Рассказ о первобытном человеке 5 класс по истории

Доклады история как жили древние люди о жизни первобытных людей известно немного. ученые до сих пор ведут споры о том,
  • Доклады
  • История
  • Как жили древние люди

О жизни первобытных людей известно немного. Ученые до сих пор ведут споры о том, как и когда, возник первый человек на земле. И все же, некоторые из них допускают, что первые следы человеческой жизни возникли около 2 миллионов лет до н.е.

Точно описать образ жизни первых людей невозможно. О том, как они жили, в точнее выживали, свидетельствуют находки археологов. В частности – это орудия труда.

Наука пришла к мысли, что древние люди не были одиночками, а жили коллективно, общинами, ведь только так можно было выжить. Роли в общине были распределены, и каждый член занимался той работой, которая ему была по силам.  Мужчины занимались добычей пищи, строили жилища (кров), а женщины рожали детей, растили их, занимались домашним хозяйством. Такая система домостроя и ныне утратила своей актуальности, ведь инстинктивно женщина ищет сильного мужчину добытчика, а мужчина ждет от жены еду на столе и порядок в доме,  видит в ней нежную и страстную любовницу и мать для будущего потомства.

В первобытных общинах была строгая иерархия, принимались важные решения, распределялись обязанности. Самые старшие члены общины занимались обучением детей и молодых воинов.

Разумеется, древние люди выживали за счет тяжелого труда. Первыми орудиями труда были палка и наостренный камень. С помощью такого простого орудия ходили на охоту, защищались от дикого зверя, использовали для земледелия.

Разумеется, у древних людей были примитивные потребности. На первом мете – это питание, кров над головами и инстинкт продолжения рода. К условиях природы люди были вынуждены подстраиваться, поэтому вели кочевой способ жизни. Свои временные жилища обустраивали в местах ближе к воде. В качестве жилья древние отдавали предпочтения пещерам, ущельям. Для поддержания тепла люди разводили костер, охраняли его.

Несмотря на тяжелые условия жизни, первые люди на земле  редко болели, но умирали от тяжелых условий. Продолжительность жизни составляла не более 40 лет. Исследователи эпохи палеолита склонны думать, что питание древних людей было простым, но далеким от полноценного. В основе их рациона преобладала белковая пища (мясо, насекомые). Был дефицит углеродов (овощей и фруктов). С того момента, когда люди научились готовить пищу на огне прошло немало времени, и человек начали эвоционировать, ведь в термически обработанной пище больше полезных веществ.

Внешне первые люди напоминали  больших и сутулых горилл.  Крепкое телосложение, длинные руки, небольшой размер головного мозга, слабая речь. В те времена человек был тесно взаимосвязан с природой, по сути – это были самые первые и безобидные дети природы.

Доклад на тему Как жили древние люди

Первобытные люди появились на нашей планете очень давно. Огромный вклад в науку внесли ученые-археологи, которые узнали, как же жили люди в те времена.

Тогда люди не жили в одиночки, они собирались небольшими сообществами. Так было легче выживать. Они образовывали небольшие семья и вместе охотились, защищались и жили. В каждом таком сообществе были свои законы и правила, которые нужно было выполнять. Все вопросы они решали сообща.

Первобытный человек напрямую зависел от природы. К примеру, если было засушливое время, то им не было чем питаться. Если случался пожар, то они охотиться. Ведь звери просто убегали.

В те времена почти не было никаких орудий труда. Тогда они начали затачивать камень, чтобы им резать пищу и охотиться. Охотиться они ходили с палкой, которая была заострена на одном конце.

Люди того времени не могли построить дом, так как у них не хватало навыков и инструментов для этого.  Жили люди в пещерах. Они старались найти дом поближе к воде, чтобы проще было охотиться на животных. Так как животные часто приходили к воде, чтобы напиться воды.

Люди того времени невероятно боялись огня. По их мнению, огонь приносил разруху и страх. Пожар – одно из самых страшных явление для человека.

Однако, со временем, первобытный человек понял, что огонь может приносить и пользу. К примеру, огонь помогает согреться. Так же они поняли, что еда гораздо вкуснее, когда приготовлена. Тогда они стали «приручать» огонь, боясь его потерять. Люди даже назначали стражу, чтобы те охраняли огонь. Огонь стал неотъемлемой частью жизни человека того времени.

Позже люди поняли, что огонь можно создавать и сами. Древние люди были весьма наблюдательны и проницательны, в итоге поняли, что при трении сухих кусков дерева друг об друга, может получиться огонь. Этот навык упростил жизнь людям. Теперь они могли кочевать с места на место.

Условия, которые тогда были, помогали людям развиваться и замечать что-то новое. Они развивали свои навыки в охоте и просто жизни. Со временем древний человек приручил природные слиты.

Сообщение 3

Время появления первобытных людей на нашей Земле насчитывает более миллиона лет. Древнейшие люди были сильно похожи на крупную обезьяну. Имели большое отличие от людей нашего времени. Первобытных людей характеризует очень низкий лоб. Мозг древнего человека также, был намного меньше, а вот руки — сравнительно длиннее. Они свешивались ниже колен. Плюс и сами первобытные люди сильно наклонялись вперед при ходьбе. Имели они довольно неуклюжие пальцы, с помощью которых они могли выполнять только самую примитивную и простую работу (к примеру, хватать предметы, бить и махать ими или рыть землю).

Речь у древних людей отсутствовала. Они могли издавать лишь короткие звуки, тем самым, выражая свой страх или попытку предупредить друг друга о приближающейся опасности.

Люди занимались собирательством. Они собирали дары природы: плоды деревьев с помощью палок и других приспособлений, выкапывали личинки насекомых, крали птичьи яйца. Собирательство, а далее и охота считаются первыми занятиями человека.

Качество жизни первобытных людей было ужасающим и очень опасным. При встрече с крупным зверем, человек погибал, так как не умел себя должным образом защитить. Также, не легко было найти себе пропитание. Многие умирали от голода и холода. Не каждый человек мог дожить даже и двух десятков лет. Больше половины погибали от болезней.

Жить поодиночке в этих суровых условиях означало неминуемую смерть. По этой причине они жили группами. При коллективном образе жизни они могли вместе добывать еду, греться у общего костра, защищаться от хищников. В сравнительно теплый период они селились у берегов рек. А в холодное время года – прятались в пещерах, так как они надежно защищали их от холода. Костер в пещере мог согреть всю группу. Эти пещеры они отвоевывали у пещерных зверей (медведей и львов).

Первобытные люди научились изготовлять орудия для охоты. Первыми самодельными орудиями человека были оббитый камень и обычна палка. Люди начали добывать себе пищу охотой, которую они научились вести совместно, объединившись в небольшие группы. Люди научились сшивать шкуры убитых зверей, изготавливать из них одежду и жилье. Человек постепенно научился быть менее зависимым от климатических условий.

Поначалу, люди бережно хранили пламя, «созданное» природой: образовавшееся ударом молнии или пожара, но со временем они научились добывать огонь самостоятельно. Коллективные решения и действия в первобытном обществе сыграли очень значимую и положительную роль. Процесс изготовления орудий труда, появление речи, способность к развитию и обучению чего-то нового – оказались очень полезными.

4, 5 класс. История. Окружающий мир

Картинка к сообщению Как жили древние люди

Как жили древние люди

Популярные сегодня темы

  • Самое удивительное растение в мире

    Много прекрасных цветов, огромных деревьев, интересных трав произрастает на планете Земля, но самым удивительным растением является Виктория-регия.

  • Созвездие Близнецы

    Близнецы принадлежат зодиакальным созвездиям. Они расположены на небе северного полушария, севернее созвездия Орион. Его соседями являются Телец, Единорог, Рысь и Малый пес. Близнецов можно н

  • Герои нашего времени

    У каждого писателя разных веков есть свой портрет народа в одной личности. Лермонтов не оказался исключением, Печорин – его собственный портрет 30-40-х годов, который донес до наших времен св

  • Смоленск город-герой

    Смоленск – древнейший город Российского государства, город-герой, который не раз спасал столицу России от врагов, благодаря своему выгодному местоположению и своим жителям.

  • Шахматы

    На свете существует большое множество различных игр. Но одна, выделяется среди остальных – это шахматы. Только в этой игре можно по-настоящему ощутить себя истинным стратегом и мыслителем.

  • Дежнёв Семён Иванович

    Примерный год рождения великого исследователя – 1605, появился на свет он в Великом Устюге. Семья Дежнева не была богатой, с самого детства всех детей учили, тому, что любой труд почетен

1. Опираясь на приведенные даты, составьте короткий рассказ об истории белорусских земель с древности до начала нашей эры.

В 24-е тысячелетие до н. э. была найдена наиболее древняя стоянка человека в Беларуси, в это время появились первые люди на белорусских землях. В 22—21-е тысячелетия до н. э. была найдена вторая стоянка древнего каменного века. После начала потепления ледник на территории Беларуси начал таять и сошёл 14 тысяч лет назад. Появление животноводства произошло в период нового каменного века, в 3-м тысячелетии до н. э., благодаря этому человек получил возможность иметь запасы еды. Примерно в середине 3-го тысячелетия до н. э. первые индоевропейцы появились на территории Беларуси. В начале 2-го тысячелетия до н. э. наступил период бронзового века на территории Беларуси, а в период около 700 г. до н. э. — железный век. Славяне существовали давно, но в составе других народов, и только в VI в. славяне стали известны под своим собственным именем, в этот же период славяне появились и на белорусских землях.

2. Покажите на картосхемах на с. 17, 44, 52, 54 учебного пособия и на с. 2, 4, 8, 9, 10, 12, 13 атласа:

1) основные направления заселения территории Беларуси людьми в каменном веке;
2) места первых стоянок человека каменного века (Юровичи, Бердыж);

Рассказ о первобытном человеке 5 класс по истории

3) местонахождение Красносельских шахт по добыче кремня;
4) территорию расселения балтов в бронзовом и железном веках;
5) пути расселения славян на территории Беларуси;

Рассказ о первобытном человеке 5 класс по истории

6) территорию расселения восточнославянских союзов племен кривичей-полочан, радимичей и дреговичей.

Рассказ о первобытном человеке 5 класс по истории

3. Перенесите таблицу в тетрадь и заполните ее.

Период Время Орудия
труда
Способы
добычи
пропитания
Наиболее
важные события,
явления
Древний каменный век 100 тыс. лет назад — 9-е тысячелетие
до н. э
скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук охота, собирательство потепление, таяние ледников, появление первых людей
Средний каменный
век
9-е тысячелетие
до н. э — 5-е тысячелетие
до н. э.
скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук охота,
рыболовство, бортничество и собирательство
климат стал ещё более благоприятным, образовалось первое постоянное население, расцвет присваивающего хозяйства
Новый каменный век 5-е тысячелетие
до н. э. — конец 3-го тысячелетия
до н. э. 
рыболовные гарпуны, крючки, кремневые топоры, мотыги появилось животноводство и земледелие одомашивание животных, появление производящего хозяйства и первобытного строя: люди начали жить группами, а затем объединяться в роды и племена

4. Дайте определения следующим понятиям.

  • Балты —  племена индоевропейского происхождения, предки современных литовцев и латышей;
  • бортничество — сбор меда диких пчел;
  • вече — народно собрание, на котором решались все важные дела племени;
  • восточные славяне — общность славяна, которые проживали на восточных земляхя;
  • городище —  укрепленное поселение;
  • дреговичи — крупный восточнославянский племенной союз, населявший центральную и южную части современной Беларуси;
  • дружина —  группа постоянных боевых соратников и советников князя;
  • животноводство — разведение животных для производства продуктов;
  • идол — изображение бога, которому поклонялись;
  • индоевропейцы — многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые расселялись по Европе;
  • князь — изначально военный руководитель племени; позже — правитель княжества;
  • кривичи-полочане — крупный восточнославянский союз племен, населявший северную часть современной Беларуси;
  • охота — выслеживание, загон, добыча диких животных;
  • племя — объединение нескольких родов общего происхождения;
  • племенное княжение —союз племен, в котором существовала княжеская власть;
  • подсечно-огневое земледелие — система земледелия, при которой вырубали участок леса, а затем сжигали, чтобы посеять в пепле зерно;
  • радимичи — крупный восточнославянский союз племен, населявший юго-восточную часть современной Беларуси;
  • родовая община — объединение людей, которые вели общее хозяйство и были родственниками;
  • святилище — место, где молились богам и приносили им жертвы;
  • собирательство — форма хозяйства, при котором собирали пригодные для пищи природные ресурсы;
  • соседская община — объединение людей, которые вели общее хозяйство и владели общим имуществом, состояло не только из родственников, но и соседей;
  • союз племен — форма организации общества, при котором объединялось нескольок племён;
  • стоянка — место поселения первобытных людей;
  • язычество — вера в существование многих богов, воплощающих силы природы, и поклонение им.

5. Дополните список понятий в четырех столбцах таблицы по предложенному образцу. Используйте понятия, приведенные в задании 4.

Хозяйство Общество Народы Власть Верования
охота, бортничество, животноводство, подсечно-огневое земледелие, собирательство родовая
община, племя, соседская община, союз племен, стоянка, городище, племенное княжение
балты, восточные
славяне, дреговичи, индоевропейцы, кривичи-полочане, радимичи
князь, вече, дружина идол, святилище, язычество

6. Объясните логические цепочки:

Появление земледелия и животноводства → расслоение общества. С появлением земледелия и животноводства потребовались хранилища для собранного урожая, хлева для скотины, укрепления для защиты от нападков соседей. Поэтому возникла необходимость в специальных людях, которые могли бы управлять сложной жизнью общины. Так выделились старейшины и вожди. Они получили право распоряжаться имуществом общинников. Это позволило им разбогатеть. В самой общине появились бедные и богатые семьи. Так начиналось расслоение общества.

Использование железных орудий труда → появление излишков продуктов. Использование железных орудий труда позволило более эффективно обрабатывать земли, что привело к росту урожая и появлению излишков продуктов питания.

Развитие производящего хозяйства → появление знати (знатных людей). Благодаря развитию производящего хозяйства стали появляться излишки продуктов, это позволило освободить некоторых людей от постоянной добычи пищи и создало условия для появления знати.

7. Сравните следующие явления:

Присваивающее и производящее хозяйство. Присваивающее хозяйство заключается в присвоении природных ресурсов, например, собирательство ягод, а производящее — в самостоятельном производстве продуктов, например, земледелие и животноводство.

Родовая и соседская общины. Родовая община состояла только из родственников, а в соседскую общину кроме родственников входило ещё большое количество соседей.

Мотыжное и пашенное земледелие. При мотыжном земледелии использовалась мотыга, которым человек рыхлил почв вручнуюу. А при пашенном земледелии использовали волов с рало, с помощью которого не только рыхлили, но и проводили борозды в земле, а затем с волами начали применять соху, которая отваливала пласт земли в сторону.

Дружина и военное ополчение. Дружина была всегда с князем и отличалась более эффективным ведением боя, тогда как в ополчение входило простое менее боеспособное население, которое отличалось большим количеством.

8. Определите причины:

Причины возникновения имущественного неравенства: появление земледелия и животноводства, накопление излишков продуктов, что привело к появлению старейшин и вождей и расслоению общества.

Причины строительства городищ: появление железных орудий труда, рост урожайности, накопление имущества и продуктов питания, что привлекало грабителей. Для защиты поселения строились городища.

Причины замены каменных орудий труда железными: эффективность железных орудий, железные орудия труда позволили собирать бóльшие урожаи, поскольку позволяли легче и качественнее выполнять сложную работу земледельцев.

Причины появления княжеской власти: необходимость в централизации власти для противостояния захватчикам и успехах в сражениях и войнах.

9. Составьте рассказ на одну из тем (по выбору): «Охота на мамонта»; «Изготовление глиняной посуды»; «Строительство городища»; «Жизнь в славянском поселении»; «Труд земледельца»; «Суд веча».

Охота на мамонта

Первобытные люди вели охоту на мамонтов, которые весили около 14 тонн. Одним мамонтом можно было прокормиться 2 месяца, а из шкуры сделать теплую одежду, соорудить шалаш. Одному человеку не удалось бы убить такое огромное животное и поэтому на охоту ходили группой. Охотники заманивали животное в ловушку. Шумом, криками и огнем они гнали мамонта в болото или глубокую яму. Когда животное попадало туда, его добивали и делили добычу.

10. Приведите 2—3 доказательства того, что:

История Беларуси является составной частью всемирной истории:

  1. белорусские земли всегда были тесно связаны с дальними и ближними землями;
  2. первые люди на белорусские земли пришли с других земель;
  3. белорусские земли подвергались влияниям с Востока и с Запада;
  4. люди с наших земель вписали свои имена в историю других стран.

В VI — IX вв. совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда и происходило развитие земледелия у восточных славян:

  1. появилось рало, а затем соха, которые в связке с волами позволили обрабатывать землю более эффективно;
  2. появился новый способ обработки земли — двуполье.

Восточные славяне в IX в. приблизились к созданию государства:

  1. появилась централизованная власть — князь;
  2. появились племенные княжения.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_6,
делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!

§ 2. Жизнь древних людей

Как появились первые люди

До сих пор нет единого мнения о том, как появился на Земле человек. Религия и наука дают на этот вопрос разные ответы. Религия учит, что первого человека создал Бог по образу и подобию своему. Верующие считают, что Бог наделил человека разумом и вдохнул в него бессмертную душу.

Как вы понимаете выражение «Бог наделил человека разумом»?

Многие ученые придерживаются другой точки зрения. Они считают, что человек произошел от живших миллионы лет назад обезьяноподобных существ. Они постепенно изменялись, их длинные руки укорачивались, а согнутые спины распрямлялись. Развивался также и мозг. Существа эти становились все умнее, они начали выделяться из животного мира. Так появились люди. Правда, эта теория не полностью подтверждена научными доказательствами.

406927 5 i 013

Древнейший человек. Современный рисунок

Как выглядели древние люди

Ученые обнаружили на юго-востоке Африки останки человека, жившего более 2 миллионов лет назад. По этим останкам удалось предположить, как выглядел этот древнейший из известных нам людей. Он ходил, сильно наклонившись вперед, так что его длинные руки свешивались ниже колен. Лоб человека был низкий, покатый, а над глазами выступали мощные надбровные дуги. Мозг его был гораздо меньше, чем у современного человека, но все же больше, чем у обезьяны. Разговаривать люди еще не умели и лишь издавали отрывистые звуки. Со временем люди развивались, изменялся их облик, увеличивался объем мозга. Постепенно они осваивали членораздельную речь.

Первые орудия труда

Чтобы защищаться от хищников и добывать пропитание, древние люди научились изготавливать орудия труда. Орудия изготавливали из тех материалов, которые имелись в природе. Достаточно было несколько раз ударить камнем о камень, и в руках у первобытного (древнего) человека оказывалось грубое, но прочное орудие с заостренным концом. Ими люди вырубали из дерева крепкие дубины, обтачивали палки-копалки. Заостренный камень, дубина и палка-копалка были первыми орудиями, которые научился делать человек. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.

406927 5 i 014

Каменные орудия труда

Со временем человек научился изготавливать более совершенные орудия труда. На смену заостренному камню пришли кремневые рубила, ножи, скребки, проколки. Рубило, привязанное сухожилиями животных к крепкой рукояти, служило в качестве топора. Ножами можно было снимать и резать шкуры. Их очищали скребками, а затем проколками проделывали по краям шкур отверстия и сшивали сухожилиями. Получалась грубая, но теплая одежда. Человек изобрел также копье с каменным наконечником. С ним было легче охотиться и обороняться от хищников.

Чем первобытные люди отличались от животных?

406927 5 i 015

Древние люди возле пещеры. Современный рисунок

Как жили и чем питались древние люди

В древности люди не умели пользоваться огнем и строить жилье, чтобы укрыться от непогоды. Поэтому наши далекие предки жили в теплых краях, где ни одежда, ни жилье были не нужны. Спали они на земле, подстелив лишь охапку листвы. Укрытием от дождя служили кроны деревьев или пещеры.

Жили первобытные люди большими группами. Такие группы не были постоянными и напоминали стада животных. Поэтому сообщества древних людей историки называют человеческими стадами.

Питались люди в основном растительной пищей. Они собирали плоды, ягоды, грибы; палкой-копалкой из земли выкапывали съедобные корни растений. Такое занятие называется собирательством.

Занимались люди и охотой. Охотились в основном на старых, ослабленных или, наоборот, молодых животных, еще не умеющих быстро бегать. Охотники отбивали их от стада и, окружив, приканчивали копьями и дубинами.

Овладение огнем

В древности люди испытывали панический страх перед пламенем, однако со временем они научились пользоваться огнем. Это сыграло в жизни человека огромное значение. Жаренное на огне мясо становилось вкуснее и питательнее, дольше сохранялось. Огонь служил для обогрева. Костер, разведенный перед входом в жилище, мог отогнать любого хищника.

Огонь люди получали во время пожаров, брали от дерева, подожженного ударом молнии. Они сохраняли его и бережно поддерживали. Со временем люди научились получать огонь при помощи трения двух кусков дерева друг о друга или высекая искры ударом камня о камень.

Овладение огнем и изобретение одежды позволили человеку более широко расселяться по Земле, осваивать области с более холодным климатом.

Как изменилась жизнь первобытных людей после овладения огнем?

406927 5 i 016

Жилище первобытного человека. Реконструкция

Появление человека разумного

Примерно 40 тысяч лет назад на Земле появился человек, который внешне напоминал современного. Его называют «человек разумный». Он ходил не сутулясь, был строен и имел развитый мозг.

Чем отличался человек разумный от своего более древнего предка?

406927 5 i 017

Человек разумный. Реконструкция

С появлением человека разумного совершенствование орудий труда пошло быстрее. Люди научились делать их не только из камня, но и из кости. Из нее, например, делали шилья, иглы, которые облегчали изготовление одежды. Из кости вытачивали рыболовные крючки и гарпуны, что позволило добывать рыбу. В это же время люди научились делать лодки. Но самым важным изобретением стал лук со стрелами. Стрела летела дальше и поражала цель точнее, чем копье охотника. Основными занятиями древних людей оставались охота, собирательство, к которым теперь добавилась и рыбная ловля. Собирательством занимались женщины и дети, рыболовство же и охота были уделом мужчин.

406927 5 i 018

Каменный наконечник стрелы и костяной гарпун для рыбной ловли

Переход от человеческого стада к родовой общине

Люди продолжали селиться многочисленными коллективами. Обитатели одного поселения постепенно осознавали, что у них общие предки и что все они – родичи. Так с появлением человека разумного на смену человеческому стаду пришла родовая община. Ее члены все делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.

406927 5 i 019

Древнее изображение охоты

Территория, на которой люди жили и где добывали себе пищу, считалась собственностью родовой общины. В общей собственности находилось оружие и жилище. Всем этим люди пользовались сообща.

Подведем итоги

Более 2 миллионов лет назад на нашей планете появились первые люди, использовавшие самые простые орудия труда, сделанные в основном из камня. Главными занятиями древних людей были собирательство и охота. Со временем люди научились пользоваться огнем, шить одежду, строить жилища. С появлением человека разумного произошел переход от человеческого стада к родовой общине.

40 тысяч лет назад Появление человека разумного.

«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека».

Немецкий ученый Ф. Энгельс

Вопросы и задания

1. Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?

2. Составьте рассказ о жизни древних людей.

3. Когда появился человек разумный?

4. Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?

5. Когда и почему возникла родовая община?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

СОЛНЦЕ, ЕГО ЭНЕРГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ «ЗАВЕТЫ» МАЙЯ

СОЛНЦЕ, ЕГО ЭНЕРГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ «ЗАВЕТЫ» МАЙЯ
Развивая теорию символов крышки саркофага из Паленке, Коттерелл не забывал и о своей идее: о связи между календарями ацтеков и майя и пятно-образовательной деятельностью Солнца. Как и майя, ацтеки верили, что до

Жизнь людей

Жизнь людей
На Юкатане ребенка сразу после рождения обмывали, а затем укладывали в колыбель. Головка младенца зажималась между двумя дощечками таким образом, что по прошествии двух дней кости черепа навсегда деформировались и становились плоскими, что считалось у майя

Глава 1 «Этнос древних монголов», первооснователей монгольской державы, кто они были? Название и самоназвание этноса «древних монголов»

Глава 1
«Этнос древних монголов», первооснователей монгольской державы, кто они были? Название и самоназвание этноса «древних монголов»

«То, что патриотично настроенного автора интересует история Отечества — закономерно, равно как и то, что его отношение к традиционной

Глава 3 Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар

Глава 3
Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар
Л. Н. Гумилев пишет: «Самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу. Европейские путешественники XIII в. никакого сходства между

Судьба человека (жизнь и смерть в представлениях древних шумеров)

Судьба человека (жизнь и смерть в представлениях древних шумеров)
Кто же определял судьбы людей? Ответить на этот вопрос, как и на многие другие вопросы, связанные с религиозными верованиями шумеров, чрезвычайно трудно, тем более что мифология этого народа пока еще

3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских

3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских

Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
Эта местность мне знакома, как окраина Китая!
Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела.
Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая.
Вместо горла — темный

Книга вторая Жизнь древних славян

Книга вторая
Жизнь древних славян

Рис. 1. Князь св. Вацлав и княгиня Эмма (миниатюра Вольфенбюттельской рукописи)

Предисловие
Во второй части «Славянских древностей» я попытаюсь дать картину славянской культуры второй половины первого тысячелетия н. э., когда славяне

Цивилизация древних тюрков: Великая степь. Кочевое скотоводство. Люди. Война. Социальная жизнь. Культура. Религия

Цивилизация древних тюрков: Великая степь. Кочевое скотоводство. Люди. Война. Социальная жизнь. Культура. Религия
Внимательнее присмотримся к тюркам, поскольку их деяния уже ко второй половине VI в. обеспечили им всемирную славу.Сначала обратимся к месту обитания древних

Влияние богов на земную жизнь людей

Влияние богов на земную жизнь людей
По месопотамским представлениям, боги сотворили людей ради того, чтобы избавиться от утомительных трудов по самообеспечению. До этого боги принуждены были трудиться ради своего пропитания сами, жили в скверных жилищах и т. п. Теперь

Частная жизнь и быт древних индийцев

Частная жизнь и быт древних индийцев
Сведения о семейной и общественной жизни древних индийцев сохранились и в правовой литературе — «дхар-машастрах» (трактатах о дхарме), «Артхашастре», и в художественной прозе и поэзии. Положение человека в обществе определялось его

«Жизнь наоборот» древних чавинцев

«Жизнь наоборот» древних чавинцев
Как известно, погребения в верованиях практически всех народов мира представляют собой как бы «жизнь наоборот». И потому для нас особенно интересно увидеть, какими были представления о той жизни, чтобы попытаться реконструировать эту,

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?
Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.Более 30 тыс. лет назад

М. Короткова Повседневная жизнь победителей: Быт советских людей в послевоенное время (1945–1955)

М. Короткова
Повседневная жизнь победителей:
Быт советских людей в послевоенное время (1945–1955)
Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием и потрясением для советских людей, надолго перевернула весь уклад и ход жизни большинства населения страны. Огромные

Глава 1 Культ медведя у древних людей и у народов Севера России

Глава 1
Культ медведя у древних людей и у народов Севера России
Первобытный человек, перенося на мир животных отношения своих родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами, представлял этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной

Жизнь простых людей

Жизнь простых людей
Сырьевой сектор сегодня — крупнейший генератор денежных доходов населения. Помимо работников, непосредственно занятых добычей, транспортировкой и переработкой сырья, этот сектор «кормит» довольно обширную инфраструктуру — широкий круг трудоёмких

Слайд 1

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙДревняя ГрецияДревний РимДРЕВНИЙ ВОСТОК

Текст слайда:

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Древняя Греция

Древний Рим

ДРЕВНИЙ ВОСТОК


Слайд 2

« Жизнь первобытных людей»Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? Рассмотрев рисунок, составь рассказ о занятии

Текст слайда:

« Жизнь первобытных людей»

Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
Рассмотрев рисунок, составь рассказ о занятии древнейшего человека.


Слайд 3

О чем нас информирует эта дата? Дайте полный ответ на вопрос, используя следующие слова-опоры: Восточная Африка, археологи.2,5

Текст слайда:

О чем нас информирует эта дата? Дайте полный ответ на вопрос, используя следующие слова-опоры:
Восточная Африка, археологи.

2,5 млн. лет назад


Слайд 4

Перечислите названия изображенных предметов, расскажите как их использовал первобытный человек.

Текст слайда:

Перечислите названия изображенных предметов, расскажите как их использовал первобытный человек.


Слайд 5

40 тыс. лет назад(дата?)ПОВТОРИМ:« ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»Родовая общинаСородичиЛукГарпун, рубило,копье,мамонт2,5 млн.лет назад

Текст слайда:

40 тыс. лет назад
(дата?)

ПОВТОРИМ:
« ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»
Родовая община
Сородичи
Лук
Гарпун, рубило,копье,мамонт
2,5 млн.лет назад


Слайд 6

Вопросы:Как была найдена пещерная живопись?Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов ,оленей?

Текст слайда:

Вопросы:
Как была найдена пещерная живопись?
Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов ,оленей?


Слайд 7

10 тыс. лет назад(дата?)Дайте определение следующим понятиям:ЗемледелиеСкотоводствоСерпЗернотеркаКаменный топорЗападная АзияЦиновкаТкачествоСовет старейшинПлемяБогиМолитваИдолжертва

Текст слайда:

10 тыс. лет назад
(дата?)

Дайте определение следующим понятиям:
Земледелие
Скотоводство
Серп
Зернотерка
Каменный топор
Западная Азия
Циновка
Ткачество
Совет старейшин
Племя
Боги
Молитва
Идол
жертва


Слайд 8

Рассмотрев рисунки, докажите, что жизнь первобытного человека изменилась. Приведите примеры.

Текст слайда:

Рассмотрев рисунки, докажите, что жизнь первобытного человека изменилась.
Приведите примеры.


Слайд 9

Какие новые занятия появились в жизни человека? Почему стало выгодно вести хозяйство силами одной семьи?Повторим и закрепим:

Текст слайда:

Какие новые занятия появились в жизни человека?
Почему стало выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

Повторим и закрепим:
ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь, племя, знать, рабы, город, святилище, царь


Слайд 10

Д Р Е В Н И Й В О С Т О КЕГИПЕТМЕЖДУРЕЧЬЕИНДИЯКитай

Текст слайда:

Д Р Е В Н И Й В О С Т О К

ЕГИПЕТ

МЕЖДУРЕЧЬЕ

ИНДИЯ

Китай


Слайд 11

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТСоставьте рассказ « Государство на берегах Нила», используя слова:Нил, Папирус, ПорогиСредиземное мореДельта, Оазис,Египет, Ил, Рельеф,

Текст слайда:

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Составьте рассказ
« Государство на берегах Нила», используя слова:
Нил, Папирус, Пороги
Средиземное море
Дельта, Оазис,
Египет, Ил, Рельеф, Фараон, Мемфис , 3 тыс. лет до н.э., Вельможа, Писцы, Налоги, каналы, шадуф, Амулеты.


Слайд 12

1500 год до н.э.(дата?)Используя карту , расскажи о военные походах фараонов.( цели, оружие, тактика боя, итоги походов)

Текст слайда:

1500 год до н.э.
(дата?)

Используя карту , расскажи о военные походах фараонов.
( цели, оружие, тактика боя, итоги походов)


Слайд 13

Перечислите имена богов Древнего Египта. Что рассказывали египтяне о каждом из них?

Текст слайда:

Перечислите имена богов Древнего Египта.
Что рассказывали египтяне о каждом из них?


Слайд 14

2600 года до н.э.(дата ?)Пирамиды, Большой сфинкс, обелиски, колонны, скульптор,Иероглиф, свиток, папирус,Составьте рассказ от имени египтянина о

Текст слайда:

2600 года до н.э.
(дата ?)

Пирамиды, Большой сфинкс,
обелиски,
колонны, скульптор,
Иероглиф, свиток, папирус,

Составьте рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов, 2) обелиски, статуи ,башни, 3) вход, 4) колонный зал ,5)помещение


Слайд 15

Что нам могут рассказать эти предметы о жизни египтян?

Текст слайда:

Что нам могут рассказать эти предметы о жизни египтян?


Слайд 16

Евфрат, Тигр, Ур, Урук, Двуречье, Междуречье, 5 тыс. лет назад, Шамаш, Иштар,клинопись, Вавилон, 1792-1750 гг.. до н.э.,

Текст слайда:

Евфрат, Тигр, Ур, Урук, Двуречье, Междуречье,
5 тыс. лет назад, Шамаш, Иштар,
клинопись, Вавилон, 1792-1750 гг.. до н.э., закон, ростовщик


Слайд 17

1. Определите месторасположение Вавилонского царства при Хаммурапи.2.Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье?3. Почему жители

Текст слайда:

1. Определите месторасположение Вавилонского царства при Хаммурапи.
2.Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье?
3. Почему жители Вавилонии считали, что Законы царя Хаммурапи вечны?
4.Что вы думаете от утверждении : « Я ,Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны , мои дела бесподобны»?


Слайд 18

ИНДИЯРасскажите о месторасположении и природно-климатических условиях Древней Индии.( В своем ответе используй: Южная Азия, Индийский океан,

Текст слайда:

ИНДИЯ

Расскажите о месторасположении и природно-климатических условиях Древней Индии.
( В своем ответе используй: Южная Азия, Индийский океан, п-ов. Индостан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли, дожди, ветер,июль,август, сахарный тростник, хлопчатник)


Слайд 19

1. Будда. Его отношение к кастовым различиям в обществе

Текст слайда:

1. Будда. Его отношение к кастовым различиям в обществе


Слайд 20

КИТАЙОпишите месторасположение Китая в древности, используя слова : Восточная Азия, Великая Китайская равнина, Хуанхэ, Янцзы,Восточно-Китайское море,

Текст слайда:

КИТАЙ

Опишите месторасположение Китая в древности, используя слова : Восточная Азия, Великая Китайская равнина, Хуанхэ, Янцзы,Восточно-Китайское море, Южно-Китайское море.
Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?


Слайд 21

Составьте рассказ « Занятия китайцев в древности»

Текст слайда:

Составьте рассказ
« Занятия китайцев в древности»


Слайд 22

Впишите недостающие слова Греция расположена в Европе, в южной части _______ полуострова. На морях, омывающих Грецию ,

Текст слайда:

Впишите недостающие слова
Греция расположена в Европе, в южной части _______ полуострова. На морях, омывающих Грецию , много островов, самый большой из них _________. Греция разделена на 3 части ________,_______,_______. Более 3,5 тыс. лет назад в Греции существовали города:__________________________.


Слайд 23

Вспомните героев « Илиады» и « Одиссеи»Красавица ,из-за

Текст слайда:

Вспомните героев « Илиады» и « Одиссеи»
Красавица ,из-за которой началась Троянская война.
Троянский царевич, один из главных виновников войны с греками
Богиня, которой было присуждено золотое яблоко.
Владыка Микен, главный предводитель греков в Троянской войне.
Храбрейший их греков при осаде Трои.
Морская богиня, мать Ахиллеса.
Царь Трои.
Военный вождь троянцев.
Бог –кузнец, помогавший грекам в Троянской войне.
Главный герой одной из поэм Гомера
Царь феаков, отважных мореходов.
Одноглазый великан- людоед.
Морское чудовище с громадной пастью
Морское чудовище- змея с 6 головами.
Царица, ждавшая 20 лет мужа на о. Итака.


Слайд 24

Вспомните имена известных вам богов Древней Греции.

Текст слайда:

Вспомните имена известных вам богов Древней Греции.


Слайд 25

Вспомните мифы Древней Греции. Расскажите один запомнившийся

Текст слайда:

Вспомните мифы Древней Греции. Расскажите один запомнившийся


Слайд 26

Объясните значение слов : Тибр, Апенинский п-ов., латины, Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, весталка, Ромул ,Рем, ликторы, 753

Текст слайда:

Объясните значение слов :
Тибр, Апенинский п-ов., латины, Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, весталка, Ромул ,Рем, ликторы, 753 г. до н.э., патриции, плебеи, сенат. Народное собрание, республика, 509 г. до н.э., консул, народный трибун, вето, сенатор, форум, легион, легионер

Древнейший Рим


Слайд 27

Подумайте и расскажите о великих полководцах мира. Что их объединяет? Какие события истории Древнего Рима показаны на

Текст слайда:

Подумайте и расскажите о великих полководцах мира. Что их объединяет? Какие события истории Древнего Рима показаны на картинках?


Слайд 28

« Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе,если бы был подданным»Докажите, что император Траян

Текст слайда:

« Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе,если бы был подданным»

Докажите, что император Траян был лучшим императором Рима!

С какими событиями в истории Рима связаны имена: Ганнибал, Сципион, Тиберий и Гай Гракхи ,Спартак, Цезарь, Август, Константин, Стилихон, Тацит, Гораций, Вергилий, Сенека?


Слайд 29

Христианство в РимеРасскажите о распространении христианства при Константине.В каком году римлянам открыто разрешили молиться и строить храмы?Прекратились

Текст слайда:

Христианство в Риме
Расскажите о распространении христианства при Константине.
В каком году римлянам открыто разрешили молиться и строить храмы?
Прекратились ли преследования христиан?
Какие праздники ,книги были самыми значимыми в жизни христиан?


Слайд 30

« Мой голос пресекся, когда я услыхал, что покорен город, которому покорялась вся земля»( Кто мог сказать

Текст слайда:

« Мой голос пресекся, когда я услыхал, что покорен город, которому покорялась вся земля»
( Кто мог сказать такие слова о Риме? )
410г. , 455г., 476 г.?
Готы, вандалы, Гонорий, Равенна, Аларих, Серена-?


Муниципальное
бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Мешковская 
средняя общеобразовательная школа

Шебекинского
района Белгородской области»»

Проект
на тему

«Древнейшие
люди
»

(по
истории)

Ученицы
5 класса

Ерохина
Марина Александровна

Руководитель
проекта:

 учитель
истории

Подлегаев
Евгений Михайлович

с. Мешковое

2019 год

Введение                                                                                                                     
стр.  3-4

Глава 1.  Этапы эволюции древнейших людей и
археологические находки        стр. 5 — 7

Глава 2. Как жили первобытные люди                                                                    
стр. 8 — 9

Заключение                                                                                                                
стр. 10

Список используемой литературы                                                                             стр.
11

                                                                 Введение

    Актуальность проекта: Даже в 21 веке, несмотря на появление новых технологий
исследования природы и человека, остаётся много вопросов связанных с появлением
на планете разумной жизни представленной человеком разумным. Современные СМИ и
интернет переполнены, различными версиями происхождения человека на планете
вплоть до самых невероятных. Существует множество теорий происхождения
человека.  Среди них можно выделить несколько самых популярных и обсуждаемых;
«Креационистская теория» или (теория Божественного творения),  «Космическая версия-версия
происхождения человека как продукта инопланетного проекта генной инженерии в
земных условиях» и признанная  в современном естествознании как единственно
достоверная – теория эволюции.

    На уроках истории в 5 классе мы познакомились со всеми этими
версиями из рассказов учителя и при изучении учебника истории Древнего мира. И
мне захотелось более подробно изучить тему происхождения и эволюции древнейшего
человека, рассмотреть более детально этапы эволюции проверить несколько гипотез
связанных с проблемой эволюции человека. Ответы на эти вопросы будут  носить 
мировоззренческий характер и помогут мне и другим побольше узнать о далёком
прошлом человечества. Первобытная история важна не только для чисто научного
отображения наиболее древних этапов всемирной истории, но и для возникновения
«диалога» современного человека, находящегося в сложном социально
дифференцированном обществе с развитой технологией, с людьми кардинально иного
образа жизни. Этот «диалог» нам поможет уяснить, в чём заключаются общие
основания природы и человека как уникального космического существа.

Тип проекта.
 
исследовательский.

Цели: изучить
этапы эволюции человека, рассмотреть развитие человека как общественного
существа, проследить развитие и эволюцию отношений человека с природой.

 Задачи:

1.     
Прочитать книги по данной
теме;

2.     
Просмотреть ресурсы по данной
теме.

Гипотезы: влияние
на антропогенез эндогенных  природных факторов, эволюция человек – результат
эволюции общества, австралопитек – предок современного человека.

Предмет 
  работы
 
 —   основные этапы развития первобытных людей.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании
данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках
истории древнего мира

Методы исследования: 

·        
Поиск достоверных источников
информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

·        
Конкретно-исторический метод
исследования и верификации исторических источников.

·        
Сравнительно-описательный
метод.

Глава 1. Этапы эволюции древнейших людей и
археологические находки

          «Первобытное бытие» рода человеческого, т.е.
самый ранний этап всемирной истории, начинается с порявления первого человека,
общества и культуры и заканчивается с возникновением первых цивилизаций, этот
период ещё называют антропогенезом. Антропогене́зом называют  — часть
биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат.
Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и
плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования
физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности,
речи. Процесс антропогенеза длился длительное время современные учёные считают
что он начался около 3 млн.  лет назад с появления первых предков человека до
появления современных людей.

         В современной науке господствует эволюционный
взгляд на антропогенез.

Ещё в 18 веке учёные-материалисты. Исходя из идеи
единства всего животного мира, рассматривая человека как часть природы, 
высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян.
Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный
опыт в области анатомии, эмбриологии, физиологии, доказывающий биологическое
сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на
достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своём труде» Происхождение человека и
половой отбор» (1871) показал эволюционное единство, закономерность и
последовательность развития животного мира и доказал, что человек произошёл от
древних человекообразных обезьян третичного периода.

       Когда появился труд Дарвина, наука ещё не
располагала достаточным количеством находок ископаемых останков древних людей.
Но уже во время жизни Дарвина и особенно после его смерти стали появляться
палеонтологические находки, подтверждавшие его теорию антропогенеза.

         В 1856 г. немецкие шахтеры обнаружили в
известняковом карьере в долине Неяндерталь старый скелет. Его череп очень
походил на обезьяний, а кости ног были крепкими и слегка искривленными. Одно
время ученые даже думали, что скелет принадлежал солдату, погибшему на войне,
которая шла в этих местах 50 лет назад. Позднее исследователи установили, что в
их руках находиться скелет неандертальца, представителя одного из видов
первобытных людей вымершего 50 000 лет назад!

         В 1892 г. на о. Ява были обнаружены останки
скелета ископаемого человека, названного питекантропом (обезьяночеловеком). В
1907 году в Германии нашли челюсть ископаемого человека, названного
гейдельбергским. Кости более чем сорока особей древних людей –синантропов были
обнаружены в ходе раскопок в Китае.

      Останки древнейших человекообразных обезьян,
которые ближе всего к питекантропам, были найдены в конце 19 века. в разных
местах Средиземноморья,  Африки, Юго-Восточной и Передней Азии.

        С тех пор было обнаружено множество древних
останков доисторических людей. Установлено, что люди и современные обезьяны
имели общего предка. Предположительно, им был египтолопитек, который жил 35
миллионов лет назад на территории современного Египта.

       Тридцать миллионов лет спустя 1-е человекообразные
обезьяны уже лазили по деревьям в Восточной Африке. От них произошли
современные шимпанзе и гориллы, а также давно вымершие австралопитеки. Скелет
австралопитека был найден в Африке 1974 г. Однако эти находки сами по себе ещё
не объясняли процесса происхождения человека, поэтому главную роль  играли не
факты, а теории.

       Появление человека как вида, в частности,
объяснялось так. В результате похолодания сократились области тропической
растительности, стало больше степе, открытых пространств. Некоторые высокоразвитые
обезьяны приспособились к новым условиям, что привело к естественному изменению
их образа жизни. Другие же виды навсегда остались привязанными к тропическому
лесу и надо полагать, дали начало современным человекообразным обезьянам.
Прародиной человечества стала  Восточная Африка, именно там  были найдены
древнейшие останки человека в 1974 году. Археологические раскопки привели к
находке древнейших орудий труда, это были грубо обработанные каменные рубила, 
сделанные из речной гальки. Найденное существо учёные назвали австралопитеком и
человеком умелым. Он отличался от обезьян большим объемом мозга. Ученые в
Рифтовой долине обнаружили два вида австралопитеков, что ставит вопрос о том
кого из них считать нашим непосредственным предком?

     Учёные на основании исследовании влияния
сейсмических аномалий  на генные мутации живых организмов, так же,  пришли к
выводу что условия Рифтовой долины Восточно-Африканского разлома повлияли на
эволюцию наших далёких предков.

       Первобытный человек в своём развитии прошёл три
стадии: древнейшие люди – архантропы, первобытные люди – палеоантропы,
современный человек. К архантропам относят австралопитеков и питекантропов.

        Питекантроп, другое его название человек
прямоходящий, стал около  2 млн лет назад расселяться по территории Азии и
Европы. К питекантропам относятся Синантропы Китая, Гейдельбергский человек, и
Яванский питекантроп.

       Следующей стадией антропогенеза были палеоантропы
другое название Неандертальцы. Неандертальцы расселились по территории Евразии
около 200 тыс. лет назад. Физические характеристики неандертальца
свидетельствуют о значительном прогрессе по сравнению с архантропами – объём
мозга в среднем достиг объёма 1500-1700 см2, однако некоторые
особенности структуры мозга и скелета (неразвитость лобных долей мозга,
надглазный валик, отсутствие подбородочного выступа) свидетельствуют об их
примитивности. Однако уже у неандертальцев зарождаются моральные нормы и
религиозные представления.

         В 1868 году на юге Франции археолог Луи Ларте
проводил свои исследования. В одной из скал он обнаружил грот в котором в
средние века обитал отшельник Маньон, отсюда название грота «Кроманьон». При
раскопках грота учёный нашёл костные останки нескольких мужчин, женщин и
ребёнка. Все они были умерщвлены ударами тяжёлого предмета по голове. В
дальнейшем выяснилось, что останки принадлежат человеку современного вида,
возраст останков не менее 25 тыс. лет. Люди этого типа стали называться
Кроманьонцами в честь пещеры, в которой были найдены останки. Исследования
ученых установили,  что кроманьонцы как вид появились около 100 тыс. лет назад
на территории Европы. Учёные спорят о родстве кроманьонцев и неандертальцев.
Одни утверждают что неандертальцы тупиковая ветвь эволюции, другие считают
неадертальца предком кроманьонца. Современный анализ ДНК современного человека
определил наличие в нём ДНК неандертальцев.

          В старых учебниках говорилось о
последовательной эволюции человекоподобных существ. Современные данные говорят
о том,  что питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы обитали в одно время.
Куда же подевались другие виды человека? В борьбе за существование в условиях
ограниченности природных ресурсов наши предки истребили конкурентов, это произошло
около 40 тыс. лет назад

Глава 2. Как жили первобытные люди

        Самые ранние письменные свидетельства о жизни
наших предков были сделаны около 5,5 тыс.лет тому назад. О том, как жили люди
до этого времени, нам рассказывают сохранившие фрагменты посуды, оружия,
строений. Но история человека насчитывает миллионы лет и начало восходит к тому
периоду, когда человека насчитывает миллионы лет и начало ее восходит к тому
периоду, когда человекообразные обезьяны научились ходить в вертикальном
положении.

      Ученые по крупицам воссоздают образ жизни древних
людей. Они изучают остатки их скелетов, стоянки древнего человека, каменные
орудия труда, чтобы иметь представление о развитии человека. Исследования
показывают, как с течением времени люди научились охотиться, пользоваться
орудиями труда, вести совместную жизнь и строить жилища. Появление речи стало
важнейшим этапом в эволюции человека.

         Как известно прародиной человека была Африка,
где на протяжении всего года тепло. Открытие стоянок архантропов их
исследование позволило учёным узнать больше об образе жизни предков человека.
Австралопитеки делали орудия из камня и дерева, до нашего времени дошли лишь
каменные орудия труда. Древнейшие люди занимались присваивающим хозяйством
(охотой и собирательством). Австралопитеки жили небольшим сообществом, в
которое входили родственники, численностью 25 особей. Эту общность учёные
назвали «первобытным стадом». Соединенные усилия позволяли противостоять
хищниками вести облавную охоту на крупных стадных животных. Около 1 млн. лет
назад человек освоил огонь. С появлением огня в руках человека, он стал ещё
больше возвышаться над природой. Такие достижения как огонь, одежда, жилище,
сделали возможным проживание человека в условиях более холодного климата и
привели к расселению человека за пределами Африки.

      С развитием человека усложняются орудия труда,
каменные орудия труда становятся всё более сложными и эффективными вместо
грубых рубил австралопитеков, питекантропы начинают более тонко изготавливать
каменные орудия труда, путем мелких сколов и отщепов а так же  ретуширования. В
результате появились такие орудия труда, как скребло, обожженный  наконечник копья,
гарпун.

      Ещё более развитыми в культурном и хозяйственном
отношении были неандертальцы. У различных групп неандертальцев уже выделяется
культурное разнообразие на локальном уровне. Как и на предыдущей стадии
развития. Ведущую роль в жизни неандертальцев играли охота и собирательство.
Неандертальцы жили в эпоху оледенения, и они охотились на крупную фауну Евразии
(мамонтов, бизонов, лошадей, шерстистых носорогов, пещерных медведей и др.)

      Серия археологических находок свидетельствует о
начале формирования религиозного культа ( неандертальские погребения в пещерах)
и изобразительного искусства. Обнаружение в захоронениях останков престарелых
людей и инвалидов, указывает на наличие у неандертальцев таких чисто
человеческих качеств,  как сострадание милосердие, взаимопомощь.

      Кроманьонцы вышли на более высокий уровень развития,
как духовной так и материальной культуры, что позволило ему расселиться по всей
планете. Каменная индустрия кроманьонца стала более совершенной  и
разнообразной – составные орудия труда (копья с каменными наконечниками, топоры
с деревянными рукоятками). Появилось изобразительное искусство, скульптурные
фигуры из глины и кости. Начиная с эпохи кроманьонцев можно с уверенностью
говорить о появлении религиозных верований и обрядовой практики.

       Основными хозяйственными занятиями были охота и
собирательство, как и у неандертальцев, но их деятельность стала гораздо более
совершенной, разнообразной и эффективной. Освоение разных климатических зон  —  от
приледниковых зон и приполярных тундр до тропических лесов и саванн – привело к
образованию локальных хозяйственно-культурных типов. В эпоху верхнего
палеолита, с глобальными изменениями климата, исчезновением мегафауны
ледникового периода, человеку пришлось менять образ жизни и характер своей
деятельности. В эту эпоху около 10 тыс. лет до н. э. человек изобрёл лук, лодку
и рыболовные снасти. К концу каменного века человек разумный заселил все
континенты кроме Антарктиды.

                                                 Заключение

         В ходе исследования я узнала о древнейшем
прошлом человечества, его первобытной эпохе.  Когда я проводила исследование, я
узнала много новых фактов об эволюции первобытного общества и расширила свой
кругозор по теме исследования, того о чём невозможно узнать из материалов
учебной программы. Были выполнены цели и задачи исследовательского проекта,
были проверены и подтверждены гипотезы о влиянии природных процессов на
эволюцию человека,  о неразрывности эволюции общества и человека. Социальная
сущность человека более того, стала главным залогом его выживания и развития. А
также подтвердилась гипотеза о преемственности различных видов предков человека
от австралопитека до человека современного вида. С усложнением и
усовершенствованием человека возрастали его умственные и духовные способности,
что привело к совершенствованию материальной культуры и развитию у человека
религии и искусства.

Список
используемой литературы

1.Мартынов
А.И. Археология. М «Высшая школа». -2008

2. Цирульников
А.М. Универсальная энциклопедия для юношества. М –

 «Педагогика-пресс»

3.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010 г.

4. Wickipedia.com.

  • Рассказ о первых олимпийских играх
  • Рассказ о первом снеге 2 класс литературное чтение
  • Рассказ о первом канале
  • Рассказ о патриархе гермогене
  • Рассказ о париже на французском