Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

тема: петр великийцель: формирование представления учащихся о времени правления петра.тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.задачи:образовательная способствовать

                             Тема: «Петр Великий»

Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Задачи:

  1. образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
  2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
  3. воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Методы: репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Средства обучения

  1. Учебник Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2006.; 2) презентация “Петр Великий”; 3) Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс: пособие для учащихся в 2 частях, Ч 2.– М.: Просвещение, 2009.

Оборудование

Компьютер, проектор, колонки.

Ход урока

1. Организационный момент

У нас  урок истории и мы будем путешествовать по страницам истории. Наша дорога лежит в Российское государство.

«Умом Россию не понять,                  Слайд 1

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить»

Ф.И.Тютчев

  1. Актуализация знаний

Энергичный, скорый на расправу…
В книгах всё, как есть, отражено.
Он любил по-своему державу,
И в Европу прорубил окно.

Петербург на память нам оставил,
Флаг Российский- гордый триколор.                                                                       Много сделал, изменил, исправил,
Но и дров немало наломал.

3. Целеполагание и мотивация       Слайд 2

– Итак,  тема нашего урока “Петр Первый”. Мы будем говорить о    неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”. А что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

* Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?

* Узнаем  о детстве Петра.

* Каким правителем был Петр Первый?

* Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?

– В конце урока попытаемся ответить на эти вопросы.                                                   А сейчас послушайте сказку о Петре Великом.

СКАЗКА

ПЕТР ВЕЛИКИЙ И КУЗНЕЦ

Русская народная сказка

Вот Петр Первый приезжает к кузнецу на лошади. 

— Подкуй-ка мне коня! — говорит. — Только сделай подкову хорошую! 

Стал кузнец подкову делать. Сделал подкову и подает ему: 

— Что, хороша будет эта подкова? 

Петр Первый усмехнулся: 

— Хороша, да не совсем! 

— Почему не совсем? 

— Она, — говорит, — слабая! 

— Ну, не знаю, почему она слабая. 

Он берет в руки и разгибает эту подкову. Кузнец видит: 

— Да, действительно слабая. 

Берется делать вторую. 

— Ну а эта хороша будет? 

Петр говорит: 

— Да так себе! 

И эту разогнул. 

Кузнец берется третью делать. И третья готова. 

— Ну, этой, пожалуй, можно подковать, — сказал царь. 

Кузнец сделал четыре подковы и подковал. 

Петр Первый и спрашивает: 

— Сколько тебе за подковы? 

— Четыре рубля. 

Он подает ему рубль серебряный. Кузнец взял и сломал его: 

— Да у вас деньги фальшивые! 

Петр подает ему второй рубль. И второй сломал кузнец. 

— Да дайте, — говорит, — мне деньги хорошие! 

Петр Первый вынимает двадцать пять рублей и подает ему: 

— На, не ломай денег; наехала коса на камень! Я подковы ломал, а ты рубли. Видать, что сильней ты меня! Ты знаешь, кто я такой? 

— Нет, не знаю. 

— Я — Петр Первый, ваш государь. Ну так вот, работай, как работал, и говори людям, что государь ломал подковы, а ты — его рубли! 

Сел Петр Первый на коня и сказал: 

— До свиданья, кузнец, ты — хороший молодец! 

И после того кузнец его больше не видал.

Почему кузнец не узнал царя? На кого Пётр Великий  больше был похож?

4. Изучение нового материала    Слайд 3

Царем Петр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.  Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовывал “потешные полки”. На реке Яузе была построена “потешная крепость” Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

Потешные полки    Слайд 4

«ПОТЕШНЫЕ», отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80-х гг. XVIIв.  для «военных потех» русского царя Петра.               В конце XVII в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки.

Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи. Потом перевезли парусное судно на Плещеево озеро.      Слайд 5                                                                                             Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди.

 «Я в учении нуждаюсь и в учителях», — вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился.         Слайд 6                                                                           20 октября 1696 года Боярская Дума (высший совещательный орган государства) вынесла решение: “Морским судам быть”.  Слайд 7

 Эту дату и считают днем рождения российского военно-морского флота. А “дедушка русского флота” – неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее.    Слайд 8                                                            

Рабочий день царя                          Слайд 9                                                                           Петр Первый любил говорить: “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя  домой, занимался токарным делом, которое очень любил. За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел.

В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. “Делу время, потехе – час”, – напоминал Петр окружающим.

Физкультминутка   Слайд 10

Вышли мышки как-то раз                                                                                                             Поглядеть, который час.                                                                                                                                              Раз, два, три, четыре                                                                                                                            Мышки дернули за гири.                                                                                                                    Вдруг раздался громкий крик                                                                                                                    Убежали мышки вмиг.

Строительство  города  на  Неве

А сейчас  о каком городе пойдёт речь?  Кто основал этот город?             

«Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе».          А.С. Пушкин

Давайте полюбуемся видом этого удивительного города, воспетого в граните и стихах.         Слайд 11, 12                                                                                                                      

После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, но только  не в свою честь, а в честь ангела-хранителя царя – святого апостола Петра.                В начале 20 века город был переименован и получил название Ленинград, в честь великого вождя революции Владимира Ильича Ульянова (Ленин его псевдоним), а в конце 20 века город вновь был переименован в Санкт-Петербург.  В отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот городевропейский.                                                                                                            В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость.     Слайд13, Слайд 14, Слайд 15                                                                                                                   Дата её основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Слайд 16                                   Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом.  Слайд 17

Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъём и спуск флага. А ещё извещала людей о наводнении. А позднее – с середины прошлого века – ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.                                                                                                                        В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела.  Слайд 18

В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. Слайд 19

               Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.                                                                      

Город растёт и хорошеет                                                                                           Новый город хорошел год от года. Вслед за государем сюда стали переселяться вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе была основана Александро-Невская лавра, и в неё, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи Святого Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру.                                Слайд 20

Послушайте колокольный звон Александро-Невской лавры. Слайд 21

Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.                                                                        

Давайте прочитаем в учебнике на стр. 95- 96 какие же новшества вводит Пётр первый. 

При Петре первом Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, Слайд 22 первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников,  ввёл новый календарь и мы празднуем Новый год, открыл первый музей. Как называется?   Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого — «кабинет редкостей») Слайд 23

 Открыл первую библиотеку, построил новые города ( Петрозаводск, Тагонрок, Екатеренбург).                                                                                                         В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства. Слайд 24

6. Подведение итогов урока.

                                    ВОПРОС – ОТВЕТ

  1. 1.Прозвище Петра I
  2. 2.Как назывался его полк?
  3. 3.Что перевезли из Владимира в лавру?
  4. 4.Фамилия  Петра I
  5. 5.В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт?
  6. 6.Как называлась первая газета при Петре I
  7. 7. Какие новшества ввёл Петре I

           8.Кто занимался государственными делами, когда юный   

       Петр стал царём?

  1. 9.Что было в округе той местности, где начали строить Санкт —  Петербург?
  2. 10.Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?

                               Работа в тетрадях на печатной основе

        Работа в парах.  Собери мозаику   «Достопримечательности».

7. Информация о домашнем задании

– Выберите вариант задания для домашней работы.

1 вариант: изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с.94-100, выполнить задания в рабочей тетради с. 34-35 №3,4.


Презентация на тему: Пётр Великий 4 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Пётр Великий

Описание слайда:

Пётр Великий

№ слайда 2
В истории России царь Пётр остался под прозвищем Великого. Всю свою жизнь царь н

Описание слайда:

В истории России царь Пётр остался под прозвищем Великого. Всю свою жизнь царь неустанно заботился о пользе Отечества.

№ слайда 3
Пётр I стал царём в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был оч

Описание слайда:

Пётр I стал царём в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственны-ми делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

№ слайда 4
Пётр был любознательным и одарённым мальчиком. Он проявлял большой интерес к рел

Описание слайда:

Пётр был любознательным и одарённым мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости.

№ слайда 5
К.В. Лебедев «Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте»

Описание слайда:

К.В. Лебедев «Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте»

№ слайда 6
С 1683 года в селе Преображенском под Москвой юный царь образовал «потешные полк

Описание слайда:

С 1683 года в селе Преображенском под Москвой юный царь образовал «потешные полки». «Воины» — сверстники царя из семей придворных и окрестная детвора – были одеты в настоящую военную форму.

№ слайда 7
На реке Яузе была построена «потешная крепость» - там юных солдат учили осаде и

Описание слайда:

На реке Яузе была построена «потешная крепость» — там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку и переросла в увлечение Петра военными науками. С «потешных полков» и началась новая регулярная русская армия.

№ слайда 8
Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно от

Описание слайда:

Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

№ слайда 9
Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образо

Описание слайда:

Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», — вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

№ слайда 10
Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудил-ся плотником на верфях Голланд

Описание слайда:

Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудил-ся плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.

№ слайда 11
Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику,

Описание слайда:

Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

№ слайда 12
Михаил Клодт. В мастерской (Петр I за изготовлением руля)

Описание слайда:

Михаил Клодт. В мастерской (Петр I за изготовлением руля)

№ слайда 13
Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, чт

Описание слайда:

Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться.

№ слайда 14
Работа по учебнику Прочитайте текст «Царь - преобразователь» на с.95-97 учебника

Описание слайда:

Работа по учебнику Прочитайте текст «Царь — преобразователь» на с.95-97 учебника.Какие главные перемены произошли в России при Петре ?

№ слайда 15
Реформы Петра I 1 января 1700 года в России введён юлианский календарь Указом Пе

Описание слайда:

Реформы Петра I 1 января 1700 года в России введён юлианский календарь Указом Петра I. Было принято решение о начале нового года первого января, а отсчет лет вести от Рождества Христова.

№ слайда 16
Реформы Петра I Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий т

Описание слайда:

Реформы Петра I Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени.Был создан могучий военный флот, а во главе армии встали образованные офицеры.

№ слайда 17
Реформы Петра I Возникли школы, училища, гимназиии Академия наук.

Описание слайда:

Реформы Петра I Возникли школы, училища, гимназиии Академия наук.

№ слайда 18
Реформы Петра I Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно ра

Описание слайда:

Реформы Петра I Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Была открыта первая публичная библиотека и первый музей.

№ слайда 19
Реформы Петра I Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажи-точных горож

Описание слайда:

Реформы Петра I Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажи-точных горожан к европейским обычаям. Пётр запретил носить бороду и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной.

№ слайда 20
Град Петра 16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назва

Описание слайда:

Град Петра 16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра.

№ слайда 21
Город начался со строительства Петропавловской крепости. В центре крепости стоит

Описание слайда:

Город начался со строительства Петропавловской крепости. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещён флюгер в виде ангела.

№ слайда 22
Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы

Описание слайда:

Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь были болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми. Для него важно было только благо и польза народа.

№ слайда 23
В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада на Фонтанке – заработала верфь,

Описание слайда:

В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад.

№ слайда 24
Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В честь этого святого в Пет

Описание слайда:

Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В честь этого святого в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. В лавру были перенесены останки князя Александра Невского. Пётр сам правил кораблём, на котором они были привезены в лавру.

№ слайда 25
В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца

Описание слайда:

В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества И Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

№ слайда 26
Подведём итоги: Почему Пётр Первый получил прозвание «Великий»?

Описание слайда:

Подведём итоги: Почему Пётр Первый получил прозвание «Великий»?

№ слайда 27
Источники: http://shuck.ucoz.ru/index/revizii/0-26http://scteam.net/doc/131090/y

Описание слайда:

Источники: http://shuck.ucoz.ru/index/revizii/0-26http://scteam.net/doc/131090/yepoxa-petra-velikogo-2011-dvdrip.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/pkfnf/post127371855/http://conspirolog.org/news_view.php?id=224592http://fotki.yandex.ru/users/leonteva-11/date/2011-10-22http://forum.vgd.ru/601/41749/10.htmhttp://otion.ucoz.ua/news/9_ijunja_1672_goda_rodilsja_petr_i_velikij/2011-04-05-106http://www.labirint.ru/books/158988/http://www.xxlbook.ru/offerlab193405.aspxhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1614http://kamensky.perm.ru/proj/rayon/2.htmhttp://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/1004333/Shurdel_Garri_-_Flagi.htmlhttp://petr-pervii.ru/reformi_petra_pervogo.htmlhttp://de.wikipedia.org/wiki/Datei:Школа_XVII_века.jpghttp://art.ioso.ru/wiki/index.php/История_возникновения_газет_в_Россииhttp://www.diary.ru/~the-best-of-thebest/p179739249.htm?oamhttp://www.soch8sad.narod.ru/xod_istorii/new_page_3.htmhttp://www.zapolni-probel.ru/http://www.visualrian.ru/ru/site/photo/historic/1950/?startfrom=1620http://images.esosedi.ru/peter_and_pavel_s_fortress_pet/6169395/index.html#lat=59946586&lng=30320377&z=15&mt=1&v=1http://www.diary.ru/~piterartart/?tag=60929&from=20http://pro100-mica.livejournal.com/90253.html?thread=2150029http://www.spbmuzei.ru/lavra.htm 

№ слайда 28
Панова Оксана Владимировнаучитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4»г. Великог

Описание слайда:

Панова Оксана Владимировнаучитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4»г. Великого Новгорода Персональный сайт: http://www.panowa-ox.narod.ru/ E-mail: [email protected]

9 июня — День рождения
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

На изображении 2 трона, на левом расположен портрет отца Петра I, Алексея Михайловича романова, на правом - портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра.

Пётр I родился 9 июня 1672 года в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. В детстве он получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык.

Потешное войско
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

За столом сидят трое детей, которые играют в настольную игру с замками и фигурками солдатиков. Двое мальчиков слева подняли руки в победном жесте, а тот, что слева разводит руки в недоумении. У мальчика слева кастрюля на голове и самодельный щит на правой руке, мальчик по центру в накладной седой бороде и с деревянным мечом в левой руке, мальчик справа с короне золотого цвета.

Свою юность Пётр I провёл в подмосковном селе Преображенском. Будущий император с раннего детства увлекался военным делом. И вместе со сверстниками создал «потешное войско» для военных игр, где сам служил барабанщиком. Петровские войска назывались потешными вовсе не потому, что развлекали юного царя. Просто они находились за городом, в деревнях, куда цари со свитой выезжали на летние каникулы, потому деревни эти называли «потешными», как и игровую армию юного государя.

Со временем потешных полков становилось всё больше. Сначала в войско набирали ребят из дворцовых сёл Преображенского и Семёновского, а потом стали брать в солдаты и взрослых людей. Первым в петровскую потешную армию вступил конюх Сергей Бухвостов. Пётр прозвал его «первым российским солдатом». В 1685 году в селе Преображенском построили городок-крепость под названием Пресбург. Потешные войска разыгрывали штурм крепости и проводили другие военные операции. Появились пушки и пушкари, собственные корабли. В итоге из шуточного войска для игр получилась самая настоящая армия с хорошо обученными солдатами.

Корабельных дел мастер
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

Рисованый деревянный двухмачтовый парусный корабль на волнах. На передней мачте паруса опущены, паруса в вертильную бело-синюю полоску. На корабле выставлены три бортовые пушки.

Будучи 12-летним мальчиком, Пётр вместе с братом обнаружил в амбаре царской резиденции старый английский ботик – парусную лодку. Юный Петр I поручил восстановить судно и пустил его на воду. Так было положено начало «потешной флотилии», из которой позднее вырос и русский флот. Когда Пётру I было 17 лет, он начал учиться строить корабли на Переславском озере. Учителями юного царя стали голландский мастер Тиммерман и русский мастер Карцев. Молодой Пётр I работал в полную силу: трудился корабельным плотником, рубил бревна, строгал доски – буквально строил суда своими руками. Позднее он отправился в Голландию, которая тогда славилась корабельными мастерами, и обучался строительству кораблей там, тоже в качестве плотника на верфях. А ещё окончил курсы кораблестроения и смог сам придумывать и проектировать суда.

«Великое посольство»
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

Старая выцветшая карта Российской империи с потрепаными краями.

В 1697 году в Европу отправились российские послы, чтобы договориться о дружбе и военной помощи с другими странами. Назвали это — «Великое посольство», потому что возглавили эту поездку очень важные люди, помощники царя: Франц Яковлевич Лефорт, Фёдор Алексеевич Головин и Прокофий Богданович Возницын. Вместе с послами поехало 250 человек: переводчики, офицеры, повара, слуги, лекари и т.д. И сам царь Пётр тоже оказался в их числе, только поехал он тайно, переодевшись в обычного военного и взяв имя «Пётр Михайлов».

Первое время царь под видом простого рабочего учился мастерству корабельщика в Амстердаме. С топором в руках он плотничал – строил суда. Однако, личность Петра Первого была всё же раскрыта и царю пришлось продолжить путешествие уже под собственным именем. В Голландии Петр I проработал 4 месяца и остался недоволен мастерством рабочих в кораблестроении. Поэтому в 1698 году он отправился в Англию на изучение процветающей корабельной архитектуры. Король Англии встретил Петра с почестями и подарил ему свою лучшую яхту. Также царь побывал в Королевском обществе наук и перебрался на верфь в город Дептфорд, чтобы из простого плотника стать ученым мастером.

Пётр I пробыл в Европе полтора года и посетил Голландию, Англию, Австрию и другие страны. За время путешествия он видел войска, города и села, учился на голландских верфях мастерству корабельщика, принимал участие в дипломатических переговорах, посещал дворы европейских правителей. Так царь познакомился с европейской жизнью и начал обдумывать реформы в России.

Строительство Санкт-Петербурга
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

Рисованный кузнец кует деталь на наковальне. На стене позади него висит черно-белое схематичное изображение города-крепости и подписью "Петрополисъ 1703" сверху.

27 мая 1703 года в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена крепость. План будущей крепости начертил сам Пётр I. Именно с этого места и началась история города Санкт-Петербурга. Та крепость спустя несколько лет была названа Петропавловской – по названию её главного собора имени апостолов Петра и Павла. Первыми зданиями Петербурга стали домик Петра и огромный дом Меньшикова на Васильевском острове; а первыми улицами – Большая и Малая Дворянские, Посадская и др.

Всего за несколько лет вокруг крепости на Неве вырос город Санкт-Петербург, город мостов, дворцов, музеев и парков.

Первые годы главной частью города являлся Городской (ранее Петроградский) остров. Здесь находились служебные здания, ремесленные сёла и воинские части. Соединял Городской остров и Петропавловскую крепость подъемный мост. Позже начал застраиваться левый берег реки Невы. Там построили Зимний дворец, Летний дворец Петра I и Летний сад.

Через 9 лет после основания, в 1712 году, Санкт-Петербург стал столицей России, а в 1713 году сюда переехал и Сенат (это князья и бояре, которые помогали царю управлять государством). Так при Петре I Санкт-Петербург стал столицей Российской Империи.

Полтавская битва
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

Рисованый персонаж Петра Первого указывает на картину на стене "Кубок Победы" художника Михаила Шанькова.

Полтавская битва – самая крупная битва между русскими войсками и шведской армией Карла VII. Утром 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года недалеко от города Полтавы, который тогда входил в состав российского государства, шведский король Карл VII пошел с боем на Россию, думая, что сможет завоевать такую большую страну.

До этого похода Карл VII всегда побеждал и думал, что завершит эту войну до конца 1708 г.. Но 9 июля 1708 года у деревни Лесной состоялось сражение, в котором победила русская армия. Шведы тогда потеряли большую часть своих воинов, провизии и боеприпасов. И они не могли восполнить свои потери, так как Петр I со своей армией преградил все дороги.

Полтавская битва завершилась уже через 2 часа после начала, так как Петр I выстроил особый план действий. В итоге армия короля Карла VII была разгромлена и не могла продолжать сражение.

Победа русских над шведами имела огромное значение в истории. О ней писали такие поэты как Ломоносов, Пушкин, Бродский и многие другие. В русском языке появились крылатые фразы, связанные с этим событием, например: «Пропал, как швед под Полтавой». И в честь победы в Полтавской битве 10 июля в России отмечается День воинской славы.

«Окно в Европу»
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

Рисованное изображение "Окно в Европу". В открытом окне виднеются дома с красными крышами.

Александр Сергеевич Пушкин в своей поэме «Медный всадник» так описал мысли Петра I о строительстве Санкт-Петербурга:

«…И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой нам здесь суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.»

Слова поэта стали широко известными, и город Санкт-Петербург стали называть «окном в Европу», а о Петре I говорить: «Он прорубил окно в Европу». Это означает, что царь Пётр открыл пути для общения, торговли и сотрудничества с европейскими странами с помощью строительства Северной столицы – Санкт-Петербурга. Петр I мечтал наладить общение с европейскими торговцами, чтобы ввозить товары из заграницы, отправлять способных учеников на обучение и перенимать опыт европейских мастеров. А также России нужны были новые выходы к морю, чтобы открыть путь к другим странам и расположить свой флот в Балтии. Всё это стало возможным именно с появлением Санкт-Петербурга. При Петре он стал главным городом Российской империи, и от него были построены дороги к Нижнему Новгороду, Риге, Москве, а также гостиные дворы, таможни и биржи.

Царь-реформатор
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

Рисованный персонаж Петра Первого указывает на картину на стене в стиле русский лубок, где изображен цирюльник, который сбривает седую бороду мужчине.

Пётр I прославился своими реформами – то есть законами, которые изменили жизнь страны и народа, и сделали Россию более современным и сильным государством.

Известно, что Пётр был очень образованным и талантливым военачальником. С 1686 года ему пришлось много лет сражаться с Турцией за то, чтобы освободить пути к морю для России. В результате Азовских походов (1695-1696) Россия отвоевала берега Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Петр I добился полной победы: получил выход к Балтийскому морю, что дало возможность общаться напрямую с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) царь отвоевал западное побережье Каспийского моря, а также города Дербент и Баку. Поэтому в жизни Пётр уделял много внимания армии и флоту. И за долгие годы Северной войны он создал свою постоянную армию и флот. А в 1698 году царь учредил премию – орден Святого Андрея Первозванного, которым он награждал своих лучших генералов.

Петр I также много сделал для культуры и образования. При нём появилось много школ, которых раньше в России не было, и дети из разных сословий получили возможность учиться грамоте, математике, инженерным наукам. В Москве Пётр основал Пушкарскую школу, школу математических и навигацких наук, медико-хирургическую школу; открыл первый русский театр. В Санкт-Петербурге появилась Морская академия, инженерная и артиллерийская школы, школы переводчиков, открыт первый русский музей – Кунсткамера с публичной библиотекой. А 1724 в Санкт-Петербурге была создана Академия наук, идею которой также выдвинул царь-реформатор.

Также по указу Петра I проводились различные экспедиции. Исследователи отправлялись в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, благодаря чему в школах начали изучать географию страны и всего мира.

Новый год
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

Рисованная украшенная новогодняя елка с несколькими подарками под ней. На переднем плане подпись к изображению "Новый год 1 января" красными буквами на свитке бумаги, рядом со свитком с надписью стоит перо в чернильнице.

Россия начала меняться после того, как Петр I вернулся из Великого посольства. 20 декабря 1699 года царь подписал указ о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Так в России, как и в Европе, годы в календаре стали считать от «Рождества Христова», а не от «Сотворения мира». Получилось, что после указа Петра в России наступил первый Новый год «по-новому». И 1 января наступил 1700 г. от Рождества Христова.

Не всем пришлась по душе такая реформа, ведь люди уже отпраздновали Новый год в сентябре и привыкли к такому порядку. Но Петр I считал, что для общения с другими странами различие дат в календарях будет мешать.

Также 1 января 1700 года Петр внедрил и новогодние традиции, которые сейчас многим знакомы. Люди начали украшать дома, ставить ёлку и обязательно поздравлять друг друга с Новым годом. Ёлки в домах украшали яблоками, а венчала новогоднее дерево звезда. Позднее начали дарить игрушки с тематикой Нового года.

На первый новогодний праздник после петровского указа на Красной площади был устроен фейерверк, пускались салюты из ружей и пушек, а в Москве пускали ракеты прямо возле своих домов. Всё веселье закончилось только 6 января. Многие старые традиции — карнавалы, развлечения шутов, катание на санях, гадания в полночь и хороводы вокруг елки — отлично вписались в ритуал встречи Нового года. Так, благодаря Петру I в России появился один из самых любимых всенародных праздников.

Новости
Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

Иллюстрации Петра I: Дмитрий Дмитриев

Биография

Петр I, за свои заслуги перед Россией получивший прозвище Петр Великий, – фигура для российской истории не просто знаковая, а ключевая. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. Сын царя, крестник царя, брат царя — Петр и сам был провозглашен главой страны, причем на тот момент мальчику едва исполнилось 10 лет. Изначально у него был формальный соправитель Иван V, но с 17 лет уже правил самостоятельно, а в 1721 году Петр I стал императором.


Царь Петр Первый | Haiku Deck

Для России годы правления Петра I явились временем масштабных реформ. Он значительно расширил территорию государства, построил прекрасный город Санкт-Петербург, невероятно поднял экономику, основав целую сеть металлургических и стекольных заводов, а также понизив до минимума импорт заграничных товаров. Кроме того, Петр Великий первым из российских правителей стал перенимать у западных стран их лучшие идеи. Но так как все реформы Петра Первого достигались за счет насилия над населением и искоренения всякого инакомыслия, личность Петра 1 у историков до сих пор вызывает диаметрально противоположные оценки.

Детям о Петре первом. Интересные факты о Петре 1 (Первом)

Петр Алексеевич Романов или просто Пётр I — первый Российский император и последний царь из Династии Романовых. Провозглашен царем Пётр был аж с 10-летнего возраста, правда самолично править стал лишь через несколько лет. Петр 1 очень интересная историческая личность, поэтому здесь мы рассмотрим несколько самых интересных фактов о Петре первом (1).

1. Пётр 1 был очень высоким человеком (2 метра и 13 см роста), но несмотря на это у него был маленький размер ноги (38).

2. Именно Пётр 1 придумал полностью и намертво крепить лезвия к обуви, чтобы получились коньки для катания на льду. До этого они просто напросто привязывались ремнями, что было не очень удобно.

3. Пётр I очень не любил пьянство и всячески пытался искоренить его. Одним из его излюбленных методов была специальная медаль «За пьянство», которая весила 7 кг и была сделана из чугуна. Эту медаль вешали на пьяницу и крепили так, чтобы он не мог ее снять. После этого человек ходил с этой «наградой» целую неделю.

4. Пётр был очень разносторонним человеком и он прекрасно разбирался во многих вещах, например он преуспел в кораблестроении и навигации, также научился делать часы, кроме того даже освоил ремесло каменщика, садовника, плотника и брал уроки рисования. Он даже пытался плести лапти, но эту науку он так и не освоил.

5. Многие солдаты не могли различать право и лево, как бы им это не «вдалбливали». Тогда он велел каждому солдату привязать к левой ноге немного сена, а к правой немного соломы. После этого вместо влево-вправо было принято говорить сено-солома.

6. Кроме всего прочего Пётр I очень увлекался стоматологией, в частности он очень любил выдирать больные зубы .

7. Именно Пётр Первый ввел указ о праздновании Нового года с 31 декабря на 1 января (1700 год). Также Новый год отмечали и в Европе.

8. Сам Пётр обладал отличным здоровьем, но все его дети очень часто болели. Поговаривали даже, что дети не от него, но это только слухи.

И напоследок несколько указов от великого императора, которые некоторым могут показаться забавными:

1. Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают

2. «О бритии бород и усов всякого чина людям» от 16 января 1705 года. «А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей… И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе».

3. Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Детство и юность Петра I

Биография Петра I изначально подразумевала его будущее царствование, так как он родился в семье царя Алексея Михайловича Романова и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Примечательно, что Петр Первый оказался 14-м ребенком у своего отца, но первенцем для матери. Также стоит заметить, что имя Петр было совершенно нетрадиционным для обеих династий его предков, поэтому историки до сих пор не могут выяснить, откуда же он получил это имя.


Детство Петра Первого | Academic Dictionaries and Encyclopedias

Мальчику было всего четыре года, когда скончался царь-отец. На престол взошел его старший брат и крестный Федор III Алексеевич, который взял опекунство над братом и приказал дать тому максимально хорошее образование. Впрочем, с этим у Петра Первого оказались большие проблемы. Он всегда был очень любознательным, но как раз в тот момент Православная церковь затеяла войну против иноземного влияния, а все преподаватели-латинисты были от двора отстранены. Поэтому царевича обучали русские дьяки, которые и сами не имели глубоких знаний, а русскоязычных книг должного уровня еще не существовало. В итоге Петр Первый имел скудный словарный запас и до конца жизни писал с ошибками.


Детство Петра Первого | View Map

Царь Федор III правил всего шесть лет и скончался из-за слабого здоровья в молодом возрасте. По традиции престол должен был занять еще один отпрыск царя Алексея, Иван, но он был очень болезненным, поэтому семья Нарышкиных организовала фактически дворцовый переворот и объявила наследником Петра I. Им это было выгодно, так как мальчик являлся потомком их рода, но Нарышкины не учли, что семья Милославских поднимет восстание из-за ущемления интересов царевича Ивана. Состоялся знаменитый Стрелецкий бунт 1682 года, итогом которого стало признание одновременно двух царей – Ивана и Петра. В Оружейной палате Кремля до сих пор сохранился двухместный трон для братьев-царей.


Детство и юность Петра Первого | Русский музей

Любимой игрой юного Петра I стали занятия со своим войском. Причем солдатики у царевича были вовсе не игрушечными. Его сверстники одевались в униформу и маршировали по улицам города, а сам Петр Первый «служил» в своем полку барабанщиком. Позднее он даже завел собственную артиллерию, тоже настоящую. Потешное войско Петра I называлось Преображенским полком, к которому позднее добавился Семеновский полк, а, кроме них, царь организовал потешный флот.

Ранние годы — детство Петра I

Биография Петра I начинается 9 июня 1672 года в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. Петр был младшим из 13 детей в большой семье Алексея Михайловича. С одного года воспитывался няньками. Перед своей смертью, царь Алексей Михайлович благословил на правление своего старшего сына Федора, которому исполнилось на тот момент 14 лет. После восхождения Федора на трон, Наталья Кирилловна решила уехать с детьми в село Преображенское.

Отец


Алексей I Михайлович Романов

Мать


Наталья Кирилловна Нарышкина
Никита Зотов принимал активное участие в воспитании молодого царевича, однако Петр изначально не радел к науками и не отличался грамотностью.

В. О. Ключевский отмечал:

«Не раз можно слышать мнение, будто Петр I воспитан не по-старому, иначе и заботливее, чем воспитывались его отец и старшие братья. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия. Так в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками». Даже иностранные послы везли в подарок царевичу игрушечное и настоящее оружие. «На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с кунштами (картинками)».

Бунт 1682 года и приход к власти царевны-регентши Софьи

Смерть царя Федора Алексеевича в 1682 году ознаменовала начало активного противостояния двух кланов дворян — Нарышкиных (родственников Петра со стороны его матери) и Милославских (родственники первой жены Алексея Михайловича отстаивающих интересы Ивана). Каждая из семей пыталась продвинуть своего кандидата, однако, принять окончательное решение должна была боярская дума и большая часть бояр решили сделать царем Петра, так как Иван был болезненным ребенком. В день смерти Фёдора Алексеевича 27 апреля 1682 года Пётра провозгласили царём.

Не желая терять власть, Милославские пустили слух, что Нарышкины задушили царевича Иоанна Алексеевича. Под удары набата многие стрельцы ворвались в Кремль, сломив оборону немногочисленной царской охраны. Однако, к их замешательству, им навстречу с Красного крыльца показалась царица Наталья вместе с царевичами Иваном и Петром. На вопросы стрельцов Иван отвечал:

«Меня никто не изводит, и жаловаться мне не на кого »


Царица Наталья выходит к стрельцам, чтобы доказать, что Иван V жив-здоров. Картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского
Накалённая до предела толпа была спровоцирована обвинениями князя Долгорукова в измене и воровстве — стрельцы зарезали нескольких бояр, многих из клана Нарышкиных и стрелецких начальников. Расставив внутри Кремля собственные караулы, стрельцы не выпускали и не впускали никого, фактически взяв в заложники всю царскую семью.

Понимая высокую вероятность мести со стороны Нарышкиных, стрельцы подали несколько прошений (на самом деле это были скорее не просьбы, а ультиматума), чтобы Иван был также назначен царем (притом старшим), а правительницей-регентшей — Софья. Кроме того, они требовали узаконить бунт и отказаться от преследования его зачинщиков, признав их действия правомерными и защищающими интересы государства. Патриарх и боярская дума вынужденно выполнили требования стрельцов, и 25 июня Иван V и Пётр I были венчаны на царство.


Царевна Софья с удовольствием наблюдает как стрельцы выволакивают Ивана Нарышкина, царевич Петр успокаивает мать. Картина А. И. Корзухина, 1882


Царевна-регентша Софья Алексеевна Романова

Петр был серьёзно потрясен вышеописанными событиями 1682 года, согласно одной из версий нервные конвульсии искажающие его лицо во время волнения появились вскоре после пережитого. Кроме того, этот бунт и будущий, 1698 года, окончательно убедили царя в необходимости роспуска стрелецких частей.

Наталья Кирилловна посчитала, что оставаться в Кремле полностью захваченном Милославскими весьма небезопасно и решила перебраться в загородное имение Алексея Михайловича — село Преображенское. Царь Пётр мог жить здесь под присмотром верных людей, иногда отправляясь в Москву для участия в церемониях, обязательных для царской особы.

Царь Петр I

Когда юный царь был еще несовершеннолетним, за его спиной стояла старшая сестра, царевна Софья, а позднее мать Наталья Кирилловна и ее родственники Нарышкины. В 1689 году брат-соправитель Иван V окончательно отдал Петру всю власть, хотя номинально оставался со-царем, пока скоропостижно не умер в возрасте 30 лет. После смерти матери царь Петр Великий освободился от тяготившего опекунства князей Нарышкиных и именно с той поры можно говорить о Петре Первом как о самостоятельном правителе.


Царь Петр Первый | Культурология

Он продолжил военные действия в Крыму против Османской империи, провел серию Азовских походов, результатом которых оказалось взятие крепости Азов. Для усиления южных границ царь построил порт Таганрог, но полноценного флота Россия все еще не имела, поэтому окончательной победы не достигла. Начинается масштабное строительство судов и обучение молодых дворян за границей корабельному делу. И сам царь учился искусству постройки флота, даже поработав плотником на строительстве корабля «Пётр и Павел».


Император Петр Первый | Книгоголик

Пока Петр Великий готовился реформировать страну и лично изучал технический и экономический прогресс ведущих европейских государств, против него был задуман заговор, причем во главе стояла первая жена царя. Подавив стрелецкий бунт, Петр Первый решил переориентировать военные действия. Он заключает мирное соглашение с Османской империей и начинает войну со Швецией. Его войска захватили крепости Нотебург и Ниеншанц в устье Невы, где царь решил основать город Санкт-Петербург, а на близлежащем острове Кронштадт поместил базу русского флота.

Войны Петра Великого

Вышеперечисленные завоевания позволили открыть выход к Балтийскому морю, получивший позднее символическое название «Окно в Европу». Позднее к России присоединились территории Восточной Прибалтики, а в 1709 году в ходе легендарной Полтавской битвы шведы были разгромлены полностью. Причем важно заметить: Петр Первый в отличие от многих царей не отсиживался в крепостях, а лично руководил войсками на поле боя. В Полтавской битве Петру I даже прострелили шляпу, то есть он действительно рисковал собственной жизнью.


Петр Первый при Полтавской битве | X-digest

После поражения шведов под Полтавой король Карл XII укрылся под покровительством турок в городе Бендеры, который тогда входил в состав Османской империи, а сегодня расположен в Молдавии. При помощи крымских татар и запорожского казачества он стал нагнетать обстановку на южной границе России. Добиваясь высылки Карла, Петр Первый, наоборот, вынудил османского султана вновь развязать русско-турецкую войну. Русь оказалась в ситуации, когда нужно вести войну на три фронта. На границе с Молдавией царь попал в окружение и согласился подписать мир с турками, отдав им назад крепость Азов и выход к Азовскому морю.


Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Петр I при Красной горке» | Pусский музей

Помимо русско-турецкой и северной войн Петр Великий нагнетал обстановку на востоке. Благодаря его экспедициям были основаны города Омск, Усть-Каменогорск и Семипалатинск, позднее к России присоединилась Камчатка. Царь хотел осуществить походы в Северную Америку и Индию, но воплотить в жизнь эти задумки не сумел. Зато он провел так называемый Каспийский поход на Персию, в ходе которого завоевал Баку, Решт, Астрабад, Дербент, а также другие иранские и кавказские крепости. Но после смерти Петра Великого большинство этих территорий оказались утерянными, так как новое правление посчитало регион не перспективным, а содержание гарнизона в тех условиях было слишком дорогостоящим.

Реформы Петра Великого

Посетив Европу и убедившись, насколько сильно отстает России от просвещенных держав, по возвращении домой Петр приступил к нововведениям.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Екатерина Великая
  • 2. Война 1812 года
  • 3. Куликовская битва
  • 4. В школе

В первую очередь, изменения коснулись внешнего облика и поведения его подданных. Царь заставил всех бояр сбрить бороды, сменить длинные и неудобные одежды на более легкое европейское платье. При дворе он ввел моду на утренний кофе и блюда из диковинного картофеля. Мужчины теперь были обязаны вывозить «в свет» своих супруг и дочерей, которые также должны были носить европейские наряды.

Рис. 2. Новый облик бояр

Петром Великим были проведены следующие важнейшие реформы в государстве:

  • Введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. С 1700 года вся страна начала жить по новому календарю.
  • Открыто большое количество образовательных заведений. Петр Первый основал Инженерную, Артиллерийскую, Медицинскую школы, Школу математических и навигационных наук, Российскую академию Наук.

Петром Великим была основана Кунсткамера – первый русский музей, расположенный в Санкт-Петербурге. Он славится своей уникальной коллекцией анатомических аномалий и редкостей, которые Петр собирал со всего мира.

  • Выпущена первая русская газета, получившая название «Ведомости».
  • Создание флота Переславль-Залесский.
  • Основание 16 мая 1703 года великого города Санкт-Петербург.

Рис. 3. Санкт-Петербург.

  • Провозглашение в 1721 году России империей. Столицей империи становится Санкт-Петербург, а Петр Первый провозглашается императором.
  • Победа в Северной войне над шведами и освобождение прохода к Балтийскому морю. Россия становится морской державой.

Благодаря деятельности Петра Великого Россия стала сильной, процветающей империей, с которой нужно было считаться на мировой арене.

Реформы Петра I

Благодаря тому, что территория России значительно расширилась, Петру удалось реорганизовать страну из царства в империю, и начиная с 1721 года Петр I стал императором. Из многочисленных реформ Петра I явно выделялись преобразования в армии, которые позволили ему достигнуть больших военных побед. Но не менее важными были такие новшества, как переход церкви под подчинение императору, а также развитие промышленности и торговли. Император Петр Первый отлично осознавал необходимость просвещения и борьбы с устаревшим образом жизни. С одной стороны, как самодурство воспринимался его налог на ношение бороды, но в то же время появилась прямая зависимость продвижения дворян по службе от уровня их образованности.


Петр Первый рубит бороды боярам | VistaNews

При Петре основана первая русская газета и появилось много переводов иностранных книг. Были открыты артиллерийские, инженерные, медицинские, морские и горные школы, а также первая в стране гимназия. Причем теперь общеобразовательные школы могли посещать не только дети знатных особ, но и отпрыски солдат. Он очень хотел создать обязательную для всех начальную школу, но осуществить этот замысел не успел. Важно заметить, что реформы Петра Первого затронули не только экономику и политику. Он финансировал образование талантливых художников, ввел новый юлианский календарь, пытался изменить положение женщины, запретив насильственную женитьбу. Также поднимал достоинство подданных, обязав их не становиться на колени даже перед царем и использовать полные имена, а не называть себя как раньше «Сенькой» или «Ивашкой».


Памятник «Царь-плотник» в г. Санкт-Петербург | Русский музей

В целом, реформы Петра Первого меняли у дворян систему ценностей, что можно считать огромным плюсом, но при этом пропасть между знатью и народом возросла многократно и теперь не ограничивалась только финансами и титулом. Главным минусом царских преобразований считается насильственный метод их воплощения. Фактически это была борьба деспотизма с необразованными людьми, и Петр рассчитывал кнутом привить народу сознательность. Показательным в этом плане является постройка Санкт-Петербурга, которая велась в тяжелейших условиях. Многие мастеровые бросались от каторжной работы в бега, а царь приказывал всю их семью сажать в тюрьмы, пока беглецы не вернутся с повинной.


Постройка Санкт-Петербурга | Комсомольская правда

Так как методика управления государством при Петре Первом нравилась далеко не всем, царь основал орган политического сыска и суда Преображенский приказ, который позднее перерос в печально известную Тайную канцелярию. Самыми непопулярными указами в этом контексте был запрет на ведение записей в закрытой от посторонних комнате, а также запрет недоносительства. Нарушение обоих этих указов каралось смертной казнью. Таким способом Петр Великий боролся с заговорами и дворцовыми переворотами.

Личная жизнь Петра I

В юношестве царь Петр I любил бывать в Немецкой слободе, где не только увлекся иноземной жизнью, например, научился танцевать, курить и общаться на западный манер, но и влюбился в немецкую девушку Анну Монс. Его мать была очень встревожена подобными отношениями, поэтому по достижении Петром 17-летия настояла на его свадьбе с Евдокией Лопухиной. Впрочем, нормальной семейной жизни у них не было: вскоре после свадьбы Петр Первый покинул жену и наведывался к ней только ради предотвращения слухов определенного рода.


Евдокия Лопухина, первая жена Петра Первого | Воскресный день

У царя Петра I и его жены было трое сыновей: Алексей, Александр и Павел, но двое последних умерли в младенчестве. Старший сын Петра Первого должен был стать его наследником, но так как Евдокия в 1698 году неудачно попыталась свергнуть мужа с престола ради передачи короны сыну и была заключена в монастырь, Алексей оказался вынужден бежать заграницу. Он никогда не одобрял реформ своего отца, считал того тираном и планировал низвергнуть родителя. Впрочем, в 1717 году молодого человека арестовали и заключили под стражу в Петропавловской крепости, а будущим летом вынесли смертный приговор. До казни дело не дошло, так как вскоре Алексей умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.

Через несколько лет после расторжения брака с первой женой Петр Первый взял в любовницы 19-летнюю Марту Скавронскую, которую русские войска захватили как военную добычу. Она родила от царя одиннадцать детей, причем половину – еще до законного венчания. Свадьба состоялась в феврале 1712 года после принятия женщиной православия, благодаря которому она стала Екатериной Алексеевной, впоследствии известной как императрица Екатерина I. Среди детей Петра и Екатерины — будущая императрица Елизавета I и Анна, мать Петра III, остальные погибли еще в детстве. Интересно, что вторая жена Петра Первого была единственным человеком в его жизни, кто умел успокоить его буйный характер даже в моменты бешенства и припадков гнева.


Мария Кантемир, фаворитка Петра Первого | Википедия

Несмотря на то, что жена сопровождала императора во всех походах, он смог увлечься молодой Марией Кантемир, дочерью бывшего молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича. Мария оставалась фавориткой Петра Первого до конца его жизни. Отдельно стоит упомянуть про рост Петра I. Даже для наших современников более чем двухметровый мужчина кажется весьма высоким. Но во времена Петра I его 203 сантиметра казались совершенно невероятными. Судя по летописям очевидцев, когда царь и император Петр Великий шел через толпу, его голова возвышалась над морем людей.

Популярные темы сообщений

  • Гоголь
    Знаменитый русский писатель первой половины XIX века появился на свет в большой семье помещика недалеко от Миргорода, на хуторе Васильевка. В детские годы Николай Васильевич слушал истории путешествующих кобзарей, которые открывали ему страну
  • Денежное дерево
    Денежное дерево – имеет и другие научные названия крассула и толстянка. Относится к лиственным видам семейству Толстянковые роду Крассула. Растение распространилось из засушливых регионов Мадагаскара и Южной Аравии.
  • Экология жилища
    Экология жилища – это один из разделов городской экологии, который изучает жизнь человека непосредственно в его доме или квартире. Так как человек проводит там значительную часть своей жизни, очень важно поддерживать жильё в состоянии,

Смерть Петра I

По сравнению со своими старшими братьями, рожденными другой матерью от их общего отца, Петр Первый казался довольно здоровым. Но на самом деле его почти всю жизнь мучили сильнейшие головные боли, а в последние годы правления Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни. Приступы еще больше усилились после того, как император вместе с рядовыми солдатами вытаскивал севший на мель бот, но он старался не обращать на недуг внимания.


Гравюра «Смерть Петра Первого» | АртПолитИнфо

В конце января 1725 года правитель уже не мог терпеть боли и слег в своём Зимнем дворце. После того как сил кричать у императора не осталось, он только стонал, а все окружение поняло, что Петр Первый умирает. Смерть Петр Первый принял в страшных муках. Официальной причиной его смерти врачи назвали воспаление легких, но позднее у докторов возникли сильные сомнения на счет такого вердикта. Было проведено вскрытие, которое показало страшное воспаление мочевого пузыря, которое уже переросло в гангрену. Похоронили Петра Великого в соборе при Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а наследницей трона стала его супруга, императрица Екатерина I.

1. Найдите на карте (с. 92 — 93) города, основанные Петром Первым.

Пётр стал царём в 1682 году, значит на карте мы должны найти города, основанные после этого времени. Это Санкт-Петербург, Таганрог, Екатеринбург, Петрозаводск.

2. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о Петре Первом.

Рассказ о Петре Первом для 4 класса

Пётр стал царём в десятилетнем возрасте. Мальчик с детства был любознательным и любил узнавать что-то новое. Он устраивал потешные полки, строил корабли, изучал различные науки и искусства. Детские забавы пригодились ему позже.

Юношей, он простым плотником трудился на верфях Голландии и Англии, чтобы изучить основы кораблестроения.

Пётр Первый вошёл в историю как великий преобразователь. Именно он ввёл в обращение новый календарь, по которому мы начали отмечать Новый год 1 января, летоисчисление стали считать от рождества Христова. При нём были основаны Академия наук, первый музей — кунсткамера, типография, библиотека.

Император строил новые города и заводы, он создал с нуля Российский флот. Он старался привить России европейские обычаи. А для этого заставлял бояр брить бороды и носить европейские платья. Он изменил систему управления государством и сделал Россию империей.

3. Опиши по фотографиям памятники истории и культуры.

Описание Петропавловской крепости для 4 класса

Петропавловская крепость была основана лично Петром Великим, который сам выбрал место для её строительства. Крепость должна была защищать город в устье Невы, которому предстояло стать столицей России — Санкт-Петербург. Она была окружена мощными крепостными стенами с узкими бойницами для пушек.

Основу крепости составляют бастионы, которые соединяются между собой мощными стенами — куртинами. В центре крепости мы видим колокольню, вокруг которой расположены различные постройки военного назначения. На переднем бастионе находится небольшая башня. Сбоку от бастиона находится пристань и ворота в крепостной стене.

Описание Александро-Невской лавры для 4 класса

Александро-Невская лавра построена в северной столице на том самом месте, где когда-то произошла знаменитая битва со шведами князя Александра Невского.

Лавра состоит из нескольких каменных зданий, корпусов, центральным из которых является Троицкий собор. Именно его купол мы видим на фотографии. Рядом стоит колокольня. Здания лавры преимущественно двухэтажные с широкими окнами и красными крышами.

Во времена Петра Первого Александро-Троицкая лавра должна была не только исполнять роль церкви, но также служить дополнительным бастионом для обороны города. Поэтому лавра сразу строилась каменной, с толстыми стенами и соединёнными между собой корпусами. В случае угрозы она легко могла превратиться в крепость.

Обсудим!

1. Заслуженно ли Пётр Первый получил прозвание Великий? Выскажите своё мнение.

Несомненно то, что до Петра Великого, да и после него, в России не было царя, при жизни которого произошли бы столь значительные изменения в обычаях страны. Он реформировал систему управления страной, превратив её в империю. Он строил новые города и заводы, развивал промышленность.

Первый император стремился сделать Россию европейской державой и отменил многие исторические обычаи, он даже ввёл в обращение новый календарь. Благодаря его усилиям Россия стала великой державой, а значит и сам царь справедливо зовётся Великим.

2. Почему для России был так важен флот?

Долгое время Россия не имела выхода к морю. При Петре она утвердилась на берегах Балтийского и Чёрного морей, то есть стала морской державой. Но для защиты своих берегов нужен был флот, одной сухопутной армии недостаточно. Поэтому становление флота стало первоочередной задачей.

Проверь себя

1. Расскажи о детстве Петра Великого.

Сообщение о детстве Петра для 4 класса

Пётр стал царём в возрасте 10 лет, но некоторое время его власть была номинальной. Но мальчик рос очень активным и деятельным. Уже в этом возрасте он стал мечтать о военных подвигах. Мальчик обожал военные забавы, которые называл потехами.

Он создал из сверстников особый полк, который так и назвали потешным. Но эти потехи переросли в серьёзное изучение воинского дела и стали основой будущих побед Петра.

2. Какие главные перемены произошли в России при Петре?

В России появился флот. Были основаны новые города. Россия получила выход к морю. Россия стала империей. Был принят новый календарь.

3. Когда был основан Санкт-Петербург?

16 мая 1703 года.

Задания для домашней работы

1. С помощью дополнительной литературы, интернета подготовь рассказ о Петре Первом. Используй факты, которых нет в учебнике.

Рассказ о Петре Великом (факты, которых нет в учебнике) для 4 класса

Пётр Великий известен не только своими преобразованиями и строительством новых городов. Ему пришлось выдержать тяжёлую войну со Швецией, в которой правил воинственный король Карл XII. Швеция не хотела допустить усиления роли России. Она не хотела, чтобы наша страна получила выход в Балтийское море и поэтому Карл XII во главе огромной армии вторгся в Россию.

Война шла с переменным успехом несколько лет, пока не случилось Полтавское сражение. В этой решающей битве, русская армия ведомая самим Петром разгромила шведов, заставив Карла XII бежать с поля брани.

Пётр Великий значительно расширил границы империи, присоединив к России западную Украину, земли современной Белоруссии, Баку и Дербент, северную часть Казахстана. Только созданный российский флот одержал несколько громких побед, в чём также большая заслуга императора-реформатора.

2. Придумай беседу о строительстве Санкт-Петербурга между:

  • а) Петром Первым и мастеровым — строителем города;
  • б) Петром Великим и иностранцем.

Пример беседы между Петром Первым и мастеровым-строителем города для 4 класса

– Ну что, Гаврила, как работа движется?

– Дай бог вам здоровья, царь-батюшка, движется помаленьку. Вот, ждём когда лес привезут с севера, надо мостовые строить да дома на Невской перспективе.

– Что значит ждём? А работа стоит?

– Да нет, пока вот каменные стены укрепляем на крепости, землю на валы таскаем.

– Вот так и надо работать, а то смотри, Гаврила, полетит голова с плеч!

Пример беседы между Петром Первым и иностранцем для 4 класса

– Посмотри внимательно Зигмунд на это место. Здесь будет построен самый красивый город во всей Европе.

– Да ведь это просто болото, Ваше величество!

– Болото болотом, а град здесь будет стоять. Вон там уже возводят стены крепости, она будет защищать устье Невы, а вон там скоро возникнет собор православный. Широкий проспект проляжет там, где ты видишь болото. Красивые здания поднимутся над водой, и повсюду будут стоять мосты.

– Невыполнимая это задача, Ваше величество!

– Это для вас, европейцев, это невыполнимо. А русский народ всё сможет. Вот увидишь через пару лет, как здесь изменится першпектива. Интересные времена наступают.

3. Если тебе приходилось бывать в Санкт-Петербурге, приготовься рассказать об увиденных тобой памятниках истории и культуры.

Рассказ о памятниках истории и культуры Санкт-Петербурга для 4 класса

В северной столице множество уникальных и красивейших памятников истории и культуры. Его исторический центр формировался вокруг Невского проспекта, улицы, заложенной ещё во времена Петра Первого. Город строился возле Петропавловской крепости и её бастионы до сих пор красуются над водами Невы, а пушка каждый день выстрелом отмечает наступление полдня.

Напротив Петропавловки, на другом берегу Невы высятся разноцветные купола Храма Спаса на Крови. Рядом находится Зимний дворец и Александрийский столп. Ещё дальше по набережной Невы мы видим здание Адмиралтейства, украшенное красивым шпилем и величественный Исаакиевский собор. Напротив которых стоит задание Кунсткамеры, первого русского музея, основанного также Петром Великим.

Весь центр Санкт-Петербурга представляет собой памятник истории и культуры, здесь каждое здание уникально. А заслуги Петра Великого увековечены знаменитым Медным всадником, памятником первому российскому императору на Сенатской площади.

На следующем уроке

Вспомни, что ты уже знаешь о М. В. Ломоносове.

Михаил Ломоносов — первый русский учёный, член Российской академии наук, самоучка, пешком пришедший учиться в Москву из деревни Холмогоры.

Ломоносов заложил основы российской науки, занимаясь научными изысканиями в самых разных областях.

Также Ломоносов писал стихотворения, оды.

  • Рассказ о петре гриневе от лица савельича
  • Рассказ о петре первом для детей 4 класса
  • Рассказ о петре муромском по литературе
  • Рассказ о петре и февронии муромских для детей
  • Рассказ о петре и февронии аудиокнига