Рассказ о пирамидах древнего египта 5 класс

Впр по истории 5 класс 2021 с ответами. работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. часть

ВПР по истории 5 класс 2021 с ответами. Работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложены задания по истории родного края.

Часть 1

В этой части работы даны задания по истории Древнего мира.

Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания, относящиеся к этому перечню.

Перечень тем

А) шумерские города-государства
Б) Древняя Индия
В) Древний Египет
Г) Древняя Греция

1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Иллюстрации к темам

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

«У царя этого племени родился первенец, которому дали имя Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить свою жизнь сыну. Он приказал огородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых и хорошо одетых людей. Прожив 29 лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и наивно полагал, что всюду живут также беззаботно, как он. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрёл мудрость».

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните относящиеся к этому перечню задания только по выбранной Вами теме. Перед выполнением каждого из относящихся к перечню заданий укажите букву, которой обозначена выбранная тема. Указанные в заданиях буквы должны быть одинаковыми.

3. Выбранная тема: ___ (укажите букву в перечне).

Прочтите список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.

Иероглифы, брахманы, клинопись, полис, патриции, конфуцианство.

Объясните смысл этого слова.

4. Выбранная тема: ___ (укажите букву в перечне).

Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Строительство пирамиды фараона Хеопса, изгнание Тарквиния Гордого, строительство городов из глины, существование кастовой системы, деятельность правителя Дария I, Марафонская битва.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.

На позициях 5 и 6 могут быть использованы задания одной из двух моделей.

5. Выбранная тема: ___ (укажите букву в перечне).

Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной Вами теме.

Карта

6. Выбранная тема: (укажите букву в перечне).

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны (городов-государств).

ИЛИ

5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором располагался древний город Рим.

Карта

6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на жителей полуострова, на котором расположен древний город Рим.

Часть 2

Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания 7 и 8.

7. Укажите одного исторического деятеля — Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).

8. Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?

Ответы на ВПР по истории 5 класс 2021
1. А3 Б2 В1 Г4
2. Б
3.
1) соответствие тем и слов: А — клинопись; Б — брахманы; В — иероглифы; Г — полис;
2) объяснение смысла слов: клинопись — древняя письменность, распространённая в Месопотамии. Знаки этой письменности выдавливались палочкой на влажной глине и были похожи на клинья;
брахманы — высшая варна в Древней Индии, жрецы;
иероглифы — древние рисуночные знаки египетского письма;
полис — небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город.
4.
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): А — строительство городов из глины; Б — существование кастовой системы; В — строительство пирамиды фараона Хеопса; Г — Марафонская битва;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)
5. Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной теме (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью). ИЛИ Заштрихованы два или более двух четырёхугольников, во всех заштрихованных четырёхугольниках полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной теме (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью)
6. Правильно дано объяснение влияния одного любого природно-климатического условия на занятия жителей.
ИЛИ
5. Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором располагался древний город Рим (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью)
6. Правильно дано объяснение влияния одного любого природно-климатического условия на занятия жителей
7. Правильно указан исторический деятель
8. Правильно указан вклад исторического деятеля в развитие региона (населённого пункта, страны, мира)

Конспект

$открытого урока в 8 «А» классе

«Истоки архитектуры».

«Культовое строительство древних цивилизаций».

$(Урок – путешествие)

Учитель изобразительного искусства$

Царева Светлана Александровна.

МОУ «СОШ № 6»

Республики Мордовия, г. Саранска.

$

Цели урока:

1) Ознакомить учащихся с основными архитектурными памятниками древнего Египта.

2) Показать связь архитектуры с идеалами данного вр$емени.

3) Выявить единства архитектурной формы и декоративного оформления здания.

4) Обобщение и расширение знаний учащихся о видах и источниках информации.

5) Отметить достижения каждого народа в развитии цивилизации.

6) Научиться смотреть на мир и$з глубины веков.

7) Ознакомить с основными приемами работы с бумагой.

8) Развивать аккуратность при вырезании и сборке макета.

Оборудование урока:

1. Магнитная доска;

2. Мультимедийный проектор;

3. Экран;

4. Слайдовая поддержка;

5. Ватман А-0, чертежные инструменты, ножницы, клей ПВА.

6. Раздаточный мате$риал — чертежи.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Закрепление пройденного на предыдущем уроке.

3. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя

Сообщение новых знаний.

Путешествуем по древним цивилизациям.

4. Открытие новых знаний. Информационная часть урока.

Архи$тектура Древнего Египта.

Боги древнего Египта.

5. Физкультурная пауза

6. Объяснение практической работы.

Введение в конструирование.

Знакомство с материалами и инструментами.

Основные приемы работы с бумагой или картоном.

Знакомство с чертежами.

7. Практическая работа над макетом.

8. Обобщение. Закрепление знаний полученных на уроке.

9 Домашн$ее задание:

Ход Урока

1.Организационный момент.

Звучит восточная музыка, ко$торая настраивает учащихся на начало урока.

Объявление темы урока, целей урока.

Компьютерная поддержка (далее К.П.) Слайд № 3-4

2. Закрепление пройденного на предыдущем уроке.

К.П. Слайд №5

Вспоминаем изображения представленные на слайде.

(Менгиры, дольмены, кромлехи)

Слайд № 6,7,8

Разгадываем кроссворд.

3. Актуализация знаний.

Вступительное слово уч$ителя.

Сообщение новых знаний.

Путешествуем по древним цивилизациям.

К.П. Слайд № 9

Каждая крупная эпоха в истории человечества создавала особую лишь ей принадлежавшую систему ценностей, обусловившую преобладающее развитие того или иного направления культуры.

С наибо$льшей полнотой отражала тенденцию времени искусства архитектуры. В архитектуре отражаются социальный строй уровень развития производительных сил, быт и обычаи людей, господствующая идеология, религиозные и философские представле$ния эстетические идеалы того времени.

К.П. Слайд № 10 Карта Древнего Египта

Давайте сегодня отправимся в путешествие по древним цивилизациями и постараемся выявить характер архитектуры, ее$ истоки и развитие.

К.П. Слайд №11 Пирамиды в Гизе

Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавш$иеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года).

К.П. Слайд №12 Сфинкс фараона Хефрена в Гизе

древний хранитель пирамид — устремил свой взгляд на восток. Сфинкс представляет собой самую большую монолитную скульптуру. Его длина — 73 метра, высота — 20 метров. Считает$ся, что сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты $этого фараона.

Каждый вечер у подножия пирамид проходит красочное светомузыкальное представление «Звук и свет». Мощные прожектора выхватывают из темноты то одну из великих пирамид, то Сфинкса, а то и весь некрополь. Наслаждаясь этим великолепным зрелищем, зрители слышат увлекательный рассказ о Древнем Египте, об истории строительства пирамид. Представление идет на многих европейских языках и в том числе на русском.

К.П. Слайд № 13 Колосы Рамсеса 2 в Абу-Симбеле. 13 в. до н.э.

АБУ-СИМБЕЛ, местность на западном берегу Нила, бли$з города Асуан в Египте, где в 1-й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов. На фасаде главного храма — 4 величественно сидящих колосса Рамсеса II; при строительстве Асуанской п$лотины перенесены на плато над старым руслом реки. Комплекс Абу-Симбел включен в список Всемирного наследия.

К.П. Слайд № 14 Храм Амона-Ра в Карнаке.

Храм Карнак — главн$ое святилище страны. Это место земного пребывания бога Амона.

Храмовый комплекс Амона-Ра состоит из двора и колоннад, которые ведут к Большому гипостильному залу.

Гипостильный зал занимает площадь в 5000 квадратных метров. Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли 134 колонны. В середине зала поднимались 12 «папирусных колонн» высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окр$ужности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. Форма и расположение колонн создают такую игру света и тени, что до сих пор Карнак считается непревзойденным архитектурным шедевром.

В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамсеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина — его любимая жена Нефертити.

Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очерта$ния изображенных фигур слегка возвышались над фоном. Центральный рельеф представлял собой колоссальное изображение фараона.

Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и фигура само$го фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках — что-то вроде креста с рукояткой в виде петли. Это и есть тот, в честь кого построен храм — бог Солнца Амон-Ра. В руках он держит знак жизни, а диск на его короне изображает Солнце.

В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом от всех святилище, в священной барке, в которой Солнце совершает свой путь по небу. Во время больш$их праздников из ворот Карнака выезжала золотая барка Амона. Она следовала мимо двух обелисков.

Путь бога Амона лежал в Луксор. Впереди в $колеснице, запряженной пятеркой лошадей, выезжал фараон. У ворот Луксорского храма их встречали жрецы и препровождали к жертвеннику. Фараон просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова.

Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и$ его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами.

Так рассказали древние хроники… Но даже и в праздничные дни бога Амона не могут увидеть глаза непосвященного — золотая священная барка скрывает его от их взглядов. А в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и недоступном храме.

К.П. Сл$айды № 16, 17, 18

Древняя история развивалась не только во времени — она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, как бы фокусом мировой истории — на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилиза$ций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. «И зарастали дворцы их колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни их».

Неизвестно в точности, какая культура существовала до нашей эры в Западном полушарии. Культура древних майя исследована только в ее поздних периодах. Она им$ела древнейшую историю, но следы ее утеряны. Об американских материках европейцы до ХУ века знали меньше, чем мы сейчас о других планетах, а явившись туда с крестом и мечом, они сделали все, чтобы уничтожить то, что тогда еще сохранялось от древней культуры индейцев.

На территории Мексики открыта $пирамида, погребенная под потоками лавы. Геологи определили возраст лавы: восемь тысяч лет. Значит. Возможно, что в Западном полушарии существовали культуры, намного более древние, чем в Восточном. Но они и$счезли бесследно.

Неизвестно, была ли в действительности Атлантида, поглощенная океаном страна, о которой сохранилось столько смутных преданий. Неизвестно, кто возводил гигантское святилище солнца в горах Ливанa, в Баальбеке — от него остался фундамент, сложенный из каменных, монолитов размером более двадцати метров и весом в два миллиона килограммов каждый. Римляне, построившие там впоследствии храмовый ансамбль, не знали происхождения этого фундамента.

Древнейшие цивилизации, о которых известно науке, возникали, начиная прим$ерно с IV тысячелетия до н.э., на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки. Среди древних государств было одно, которое просуществовало, сравнительно мало изменяясь, более трех тысяч лет и создало особенно высокую и утонченную культуру.

Это государство Древнего Египта в долине Нила.

Наибольшее значение в культу$ре древних народов имела религия. Те немногочисленный памятники древнейшей архитектуры, которые сохранились до наших дней, — это гробницы правителей и храмы, посвященные богам.

4.Открытие новых знаний. Информационная часть урока.

Архитектура Древнего Египта

Боги древнего Египта.

К.П. Слайд № 19 $Слова читает сам учитель.

Вышли люди из его глаз. Стали боги из его уст; Ты один обладаешь множеством рук,

Ты простираешь их к любящим тебя, Владыка мира, ты владеешь всей землей,

В твоих руках списки угодий и Веревка д$ля обмера полей. Царь, да живет он,

Да здравствует, да будет Благополучен, глава всех богов…

Слова этого гимна посвящались главному солнечному божеству древних египтян — Амону — Ра.

В Египетском пантеоне насчитывалось около 2 тысяч богов. Боги часто выглядели устрашающе — в виде животных или получеловека — полуживотного. Боги были требовательны и непреклонны, а фараоны — велики и недосягаемы, архитектура громадна и подавляюща. Об этом нам рассказывают великие египетские пирамиды.

К.П. Слайды № 20. Сообщение учен$ика 1.

«Боги Древнего Египта»

Религия Древнего Египта — одна из древнейших письменно зафиксир$ованных религий в мире. Важнейшими чертами египетской религии являются политеизм (многобожие) и синкретизм (соединение черт разных богов в одном божестве). Иконография богов Древнего Египта именно эти черты очень явственно подчёркивает.

Первоначально древнеегипетские боги, по всей вероятности, являлись воплощениями природных сил и явлений. В последующие периоды истории Египта они всё более получали человеческие черты.

Иконография каждого божества показывает его суть и на$значение.

Так, очень часто божеству из-за определённых свойств приписывалось некое животное, символизирующее для египтян эти свойства. Со временем боги получали антропоморфный облик.

К.П.Слайд № 21Сообщение ученика 2 «Бог солнца – Ра»

Ра — древнеегипетский бог солнца, верховно$е божество древних египтян. Его имя означает «солнце». Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божест$вами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Гармахиса. Последнее сопоставление было особенно распространено.

К.П. Слайд № 22. Сообщение ученика 3 «Исидаи Осирис»

Исида и Осирис, её брат и муж, правили вместе после тог$о, как Ра отправился на небеса. Во время их правления Египет процветал, они обучили людей всем ремеслам и искусствам, необходимым для жизни.

К.П. Слайд №23. Сообщение ученика 4 «Мстительная Сехмет».

Разгневавшись на бунтующи$х смертных, бог Ра запустил свой глаз в небо. В полете око превратилось в мстительную богиню, опустошавшую землю до тех пор, пока её не остановили хитростью.

К.П. Слайд № 24.

«Все на свете боится времени, только время боится пирамид».

«Все на свете боится вре$мени, только время боится пирамид»,- гласит арабская пословица. Всего в Египте насчитывается 80 пирамид. Самая грандиозная — пирамида Хеопса: ее высота- 146,6 м, длина стороны основания- 233 м. Она сложена из 2300000 каменных блоков массой около 2,5 т каждый.

До сих пор остается загадкой, как строителям удавалось поднять огромные камни на такую высоту. Еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки б$ыли так плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие, ножа.

Пирамида служила гробницей фараону. Но она была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон, с ним в гробницу помещались все необходимые пре$дметы быта, которые могли бы пригодиться царю в загробной жизни.

Пирамиды в Гизе имеют единое направление осей и строго ориентированы по сторонам света.

Все пирамиды имеют безупречно правильную четырехугольную форму. Форма пирамиды означала вечность, а отношение граней ол$ицетворяло Божественную Гармонию Вселенной.

Храмы, посвященные богам и фараонам, строили на берегу Нила.

5. Физкультурная пауза.

К.П. Слайд 25

6. Объяснение практической работы

Введение в конструирование.

Сегодня на уроке вы приступите к макетированию – возведению объемного архитектурного сооружения из картона и бумаги. Это будет «Историческая башня», а каждый её уровень — символ очередного этапа развития тектоники. Полученные уровни и сформируют облик башни. Первый этап нашего уровня Макет египетской пирамиды с образом внутреннего пространств$а, который символизирует фантазию и замыслы архитекторов. На этом этапе мы с вами познакомимся с материалами $и инструментами, чертежами, основными приемами работы с бумагой и научимся правильно организовывать рабочее место.

Знакомство с материалами и инструментами.

1) бумага чертежная в листах 62х85 (формат А0) – 4 листа

2) картон хром -эрзац (из такого картона делают коробки для обуви). Это гладкий с обеих сторон, белый тонкий ка$ртон. При размерах 70х90 см потребуется 5 листов.

3) Обычная писчая бумага – 5 листов.

Кроме того, тебе могут потребоваться калька, целлофан и цветная прозрачная пленка.

4) Инструменты: карандаш, ластик, ножницы, резак со сменными лезвиями, цирк$уль, транспортир, клей ПВА (белый), кисточка для клея, металлическая линейка.

5) Раздаточный материал — чертежи.

К.П. Слайд № 26

Как организовать свое рабочее место.

Чтобы пользоваться резаком нужно на стол подготовить лист фанеры размером не менее чем 40х50 см, а для того, чтобы резак не тупился о фанеру и двигался плавно, нужно фанеру закрыть куском картона. Рабочее место учащихся должно быть хорошо освещено, еще нужно подготовить$ коробку для обрезков картона – они могут пригодиться в дальнейшей работе.

К.П. Слайд № 27

Основные приемы работы с бумагой или картоном.

1) Как отрезать картон (бумагу).

2) Как сгибать картон (бумагу).

3) Соединение деталей при помощи клея ПВА ( без клея).

4) Придание бумаге округлой $формы.

При знакомстве с приемами работы с бумагой я использую пособие для учителя «Бумажная пластика» автора В.П.Копцева. В пособии есть странички, на которых представлены: инструменты, приемы обработки

бумаги, приемы соединения бумаги.

К.П. Слайд №28

Знакомство с чертежами.

Чертеж для твоего макета.

Раздаю детям раз$даточный материал — чертежи и рассказываю о том, как работать с ними, если, что–то не понятно ребятам они задают вопросы.

К.П. Слайд №29,

7. Практическая работа.

Мой макет.

Ребята приступают к выполнению макета пирамиды.

К.П. Слайд № 30

1. На основе из картона (1) начерти план пирамиды (квадрат с диагоналями). По пер$иметру этого квадрата наклей уголки (2) из картона. Картонные полоски для диагоналей (3) надрезаются, вставляются одна в другую и приклеиваются к плоскости основания на ребро. В место пересечения диагоналей вставляется треугольник (4), острый угол которого пересекает одну из сторон квадрата по центру.

К.П. Слайд № 31

2. Деталь ($5) – полоска картона, прорезанная вдоль центральной оси,- надевается на треугольник (4) и закрепляется кусочком картона (6), вставленным в прорезь треугольника.

К.П. Слайд № 32

З. По такому же принципу на треугольник (4) надеваются детали (7) и (8). Деталь (9), обозначающая главную погребальную камеру п$ирамиды,- это полоска картона, склеенная в форме куба без двух сторон. С помощью прорези эта деталь также надевается на треугольник. В деталь (9) можешь вставить маленький кубик (10), обозначающий саркофаг

К,П. Сла$йд № 33

4. Из четырех картонных уголков, закрепленных с помощью клея в четырехугольной пирамиде (11), получаешь каркас пирамиды (12), который вставляется в углы основания (2).

К.П. Слайд № 34

5.Можешь положить каркас пирамиды(12) на кальку, обвести, вырезать полученный треугольник – это будет одна из сторон пирамиды. На фото ты видишь, как детали внутренней констр$укции (5 и 7), соприкасаясь с калькой, обозначают места входов в пирамиду.

К.П. Слайд № 35

6. Склей четыре четырехугольные опоры из картона (13) с одинаковыми прорезями на каждой стороне наверху. В $эти прорези вставь квадратную конструкцию (14) из полосок картона, соединенных друг с другом.

К.П. Слайд № 36

7.Установи соединенные между собой опоры (13) и (14) на основу (1) и укрепи полученную конструкцию клеем (клей наносится на нижние ребра опор).

8. Начерти на бумаге прямоугольники такого же размера, как и стороны опор (13). Придумай свои образцы кариатид и срисуй их в начерченные прямоугольники. Затем наклей прямоугольники с рисунками на вне$шние стороны опор.

8. Обобщение. Закрепление знаний полученных на уроках.

К.П. Слайд № 37

В конце разбираем ЛСМ или отвечаем на вопросы.

Кто был архитектором пирамиды Хеопса?

С $какими древними сооружениями вы познакомились? Почему древние постройки религиозно-культового назначения имели грандиозные размеры, и дошли до наших дней, в отличие от обычного жилья?

Какие виды искусства применялись в отделке сооружений?

К,П. Слайды № 38,39

Работа над макетом.

К.П. Слайды № 40,41,42,43,44,45,46,47

На этих страницах$ ты увидишь, каких высот достиг человек в умении организовывать пространство и возводить прекрасные сооружения.

К.П. Слайд № 48 Новые слова

• Тектоника (греч.) – строительное искусство.

• Отвес – простейшее сооружение (например груз подвешенный на нить) для определения вертикального земного притяжения. Отвес использовался при возве$дении любых сооружений.

• Макет – (в архитектуре) – модель здания, представляющий здание или группу зданий в уменьшенных размерах.

• Пилон – башнеобразное сооружение в виде усеченной пирамиды.

• Стела – вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным и клинописным изображением.

В заключении учитель обобщает уро$к, акцентирует на то, что изучена очень важная тема, с которой учащиеся будут сталкиваться при изучении всего курса изобразительного искусства и что успешное ее усвоение поможет в усвоении последующих тем, призывает к серьезному и осмысленному подходу к домашней работе и прощается до следующег$о урока.

10 Домашнее задание:

Закончить конструирование макета египетской пирамиды дома.

К.П. Слайд № 49 Первоисточники

Использованные материалы были взяты с сайтов:

• aerutravel.ru

• turvsesvit.com.ua

• xfont.ru

• grafamania.net

•$ egypt4russians.com

• sherp.info

Используемая литература:

• 1.Поурочные планы. Изобразительное искусство 8 класс по программе Б.М.Неменского

• 2.Ю.А.Солодовников «Человек в мировой художественной культуре» 6 клас$с

• 3. Искусство «Я – архитектор. Моделирование пространства. Макет» Рабочая тетрадь для 5-9 классов

• 4. Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств

Музыка:

• Nepal – Celestial

• Land Of Promise – Sacred Spirit

• Night Village – Deep Forest

5 класс

Тема: Государство на берегах Нила

Учитель: Доннер Петр Иванович,

учитель истории и обществознания

Предмет: история Древнего мира

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Обучающие:

— изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;

— подвести учащихся к пониманию причин возникновения цивилизации;

— обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»;

— изучить обстоятельства, приведшие к объединению Египта.

Развивающие:

— способствовать обогащению словарного запаса;

— формировать навыки работы на уроке с различными источниками (историческая карта, текст учебника, документ);

— развивать у учащихся логическое мышление, умение делать выводы.

Воспитательные:

формировать эмоциональную культуру и культуру общения;

— воспитывать ответственное отношение к учебному труду;

— способствовать развитию чувства уважения и бережного отношения к природе родного края на примере отношения к природе в Древнем Египте.

Планируемые результаты:

предметные:

— овладеть целостными представлениями об историческом пути Древнего Египта;

— устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян;

— работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные.

метапредметные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

— определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

— слушать и слышать друг друга;

— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— давать определения понятий;

— объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе изучения учебного материала.

личностные:

формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала;

— осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений;

— выражать свое отношение к роли истории в жизни общества и конкретного человека

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

— Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс: учебник для образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019;

— карта «Древний Восток. Египет и Западная Азия»;

— атлас по истории Древнего мира;

— компьютер;

— презентация;

— конверты с заданиями;

— красные и зеленые карточки.

Список используемой литературы:

  1. Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по Всеобщей истории История Древнего мира. 5 класс, 2-е издание, М., 2017

  2. Атлас по истории Древнего мира.

  3. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 9-е издание, М., Просвещение, 2019

  4. Древний Египет. Физкультминутка.wallit. ru 10-klassdrevnii-egipet

  5. Ю.С. Крушкол. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. Стр. 31-33.

Оформление доски:

Географическое положение Древнего Египта

Тема урока. Государство на берегах Нила

Природно-климатические условия Древнего Египта

Возникновение государства в Древнем Египте

Проблема: Почему Египет называли «дар Нила»?

Новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, пороги, фараон, рельеф, государство.

Термины и их объяснения учащиеся записывают в тетрадь в ходе урока.

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Папирус – высокий тростник, материал для письма.

Дельта – место впадения реки в море.

Оазис – островки зелени в пустыне.

Ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород; плодородный слой почвы после разлива Нила.

Пороги – каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству.

Фараон – правитель Древнего Египта.

Рельеф – выпуклое изображение на камне.

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность

Домашнее задание (запись на доске).

1 уровень: параграф 6, ответить на вопросы на стр.37

2 уровень: подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?»

3 уровень: сравнить природу нашей страны с природными условиями Древнего Египта.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Учитель со звонком приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих на уроке.

Учащиеся рассаживаются по группам (их три). Со звонком на урок приветствуют учителя.

II. Мотивационно-целевой этап

— Вспомните, как назывался первый раздел, который мы закончили изучать?

— Сегодня мы с вами приступаем к следующему разделу. Как называется данный раздел?

— Почему государства, которые мы будем изучать, носят название «Древний Восток»?

— Действительно, государства, существовавшие в IY тыс. до н.э. – первой половине I тыс.н.э. на территории Северо – Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому они находились на Востоке.

— Прочитайте вступительную статью к разделу «Древний Восток» на стр. 34 учебника. Попытайтесь графически (создать схему) отобразить изменения, которые происходили с нашими далекими предками.

— При составлении схемы используйте термины, выделенные курсивом.

— Примерно 5 тыс. лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. С ним мы и начнем знакомиться на наших уроках.

Тема урока: «Государство на берегах Нила»

План урока:

1. Географическое положение Древнего Египта.

2. Природно – климатические условия Древнего Египта.

3. Возникновение государства в Египте.

-Первый раздел, который мы изучали назывался «Жизнь первобытных людей».

— Второй раздел называется «Древний Восток».

— Эти государства расположены на Востоке.

Учащиеся читают текст и

зарисовывают схему в тетрадях.

Учащиеся записывают тему и план урока в тетради.

III. Формулирование проблемных вопросов урока

Учитель формулирует для учащихся два важных проблемных вопроса на урок: «Почему первые цивилизации появились на берегах великих рек Древнего Востока?» «Прав ли был древнегреческий историк Геродот, когда называл Египет «даром Нила»?

Учащиеся должны будут ответить на два проблемных вопроса в конце урока.

IV. Изучение нового материала

Сегодня, изучая новую тему, мы будем выполнять роль ученых. Каждая группа (учащиеся заранее разделены на группы) выбирает себе руководителя и помощника, которые будут доводить результаты исследования группы до всего класса.

— Ваша главная задача: доказать, что первые государства возникли по берегам крупных рек.

Учитель объясняет задания для самостоятельного выполнения для каждой группы.

1 группа.

Географическое положение Древнего Египта (Приложение 1).

Реквизиты: историческая карта, атлас по истории Древнего мира.

Задание для самостоятельного исследования.

  1. Прочитайте текст на стр. 34 – 35 «Страна Египет».

  1. Есть ли на территории Древнего Египта реки? Если есть, укажите их название.

  2. Омывается ли страна морями, если да, то какими?

  3. Определите местоположение Древнего Египта с помощью карты (воспользуйтесь атласом и картой на доске).

  4. Какие пустыни окружают Египет?

  5. Расскажите про животный и растительный мир Древнего Египта.

  6. Изучите выделенные в тексте курсивом определения: папирус, пороги, дельта, оазис, Нил, Египет.

  7. Почему Египет занимал выгодное географическое положение?

Приготовив ответы на поставленные вопросы, руководитель группы заявляет о готовности, затем учащиеся представляют свои ответы классу. Учитель помогает, транслируя слайды, которые освещают тот или иной вопрос.

2 группа.

Природно –климатические условия Древнего Египта (Приложение 2).

Реквизиты: картинки с изображением Хапи, документ «Хвалебные песни египтян Нилу», историческая карта, атлас по истории Древнего мира.

Задания для самостоятельного исследования.

  1. Прочитайте текст на стр. 35-36 «Разливы Нила».

  1. Какую роль играл Нил в жизни людей Древнего Египта?

  2. Почему разливы реки начинаются в июне? (Используйте миф о боге Хапи).

  3. Расскажите про животный и растительный мир Древнего Египта.

  4. Изучите выделенное в тексте курсивом определение: ил.

  5. Прокомментируйте предложение, выделенное курсивом на стр.36.

  6. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для занятия земледелием?

Приготовив ответы на поставленные вопросы, руководитель группы заявляет о готовности, затем учащиеся представляют свои ответы классу. Учитель помогает, транслируя слайды, которые освещают тот или иной вопрос.

3 группа.

Возникновение государства в Египте (Приложение 3).

Реквизиты: историческая карта, атлас по истории Древнего мира, изображение фараона и корон Северного и Южного Египта.

1. Прочитайте текст на стр. 36-37.

  1. Кто управлял Египтом? О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте свое мнение.

  2. Внимательно изучите карту (воспользуйтесь атласом и картой на доске) и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.

  3. Как и когда на территории Египта образовалось государство?

  4. Изучите выделенные в тексте курсивом термины и дату: Северный Египет, Южный Египет, рельеф, 3 тыс. лет до н. э., фараон, Мемфис.

Приготовив ответы на поставленные вопросы, руководитель группы заявляет о готовности, затем учащиеся представляют свои ответы классу. Учитель помогает, транслируя слайды, которые освещают тот или иной вопрос.

— Теперь давайте выясним, что мы узнали в ходе работы в группах, соединим в единое целое весь изученный материал. При этом задача каждой группы доказать, что Египет – дар Нила. По каждому выступлению возможны дополнения. За полный ответ на вопрос учащийся получает зеленую карточку, за дополнение – красную.

Учитель помогает командам – транслирует слайды, которые помогают более полно осветить тот или иной вопрос.

Учащиеся слушают информацию, которую говорит учитель.

Каждая группа получает пакет с заданием.

Учащиеся группы готовят ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся группы готовят ответы на поставленные вопросы.

Ответ на вопрос №8. Солнечный свет, влага, хорошо удобренная земля.

Учащиеся группы готовят ответы на поставленные вопросы.

Выступление команд. По ходу выступлений руководители групп предоставляют слово членам своей команды, которые рассказывают о результатах проделанной работы. Новые термины записывают учащиеся всего класса.

При этом задача каждой группы доказать, что Египет – дар Нила.

V. Физкультминутка

Физкультурная минутка. (1-минута)

Физкультминутка.

«Оживим» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем «фонарики»

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место .

VI. Закрепление изученного материала

— Ребята! Попробуйте четко, одним словом обосновать ответ на вопрос «Формированию чего было положено начало в результате возникновения на берегах Нила египетского государства?»

Слова – подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура, язык.

— Найдите это слово в вводной статье к параграфу.

— Прочитайте предложения, вставляя слова ( слайд №25).

— Ответьте на вопросы ( слайд №26).

— Покажите на карте (слайд №27).

— Для лучшего усвоения давайте сыграем в игру «Внимательный слушатель». Слушая мой рассказ и работая с картой, выделите главные мысли и запишите их.

— Первоначально в Египте было около 40 небольших государств. Во главе каждого государства стоял правитель, который имел собственное войско. Правители государств непрерывно воевали друг с другом. Постепенно выделились два больших царства: Южное и Северное. Царь Южного Египта носил белую корону, а у царя Северного Египта корона была красного цвета. Обе короны были украшены страусиными перьями и изображениями огнедышащей змеи, которая, как верили египтяне, сжигает своим огнем врагов царя.

Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта завоевал Северный Египет: образовалось единое государство. Теперь царь объединенной страны носил головной убор, сочетающий в себе две короны. Царя Египта начали называть фараоном. Столицей египетского государства стал город Мемфис.

Учитель проверяет записи, которые ученики сделали в тетрадях, один ученик делает эту запись на доске.

— Теперь давайте ответим на самый главный вопрос нашего урока:

Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Прав ли он был?

Цивилизация – это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Учащиеся читают предложения, уточняя их содержание при помощи новых терминов.

Учащиеся показывают на карте Древний Египет, Нил, дельту, Мемфис, пороги.

Ответ.

  1. 40 государств вели войны.

  2. Выделение Южного и Северного царств.

  3. Победа Южного царства и создание единого государства.

  4. 3 тыс. лет до н. э.

  5. Повелители Египта – фараоны.

  6. Столица – Мемфис.

Ответ. Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян — земледелие, а это основа будущей цивилизации.

Учащиеся представляют свои ответы на заданный вопрос.

VII. Подведение итогов урока

— Ребята, поднимите, пожалуйста, карточки, которые вы получили за работу на уроке.

Учитель выставляет отметки учащимся, учитывая активность и полноту ответов, количество и качество полученных карточек.

Учащиеся получают отметки за урок.

VIII. Домашнее задание

Записано на доске.

1 уровень: параграф 7, ответить на вопросы стр.37;

2 уровень: подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?»

3 уровень: сравнить природу нашей страны с природными условиями Египта.

Учащиеся записывают домашнее задание по своему выбору.

IX.. Рефлексия

— Продолжите предложение, которое видите на экране:

— сегодня я узнал…

— было интересно…

— было трудно…

— я научился…

— я смог…

— я понял, что…

— у меня получилось…

— меня удивило…

Учащиеся предлагают свои варианты ответа на основании полученных знаний на уроке.

  • Рассказ о пике из 13 карт
  • Рассказ о пимене из бориса годунова
  • Рассказ о петре гриневе из капитанской дочки по 1 главе
  • Рассказ о петре и февронии читать
  • Рассказ о петре гриневе и его жизненном пути