Рассказ о пимене из бориса годунова

В 1605 году умер самый невезучий русский царь борис годунов. смерть государя ввергла россию в хаос смутного времени. по

В 1605 году умер самый невезучий русский царь — Борис Годунов. Смерть государя ввергла Россию в хаос Смутного времени. По иронии судьбы, одной из «жертв» политической катастрофы стало тело самого Бориса.

Первое захоронение

Борис Годунов скончался 13 апреля 1605 года от внезапного приступа болезни (есть версия, что он покончил с собой). Перед смертью правителя успели, по его собственной просьбе, постричь в монашество с именем Боголепа. Как и прочих русских государей (великих князей и царей), Годунова с почестями похоронили в некрополе Архангельского собора Московского Кремля. Но мало кто в тот момент догадывался, что основатель династии Годуновых упокоился там совсем ненадолго.

Перезахоронение

Сторонники Лжедмитрия I не могли допустить, чтобы тело Годунова оставалось в Кремле. Согласно легенде, придуманной «царевичем Димитрием», по вине узурпировавшего трон Бориса ему пришлось десятилетиями скрываться на чужбине.

5 июня 1605 года мятежники вынесли останки царя из Архангельского собора, и, по-видимому, надругались над ними. Спустя несколько дней тело «бесчестным образом» привезли в Варсонофьевский девичий монастырь на Сретенке. Царские останки поместили в деревянную колоду и без всяких обрядов зарыли в скудельнице, где хоронили нищих. Рядом с Борисом захоронили останки его жены и сына, царя Фёдора Борисовича, убитых 10 июня.

Историк Александр Боханов поражается, насколько безразлично москвичи отнеслись к судьбе царских останков, несмотря на то, что Борис многое сделал для простого народа в период голода.

«Толпы москвичей пришли на Красную площадь в июне 1605 года созерцать выставленные напоказ тела удушенных Фёдора и Марии, тысячи созерцали процессию унизительного перезахоронения Царя Бориса в Варсонофьевском монастыре; не наблюдалось никакого возмущения, никакой горести, а одно только праздное любопытство», – отмечает автор биографии Бориса Годунова.

Сторонники Лжедмитрия «разъясняли» жителям столицы, что все Годуновы якобы были самоубийцами, а значит, недостойны христианского погребения.

Второе перезахоронение

У взошедшего на трон в 1606 году царя Василия Шуйского не было особых причин чтить память Годунова, оттеснившего от престола исконную династию Рюриковичей. Поэтому он не стал возвращать тело предшественника в Архангельский собор. Тем не менее Годунов признавался законным царём, а значит, был достоин почестей. Кроме того, Шуйский стремился переложить всю вину за гибель членов годуновской династии исключительно на самозванца.

Осенью 1606 года или, по другой версии, в феврале 1607 года, тела Годунова и его семьи выкопали и вывезли в Троице-Сергиеву Лавру. При жизни Борис Годунов делал колоссальные пожертвования этому монастырю, например, в 1585 году он подарил инокам тысячу рублей.

На сей раз Москва торжественно попрощалась с останками царя:

«Тело Бориса несли 20 монахов, – свидетельствовал немецкий наёмник Конрад Буссов, – Его сына Федора Борисовича – 20 бояр, жены Бориса – также 20 бояр, а за этими тремя телами шли пешком до самых Троицких ворот все монахи, монашки, попы, князья и бояре, здесь они сели на коней, тела приказали положить на сани и сопровождали их в Троицкий монастырь, расположенный в 12 милях от города Москвы».

В составе траурной процессии находилась и выжившая дочь царя Ксения Годунова, обесчещенная Лжедмитрием и постриженная в монахини.

В Лавре Годунова, его жену и сына захоронили «по царскому чину» в склепе под западной папертью Успенского собора.

«В паперти над Годуновыми были установлены надгробницы с покровами, на стенах помещены иконы, перед надгробницами – поставные свечи», – описывает захоронение кандидат исторических наук Сергей Шокарев.

Бориса Годунова перезахоронили в необычной позе – «сидя». Почему было избрано такое положение, источники умалчивают. Можно предположить, что останки деформировались в результате событий 1605 года, когда с телом царя обращались крайне небрежно. Если перезахоронение совершалось в холодное время года, то разогнуть окоченевшие члены, вероятно, было затруднительно. Однако возможно и иное объяснение особенностей захоронения царя-инока. Сидячее положение усопшего вполне допустимо в традиции восточного христианства – так, например, покоятся мощи патриарха Константинопольского Афанасия Цареградского, которые находятся в кафедральном соборе Харькова.

Не исключено также, что организаторы перезахоронения оставили намёк на татарское происхождение Бориса Годунова. С распространением ислама у татар распространился обычай хоронить сидя.

Дальнейшая судьба останков

Известная сегодня туристам «палатка-усыпальница» Годуновых появилась в 1781 году, когда прежнюю паперть Успенского собора не то разобрали, не то она обрушилась. При Романовых ежегодно в день кончины Бориса Годунова по нему совершалась панихида. Но после революции тела двух царей и их родных были потревожены. Это обнаружил в 1945 году советский антрополог Михаил Герасимов. Когда он вскрыл усыпальницу Годуновых, оказалось, что царские кости валяются вперемешку с обрывками погребальных саванов, а черепа и вовсе не сохранились. По одной из версий, во время Великой Отечественной войны загорские мальчишки, воспитывавшиеся без отцов, извлекли черепа из гробницы, чтобы поиграть ими… в футбол.

Но не исключено, что усыпальница была разграблена гораздо раньше. В годы Гражданской войны большевики закрыли Троице-Сергиеву Лавру, и следить за царским склепом оказалось некому. Как видно на фотографии из коллекции краеведа Александра Рдултовского, в 1929 году усыпальница находилась в полуразрушенном состоянии. Есть предположение, что в ту пору в ней могли ночевать беспризорники.

Среди реконструкций внешности известных исторических личностей работы советского антрополога Михаила Герасимова не хватает одного экспоната — портрета царя Бориса Годунова. К сожалению, изготовить его нет возможности и здесь наука бессильна что-либо сделать.

Метод Герасимова

Попытки восстановления облика живших ранее людей предпринимались еще с середины XVIII века, но все они оказались неудачными. К 30-м годам XX века сложилось мнение, что череп сохраняет очень мало информации, поэтому по нему невозможно реконструировать индивидуальные особенности внешности. В лучшем случае – можно определить антропологический тип.

Легендарный советский антрополог Михаил Михайлович Герасимов наглядно опроверг это утверждение. Многолетние исследования антропологического материала помогли ему выявить ключевые особенности, которые позволяют воссоздать лицо конкретного человека. Ученый замерял толщину мягких покровов, изучал места крепления лицевых хрящей, связок и мышц, препарировал глазные и носовые области. Свои изыскания он изложил в 1955 году в монографии «Восстановление лица по черепу».

Для преодоления скептических настроений Герасимов неоднократно участвовал в криминалистических экспертизах. Он точно восстанавливал облик погибших людей по черепу и сравнивал свой вариант с прижизненными фотографиями пострадавших.

В 40-е годы Герасимова приглашают для антропологической реконструкции знаменитого полководца Тамерлана. Затем по личному поручению Сталина ученый восстанавливает облик прославленного адмирала Федора Ушакова. В 60-е годы успешно работает над воссозданием внешности Ивана Грозного и его сына Федора. После скоропостижной кончины Михаила Герасимова в 1970 году, дело его жизни продолжили многочисленные ученики.

Пропавшие черепа

Для понимания причин, которые помешали советским ученым реконструировать облик Бориса Годунова, стоит обратиться к работе над останками другого русского правителя – Ивана Грозного. При вскрытии его гробницы в усыпальнице Московского Кремля ученым открылась следующая картина. Царские останки размещались в белом саркофаге. Вытянутый скелет лежал на спине, при этом на нем сохранились истлевшие остатки монашеских одеяний. Но самое удивительное – на черепе невооруженным взглядом различались небольшие клочки бровей, усов и бороды. Хорошая сохранность останков, и в первую очередь черепа, помогли точно воссоздать облик русского правителя. Так потомки увидели лицо, перекошенное жестокой, брезгливой и неприятной гримасой. Таким нам и запомнился Грозный: с плотно сжатыми губами, нависающим крючковатым носом, выступающим вперед массивным подбородком.

А что же обнаружили советские антропологи, дважды приезжавшие в Троице-Сергиеву Лавру для вскрытия усыпальницы и изучения останков Бориса Годунова? Несколько фрагментов костных скелетов, принадлежавших членам семьи Годунова. При этом было невозможно понять, мужчине или женщине принадлежит скелет. В первую экспедицию 1945 года ученые якобы нашли фрагменты одного черепа. Во вторую, через два года, в усыпальнице и его не оказалось. Это поставило крест на замысле Михаила Герасимова воссоздать точный облик русского царя и помочь историкам приблизиться к разгадке фактов его биографии. Например, точнее определить, в каком возрасте Борис Годунов вступил на престол и на каком году жизни скончался.

Бедный Борис

Точно ответить на вопрос, когда именно был потерян череп Годунова, сегодня невозможно. Зато можно предположить, при каких обстоятельствах произошел столь трагический для потомков инцидент.

По официальной версии Борис Годунов умер в Москве 13 (23) апреля 1605 года. Как пишет в статье «Перезахоронение тел Бориса Годунова и членов его семьи в контексте идеологического противостояния в Смутное время» историк Игорь Тюменцев, первоначальным местом его погребения стал Архангельский собор Кремля, где покоились многие государи. Там же по завещанию самого Годунова его и похоронили. Занявший русский престол Лжедмитрий I обвинил Годунова не только в узурпации власти, но и в совершении тяжкого греха. Якобы царь лишил себя жизни намеренно, выпив яд. Лжедмитрий повелел вынести останки Годунова из Архангельского собора и перезахоронить как самоубийцу «за стеной» Варсонофьевского монастыря.

Годунову, его вдове Марии Григорьевне и сыну Федору нашлось место за оградой городского кладбища, где испокон веков хоронили тех, кто умер без покаяния. На «убогом» погосте лежали убийцы, безвестные нищие и странники, погибшие насильственной смертью и самоубийцы. Именно среди них Годунова с семьей похоронили второй раз. Исторического описания церемонии не сохранилось, поэтому остается лишь гадать, насколько бережно обращались с останками бедного Бориса люди Лжедмитрия.

Но на этом мытарства покойного государя не закончились. В период с 1606 по 1608 годы по инициативе Василия Шуйского останки царя и его семьи перенесли в Троице-Сергиеву Лавру. Этим шагом Шуйский пытался доказать законность своей власти и дискредитировать самозванца-безбожника Лжедмитрия. Шуйский даже привлек к третьим похоронам Годунова первого патриарха Московского Иова. Скорее всего, перезахоронение царя состоялось в феврале 1607 года. Останки царя несли монахи – и этим церковь снимала с него обвинения в самоубийстве и подтверждала, что перед смертью он принес покаяние и принял постриг под именем Боголеп. Останки Марии и Федора Борисовича Годуновых несли бояре, отдавая дань уважения царской фамилии.

До сих пор спорным остается вопрос о том, нашли ли Годуновы успокоение внутри Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры или их перезахоронили в специально построенной усыпальнице за пределами собора, замуровав саркофаги с внешней стороны одной из стен. В 1782 году произошел еще один инцидент – паперть Успенского собора то ли обрушилась, то ли была взорвана. В результате большая часть останков Годуновых была уничтожена. Неудивительно, что советским антропологам восстанавливать облик Бориса Годунова было попросту не по чему.

  • Рассказ о петре гриневе из капитанской дочки по 1 главе
  • Рассказ о петре и февронии читать
  • Рассказ о петре гриневе и его жизненном пути
  • Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир
  • Рассказ о петре и февронии мультфильм