Рассказ о петровских дубах

преемственность державной истории россии восходит к xv в. мощный рост великого княжества московского начался при государе всея руси иване

Karta 3.Severnaya voina

 Преемственность державной истории России восходит к XV в. Мощный рост Великого княжества Московского начался при «Государе всея Руси» Иване III (1440-1505). Этот самодержец объединил уделы и республики Северо-Восточных и Северо-Западных русских земель, утвердил византийскую эмблему – двуглавого орла, наметил в 1492 г. выход к Балтике у Ивангорода и начал первые походы за Урал.
   Семнадцатилетний государь Иван IV (1530-1584), за плечами которого не было ничего, кроме наследия деда Ивана III и отца Василия III (1479-1533), в 1547 г. принял титул восточно-римских императоров «царь» (от лат. «Imperator Gaius Iulius Caesar»). В 1552-1556 г. он опрокинул барьер татарских ханств в Поволжье и распахнул просторы Сибири. Русские пассионарии — казаки и землепроходцы, с тягой к неизведанному, вышли к Тихому океану в середине XVII в. В 1648 г., когда   казак С.Дежнев обогнул Чукотку, «океан земли» Северной Азии был условно включен в состав России. (Освоение русскими Сибири не сопрягалось, как у испанцев и англо-саксов истреблением, изгнанием и христианизацией местных народов).   [1]
      Неспешные шаги Российского царства к империи многократно ускорил Пётр I. 30 августа 1721 г. в состав России навечно вошли ( «в совершенное непрекословное вечное владение и собственность») Эстляндия, Ижорская земля, часть Карелии и Лифляндия с прибрежными островами Эзель, Даго и Мен. 22 октября 1721 г. якобы «по инициативе» официозных глашатаев государства вице-президента Синода Феофана Прокоповича, канцлера Г.И.Головкина, вице-канцлера П.П. Шафирова, царя «призвали» принять титул «Отца Отечества, Императора и Великого». [2]   Всероссийская империя стала равноранговой со «Священной Римской империей германской нации» и ведущей силой в Северной и Восточной Европе.

     Русский путь к империи оказался трудным, жертвенным и сопровождался неудачами. В начале Северной войны Пётр I собирался вернуть всего лишь полоску земли вдоль р. Невы, захваченную шведами в 1617 г.
     В 1699 г. был заключён триединый наступательный союз Российского царства, Датско-Норвежской унии и курфюршества Саксонии. В1704 г. к Северному союзу удалось подключить часть Польши. Северный союз оказался хрупким и неоднократно распадался, но Пётр I неизменно ориентировался на коалиционную войну.
         Первый шаг России на пути к империи сорвался из-за скороспелого вступления в войну. 19 ноября 1700 г. под Нарвой неискушённая рать из 27 тысяч солдат и стрельцов, полутора тысяч драгун и 6600 поместной конницы была разгромлена. Утрачено 145 пушек, 2 мортиры и 4 гаубицы. [3] Пётр I, не упав духом, осознал, что для войны с сильным противником нужна кадровая, с однотипным вооружением армия, сравнимая по боеспособности с западноевропейскими. Царь поставил задачу упорядочить комплектование и сформировать всесословное войско из пехоты, кавалерии, лейб-гвардии, артиллерии, инженерного корпуса и гарнизонных войск. Армия и флот были заложены в основу имперской мощи.
     В начале Северной войны стратегия Петра I ориентировалась на оборону и налёты на периферию противника. Как полководец, он отторгал безрассудную смелость и сочетал мужество с осторожностью.

Ударной тактике шведов царь противопоставил ≪малую войну≫, которая стала неожиданностью для противника. [4]
     16 мая 1703 г. в устье Невы стала воздвигаться мощная Петропавловская крепость, к которой шведы ни разу в истории не подступили.
   Пехоту, кавалерию и артиллерию надо было как можно   быстрее обеспечить современным оружием и главные расходы казны пошли на сухопутные и потом морские вооружённые силы.
     При комплектовании рядового состава ставка была сделана не на наёмников, а на православных великороссов. Мусульман, иудеев, марийцев, мордву, чувашей, удмуртов и язычников в армию не брали. От призыва освободили далёкую Сибирь, «ясачные народы» и гетманскую Малороссию, имевшую своё войско из казаков. Если не принимать во внимание офицерский корпус, набитый иностранцами, империя в буквальном смысле созидалась на русской крови.
     Преображение русской армии в регулярную было уникально коротким. Беспорядочные наборы даточных людей на ратную службу были заменены почти ежегодными рекрутскими наборами, которые в сжатый срок восполняли убыль в полках. С 1704 г. начался поголовный набор крестьян из центра страны. Превращение толпы крестьян и посадского люда в воинов-профессионалов достигалось пожизненной службой. Первые два-три года характеризовались бегством только что призванных из-за жесткой дисциплины, скудного питания и тяжёлых маршей. К смертной казни дезертиров присуждали не часто, карой был кнут, во многих случаях вернувшихся амнистировали. Для сокращения смертности от болезней было организовано централизованное снабжение довольствием как в мирное, так и военное время из складов, а также за счёт контрибуций. Постепенно рекруты привыкали к дисциплине и становились ратниками, верившими в праведность действий царя. Армия Петра I не была «рабски покорной и крепостной», как доказывали западные историки.[5] Вооружённые солдаты не считали себя «пушечным мясом» и, как и казаки, сознавали превосходство над беззащитным крестьянством. Служивые были свободны от забот пропитания, обеспечения одеждой и жильём и получали немалую плату — 11 руб. в год и пренебрегали крестьянским трудом. Простой рядовой имел перспективу дослужиться до первого офицерского чина и даже получить дворянство для себя, детей или внуков. Для солдатских отпрысков были открыты гарнизонные школы, обучавшие грамоте и военной специальности. Привычные к тяжёлому труду ратники могли выполнять тяжёлые земляные работы при осадах и на полевых укреплениях. Солдатское сословие значительно расширило социальную опору для империи. «Дети Отечества» — так любовно именовал Пётр Великий своих воинов. Рекрутские наборы и постои тяжёлым грузом ложились на деревенские общины. Вместе с тем право крепостных получить свободу, записавшись в солдаты, сохранялось до конца правления Петра I.
Рекрутчина просуществовала 175 лет.

     Воссоздание артиллерии после утраты под Нарвой было скорым. Уже в 1701 г. Тула дала 300 пушек, Урал 269, Москва в 1702 г. 130, заводы Бутенантов в Олонецком уезде дали 104 пушки. [6] До 1707 г. было введено в строй 13 казённых и два частных завода доменной металлургии. Литейные, пороховые и оружейные заводы заложили на Урале, в Карелии, Туле, Петербурге, Олонце, Сестрорецке и на Охте. С Урала с 1700 г. завозили «железо, которое мастера сочли лучше шведского» — писал «начальник артиллерии» А.А.Виниус. Архангельск, Псков, Великие Луки, Киев, Смоленск, Петербург, Таганрог и Азов надёжно защищались крепостными орудиями. Позже гарнизонными пушками снабжались Выборг, Нарва, Рига, Брянск, Чернигов, Дербент и Баку. Россия завела самый мощный в Европе артиллерийский парк со штатом 4526 чел. Сухопутная артиллерия насчитывала до пяти тысяч стволов, морская — до четырёх тысяч орудий.[7]  
     Пехоту, конницу и артиллерию оснастили оружием стандартным по калибрам, длине стволов, весу пуль и ядер, скорости и дистанции выстрелов. Были организованы новые построения и соединения войск — бригады и дивизии, каре, колонны. Введены понятия — арсенал, гауптквартира, штаб, кронверк, калибр, масштаб, маршрут, шпицрутены, фураж и др. Для путей сообщения были учреждены минёрная и понтонная роты, которые дали начало военно-инженерным войскам России. Введены палаши, багинеты и штыки, единая военная форма и система воинских званий.  
     Солдаты из крестьян и посадских людей в боях дрались упорно и выдерживали многодневные марши, живя в землянках, в сырости и на морозе. В боях русская пехота сочетала сильный огонь с беспощадной штыковой атакой, научилась организованно отступать и оказалась одной из немногих, способных сохранять боеспособность при высоких потерях. Кавалерия освоила владение пистолетами, фузеями, конной артиллерией и атаками в ровных сомкнутых строях.
     К 1708-1709 гг. Пётр I спаял разношёрстное рекрутское множество в сплочённую армию. «Как неприятели, так и… немецкие офицеры хвалят русскую пехоту за то, что она теперь хорошо организована и пребывает в добром порядке и что обмундированием, экзерцициями и иными воинскими упражнениями может быть сравнена с пехотой других европейских стран» — писал один из шведских очевидцев.. «Я не видел более прекрасной пехоты, лучше обученной, дисциплинированной, лучше вооружённой и более выносливой во всех трудах войны. Но вред в том, что её берегут не больше, чем мух» — писал побывавший в разных армиях и оказавшийся на русской службе генерал-лейтенант д’Альбон в январе 1709 г.[8]  
     С 1699 по 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, которые дали в армию 284 187 чел.[9]  Сформированная по западным образцам армия стала не чужеродным телом, а главной опорой империи.
     Пётр I специально стимулировал честолюбие и стремление к личной славе. Триумфы, празднества, фейерверки, медальерное искусство, знамёна с девизом «Сим побеждаю враги своя», всё использовалось для роста державы.
     Прежнюю пожизненную воинскую службу дворян царь сделал поголовной, постоянной и всеобщей, начиная с 15 лет, «доколе силы и здоровье позволят». Отставка предоставлялась только по инвалидности, болезни или старости. Укрывавшимся и симулянтам грозили батогами, штрафами, или конфискацией имений. Такое «закрепощение» дворян мало кто воспринимал с энтузиазмом, но приходилось смиряться перед державной волей. Все сыновья благородного сословия после домашнего обучения должны были идти в полк солдатами или унтер-офицерами, чтобы «знать службу с фундамента солдатского дела». Гордыню «породы» Пётр I сменил честью службы Отечеству и Общему благу. Главным считалось умение приносить пользу армии и государству.
     Ядром и школой воспитания армейского духа стали «оберегательные» (гвардейские) полки — скрепа и краеугольный камень империи. Особенностью петровской почти четырёхтысячной гвардии был универсализм.   Гвардейцы водили галеры и корабли, бились в конном строю и палили из орудий. Элитным соединениям вручалось лучшее оружие и они ставились на самые важные места боевого порядка: в центр, на правый фланг и наносили решающий удар. Слава русского оружия в 1700-1721 гг. в немалой мере была делом именно гвардии. Ярчайшими её подвигами были героический отпор шведам 19 ноября 1700 г. под Нарвой, штурмы Нотебурга (1702), Нарвы (1704), битва у Лесной (1708) и под Полтавой(1709).
       Доверенные лица царя — гвардейцы имели необъятные полномочия в гражданском и полицейском ведомстве. Они выполняли политические и дипломатические наказы. Сержант-гвардеец М.И.Щепотев руководил в 1702 г. прокладкой 173-х километровой дороги от Белого моря до Онежского озера, в 1706 г. указывал генерал-фельдмаршалу Б.П.Шереметеву, как расправляться с Астраханским восстанием и в том же году захватил шведский   адмиральский бот «Эсперн». Капитан гвардии Ф.С.Салтыков закупал в Европе линейные корабли. Подполковник Б.И. Куракин был послом в Риме, в Англии и Голландии. С 1720-х годов гвардейцы участвовали в работе Сената и следили за сбором налогов. При злоупотреблениях гвардейцы имели право заковать в кандалы даже губернатора. Независимость от местных властей, безмерные полномочия, храбрость и боеспособность, выработали корпоративный дух гвардейского братства. [10] Гвардия подняла национальное и имперское сознание дворян и помогла перестроить на европейский лад высшее сословие.
   Костяком армии и империи Пётр I считал и весь офицерский корпус, обязанный стимулировать дух воинов, «Вышний командир – как душа в теле человека» — внушал царь. Полностью зависимый от воли и милостей царя, этот корпус, набранный в том числе и из профессионалов Европы, был сколочен к 1708 г. (В 1720 г. Военная коллегия запретила принимать в русскую армию иноземцев, временно пребывающих в Россию за исключением артиллеристов).
     Русские будущие офицеры зачастую принудительно обучались в Школе математических и навигационных наук (с 1701), в Артиллерийской школе в Москве (с 1701) в Петербурге (с 1712),   в Военной инженерной школе в Москве (с 1712), в Морской академии (с 1715), в приходских школах Немецкой слободы и за границей.
     «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради подлежит их равным образом отечески содержать» — наставлял Пётр I. По отзывам иностранцев, русский офицер неприхотлив, «привычен удовлетворяться скудной пищей и простыми напитками, его жизнь не особенно отличается от жизни рядовых солдат, и он может обойтись четвёртой частью необходимого немецкому офицеру». Вместе с тем офицеры нередко вымогали с солдатских артелей «полтины и алтыны», харч и мясо.          
     Верховное командование всеми вооружёнными силами, как и всё государство, находилось в руках Петра Великого. Высшие командные посты всецело зависели от монарха, генеральские чины присваивались царём. Среди высшего руководства армии (А.С. Шеин, Ф.А. Головин, Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин, И.И. Бутурлин, кн. В.В. Долгоруков, кн. А.И. Репнин) особенным полководческим даром отличался второй генерал-фельдмаршал А.Д. Меншиков, считавшийся одним из лучших полководцев Европы после блестящей победы у Калиша в 1706 г. и «прямой сын Отечества» кн. М.М. Голицын (1675-1730). Лучшим специалистом по теории артиллерийских и инженерных наук считался Я.В.Брюс (1669-1735). Во флоте талантом выделялись вице-адмирал норвежец К.И.Крюйс, энергичный и умелый галерный контр-адмирал грек И.Ф.Боцис (ум.1714) и католик-хорват М.Х.Змаевич (1680-1735).
     Управление и финансирование вооружённых сил было централизованным. Зависимость от верховного самодержца офицерского корпуса, который кормился из его рук, была абсолютной. Политических амбиций корпус не имел и оппозиции у него по отношению к Петру I не было. При несомненной досаде на постоянство службы, количество  лиц с «имперским патриотизмом» сначала росло в кругу «птенцов гнезда петрова», потом среди гвардии и офицерского корпуса, затем внутри солдатского сословия, а под конец и среди чиновного люда.
   Удар Карла XII, направленный на Москву в 1707-1708 гг.,   Пётр умело отразил. С октября 1708 г. на валах и бастионах Москвы в ожидании шведского нашествия стояло несколько десятков батарей. В том же году без чрезмерного напряжения сил были подавлены прошведские мятежи Мазепы и Булавина. Их последователи в 1709 г. (и позже) обещали помогать шведскому королю.[11]
   К этому времени царь преобразовал старорусское военное искусство и сформировал новую психологию ратника, способного уверенно и храбро сражаться. Под Полтавой Пётр I воззвал биться за имперский девиз — «За государство, за род свой, за Отечество».   Речь царя, почти верно изложенная богословом и публицистом Феофаном Прокоповичем, вызвала громадную одержимость у командования и рядовых воинов. Неистовство солдат привело к неслыханной за всю историю шведских сражений гибели 6900 человек. Пленено 2973 чел. (Общие потери составили 57 % от всех участвовавших в битве).[12]
     Триумф под Полтавой привёл к невиданному взлёту имперского духа в армии.
    В   1710 г. шведская сила в Восточной Прибалтике рухнула и сменилась русской на береговой полосе от Выборга до Риги. В Эстляндии и Лифляндии Пётр I подтвердил привилегии остзейского дворянства и городов и восстановил там автономию, упраздненную шведами в 1694 г. [13] Балтийские немцы стали верными слугами империи, в деле модернизации государства. В орбиту влияния России была включена вся Речь Посполитая вместе с герцогством Курляндским и Семигальским. Путь к империи наполовину был пройден и стратегия Петра I сменилась на наступательную, несмотря на то, что военно-морская сила Швеции ещё контролировала балтийскую акваторию.
     Рост России в Восточной Европе обеспокоил турок, которые при подстрекательстве французской и шведской дипломатии 9 ноября 1710 г. объявили   войну северному соседу. Чтобы скорее вернуться на балтийский театр войны, царь на юге принял рискованную стратегию «блицкрига». Амбициозные планы в 1711г. предусматривали взять под протекторат Молдавию и Валахию, привести «под высокодержавную руку» Черкессию, Кабарду, чеченцев, мичкисов, кумыков. В Причерноморье в русское подданство призывались Ногайская, Буджакская, Кубанская и Крымская орды.
     На победу русской имперской идеи надеялись православные славяне и греки. Надворный советник серб С.Л.Владиславич призывал перейти на сторону царя болгар, македонцев, сербов и восточных романцев. Летом 1711 г. сербы Черногории, подняв знамёна с русским двуглавым орлом, воевали с турками и ожидали, что русские возьмут Царьград.
     В Европе предсказывали, что Россия собирается возродить Византийскую империю. В Амстердаме отпечатали листовку с портретом Петра и надписью «Petrus Primus Russo-Graecorum Monarcha». В Стамбуле встревожились, что на границах от Балкан до Азова нависнет враждебная сила с перспективой вмешательства в дела христиан.
     Бои полтавских ветеранов на Пруте 8-10 июля 1711 г. окончились с нерешённым результатом. Но царь, устрашенный артиллерийской пальбой и блокадой «200-тысячного войска», потерял равновесие, счёл положение крайне опасным, ошибочно не рискнул идти на прорыв и ратифицировал договор, по которому пришлось отказаться от завоеваний 1696 г. Впервые после 1685 г. пришлось в устной форме обещать «погодные дачи» в Крым.[14] В глазах Порты это стало доказательством низшего ранга России.
     С берегов Прута полтавские победоносцы ушли с военной музыкой, развевающимися знамёнами и всей артиллерией.   Но военная напряжённость на османской границе, затянувшаяся до 1713 и даже до 1714 г., оттянула поражение Швеции и притормозила рождение империи. «Великий вред и бесчестье» трёх трактатов с турками в 1711, 1712, 1713 гг. были лишены «всякой силы и важности» только в 1739 г.
     8 мая 1714 г. Петербург публично был объявлен столицей Российского царства. [15] Возведение внушительной Петропавловской твердыни было оправдано, но перенос стольного града из центра на кромку пограничья, был небезопасным. Защищать «царствующий град» («новый Амстердам») пришлось большим комплексом оборонительных сооружений —   ряжевыми, каменными, свайными преградами, дорогостоящими фортами и морскими батареями на насыпных островах, городом-крепостью Кронштадтом, позже Свеаборгом, укреплениями на Аландских островах и минными заграждениями.[16]
     Военные успехи во второй половине Северной войны подкрепила дипломатия. В 1715 г. был подписан оборонительный договор с княжеством Ганновер. В 1716 г. герцогство Мекленбург-Шверин приняло русский протекторат и там до 1719 г. стояли полки Петра. [17] Крупным успехом было привлечение Испании на сторону России. В1716 г. Петра I избрали командующим объединённой армадой четырёх держав – России, Британии, Дании и Голландии. С 5 по 14 августа царь выводил крейсировать флот в составе 84 вымпелов от Копенгагена до о.Борнхольма и обратно.
   Воспользоваться браком царевича Алексея, заключенного в 1711 г. с брауншвейг-вольфенбютельской принцессой и свояченицей императора Карла VI — Шарлоттой Кристиной Софией (1694-1715), для заключения союза с Австрией не удалось. Более того, бегство в 1716 г. «его высочества государя царевича» в Вену опорочило романовскую династию, осложнило отношения с Габсбургами и пошатнуло престиж Петра в Европе. (В надежде на помощь Карла VI и шведов царевич надеялся занять престол и свернуть все преобразования отца).[18]
   10 мая 1718 г. начались переговоры со шведами на Аландских островах, где русская сторона настаивала навечно включить в состав России Ингрию, Карелию, Эстляндию и Лифляндию. Переговоры оказались бесплодными и было решено нанести удары по шведской метрополии. К этому времени русский флот превратился в сильнейший на Балтике. В июле 1719 г. десанты Ф. М. Апраксина и П. П. Ласси воевали на территории Швеции и появились даже у Стокгольма, напугав его жителей.
   Ништадтский мир вывел царство в ранг Всероссийской империи, вес которой Пётр Великий постоянно наращивал вооружёнными силами. К концу его царствования русская армия была одной из мощнейших в мире. На 15 января 1726 г. 40 полевых пехотных полков насчитывали 52 436 чел., 26 драгунских полков — 30 328 чел., В Низовом корпусе в девяти драгунских и девяти пехотных полках было 9 624 драгуна и 13 402 пехотинца. В гарнизонах состояло 78 тысяч чел., в артиллерии — четыре тысячи, в иррегулярных войсках насчитывалось до 35 тысяч. На содержание армии ежегодно тратилась громадная сумма — 4 млн. рублей [19]
   Русский флот был выведен на третью-четвёртую позиции в Мировом океане вместе с турецким после английского, французского.
     Политический кругозор Петра был неизмеримо выше любого из русских царей. Император понимал, какие выгоды даёт Мировой океан и стремился осуществить Азово-Черноморскую, Балтийско-Атлантическую, Каспийско-Индийскую и Тихоокеанскую доктрины, а также возродить связь Балтийского с Чёрным и Каспийским морем.   Петр I интересовался арктическим мореплаванием, побережьем Северного Ледовитого океана и налаживанием торговли с Китаем и Японией. Поначалу старались осваивать западную часть Северо-Восточного морского прохода у Новой Земли и   проливов в Карское море. [20]

   После 1721 г. планы императора Петра Великого расширились и перенеслись на новые регионы. «Восточный вопрос» виделся на Каспийско-Иранском направлении с заветом выхода через Среднюю Азию и Кавказ к индийской цивилизации.

   Овладеть восточным побережьем Каспия, а также Хивинским и Бухарским ханствами не удалось: экспедиция капитан-поручика гвардии А.С.Черкасского была уничтожена в 1717 г. хивинским ханом Шергази.
     Для завоевания западного и южного берега Каспийского моря и похода в Иран было собрано до 50 тыс. человек. 31 июля 1722 г. с судов и лодок Каспийской флотилии на берег Дагестана высадилось 18 602 человека. Конница, донские, малороссийские казаки и калмыки шли степью[21]. 23 августа был взят Дербент, в декабре занят порт Решт, 28 июля 1723 г. после четырехдневной бомбардировки капитулировал гарнизон Баку. 12 сентября 1723 г. Персия уступила России Дербент, Баку, Ленкорань и Решт – всё западное и южное побережье Каспийского моря, откуда шёл вывоз шелка, 12 июня 1724 г. Петербург разделил сферы влияния с Турцией в Закавказье.

   Осознав, что сухим путем через Иран и Афганистан добраться до Индии трудно, Пётр постановил испробовать морской маршрут европейцев вокруг Африки и утвердить протекторат над Мадагаскаром. 3 декабря 1723 г. он писал: «Мы от сердца желаем, дабы [правитель Мадагаскара] нашу протекцию принять [мог]». Однако двум плохо снаряжённым фрегатам под командованием вице-адмирала датчанина (или шведа) Д.Я.Вильстера достичь такой амбициозной цели не удалось и русской базы на Индийском океане не возникло.
   Уверенности в проходе из Северного Ледовитого в Тихий океан не было, не знали и расстояния от Камчатки до новых земель за проливом. Считалось, что Америка расположена не далеко от Курил. 23 декабря 1724 г. император указал готовить экспедицию в северную часть Тихого океана с учётом возможной колонизации Северной Америки. Там надлежало «ехать до какого города европейских владений и самим побывать на берегу и взять в подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».

    
       Петр Великий, создавая Всероссийскую империю, проложил столь глубокую колею, что грядущей России пришлось двигаться только по ней.    Своим примером, накалом и творчеством духа, истовостью и волей, без жалости к себе и другим, император поднял народ к новому смыслу жизни. Его природный гений имел право на великое водительство и взял много от народного нрава — размах натуры, максимализм, дерзновенность, навык к напряжённому труду, грубость, нетерпимость и чувственность. Традиции богоизбранности царской власти были настолько прочны, что сакральность императора удержалась, несмотря на насилия, святотатства «Всешутейшего собора» и клеветнические измышления о царе-антихристе. Идея государственности, вызревшая в народе за века   бедствий, возросла, вопреки отторжению петровских начинаний ближайшими преемниками. В 1730 г. провалилась «затейка верховников» урезать абсолютизм в пользу олигархов.
     Реформы Петра Великого были всеохватны. Конечно, его модернизация велась за счёт резкого увеличения налогов. Иначе было невозможно при суровом климате, неплодородных почвах, малой плотности населения, скверных путях сообщения и отсталом феодализме.
      Империи Запада, обогащаясь грабежом беззащитных колоний, находились в непомерно более выигрышном положении в сравнении с Русским государством, которое вынуждено было не только выдавливать последнее из своего населения, но и отбиваться от соперников на западе и степняков на юге. Доходы России от продажи меха, кож, мачтового леса, воска и пеньки не могли сравниться с прибылями европейских держав от оборота золотом, серебром, торговли африканскими рабами, тканями, специями, индиго, сахаром, табаком, рисом и  китовым жиром.
   Из-за нехватки рабочей силы императору Петру I пришлось беспощадно усилить крепостничество, отменённое только в 1861 г. Вперекор тяжелейшим условиям царём была создана горная, тяжелая металлургическая и легкая промышленность с полотняными, кожевенными, суконными, мануфактурами как на крепостном, так и на вольнонаёмном труде. Сложился немалый задел в образовании, светской литературе, поэзии, живописи, музыке, гражданском строительстве и новом церковном зодчестве.      
     Последействие реформ первого русского   императора длилось два века. Централизованная структура империи (с постепенно костеневшим самодержавием и бюрократией) существовала до 1917 г. До 1917 г. действовали основанные царём Сенат, Синод, которому безропотно подчинялась церковь, коллегии (с 1802 г. – министерства), прокуратура, порядки государственной службы (табель о рангах), Академия наук, губернии. Только в 1762 г. дворянство обрело «вольность» от обязательной службы. Рекрутские наборы проводились до 1874 г. К подоходному налогу от единой подушной подати перешли только в 1875 г. Часть положений Устава воинского действовала до 90-х годов XVIII в. и до первой половины ХIХ в. Морской устав 1720 г. имел силу с некоторым перерывами до 1853 г.  
       Войны Петра I не привели к порчи генофонда — население с 1678 г. выросло с 8,6 до 15,737,9 млн. чел. в 1719–1727 гг.[22]
     Империя Петра I стала главенствующей в Восточной и Северной Европе. На её фундаменте Россия при Екатерине II стала Великой державой мира, когда, по словам действительного тайного советника А.А. Безбородко (1746-1799) «ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».

Артамонов Владимир Алексеевич

Кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Института Российской истории РАН (г. Москва).

 ———————

[1] Никитин Н.И.Расширение территории как этнокультурный и геополитический фактор Российской государственности // Российское государство от истоков до XIX века: территория и власть. М., 2012. С.34-42.

[2] О.Г. Агеева. Императорский статус России: к истории политического менталитета русского общества начала XVIII века // Царь и царство в русском общественном сознании. М.,1999. Вып.2. С. 112-140. 

[3]Артамонов В.А.Полтавское сражение. К 300-летию Полтавской победы. М.,2009. С.34.

[4] Иванюк С.А. Малая война в стратегии и тактике русской армии на первом этапе Северной войны. Волгоград, 2014.

[5] Beyrau D. Militär und Gesellschaft im vorrevolutionären Russland. Köln,Wien, 1984. S.94-96, 156.

[6] Коваленко Г.М. Первые металлургические заводы в Карелии 1670-1703. Л., 1979. С.86.

[7] Бранденбург Н.Е. Материалы для истории артиллерийского управления в России. Приказ артиллерии (1701-1720). СПб., 1876; его же: 500-летие русской артиллерии (1389-1889). СПб., 1889.

[8] Юнаков Н.Л. Северная война. Кампания 1708-1709 гг. Военные действия на левом берегу Днепра (ноябрь 1708 – июль 1709 г.) // Труды императорского русского военно-исторического общества. СПб., 1909. Т.4. С.199.  

[9] Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. М., 1954. С.347.

[10] Болтунова Е.М. Гвардия Петра Великого как военная корпорация. М.,2011.

[11] Артамонов В.А. Россия и Речь Посполитая после Полтавской победы (1709-1714). М.,1990. С.52, 155.

[12]   Энглунд П. Полтава. Рассказ о гибели одной армии. М.,1995. С.222. П.А.Кротов дает число погибших 7800 чел. Кротов П. А. Битва под Полтавой. Начало Великой России. СПб.,2014. С. 318-432.; Артамонов В.А. Полтавское сражение. К 300-летию Полтавской победы. М., 2009. С.469-605; Молтусов В.А. Полтавская битва: уроки военной истории 1709-2009. М., 2009. С.187-390.

[13] Wittram R. Peter I, Czar und Kaiser. Göttingen, 1964. Bd.2. S.80–92.

[14] Артамонов В.А. Турецко-русская война 1710-1713 гг. М.,2019. С.195-196; его же: О русско-крымских отношениях…С.78;

[15] Кротов П.А. Российский флот на Балтике при Петре Великом. СПб., 2017. С.363.

[16] На топком месте с постоянными сильными наводнениями, ни финны, ни новгородцы, ни шведы не строили большого поселения. Кепсу С. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра. СПб., 2000;   Жуков К.С. История Невского края (с древнейших времён до конца XVIII века).

[17] См. обстоятельную статью Ефимов С.В. «Совершенная безопасность от всех внутренних и внешних беспокойств». Русская армия в Мекленбурге в 1712-1719 годах. С. 178-220. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Efimov_20.pdf Дата обращения 26 февраля.

[18] Павленко Н.И.   Пётр Великий. М.,1990. С. 389- 409.

[19] Нелипович С.Г. Союз двуглавых орлов. Русско-австрийский военный альянс второй четверти ХVIII века. М.,2010. С. 37.

[20] Белов М.И. Роль Петра в распространении географических знаний в России // Вопросы географии Петровского времени. Ленинград, 1975. С.9-22.  

[21] Курукин И.В. На пути в Индию. Персидский поход 1722-1723 гг. М.,2015. С.9-10.

[22] Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав. М., 1990. С.86.

Акция по защите от застройки места, где в средние века, предположительно, располагалась резиденция «правой руки» бахчисарайских ханов, обновила давний земельный спор в столице Крыма. Как сегодня выглядит «дворец калги-султана» и что там собираются строить, выяснял ForPost.

История борьбы

Зелёный пустырь в обрамлении серых Петровских скал наверняка замечали все, кто направлялся на Южный берег Крыма вдоль набережной Салгира. Этот участок на улице Воровского в Симферополе пустовал с 1984 года, когда территорию освободили от существовавшего поблизости почти полтора века пивного завода.

Сообщение о том, что именно здесь может находиться утраченный дворец наместника крымского хана, так называемого калги-султана, в своё время взволновало не только учёных, но и общественность.

Впервые такое предположение было сделано в 2008 году при попытке построить здесь многоэтажный жилой дом. Об этом ForPost напомнил заведующий кафедрой истории КИПУ, научный сотрудник института археологии Крыма Эмиль Сейдалиев.

«По данным письменных источников, историческими научными исследованиями было обосновано, что это место вероятного расположения дворца калги-султана. Это остановило застройку», — рассказал учёный.

Семь лет спустя, в 2013 году, к пустырю под Петровскими скалами снова вернулись, на этот раз — с идеей возвести ледовый дворец. И снова общественникам удалось отстоять территорию.

Ценные находки в шурфах

Через несколько лет после возвращения Крыма в Россию вокруг пустыря всё-таки вырос глухой забор. Как оказалось, участок разделили на несколько частей и продали частным лицам под ИЖС.

«Общественность снова всполошилась, и тогда город инициировал археологические разведки в этом месте», — продолжил рассказ Эмиль Сейдалиев, возглавивший работы (совместную экспедицию Института археологии Крым РАН и КИПУ).

крым симферополь дворец раскопки застройка

Фото раскопок на выставке в музее истории Симферополя.

Учёные и студенты заложили девять шурфов. Большая их часть была сделана на пустующей территории, принадлежащей городу, а один — на частном участке, обнесённом кирпичным забором.

Именно там были сделаны наиболее интересные находки: каменная кладка и вымостка из плоских каменных плит пола. В остальных шурфах были найдены фрагменты построек, возможно, пивзавода, а также гидротехнические сооружения — керамический трубопровод от источника под скалами к предполагаемому дворцовому комплексу.

«На всей остальной территории было сделано очень много археологических находок: фрагменты посуды, керамические сосуды турецкого производства османского времени, несколько монет XVIII века крымских ханов Арслан Гирея и Селим Гирея, курительные трубки», — поделился подробностями археолог.

крым симферополь археология находки раскопки дворец

Найденные артефакты учёные передали в музей истории Симферополя.

На основе найденного материала учёные сделали вывод, что здесь находился некий большой комплекс, вероятно, дворцовый. Для более точного определения взяли данные из исторических источников. В частности, путешественник Дюбуа де Монперё, описывая в первой половине XIX века эту местность, упоминал дворец калги-султана.

«Мы наложили несколько карт, немецкую аэрофотосъёмку времён Великой Отечественной войны, и получилось, что как раз на эту территорию, где частный застройщик, приходится основная часть дворца», — рассказал Эмиль Сейдалиев.

Вся остальная, ныне свободная земля скрывает остатки придворцового участка, где располагался пруд, фонтан и деревья.

Статус дали — статус забрали

Отчёт по результатам «шурфовки» археологи подали в Госкомитет по охране культурного наследия республики. На основании этого документа территория получила статус выявленного объекта культурного наследия (ОКН).

Владелец участка не согласился с такими выводами и заказал повторное археологическое исследование. Новые шурфы наткнулись на остатки пивзавода, строительство которого в своё время, по мнению Сейдалиева, и привело к уничтожению культурного слоя дворца с основными артефактами. Поскольку результаты этих раскопок признали несущественными, то участок… исключили из списка ОКН. Это дало зелёный свет застройке.

И вот что удивительно: в 2019 году на территории помимо каркасов жилых зданий возвели часовню. При этом Симферопольская и Крымская епархия официально заявила, что не имеет к этому объекту никакого отношения.

«Строительство осуществляется без благословения Правящего Архиерея», — подчеркнули в епархии.

крым симферополь церковь застройка

Золотая маковка часовни выглядывает из-за стен.

«Мне было знамение»

Никакого дворца на месте участка не было, уверен застройщик Орест Шаярлиев. Из доказательств у него видеозапись на телефоне, как из-под земли извлекали металлические бочки, в которых варили пиво на заводе.

«Дворец находился возле гостиницы «Москва» (дальше по улице Воровского. — Прим.). Здесь товарища Калги-Султана нету!» — безапелляционно заявил предприниматель в беседе с ForPost.

Застройщик также добавил, что ведёт строительные работы на своей собственной земле, а право на стройку доказал в суде, выиграв 14 тяжб.

Появление на участке часовни он пояснил «знамением». Якобы однажды ночью во время раскопок, после того как рабочие извлекли из земли пивные бочки, его кто-то разбудил, и посмотрев на камеры видеонаблюдения, он увидел «на куче свеча горит и виден образ креста».

крым телефон знамение религия стройка

Шаярлиев показывает на телефоне снимок с камер слежения со «знамением».

На вопрос о том, что именно он планирует построить на этом участке, Орест Шаярлиев ответил уклончиво. Однако предъявил выписку из ЕГРН, где указано, что его участок имеет вид разрешённого использования «ИЖС, магазины, обслуживание жилой застройки».

Музей под открытым небом?

Несмотря на документы, которые доказывают законность строительства, неравнодушные крымчане не теряют надежду сохранить эту территорию для потомков — создать на ней одну из точек притяжения туристов. Об этом ForPost рассказал общественник Тимур Шабутов.

«Мы ему [застройщику] не раз говорили: не строй на костях народа», — пожаловался ForPost один из местных активистов.

Здесь вполне можно было бы оборудовать пешеходный исторический маршрут, наподобие Малого Иерусалима в Евпатории, разбить сквер, а над раскопками возвести прозрачный купол, предложил крымчанин.

Что в итоге здесь появится, покажет время.

Пелагея Попова.

Фото: Пелагея Попова|ForPost; русланбальбек.рф

Доброе утро!

Путин наградил орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени своего близкого друга Юрия Ковальчука – одного из учредителей дачного кооператива «Озеро» и акционера банка «Россия». Если вы не очень представляете себе, кто это такой, почитайте расследование «Проекта», недавно признанного в России “нежелательной организацией». Журналисты «Проекта» называют Ковальчука «хранителем путинских тайн». В остальном так:

  • В Петербурге и Севастополе на парады в честь дня ВМФ пустили зрителей – несмотря на пандемию и запрет массовых мероприятий.
  • Российский ЦИК исключил Павла Грудинина из партийного списка КПРФ, где он шел третьим номером.
  • Литве не хватило колючей проволоки для заграждения на границе с Беларусью.
  • На всей территории Афганистана введен комендантский час.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 24 072. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 6 миллионов 126 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 153 874 человек (+799 за сутки). Этот установленный 16 июля рекорд суточной смертности повторен уже дважды: в субботу и в воскресенье.

Несмотря на действующие запреты массовых мероприятий, в Петербурге и Севастополе прошли военно-морские парады. В Петербурге зрителей на набережные пускать не хотели, но когда люди стали толпиться у заграждений, их решили убрать, потому что вдоль набережных можно рассредоточиться. Вот репортаж из города; социолог Мария Мацкевич объясняет проведение массовых праздников в разгар эпидемии тем, что власти отвечают на запрос большинства: люди хотят праздников.

Прививаться при этом люди не хотят (здесь гипотезы почему), причем не только в России: Сенат Франции после стотысячных протестов смягчил закон о ковидных «санитарных пропусках» и отложил начало его действия.

Кандидатов становится меньше

  • ЦИК исключила директора «Совхоза имени Ленина» Павла Грудинина из списка кандидатов в депутаты Госдумы от КПРФ (он шел третьим номером). Формальным основанием стало указание Генпрокуратуры, c которой бывшая жена Грудинина поделилась информацией об акциях зарегистрированной в Белизе компании Bontro Ltd, которыми якобы владеет политик. На самом деле, как объясняют близкие к администрации президента источники, Грудинина пытаются полностью исключить из политики из-за обиды на высокий результат, показанный им на президентских выборах 2018 года. Глава КПРФ Геннадий Зюганов исключением Грудинина из списков недоволен и обещает акции протеста вкупе с усиленным наблюдением на выборах. Глава ЦИК Элла Памфилова, наоборот, своей работой гордится (потому что она «делает все возможное, чтобы страна не развалилась»). Эмоциональный монолог Памфиловой записал и опубликовал у себя в блоге депутат саратовской облдумы от КПРФ Николай Бондаренко. Через сутки стало известно, что его вызвали в полицию для составления протокола о распространении экстремистских материалов. Он считает, что таким образом его пытаются снять с думских выборов.
  • В Перми отказали в регистрации кандидатом в гордуму бывшему координатору штаба Навального Сергею Ухову, вот разговор с ним.
  • В Твери избирком отказался регистрировать кандидатом в Заксобрание области от «Яблока» бывшего координатора «Открытой России» Артема Важенкова. ЦИК сослался на указание Минюста, а Минюст ссылается на статью закона, запрещающую баллотироваться на выборах любого уровня людям, сотрудничавшим с организациями, признанными экстремистскими или террористическими.
  • В Омске «Яблоко» прекратило сбор подписей после того, как один из сборщиков заболел ковидом. Отделение партии обратилось в ЦИК с просьбой учесть эти трудности и зарегистрировать кандидатов, но в ЦИК отказались.

Прочее российское

  • В Перми на 20 тысяч рублей оштрафована градозащитница Елена Германова, организовавшая съемку видеовопроса для прямой линии Путина о судьбе стадиона «Молот» (организация публичного мероприятия без уведомления).
  • Суд отправил на принудительное лечение иркутского блогера и бывшего волонтера штаба Навального Дмитрия Надеина (ранее судмедэксперты нашли у него признаки «вялотекущей шизофрении»). Решение принято в рамках уголовного дела об оправдании терроризма из-за высказывания о взрыве в архангельском ФСБ.
  • Журналистка Lenta.ru, которую задержали за съемку полицейских, избили и потом оштрафовали, решила уехать из России.
  • Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сказал в интервью «Российской газете», что сайты с «запрещенной информацией» надо блокировать в течение одного-двух часов. Иначе получится сплошная пропаганда экстремизма и терроризма.
  • Московский театр «Современник» изменил монолог Лии Ахеджаковой после жалобы «Офицеров России»; издание The Insider отказалось предварять свои материалы сообщением о том, что они созданы «СМИ – иностранным агентом».
  • Движение по Транссибу восстановлено, потоп в Сочи преодолен (но есть погибшие).

В Беларуси и вокруг нее

Литва приостановила строительство забора на границе с Беларусью из-за нехватки колючей проволоки (но скоро возобновит: сто километров проволоки уже едут из Эстонии). В связи с притоком иракских мигрантов, которых Беларусь целенаправленно транспортирует к литовской границе, а также беженцев из самой Беларуси всех волнует, когда и чем это кончится. Здесь возможные сценарии дальнейшего развития событий разбирает политолог Артем Шрайбман (ему тоже пришлось уехать из Минска в Киев).

По данным The Wall Street Journal, администрация президента США рассматривает возможность введения новых санкций в отношении Беларуси, которые коснутся поставок нефти и калийных удобрений.

Вокруг света

  • В Будапеште в субботу прошел ежегодный прайд, но в этом году в нем приняли участие значительно больше людей, чем раньше. Это объясняется протестом против принятого недавно закона, ограждающего школьников от «пропаганды ЛГБТ».
  • У Будапешта и Киева – новый конфликт, на сей раз из-за мусора, который во время паводков приплывает в Венгрию по реке Тисе.
  • Из-за наступления талибов почти на всей территории Афганистана введен комендантский час.
  • На границе Кыргызстана и Таджикистана произошла новая перестрелка. Ранен пограничник.
  • Многие районы Лондона затопило из-за сильных дождей.

Шесть ссылок

  • История. Отрывок из книги Натана Эйдельмана «Революция сверху в России» – о петровских реформах (это текст из сборника Эйдельмана «Сказать всё», который вышел в НЛО). Или рассказ о том, как советские власти распродавали раритеты из Научной библиотеки при Томском университете, чтобы финансировать индустриализацию Кузбасса.
  • Кино. Путеводитель по кинематографу венгерского режиссера Белы Тарра. Или рассказ Зары Абдуллаевой о классике иранского кино Аббасе Киаростами.
  • Наука. Отрывок из книги британского антрополога Криса Стрингера «Остались одни. Единственный вид людей на земле» (изд-во Corpus) – о возникновении речи. Или фрагмент из сочинения американского астронома Эрика Асфога «Когда у Земли было две Луны: Планеты-каннибалы, ледяные гиганты, грязевые кометы и другие светила ночного неба» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о кометах.
  • Больше интересных текстов, интервью и репортажей вы всегда найдете в Telegram-канале Настоящего Времени. Читать эту рассылку тоже можно из Telegram.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Стипендия: из тьмы веков

    Стипендия…Студенческий «праздник души». И хотя на нынешнюю стипендию прожить абсолютно невозможно, ее получение учащаяся молодежь по-прежнему считает своим неотъемлемым правом. 

    Впрочем, российскому студенту во все времена жилось несладко…

    58c05703c9f441978483bf106bb4e312

    «И учинить неимущим во прокормление…»

    Зарождение стипендиального обеспечения в нашей стране произошло в бурную эпоху петровских преобразований. В 1701 году потребность в технических специалистах привела к созданию Пушкарской (артиллеристской) школы и Школы «математических» и «навигатских» наук. Для учащихся этих учебных заведений предусматривалось казенное содержание с выплатой особого денежного «жалованья» в зависимости от успеваемости. 

    Указ Петра I об основании Пушкарской школы в частности гласил: «…И кормить и поить их в вышеписанных школах, а на корм положено им по 2 деньги человеку на день и из тех денег – из половины, покупая хлеб и харч, в постные дни рыбу, а в скоромные – мясо и варить кашу или шти; а по другой деньге на обувь и на кафтанишки и на рубашонки. И учащим и переимчивым будет государево особливое жалование и дача, смотря по учению». 

    Аналогичный петровский Указ об учреждении Школы «математических» и «навигатских» наук повелевал: «…учинить неимущим во прокормление поденный корм, усмотря арифметике или геометрии; ежели кто отыщется отчасти искуссным по пяти алтын (15 копеек) в день, рассмотрев коегождо исукусства учения…» 

    Подобные «стипендии» устанавливались и в других учебных заведениях того времени. Так, Сенатский указ от 11 ноября 1713 года об отправке на тульские оружейные заводы «молодых робят» для обучения мастерству предписывал «велеть давать им кормовых денег…мундир сермяжный, да по шубе». 

    В 1723 году в Екатеринбурге были основаны горнозаводские «арифметические» и «словесные» школы. В них принимали детей «простолюдинов», обеспечивая их питанием и одеждой. В «Инструкции» горнозаводским школам говорилось: «Ученики, которые убогие, и отцы их работают поденщиной, или годовое жалованье имеют меньше 12 рублей, также которые будут взяты с других заводов и из слобод…оным давать хлеб против солдата, да по прошествии года рубль на платье». 

    «Сытое брюхо к ученью глухо»

    Стипендиальное содержание существовало и в Славяно-греко-латинской академии. Получивший первоначальное образование в Академии Михаил Васильевич Ломоносов так вспоминал впоследствии о своей нелегкой студенческой жизни: «несказанная бедность: имея один алтын (3 копейки) в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил». 

    28 января 1724 года – знаменательная дата в истории отечественной науки. В этот день был издан именной указ Петра I об учреждении Академии наук в Санкт-Петербурге, задуманной и как научно-исследовательское, и как образовательное учреждение. Лучшие студенты, ассистировавшие академикам, получали «жалование», о чем в петровском Указе говорится в следующих словах: «…дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованием снабжены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам воспомогать имеют». 

    «Регламент Академии наук и художеств» от 25 июля 1747 года устанавливал количество студентов, обучаемых за казенный счет, – 30 человек. Им выплачивалась стипендия достаточная для наема жилья (общежитий тогда не было), питания, покупки книг и одежды. 

    В 1755 году был основан Московский университет. В 1758 году в нем насчитывалось около 100 студентов. Как и в Петербурге, 30 студентов были «казенокоштыми» и получали «жалование» 40 рублей в год. Этого было недостаточно для сносной жизни; присущая студентам бедность уже тогда стала «притчей во языцех». 

    Об этом свидетельствует и запись в протоколе университетской конференции от 2 июля 1759 года: «…одной из причин препятствовавших успешности занятий было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные были не в состоянии обзавестись по бедности». В конце 1757 года граф И.И. Шувалов приказал отпустить дополнительные средства на нужды «казеннокоштных». 

    С тех пор в некоторых высших учебных заведениях устанавливались различные стипендии. 

    От Николая I до Николая II 

    В 1835 году был принят новый университетский устав, который упразднял автономию высшей школы и передавал власть над университетами и учебными округами особым «попечителям». Стипендия практически отменялась. Была существенно повышена и плата за обучение. В 1849-1850 годах она составляла до 50 рублей серебром в год. Это привело к недовольству и многочисленным студенческим волнениям. 

    В соответствии с новым университетским уставом 1863 года попечитель учебного округа по ходатайству студента мог освободить его от платы за обучение и назначить материальное пособие. Эта же норма сохранялась и в университетском уставе 1884 года. Для освобождения от платы и назначения пособия требовалось свидетельство о бедности и одобрительный отзыв инспектора о своем поведении. Пособие было крайне мизерным – на него нельзя было даже нормально питаться. 

    Учащаяся молодежь вела аскетический образ жизни и в начале XX века. В 1903 году в Москве, под руководством профессора Н.А. Каблукова, было проведено исследование материального положения студенчества. Картина весьма и весьма напоминает день сегодняшний. Многие питались черным хлебом, сыром, чаем, проживали в ужасных общежитиях, ходили пешком на занятия. Студенты подрабатывали конторщиками, контролерами в трамваях, рекламными агентами. В Санкт-Петербурге в начале XX века была создана студенческая биржа труда. 

    И Сталинская, и Ленинская…

    Советское студенчество жило небогато, но не голодало. До конца 80-х годов прошлого века стипендии в 40-70 рублей хватало на скромное без изысков питание. 

    В СССР существовала и целая система престижных именных стипендий, назначавшихся за особые успехи в учебе и научной работе. Их размеры в разы превышали «рядовую» стипендию. 

    «Сталинская стипендия» была учреждена в честь 60-летия И.В. Сталина в 1939 году. К этому моменту уже существовал ряд именных стипендий, например, имени В.М. Куйбышева (1935). Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны советское государство изыскивало средства на учреждение именных стипендий. Так, в 1942 году была учреждена стипендия имени Исаака Ньютона, в 1943– имени «всесоюзного старосты» М.И. Калинина, в 1944-м – имени академика С.В. Лебедева, в 1945-м – имени А.С. Попова.

    В 1960 году в ознаменовании 90-ей годовщины со дня рождения В.И. Ленина была учреждена Ленинская стипендия. 

    На рубеже тысячелетий

    В 1993 году в России была учреждена «президентская стипендия». Таким образом, студенты, достигшие определенных успехов в учебе и на научном поприще, получили шанс пополнить свой бюджет. Основная же масса студентов перебивается с «хлеба на квас» вплоть до настоящего времени. Фактически студент дневной формы обучения вынужден работать, а не учиться. 

    Правда на сегодняшний момент в нашей стране сложилась разветвленная система именных и специальных стипендий для школьников, студентов и молодых ученых. 

    Вот лишь некоторые из них.

    Стипендия Президента России адресована не только успешным студентам, но и талантливым аспирантам. 

    Первый и последний президент СССР также счел необходимым учредить именную стипендию. «Горбачевскими стипендиями» ведает «Горбачев-фонд». 

    Не остался в стороне и бывший первый президент России. «Ельцинские стипендии» были учреждены для альма-матер Бориса Николаевича – Екатеринбургского УГТУ-УПИ и направлены на материальное стимулирование подающих надежды студентов и аспирантов. 

    Уральские промышленники и предприниматели учредили также «Демидовские стипендии». 

    Cтипендия Благотворительного фонда В. Потанина или «Потанинская стипендия» установлена как для студентов, так и для курсантов высших военных учебных заведений. Собственные стипендии рублей предоставляет студентам-энергетикам и РАО «ЕЭС России». РАО «ЕЭС России» и Российская Академия наук подписали соглашение об учреждении ежегодного конкурса «Новая генерация» для молодых ученых. В соответствии с этим документом главная энергетическая компания страны будет выделять каждый год по $100 тысяч для поддержки талантливых молодых ученых до 35 лет и студентов, которые проводят исследования в области энергетики и смежных наук. Каждый ученый-лауреат получит по $2 тысячи, студент – по $1 тысяче. Присуждением премии будет заниматься РАН без участия менеджмента РАО. 

    Именные стипендии Росгосстраха устанавлены для студентов выпускного и предшествующего курсов, обучающихся на дневных отделениях по специальностям «Страхование», «Страховое дело», «Страховой агент», «Управление страхованием», и имеющих по итогам последних четырёх семестров оценки не ниже «хорошо».

    В городе на Неве в рамках Смольного Института свободных наук и искусств создана научно исследовательская программа – центр высших междисциплинарных исследований «Смольный Коллегиум». Основные задачи «Смольного Коллегиума»: улучшение взаимопонимания между российскими и западными учеными; привлечение нового поколения российских студентов в международную интеллектуальную среду и исследовательское сообщество, изучение развития социальных и гуманитарных наук в России. Для участников этой программы также учреждены поощрительные стипендии. 

    Справка

    Исторически термин «стипендия» происходит от латинского слова «stipendium» – плата; буквально: stips — дар и pendo — выплачиваю. У древних римлян «стипендиумом» называлось воинское жалование. Позднее так стали именоваться сама военная служба или отдельные походы.

    Рассказ о петровских дубах

    20210413 vu tg sbscrb2

    Рассказ о петровских дубах

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    1. Орг. момент

    1’

    — Здравствуйте ребята.

    -Садитесь.

    -Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна.

    Стоя приветствуют учителя. Настрой детей на предстоящую работу.

    К:умение слушать и слышать учителя.

    Р:нацеливание на успешную деятельность

    1. Минутка календаря

    6′

    3 слайд

    — Наш урок мы начнем с минутки календаря.

    -Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня( облачность, температура, ветер, осадки).

    Составить полный связанный рассказ.

    Послушайте загадку. О чем говорится в ней?

    Кружит, кружит листопад,
    Золотом покрылся сад. 
    C севера на юг Земли
    Потянулись журавли.
    Распахнулись двери школ.
    Что за месяц к нам пришел?

    Кто знает, как по-другому называют месяц сентябрь?

    Зовут его «запевалой осени» или «златоцветом»

    Об этом месяце много есть пословиц и примет.

    Назовите приметы о сентябре?

    -Послушайте приметы:

    Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима

    Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает.

    Как вы понимаете эту примету?

    -Если в этот месяц на дубах будет много желудей, то ожидай много снега перед Рождеством, да к теплой зиме и плодородному лету

    — Кто был из вас наблюдателен и заметил.

    — какие произошли изменения в неживой природе с приходом осени?

    (Солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом, часто налетают порывистые холодные ветры. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньги. Дни становятся короче. На 2 часа 13 минут в сентябре сокращается долгота дня. На земном экваторе долгота светового дня приблизительно постоянна и составляет около 12 часов; сентябре часто идут холодные, мелкие, моросящие дожди, небо затянуто серыми облаками. Но не всегда в сентябре выдаются моросящие дожди. В этом месяце как мы заметили их не было. Становится вода холоднее в водоёмах. С вечера от земли поднимается густой туман.. Среднесуточная температура в ранний осенний период составляет +11 градусов.

    Изменение в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе.

    Какие изменения произошли в живой природе ?

    Поговорим о растительном мире.

    — Что происходит с растениями осенью?

    В растительном мире можно заметить, что травы в лугах, полях и лесах желтеют, высыхают. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотистыми листья берез и лип. В сентябре поспевает рябина. Осенний лес необычен и прекрасен, никогда в другое время года он не кажется таким таинственным.

    -Так же с приходом осени изменяется жизнь животных.

    Что происходит с насекомыми?

    — Хорошим объектом наблюдения являются птицы.

    Какие птицы улетают первыми?

    Самыми первыми готовятся к полету и улетают на зимовку в теплые края те птицы, которые питаются в основном насекомыми ( трясогуски, чижи, зяблики , кукушка , соловьи др).

    -Как изменилась жизнь животных с приходом осени?

    — У животных начинается линька, идет подготовка к линьке. В сентябре «выцветают» волки, лисы и барсуки. Ближе к жилью человека перебираются хорьки и горностаи. В конце сентября наступает период активной заготовки бобром веточного корма на зиму.

    — Как изменяется труд людей

    — Вывод: все изменения, происходящие в неживой природе влияют на изменения, происходящие в живой природе.

    — ответ детей

    -сентябрь

    златоцвет

    ответ детей

    -ответы детей

    — начинается листопад, появляются желтые листья

    — Насекомые прячутся

    — ответ детей

    — линька, идет подготовка к зиме

    -готовятся к зиме, одевают теплые вещи, делают заготовки

    Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    К: готовность слушать собеседника и вести диалог;

    Л: развивать интерес к изучению природы;

    Проверка домашнего задания

    2’

    -Кто мне скажет, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

    -Вашим домашним заданием было выучить параграф с данной темой.

    -Кто хочет рассказать мне первый пункт, какими бывают ориентиры?

    ( Что значит ориентирование на местности; для чего нужны ориентиры; где ими можно воспользоваться; что является ориентирами в городе?)

    -Ребята, если есть дополнительные вопросы по данному пункту, задавайте.

    Кто расскажет нам, что такое горизонт?

    ( понятие горизонта; что называют линией горизонта, что можно сказать о ней; назвать основные и промежуточные стороны горизонта)

    -Ну и последним пунктом вашего дом. Задания было выучить как же определяют стороны горизонта.

    ( рассказать по каким признакам и как это делается)

    Вывод: Мне понравилось как вы подготовили д/з. Все молодцы. Давайте выставим оценки.

    -Как ориентироваться на местности

    Ориентирование на местности – умение определять свое местоположение на ней или направление своего движения относительно сторон горизонта

    -Чтобы вернутся домой

    -В лесу, городе, на открытой равнинной местности и т.д.

    Горизонт – пространство, которое мы видим вокруг себя

    Линия горизонта – линия, ограничивающая кругозор, где небо как бы сходится с землей.

    Линия горизонта не всегда бывает видна. Чем выше, тем горизонт наблюдателя расширяется и видимая линия горизонта будет дальше.

    Основные: север, юг, восток и запад

    Промежуточные: северо-запад), северо-восток, юго-запад, юго-восток

    Человек ориентировался по солнцу с древних времён: восток- там, где восходит, (востекает) солнце запад- там, где солнце заходит, западает солнце.

    В полдень солнце находится на юге, если встать к солнцу спиной в полдень, то тень укажет на север

    — Ориентироваие по дереву с южной стороны крона дерева пышнее

    -ориентирование по пню? с южной стороны промежуток между кольцами на пне больше , чем на северной

    -с северной стороны мох на коре дерева гуще и зеленее , на южной- желтее и коричневее

    -если встать лицом к полярой звезде , то перед тобой будет направление на север, левая рука указывает где запад, а правая, где восток.

    К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

    П: умение находить ответ на вопрос на основе имеющихся знаний

    IV.

    Актуализация знаний

    V.

    Изучение нового материала

    VI.

    Практическая часть

    VII.

    Закрепление

    изученного

    Для того, чтобы узнать тему нашего урока, сейчас нам предстоит поработать в группах.

    Ваша задача как можно быстрее и правильнее ответить на вопросы, данные в кроссворде и узнать ключевое слово, которое и будет является нашей сегодняшней темой. Будьте внимательны, там могут попасться вопросы из тем, изученных ранее.

    1. Сторона горизонта, на которую указывает восход солнца.

    2. Поверхность земли, которую видит наблюдатель вокруг себя.

    3. Участок земной поверхности с объектами.

    4. Сторона горизонта, на которую указывает закат солнца.

    5. Как называется система счёта суток, недель, месяцев, лет.

    6. Если встать лицом к Полярной звезде, то перед тобой будет направление на…?

    — Какое слово получилось? Так о чем мы будем говорить на уроке? Чтобы вы хотели узнать?

    -Что вы уже знаете о компасе?

    -Что это такое?

    -Для чего он нужен?

    Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик , с помощью которого вы сможете ответить на вопросы о том:

    -каким свойством обладает наша планета Земля

    — где был изобретен магнитный компас

    — кто усовершенствовал компас

    -как пользоваться компасом

    -как традиционно изображают основные стороны горизонта

    -как можно обмануть компас

    Итак, ребята. Отвечаем на вопросы.

    А сейчас мы приступим к практической части нашего урока и поработаем с компасом.

    1. Положите компас на ровную горизонтальную поверхность. ( в данном случае это у нас парта)

    2. Подождите, пока стрелка остановится.

    3. Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпадал с буквой (с), а красный с буквой (ю), тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

    Прибор готов к использованию.

    Сейчас я предлагаю вам определить, в каком направлении находятся определенные предметы в классе.

    -Первым предмет , который мы с вами будем определять будет окно.

    -Кто мне скажет, в каком направлении находится окно?

    -А в каком направлении находится дверь?

    -Центральная доска?

    -А теперь я попрошу выйти к доске 2 человека и определить в каком же направлении находится вешалка?

    Вот смотрите , ребята, стоя у доски, вам нужно также установить компас на ровную поверхность. Теперь это будет ваша ладонь. Правильное положение компаса – на поднесённой к груди ладони.  Далее также устанавливаем правильное положение компаса, чтобы синяя стрелка стрелка показывала на (с), а красная на (ю)

    -В каком направлении находится классный уголок?

    Молодцы!

    Чтобы узнать, как вы усвоили все то, что мы с вами сегодня прошли, вы поработаете самостоятельно в рабочих тетрадях. Откройте с. 21 и выполните задание 3 и 4 .

    -Кто успеет выполнить эти задания то на с. 22 выполните еще и 7 задание.

    Проверка

    -слушают задание учителя и выполняют его

    -восток

    -горизонт

    -местность

    -запад

    -календарь

    -север

    — компас

    Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать , вступать в диалог

    -развивать коммуникативные умения учащихся монологическую и диалогическую речь, умение работать в группах

    Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

    Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения.

    VIII.

    Подведение итогов урока

    5 мин

    -Чему учились на уроке?

    — Что нового узнали?

    К: умение слушать учителя и правильно отвечать на его вопросы; умение работать в группе, уважительно относится к ответам одноклассников.

    Л: умение оценивать себя, свою работу на уроке

    IX.

    Рефлексия

    X.

    Домашнее задание.

    1’

    — Что запомнили?

    -Понравился вам урок ?

    -Молодцы, ребята, сегодня у нас выдался продуктивный урок, вы получили много полезной и нужной информации.

    Открываем дневники и записываем д/з.

    С. 34-37 перессказ

    Ответ детей

    Р: анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное

    XI.

    Орг. момент

    1’

    Все встали. До свидания!

    Прощаются с учителем

    Р: организовывать свою учебную деятельность

    Тема: «Компас. Ориентирование по компасу»

    Класс: 4 «В»

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: ознакомление учащихся с устройством компаса и механизмом его действия

    Задачи урока:

    -образовательная: научить учеников определять с помощью компаса стороны горизонта;

    -развивающая: продолжить развитие наглядно-образного мышления, познавательного интереса к изобретениям человека, к истории;

    -воспитательная: воспитать желание практически использовать полученные знания, аккуратность в обращении с приборами.

    Средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, компас, УМК«Гармония», ТПО, кроссворд

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    -познакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»;

    -научатся находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса.

    Метапредметные:

    регулятивные — выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

    познавательные — отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

    коммуникативные — планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

    Личностные:

    проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам; оценивать отношение других людей и свое собственное к окружающему миру.

    103944 5b67fb400774c

    -75%

    Сохранить у себя:

    Рассказ о петровских дубах Конспект по окружающему миру на тем: Компас. Ориентирование по компасу», 4 класс (40.02 KB)

    icon visionoff

    icon visionon

  • Рассказ о пикнике на английском языке с переводом
  • Рассказ о пикачу на английском языке с переводом
  • Рассказ о пирамиде хеопса от лица экскурсовода
  • Рассказ о пирамиде хеопса для 5 класса кратко и ясно
  • Рассказ о пирамидах египта 5 класс по истории кратко