Рассказ о пьесе в пещере горного короля

План конспект урока по слушанию музыки 1 кл., тема: фантастические и сказочные персонажи в музыке. цели урока: - сформировать представление

ПЛАН
–КОНСПЕКТ УРОКА ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

1
кл., ТЕМА: «Фантастические и сказочные персонажи в музыке».

Цели урока:

— сформировать
представление о фольклорном жанре сказка в музыке;

— рассмотреть тему
урока в увлекательной, доступной форме;

— познакомить
учащихся с музыкальными произведениями русских композиторов- классиков;

— продолжить
формирование умения анализировать форму, строение прослушанных музыкальных
произведений.

Задачи:

— обучающие:
ориентировать учащихся на осмысление музыкального образа в литературе;

— развивающие:
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умение слышать и
выделять главное; развивать творческие способности учащихся, умение раскрывать
образ с помощью музыки.  —   

-воспитывающие :
прививать посредствам известных сказок стремление к лучшим идеалам добра,
милосердия и справедливости;

Тип урока:

комбинированный.

Вид урока:
урок-путешествие.

Методы:

— организации и
осуществления учебно-познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный;

частично-поисковый;

репродуктивный.

— по источнику
информации и характеру деятельности:

словесные;

наглядные;

практические.

— по назначению и
дидактическим задачам:

приобретение
знаний;

формирование
умений и навыков;

применение знаний;

закрепление.

1. Организация
начала урока. Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему
и цель урока.

2.Основная часть.
Изучение нового материала Увлекательное, доступное изложение нового материала с
привлечением учащихся к обсуждению, дискуссии.

3.Первичное
закрепление знаний. Можно использовать специальные задания после объяснения
нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

4.Подведение
итогов урока. Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и
аргументировать оценку знаний учащихся.

5.Информация о
домашнем задании. Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его
выполнения.

Оборудование:
компьютер, телевизор, накопители информации (презентации, видеофильмы,
портреты), фортепиано.

1.
Организация начала урока.

Добрый день,
дорогие ребята. Вы знаете, когда я была маленькой, то очень любила сказки. А вы
их любите? Да? А какие сказки вам нравятся больше всего – смешные или страшные?
Страшные? Тогда, вы наверно, не испугаетесь и отправитесь вместе со мной в
сказочное путешествие. Готовы? Вперед!

Итак, волшебный
клубочек, веди нас, веди,

В мир сказки
волшебной всех-проводи.

Преподаватель
бросает клубочек, так, чтобы он докатился к телевизору, где демонстрируется
первый слайд.

Слайд 1. Развилка
дорог: направо пойдешь- в царство страха попадешь, налево пойдешь – волшебство
найдешь, прямо пойдешь- богатство обретешь.

Куда же нам
отправиться?  В царство страха хотите? Ну, что ж тогда не хнычьте! Отправляемся
в страшную, страшную сказку. Ой, я кажется что-то слышу! Звучит  «Баба-яга» из
«Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.

Слайд 2. Баба-яга
в ступе и с метлой.

…В облаках, не при
луне,

летит баба на
метле:

страшная и злая.

Кто она такая?

Дети отвечают.
Конечно, это- Баб-Яга, а музыка композитора М. П. Мусоргского рисует нам ее
портрет. Девочка Машенька пошла с подружками по грибы, да по ягоды в лес. И,
конечно заблудилась, зашла в избушку на курьих ножках, да так испугалась, что
кинулась бежать со всех ног, а двери ее не пускают, печь жаром обдает, лягушки
да пауки поганые подползают. Спасибо, лесные зверюшки –зайчата, лисички да
медвежата подсобили и помогли Машеньке убежать. Да только Баба-Яга учуяла
русский дух и бросилась в погоню в своей ступе. (На фоне рассказа учителя
демонстрируется мультфильм).

Ну, что, страшно?
Нет?  а как вы думаете, удалось Маше спастись от Бабы-Яги? Конечно, ведь в
сказках всегда добро побеждает зло.

Ой, а кто это к
нам приближается? Слышна музыка «Марш Бармалея» С. Слонимского.

Таня-Ваня
задрожали —

Бармалея увидали.

Он по Африке идёт,

На всю Африку
поёт:

«Я кровожадный,

Я беспощадный,

Я злой разбойник
Бармалей!

И мне не надо

Ни мармелада,

Ни шоколада,

А только маленьких

(Да, очень
маленьких!)

Детей!»

Он страшными
глазами сверкает,

Он страшными
зубами стучит,

Он страшный костёр
зажигает,

Он страшное слово
кричит:

«Карабас!
Карабас!

Пообедаю
сейчас!»

Дети плачут и
рыдают,

Бармалея умоляют:

«Милый, милый
Бармалей,

Смилуйся над нами,

Отпусти нас
поскорей

К нашей милой
маме!

Во время чтения
стихотворения демонстрируется мультфильм. Ребята, вы слышите, как замечательно
передан образ Бармалея в музыке С. Слонимского. Эта пьеса так и называется
«Марш Бармалея». Но, знаете, мне что-то не по себе. Пора нам свернуть в другую
сторону.

«Налево пойдешь –
волшебство найдешь»

Слайд 3. 
«Жар-птица».

В замечательной
стране.

На Земле, иль на
Луне

Поселилась
чудо-птица —

Настоящая царица.

Удивляют красотой

Перья, хвостик
золотой.

Светом радужным
искрится…

А зовут ее —
Жар-птица.

Жаль, что только
лишь во сне

Прилетаешь ты ко
мне.

Говорят, что, если
поднять перо жар-птицы и загадать желание, оно обязательно исполнится. А мы
попробуем загадать свои желания под музыку С. Стравинского из балета
«Жар-птица». Закрываем глаза и слушаем музыку.  Только, чур, глаза не
открывать, иначе желание не исполнится!

Слайд4. Пещера
горного короля

Открываем глазки,
слышите? Кто-то приближается! Это маленькие гномики путешествуют по волшебной
стране Норвегии. И вот они забредают в пещеру, а там… тролли, эльфы, злые
кобальды, ведьмы и даже русалки, и вот, появляется сам Горный Король и
начинается общая пляска!!! (На фоне рассказа   демонстрируется мультфильм).

Ребята. эта
чудесная история про горного короля и его подданных рассказана композитором
Эдвардом Григом в его пьесе «В пещере горного короля».

Этот композитор
очень любил своей музыкой рассказывать волшебные истории.

Слайд 5. Например,
история Кобольда – Он жил под землей, охраняя сокровища и клады-золото,
самоцветы, серебро. издавал звуки и стуки, чтобы объявить о своем присутствии,
присутствии металлов и минералов, или пугал людей, чтобы не забредали в пещеры.

Он был уродлив и
зачастую непослушен, крал свечи и факелы, прятал одежду и орудия труда. Иногда
он проявлял злобу, угрожая тем людям, что забредали на его территорию.
Послушайте пьесу Грига «Кобольд». Как вам кажется: чего в нем больше добра или
злости? Дети отвечают.

Слайд 6. Звучит
«Танец эльфов» Грига.

Эльфы, как и
прочий волшебный народ, могут быть как добрыми, так и злыми. Светлые эльфы,
обладают невероятной красотой и милосердием. Они считаются волшебниками и
мудрецами, искусными в музыке, поэзии и различных ремеслах. Любят водить
хороводы при свете луны, а их музыка обладает завораживающим свойством. Светлые
эльфы живут в деревьях и всячески их оберегают, как и любую живую природу. Но
также существуют истории о злых существах, приносящих людям вред и страдания –
это темные эльфы, уродливые карлики. Это низшие духи, родственники гномов, не
имеющие ничего общего с прекрасными светлыми эльфами.

В одном из
сказаний про эльфов ведется рассказ о двух музыкантах, которые проживали в
маленьком городке. Два молодых человека обладали способностью так виртуозно
играть на музыкальных инструментах, что все зазывали их на свои праздники –
будь то новоселье или свадебное торжество. Никто не скупился заплатить
достойные деньги за такую прекрасную игру, поэтому музыканты зарабатывали очень
много. Но однажды в городке появился незнакомец – карлик, облаченный в плащ
зеленого цвета. Он услыхал, как играют музыканты, и посулил им большую сумму,
попросив играть для него в течение всей ночи. Условие было одно: они не должны
были задавать вопросы по поводу того места, куда он их ведет. Легкая нажива
привлекла музыкантов, и они без раздумий согласились. Молодые музыканты поняли,
что очутились среди эльфов, о которых шла дурная слава. Но делать было нечего,
и тогда они начали играть. Эльфы плясали и забавлялись всю ночь, а утром щедро
наградили музыкантов и отпустили их восвояси. Однако по возвращении домой
оказалось, что музыканты были в той пещере несколько десятков лет и жутко
состарились. Вот такая их ждала расплата за желание получить легкие деньги.

В пьесе Грига
«Танец эльфов» эти существа предстают перед нами нежными и порхающими, милыми и
добрыми.

А нам пора в путь
— дорогу.

Прямо пойдешь-
богатство найдешь.

Слайд 7. Орфей с
лирой. Звучит Мелодия из оперы «Орфей и Эвредика» К. В. Глюка.

Ребята, слышите
эту завораживающую музыку? Кажется, я знаю о ком она рассказывает. Это- Мелодия
из оперы «Орфей и Эвредика» К. В. Глюка.

Красавица Эвридика
была нимфой лесов. Ее возлюбленный Орфей — певцом и музыкантом, чей голос и
умение играть на лире завораживали окружающих.

Они очень сильно
любили друг друга.Однажды Эвридика гуляла по лесу, собирала цветы. Вдруг ей
показалось, что ветки хрустнули и кто-то за ней бежит.  В панике она бросилась
убегать, не разбирая дороги. Испугавшись, она не заметила, как наступила на
ядовитую змею. Та укусила ее, и Эвридика умерла. Орфей был в отчаянии. Он не
знал, как жить без любимой, и решил вернуть ее любой ценой. Влюбленный
отправился прямиком в царство мертвых, чтобы вернуть себе Эвридику. На входе
его ждал ужасный трехглавый пес Цербер, который впускал в ворота только души
мертвых. Музыкант достал свою лиру и начал играть прекрасную мелодию. Чудовище
заслушалось и уснуло, а Орфей прошел мимо него. Так Орфей достиг дворца
грозного хозяина загробного царства Аида и его прекрасной жены Персефоны.
Оказавшись перед ними, он начал петь печальную песню о своей любви к Эвридике,
о том, что она слишком рано ушла из жизни. Весь ад замер, слушая певца: Аид
спросил, чего же хочет певец. Храбрый Орфей попросил вернуть любимую в мир
живых. Аид согласился дать им шанс, но при одном условии: на обратном пути из
загробного мира Орфей должен идти не оглядываясь.

Если музыкант не
выдержит и обернется проверить, идет ли за ним любимая, Эвридика останется
навсегда в царстве мертвых. Орфей начал свой путь. С каждым шагом он волновался
все сильнее: шагов возлюбленной не было слышно. Идет ли за ним Эвридика? Уже в
конце своего пути музыкант не выдержал искушения и поддался соблазну оглянуться
назад. Его любимую тут же отправили в царство Аида, а ему самому запретили
повторно проникать в загробный мир. Потерпев неудачу, Орфей поклялся, что
больше никогда не полюбит ни одну женщину. Он сочинял новые печальные песни о
любви и пел их, никогда не забывая свою возлюбленную.

 Слайд1. Камень на
развилке дорог.

Ребята, скажите,
вам не кажется странным то, что камень нам рассказал именно эту историю? Он
обещал, что мы найдем богатство? Хотя, я кажется знаю!  Эта история о настоящей
любви, а это и есть истинное богатство. Согласны?

4.Подведение
итогов урока.

Друзья, скажите,
вам понравился сегодняшний урок? С какими героями мы познакомились? Дети
отвечают. А какие музыкальные произведения вам запомнились больше всего? Дети
отвечают.

5.
Домашнее задание.

Молодцы!   Я хочу,
чтобы вы дома хорошенько подумали над тем, что мы сегодня с вами узнали и
выполнили домашнее задание: красками, карандашами или фломастерами нарисовали
бы кого-нибудь из сегодняшних сказочных героев. А может быть их будет
несколько. До свидания, урок окончен.

Эдвард Григ «В пещере горного короля»

Эдвард Григ «В пещере горного короля»Имя выдающегося композитора Эдварда Грига хорошо известно не только на его родине в Норвегии, но и далеко за его пределами. Произведения великого маэстро, которые он сочинял в различных жанрах, пользуются большой популярностью у любителей классической музыки по всему миру. Однако среди богатого творческого наследия Грига есть одно произведение, которое в рейтинге самых узнаваемых оркестровых сочинений уверенно занимает первое место. Речь идёт о блестящем творении композитора под названием «В пещере горного короля», которое он написал как музыкальную иллюстрацию к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Эта симфоническая миниатюра, звучащая всего две с половиной минуты, является настоящей жемчужиной, которая по достоинству входит коллекцию шедевров музыкального искусства.

Историю создания произведения Эдварда Грига «В пещере горного короля», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.

История создания

История возникновения пьесы «В пещере горного короля» неразрывно связана с созданием Эдвардом Григом музыки к театральной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт», время сочинения которой пришлось на 1874 – 1975-е годы.

В 1866 году Эдвард вместе со своей будущей женой Ниной Хагеруп покинул Копенгаген и на длительное время обосновался в столице Норвегии, которая в те времена называлась Христианией и лишь в начале двадцатого века была переименована в Осло. Это была вынужденная перемена места жительства, так как молодые люди устали от давления родственников, которые противились их браку.

Христиания (Осло)

Творческий период композитора, связанный с Христианией, его биографами обозначается как особо плодотворный. К 1874 году Григ стал автором знаменитого Фортепианного концерта, первой тетради «Лирических пьес» и Второй скрипичной сонаты. Помимо композиторской деятельности Григ активно занимался развитием национальной культуры. Он явился вдохновителем открытия Норвежской музыкальной академии и содействовал основанию Музыкального общества. Выступая в качестве дирижёра, композитор способствовал популяризации скандинавской музыки.

В программы концертов он включал не только сочинения таких выдающихся мэтров, как Моцарт, Шуман и Лист, но и молодых отечественных музыкальных авторов. Результатом такой энергичной творческой инициативы стало назначение норвежским правительством Эдварду Григу пожизненной стипендии, которая позволяла ему оставить должность дирижёра в Филармоническом обществе и заниматься без ограничения композиторским творчеством.

Эдвард Григ

Живя в Христиании, Эдвард не прерывал связь со своими выдающимися друзьями: Бьернстьерне Бьёрнсоном, Хансом Кристианом Андерсоном и Генриком Ибсеном. Поэтические тексты этих талантливых сочинителей много раз становились основой вокальных произведений Грига. Так, в январе 1874 года композитор от Ибсена получил письмо, в котором драматург обращался с просьбой о сочинении музыки к театральной постановке его пьесы «Пер Гюнт». У Грига давно зрело желание создать национальную оперу, в основе сюжета которой было бы какое-либо предание или сага, поэтому данное предложение им было встречено с большим воодушевлением.

Драматическая поэма «Пер Гюнт», вызывающая немалый интерес у Эдварда, к тому времени уже пользовалась значительной популярностью, поэтому композитор опасался, что ему будет не просто справиться с поставленной задачей, чтобы музыка органично вписалась в спектакль. Постоянно держать себя в жёстких рамках и строго следовать авторским указаниям для Грига было сложно, так как это не отвечало его творческой индивидуальности. Сочинение произведения продвигалось медленно. В общей сложности на создание 28 музыкальных номеров, в число которых вошло вышеупомянутое произведение «В пещере горного короля», у Грига ушло почти полтора года. Начав работу в Христиании в начале 1874 года, он закончил её в апреле 1875 года в Лейпциге и сразу отправил законченную партитуру в театр. Премьерный спектакль «Пер Гюнт» был показан в феврале 1876 года. Успех превзошёл все ожидания. Через десять лет пьесу впервые показали в Копенгагене, а затем она с музыкой Грига триумфально зашагала по сценам театров крупнейших европейских городов. Композиция «В пещере горного короля» в спектакле иллюстрирует шестую сцену II акта, когда главный герой попадает во дворец горного короля — Доврского деда. В первой части сюиты «Пер Гюнт», которую Григ составил в 1888 году, композиция является финальной пьесой.

Интересные факты

  • Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» вместе с «Полётом шмеля» Н.А. Римского-Корсакова и «О, фортуна!» Карла Орфа являются самыми узнаваемыми классическими произведениями.
  • Пьеса «В пещере горного короля» довольно часто привлекала внимание музыкантов, работающих в разных музыкальных жанрах. На тему произведения сделан не один десяток обработок, например популярная американская певица и автор песен Кэндис Найт на музыку композиции сочинила слова. Песня, исполненная британско-американской рок-группой «Rainbow» вошла в восьмой, последний альбом коллектива «Stranger in Us All», вышедший в 1995 году.
  • Считается, что впервые джазовая интерпретация пьесы «В пещере горного короля» была представлена оркестром Альвино Рея в 1941 году. Затем американский бас-тромбонист Джордж Робертс в 1959 году записал джазовый вариант этого произведения, исполнив мелодию на своем басовом тромбоне.
  • Рок версии композиции «В пещере горного короля» можно услышать в исполнении британской рок-группой «The Who», американской рок-группой «Savatage», британской рок-группы «Marillion», американской рок-группы «Kamelot», а также голландской группы «Epica», исполняющей музыку в стиле симфоник-метал
  • Кинорежиссёры также часто вставляют звучание произведения в саундтреки своих фильмов. Например, Д.В. Гриффит в киноленту «Рождение нации» (1915), Фриц Ланг в «М — город ищет убийцу» (1931), Джерри Цукер — «Крысиные бега» (2001), Тим Бёртон — «Труп невесты» (2005), Шон Леви — «Ночь в музее-2» (2006), Михаэль Ханеке — «Забавные игры» (2007), Гарри Винник — «Война невест» (2009).
  • Особая популярность произведения Эдварда Грига обусловлена ещё и тем, что её довольно часто используют в рекламных роликах, видеоиграх и анимационных фильмах.

Содержание

«В пещере горного короля» — это красочная пьеса со сказочно-фантастическим характером в спектакле «Пер Гюнт» иллюстрирует сцену, в которой главный герой попадает во дворец Доврского деда – властителя королевства лесной нечисти: ведьм, троллей, кобольдов и леших.

Произведение, написанное в тональности си минор, имеет простое, но своеобразное строение, основанное на неоднократном повторении одной темы, незамысловатый мотив которой напоминает старинный шотландский напев. Каждый раз тема появляется с новыми фигурациями в сопровождении, усиливающими не только её причудливость, но и динамику. Всё это отвечает задуманному композитором образу: неслаженная пляска горных чудовищ, нарастающий галдеж, в итоге переходящий в ор.

"В пещере горного короля" содержание

Композицию начинает мистический призыв валторн, после которого основную тему на пианиссимо проводят фаготы, виолончели и контрабасы, звучащие в низкой тиссетуре. Постепенно настороженное и таинственно — фантастическое звучание преображается и становится более насыщенным. Мелодия переходит в более высокий регистр, так как на передний план выходят скрипки и альты, исполняющие тему пиццикато, а затем они передают эстафету гобоям и кларнетам. Темп постепенно ускоряется, динамика усиливается. Появляется суетливость, которую вносят мелкие длительности активно варьированного сопровождения. К звучанию присоединяются всё новые и новые инструменты. Создаётся ощущение надвигающегося урагана.

Рассказ о пьесе в пещере горного короля

Такое интенсивное развитие приводит к кульминационному построению, в котором полный оркестровый состав поражает мощью своего звучания. Особое значение в оркестровке придаётся ударным инструментам. Они не только поддерживают ритмическую основу, но и создают динамическое разрастание. Бурное престиссимо отображает стремительный вихрь, в котором закружились фантастические обитатели «тёмного» королевства.

Вдруг звучание оркестра резко прерывается. Мелодия ещё пару раз пытается возвратиться, но упрямые аккорды с порхающими форшлагами, звучащие как властные приказы пещерного повелителя, прерывают шабаш тёмных сил.

«В пещере горного короля» — это маленькое, но достойное восхищения произведение внесло свой вклад в мировую славу её создателя. Оно звучит так ярко и запоминающее, что никого не может оставить равнодушным, поэтому широко и с успехом используется в массовой культуре. Не многие музыкальные произведения, созданные композиторами во все времена, удостаиваются такой почести.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Эдвард Григ «В пещере горного короля»

Подписи к слайдам:

В скандинавских странах существуют сказки про злых духов — троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в пещерах в горах целые дворцы. В пьесе Э.Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается о таких волшебных существах, изображается картина подземного царства троллей. Послушайте и расскажите, как звучит эта музыка? (Звучит запись.) Д е т и. Музыка страшная, таинственная, сказочная. П е д а г о г. Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы, фаготы — низко, зловеще. Потом к ним присоединяются другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце — на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. (Звучит запись.)

Презентацию подготовила Ковалева С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №33. В пещере горного короля Э.Григ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: конспект интегрированного урока (музыка и ИЗО) в 4 классе с применением информационно-коммуникационных технологий.

Презентация подготовлена к доминантному занятию по слушанию музыки в подготовительной к школе группе. (Программа Гармония»К.В.Тарасовой).

Цель:Закрепить знание правой и левой стороны на листе бумаги и в пространстве относительно себя и объекта, учить детей ориентироваться в масштабном плане, развить образное и пространственное мыш.

Конспект нод слушание Э. Григ «Пер Гюнт»Цель: Формирование у детей эстетического музыкального вкусаЗнакомство с оперой Э.Грига «Пер Гюнт»Задачи: .

Развивать познавательные и творческие способности детей. Способствоватьувелиению объёма внимания и памяти.

В процессе НОД дети продолжают знакомиться с произведениями Э.Грига («Шествие гномов», «Танец эльфов», «В пещере горного короля»).

Конспект интегрированного музыкального занятия с изо.

Презентация к уроку музыки «Э.Григ. В пещере горного короля»

Презентация создана для уроков музыки во 2 классе.Содержит иллюстративный материал: фотографии, пейзажи, портреты Э.Грига, картинки сказочных существ(гномов, эльфов, троллей, кобольдов, горного короля), сопровождается мр3-файлами «Утро», «В пещере горного короля»

Целевая аудитория: для 2 класса

Автор: Горожанцева Елена Павловна
Место работы: ЗМОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Добавил: lena50mp3

vpesheregornogokorolyakartinki F1084CE7

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

vpesheregornogokorolyakartinki A7FC1132

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

vpesheregornogokorolyakartinki D04E4685

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

vpesheregornogokorolyakartinki 2FE0DCD1

Диплом и благодарность каждому участнику!

vpesheregornogokorolyakartinki 2DBA96C9

vpesheregornogokorolyakartinki A65020C6

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Рисуем музыку Э. Грига

Татьяна Попова
Рисуем музыку Э. Грига

В течении сентября мы с детьми подготовительной группы слушали сказочную музыку норвежского композитора Эдварда Грига. Дети с удовольствием познакомились с такими музыкальными произведениями, как «Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец эльфов», «Утро».

Каждая музыкальная пьеса раскрывала удивительную историю, приглашая детей побывать высоко в горах, встретить рассвет, принять участие в диком танце вокруг костра в пещере горного короля. Детям было предложено запечатлеть свои впечатления от прослушанной музыки в рисунках. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше запоминается и осмысливается.

Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

«Утро»

vpesheregornogokorolyakartinki 8C33BE47vpesheregornogokorolyakartinki 09E4C99Bvpesheregornogokorolyakartinki 4B33426Dvpesheregornogokorolyakartinki 673FB6D8vpesheregornogokorolyakartinki CCA565F1vpesheregornogokorolyakartinki E24B6E8Evpesheregornogokorolyakartinki 0C2CA9BB

«Шествие гномов»

vpesheregornogokorolyakartinki 0E2245FCvpesheregornogokorolyakartinki EEB74841vpesheregornogokorolyakartinki 99B4F377vpesheregornogokorolyakartinki 088E0113vpesheregornogokorolyakartinki F218D611vpesheregornogokorolyakartinki B687A56F

vpesheregornogokorolyakartinki 0CBE0CFD«Как у наших у ворот, встали ёлки в хоровод!» Творческая работа детей средней группы в рамках проекта «Мы рисуем музыку» «Новогодний хоровод»слова и муз. О. Шашкиной 1. Наступил уж Новый год Веселится весь народ Даже ёлки на опушке, Глянь, заводят хоровод.

vpesheregornogokorolyakartinki CC1046BB«Прилетели снегири!» Выставка совместных работ родителей и детей в рамках проекта «Мы рисуем музыку» Дети и родители подготовительной группы нашего детского сада,совместно со своим вдохновителем, музой и воспитателем Чупиной Ириной Владимировной,.

vpesheregornogokorolyakartinki 591692A8Интегрированное занятие в рамках проекта «Мы рисуем музыку» (средняя группа) Интегрированное занятие в рамках проекта «Мы рисуем музыку» Средняя группа. Программные задачи: • Самостоятельно находить выход из сложившейся.

vpesheregornogokorolyakartinki 14DA99BDКратковременный образовательный проект «Рисуем музыку» для детей средней группы с ОВЗ (с применением ИКТ) Часть 1 Аннотация проекта • Проект реализуется в рамках интеграции курсов по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности в соответствии.

vpesheregornogokorolyakartinki 2DAF5474Кратковременный образовательный проект «Рисуем музыку» для детей средней группы с ОВЗ (с применением ИКТ) Часть 2 НОД » Разные куклы» МР: Доброе утро! Давайте вспомним про каких животных мы слушали музыку на прошлом занятии? (Ответы детей) Повторное.

vpesheregornogokorolyakartinki 7FBF2C5BИнтегрированное занятие по музыке и рисованию «Мы слушаем и рисуем музыку» Конспект интегрированного занятия (музыка, рисование) для детей средних групп тема: «Мы слушаем и рисуем музыку» Произведение М. П. Мусоргского.

vpesheregornogokorolyakartinki 03FEFD29По дорогам сказки с музыкой Эдварда Грига. Итоговое занятие по творчеству Э. Грига в подготовительной группе Цель. Вызывать у детей интерес к культуре скандинавских стран. Познакомить с творчеством Эдварда Грига, сказками и легендами народов Норвегии.

«Путешествие в музыку Эдварда Грига». Музыкальная гостиная Цель: -Воспитание музыкальной культуры детей через произведения композитора -Формировать музыкально-эстетический вкус. Расширять представление.

vpesheregornogokorolyakartinki 271472CDРисуем музыку 7 мая исполнилось 175 лет великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. И в честь этого знаменательного дня в нашей группе прошло.

Рисуем музыку: «Клоуны» Д. Б. Кабалевского Клоуны — самые смешные цирковые артисты. В пьесе Дмитрия Кабалевского «Клоуны» рассказывается о двух клоунах веселом и грустном. У веселого.

В пещере горного короля картинки

Вы любите экстремальный туризм, пещеры, восхождения? Тогда вы по адресу. Вы терпеть не можете всякие пещеры и вообще у вас клаустрофобия? Тогда вы тоже по адресу! Потому что следующее чудо природы — это самая большая в мире пещера. Грандиозная, колоссальная, невероятная! Григ, когда писал свою знаменитую мелодию, вряд ли знал об этой пещере. Но именно она достойна звания подземного царства, обители горного короля. Название ее поэтическое, Ханг Сон Дунг (Пещера горной реки), а месторасположение экзотическое: Вьетнам. Чарующие подробности и завораживающие фотографии — далее в статье. Смотрим!

Итак, историческая и географическая справка. Провинция Куангбинь, что в пятистах километрах южнее Ханоя – ваш ориентир. От центра провинции примерно 40 километров до входа в пещеру. Местные жители знают об этой пещере чуть больше двадцати лет, а вот в апреле 2009 года пещеру посетили спелеологи из Британской ассоциации исследователей пещер (BCRA) и сделали ее известной миру. Протяженность пещеры 6,5 км, высота в некоторых местах 240 метров, а ширина – больше футбольного поля, 150 метров! В общем, 40-этажный небоскреб мог бы вольготно разместиться в некоторых залах Ханг Сон Дунг. При такой огромной высоте пещера становится просто отдельным миром. Здесь даже образуются облака! Через провалы в крыше проникает свет, давая жизнь растениям. Посетив пещеру, вы сразу побываете и в джунглях – настолько обильно растет здесь зелень. А среди зелени можно встретить насекомых, змей и даже обезьян и птиц.

Некоторые фотографии мы были вынуждены делить на части и увеличивать — иначе невозможно рассмотреть крошечные фигурки людей на фоне грандиозных валунов и скал.

vpesheregornogokorolyakartinki B44318E2

Эта россыпь называется пещерным жемчугом, он растет в лужицах известковой воды. Жемчугом эти камни называются не только из-за формы, но и по составу: они почти не отличаются от образованных моллюсками. Только вот блеска перламутрового нет.

Гигантские сталагмиты в лучах света похожи на каменные кактусы. Это место спелеологи так и назвали – Сад Кактусов.

Переходы внутри пещеры не так просты. Изменчивые потоки воды, гигантские валуны, на которые можно взобраться только с профессиональным снаряжением — экспедиция в пещеру станет невероятным приключением, это бесспорно.

vpesheregornogokorolyakartinki 486CCA73

На этой фотографии спелеологи бредут по руслу реки Рао Тунг. В засушливое время это просто небольшой ручей. Но в полноводные времена река полностью занимает тоннель. Собственно, эти тоннели – и есть реки рук дело. Можете представить, насколько это мощный поток!

vpesheregornogokorolyakartinki 3F0C8647

>Пещера известна всего три года и, как знать, может быть, горы скрывают еще не один сказочный зал, которому только предстоит быть открытым.

»

1 – Титульный слайд

Дети проходят в зал под музыку Э.Грига, садятся.

Сегодня мы проведем викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если вы сможете выполнить все задания – вас ждет сюрприз!

2 – Посмотрите на слайд и назовите имя композитора. (о.д. – Эдвард Григ)

– Да, это Эдвард Григ – известный композитор. Его музыка, яркая и самобытная, близка и понятна слушателям, широко известна и любима.

– В какой стране родился Эдвард Григ? (о.д. – Эдвард Григ родился в Норвегии)

3–8 – Слайды о природе Норвегии

– Далеко на северо-западе есть такая страна – Норвегия. Это суровый, холодный, но необыкновенно красивый край: неприступные горные скалы летом одеты в ярко-зеленый наряд, а зимой – в сверкающий белый. По крутым склонам низвергаются водопады и шумят горные речушки. Глубоко врезаются в берег узкие и извилистые морские заливы – фьорды. На их берегах приютились живописные рыбацкие селения и деревеньки. Северное небо отражается в синих бездонных озерах. Здесь, в Норвегии, городе Бергене 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Дом Григов всегда был полон музыки. Его мама, фрау Гезина, считалась лучшей пианисткой в городе. Она давала Эдварду первые уроки музыки, и заметила раннее композиторское дарование у сына. Кроме нее, яркий талант мальчика оценил композитор и скрипач, ученик самого Паганини – Улле Булль.

9 – Слайд – портрет Улле Булля

Слушая импровизации Эдварда, Булль предсказал, что тот своей музыкой прославит Норвегию, и посоветовал Григу продолжить музыкальное образование в Лейпциге.

– Кто назовет, в каком музыкальном учреждении учился Григ? (о.д. – в консерватории) В переводе с итальянского «консерватория» – это хранилище искусств. Консерватория – это музыкальное учебное заведение, готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. Лейпциг в те времена был славен своей музыкальной жизнью. В консерватории преподавали лучшие музыканты того времени. Эдвард Григ занимался день и ночь.

На каком музыкальном инструменте играл Э. Григ? (о.д. – фортепиано)

Да, действительно, он занимался по классу фортепиано.

Как называют человека, который играет на фортепиано или пианино?(о.д. – пианист)

10 – Слайд – пианист

Лейпциг раскрыл перед Григом огромный мир музыки. По окончании консерватории Григ получил диплом композитора и пианиста.

Григ писал произведения самых различных жанров. Он сочинял крупные произведения и инструментальные миниатюры (циклы «Поэтические картинки», «Листки из альбома», «Лирические пьесы»), а также вокальные миниатюры – романсы и песни. (240 песен)

После окончания консерватории Григ объездил с концертами все крупнейшие европейские страны и всюду имел оглушительный успех. Григ был не только знаменитым композитором, но и прославленным дирижером и пианистом. За активную музыкальную деятельность композитор был избран членом французской академии изящных искусств.

На музыкальных занятиях мы слушали произведения Эдварда Грига. Назовите пьесы Грига, с которыми вы знакомы. (о.д. – «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг»)

Эти пьесы из сюиты «Пер Гюнт».

Узнайте пьесу по музыкальному отрывку. (о.д. – «Утро»)

11 – Слайд – рассвет

Какие инструменты играют основную мелодию и перекликаются?

(о.д. – флейта, гобой)

12 – Слайд – Флейта, гобой

Сначала флейта-дудочка
Была из тростника.
Она из древней Греции
Пришла через века.
Красивые мелодии
Она умеет петь,
Изобразить сражение
И просто посвистеть.
Н.Я.Соломыкина

Слайд – Гобой

Задумчивый, мечтательный гобой.
На нем сыграет не любой…
Н.П. Бобкова

Звучит фрагмент пьесы «Шествие гномов»

– Скажите, какие сказочные существа шествуют под музыку Грига? (о.д. – гномы)

– Как называется пьеса? (о.д. – Пьеса называется «Шествие гномов»)

13. Слайд – гномы Дети встают в круг

Игра со словом «Гномы» Лопухиной

Жил да был веселый гном, – поставить руки на бочок
Он в лесу построил дом. – поднять и соединить руки над головой
Рядом жил поменьше гномик, – опустить руки немного пониже
Под кустом он сделал домик. – соединить руки перед собой на уровне груди
Самый маленький гномишка – присесть, показать руками около пола
Под грибом сложил домишко. – соединить «домиком» пальцы рук
Старый мудрый гном – гномище, – выпрямиться, расставить ноги
Выстроил большой домище. – соединить руки над головой
Был он стар и был он сед, – покачаться вправо-влево, поставив руки на пояс
И большой был домосед.
Каждый день соседи-гномы – шагать на месте
Навещали деда-гнома.
Их встречал радушно гном, – поклоны вправо-влево, раскрыв руки в стороны
Все любили этот дом. – хлопки в ладоши

– Гномы – это сказочные человечки, живущие в лесу. Они быстрые, немного неуклюжие. Даже под марш они шагают гурьбой, прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место.

Давайте изобразим шествие гномов.
Возьмите колпачки.

Импровизация детей под музыку Э. Грига «Шествие гномов»

Звучит отрывок к пьесе «В пещере горного короля»:

Зловещие звуки звучат тут и там,
И карлик коварный является нам:
«На службе у горного я короля,
Пугать всех людей – вот задача моя!
Скачу по камням и крадусь в тишине,
Да, очень силен я в своем колдовстве!»

14 – Слайд – портрет Э. Грига

Игра «Музыкальная угадай-ка». Разделитесь на 3 группы. Я раздам вам карточки. Прослушав музыкальный фрагмент, поднимите подходящую к этой пьесе карточку.

Вы отлично справились с заданиями. И теперь – обещанный сюрприз! Посмотрите мультфильм, созданный по мотивам сказки «Пер Гюнт» и еще раз послушайте прекрасную музыку композитора Эдварда Грига (6 мин.).

Вот и закончилась наша музыкальная викторина, посвященная музыке норвежского сказочника Эдварда Грига. До свидания, до новых встреч с музыкой.

Урок разработан для ДМШ, музыкальных отделений
ДШИ по программе С.Б. Беценко (Беларусь, 2007). Может
быть проведен на I году обучения по предмету
“музыкальная литература” в IV четверти.
Направлен на расширение знаний детей о
произведении Э. Грига “Пер Гюнт”, воспитание
интереса к классической музыке.

Введение

Темы I года обучения по предмету “музыкальная
литература” посвящены ознакомлению с основной
терминологией и понятиями курса: музыкальный
язык, музыкальные жанры, музыкальная форма,
музыка в театре. Урок рассчитан на проведение его
в IV четверти. К этому времени учащиеся уже
овладели основными навыками, необходимыми для
восприятия музыкального произведения: слушание
музыки, наблюдение музыки по нотам, анализ
музыкального произведения.

На протяжении трех четвертей учащиеся
знакомились с отдельными пьесами из сюиты Э.
Грига “Пер Гюнт” при разговоре о средствах
музыкальной выразительности, музыкальных
формах. Эти пьесы звучат и на уроках музыки в
общеобразовательной школе. Практика показала,
что дети сразу запоминают композитора, название
пьес.

Это урок-повторение, обобщение знаний,
полученных на протяжении всего учебного года.
Это урок, построенный на активизации
самостоятельного мышления учащихся при слушании
музыкального произведения.

Чтобы ответить на вопросы учителя могли все
ученики, а не один, во время прослушивания
произведения или после окончания звучания, после
беседы дети в течение всего урока выполняют
письменное задание по каждой пьесе. Поэтому в
презентации неоднократно появляется таблица с
элементами музыкальной выразительности, что
позволяет сосредоточиться на выполнении
задания. В процессе слушания музыки выполняется
творческая работа, по окончании основной части
урока обдумываются вопросы теста. Степень
усвоения музыкального материала позволит
проверить краткая викторина. Все правильные
ответы выводятся на экран, и каждый учащийся
может самостоятельно проверить результаты своей
деятельности. В группе находятся дети разного
возраста, уровня развития, подготовленности,
воспитания. Поэтому сочетание устных и
письменных заданий позволит чувствовать себя
комфортно на уроке, найти и выполнить задание по
силам.

Мультимедийная презентация подкрепляет
слуховые представления, сделает изучаемые
произведения более наглядными и яркими для
восприятия.

Так как это не первое знакомство с музыкой Э.
Грига, возможно прослушивание не всех 5
произведений целиком, а в виде музыкальных
законченных фрагментов. Поэтому и нотный текст в
презентации приводится не полностью, а частично.
Несомненно, 2-3 произведения по выбору педагога
(возможно, наименее знакомые), звучат целиком.

Домашнее задание творческое, рассчитано на
эмоциональный отклик учащихся на полюбившуюся
музыку. Сочинение мелодии позволит на практике
применить знания по сольфеджио, и здесь,
несомненно, прослеживаются межпредметные связи.

Цель: углубление представлений о программной
музыке, музыкальном образе и содержании
музыкальных произведений.

Задачи:

  • расширение знаний о творчестве Э. Грига;
  • совершенствование умения давать полную и
    точную характеристику настроению, чувствам,
    образам музыки;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на
    произведение;
  • формирование устойчивого интереса к
    классической музыке.

Оборудование и музыкальный материал:
диапроектор; экран; ноутбук; презентация;
аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”;
мультипликационный фильм “Гномы и горный
король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”,
“Танец Анитры”, “В пещере горного короля”,
“Песня Сольвейг”; цветные карандаши (у каждого
ученика); листы для детей с индивидуальными
заданиями (таблица выразительных средств,
таблица для викторины, 2 контура Сольвейг).

Структура урока: организационный момент;
повторение изученного материала; закрепление
изученного материала; практическая работа;
диагностика; оценивание.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки;
выполнение творческого задания в процессе
слушания музыки; наблюдение музыки по нотам;
ответы на поставленные вопросы.

Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой;
стимулирование творческой деятельности через
создание проблемно-поисковых ситуаций; обобщение;
анализ.

Ход урока

[Слайд № 1]. У.: В любом музыкальном
произведении так же, как в романе, повести,
сказке, картине, есть свое содержание. Это
содержание отражает окружающий нас мир. Только
мы не встречаемся с конкретными изображениями
людей, птиц, зверей и это не словесные описания
событий. Это – музыкальные образы. Музыкальный
образ – условный персонаж музыкального
произведения. Богатые средства музыкальной
выразительности позволяют создать самые разные
образы. Их можно обозначить как образ-портрет,
образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. В
зависимости от содержания и замысла композитора
в музыкальном произведении может быть один или
несколько образов.

[Слайд № 2]. Сегодня мы познакомимся с вами с
творчеством норвежского композитора Эдварда
Грига и услышим музыку к драме Г. Ибсена “Пер
Гюнт”.

[Слайд № 3].

1. Кто такой Генрих Ибсен? Генрих Ибсен
— норвежский драматург.

2. Как зовут норвежского композитора,
автора музыки к драме? Композитор Эдвард Григ.

[Слайд № 4].

3. Что вы знаете о содружестве
композитора и драматурга? Композитор написал
музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” — свое
самое значительное произведение. Премьера
спектакля состоялась в 1876 г., и ей сопутствовал
огромный успех. Впоследствии из музыки к
спектаклю композитор составил две сюиты для
оркестра.

4. Что такое сюита? Сюита (от
французского “ряд”, “последовательность”) –
последовательность, или цикл пьес разного
характера.

5. Расскажите, что вы знаете о
композиторе Григе. Нам помогут вспомнить
сведения о нем предложения с пропущенными
словами.

[Слайд № 5]

1. Эдвард Григ — великий норвежский
композитор, … , … (пианист, дирижер).

2. Э. Григ жил и работал в … веке (XIX веке).

3. Он написал много замечательных произведений
в различных жанрах: … , … , … (сонаты, “Лирические
пьесы” для фортепиано сюиту “Пер Гюнт”,
вокальные произведения).

4. Музыка Грига проникнута интонациями …
народных песен и …(норвежских, танцев).

5. В произведениях композитора воплощены образы
… природы, картины … жизни (северной, народной).

[Слайд № 6]. У.: Сейчас речь пойдет о
прикладной музыке. Вы ее слышали в любом
немузыкальном фильме или театральном спектакле.
Эта музыка лишь сопровождает действие и часто не
имеет самостоятельного значения. Вот такого типа
музыку и заказал Григу Ибсен. Бывает так, что
когда великий композитор сочиняет
“второстепенную” музыку, она выходит за рамки
простого сопровождения и приобретает
самостоятельное значение, становится
самостоятельным художественным произведением.
Так и произошло с музыкой Грига Герой пьесы,
деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет
странствует по разным странам. Был он и в Америке,
и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он
нечестным путем огромное богатство, но к концу
жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком
возвращается он на родину. Приготовившись
бесславно умереть, он встречает Сольвейг,
которая все ему прощает. Все лучшее, что было
когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем
сердце.

[Слайд № 7]. В пьесе Ибсена много сатиры, он
жестко высмеивает худшие стороны жизни. Но это
мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера.
Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким
я хочу сохранить его в своей музыке”, — писал Григ
Ибсену.
Сколько сюит составил Григ из музыки к
спектаклю? Сколько частей в каждой сюите? Как
называются части Первой сюиты?

[Слайд №8]. “Утро”.

1. Что такое пейзаж?

2. Какую пьесу из музыки к драме Г. Ибсена “Пер
Гюнт” Э. Грига можно назвать музыкальным
пейзажем?

3. К указанию темпа в этом произведении
композитор добавил слово пастораль. Что это
означает?

У.: В спектакле пьеса звучит как вступление к
IV действию, которое происходит в Африке. Но нам
представляется северное норвежское утро. Пер
вспоминает о своей далекой родине. Сейчас
зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню
пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна
долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует
изумительная музыка Грига. “Это настроение
утренней природы, где, как мне кажется, при первом
же forte солнце прорывается сквозь облака”, —
говорил Э. Григ.

[Слайд № 9]. Слушание музыки, наблюдение по
нотам. 3,57 сек.

4. Какие особенности у мелодии в пьесе “Утро”?

5. Как форма и оркестровка раскрывают
содержание пьесы “Утро”?

[Слайд № 10] 6. Посмотрите на экран. Какие
изображены музыкальные инструменты? Почему
композитор не включил их в партитуру?

7. К какой группе образов принадлежит пьеса
“Утро”? Образ-пейзаж.

[Слайд № 11]. 8. Заполни таблицу (Приложение
1).

Познакомившись с музыкой, попробуйте выбрать
подходящее определение основных элементов
музыкального языка к каждой пьесе: (1).
“Утро”. Проставьте цифру 1, соответствующую
пьесе “Утро”, рядом с определениями.

[Слайд № 12]. “Смерть Озе”.

1. Посмотрите внимательно в нотный текст.
Вспомните название этой пьесы из музыки к драме
Г.Ибсена “Пер Гюнт”:

а) “Утро”.

б) “Смерть Озе”.

в) “Песня Сольвейг”.

г) “В пещере горного короля”.

[Слайд № 13]. У.: Норвежские газеты писали
после премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть Озе” —
“это маленький симфонический шедевр. Музыка
потрясает слушателя силой скорби и боли,
выраженных с поразительной простотой и
искренностью”.
Озе умирает. Пер рассказывает
ей сказку. В волшебных грезах, счастливая, она
засыпает навсегда.

[Слайд № 14]. Слушание музыки, наблюдение по
нотам. 4,38 сек.

У.: В какой форме написана эта пьеса? Какие жанры
мы здесь услышали?

[Слайд № 15]. 4. Какие еще элементы
музыкального языка использовал композитор для
создания образа?

[Слайд № 16]. 5. К какой группе образов
принадлежит пьеса “Смерть Озе”? Образ-сцена.

6. Заполни таблицу (Приложение 1):
(2). “Смерть Озе”.

[Слайд № 17]. “Танец Анитры”.

1. В следующих нотных примерах укажите “Танец
Анитры”, “Песню Сольвейг”.

№ 1 – “Танец Анитры”, № 2 — “Песня Сольвейг”.

2. Кто из этих персонажей невеста Пера Гюнта, а
кто – дочь вождя бедуинов?

3. Похожи ли музыкальные характеристики этих
героинь?

[Слайд № 18]. У.: Путешествуя по африканской
пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю арабских
кочевников – бедуинов. Дочь вождя, Анитра, в
танце хочет очаровать Пера своей красотой.

[Слайд № 19]. Слушание музыки, наблюдение по
нотам. 3,35 сек.

[Слайд № 20]. 4. Какой оркестровый состав в пьесе
“Танец Анитры”, и какие в ней используются
приемы звукоизвлечения?

5. Расскажите об особенностях мелодии “Танца
Анитры”. Как они связаны с образом Анитры?

6. Какой метод развития использует Григ для
изображения характера Анитры?

7. Можно ли назвать эту пьесу портретом?

8. Заполни таблицу (Прил. 1): (3). “Танец Анитры”.

[Слайд № 21]. “В пещере горного короля”.

1. Какая пьеса из музыки к драме “Пер Гюнт”
имеет фантастический характер?

У.: Горный король – это тот самый злой король
троллей. Еще его называют Доврский Дед. Это он
внушил Перу свои жизненные правила и Пер стал
совершать дурные поступки. В подземном царстве
троллей Пера вовлекают в дикую пляску, от которой
он теряет сознание.

“Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне”.

Г. Ибсен

[Слайд № 22]. Слушание музыки. Фрагмент из
мультипликационного фильма “Гномы и горный
король”. 2,34 сек.

2. Созвучны ли стихи музыке?

3. В какой форме написана пьеса “В пещере
горного короля”?

[Слайд № 23]. 4. Что изменяется с каждым
проведением темы пьесы “В пещере горного
короля”?

[Слайд № 24] 5. Какие инструменты мы видим на
экране? В чем особенность оркестровки пьесы “В
пещере горного короля”?

[Слайд № 25]. 6. Как вы думаете, какой образ
присутствует в пьесе: образ-настроение или
образ-сцена? Образ-сцена.

7. Заполни таблицу (Приложение 1):
(4). “В пещере горного короля”.

У.: Вторая сюита тоже состоит из четырех
частей: “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”,
“Возвращение Пера Гюнта” и “Песня Сольвейг”.

[Слайд № 26]. “Песня Сольвейг”.

У.: В сюите “Песня Сольвейг” звучит как
оркестровая пьеса, хотя в спектакле она
существует и как песня, со словами. Эта музыка
неоднократно проходит в спектакле в разных
вариантах. Наиболее близким Григу в драме Ибсена
оказался образ верной и любящей Сольвейг. Тема ее
песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.

[Слайд № 27]. 1. Что такое лейтмотив?

[Слайд № 28]. 2. Какой дополнительный инструмент
появился в Песне Сольвейг и почему Григ здесь его
использовал? (Арфа).

[Слайд № 29]. “Пожалуй, это, наверное,
единственная из моих песен, где можно обнаружить
прямое подражание народной мелодии”, — писал
Григ о “Песне Сольвейг”.

[Слайд № 30]. Слушание музыки, наблюдение по
нотам. 5,20 сек.

3. В какой форме написана “Песня Сольвейг”?
Каков характер каждого раздела?

[Слайд № 31] 4. Выполнение творческого задания
под музыку. Необходимо раскрасить два контура
Сольвейг в соответствии с настроением каждого
раздела . 5,20 сек. Приложение 2.

img1

Дети показывают свои работы.

5. Заполни таблицу (Прил. 1): (5). “Песня
Сольвейг”.

[Слайд № 32]. Проверка письменных работ.
Сейчас мы проверим правильность выполнения
задания, которое вы выполняли на протяжении
всего урока. Верные ответы вы найдете на экране.

[Слайд № 33]. Проверь себя, ответив на вопросы
теста.

1. Норвежский драматург, автор пьесы “Пер
Гюнт”:

а) Г.Х. Андерсен; б) Г. Ибсен.

2. Как звали возлюбленную Пера Гюнта?

а) Анитра; б) Сольвейг.

3. В какой пьесе появляется тема троллей?

а) “В пещере горного короля”; б) “Смерть
Озе”.

4. Развитие какой пьесы сопровождается ростом
звучности от piano к fortissimo?

а) “Танец Анитры”; б) “Утро”.

5. Как строится пьеса “В пещере горного
короля”?

а) как ряд вариаций; б) как куплет и припев.

6. Мелодия какой пьесы напоминает наигрыш
пастушеского рожка?

а) “Утро”; б) “Танец Анитры”.

7. Где Григ вводит прямое подражание народной
мелодии?

а) в “Песне Сольвейг”; б) в пьесе “Смерть
Озе”.

8. Какая пьеса не входит в музыку к драме “Пер
Гюнт”?

а) “Шествие гномов”; б) “В пещере горного
короля”

9. В какую пьесу композитор вводит ударный
музыкальный инструмент – треугольник?

а) “В пещере горного короля”; б) “Танец
Анитры”.

Викторина. Напротив названия каждой пьесы
поставьте номер от 1 до 5 в порядке ее звучания.

“Утро”  
Смерть Озе”  
“Танец Анитры”  
“В пещере горного короля”  
“Песня Сольвейг”  

[Слайд № 34].

Подведение итогов.

У.: Вам сложно было воспринимать музыку,
созданную композитором Эдвардом Григом, понятна
она вам?

У.: Значит, можно сделать вывод, что мы,
современные люди, с интересом слушаем,
анализируем, понимаем музыку, которая написана
более 100 лет назад.

Многие режиссеры в разных странах неоднократно
обращались к пьесе Генриха Ибсена, используя в
своих постановках музыку Эдварда Грига.

[Слайд № 35]. У.: Содержание музыкальных
произведений трудно передать словами. Его нельзя
увидеть или прочесть – лишь почувствовать,
пережить. Нам сегодня было немного легче
воспринимать произведения, так как мы говорили о
программной музыке, то есть о музыке, которая по
замыслу автора, уже имела название и содержание.
Слушая музыку, мы способны разделить те же
чувства, настроения, мысли, которые овладевали
композитором во время создания произведения, и
которые он стремился передать нам.

1. Почему вы легко определили настроение и образ
каждого музыкального номера сюиты? Что помогло
вам?

2. Как выразительные средства способствовали
созданию образа?

3. Если изменить некоторые выразительные
средства, изменится ли образ произведения?

4. Как вы думаете, достаточно ли какого-либо
одного вида развития музыки для того, чтобы
создать образ?

[Слайд № 36]. Как сказал однажды композитор Э.
Григ, “слова иногда нуждаются в музыке, но
музыка
не нуждается ни в чем”. Музыка Грига
проверена временем, и об этом говорят
многочисленные альбомы, диски с записью сюиты в
исполнении лучших оркестров мира, издаваемые до
сих пор в разных странах.

[Слайд № 37].

Домашнее задание. Попробуйте сочинить
сказочную мелодию, используя повышенные и
пониженные ступени лада (как в пьесе “В пещере
горного короля”).

Критерии оценивания: активность учащихся на
уроке; качество выполнения творческих заданий;
количество правильных ответов в письменной
работе.

Литература

  1. Акимова Л. Ю. Музыкальная литература:
    Дидактические материалы. Выпуск 1. – М.: ООО
    “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. – 79 с.
  2. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная
    литература: для IV Кл. ДМШ: Учебник. – 11-е изд.,
    перераб. – М.: Музыка. 1992. – 159 с.
  3. Мировая музыкальная литература: Часть первая.
    Музыка, ее формы и жанры/авт.-сост. Казак И. И.
    Учебное пособие для учащихся детских
    музыкальных школ: Ровно, “Каллиграф”, 2008. – 152 с.
  4. Музыка. 3 класс: поурочные планы (по программе Э.
    Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б.
    Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. –
    Волгоград: Учитель, 2008. – 152 с.
  5. Музыка. 4 класс: поурочные планы (по программе Э.
    Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б.
    Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. –
    Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
  6. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб.
    пособие по музыкальной литературе для
    преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997. – 200 с.:
    ил.
  7. Ротачкова Н. М., Казанцева Е. С. Рабочая тетрадь
    по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. –
    Издательский дом В. Катанского, 2003. – 96 с.
  8. Современный урок музыки: творческие приемы и
    задания./Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия
    развития, 2007. – 128. (В помощь учителю).
  9. Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной
    литературе: музыка, ее формы и жанры. – Ростов н/Д:
    Феникс, 2011. – 121, (1) с.: ил. – (Учебные пособия для
    ДМШ).
  10. Фролов А. Музыкальная литература: Учебник для
    4-го класса детских музыкальных школ. – СПб.:
    Композитор – Санкт-Петербург, 2005. – 224 с., ноты.
  11. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее
    формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 2-е, доп. и
    перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с. и цв. ил.
  12. http://yandex.by/yandsearch?text
  13. http://www.visualdictionaryonline.com/arts-architecture/music/stringed-instruments/violin-family.php
  14. http://www.solnet.ee/sol/004/rr_034.html

Заключение

“Пер Гюнт” — величайшее творение двух
норвежских мастеров – Г.Ибсена и Э.Грига. Не
только тема, заложенная драматургом (трагедия
личности, право на свободу, выбор собственного
пути), но и потрясающая музыка композитора
сделали это произведение бессмертным.

О его роли в мировом культурном наследии
говорят неоднократные экранизации и театральные
постановки на протяжении последних полутора
столетий. Музыка к драме Г.Ибсена явилась одной
из наиболее значительных творческих удач
композитора. Она вошла за рамки прикладного
жанра и обрела самостоятельную жизнь.

Произведение Э.Грига слушают и учат в
общеобразовательной и музыкальной школах с
первых классов. Это произведение популярно и в
наши дни. Количество обработок достигает
нескольких десятков, включая танцевальные
версии, рок-обработки. Но, считаю, задача
музыкальной школы – привить любовь к
произведению в его изначальном варианте, учить
общению с музыкой, запоминать музыкальное
произведение, где бы учащиеся с ним не
встречались – на концерте, уроках по
музыкальному инструменту, при звучании на радио,
по телевидению, во всей своей дальнейшей жизни.

Цель и задачи, поставленные при формировании
темы урока, решены через различные виды
деятельности учащихся. Методы обучения,
предложенные задания заставляют детей постоянно
на протяжении всего урока находиться в поиске
ответов на поставленные вопросы. И результатом
данного урока должен стать еще один шаг в деле
воспитания активных любителей музыки,
открывающих для себя богатство не только
современной, но и музыки прошлых веков,
расширение кругозора учащихся.

  • Рассказ о республике крым
  • Рассказ о республике якутия
  • Рассказ о пушкине и его няне 3 класс
  • Рассказ о прилагательном 5 класс
  • Рассказ о перелетных и зимующих птицах для детей