Рассказ о перестройке киева ярославом мудрым

Карта домонгольской руси 13 столетия на территории современных россии, украины, белоруссии, польши, молдавии и румынии есть немало городов и сел

12 history
Карта домонгольской  Руси 13 столетия

На территории современных России, Украины, Белоруссии, Польши, Молдавии и Румынии есть немало городов и сел с одинаковыми или похожими названиями. Наиболее правдоподобное объяснение этого явления заключается в том, что города Северо-Восточной (Московской) Руси, возникшие позднее городов Руси Западной и Южной, были основаны переселенцами с юга и запада. Как известно, при древнерусских князьях Святославе Храбром, Владимире Святом, Ярославе Мудром, Владимире Мономахе граница Руси проходила по Дунаю. В конце XII столетия на земли до Дуная распространил свою власть галицкий князь Ярослав Осмомысл. В ХII-ХIII вв. насельников Карпато-Днестровских земель называли берладниками, бродниками, галицкими выгонцами. Это не были названия племен, скорее, они отражают род их занятий. Имелись у них и города. Это позволяет нам ответить на вопрос об участии в миграциях также населения этих земель. Но начнем с городов с одинаковыми названиями, возникновение которых с миграциями явно не связано.

Самыми известными из них являются Владимир-Волынский, основанный в 988 г., впоследствии столица Волынского княжества, и Владимир-Залесский на северо-востоке Руси, известный с 990 г. Оба они основаны Владимиром Красное Солнышко, находятся на берегах рек и имеют круговое строение. Первый, Владимир-Волынский, находится у реки Луги, Владимир-Залесский — у Клязьмы. Таким же образом, в честь князя-основателя, названы город Ярослав на западе Руси, впоследствии один из центров Галицко-Волынского княжества, и Ярославль, оказавшийся в княжестве Владимиро-Суздальском. Оба они основаны в X веке Ярославом Мудрым.

XI в. был на Руси временем распространения христианства, и это обстоятельство также получило отражение в топонимике. Первый по времени основания город Юрьев возник в 1032 г. в Киевском княжестве. В настоящее время он называется Белая Церковь. Другой город Юрьев, ныне Тарту, расположен к западу от Чудского озера; сегодня это территория Эстонии. Оба они также основаны Ярославом Мудрым. Юрий — его христианское имя. Еще один Юрьев, Юрьев-Польский, основан на северо-востоке Руси в том же 1152 г. Юрием Долгоруким. Иного происхождения названия городов Плоцк (ныне в пределах Польши) и Полоцк (ныне в Белоруссии), также возникших в X в. Их имя связано с русским племенем полочан, которое обитало в тех местах.

А вот город Изяславль, носящий имя князя, все же намекает на переселения. Этот город был построен около 986 г. князем Владимиром Красное Солнышко для своей жены Рогнеды и сына Изяслава. Менее древний русский город с тем же именем возник на восточной границе Волынской земли во второй половине XII в. Возможно, имели место миграции населения с северо-запада на юго-запад Руси. Первое упоминание о Стародубе, городе Черниговского княжества, относится к XI в. Другой Стародуб, на северо-востоке Руси, был основан примерно тогда же, в 1080 г. Но князя с таким именем не существовало, а главное, именно в это время наносят по Черниговскому княжеству свои первые удары половцы. Поэтому основание второго Старо-дуба в местах безопасных можно связать с миграцией населения Южной Руси на северо-восток.

Еще более очевидно связано с перемещением населения на северо-восток возникновение там других городов, одноименных городам Западной Руси. Знаменитейший из них — Галич, столица Галицко-Волынского княжества, основанный около 1140 г. Другой город с таким же названием на территории, вскоре вошедшей в состав Владимиро-Суздальского княжества, был построен в XIII в. и известен как Галич-Мерский. Перемышль, наверное, самый западный город Руси, основан в 981 г. Город с таким же названием на северо-востоке Руси был заложен позднее, в 1318г., когда между Польшей и Великим княжеством Литовским и Русским начались войны за Галицкое наследство. Холм, одно время столица Галицко-Волынского княжества, ныне Хелм, расположенный на востоке Польши, основан в XIII в. Даниилом Галицким. Город Холм в пределах Московской Руси (полное название — Спас-на-Холму) впервые упомянут в 1518 г. Вряд ли название второго города связано с рельефом местности. Это было время, когда в Галицкой Руси, находившейся в то время под властью Польши, усиливались гонения на православных. Именно в эти годы «отъехало» в Москву семейство князей Глинских. На девушке из этой семьи, Елене Глинской, женился в 1525 г. великий князь Московский Василий III. Поэтому связь возникновения города с миграцией населения из Западной Руси исключать нельзя. Есть парный топоним и у другого города Западной Руси — Люблина. Ныне это также польский город. Можно предположить связь имени этого города с названием основанного позднее подмосковного села Люблино, ныне района Москвы.

Переяславль, расположенный восточнее Киева, ныне Переяслав-Хмельницкий, впервые упомянут в «Повести временных лет» в связи с походом князя Олега в 907 г. на Царьград. Переславль-Залесский основан на северо-востоке Руси Юрием Долгоруким, правителем Владимиро-Суздальского княжества, в 1152 г. Под 1330 г. упомянут в летописях также Переяславль-Рязанский, однако есть версия, что он возник около 1208 г. Звенигород на юге Руси также основан Юрием Долгоруким в 1152 г. Город с таким же названием во Владимиро-Суздальском княжестве основан примерно в то же время, в ХII-ХIII вв. В обоих случаях связь возникновения городов с миграцией населения из Южной Руси вполне возможна. Дорогобуж на юго-западе Руси впервые упомянут в грамоте князя Ростислава в 1150 г. Другой город с таким же названием основан в Смоленском княжестве в XIII в. Существует версия о том, что данное название связано со словосочетанием «дороги бужить», то есть строить. Исходя из этой теории, можно сказать, что данные города были предназначены для строителей дорог. Но не исключено, что наименование второго города связано с миграцией населения на северо-восток после татаро-монгольского нашествия 1237-1242 гг.

Среди насельников земель восточнее Днестра в XI-XIII вв. упоминаются в летописях болоховцы. Первое упоминание о болоховцах в Галицкой земле относится к 1235 г. Румынские историки, ссылаясь на созвучие их имени с этнонимом «волохи», считают болоховцев волохами, предками молдаван. Но, скорее всего, имя болоховлян — это прозвище. Уже под 1196 г. историк XVIII в. В.Татищев упоминает город Болхов, входивший в состав Черниговского княжества, где в рассматриваемый период жили только русские люди. Ныне это районный центр Орловской области. Возникновение Волхова можно связать с миграцией болоховлян, проживавших восточнее Галича. Означает ли это, что имели место и обратные миграции — с северо-востока на юго-запад Руси? Не исключено, хотя болоховцы могли жить в Галицкой земле и до первого упоминания о них в летописи. А против версии о их волошском происхождении свидетельствует то обстоятельство, что болховцев Черниговской земли даже в XII в. прозывали также «дулебами». Это говорит о проживании в тех местах части русского племени, переселившегося с Западного Буга. Так что миграция шла все-таки с запада на восток.

Население окраин Южной Руси было полиэтничным. В Галицком Понизье, между коренными землями Галицко-Волынского княжества и Русским (ныне — Черным) морем, находился Торческ, город торков, тюркского племени. Из летописей неясно, где он был — восточнее или западнее Днестра. С русскими торки поддерживали мирные отношения. Среди них, в Торческе, поселился в 1227 г. галицкий князь Мстислав Удалой. Но ни одного топонима такого рода или сходного в северо-восточной Руси нам обнаружить не удалось. Торки туда не мигрировали. Но ничем, кроме миграции населения с юго-запада на северо-запад Руси, нельзя, на наш взгляд, объяснить идентичность наименований русинского села Гдов под Краковом, где в 1846 г. были разбиты польские повстанцы, и города, расположенного к востоку от Чудского озера, а также двух рек Луга — на Волыни и севернее Пскова.

В Карпато-Днестровских землях русское население сохранилось и после монголо-татарского нашествия. Даже в легенде о возникновении Молдавского государства охотники-молдаване во главе с воеводой Драгом встречают на восточных склонах Карпат пасечника-русина Яцко. От Древней Руси, отмечают историки, Молдавия унаследовала более 20 городов. В Воскресенской и Новгородской летописях перечислены русские города конца XIV — начала XV в., в том числе расположенные в Карпато-Дунайских землях и на черноморском берегу: «А се имена всем градом рускым, далним и ближним: На Дунай: Видычев град, о седми стенах каменных; Мдин. И об ону страну Дунаа: Тернов, ту лежит святаа Пятница. А по Дунаю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколякра. На море: Карна, Ка-варна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немечен в горах, Корочюнов камень, Сочява, Серет, Баня, Че-чюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На Днестре Хотен». Поэтому существование в этих землях русских топонимов в первые века существования Молдавского княжества закономерно.

Судя по данным топонимики, даже к началу XV в. русины составляли большинство населения Пруто-Днестровского междуречья. Из 60 топонимов, известных с XIV в., 40 — русского происхождения. Это наследие Древней Руси и даже более ранних времен. Так, Белгородныне Белгород-Днестровский, — бывшая греческая колония Тира, основанная во второй половине VI в. до нашей эры. Название Белгород, скорее всего, связано с тем обстоятельством, что крепость на Днестровском лимане была построена из белого камня. Белгород на Днестре упомянут в Воскресенской летописи XIV столетия. В Центральной России город с таким названием был основан позднее, в конце XVI в., по указу сына Ивана Грозного, царя Федора Иоанновича. Правда, В.Татищев утверждал, что в московских землях Белгород был основан ранее, как укрепление. И.Карамзин в начале XIX столетия приписывает основание Белгорода близ Орла Ивану IV Грозному. Но в любом случае Белгород на Днестре древнее одноименного города Московской Руси. Наименование Городок-на-Черемоше и села Городка близ Кишинева определенно свидетельствуют о миграции русинов с севера в центральную часть Молдавского княжества.

В ряде случаев идентичность или созвучие топонимов никак не связаны с миграциями. Видычев град, Тернов, Аколякра, Карна, Каварна — это старинные названия современных болгарских городов Видин, Тырново, Калиакра, Каварна; Дичин — румынский город Мэчин. Топонимы исторической Молдавии представляют собой молдавизирован-ные варианты названий древних русских городов. Корочунов камень, скорее всего, было первым наименованием молдавской крепости Крэчуна, основанной при Стефане Великом в конце XV в. на границе Молдавии и Валахии. Расположенный в Карпатских горах Немечен — несомненно, современный румынский город Пятра-Нямц, Чечюн — первое наименование Цецины, крепости на севере Молдавии, Ясский торг и Романов торг — современные Яссы и Роман.

Но число названий, с миграциями населения, возможно, связанных, не менее значительно. Явный случай бытования топонима и гидронима, идущего от тиверцев и уличей, — Бистрица. Это имя не только горной карпатской реки и села на северо-западе исторической Молдавии, но и реки в равнинной Центральной России, где течение рек не бывает быстрым. Более древним, безусловно, является карпатский гидроним. Однако в Молдавии населенные пункты с русскими названиями возникали и после образования Молдавского княжества, в XV-XVII вв. В этих случаях появление в Молдавии топонимов, аналогичных существующим на северо-востоке Руси, можно объяснить миграциями населения Галицкой Руси в Молдавию. Загадочно то обстоятельство, что названия некоторых сел Молдавии аналогичны именам населенных мест Московской Руси. Вот некоторые из них, основанные в XIV-XV вв.:

Добровец село в Молдавии и город близ Липецка, основанный в 1615 г.;

Кашин -село в Молдавии и город в Тверской земле, основанный в 1237 г.;

Кнежа село в Молдавии и город в Московской области;

Черновец село в Молдавии и город, ныне в Курской области. Им созвучно название буковинского города Черновицы (Черновцы). Правда, первоначальное название города Черновцы — Чернь.

Димка, Купка, Строинцы села на территории современной Молдавии и в Черновицкой области Украины, Миток — молдавское село и деревня в Винницкой области, Носково — село в Молдавии и деревня в Костромской области.

Сокола село близ города Яссы, в Западной Руси есть город Со-каль, в Московской и Вологодской областях есть два города Сокол, а около Хотина — село с таким названием. Первым по времени был основан Сокаль, что позволяет судить о направленности миграций. Отметим также созвучие названий Роднакрепости в Трансильвании (Се-миградье), подаренной венгерским королем Стефану Великому, и древнерусского укрепления на Днепре — Родня. Днепровское укрепление старше возрастом, но трансильванская крепость расположена на одноименной реке, поэтому вопрос о направленности миграций населения двух регионов остается открытым.

Итак, 24 из 27 выявленных нами парных топонимов, скорее всего, связаны с миграциями населения. В 18 из 24 случаев более древние города расположены в Западной и Южной Руси, а основанные позднее — в Северо-Восточной Руси. Вопрос о приоритете возникновения 6 топонимов остается нерешенным. Таким образом, большинство выявленных нами парных топонимов Западной, Южной и Северо-Восточной Руси, а также Карпато-Днестровского региона подтверждают факт миграции населения с юго-запада на северо-восток и север Руси в XII-XV вв. В некоторых случаях можно предположить, что перемещения населения были вызваны военно-политической нестабильностью южных и западных земель Руси. Но не исключена и связь переселений с отмеченным историком Л.Н. Гумилевым изменением климата, «усыханием» южных степей в XII в. и улучшением условий для земледелия в лесной зоне. Эта тема заслуживает дальнейшего изучения, а примененный нами метод исследования миграционных процессов представляется результативным.

Юлия Бородина, Татьяна Куропаткина
Журнал «Русин»2008, № 1-2

ЛИТЕРАТУРА

  • Повесть временных лет//Повести Древней Руси XI-XII века. Л., 1983.
  • Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964.
  • История Молдавской ССР. Т. I. Кишинев, 1965.
  • Бырня 11.17. Сельские поселения Молдавии XV-XVII вв. Кишинев, 1969.
  • Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
  • Полевой Л. Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979.
  • Зеленчук В. С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (Этнические и социально-демографические процессы). Кишинев, 1979.
  • История Приднестровской Молдавской Республики. T.I. Ч. 1. Тирасполь, 2001.
  • История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 2002.
  • ТелъновН, Степанов В., РуссевН, Рабинович Р. «И… разошлись славяне по земле». Кишинев, 2002.
  • Суляк С. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004.
  • Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, 2007.

В этой статье мы познакомим с историей Софийского собора и достопримечательностями заповедника.

Советуем Где отдохнуть в августе в Украине: 5 непопсовых локаций, которые подарят незабываемые эмоции

Краткое описание

София Киевская является одним из немногих уцелевших зданий времен Киевской Руси, которое находится в самом центре столицы Украины. Этот собор имеет несколько названий: «Святая София Киевская», «Софийский собор», «Софиевский собор», «Собор святой Софии – Премудрости Божией», «Софийский музей», «Национальный заповедник София Киевская».

Название храма происходит от имени «София», что переводится с греческого как мудрость. Собор был главной христианской святыней Восточной Европы и историческим центром Киевской митрополии. В нем проводились посадки на киевский престол князей, собиралось вече, принимались иностранные послы.

1714896 15200225

Мозаики и фрески Софии Киевской / Фото st-sophia

Сегодня Софийский собор знаменит своими уникальными фресками (более 3000 квадратных метров) и мозаиками (на площади в 260 квадратных метров) XI века. Храм имеет следующие размеры:

  • длина – 41,7 метра,
  • ширина – 54,6 метра,
  • высота до зенита главного купола – 28,6 метра.

Грандиозные размеры, интерьер и усложненная структура – средневековая модель Вселенной, а вид снаружи воспроизводит образ Небесного Иерусалима. Стены выложены из природного камня – розового кварцита и гранита. Храм имеет пирамидальный ступенчатый силуэт: 12 куполов окружают центральный большой купол, а с 3-х сторон прилегают 2 открытые галереи (одноярусная внешняя и двухъярусная внутренняя), 5 нав на востоке завершены апсидами.

Читайте также Клеванский замок и Пересопница: туристам доступен новый интересный маршрут «Волынское наследство»

Оформление Софийского собора гармонировало с архитектурой. Главный алтарь и центральный купол храма украшены неповторимыми мозаиками, ниши на фасадах и столбы галерей фресками. На колокольне собора изображены сцены игр, проводимых в честь высокочтимой княгини Ольги в Константинополе, организованные императором Порфирогенетом. Также на фресках изображены: музыки, мимы, танцоры, гонки колесниц, жонглеры. Фрески, выполненные в XVIII XІX веках, посвящены религиозной теме. На некоторых фресках в храме можно увидеть не только портреты князя Ярослава, но и его семьи.

История Софийского собора

Строительство Софийского собора началось во времена расцвета Киевской Руси. Не существует единого мнения по вопросу, кто начал строительство храма. По одной версии начал строительство Владимир I Святославич, по второй – собор построил в 1020 – 1037 годах его сын Ярослав Мудрый. В «Новгородской первой летописи» говорится, что в 1017 году София Киевская была заложена Ярославом Мудрым, но в «Повести временных лет» рассказывается о начале строительства храма Ярославом Мудрым в 1037 году. Собор начали строить на месте победы киевлян над печенегами в 1036 году. Предполагается, что сооружение Софии Киевской строили греки из Константинополя (в здании видно традиции византийского зодчества).

В течение двух веков (XIV – XV) киевляне вели борьбу с польскими и литовскими феодалами. Опустошали город своими грабительскими набегами крымские татары. В XVI веке захваченный униатами Софийский собор пришел в упадок.

В XVII веке (30 – 40-е годы) был основан мужской монастырь митрополитом Петром Могилой. Деревянные постройки монастыря были уничтожены во время большого пожара в 1697 году. Лишь в XVII XVIII веках началось каменное строительство. Большой вклад внес в восстановление храма гетман Иван Мазепа.

1714896 15200233

Cофийский собор / Фото kyiv.ridna

Строительство закончилось в 1767 году. За это время были построены: колокольня, трапезная, пекарня, ворота Заборовского (западные ворота), домик митрополита, въездная башня (южная), стена монастыря, братский корпус и бурса. После восстановления собора во внешнем виде можно увидеть стиль украинской барочной архитектуры. Кроме того, частичные перестройки были проведены в XIX веке.

Софиевский заповедник

Созданный в 1934 году Софиевский заповедник, уже был открыт в мае 1935 для посетителей. С 1994 года имеет статус Национального.

Киевский Софийский заповедник включает:

  • Софиевский собор – самая главная христианская святыня всей Восточной Европы, главный храм Украины. В 2016 году (21 февраля) возобновились богослужения, которые не проводились более восьми десятилетий.
  • Колокольня украинский национальный символ и символ столицы. Построена в 1699 1706 годах в стиле казацкого (украинского) барокко. Ее высота 76 метров, в ней хранится колокол, отлитый в 1705 году по заказу и средствам Ивана Мазепы. Его вес 13 тонн, а высота 1,25 метра.
  • Ворота Заборовского яркий образец украинского барокко, построены в 1746 году. Это западный парадный въезд от Золотых ворот до резиденции митрополитов.
  • Дом митрополита бывшая резиденция митрополитов киевских, сейчас входит в музейное заведения. Является памятником дворцовой архитектуры XVIII века.
  • Библиотеку Ярослава Мудрого. Впервые о ней упоминается в 1037 году, как о первой библиотеке Киевской Руси. Книгами занимались монахи. Во время вражеских набегов они прятали ценные вещи в подземных ходах. Место тайника было строжайшим секретом, который умер вместе с монахами. Поэтому о том, где находится первая библиотека, существует много версий.
  • Малую или Теплую Софию трапезная церковь монастыря. Строилась с 1722 по 1730 год. Сначала здесь была расположена церковь Воскрешения Лазаря. Затем ее перестроили (1822 год) на церковь Рождества Христова (зимнюю). Для богослужения храм был закрыт с 1929 года по 2016 год.
  • Хлебню построена в 1722 1730 годах как пекарня Софиевского монастыря. Позже была перестроена под управление епархией консисторию. Сейчас это выставочные залы.
  • Въездную башню на юге въезд на территорию Софиевского монастыря со стороны Владимирской улицы. Была построена гетманом Мазепой. Шпиль украшала фигура Архангела Михаила в виде флюгера.
  • Братский корпус, где располагались монашеские кельи Софийского монастыря. Позже был перестроен в хозяйственные помещения и конюшни.
  • Семинарию (бурса) дом строился как монастырские кельи, где жили монахи. За время митрополита киевского Болховитинова использовался как митрополичьи покои. Позже, после закрытия монастыря, в кельях разместили бурсу духовную школу, которая просуществовала до 1917 года.

Интересные факты

  1. Софийский собор – самое старое здание Киева.
  2. Там была создана первая библиотека в Киевской Руси, которая до сих пор не найдена.
  3. На стенах собора есть светские надписи, например «Козьма вор, потому что украл мясо».
  4. На росписях Софии Киевской можно увидеть изображения животных: медведя, гепарда, вепря, зайца, собаки и другие.
  5. В советское время Царские ворота были переплавлены. Однако были сохранены 11 элементов и рисунки, по которым ворота были восстановлены в 2008 году. На это ушло 104 килограмм серебра.
  6. М. Врубель восстанавливал медальон купола собора.
  7. В Некрополе Софийского собора находятся саркофаги: Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича и других выдающихся мужей.
  8. В состав Национального музея-заповедника кроме Софийского храма входят: Судакская крепость, Кирилловская и Андреевская церкви, Золотые ворота в Киеве.
  9. Мозаики собора имеют 177 цветовых оттенков.
  10. Строили храм византийские мастера по образцу Константинопольского Софийского собора.
  11. Первоначальный вид собора изображено на двугривневой купюре.
  12. Собор 37 лет (1596 – 1633) был униатским.
  13. В нем сохранено наибольшее количество оригинальных мозаик и фресок.
  14. На стенах храма сохранилось большое количество граффити как бытового, так и религиозного характера.
  15. Самая известная мозаика – Оранта. Изображение Богоматери имеет почти 6 метров и выложенное из 2 миллионов цветной смальты.

Надеемся, что из этой статьи вы узнали об истории национального музея-заповедника Софии Киевской. О главном соборе Украины много написано книг, но лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать.

  • Рассказ о песнях с названием гимн
  • Рассказ о первом снеге составить
  • Рассказ о первой любви никитин краткое содержание по главам
  • Рассказ о первом учителе от лица родителя для 1 класса окружающий мир
  • Рассказ о первой учительнице начальных классов окружающий мир