Рассказ о петре гриневе и его жизненном пути

7 декабря 2021 г. 14:52в течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю александру невскому. еще большее

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

10.10.2021 23:07:48


Наша жизнь – долгий и сложный путь, который мы создаём сами. Судьба предоставляет нам разные варианты развития событий, а мы ищем более подходящий. Поэтому с мыслью, что жизненный путь – постоянный выбор, я полностью согласна. Эти выборы предоставляются нас каждый день. И тогда как одни не имеют большой важности, другие могут кардинально изменить жизнь.
Рассуждая о теме важности жизненного выбора, я хочу обратиться к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения – Петр Гринев – молодой офицер, отличающийся своей честностью и смелостью. После штурма Белогородской крепости главарь бунтовщиков Пугачев, объявивший себя царем, вызвал Гринева на совет, а после оставил на личный разговор. Пугачев предлагает Петру служить ему, и перед героем встает сложный выбор: перейти на сторону мятежников или остаться верным себе и своим идеалам. Петр Гринев выбирает второе, сказав Пугачеву, что не признает его за царя. Мы не можем точно, что было бы, выбери Гринев другой вариант, но тот путь, что он выбрал, оказался правильным. Петр Гринев остался верным своей чести и напутствиям отца.
Но хоть жизненный путь и является постоянным выбором, некоторые люди не всегда совершают правильные. Так, например, главный герой рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» Додсон по кличке Акула рассказывает своему напарнику бандиту Бобу Тидболу о своей судьбе. В юности, покинув родительский дом, он направился в Нью-Йорк, чтобы начать зарабатывать там деньги. Но на развилке он свернул не туда, куда хотел, а на Запад, где позже стал бандитом. После этого он часто думал, что было бы, если б он выбрал другую дорогу. Но Тидбол ответил ему: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.» Позже мы узнаем, что это был лишь сон Акулы, но в жизни он, как и во сне, показывает нам свою жестокую и алчную натуру: между выгодой и дружбой он выбирает первое. Додсон, безусловно, остался верен своим идеалам, но является ли выбранная им дорога правильной? Думаю, нет. Предпочитая выгоду дружбе, однажды он окажется одиноким человеком. Но Додсон изначально такой алчный. Как и сказал Тидбол, ничего бы не изменилось, если б Акула не свернул на перекрестке на Запад.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что жизненную путь – это выбор. «На нашем жизненном пути есть только две заданные точки – рождение и смерть – дорогу, по которой идти, выбираем мы сами», писала Луиза Хей, и с ее высказыванием я полностью согласна.


Здравствуйте, уважаемый автор!

Вам удалось в сочинении раскрыть тему, обратившись к русской и зарубежной литературе. Стоит заметить, что в работе вы сосредоточились на единичных ситуациях выбора, не показав, что такой выбор человек делает постоянно — каждый день, каждый час.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

В примерах есть отход от темы, вопрос постоянства выбора уведен на задний план.

После штурма Белогородской крепости главарь бунтовщиков Пугачев, объявивший себя царем, вызвал Гринева на совет, а после оставил на личный разговор.

факт.ошибка: Белогорской

К3 (логика и композиция) + 1 балл

К 4 (речь)+ 1 балл

Речевые ошибки не влияют существенным образом на восприятие текста.

Судьба предоставляет нам разные варианты развития событий, а мы ищем более подходящий.

лучше сказать ПРЕДЛАГАЕТ

И тогда как одни не имеют большой важности, другие могут кардинально изменить жизнь.
Рассуждая о теме важности жизненного выбора, я хочу обратиться к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

повтор

Главный герой произведения – Петр Гринев – молодой офицер, отличающийся своей честностью и смелостью.

слово СВОЕЙ лишнее

Мы не можем точно, что было бы, выбери Гринев другой вариант, но тот путь, что он выбрал, оказался правильным.

речевая неполнота

Петр Гринев выбирает второе, сказав Пугачеву, что не признает его за царя. Мы не можем точно, что было бы, выбери Гринев другой вариант, но тот путь, что он выбрал, оказался правильным.

повтор

Но хоть жизненный путь и является постоянным выбором, некоторые люди не всегда совершают правильные.

речевая недостаточность. Совершают что?

Так, например, главный герой рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» Додсон по кличке Акула рассказывает своему напарнику бандиту Бобу Тидболу о своей судьбе.

повтор

Позже мы узнаем, что это был лишь сон Акулы, но в жизни он, как и во сне, показывает нам свою жестокую и алчную натуру: между выгодой и дружбой он выбирает первое. Додсон, безусловно, остался верен своим идеалам, но является ли выбранная им дорога правильной?

повтор

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 6

Пунктуация

Но Тидбол ответил ему: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.»

точку ставим после кавычек, а не перед ними

«На нашем жизненном пути есть только две заданные точки – рождение и смерть – дорогу, по которой идти, выбираем мы сами», ТИРЕ писала Луиза Хей, и с ее высказыванием я полностью согласна.

вместо второго тире в оригинале стоит точка;
пропущено тире при оформлении цитаты по типу прямой речи

Грамматика

Эти выборы предоставляются нас каждый день.

слово ВЫБОР не имеет значения слова ВЫБОРЫ, у него есть форма только единственного числа.
НАС — ошибка в падежной форме (д.б. НАМ)

. После штурма Белогородской крепости главарь бунтовщиков Пугачев, объявивший себя царем, вызвал Гринева на совет, а после оставил на личный разговор. Пугачев предлагает Петру служить ему, и перед героем встает сложный выбор: перейти на сторону мятежников или остаться верным себе и своим идеалам.

нарушение видо-временной соотнесенности глаг. форм (о событиях одного и того же периода нужно писать в одном грамматическом времени)

Общий вывод по работе

Итак, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над тезисно-доказательной частью и речевым оформлением текста.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Автор работы: 

Мамин Дмитрий Константинович

Учреждение: 

ГБОУ СОШ №525 с углублённым изучением английского языка Московского района г. Санкт-Петербурга

В учебной исследовательской работе по истории на тему «Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350-летнему юбилею» автором была изучена справочная информация по теме и приведен перечень основных памятников Петру I в Санкт-Петербурге.

Подробнее о работе:

Автор детского исследовательского проекта по истории на тему «Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350-летнему юбилею» изучает историю создания и особенности конструкции четырех главных памятников, которые были поставлены в честь юбилея великого русского царя и основателя Петербурга — Петра Великого.

В данном творческом и исследовательском проекте по истории на тему «Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350-летнему юбилею» описаны памятники Петру и их особенности, а также дана справочная информация по биографии скульпторов, создавших эти памятники. В конце работы приведена викторина для детей, которая поможет закрепить пройденный материал по теме.

Оглавление

Введение
1. Памятники Петру Первому.
2. Бартоломео Карло Растрелли (1675— 1744).
3. Михаил Михайлович Шемякин.
Заключение
Литература
Презентация

Введение

Проект на тему «Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350-летнему юбилею» является творческим, по созданию викторины для учащихся младшей школы в рамках предмета “Окружающий мир” и средней школы в рамках предмета “История Санкт-Петербурга”.

Темой исследовательского проекта стало описание четырёх памятников императору Петру I в Петербурге. Материал, предлагаемый для знакомства с творчеством скульпторов, охватывает широкий круг вопросов, относящихся к середине — концу истории 18-20 века. На примере знакомства со скульптурными изображениями Петра, в викторине содержатся вопросы, связанные с творчеством создателей его скульптурных изображений.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта

Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к истории города, вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оформление исследовательского проекта по истории «Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350-летнему юбилею» соответствует правилам оформления брошюры, а также любой другой игры, предполагающей ряд вопросов и ответов.

При выполнении данной исследовательской работы учтены все этапы проектной деятельности.

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является актуальность.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением истории города, носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Скульптура как вид искусства является частью жизни людей, окружающего городского пространства и знаний истории страны и города. Скульптурное наследие является национальным достоянием.

Изучение скульптуры как вида искусства начинается с изучения истории города в рамках школьного предмета «История города». Постичь основы этого вида искусства задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы, где были созданы скульптурные шедевры, где жили и творили великие русские и европейские Художники.

Цель проекта: создать викторину как игровое пособие для учащихся по предмету «Окружающий мир», «История города».

Задачи:

  1. Создать концепцию викторины (рассказ, иллюстрации, вопросы)
  2. Подобрать ряд вопросов, адресованных учащимся
  3. Изучить литературные источники, ставшие основой рассказа.
  4. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных скульптурных изображений
  5. Оформить викторину
  6. Подготовить презентацию проекта

Этапы работы:
Подготовительный
Сообщение куратору о цели, задумках, вариантах выполнения работы. Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде викторины.

Основной

Памятники Петру Первому

Памятник — сооружение в честь кого — или чего — либо, поддерживающие воспоминание об этом.
В Петербурге в честь Петра I есть 4 основных памятника.

Первый памятник — это Медный Всадник, памятник построен на Сенатской площади 18 августа 1782 года. Инициатива возведения памятника принадлежит Екатерине II. Автором которого стал Этьене-Морис Фальконе.

Французский скульптор утверждал, что у русского царя не может быть внешности римских императоров. Он внёс в образ Петра несколько поправок, передающих определённые качества правителя:

памятники Петру 1 1

Всадник одет в длинную русскую рубаху и сидит на медвежьей шкуре вместо седла, показывая тем самым, близость к народу и русской нации.

Змея под копытами коня — символ невежества, коварства, зла и зависти, с проявлениями которых боролся Петр I.

памятники Петру 1 2

Черты созидателя и благодетеля выразились в покровительственном жесте руки, протянутой над подвластной ему страной. Вся фигура царя воплощает уверенность и спокойствие.

памятники Петру 1 3

Гранитная глыба, на которой возвышается всадник на коне – это эмблема преодолённых на жизненном пути трудностей.

Форма гранитного камня, напоминающая волну, символизирует покорённые Петром морские просторы.

памятники Петру 1 4

По эскизу Фальконе фигуру змеи для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.

Передние стенки скульптуры выполнили очень тонкими, не больше одного сантиметра в толщину. За такую уникальную, сложную по тем временам работу взялся русский литейщик Емельян Хайлов. Он на протяжении трех лет оттачивал своё мастерство: совместно с Фальконе экспериментировал с составом сплава.

Вторым памятником является памятник, который находится перед Инженерным замком, на котором красуется надпись: “Прадеду правнук”.

памятники Петру 1 5

памятники Петру 1 6

Автором этого памятника был Бартоломео Карло Растрелли.                                                                                             
памятники Петру 1 7

Отливка памятника была выполнена в 1745-1747 годах, но и после отливки он не был установлен и хранился на складах Канцелярии строений. Павел I приказал установить памятник перед Михайловским замком и сделать на нем надпись: «Прадеду правнук». Установка его состоялась лишь в 1800 году.

Пётр I умер в 53 года, а памятник был установлен лишь спустя 53 года после отливки.

Пьедестал памятника, облицованный олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков, украшен двумя бронзовыми барельефами — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским, И. Моисеевым под руководством М.И. Козловского.

Третий городской памятник императору называется Царь-Плотник.

памятники Петру 1 8                  

Местом расположения памятника является Адмиралтейская Набережная. Установлен памятник в 1910 году и изготовлен из бронзы. Автором этой работы является Леопольд Адольфович Бернштам.

памятники Петру 1 9

По приказу царя Николая II выполнили вторую отливку памятника“Царь-плотник и отправили в Голландию как подарок городу Саардаму. Там в марте 1911 года он был установлен на центральной площади. Ходят слухи, что стоя перед памятником, Петра можно попросить о чем-то личном: у каждого своя просьба.

Последним из четырёх памятников Петру в Петербурге является памятник, открытый в 1991 году, находящийся в Петропавловской крепости.

памятники Петру 1 10

Автором памятника является русский художник Михаил Шемякин. Для этого памятника Шемякин использовал прижизненную маску Петра I, изготовленную Растрелли в 1719 году. Идею же использовать эту маску Шемякину подал его близкий друг Владимир Высоцкий.

Бартоломео Карло Растрелли (1675— 1744)

Бартоломео Карло Растрелли — это автор многих известно скульптур. Родился Растрелли во Флоренции, работал при дворе Людовика XIV. В 1716 Пётр I пригласил его в Петербург для литья пушек и художественных работ по украшению новой русской столицы. Первой работой Растрелли в России стал Бюст Александру Даниловичу Меньшикову (1716-1717 год).

До нашего времени дошли только несколько сохранившихся скульптур Растрелли такие как: Бронзовый бюст Петра I (Государственный Эрмитаж),

Скульптура Петра I на коне перед Инженерным замком и Бронзовая статуя «Анна Иоанновна с арапчонком».

Михаил Михайлович Шемякин

памятники Петру 1 11

Родился Шемякин 4 мая 1943 года в Москве в семье офицера. В 1945-1946 годах семья жила в Германии, где по окончанию Великой Отечественной войны служил отец.  В 1956 году семья Шемякиных вернулась в СССР, где Михаил поступил в среднюю художественную школу при Ленинградском (сейчас Санкт — Петербургском государственном академическом) институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Позже работал в Государственном Эрмитаже. В 1962 году в Ленинграде состоялась его первая выставка.  В 1969 году состоялась первая персональная выставка в США., в 1981 году Поселился в Париже переехал в Нью-Йорк.

Уже в Париже он начал устраивать выставки и публиковать работы своих коллег – российских художников и писателей Начатые в 1960-е годы исследования искусства выросли в коллекцию миллионов образов. Эта работа принесла художнику пять почетных докторских степеней. Театральная деятельность Шемякина началась в 1967 году с постановки оперы Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории. В 1990-е годы вместе с клоуном Вячеславом Полуниным он устроил шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.

А теперь проверим твои знания.
Ответь на вопросы викторины

1. Сколько всего в Петербурге памятников Петру I.
А 4.  Б. 6.  В. 3. Г. 10
Твой ответ: ———-

2. Как называется памятник, воздвигнутый Екатериной II Петру I?
А. Медный Всадник
Б. Великому Петру
В. Царь — плотник
Твой ответ: ————-

3. Что символизирует змея под копытами лошади императора
А. Победу
Б. Животных.
В. Богатство
Твой ответ: ————-

4. В виде чего выполнен постамент?
А. Гребня волны.
Б. Острия скалы.
В.Утёса
Твой ответ:——————

5. Назови автора первой конной статуи в России.
А. Растрелли.
Б. Росси.
В.Чевакинский.
Твой ответ:————

6. Назови ремёсла, которыми увлекался Пётр I
А. Плотник.
Б. Гончар.
В. Кузнец.
Твой ответ: —————

7. Что можно попросить у Петра I, стоя перед памятником «Царь-плотник» на Адмиралтейской набережной
А. Продвижение по карьерной лестнице
Б. Помощь в поиске работы
В. Здоровье
Твой ответ: —————— 

8. Где Петр I представлен в образе современного пассажира аэропорта, который спешит в путешествие по России? В одной руке он держит смартфон, в другой-тянет чемодан за ручку. Памятник соответствует историческому росту императора. Его высота -2 метра 20см
А) Аэропорт Внуково
Б) Аэропорт Домодедова
В) Аэропорт Астафьево
Твой ответ: ——————-

9. Какое отношение Петр I имеет к Ботаническому саду?
А. Был основан при Петре I.
Б. Пётр I любил там гулять
В. Любил науку ботанику
Твой ответ: ——————-

10. Назовите, как звали двух скакунов, выданных Фальконе для зарисовок будущего коня памятника Петру I
А. Каприз и Бриллиант
Б. Шторм и Ураган
В. Снег и Град
Твой ответ: —————

11. Благодаря каким приёмам Фальконе удалось запечатлеть Петра I на вздыбленном коне?
А. Держали Петра I на руках
Б. Сидел на деревянном коне
В. Гвардейцы поднимали коней на дыбы
Твой ответ: ——————-

12. Как назывался валун, ставший постаментом памятника «Медный всадник»?
А. «Гром-камень»
Б. «Царь-валун»
В. «Великий валун»
Твой ответ: ————————
Проверь свои знания

1. 10
2. «Медный всадник»
3. Победу над врагами, противниками его реформ
4. В виде волны
5. Начало создания памятников Петру I положил Б.К. Растрелли
6. Корабельными делами
7. Помочь в поиске работы или продвижения по карьерной лестнице
8. Аэропорт «Пулково»
9. Именно при Петре и был заложен аптекарский огород
10. Каприз. Бриллиант
11. Гвардейцы-офицеры поднимали коней на дыбы на помосте
12. «Гром-камень»

Викторина 2

1. О чём говорят эти цифры:

7000 рублей, 2000 тонны, 23.09.1770. 12лет
______________________________________________________
______________________________________________________

2. Чем был удостоен Фальконе как автор памятника милостью императрицы Екатерины II
______________________________________________________
______________________________________________________

3.  Высчитай, сколько лет Петру отметила страна в этом году. Если он родился в 1672 году? ______________________________________________________
______________________________________________________

4. Рука Петра I указывает в сторону
______________________________________________________
______________________________________________________

5. А в Стокгольме рука памятника королю Карлу XII указывает в сторону
______________________________________________________
______________________________________________________

Проверь свои знания

1. Тому, кто сумеет доставить глыбу весом ….  на Сенатскую площадь к назначенному времени…..будет выплачено…..

Сам монумент был установлен на камне только через….
2. Памятной медалью
3. 350 лет
4. сторону Швеции
5. В сторону Петербурга

Заключение

  1. Работа выполнена в указанные сроки.
  2. Цель достигнута.
  3. Изготовлено дидактическое пособие в виде игры с рядом вопросов.
  4. Задачи выполнены
  5. Пробный урок с использованием дидактического пособия проведён.
  6. Учащиеся играли с удовольствием, выполняя задания.
  7. Игра одобрена педагогами, учителями 4-х классов.

Для написания данной исследовательской работы и проекта по истории на тему «Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350-летнему юбилею» были использованы ресурсы Сети Интнернет.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

12 июля 2021

3666 просмотров

Прошлая неделя подарила возможность испытать свою стрессоустойчивость. Ничего неординарного не произошло. Привычные неурядицы мелкими неприятностями сплелись в канат, который чуть не утащил на дно настроение и работоспособность.

Выручили самоирония и злость. Во время фрирайтинга неожиданно в первых строках вывел вопрос: «Ну и где твои хвалёные письменные практики, чего не пробуешь?». Представил себя экспертом, который раздает рекомендации, но сам ими не пользуется.

2f7cca1ca98868e04d27e82c093349aca701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Когда остаёшься без корсета и плана

Кроме недомогания и усталости наиболее распространённая причина моих спадов — вынужденное изменение планов. Сколько ни внушаю себе, что миру вокруг нет дела до твоих замыслов и хотелок, воспринимаю каждый сбой с размеренного ритма болезненно.

Режим и план как корсет, шина, панцирь поддерживают и стабилизируют вывихи детства и молодости, защищают душевные и психологические раны. Форс-мажор срывает защиту, делает тебя уязвимым.

В понедельник-вторник ещё пытался отмахиваться от непредвиденных препятствий. Надеялся, что сумею выполнять ежедневные ритуалы и продвигаться к целям Стодневки. В среду почувствовал, что пора выбирать, что делать: привычно пересидеть спад, параллельно источив себя переживаниями и самоедством, либо дать бой обстоятельствам. Биться решил с помощью письменных практик.

Верю Дарье Кутузовой, которая часто повторяет — чем сложнее ситуация, чем больше стресса, тем более структурированным должно быть письмо. Когда тебя раздирают тревоги и сомнения, свободное выписывание мыслей помогает слабо. Будто долго пропускаешь мутную воду из крана, а она всё не становится чистой.

Я использовал три техники. Диалоги. Ступени-опоры. Опросник для себя.

Прочитать подробно о них можно в следующих источниках:

▶ Ira Progoff — At a Journal workshop. Книга издавалась в 1992 году. Свой бумажный экземпляр я купил на Amazon. Электронную версию не продают.

В июне общался с основателем сообщества Zettelkasten RU Рустамом Агамалиевым. Рассказывал о мышлении письмом и несколько раз упоминал семинар Айры Прогоффа. Одна из участниц сообщества подсказала ссылку на Internet Archive.

▶ Кто не дружит с английским и не хочет пользоваться переводчиками, обратитесь к книге Кэтлин Адамс «Дневник как путь к себе». В ней объясняются ключевые компоненты семинара «Интенсивный дневник».

▶ Третий источник — сайт Дарьи Кутузовой «Письменные практики в помощь себе и людям».

9768c49ce4481acc693bf7705fb4ca3f

Надеюсь рассказ о моём опыте вдохновит вас почитать первоисточники и найти свой способ применения письменных практик.a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Диалоги. Как услышать разумное

Выбираете воображаемого собеседника. Я «общался» с возникшей трудностью и своими тревогами. Структурирование практики выражалось в ограничении себя по времени, объёму, вопросам. Включал таймер на 10 минут. Писал на листках А6. Подготовил вопросы. Делал несколько подходов.

Читали диалоги в пьесах или киносценарии? Тут так же. По очереди пишете мысли и реплики от лица каждого собеседника. У меня нет единого алгоритма. Ответы и спокойствие возникают непредсказуемо.

Вот что рекомендует Кэтлин Адамс:

«Доверяйтесь процессу. Вы можете получать ответы и понимание, приходящие как будто неведомо откуда. На самом деле они появляются из вашего подсознания и сверхсознания. Метод Диалога — способ переноса информации на уровень сознания, где она порой выглядит непривычной, странной, тревожащей. Доверьтесь процессу. Доверьтесь ему. Доверьтесь».

Подобрал вопросы-штопоры:

  • Что происходит?
  • Чему меня учат?
  • Как быть?

Начинаю диалог с них.a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Ступени-опоры. Подняться над суетой

На старте каждой Стодневки подогреваю себя уверенностью в достижимости поставленных целей. Составляю списки аргументов в пользу того, что задуманное получится.

Метод Ступеней-опор из семинара Айры Прогоффа гораздо глубже, но я его понимаю примерно так же.

«Когда мы говорим о Ступенях-опорах своей жизни, мы имеем в виду те события, которые приходят на ум при спонтанном отражении течения нашей жизни с самого начала и до настоящего момента, — пишет Прогофф. — Ступени-опоры — это важные вехи на жизненном пути каждого из нас».

Составлять списки Ступеней по четырём функциям: тела, разума, сердца, души (ощущений, мыслей, эмоций, интуиции) у меня получается раз в год. В моменты сложностей на это не хватает сил.

За неделю я пять раз составил перечень из десяти «опорных» событий для текущей ситуации. Не уверен, похвалил бы меня автор методики, но мне такой упрощённый подход помогает.

Когда отматываешь собственную историю, препятствия и даже неудачи можно воспринимать как тренировки, обучение. Я прошёл отличный курс преодоления себя во время службы в армии. Предпринимательство с 1990 по 1999 — кладезь таких опорных камней. Под каждым — клад дерзости и наглой уверенности.a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Опросник для себя. Как отсеять страхи

Не смотрю фильмы ужасов и триллеры-катастрофы. Не интересно. Упуская контроль над мыслями, могу из неприятной ситуации напридумать такой жути, что позавидуют сценаристы хорроров.

Мнительность хорошо подкармливать неопределённостью. Выучив это правило, научился прояснять себя по чек-листу. За годы выработал образ милиционера дяди Стёпы, который опрашивает пострадавшего и начинает с фразы: «Спокойно, товарищ, сейчас во всём разберёмся».

Разбираюсь я, письменно отвечая на вопросы.

— Что меня беспокоит? Что не так?
Здесь образ милиционера помогает отсеять эмоции, быть конкретным, перечислять факты.

— Что самое худшее может произойти?
Когда исключаешь конец света, смерть в муках и прогнозируешь по-взрослому, не пытаясь никого впечатлить, в остатке получается несколько сухих предложений. Для меня важно отключить свой дар драматизировать и нагнетать панику.

— Шифровка из центра
Представление любой ситуации как зашифрованного послания, настраивает на поиск возможностей. Чаще всего представляю то, так тренируют необходимые мне качества или навыки.

— ИКР передряги: как изобрести успешный исход?
Идеальный конечный результат сложившегося положения дел — это не «пусть поскорее всё закончится и станет как было». Опишите неожиданный, счастливый вираж, который может совершить судьба, благодаря сегодняшней проблеме.

— С кого брать пример?
30 лет назад я работал на студии кабельного телевидения. Короткие передачи, которые делал, выходили между ежедневными голливудскими боевиками и томными, романтическими историями. В трудные минуты представлял себя героем Брюса Уилиса или Такеши Китано. С тех пор нахожу поддержку в воображаемых и реальных собеседниках.

— Какие ценности я испытываю?
Декларировать ценности и проявлять их — не одно и тоже. Вспомнить, что для тебя ценно благополучие близких, значит перестать изводить себя переживаниями. Звучит легко, но ответственность за тех, когда любишь, отключает зацикленность на себе.
Когда дорожишь независимостью — относишься к неприятностям как к шансу проявить сильные качества.

— Чему меня учат?
Воспринимая незапланированные испытания как тренинг, игру, добавляешь смысла в происходящее. Перестаёшь сетовать на ненужные препятствия и придавать событиям «коварный замысел против тебя».

— Как я хочу вспоминать, рассказывать об этом эпизоде?
Сторителлинг не только помогает продвигать, вовлекать и продавать. Если правда, что мы живём в той картине мира, что себе рисуем, почему бы не пользоваться предоставляемыми декорациями?

d2ea930099be12b6713aa4b52a0092a1a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Материалы «Жить интересно!» по теме

  • Как я справилась со стрессом. Десять шагов к спокойствию
  • Как я со стрессом разбиралась
  • Как трансформировать стресс в продуктивность
  • Мой путь от мечты до стресса и обратно
  • Стресс не штаны, и снимать его не надо
  • «Ерунда какая-то». Как копинг-стратегии помогают справляться со стрессом
  • Важность структурированности
  • Сюжет

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Рассылка «Радуйтесь переменам» выходит еженедельно с января 2016 года. Этот выпуск —  260-й.

⭐ Все выпуски рассылки «Радуйтесь переменам» вы найдете в разделе «Проекты»
⭐ Подпишитесь, чтобы получать новые выпуски на е-мейл

 

Саморазвитие #Письменные практики #стресс 

© 2013-2022 Жить интересно! Перепечатка и использование материалов, опубликованных в журнале, допускается с письменного разрешения редакции.

О проекте / Реклама / Контакты

Политика конфиденциальности / Согласие на обработку персональных данных

Следуя требованиям законодательства Российской федерации, уведомляем вас, что на нашем сайте в целях его функционирования используются cookie-файлы, сохраняются и обрабатываются ваши персональные данные. Если вы не согласны с этим, вы обязаны, увы, покинуть сайт. Нам будет вас не хватать, но таков закон. Продолжая пользоваться сайтом вы тем самым даете согласие на обработку ваших персональных данных.
По любым вопросам, связанным с вашими персональными данными, вы можете связаться с нами по электронной почте, указанной на странице «Политика конфиденциальности» .

Черная
Галина Леонидовна
,

учитель
русского языка и литературы,

 специалист
высшей категории, учитель-методист

МОУ
 «Амвросиевская  школа №6»

Амвросиевского
района ДНР

Фрагмент
контрольно-оценочного
компонента урока литературы в 8 классе как один из этапов  моделирования
современного урока»


использованием пособия

Литература.
8 класс. Рабочая тетрадь для учащихся «Книжное путешествие»:
для
общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В.,
Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Ч. 1. –
Донецк: Истоки, 2020. – 116 с.)

Тема:
Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя,
формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная
красота героини

Цели:

-углубить понимание идейно —
художественного богатства романа;
-учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
-воспитывать нравственные качества у учащихся.

Задачи:

— способствовать развитию мыслительных
навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни;
вырабатывать собственное мнение;

развивать способность к разумному
рефлективному творческому мышлению;

-учить выражать свои мысли (устно и
письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим,
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

— вырабатывать умение сотрудничать и
работать в группе;

-дать возможность каждому ученику
реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также —
конструировать свое собственное знание.

Тип
урока
: урок
совершенствования знаний, умений и навыков (урок закрепления изученного).

Педагогические
технологии
: технология проблемно-диалогического
обучения, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), инновационные формы
и виды сочинений разных форматов.

Приёмы: работа в
группах, самостоятельная работа.

Планируемые
результаты
:

предметные — осмысленно
читать и анализировать художественное произведение;

личностные
формировать интерес, ценностное отношение к русской истории и литературе,
личностное осознание понятия «честь»;

познавательные

осуществлять акцентное вычитывание произведения, анализ и интерпретацию
художественного текста; выделять главную информацию; строить логические
рассуждения;

коммуникативные – владеть
монологической речью, строить полные высказывания; точно и полно выражать свое
мнение; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем;

регулятивные – уметь
ставить учебные цели, слушать инструкцию и следовать ей, владеть навыками
самоконтроля и взаимоконтроля.

Настоящие знания мы получаем,

когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаём сам
ответ
.

 Александр
Ллойд

Сорок
пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок
совместного труда и того, кто его ведёт, и тех, кого он учит самостоятельно
шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное
.

Е.Н. Ильин

v Работа
с иллюстрациями (по группам)

Задание
1 группе.
Рассмотрите иллюстрацию художника С.
Герасимова
к произведению
«Капитанская дочка».

Ø Назовите
главных героев произведения, изображённых на ней.

Ø Какой
момент из их жизни запечатлён?

Ø Нравятся
ли вам эти персонажи? Почему?

Задание
2 группе.
Рассмотрите иллюстрацию художника В.Сыскова
к произведению «Капитанская дочка».

Ø Кто,
по вашему мнению, изображён на ней?

Ø Составьте
цитатную характеристику персонажа.

Ø Каково
ваше отношение к этому герою?

v Задание.
Напишите сочинение в жанре скитце
«Жизненный путь Петра Гринёва,
формирование характера героя. «Береги честь смолоду».

Справочное
бюро «Словарь разножанровых сочинений»

         Сочинение-скитце
– это маленькие произведения в жанре эссе, набросок,
зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма:
главное в нем – впечатление автора, «остановленное мгновенье». В русской
литературе пример таких «остановленных мгновений», правда, поэтических, – это
лирика А.А. Фета. Например:

Сияла ночь. Луной
был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в
гостиной без огней.

Рояль был весь
раскрыт, и струны в нем дрожали

Стихотворение
посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, – родной сестре С.А.
Толстой (неслучайно её считают прототипом Наташи Ростовой).

Алгоритм эссе – пять-шесть
абзацев, где 1 абзац – вступление,

2
абзац – проблема,

3
абзац – описание проблемы,

4
абзац – отношение автора,

5
абзац – свое отношение, опираясь на литературный и жизненный опыт.

6
абзац – заключение.

Сочинение-эссе – это не менее 150 слов.  В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность
автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Пример
сочинения-скитце

            Петр Гринёв – главный герой повести А.С.
Пушкина «Капитанская дочка». С раннего детства на формирование его характера и
взглядов большое влияние оказали родители – честные и порядочные люди, которые
много повидали на своем жизненном пути. Они сумели привить Петруше Гринёву
любовь к родине, верность своему долгу и данному слову, уважительное отношение
к старшим, смелость, стремление к справедливости. Воспитали в нём Человека с
большой буквы – Человека Чести.

            Отец, отправляя сына на службу в армию,
прежде всего, руководствуется целью вырастить из него не беспутного шалопая,
транжиру, но настоящего солдата, человека отважного и благородного. Он так
обозначает для Петруши жизненные ориентиры: «Служи верно, кому присягнешь;
слушайся начальников, за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от
службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь
смолоду».

            Полученные уроки не прошли для Петра
Андреевича Гринёва даром. Живя в Белогорской крепости, он зарекомендовал себя
храбрым офицером и хорошим товарищем, человеком, ценящим честь превыше всего.
Со шпагой в руке, рискуя собственной жизнью, отстаивает он доброе имя Маши
Мироновой, оклеветанной лицемерным и малодушным Швабриным.

            Влюбленный Гринёв открывается нам с новой
стороны. Становится ясно, что он пылкий и нежный поклонник, готовый
пожертвовать своей жизнью ради счастья любимой, побороться за Любовь.

            Однако автор, считая, что истинная суть
человека раскрывается в критических ситуациях, подвергает своего героя
многочисленным испытаниям. Став свидетелем героической смерти дорогих и
уважаемых им людей – Ивана Кузмича и Василисы Егоровны Мироновых, вынужденный
разлучиться с Машей, оставив её в руках ненавистного ухажера, Петр Гринёв проявляет
большую силу духа и мужество, безупречную порядочность. Судьбе не удается
сломить его, заставить отречься от собственных взглядов. Характер молодого
человека становится более закалённым, ему открываются истинные ценности
человеческой жизни.

Я думаю, что на примере
своих героев Пушкин показывает нам те жизненные ориентиры, к которым стоит
стремиться, потому что такие нравственные ценности, как честь и достоинство,
верность долгу, никогда не утратят своего значения.

  • Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир
  • Рассказ о петре и февронии мультфильм
  • Рассказ о петре гриневе от лица савельича
  • Рассказ о петре первом для детей 4 класса
  • Рассказ о петре муромском по литературе