì; èåðîãëèô «çàÿö» — Â-Í; èåðîãëèô «ñîëíöå ñ ëó÷àìè» — òðè ñîãëàñíûõ —  — Á -Í; èåðîãëèô ïåðåêðåùåííûå ïàëî÷êè — Õ — Ñ — Á; èåðîãëèô «òåñëî» — Ñ — Å — Ï; èåðîãëèô «ïåñòèê ñî ñòóïêîé»

— ÷åòûðå ñîãëàñíûõ — × — Ñ — Ì — Í è ò.ä.

Òàêæå áûëî ìíîãî îïðåäåëèòåëåé.

Èåðîãëèô «ñèäÿùèé ìóæ÷èíà» îïðåäåëÿë ñëîâà «÷åëîâåê, ïèñåö» è.ò.ï.; èåðîãëèô «ñâÿçàííûé ïëåííèê» — ñëîâà «ïëåííèê, âðàã»; èåðîãëèô «èäóùèå íîãè» — «õîäèòü, áåæàòü»; èåðîãëèô «òðè ãîðû» — «÷óæåçåìíàÿ ñòðàíà»; èåðîãëèô øêóðà ñ õâîñòîì — «æèâîòíîå, çâåðü» è ò. ä.

 êà÷åñòâå ìàòåðèàëà äëÿ íàïèñàíèÿ èåðîãëèôîâ èñïîëüçîâàëè êàìåíü, ãëèíÿíûå ÷åðåïêè, êîæàíûå ñâèòêè, äåðåâî. Äîâîëüíî øèðîêîå ïðèìåíåíèå ïîëó÷èë ïàïèðóñ. Îáó÷åíèå èåðîãëèôè÷åñêîìó ïèñüìó ïðîõîäèëî â ñïåöèàëüíûõ øêîëàõ, è áûëî íåäîñòóïíî ïðîñòûì ëþäÿì.

Ñàìûì ðàñïðîñòðàíåííûì ïèñ÷èì ìàòåðèàëîì áûë ïàïèðóñ Äëèííûé ñòâîë òðîñòíèêà ðàññåêàëñÿ ñâåðõó äîíèçó íà äâå ïîëîâèíû. Çàòåì ïîëîñêó çà ïîëîñêîé îòäåëÿëè ñëîè ðàñòåíèÿ. Íà ñòîëå, ñìî÷åííîì âîäîé, ýòè ïîëîñêè ñíà÷àëà ïðèêëàäûâàëè îäíó ê äðóãîé, à ïîòîì íàêðåñò.

Ðàâíîìåðíî íàäàâëèâàÿ íà ïîëîñêè òðîñòíèêà êðóãëîé ïàëî÷êîé èëè êàìíåì, ìîæíî áûëî ïîëó÷èòü ïðî÷íûé ëèñò ïàïèðóñà. Íà ïàïèðóñå ïèñàëè êàìûøîâîé ïàëî÷êîé, êîòîðóþ ìàêàëè â ÷åðíóþ èëè êðàñíóþ êðàñêó. Êîãäà ëèñò ïàïèðóñà áûë èñïèñàí, åãî ñâîðà÷èâàëè â òðóáêó è ïåðåâÿçûâàëè øíóðêîì. Òàêèå ñâèòêè ïàïèðóñà íàéäåíû ó÷åíûìè ïðè ðàñêîïêàõ.

Åãèïòÿíå óïîòðåáëÿëè äëÿ íàïèñàíèÿ êîñî ñðåçàííóþ êàìûøèíêó, êîòîðóþ, îáîðà÷èâàÿ, ìîæíî áûëî ïðèñïîñîáèòü äëÿ íàïèñàíèÿ òîíêèõ èëè ãðóáûõ ÷åðòî÷åê åãèïåòñêîãî ïèñüìà. À ñ III ñò. äî í.ý. íà÷àëè èñïîëüçîâàòü îñòðî çàòî÷åííóþ êàìûøèíêó, òàê íàçûâàåìûé «êàëàìóñ», êîòîðûé äàâàë âîçìîæíîñòü ïîëó÷àòü òî÷íîå î÷åðòàíèå áóêâ; ñ òîãî âðåìåíè êàëàìóñ, âìåñòå ñ ëèíåéêîé, ñòàëè ïîâñåìåñòíî óïîòðåáëÿåìûì íåîòúåìëåìûì îðóäèåì êàæäîãî ïèñöà.

×åðíèëà èçãîòàâëèâàëè èç ñàæè èëè èç äðåâåñíîãî óãëÿ, âîäû è æèâèöû. Êà÷åñòâî ÷åðíèë áûëî î÷åíü âåëèêî, õàðàêòåðíî, ÷òî îíî ñ òåõ âðåìåí ñîõðàíèëî ñâîé ãëóáîêèé ÷åðíûé ãëÿíåö. Äëÿ íàïèñàíèÿ òèòóëîâ è íàçâàíèé ðàçäåëîâ èñïîëüçîâàëè òàêæå êðàñíóþ êðàñêó — íàòóðàëüíóþ îõðó.

Ïèñöû õðàíèëè ñâîè êèñòî÷êè è ÷åðíèëà â ïåíàëå — èçãîòîâëåííîé èç äåðåâà ïðèíàäëåæíîñòè ñ äâóìÿ âûðåçàìè äëÿ óäåðæàíèÿ êèñòî÷åê è äâóìÿ óãëóáëåíèÿìè äëÿ ìèñîê ñ ÷åðíèëàìè.

Íà ïàïèðóñàõ, à òàêæå íà ñòåíàõ õðàìîâ è ãðîáíèö çàïèñàíî ìíîãî ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé. Åãèïòÿíå ëþáèëè ñëóøàòü ñêàçêè.  íèõ ðàññêàçûâàëîñü îá óäèâèòåëüíûõ ïðèêëþ÷åíèÿõ â äàëåêèõ ñòðàíàõ, î æåñòîêèõ îáèäàõ, êîòîðûå ïðèõîäèëîñü âûíîñèòü îò ÷èíîâíèêîâ è íàäìåííûõ áîãà÷åé. È åñëè â æèçíè áåäíÿêè íå íàõîäèëè ñïðàâåäëèâîñòè, òî â ñêàçêå ãåðîè ñòîðèöåé âîçíàãðàæäàëèñü çà ñâîé òðóä è òåðïåíèå.

Íåêîòîðûå ñêàçêè ÿâèëèñü îòðàæåíèåì ðåëèãèîçíûõ âåðîâàíèé.  îñíîâå äðóãèõ ëåæàò èñòîðè÷åñêèå ñîáûòèÿ.

Ïî ìåðå óñëîæíåíèÿ ïèñüìåííîñòè è áîëåå ÷àñòîãî åå èñïîëüçîâàíèÿ ïîòðåáîâàëîñü óïðîùåíèå ðèñóíî÷íûõ çíàêîâ. Òàê êàêèå-òî ðèñóíêè ñòàëè îáîçíà÷àòü íå òîëüêî êîíêðåòíîå ïîíÿòèå, íàïðèìåð äîì, áûê èëè ñîëíöå, íî è îòäåëüíûå ñëîãè è çâóêîâûå ñî÷åòàíèÿ, êîìáèíèðóÿ êîòîðûå ìîæíî áûëî âûðàçèòü äðóãèå ñëîâà è ïîíÿòèÿ.  äàëüíåéøåì íåñêîëüêî çíàêîâ ñòàëè ïîñòåïåííî ñëèâàòüñÿ â îäèí, à äàëüíåéøåå ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïèñüìåííîñòè, â êîíöå êîíöîâ, ïðèâåëî ê ðàçëè÷åíèþ 21 çíàêà, êîòîðûå èçîáðàæàëè îòäåëüíûå ñîãëàñíûå çâóêè. Ïî ñóòè ýòî áûë ïåðâûé àëôàâèò. Îäíàêî â Åãèïòå àëôàâèòíûå çíàêè íå ñìîãëè âûòåñíèòü áîëåå ïðèâû÷íóþ èåðîãëèôè÷åñêóþ ñèñòåìó, îíè ñòàëè óïîòðåáëÿòüñÿ êàê ñîñòàâíàÿ åå ÷àñòü.

Íå ìîæåò íå óäèâëÿòü ñâîåîáðàçèå ïèñüìà, ñëîæèâøååñÿ â òàêîì íåïîâòîðèìîì ìèðå, êàê äðåâíèé Åãèïåò, èñòîðèÿ ïèñüìåííîñòè êîòîðîãî äî êîíöà åùå íå èçó÷åíà ñîâðåìåííûìè åãèïòîëîãàìè.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Письменность и знания древних египтян».

Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
  • создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
  • на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач продолжить формирование логического и исторического мышления учащихся;
  • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов продолжить формирование умения сравнивать различные явления.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  • воспитывать уважение к чужой культуре.

Межпредметные связи: математика.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проблемный метод, частично-поисковый метод.

Приемы: работа с раздаточным материалом, работа с картой, работа с иллюстрациями, работа с текстом учебника, работа с понятиями.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

Оборудование: компьютер, проектор, карта «Древний Египет».

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2007 г.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.(10 мин)
  1. 2 ученика работают по карточкам с терминами (письменный ответ).
  2. 1 ученик работает с раздаточным материалом. Задание — сопоставьте древнеегипетских богов, их изображения и явления природы (письменный ответ).
  3. 1 ученик работает по карточке. Задание — опишите древнеегипетский храм (письменный ответ).
  4. 1 ученик работает по карточке. Задание – ответить на вопрос: Какие правила должны были соблюдать древнеегипетские мастера, изображавшие богов, фараонов и вельмож? (письменный ответ).
  5. Устный опрос (индивидуальный опрос)

— Расскажите о первом чуде света — о пирамидах. (1 ученик)

— Покажите на карте, где находятся пирамиды? Как определить словами это место? (1 ученик)

II. Изучение нового материала. (25 мин)

  1. Актуализация знаний учащихся. Работа с иллюстрацией. Перед нами вход с гробницу фараона. Что мы можем увидеть на этой иллюстрации? Ответы учащихся. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Постановка цели урока учащимися. Корректировка цели урока учителем: Сегодня мы с вами будем изучать древнеегипетскую письменность, узнаем, как расшифровали египетские письмена, а также познакомимся с древнеегипетской школой и науками, которые изучали древние египтяне.
  2. Письменность древних египтян. 

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”). Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

  1. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.
  2. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Я тебя уважаю”?
  3. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”.
  4. В египетском письме не было гласных буквДавайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “ДМ” – какие слова он может обозначать? (Дима, дом, идем. едим).
  5. Это мог быть значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь.

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах). Иероглифами написана египетская “Книга мертвых”

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. Это был Розеттский камень. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? 

Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были заключены в овальную рамку. На этом камне были надписи и на древнегреческом языке. Знавший древнегреческий язык ученый заметил, что  иероглифы в рамках повторяются столько же раз, сколько в греческой надписи встречается имя фараона Птолемея. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона. Аналогично ученый расшифровал имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки П, Т, Л – и иероглифы в двух рамках совпали. Таким образом, Шампольон  доказал, что иероглифы – это знаки письма, которыми можно передавать звуки.

Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Рассмотрим второй рисунок. Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос). Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков) – важность их изучения!

2. Египетские папирусы.

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).  В Египте  впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма – папирус. Как его изготавливали,  нам расскажет  … (ФИ ученика приготовившего сообщение об изготовлении папируса). А вы, выслушав сообщение одноклассника, должны ответить на вопрос: как изготавливался папирус.

Сообщение:

Основным материалом для письма был папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую середину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс: из растения выделялось клейкое вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали –получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

 Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать как обычную бумагу. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубочки – свитки и так хранили.

Вопрос: Как вы думаете, легко было овладеть грамотой в Древнем Египте?

(Ответы учеников)

3. Школа и научные знания.

Умеющий читать и писать казался в египтянам настоящим мудрецом.  

Работа с учебником (стр. 61 п.3). Ответить на вопросы:

— Кого готовила школа? (Писцов и жрецов)

-Где находились школы и кто был учителями в них? (При храмах, жрецы)

-Чему учили в школах? (Читать и считать)

— Где необходимы были математические знания? (При строительных работах, сборе налогов, в ремесле)

Задание:

-Рассмотрите рис. на стр. 61. Это обозначение чисел.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.

2000 500 30 2

2532

Вопрос: Какой способ записи удобнее: древнеегипетский или тот, которым мы пользуемся сейчас? Чем удобнее?(Ответы учеников)

Учитель обобщает: Написание больших чисел занимало в Египте много места, система счета была сложной. Тем не менее,  египтяне знали все четыре математических действия и умели решать сложные задачи.

Задание: Рассмотрите рис. стр. 60 «письменные принадлежности». Попробуйте объяснить, как ими пользовались.

(Ответы детей)

Учитель: Писцы носили с собой в футляре заостренную палочку (тростинку) для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями (для черной и красной краски). Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. (Отсюда выражение «красная строка» — новая строка с которой начинается текст.)

В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил.

Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток), год поделен на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.

Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были врачи разных специальностей, особенно славились хирурги, которые делали сложные операции; окулисты и зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки, соли.

3. Закрепление изученного на уроке.

Игра «Светофор»

У учеников есть в наличии 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. Каждый из них имеет свое значение «красный»- нет, «желтый»- не знаю, «зеленый» — да.

Условия  игры: Ученики слушают текст, который произносит учитель (а учитель произносит некоторые предложения с ошибками) и на каждое предложение поднимают сигнал.

Текст игры:

1. В египетском письме более 200 иероглифов. – (700)

2. Иероглифы – это знаки для письма в Древнем Египте. +

3. Первые иероглифы были рисунками. +

4. Иероглифы употреблялись не только для обозначения слов, но и для передачи гласных и согласных звуков. – (гласные звуки не записывали)

5. Основной материал для письма был папирус. +

6. Папирус был ломкий, его сворачивали в трубки – свитки .+

7. В школах готовили писцов, ремесленников. – (писцов и жрецов)

8.  В школах роль учителей выполняли жрецы. +

9. В египетской школе могли учиться все желающие. – (только дети состоятельных родителей)

10. Многие знания передавались только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. +

Рефлексия:

Ученики поднимают цветные кружки, которые соответствуют их настроению и активности на уроке.

-Понравился урок?

— Хорошо вы поработали?

-Много узнали нового?

Домашнее задание: § 12. По выбору составить с помощью иероглифов письмо другу или математическую задачу.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  • Рассказ о парке победы
  • Рассказ о первой учительнице для 1 класса окружающий мир от мамы
  • Рассказ о пении соловья 4 класс
  • Рассказ о первом дне в школе
  • Рассказ о первых печатных книгах 3 класс