Рассказ о петре и февронии мультфильм

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи древняя индейская пословицабиблиографическая запись: ренессансные веяния в древнерусской литературе. повесть о

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Ренессансные веяния в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Михаила Клопского», «Повесть о Дракуле», «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского». — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/renessansnye-veianiia-v-drevnerusskoi-literature-povest-o-petre-i-fevronii-muromskikh-zhitie-mikhaila-klopskogo-povest-o-drakule-rasskaz-o-smerti-pafnutiia-borovskogo/ (дата обращения: 5.01.2022)

О ренессансных веяния

Возрождение в России XV—XVI вв. не состоялось; исторических предпосылок для такого глубокого культурного переворота, который произошел в это время в Западной Европе, здесь еще не было. Реформационно-гуманистические движения, подавленные самодержавной властью уже в начале XVI в., были окончательно разгромлены во второй половине XVI в., после установления жесточайшей самодержавной диктатуры и создания опричнины.

И в Западной Европе XV—XVI вв. гуманисты, рассчитывавшие на сильную власть князей-меценатов и королей, не раз убеждались во враждебности тирании Ренессансу (эту коллизию ощущали и Микеланджело и Шекспир). Однако абсолютизм в Западной Европе (включая даже Испанию, где он имел наиболее тиранический характер) все же не достигал такого законченного и всеобъемлющего характера, как в России Ивана Грозного.

Опричный террор в наглухо «затворенном» Российском государстве означал полное подавление человеческой личности — этой главной опоры Возрождения. В европейских городах-коммунах человек был не только подданным, но и гражданином; тот же юридический принцип официальной принадлежности города его жителям признавался и в «господине Великом Новгороде».

Но включение городских вольностей в политическую систему абсолютной монархии, характерное для некоторых западноевропейских государств, в России не произошло. В государстве Ивана Грозного все подданные, включая бояр и князей, в равной степени рассматривались как «страдники», «холопы государевы». Неограниченный произвол и попрание правового порядка — явления, принципиально несовместимые с Возрождением.

И все-таки даже в литературе XVI в., точнее, его первой половины, мы можем найти некоторые, хотя и не получившие достаточного развития, признаки устремленности к Ренессансу. Публицистика XVI в. не только обращалась к «мирским» темам и имела в значительной степени светский характер, но и обнаруживала необычные для средневековья авторские, индивидуальные черты.

Публицисты XVI в. не случайно почти все известны нам по именам: это яркие, не похожие друг на друга личности. Вера в силу разума, в возможность построения общества и государства на неких разумных началах — вот что сближает между собой различных по мировоззрению публицистов XVI в. Не менее характерно для них и светское обоснование самого назначения государства — как института, служащего человеческому благу и могущего быть построенным на разумных основаниях.

В упомянутом уже рассуждении Ермолая-Еразма о «ратаях» характернее всего именно утилитарно-рационалистическое обоснование его теории, его апелляция к тому, что западные мыслители назвали бы «общественным благом» (res publica, common wealth): «В начале же всего потребны суть ратаеве: от их бо трудов есть хлеб, от сего же всех благих главизна…, потом же и вся земля от царя и до простых людей тех труды питаема».

Сходным образом доказывал и Пересветов свою идею вредоносности для военной мощи государства «порабощения» людей: «… они бо есть порабощены, и тот человек срама не боится и чести себе не добывает» . И даже сам Иван Васильевич Грозный обосновывал (в послании «во все Российское царство» — в Первом послании Курбскому) свою враждебность к опальным боярам и священнику Сильвестру тем, что государство, «от попов владомое» или «послушное епархом [духовенству] и сигклитам [вельможам-правителям]», приходит в «гибель»: «То убо вся царьствия нестроением и междоусобными браньми растлятся [испортятся]».

Интересы государства, заявлял он, возлагают определенные обязательства и на государей: «Подобает властелем не зверски яритися, ниже безсловесно смирятися». Мы не можем, конечно, не заметить, что эти разумные наставления исходили именно от властителя, в высшей степени склонного «зверски яритися», от царя, объявлявшего «холопами» и уничтожавшего любых своих подданных — от крестьян до бояр и наследника престола.

Но уже самое сочетание крайнего произвола с такими декларациями свидетельствовало о духе времени, с которым вынужден был считаться (хотя бы словесно) и великий «человекоядец».

Несмотря на подавление религиозно-гуманистических движений и исчезновение «неполезных повестей», литература XVI в. обнаруживала уже новые черты, не свойственные средневековой письменности. Эти новые черты русской литературы «неудавшегося Возрождения» получили свое дальнейшее развитие в литературе XVII в.

Переход к Новому времени не мог свершиться без открытия ценности человека самого по себе, вне его принадлежности к сословию, к той или иной корпорации, без развития личностного начала, т. е. без всего того, что характерно для Нового времени. Это и свершилось в России, но потребовало длительного времени. В России не было эпохи Возрождения, как на Западе, но обнаруживались возрожденческие явления, растянувшиеся на весь XVI, XVII и XVIII вв. — своего рода «заторможенный Ренессанс».

Литература

Повесть о Петре и Февронии Муромских

 Повесть о Петре и Февронии (первоначальный сюжет). Мудрость центрального персонажа, раскрывающаяся неожиданно для окружающих, характерна для памятника житийной литературы, сложившегося первоначально, по-видимому, в тот же период, – для «Повести о Петре и Февронии». Один из наиболее выдающихся памятников древнерусской агиографии и литературы вообще, «Повесть о Петре и Февронии», как и «Житие Михаила Клопского», возникла на местном материале (Петр и Феврония были святыми Муромского княжества), но приобрела общерусское литературное распространение.

Вопрос о происхождении «Повести о Петре и Февронии» сложен и вызывал споры в научной литературе. В настоящее время можно, по-видимому, считать установленным, что дошедший до нас письменный текст Повести восходит к времени не ранее середины XVI в. и создан писателем-публицистом этой эпохи Ермолаем-Еразмом. Однако уже в XV в. существовала церковная служба Петру и Февронии, где упоминались основные мотивы повести – победа Петра над змеем, его женитьба на Февронии и их совместное погребение. Вполне возможно поэтому, что Ермолай, как и другие средневековые агиографы, подверг стилистической обработке уже существовавшую житийную повесть. К повести Ермолая-Еразма мы еще обратимся; пока изложим основной сюжет жития.

Сюжет жития о Петре и Февронии не похож на большинство житийных сюжетов. Здесь нет ни страданий за веру, ни мученической кончины героев, утверждающей их святость. Герои повести весьма мало связаны с историей; попытки установления их исторических прототипов сомнительны; для XV–XVI вв. эти герои, во всяком случае, были персонажами далекого прошлого. В центре повести – крестьянская девушка Феврония, согласившаяся излечить княжича Петра, заболевшего от пролившейся на него змеиной крови. В награду за это Феврония требует, чтобы княжич женился на ней. В начале Петр пытается «искусить» Февронию: моясь в бане перед излечением, он посылает Февронии клочок льна и требует, чтобы она выткала из него «срачицу и порты и убрусец». Но Феврония поступает, как и подобает фольклорному хитрецу, которого пытаются одурачить (ср., например, Акира при дворе египетского царя): она отвечает нелепостью на нелепость, соглашаясь выполнить просьбу Петра при условии, если княжич приготовит ей из щепочки ткацкий станок. Так же неудачно кончается попытка излеченного князя просто нарушить свое обещание: Феврония предусмотрительно велела смазать все его язвы (полученные от змеиной крови), кроме одной, и вероломство Петра приводит к тому, что от «того струпа начаша многие струпы расходитися на теле его»; для окончательного излечения Петру приходится выполнить свое обещание. После смерти брата Петр занимает престол Муромского княжества. Когда мятежные бояре решают изгнать княгиню-крестьянку из Мурома, она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой то, что она попросит. Бояре соглашаются, и княгиня просит «токмо супруга моего князя Петра». Петр следует за нею. В конце концов Петр и Феврония благополучно «державствуют» в Муроме; по «преставлении купнем» (одновременной смерти) и раздельном погребении они оказываются все же воссоединенными «в едином гробе».

Связь «Повести о Петре и Февронии» с устным народным творчеством, отражение в ней «мировых» фольклорных мотивов весьма значительны и неоднократно отмечались в научной литературе.

Однако существующие записи сказок и преданий об этих святых – поздние (не ранее конца XIX в.) и сложились уже под влиянием письменной житийной традиции (хотя, возможно, включают и подлинные фольклорные мотивы). В сюжете Повести соединились два основных сказочных сюжета – волшебная сказка о борьбе во змеем и новеллистическая сказка о мудрой крестьянской девушке, выходящей замуж за знатного человека и подвергающейся трудным испытаниям. Герой жития Петр заболевает после того, как побеждает змея; Феврония излечивает его от язв. Эта завязка сближает Повесть с кельтской легендой и средневековым западным романом о Тристане и Изольде: подобно Февронии, Изольда излечивает Тристана, заболевшего от крови дракона; с «Тристаном и Изольдой» совпадает и тема воссоединения героев после смерти (в Повести герои чудесным образом оказываются в едином гробу, в легенде о Тристане из его могилы вырастает куст терновника, соединяющий ее с могилой Изольды).  Сочетание сюжета неравного брака крестьянки и знатного человека с мотивом исцеления жениха не характерно для известных нам русских сказок, но такое же сочетание присуще новелле Боккаччо о Джилетте из Нарбонны («Декамерон», день 3, новелла 9) и комедии Шекспира «Все хорошо, что хорошо кончается», – вероятно, такой контаминированный сюжет существовал и в русском фольклоре XV в.

Сюжет жития Петра и Февронии принадлежит, таким образом, к числу популярнейших сюжетов мировой литературы. 

Житие Михаила Клопского

Как и записка о последних днях Пафнутия, новгородское «Житие Михаила Клопского» было написано в 70-х гг., но по своему характеру и происхождению оно существенно отличается от записки Иннокентия. Это отнюдь не запись очевидца, а развернутое агиографическое повествование о жизни и чудесах новгородского святого-юродивого, сочувствовавшего московским князьям (именно это обстоятельство способствовало сохранению Жития в общерусской письменности после присоединения Новгорода). Создатель Жития Михаила несомненно опирался на определенные литературные традиции, скорее фольклорные (или основанные на фольклоре), нежели агиографические.

Необычно для агиографической литературы было уже самое начало Жития: оно начиналось не рассказом о рождении и воспитании святого, как большинство житий, а описанием неожиданного и таинственного появления не названного по имени героя в Клопском монастыре. Перед нами как бы «закрытый» сюжет, вызывающий недоумение и естественное любопытство читателя.

Ночью после богослужения некий поп явился в свою келью в монастыре и увидел, что в келье неизвестный «старец седит на стуле, а перед ним свеща горит». Изумленный поп попятился и привел игумена Феодосия, но келья оказалась запертой. Заглянув через окно, игумен приветствовал незнакомца молитвой; незнакомец ответил той же молитвой, это повторялось три раза. «Кто еси ты, человек ли еси или бес? Что тебе имя?» – спросил после этого игумен. «Человек ли еси или бес? Что ти имя?» – повторил тот же вопрос незнакомец. Игумен спросил вторично: «Человек ли еси или бес?»; незнакомец тоже спросил: «Человек ли еси или бес?»; это же произошло и в третий раз. Взломав дверь в келью, игумен стал кадить; старец закрылся от кадила, но осенил себя крестным знамением. Однако назвать своего имени он так и не захотел и на вопрос «Как еси пришел к нам и откуда еси?» снова ответил тем же вопросом. Тайна его происхождения раскрылась позже, когда приехавший в монастырь князь Константин сообщил монахам, что незнакомец – знатный человек, «своитянин» (родич) князя. Далее рассказывается о том, как ставший монахом Михаил Клопский распознал разбойников в людях, пришедших в монастырь, лишил ума попа, укравшего панагию, предсказал паралич посаднику, обижавшему монастырских рыбаков.

Михаил Клопский был юродивым, и этим в значительной степени оправдывался эксцентрический характер рассказов о нем. Эта особенность Жития связывает «Житие Михаила» со светской литературой такого характера, о которой мы будем говорить в дальнейшем, – например со сказаниями о Соломоне и Китоврасе, где «дивий зверь» Китоврас, как и Михаил, «насквозь видит» настоящее и будущее своих собеседников и скрывает за внешним чудачеством глубокую мудрость.

Повесть о Дракуле

В основе «Повести о Друкале» лежали сказания о жестоком мутьянском (румынском) князе Владе Цепеше – Дракуле, правившем в 1456–1462 и 1477 гг. Авторство повести может быть установлено из упоминания в ее заключительной части, что второй сын Дракулы, находившийся в Венгрии, «при нас умре, а третьего сына, старейшего, Михаила тут же на Будину видехом», и что «ныне» на престоле Дракулы сидит Влад Монах. Влад Монах вступил на мутьянский (румынский) престол в 1481 г. Автором повести был русский (со ссылки на «наш» русский язык начинается рассказ о Дракуле), побывавший в Венгрии в начале 80-х гг. XV в., и не один, а с какими-то спутниками («при нас», «видехом»). Все эти данные более всего подходят к Федору Курицыну, известному еретику и крупнейшему дипломату Ивана III, возглавлявшему посольство в Венгрию и Молдавию как раз в 1482–1484 гг. и в сентябре 1485 г. вернувшемуся в Россию (в феврале 1486 г. и вторично в январе 1490 г. Повесть была переписана известным кирилло-белозерским книжником Ефросином).

Наиболее характерная особенность «Повести о Дракуле» – ее теснейшая связь с устным сюжетным повествованием; она представляет собою, в сущности, ряд анекдотов о жестоком «мутьянском воеводе Дракуле» (так в странах, соседних с Валахией, именовали Влада Цепеша). Сходные анекдоты использовались в рассказах о «великом изверге» Дракуле, помещавшихся в немецких брошюрах конца XV в. (рукописных и печатных) и в повествовании о нем, включенном в «Венгерскую хронику» итальянского гуманиста Антонио Бонфини (90-е гг. XV в.). Сходство русской повести с этими памятниками – не текстуальное, а сюжетное; общим их источником были, очевидно, рассказы, услышанные различными авторами в землях, соседних с Валахией.

Как же может быть определен идейный смысл русской «Повести о Дракуле»? В науке предполагались самые различные решения этого вопроса: одни исследователи усматривали в Повести осуждение тирании и считали, что она распространялась в боярских кругах, враждебных Ивану Грозному, другие видели в ней апологию грозной и справедливой власти и тех репрессий, которые применялись феодальным государством против его врагов. Возможность столь противоположных мнений вытекает из жанрового своеобразия повести: перед нами не публицистическое произведение, автор которого прямо высказывает свои воззрения, а произведение беллетристики.

Повесть начинается с краткого сообщения: «Бысть в Мутьянской земли греческыя веры христианин воевода именем Дракула влашеским языком, а нашим диавол. Толико зломудр, яко же по имени его, тако и житие его». Далее читатель, как и в «Житии Михаила Клопского», прямо вводился в середину действия: автор рассказывал о том, как Дракула велел прибить «капы» (шапки) к головам турецких послов, осмелившихся явиться к нему, «великому государю», с покрытыми головами. Так строилась вся повесть: подобно сказаниям о Соломоне и Китоврасе, она состояла из отдельных эпизодов-рассказов.

Но как и в «Соломоне и Китоврасе», такая дробность построения вовсе не означала отсутствия единой темы. Эпизод за эпизодом рисовал дьявольское «зломудрие» мутьянского воеводы – сочетание изощренной жестокости с остроумием. Эпизоды эти представляли собой своеобразные анекдоты, многие из которых строились как загадки, имевшие второй, метафорический смысл (с. 67–68). Дракула не просто казнит попавших ему в руки людей – он испытывает их, и недогадливые, не «изящные» испытуемые, не умеющие «против кознем его отвечати», трагически расплачиваются за свое «неизящество». Яснее всего это видно на эпизоде с нищими. Собрав по всей своей стране «нищих и странных» и угостив их, Дракула спрашивает: «Хощете ли, да сотворю вас беспечалны на сем свете, и ничим же нужни будете?». Не поняв второго, зловещего смысла его слов, нищие с восторгом соглашаются. Дракула освобождает их от нищеты и болезней, сжигая в запертой «храмине». Так же поступает Дракула и с турецким царем: он обещает ему «послужить»; турецкий царь, понявший эти слова буквально, радуется; Дракула разоряет турецкие владения и сообщает царю, что сколько мог, столько «ему и послужил». На такой же двусмыслице строится и первый эпизод повести. На вопрос, почему они не снимают шапок, послы отвечают, что таков обычай их страны. «Хощу вашего закона подтвердити, да крепко стоите», – отвечает Дракула. Понятое буквально, такое обещание тоже, как будто, должно было вызвать удовлетворение собеседников. Но Дракула «подтвердил» турецкий обычай гвоздями, прибив турецким послам «капы» к головам.

Мотив испытания, проходящий через все эти эпизоды, принадлежит к числу популярнейших мотивов мировой литературы и фольклора. Мотив этот был хорошо знаком и древнерусской литературе: так же «изящно» и так же жестоко, как Дракула, «испытывала» древлянских послов Ольга в «Повести временных лет»; мотив испытания встречается и в «Повести об Акире премудром» и в житийной «Повести о Петре и Февронии».

Что же хотел сказать автор «Повести о Дракуле», представляя читателю своего «зломудрого» героя? Сюжет «Повести о Дракуле», как и сюжет «Соломона и Китовраса» и «Стефанита и Ихнилата», неоднозначен – он не может быть сведен к какому-либо определенному выводу или поучению. Дракула совершает бесчисленные злодейства, сжигает нищих, казнит монахов, женщин, мастеров, прятавших его сокровища, и обедает среди кольев, на которых разлагаются «трупия мертвых человек». Но он же ведет борьбу с турками, борьбу героическую и несомненно вызывающую одобрение читателя, и погибает в этой борьбе, ненавидит «зло», уничтожает воровство и устанавливает в своем государстве справедливый и нелицеприятный суд, от которого не может откупиться ни богатый, ни знатный.

Позицию автора Повести можно определить, сравнив ее с западными сочинениями о том же персонаже. Если авторы немецких рассказов рисовали только изуверскую жестокость «великого изверга», то итальянский гуманист Бонфини подчеркивал сочетание в Дракуле «неслыханной жестокости и справедливости». Так же двойствен Дракула и в русской повести.

Но в отличие от хроники Бонфини, «Повесть о Дракуле» была не публицистическим, а беллетристическим памятником: автор его не высказывал поэтому своей оценки героя в прямой форме, а рисовал образ этого героя, образ, не подымавшийся до уровня характера, однако обладавший определенной характерностью. Дракула – не абстрактный злодей и уж никак не абстрактный мудрый правитель. Он веселое чудовище, испытывающее свои жертвы, некое подобие сказочного Тома-Тима-Тота или Рюмпельштильца. Необычный с точки зрения традиций житийной или героической воинской повести, образ Дракулы был зато близок к уже известным нам фигурам переводной беллетристики. Мудр и жесток был Китоврас в «Соломоне и Китоврасе»; теми же свойствами отличался Ихнилат в «Стефаните и Ихнилате». Самооправдания Дракулы по поводу убийства нищих или казни послов во многом напоминали софизмы Ихнилата во время суда над ним. Сюжет «Повести о Дракуле» принадлежал к типу сюжетов, который мы определили выше как многозначный. Такое построение сюжета было характерно для многих памятников беллетристики позднего средневековья и Возрождения, авторы которых противопоставляли однозначному феодально-рыцарскому идеалу «протест реальности».

Рассказ о смерти Пафнутия Боровского

Записка Иннокентия о последних днях Пафнутия Боровского. К «неукрашенным» житиям первого типа принадлежит прежде всего составленная в 1477–1478 гг. записка о последних днях крупнейшего церковного деятеля XV в., основателя и игумена Боровского монастыря Пафнутия. Автор этой записки – «келейник (сожитель по келии и прислужник) игумена Пафнутия Боровского Иннокентий, человек, не занимавший сколько-нибудь видного места в управлении монастыря. Характеризуя самого себя как „невежду и грубого“, Иннокентий видел свою задачу именно в том, чтобы как можно точнее и детальнее описать последние дни и записать предсмертные речи „святаго и великаго отца нашего Пафнутия“. И именно благодаря отсутствию всякой „украшенности“ и риторики этому безвестному монаху удалось создать необыкновенно выразительный образ больного старика, еще недавно возглавлявшего огромное монастырское хозяйство и наконец уставшего от всей этой суеты и жаждущего покоя. Заботы еще не совсем оставили Пафнутия – перед самой смертью он объясняет Иннокентию, как устроить в монастыре запруду через „поток водный“, высказывается о междукняжеских ссорах, но он уже чувствует, что его ждет „ино дело… неотложно“: разрушение „соуза“ души и тела. „Ни так, ни сяк, видиши, брате, сам, боле не могу… А выше силы ничто не ощущаю от болезни“, – просто отвечает на вопрос о своем здоровье. Но к нему все еще идут с делами – от старцев монастыря, от удельного князя, от самого Ивана III. Возникает вопрос о преемнике Пафнутия (им стал потом Иосиф Санин, будущий „обличитель“ еретиков Иосиф Волоцкий), о том, кому оставить игуменство. „Пречистой!“ – лаконично отвечает Пафнутий. С представителями светских властей больной старец вообще не хочет объясняться, но испуганный Иннокентий не решается отослать столь высокопоставленных посетителей и вновь напоминает Пафнутию о них. „Что тебе на мысли?“ – досадливо и совсем не смиренно отвечает Иннокентию Пафнутий. „Не даси же мне от мира сего ни на един час отдохнути! Не веси [не знаешь ли] – 60 лет угажено [угождалось] миру и мирским человеком, князем и бояром… Ныне познах: никая ми от всего того полза“.

Перед нами – поразительный «человеческий документ», «литературное чудо XV века», по справедливому замечанию исследователя. Но «чудом» записка Иннокентия является лишь по своим высоким художественным достоинствам, а не по полной уединенности в древнерусской литературе. Свобода от норм литературного этикета, экспрессивность живой разговорной речи – все это сближает записку Иннокентия с другим произведением нетрадиционной «деловой» литературы XV в. – «Хожением за три моря» Афанасия Никитина; перед нами та самая «литература факта», на которой впоследствии вырастут такие великие памятники, порывающие с литературными канонами, как «Житие» Аввакума.

calendar01.03.2016, 2254 просмотра.


Тест по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1. В каком городе происходит действие?

1) Муром 2) Киев 3) Новгород 4) во всех перечисленных

2. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

1) Олег 2) Владимир 3) Павел 4) Петр

3. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

1) Пучок льна 2) станок 3) Сорочку и полотенце 4) Агриков меч

4. От чего тело Петра покрылось струпьями?

1) от вражьей крови 2) от деяний жены своей 3) от неправильного лечения 4) от высокомерия своего

5. Кем работали брат и отец Февронии?

1) Лесорубами 2) древолазами 3) плотниками 4) столярами

6. Что попросила Февронья у бояр?

1) Богатства 2) часть государства 3) Агриков меч 4) супруга Петра

7. Какой ручной зверь жил у Февронии, героини «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

1) белка 2) заяц 3) лиса 4) ёж

8. Во что превратились крошки хлеба в руке княгини Февронии, героини «Повести о Петре и Февронии».

1) в жемчуг 2) в золотые монеты 3) в ладан и фимиам  4) в самоцветы

9. В какой день умерли святые блаженные Пётр и Феврония?

1) 25 мая 2) 25 июня 3) 25 июля 4) 25 августа

10. Что должна была сделать из пучка льна Феврония, героина «Повести о Петре и Феворинии Муромских»?

1) сорочку 2) порты 3) полотенце 4) плащ

11. Какими именами нареклись в монашестве святые Пётр и Феврония?

1) Павел 2) Давид 3) Елена 4) Ефросинья

12. По какой реке плыли князь Пётр и княгиня Феврония, герои «Повести о Петре Февронии Муромских»?

1) Дунай 2) Днепр 3) Волга 4) Ока

Ответы:

1- 1

2- 3

3- 4

4- 1

5- 2

6- 4

7- 2

8- 3

9- 2

10- 1,2,3

11- 2,4

12- 4

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» (7 класс)

1. Кто является автором повести?

а) древний неизвестный летописец б) монах Нестор

в) писатель Ермолай Еразм

2. Определите жанр произведения.

а) житие б) сказание в) бытовая повесть

3. Черты, каких фольклорных жанров, проявились в «Повести о Петре и Февронии»?

 а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча

4. Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести?

а) волшебный конь

б) борьба со Змеем

в) встреча с мудрой девой

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести?

а) рассказ о благочестивых родителях

б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни

в) построение храма, церкви

6. Какова функция загадок в повести?

а) подчеркнуть связь с фольклором

б) показать мудрость героини

в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной

7. В каком городе происходит действие?

а) Муром б) Киев в) Новгород

8. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

а) Олег б) Владимир в) Павел

9. В чём тайна смерти злого змия?

а) тайну смерти не знал сам змий

б) его ждала смерть от Петрова плеча, Агрикова меча

в) смерть была на конце иглы

10. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

а) пучок льна б) сорочку, порты и полотенце в) Агриков меч

11. От чего тело Петра покрылось струпьями?

а) змий забрызгал его своей кровью

б) от деяний жены своей

в) от неправильного лечения

12. Чем занималась Феврония, когда слуга Петра впервые приехал в село Ласково? 

а) занималась по хозяйству; б) ткала полотно; в) вышивала

13. Кем работали брат и отец Февронии?

а) лесорубами; б) древолазами; в) плотниками

14. При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра?

а) Пётр должен был жениться на Февронии

б) он должен был истоптать три пары железных сапог 

в) он должен был её богато одарить 

15. Что попросила Февронья у бояр?

а) богатства; б) Агриков меч; г) супруга Петра

16. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии?

а) мудрость; б) любовь; в) смирение

17. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она

а) была мудрее их; б) имела дар целительства; в) была незнатного рода

18. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром?

а) город стал процветать; б) в городе начались усобицы

в) ничего не изменилось

19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить тела Февронии и Петра? 

а) жестокими; б) неразумными; в) трусливыми

20. Что происходило в гробах героев после их смерти?

а) зажигались свечи; б) исцелялись больные

в) умершие соединялись в одном гробу
21. Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета? 

а) Павел и Фёкла; б) Давид и Ефросиния; в) Владимир и Василиса 

22. Как можно понять финал повести?

а) торжество любви; б) чудо как награда за благочестие

в) сказочный финал

Ответы к тесту

1. в

2. в

3. б, в, г, д

4. б, в

5. а, в

6. б, в

7. А

8. в

9. б

10. в

11. а

12б

13 б

14а

15г

16б

17б

18б

19б

20в

21б

22а

Блиц-опрос по тексту «Повесть о Петре и Февронии»

1. Кто написал «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
а) Нестор; б) Аввакум; в) Ермолай-Еразм;+ г) Епифаний Премудрый.

2. Назовите век, в котором была создана «Повесть о Петре и Февронии Муромских»:
а) 10; б) 12; в) 15; г) 16.+

3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – это:
а) житие; б) бытовая повесть;+ в) воинская повесть; г) легенда.

4. Назовите имя князя, который правил Муромом до Петра:
а) Петр; б) Павел;+ в) Игорь; г) Владимир.

5. Какой чудовище явилось жене князя?
а) летающий змий;+ б) Идолище Поганое; в) черт; г) голубой дракон.

6. Кто подослал к жене князя чудовище?
а) дьявол;+ б) князь; в) враги; г) ангелы.

7. Кем представился явившийся к жене князя?
а) демоном; б) поклонником; в) князем Павлом;+ г) отцом.

8. О чем жена князя Павла спросила летающего змия?
а) о том, сколько у них будет детей; б) куда пропал ее сын;
в) сколько ей осталось жить; г) от чего может быть смерть князю.+

9. Кого Павел попросил убить змея?
а) колдуна; б) епископа; в) воеводу; г) Петра.+

10. В каких отношениях состоялись князь Павел и Петр?
а) кумовья; б) братья;+ в) отец и сын; г) дядя и племянник.

11. Как назывался меч, который показали князю?
а) Аничков; б) меч Авгаря; в) меч-кладенец; г) Агриков меч.+

12. Кто показал князю меч?
а) отец; б) жена; в) ребенок;+ г) дьявол.

13. Кого летающий змий перед смертью обрызгал кровью?
а) Павла; б) Петра;+ в) жену Павла; г) сына Павла.

14. Что появилось на теле Петра там, куда попал кровь змия?
а) ожоги; б) язвы;+ в) чешуя; г) кровоточащие раны.

15. Как называлось место, где слуга отыскал Февронию?
а) Лысково; б) Ласково;+ в) Доброво; г) Любимово.

16. За каким занятием слуга застал Февронию?
а) за вязанием; б) за шитьем; в) за ткачеством;+ г) за плетением лаптей.

17. Отец Февронии был:
а) священником; б) древолазом;+ в) лесником; г) земледельцем.

18. Что собирал отец Февронии?
а) плоды; б) шишки; в) мед;+ г) сухие ветки.

19. Какую услугу Феврония могла оказать Петру?
а) исцелить его;+ б) помолиться за него; в) дать ночлег; г) накормить.

20. Что Феврония попросила у Петра в качестве награды за оказанную помощь?
а) десять золотых монет; б) жениться на ней;+ в) помолиться за нее;
г) ничего.

21. Что Феврония дала Петру?
а) клубок шерстяных ниток; б) веник для бани; в) сосуд с хлебной закваской;+ г) сушеную траву.

22. Куда, по слову Февронии, Петр должен был пойти далее?
а) в баню;+ б) домой; в) в лес; г) в церковь.

23. Пучок какого растения Петр послал Февронии?
а) полынь; б) хлопок; в) черемуха; г) лен.+

24. Что Феврония послала Петру?
а) обрубок полена;+ б) камень; в) цветок; г) пирог.

25. Кто осуждал князя Петра за женитьбу на простой девушке?
а) родители; б) бояре;+ в) крестьяне; г) духовенство.

26. Как князь Петр отреагировал на недовольства его браком?
а) казнил всех, кто был против;
б) оставил престол и уехал с женой из Мурома;+
в) не обратил на это внимания;
г) отказался от Февронии и женился на другой.

27. Назовите реку, по которой оправились из Мурома Петр и Феврония?
а) Нева; б) Волга; в) Днепр; г) Ока.+

28. Какой фольклорный жанр встречается в повести?
а) загадки;+ б) сказка; в) былина; г) частушка.

29. С какими именами Петра и Феврония приняли монашеский постриг?
а) Павел и Екатерина; б) Давид и Ефросиния;+
в) Владимир и Василиса; г) Андрей и Ангелина.

30. Когда Петр и Феврония Муромский умерли?
а) 2 мая; б) 5 апреля; в) 25 июня;+ г) 12 августа

-Ребята, а вы
знаете, что-то за памятник и кому он посвящён?

СЛАЙД 4 (памятник)

image003

В центре
Рязани на улице Почтовой возвышается памятник русскому воину. Монумент
представляет богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале.
Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю,
защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. СЛАЙД  5 (Коловрат)

Рассказ
учителя на фоне мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате»:
https://www.youtube.com/watch?v=S_IQMaw9KlM&t=312s

И некий из
вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с
князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и
выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю
Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди
убиты.

И помчался во
град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа
полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И
воскричал Евпатий в горести души своей, распалялся в сердце своем. И собрал
небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых Бог соблюл вне
города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле
Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и
смешалися все полки татарские.

И
стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и
мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам,
что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские,
бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что
и сам царь устрашился.

И
едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от
великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать:
«Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же
отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича
Рязанского, а от полка мыф Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря
Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью
проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать
чаш на великую силу — рать татарскую».

Царь
же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия,
а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал
привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские,
стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был
исполин силою и рассек Хостоврула наполы до седла. И стал сечь силу
татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам
рассекал, а других до седла разрубал.

И
возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него
множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных
камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю.

Царь
же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, — и стали все
дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали
царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах
бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали
нам. Это люди крылатые, не знают они смерти, и так крепко и мужественно на
конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами.

Ни
один из них не съедет живым с побоища».

И
сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня
попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей
побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал
бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его
дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и
ничем не вредить им.

-Давайте
окунемся в то время и посмотрим отрывок из фильма «Легенда о Коловрате»

https://www.youtube.com/watch?v=Yp3wyNO6YZ0

Следующая
Легенда Рязанского края об Авдотье Рязаночке.

СЛАЙД 6
(Авдотья Рязаночка)

Для
этого предлагаю выйти 3-м ученикам и прочитать нам информацию.

1 уч.
Авдотья была женщиной из обыкновенной рязанской семьи, воспитывала маленького
ребёнка. Ее муж и брат не входили в дружину, а занимались ремеслами. Жили
они, как и большинство людей того времени, в небольшом деревянном домике.

Зимой
1237 года Авдотья отлучилась в Муром – купить ткани, чтобы сшить для всей
семьи новые рубахи. Путь около двухсот километров нужно было преодолеть
пешком, ведь зимой коня в дороге кормить нечем. Больше месяца потратила
женщина на свое путешествие, а когда благополучно вернулась домой, то обнаружила
сожженный до тла город Рязань ханом Батыем.

2 уч.
Проплакав несколько дней, Авдотья осмотрела
всех убитых рязанцев. Ее родных среди них не оказалось. Позже выяснилось, что
брата, мужа и сына Авдотьи увели в полон (плен) татары. Тогда женщина
решилась на поступок, на который до нее не отваживался никто. В одиночку она
пошла пешком за две с половиной тысячи километров – в Золотую Орду, чтобы
выручить из плена своих близких.

После
того, как Авдотья достигла ханской ставки, Рязаночку провели к Батыю в шатер.
Услышав ее просьбу освободить родных, хан расхохотался и сказал, что пленных
у него много и не будет он среди них искать родственников Авдотьи. Только из
уважения к ее храбрости хан предложил ей сорвать любой цветок, растущий перед
шатром, и искать своих близких, пока цветок не завянет в руках Авдотьи. Если
завянет – ее ждет казнь.

3 уч.
Женщина выбрала невзрачный желтый бутон и отправилась к пленным русичам.
Почти три дня ходила она среди тысяч пленников, а маленький цветочек в её
руках не только не завял, а даже расцвел. К вечеру третьего дня поисков
Авдотья вдруг увидела в толпе своих родных. Муж, сын и брат – живые – стояли
перед ней.

Но
коварный хан заявил, что может отпустить только одного из троих. Подумав,
женщина сказала, что замуж можно выйти во второй раз, детей родить себе можно
и ещё, а вот если потерять брата, то восполнить потерю уже никак не
получиться. Авдотья Рязаночка попросила отпустить с нею брата.

Хан
Батый был поражен мудростью женщины. Ведь во время осады Рязани он потерял
собственного брата – тот погиб где-то под крепостными стенами. Вспомнив об
этом, хан смилостивился и отпустил домой вместе с Авдотьей всю ее семью.

Как вы
думаете, как назывался цветок?

СЛАЙД  7
(цветок)

Предлагаю вам
сделать такой цветок самим.

Выполнение
цветка в технике оригами. И раскрасить его в жёлтый.

Ребята, вы
знаете, какой праздник 8 июля? СЛАЙД 8 (семья)


Верно А вы его как- то отмечаете?

В   России,   как   праздник,   он   был   введен
совсем недавно – в 2008 году, хотя история этого дня уходит своими корнями
глубоко в прошлое.  Почти 800 лет православные почитают 8 июля
память святых Петра и Февронии Муромских  СЛАЙД 9 ( Петр и Февронья)
 покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля,
День   Петра   и   Февронии,  уже   давно   считается
счастливым для любви и просто создан для свадеб.  

Кто
знает, когда появилось слово семья?

Обучающийся
читает стихотворение.

-А кого вы
считаете своей семьёй?

Давайте
посмотрим историю о Петре и Февронии.
https://www.youtube.com/watch?v=TrZXtsHfvpc&t=20s

-Если вам
понравилась эта история вы можете посмотреть мультфильм «Сказ о Петре и
Февронии»

-Да, он посвящён Евпатию Коловрату.

Обучающиеся читают информацию.

— Цветок бессмертник

Демонстрация цветков.

-День семьи.

Когда
появилось слово «семья»?

Ведь
раньше о нём не слыхала Земля…

Но
Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас
я тебе семь вопросов задам –

Кто
деток родит мне, богиня моя?

И Ева
тихонько ответила: «Я».

Кто
их воспитает, царица моя?

И Ева
покорно ответила: «Я».

Кто
платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает,
украсит жильё?

«Я, я
– тихо молвила Ева, – я, я», –Сказала она чудесных семь «я».

Вот
так на Земле появилась Семья.

Ответы обучающихся.

Лучшие христианские мультфильмы для детей и подростков

Маленький барашек ищет своего Пастуха, который бы мог его вести, учить жить правильно, заботится о

Отче Наш. Христианская молитва
Великие Библейские герои и легенды: Иешуа и битва при Иерихоне (2003)
Иисус, Он жил среди нас | Jesus, He lived Among us (2011)

Анонс мультфильма: «Голос мучеников» предлагает новый 90-минутный анимационный фильм «Иисус: Он жил

Варавва | The Witness (1996) DVDRip

Полнометражный мультипликационный фильм. Варавва — бунтовщик и разбойник, приговоренный к смерти,

Анимированные истории Ветхого Завета. Моисей | Елисей
Богочеловек | The GodMan (2005)
История Ричарда Вурмбранда | The Richard Wurmbrand Story (2009)

Фильм-анимация о жизни основателя организации «Голос мучеников» — Ричарда Вурмбранда. Месяцы в

Египетская сказка | A tale of Egypt ( 1998 )

Однажды дочь фараона спасла из вод Нила младенца Моисея, он остался жить при дворе и стал лучшим

История Джима Эллиота | The Jim Elliott story

В мультфильме описана история жизни и миссионерский труд Джима Эллиата, который в числе других пяти

Панчинелло

Страна: США Жанр: мультфильм, семейный Год выпуска: 2004/2003 Перевод: Профессиональный

История Эрика Лиддела | The Eric Liddell story (2008)

Успех, богатство, признание. То, о чем мечтают многие, чем дорожит этот мир. Противостать таким

История Эми Кармайкл | The Amy Carmichael story (2008)

В мультфильме описана история жизни и миссионерский труд Эми Кармайкл, главным делом которой стало

История Гледис Эйлуорд | The Gladys Aylward story (2008)

Мультфильм основан на истории жизни Гледис Эйлуорд. Всегда мечтавшая о миссионерской деятельности,

Моя первая Библия. Серии 1-2: Сотворение мира, Ноев ковчег (1996) VSHRip

Этот мультсериал отличают замечательная классическая анимации и мелодичная музыка. Он познакомит

Трещина (2011)

История о кувшине, в котором была трещина и о том, как недостатки могут превратиться в достоинста.

Сборник из девяти кукольных и рисованных по-разному мультфильмов, собранных в три диска и

Царь Давид | The King | The story of king David (2006|DVD5)

На поле сражения Давид, вооруженный только одной пращей, вступает в поединок против облаченного в

Хранители истории
Великие библейские герои и истории: Рождество Христово | Greatest Heroes and Legends of the Bible: Christmas (1998) DVDRip

Рождество Христово называют величайшим событием из всех, когда-либо произошедших, и тому есть

Великие библейские герои и истории: Эдемский сад | Garden of Eden (1998) DVDRip

«В начале Бог создал Небеса и Землю…» Этими словами начинается Библейская история сотворения Мира.

Десять заповедей для детей | K10C: Kids’ Ten Commandments

Полезные, интересные и красивые истории для детей. 11 летний мальчик Сет открывает для себя 10

Великие библейские герои и истории: Давид и Голиаф | David and Goliath (1998) DVDRip

Когда мир был молод и полон чудес, в Вифлееме жил пастух по имени Давид. Он был младшим в семье, и

Великие библейские герои и истории: Даниил и пещера льва (1998) DVDRip
Библейские притчи (2009) DVDRip

Четыре библейские притчи изложены в анимационном фильме

Рождественское сокровище Михея | Песнь Ангела (1996)
Супер книга | Super book (DVD, AVI) 1981

Два любопытных ребенка находят старую Книгу, которая раскрывает перед ними двери в чудесный мир

Чудотворец | Miracle maker (2000)

Мультфильм о жизни, служении, чудесах Иисуса Христа и добрых делах, которые он творил для людей. Он

Анна молится Богу и дает Ему клятву, что посвятит Ему ребенка, если Он дарует Его ей. И Бог подарил

Десять заповедей | The Ten Commandments (2007)

Фильм повествует о знаменитом библейском персонаже Моисее, о его рождении, возмужании, массовом

Одна жизнь | One life (2008)

Перед глазами умирающего в больничной койке старика проносится вся его жизнь,незадолго до своего

Барашек | Boundin (2003)
Маленький пастух
Добрый самаритянин | Good Samaritan (2007)

Притча, которую рассказывал Иисус Христос, будучи еще на земле.

В этой истории рассказывается о молодых годах Иисуса. Вы станете свидетелями того, как Мария с

Праведный судья | Righteous Judge (2007)

«Правдивый судья» восстанавливает события, которые происходили, когда Иисус учил своих

Источник

мультфильмы

f63c72c3 2206 4251 8d06 b2a2f3bfb46b

Крепость: щитом и мечом

Исто­ри­ко-при­клю­чен­че­ский мульт­фильм от режис­се­ра Федо­ра Дмит­ри­е­ва. Рос­сия, нача­ло XVII века, Смут­ное вре­мя. Поль­ско-литов­ские вой­ска под коман­до­ва­ни­ем коро­ля Сигиз­мун­да III оса­ди­ли Смоленск.

Мультфильмы из цикла «Гора самоцветов»

«Гора само­цве­тов» — муль­ти­пли­ка­ци­он­ный сери­ал по моти­вам ска­зок наро­дов России.

Песнь Ангела

Песнь Анге­ла — необык­но­вен­ная исто­рия, слу­чив­ша­я­ся с малень­ким маль­чи­ком в канун Рож­де­ства. Вме­сте с ожив­шей игруш­кой — але­баст­ро­вым Анге­лом, юный…

Лили и снеговик

Тро­га­тель­ный рож­де­ствен­ский мульт­фильм «Лили и Сне­го­вик» рас­ска­зы­ва­ет про девоч­ку, кото­рая сле­пи­ла сне­го­ви­ка, а он вдруг… ожил и стал ее хорошим…

Рождество Христово

Пра­во­слав­ный мульт­фильм, рас­ска­зы­ва­ю­щий о Рож­де­нии Спа­си­те­ля в Виф­ле­е­ме. В кон­це филь­ма зву­чит тро­парь Рож­де­ству Хри­сто­ву. 2010 г.

Рождество обитателей леса

Мульт­фильм о ска­зоч­ной Рож­де­ствен­ской ночи, сня­тый в дале­ком 1913 году. Режис­сер: Вла­ди­слав Старевич

Рождественская сказка

“Рож­де­ствен­ская сказ­ка” – это исто­рия о малень­кой девоч­ке Мару­се, кото­рая чуть не замерз­ла в Рож­де­ствен­скую ночь. Но ее спас ангел.…

Рождество

Фильм «Рож­де­ство» режис­се­ра и худож­ни­ка Миха­и­ла Алда­ши­на вызы­ва­ет вос­торг и радость от сопри­кос­но­ве­ния с Чудом рож­де­ния Младенца.

Святой Преподобный Серафим Саровский Чудотворец

Муль­ти­пли­ка­ци­он­ный фильм «Свя­той Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский Чудотворец».

Пророк Илия

Пра­во­слав­ный муль­ти­пли­ка­ци­он­ный фильм по Вет­хо­му Заве­ту. См. так­же раз­дел Про­рок Илия Фесви­тя­нин на пор­та­ле “Азбу­ка веры”

Сказание о Петре и Февронии

Сюжет осно­ван на житие рус­ских свя­тых Пет­ра и Фев­ро­нии Муром­ских (память 8 июля). Свет их люб­ви и вер­но­сти дохо­дит до…

Святочные рассказы

Две­на­дцать январ­ских дней от Рож­де­ства до Кре­ще­ния назы­ва­ют­ся Свят­ки — свя­тые дни. Ведь они освя­ще­ны вели­ки­ми собы­ти­я­ми Рож­де­ства Хри­сто­ва и Богоявления.

Встреча

Это исто­рия, в кото­рой сол­дат рас­ска­зы­ва­ет, как ико­на Божи­ей Мате­ри Казан­ская спас­ла его от смер­ти. На вой­ну он пошел летчиком,…

Это мой выбор

Жил в одном горо­де князь, и нашла на него тос­ка. “Бог оста­вил меня”, — ска­зал князь. Как-то, заблу­див­шись, при­шел князь…

Щедрик

Щед­рик, щед­рик, щед­рівоч­ка, При­леті­ла ластівоч­ка, Ста­ла собі щебе­та­ти, Гос­по­да­ря викли­ка­ти: — Вий­ди, вий­ди, гос­по­да­рю, Поди­ви­ся на коша­ру, Там овеч­ки покотились,…

Архангел Михаил

Пра­во­слав­ный мульт­фильм для детей и взрос­лых. См. так­же раз­дел Архан­гел Миха­ил на пор­та­ле “Азбу­ка веры”.

Азбука церковнославянская

Муль­ти­пли­ка­ци­он­ный фильм. Руко­во­ди­тель про­ек­та: мона­хи­ня Иоан­на (Орло­ва). Автор идеи: Ири­на Кодюкова.

Самый маленький гном

“Самый малень­кий гном Вася”, мультфильм.

История одного колокола

Пра­во­слав­ная сказ­ка для малень­ких и взрос­лых. Прот Нико­лай Агафонов.

Жил был пес

Ани­ма­ци­он­ный фильм “Жил-был пес” Эду­ар­да Наза­ро­ва воз­гла­вил “Золо­тую сот­ню” рос­сий­ских мульт­филь­мов, создан­ных за 100 лет

Источник

30 христианских мультфильмов.

Волшебный мир мультфильмов сопровождает большинство из нас с рождения. Мультфильмы детства остаются в нашей памяти на долгое время и кажутся самыми лучшими даже спустя многие годы. А что бы мы хотели показать сегодня нашим детям? Каждый выбирает в соответствии со своими вкусами, воспитательными целями и семейными традициями. Мы же подготовили подборку мультфильмов с христианским содержанием: некоторые из них прямо рассказывают о евангельских событиях, другие заставляют задуматься о важных для христианина смыслах.
————————————————————
(прим. для тех у кого полностью не загружается тема ссылка
http://foma.ru/30-hristianskih-multfilmov.html )
———————————————————————————————

Итак, для тех кому интересно. Смотрите сами и показывайте своим детям

«Рождество»

Режиссер Михаил Алдашин

«Библейские притчи»

Год выпуска:2009
Жанр:Рисованный мультфильм
Продолжительность:00:25:00
Режиссер:Сергей Антонов

«Истории Ветхого Завета». В 9 сериях

Режиссеры: Д. Демидов, И. Монаенкова

«Истории Ветхого Завета» в 35 сериях

Анимированные истории Нового Завета

Nest entertainmont and Rich Animation Studios

«Принц Египта»

Режиссёры: Бренда Чапман, Стив Хикнер, Саймон Уэллс.

«Благовещение» мультфильм для детей

Мультфильмы об иконах Богородицы:

«Путеводительница». Мультфильм о Тихвинской иконе Божией Матери

Режиссеры: Наталья Федченко, Любовь Апраксина. Россия, 2008

«Встреча». О Казанской иконе Божией Матери

Режиссер Наталья Федченко. Россия, 2009

«Свет Неугасимый». Об Иверской иконе Божией Матери

Режиссер Наталья Федченко. Россия, 2012

«Заступница». О Владимирской иконе Божией Матери

Режиссер Наталья Федченко. Россия, 2014

Жития святых:

«Братья»

О святых Борисе и Глебе

Режиссер: Артем Лукичев. Россия, 2012.

«Сказание о Петре и Февронии»

Режиссер Надежда Михайлова. Россия, 2008

«Про Василия Блаженного»

Режиссер Наталья Березовая.Россия, 2008.

Режиссер Сергей Меринов. Россия, 2009.

«Преподобный Серафим Саровский»

Режиссеры: Владислав Пономарев, Алина Ивах. Россия, 2008

«Пересвет и Ослябя»

Режиссер: Станислав Подивилов. Россия, 2008.

«Андрей Первозванный»

«Самая обычная история»

Детям о жизни преподобного Сергия Радонежского

Христианские истории и сказки:

«Рождественская история»

Экранизация пятой повести из «Рождественских повестей! Чарльза Диккенса» — «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями»

К сожалению, данный мультфильм был удален с ресурса Ютуб по просьбе правообладателя.

Режиссёр Роберт Земекис. США, Walt Disney Pictures, 2009

«Полярный экспресс»

«Святочные рассказы»

Режиссёр Роберт Земекис. США, Warner Bros., 2004

Режиссер Ирина Кодюкова. Беларусь, 1994-2007

«Солдатская песня»

Режиссер Елена Чернова. Россия, 2009

«Сказка с ангелом»

Режиссеры: Д. Палагин, А. Кондрашов. Россия, 2004

«Снежная королева»

Режиссёры: Лев Атаманов и Николай Фёдоров. СССР, Союзмультфильм, 1957

«Гадкий утенок

Режиссёр Владимир Дегтярёв. СССР, Союзмультфильм, 1956.

«Заколдованный мальчик» (Приключения Нильса)

Режиссёры: Владимир Полковников и Александра Снежко-Блоцкая. СССР, Союзмультфильм, 1955

«Повесть временных лет». В 24 сериях

Режиссеры: Мария Ховенко, Инга Монаенкова. Россия, 2011

Ангел

– по мотивам рассказа Ганса Христиана Андерсена

Режиссер — Т. Иванова, 1996

И КОНЕЧНО ЖЕ

Рождественская сказка

по материалам журнала «Фома»
автор Орлова Анна

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

  • Рассказ о петре гриневе от лица савельича
  • Рассказ о петре первом для детей 4 класса
  • Рассказ о петре муромском по литературе
  • Рассказ о петре и февронии муромских для детей
  • Рассказ о петре и февронии аудиокнига