Рассказ о памятнике петру и февронии

Сачьян н.с. литература 7 а, б ..2021 9 тема: повесть о петре и февронии муромских. нравственные идеалы и заветы древней

Сачьян Н.С.

Литература 7 а, б

_.__.2021 №9

Тема: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и
верности.

Цель урока: сформировать представления о древнерусской литературе как о
неотъемлемой части мировой культуры и неиссякающем источнике, питающем русскую
классическую литературу; развивать   читательскую культуры учащихся.

Задачи урока:

образовательные

 обучить
устному высказыванию, совершенствовать умения
учащихся анализировать прочитанное, формировать навыки исследовательской
деятельности

воспитательные

развивать культуру ведения дискуссии, умение отстаивать
собственную точку зрения, умение выслушивать собеседника

способствовать формированию   морально-нравственных ценностей
в вопросе семьи,

воспитывать нравственные качества: преданность, верность, любовь

развивающие

формировать логическое мышление, речь,
способности учащихся

Планируемые результаты:

1. Личностные:

1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

2. Формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к
окружающим.

2. Метапредметные:

-познавательные:

1.Поисковое чтение и структурирование текста.

2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
в устной.

3. Смысловое чтение. с установлением
причинно-следственных связей.

4.Анализ, сравнение, синтез образов по выделенным признакам.

— регулятивные:

1.Целеполагание и планирование путей достижения целей.

2.Самостоятельный контроль своего времени.

3.Принятие решений в проблемной ситуации.

4.Развитие навыков самооценки и осуществление взаимоконтроля

— коммуникативные:

1. Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать
иную точку зрения.

4. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих
мыслей и чувств

3. Предметные:

1. Навыки анализа текста.

2. Умение понимать и формулировать тему, идею.

3. Умение характеризовать образы героев произведения, владения
терминологией

4. Подбор цитат.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: учебник, презентация

                                              
Ход урока.

1.Организационный
момент.

2.Слово
учителя.

Ребята!
Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и
верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был
объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов
Государственной Думы, которая была поддержана всеми традиционными религиозными
организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не
имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности
и любви. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома
(Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей
христианского брака, чья память совершается 8 июля. В жизни Петра и Февронии
воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с
идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность,
совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.


А на ваш взгляд, ребята, что самое главное в человеке, в человеческой душе?
Какие качества должны преобладать в человеке, чтобы он жил всегда со спокойной
совестью? (порядочность, великодушие, честность, верность, любовь..)


А качества, которые вы перечислили, временные, присущие какой-то отдельной
эпохе,  или это вечное, нетленное?


надеюсь, сегодня мы найдем ответ на наши размышления в древности, ведь
древнерусская литература существует с 10 века.


Сегодня на уроке мы прикоснемся к произведению Древней Руси-жемчужине
древнерусской литературы.

-Послушайте,
пожалуйста, церковное песнопение? Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Чьи
образы вы себе представляете? (образы людей, которые всю свою жизнь посвятили
служению богу и  человечеству, забывали о себе, заботились о других и всегда
помогали нуждающимся)


Как называют таких людей? (святыми)


Дома вы прочитали «Повесть  о Петре и Февронии Муромских». Можем ли мы
причислить героев древнерусского произведения к  святым? Почему? Сегодня мы с
вами попробуем ответить на эти вопросы.

3.
Работа по теме урока.

При
подготовке к этому уроку вы провели большую  работу: прочитали большое
количество литературы, знакомились с историей появления произведения. И сегодня
мы с удовольствием послушаем  вас.

Итак,
первое слово «историкам».

16 век-это время образования единого
Русского государства со стольным городом Москвой.
  Это эпоха назревающих перемен, когда начинается
поворот от культуры церковной, каковой она была вот уже на протяжении 6 веков,
к литературе мирской. В это время активно развиваются повествовательный стиль в
произведениях, иллюстративность, интерес к жизненным перипетиям, изображение
характеров. С другой стороны, это период, когда Церковь особенно сильно
настаивала на соблюдении канонов, боролась с ересью в любых ее проявлениях, с
обмирщением в литературе
.

В данном контексте
происходит широкое распространение житий и хроник, что приводит к необходимости
установить правила для новых форм произведений. Под руководством митрополита
Макария 
составляется обширное – 12огромных  томов – собрание всех
чтомых, т.е. читавшихся на Руси книг. Это собрание называлось «Великие
Четьи-Минеи»
. В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались
рассказы о жизни святых Православной церкви.

 Русская пословица гласит: «Не стоит город
без святого, селение- без праведника». И Макарий поручает священникам собирать
по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами
праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено
написать житие о Муромских святых Петре и Февронии.

В Повести нет никаких
прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются
автором в виду
.  Но
чаще всего прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида
Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке
Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой
никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы,
но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли
монашество и умерли в 1228 году.

Повесть стала подлинным шедевром
древнерусской литературы, она была написана после канонизации ,т.е. причисления
к лику святых Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею
зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков
этого произведения

-А теперь слово предоставляем нашим «литературоведам», потому что
им тоже есть, что рассказать нам. А основные моменты выступлений наших
«литературоведов» мы оформим в форме таблицы.

Признаки сказки

Черты жития

Элементы повести

Итак, Повесть о Петре и
Февронии написана Еромолаем Еразмом по заказу митрополита Макария для включения
в
«Великие Четьи-Минеи»  как житие о муромских святых, но… включено не было, и на
то были весьма веские основания. При этом митрополит разрешил переписать данное
произведение отдельно, сохранив за Повестью право быть отнесенной к жанру
агиографии (жития).

Возникает вопрос:
почему митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие
Четьи- Минеи»?   Каковы особенности жанра данного произведения?

Наша первая точка зрения:
произведение фольклора имеет много общего со сказкой
.

Сказка — фольклорное произведение с
установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии
Муромских», можно выявить следующие признаки  сказки:

1.Начало произведения напоминает сказочный
зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

2.Повесть начинается сказочным событием:к
жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

3.Первая часть похожа на волшебную сказку
о герое- змееборце, вторая — на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех
сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

4.По законам волшебной сказки Добро всегда
побеждает Зло:Петр победил змея.

5.Есть загадки, которые часто приходится
отгадывать героям сказок. Например, «Плохо ,когда дом без ушей, а горница без
очей».

6.Хитроумные задания-испытания (задание
Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из
полена).

7.Волшебные предметы (например, Агриков
меч, от которого гибнет Змей).

8.Постоянные эпитеты: «лукавый змей»,
«мудрая дева» и  др.

Таким образом, выявленные нами черты,
характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о
Петре и Февронии Муромских» к жанру фольклора.

Наша вторая точка зрения:
«Повесть…» можно рассматривать  как житийное произведение.

Житийная литература была очень популярна
на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие
о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были
расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

1.Вступление, в котором объяснялись
причины, побудившие автора начать повествование.

2.Основная часть- рассказ о жизни святого,
его смерти и посмертных чудесах.

3.Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику
святых.

В ходе исследования мы выявили следующие
черты житийного жанра.

1.Автор прославляет святых, создавая
идеальные образы. (Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая,
преподобная, блаженная).

2.Есть похвальное слово святым: «Мы же по
силе нашей да воздадим похвалу им…

3.Любовь героев к Богу, почитание героями
Библии.

4.Чудеса, которые творят герои (Феврония
исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали
пышными деревьями).

5.Необычная смерть и посмертные чудеса
(верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после
смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких
недугов).

В повести используется лексика,
характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди
Господние, чадолюбивые и т.д.

Но  в повести нет традиционного для
житийного жанра построения произведения (лишь финал — классический образец
жития).

И поледнее, в произведении присутствуют
элементы исторической повести
.

Жанр произведения определен в названии:
«Повесть». В ходе исследования отметили следующие жанровые особенности:

1.Указаны конкретные места действия: город
Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

2.Герои повести — реальные люди. Князь,
прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей
невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной
быстротой.

3. Детали. Например, Феврония обматывает
нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала
вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное
душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым
человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

4.На первый план выдвигается личность
крестьянки.

5.Тема социального неравенства.

6.Идея произведения – любовь – это
великое, всепобеждающее чувство.

Таким образом, в данном произведении есть
элементы исторической повести.

— Итак, как же мы с вами определим жанр произведения?  «Повесть о
Петре и Февронии Муромских»- это фольклорное или литературное произведение?
Можно ли назвать это произведение житием?

-Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.

4. Актуализация знаний.

4.1

-Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями
повести. Князь Петр для писателя – воплощение  справедливой княжеской
власти: рассказав о правлении Петра, автор показал, какой должна быть эта
власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по
заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для
автора.

— Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал
осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр
стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

— Так почему же автор делает Петра главным героем? (Петр
раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд
в вере).

— Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку
не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по
происхождению, а по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди
мудрые, чистые, верные). В этом и состоят нравственные идеалы и заветы Древней
Руси.

— Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?
(Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум,
верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и
приняли ее).

— Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность,
не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр
убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с
великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и общались через
слуг).

— В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной
любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга,
умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти,
наперекор тем, кто пытался их разлучить).

— А каково, по вашему мнению, отношение автора к Петру и Февронии?
( Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь,
благородство, преданность).

-В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности
утверждаются в ней?  Каковы заветы литературы Древней Руси?

-Эта повесть – гимн вере, любви, верности.

— Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность,
религиозность.

-Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви- основная идея
повести.

4.2

Сочинение-миниатюра «Как меня изменила «Повесть о Петре и
Февронии Муромских»?(2-3 предложения)

4.3

Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.

5.Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос «Какие смейные ценности актуальны в
наше время?»

6. Рефлексия.

— Чем запомнился вам сегодняшний урок?

— Чем обогатила вас история  Петра и Февронии?

— О каких вечных темах мы говорили сегодня?

— Нравственные заветы Древней Руси. Нужны ли они сегодня?

Урок литературы в 7 классе

«Повесть о Петре и Февронии Муромских.»

Ход урока.

1.     Оргмомент:
приветствие, позитивный настрой на работу.

2.    
Вступительное слово учителя:

— Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще
раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

(Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с
помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской
иконописи)

-Как вы думаете, изображение на иконах — это
изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или
нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по
отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

-Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к
лику святых, потому что они были   образцом нравственных и духовных ценностей.)

-Кто такой святой? (Святой – это человек,
посвятивший себя богу.)

-Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший
себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь
и веру особых даров, например, дара чудотворения.

3.  Сообщение темы
урока.                                      
                                                            

   — В истории христианства остались имена множества
людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и
мужеством в страданиях.

   Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной
древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к
муромо-рязанскому циклу, — «Повестью о Петре и Февронии».

    Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях
между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на
Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

    Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история
отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и
трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и
характер героев.

С этим произведением мы с вами уже познакомились.

Цель
нашего сегодняшнего урока:
— рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; мы попробуем определить, каков же
герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить
духовный портрет Петра и Февронии.

4.
Работа с эпиграфом.

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»

— Как вы
понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и
что такое нравственность?

(Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе.
Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным,
добрым и т.п.  Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все
времена для всех людей.  Читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

—  Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в
конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это
замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его
предыстория?

 5.История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

(в костюмах средневековых русичей)

ХVI век… — время образования единого Русского
государства.

 За объединением Руси последовало объединение русской
культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней
составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных
томов.  Он назывался «Великие Четьи-Минеи»
(В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ
ЧТЕНИЯ).
И
Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о
прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами.
Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не
может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд
явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней.
 Оно и
послужило основой для повести.
Псковский Священник Ермолай
(в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о
Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале
13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она
излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить.
Много злобы претерпели они со стороны бояр, но
прожили счастливо до конца своих дней.
Состарившись, они оба приняли монашество и умерли
в один день и час
25 июня 1228 года.

 «Повесть
о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии
на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в
которых эта история излагается во множестве вариантов.

Слово учителя:

-Ребята, в речи наших русичей встретились слова: митрополит,
«Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают? (словарная работа)

Митрополит – в русской православной церкви
священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие
Четьи –Минеи»

сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его
заповеди.

Праведный,
праведник
—  святой, пребывавший не в монашестве, а в
обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночествобуквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок
православный монах.

Канонизация
– причисление к лику
святых.

Вопросы на закрепление полученной информации:

-Когда была написана «Повесть…»?  (Она была написана после
канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

— Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве
Еразм))

— Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

6.
Проверка домашнего задания.

Жанровое
своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении.

— Повесть
о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий
все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи».
Почему? Ответ   на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.

-Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки,
повести и жития)

-Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное
произведение с установкой на вымысел)

-Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных,
бытовые)

-Дайте определение повести.

(Повесть — эпическое произведение, которое меньше по
объёму, чем
роман,
и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.)

-Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

-Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

-Какую структуру имели жития?

  • Вступление, в котором объяснялись причины,
    побудившие автора начать повествование.
  • Основная часть – рассказ о жизни святого, его
    благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях
    во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
  • Завершалось житие похвалой святому.

-А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты
сказки, повести и жития вы нашли в произведении?

Сказка

Житие

Повесть

Сказка — произведение устного народного творчества               о
вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни
святых,

 их деяний.

Жития имели определенную структуру.

По́весть —
прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

—  Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил
князь по имени Павел»

 —  Не указано точное время, оно   отсчитывается от последнего
события: «через год», «через день», «на следующее утро».

  —  Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе,
вторая – на сказку о мудрой деве.

 —  Есть волшебные вещи: агриков меч.

 —   Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

 —  Загадки и хитроумные испытания.

 —  Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева);
повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

—  Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного
жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину,
испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а
создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

 —  Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

 —  Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к
Богу.

 —  Необычная смерть и посмертные чудеса
(пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались
после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от
самых тяжких недугов).

—  Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению
Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

—  Достоверность «Повести…» придают названия
конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

 —  Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале
13 века, умерли в 1228 году).

 —  в центре произведения —  образ простой крестьянской девушки,
которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

 —  в повести отражен один из острейших конфликтов
XVI века — история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в
междоусобице.

—  Итак, каков жанр у этого произведения?

(Делается вывод по определению жанра: в этом
произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической
повести)

7. Работа с текстом
произведения.

       Первая часть повести:

 С чего
начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).

—  Кто и каким
образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?

(Дьявол, который пытается действовать через его жену.
В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня — на блуд).

 Как можно
назвать отношения между Павлом и его женой?

(Доверительные, открытые, случившаяся беда — общая
беда, пути преодоления ищут сообща).

 С кем ещё у
Павла были такие же доверительные отношения? (С его братом Петром)

 Как можно
оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со
змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)

Как попадает меч в
руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.

—  Что этим
подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры,
молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую
молитву, попросив о помощи в праве дном деле. По молитве и вере его приходит
помощь).

 Что случилось
с Петром после победы над змеем? (Он заболел).

 Прочитайте,
как заканчивается первая часть.

Вторая часть повести:

 Что стало
поводом знакомства Петра и Февронии?


Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве.

Прочитайте в повести загадки Февронии.

— Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на
третью.

— С какой целью автор использует их здесь? (для
характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом
девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).


Прочитайте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.


 Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?


Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а значит, какой чертой
характера он обладает?


 Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество,
добросердечие, кротость, смелость — настоящие качества мужского характера).


Когда слуга назвал Февронию «девой мудрой»?


Как Феврония убедила Петра в своей мудрости?


Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной
девушке? (Он не верит)


Думает ли он об обязательстве жениться?


Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми
дарами).


Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.

— 
Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами?


Что же привлекло Петра в Февронии? (Ум, душевная красота; она не
приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь,
излечивает его», значит,- милосердна).


Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на
небесах…  Как об этом говорит автор? Прочитайте


Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть,
спесь, чванливость, корысть — причины ненависти бояр и их жён).


Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?


Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по
законам божиим).

Почему Петр и
Феврония вернулись в город?


 Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги?
Прочитайте.


В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и
Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).


Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в
одном гробу).


Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и
даже смерти?


 Как это характеризует Февронию и Петра?

8. Обобщение (групповая работа)

-Итак, сделаем выводы: обратимся к образу Петра и охарактеризуем
его (1 группа)

Задание: из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в
характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые
подтверждают эти качества в герое.

Смелость, храбрость

Религиозность

Кротость и верность заповедям Божьим

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

-Назовите
значение имени Петра * Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный,
преподобный, смиренный, чистосердечный

-Что
означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?

Мы считаем, что у читателей к Петру складывается двоякое отношение: с
одной стороны, он побеждает змея – оборотня, услышав от старшего брата, что
змей назвал Петром человека, от которого он примет смерть, он готов стать
именно этим Петром, даже не имея Агрикова меча, ходит в церковь, молится,
терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на
Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет
Петру поступить иначе. Кто же помогает исцелится герою от этого недуга?
Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви
Февронии.

Итак,
мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим
людям.

— А что вы можете сказать о Февронии? (2 группа)

Задание: из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в
характере Февронии; в качестве доказательства подберите те поступки, которые
подтверждают эти качества в героине.

Феврония
— святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет
в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость
девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для
своего князя. Характер главной героини многогранен.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Ум

Чудесный дар

Верность

Нравственная чистота

Способность самоотверженно любить

Феврония
также характеризуется через поступки.


 — Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не
знатную, а крестьянского происхождения? (Он учил ценить людей не по
происхождению, а по их поступкам.)

Д.С. Лихачев отмечал:

«Животворящая сила
любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья
по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного
ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей.
В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония
оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».

3 группа:
 — Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое
происхождение? (И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра
верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий. )


— Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?
— Какие Божьи заповеди были нарушены в повести боярами?. Заполните таблицу.

Заповеди

Подтверждение
из текста

Не
лги

Не
пожелай жены….

Не
убий

Не
прелюбодействуй…


Последовало ли за черными делами наказание бояр?

Из
этого можно сделать вывод, что зло всегда наказуемо. И каждый человек ответит
за свои проступки перед Богом.

Подведем итоги . Рефлексия.

Чем запомнился вам сегодняшний урок?

Чем обогатила вас история Петра и
Февронии?

О каких вечных темах мы говорили сегодня?

— В чем основное
значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта —
гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры,
мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

—  Жизнь святых Петра и Февронии — это пример, достойный подражания,
заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

    Ермолай-Еразм из глубины веков поведал нам о культуре отношений
между мужчиной и женщиной, существовавшей семь веков назад. Жизнь по
заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность
– ценности, над которыми не властно время.

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи,
любви и верности
. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008
году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран
для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля
память покровителей семейного счастья.

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы
поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни
или попросить о даровании семейного лада и счастья.

 — Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь
оказались востребованными обществом?

Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ
век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся
жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том
числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия
её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч
беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании,
преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи
и супружества глобализацией!

Прослушивание песни «Пётр и Феврония»    в исполнении хора  «Пересвет» (солист
Владислав Косарев).

Выставление
оценок.

-Ребята,
вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали…

Домашнее задание.

Написать
небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои
древнерусской повести о Петре и Февронии».

Доброе утро!

В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

  • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
  • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
  • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
  • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

«Иностранные агенты» и другие неугодные

  • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
  • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
  • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
  • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
  • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
  • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
  • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
  • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
  • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
  • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

Новости рунета

Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

Вокруг Украины

В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

«Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

В Беларуси

Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

Вокруг света

ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

Ссылки для чтения

  • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
  • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
  • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
  • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
  • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
  • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

Искренне ваши,
Семь Сорок

Урок 10 Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Цели:

1. Образовательная:

  • раскрыть образы святых Петра и Февронии;

  • показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

  • помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

  • показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

  • развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

  • совершенствовать навыки характеристики героев;

  • формировать умение находить цитаты в тексте

3. Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

  • воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

  • посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие)

2. Сообщение темы урока.

— В истории России остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония

— Работа с эпиграфом

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность? (Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

— Кто сформулирует тему урока?

Тема нашего урока: Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

С содержанием этого произведения вы уже познакомились (домашнее задание было прочитать)

Цель нашего сегодняшнего урока: рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; мы попытаемся составить портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

3. Проверка индивидуального домашнего задания

— Предлагаю мысленно представить древнерусское государство, далекий ХVI век и узнать предысторию замечательного произведения «Повесть о Петре и Февронии», кто же ее написал.

Индивидуальные сообщения учащихся (Слово двум ученикам, заранее подготовленным, которые подготовили историческую справку)

4. Словарная работа

Ребята, в речи наших выступающих встретились слова митрополит, «Великие Четьи – Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация. Давайте прочитаем, что они означают

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи – Минеи» — сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество — буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых

5. Письменная работа в тетрадях на закрепление прослушанного

— Ответьте на вопросы (в тетрадях) и проверьте, насколько внимательно вы слушали

1) Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

2)Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))

3) Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю — Еразму? (митрополит Макарий)

4) Где происходит действие «Повести…»? ( Муром, село Ласково)

6. Взаимопроверка работ

7. Кратко пересказать сюжет

8. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении

— Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.

— Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития; подтвердить на примерах, 1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития (смотреть в статье учебника), 3 ряд – черты повести)

Ответы учащихся:

1 ряд: сказочные элементы этой повести.

  • Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

  • Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

  • Как и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.

  • По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

  • Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

  • Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

  • Волшебные предметы (например, Агриков меч, от которого гибнет Змей)

  • Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”)

2 ряд: жития имели определенную структуру:

  • вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

  • основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

  • завершалось житие похвалой святому

3 ряд: черты повести присутствуют в произведении:

  • исторически точны названия мест ;

  • рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

  • детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров

— Назовите черты жития в этом произведении (автор прославляет святых, создавая идеальные образы)

— Какими эпитетами автор награждает героев? (Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония — святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная)

— Что означают слова «блаженный», «преподобный» и «смиренный»?

(Блаженный – благой, добрый.

Преподобный — святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями)

— В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

— Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)

— Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

— Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? ( Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

— Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога.

Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

9. Характеристика образов главных героев.

— Перейдем к анализу художественных образов.

Цель нашей беседы — составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии, что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием — творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

В тетрадях разделить на две колонки страницу. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, а в правой — все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

— Обратимся к образу Петра.

— Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите. (Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

— Что мешает ему поступить иначе? (Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

— Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

— Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

— Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

— Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

— Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

— Обладает ли ими Петр? Запишем их.

— Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

— Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом. Верность заповедям Божьим, вера в Бога (благочестие, религиозность)

  • Петр молится в церкви.«Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…»

  • Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»

Мудрость

  • Догадался, что змей – не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел»

Любовь и верность к близким

  • Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч»

Был верен Февронии

  • «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром»

Умение прощать. Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

  • «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим»

Справедливый правитель

  • «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа»

Характеристика Февронии

— Таким образом, мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

— Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

— Заглянем в дом к Февронии. Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

— С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)

— Назовите ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

— Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.

— Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

— На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде? (В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

— О чем это говорит? О какой черте характера это говорит? (О добросердечии, о ее добром сердце, ее доброте)

— Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

— За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз — значит милосердна).

— Правильно, ребята. А что означает слово милосердие? (Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.

— Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера — мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

— Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

— Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

— В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

  • Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

  • Уходя из Мурома, берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

Кротость, смирение.

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

— Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии? (Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти)

10. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

— Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

— А какими нравственными качествами обладает Феврония?

11. Домашнее задание.

Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание

12. Итоги урока

— Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.)

— Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)

— Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию, и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. В честь этого праздника была учреждена медаль «За любовь и верность» ( Медаль и памятники)

Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

— Вернемся к нашему эпиграфу: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— В чем основная ценность книги? (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности, гимн семье )

— Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

— А в современное время эти качества ценятся?

— Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

— Какова же основная идея повести?

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

— А в заключении нашего урока прозвучит «Гимн семьи , любви и верности» (Звучит гимн «Петр и Феврония»)

13. Выставление оценок

— Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо за урок!

Информация для сообщения

ХVI век — время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался «Великие Четьи — Минеи» (в переводе с греческого – ежемесячные чтения). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.


Тест по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1. В каком городе происходит действие?

1) Муром 2) Киев 3) Новгород 4) во всех перечисленных

2. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

1) Олег 2) Владимир 3) Павел 4) Петр

3. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

1) Пучок льна 2) станок 3) Сорочку и полотенце 4) Агриков меч

4. От чего тело Петра покрылось струпьями?

1) от вражьей крови 2) от деяний жены своей 3) от неправильного лечения 4) от высокомерия своего

5. Кем работали брат и отец Февронии?

1) Лесорубами 2) древолазами 3) плотниками 4) столярами

6. Что попросила Февронья у бояр?

1) Богатства 2) часть государства 3) Агриков меч 4) супруга Петра

7. Какой ручной зверь жил у Февронии, героини «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

1) белка 2) заяц 3) лиса 4) ёж

8. Во что превратились крошки хлеба в руке княгини Февронии, героини «Повести о Петре и Февронии».

1) в жемчуг 2) в золотые монеты 3) в ладан и фимиам  4) в самоцветы

9. В какой день умерли святые блаженные Пётр и Феврония?

1) 25 мая 2) 25 июня 3) 25 июля 4) 25 августа

10. Что должна была сделать из пучка льна Феврония, героина «Повести о Петре и Феворинии Муромских»?

1) сорочку 2) порты 3) полотенце 4) плащ

11. Какими именами нареклись в монашестве святые Пётр и Феврония?

1) Павел 2) Давид 3) Елена 4) Ефросинья

12. По какой реке плыли князь Пётр и княгиня Феврония, герои «Повести о Петре Февронии Муромских»?

1) Дунай 2) Днепр 3) Волга 4) Ока

Ответы:

1- 1

2- 3

3- 4

4- 1

5- 2

6- 4

7- 2

8- 3

9- 2

10- 1,2,3

11- 2,4

12- 4

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» (7 класс)

1. Кто является автором повести?

а) древний неизвестный летописец б) монах Нестор

в) писатель Ермолай Еразм

2. Определите жанр произведения.

а) житие б) сказание в) бытовая повесть

3. Черты, каких фольклорных жанров, проявились в «Повести о Петре и Февронии»?

 а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча

4. Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести?

а) волшебный конь

б) борьба со Змеем

в) встреча с мудрой девой

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести?

а) рассказ о благочестивых родителях

б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни

в) построение храма, церкви

6. Какова функция загадок в повести?

а) подчеркнуть связь с фольклором

б) показать мудрость героини

в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной

7. В каком городе происходит действие?

а) Муром б) Киев в) Новгород

8. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

а) Олег б) Владимир в) Павел

9. В чём тайна смерти злого змия?

а) тайну смерти не знал сам змий

б) его ждала смерть от Петрова плеча, Агрикова меча

в) смерть была на конце иглы

10. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

а) пучок льна б) сорочку, порты и полотенце в) Агриков меч

11. От чего тело Петра покрылось струпьями?

а) змий забрызгал его своей кровью

б) от деяний жены своей

в) от неправильного лечения

12. Чем занималась Феврония, когда слуга Петра впервые приехал в село Ласково? 

а) занималась по хозяйству; б) ткала полотно; в) вышивала

13. Кем работали брат и отец Февронии?

а) лесорубами; б) древолазами; в) плотниками

14. При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра?

а) Пётр должен был жениться на Февронии

б) он должен был истоптать три пары железных сапог 

в) он должен был её богато одарить 

15. Что попросила Февронья у бояр?

а) богатства; б) Агриков меч; г) супруга Петра

16. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии?

а) мудрость; б) любовь; в) смирение

17. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она

а) была мудрее их; б) имела дар целительства; в) была незнатного рода

18. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром?

а) город стал процветать; б) в городе начались усобицы

в) ничего не изменилось

19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить тела Февронии и Петра? 

а) жестокими; б) неразумными; в) трусливыми

20. Что происходило в гробах героев после их смерти?

а) зажигались свечи; б) исцелялись больные

в) умершие соединялись в одном гробу
21. Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета? 

а) Павел и Фёкла; б) Давид и Ефросиния; в) Владимир и Василиса 

22. Как можно понять финал повести?

а) торжество любви; б) чудо как награда за благочестие

в) сказочный финал

Ответы к тесту

1. в

2. в

3. б, в, г, д

4. б, в

5. а, в

6. б, в

7. А

8. в

9. б

10. в

11. а

12б

13 б

14а

15г

16б

17б

18б

19б

20в

21б

22а

Блиц-опрос по тексту «Повесть о Петре и Февронии»

1. Кто написал «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
а) Нестор; б) Аввакум; в) Ермолай-Еразм;+ г) Епифаний Премудрый.

2. Назовите век, в котором была создана «Повесть о Петре и Февронии Муромских»:
а) 10; б) 12; в) 15; г) 16.+

3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – это:
а) житие; б) бытовая повесть;+ в) воинская повесть; г) легенда.

4. Назовите имя князя, который правил Муромом до Петра:
а) Петр; б) Павел;+ в) Игорь; г) Владимир.

5. Какой чудовище явилось жене князя?
а) летающий змий;+ б) Идолище Поганое; в) черт; г) голубой дракон.

6. Кто подослал к жене князя чудовище?
а) дьявол;+ б) князь; в) враги; г) ангелы.

7. Кем представился явившийся к жене князя?
а) демоном; б) поклонником; в) князем Павлом;+ г) отцом.

8. О чем жена князя Павла спросила летающего змия?
а) о том, сколько у них будет детей; б) куда пропал ее сын;
в) сколько ей осталось жить; г) от чего может быть смерть князю.+

9. Кого Павел попросил убить змея?
а) колдуна; б) епископа; в) воеводу; г) Петра.+

10. В каких отношениях состоялись князь Павел и Петр?
а) кумовья; б) братья;+ в) отец и сын; г) дядя и племянник.

11. Как назывался меч, который показали князю?
а) Аничков; б) меч Авгаря; в) меч-кладенец; г) Агриков меч.+

12. Кто показал князю меч?
а) отец; б) жена; в) ребенок;+ г) дьявол.

13. Кого летающий змий перед смертью обрызгал кровью?
а) Павла; б) Петра;+ в) жену Павла; г) сына Павла.

14. Что появилось на теле Петра там, куда попал кровь змия?
а) ожоги; б) язвы;+ в) чешуя; г) кровоточащие раны.

15. Как называлось место, где слуга отыскал Февронию?
а) Лысково; б) Ласково;+ в) Доброво; г) Любимово.

16. За каким занятием слуга застал Февронию?
а) за вязанием; б) за шитьем; в) за ткачеством;+ г) за плетением лаптей.

17. Отец Февронии был:
а) священником; б) древолазом;+ в) лесником; г) земледельцем.

18. Что собирал отец Февронии?
а) плоды; б) шишки; в) мед;+ г) сухие ветки.

19. Какую услугу Феврония могла оказать Петру?
а) исцелить его;+ б) помолиться за него; в) дать ночлег; г) накормить.

20. Что Феврония попросила у Петра в качестве награды за оказанную помощь?
а) десять золотых монет; б) жениться на ней;+ в) помолиться за нее;
г) ничего.

21. Что Феврония дала Петру?
а) клубок шерстяных ниток; б) веник для бани; в) сосуд с хлебной закваской;+ г) сушеную траву.

22. Куда, по слову Февронии, Петр должен был пойти далее?
а) в баню;+ б) домой; в) в лес; г) в церковь.

23. Пучок какого растения Петр послал Февронии?
а) полынь; б) хлопок; в) черемуха; г) лен.+

24. Что Феврония послала Петру?
а) обрубок полена;+ б) камень; в) цветок; г) пирог.

25. Кто осуждал князя Петра за женитьбу на простой девушке?
а) родители; б) бояре;+ в) крестьяне; г) духовенство.

26. Как князь Петр отреагировал на недовольства его браком?
а) казнил всех, кто был против;
б) оставил престол и уехал с женой из Мурома;+
в) не обратил на это внимания;
г) отказался от Февронии и женился на другой.

27. Назовите реку, по которой оправились из Мурома Петр и Феврония?
а) Нева; б) Волга; в) Днепр; г) Ока.+

28. Какой фольклорный жанр встречается в повести?
а) загадки;+ б) сказка; в) былина; г) частушка.

29. С какими именами Петра и Феврония приняли монашеский постриг?
а) Павел и Екатерина; б) Давид и Ефросиния;+
в) Владимир и Василиса; г) Андрей и Ангелина.

30. Когда Петр и Феврония Муромский умерли?
а) 2 мая; б) 5 апреля; в) 25 июня;+ г) 12 августа

  • Рассказ о папе 3 класс по литературе
  • Рассказ о памятнике медный всадник
  • Рассказ о памятнике ленина 4 класс
  • Рассказ о памятнике великой отечественной войны
  • Рассказ о памятнике неизвестному солдату