Рассказ о письме древних египтян

Гдз к учебнику по всеобщей истории древнего мира. вигасин, годер. 5 класс гдз к рабочей тетради по всеобщей истории древнего
  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА «ЦАРЯ ЦАРЕЙ»

Проверьте себя

1. Почему многие народы принимали персидского царя как освободителя?

В отличие от ассирийцев персидские цари относились терпимо к религии и культуре завоеванных ими народов. Для выполнения административных функций царь назначал своего наместника — сатрапа. Но сатрапы никогда не действовали жестко: они разрешали сохранять обычаи и следовать традициям, поклоняться своим богам. Кроме того, Кир II разрешил всем переселенным народам вернуться на Родину, за что снискал славу освободителя.

2. Кого при Дарии Первом называли «глаза и уши царя»? Почему этих людей так называли?

«Глазами и ушами царя» называли тайных осведомителей при царе Дарии Первом. В их обязанности входило наблюдать, слушать и выискивать врагов и заговорщиков, злоумышляющих против царя.

3. Какая дорога была прозвана царской? В чём её достоинства?

Царской дорогой называли известную из сочинений Геродота мощёную дорогу, сооружённую персидским царём Дарием I в V веке до н.э. Она начиналась в Сардах (около 90 км к востоку от современного города Измир в Турции) и шла на восток к ассирийской столице Ниневии (нынешний  Мосул в Ираке), затем вела на юго-восток, к Сузам. На востоке она практически сливалась с Шёлковым путём. Строительство Царской дороги способствовало развитию торговли и сообщению между территориями Персидской державы. Царская дорога также использовалась для доставки государственных почтовых сообщений и царских указаний. По всей дороге через каждые 20-30 километров располагались посты с лошадьми и людьми, готовыми в любей момент отправиться в путь.

Познакомьтесь с документами

Подготовьте сообщение по легенде о происхождении царя Кира и легенде о пире Валтасара (см. с. 92—93).

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

О происхождении, детских и юношеских годах создателя великой Персидской державы Кира II существовало несколько противоречивых свидетельств. История Кира вскоре обросла легендами. По свидетельству Геродота, отцом Кира был персидский царь Камбис I, a матерью — Мандана, дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу), которому тогда подчинялись персы. Однажды Астиагу привиделся страшный сон, который был растолкован царскими магами так: «Повелитель, радуйся! Дитя, рожденное твоей дочерью, обретет в недалеком будущем такое могущество, что будет править всей Азией».

Царь Астиаг не только не обрадовался, но устрашился того, кем может стать его внук. Когда дочь царя Мандана выросла и ей пришла пора выходить замуж, царь решил не отдавать ее за любого мидянина, имевшего высокое происхождение. В горных окраинах его царства обитали родственные мидянам племена персов. Персы говорили на одном с мидянами языке, а правили ими люди из рода Ахемена. И вот Астиаг надумал выдать свою дочь за Камбиса, который приходился двоюродным братом тогдашнему правителю персов, Аршаму, и отличался очень кротким нравом. Этот Камбис, унаследовав власть от своего отца, Куруша Первого, сам отказался от тиары в пользу своего родича. Астиаг решил, что человек столь не честолюбивый и, значит, покорный подходит ему в зятья как нельзя лучше.

Затем царь Астиаг увидел еще один сон, который маги растолковали так: «Недалек тот день, когда сын твоей дочери станет властелином самой великой на земле державы!». Астиаг испугался, что младенец, едва появившись на свет, свергнет его с трона, что во дворце уже теперь зреет заговор против него, и надумал погубить младенца. Младенца передали пастуху и повелели оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда Митридат принес младенца в свою хижину в горах, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребенка. Пастух с женой решили воспитать царского сына, как своего, а мертвого ребенка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага.

Таким образом детство Кира прошло среди царских рабов. Однажды, когда мальчику уже было десять лет, он во время игры с детьми был избран царем. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, Артембар, пожаловался Астиагу, что его раб бьет детей царских сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нем черты фамильного сходства. И действительно, Астиаг узнал правду. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему еще опасность со стороны внука. Те ответили, что сновидение уже сбылось, поскольку Кир был избран царем во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

По преданию царь Валтасар сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино из кубков, которые его отец Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского. Пили вино и славили богов. И тут царь увидел кисть руки, которая чертила огненные знаки на белой стене.

Царь испугался и повелел привести мудрецов. Царь пообещал большую награду тому, кто прочитает написанное. Мудрецы царя не могли прочитать и объяснить царю значение написанного. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился. А царица порекомендовала привести еврейского пленника Даниила, чтобы он объяснил значение. Когда привели Даниила, царь сказал Даниилу:

— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. О тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы.

Тогда упрекнул Даниил царя, что не чтит Валтасар Бога и унижает его всячески, как и его отец Навуходоносор. За это и послана от Бога кисть руки и написано «мене, мене, текел, упарсин», что означает, исчислил Бог царство Валтасара и положил конец ему, отдав его мидянам и персам, а сам Валтасар был взвешен на весах и найден очень лёгким.

Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский был убит, и Дарий Мидянин принял царство.

Ответьте на вопросы

1. С каким рассказом древнегреческого историка Геродота вы уже знакомы (найдите его на с. 76)?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

Это рассказ о том, как финикийцы похитили женщин и дочь местного царя из греческого города.

2. Предположите, по­сле каких событий Даниил мог стать пленником в Вавилоне. Кто и когда разрешил евреям вернуться на родину?

Согласно Библии, Даниил был потомком знатного иудейского рода. Еще подростком он попал вместе с 3 тысячами соплеменников в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима в 597 году до н.э. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, Валтасара, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария. Среди известных эпизодов истории Даниила — его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира в 539 году до н.э. В 538 году до н.э., торжественно вступив в побежденный Вавилон, царь персов Кир II Великий разрешил всем переселенным народам вернуться на родину.

Подведём итоги и сделаем выводы

Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах?

Первые две страны, в которых возникли известные нам государства — это Шумер и Древний Египет. Шумерская цивилизация развивалась в эпоху ранней бронзы на юге Месопотамии – в междуречье рек Тигр и Евфрат (современный Ирак). Государство Древнего Египта зародилось на северо-востоке Африканского континента по берегам реки Нил.

Почему созданное в Двуречье письмо называют клино­писью? Какими особенностями оно обладало?

В Древнем Двуречье создали особый вид письма, называемый клинописью. Это наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки, отсюда и «клинообразные» штрихи. Каждый символ, а их было более 900 знаков, использовались для слоговой и идеографической (образной) систем, т.е. обозначали какое-либо слово (понятие) или слог, который мог быть частью другого слова. Изучать такой язык было очень сложно.

Как выглядели книги в Древнем Двуречье?

Книги в Древнем Двуречье представляли собой ящик, в котором лежали глиняные таблички-страницы книги.

Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян?

Древнейший фонетический алфавит возник в Финикии. Его создавали для упрощения письма. Для торговли требовалось умение письма и учета товаров, а клинопись или иероглифическое письмо было слишком сложным. Поэтому в Финикии разработали побуквенный алфавит, в котором каждый знак соответствовал одному звуку. Всего в финикийском алфавите было 22 знака, в отличие от нескольких сотен символов в Шумерской клинописи или Древнеегипетском письме. Таким образом, обходясь всего 22 буквами, финикийцы могли записывать любую информацию.

Как называется и где была создана первая часть Би­блии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутся наиболее важными?

Первая часть Библии называется Ветхий Завет. Он был создан как сборник текстов преданий и мифов иудейского народа. Это древнейшая из двух частей христианской Библии, заимствованная в христианстве из еврейской Танаха и других древних еврейских религиозных книг. В Ветхий Завет во всех христианских конфессиях входит 39 книг Танаха, являющегося общим священным текстом иудаизма и христианства. Книги Танаха были написаны в период с XIII по V в. до н. э. на древнееврейском языке.

Практически все божьи заповеди, касающиеся социальных отношений между людьми, разумны, поскольку они совпадают с общепринятой моралью. Чтобы быть хорошим человеком нужно уважать отца и мать, не красть, не лжесвидетельствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не желать имущества ближнего. Отношение к заповедям религиозного характера — это личное дело каждого. Но самое главное, что они проповедуют — это любовь к ближним, любовь к богу, который есть в каждом, т.е. любовь к себе.

В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие преимущества давало использование монет в торговле?

Самую первую в мире монету стали чеканить в Лидийском царстве в VII веке до н.э. Ее чеканили из сплава золота с серебром. Монеты могли быть использоваться в качестве универсального заменителя товаров и единого механизма измерения стоимости. Таким образом использование монет упрощало международную торговлю, т.е. если не нашлось нужного товара для обмена, его заменяли монетами из ценных металлов.

Какие древние страны входили в состав Персидской дер­жавы при Дарии Первом?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

Персидская держава при царе Дарии Первом разрослась до небывалых размеров. Она объединяла все земли от Индии до Греции. Покоренными оказались такие государства и территории, как Вавилония, Мидия, Лидия, Финикия, Иудея, Сирия, Египет, небольшая часть Греции, Каппадокия, Армения, Элам, Кармания, Гедросия, Сагартия, Дрангиана, Саттагадия, Гандхара, Бактрия, Согдиана, Хорасмия, Маргиана, Арейя, Парфия, Гиркания.




Народы, живущие в речной долине Нила, одними из первых в истории древнейших цивилизаций достигли высокого уровня культуры, овладели силами природы, частично покорив её, и образовали древнейшее в мире государство. Длительное время их история была мало известна, поскольку те немногочисленные памятники древних, что найдены (глиняные обломки, плиты, свитки папирусов и др.) содержали тексты, которые невозможно было прочесть. Позднее путешественники и учёные Греции и Рима сами бывали на египетских землях. Основываясь на увиденном, а равно на рассказах, передаваемых из уст в уста со сменой поколений, они писали историю Египта. Но они познавали это государство уже в период его упадка и много позднее, когда многие исторические документы были утеряны. А до наших времён эти повествования дошли и вовсе или в искажённом виде, или неполно, часть же утеряна. Последовательность, хронология были нарушены, наблюдаются нестыковки фактов и множество противоречий. Только в XIX в., когда человечество научилось читать древнеегипетские источники, мир получил возможность изучить историю этого священного края. И человечество уяснило важность, незаменимость, ценность для исторической науки знаний основ древнеегипетской письменности.



Ключевые слова:



Древний Египет, письменность, иероглиф, писец, папирус.

Сначала было не слово. Из того, что эта великая цивилизация создала и того, что сохранилось до современных нам времён, сначала был рисунок. Начертание различных фигур и знаков на всевозможных поверхностях. С их трактовкой тоже возникали трудности, некоторые остаются загадкой для нас. Но большинство всё ж помогли составить представление о жизни одного из первых в мире государственных образований. Одним из самых ранних изобразительных исторических документов является

Палетка царя Нармера

. На ней царь Верхнего Египта замахивается на своего противника — царя Нижнего Египта и, вероятно, победив, объединяет страну. Папирус, обнаруженный в Фивах, возрастом 3000 лет, изображает природных врагов — льва и антилопу, мирно играющих в сенет[1], рядом — шакал, играющий на флейте, пасёт овец, и ворон, охраняющий корзину с вишнями. Находка иллюстрировала отличное чувство юмора древнеегипетских художников-сатириков. Следующим этапом освоения творчества были сочетанные изображения рисунка с текстом. Например, царевич IV династии Рахотеп. Он сидит перед столом, на котором собраны жертвоприношения — дары для загробного мира. И рядом иероглифическим письмом перечислены наименования этих даров.

Древнеегипетское иероглифическое письмо появилось на рубеже IV-III тыс. до н. э., в период становления I династии. Самые древние из обнаруженных по настоящее время текстов найдены в гробницах царей в Абидосе[2]. Знаки нанесены на небольшие костяные таблички, уложенные в тканевые мешки. Поскольку изначально иероглифы применялись для записи имён царей, чиновников и титулов, то, как полагают египтологи, пользовались ими сами же чиновники. Иероглифы были системой рисунков-ребусов, которые изображали звуки при помощи картинок. Первые иероглифы были в виде обычных и привычных предметов: утка, перо, волна, глаз, тростник, лодка и т. п. Слова из таких рисунков дополнялись пояснительными символами — для понимания смысла текста. Иероглифы наносились в разнонаправленных порядках: и справа налево, и слева направо, и внизу вверх и наоборот, а вспомогательные символы указывали, как именно следует читать. Например, изображение верхушки тростника, повёрнутой вправо указывал читать справа налево. Тростник, повёрнутый влево, — читать слева направо. В период Древнего царства применялось около 750 знаков, и к ним периодически добавлялись новые. Ко времени правления Клеопатры VII[3] их насчитывалось уже до 2,5 тыс. Отдельные иероглифы означали буквы, некоторые — целые слова. Однобуквенных, точнее — односогласных, иероглифов насчитывают 24. В рисунках имелась своя логика: рот, например, изображал и собственно рот, и букву «р», и буквосочетание «ре». В письменности существовала отдельная система знаков и для обозначения цифр. И чисел: 1–3, 10–30, 100–300, 1000, 10000, 100000 и даже 1 млн. (фигурка человека, приклонившего учтиво колено и с поднятыми к небу руками в знак удивления). Так, число 313, например, писалось как 3 крючка, одна петля и 3 палочки.

В 1352 г. к власти пришёл фараон-реформатор Аменхотеп IV, более известный под именем Эхнатон, который правил 18 лет. К периоду его правления относятся обнаруженные в 1887 г. 400 клинописных табличек с дипломатическими посланиями, адресованными фараону. Язык посланий —

аккадский

— был, вероятно, официальным дипломатическим языком того времени. Но поскольку имя фараона ввиду его непопулярных государственных реформ было на многие годы вычеркнуто из списков царей, то это направление в истории древнеегипетской письменности остаётся малоизученным и загадочным до настоящего времени.

Позже на основе иероглифического письма сформировалась упрощённая версия —

иератическое

письмо, скоропись из знаков облегчённого вида, для быстрого изображения. Писцам было легче обучиться иератическому письму; так писали на доступных материалах: тканях, коже, глиняных черепках. К середине VII века до н. э. иератическое письмо упростилось ещё больше, так появилось

демотическое

письмо. На основе иератического письма в раннехристианский период появился

коптский язык,

который пользовался уже сочетанием демотического письма и греческого алфавита. Коптский язык был официальным языком Египта до XIII века. Таким образом, древнеегипетская письменность состояла из трёх видов знаков: фонетических (звуковых), словесных (идеограмм) и детерминативов (пояснительных, направляющих). Во времена Среднего царства было создано множество письменных сочинений разных жанров: исторические романы, поучения, магические истории, путевые заметки из путешествий за границу, приключенческие повести и, конечно, сказки. Лучшим произведением признано «Сказание о Синухе» о событиях становления XII династии. Эта история была так популярна, что переписывалась на папирусах на протяжении 700 лет. В новом царстве самыми популярными были мифологические истории и житии богов.

Судя по разнообразию жанров, первая литература создавалась и для пропаганды, и для обучения, и для развлечения. Но изначально все древнеегипетские истории были предназначены не для записи, а для прослушивания. Аллитерации и каламбуры, собрания куплетов, сочинения из фраз особого ритма — передавались в устной форме. И об этом тоже можно узнать из содержания текстов папирусов: описывая вечера сказок при царском дворе, некий автор Весткар каждый рассказ начинал со слов: «И тогда принц встал, чтобы говорить, и сказал…»

Надписи на стенах в пирамидах помогли установить, что в строительстве были заняты не рабы, а свободные люди, получающие за труд заработную плату. А руководили их работой грамотные управленцы, непосредственно на местах распределяющие обязанности и хорошо понимающие в инженерном деле. Не без юмора описано ими создание рабочих отрядов под названиями «Друзья Хуфу», «Собутыльники Менкаура» и т. п.

Грамотность ценилась высоко. Писцы Древнего Египта могли претендовать на разной значимости государственные должности: выполняли функции счетоводов, чиновников и управляющих. Им поручалось вести учёт налогов, фиксировать судебный процесс, учёт сельскохозяйственных продуктов, результаты торговых сделок. Словом, выполнять важные государственные обязанности. Археологами в Фивах обнаружена гробница, в которой был похоронен Небамон — «писец и учётчик зерна в зернохранилище Амона». Гробница богатая, имеет свою часовню, отлично сохранились многочисленные росписи, изображающие как земной путь этого уважаемого человека, его семьи, так и наставления ему для загробной жизни.

Литературные папирусы возносили профессию писца. Его труд хорошо оплачивался, а сам он имел авторитет и пользовался уважением. Тогда как все другие рабочие специальности называли тяжёлым грязным трудом для самых низких слоёв общества. «Будешь писцом, — наставлял учитель, — и твои конечности останутся гладкими, а руки — нежными». Чаще всего профессия писца была династической, т. е. сын продолжал дело отца. Школы были доступны только детям знати. Согласно надписи верховного жреца Уджахорресента об организации школ, «сделал я по приказу фараона и учредил я школы со всеми их учениками из сыновей знатных, но не из сыновей бедняков». Обучение начиналось с 5 лет и длилось 12 лет, в школах, самая лучшая из которых организовывалась при дворце фараона, туда принимались дети придворных. Прочие школы функционировали при храмах. В период обучения школяры получали чины и звания, не выполняя при этом никаких обязанностей. Зато по окончании учёбы молодой специалист, поступая на службу в ведомство, сразу занимал низшую должность этого учреждения.

Ученик сначала овладевал азами беглого чтения, грамотного и аккуратного письма, затем — умением составлять разного рода деловые документы, прошения, письма, протоколы, науке выбирать нужные обороты речи и образности мышления.

Инструментами писца были папирус, тростниковая палочка, палетка с кисточками, ступка (для измельчения красок), чернильница и сосуд с водой. Для письма использовали чёрные из сажи (обычные тексты) и красные из охры (выделение заголовков, первых строк[4], дат и заглавных букв) чернила. Красными же точками отделяли один стих от другого в поэтических произведениях. Письменные принадлежности были постоянными спутниками писцов с детских лет. Жрец Нембаатранахт наставлял своего ученика Унуэмдиамона такими словами: «Люби писания и ненавидь пляски… Целый день пиши своими пальцами и читай ночью…Побратайся со свитком и с письменным прибором». Ввиду трудоёмкости изготовления и высокой стоимости папируса, учащиеся сначала тренировали технику письма на камнях, деревянных дощечках, глиняных черепках, только потом им давали папирусы. Для переписывания ученикам давали такие тексты, из которых они могли бы почерпнуть для себя полезные знания или навыки. Часто это были образцы писем, которые впоследствии писец должен был уметь составлять самостоятельно.

Египетский скрипторий — место для письма — называли «Домом жизни». Там писцы создавали и копировали манускрипты, там же хранилось собрание свитков папирусов. В скрипториях оборудовали классные комнаты, где премудростям письменной грамоты обучались будущие не только писцы, но даже жрецы. Многие дошедшие до нас древнеегипетские рукописи хранят следы поправок, исправлений. Это тексты, созданные сначала учениками, а исправленные — учителем, более опытной рукой.

Первые иллюстрации появились в

«Книге двух путей»

, своеобразном «путеводителе» по загробному миру. А

«Книга о выходе к свету дня»

, больше известной под названием

«Книга мёртвых»

уже была богато иллюстрирована виньетками всевозможных форм. Кроме иллюстраций Книга содержит множество заклинаний, которые следует читать, чтобы душа умершего могла принимать различные формы и покидать гробницу. И, конечно, подробное описание загробного суда, где центральный момент — взвешивание сердца умершего для определения: является ли он «правоглассным». От этого зависела его судьба в загробном царстве. Заупокойные тексты начертаны на стенах гробниц, саркофагах, амулетах и папирусах и тоже являлись своего рода гидами по загробному миру.

В Древнем Египте был популярен особый вид текстов —

поучения

, с помощью которых молодые люди обучались азам социальных отношений, грамотному поведению в самых различных житейских актах: от поведения за столом до подбора лексики при подготовке к значимым диалогам. Рекомендации поучений сильно различались в зависимости от статуса собеседника и его положения на сложной египетской иерархической лестнице. Так, в обнаруженном папирусе Присса XII династии содержатся поучения благородного Кагемни об основах нравственного поведения.

Особое место в ряду сохранившихся памятников письменности принадлежит сказкам. Их содержание разнообразно, а лексика очень богата. Истории появления сказок различны, как и пути хождения в народе. Сказка, возникнув в доме, где были дети, передавалась устно от одного поколения другому, и, следуя законам развития жизни, отражала своими дополнениями современную каждому рассказчику обстановку в государстве. Есть сказки — они же религиозные сказания или легенды, есть повествования о победоносных походах, битвах и сменах династий фараонов, о дальних путешествиях. Нам известны те, что были записаны и сохранились, тогда как очевидно, что многие просто не фиксировались письменным образом. Язык сказок книжный, прозаический, не отражающий в полной мере присущего жанру напевного характера изложения и непосредственности сюжетных линий. Но зато в такой форме сказки пришлись ко двору и служили развлечением фараонов с их высоким окружением. Неудивительно, что до нас не дошли такие тексты сказок, где бы высмеивались правители или образ жизни жрецов, а народный юмор представал бы во всём великолепии своей остроты. Хотя такие, вероятнее всего, имелись во множестве. Их отчасти пересказал в своём труде Геродот.

Около 400 г н. э. власть и доминирующая религия сменились, храмы закрылись, жрецы как класс исчезли. «Божественному письму» древних египтян пришлось ждать 15 веков и счастливого случая для возрождения из пепла забвения. В 1799 году, при сооружении форта Сен-Жюльен близ порта Розетта, на западном рукаве дельты Нила, офицер армии Наполеона Бушар обнаружил базальтовый камень с текстом на разных языках и тремя видами письма: иероглифическом, демотическим и древнегреческим. Камень получил имя

«Розетский»

. Демотическое письмо расшифровали довольно быстро, тогда как иероглифы процесс затрудняли. В 1808 г. решение проблемы доверили юному французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (1790–1832гг.) Знающий отлично латынь, греческий, древнееврейский, арабский и коптский языки, он сумел прочесть на камне имя

«Птолемей»

на греческом, после распознал эквивалент греческим буквам уже среди иероглифов. Так, постепенно, сверяясь с другими источниками, был впервые расшифрован артефакт с начертанными иероглифами. И оказалось, что на камне начертан указ мемфисских жрецов 196 г. до н. э. в честь Птолемея V Эпифана (вступил на престол в 200 г. до н. э.) в благодарность за щедрость, проявленную им к храмам и институту жрецов при восшествии на престол. Ключ к прочтению был найден. 27 сентября 1822 года Шапмольон сделал отчётный доклад на заседании Академии наук в Париже, в присутствии европейских учёных из разных стран. Так в календаре появилась новая дата рождения науки

Египтологии

. Теперь ведущие музеи мира имеют любопытные коллекции памятников древнеегипетской письменности мирового значения. А имена востоковедов, египтологов, среди которых — наши соотечественники В. С. Голенищев, Б. А. Тураев и др., навсегда вошли в учебники истории Древнего Востока.

Литература:

  1. Грант Н. Древний Египет и Древняя Греция. От пирамид до первой демократии. СПб., 2014. 46 с.
  2. Древний Египет за 30 секунд. Под ред. П. Д. Мануэляна. М., 2015. 160 с.
  3. Древний Египет. Энциклопедия. Под ред. Т. Земцовой. М., 2013. 128 с.
  4. Древний Восток. Под ред. В. В. Струве. М., 1958. 240 с.
  5. Египтология. Под ред. О. Красновской. М., 2012. 60 с.
  6. Смит М. Древний Египет. М., 2013. 48 с.

[1] Древнеегипетская настольная игра, старейшая из известных игра с передвижением фишек на доске. Как светское развлечение, игра известна с Додинастического периода (ок. 3500 лет до н. э.)

[2] Древний город в Египте. Входил в VIII верхнеегипетский ном. С сер.IV тыс.до н. э. — важный религиозный центр. Располагается на левом берегу реки Нил, близ современного населённого пункта Эль-Араба-эль-Мадфуна.

[3]

Клеопа́тра

VII Филопа́тор (69-30 гг. до н.э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев.

[4] Отсюда — правило написания «с красной строки».

Основные термины (генерируются автоматически): древнеегипетская письменность, Древний Египет, загробный мир, иератическое письмо, иероглиф, коптский язык, писец, IV-III, демотическое письмо, иероглифическое письмо.

Разбираемся в этом вопросе вместе с Леей Костинской

Когда мы говорим об Исходе из Египта, то неизменно вспоминаем две вещи: то, что духовное рождение еврейского народа произошло только после Исхода при получении Торы на горе Синай, и что (как учат наши мудрецы) Всевышний вывел евреев из Египта за то, что они сохранили свои имена, язык и одежду. Подразумевается, что в остальном никаких отличий от населения Египта у евреев не было. Я постараюсь рассказать о том, что отличало и что связывало евреев с египтянами от рождения Авраама-иври и до Исхода, который мы празднуем в Песах.

Евреи до прихода в Египет

Тора дает однозначное и подробное родословие многих народов, позволяющее идентифицировать их и сегодня. У Ноаха (Ноя), единственного праведника в своем поколении, спасенного Всевышним от Всемирного потопа, было трое сыновей: Шем, Хам и Йефет. Шем, от имени которого произошло понятие «семиты», считается праотцем евреев, арабов, арамеев и других семитских народов. Родословие египтян выводится от Хама, точнее, от его сына Мицраима («Мицраим» на иврите и означает – «Египет»). Получается, что еврейская и египетская линия изначально шли параллельно.

Другое дело, что к евреям доегипетских времен сложно было бы применить современное понятие «народ». Строго говоря, в Египет спустилась одна семья: Яаков с Леей (Рахель, вторая жена Яакова, умерла еще при родах младшего сына), их двенадцать сыновей и дочь со своими супругами и детьми. И эта семья придерживалась некоторых обычаев, которые мы можем истолковать как однозначно египетские. К примеру, в Торе говорится, что после смерти в Египте стодесятилетнего Йосефа, его тело бальзамировали и положили в саркофаг, чтобы потом перезахоронить в Эрец-Исраэль (Вайехи 50:26). До Египта описание погребения, к примеру, жены Авраама Сары не включало ни саркофага, ни бальзамировки тела.

Оно и понятно. Древний Египет был культурным центром своей эпохи, то есть его культура и обычаи оказывали на другие народы такое же сильное влияние, какое на людей двадцать первого века оказали голливудские фильмы.

Стела Мернептаха — первое древнеегипетское упоминание Израиля

Яаков с семьей «эмигрировал» в Египет, спасаясь от голода (известно, что в Египте всегда были запасы продовольствия, даже когда в других землях случался неурожай), но вышло все немного иначе. Поселились они в земле Гошен, и все было хорошо до того момента, как старый фараон умер, а у нового оказались свои представления о том, какой должна быть демографическая политика Египта.

Евреи в Египте

Казалось бы, сюжет о спасении Моше мог бы ярко проиллюстрировать отличия евреев от египтян. Но здесь все непросто. Дочь фараона, спустившись к Нилу, нашла младенца Моше в тростниковой корзине. Тора лаконично сообщает, что она решила: он «из детей иврим», и решила взять его на воспитание, так как своих детей у нее не было. Как дочь фараона поняла, что это еврейский ребенок? Согласно некоторым предположениям, дело в том, что он был обрезан. Но надо помнить, что обрезание делали не только евреи. Ученые неоднократно описывали и объясняли обряд обрезания, существующий в большинстве обществ Ближнего Востока и Африки, включая Древний Египет. У египтян обрезание было связано с культом богини Хатхор, кроме того, это делалось в целях гигиены в жарких и засушливых регионах.

Можно было бы предположить, что маленький Моше чем-то отличался внешне от египетских детей. Но эта версия тоже малосостоятельна – ее опровергает один важный эпизод в Торе. Когда Моше, спасаясь от гнева фараона, бежал в страну Мидьян и встретил там свою будущую жену Ципору, она и ее сестры представили его отцу так: «Этот египтянин избавил нас от руки пастухов и также начерпал нам (воды) и напоил скот» (Шмот 2:18). Они приняли Моше за египтянина, либо он сам им так представился; вероятно, приемный сын дочери фараона выглядел и был одет как знатный египтянин.

Три главных отличия: язык, имена, одежда

То, что у евреев на момент прихода в Египет Яакова с семьей был свой язык, и, соответственно, свои имена, отличные от египетских (так как любое имя имеет корни в языке, из которого происходит), не вызывает сомнений. Упомянутые в Торе еврейские имена египетского периода происходят из иврита, который к тому моменту уже существовал. Все, кроме одного имени: Моше.

Родная мать Моше, Йохевед, вероятно, как-то назвала его, но это имя в Торе не упомянуто. Именем Моше ребенка назвала нашедшая его дочь фараона, и во многих источниках можно найти сведения, что это имя означало «спасенный из воды». В древнеегипетском языке действительно есть слово, которое писалось примерно как «Моше» (мы не знаем точно, как звучало это слово, поскольку египтяне, как и евреи, писали только согласными буквами без гласных), но означало оно просто «спасенный», что выглядит несколько незавершенным с точки зрения древнеегипетской грамматики. Существует предположение, что изначально имя Моше могло звучать как Моше-Хапи, то есть «спасенный Нилом», но вторая часть имени была отвергнута из-за откровенно языческого подтекста. Дело в том, что Хапи (Нил) у египтян был не просто названием реки, но и одним из верховных божеств.

Что до одежды, то мы точно знаем, что древние евреи носили скромную, закрытую одежду из шерсти и льна. Об этом есть косвенные и прямые упоминания – например, у нас есть описание праздничной рубашки, подаренной Яаковом любимому сыну Иосифу; рассказ о невестке Йегуды Тамар, которая закрывала свое лицо. Гардероб египтян, судя по настенным изображениям, был куда более откровенным – мужчины носили короткие юбки и ходили с голым торсом, женщины надевали платья, которые начинались под грудью, при этом грудь оставалась полностью обнаженной или только слегка прикрытой украшениями. Иными словами, у нас все основания утверждать, что евреи и египтяне действительно одевались по-разному.

Слева направо – ливиец, нубиец, азиат и египтянин. Древнеегипетское изображение. Ливийцы-кочевники, очевидно, выглядели и одевались так же, как евреи (вполне возможно, что ливийцами египтяне называли все кочевые народы Аравийского полуострова, включая евреев), поэтому здесь можно представить и сравнить еврейскую и египетскую одежду

А как насчет веры?

Как я уже написала, вера не была упомянута в числе отличий, за которые евреи вышли из Египта. Моше был принят и признан в еврейской среде, но восприятие единобожия во время жизни в Египте сохраняло оттенок идолопоклонства. Б-г воспринимался евреями исключительно как покровитель народа Израиля, одно из многочисленных божеств. Это египетское мировосприятие: именно в Древнем Египте у каждой деревеньки было свое, локальное божество, которому поклонялись, признавая существование прочих божеств.

Вероятно, евреи, как египтяне, держали дома идолов, статуэтки богов, и именно поэтому для них было естественным отлить из золота тельца и начать поклоняться ему, что они и сделали у подножия горы Синай. К слову, это еще одна отсылка к древнеегипетскому культу Хатхор – богини, которую изображали с головой коровы или просто с рогами.

А кто же вышел из Египта?

Евреи, пришедшие в Египет в составе одной, пусть и очень большой семьи, через четыреста тридцать лет, по летоисчислению Торы, вышли из Египта числом в «шестьсот тысяч мужчин, не считая детей». То есть, были еще женщины и дети – всего, вероятно, несколько миллионов человек. С точки зрения демографии, с поправкой на высокий уровень детской смертности, это звучит нереально. Впрочем, в Торе есть объяснение такой огромной численности. В главе Бо описывались правила Песаха: семь дней нельзя есть квасного, «ибо всякий, кто ест квасное, истреблена будет та душа из общины Израиля, будь то пришелец или уроженец земли» (Бо 12:19). Очевидно, что среди евреев на момент Исхода было огромное количество прозелитов, возможно, даже превышающее число прямых потомков Яакова. Отсюда и довольно туманное определение вышедших из Египта – «эрев рав», что можно приблизительно перевести на русский язык как «разноплеменная толпа». Это вполне естественно, если учесть, что в древности мужчины стремились брать жен «со стороны», а не жениться на представительницах своей же семьи. Сам Моше был женат на мидьянитянке.

Выходит, что на момент Исхода язык, одежда и имена у евреев действительно отличались от египетских, но в культурном плане евреи были очень близки к коренному египетскому населению. Мидраш «Мехильта» упоминает, что только пятая часть всех евреев вышла из Египта. В неизвестность, искать себе новую страну, отправился каждый пятый – остальные остались в комфортном, передовом Египте. Вероятно, все произошло так, как происходит и сегодня – зачем куда-то ехать и начинать все сначала, если и так хорошо устроился?

Статуя фараона Рамзеса Второго — того, при ком, предположительно, мог произойти Исход

Судьбу евреев, оставшихся в Египте, Тора никак не комментирует. Кто знает, возможно, их далекие потомки по-прежнему живут там?

Лея Костинская

Читайте также:

Элишева Яновская. Йосеф-кормилец: реформатор или антикризисный менеджер?

Элишева Яновская. Историческая реальность ИсходаЭлишева Яновская. «Филосемитский» роман Томаса Манна и его еврейские источники

5-й класс

Урок по теме «Религия древних греков».

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.

Характеристика основных видов деятельности: объяснять связь между явлениями природы и греческими богами; давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла; сравнивать пантеон богов египтян и греков; оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристический, приемы критического мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Религия древних греков», тест по теме: «Поэма Гомера «Одиссея», тексты древнегреческих мифов «Олимп».

Основные понятия: религия, миф, гора Олимп, Титаны, Олимпийские боги, пантеон

ХОД УРОКА

I. Текущий контроль знаний и умений

Учащиеся получают распечатанное тестовое задание по содержанию поэмы Гомера «Одиссея». Задание выполняется на заранее приготовленных листах.  На выполнение задания отводится 6 минут.

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Одиссей возвращался из Трои на остров…

а) Делос
б) Итака
в) Родос

2. На родину вернулись…

а) все корабли
6) 2 корабля
в) один Одиссей

3. Странствие продолжалось…

а) 1 год
б) 5 лет
в) 10 лет

4. Другое название города Троя.

а) Микены;
б) Илион;
в) Афины

5. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои, звали

а) Амфитрита
б) Андромаха
в) Пенелопа

6. Циклоп, один из персонажей «Одиссеи»

а) Эфор
б) Полифем
в) Гоплит

7. Сын Одиссея:

а) Менелай
б) Телемах
в) Геракл

Ключ: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7 – б.  (Слайд 1)

Задание 2. Объясните крылатые выражения: «Между Сциллой и Харибдой», «Троянский конь», «Со щитом иль на щите». (Слайд 1)

Задание 3. Определите,  из каких литературных произведений  приведены отрывки:

(Слайд 2)

А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой

       Пал он, — и в этой беде я на помощь ему не явился!

       Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!»               «Илиада»

(Слайд  3)

Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.

       Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился»          «Одиссея»

(Слайд  4)

В) «Черная,  мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…

        На стену быстро взошла и, взглянула: по полю

        Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони»           «Илиада»

(Слайд 5)

Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали

       Мать и отец, и товарищи так все меня величают»                    «Одиссея»

II. Изучения нового материала

1. Слова учителя:  Сегодня мы  продолжаем  знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией. Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религии Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас при слове «религия». (Слайд 6)

2. Выполнение коллективно кластера

Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют  учащиеся, размещаются вокруг. (Слайд 6)

— Что же такое «религия»? Учащиеся записывают определение в тетрадь (Слайд 7)

Затем из всех ассоциаций выделяется одна, самая главная, характерная для любой религии – вера в бога (богов).

Учащимся предлагается в тетрадях закончить предложение: «Бог – это…»  
Учащиеся зачитывают свои предложения…

На слайде размещаются аппликации-изображения богов Древнего Египта – и задается вопрос: «Из чего складывался у людей образ бога?»  Обобщая ответы, делает запись на доске: ПРИРОДА + ОБРАЗ ЖИЗНИ + СВЕРХЕСТЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА. (Слайд 8)

— Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? (Слайд 9). Тема урока «Религия древних греков»

3. Постановка цели урока

– Сегодня мы с вами выясним особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаемся объяснить, почему в Греции появились именно такие боги. (Слайд 10)

— План урока (Слайд 11)

– Ребята, давайте вспомним какие природно-климатические условия на Балканском полуострове? (Слайд 12)

– Очень тепло.

– Мало рек и осадков.

– Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.

– Мало плодородной земли и богатых пастбищ. (Предполагаемые ответы)

– А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий? (Слайд 13)

  • Выращивали виноград и оливки;

  • мореплавание и морская торговля;

  • разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);

  • ремесло;

  • войны (борьба за господство в Эгейском море).

– Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции. И найдем ответ на вопрос: Почему именно эти божества появились в Древней Греции. Как связаны религия,  природные условия и занятия Древних Греков?

Этот вопрос целесообразно вынести на доску. (Слайд 14)

4. Рассказ учителя. Начало начал.

       Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Он был как бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной — Время. Эллины звали его Хронос.  Хронос породил три стихии — Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля.  Затем появились  Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет    и Сияющий День. (Слайд 15)

        Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны и Циклопы.     (Слайд 16)                                                                             Титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения. У Крона — младшего сына Урана, восставшего против отца, были самые  знаменитые дети, которые впоследствии и властвовали над миром — боги. И среди них царь всех богов — младший сын Кроноса — Зевс. Дети людей и богов назывались «герои». (Слайд 17)                                                                             

Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы (Слайд 18)                                                                             

5. Работа с картой

– Показать страну Фессалию, на севере Греции.  Гору ОЛИМП.

На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. (Слайд 19)                                                                             
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном. 

6. Словарная работа

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь новое историческое понятие.

ПАНТЕОН – место, посвященное всем богам. (Слайд 20)       

7. Физминутка (Слайд 21)       

Физминутка составлена с учетом повторение ранее изученного материала по теме «Религия древних египтян»

Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА  путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.                                                                     

7. Работа с учебником

– Работа с текстом учебника. Найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции» (стр. 135), внимательно рассмотрите его. Так выглядели боги Древней Греции. Обратите внимание: каждый из них имеет свой символ.

— Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Дионисе, миф о Прометее. Заполнение таблицы в тетради в ходе изучения материала(Слайд 22)       

К концу урока таблица должна выглядеть следующим образом. (Слайд 36)       

Боги

Чему покровительствовали

Зевс

Бог земли и неба, царь богов и людей.

Посейдон

Владыка морей

Аид

Правитель царства мертвых

Гера

Царица богов, защитница семейного очага.

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств.

Афина

Богиня порядка и разума, богиня-воительница,

покровительница ремесла, городской жизни.

Афродита

Богиня любви и красоты

Деметра

Богиня плодородия и  земледелия

Дионис

Бог виноделия

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гермес

Покровитель дорог и путников, вестник богов

Арес

Бог войны

8. Слово учителя: На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

(Слайды 23-35)

III. Закрепление пройденного материала

Учащимся предлагается выполнить задание, которое заранее подготовлено учителем на доске. (Слайды 37)

Задание: Подбери пару – имена греческих богов и их символы

1)  Зевс                

А) лань, золотой лук и стрелы

2)  Гермес

Б)  колосья пшеницы

3)  Афродита

В)  крылатые сандалии

4)  Гера        

Г)  кифара, лавровый венок

5)  Артемида  

Д)  копье, щит, сова, гранат

6)  Аид                

Е)  колесница, запряженная черными лошадьми

7)  Посейдон      

Ж)  молот, наковальня

8)  Дионис        

З)   голубь, яблоко

9)  Гефест

И)  трезубец, дельфин

10) Аполлон        

 К)  молния, орел

11) Афина                

Л)  жезл, увитый виноградной лозой

12) Деметра            

М)  гранат

Ключ: 1 – к; 2 – в; 3 – з; 4 – м; 5 – а; 6 – е; 7 – и; 8 – л; 9 – ж; 10 – г; 11 – д; 12 – б

(Слайд 38)

IV. Подведем итог нашему уроку:

– Еще раз назовите богов Древней Греции.  Прочитайте вопрос, который мы с вами поставили в начале урока. (Слайд 39)

Ответы детей…

1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь  людей, и боги появились те которые покровительствовали основным занятиям древних греков.

2. Слово учителя:  Боги Древней Греции  могущественны и коварны, – так считали древние  греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

3. Домашнее задание: параграф 28; задания в рабочей тетради №11, №13, нарисовать рисунок к любому мифу о древнегреческих богах и представить его. (Слайд 40)

Приложение №1

Тест «Поэма Гомера «Одиссея»

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Одиссей возвращался из Трои на остров…

а) Делос
б) Итака
в) Родос

2. На родину вернулись…

а) все корабли
6) 2 корабля
в) один Одиссей

3. Странствие продолжалось…

а) 1 год
б) 5 лет
в) 10 лет

4. Другое название города Троя.

а) Микены;
б) Илион;
в) Афины

5. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои, звали

а) Амфитрита
б) Андромаха
в) Пенелопа

6. Циклоп, один из персонажей «Одиссеи»

а) Эфор
б) Полифем
в) Гоплит

7. Сын Одиссея:

а) Менелай
б) Телемах
в) Геракл

Тест «Поэма Гомера «Одиссея»

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Одиссей возвращался из Трои на остров…

а) Делос
б) Итака
в) Родос

2. На родину вернулись…

а) все корабли
6) 2 корабля
в) один Одиссей

3. Странствие продолжалось…

а) 1 год
б) 5 лет
в) 10 лет

4. Другое название города Троя.

а) Микены;
б) Илион;
в) Афины

5. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои, звали

а) Амфитрита
б) Андромаха
в) Пенелопа

6. Циклоп, один из персонажей «Одиссеи»

а) Эфор
б) Полифем
в) Гоплит

7. Сын Одиссея:

а) Менелай
б) Телемах
в) Геракл

ПРИЛОЖЕНИЕ

Первый чтец.

.. .могучее всех я бессмертных!

Или дерзайте, изведайте, боги, да все убедитесь:

Цепь золотую, теперь же спустив от высокого неба,

Все до последнего бога и все до последней богини

Свесьте на ней, но совлечь не возможете с неба на землю

Зевса, строителя вышнего, сколько бы вы не трудились!

Если же я, рассудивши за благо, повлечь возжелаю, —

С самой землёй и с самым морем её повлеку я

И моею десницею окрест вершины Олимпа

Цепь обовью; и вселенная вся на высотах повиснет

Столько превыше богов и столько превыше я смертных!

О Зевсе.

Но сильнейший из них — Зевс, сын бога Крона. Крон был рождён Ураном-Небом и Геей-Землёй. Обманом и хитростью Крон низвергнул Урана. Боясь, что дети лишат его власти, Крон приказал своей жене Рее приносить ему только что родившихся малюток — он проглатывал их. Последнего сына -Зевса — она пожалела. Рея поднесла Крону спеленатый камень, и он проглотил его. Она укрыла Зевса на острове Крит, в одной их горных пещер.  пещеру, начинали военную пляску и ударами оружия по щитам заглушали крик ребёнка, чтобы Крон не узнал о его существовании. Говорят, что на Крите ещё и сейчас юноши пляшут военные танцы в честь Зевса. Когда Зевс вырос, он заставил отца извергнуть проглоченных детей, а его самого сковал и бросил в мрачную пропасть в Тартар, куда никогда не проникает луч солнца. После победы Зевс в колеснице, запряжённой четвёркой коней, направился на Олимп вместе с другими богами. Владычество над морем он поделил со своими братьями, которые помогли ему одолеть Крона. Аид получил власть над царством мёртвых, Посейдон стал морским владыкой. Зевс же с тех пор правит небом и землёй.

Зевс — сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром — всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» — говорят у эллинов.

Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во дворе каждого дома -жертвенник великого бога. Он — покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих местах священным деревом почитается дуб. Именно под священным дубом, в роще Додоны, любит отдыхать Зевс. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу — орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача.

О Посейдоне.

В городе Милете больше других богов чтут владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля — основа жизни. А судьба мореплавателя — в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлупки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложил свой трезубец Посейдон — утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряженной золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитриной. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин — морские чудовища.  Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!

Аид.

Самый мрачный из богов — Аид — царит глубоко под землёй, в царстве мёртвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. В

царстве мёртвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида. Лишь немногим могучим героям позволяли боги посетить царство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Поведал Одиссею Ахилл, что лучше быть живым подёнщиком на земле, чем царём в царстве Аида. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербер, это был один из двенадцати подвигов героя.

Деметра

Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин — жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззаботно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой чёрными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу солнца — Гелиосу и от него узнала, что дочь ее по воле  Зевса  находится в царстве мёртвых.

Безгранично было горе Деметры. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной радостью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зернышко — символ орака — и тем навсегда связал её с царством мёртвых.

По решению Зевса две трети года — весну и лето — Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.

Аполлон

Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них — бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище — дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится Святилище Аполлона.

Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умолкают, когда Аполлон появляется со своими спутницами — музами. Их девять, и каждая из них — покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах.

Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал Аполлон фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот дерзнул состязаться с ним в музыке. Победу присудили Аполлону, а Марсия аполлон повесил, содрав с него кожу.

Артемида.

Боятся люди встреч с сестрой Аполлона, вечно юной и прекрасной Артемидой — богиней природы и покровительницы охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги — нимфы — богини полей и лесов. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её также метко разят, как и стрелы божественного аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, перебили Аполлон и Артемида всех детей Ниобы меткими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях

Афродита

Нет на Олимпе богини, прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня, близ острова Киферы. Поэты называют её «рождённую из пены». Раньше всего начали чтить Афродиту жители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. С радостью приняли её боги Олимпа в свои чертоги. Куда ни ступит богиня — повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита -богиня любви и красоты. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок.

Арес

Страшен и людям, и богам кровожадный Арес — бог войны. Фракию, где живут воинственные племена, считают родиной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помочь. Не любит Ареса великий Зевс. Не раз побеждала Ареса любимая дочь Зевса — грозная и воинственная Афина

Афина

. В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня порядка и разума, покровительница ремесла. Любимому городу — Афинам — богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремёслам, и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, а эллинам, сражавшимся под Троей, — деревянного коня. Особенно искусна богиня Афина в ткачестве.

Гефест

Не только Афина искусна в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог

Гефест. Маленького Гефеста, хилого и некрасивого, сбросила с Олимпа

рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там научился

он ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». По просьбе

Фетиды Гефест выковал чудесное вооружение её сыну — славному герою

Ахиллу.

Гефест — бог огня и кузнечного дела.

Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но,

едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она не могла

подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было уговорить

его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои

обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой

дворец для богов на Олимпе.

Гермес.

Искусен и Гермес — быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. В Элладе на всех перекрёстках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху — гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует Гермес и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Гермес хитёр, ловок и изворотлив. Он искусный вор. Ещё ребёнком он угнал стадо коров у Аполлона. Весёлый проказник Гермес любит пошутить над богами — он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона — трезубец, у Ареса — меч, а у Аполлона — лук и золотые стрелы. Гермеса чтят путешественники, купцы и даже воры..

  • Рассказ о писателе крылове 5 класс
  • Рассказ о писахове 5 класс
  • Рассказ о петруше гриневе из капитанской дочки кратко
  • Рассказ о петрушке капитанская дочка
  • Рассказ о пирамиде хеопса 5 класс история древнего мира