Рассказ о петре гриневе из капитанской дочки 8 класс кратко

Одним из главных героев произведения пушкина капитанская дочка является птр гринв, шестнадцатилетний юноша, молодой дворянин. будучи мальчиком, он получил очень

Одним из главных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка» является Пётр Гринёв, шестнадцатилетний юноша, молодой дворянин. Будучи мальчиком, он получил очень слабенькое образование, его нельзя было назвать прилежным учеником (стоит только вспомнить, что из географической карты он сделал воздушного змея), да и учителя не особенно занимались им и его образованностью. Маленький Петруша урокам предпочитал игры с ребятами. Когда мальчик подрос, отец отправил его на службу в Оренбург, чтобы Пётр взялся, наконец, за ум. На протяжении всего произведения Пушкин показывает нам превращение Петра из ничего не смыслящего в жизни разгильдяя в зрелого юношу, человека чести. В самом начале своего путешествия Петруша ещё не умеет даже распоряжаться финансами, он легко проигрывает в карты практически случайному человеку, но впоследствии извлекает из этого хороший урок.

Когда Пётр впервые встречается с Пугачёвым, ещё не зная, кто он, он щедро одаривает незнакомого человека, жалует ему свой тулуп. В этом проявляется не только великодушие героя, но и его забота о незнакомом человеке, у которого нет достаточно тёплой для такой суровой зимы одежды.

В Белогорской крепости, куда юношу отправили по службе, он полюбил девушку Машу. Это была очень чистая, светлая любовь, в которой не было мести корысти, ведь Маша не была красавицей и не обладала богатым приданым. Когда девушку попытался очернить другой офицер, Швабрин, Гринёв рискнул жизнью на дуэли, защищая честь девушки, что позиционирует его как благородного и отважного юношу. Но не только в этом проявились его смелость и наличие чести.

Когда Пугачёв захватывает крепость, Пётр отказывается присягать ему, хотя может лишиться за это жизни. Он, однако, не раз говорит Пугачёву, что присягнул на верность Государыне и своей родине и не может от этого отречься. В дальнейшем, сколько бы раз судьба ни сталкивала его с Емельяном, Пётр отказывается служить ему, оставаясь верным своей присяге.

Большое значение в его жизни имеет и любовь к Маше Мироновой. Ради девушки он рискует несколько раз не только своей жизнью, возвращаясь к Пугачёву в захваченную крепость, но и своей честью. Гринёв попадает в тюрьму по ложному обвинению в предательстве Родины, он может оправдать себя, но не делает этого, заботясь о чести любимой девушки.

Таким образом, мы видим, как Петруша Гринёв вырастает в отважного, верного, великодушного и сострадательного человека, человека чести, и становится по-настоящему положительным героем.

Сочинение 2

Петр Андреевич Гринев – молодой дворянин. До 16 лет герой воспитывался и обучался дома. Петр Гринев хорошо владеет французским языком, увлекается литературой, сочиняет стихи. Герой обладает романтическим складом характера, он искренний чувствительный человек.

Когда юноше исполнилось 16 лет, его отец принял решение отправить служить молодого Петра в Оренбург в Белогорскую крепость. Отец Гринева был твердым гордым человеком, он хотел, чтобы его сын вырос смелым и честным мужчиной. Наставления отца сыну: «береги честь смолоду». Эта фраза становится стержнем повествования, молодой Гринев следует завету родителя, что помогает ему во многих жизненных ситуациях.

По дороге в крепость, Гринев встречает Емельяна Пугачева. Тогда беглый казак еще не был известен. Будущий предводитель крестьян, помог Петру в метель отыскать дорогу к постоялому двору, за что молодой человек в благодарность подарил Пугачеву заячий тулуп. Эта встреча оказалась судьбоносной для Гринева.

В Белогорской крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта. Между молодыми людьми появляются взаимные чувства любви и уважения. Сложные неприятельские отношения складываются у Гринева с Швабриным, попавшим в крепость за дуэль. Когда Швабрин оскорбил Машу, Петр вызвал офицера на дуэль. Такое поведение героя говорит о нем как честном, благородном, мужественном человеке.

Гринев  хороший офицер, начальство довольно его службой. Петр один из немногих, кто защищал крепость от банды Пугачева.  Во время разговора с предводителем бунтовщиков герой отказывается перейти на его сторону, и честно говорит о том, что если ему прикажут сражаться против банды Пугачева, то он исполнит свой долг перед отечеством. Петр не побоялся отправиться на спасение Маши Мироновой, находившейся в плену у Швабрина. Гринев тайно пробрался в крепость, понимая, что за это могут казнить. Ему удалось спасти девушку. Помня о добром поступке Гринева, Емельян Пугачев отпускает Машу и Петра из крепости.

Действия Гринева характеризуют его как смелого, храброго человека. Гринев способен на искренние чувства. В конце повести он женится на Маше Мироновой и находит счастье в семейной жизни.

Таким образом, в повести «Капитанская дочка» образ Петра Гринева показан в эволюции развития личности главного героя: в крепость Петр едет молодым легкомысленным юношей, затем в ходе развития сюжета предстает уже смелым храбрым офицером, верным слову и чести, в конце повести, Гринев показ уже как ответственный решительный мужчина.

Характеристика 3

В данном замечательном произведении рассказывается об исторических событиях, которые несут в себе идею того, какое воспитание следует давать следующим поколениям, и чему их стоит учить. Петра Гринева можно назвать главным героем данного произведения, от личности которого ведется рассказ. Будучи семнадцатилетним молодым человеком и сыном дворянина, который жил в Симбири. Его отца, Андрея Петровича Гринева, можно назвать человеком чести, а также долга перед своей страной. Сыну он хотел объяснить то, что следует развивать в себе такие качества, как достоинство и честь, храбрость, а также патриотизм. До того, как у героя родился сын, он решил записать мальчика в Семеновский полк. Петр обучался на домашнем обучении, и первым наставником мальчика стал человек по имени Савельич, что старался вырастить мальчика грамотным и честным человеком.

Во время своего двенадцатого дня рождения, мальчику бал выписан гувернер из столицы, который не выполнял свои обязанности честно, так как не хотел тратить время на воспитание юноши. Однако, мальчик, несмотря на все это, смог выучить французский язык, что помогло ему заниматься различными переводами. В семнадцатилетнем возрасте, юноша решил пойти на службу. Однако, город, в который его отправили, не соответствовал его желаниям и мечтам. Ведь, Петр, хотел поехать в Москву, а был отправлен в Оренбург. Нельзя говорить о том, что автор наделил главного героя исключительно положительными качествами. В нем, по ходу формирования его личности и характера, закладывались некоторые сильные качества, которые помогли ему в дальнейшем понять, в какое направление продвигаться.

Когда он познакомился с Иваном Зуриным, то это послужило ему хорошим уроком того, что не всем людям можно и стоит доверять. Ведь его новый знакомый, подпоив юношу, выиграл у него в карточной игре немалую сумму денег. В моменте, связанным с дуэлью, Петр показал себя довольно храбрым и отважным юношей, так как не побоялся сразиться с оппонентом за то, чтобы честь девушки была сохранена. Также, герой стал свидетелем восстания, организованного Емельяном Пугачевым, что оказало на него колоссальное впечатление. Он отказал Пугачеву в том, чтобы присоединиться к его отряду, и должен был понести смертельное наказание. Однако, случай, спас юношу. Как-то раз, Гринев спас революционера от холода, за что Петр остался в живых. На протяжении всего произведения Гринев показывал себя отважным молодым человеком, который не страшился трудностей и опасностей на пути.

Сочинение Гринёв Пётр

В «Капитанской дочке» автор попытался раскрыть суть реально происходящих исторических действ, с помощью чего, старался донести до читателей нравственно-этическое значение данного произведения. Петра Гринева можно рассматривать как основного персонажа в данном романе, а также стоит отметить тот факт, что он является повествователем данной замечательной истории. Будучи семнадцатилетним сыном дворянина, который жил в Симбирской части России, герой получал образование на дому. Его отец старался прививать собственному сыну такие качества, с помощью которых он бы смог проявлять патриотизм, смелость и упорство. Еще до момента рождения Петра, его отец записал мальчика в Семеновский полк на службу.

Учителем Петра был крепостной человек по имени Савельич. Он обучал мальчика грамоте, и старался делать все, чтобы он вырос умным и образованным человеком. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, ему прислали другого учителя, который не так добросовестно и качественно выполнял свои обязанности. Однако, он сумел научить мальчика французскому языку, что помогло Петру заниматься профессиональными переводами. В возрасте семнадцати лет, мальчика направили на службу. Однако, местом его службы стала не столица, как мечтал сам Петр, ведь направили его в Оренбург. Из-за этого, юноша сильно расстроился.

Нельзя сказать о том, что автор наделил данного главного героя исключительно положительными чертами и качествами. Ведь в данной повести можно заметить то, что Петр со временем принимает свои недостатки, и старается их исправить. При этом, он становится весьма сильной и успешной личностью благодаря подобным изменениям. Когда он познакомился и Иваном Зуриным, то через некоторое время испытал горький урок. Ведь Зурин подпоил Петра, и начал играть с ним на деньги, при этом, конечно же, обыграл юношу, который находился в подобном состоянии. В моменте, связанным с дуэлью, Петр сумел раскрыться как человек, который не побоялся рискнуть собственной жизнью ради того, чтобы защитить честь девушки. Как-то раз он стал свидетелем бунта, который сопровождался при командовании Пугачева. Они предложили Петру стать частью их команды, однако, получили отрицательный ответ от него. Вследствие чего они чуть не казнили юношу, однако его спасло то, что он был знаком с Емельяном, и даже как-то раз спас его. Благодаря поступкам главного героя, можно научиться тому, что нужно стараться беречь свою честь смолоду, и соответственно жить по своим принципам и убеждениям.

`

Образ Петра Гринёва

Популярные сочинения

  • Русская литература второй половины XIX века (19 века)

    XIX век стал «золотым» для русской литературы. В это время появилось много замечательных поэтов и писателей. Чьи имена известны далеко за пределами России, именно они познакомили мир с русской классической литературой

  • У войны не женское лицо сочинение по повести А зори здесь тихие

    Война. Эта тема в современном мире как никогда актуальна. Миллионы трагедий. Миллионы сломанных судеб.

  • Сила любви — сочинение 9, 10, 11 класс

    Любовь является удивительным чувством и даже даром. Если человек любит, то он способен на поступки и истинное ощущение счастья. Сила любви безгранична и она способна захватить каждого в свои сети.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Образ и характеристика Петра Гринёва в повести Капитанска дочка

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович, глубокий патриот с дворянской честью.  Много времени он уделял воспитанию сына, развивая в нем качества дворянина, а именно патриотизм, отвагу, честность, великодушие.

Гринев младший получил домашнее образование, обучением которого занимался крепостной Савельич.  Именно он обучил Петра грамоте.  В душе юнца осталось множество военных историй, которые рассказывал его наставник и они отложили огромный отпечаток на будущем парня.  Гринев отлично владел французским языком.

В  семнадцатилетнем возрасте Петр отправила отдавать долг Отечеству, то есть, на службу. Но ожидания Гринева младшего рухнули, как стена, когда он узнал, что вместо пышной столичной жизни его ждет небольшой город Оренбург. Главной целью отца было не развлечение сына и удовлетворение его прихотей, а то, чтобы он стал настоящим офицером. 

Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» — это не просто положительный персонаж. В повести показывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.

Гринев не был ветреным и беззаботным молодым человеком, но иногда совершал странные поступки. Как, например, выпивал с Зуриным и проигрался ему по полоний. Но это послужило хорошим уроком.

В Белогорской крепости, где он служил, сразу со всеми подружился и нашел общий язык.  Он даже стал своим человеком в семействе Мироновых. Служба приносила сплошное удовольствие Петру.

Когда была дуэль, читатель видит Гринева как смелого юношу, который готов отстаивать честь и достоинство девушки, к которой не равнодушен. Смелость Петра проявляется еще в том случаи, когда отказывается от присяги на верность самозванцу. 

За год жизни в Оренбурге он пережил множество испытаний и трудностей.  За это время он вырос, повзрослел, стал настоящим мужчиной. В общем, стал тем,  кем и хотел быть, кем хотела его видеть отец. Мужественным  и стойким к трудностям, Офицером с большой буквы.

Вариант 2

Повесть «Капитанская дочка» описывает период восстания Пугачева, а повествование ведется от имени Петра Гринева, который вспоминает свою жизнь.

Сначала читатель видит молодого юношу, обладающего благородством и чувством достоинства, который сам способен принимать решения, он мужественный, отзывчивый и самостоятельный, он чист душой и верен своему классу, так как он дворянин, и конечно же верен государыне. Петр Гринев меняется на глазах читателя. Он из гвардейца, мечтающего лишь о столичных удовольствиях, из наивного юнца превращается в  офицера, с умом и мудростью выходящего из затруднительных положений.

Пушкин не случайно выбрал Гринева повествователем, потому что он хотел, чтобы это был человек, который непосредственно участвовал в тех событиях и был знаком с Пугачевым. И Гринев как никто подходил для этого, потому что его отряд сражался против восставших отрядов Пугачева, когда они напали на крепость, но всё же отряд Петра проиграл. Когда произошла встреча Гринева и Пугачева, Гринев узнал в «лжецаре» провожатого, который провожал их с Савельичем во время пурги на постоялый двор. Пугачева расположили к молодому офицеру общие воспоминания, а так же он оценил его честность и отвагу. Пугачев по своей натуре был недоброжелателен к дворянам, но своей мудростью и смелостью Гринев заслужил его уважение и спас жизнь не только себе, но и своей невесте. Хотя Гринев и не разделял взгляды Пугачева, но он испытывал к нему сочувствие, потому что Пугачев проявлял к нему свое внимание и участие. Три раза Гринев был помилован Пугачевым, и сам Гринев рассказывает, что воспоминания о Пугачеве у него связаны с мыслями о пощаде.

Пушкин, выбирая рассказчиком Петра Гринева, не прячется за него, на протяжении всего повествования позиция автора четко прослеживается. Мысли и размышления Гринева заложены в него писателем, и ситуации подобраны так, что Гринев ведет себя именно так, как хочет Пушкин.

В повести как бы происходит слияние мирной жизни обычного, хоть и обладающего особенными личными качествами, человека Петра Гринева и исторических событий. Пушкин хотел показать, что жизнь обычных людей и составляет основу процессов, происходящих в истории.

Сочинение Характеристика и образ Петра Гринева

«Капитанская дочка» — одно из самых известных произведений А. С. Пушкина, наполненная глубоким психологизмом за счёт взаимодействия совершенно отличающих друг от друга героев. Историческое произведение у писателя приобрело форму романа, вскоре став известным и оценённым широким кругом читателей. Повествование ведётся от лица 18-три летнего Петра Гринева, главного героя, о котором и пойдёт речь.

Юноша родился в дворянской семье, чьё поместье располагается в Симбирской губернии. Отец его преданно служил Родине и считает это долгом каждого, поэтому сын, будучи даже не рождённым, был записан в Семёновский полк. Андрей Петрович воспитывал Петра как бесстрашного, великодушного и честолюбивого дворянина.

Образованием мальчика, а впоследствии и юноши занимался крепостной Гриневых. Савельчи обучил молодого дворянина некоторым наукам, но больше Петру запомнились истории о войне, сказки. После 12-тилетия образованием мальчика занимался Французский гувернёр, не утруждавший себя в работе, но все-таки обучивший младшего Гринева французскому языку.

В 17 лет юношу отправили на службу в Оренбург, что являлось не очень хорошей перспективой. Однако отец Петра считал службу в армии именно такой — суровой, в которой нет места бездельничеству.

Путешествие в столь отдаленный край действительно изменит жизнь и характер героя, закалит его. К примеру, встретившись в трактире и проиграв солидную сумму денег, главный герой осознаёт реалии мира, стараясь не поддаться влиянию общества и волнению со стороны Савельича, он стоит на своём, отдавая долг и не позволяя принизить своё достоинство, что говорит о просыпающемся честолюбии мальчишки.

Заячий тулуп, отданный, как мы узнаем впоследствии, Пугачеву, представлял большую ценность, но Пётр проявил великодушие и доброту, забыв о жадности.

В Белогорской крепости Гринев не скучал, нашёл новое увлечение и подружился с Мироновыми. Его поведение благоприятно сказалось на отношениях со многими, исключая Швабрина. Разногласия между героями стали предвестником конфликта, дуэли. На ней Пётр вновь показал решимость, желание постоять за себя и близкого человека.

Храбрость и честолюбие герой проявит во время захвата Пугачевым крепости. Пётр откажется служить самозванцу, сохранит честь и достоинство.

Особое место в душе героя занимает Маша Миронова. Безграничная любовь, искренность и желание бескорыстно помогать ей и её семье представляет нам Гринева как чувствительного, доброго и храброго человека, способного на подвиг ради любимых.

Поступки Петра возвышают его в глазах читателя. Он — пример нравственности и чести, присущей немногим людям.

Вариант 4

Повесть «Капитанская дочка» по жанру является историческим произведением. Но в ней  речь идёт не только о пугачёвском восстании. Основой сюжета становится военная служба молодого дворянина Петра Гринёва, вовлечённого в эти события. Образ главного героя помогает раскрыть идею произведения – только нравственно сильные люди  способны победить трудности. Эпиграфом произведения служит народная мудрость «Береги платье снову, а честь смолоду». Такой наказ юный Пётр получил от отца, и это стало главным принципом его жизни.  

Детство Петруши, как у всех поместных дворянских детей, было беззаботным. Сначала его воспитателем был крепостной «дядька» Савельич, который брал мальчика на охоту и рыбалку, рассказывал ему народные сказки. Он привил Петру дух «простонародья», что и заложило в нём многие нравственные начала. А от гувернёра – француза было мало толка, и он был изгнан Гринёвым – старшим за «небрежение» к обязанностям. В становлении личности юноши, основная роль принадлежала родителям. Добрая и ласковая мать передала ему лучшие душевные качества. Отец — человек с сильным характером, отставной премьер – майор, мечтал воспитать сына настоящим офицером. Ещё до появления на свет Пётр был приписан к Семёновскому полку. Но, когда пришло время, отец вместо Петербурга решил отправить сына «понюхать пороха» под Оренбург и дал наказ – беречь честь смолоду. Так на семнадцатом году Гринёв отправился   служить Отечеству.

По дороге в крепость Пётр знакомится с людьми, которые в дальнейшем сыграют важную роль в его судьбе. Проиграв в бильярд ротмистру Зурину, юноша выполняет договор и расплачивается с ним. Петр считает, что честь и совесть дороже ста рублей. А впоследствии, в трудную минуту ротмистр придёт ему на помощь. Пётр проявляет щедрость и дарит «заячий тулуп» крестьянину, который показал ему дорогу во время бурана. «Вожатым» оказался сам Пугачёв, и потом он не раз спасёт Гринева от гибели.

Служба в крепости, знакомство со Швабриным, с семьёй капитана Миронова и его дочерью ещё ярче раскрыли образ главного героя. Он стал не только хорошим офицером, но и проявил себя как, смелый, искренний и благородный человек. Он дерётся на дуэли за честь Маши, он романтик – пишет девушке стихи и признаётся ей в своих чувствах. Он незлопамятен и прощает Швабрина: «Я искренне простил ему нашу ссору». При захвате крепости бунтовщиками, Гринёв отказался целовать руку новому «царю» и остался верен присяге. За что и снискал уважение Пугачёва.

Все дальнейшие поступки Гринёва характеризуют его как решительного и мужественного человека. Он любит Машу, и готов отправиться в ссылку, лишь бы не запятнать имя девушки. Благодаря любви и смелости капитанской дочки, Пётр выходит на свободу, и они создают счастливую семью.

Образ Петра Гринёва раскрывает главный смысл повести — невозможно стать счастливым человеком, если потерять честь и достоинство. Важно сохранить нравственные принципы в любых обстоятельствах и пронести их через всю жизнь.

Сочинение про Гринева

Главный персонаж романа А.С.Пушкина — юный офицер, которого отец послал служить в крепость. Он порядочный и высоконравственный, молодой юноша.

Детские годы Гринёв провёл в отцовском доме, под наблюдением стремянного. Также его учил и француз, учитель Бопре, какой вскоре запил.

Отец Петра, Андрей Петрович, офицер в отставке, при служении графа Минихе, пристроил его служить в Петербург. А когда наследнику исполнилось семнадцать лет, переменил своё мнение и перевёл в Белогорскую крепость. Там Пётр встретил свою настоящую любовь, простую, стеснительную, привлекательную девушку Марию, которая была дочерью коменданта. Что Гринёв честный и ответственный человек, автор показывает в происшествии, которое произошло по пути замок. Когда Гринёв проиграл у Зурина сто рублей, Гринёв заставил Савельича вернуть долг.

Когда Швабрин обидел Машу, Гринёв не подумав, рискуя потерять свою жизнь, вызывает его на поединок.  Под Оренбургом во время службы Петра вспыхнул бунт во главе с Емельяном Пугачевым. Бунтовщики берут крепость и у главного героя возникает выбор, либо оказаться на стороне мятежников, либо смерть. Выбрав сторону чести, Гринёв только случайно не был убит. По пути в замок, Петр от чистой души подарил незнакомому человеку заячий тулуп. Этим человеком оказывается, Пугачев. Но и после всего этого Гринёв не дал Емельяну присягу на верность. По своей милости Пугачёв освобождает Петра с обещанием, что он не пойдёт наперекор ему. Гринев, не захотев давать обещание ответил: » не в моей воле идти против тебя, а когда прикажут делать нечего пойду». Этот ответ мог заставить Емельяна Пугачева передумать, но он отпускает Петра.

В этом произведении Пушкин смог показать изменение Петра Гринева из ветреного, безответственного парнишки в очень стойкого, храброго, мягкосердечного, благородного мужчину, который может отвечать за свои слова и поступки. Во всех непростых и критических обстоятельствах Петр Гринев остаётся преданным своим убеждениям и сумел сберечь те черты, которые привили Пете ещё в детском возрасте. Недаром в конце произведения возникла поговорка » Береги честь смолоду «.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Петра Гринёва в повести Капитанска дочка

Образ и характеристика Петра Гринёва в повести Капитанска дочка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Фамусов и его окружение (Грибоедов Горе от ума)

    В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов тонко подмечает нравы «золотого века» и существующий конфликт между дворянами, молодыми и вольными, и дворянами старого уклада.

  • Сочинение на тему Слово делом крепи 8 класс

    Нередко можно услышать от дедушек, бабушек и даже от родителей известную поговорку — «Слово делом крепи». Что она означает? То, что человек всегда должен исполнять данные им обещания и никогда не говорить просто так.

  • Герои поэмы Кому на Руси жить хорошо (характеристика персонажей)

    В данном тексте представлена характеристика главных и дополнительных героев произведения Некрасова.

  • Анализ книги Декамерон Боккаччо

    Жанровая направленность произведения представляет собой сборник новелл в виде коротких повестей, повествующих на народном итальянском языке средневековые фабулы.

  • Сочинение на тему Интересная встреча 5, 6 класс

    В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Характеристика и образ Петра Гринева

Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — произведение, которое помимо воссоздания реальных исторических событий содержит в себе глубокое нравственное значение.

Пётр Гринёв – центральный герой романа, от имени которого и ведётся повествование. Это семнадцатилетний молодой человек, сын дворянина, живущего в Симбирской губернии. Его отец, Андрей Петрович Гринёв, – человек с развитым чувством чести и долга перед отечеством. Он всегда стремился привить сыну качества истинного дворянина – мужество, честь, доблесть, отвагу. Ещё до рождения сына Андрей Петрович записал его в Семёновский полк.

Образование Петруша получал дома. Его первым учителем стал крепостной Гринёвых – Савельич, который выучил мальчика русской грамоте.

Когда Петруше исполнилось двенадцать лет, ему выписали гувернера из Москвы, который не особенно стремился выполнять свои обязанности заниматься дворянским отроком. Но это не помешало восприимчивому мальчишке освоить французский, что впоследствии позволило ему заняться переводами.

В семнадцать лет юноша отправился служить отечеству. Но не в столицу, как ему хотелось. Отец отправил сына в далёкий Оренбург, что совсем не радовало молодого человека.

Некорректно считать, что Пушкин создавал образ Петра Гринёва исключительно положительным. В повести наблюдается становление его личности, формирование моральных качеств и способность преодолевать трудности.

Знакомство с Иваном Ивановичем Зуриным, который, подпоив неопытного Гринёва, обыграл его, стало для молодого человека хорошим уроком. В эпизоде с дуэлью Пётр Андреевич проявил смелость и способность постоять за честь девушки.

В Белогодской крепости, куда его отправил оренбургский генерал, Гринёв становится свидетелем крестьянского восстания под командованием Емельяна Пугачева. Из-за отказа присоединяться к бунтарям Гринёву грозит смерть, и только случай помог ему выжить. Пугачёв оказался тем самым спутником, который помог Гринёву добраться до крепости и которому он в благодарность отдал заячий тулуп.

Мужество Пётр Андреевич проявляет и во время спасения из Белогодской крепости Маши – дочери капитана Миронова, в семье которого он успел стать своим человеком.

Поступки главного героя полностью соответствуют выбранной Пушкиным пословице в качестве эпиграфа: «Береги честь смолоду».

Сочинение 2

Петр Гринев является главным и положительным героем повести «Капитанская дочка».

Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

Грамоте он обучался у стременного Савельича, который был назван его дядькой и всегда сопровождал Петра. Для мальчика был приглашен учитель французского, однако позже, отец Петра выгнал его, за не выполнение обязанностей.

Когда Петру исполнилось шестнадцать лет отец решает отправить его на службу. Петр радуется этому. Он думает, что он отправиться в Петербург, где будет весело проводить время.

Но все сложилось иначе. Строгий отец желает, чтобы его сын стал настоящим мужчиной. Он отправляет служить Петра в глухую Белогорскую крепость.

По дороге в крепость начинается ураган. Бродяга, позже оказавшийся самим Пугачевым, помогает Петру Гриневу устроиться на ночлег. Будучи человеком благодарным и не жадным, Петр жалует ему свой заячий тулуп. Позже, именно этот поступок, спасает ему жизнь.

Он становиться офицером, командиры довольны его службой. Петр увлекается чтением книг на французском языке и написанием стихотворений. Он знакомится с офицером Швабриным. У них возникает конфликт и они сражаются на дуэли, во время которой Петр получает удар в спину. Гринев человек великодушный и незлопамятный, он не может держать в душе неприязнь, поэтому быстро прощает своего обидчика Швабрина.

Молодой человек влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову и хочет на ней жениться. Девушка отвечает ему взаимностью.

Во время нападения банды Пугачева на крепость, Петр проявляет смелость и решительность характера. Он даже под страхом казни, не преклоняется перед самозванцем.

После захвата крепости его невеста Маша попадает в беду. Её насильно удерживает Швабрин и заставляет стать его женой. Петр рискуя жизнью, преодолевает все трудности и спасает девушку.

Затем молодого человека арестовывают и предъявляют обвинение в измене родине. Петр Гринев проявляет всю силу своего характера и стойко выдерживает все испытания. Его возлюбленная узнает об аресте и благодаря ей, Петра оправдывают.

В конце повести Петр женится на Маши Мироновой. Он становиться уважаемым человеком. Их жизнь складывается счастливо и благополучно в Симбирской губернии.

Читая повесть, проникаешься симпатией к Петру, он проявил себя как достойный, честный и смелый человек.

Петр Андреевич Гринев – характеристика

Главное действующее лицо – Петр Гринев, характеристика героя:

  • Семнадцатилетний дворянин принял решение отправиться в армию;
  • Его главные черты характера – искренность, откровенность. Герой общается с другими персонажами честно. Он ведет повествование от своего лица. Рассказывает читателю обо всех событиях, происшедших с ним;
  • Гринев олицетворяет провинциальное русское дворянство во второй половине восемнадцатого века;
  • Детство героя прошло в отцовском имении. Когда ребенку исполнилось пять лет, его передали Савельичу. Это крепостной дядя, любящий выпить;
  • Отец – небогатый помещик;
  • В двенадцать лет Петра передали на воспитание французу гувернеру;
  • Образ Петра Гринева формировался под влиянием скромной семейной обстановки. Будучи отставным майором, отец Петра воспитал в сыне честные, твердые принципы.

Автор создает образ Гринева в «Капитанской дочке» как прототип честного, порядочного человека. В тяжелых жизненных ситуациях он сохраняет свое достоинство, не предает моральные ценности.

Вариант 3

Петр Андреевич Гринев – один из центральных персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Произведение построено в форме мемуаров Петра Андреевича, в которых он рассказывает о своем детстве, о службе, о пугачевском бунте, о своей любви к Марье Мироновой. Читатель видит, как из беззаботного недоросля под воздействием суровых испытаний формируется один из лучших представителей дворянства и русской армии Герой искренен, верен долгу и чести, великодушен, порядочен, смел, благороден и не чужд самоиронии.

Родом Гринев из семьи отставного военного, «премьер-майора», и дочери бедного дворянина. В детстве Петруша рос беззаботным недорослем, проводившим время в играх с «дворовыми мальчишками» и гонявшим голубей. Воспитанием мальчика сначала занимался стремянный Савельич, затем выписанный «из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла» француз Бопре. Но несмотря на то, что Бопре не прикладывал никаких усилий в плане обучения, а от Савельича герой, по его словам, узнал только русскую грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», в дальнейшем повествовании читатель видит, что Гринев – очень образованный молодой человек. Он пишет стихи, занимается переводами, читает книги на французском языке.

На 17-м году жизни герой отправляется по воле отца на службу. Юношеские мечты Петруши о гвардии полны предвкушений об удовольствиях и свободе. Отец же, военный старой закалки, считает, что служба в Петербурге вредна для сына, так как там он научится только «мотать да повесничать». Андрей Петрович отправляет сына в захолустный в то время Оренбург, под начало своего старого друга и товарища. Главный наказ отца — беречь «честь смолоду», верно служить.

По пути к месту службы, Гринев совершает поступки, которые выдают его неопытность и юношеское легкомыслие, барские замашки, желание доказать Савельичу, самому себе, окружающим, что он уже не ребенок. Рассказчик описывает эпизоды пьянства и игры на деньги вместе с Зуриным, ссору с Савельичем, ничего не скрывая, называя себя вырвавшимся на волю мальчишкой. Но дальнейшее его поведение свидетельствует о существовании в Петре нравственного стержня, таких качеств характера, как честность, искренность, верность долгу и присяге, умение признавать свои ошибки, умение быть благодарным и благородным.

Гринев просит прощения у Савельича, признавая свою неправоту, искренне раскаивается в своем легкомысленном поведении в придорожном трактире: «…виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел». Он отдает свой заячий тулуп вожатому в благодарность за то, что тот вывел их во время бурана к постоялому двору. Герой проявляет благородство, заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли со Швабриным. Эта же черта характера заставляет Петра Андреевича не упоминать имени возлюбленной на суде и не дает торжествовать над Швабриным в сцене отъезда с Марьей Ивановной из захваченной Белогорской крепости.

Гринев под угрозой смерти отказывается присягать на верность Пугачеву, потому что «присягал государыне императрице» и не может изменить присяге из чувства долга и чести. Петр способен испытывать сочувствие к тому, кто для всех был врагом; способен воспринимать слугу как надежного и незаменимого друга и рисковать своей жизнью ради спасения близких.

Образ Петра Гринева – это образец мужества, честности, великодушия, благородства, тех качеств, которые были присущи лучшим офицерам и представителям дворянства России.

Характер Гринева

Герой описан без особых ярких характеристик. Он немного «бесцветен», является невыразительным человеком. Но при этом его поступки говорят о том, что Гринев – смелый и решительный человек, для которого не чужды честь, разум и достоинство. Он верит в любовь, следует чувству долга и порядочности, не предает свои принципы и идеалы ради того, чтобы остаться в живых. Отличительной чертой Пети является умение и привычка не помнить зла, а за добро платить добром. Он делает это не ради выгоды, а из честных побуждений, но это спасает его в сложных ситуациях.

Гринев не трус. Он сразу и решительно принимает вызов Швабрина, а затем стойко противостоит его нападкам. Один из немногих Петр выступает на защиту крепости, тогда как другие остаются на месте даже после приказа коменданта.

Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка

Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, является Пётр Андреевич Гринёв. Пётр появился на свет в простой семье заслуженного офицера. Семья его была достаточно многодетна, но дожить до взрослых лет удалось лишь Петру. Его отец всеми силами пытался дать какое-то образование. Петром также занимался представленные Савельич, который учил мальчика грамоте и письму. И француз, который при всей своей важности не дал ничего полезного.

Увидев, что сын так и не получит нормального образование, и может окончательно превратиться в тунеядца при службе в Петербурге, отец Петра решил, что лучше отправить его в Оренбург. Пётр хоть и не был рад такому событию, но перечить родителям не мог, так как с самого детства в нём были развиты чувства уважения, почитания и послушания. Прежде чем отправить сына Гринёв старший указал соблюдать того самое главное правило, которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в душе юноши, и он служил верой и храбростью императрице.

Постепенно Пётр Гринёв становился из обычного парня в отважного и справедливого мужчину. Который однажды отстоял честь Маши и вызвал её обидчика на дуэль. Также он не побоялся оказать сопротивление при беседе с Емельяном Пугачёвым, и прямо дал понять, что ни при каких обстоятельствах не станет переходить на его сторону, а если и придётся, то будет сражаться и со всей его бандой. И несмотря на то, что его могли убить Пётр, отправился спасать Марию от Швабрина.

Исключительным образом образ Петра Гринёва наполнен мужеством и определённой сноровкой, которые помогали ему преодолеть даже самые трудные и опасные преграды. И несомненно его добрый, и великодушный характер спас его при встрече с Пугачёвым, дарую Петру при этом жизнь.

Образ молодого дворянина

Эпиграфом произведения автор взял всем известную пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие Петруша получил от отца и сделал главным жизненным принципом.

Рассказ ведется от лица семнадцатилетнего парня. Он потомок знатного дворянского рода, воспитанный отцом в духе патриотизма и ответственности за свои поступки. Андрей Петрович развил в сыне такие черты, как:

  1. Честность.
  2. Отвага.
  3. Сопереживание людям, попавшим в трудную ситуацию.
  4. Великодушие.

Молодой человек образование получил дома. Обучал его крепостной Савельич. Кроме знания грамоты и правил распознавания пола собак, наставник передал юному ученику свой военный опыт и рассказывал поучительные истории. Они глубоко запали в душу будущему офицеру.

С первых страниц Пушкин раскрывает образ Петра Гринева как человека образованного, прекрасно владеющего французским языком. Несмотря на домашнее воспитание и обожание матушки, юноша вырос ответственным, хотя немного наивным и доверчивым.

Но наибольшее внимание автор уделяет воспитанию и характерам главных героев. Так, семья Гриневых далеко не идеальная:

  1. Отец не обладает достаточной твердостью характера.
  2. Мать слишком любит Петрушу и с неохотой отпускает во взрослую жизнь.

Но при этом мальчик вырос любознательным и добрым. Когда ему исполнилось 17 лет, пришло время отправляться на службу. Причем вместо интересной жизни в столице, младший Гринев отправился в тихий провинциальный город Оренбург. Заботливый отец устроил сыну такое испытание, чтобы он стал настоящим офицером, а не прожигал жизнь, отдаваясь беззаботному веселью и удовлетворению своих прихотей.

Автор постепенно раскрывает характер Петра. Из восторженного юноши он через некоторое время превращается в человека, способного преодолевать возникшие на пути трудности, не отказываясь для этого от нравственных принципов. Стараясь показать, как это происходит, Пушкин рассказывает читателю, сколько событий радостных и горестных пришлось пережить герою и какой вывод он сделал из произошедшего.

Вначале он совершает ошибки, но быстро учится на них. Так, однажды проигравшись, молодой человек, как истинный дворянин, отдал долг и больше не притрагивался к картам и выпивке.

За год жизни в крепости он повзрослел и стал настоящим мужчиной, не пугающимся трудностей. Петр не опозорил свой офицерский чин. Отец мог бы гордиться таким наследником.

Образ Гринева

Произведение «Капитанская дочка» в своём сюжете воссоздает реальные события, которые вошли в историю, через них автор доносит до читателя глубокое значение нравственности.

Пётр Гринёв является ключевым персонажем в романе, который ведёт повествование. Это юноша семнадцати лет, из небогатой дворянской семьи, получивший домашнее образование. Грамоте мальчика учил простой крепостной Савельич.

В 12 — ти летнем возрасте Петру прислали московского гувернера, у которого не было особого желания заниматься обучением мальчика. Но Пётр был настолько любознателен, что с легкостью смог освоить французский язык, который в последствии дал возможность осуществлять переводы.

В 17 лет Гринёв был отправлен отцом на службу в Оренбург. Решение отца несколько огорчило юношу, у которого было амбициозное желание служить в столице.

Если считать, что Пушкин пытался создать исключительно положительный образ Гринёва, то это будет не совсем верно. В ходе повествования можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого для преодоления возникающих трудностей.

Поучительным уроком для незрелого Гринёва становится встреча с Иваном Зуриным, который напоив юношу и воспользовавшись его неопытностью — начинает нечестно вести ход игры.

В ходе всего произведения образ Гринёва претерпевает динамичное изменение. В самом начале перед нами возникает мальчишка с наивной душой, который не имеет забот. Далее открывается юношеский образ самоутверждающейся личности молодого офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв воспринимается читателем как герой положительный, который, как и обычный человек имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на лень и легкомыслие он остается добродушным человеком.

Пушкин избрав в рассказчики Гринёва, не пытается спрятаться за его спиной, в ходе всей сюжетной линии прослеживается четкая авторская позиция. Все мыслительные размышления писатель закладывает в своего героя, формируя тем самым его как самостоятельную личность. Подбираются определенные ситуации, благодаря которым герой поступает так, как желает сам Пушкин.

В произведении наблюдается слияние жизни обычного человека и событий имеющих историческую значимость. Таким образом Пушкин показывает то, что основа всех исторических процессов — это жизнь простых людей.

8 класс

Другие сочинения: ← Родители Гринева↑ ПушкинГринев и Швабрин сравнительная характеристика →

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Баулина Храм Покрова на Нерли (8 класс)
    Сергей Алексеевич Баулин — это знаменитый российский художник. Живописец специализируется на архитектурном пейзаже, изображая зодчество различных стилей и времён.
  • Сила любви — сочинение 9, 10, 11 класс
    Любовь является удивительным чувством и даже даром. Если человек любит, то он способен на поступки и истинное ощущение счастья. Сила любви безгранична и она способна захватить каждого в свои сети.
  • Влияние искусства на человека — сочинение
    Искусство – это мастерство, умение, преуспевание в определенном деле. Это важнейшая и неотъемлемая часть жизни каждого образованного человека. Оно многогранно и прекрасно во всех проявлениях и формах.

Образ и характеристика Петра Гринева

Первое, что нельзя не отметить, так это безусловно то, что яркий и запоминающийся образ Петра Гринева в знаменитом и известном произведении великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича завораживает и притягивает к себе внимание читателей с первой минуты знакомства с данным героем. Этот герой запоминается многим своей открытостью, разносторонностью и широтой. Создавая данный образ автор произведения воплотил в нем все то, что так близко и знакомо многим людям.

Если рассматривать данного героя более близко, то вполне легко можно понять насколько его образ разница с образом его отца. Сам по себе это молодой, можно сказать ещё совсем юный парень, который только начинает формироваться как личность, соответственно большую часть своего времени он находится в поиске самого себя, своих идеалов, создании своих принципов и так далее.

Читая самые первые страницы данного произведения можно легко понять, что данный герой является довольно таки легкомысленным и ещё всерьез не относится к жизни. Все его детство протекало достаточно беспечно, именно поэтому начиная взрослеть он очень много не знает, и лишь постепенно начинает узнавать новое, открывая себя и свою душу. Нужно отметить, что данному герою приходится довольно таки не просто, так как по своей сути он все детство был своеобразным бездельником и даже некой недорослью. Естественно у такого ребенка и отношение к жизни было соответственное, он считал что можно вот так всю жизнь прожить без особых проблем и трудностей.

Раскрывая негативные черты данного героя автор в это же самое время старается показать и его положительные стороны. Это очень хорошо заметно особенно на контрасте противопоставлений его поступков.

Вообще нужно сказать, что данный герой совместил в своем характере как черты своей матери, так и отца. Он по словам автора произведения является как бы «кувшином», в который поровну взяли от одного и от второго родителя.

Если от матери он взял доброту, порядочность, и прекрасное восприятие окружающего мира, то от отца унаследовал честность, прямохарактерность, твердость в принятии решений и так далее.

Надо сказать, что все эти качества настолько отлично дополняли друг друга, что в итоге получился порядочный юноша, который покорял многих глубиной своей души и её широтой. Читатели кстати сказать, именно за это и относились к данному герою особенно, запоминая его и пронося в памяти его образ до конца прочтения данного произведения. И так день за днем взрослея Петр Гринев только усовершенствует в себе все унаследованные от родителей качества, более того в это же время он развивает в себе и познает свою личность. Личность, которая с каждым днем становится все лучше и лучше.

На протяжении всей своей жизни данный герой не разу не изменил своим представлениям и взглядам на этот мир, на его устои, на человеческие чувства и долг перед своей родиной.

Нужно отметить, что создавая каждый образ и каждого героя в данном произведении автор ни в коем случае не хотел кого-то идеализировать. Он просто хотел показать, что в каждом человеке, без исключения могут совмещаться сразу несколько казалось бы противоположных сторон, и это вполне естественно.

Что же касается образа Петра Гринева, то он был создан для того, чтобы ярко и контрастно показать, насколько может отличаться человек в разные периоды своей жизни. Если в детстве человек живет одними взглядами на жизнь и окружающий мир, то взрослея он меняет свои взгляды, расставляя приоритеты в нужном для себя порядке. Самое главное, не перепутать и понять, что действительно является важным, а что второстепенным.

8 класс

Месть и спасение

Давая описание Швабрина, автор характеризует его как подлого и бесчестного человека. Гринев прощает его, даже когда тот выстрелил ему в спину. Причем произошло это несмотря на то, что Петр был беззащитен. Но честность и смелость несвойственны трусливому предателю. Сначала он оболгал Машу, а затем перешел на сторону бунтовщиков. Как истинный офицер, Гринев презирает предателя и тот в отместку после подавления восстания обвиняет в измене Петра. Только решительные действия Марии, просившей помилования у императрицы, позволили спасти молодого человека от позора и пожизненной ссылки.

Говоря кратко, несмотря на то, что характеристика Петра Гринева из «Капитанской дочки» не окрашена яркими красками героических деяний, Пушкин показывает читателю, какой он честный и порядочный человек, способный ради любимых совершать добрые поступки.

Краткое сочинение о Гриневе и его характере должно показать, на что способен простой человек, когда нужно пожертвовать своим будущим и даже жизнью ради любви к женщине, родителям и отчизне.

И конечно, важное место в романе отведено описанию народного бунта, его причинах и последствиях. Бутовщики у Пушкина не безликая масса, а отдельные персонажи со своим характером. Большое внимание в повести уделено Пугачеву. По мнению автора, он не бессердечный злодей, а борец за справедливость, которого поддерживают казаки, башкиры и крестьяне.

Встреча с Пугачевым

Когда молодой барин и его преданный Савельич ехали на службу, в дороге их застала сильная метель. Спас их беглый казак, которому Гринев в знак благодарности отдал свой тулуп. Воспитатель долго переживал по этому поводу, считая, что нечего раздаривать вещи, которые еще можно долго носить. Впоследствии оказалось, что этим казаком и был знаменитый Пугачев. После захвата крепости главный бунтовщик узнал молодого человека и отпустил его вместе с девушкой. Молодой офицер случайно остался жив, ведь он отказался присягать самозванцу.

Глава I. Сержант гвардии

Петр Андреич Гринев рассказывает о своей семье: отец Андрей Петрович после выхода в отставку жил в Симбирской деревне, мать была из бедной дворянской семьи. У Петруши было 8 братьев и сестер, но все умерли во младенчестве. 

Еще до рождения его зачисляют сержантом в Семеновский полк. Воспитывают Петрушу крепостной дядька Савельич и мосье Бопре, бывший парикмахер, француз, который пил и в большей степени интересовался дамами, нежели обучением барчонка. Однажды отец Гринева уличил француза в пьянстве – во время урока он спал, а юный Гринев делал воздушного змея из географической карты. Бопре прогнали. Образование Гринева кончилось. На семнадцатом году его отдают на военную службу, но не в Семеновский полк: отец желает ему настоящей военной практики и определяет в Оренбург. Отец благословляет его:

«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу:  «Береги платье снову, а честь смолоду»

наставление Гриневу от отца

Он надевает заячий тулуп, лисью шубу и вместе с Савельичем пускается в путь. В первый же вечер в Симбирске Гринев по неопытности напивается, проигрывает ротмистру Зурину в бильярд 100 рублей и грубит Савельичу. Несчастный дядька винит во всем француза Бопре. Зурин требует уплаты долга, и Гринев приказывает Савельичу выдать деньги: он жалеет о грубости и высокомерии, но стремится избавиться от опеки и показать свою зрелость. Они уезжают.

Глава II. Вожатый

Гринев извиняется перед Савельичем. Ямщик предупреждает о снежной буре, Петр Андреич велит поспешить до станции, но они не успевают и попадают в буран. Завидев впереди темную точку, ямщик правит на нее, точка оказывается человеком. Незнакомец указывает им дорогу к жилью. Гриневу в пути снится сон: будто он приезжает домой, мать сообщает, что отец при смерти, и просит пройти проститься с ним. Петруша входит, но вместо отца в постели лежит мужик с черной бородой, весело поглядывая. Мать утверждает, что это его посаженный отец, но Гринев отказывается целовать ему руку и просить благословения. Мужик хватает топор и вскакивает с постели:

«Я хотел бежать…и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…»

сон Гринева

В ужасе герой просыпается. Они оказываются на постоялом дворе, который больше напоминает разбойничий притон, хозяин-казак потчует их, а провожатый устраивается вверху на полатях. 

«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское»

Гринев о «вожатом»

Петр Андреич велит поднести вожатому чаю, но тот отказывается и просит вина. Хозяин и вожатый ведут странный иносказательный разговор, смысл которого для Петруши туманен. После он догадывается, что речь идет об усмиренном в 1772 г. казацком войске. Наутро буря утихает, герои готовятся в путь, Гринев велит Савельичу дать вожатому полтину. Тот против, тогда Петруша дарит незнакомцу свой заячий тулупчик, несмотря на возражения Савельича. Вожатый надевает его, тулуп трещит по швам, и бородатый незнакомец благодарит Петрушу: Век не забуду ваших милостей

В Оренбурге Гринев передает отцовское письмо его служебному товарищу, и тот определяет его в *** полк в Белогорскую крепость на границу киргиз-кайсацких степей под командование капитана Миронова.

Глава III. Крепость

Белогорская крепость оказывается простой деревушкой, огороженной забором с единственной пушкой. Гриневу останавливают у дома, в передней его приглашают внутрь без доклада. Комната убрана просто, на стенах – лубочные картинки. Гринев видит старушку в телогрейке и с платком на голове, которая разматывает нитки. Помогает ей в этом кривой старичок. Коменданта крепости, Ивана Кузмича, дома нет. Кривой старичок допытывается, из какого полка Гринев попал в эту глушь, и предполагает, что его разжаловали. Старушка вступается за гостя, говоря, что Алексей Иваныч Швабрин оказался в крепости за смертоубийство, и пятый год исправно служит. Разочарованный простым сельским бытом Гринев ложится спать без ужина. Наутро он знакомится с офицером Швабриным, который обращается к нему по-французски, как к столичному. Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. На улице Гринев видит коменданта, тот проводит учения двадцати стареньким инвалидам. За обедом Гринев знакомится с капитанской дочкой Машей, девушкой лет осьмнадцати, круглолицей, румяной, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. Швабрин описывал ее дурочкой, поэтому Гриневу она поначалу не нравится. Комендантша сетует, что Маша – небогатая невеста на выданье. Заходит речь о возможном нападении башкирцев, которое комендант отрицает.

Глава IV. Поединок

Гринев сближается с семейством коменданта и с Марьей Ивановной, в которой находит благоразумную и чувствительную девушку, его производят в офицеры. Он много читает, иногда сам пишет стихи. Швабрин ему все менее симпатичен. В крепости течет спокойная и размеренная жизнь. 

Гринев пишет романтическую песенку о некоей Маше, показывает ее Швабрину и тот выставляет его на смех, жестко критикуя стихи и пытаясь вызнать, не комендантской ли дочке они посвящены. Одновременно он оскорбляет Машу, говоря, что по опыту знает ее нрав и обычай. Взбешенный Гринев вызывает его на дуэль, выбирая в секунданты Ивана Игнатьевича, инвалида. Тот пугается и обещает донести коменданту, но Гринев переубеждает его. Решают обойтись без секундантов. За ужином, видя разговор Гринева со Швабриным, Иван Игнатьевич радуется их «примирению» и рассказывает Василисе Егоровне о ссоре. Швабрин поет скабрезную песенку:

«Капитанская дочь

Не ходи гулять в полночь»

Наутро они встречаются, но их арестовывают. Василиса Егоровна в присутствии коменданта и дочери распекает их, просит помириться и отпускает домой. Гринев говорит с Марьей Ивановной, и она признается, что очень не любит Швабрина: он сватался к ней, но она отказала. Гринев понимает, почему Швабрин плохо о ней отзывался. 

На следующий день дуэль возобновляется. Гринев и Швабрин фехтуют, Петруша начинает одолевать противника, но его окликает Савельич, и Швабрин ранит его.

Глава V. Любовь

Петр Андреич ранен, Савельич тревожится о его здоровье, Марья Ивановна ухаживает за ним. Однажды утром девушка целует его.

«Ангельский голос ее меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливаясь слезами умиления…»

Гринев

Гринев сватается к капитанской дочке. Она соглашается, и продолжает ухаживать за любимым. Тот пишет письмо отцу о позволении жениться: он опасается, что отец не примет этого решения. 

Швабрин под арестом, и счастливый и влюбленный Гринев просит помиловать его. Они мирятся. Приходит письмо от отца: в нем Гринев находит холодный и жестокий отказ, кроме того, отец знает о дуэли. Петруша подозревает Швабрина в донесении родителям. Он честно сообщает Маше о решении отца, девушка печалится и отказывает ему. С тех пор она избегает Гринева.

Глава VI. Пугачевщина

Гринев рассказывает о крепостях вокруг Белогорской: во время его службы становилось все более и более неспокойно, казаки то и дело бунтовали. Однажды в октябре комендант получает секретное письмо с донесением о побеге опасного казака Емельяна Пугачева, объявившего себя царем Петром III и затевающего мятеж среди яицких казаков. Комендант сетует, что у них только 130 военных и раздает указания. Чистят пушку. Казаки, живущие в крепости, взволнованы. От башкирцев в степи узнают, что Пугачев идет с войском к Белогорской крепости.

Через немого башкирца Пугачев отправляет в крепость письменное воззвание: он вербует казаков и солдат и объявляет о штурме. Спустя некоторое время узнают, что ближайшая к Белогорской Нижнеозерная крепость уже захвачена. Офицеры и солдаты готовятся к приступу. Василиса Егоровна отправляет Марью Ивановну в Оренбург к крестной матери.

Глава VII. Приступ

Петр Андреич не может заснуть: это его первый штурм, и кроме того, он тревожится за Машу. Утром он узнает, что уехать она не успела, дорога отрезана. Крепость осаждают, и впереди на белом коне виден сам Емельян Пугачев. Мятежники призывают солдат вступить в пугачевское войско. Начинается штурм, но длится он не долго: казаки захватывают крепость, ранят коменданта, арестовывают Гринева. 

Пугачев сидит на креслах на крыльце дома Мироновых. Его лицо кажется Петруше знакомым. Комендант и Иван Игнатьевич отказывают признавать Пугачева и присягать ему. Их прилюдно вешают. Гринев ждет своей казни, и замечает в толпе бунтовщиков Швабрина в казацкой одежде. «Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов». 

Гринева тащат к виселице, но за него вступается Савельич: он кидается в ноги Пугачеву и обещает выкуп от родителей барчонка. Самозванец дарит Петруше помилование.

Глава VIII. Незваный гость

Гринев больше всего волнуется о Марье Ивановне: дом разгромлен, где она – неизвестно. Выясняется, что Маша живет у попадьи, и та выдает ее за племянницу. Савельич признает в Пугачеве «вожатого» — того самого, которому Петруша подарил заячий тулупчик. Петр Андреич понимает, почему Пугачев помиловал его. Он не решается покидать крепость, пока Маша здесь.

Самозванец зовет его к себе: в комендантском доме казацкая пирушка. Пугачев призывает Гринева к присяге. В ответ на вопрос, признает ли он в нем царя, Гринев отвечает: Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку. Он честно отказывает в присяге: он уже давал одну – императрице, и обещать не воевать против Пугачева также не может: дело служивое, скажут воевать – пойдет. Честность так поражает мятежника, что он отпускает Гринева.

Глава IX. Разлука

Пугачев отсылает Гринева в Оренбург объявить губернатору и генералам, что через неделю он с войском явится в город. Новым командиром Белогорской крепости назначен Швабрин, и эта весть повергает Гринева в ужас: Маша остается на милость Швабрину! Савельич подает Пугачеву жалобу на разоренное казаками имущество с перечислением убытков, но самозванец рассержен, но отпускает его. 

Гринев отправляется к попадье прощаться с Машей, но она в бреду, у нее горячка. Он поручает попадье заботу о возлюбленной и пешком отправляется в Оренбург с Савельичем.

Глава X. Осада города

Гринев является к генералу и рассказывает о случившемся. Его приглашают на военный совет. Петр Андреич уговаривает перейти в наступление, но остальные против. Кто-то предлагает объявить цену за голову Пугачева. 

До Оренбурга доходят вести, что войско мятежников приближается к городу. Гринев получает письмо от Марьи Ивановны: девушка страдает в захваченной Белогорской крепости, а Швабрин принуждает ее выйти за него замуж. Она просит Гринева о помощи. В смятении он обращается к генералу, но тот отказывает ему: рискованно отправляться на штурм Белогорской, когда войско наступает.

Глава XI. Мятежная слобода

Гринев самостоятельно отправляется спасать Машу. Он прорывается через караул мятежников, но казаки хватают Савельича. Петр Андреич возвращается, и обоих ведут к Пугачеву.

«Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действо мое намерение»

Гринев

 Гринев просит самозванца о помощи: он честно рассказывает об издевательствах Швабрина над сиротой-Машей, которую называет своей невестой, но утаивает ее происхождение. Пугачев радуется. Наутро он вместе с Гриневым отправляется в Белогорскую крепость: он вознамерился самолично обвенчать молодых.

Глава XII. Сирота

Швабрин лебезит перед Пугачевым и не признается, что держит Машу в плену. Самозванец требует показать ему сироту, тот отговаривается ее болезнью, затем заявляет, что женат на ней, но когда Гринев и Пугачев видят ее облик и быт, они понимают, что все это ложь. Маша отрицает, что женитьбу со Швабриным. Тогда Швабрин рассказывает Пугачеву, кто эта девушка, и Гринев вновь честно раскрывает свои намерения: Пугачев никогда не отправился бы спасать дочь погибшего коменданта, а приспешники его растерзали бы сироту. Мятежник милует Машу с Гриневым: 

«Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»

Пугачев

Он велит выдать им пропуска через все заставы и отпускает.

Глава XIII. Арест

Возле Оренбурга их останавливают караульные. Гринев снова встречает Зурина: переговорив с ним, он решает отослать Машу к родителям, а сам остается в отряде ротмистра (Зурин уговаривает Гринева не жениться, поскольку это блажь). Он отправляет Савельича с Машей, уверяя, что родители полюбят ее.

 В конце февраля они отправляются в наступление, затем Голицын разбивает пугачевское войско, но главарь-мятежник сбегает. Он снова собирает шайки на Симбирских заводах, берет Казань и теперь уже грозится штурмовать Москву. Под началом Зурина Гринев борется с восстанием: 

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Гринев

Пугачева ловят, мятеж подавлен. Петр Андреич готовится к отъезду, но Зурину приходит бумага о его аресте: кто-то донес о связи Гринева с Пугачевым.

Глава XIV. Суд

Гринева сажают в тюрьму в Казани, его допрашивают, причем на допросе он, желая оградить Машу от участия в деле, скрывает, зачем покидал Оренбург. Доносит на Гринева Швабрин: желая облегчить свою участь, злодей объявляет Петра Андреича шпионом самозванца. 

Маша живет у родителей Гринева, они приняли капитанскую дочь «с искренним радушием», и даже отцу решение жениться на ней не кажется пустой блажью. Однако за участие в мятеже Гриневу грозит пожизненная ссылка в Сибирь, отец верит донесениям, он в ужасе. Маша решает, что теперь ее черед помочь возлюбленному, и отправляется в Петербург. 

Останавливается девушка в Царском Селе, и утром во время прогулки она разговаривает с незнакомой знатной дамой, без утайки раскрывая цель своего приезда – она приехала просить не милости, но правосудия, то есть помилования Гринева у императрицы, а также делится подробностями истории с Пугачевым и Швабриным.  

Вскоре к Маше прибывает карета: знатная дама оказывается самой Екатериной II, и императрица просит ее к себе. Екатерина милует Гринева и обещает помочь Маше с приданым. 

Автор сообщает, что Гринева освобождают в 1774 г. Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою. Маша и Гринев венчаются, а рукопись его с описанием всех событий передает автору один из их внуков.

Образ и характеристика Петра Гринева в романе «Капитанская дочка»: описание внешности, характера, воспитания героя

Петр Гринев является молодым дворянином, сыном состоятельного помещика, владеющего 300 крепостными крестьянами:

«…у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! – сказала она, – ведь есть же на свете богатые люди!..» (Василиса Егоровна, глава III)

«Я природный дворянин…» (глава VIII)  

Полное имя героя — Петр Андреевич Гринев:

«…потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне.» (глава XIV) 

Возраст Петра Гринева — 16 лет:

«Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась…» (в 16 лет он отправляется на службу в Оренбург, глава I) 

«Ты видишь, что дитя еще не смыслит…» (слуга Савельич о своем хозяине Петре Гриневе, глава II)

О внешности Петра Гринева известно очень мало. Дело в том, что повествование в романе ведется от имени самого Петра Гринева и сам он не описывает свою внешность:

«Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу…» (глава I)

«Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги…» (глава IV)

Петр Гринев получил домашнее воспитание. К сожалению, его учителя, в частности мосье Бопре, плохо выполняли свои обязанности и мальчик учился кое-как:

«В то время воспитывались мы не по‑нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре… <…> и хотя по контракту обязан он был учить меня по‑французски, по‑немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое‑как болтать по‑русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом…» (глава I)

«…для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей … Тем и кончилось мое воспитание. 

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет…»  (глава I)

Как и многие дворяне той эпохи, Петр Гринев еще до рождения был записан в престижный Семеновский полк в Петербурге:

«Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника…» (глава I)

Однако строгий отец Петра Гринева внезапно решает устроить сыну «школу жизни», поэтому отправляет 16-летнего юношу служить не в столицу Петербург, а в провинциальный Оренбург:

«Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной…» (Гринев о себе, глава I)

Поступив на службу в Оренбург, Петр Гринев получает звание прапорщика:

«Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала…» (глава IV)  

«…прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге…» (глава XIV) 

Петр Гринев является добрым, отзывчивым, незлопамятным человеком:

«…вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь…» (Маша Миронова о Гриневе) 

«Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. Я стал просить за Швабрина…» (Гринев о себе, глава V)

«Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную…» (глава V)

Судя по всему, он является хорошим офицером. По словам его слуги Савельича, начальники довольны тем, как Петр служит:

«Командиры, слышно, им довольны…» (Савельич о Гриневе, глава V)

Петр является сильным и смелым человеком, по его собственным словам:

«…Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее…» (глава IV)

Петр Гринев — упрямый человек. Он остается при своих намерениях несмотря ни на что:

«Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении.» (Гринев о себе, глава IV)  

«…видя мое упрямство, оставила меня в покое…» (Гринев о себе, глава V) 

«Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод… (тьфу!) поцелуй у него ручку…» (Савельич просит упрямого Петра поцеловать ручку Пугачева, глава VII)

Он явлется гордым человеком. Он не позволяет унижать себя, даже когда на кону стоит его жизнь:

«…«Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению…» (Гринев отказывается целовать руку Пугачева)

Петр — совестливый человек. Ему бывает стыдно за свои поступки, он способен признать свою вину:

«С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…» (Гринев о себе, глава I)

«Мне было стыдно. Я отвернулся и сказал ему: «Поди вон, Савельич; я чаю не хочу»…» (Гринев о себе, глава I)

«Наконец я сказал ему: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват…» (Гринев  — Савельевичу, глава II) 

Он является человеком чести. Ему знакомо такое понятие, как долг чести. Так, в разговоре с Пугачевым он просит не требовать от него чего-то, что противоречит его чести и совести:

«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести…» (Гринев — Пугачеву, глава XII)

«…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы…» (Гринев о себе, глава XIII) 

Судя по всему, Петр Гринев является благодарным человеком. Он старается благодарить людей за то добро, которое они ему делают:

«Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения…» (Гринев о себе, глава II)

Он является великодушным человеком: 

«В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.» (Гринев о себе и Швабрине, глава V)  

«Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону…» (Гринев о своем враге Швабрине, глава XII) 

Он способен плакать, когда его переполняют чувства:

«Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами…» (Гринев о себе, глава IX)

«Мы вспомнили и прежнее счастливое время… Оба мы плакали…» (Гринев о себе и Маше, глава XII)

Петр Гринев — искренний человек. Он не боится говорить правду:

«…решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным…» (Гринев о себе, глава XIV) 

«…обвинения, тяготеющие на мне, я надеюсь их рассеять чистосердечным объяснением истины…» (Гринев о себе, глава XIV) 

«Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке…» (Гринев о своих переживаниях по поводу того, что отец будет против их брака, глава V) 

Судя по всему, Гринев является самолюбивым человеком. Господин Швабрин в шутку называет его самолюбивым стихотворцем:

«Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! – продолжал Швабрин…» (глава IV) 

«Тут он остановился и стал набивать свою трубку. Самолюбие мое торжествовало…» (Гринев о себе, глава X)

Петр Гринев — честолюбивый молодой человек:

«С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия.» (глава VII) 

Он презирает предрассудки (суеверия и т.д.), но в то же время является суеверным человеком и верит в пророческие сны. Так, он рассказывает читателям свой пророческий сон про Пугачева:

«Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.» (глава II)

Гринев знает французский язык, как и все образованные дворяне:

«У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать…» (Гринев о себе, глава IV)

Он увлекается литературой и сочиняет стихи:

«Я уже сказывал, что я занимался литературою. Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны, и Александр Петрович Сумароков, несколько лет после, очень их похвалял. Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен… <…> вынул я из кармана свою тетрадку и прочел ему следующие стишки…» (глава IV) 

«У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов…» (глава IV)

Он умеет хорошо фехтовать (сражаться на шпагах):

«…и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника…» (глава IV) 

«…проклятый мусье всему виноват: он научил тебя тыкаться железными вертелами да притопывать, как будто тыканием да топанием убережешься от злого человека!..» (учитель Бопре научил Гринева фехтовать, глава V)

У Петра Гринева есть слуга Савельич («дядька», то есть личный крестьянин-слуга), который с детства служит при нем. Савельич искренне любит Петра и очень привязан к нему:

«…к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель…» (глава I)

Когда Петр Гринев прибывает на службу в Белогорскую крепость, он служит в подчинении капитана Миронова. Гринев влюбляется в дочь капитана Миронова — Машу Миронову (она же «капитанская дочь»). Влюбленным приходится предолеть много испытаний на пути к своему счастью:

«Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем…» (Гринев о себе, глава VIII)

«Теперь понимаю: ты, видно, в Марью Ивановну влюблен. О, дело другое! Бедный малый!..» (генерал о Гриневе, глава X)

«…«Милая Марья Ивановна! – сказал я наконец. – Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить»…» (Гринев о своей любви, глава XII)

Петр Гринев и Пугачев 

Однажды Петр Гринев во время вьюги случайно знакомится со знаменитым разбойником Емельяном Пугачевым. В этот момент Гринев думает, что перед ним простой бродяга и пьяница. Этот «бродяга» (Пугачев) показывает Гриневу дорогу до ночлега, а тот, в свою очередь, дарит ему свой заячий тулуп, так как видит, что бродяга слишком легко одет:

«Я рассказал, как началось мое знакомство с Пугачевым в степи, во время бурана…» (глава XIV) 

«…вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп…» (Гринев дарит свой тулуп, глава II)

«Бродяга» Пугачев благодарит Гринева и обещает век не забывать его доброты:

«Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».» (глава II)

Позже герои снова встречаются, но уже при других обстоятельствах: безжалостный разбойник Пугачев и его банда захватывают Белогорскую крепость, в которой служит Петр Гринев. Пугачев, не забыв доброту молодого человека, по-своему «благодарит» его и отпускает из крепости. Молодой человек уезжает в Оренбург, а Маша пока остается в крепости: 

«Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп).» (казак вручает Гриневу лошадь и тулуп от Пугачева, глава IX)

Вскоре Маша сообщает в письме Гриневу, что подлец Швабрин собирается насильно жениться на ней. Гринев приходит в бешенство и решает любой ценой вернуться в Белогорскую крепость. Он рискует жизнью и карьерой, идя на этот шаг. По дороге его перехватывают разбойники и приводят к своему главарю Пугачеву. Тот радушно принимает старого приятеля. Узнав о проделках Швабрина, Пугачев лично едет в Белогорскую крепость и отчитывает подлеца. После этого самозванец великодушно отпускает Гринева и Машу на волю. Гринев отправляет Машу к своим родителям в имение, а сам пока остается служить в Оренбурге:

«Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!» Тут он оборотился к Швабрину и велел выдать мне пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему.» (Пугачев отпускает влюбленных, глава XII) 

«Это дочь покойного капитана Миронова. Я вывез ее из плена и теперь провожаю до деревни батюшкиной, где и оставлю ее.» (Гринев о Маше, глава XIII)

Петр Гринев признается сам себе, что испытывает теплые чувства к разбойнику Пугачеву, несмотря на все то зло, которое тот причинил другим людям:  

«Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время. Швабрин и народ, толпящийся около нас, помешали мне высказать все, чем исполнено было мое сердце. 

Мы расстались дружески.» (Гринев о своих чувствах, глава XII)

Вскоре Петра Гринева арестовывают за дружескую связь с бунтавщиком Пугачевым. Молодому человеку грозит казнь или пожизненная ссылка. Тогда Маша Миронова едет в Петербург и добивается того, что императрица Екатерина II жалует Гринева и дарует ему свободу:

«Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха» (глава XIV) 

«Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению…» (о Гриневе, глава XIV)

После этого Гринев, судя по всему, присутствует на казни разбойника Пугачева; самозванец узнает его в толпе и кивает ему:

«…он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою…» (глава XIV)

Вскоре Петр Гринев и Маша женятся, у них появляются дети:

«Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии.» (глава XIV)

Это был цитатный образ и характеристика Петра Гринева в романе «Капитанская дочка», описание внешности, характера, воспитания героя и т. д.

Смотрите: 

  • Рассказ о песце в тундре 4 класс
  • Рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе биология 8 класс
  • Рассказ о переезде в другой город
  • Рассказ о переславле залесском
  • Рассказ о перестройке киева ярославом мудрым