Литературное чтение, 4 класс Раздел «О Родине, о подвигах, о славе».
Тема: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45 г.г.
Р.Рождественский «Реквием»
Цели:
Личностные умения:
— проявлять эмоционально ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечественной войне;
—осмысление темы «Что значит для меня Родина»;
—воспитывать в детях желание узнать историю своей семьи в истории Великой Отечественной войны для того, чтобы сохранить память об этом историческом событии
— проявлять желание составлять совет.
Познавательные умения:
— раскрывать значение слов «реквием», «Ленинград», выражения «фугасные бомбы» и использовать их в активном словаре определять тему произведения и обосновывать своё мнение;
— раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;
— определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.
Регулятивные умения:
— работать с текстом рассказа, используя алгоритм, план;
— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
—осмысление правил взаимодействия в группе: умение договариваться о совместных действиях;
Предметные умения:
— выразительно читать произведение;
— работать с содержанием текста;
— работать с поэтическим текстом по алгоритму;
— составлять рассказ о ветеранах ВОВ;
— описывать картину, используя план;
— составлять летопись основных событий края во время Великой Отечественной войны;
— проводить исследование жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны;
— выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве совета.
Оборудование учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., А.А. Плешаков «Окружающий мир», презентация к уроку, диск Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., тест с эталоном для взаимопроверки и критериями оценивания;
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Как вы думаете, что нужно Человеку для для счастья?
Работа в группах:
Сформулируйте советы для Человека, которые помогут ему быть причастным к Родине, её истории, ощущать дух родного края, обрести счастье. Для этого используйте предложенный текст и слова для выбора.
Карточка №1
Распределите роли для групповой работы:
1.Читает___________
ОБСУЖДАЕТ ВЫБОР СЛОВ ВСЯ ГРУППА
2.Контролирует время выполнения задания____________(5 минут)
3.Отмечает в списке выбранные слова__________________
4. Вписывает выбранные слова в предложения__________________.
Прочитайте притчу.
Слайд №1 презентации
III.Изучение нового
А) Самоопределение цели урока:
Кинофрагмент «Вставай страна огромная» 1 мин.
Учитель: И шла война четыре долгих года,
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить
И нас в рабов послушных превратить.
О каком историческом событии в истории Отечества эта песня и этот кинофрагмент? Что вы знаете об этой войне? Достаточно ли у вас знаний об этом? Назовите известные вам произведения о Великой Отечественной войне. Ответы детей
Б) Работа с учебной статьёй с.78 учебника «Литературное чтение» (3 мин.)
Достаточно ли вы получили информации об этой странице в истории Родины?
Какую важную информацию содержит учебная статья?
(Дата начала войны, просьба к внукам и правнукам, чтобы они не забыли эту войну.)
Что нужно сделать, чтобы расширить свои представления об этом? (читать рассказы о войне, смотреть фильмы, провести исследование в своей семье по теме, обобщить материал)
В) Сообщение учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическим произведение, которое посвящено кровопролитной долгой войне, которая не обошла практически ни одну семью. Написал его поэт, который узнал войну не по наслышке. Это Роберт Рождественский. Реквием. (поэтическое лирическое произведение в память о павших в годы Великой Отечественной войны).
Реквием — церковная служба по усопшим;
—музыкальное произведение траурного характера для хора и оркестра.
Знакомство с творчеством Р. Рождественского представят разведчики:
Презентация (кадры 2-6) (2 минуты)
В) (диск «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой)
Прослушивание аудизаписи стихотворения.
Учитель: Какие чувства вызвали у вас эти строки?
( Чувства сопереживания, любви к Родине, гордость за Родину, людей, которые встали на её защиту).
Пробное действие:
Прочитайте этот отрывок выразительно, правильно подобрав интонацию:
Упражнение «Птичий базар»- чтение вполголоса с ускорением темпа, с интонацией восхищения, с целью побуждения к действию —
РождественсогоРРождественсогоождественсого
Инд. чтение — прочитает_______________________
Г) Анализ лирического произведения. Фронтальный опрос.
•Определите тему текста. (О войне)
•Назовите главную мысль цитатой из стихотворения (Самое лучшее и дорогое-Родина)
•Определите жанр текста. Стихотворение
•Назовите героя текста. Родина, народ-герой
•Объясните значение слова «реквием».
Д) Кадр презентации № 7 Какое предложение по цели высказывания вы видите? О чем просит нас поэт?
Учитель читает последнюю главу Реквиема и обращается к детям:
-Что помнят старшие в ваших семьях об этой войне?
— Какая история вашей семьи связана с историей Великой Отечественной войны? (Ответы____________________________________
Е) Кадры презентации 8-11
Представление материала из работы Афониной Варвары о памятнике – Мемориале «Вечный огонь» в г. Бугульме.
IV. Рефлексия. Работа в паре с карандашом. Работа с иллюстрациями на развороте с.78-79
Задание.
1.Прочитайте текст про себя.
2.К репродукции какого художника относится текст?
3.Художник находился рядом с матросами, защищавшими Севастополь? Чем можете это доказать? Подчеркни выбранное предложение для доказательства.
Текст для чтения.
На развороте с.78-79 есть фотографии и репродукции картин художников..
Александр Александрович Дейнека Оборона Севастополя.
На багровом фоне горящего города четко вырисовываются белые фигуры моряков с вдохновенными лицами, идущие в последнюю атаку против напирающей безликой массы гитлеровцев, с их ровной линией штыков. Позади море и отступать некуда.
Александр Александрович Дейнека замечательный русский художник, много лет живший в Севастополе и который любил этот город. Однажды, в 1942 году ему показали фото из немецкой газеты, в котором были показаны развалины Севастополя, из которых было ясно, какие жестокие бои вели защитники Севастополя. С 12 сентября 1941 по 9 июля 1942 года Красная армия начала вести битву за Крым и Севастополь. Было много причин того, что врагам удалось в конце концов овладеть Крымом и Севастополем, но стратегически эта проигранная нами битва легла в основу будущих побед. Красная армия освободила Севастополь в течение двенадцати дней, тогда как немцы штурмовали город 250 суток. Гитлер приказывал удержать Крым во что бы то ни стало.
Дейнека изобразил трагический конец обороны Севастополя, когда последние моряки, в чистых робах, (по старинному обычаю идущие на смерть должны переодеться во все чистое), ведут последний, безнадежный бой у самой кромки воды. Уже немецкие танки прорвались к самой воде, «но штыки горячие бьют не наугад, их в живых осталось семеро ребят».
Картина Дейнека является одним из самых ярких документов эпохи, пусть это не иллюстрация к конкретному эпизоду обороны Севастополя, ясно так же, что в таком аду не могут остаться белоснежными одежды матросов, но она является одной из наиболее драматичных картин всего российского искусства. Работа была начата в феврале 1942 года, а закончил он её осенью того же года к выставке «Великая Отечественная война».
Шла война и художник никак не мог найти подходящую натуру для центральной фигуры моряка с гранатой и он пригласил на эту роль девушку-физкультурницу с подходящим телосложением. Картина производит сильнейшее впечатление трагизмом происходящего, мужеством наших бойцов, их презрением к смерти и желанием нанести как можно больший урон наступающему врагу.
V. Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.
Диагностическая работа:
Фронтальная работа:
1.С каким событием в истории нашего Отечества 1240 года связано имя А. Невского?
Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую землю от тевтонских рыцарей. В 19 лет (в 1242 году) одержал первую значительную победу над шведами в устье реки Невы. За эту победу князя Александра стали называть Невским, а битву на Чудском озере — Ледовым побоищем. (Ледовое побоище)
Дмитрий Иванович — князь московский. На Куликовом поле, за Доном, князь Дмитрий разгромил татарское войско, за что был назван Донским.
2.В каком веке состоялась эта битва? (В 1380 году)
Русские защищали свою Родину и это придавало им особые силы. Бородинское сражение состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. Русской армией командовал генералфельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
3. Бородинское сражение — крупнейшее сражение года между русскими и французскими армиями. В какой войне это сражение стало решающим? (Отечественная война 1812 года)
Индивидуальный опрос. Взаимопроверка (работа в парах). Карточка№ 2. 7 минут
КАРТОЧКА 2 (для индивидуальной работы) ЭТАЛОН для взаимопроверки
1. Подберите к каждой пословице её продолжение и укажите его стрелочкой. Напишите те пословицы, в которых говориться о любви к Родине.
Велика святорусская земля, тот истинный герой
Родина краше солнца, не сохраняя её историю
Кто за Родину горой, и стены помогают
Нельзя любить Родину, а везде солнышко
Всякому мила своя сторона
В своём доме дороже золота
Максимальное количество баллов- 6
1
2. Определите автора для каждого названия произведения и поставь ту же цифру.
2. «Реквием»
Ф. Н. Глинка
3«Солдатская песнь» А. С. Старостин
1«Куликовская битва» Н. П. Кончаловская
4 «Слово о побоище ледовом» Р. И. Рождественский
Подчеркни новое произведение.
Максимальное количество баллов-4
3. Подчеркни синонимы к слову Родина – Отечество, родня, Отчизна, держава, россы.
Максимальное количество баллов-3
4. Соотнесите имя полководца и битву, которой он руководил, и укажите стрелочкой.
Куликовская битва Александр Невский
Бородинское сражение Дмитрий Донской
Ледовое побоище М. И. Кутузов
Максимальное количество баллов-3
Критерии оценивания
Каждый правильный ответ-1 балл. В задании 16 верных слов ответов.
«5» — 15-16 верных ответов
«4» — 11-14 верных ответов
«3» — 8-10 верных ответов
VI. Подведение итогов урока. Самоанализ.
Случайно ли войны 1812 года, 1941-45 г.г. названы Отечественными?
Продолжи одно из начатых предложений:
1.Сегодня на уроке я узнал(а) о
2.После урока мне захотелось
А)Прочитать книги о
Б) Исследовать материал о
3.Сегодня на уроке я сумел (а)
4.На уроке я похвалил бы себя за:
Представление материала по теме урока
За выразительное чтение стихотворения
За хорошо выполненную проверочную работу.
Домашнее задание —1. Проведите исследование жизни вашей семьи в годы Великой Отечественной войны, оформите и представьте его.
2. Выразительно читать стихотворение, читать материал о Великой Отечественной войне в учебнике окружающего мира с.140-146, рассказы о войне.
Как фронтовые собаки помогли сохранить шедевры мировой архитектуры, где находятся памятники героям-автомобилистам, военной медсестре, а также москвичам-ополченцам, которые в 1941 году одними из первых принялиудар врага, — в материале mos.ru.
У стен Кремля горит вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата. В парке Победы на Поклонной горе установлен самый высокий памятник России — монумент Победы. Его высота составляет 141,8 метра: каждые 10 сантиметров обелиска — один день Великой Отечественной войны.
Но встретить памятные знаки, стелы и мемориалы можно практически в каждом районе Москвы. В канун 76-летней годовщины Великой Победы рассказываем, какие военные монументы можно увидеть рядом с домом.
Военному инструктору с собакой
Многие пассажиры метро, гладя нос бронзовой собаке на станции «Площадь Революции», загадывают желание. Однако в городе есть еще один собачий нос, который, как считается, также может приносить удачу. Речь идет о памятнике собакам, служившим в годы Великой Отечественной войны, скульптора Салавата Щербакова. Его установили в 2009 году в Перове в парке «Терлецкая дубрава», где раньше располагалась военная школа служебного собаководства.
Самый известный выпускник школы — овчарка Джульбарс. Отличаясь феноменальным чутьем, она была настоящим асом минно-разыскной работы. Пес-сапер участвовал в разминировании замков Праги, соборов Вены и других всемирно известных памятников архитектуры.
Только на стороне Советского Союза в военных операциях было задействовано более 60 тысяч собак, рассказал сотрудник Музея Победы историк Александр Михайлов. Даже по самым скромным подсчетам, фронтовые собаки вытащили более 700 тысяч раненных солдат из-под пуль.
«Животные помогали разминировать поля сражений, деревни и целые города. На фронте они помогали раненым бойцам, перенося перевязочные пакеты и нужные медикаменты. С помощью носилок или волокуш собаки вытаскивали людей, доставляли боеприпасы и донесения», — пояснил он.
24 июня 1945 года четвероногие тоже участвовали в Параде Победы на Красной площади.
Маршалу Константину Рокоссовскому
В историческом марше на Красной площади приняли участие тысячи солдат и офицеров, только что вернувшихся с войны. А командовал первым парадом победителей Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, который верхом на коне объезжал и приветствовал собравшихся на главной площади страны. Именно в таком торжественном образе полководец изображен на памятнике, открытом в районе Богородское в 2015 году.
Год спустя москвичи назвали бронзовую конную статую маршала, созданную по проекту скульптора Александра Рукавишникова, лучшим монументом 2015-го, появившимся в городе.
Неизвестные факты о Неизвестном Солдате: как Москва увековечила память без вести пропавшихВыше только облака: как устроен самый высокий памятник МосквыИсторический марш: как проходил парад Победы в июне 1945-гоШесть фактов о военном параде 7 ноября 1941 года
Героям-автомобилистам
Вторую строчку рейтинга, составленного тогда участниками проекта «Активный гражданин», занял монумент «Героям-автомобилистам», созданный скульптором Александром Рукавишниковым и архитектором Игорем Воскресенским. Памятник установлен на Ленинском проспекте рядом со станцией метро «Тропарево». В центре его композиции — фигура водителя, опирающегося на рулевое колесо, а в ее нижней части изображены основные вехи в развитии автотранспорта.
На стеле позади памятника нанесены имена героев войны, а также строки известной в военные годы песни: «Шли мы дни и ночи, трудно было очень, но баранку не бросил шофер».
Надежный тыл: как москвичи обороняли город во время Великой Отечественной войныЕжи-звездочки, первая подлодка и сбитый дирижабль. Военные истории из московских музеев
Железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны
Но не только вклад автомобилистов в Победу был увековечен в граните. Не забыли и о других работниках транспортного комплекса.
Так, летом 2020 года к профессиональному празднику работников железной дороги на территории сквера на Комсомольской площади была установлена скульптурная композиция Салавата Щербакова. Памятник состоит из пяти скульптур, каждая из которых представляет профессию железнодорожника. Здесь есть и машинист, и женщина — монтер пути, и руководитель дороги, и стрелочница, и дорожный мастер.
На самом монументе можно увидеть надпись — слова Маршала Советского Союза Георгия Жукова: «Без подвига железнодорожников не было бы нашей Победы…».
«Живая память»: где можно изучить карту улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войныЗоны отдыха в режиме военного времени. Как жили московские парки с 1941 по 1945 год
Рабочему и солдату
Конечно же, Великой Победы могло и не быть без трудового подвига простых московских рабочих. Именно они всю войну снабжали солдат необходимой техникой и боеприпасами. В скульптурной композиции, установленной в Лефортове еще в 2010 году, солдат и рабочий как символы единения фронта и тыла идут рука об руку.
Мемориал, автором которого также стал Салават Щербаков, выполнен из красного гранита. К постаменту с бронзовыми фигурами солдата и рабочего ведут полукруглые ступени.
На аллее перед мемориалом расположено пять клумб, в каждой из которых размещены книги памяти. В них перечислены предприятия Москвы, работавшие в годы войны.
Кино Победы. Как снимали фильмы в годы войныМетро в годы войны: бомбоубежище, концертный зал и библиотека
Фронтовой медсестре
Если решающую роль в битве зачастую играли оружие и техника фабрик и заводов, то спасение многих жизней зависело от медицинских работников. Свыше 500 тысяч медсестер на фронтах Великой Отечественной выносили из-под огня раненых, помогали на операциях и ухаживали за бойцами в госпиталях.
В память об их подвиге на улице Гурьянова у поликлиники № 109 стоит памятник фронтовой медсестре. Установить его предложил участник Великой Отечественной войны Борис Малинин — бывший кремлевский курсант участвовал в битве за Москву. В бою под Ржевом молодая медсестра спасла ему жизнь, но сама погибла.
Семь районных парков и скверов, созданных в память о Великой Отечественной войнеВсе внимание — фронту: жизнь столичных парков в годы войны
Ополченцам Пролетарского района
Памяти погибших в годы войны посвящен и монумент «Ополченцам Пролетарского района», созданный скульпторами Федором Фивейским и Ниной Скрынниковой. Он был открыт в мае 1980 года. 15-метровая композиция располагается на Автозаводской площади. Во время войны это была территория Пролетарского района, где работали десятки заводов, в том числе легендарный ЗИЛ.
Рабочую спецовку на солдатскую гимнастерку после начала войны сменили более 40 тысяч тружеников района. Ополченцы участвовали в боях под столицей, они приняли на себя удар передовых частей врага.
Главархив рассекретил более 11,5 тысячи документов о войнеГлавархив впервые опубликует имена людей, получивших медали «За оборону Москвы»
Воинам-добровольцам
Фигуры ополченцев Москвы высятся на постаменте из гранита и в Хорошево-Мневниках. С винтовками за плечами в одном строю идут они навстречу врагу.
Скульптурная композиция, созданная Олегом Кирюхиным, посвящена воинам-добровольцам. Памятник появился в 1974 году на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. По рассказам ветеранов, когда-то именно на этом месте уходившие на фронт ополченцы прощались с близкими.
Из московских добровольцев в 1941 году было сформировано 12 дивизий народного ополчения. «Большинство ополченцев были работниками столичных предприятий, учреждений и учебных заведений города. Всего в ряды армии влились более 160 тысяч москвичей. Они сражались в пехоте, авиации, артиллерии и партизанских отрядах. Многие из них, начав сражаться под Москвой, закончили боевой путь на улицах Берлина», — рассказал Александр Михайлов.
Москвичи и баррикады: как жители столицы строили Московскую зону обороныГлавархив собрал материалы о подвигах московской противовоздушной обороны в годы войны
Москвичам, погибшим при бомбежках
Жители, оставшиеся в Москве, строили оборонительные заграждения, защищали город от налетов. Только за первые пять месяцев войны столицу бомбили более 90 раз.
«Уменьшить ущерб от бомбардировок позволила самоотверженность сил московской противовоздушной обороны. В 1941 году ее штабы действовали в каждом районе. Их силами была организована работа укрытий и бомбоубежищ, а также проводились контроль светомаскировки, борьба с пожарами и ликвидация последствий налетов. Благодаря зенитчикам до столицы смогли долететь только лишь около двух процентов вражеских самолетов», — добавил Александр Михайлов.
В 1941 году во время одного из авианалетов рядом с Хавской улицей упала мощная бомба. В это время здесь строили бомбоубежище, и все рабочие, находившиеся рядом, погибли. Огромная воронка, оставшаяся от разорвавшегося снаряда, превратилась в братскую могилу. В 1960 году в сквере, который разбили на месте трагедии, установили памятник «Москвичам, погибшим при бомбежках». Небольшую гранитную композицию, изображающую одетых по-зимнему мать с маленьким ребенком на руках, создал скульптор Лев Муравин.
Они были одержимы Победой: какие документы военных лет москвичи передают в архивПисьма, фотографии, аудиозаписи: в «МЭШ» появились материалы о Великой Отечественной войне
Защитникам Москвы
Еще один камерный памятник открыт в июне 2007 года во дворе школы № 15 в Черемушках. Центром мемориала стала башня танка Т-26. Часть бронемашины подняли из смоленских болот и привезли в столицу участники военно-патриотического клуба «Прорыв», открытого при школе. Ребята нашли в танке медальон, по которому удалось восстановить имя командира танка — Героя Советского Союза Семена Бутенина.
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Центр развития
ребёнка – детский сад «Светлячок»
Тема занятия: «Давайте
вспомним о войне»
Автор: Митченко Ольга
Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории
1.
Тема
музейно-образовательного занятия «ДАВАЙТЕ
ВСПОМНИМ О ВОЙНЕ».
2.
Цель:
создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной
деятельности по развитию представлений о Великой Отечественной войне.
3.
Задачи:
создать условия для:
·
формирования
знаний о ВОВ посредством музейной педагогики;
·
способности
строить и высказывать свои мысли и предположения;
·
развития
навыков взаимодействия друг с другом;
·
развития
внимания, памяти, мышления;
·
развития
коммуникативных умений и навыков.
4.
Возрастная
категория: старший возраст (6 — 7 лет).
5.
Продолжительность
занятия: 35 минут.
6.
Место
проведения занятия: музыкальный зал с мультимедийным оборудованием.
7.
Понятийный
словарь: Великая Отечественная война, «Катюша», артиллерия, артиллерист,
Монумент Воинской Славы.
8.
Вещный
ряд: макеты военной техники времён ВОВ, макет «Катюши».
9.
Методический
репертуар занятия: метод опосредованной наглядности, словесный, практический,
наглядный методы, сочетание показа и рассказа при главенствующей роли
зрительного восприятия, вопросно-ответный метод.
10.
Научно-методические
пособия: карта СССР времён войны, картинки с плакатами времён войны, картинки и
макеты военной техники времён ВОВ, макет «Катюши», фото Монумента Воинской
Славы в городе Абакане, запись песни «День победы», https://ok.ru/video/1140695173802.
11.
Сценарий
занятия:
Организация рабочего | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Условия социальной ситуации |
1. | |||
На экране карта СССР времён | — Как вы думаете, что это? — Что изображено на карте? | Дети рассматривают карту и | Условия для выражения детьми |
Запись воя воздушной Запись голоса Левитана Ю.Б. | — Ребята, что это? Воспитатель рассказывает: — Предлагаю пройти дорогами | Дети прослушивают запись и | Условия для выражения |
2. | |||
На магнитной доске и на Запись песни «Вставай, На магнитной доске и на На столе макеты военной Запись песни «Катюша». На магнитной доске | 1. Рассказ воспитателя: При Вопросы к детям: — Что вы — Какие лица у людей? — Какими красками — Как вы понимаете слова, 2. Рассказ воспитателя: война Рассматривание «Катюши» и 4. Воспитатель предлагает Воспитатель обращает | Дети отвечают на вопросы Дети предлагают варианты: Дети делятся на четыре Дети рассказывают, в чём | Условия для проявления Условия для проявления Условия для взаимодействия детей, Условия для речевой |
3. Заключительная часть | |||
На магнитной доске и на Запись песни «День победы» Фильм – рассказ о Просмотр видео о https://ok.ru/video/1140695173802 | «Я помню, я горжусь» Рассказ воспитателя: Памятники Давайте вспомним о войне! Давайте вспомним о войне, Как воевали наши деды! Чтобы жилось тебе и мне, Шли, умирая, до Победы. Давайте вспомним о войне, О тех далеких днях сражений, Когда земля была в огне, Стонала от людских мучений. От криков русских матерей, От боли раненых солдат, От тех, замученных детей, Которые сном вечным спят. Давайте вспомним о войне, Чтоб солнце нам всегда светило, Чтоб не пришлось нам пережить, Того, что в сердце не остыло. Давайте помнить о войне! В. Березко Каждому ребёнку Этот | Дети смотрят фильм и |
12.
Использованная
литература:
1.
Н. М.
Сертакова, Н. В. Кулдашева «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе
проектно – исследовательской деятельности»// Волгоград: Учитель -116с.
2.
Журавлёва В.Н.
Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202
с.;
3.
Дыбина О.В.
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» / М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
– 96с.
4.
Занятия по патриотическому
воспитанию в ДОУ/Под ред. Л. А. Кондрыкинской.-М.,2011.
5.
Комратова
Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Метод.
пособие М. ,2007.
6.
Шорыгина Т.А.
Наша Родина — Россия. Метод. пособие. М.,2011.
7.
Иванова, Н.Г.
Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]:
Пособие для воспитателей ДОУ/Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». –
96с.
13.
Закрепление
материала: экскурсии по экспозициям музея, созданных в группах детского сада,
проведение бесед о битвах ВОВ, просмотр фильмов о войне.
14.
Занятие ранее
не апробировалось.
15.
Приложение: