Рассказ о паразитических простейших

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: подцарство одноклеточные животныепростейшие 2 слайд описание слайда: к простейшим принадлежат свыше

Подцарство Одноклеточные животные(Простейшие)

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Подцарство Одноклеточные животные(Простейшие)

    Описание слайда:

    Подцарство
    Одноклеточные животные
    (Простейшие)

  • 2 слайд

    К простейшим принадлежат свыше 30 тыс. видов животных, обитающих на дне и в т

    Описание слайда:

    К простейшим принадлежат свыше 30 тыс. видов животных, обитающих на дне и в толще воды морских и пресных водоемов, влажной почве.

  • 3 слайд

    Размеры тела простейших в основном микроскопические, но встречаются и более к

    Описание слайда:

    Размеры тела простейших в основном микроскопические, но встречаются и более крупные, достигающие нескольких миллиметров и даже сантиметров.

  • 4 слайд

    Простейшие – одиночные, реже колониальные организмы.

    Описание слайда:

    Простейшие – одиночные, реже колониальные организмы.

  • 5 слайд

    Их одноклеточное тело обладает функциями целостного организма, которые выполн

    Описание слайда:

    Их одноклеточное тело обладает функциями целостного организма, которые выполняются органеллами общего назначения (ядро, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы) и специального (пищеварительные и сократительные вакуоли, жгутики, реснички и др.).
    Функционируя согласованно, они обеспечивают отдельной клетке возможность существования в качестве самостоятельного организма.

  • 6 слайд

    Покровы простейших представлены либо только плазматической мембраной, либо ещ

    Описание слайда:

    Покровы простейших представлены либо только плазматической мембраной, либо еще и плотной, довольно гибкой и эластичной оболочкой — пелликулой, придающей им относительное постоянство формы тела.
    В цитоплазме четко различаются два слоя: поверхностный, более плотный —эктоплазма, и внутренний, более жидкий и зернистый — эндоплазма, в которой располагаются органеллы простейшего.

  • 7 слайд

    Органоиды движения большинства видов — ложноножки, жгутики или многочисленные

    Описание слайда:

    Органоиды движения большинства видов — ложноножки, жгутики или многочисленные короткие реснички.

  • 8 слайд

    Питание большинства простейших гетеротрофное, т.е. готовыми органическими вещ

    Описание слайда:

    Питание большинства простейших гетеротрофное, т.е. готовыми органическими веществами.
    Они питаются бактериями, одноклеточными водорослями, частицами разлагающихся отмерших растений и животных — детритом.
    Паразитические формы питаются соками, тканью или кровью хозяина, в организме которого они обитают.
    Пища переваривается в пищеварительных вакуолях под действием ферментов лизосом. Растворенные питательные вещества поступают в цитоплазму, а непереваренные остатки удаляются из клетки.

  • 9 слайд

    У пресноводных одноклеточных имеется 1 -2 сократительные вакуоли, основная фу

    Описание слайда:

    У пресноводных одноклеточных имеется 1 -2 сократительные вакуоли, основная функция которых состоит в поддержании постоянства осмотического давления, осуществляемого за счет периодического удаления избытка воды, проникающей в цитоплазму простейшего.
    Побочная функция — выведение некоторой части конечных продуктов жизнедеятельности.
    У морских и паразитических простейших сократительные вакуоли, как правило, отсутствуют.

  • 10 слайд

    Газообмен (дыхание) осуществляется всей поверхностью тела через поры в мембране

    Описание слайда:

    Газообмен (дыхание)
    осуществляется всей поверхностью тела через поры в мембране

  • 11 слайд

    Все простейшие размножаются бесполым способом. После митотического деления яд

    Описание слайда:

    Все простейшие размножаются бесполым способом.
    После митотического деления ядра следует деление клетки надвое.
    Для всех без исключения инфузорий характерен половой процесс — конъюгация, при которой две конъюгирующие особи обмениваются наследственной информацией, после чего расходятся. Увеличения числа особей при этом не происходит.
    Размножение

  • 12 слайд

    Большинство простейших обладает способностью переносить неблагоприятные услов

    Описание слайда:

    Большинство простейших обладает способностью переносить неблагоприятные условия в состоянии покоящейся стадии — цисты.
    При этом клетка округляется, втягивает или отбрасывает органоиды движения и покрывается плотной защитной оболочкой.
    Попав в благоприятные условия, простейшее покидает оболочку цисты и начинает питаться и размножаться.

  • 13 слайд

    Тип СаркодовыеБольшинство саркодовых являются обитателями морей, имеются такж

    Описание слайда:

    Тип Саркодовые
    Большинство саркодовых являются обитателями морей, имеются также пресноводные, живущие в почве.
    Представители этого типа характеризуются непостоянной формой тела.

    Передвижение осуществляется с помощью ложноножек.
    Чтобы переместиться вперёд, амёба вытягивает в нужном направлении ложноножку, а затем «перетекает» в неё.
    Скорость её движения – 10–15 мм в час.

  • 14 слайд

    Амеба обыкновенная (протея)

    Описание слайда:

    Амеба обыкновенная (протея)

  • 15 слайд

    РазмножениеАмеба размножается бесполым путем, т.е. простым делением пополам.

    Описание слайда:

    Размножение
    Амеба размножается бесполым путем, т.е. простым делением пополам.
    Темп размножения амебы зависит от условий, и прежде всего от питания и температуры. При обильном питании и температуре 20—25°С амеба делится один раз в течение 1 — 2 суток.
    Сам процесс деления занимает не более получаса.

  • 16 слайд

    Деление амебыСначала делится ядро, две половинки которого расходятся в разные

    Описание слайда:

    Деление амебы
    Сначала делится ядро, две половинки которого расходятся в разные стороны клетки, образуя два новых ядра.
    Цитоплазма между обеими частями разрывается, и образуются две новые амебы. В каждую из них попадает по одному ядру. Сократительная вакуоль остается в одной из новых амеб, в другой же возникает заново.

  • 17 слайд

    Некоторые виды амёб (например, дизентерийная амёба) размножаются также путём

    Описание слайда:

    Некоторые виды амёб (например, дизентерийная амёба) размножаются также путём образования цист.
    Внутри цисты происходят многократные деления, после чего из неё появляются 4, 8 или больше молодых амёб.
    Проникая в стенку кишечника, амеба вызывает образование язв; при этом разрушаются кровеносные сосуды (из-за этого у заражённого открывается кровавый понос). С током крови амёба может попасть в печень, головной мозг, селезёнку и вызвать гнойные очаги.

  • 18 слайд

    МногообразиеКласс Саркодовые включает разнообразных водных одноклеточных: аме

    Описание слайда:

    Многообразие
    Класс Саркодовые включает разнообразных водных одноклеточных: амеб, солнечников, лучевиков, фораминифер.
    В пресной и морской воде живет несколько десятков видов амеб. Они различаются размерами, формой псевдоподий (ложноножек).
    1—Amoeba limax; 2— Pelomyxa binucleata; 3—Amoeba proteus;
    4— A. radioza; 5 — A. verrucosa; 6 — A. polypodxa.

  • 19 слайд

    Многообразие амебАмёба-протейдизентерийная амёбапанцирная амёба диффлюгия Эвг

    Описание слайда:

    Многообразие амеб
    Амёба-протей
    дизентерийная амёба
    панцирная амёба диффлюгия
    Эвглифа
    Арцелла

  • 20 слайд

    Отряд ФораминиферыВ составе современной морской фауны известно свыше 1000 вид

    Описание слайда:

    Отряд Фораминиферы
    В составе современной морской фауны известно свыше 1000 видов фораминифер.
    В океанах и морях они распространены повсеместно. Наибольшее разнообразие видов встречается на глубинах до 200—300 м.
    Большинство фораминифер является обитателями придонных слоев (бентос). Лишь немногие виды живут в толще морской воды, являясь планктонными организмами.

  • 21 слайд

    Цитоплазма фораминифер заключена в известковую, однокамерную или многокамерну

    Описание слайда:

    Цитоплазма фораминифер заключена в известковую, однокамерную или многокамерную, иногда ветвящуюся раковину. Внутренняя полость раковины сообщается с окружающей средой через многочисленные поры, а также через отверстие в раковине – устье.
    Среди представителей этого отряда чаще всего попадаются экземпляры от 0,1 мм до 1 мм, хотя встречаются и настоящие гиганты – до 20 см.

  • 22 слайд

    Первые фораминиферы появились ещё 3,5 млрд. лет назад; 350 млн. лет назад они

    Описание слайда:

    Первые фораминиферы появились ещё 3,5 млрд. лет назад; 350 млн. лет назад они достигли расцвета.
    Раковины фораминифер образовали значительные массы известняка; в каждом кубическом сантиметре породы их до 20 000.

  • 23 слайд

    Подкласс Радиолярии (Лучевики)Этот подкласс насчитывает примерно 7-8 тыс. вид

    Описание слайда:

    Подкласс Радиолярии (Лучевики)
    Этот подкласс насчитывает примерно 7-8 тыс. видов.
    Это морские планктонные животные размеров от 40 мкм до 1 мм, они населяют всю толщу морской воды до глубины 6000 м.
    У радиолярий есть подобие внутреннего скелета, пронизанного многочисленными порами, через которые проходят ложноножки.
    Находящаяся снаружи эктоплазма богата жировыми капельками, что помогает лучевику парить в воде.

  • 24 слайд

    Минеральный скелет, состоящий из кремнезёма или солей стронция, принимает фор

    Описание слайда:

    Минеральный скелет, состоящий из кремнезёма или солей стронция, принимает форму правильных геометрических фигур (шаров, многогранников, колец), состоящих из отдельных игл. Лёгкие и прочные, они выполняют защитную функцию и увеличивают площадь поверхности.
    Для каждого из отрядов характерны свои типичные формы скелета.

  • 25 слайд

    Отмирая, радиолярии сначала накапливаются в виде радиоляриевых илов, а затем

    Описание слайда:

    Отмирая, радиолярии сначала накапливаются в виде радиоляриевых илов, а затем преобразуются в кремниевые породы — кварц, яшма.
    Радиолярии известны с глубокой древности, с начала развития жизни на Земле, с раннего палеозоя, т.е. почти 500 млн лет.

  • 26 слайд

    Класс ЖгутиковыеНасчитывает 6 - 8 тыс. видов. Для представителей этого класса

    Описание слайда:

    Класс Жгутиковые
    Насчитывает 6 — 8 тыс. видов.
    Для представителей этого класса характерно наличие одного или нескольких жгутиков. Тело покрыто эластичной оболочкой — пелликулой, определяющей их форму. Ядер в теле одно или несколько.

    Жгутиковые обитают в пресноводных и морских водоемах.
    Многие из них являются паразитами животных и человека.

  • 27 слайд

    В пределах класса Жгутиковые проходит как бы граница между растительным и жив

    Описание слайда:

    В пределах класса Жгутиковые проходит как бы граница между растительным и животным миром.
    Одни жгутиковые (например, эвглена зеленая) на свету могут осуществлять фотосинтез (автотрофное питание), а в темноте – питаться гетеротрофно. Этот тип питания назван миксотрофным (смешанным).

    Другим жгутиковым свойственен только гетеротрофный тип питания.

  • 28 слайд

    Эвглена зеленаяКлетка веретеновидной формы с красным глазком (светочувствител

    Описание слайда:

    Эвглена зеленая
    Клетка веретеновидной формы с красным глазком (светочувствительный орган – стигма) у переднего конца. На противоположном конце располагается ядро. В цитоплазме эвглены имеются хлоропласты (более 20), придающие ей зеленую окраску и обуславливающие способность к фотосинтезу.
    Передвижение эвглены осуществляется с помощью жгутика, расположенного на переднем конце тела в базальном тельце.
    Жгутик производит винтообразные движения, как бы ввинчиваясь в воду.

  • 29 слайд

    РазмножениеРазмножается эвглена бесполым путем – продольным делением тела над

    Описание слайда:

    Размножение
    Размножается эвглена бесполым путем – продольным делением тела надвое.
    Сначала делится ядро, удваиваются базальное тельце, хроматофоры, затем делится цитоплазма. Жгутик отпадает или переходит к одной особи, а у другой он образуется заново.

  • 30 слайд

    МногообразиеСуществуют колониальные жгутиковые, в особенности среди раститель

    Описание слайда:

    Многообразие
    Существуют колониальные жгутиковые, в особенности среди растительных – например вольвокс, пандорина, гониум и др.

  • 31 слайд

    Колония вольвокса – это шар, состоящий из большого числа отдельных особей (от

    Описание слайда:

    Колония вольвокса – это шар, состоящий из большого числа отдельных особей (от 50 до 50 000). Все особи колонии расположены по поверхности шара в один ряд и соединены цитоплазматическими мостиками. В середине шара находится студенистое вещество.
    Отдельная особь колонии называется зооидом. Питается каждая особь самостоятельно, а перемещение колонии происходит согласованным движением жгутиков.

  • 32 слайд

    В колонии вольвокса существует специализация. Небольшая часть особей (генерат

    Описание слайда:

    В колонии вольвокса существует специализация. Небольшая часть особей (генеративные зооиды) связана с воспроизведением. Остальные особи, соматические, не способны к размножению.

    Колонии вольвокса свойственны бесполое размножение и половой
    процесс – копуляция.

  • 33 слайд

    Бесполое размножение происходит весной, когда генеративные особи погружаются

    Описание слайда:

    Бесполое размножение происходит весной, когда генеративные особи погружаются внутрь колонии и там начинают делиться (митозом). Внутри материнской колонии образуются дочерние колонии, состоящие из многих зооидов.
    Затем материнская колония разрушается и дочерние существуют самостоятельно.
    При половом процессе в колонии образуются гаметы, в результате слияния (оплодотворения) которых получается зигота. Из зиготы путем ряда последовательных делений развивается новое поколение колоний.

  • 34 слайд

    Род ТрипаносомыК ним относится около 100 видов простейших. Наиболее опасны ра

    Описание слайда:

    Род Трипаносомы
    К ним относится около 100 видов простейших.
    Наиболее опасны различные виды трипаносом, живущие в плазме крови человека и различных животных.
    Африканская трипаносома – возбудитель сонной болезни человека. При укусе со слюной мухи це-це в кровь человека попадают паразиты. Кровь разносит трипаносом по организму, и они переходят в клетки тканей. После разрушения клеток паразиты вновь оказываются в крови, а оттуда могут попасть и в кишечник новой мухи це-це.

  • 35 слайд

    Муха – промежуточный хозяин трипаносом. Человек и позвоночные животные (ант

    Описание слайда:

    Муха – промежуточный хозяин трипаносом. Человек и позвоночные животные (антилопы и крокодилы) – основной хозяин, в котором происходит половое размножение трипаносом.
    Этот человек умирает от сонной болезни.

  • 36 слайд

    В Южной Америке сонной болезни аналогична болезнь Чагаса переносимая поцелу

    Описание слайда:

    В Южной Америке сонной болезни аналогична болезнь Чагаса переносимая поцелуйными клопами.
    Другой вид трипаносом вызывает болезнь сурру, которой болеют лошади, ослы, верблюды, крупный рогатый скот.

  • 37 слайд

    Род Лейшмании Паразит живет в лейкоцитах крови и клетках лимфатических желез,

    Описание слайда:

    Род Лейшмании

    Паразит живет в лейкоцитах крови и клетках лимфатических желез, разрушая их. Болезнь распространяется москитами.
    Попав в жидкую среду кишечника москита, из округлой формы он образует жгутиконосную веретеновидную форму.
    Тропическая лейшмания вызывает тяжелое заболевание человека – кожный лейшманиоз, или пендинскую язву.

  • 38 слайд

    Другим видом лейшмании вызывается болезнь – внутренний лейшманиоз. Паразит по

    Описание слайда:

    Другим видом лейшмании вызывается болезнь – внутренний лейшманиоз. Паразит поселяется в клетках костного мозга, в печени и других внутренних органах человека, вызывая их глубокое повреждение. Переносчиками являются москиты и постельные клопы.

  • 39 слайд

    Род ЛямблииОбитает в кишечнике человека (преимущественно у детей), вызывая ля

    Описание слайда:

    Род Лямблии
    Обитает в кишечнике человека (преимущественно у детей), вызывая лямблиоз.

    Лямблия имеет грушевидную форму, длина 10—20 мкм; спинная сторона выпуклая, брюшная — вогнутая и образует присоску для временного прикрепления к эпителиальным клеткам кишечника хозяина. 2 овальных ядра, 4 пары жгутиков.

  • 40 слайд

    - проводить в детских коллективах обследование детей и персонала 2 раза в год

    Описание слайда:

    — проводить в детских коллективах обследование детей и персонала 2 раза в год;
    — людям, имеющим домашних животных, регулярно проводить антигельминтные обработки;
    — помнить о путях заражения и соблюдать тщательную гигиену.
    Заражение цистами происходит, когда простейшие попадают в кишечник через рот вместе с загрязнёнными пищевыми продуктами или водой, а также через грязные руки и т.п.
    Паразитирование лямблий в тонком кишечнике человека сопровождается рядом патологических эффектов: воспаление слизистой оболочки тонкой кишки и желудочно-кишечного тракта, развитие иммунной недостаточности.
    Для профилактики лямблиоза необходимо:
    — употреблять только фильтрованную водопроводную или кипяченую воду;

  • 41 слайд

    Тип ИнфузорииКласс Инфузории включает около 6000-8000 видов. Инфузории ведут

    Описание слайда:

    Тип Инфузории
    Класс Инфузории включает около 6000-8000 видов.
    Инфузории ведут свободно плавающий или прикрепленный образ жизни. Обитают как в пресных, так и в соленых водах.
    Они входят в состав планктона и бентоса.
    Среди инфузорий много симбионитов и мало паразитических форм.

  • 42 слайд

    Представители класса инфузорий имеют органеллы передвижения – реснички, обычн

    Описание слайда:

    Представители класса инфузорий имеют органеллы передвижения – реснички, обычно в большом числе. Так, у туфельки число ресничек более 2000.

    Строение тела
    Реснички представляют собой цитоплазматические выросты, с помощью которых инфузория перемещается.
    Скорость ее перемещения при комнатной температуре составляет 2,0 — 2,5 мм/сек. За 1 секунду туфелька преодолевает расстояние, превышающее длину ее тела в 10- 15 раз.

  • 43 слайд

    Инфузория-туфелька

    Описание слайда:

    Инфузория-туфелька

  • 44 слайд

    Тело инфузорий покрыто оболочкой, пронизанной порами, через которые выходят р

    Описание слайда:

    Тело инфузорий покрыто оболочкой, пронизанной порами, через которые выходят реснички. Поверхностный слой эктоплазмы образует тонкую, но прочную и эластичную оболочку — пелликулу, которая придает телу инфузории постоянную форму.

    В наружном слое тела туфельки видны многочисленные короткие палочки – это трихоцисты. Они располагаются между ресничками и играют защитную функцию. При любом сильном раздражении трихоцисты с силой выбрасываются наружу и поражают хищника, нападающего на туфельку. На месте использованных трихоцист в эктоплазме туфельки развиваются новые.

  • 45 слайд

    В теле всех инфузорий не менее двух ядер. Большое ядро регулирует все жизненн

    Описание слайда:

    В теле всех инфузорий не менее двух ядер. Большое ядро регулирует все жизненные процессы, а маленькое участвует в половом процессе.
    Органеллы выделения инфузорий представлены двумя сократительными вакуолями. Передняя и задняя вакуоли работают последовательно, как бы по очереди.
    При комнатной температуре у туфельки сократительная вакуоля проделывает весь цикл пульсации за 10—15 секунд (за 30 минут они выводят из инфузории количество воды равное объему всего ее тела).
    У морских и паразитических инфузорий темп пульсации сократительных вакуолей обычно значительно ниже, чем у пресноводных.

  • 46 слайд

    Пища в тело животного попадает через клеточный «рот», куда она загоняется дви

    Описание слайда:

    Пища в тело животного попадает через клеточный «рот», куда она загоняется движением ресничек и переходит в клеточную глотку.
    На дне глотки образуются пищеварительные вакуоли. Во время движения по телу инфузории в них происходит внутриклеточное пищеварение.
    Питание
    При этом кислая внутренняя среда в вакуоли становится щелочной. Непереваренные остатки выводятся наружу через порошицу.

  • 47 слайд

    Многие инфузории питаются только бактериями, другие же – хищники. Например, с

    Описание слайда:

    Многие инфузории питаются только бактериями, другие же – хищники. Например, самые опасные враги «туфельки» – инфузории дидинии. Они меньше ее, но, нападая вдвоем или вчетвером, со всех сторон окружают «туфельку» и убивают её.
    Некоторые дидинии съедают в сутки до 12 инфузорий-туфелек.

  • 48 слайд

    Бесполое размножение инфузории происходит путём множественного деления или де

    Описание слайда:

    Бесполое размножение инфузории происходит путём множественного деления или деления надвое (поперек оси тела), либо почкованием.

    Размножение
    Инфузория-туфелька делится ежедневно, некоторые другие – несколько раз в сутки, а инфузория-трубач – раз в несколько дней.

  • 49 слайд

    Кроме того, у инфузорий периодически происходит половой процесс – конъюгация.

    Описание слайда:

    Кроме того, у инфузорий периодически происходит половой процесс – конъюгация.
    Во время конъюгации инфузории обмениваются малыми ядрами, которые перед этим делятся. После обмена в каждой из инфузорий старое и новое малые ядра сливаются.

  • 50 слайд

    Таким образом, у инфузорий происходит взаимное оплодотворение, при котором об

    Описание слайда:

    Таким образом, у инфузорий происходит взаимное оплодотворение, при котором обновляется генетическая информация обеих особей, что, в свою очередь, приводит к улучшению приспособлений к условиям окружающей среды.

    Если проходит 700 делений бесполым путем, не сопровождавшихся половым процессом, то инфузория обычно гибнет.

  • 51 слайд

    Многообразие Среди инфузорий встречаются подвижные и сидячие, одиночные и кол

    Описание слайда:

    Многообразие
    Среди инфузорий встречаются подвижные и сидячие, одиночные и колониальные, стебельчатые и бесстебельчатые, сократимые и панцирные. Нередко, особенно у щупальцевых Инфузорий, тело причудливо разрастается. Многие сократимые формы имеют раковинку.

  • 52 слайд

    Инфузория-трубачСувойкаБлефаризма

    Описание слайда:

    Инфузория-трубач
    Сувойка
    Блефаризма

  • 53 слайд

     Колония инфузорий кархезиумСосущие инфузорииЭвплотесПодофрия

    Описание слайда:

    Колония инфузорий кархезиум
    Сосущие инфузории
    Эвплотес
    Подофрия

  • 54 слайд

    Тип СпоровикиВедут паразитический образ жизни, вызывая тяжелые заболевания По

    Описание слайда:

    Тип Споровики
    Ведут паразитический образ жизни, вызывая тяжелые заболевания
    Поглощают пищу всей поверхностью тела, так как отсутствуют органоиды для захвата пищи и рот.
    Полагают, что произошло от жгутиконосцев.
    Насчитывают около 4000 видов

  • 55 слайд

    МалярийныйплазмодийЯвляется возбудителем заболевания малярия Переносчиком яв

    Описание слайда:

    Малярийный
    плазмодий
    Является возбудителем заболевания малярия
    Переносчиком является малярийный комар

  • 56 слайд

    Кокцидиипаразитируют как в беспозвоночных, так и в позвоночных животных – мле

    Описание слайда:

    Кокцидии
    паразитируют как в беспозвоночных, так и в позвоночных животных – млекопитающих, рыбах, птицах. Вызывает болезнь человека токсоплазмоз. Им можно заразиться от любого представителя семейства кошачих.
    Характеризующаяся поражением нервной и лимфатической систем, глаз, скелетных мышц, миокарда и других органов и тканей и протекающая в виде бессимптомного носительства или острого инфекционного заболевания различной степени тяжести.

  • 57 слайд

    Простейшие обладают всеми свойствами животных, но функции их организма выполн

    Описание слайда:

    Простейшие обладают всеми свойствами животных, но функции их организма выполняют единственная клетка.
    Мелкие размеры позволяют им обмениваться веществами со средой через поверхность тела.
    Для других функций служат специальные органеллы.
    Трудные условия простейших переживают в виде цисты.
    Бесполым размножением простейших увеличивает численность, а половом – качество потомства.
    Благодаря огромной плодовитости биомасса и роль простейших велика во многих экосистемах, особенно в водных.
    Скелеты простейших составляют основу осадочных горных пород.
    Простейшие – возбудители опасных болезней.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ о паразитических простейших

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Рассказ о паразитических простейших

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 45 человек из 26 регионов

Рассказ о паразитических простейших

  • Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Биология (изд. «Просвещение»)», Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. и др.

Тема:
27. Подцарство Одноклеточные.

Похожие материалы

  • Статья «Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей в МБОУ «Лицей №19» в процессе деятельности обучающихся и при изучении краеведческого биологического материала. Из опыта работы»

  • Презентация»Разнообразие хвойных растений «.5 класс

  • Проект по теме: «Русский квас».

  • Тестовая работа по биологии по теме «Динамика популяций»( 11 класс)

  • Рабочая программа Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) для 10 – 11 класса.

  • Презентация по биологии на тему «Экологические факторы среды» (5 класс)

  • Конспект урока по теме: «Устройство увеличительных приборов».

  • Контрольно-измерительные материалы. 6 класс.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5451823 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Балашовский
филиал

Государственного
автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области

«Саратовский
областной базовый медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практического занятия для преподавателей

микробиологии и иммунологии

Тема:

«Основы протозоологии»

Специальности: «Лечебное
дело»

                             
«Сестринское дело»

Количество часов: 2
учебных часа

преподаватель: Тимофеева
О.С.

Утверждена

На заседании ЦМК

 Общепрофессиональных дисциплин

Протокол
5
от 13.05.20г.

Председатель ЦМК

Тимофеева О.С.

г.
Балашов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования предусмотрены следующие
требования к знаниям и умениям студентов медицинского училища в области
микробиологии по теме «Основы протозоологии»:

Студенты должны иметь представление:

      
о протозоологии как науке;

      
о циклах развития паразитических
простейших;

      
о путях заражения;

      
о локализации простейших – паразитов у человека.

Студенты
должны знать
:

   
общую характеристику паразитических
простейших;

   
классификацию простейших –возбудителей
протозойных инвазий, характеристику основных групп;

   
морфологию и физиологию простейших
паразитов;

   
название возбудителей протозойных инвазий
и особенности их строения;

   
источники инвазии;

   
заболевания, вызываемые простейшими.

Студенты
должны уметь
:

   
определять простейших — возбудителей протозойных
инвазий по внешнему строению;

   
ориентироваться в жизненных циклах
отдельных простейших – паразитов и уметь раскрывать биологический смысл каждого
этапа развития;

   
организовывать отдельные протозойные заболевания
и распознавать их по характерным обязанностям.

ФГОС в рамках базового курса «Основы
микробиологии и иммунологии» по рабочей программе 2020 года на изучение темы:
«Основы протозоологии» отводится 2 часа лекционных занятий и 2 часа практических
занятий.

Практическое занятие по теме: «Основы
протозоологии» задается целью закрепить представления и знания, полученные а
лекционном занятии по классификации простейших, имеющих медицинское значение;
по общей характеристики основных групп простейших паразитов; по отдельным возбудителям
протозойных инвазии; по морфологии и жизнедеятельности простейших, относящихся
к основным группам; углубить знания об отдельных возбудителях протозойных
инвазий и заболеваний, вызываемых ими; приобрести умения распознавать отдельных
возбудителей протозойных болезней по внешнему строению и протозойные инвазии по
характерным клиническим особенностям; ориентироваться в жизненном цикле
развития отдельных паразитов.

Знание данной темы – раскрывает
возможности понимания причин, путей и механизмов передачи паразитических
простейших, способы приспособления их к паразитированию в отдельных органах и
тканях человека и животных; биологический смысл отдельных этапов жизненного
цикла развития; формы проявлений протозоозов и их последствий, выбор методов профилактики
и грамотное проведение профилактических мероприятий, а так же методов
обнаружения и диагностики простейших паразитов.

Структура практического занятия:

1.    
Организационный момент;

2.    
Формулирование темы и её обоснование;

3.    
Определение целей занятия и сообщение
плана.

4.    
Закрепление учебного материала и
формирование необходимых умений, используя различные формы, методы и технологии
организации работы студентов.

5.    
Подведение итогов занятия и выставление
общих отметок студентам, комментируя их и давая анализ работы каждого учащегося.

6.    
Домашнее задание.

По теме приведён список литературы
для самоподготовки, что не исключает возможность студентов самостоятельно
расширять этот список с целью углубления знаний по теме. Работа по подбору
научных источников полезна при подготовке студентами презентаций, проектов,
рефератов, докладов, санбюллетеней и выполнении творческих работ.

По форме организации практическое занятие
является самостоятельной работой студентов по выполнению ими различных видов
заданий: презентаций, контрольного диктанта, задач, устных ответов на вопросы,
заполнение таблиц на основе просмотра микропрепаратов под микроскопом,
составление схем.

Материально-техническое
обеспечение

1.     Таблицы:

       «Типы
простейшие. Класс жгутиковые»;

       «Бесполое
размножение простейших»;

       «Ламблии»;

            
image001

       «Трипаносомы»;

     
     image002

       «Токсоплазма»;

image003

       «Энтамёбы»

image004

2.     Микропрепараты:

       «Малярийный
плазмодий»;

image005

       «Трипаносомы»;

image006

       «Лейшмании»

image007

             
_     «Трихомонада»

                    
image008

3.     Картинки
паразитов и циклов их развития;

image009

4.     Атлас
по микробиологии, альбом по микробиологии;

5.     Учебные
и методические пособия;

6.     Перечень
вопросов для контрольного диктанта, опроса; задачи.

7.     Микроскоп;

8.     Мультимедийная
установка.

Тема: «Основы протозоологии»

План

1.           
Общая характеристика и классификация
простейших – контрольный диктант.

2.           
Возбудители протозойных кишечных инвазий –
презентации.

3.           
Возбудители протозойных кровяных инвазий –
заполнение таблицы по результатам просмотра микропрепаратов; составление схемы.

4.           
Возбудители протозойных инвазий
мочеполовых путей – устный опрос, рисунки.

Вопрос №1.
Общая характеристика и классификация простейших

Преподаватель проводит
контрольный диктант по вопросу «Общая характеристика и классификация
простейших».

Студенты слушают вопросы и утверждение,
записывая ответы в тетрадь.

Вопросы диктанта:

1.   
Простейшие – это эукариоты, так как они
имеют ……………. (оформленное ядро).

2.   
Простейшие – возбудители протозойных
инвазий живут за счет организма человека или животных, а значит они являются………
(паразитами).

3.   
Тело простейших является животной клеткой,
потому состоит из следующих органоидов общего назначения:…………………… (ядра,
цитоплазмы, ЭПС, аппарата Гольджи, рибосом, лизосом, включений, оболочки)
.

4.   
Саркодовые передвигаются с помощью……………………….
(псевдоподий, ложноножек).

5.   
Жгутиконосцы передвигаются с
помощью……………………….. (жгутиков или ундулирующей мембраны).

6.   
Инфузории передвигаются с
помощью…………………………….. (ресничек).

7.   
С помощью какого специализированного
органоида заглатывают инфузории пищевые частицы? (клеточный крот).

8.   
Каким способом включают в свою цитоплазму
пищевые частицы и капельки жидкости амёбы. (фагоцитоз и пиноцитоз).

9.   
Питание простейших путём всасывания
питательных соков и растворённых питательных веществ поверхностью тела
называется ……………… (эндоосмосом).

10.
При попадении простейших в неблагоприятные
условия внешней среды, они округляются и покрываются плотной оболочкой, при
этом образуется …………. (циста).

11.
Размножение простейших происходит
……………………………. (бесполовым и половым путём).

12.
Малярийный плазмодий последовательно
развивается в теле…. (комара и человека).

13.
К скольким классам относятся простейшие,
обитающие в организме человека? (к 4 классам).

14.
Назовите эти классы?  (жгутиконосцы, саркодовые,
споровики, ресничковые).

15.
Какие органоиды специального назначения,
характерные для простейших вы знаете? (органоиды передвижения, пищеварения,
выделения).

После окончания диктанта
преподаватель опрашивает студентов, кто какой ответ написал.

Учащиеся называет ответ
вслух, чтобы остальные смогли сравнить со своим ответом.

Если ответ не правильный,
то преподаватель и остальные студенты вносят поправки в ответ.

Вопрос №2.
Возбудители протозойных кишечных инвазий

Просмотр
и обсуждение презентаций, подготовленных студентами на темы:

      
«Возбудитель амёбиаза»;

      
«Возбудитель лямблиоза»;

      
«Возбудитель балантидиаза»;

      
«Возбудитель токсоплазмоза».

Предварительно
для подготовки презентаций по вышеуказанным темам, в рамках домашнего задания,
из бригады студентов были сформированы три группы соответственно количеству тем
для презентаций.

Требования к выполнению презентаций.

Регламент
продолжительности презентации – 7-10 минут.

План
изложения материала в презентации:

1.    
Возбудители: их названия на латинском языке,
внешний вид.

2.    
Источники инвазии и пути заражения.

3.    
Жизненный цикл паразита (схемой).

4.    
Патогенез и клиника заболевания,
вызываемая данным возбудителем.

Критерии оценки презентаций:

      
Точность научность и полнота подборки
материала;

      
Точность следования пунктам плана;

      
Красочность и наглядность оформления
презентации;

      
Соблюдение регламента времени;

      
Степень участия всех членов группы в
подготовке и защите презентации.

Преподаватель
анализирует работы и выставляет оценки, контролируя их.

Вопрос №3. Возбудители
протозойных кровяных инвазий

Выполнение
самостоятельной работы студентами:

1.  
Инструктаж преподавателя о целях и ходе
самостоятельной работы.

2.  
Выполнение студентами работы:

   
Просмотр учебных микропрепаратов
«Малярийный плазмодий», «Трипаносома», «Лейшмания» с использованием микроскопа;

image027     image028

      
Микропрепарат                                       Микропрепарат

 «Малярийный
плазмодий»                         «Трипаносома»       

   
image029

       
                              Микропрепарат                                      

                 
«Лейшмания»    

   
Выполнение таблицы «Возбудители
протозойных кровяных инвазий» на основе полученных данных.

Таблица «Возбудители протозойных кровяных
инвазий»

Название возбудителя

Наглядное
изображение (рисунок) увиденного

Описание возбудителя в микропрепарате

Стадия жизненного цикла развития

Клинические проявления заболевания соответствующие
увиденной стадии жизненного цикла

Малярийный
плазмодий

Трипаносома

Лейшмания

Преподаватель проверяет и
оценивает выполнение самостоятельной работы студентами и комментирует оценки.

Проверка домашнего
задания по составлению и оригинальному оформлению студентами схемы жизненных циклов
развития малярийного плазмодия, трипаносомы, лейшмании на листе формата А4.

Преподаватель проверяет
домашнюю работу, оценивает студентов, отметки комментирует.

При оценке выполнения
схемы учитывается:

        
Точность, достоверность, последовательность,
отражения учебной информации;

        
Краткость составления схемы;

        
Красочность оформления схемы;

        
Оригинальность оформления схемы.

Вопрос №4.
Возбудители простейших инвазий мочеполовых путей.

Преподаватель проводит
опрос студентов по разделам «Возбудители простейших инвазий мочеполовых путей —
трихомоноз» по вопросам:

1.      
Как называется возбудитель трихомоноза на
русском и латинском языках?

2.      
Какие особенности внешнего строения Trichomonas vaginalis вы знаете?

3.      
Что является источником вагинальной
трихомонады?

4.      
Каковы пути заражения Trichomonas vaginalis?

5.      
Какие стадии жизненного цикла в своем
развитии происходит возбудитель трихомоноза?

6.      
Какие органы и ткани поражает вагинальная
трихомонада?

7.      
Какими клиническими симптомами проявляется
трихомоноз?

Преподаватель
проверяет домашнее задание студентов – оригинально изобразить трихомонаду на
листе А4, где отразить особенности внешнего и внутреннего её строения.

image030         image031

          
                                          Микропрепарат «Трихомонада»

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК НА
ЗАНЯТИЯХ

Оценка
«5»
ставится, если студент:

1.           
Обстоятельно, с достаточной полнотой
излагает соответствующую тему.

2.           
Дает правильные формулировки, точные
определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может
обосновать свой ответ, привести необходимые примеры /не только из учебников, но
и подобранные самостоятельно/, правильно отвечает на дополнительные вопросы
преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания учащимся данного
материала.

3.           
Уверенно и правильно проводит разбор
ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных работ.

4.            
Свободно владеет речью, медицинской
терминологией

5.            
Практическая работа выполняется без
каких-либо ошибок.

Оценка
«4»
ставится, если студент:

1.           
Дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые
исправляет после замечания преподавателя

2.            
Практическая работа имеет незначительное
отклонение от нормы, учащийся сам может устранить допущенные ошибки.

Оценка
«3»
ставится, если студент:

1.           
Знает и понимает основные положения данной
темы, не допускает неточности в формулировке правил.

2.           
Допускает частичные ошибки.

3.           
Излагает материал недостаточно связанно и
последовательно.

4.            
Практическая работа имеет существенные
недостатки, неподдающиеся исправлению.

Оценка
«2»
ставится, если студент:

1.           
Обнаруживает незнание общей части
соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая
изложение частыми остановками и перерывами.

2.            
Практическая работа полностью не
соответствует норме, не поддается исправлению.

Список литературы

1.    
Атлас по микробиологии Н.С.Мотавкина,
В.Д.Артёмкин – М: Медицина, 2018г.

2.    
Большая медицинская энциклопедия. – М:
АСТ. Астрель, 2019г.

3.    
Генис Д.Е. Медицинская паразитология. –
М.: Медицина, 2017г.

4.    
Гинецинская Т.А., Добровольский А.А.
Частная паразитология. — М.: Высшая школа, 2019г.

5.    
Дайнер А.Б., Тумка А.Ф. Паразитарные
болезни. – С — П.: медицина, 2017г.

6.    
Дранкин Д.И. Руководство к практическим
занятиям по эпидемиологии с паразитологией. – М.: медицина, 2019г.

7.    
Микробиология. К.Д.Пяткин, Ю.С. Кривошеин.
– М.: Медицина, 2011

8.    
Основы микробиологии, вирусологии и
иммунологии: Учебник / А.А.Воробьев, Ю.С. Кривошеин, А.С.Быков и др. -2-е изд,
стер. М: издательский центр «Академия», 2019г.

9.    
Паразитология: Изучаем малярию// Тело
человека снаружи и внутри. — № 1, 2018г.

10. Первомайский
Г.С. Подолян В.Я. Паразитология человека. – С-П.: Медицина, 2019г.

11. Черкасский
Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. М.: Издательство
«Медицинская газета», 2019г.

12.
Интернет-ресурсы.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Девицкий детский сад «Улыбка»

           ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                            СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА

Составила: воспитатель Телкова Т,И,

С.Девица

                                       Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

 · трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

 · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

· недостаточный словарный запас;

 · плохая дикция.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

 ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.

 ЗАДАЧИ:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

 2. Преобразование образов в символы.

 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

 4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Ожидаемые результаты: 

Дети:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  •   Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
  • Обогащен словарный запас детей.

 Родители:

  • Вовлечены в процесс речевого развития детей;
  • Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
  •  Способны к созданию в домашних  условиях  речевой предметно — развивающей среды.

 Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.
  • Получение педагогами представления о мнемотехнике.
  • Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами  для развития речи детей-дошкольников.

 Этапы реализации плана по самообразованию:

 I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

 1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (мнемодорожек, мнемотаблиц)

 4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

 5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II.ОСНОВНОЙ

 РАБОТА  С ДЕТЬМИ

 — Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами;

— Самостоятельно, с помощью знаков — символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;

 — Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.

 — Использовать мнемотаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

 Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.

Методы работы.

 Словесный метод:

  • рассказ,
  • беседы воспитателя;
  •  чтение художественных произведений;
  • составление описательных рассказов.

Наглядный метод:

  • показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический:

  • Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

 План работы на сентябрь 2021г. – май 2022г.

 Сентябрь.

1. Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.

• Изучение методической литературы по данной теме:

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

 • Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:

Интернет – ресурсы

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Ознакомление родителей с работой по развитию речи дошкольников.

Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей.

4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

Цель: составить картотеку мнемотаблиц.

 Октябрь.

 1. Составление папки-передвижки для родителей «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста».

 Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.

2. Изготовление мнемотаблиц.

 3. Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».

4. Осень

Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени.

Ноябрь

  1. Любимые сказки

Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность.

 2. Досуг «Путешествие в сказкино». Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.

3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

 Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

Декабрь

  1. Красавица зима

Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

 2. Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).

3. Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

 Январь

  1. Зимние забавы

 Цель: Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

 2. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.

3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексикограмматическими), влияющими на развитие речи детей.

 Февраль

  1. Защитники отечества

 Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).

  1. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

 Март

  1. О любимых мамах

 Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.

  1. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.

 Апрель

  1. Весна

Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

 2. Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).

3. Составления рассказа «Космос»

 Цель: составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.

 Май

  1. Насекомые

 Цель: Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые. Игра «Наши знакомые насекомые».

  1. Времена года

Цель: Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года» 3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето». Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.

 4.Итоговая диагностика

5.Повторение знаний по лексическим темам, изученным в течение года

Многие даже не могут вспомнить, как они обходились без мобильных телефонов каких-нибудь 15 лет назад, а уж жизнь, скажем, на рубеже XIX и XX веков и вовсе представляется нам до ужаса скучной и примитивной. Однако не нужно недооценивать наших предков — у них не было многого из того, что сейчас представляется нам вполне обыденным, зато они отлично умели мечтать.
Писатели — самые главные мечтатели и выдумщики всех времён — в своих грёзах сумели предвидеть появление технологий и устройств, которые их современникам казались просто сказочными, однако со временем фантастические идеи обрели жизнь. Вашему вниманию — 10 изобретений, впервые появившихся на страницах научно-фантастических романов.

1. Антидепрессанты

14590280de

Когда Олдос Хаксли писал свой роман-антиутопию «О дивный новый мир», основное внимание он уделял эволюции общественных отношений, чувствам и переживаниям персонажей, однако нашлось в нём место и для научно-технических прозрений. Писатель предсказал появление такое отрасли научного знания, как генная инженерия, кроме того, в его романе упоминается о лекарственных препаратах, которые появились только спустя несколько десятилетий после смерти Хаксли — речь идёт об антидепрессантах.
Персонажи романа пользуются безвредным наркотиком «сома», чтобы справляться с психическими проблемами и легче переносить стрессы. «Сома» делает людей настолько счастливыми, что они забывают обо всех проблемах, перестают к чему-либо стремиться и пускают всё на самотёк. Хаксли изображает «сому» не как лекарство, а как средство превращения людей в послушное предсказуемое стадо.
Недавние исследования Организации экономического сотрудничества и развития свидетельствуют, что современные антидепрессанты применяются в тех же целях — люди покупают эти препараты не для лечения, а чтобы успокоиться и забыть о проблемах. Исследование показывает, что в таких странах, как Канада, Австралия и Исландия только 10% принимающих антидепрессанты делают это по рекомендации врача. Хаксли действительно был провидцем — антидепрессанты появились в первую очередь для лечения клинических депрессивных состояний, но большинство видит в них только способ поднять настроение.

2. Кредитные карты

98ee5d1020
В опубликованном в 1888-м году романе «Взгляд назад» американский мыслитель и писатель Эдвард Беллами описывает своё видение будущего, которое ждёт человеческое общество. Главный герой, состоятельный рантье, обращается к гипнотизёру, чтобы избавиться от бессонницы и тот усыпляет его на 113 лет. Очнувшись ото сна, герой обнаруживает, что оказался в совершенно чужом для себя мире рубежа XX-го и XXI-го веков.
Наблюдая за происходившим в конце XIX-го столетия ростом городов и развитием технологий, Беллами предположил, каким станет общество, если человечество будет развиваться в том же направлении. В будущем, созданном писателем, крупные корпорации объединились в одну супер-корпорацию и получили практически абсолютную власть над миром — прогнозы писателя были недалеки от того, что мы видим сегодня. Конечно, подобно многим творческим личностям, Эдвард несколько сгустил краски, но по крайней мере, одно из его предсказаний сбылось на 100% — персонажи его романа вместо наличных денег везде рассчитываются специальными картами, привязанными к единой кредитной системе.

3. Женские брюки

24ed02fc2c
В начале XIX-го века 17-летняя Джейн Уэбб прочла роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», принадлежащий перу английской писательницы Мэрри Шелли. Роман, в наше время считающийся классикой литературы ужасов, так поразил юную Джейн, что она написала свой произведение в жанре «хоррор», которое получило название «Мумия». В отличие от «Франкенштейна», в романе Уэбб (писательница больше известна под фамилией Лаудон) действие происходит в будущем: сюжет вращается вокруг ожившей в 2126-м году египетской мумии.
Помимо основной сюжетной линии, автор красочно описывает различные научно-технические достижения, которыми, по её мнению, должно обладать человечество в XXII-м веке, большое внимание она уделяет и общественно-политическому строю — по мнению Уэбб, нашу планету ждёт торжество феминистических взглядов.
Насчёт феминизма писательница оказалась права — не прошло и века с выхода романа, как началась так называемая «первая волна» активности сторонников феминистических взглядов, кроме того, Уэбб предсказала появление такого предмета одежды, как женские брюки — для 1828-го года это было чрезвычайно дерзкий прогноз, однако и он оказался верным. В своём романе писательница также описала хемолюминесцентные источники света, хотя первые патенты на подобные устройства были получены лишь в середине XX-го века.

4. Глобальная информационная сеть

66ce47778d
Творчество Жюля Верна давно признано вершиной фантастической литературы, его писательский гений предвосхитил так много свершений человеческой науки, что создаётся впечатление, будто автор смог создать машину времени и иногда гостил денёк-другой в будущем, чтобы почерпнуть идеи для новых рассказов и повестей. В 1889-м году в одном из американских журналов под именем Верна был опубликован рассказ «В 2889 году», в котором автор заглядывает в будущее журналистики и информационной политики властей. Любопытно, что рассказ на самом деле написал сын Верна Мишель, отец лишь отредактировал его.
Во времена Жюля Верна люди получали информацию о происходящих в мире событиях в основном из газет, при этом, в будущем, которое Мишель сулил человечеству, планета управляется единым мировым правительством, а все газеты слились в одно гигантское информационное агентство под названием «Хроника Земли».
Кроме всего прочего, в рассказе говорится, что люди будут получать новости не из газет, а из специальных устройств, способных мгновенно передавать звуковую информацию и сохранять её для последующего воспроизведения. Писатель и его сын полагали, что в 2889-м году жители нашей планеты будут наслаждаться речью политиков, государственных деятелей и учёных прямо у себя дома, что позволит каждому быть в курсе событий, не прилагая практически никаких усилий — как видите, предсказанное будущее настало несколько раньше, чем рассчитывал автор. Кстати, в рассказе единым информационным агентством владеет… Король Соединённых Штатов Америки!

5. Тазер

187d43fb6f
Как ни странно, но появление тазера (электрошокового оружия, способного поражать цели на расстоянии) было предсказано в одном из детских романов начала XX-го века.
Первая книга о юном изобретателе по имени Том Свифт была опубликована в 1910-м году и с тех пор вышло более сотни произведений, посвящённых талантливому подростку. Книги опубликованы под разными псевдонимами — над ними трудилась целая армия фантастов, нанятых крупным издательством, по инициативе которого и была создана серия.
Многие изобретатели называли книги о Томе Свифте в числе главных источников своего вдохновения. Например, создатель тазера Джек Ковер утверждает, что идею электрошокового устройства он почерпнул из романа «Том Свифт и его электрическая винтовка», само название электрошокера Taser является переиначенной аббревиатурой T.S.E.R («Tom Swift and his electric rifle»).

6. Интернет

471b0b53c9
В 1898-м году Марк Твен написал рассказ под названием «Из „Лондонской Таймс“ за 1904 год», в котором писатель упоминает о телеэлектроскопах — устройствах, являющихся частью всемирной сети передачи данных, позволяющей практически мгновенно устанавливать визуальный контакт с собеседником, находящимся в другом уголке земного шара-то, что мы сейчас называем видеозвонок.
Главный герой рассказа — заключённый, приговорённый к смертной казни за убийство, совершённое им во время горячего спора о пользе, которую может принести телеэлектроскоп. Узник пользуется устройством, чтобы наблюдать за жизнью разных стран и народов, которую, как он полагает, ему больше никогда не увидеть. Однако, в самый последний момент перед казнью смертнику сообщают, что его жертва жива… Не будем раскрывать интригу — остальное вы прочтёте в рассказе.

7. Сервис Skype и видео-чаты

5adcfc4ebf
Хьюго Гернсбек известен как писатель и создатель «Amazing Stories» — первого в мире журнала, посвящённого научной фантастике, кроме того, будучи разносторонней личностью, американец активно занимался бизнесом и изобретательской деятельностью. В начале XX-го века Гернсбек написал роман «Ральф 124 °C 41+», повествующий о непростых отношениях учёного-изобретателя Ральфа и девушки Элис 212B 423, живущих в XXVII-м веке. Любовная линия используется только в качестве двигателя сюжета, основное внимание писатель уделяет чудесам научно-технического прогресса, которые по его мнению, должны произойти к тому времени.
В числе прочего, Гернсбек описал любопытную технологию, которая сегодня доступна всем обладателям современных смартфонов. Персонажи романа активно используют телефоты — приборы, представляющие собой экраны, через которые можно в реальном времени получать и передавать видео. Что-то напоминает, не правда ли? Конечно — перcональные компьютеры и сервис Skype! Кстати, согласно рассказу, телефоты могут автоматически переводить различные языки — разработка этой технологии в настоящее время ведётся совместными усилиями специалистов Microsoft и Skype.

8. Андроиды

Писатели создают революционные технологии и фантастические изобретения, написав несколько фраз, а у изобретателей и учёных на это порой уходят целые десятилетия.
Например, о человекоподобных роботах ещё в 1868-м году упоминал английский фантаст Эдвард Эллис, однако нечто подобное появилось только в конце XX-го столетия.
Андроид, описанный в рассказе «Паровой человек в прериях», представляет собой передвигающийся на двух «ногах» механический агрегат на паровой тяге, который управляется человеком посредством двух своеобразных «вожжей».
В своё время произведение Эллиса осталось непонятым и незамеченным широкой публикой — его рассказы считались «детскими» и не заслуживающими серьёзного отношения, однако мысль об андроидах выдержала проверку временем: об этом свидетельствуют невероятные разработки современных компаний, трудящихся над созданием человекоподобных роботов.

9. Роботы, обладающие сознанием

Специалисты Йельского университета создали робота, который по заверениям учёных, обладает самосознанием — их детище способно самообучаться и даже узнавать себя в зеркале. Это не единственная разработка такого рода — например, сотрудники Корнелльского университета придумали робота с несколькими конечностями, который не только самостоятельно учится передвигаться, но и может корректировать свои навыки, если у него отнять какую-либо конечность. Учёные собираются использовать подобных роботов в качестве спутников детей с ограниченными возможностями. Всё это — плоды многолетних исследований и упорного труда стахановцев от науки, однако стоит отметить (вы, вероятно и сами уже догадались), что роботы с самосознанием сначала появились на страницах книг, а не в лабораториях.
Первое подобное существо рождено фантазией чешского писателя Карела Чапека, ему также принадлежит авторство самого слова «robot» (в пер. с чеш. «robota» значит «тяжёлый подневольный труд»). Вокруг противостояния людей и роботов построен весь сюжет пьесы «R.U.R», в которой рассказывается о молодой идеалистке, борющейся за права роботов и их освобождение из-под человеческого гнёта. В конце первого акта роботы начинают умнеть и приходят к выводу, что их бывшие хозяева-люди должны быть уничтожены (к этому, как правило, приходят все восставшие рабы).

10. Ранцевые реактивные двигатели

Портативные реактивные ранцы — один из главных фетишей фантастов 1960-х и 1970-х годов, однако идея личного переносного реактивного самолёта появилась ещё в 1928-м году, в одном из номеров журнала «Amazing Stories» (см. пункт 7). Используя это чудо-устройство, капитан Энтони Роджерс, герой научно-фантастического рассказа, вёл непримиримую войну с преступностью. Кстати, позже Энтони стал Баком Роджерсом — одним из самых популярных героев комиксов за всю историю жанра. Всего через пару лет после выхода номера журнала некий изобретатель получил патент на ранцевый реактивный двигатель, но сумел ли он претворить задуманное в жизнь — неизвестно.
Прошло несколько десятилетий и вот, в 1960-х годах энтузиасты со всего мира один за другим объявляют о создании реактивных ранцев, но даже устройства, которые разрабатываются в наши дни, представляют собой скорее экзотические игрушки, а не транспортные средства для супергероев — технические характеристики ранцев до сих пор оставляют желать много лучшего. Главный недостаток современных рюкзаков (как и их предшественников) — чудовищный расход топлива и как следствие — небольшая продолжительность полёта.
Одно из последних достижений в этой сфере принадлежит частной новозеландской Martin Aircraft Company, чей Martin Jetpack развивает скорость до 56 км/ч, обеспечивает полёт продолжительностью 30 минут и может поднимать пилота на высоту 914 м. Первые экземпляры ранца будут отправлены полицейским и пожарным, ожидается, что в ближайшее время компания выпустит коммерческую модель для частного пользования.

  • Рассказ о народной песне калинка малинка
  • Рассказ о неизвестном герое маршак главные герои
  • Рассказ о национальном костюме татар
  • Рассказ о музыкальном произведении для детей а п чайковский неаполитанская песенка
  • Рассказ о народах кавказа и закавказья